Причины гуситского движения в чехии. Путешествие по памятным местам гусисткого движения. Крестовый поход против гуситов

Причины гуситского движения в чехии. Путешествие по памятным местам гусисткого движения. Крестовый поход против гуситов

Чешское гуситское движение появилось в начале XV века. Его члены хотели реформировать христианскую церковь. Главным вдохновителем перемен стал чешский богослов Ян Гус, чья трагическая судьба привела к восстанию и войне длиною в два десятилетия.

Учение Яна Гуса

Ян Гус родился на юге Чехии в 1369 году. Он получил высшее образование и стал профессором Пражского университета. Также он принял священство и стал настоятелем Вифлеемской часовни в столице Чехии. Ян Гус очень быстро стал популярным проповедником среди своих сограждан. Это было связано с тем, что он общался с людьми на чешском языке, в то время как вся использовала латынь, которой не знали простые народные массы.

Гуситское движение сформировалось вокруг тех тезисов, которые выдвинул Ян Гус, споря с папским престолом о том, что подобает христианскому священнику. Чешский реформатор считал, что нельзя продавать за деньги должности и индульгенции. Другим спорным заявлением проповедника стала его идея о том, что Церковь не является непогрешимой и ее следует критиковать, в том случае если внутри нее скрываются пороки. По тем временам это были очень смелые слова, потому что ни один христианин не мог спорить с папой и священниками. Такие люди автоматически признавались еретиками.

Тем не менее Гус некоторое время счастливо избегал расправы благодаря своей популярности в народе. Церковный реформатор был еще и просветителем. Он предложил внести изменения в чешскую азбуку для того, чтобы облегчить процесс обучения людей грамоте.

Гибель Гуса

В 1414 году Ян Гус был вызван на Констанцский собор, который проходил в немецком городе на берегу Боденского озера. Формально целью этого собрания было обсуждение кризиса в католической Церкви, в которой произошел Великий западный раскол. Уже на протяжении почти сорока лет существовали сразу два папы. Один был в Риме, другой - во Франции. При этом половина католических стран поддержала одного, а другая половина - второго.

У Яна Гуса уже был конфликт с Церковью, его пытались изолировать от паствы, запрещали деятельность, но благодаря заступничеству чешских светских властей популярный священник продолжал свою проповедь. Отправляясь в Констанц, он потребовал гарантий, что его не тронут. Обещания были даны. Но когда Гус оказался на соборе, его арестовали.

Мотивировал это тем, что лично он никаких обещаний не давал (а давал их только император Сигизмунд). От Гуса потребовали, чтобы он отказался от своих взглядов. Тот отказался. Пока его держали под стражей, чешская знать отправляла в Германию депеши и требования отпустить своего национального героя. Эти увещевания не имели никакого эффекта. 6 июля 1415 года Ян Гус был сожжен как еретик. Это послужило основной причиной начала войны в Чехии.

Начало восстания в Чехии

Реформационное гуситское движение охватило всю страну. , жителям городов и рыцарям не нравилось насилие католической Церкви над их национальным самосознанием. Были расхождения и в приверженности некоторым христианским обрядам.

После казни Гуса цели гуситского движения сформировались окончательно: избавить Чехию от католиков и немцев. Некоторое время конфликт носил локальный характер. Однако Папа Римский, не желая уступать еретикам, объявил крестовый поход в Моравию. Такие военные кампании были нормой для того времени. Первые организовывались для того чтобы отвоевать у мусульман Палестину и защитить ее. Когда Ближний Восток был потерян для европейцев, взор церкви обернулся в сторону регионов, где были активны разные еретики или язычники. Самой успешной была кампания в Прибалтике, где были созданы два со своей территорией. Теперь настала очередь Чехии пережить нашествие рыцарей с крестом на знаменах.

Сигизмунд и Ян Жижка

На первом этапе войны главнокомандующим армией крестоносцев стал император Священной Римской империи Сигизмунд. Он уже скомпрометировал себя в глазах чехов тем, что не стал защищать Гуса, когда того судили на Констанцском соборе. Теперь император стал еще более ненавистен славянским жителям.

Гуситское движение также получило своего военного лидера. Им стал Ян Жижка. Это был чешский дворянин, которому уже было больше 60 лет. Несмотря на это, он был полон сил. Этот рыцарь был известен своей блестящей карьерой при дворах разных королей. В 1410 году он в качестве добровольца присоединился к польско-литовской армии, разбившей немецких крестоносцев Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве. В сражении он потерял левый глаз.

Уже в Чехии, во время войны против Сигизмунда, Жижка ослеп окончательно, однако оставался лидером гуситов. Он вселял ужас во врагов своим видом и жестокостью. В 1420 году полководец вместе с 8-тысячным войском пришел на помощь жителям Праги, выгнав оттуда крестоносцев, среди которых произошел раскол. После этого события на некоторое время вся Чехия оказалась под властью гуситов.

Радикалы и умеренные

Однако скоро произошел другой раскол, который уже разделил гуситское движение. Причины движения заключались в неприятии католичества и немецкого владычества над Чехией. Скоро выделилось радикальное крыло, которое возглавил Жижка. Его сторонники грабили католические монастыри, расправлялись с неугодными священниками. Эти люди организовали собственный лагерь на горе Табор, из-за чего вскоре были названы таборитами.

В то же время среди гуситов существовало умеренное движение. Его члены готовы были пойти на компромисс с католической Церковью в обмен на некоторые уступки. Из-за несогласия между восставшими скоро единая власть в Чехии перестала существовать. Этим попытался воспользоваться император Сигизмунд, который начал организовывать второй Крестовый поход против еретиков.

Крестовый поход против гуситов

В 1421 году имперское войско, которое также включало в себя отряды венгерских и польских рыцарей, вернулось в Чехию. Целью Сигизмунда был город Жатец, который располагался недалеко от немецкой провинции Саксонии. На помощь осажденной крепости пришло войско таборитов, во главе которого стоял Ян Жижка. Город удалось отстоять и с того дня война шла с переменным успехом для обеих сторон.

Скоро участники гуситского движения получили поддержку от неожиданного союзника в лице православного войска, пришедшего из Великого Княжества Литовского. В этой стране шла интенсивная внутренняя борьба за сохранение прежней веры и отказа от католического влияния, которое шло из Польши. Несколько лет литовцы, а также их русские поданные помогали гуситам в их войне против императора.

В 1423 году кратковременный успех Жижки позволил ему вместе с армией полностью очистить свою страну и даже начать интервенцию в соседнюю Венгрию. Гуситы дошли до берегов Дуная, где их ждало местное королевское войско. Жижка не решился вступать в бой и повернул на родину.

Неудача в Венгрии привела к тому, что вновь обострились противоречия, которые раскалывали гуситское движение. Причины движения были позабыты, и табориты начали войну против умеренных (которых также называли чашниками или утраквистами). Радикалам удалось одержать важную победу в июне 1424 года, после чего единство ненадолго было восстановлено. Однако уже той же осенью Ян Жижка умер от чумы. Путешествие по памятным местам гуситского движения обязательно должно включать в себя город Пршибислав, где скончался знаменитый лидер гуситов. Сегодня Жижка является национальным героем чехов. Ему установлено большое число памятников.

Продолжение войны

Место Жижки в качестве лидера таборитов занял Прокоп Голый. Он был священником и происходил из влиятельного пражского рода. Сперва Прокоп был чашником, однако со временем сблизился с радикалами. Кроме того, он оказался хорошим полководцем.

В 1426 году Прокоп повел войско, состоявшее из таборитов и пражского ополчения, к стенам города Усти-над-Лабем, который был захвачен саксонскими интервентами. Гуситский вождь вел за собой 25 тысяч человек, что было крайне серьезной силой.

Стратегия и тактика восставших

В сражении под Усти-над-Лабем Прокоп с успехом использовал тактику, которая появилась еще во времена Яна Жижки. Начало гуситского движения отличалось тем, что новые боевые отряды из ополченцев были необученными и непригодными для боя с профессиональной армией императора. Со временем этот недостаток был исправлен благодаря притоку к протестующим чехам рыцарей.

Важным нововведением гуситов стал вагенбург. Так называлось укрепление, которое строилось из повозок для того, чтобы отстоять стратегически важное место на поле битвы. Именно в чешскую войну в Европе начали использовать огнестрельное оружие, однако оно еще было в довольно примитивном состоянии и не могло сильно повлиять на исход сражения. Ключевую роль играла кавалерия, для которой вагенбурги оказались тяжелым препятствием.

На такой воз устанавливались орудия, которые расстреливали противника и не давали ему прорваться через укрепления. Вагенбурги строились в прямоугольной форме. Нередки были случаи, когда вокруг повозок вырывали ров, который становился дополнительным преимуществом для гуситов. В одном вагенбурге могло уместиться до 20 человек, половину из которых составляли стрелки, поражавшие приближавшуюся кавалерию на расстоянии.

Благодаря тактическим ухищрениям, войско Прокопа Голого в очередной раз изгнало немцев. После битвы при Усти-над-Лабем чешские ополченцы на протяжении трех лет несколько раз вторгались в Австрию и Саксонию и даже осаждали Вену и Нюрнберг, правда, безуспешно.

Интересно, что в это время гуситов начали активно поддерживать представители польской знати, а также рыцари из этой страны, вопреки своим властям. Этим отношениям можно найти простое объяснение. Поляки, как и чехи, будучи славянами, боялись усиления немецкого влияния на своей земле. Поэтому гуситское движение, кратко говоря, было не только религиозным, но и получило национальную окраску.

Переговоры с католиками

В 1431 году папа римский Мартин V созвал Базельский собор (названный так по месту заседания), призванный разрешить конфликт с чехами с помощью дипломатии. Этим предложением воспользовались участники и руководители гуситского движения. Была создана делегация, которая отправилась в Базель. Ее возглавил Прокоп Голый. Переговоры, которые он провел с католиками, закончились неудачей. Стороны конфликта не смогли достичь компромисса. Посольство гуситов вернулось на родину.

Неудача делегации привела к очередному расколу среди восставших. Большая часть чешской знати решила вновь попытаться договориться с католиками, но уже не обращая внимания на интересы таборитов. Это был последний и судьбоносный разрыв, который уничтожил гуситское движение. Таблица показывает основные события, связанные с чешским восстанием, во главе которого встали чашники и табориты.

Окончательный раскол гуситов

Когда таборитам стало известно о том, что умеренные гуситы вновь пытаются найти компромисс с католиками, они отправились в Пльзень, где разгромили католический квартал. Этот эпизод стал последней каплей для большинства чешских панов, которые наконец пришли к соглашению с папой римским. Аристократы устали от войны, которая шла уже на протяжении пятнадцати лет. Чехия лежала в руинах, а ее хозяйство, от которого зависело благосостояние панов, нельзя было восстановить до тех пор, пока не настанет мир.

Как правило, у каждого феодала была своя небольшая армия, состоявшая из отряда рыцарей. Когда союз панов объединил свои силы, к которым также присоединились католики, а также ополчение Праги, в новом войске оказалось 13 тысяч хорошо вооруженных профессионалов. Во главе армии утраквистов встал феодал Дивиш Боржек. Также к войску примкнул будущий чешский король Йиржи из Подебрад.

Битва у Липан

Таборитов поддерживало 16 чешских городов, в том числе сам Табор, а также Жатец, Нимбурк и т. д. Армию радикалов по-прежнему возглавлял Прокоп Голый, правой рукой которого стал другой командир Прокоп Малый. Таборитам накануне сражения с противником удалось занять удобную позицию для обороны на горном склоне. Прокоп надеялся на успех своей классической тактики, которая включала в себя использование вагенбургов, а также изматывание врага и решающий контрудар.

30 мая 1434 года две вражеские армии столкнулись в последней битве у Липан. План Прокопа реализовывался успешно вплоть до эпизода с контратакой, когда табориты осознали, что утраквисты начали притворное отступление, чтобы вывести их с удобных позиций.

Паны еще накануне битвы оставили в тылу резервную тяжеловооруженную конницу. Эта кавалерия ждала сигнала о внезапной атаке до тех пор, пока табориты не оказались в беззащитном положении. Наконец свежие и полные сил рыцари ударили по противнику, и радикалы бросились обратно к своему первоначальному лагерю. Вскоре пали и вагенбурги. При обороне этих укреплений погибли лидеры таборитов - Прокоп Голый и Прокоп Малый. Утраквисты одержали решающую победу, которая положила конец гуситским войнам.

Значение гуситского учения

После поражения в битве у Липан радикальное крыло было окончательно разгромлено. Табориты еще оставались, но после 1434 года они ни разу не смогли организовать восстание, по масштабам схожее с прежней войной. В Чехии установилось компромиссное сосуществование католиков и чашников. Утраквисты отличались небольшими изменениями в обрядах при богослужении, а также уважительной памятью к Яну Гусу.

По большему счету, чешское общество вернулось к статусу, который имел место до восстания. Поэтому не привели к каким-то радикальным переменам в жизни страны. В то же время Крестовые походы против еретиков нанесли огромный ущерб Центральная Европа еще несколько десятков лет залечивала раны, нанесенные войной.

Дальнейшие итоги гуситского движения стали ясны гораздо позднее, когда уже в XVI веке по всей Европе начался процесс Реформации. Появилось лютеранство и кальвинизм. После Тридцатилетней войны в 1618-1648 гг. большая часть Европы пришла к свободе вероисповедания. В достижении этого успеха заключалось и значение гуситского движения, которое стало прелюдией к Реформации.

В Чехии восстание считается одним из символов национальной гордости. По всей стране можно попасть на экскурсии, которые позволят туристам посетить памятные места гуситского движения. В Чехии бережно хранится память о нем и его героях.

Гуситское движение объединило в себе крестьян, горожан и панов Чехии. Оно позволило дать отпор немецкому засилью и дало возможность долгое время развиваться независимо от других государств. Как оно началось? На каких условиях было закончено? Что от него получили помещики, а что крестьяне? Об этом можно узнать из статьи.

Обострение социальных противоречий

В середине пятнадцатого века в Чехии произошел политический подъем. Связан он был с экономическими успехами. Чехи славились своими серебряными рудниками, сукноделием, полотняной промышленностью, виноградарством, разведением льна, хмеля и прочих культур. Страна считалась одной из богатейших в Европе.

В пятнадцатом веке в Чехии развилась международная торговля. Товарно-денежное хозяйство захватило даже деревню. Все это привело к разложению устоявшихся феодальных форм хозяйства. В чешском обществе появились социальные противоречия.

Очень тяжелым становилось положение крестьян. Они страдали от крепостничества, ростовщичества, кабальной аренды, обезземеленья. Обострялись противоречия и в городах. Немцы захватили в свои руки ведущие отрасли промышленности, торговлю и самоуправление. Изменить ситуацию должно было гуситское движение.

Обострение в религиозной сфере

Католическая церковь также эксплуатировало и угнетало представителей народных масс. Во время Столетней войны папство увеличило поборы в Германии, Чехии, Венгрии, Польше.

Чешское государства должно было платить церкви всевозможные налоги. Страна наводнилась индульгенциями - документами, которые отпускали грехи своим покупателям.

Причины гуситского движения в Чехии связаны с экономическим, национальным и религиозным угнетением. Крестьяне, горожане, часть рыцарства направили свою злость на феодалов, немцев, католическую церковь.

Выступления Гуса

Национальные и религиозно-реформаторские настроения в чешском обществе выражал Ян Гус. Он был не только священником, но и профессором университета.

Известно, что он был родом из крестьянской семьи, появившись на свет в 1369 году в местечке Гусинец. Мыслитель был воспитанником Пражского университета, в котором позднее стал профессором и ректором.

История гуситского движения связана со взглядами Гуса, которые формировались под влиянием его современника - английского реформатора Викфела. Чешский священник выступал против существования индульгенций, растущей платы за проведение обрядов, наличия у церковников большого количества земель. Ему была чужда распущенность нравов среди представителей высшего католического духовенства.

Гус настаивал на том, чтобы богослужения проводились на чешском языке. По его мнению, церковные земли должны были перейти на государственные нужды. Духовенство не должно было становиться привилегированным сословием, поэтому реформатор выступал за то, чтобы все причащались хлебом и вином.

«Правда победит!»

Касались убеждения Гуса и социальной сферы. Он не призывал к уничтожению феодального уклада, но требовал от панов смягчения порядков. Например, он был против того, что землевладельцы забирают имущество умершего крестьянина.

Проповеди священника были понятны всем простым людям не только потому, что велись на чешском языке. Они состояли из множества примеров из обычной жизни населения. Любимыми словами реформатора были: «Правда победит!».

Сожжение Гуса

Деятельность священника не могла пройти мимо других церковников. Сначала против Гуса стал пражский архиепископ, а следом и папство. Гусу запретили проводить богослужения. Также его лишили возможности преподавать в университете, а в 1412 году ему пришлось покинуть Прагу. Опальный священник отстранился от общественной жизни, поселившись в деревне.

В 1414 году Гус был вызван на Констанцкий собор. Суд обвинял его в ереси. Правитель Сигизмунд наделил реформатора специальной грамотой, которая должна была обеспечить его владельцу неприкосновенность. Гус планировал отстоять перед собором правоту собственного учения.

Когда священник появился в Констанце, его арестовали. Он не смог выступить перед собором. Епископы сразу же приговорили его к сожжению как еретика. Сигизмунд же отказался от предоставления обещанной защиты.

В 1415 году приговор был исполнен. 6 июля на площади Констанца Гуса сожгли на костре. С этого началось массовое гуситское движение в Чехии. Горожане и крестьяне считали сожженного страдальцем и мучеником. Даже моравские паны составили письменный протест из-за казни священника.

Гуситское движение в Праге

По всей Чехии начался массовый отход от католицизма. Создавались так называемые «еретические общины», которые призывали к реализации идей Гуса. Они настаивали на реформировании церкви и общества.

Против гуситского движения в Чехии начались правительственные репрессии. Они привели к восстанию в Праге 1419 года.

Возглавил городские массы священник Ян Желивский. В результате восстания свою власть потерял король Вацлав. Правитель бежал из столицы и через несколько месяцев умер. На престол должен был взойти император Сигизмунд, но все помнили его недостойное поведение в деле с Гусом. Против него выступили все слои населения.

В деревне же начались массовые выступления против церковных и немецких землевладельцев. В истории их называют гуситскими войнами. Они были разнообразными по своим требованиям. Выделяются два наиболее ярких течения.

Чашники

Одними из участников гуситского движения были так называемые чашники. Они включали в себя представителей панства, горожан и крупного рыцарства. Их позиции можно отнести к умеренным, а свое название партия получила от одного из лозунгов - причащение хлебом и вином. В то время католическая церковь делила прихожан на тех, кому во время таинства давали хлеб и вино и тех, кто получал хлеб и воду. Подобное неравенство в храме божием не нравилось большинству людей.

Чашники не стремились уничтожить монархию, они требовали создания в стране собственной церкви. Богослужение в ней должно было вестись на родном языке, а не на латыни. Также они желали провести секуляризацию церковного имущества.

В качестве правителя они выбрали принца Сигизмунда, а позднее богатого пана Юрия. Опасаясь того, что в Праге растет оппозиционное движение, они в 1422 году обманом заманили Яна Желивского, который возглавлял плебеев, в ратушу. Там его арестовали, тут же приговорили к смерти и выполнили свое решение.

Табориты

Более радикально настроена была партия таборитов. В нее входили разорившиеся рыцари, крестьяне, бедные ремесленники. Название пошло от военного лагеря протестующих - Табора. Для них цели гуситского движения сводились к более широким требованиям:

  • причащение хлебом и вином;
  • создание свободных церковных общин;
  • полная свобода проповеди;
  • создание республики, ихними словами «государства без короля»;
  • отмена крепостничества.

Для достижения поставленных целей табориты вынуждены были вступить в открытый конфликт не только с императором Сигизмундом, немецкими феодалами, католической церковью, но и с крупнейшим панством.

Возглавлял таборитов Ян Жижка. Когда в 1424 году его не стало из-за моровой язвы, полномочия принял Прокоп Великий вместе со своим помощником Прокопом Малым.

Крайние табориты

Наиболее радикально настроенными были пикарты, которые были выходцами из таборитов. Они выступали за уничтожение государства, достижения полного равенства. Их учение о боге сводилось к тому, что он живет внутри человека, подобно разуму и совести.

Возглавлял пикартов Мартин Гуска. Жижка не поддерживал подобных идей и в 1421 году расстался с крайними таборитами.

Основные этапы борьбы

В первое время чашники и табориты совместно боролись против немецких феодалов и их императора. Ян Жижка создал постоянное войско, которое состояло из крестьян (пехотинцы) и небольшого числа рыцарей.

Народная армия отличалась высокой дисциплиной, подвижностью, могла быстро создать вокруг себя укрепленный лагерь. Неприятельская конница была не способна атаковать Табор.

Гуситы нанесли немецким рыцарям несколько сокрушительных ударов. Император Сигизмунд вместе с папой предпринял пять крестовых походов против отступников. Все они оказались неудачными. Чешский сейм в 1421 году лишил немецкого правителя чешского престола.

Наиболее успешные победы гуситов:

  • битва у Витковой горы - прошла в 1420 году, крестоносцы были разгромлены войсками Жижки, так появилось памятное место гуситского движения - Жижкова гора;
  • битва под Немецким бродом - произошла в 1422 году, касалась второго крестового похода;
  • битва под горой Малишовом - состоялась в 1424 году, Жижка уже был слеп, но прекрасно справился с последним сражением, гуситы овладели центром немецкой колонизации в стране - горой Кутенберг;
  • битва у горы Усть-Лабы - прошла в 1426 году, войско возглавил Прокоп Великий, гуситы уничтожили около пятнадцати тысяч немецких рыцарей;
  • событие под горой Теховом - произошло в 1427 году, крестоносцы пустились в бегство еще до встречи с гуситами.

Немецкие рыцари боялись даже стука военных телег таборитов. Гуситское войско в 1430 году вторглось в Саксонию. Но папа и Сигизмунд придумали новый план. Они решили совершить пятый крестовый поход. Только теперь он заключался не в лобовой атаке, а в расколе гуситов. Немцы решили договориться с чашниками, которые также не хотели распространения революции.

Чашникам предложили провести частичную секуляризацию церковных земель, произвести религиозно-обрядовые преобразования. Паны и пражские мещане согласились.

Пражские компактаты

Между чашниками и немецким императором с папой в 1433 году было составлено компромиссное решение. Оно получило название Пражские компактаты. По договору чашники прекратили борьбу против немецких феодалов и направили свои силы на подавление таборитов.

В 1434 году состоялся бой под Липанами. Совместные войска чашников и немецких рыцарей разгромили гуситов. Однако табориты сражались еще несколько десятилетий. Их город Табор просуществовал до 1452 года, пока не был взят и разрушен чашниками.

Чехи признали своим королем немецкого Сигизмунда. Однако в 1437 году он умер, а новый малолетний правитель не интересовался делами провинции. Власть была у панов. Около ста лет Чехия было независима от Германии. Изменилось положение в результате Тридцатилетней войны. Но это уже история семнадцатого века.

Каковы же были итоги гуситского движения?

Значение

Гуситы потерпели поражение, однако их движение имело огромное значение в развитии Чехии. В нем переплелось воедино крупнейшее крестьянское движение, национальное выступление против немецкого господства и ранняя церковная реформация.

Значение гуситского движения:

  • был дан отпор засилью немцев в стране;
  • произошел подъем чешской культуры;
  • были созданы всевозможные памфлеты, сатирические произведения, военно-революционные гимны;
  • составлялись исторические хроники;
  • течение под названием «чешские братья» стали заниматься образованием среди народа.

Ян Гус создал чешскую грамматику и орфографию родного языка. Ею и сегодня пользуются в Чехии.

Отрицательно конец гуситского движения сказался на положении крестьян. Чешские паны не только не ликвидировали феодально-крепостническую систему. Наоборот, они провели через сейм законы, которые запрещали крестьянам выходить из поместья без разрешения пана. За неповиновение беглецов ждали самые суровые наказания.

Пострадали от решения панов и горожане. По решению сейма 1497 года высшие государственные должности в стране должны были доставаться только представителям дворянского сословия.

Мы разобрали гуситское движение и его влияние на политическую и религиозную жизнь средневековой Чехии.

Так вышло, что во время недавнего посещения Чехии у меня было несколько точек прикосновения к истории Яна Гуса и гуситского движения. Начиная от места дислокации - район Жижков, названный в честь легендарного предводителя гуситских войн Яна Жижки, и заканчивая посещением городка Табор, основанного радикальным крылом гуситов - таборитами.
В Жижкове возвышается холм Витков, называемый также часто и Жижковским, у подножия которого находится военный музей (кстати, совершенно бесплатный), а на вершине - Национальный мемориальный комплекс, посвященный борцам за родину. Раньше здесь был мавзолей Клемента Готвальда и хранились останки деятелей Компартии Чехии, но потом их убрали и перезахоронили, а в Мемориале остались Зал чехословацких легионеров и Зал Советской армии с могилой неизвестного солдата.

Перед Мемориалом стоит одна из самых больших конных статуй в мире - памятник Яну Жижке. Установлен он в память о сражении 14 июля 1420 г., в котором гуситы разбили императорское войско, вышедшее на них в очередной крестовый поход. Всего было 5 крестовых походов католиков против гуситов, и все они потерпели поражение.




Позади памятника - бронзовые ворота Мемориала с рельефными изображениями различных вех борьбы чешского народа за независимость. Несколько рельефов посвящены периоду деятельности Гуса и гуситских войн.


Но обо всем по порядку. Я, конечно, помнила имя Яна Гуса из советских учебников истории, но понятно, что преподносилось все это через призму революционной идеологии. Будучи же в Чехии, мне захотелось узнать подробнее об этом национальном чешском герое.


памятник на Староместской площади

Итак, Ян Гус родился в местечке Гусинец в Южной Чехии в 1369 или 1371 г. (данные расходятся) в бедной семье. Мать его с детства привила Яну веру в Бога. В 18 лет он поступил в Карлов университет на факультет свободных искусств. Пражский университет был в то время одним из ведущих университетов Европы. Да и вообще Чехия в 14 веке переживала эпоху расцвета под правлением чешского короля Карла I, который был избран императором Священной Римской империи под именем Карла IV. В честь него же и университет назван. А также Карлов мост в Праге, и практически всё, что носит имя Карла. Однако, хозяйственный подъем в Чехии того времени способствовал тому, что сюда массово переселялись немецкие купцы и ремесленники и создавали свои самоуправления, чехи же оставались в зависимом положении. Помимо того, все больше обогащалась римская католическая церковь, один только архиепископ Пражский владел 14 городами и 900 деревнями, а значительную часть доходов, получаемых в Чехии, духовенство отсылало в Рим. Вот в это время и довелось жить и трудиться Яну Гусу.
После получения степени магистра Яну предложили должность преподавателя университета, в 1401 г. он был избран деканом факультета, а затем дважды избирался ректором (тогда ректором избирали сроком на одно полугодие). Гус был одним из образованнейших людей своего времени, он написал много научных трудов по лингвистике, что способствовало развитию чешского языка и распространению грамотности среди населения.
В Карловом университете Гус знакомится с трудами английского реформатора Джона Уиклифа, которые в корне меняют его взгляды на веру и жизнь, и он начинает выступать против папства. Трибуной для его проповеди стала Вифлеемская часовня, куда я и направляюсь.


Эта простая с виду церковь совсем не похожа на пышные готические храмы, и основана она была простыми людьми, желающими слушать проповеди на чешском языке. Внутри нет ни икон, ни статуй, ни фресок и витражей. Только кафедра проповедника, место для хора, и просторный зал для слушателей. Специальный балкончик был сделан и для королевы Софии, супруги короля Вацлава IV, сына короля Карла. Часовня вмещала около 3000 человек, что составляло примерно 10 % тогдашней Праги.


Поскольку часовня была построена на месте сада, на ее территории оказался колодец, который решили не засыпать. Так он до сих пор и красуется в углу.


В настоящее время стены часовни могут рассказать, о чем говорил и к чему призывал Ян Гус в начале 15-го века. А выступал он в основном против индульгенций, пороков духовенства, суеверий и за реформу церкви.
Гус ввел в часовне пение на родном языке. На стенах можно видеть ноты и тексты песен, исполнявшихся всем собранием. Эту традицию общего пения поддержат позже и немецкие реформаторы.
Самая большая картина на западной стене изображает сражение гуситского войска с крестоносцами. Гуситы сражаются под знаком чаши, что символизировало причастие под двумя видами: хлебом и вином. У католиков только духовенство причащалось и хлебом и вином, а миряне - только хлебом. Гуситы призывали к равенству верующих в этом вопросе, а умеренное крыло гуситов даже получило название - чашники.

На северной стене запечатлены трагические события, которыми завершился жизненный путь Яна Гуса: суд и казнь на костре.
По мере того, как Гус приобретал все большую известность и любовь в народе, он впадал в немилость у архиепископа и короля, хотя поначалу они его поддерживали. Дело в том, что он стал символом как борьбы за реформирование церкви, так и национального самоопределения против немецкого доминирования. Видя это, архиепископ Пражский развернул гонения против "ереси". Сначала в Праге запретили проповеди в частных часовнях, каковой являлась и Вифлеемская (чему Гус просто не подчинился), затем сожгли книги Уиклифа, которые Ян изучал со своими студентами в университете, наконец его и его последователей прямо обвинили в ереси. Однако народ поддерживал Гуса и высмеивал архиепископа. За сочувствие Гусу папа подверг всю Прагу интердикту. Это значило, что в городе запрещалось проводить все церковные службы и обряды. Тогда король Вацлав посоветовал Гусу покинуть город, и в 1412 году тот уезжает из столицы в Кози-Градек в Южной Чехии, а оттуда - в замок Краковец. Не смотря на изгнание, число сторонников Гуса все росло, а он не прекращал проповедовать. В конце концов терпение Рима закончилось, и Гуса вызвали на собор в Констанце. У него было предчувствие опасности предстоящего путешествия, и поэтому он составил завещание, но решил все равно ехать, в надежде изложить и защитить свое учение и доказать свою невиновность. Император Сигизмунд даже предоставил Гусу охранную грамоту. Но вопреки ожиданиям, никто и не собирался его слушать, а сразу по приезду поместили в сырую темницу на полгода, а потом судили. На резонный вопрос к императору по поводу охранной грамоты, мол как же так?, последовал ответ, что она гарантировала лишь безопасный приезд в Констанц, но не возвращение домой. Когда на суде Гус пытался произнести речь, ему попросту не давали говорить: на него кричали, плевали, улюлюкали, топали ногами и т.п. Магистр отказался говорить в таких условиях, и его молчание сочли признанием в ереси. Собор объявил его упорствующим еретиком и приговорил к сожжению на костре. Приговор был приведен в исполнение 6 июля 1415 г.


картина Вацлава Брожика "Ян Гус на соборе в Констанце"

Ян Гус на костре - рисунок Яничека Змилелы

Комната проповедника находилась здесь же при часовне, на втором этаже. Надпись на стене гласит: "Здесь жил магистр Ян Гус". Условия довольно аскетические. Даже враги Гуса признавали: "Жизнь его была сурова, поведение безупречно, бескорыстие такое, что он никогда ничего не брал за требы и не принимал никаких даров и приношений".


Сейчас в Вифлеемской часовне находится музей, проходят концерты, университетские мероприятия. Богослужения в настоящее время проводятся здесь лишь однажды в году - 6 июля, день казни Яна Гуса.

Однако после смерти магистра число его сторонников только увеличилось. Как уже отмечалось выше, среди них было два крыла: умеренные - чашники, и радикалы - табориты. Вторые собрались со всей Чехии к горе Табор и основали там одноименный город. Не подумайте, что название связано с цыганским табором или чем-то подобным. Просто это место было названо в честь горы Фавор в Палестине, на которой произошло преображение Христа. В чешской транскрипции - Табор. Сейчас в этом городе действует гуситский музей, и я решила туда съездить. 1,5 часа на автобусе или поезде - и вы на месте. Городок небольшой, от вокзала до исторического центра минут 15 ходу. Уже на пути в старый город встречается скульптурная композиция Яна Гуса.


Табориты вели войны с католиками, поэтому город изначально строился не как обычное поселение для жизни, а как укрепленный лагерь. Поэтому улочки в старом городе очень узкие, кривые и запутанные.


С земли трудно выбрать ракурс, иллюстрирующий это, потому лучше посмотреть на карте)

Табориты жили общиной и отвергали всякую иерархию. Часть их занималась ремеслами, обеспечивая армию, и часть воевала. В центре города, конечно же, главная площадь. Здесь находится собор, памятник Яну Жижке и гуситский музей, цель моего путешествия.





Под землей весь старый город изрыт подземными ходами и помещениями, в которых не только хранили запасы, но и укрывались во время военных действий. В посещение музея входит экскурсия по катакомбам. Правда, на чешком языке, так что я мало что поняла.




Зато в самом музее можно бесплатно взять аудио-гид на русском. Первый зал посвящен опять же Яну Гусу и его учению.


Стенд о церковном соборе в Констанце.
Далее можно увидеть, как воевали табориты. Их предводитель Жижка лишился левого глаза еще в Грюнвальдской битве в 1410г. А во время Гуситских войн ослеп окончательно, но продолжал руководить военными операциями, и что интересно, неизменно имел успех.


Именно он придумал использовать вагенбург - скрепленные между собой повозки в качестве оборонительного укрепления и плацдарма для атак. Хотя изначально в табориты шли простые крестьяне и ремесленники, со временем они научились управляться с пушками, копьями, арбалетами и прочим оружием и стали грозным войском.





Гуситы не только отразили пять крестовых походов против них, но и устраивали набеги на западные земли аж до Балтийского моря. Гус, никогда не державший в руках оружие, наверное, не раз бы перевернулся в гробу, если б узнал, что делают его последователи под его именем.
Однако победить чешской реформации было не суждено, т.к. умеренные гуситы в конце концов вступили в сговор с католиками в обмен на обещание религиозных свобод, подписав Пражские компактаты. Вместе они окончательно разбили таборитов 30 мая 1434 года в битве под Липанами. Но вероломство до добра не доводит, и фактически католики не дали чашникам тех свобод, которые обещали, а позже папа объявил Пражские компактаты недействительными. В 1452 г. Йиржи с Подебрад, ставший через несколько лет чешским королем, взял Табор, положив конец существованию таборитов.
Конечно, дело Гуса не умерло окончательно. От чашников откололись «Чешские братья» (Ян Амос Коменский известен всем, когда-либо изучавшим педагогику), а позже возникла Моравская церковь, изначально ответвление «чешских братьев», но позднее приобретшая большее влияние. Но в настоящее время подавляющее большинство чехов даже не католики, а атеисты. И хотя Гуса помнят и чтут, действительным национальным героем является, пожалуй, его полная противоположность - бравый солдат Швейк. Если Гус был готов страдать и даже умереть за идею, то Швейк движим единственным принципом - приспосабливаться к постоянно меняющимся обстоятельствам, чтобы выжить. И в общем-то, тоже прав, считая идею умереть за государя императора идиотизмом в квадрате. Может быть, измельчали идеи в наше время?)
Вот таким было мое путешествие по следам гуситов в феврале 2014г.

1) Заполните контурную карту "Гуситские войны"

1.Закрасьте территорию Чехии в начале XIV века.

2.Обозначьте: а) границы Чешского королевства в начале XV века; б) границу Священной Римской империи.

3.Подпишите названия: Чехия, Моравия, Силезия, Польша, Тевтонский орден, Венгрия, Священная Римская империя, Прага, Табор, Липаны.

4.Обведите цветными кружками основные центры гуситского движения.

5.Покажите стрелками: а) Крестовые походы против гуситов; б) походы таборитов во главе с Яном Жижкой на помощь Праге в 1420 году; в) основные направления зарубежных походов таборитов;

6.Обозначьте места важнейших битв и подпишите их даты.

2) Заполните таблицу "Сторонники Яна Гуса".

  • Линии сравнения

    Сторонники - гуситы

    умеренные

    табориты

    1. Состав участников

    Зажиточные горожане и дворяне

    Крестьяне, основная масса горожан, бедное дворянство

    2. Требования

    Реформирование церковной службы, отмена церковных привилегий и упразднение землевладений церкви

    Реформирование церкви; уничтожение частной собственности; отмена повинностей, налогов и крепостной системы.

    3. Средства борьбы


    4. Итоги борьбы

    Рыцарская кавалерия и пехота с типичным вооружением

    Поражение. Многие крестьяне вернулись к феодалам. Перестали платить десятину

    Рыцарская кавалерия, пехота, вооруженная цепами, косами, пиками, топорами. Пушки небольшие

    Завладели церковными владениями, утвердилась гуситская церковь

3) Почему папа римский объявил Крестовые походы против гуситов?

    Ответ: Католическая церковь не хотела терять свои богатсва в Чехии. Папа Римский и императоры предприняли против гуситов 5 походов, но все они закончились поражением.

Таблица "Народные движения в Средние века."

Восстание Уота Тайлера.

Причины: экономическая разруха, налоговый гнет, эпидемия чумы, произвол королевских сановников.

Дата восстания: май - ноябрь 1381 г.

Участники и руководители: крестьяне, горожане. Уот Тайлер.

Цели движения: снижение налогов, отмена крепостного права и барщины, замена королевских чиновников и судей.

Действия восставших: восставшие сжигали усадьбы феодалов, документы с записями их повинностей, разрушали тюрьмы, выпускали на волю узников.

Итоги и значение: поражение восставших. Улучшилось положение крестьян. Отказ от введения новых подушных налогов, ослабление крепостной зависимости. Стали более мягкими законы о бедняках. Плата за землю для лично свободных крестьян стала определенной и постоянной.

Восстание Жакерия.

Причины: экономическая разруха, налоговый гнет, грабежи солдатами населения, эпидемия чумы, введение новых выплат.

Дата восстания: май - сентябрь 1358 г.

Участники и руководители: крестьяне, городские бедняки. Гильом Каль.

Цели движения: снижение налогов и устранение крепостной системы. «Истребить знатных до единого» - лозунг восстания.

Действия восставших: крестьяне нападали на сеньоров, разрушали замки, грабили имущество, сжигали записи феодальных повинностей.

Итоги и значение: поражение восставших.Отказ сеньоров от увеличения повинностей и создание предпосылок к личному освобождению крестьян.

Гуситское движение.

Причины: усиление феодальной эксплуатации чешского крестьянства со стороны светских и духовных феодалов (увеличение поборов и барщинных повинностей), коррупция католической церкви, вызывавшей всеобщую ненависть своим богатством и развращённостью клира, всё возраставшее немецкое засилье, борьба между ремесленниками и патрициатом (преимущественно немецким) в городах, тяжёлое положение городской бедноты (плебса).

Дата восстания: 1419 - 1437 гг.

Участники и руководители: 1. умеренные - зажиточные горожане и дворяне; 2. табориты - крестьяне, основная масса горожан, бедное дворянство. Ян Жижка.

Цели движения: 1. умеренные - реформирование церковной службы, отмена церковных привилегий и упразднение землевладений церкви; 2. табориты - Реформирование церкви; уничтожение частной собственности; отмена повинностей и крепостной системы.

Действия восставших: в Праге выкинули из окна ратуши представителей городской власти, осадили город. Гусситы разгромили крестоносцев. После смерти Яна умеренные вели переговоры с Папой, напали на таборитов и разгромили их.

Итоги и значение: движение было подавлено, но умеренные гусситы сохранили захваченные владения и ввели новые порядки в чешской церкви. Было признано причащение «под обоими видами». Дальнейшее развитие ситуации привело к установлению в Чехии мирного сосуществования двух конфессий - католиков и чашников. Проблема сосуществования католиков и гуситов в Чехии обострилась в XVII веке в связи с распространением в Чехии идей Реформации. В это время многие чашники сблизились с лютеранами, а «богемские братья» с кальвинистами. Императоры из династии Габсбургов во второй половине XVII века стремились к отмене прав гуситов, что привело к Тридцатилетней войне (1618-1648). После поражения Чехии в войне церковные организации гуситов на долгое время прекратили своё существование.