Кто создал легенду о вампире дракуле. Влад Цепеш: каким был граф Дракула на самом деле

Кто создал легенду о вампире дракуле. Влад Цепеш: каким был граф Дракула на самом деле

Интересные факты из жизни Влада Дракулы

Влад III Цепеш (Дракула) — господарь Валахии (родился примерно в 1431 г — смерть 1476 г)

Влад Дракула (Дракул) – реальное исторической лицо XV века. Жизнеописание господаря Дракулы интересно, трагично и основано на сведениях, которые содержатся в сербских, польских, византийских и даже русских хрониках. Великий московский государь Иван III приказал записать историю господаря Дракулы, по прозванию Цепеш (именно господаря, а не графа!) в назидание потомкам. Многие из историков считают: эти записки внимательно изучил в юности Иоанн Васильевич IV, впоследствии получивший прозвище Грозный.

Известный гуманист и поэт кардинал Эней Пикколомини (1405–1464), путешествуя по Европе, лично встречался с Владом Дракулой. В своем сочинении «Космография» кардинал так описывает его внешность: «Человек среднего роста, с высоким лбом и лицом, резко сужающимся к подбородку».

К этому описанию добавим, что Влад III Цепеш и все остальные представители рода Дракулэшты, в том числе ныне здравствующие, бледностью и другими недугами вампиров никогда не страдали. Сам Влад в действительности не отличался высоким ростом, однако обладал огромной физической силой. У него были большой орлиный нос, широченные плечи и толстая шея. На голове была пышная шевелюра темных волос. По сведениям хронистов, Влад был прекрасный наездник и великолепно владел холодным оружием. В молодые годы он стал победителем престижного рыцарского турнира в Нюрнберге в Германии.

Предки Влада пришли в Румынию и Молдавию из Венгрии в XIII веке. Они переняли язык и веру новой родины, став ее властителями. В центре Кишинева стоял памятник господарю Молдавии Мирче Старому – деду Влада II. Валахия была основана в 1290 году.

Ровно через 100 лет на свет появился незаконнорожденный сын господаря Мирче, которого назвали Владом. Он отличался отвагой и храбростью в сражениях, то и дело гремевших в тех краях. Народ прозвал его Дракулой, и в этом прозвище даже нет намека на мистику: Влад II Дракула состоял в тайном рыцарском ордене Дракона, верней даже, поверженного дракона. Нет ничего тайного, что не стало бы явным: об ордене узнали многие, в том числе и турки.

В конце 1431 г. у Влада II родился сын, который в честь отца также получил имя Влад.

«Валашская собака стала старой и плохо слушается хозяина», – сказал султан визирям, кинув на золотое блюдо шелковый зеленый шнурок.
Это был приговор. Влад II стал господарем Валахии, заняв трон своего отца, который умер по желанию и приговору турецкого султана.

«Посмотрим, помогут ли новому валашскому господарю рыцари-драконы в сражениях с воинами ислама, – ехидно засмеялся великий визирь. – Чтобы не умышлял против падишаха, пусть отдает сына в заложники!»


Так, совсем еще мальчиком, будущий Влад III Дракула, прозванный в последствии Цепешем («цепеш» в переводе на русский означает «кол»), стал заложником султана.

В те времена, что бы удержать в повиновении все время готовых взбунтоваться вассалов, турки брали в заложники их детей и казнили лютой смертью при первых же проявлениях непокорности их родителей. Часто мальчиков вначале оскопляли, а потом отправляли в гарем и только через некоторое время убивали. Жизнь заложника постоянно висела на волоске. Довелось оставить отчий дом и получить воспитание при дворе султана.

Долгих 7 лет, внешне сохраняя смирение, юноша томился в плену и лишь после смерти отца и старшего брата получил свободу.

– Ты займешь место родителя, – отпуская Влада, благосклонно кивнул ему великий визирь. – Не делай ошибок, если хочешь сохранить жизнь и власть.

Он не знал, что пройдет совсем не так много времени и молодой валашский господарь, хорошо усвоивший уроки турецкой жестокости, станет наводить на мусульман панический ужас и получит от них прозвище Казыклы – Протыкатель!

Боже, что это за свобода! Недавнего заложника, оплакивавшего смерть отца, отпустили под конвоем с условием сохранения покорности османам и выплаты дани. Влад отправился домой вместе с приставленными к нему чиновниками, соглядатаями и стражей. Но, оказавшись в родном городе Сегишоаре – на территории современной Румынии, Дракула тут же скинул маску покорности: он изгнал всех турок и под страхом смерти запретил появляться им в своих владениях. Это оказалось не пустой бравадой 19-ти летнего юнца, жаждавшего отомстить!

Своим опорным пунктом Дракула избрал город Брашов и стал готовиться к долгой и кровопролитной войне. Другой его опорный пункт находился в Тирговиште, стоявшем на высоком берегу реки Яломирцы. Одновременно господарь Влад III активно занимался внутренними делами своего государства.

У турок Влад перенял жестокий способ казни сажание на кол. Исторические хроники отмечают: палачи Дракулы достигли такого виртуозного искусства (если жестокие убийства возможно назвать искусством), что кол проходил сквозь тело человека, минимально задевая внутренние органы. Жертва в течении длительного времени мучилась, прежде чем умереть. Чтобы продлить агонию, на кол прибивали специальную перекладину, дабы тело до конца не село, как на шампур, и жертва быстро не могла умереть.

В скором времени Влад собрал во дворце на пир всех бояр вместе с семьями, – всего гостей, по свидетельствам хронистов, насчитывалось до 500 человек. Пировали в Тирговиште. Якобы Влад III справлял свое восшествие на престол. Во время застолья, когда вино лилось рекой, господарь с невинным видом лукаво поинтересовался у порядком захмелевших гостей:

– Скажите, бояре, много ли господарей вы порешили?
– Много, господарь! – наперебой загомонили гости. – Не одного и не двух.
– Прекрасно, – усмехнулся Дракула. И гневно закричал: – Они все убиты, как мой отец и старший брат. Убиты потому, что вы постоянно плели заговоры и с потрохами продались туркам, став слепыми исполнителями их воли. Предатели! Теперь в моем государстве появится новая знать! Эй, стража! Взять их всех!

Тех, кто старше, невзирая на пол, господарь велел посадить на кол. Остальных собрал на дворе своего дворца-замка и мрачно сообщил им:
– Пойдете пешком под конвоем в Поэнри. Там построите крепость на вершине холма, что над рекой. Кто выживет, пусть считает себя счастливцем. Строить день и ночь. Нерадивых ждет кол!

По сути Влад III отправил бояр-недругов на каторгу.

Господарь искренне считал: все граждане должны обязательно трудиться на благо родины, а потому тех, кто не мог делать это, – бедняков, нищих, больных и воров – не жаловал.

Однажды господарь обратился с речью к городским попрошайкам – калекам и нищим:
– Хотите навсегда избавиться от гнетущего чувства голода и не стучать зубами от холода?
Услышав, как нищие и калеки в ответ одобрительно загомонили, Влад III предложил:
– Идите ко мне, станьте моими гостями.
Братию нищих попрошаек, мелких воришек и калек угощали на славу в большом сарае. Когда «гости» порядком захмелели, Влад незаметно вышел и дал условный знак дворцовой страже. Вымуштрованные им воины быстро заколотили окна и двери, а потом запалил сарай с 4-х углов. Быстро поднялось высокое пламя, затрещали в огне сухие доски. Гул пожара заглушал вопли заживо сожженных.

Согласно версии других хронистов, господарь собрал вражеских соглядатаев в одном из старых замков и сжег его вместе с предателями. Эта версия более правдоподобная – у маленькой православной Валахии хватало врагов. Словно между мельничными жерновами она была стиснута мусульманской Османской империей с одной стороны и католическим королевством Венгрией – с другой.

Побывавшие в Валахии иностранцы с удивлением писали, что «в стране нет преступности». Все годы правления Влада III на площади его столицы стоял большой золотой кубок, из которого любой желающий мог выпить родниковой воды. Воровать панически боялись, зная, какая участь ждет вора – кол! Влад Дракула по прозвищу Цепеш воров не щадил. Это может показаться странным, но господарь пользовался любовью и доверием народа. Он видел в нем защитника, а новое боярство, созданное господарем взамен казненных изменников, стояли за своего господаря горой.

В особенности Влад не жаловал турок. Хронисты упоминают случай, когда прибывшим к нему посланцам султана господарь строго приказал:

– Обнажите головы! Вы во дворце православного господаря Валахии.
– Тебе лучше, чем другим, известно: нам не позволяет это сделать вера в Аллаха.
– Вы так истово верите, что готовы страдать за свою веру и пророка?
– Да, – твердо ответили турки, не зная, что замыслил вассал падишаха.
– Эй, стража! – хлопнул в ладони господарь – Взять их! Пускай палач прибьет им тюрбаны к голове гвоздями!

Одиночным казням господарь предпочитал массовые. Причем приказывал расставлять колья в виде разных узоров, а чаще всего – кругов. В особенности любил он казни во время пиров. Господарь сидел за столом, уставленным яствами и кубками с вином, и любовался, как на кольях корчатся от боли приговоренные.

Но не забывал Влад и о других видах казни: сдирал с преступников живьем кожу, кидал в кипяток. Обезглавливал, ослеплял. Душил, вешал, отрезал носы, уши, половые органы и конечности. После казней тела выставляли на всеобщее обозрение.

С особенным «трепетом» относился Дракула к женскому целомудрию. Жертвами его жестокости были девушки, лишенные девственности, неверные жены и нецеломудренные вдовы. Зачастую им вырезали половые органы и отрезали груди. Одной такой несчастной по приказу господаря вначале отрезали грудь, потом содрали с нее кожу и посадили на кол на главной площади, а ее содранную кожу положили рядом на скамью палача.

Впрочем, Дракула не только искоренил преступность и «прижал к ногтю» развратников. Он всеми силами защищал своих подданных от насилия еще более жестоких турок-поработителей.

Русские летописцы доброжелательней рассказывают о Дракуле, чем немецкие и, конечно, турецкие. Валахия и Московия направляли друг другу дипломатические миссии, большей частью состоявшие из православных священников. Ивану III льстило, что валашский князь лично писал ему письма на церковнославянском языке.

1462 год — Влад III Дракула неожиданно напал на турок и вытеснил их из долины Дуная.

– Бывший наш заложник проявляет непокорность? – узнав об этом, усмехнулся султан Мехмед II, по прозвищу Завоеватель. – Пусть мне принесут на блюде его голову!

Турки не могли потерпеть пренебрежения их силой, уже покорившей значительную часть Европы! В скором времени на владения Влада III выдвинулось двадцатитысячное янычарское войско, против которого Дракула мог выставить вдвое меньше бойцов. Зато они горели ненавистью к поработителям, а господарь успел не только изучить язык противника, но и узнать все его сильные и слабые стороны. Турки не знали о нем как о военачальнике практически ничего, тогда как у него был незаурядный военный талант. Господарь занял несколько хорошо укрепленных горных крепостей и взял под контроль основные перевалы.

Навстречу османам он отправил отборный отряд сорвиголов, велев им любой ценой захватить в плен турецкий авангард. Вскорости храбрецы вернулись и привели пленных янычар. Господарь радовался.

Утром застучали топоры – острили колья и вбивали их у стен Тирговиште. Связанных янычар стали сажать на колья. Белюк-баши, офицеры янычарского корпуса получали последние почести: их колья золотили охрой.

– На Валахию! – прорычал Мехмед II, узнав о судьбе янычар. – В поход! Никого не щадить, и валашского господаря, как собаку, посадить на цепь.

Но господарь успел хорошо подготовиться к нашествию турок. Расположив отряды по пути следования османской армии, он нападал в самые неподходящие для врага моменты – на переправах или ночью. Сорокатысячная армия турок отступила, а Влад обошелся малыми потерями.

В третий поход султан двинул на Влада III Цепеша 250 000 воинов: больше, чем население Валахии, включая женщин и детей. Господарь против врага выставил армию численностью 40 000. Дракула избегал масштабных столкновений, предпочитая партизанскую тактику. Лично производил разведку и в основном обходился силами своей гвардии. Переодеваясь в турецкую одежду, Влад Цепеш со товарищи налетал по ночам на вражеский стан, поджигал костры, рубил турок. Начиналась паника, турки спросонья убивали своих же, а гвардия Влада исчезала во тьме.

Как-то раз после особо кровопролитного набега на лагерь отборная турецкая конница бросилась вдогонку за отрядом ночных валашских «оборотней», а вся османская армия двинулась вслед авангарду. Когда рассвело, глазам турецких воинов предстало ужасное зрелище. 7 000 их всадников во главе со знатным воеводой Юнус-беем сидели верхом не на конях, а… на колах. В том же боевом построении, в каком преследовали Влада.

Отступая к столице, Дракула жег деревни и отравлял колодцы.
Подойдя к Тирговиште, султан увидал жуткую картину, известную в истории как «Лес из посаженных на колья». Перед городом вырос целый лес из кольев, на которые Влад посадил около 20 000 турок.

В знойном воздухе далеко распространялось зловоние от разлагавшихся на солнцепеке тел казненных.

– У мужа, способного на такие деяния, невозможно отобрать страну, – сказал потрясенный султан.

Как всегда, свою гнусную роль сыграло предательство. Турки отступили, но не отступились. Их четвертый поход на Валахию все же завершился поражением господаря.

Дракулу предали все: и наемники, и трансильванцы, клявшиеся в верности. Молдаване не спешили с помощью. Даже родной брат Раду принимал участие в походе на Валахию в составе турецкой армии.

Многие бояре, еще недавно стоявшие за господаря горой, присоединились к туркам. Они загнали Влада в крепость Поэнри. Жена князя предпочла смерть позору плена и выбросилась с высокой башни. Турки захватили крепость, но Влад смог бежать через подземный ход.

Для своего времени Влад III Цепеш был блестяще образованный человек: он владел турецким, венгерским, латинским, немецким и русским языками, читал книги, обладал бойким пером и любил философию. Не найдя другого выхода, Дракула направился искать помощи у короля Венгрии Матиаша Корвинуса.

Увидев обеспокоенного валашского господаря, потерпевшего поражение в кровавой борьбе с турками, Матиаш обрадовался – теперь Влад в его руках! Он арестовал его и велел заточить в темницу.

Годы заточения Дракулы подробней всех описал русский дипломат Федор Курицын, дьяк великого князя Ивана III. Первый период неволи Влад просидел в темнице, где проявил еще один из своих многочисленных талантов: тачал сапоги, которые охранник продавал на рынке. Это существенно пополняло скудный рацион знатного пленника.

Дьяк Курицын свидетельствует: Влад долгие годы пребывал в темнице и стойко держался православной веры, хотя Матиаш все время уговаривал его принять католичество, суля свободу, возвращение трона и руку своей кузины. Русский летописец освобождение Дракулы связывает с тем, что все-же принял «латинскую прелесть» (католичество). Однако последние исследования доказывают: Влад не изменил православию! Милость Матиаша объясняется просто: король Венгрии, получая от римского папы деньги на войну с неверными, злоупотреблял «нецелевым использованием». Он освободил ярого борца с исламом, чтобы его руками жар загребать.

По свидетельствам западных хронистов, Дракула и в темнице заострял ножом прутики и насаживал на них крыс, мышей и птиц. Якобы обретя свободу спустя 4 года (по другим данным, лишь спустя 14 лет), он женился на сестре короля и жил в обычном доме.

1476 год — получив помощь трансильванцев и молдаван, Влад вторгся в пределы Валахии и снова смог захватить власть. Когда союзники вернулись домой, турки сочли этот момент подходящим и напали на Валахию. Господарь стойко сопротивлялся, но погиб в битве под Бухарестом примерно в 1480 г., 46 лет от роду. Якобы он стал жертвой собственного маскарада, – привычно переодевшись турком, господарь пошел в разведку, а когда вернулся, свои воины приняли его за вражеского лазутчика и убили, проткнув копьями.

Бояре отрубили голову Влада III, чтобы сохранить свои головы (по крайней мере, такова легенда), и отправили ее в подарок турецкому султану. Это родило впоследствии поверье: вампиры умирают от осиного кола и отделения головы от тела. Но румынские крестьяне и сегодня верят – Дракула жив! Археологи, проводившие раскопки у алтаря церкви в Снатовском монастыре, где якобы похоронен Влад III Цепеш, не обнаружили в склепе его тела. Зато в тайном склепе нашли скелет с короной на черепе и ожерельем с изображением дракона. Дракула? Но который из них?

Замок на берегу реки Арджеш, где жил Дракула, по поверью, проклят. Около него по ночам воют волки, а в развалинах живет сонм летучих мышей.

Но есть и другая версия судьбы Влада III Дракулы, которую изложили некоторые хроники Западной Европы.

Согласно этой версии, роковую роль в жизни господаря сыграл все тот же Эней Пикколомини, с момента их первой встречи успевший стать папой римским Пием II. Он хотел войти в историю как глава церкви, при котором отвоюют Иерусалим и Гроб Господень. Лично зная Влада, папа считал, что только он подходит на роль предводителя войск в новом крестовом походе на неверных. Папа пригласил его в Рим, но господарь крайне неохотно покидал свои владения и отправил к папе вместо себя двоюродного брата.

Война – всегда большие расходы! Папа дал кузену господаря огромную сумму, с просьбой передать ее Владу, дабы тот вооружил собранные войска и двинул их на турок. Кузен поклялся все исполнить в точности. Кто знает, как повернулась бы судьба мировой истории, если бы мечты Пия II осуществились? Влад был очень талантливым полководцем и люто ненавидел турок! Но Судьба по своему вершит дело и сама избирает исторические пути.

Кузен использовал полученные от папы деньги, чтобы создать заговор против Влада. Сумев обмануть подозрительного и недоверчивого господаря, он сверг его с престола, совершив дворцовый переворот. Но казнить Цепеша он не решился, потому заточил его в крепость, приставив крепкую стражу.

Как всякий негодяй, узурпировавший престол, новый господарь все время искал для себя оправданий. Он снова начал платить дань туркам, а в 1464 году приказал выпустить книгу о том, какой жуткий злодей Влад Дракула. Некоторые действительные факты перемежались на страницах книги с откровенной ложью, нанятые новым господарем художники сделали натуралистические иллюстрации, производившие на современников неизгладимое впечатление.

До того времени практически не выпускали светских книг – типографские издания носили как правило религиозный характер. Новый господарь, в страхе перед свергнутым братом и в желании оправдаться в глазах современников и потомков, презрел все правила чести и моральные запреты. Не говоря уже о вере и совести. Он выпустил в 1463 г., еще при жизни Влада Цепеша, книгу «История воеводы Дракулы». В ней рассказывалось, что господарь для сохранения молодости и сил купается в крови жертв.

Пасквиль пошел гулять по Европе, разнося мрачную славу Влада по различным странам. Автор размножил портреты Влада, и поздней ученые-историки обнаружили их в музеях Вены, Будапешта, Нюрнберга, Берлина. Не зря говорят – капля камень долбит! Новый господарь добился-таки своего: образ Цепеша как грозного воителя турок со временем стушевался в памяти людей.

К тому же знаменитый Дракула оказался не бессмертным, – он скончался, и его похоронили в окруженном озерами монастыре, неподалеку от современного Бухареста. Похоронили и забыли на многие столетия. Только благодаря стараниям узурпатора в фольклоре остался образ жестокого господаря Дракулы.

Да, Влад III Цепеш унес в могилу множество тайн! Сейчас многие музеи заполнены атрибутами «вампиризма», и сатанисты считают Дракулу своим духовным отцом. Это полная историческая и религиозная безграмотность, отсутствие знаний. На деле господарь Валахии неистово веровал, был православным человеком, возводил церкви и монастыри.

Характерно, что турецкие и германские хронисты усугубляли мрачные стороны характера и правление Дракуля, а румынские – напротив, обеляли его. Русские же относятся с пониманием, что владыка малой страны на рубеже христианского мира смело противостоял военной мусульманской экспансии. Причем в одиночку, не рассчитывая на чью-то помощь. Благодаря Владу Цепешу сохранился народ Румынии, ее язык и культура, православная вера. Возможно, далеко не случайно он стал любимым героем ?

Как из Влада III Цепеша сделали вампира

Как же случилось, что имя Дракулы стало нарицательным для персонажей романов и фильмов ужасов?

Все началось в конце XIX века, почти через 400 лет после смерти Влада III. Уже горели первые электрические лампы, работал телеграф, по морям шли пароходы и броненосцы. Турция давно утратила былое могущество и превратилась в заурядную, довольно отсталую страну.

А Европу вдруг охватила мода на медиумов и всякие потусторонние ужасы – театры попросту гонялись за пьесами, где действие происходило в старинных замках с привидениями и прочими щекочущими нервы эффектами. Не отставали и господа издатели, требовавшие от авторов кровавых драм с кровавым уклоном.

Спрос диктует предложение: «золотую жилу» активно разрабатывал журналист и драматург Брем Стокер. У него было бойкое перо, буйная мрачная фантазия, он легко угадывал, что надо публике и содержателям театров. «Кровавые» драмы и романы пачками выходили из-под его пера. Стокер разбогател на нечистой силе, привидениях и тому подобной нечисти.

Как-то в Вене он услыхал об истории господаря Влада Дракулы. Войны и победы, хитрость и долгий плен Стокер отбросил сразу, зато господаря Дракулу превратил в графа, наделив чертами кровавого маньяка, психопата и вампира! Это стало звездным часом Брема Стокера – с его легкой руки пошел гулять по свету образ жуткого кровососа, заманивавшего в замок невинные создания и убивавшего гостей.

Не отставали и другие авторы – разве вампир принадлежал одному Стокеру?! Всем хотелось сколотить состояние на вампирах и призраках. Книги расходились большими тиражами, публика обмирала на спектаклях. Позднее «вампириаду» стали экранизировать – вначале в немом кино, в последствии в звуковом и цветном, а теперь на телеэкранах и тиражируя на видеокассетах и дисках. Старая страшная сказка-ложь оказалась на диво живучей!

Но помнят ли настоящего, не придуманного досужими писаками господаря Влада? Помнят! В Румынии, оказывается, даже есть специальное общество «Дракула», объединяющее почитателей своего кумира.

В затерянном в живописных карпатских горах местечке Бран (оно же древний Брошов, или Брашов) на высоком каменистом холме возвышается сложенный из крепкого дикого камня замок легендарного Влада Цепеша. За последние 600 лет над ним ни разу не развевалось знамя вражеских чужеземных завоевателей! Теперь в замке музей, куда любят приезжать туристы, чтобы посмотреть, где и как жил ставший почти сказочным деспот, заклятый враг турецких поработителей, заодно наводивший ужас и на своих подданных. Кстати, именно этот настоящий замок господаря Влада Дракулы, снимали голливудские кинематографисты при создании всемирно известного фильма.

Среди местного населения о замке ходит недобрая слава. Говорят, по ночам в залах и длинных переходах скрипят половицы и неожиданно возникает тень жестокого и несчастного господаря. И горе тому, кто попадется на пути призрака. Потому мало нашлось смельчаков, которые бы решились провести ночь в залах известного замка-музея.

Хотите верьте, хотите нет, но одним из них был печально известный румынский диктатор Николае Чаушеску. По вполне заслуживающим доверия свидетельствам, он видел призрак Дракулы и даже говорил с ним.

Давайте, раз и на всегда решим. Кто же он - великий и ужасный Граф Дракула...

Румынский господарь Влад III, более известный как Дракула (1431-1476), происходил из рода Басараба Великого, правителя Валахии (1310-1352), в тяжелой борьбе отстоявшего независимость своего государства от Венгрии.

Отец Влада III - Влад II - захватил престол в 1436 году, свергнув двоюродного брата при поддержке венгерского короля Сигизмунда Люксембурга. Но позже, уступая турецкому давлению, Влад II вынужден возобновить вассальные обязательства валашских господарей и отправить заложниками ко двору султана двух сыновей - Влада и Раду.

Венгрия, конечно, тоже усилила давление, и Владу II постоянно приходилось маневрировать, изыскивая компромиссы.

Тем не менее, в 1447 году он был убит по приказу регента венгерского королевства легендарного Яноша Хуньяди, а валашский престол занял новый венгерский ставленник.

В 1448 году семнадцатилетний Влад предпринял первую попытку захватить престол. Воспользовавшись тем, что войска Хуньяди были разгромлены турками, Влад с турецкой помощью воцарился под именем Влада III.

"Мировую известность" Влад III обрел еще при жизни. Главным образом - благодаря неистовой отваге и столь же неистовой кровожадности, которая даже в мрачную эпоху Позднего Ренессанса казалась паталогической. Он был немыслимо жесток и к врагам, и к союзникам, и к подданным: рубил им головы, сжигал, сдирал кожу, принуждал к людоедству, варил заживо, вспарывал животы, сажал на кол и т.д. и т.п. В сажании на кол Дракула особенно преуспел.
Однажды безо всяких причин он напал на свой же ни в чем не повинный город и умертвил под пытками 10 тысяч подданных. Многие из них были посажены на кол – так он заработал еще одно прозвище – “тепес", или “колосажатель”.

Во время самого дикого из устроенных им побоищ в 1460 году в день Святого Варфоломея в одном из городов Трансильвании было посажено на кол 30 тысяч человек.

Граф Дракула был не просто садистом

Его жестокие кары имели некий политический смысл. К примеру, когда посланники турецкого двора осмелились не снять головные уборы в его присутствии, он приказал гвоздями приколотить тюрбаны к головам, что было, несомненно, вызывающе смелой демонстрацией независимости. В зависимости от социального статуса приговоренных колы различались по длине, диаметру, цвету, из них составлялись прихотливые геометрические фигуры - нечто вроде "сада пыток", где Влад III любил пировать на досуге, причем трупный смрад и стоны агонизирующих отнюдь не портили его аппетит. Вот почему в историю Румынии Влад III вошел под прозвищем "Цепеш" (букв. "Насаживатель-на-кол").

Даже в венгерской тюрьме Влад III, согласно древнерусскому "С казанию о Дракуле воеводе", оставался верен своим пристрастиям: ловил или покупал мышей и птиц, которых пытал, сажал на кол и обезглавливал. Неистовость Влада III (в немецких источниках его называют "wutrich" - "неистовый", "изверг", "лютый"), похоже, изрядно надоела не только врагам, но и подданным и в 1476 году они убили Цепеша в возрасте 45 лет. Его отрубленную голову законсервировали в меду и доставили в качестве трофея султану. Согласно версии XV века, Влада III в бою приняли за турка и, окружив, пронзили копьями, о чем, заметив ошибку, весьма сожалели.

Но если все так и было, то почему же Влад III, успев зарубить пятерых нападавших, не успел объяснить остальным, что он - их воевода? И зачем "скорбящие" соотечественники, о трубив голову мертвому господарю, послали ее султану?

Одни видели в нем национального героя Румынии, защитника от мусульманской экспансии, борца с боярскими злоупотреблениями (К.Джуреску), другие считали Влада III беспринципным тираном, ничем не отличающимся от других государей-"макиавеллистов" Позднего Ренессанса, называли его правителем-"террористом", предтечей Сталина и Гитлера (Р.Макнелли и Р.Флореску).

Однако, по общему мнению, репутацию вампира-чернокнижника Дракула приобрел лишь в конц е XIX века - благодаря воображению и таланту Брема Стокера (1847-1912), автора знаменитого романа "Дракула"(1897). Действительно, в письменных источниках нет упоминания о чернокнижничестве и вампиризме валашского господаря. Но если принять во внимание специфику этих источников, то выясняется, что фантазии английского романиста были отнюдь не беспочвенными.

Потому сведения о Дракуле надлежит интерпретировать не только в историко-прагматическом аспекте, но - и прежде всего - в мифологическом. Это касается самого имени, точнее прозвища Влада III Дракула. Федор Курицын, предполагаемый автор "Сказания о Дракуле воеводе", характеризуя Влада III, прямо говорит, что "именем Дракула влашеским языком, а нашим - Диавол. Толико зломудръ, яко же по имени его, тако и житие его". Тут русский книжник XV века допускает ошибку, хотя и не принципиальную. По-румынски "дьявол" - это "дракул", а "Дракула" - "сын дьявола".

Прозвище "Дракул" получил отец Влада III, однако историки традиционно объясняют, что связь с нечистой силой тут ни при чем.

Не случайно замок Дракулы местные крестьяне, о романе Стокера не слыхавшие, даже в ХХ веке считали местом нечистым.

Разумеется, есть основания предполагать, что воины Влада III обратили копья против господаря по сообржениям страха и мести или ради турецкой награды, а голову отрубили, дабы послать султану и тем самым выслужиться или наглядно подтвердить выполнение "заказа" - голова Цепеша была выставлена в Стамбуле на всеобщее обозрение. Но при всем том воины Дракулы действовали именно так, как обычай предписывал поступать с вампирами: тело кровопийцы надлежало пробить острым оружием, а голову - непременно отделить от туловища.

С этой точки зрения характерна также история могилы Дракулы. Влад III был похоронен недалеко от места гибели - в православном Снаговом монастыре, которому его род покровительствовал.

Р.S. Так что Дракула это не вампир, а простой смертный!

В 2003 году журнал Горные лыжи (№6, с.44-45, 2003) опубликовал мою статью о горнолыжной Румынии под необычным названием «Наши горнолыжники Дракул не боятся». Мне показалось, что перед публикацией с таким названием нужны некоторые пояснения и добавления, тем более, что в последнее время вокруг замка Дракулы разгорелись нешуточные споры.

В черно-белых фотографиях замка Дракулы мне видится больше мистики, и они лучше передают атмосферу таинственности, которой окутан этот замок. Вот как его описывал Брем Стокер больше 100 лет назад.

«Замок стоял на краю могучей скалы. С трех направлений он был неприступен. К западу тянулась огромная долина, а за нею вдали различались зазубрины горного хребта. Отвесные скалы, поросшие рябиной и колючим кустарником, цеплявшимся за каждую выемку, трещину и щель в камне. Широкие окна размещались так, чтобы до них невозможно было достать ни стреле, ни камню, ни ядру, то есть, чтобы в комнатах было настолько светло и удобно, насколько это возможно для места, которое приходится непосредственно оборонять».

Ничего не изменилось за это время. Зловещий замок Бран предстал перед нами точно таким, каким описал его Стокер

Замок Бран, более известный как замок графа Дракулы, был построен в 1377 году рыцарями Тевтонского ордена для защиты от нападений Оттоманской империи, а затем он стал главной оборонительной крепостью, благодаря которой Австро-Венгерская империя защищала Трансильванию.

Замок Бран обрел известность после того, как Брем Стокер написал свой знаменитый роман «Дракула», где главным персонажем является граф Дракула, также известный как «вампир Трансильвании». В действительности, персонаж Стокера никогда не существовал ни в истории, ни в румынском фольклоре.

В значительной степени прототипом Дракулы стала темная личность румынской истории: граф Влад Цепеш.

В середине 15 века он управлял Валахией, областью, которая сегодня является Румынией. Несмотря на то, что его никогда не обвиняли в вампиризме, он был известен своей дурной славой. Влад Цепеш жил с 1431 по 1476 годы. Практически все, что связано с деятельностью этого человека, овито тайной. Место и время его рождения вообще не установлены. Валахия была не самым спокойным уголком средневековой Европы. Влад Цепеш был православным самодержавным князем Валахии. Став господарём, он установил собственные порядки в своём государстве. Прежде всего, Цепеш разобрался с неверными ему боярами, которых наказывал страшной казнью – насаживанием на кол. Цепеш был первым, кто применил этот вид казни в Европе, позаимствовав его у турок, за что и получил свое прозвище «Колосажатель». Влад Цепеш получил имя «Дракул» от своего отца, но к имени добавили окончание «а», и потому в истории он известен либо под именем Влад Цепеш, либо – Влад Дракула.

Отметим также, что господарь Цепеш провел в легендарном замке всего одну ночь. Остальное же сотворили работники местной туристической индустрии.

Замок Бран получил прозвище «замок Дракулы» три десятилетия назад с подачи западных туристов, которые приехали в Румынию в поисках Дракулы. Посетив замок в Трансильвании, они были поражены его сходством с тем замком, что описывал Стокер в своем романе, поэтому они прозвали его «замок Дракулы». К несчастью (или счастью, это спорный вопрос), со временем, связь между романом Стокера и замком прочно укоренилась в сознании людей.

Территория замка напоминает по форме круг, за широкими стенами расположена пропасть. Температура воздуха внутри самого замка не превышает 15 градусов круглый год. А для того, чтобы перейти с этажа на этаж, нужно подняться в гору под углом 60 градусов.

В каждой комнате на полу лежит шкура медведя, она якобы закрывает входы в подземные ходы. Одна из комнат была отведена Владом Цепешем под пытки. В эту часть замка есть даже специальные экскурсионные маршруты.

В 20-х годах XX века замок был подарен королеве Марии Румынской, а затем его унаследовала принцесса Илеана фон Гогенцоллерн, мать эрцгерцога Доминика фон Габсбурга. В 1950 году замок был экспроприирован коммунистическим правительством и стал национальным достоянием. Лишь в мае прошлого года он был возвращен фон Габсбургу, живущему сейчас в США.

Румынская туристическая Мекка, замок графа Влада Цепеша, сегодня выставлен на продажу. Его нынешний владелец, дизайнер Доминик фон Габсбург, просит за него 77 миллионов долларов.

Одним из претендентов на покупку замка является российский олигарх Роман Абрамович. Он готов вложить деньги не только в реставрацию и поддержание замка, но и в строительство туристической зоны, которая, по замыслу, должна превратить этот замок в парк развлечений, сообщает газета La Stampa (перевод публикует Inopressa).

Как сообщил недавно адвокат семьи Габсбургов, нынешний владелец замка намерен завершить сделку в течение недели и получить 60 миллионов евро (78 миллионов долларов), в то же время правительство Бухареста предложило за этот замок 25 миллионов евро. Однако уже сейчас можно предположить, что предложение Абрамовича заставит румынское правительство отказаться от сделки.

Многие современные читатели знают графа Влада Дракулу исключительно по роману Брэма Стокера \»Дракула\» и по одноименному фильму. Но история реального Дракулы гораздо страшнее литературного вымысла!
Румынский господарь Влад III, более известный как Дракула (1431-1476), происходил из рода Басараба Великого, правителя Валахии (1310-1352), в тяжелой борьбе отстоявшего независимость своего государства.


Отец Влада III — Влад II — захватил престол в 1436 году, свергнув двоюродного брата при поддержке венгерского короля Сигизмунда Люксембурга.

Кстати, еще до своего восхождения на трон, Влад II вступил в Орден Дракона, основанный тем самым Сигизмундом, и получил прозвище \»Дракул\». Слово \»Дракул\» по-румынски означает не только \»дьявол\», но и \»дракон\». Влад III принял прозвище Дракулы, что, соответственно, означает \»Сын Дракона\», или же — \»Сын Дьявола\».

Сказать, что Влад III был красивым мужчиной — значит сильно приукрасить действительность. У него были выпученные глаза (вероятно, признак базедовой болезни), выдвинутый подбородок и оттопыренная нижняя губа. По преданию, Влад Дракула обладал гипнотическим даром, мог видеть людей насквозь.

В те неспокойные времена шла война с турками. Еще детьми Влад Дракула и его брат Раду Красивый попали в плен, точнее, были отданы собственным отцом как залог мира. Там совсем еще маленький Влад был свидетелем нескольких ужасных казней, видимо, оказавших влияние на всю его дальнейшую жизнь.

Когда в 1452 году Влад III занял, наконец, трон Валахии, то для всего народа наступили сложные времена. Дракула отличался большой жестокостью как к своим подданным, так и к пленным туркам, война с которыми не прекращалась.

Во времена правления Влада III в стране царил порядок, хотя и установленный жестокими методами. Так, например, Дракула повелел казнить любого вора, вне зависимости от того, сколько и чего тот украл.

Самым любимым видом казни Дракулы было сажание на кол. За это Влад III получил прозвище Цепеш (в других переводах — Тепеш или Тапиша), что означало буквально \»сажающий на кол\».

На кол Влад сажал не только преступников и пленных турок, но и цыган, которых сильно не любил, считая (впрочем, не без основания) конокрадами и бездельниками.

Конечно, Дракула никогда не пил крови своих жертв, предпочитая менее экзотическую пищу. Зато, он любил обедать в так называемых \»садах смерти\» — местах, где стояло огромное количество колов. Конечно же, отнюдь не пустых. При этом запах разлагающихся трупов и стоны умирающих совсем не портили Владу аппетит!

Дракула был не просто садистом. Его жестокие кары имели некий политический смысл. К примеру, когда посланники турецкого двора осмелились не снять головные уборы в его присутствии, он приказал гвоздями приколотить тюрбаны к головам, что было, несомненно, вызывающе смелой демонстрацией независимости.

Не смотря ни на что, Дракула был глубоко религиозным человеком. За время своего правления он подарил монастырям огромное количество земель и деревень. А благочестие Влада III граничило с фанатизмом, ничуть не умеряя его жестокости.

Влад построил себе личную цитадель — крепость Поэнари. Кстати, построена крепость была практически рабским трудом богомольцев, сошедшихся в Тирговисте из окрестных сел на праздник Пасхи. Но в 1462 году турки разрушили Поэнари, заставив Дракулу бежать.

Его жена, не желавшая попадать в руки захватчиков, еще более жестоких, чем ее муж, кинулась с обрыва в реку, названную затем \»рекой принцессы\» — Аргеса. Замок Брэн, являлся лишь временным прибежищем, своего рода наблюдательным и пограничным пунктом Влада Цепеша.

Дракула усиленно боролся с боярами, укрепляя собственное единоличное правление. Так, однажды он пригласил несколько сотен бояр на пир, по окончании которого посадил их всех на кол. Страна ужаснулась, но, как ни парадоксально, авторитет Влада III возрос, достигнув почти фанатизма.

Однако в 1462 году Влад был свергнут собственным братом — Раду Красивым, и заточен в темницу. Но и там жестокий принц не изменил собственным пристрастиям. Если на свободе Дракула сажал на кол людей, с удовольствием наблюдая их мучения, то в плену он таким образом развлекался с мышами и птицами.

Влада Цепеша убили в 1479 при невыясненных обстоятельствах. То ли это кто-то из его подданных не вынес жестокости графа, то ли турки выследили его, — сказать с точностью не может никто.

Дракулу проткнули колами и отрубили голову, которую отправили турецкому султану в качестве подарка. Влад был похоронен в православном Снаговом монастыре, но когда, спустя века, его предполагаемую могилу вскрыли, то тела там не обнаружили. Однако по соседству обнаружилась другая могила со скелетом в богатой одежде. Однако нельзя утверждать, что в могиле покоился действительно граф Влад III Цепеш.

Не смотря на жестокость Дракулы, люди стали воспринимать его как вампира лишь после романа Брэма Стокера. Известно, что Стокер основывался на реальных материалах, например, на письмах самого Влада III и некоторых церковных манускриптах.
Однако, многие вещи были домыслены автором.

Между прочим, то, как убили Цепеша, очень похоже на способ убийства вампиров! По легенде, вампира надо проткнуть колом, а голову ему отрезать. Именно так и поступили убийцы со своей жертвой!

До сих пор жива легенда о "короле вампиров", князе Дракуле . В Румынии недалеко от Тихутского перевала существуют и поныне полуразрушенные стены крепости Поэнари. Местные жители утверждают, что и в наши дни дух Влада III все еще бродит по земле. Его не приняли ни рай, ни ад. И потому он вынужден скитаться по всему свету, томимый жаждой человеческой крови.

Днем Дракула прячется в руинах крепости. Ночью же он выходит и при свете луны ищет свои жертвы. Легенда гласит, что укушенный князем в ту же минуту превращается в вампира, с торчащими клыками и маленькими ранками на шее. Но кем же на самом деле был этот грозный князь?..

Тихими райскими уголками кажутся сейчас окрестности бывшего замка знаменитого князя Влада III , больше известного под именем Дракула. А тогда, в XV столетии, местные жители обходили это место стороной, чтобы только не попасть в руки жестокого властелина.

Стоило только человеку посмотреть на князя Влада, как страх постепенно овладевал всеми его мыслями. Действительно, по свидетельствам историков, он имел ужасающую внешность: узкое лицо, длинный нос, выдававшуюся вперед нижнюю губу, большие стеклянные глаза, скрывавшие чувства князя.

Именно с глазами навыкате люди и связывали способность Дракулы с помощью гипнотического воздействия наводить страх и ужас на пленника. Казалось, взгляд Дракулы проникает в самую душу, и его обладатель может без труда узнать все то, о чем думает человек. Однако многие современные ученые считают, что подобная форма глаз может быть не чем иным, как последствием и одним из признаков базедовой болезни, часто встречающейся у жителей горных селений.

В народе говорят: «Лицо — зеркало души». Действительно, будучи самым некрасивым из трех братьев, Влад к тому же отличался жестоким и независимым нравом. Пристальный, почти немигающий взгляд холодных рыбьих глаз, презрительно сжатый рот, узкий, выступающий вперед подбородок — все говорит о том, что князь Дракула был тщеславным гордецом, ненавидящим и презирающим людей.

Ростом не выше среднего, Влад III обладал огромной физической силой. Так, он без особого труда мог переплыть речку. В Средневековье было много больших рек и маленьких речушек, но вот мостов явно недоставало. Воин, не умевший хорошо плавать, был обречен на гибель.

Дракула был известен в XV столетии и как превосходный артиллерист. Этот талант князя тем более заслуживает особенного внимания, если вспомнить то обстоятельство, что в те времена — когда маленькие и большие войны велись почти в каждой стране — мальчиков с детства обучали верховой езде и стрельбе из разных видов оружия. Каждый юноша мастерски владел оружием. А потому заслужить славу великолепного воина и наездника было тогда вовсе не простым делом.

Жизнь и смерть Влада Тепеша (Цепеша), Дракулы, окутаны плотной пеленой тайны. Местные жители утверждают, что могила кровавого князя находится в Снаговском монастыре. Но совсем недавно историки заявили о том, что та могила представляет собой кенотафию, то есть могилу без погребения.

Покрыто тайной время и место рождения Влада III. По некоторым источникам, он родился между 1428 и 1431 годами. Более точных сведений найти не удалось. Это связано с тем, что в то время монастырские стены не могли сберечь от огня рукописи. А так как пожаров в то время было неисчислимое множество, то от них часто гибли люди, памятники письменности, в том числе и документы.

Местом рождения Дракулы определяют сравнительно небольшой дом, находящийся на расположенной в одном из районов Сигишоара Кузнечной улице. Он до сих пор привлекает к себе множество туристов, путешествующих по Румынии.

Историки не вполне уверены в том, что Влад III родился именно в том месте. Однако сохранившиеся документы свидетельствуют: в XV веке дом принадлежал отцу Влада Тепеша, Владу II Дракулу. Дракул в переводе на русский язык обозначает «дракон» . Это означает, что старый князь входил в состав румынского ордена Дракона. Члены этой организации когда-то занимались насильственным обращением «неверных» в христианство. К концу первой четверти XV столетия у князя Влада II было уже три сына. Но только один из них, Влад, смог прославиться в веках.

Крепость Поэнари


Необходимо сказать, что в молодости князь Влад III сумел расположить к себе простой народ и заслужить его любовь и уважение. Действительно, по свидетельствам рукописных источников, в то время он был настоящим рыцарем Средневековья, человеком чести и долга. Особенно его отличало умение руководить ходом сражения. Воины, сражавшиеся под командованием талантливого полководца Влада Тепеша, всегда одерживали победу в битвах.

Историки тех лет вспоминают о Дракуле как о достаточно демократичном государственном деятеле. Он всегда выступал против захвата Румынии иноземцами, а также против разделения родных земель. Кроме того, деятельность княжества он направлял прежде всего на развитие национальных ремесел и торговли. Особенное внимание Влад III уделял борьбе с преступниками: ворами, убийцами и мошенниками. При этом способы наказания виновных выбирались самые изощренные и жестокие.

Народная любовь к князю Дракуле и его необычайная популярность среди жителей средневековой Валахии вполне оправданы. Современники вспоминают о нем как о народном заступнике, вечно враждующем с боярами, всегда притеснявшими простой люд. Кроме того, одержанные Владом III военные победы с лихвой искупляли его жесткость. Патриотичные румыны испытывали гордость за своего полководца, умевшего одерживать победы даже в той битве, которая явно была обречена на проигрыш.

Однако самым важным качеством характера Тепеша, определявшим благорасположение народа, стала почти фанатичная религиозность. В то время церковь оказывала сильное влияние на жизнь общества. Государь, заручившийся поддержкой святых отцов, мог уверенно рассчитывать на покорность подвластного ему народа. «А как же невероятная жестокость, присущая Дракуле?» — спросите вы.

Ответ прост: тогда это считалось обыкновенным делом — сурово наказать, а затем направиться в церковь, чтобы замолить грехи и возблагодарить Бога за блага жизни. А народ тем временем оплакивал казненных, не смея роптать и сопротивляться своему господину — ведь его власть была «священной». C’est la vie, — говорят в подобных случаях французы.

Со своей стороны церковь также была заинтересована в дружбе с князьями. В этом случае благодушный господарь мог наделить монастыри землей и деревнями. А взамен он получал от священнослужителя благословение на различные дела и поступки (в том числе жестокие и кровавые). Влад III обычно раздавал священнослужителям подобные подарки после очередной военной победы или в порыве религиозного чувства (чтобы Бог отпустил грехи).

Хроники свидетельствуют; желая снизить уровень преступности в своем маленьком государстве, князь Влад Те-пеш не жалел провинившихся и использовал самые суровые способы наказания. Его расправа не заставляла себя долго ждать. Преступника, что называется, без суда и следствия сжигали на костре или казнили на плахе. Не щадил господарь Валахии и цыган. Их также ждал костер или меч: по мнению Тепеша, все они были потенциальными ворами, конокрадами и к тому же бродягами.

До сих пор содержание множества цыганских рассказов сводится к освещению тех страшных событий, когда князь Дракула проводил массовые казни цыган. В какой-то степени великий правитель Валахии добился желаемого результата. Летописцы говорили о том, что с тех пор преступность во владениях князя сошла на нет. В качестве подтверждения слов средневекового историка можно привести такой пример. Если кто-либо находил на улице золотую монету, то ни в коем случае не поднимал ее. Это означало бы воровство чужого добра, за что можно было бы поплатиться жизнью.

А сколько разноречивых толков ходит вокруг строительства крепости Поэнари. Оказывается, замыслив постройку, Влад Тепеш приказал силой привести к нему всех странников, пришедших в Тирговисту, чтобы отпраздновать Пасху. После этого он заявил, что вернуться в свои дома богомольцы смогут только после того, как закончат возведение крепости. Люди, знавшие суровый нрав румынского князя, не стали спорить и с воодушевлением взялись за работу, ведь всем хотелось поскорее вернуться в родные места.

Вскоре новый замок был построен. Однако крепость, возведенная с помощью лжи и принуждения, не принесла своему хозяину удачи и не смогла защитить его во время осады турок. Когда в 1462 году турки захватили Поэнари, князь Дракула вынужден был спасаться от иноземцев бегством. Оставшаяся в крепости княгиня не пожелала стать пленницей победителей, равно как и ее муж прославившийся своей невероятной жестокостью. Она бросилась вниз с высокой крепостной стены и разбилась. В память о ней остались лишь белые камни разрушенной крепости да второе название Аргеса — «река принцессы».

Румынский князь Влад III заслужил свое прозвище Тепеш (Цепеш) из-за собственной жестокости. В переводе на русский язык «тепеш» означает «сажать на кол». Подобный способ казни, заимствованный европейцами у турок, средневековые государи использовали довольно часто. При этом кол либо загоняли в тело провинившегося сильными ударами молота, либо приговоренного в буквальном смысле слова сажали на кол, укрепленный в земле. Палачи настолько освоили этот вид казни, что им ничего не стоило загнать кол в тело жертвы так, чтобы та корчилась в предсмертных судорогах не меньше недели.

Именно описанный выше способ наказания преступников стал самым любимым у Дракулы. С его помощью он благополучно разрешал вопросы не только внутренней, но и внешней политики. Количество людей, ставших жертвами одной только такой расправы князя, измеряется несколькими десятками тысяч.

Казалось, жестокости Дракулы не было предела. Казненными могли стать не только цыгане и плененные турки, но и любой грахданин Валахии, совершивший преступление. Именно в страхе и нежелании оказаться на плахе или костре и кроется тайна загадочной для современного европейца честности средневекового румына. После того как все дальше и дальше разносилась по княжеству весть о новой изощренной казни, желающих испытать судьбу не находилось. Все граждане предпочитали вести жизнь безгрешных праведников.

Необходимо признать, что, несмотря на жестокость, Дракула был справедливым судьей. За малейшую провинность наказывались не только простые граждане, но и достаточно состоятельные. Те же исторические хроники свидетельствуют о том, что семеро купцов оказались посаженными на кол по обвинению в заключении торговых договоров с турками. Так трагически оборвалось в Шесбурге знакомство валашских купцов с врагами христианской веры, «грязными турками».

Хроника или летопись, к которым восходят немецкие источники о Дракуле, были написаны явно недоброжелателями Тепеша и изображают господаря и его жизнь в самых негативных тонах. С русскими источниками сложнее. Они не отказываются от изображения жестокости Влада, но они пытаются дать ей более благородные объяснения, чем немецкие, и акцентируют внимание так, чтобы те же самые действия выглядели в данных обстоятельствах и более логичными, и не такими мрачными.

Вот несколько баек из разных источников. Проверить их подлинность не представляется возможным:

Иностранного купца, который приехал в Валахию, обокрали. Купец подает жалобу господарю. Пока ловят и садят на кол вора, с судьбой, в общем, «по справедливости» все понятно, купцу подбросили по приказу Дракулы кошель, в котором было больше на одну монету, чем украли. Купец, обнаружив лишнее, сразу же сообщает об этом Цепешу. Тот на это всего лишь смеется: «Молодец, не сказал бы - сидеть бы тебе на колу рядом с вором».

Еще пример. Влад Дракула весело пирует, как написал древнерусский автор, среди «трупия». Слуга, который подносит блюда, морщится. На вопрос господаря «Почему?» выясняется, что слуга не может выносить смрад. «Резолюция» Цепеша: «Так посадите же слугу повыше, дабы и смрад до него не доходил». И корчится бедняга на колу небывалой высоты.

Замечательна и «дипломатия» Дракулы. Предлагаю прочитать перевод с древнерусского языка: «Была такая традиция у Дракулы: когда прибывал к нему неопытный посланец от короля или от царя и не мог дать ответ на коварные вопросы Дракулы, то сажал он посланца на кол, при этом говоря: "Не я повинен в твоей смерти, а или государь твой, или ты сам. На меня же ты не возлагай вины. Если же государь твой, зная, что неопытен ты и неумен, и послал тебя послом ко мне, многомудрому правителю, то твой государь же и убил тебя; но если же ты лично решился идти, невежественный, то ты сам себя и убил"».

Прекрасный пример - расправа над турецкими посланцами, которые, по традиции своей страны, поклонились Дракуле, не снимая шапок. Дракула похвалил этот обычай, а чтобы еще сильнее укрепить их в этом обычае, приказал прибить шапки к головам посланцев гвоздями.

Летописцы утверждают, что столь жестокий нрав Дракулы был воспитан во дворце турецкого султана. Каждый год князь Валахии должен был переправлять в Турцию определенное количество серебра и древесины. Для того чтобы князь не забыл о своей обязанности, султан приказал препроводить в свой дворец сына Влада II. Итак, двенадцатилетний Влад III оказался в Турции. Именно там он и познакомился с различными способами наказания провинившихся и непокорных граждан государства.

Редкий день в Турции проходил без казни. Две истории помогут читателям представить себе всю картину невеселой жизни в средневековом Стамбуле.

Однажды проходил суд над двумя сыновьями одного из румынских князей, вовремя не заплатившего дань. По какой-то причине в последний момент перед казнью султан «смилостивился» и приказал не сажать мальчиков на кол, а ослепить их. При этом ослепление воспринималось тогда как величайшая милость.

Вторая история повествует о краже огурцов — овощей, считавшихся в Турции экзотичным лакомством. Как-то раз визирь султана не досчитался на огородной грядке двух огурцов. Тогда решено было вспороть всем работавшим при дворце садовникам животы. В пятом из них и оказались огурец. Султан приказал казнить виновного на плахе. Остальные же «могли восвояси отправляться по своим жилищам».

Узнав о пребывании Влада III в плену турецкого султана, где изо дня в день он становился очевидцем издевательств над людьми, нетрудно догадаться о причинах его жестокого нрава из ненависти к туркам. Какой человек мог вырасти из двенадцатилетнего мальчика, жившего в том аду, когда каждый день он видел только одно: человеческие страдания, предсмертные агонии тысяч казненных и мученическую смерть людей.

Зависимость от турецкого султана была, естественно, не по нраву вольнолюбивым славянам. Отец и сын — повелители Валахии — твердо верили в то, что когда-нибудь их княжество освободится из-под ига Турции.

По возвращении из плена Влад III задумал во что бы то ни стало навсегда освободить валахов от власти турок. И вот, спустя четыре года после наследования княжеского трона, Тепеш объявил туркам, что не намерен впредь выплачивать дань. Таким образом, был сделан вызов Османской империи. Тогда султан Мурад послал в Валахию небольшой отряд, состоявший из тысячи всадников.

Однако удача отвернулась от турецких воинов. Они были взяты в плен и в течение одного дня посажены на кол. А для турецкого аги, который командовал карательным отрядом, Дракула велел приготовить даже специальный кол — с золотым наконечником.

После того как Мурад узнал о том, что его посланники потерпели позорное поражение, он решил отправить в Валахию целую армию. Это было уже начало открытой войны между Османской империей и Валахией. Финальное сражение турок и валашцев состоялось в 1461 году. Благодаря самоотверженности славян турки были побеждены. После этого князь Влад 111 пошел войной на Трансиль-ванию, находящуюся по соседству с Валахией. Трансильванская знать (по большей части самые состоятельные купцы) давно уже были обеспокоены неистовым нравом владельца расположенного неподалеку княжества.

Они решили было избавиться от непредсказуемого, жестокого и своенравного соседа. Однако князь Дракула опередил их. Словно страшный ураган пронесся он со своим войском, сметая все на пути. Румыны до сих пор вспоминают о пятистах соотечественниках казненных на площади Шесбурга в то страшное время.

Затем князь-победитель возвратился домой. Однако именно тогда и подстерегла его опасность. Возмущенные бесчинствами валашцев, торговая элита Трансильвании от имени автора, пожелавшего остаться неизвестным, издала памфлет. Его содержание сводилось к пересказу недавних событий, захвату Владом III Трансильвании, о его зверствах и жестокости. Анонимный поэт добавил также, что валашский князь якобы собирается в ближайшее время напасть и покорить Венгерское княжество. Король Венгрии Дан III пришел в ярость, узнав о злобе и наглости князя Валахии, а также о его намерении захватить государство.

После того как крепость Дракулы была взята турками, ее хозяин решил бежать в Венгрию. Прибыв туда, он оказался пленником короля Дана III. В течение 12 долгих лет великий князь Валахии томился в темнице. Именно тогда он смог покорить Дана своей покорностью и смирением. Тепеш даже принял католичество, чтобы расположить к себе монарха славянского государства.

Наконец сердце доброго короля Венгрии смягчилось, и он освободил узника. Уже будучи на свободе, князь женился на племяннице монарха, а позднее даже собрал из венгерских наемников большую армию, чтобы пойти войной на Валахию и отвоевать трон.

Осенью 1476 года войско Влада Тепеша подошло к Валахии. Но, как впоследствии оказалось, удача навсегда покинула знаменитого своими военными победами полководца. В первом же бою армия венгров была разбита, а сам Влад III оказался взятым в плен валашскими боярами.

Посчитав позорной смерть от рук бывших поданных, Тепеш бежал из плена и был убит боярскими воинами. Однако другие источники утверждают, что смерть внезапно настигла Влада III, когда тот уже сидел на коне и намеревался сбежать из Валахии.

Как бы то ни было, тело князя Влада III Тепеша, Дракулы, впоследствии было разрезано боярами на множество кусочков, которые разбросали по полю. Однако монахи Снаговского монастыря, не раз получавшие щедрые подарки из рук государя, искренне любили и жалели князя, принявшего мученическую смерть. Они собрали останки Дракулы и захоронили их недалеко от монастыря.

После смерти жестокого, но справедливого князя современники не раз спорили о том, куда же попала его душа: на небеса или в преисподнюю. Именно из этих не-прекращавшихся споров и родилась ныне всем известная легенда, гласящая о том, что дух румына не принимает ни ад, ни рай. Говорят, до сих пор мятежная душа князя Дракулы ищет покоя и, нигде не находя его, скитается по земле в поисках все новых и новых жертв.