Воспитываем бережное отношение к природе. В.И. Ленин об отношении к природе Творческое задание “Мы –
экологи”

Воспитываем бережное отношение к природе. В.И. Ленин об отношении к природе Творческое задание “Мы – экологи”

Ирина Лисова
Воспитываем бережное отношение к природе

Воспитываем бережное отношение к природе

Сейчас вся планета говорит о том, какая плохая у нас экология, что ее нужно спасать. В природе исчезло много видов животных, птиц, насекомых и растений, меняется климат и все это неизменно ведет к всевозможным катаклизмам. Все так же признают, что в этом виноваты мы сами. Мы люди довели природу до такого состояния . Но редко кто задумывается о том, что такое отношение к природе закладывается в раннем детстве. Если мы не воспитываем любовь к природе у ребенка с детства , то откуда ж ей взяться, когда малыш вырастет. Огромная роль в экологическом воспитании детей принадлежит семье. Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. Много интересного в природе происходит каждый день. Нам лишь надо это уметь видеть самим и показывать это ребенку.

С наступлением тёплых дней нам очень хочется уехать за город, на природу . И очень хорошо, когда рядом с нами наши дети. И как замечательно, когда организуются загородные поездки всей семьёй. Заготавливаются продукты, собирается рюкзак, берутся мячи, ракетки… Как хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки! А также вспомнить ранее прочитанные сказки о жизни животных, насекомых, растений, птиц, поискать их тут же на полянке и понаблюдать за ними. Уместно загадать детям загадки о природных явлениях . Подумайте, сколько положительных эмоций получит ребёнок, найдя живую отгадку. Можно также вспомнить пословицы, поговорки, приметы, которые ранее учили с ребёнком. Замечательно делают те родители, которые обращают внимание детей на красоту природы : «Какой сегодня густой туман!» , «Смотри, как красиво!» , «Посмотри какие стройные бёрёзки» , «Смотри, какое облако, на что оно похоже?» «А капельки росы на траве, словно слёзы!»

Расскажите своему ребёнку :

Природа - это солнце , звезды, воздух, вода. Это деревья, птицы, звери, бабочки. И человек - это тоже часть природы . Но природа - это не беспорядочный набор живых и неживых предметов и явлений. Природа - это единый дом , в котором все нужны друг другу : от огромного Солнца до самой маленькой мошки. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. Леса, луга, реки, озера - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Ко всему, что движется, и растет нужно относиться бережно .

И обязательно, вместе с ребёнком вспомните правила поведения на природе .

На природе не следует ничего ломать, рвать просто так.

Заботливо относитесь к деревьям и кустарникам, которые растут на склонах, они укрепляют почву.

Для костра собирайте только сухостой.

Заботливо относитесь к живым существам леса, все они приносят пользу. В природе нет ничего лишнего и ненужного!

Не ловите и не приносите домой здоровых детенышей лесных зверей и птиц.

Берегите лягушек , жаб, головастиков, они поедают большое количество насекомых, с которыми человеку приходится бороться.

Не убивайте никаких змей - они нужны природе . (Если, конечно, никому не грозит смертельная опасность) .

Не ловите бабочек, стрекоз, жуков, они тоже нужны природе .

Во время собирания ягод и плодов не повреждайте деревья и кусты, не срывайте недозрелых плодов и ягод.

Собирая грибы, осторожно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу.

Не сбивайте несъедобные грибы, они нужны жителям леса : белочкам, ежикам, птичкам. Даже мухоморы нужны деревьям, они питают корни деревьев.

Правильно собирайте лекарственные растения, оставляя корни в земле.

Не загрязняйте озер, речек, не бросайте в них камни, мусор и остатки пищи. Не разрушайте родников и колодцев.

Не делайте надписей на деревьях.

Не рвите цветы в большие букеты.

Не разрушайте муравейники, муравьи – санитары леса. Помните : вы пришли в гости к природе . Не делайте ничего такого, что считали бы неприличным делать в гостях.

Если все люди будут относиться хорошо к окружающему их миру природы , то Земля будет кормить человека еще много-много веков.

Прочтите детям :

Все-Все, Все на свете, На свете нужны. И мошки, Не меньше нужны, чем слоны. Нельзя обойтись Без чудищ нелепых И даже без хищников, - Злых и свирепых. Нужны все на свете! Нужны все подряд - Кто делает мед и кто делает яд! Плохие дела у кошки без мышки, У мышки без кошки- Не лучше делишки! И, если мы с кем-то Не очень дружны, Мы все-таки ОЧЕНЬ Друг другу нужны! А если нам кто-нибудь Лишним покажется, То это, конечно Ошибкой окажется!

Формирование экологической культуры

Работу выполнила

учитель МБОУ СОШ № 43

Бирюкова Наталья Николаевна

Г. Хабаровск

Формирование экологической культуры.

Мы хозяева природы и она кладовая солнца,

со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода,

птицам нужен воздух, животным – лес, степи, горы,

а человеку нужна природа. И охранять её –

наша главная цель. Земля такая маленькая!

Давайте её беречь!

М Пришвин.

Теоретическая часть.

Вступление.

    Общество находится перед лицом всемирных экологических проблем и их решение зависит:

а) от обновления научно-технической, инвестиционной. Структурно производственной сферы;

б) от переориентации духовной жизни (привитие нового отношения к природе, основанного на взаимосвязи природы и человека, привитие норм и правил экологического поведения).

2.Проблемой экологического воспитания люди стали заниматься ещё в 17 веке. Но в наше время данная проблема стала более актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом. И всё человечество не должно оставаться в стороне от решения проблеме экологического воспитания подрастающего поколения.

3. Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве, обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде, является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

4. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут обоснованными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

5. Существуют основные правила поведения в природе, которые могут усвоить учащиеся в начальных классах. Нельзя навязывать детям эти правила, нужна целенаправленная, продуманная работа, для того, чтобы знания перешли в убеждения.

6. Вопросами экологического воспитания и образования младших школьников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании.

7. Если формирование экологического сознания идёт на уроке. То нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеурочной и внешкольной работе. Поэтому формирование экологического поведения мы будем разрабатывать в дальнейшем.

1. Обоснование актуальности опыта.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы, громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.

Исследуемая проблема широка, она ставится не впервые. В развитии теории нравственного воспитания в процессе общения с природой большую лепту внесли известные деятели педагогической науки и просвещения К.Д. Ушинский, В.Г. Огородников, В. А. Сухомлинский и др.

Одной из основных причин незрелости экологического сознания людей нужно считать недостаточно эффективную систему экологического воспитания и воспитания населения.

Особая сложность заключается в том, что процесс формирования экологического сознания должен охватить все возрастные группы учеников, а ведь им свойственны далеко не одинаковые возможности восприятия знаний. Вот почему необходим самый широкий спектр методических и дидактических приёмов.

Начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Цель работы - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности осуществления экологического воспитания учащихся начальной школы.

    Изучить психолого- педагогическую литературу по экологическому воспитанию младших школьников.

    Раскрыть основное понятие «экологическое воспитание» в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

    Определить наиболее эффективные методы и приёмы экологического воспитания.

Объект исследования – процесс экологического воспитания младшего школьника.

Предмет исследования – методы и приёмы осуществления экологического воспитания в начальной школе.

Методы – беседа, дидактические игры, педагогический эксперимент, педагогические наблюдения, изучение психолого-педагогического опыта.

Вопросами экологического воспитания и воспитания младших школьников занимается довольно много педагогов. И делают они это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. Но главное, что за всем этим многообразием методов и приёмов работы, ученики младших классов становятся более экологически воспитанными. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему качество с раннего детства.

Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет её педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.

Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надёжных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы признаны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.

Экологическое воспитаниесоставная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются у младших школьников в первую очередь на уроках окружающего мира. Знания, переведённые в убеждения, формируют экологическое сознание.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своём развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).

В сущности экологического воспитания есть две стороны: первая – экологическое сознание, вторая – экологическое поведение, в этой работе рассмотрено только формирование экологического сознания. А экологическое поведение формируется годами и не столько на уроке, сколько во внеурочной и внешкольной деятельности.

Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста. Проведённое анкетирование в ряде классов показало, что необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у учащихся, но и их родителей.

    Теоретическая база опыта.

Создание нового отношения человека к природе – задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитание в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова)

Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность его по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда – она включает в себя человека.

Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую. Идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую. Ответственное отношение к природе – сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе. Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимоотношений научной. Нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся. Направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

Образовательных – формирование систем знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

Воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

Развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению оценке состояния и улучшения окружающей среды своей местности, развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу психологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности),

Нужны конкретные требования, охватывающие ценностные ориентации, знания и умения на базовом уровне экологического образования. Этому способствует определённое содержание, основанное на интеграции областей знания: социальной экологии (человек рассматривается единственным сознательным компонентом всех экосистем); экологии человека (наука о системных связях человека с окружающей средой).

С традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей, мерой же природы является её полезность. Отсюда потребительское отношение к природе. В противовес новая система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчёркивается её многосторонняя ценность для человека. Выявляется междисциплинарный состав содержания экологического воспитания. которое можно сгруппировать в четыре компонента – научный, ценностный, нормативный и деятельностный.

Научный – ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны.

Ценностный – экологические ориентации человека на различных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на её восстановление и предотвращение ущерба.

Нормативный – система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера. Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, как и реальное улучшения окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школы.

    Идеи опыта

Как известно, воспитание в широком смысле слова - это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же – это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека.

На уроке решаются три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Поэтому урок даёт больше возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к природе основанного на гуманизме.

Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно

формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия формирует своё отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твёрдое основание и станут убеждениями этого человека.

Исходя из этого, встаёт вопрос в чём сущность экологического просвещения в начальных классах и какие понятия доступны для восприятия младших школьников?

В исследованиях психологов и педагогов выявлено, что уже у старших дошкольников могут быть сформированы обобщённые представления об окружающем мире о связях между предметами и явлениями в природе. Эти представления успешно развиваются у учеников в курсе «Ознакомление с окружающем миром». Однако наиболее полное развитие они, конечно, должны получит в курсе «Окружающий мир». Какие же экологические связи устанавливаются на уроках данного курса?

Здесь на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение позволяет школьникам приобрести основы диалектико – материалистического мировоззрения, способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.

Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. При описательном же изучении курса интерес у школьников постепенно снижается, это происходит неизбежно даже в том случае, если учитель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т.д., поскольку теоретический уровень материала остаётся, по существу, неизменным. Если же при изучении окружающего мира раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается. Познавательные задачи, поставленные перед учеником. Усложняются и это способствует развитию интереса.

Изучение экологических связей способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе.

Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников. В курсе окружающего мира можно выделить три курса изучения природы.

Первый уровень: объекты природы рассматриваются в их отдельности, без акцентирования на связях между ними. Это важный уровень, без которого изучение последующих уровней будет затруднено, но им нельзя ограничиваться.

Второй уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. Например, изучается, чем питаются различные животные, строятся цепи питания.

Третий уровень: рассматриваются уже не просто предметы природы, а процессы.

На предыдущих уровнях изучались предметы, а на этом изменения, которые с ними происходят.

Какие природные изменения нас интересуют в природе прежде всего? Во- первых: сезонные - в их основе лежит действие природных факторов; во вторых: изменения, вызванные деятельностью человека. Эти процессы возникают в природе благодаря факторам, которые передаются по цепочке существующих связей. Третий уровень изучения природы помогает учащимся на основе экологических знаний объяснить явления природы, а в некоторых случаях и предсказать их.

Для полноценного экологического воспитания необходимо экологического воспитания необходимо изучение природы на всех трёх уровнях.

Не существует однозначных рецептов по поводу того, какие экологические связи, на каком уровне и как именно рассматривать. Это может решить только учитель, работающим в конкретном классе в условиях конкретного природного окружения. Важно учесть необходимость дифференцированного подхода к ученикам, подбора для них заданий разной степени сложности.

Получая определённую систему знаний на уроках «Окружающего мира», ученики также могут усвоить нормы и правила экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе.

Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания.

Первое важнейшее условие – экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учётом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 4 классу.

Второе непременное условие – надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.

Из всего сказанного раннее следует, что воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

    Технология опыта

Были определены основные этапы преобразования и взаимодействия с природой в воспитательном процессе. На подготовительном этапе учитель изучает сложившиеся в присутствующем жизненном опыте отношения между школьником и природой (объективные связи со средой) и отношение школьников к её явлениям (субъективные связи). Разрабатываются индивидуализированные и групповые привлекательные для учащихся способы ознакомления с природными достопримечательностями. Совместно определяются трудовые, поисковые, природоохранительные дела. Предложения, как правило, вносятся самими учащимися.

Начальный этап построения воспитательного процесса характеризуется прежде всего вовлечением учащихся в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Цели этапа – приучение школьников к разумному природопользованию, труду, сбере5жению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношений к естественной среде. Участие в деятельности, особенно когда она осуществляется в коллективных формах, выявляет способность считаться с товарищами, оказывать им помощь, сочетать деловые и личные интересы, ориентироваться на правила поведения среди природы.

На втором этапе построения воспитательного процессам ведущей стала учебная деятельность школьников. Не будучи включённой непосредственно в труд, охрану природы, она помогла систематизировать впечатления о природе и личной деятельности, открыла возможность соединить практику взаимодействия с природой и образованием. Основное внимание уделяется связи деятельности в природе с обучением русскому языку и литературе. Развитие языка и речи школьников, работа с произведениями литературы. Изобразительного искусства, музыки позволяет глубже раскрыть школьнику духовную ценность природы, по- новому осветить роль заботы об окружающей среде и её рациональном использовании в удовлетворении потребностей общества. Стремление школьника к деятельности и познанию природы во многом обусловлены возрастом и доступной системой. Важная воспитательная задача: убеждать учащихся в том, что все эти существа – такие же наши «соседи на планете».

Особым этапом в построении воспитательного процесса является целенаправленное формирование личности школьника. Очевидно и то. Что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, «повернуть» реки) дорога очень короткая. Особенно если она накатана, заасфальтирована и без шлагбаумов. Но дальше … Дальше эта дорога обрывается пропастью.

Учителя и родители должны попытаться перекрыть самое начало этого пути. А меж тем дорога потребительского отношения к природе коварна. Заманивает то безобидными вроде бы радостями, то немалыми и скорыми выгодами, а также традициями и привычками.

Мы и сами порой сбиваемся на неё, теряя бдительность. Нельзя! Если собьёмся мы, за нами пойдут они, наши ребята … Каждый должен знать элементарные экологические запреты, следование которым должно стать нормой поведения для всех людей

Но встаёт вопрос: хороши ли эти правила. Если они носят в основном запрещающий характер. Ведь получается: «Не делай того, не делай этого …» Не слишком ли много запретов обрушивается на ребёнка?

Ответ на этот вопрос будет состоять из двух пунктов.

    Определённые экологические запреты абсолютно необходимы. Сомневаться в этом - значит делать, пусть и не осознанную, но уступку потребительскому отношению к природе. От которого ничего, кроме беды быть не может.

    «Обрушивать» эти запреты на ребёнка «сверху» нельзя. Нужна целенаправленная, кропотливая работа, сориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были осознанны, прочувствованы, а многие и открыты младшими школьниками, чтобы стали их собственными убеждениями, а основные из правил постепенно перешли бы в простую и естественную привычку, подобно привычке говорить «спасибо» или вытирать ноги перед входом в школу.

Усвоив экологические правила и сформировав на их основе убеждения в необходимости следовать этим правилам поступки ребят не будут наносить вред природе.

    Прогнозирование результатов

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребёнок получает основы систематических знаний: здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.

Младшие школьники отличаются эмоциональностью, любознательностью. Стремлением к поиску тайны. Чтобы сделать эти качества союзниками учителя в организации учебно-воспитательного процесса, необходимо включать в учебную деятельность сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, дидактические игры. Создавать свободные формы активности школьников, реализуемые косвенным путём через правила и игровые действия в интеллектуальные силы учащихся.

Игровая деятельность младших школьников включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически правильное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор младших школьников, вовлечь в природоохранительную работу большое число школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы.

Среди традиционных массовых форм натуралистической работы, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить праздники и тематические дни (День Земли, День птиц, День леса, праздник Нептуна, Лесной карнавал и др.). Хорошо помогают решать задачи экологического воспитания классные часы, проведённый в форме уроков-путешествий, КВНов, уроков-аукционов, вопросов-ответов.

Класс делится на знатоков поэзии, пословиц, народных примет, растений, животных, птиц, кроссвордов, знатоков охраны природы.

Ведётся большая поисковая работа по сбору интересных материалов о зверях, растениях, собираются кроссворды. Всё это дети с удовольствием оформляют в книжке-малышке, в форме кленового листа, бабочек, медведей и т.д. Проблема экологического воспитания и образования существовала и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребёнок получает основы систематических знаний, здесь формируются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитание детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.

К.Д. Ушинский писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, и эти душистые овраги, и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитии молодой души, в которой трудно соперничать влиянию педагога.

Литература

    Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. -М.: Прсвещение, 1991

    Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя /Составитель Мельчаков Л.Ф,-М.: Просвещение, 1981

    Захлебный А.Н. На экологической тропе. -М.: Знание.1986.

    Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. – М.: Педагогика. 1981.

    Зверев И.Д. Суравегина И.Т. и др. Экологическое воспитание школьников. – М.,1983.

    Зверев И. Д., Экология в школьном обучении. – М., 1980.С. 19

    Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся. – М.: Просвещение, 1990.

    Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. – М.: Просвещение, 1990.

    Абдуллаев З. Экологическое оношение и экологическое сознание. Философские науки. -1991, № 2, с. 186 – 190

    Экологическое воспитание школьников. /Под ред. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. – М.: Педагогика, 1983

    Апраушев А.В. Эколого- педагогический кооператив

    «Юный натуралист». //Начальная школа.- 1989, № 6. С. 73-79

    Деревянко В.А., Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки экологического творчества.//Начальная школа.- 1989, № 12, с. 40 – 44

    Дерим-Оглу Е.Н., Томилина Н.Г. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес. //Начальная школа.- 1990, № 5, с. 28 – 34

    Ердаков Л.Н. Экологическая сказка для первоклассников. //Начальная школа.- 1992, № 11 – 12, с. 19 – 22

    Начальная школа 1993 № 9

    Начальная школа 1990 № 6

Мне приходилось сталкиваться с таким мнением, что будто бы в Торе есть примеры должного отношения человека к природе. Вы могли бы рассказать об этом?

С уважением, Дава

Мудрецы говорят (трактат Бава Мециа 32 а), что мучить животных, если в этом нет необходимости, запрещено Торой.Наши мудрецы неоднократно говорили об обязанности бережного отношения ко всему окружающему нас миру - как к людям, так и к животным, и даже к неодушевлённым предметам. Приведу некоторые высказывания мудрецов о важности бережного отношения ко всему, что нас окружает.

Также запрещено уничтожать любой предмет, даже неодушевлённый, от которого есть польза людям (этот запрет выводится из стиха Дварим 20, 19).

Отношение ко всем неодушевленным предметам

В трактате Софрим (3, 18) сказано, что запрещено выражать пренебрежение к еде. Раши (Таанит 20 б) объясняет, что, пренебрегая пищей, человек демонстрирует неблагодарность Творцу, Который одарил его этим благом. Есть различные правила, вытекающие из этого закона. В том числе - запрет оставлять пищу на земле, если существует опасение, что прохожие её раздавят.

В трактате Брахот (62 б) сказано: тот, кто небрежно обращается с одеждой, в конце концов, не сможет получать от неё радость.

В главе Йитро (Шмот 20, 23) сказано: «И не восходи по ступеням к Моему жертвеннику, чтобы не открылась твоя нагота при нем». Раши в комментарии на этот стих пишет: «У камней нет разума, чтобы обидеться на пренебрежительное к ним отношение. Но, поскольку они нужны, Тора запретила относиться к ним с пренебрежением. (А) твой ближний, (сотворенный) по подобию твоего Творца, оскорбляется из-за пренебрежительного к нему отношения. Тем более (ты не вправе относиться к нему с пренебрежением)!».

Великий каббалист Рамак пишет в книге Томер Двора (2-ая часть), что необходимо «уважать всякое создание, осознав, что все они - проявление Творца, который сотворил человека в мудрости, и во всякой твари - мудрость Создателя. И нужно понимать, что все они - весьма и весьма почитаемы, ведь Сам Всевышний занимался их созданием, и презрение к ним - неуважение к Творцу».

Как-то рав Арье Левин рассказал: когда он был молод, однажды вышел с равом Куком в сад и, не обратив внимания, сорвал какой-то листочек с дерева. Когда рав Кук это увидел, он побледнел и сказал: «Зачем обрывать песнию, которую поёт этот листочек Творцу, ведь всё создание беспрерывно поёт Ему песнь». И добавил, что он с тех пор, как помнит себя, остерегался срывать растения без надобности.

Вопросы охраны окружающей среды и бережного отношения к природе волнуют человечество давно, а в наше время приобретают все большую популярность. Все мы хотим дышать свежим воздухом, жить в чистом городе, питаться натуральными продуктами. Почему - то нам кажется, что все эти блага нам должно предоставить наше государство и правительство, но никак не мы сами. А ведь если разобраться, то это человек, существо разумное, давным-давно вторгся в сообщество животного и растительного мира на Земле, пытался и пытается заставить природу жить по его законам. Он покоряет Космос, вторгается в подводный мир Вселенной и даже пытался повернуть вспять сибирские реки Сыр - Дарью и Амур - Дарью, чуть не погубив при этом Аральское море. Все эти деяния мы называем умными словами «технический прогресс». Люди долго пытались жить по постыдному лозунгу социализма: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача». Долго брали, не давая ничего в замен. А когда опомнились - целую науку создали «Экология», но погубить получается все быстро и легко, а восстановить и воссоздать целой жизни мало.

Мне думается, что в душе каждого человека живет память о днях, проведенных в лесу, в поле, у реки. Впечатления, полученные в детстве от общения с природой, необыкновенно остры, они оставляют след на всю жизнь. Благодаря им, у человека возникает ощущение связи со всем живущим на Земле.

Родилась я и выросла в Украине, в чудесном полеском краю, где золотистые нивы пшеницы и ржи, с вплетенными в них васильками, и бескрайние поля льна с голубыми цветами, навсегда остались в моем сердце. В трудные минуты своей жизни я всегда мысленно возвращаюсь туда, на мою малую родину, где было так много света и тепла, где мне было спокойно и хорошо. Но, увы, четверть века я живу в суровом сибирском краю, в городе Сургуте, где зима длится 8 месяцев и трескучие морозы проверяют на прочность и выносливость не только людей, но и саму природу. Край наш очень богатый и щедрый. Мы добываем нефть и газ, реки наши полны благородных рыб, тайга щедра на пушнину, грибы и ягоды. И опять у нас, людей, преобладает только потребительское отношение к окружающей действительности, а вопросы бережного отношения к природе уходят на второй план. Я, как воспитатель с тридцатилетним стажем, давно поняла, что воспитание и формирование правильного отношения к родной природе должно начинаться с раннего детства. Научить детей воспринимать окружающий мир, научить их понимать природу, облагородить их чувства, ценить ее значимость в нашей жизни, беречь ее, помогать ей в борьбе с варварским отношением к ней - стало целью моей работы с детьми, целью моей жизни. Почему я стала воспитывать у детей бережное отношение к живому? Во-первых - не могу по-другому, во-вторых - мне не безразлично в каком мире будут жить мои дети и внуки, в-третьих - очень хочется проследить развитие детей в экологическом плане от малыша до взрослого. Усвоят ли дети знания о природе, будут ли они ее друзьями и защитниками, поверят ли в самоценность всего живого на Земле - вот те задачи, над которыми мы вместе, родители и воспитатели, должны задуматься и решать их в тесном содружестве. Учу детей, что любить надо все, что создано на Земле и относиться ко всему бережно. И деревьям, и цветам очень больно, когда их ломают и топчут. Детям на прогулке достаточно поднять с земли и отпустить «на небко» божью коровку к своим деткам - и вот оно уже доброе дело, сделанное руками ребенка, для природы. Или после дождя спасти дождевого червяка, чтобы его не растоптали, и опустить в лужу, чтобы он не умер от жары - тоже своего рода подвиг, не дать малышам с соседнего участка вырвать, только что распустившиеся первые одуванчики после долгой зимы - все это добрые дела моих воспитанников, которые заносятся в книгу добрых дел Природы. А сколько радости и восхищения у детей вызывает работа на цветочной клумбе. Мы вместе сажаем цветы, ухаживаем за ними, любуемся и радуемся их красотой, пытаемся запомнить название каждого цветка. А чтобы это легко давалось детям, я рассказываю им мудрые легенды, которые составлял народ много веков назад. Так, первые наши северные цветы после долгой зимы - это одуванчики. По легенде - это дети Солнца, они были посланы им на Землю, чтобы светить как маленькие солнышка. Но приходит время, они превращаются в белые пушинки и возвращаются опять на небо. А сколько интересного можно рассказать детям о полевой ромашке. Девушка Мария полюбила парня Романа. За любовь свою он подарил ей букет прекрасных белых цветов, собранных у бога сна, и за это навсегда остался в царстве сновидений. В память о нем цветы эти назвали ромашками. А кто из нас не восхищался красотой и разнообразием анютиных глазок? А названы они в честь девочки Анюты, которая очень любила цветы и вырастила их с маленького цветочного зернышка, принесенного ей ласточками с теплых краев. Услышав эти легенды, дети никогда уже не будут равнодушными и безразличными к красоте, не смогут сорвать или растоптать цветок, и уж точно, не будут сами и не позволят родителям собирать большие охапки цветов в лесу, в поле и на клумбах города.

Отдельно хочется поговорить о «братьях наших меньших», о тех, за кого мы в ответе. Притчу эту мне рассказала моя мама в моем далеком детстве: «Спустился как-то Бог на Землю, чтобы посмотреть как живут люди без него. Переоделся в одежду старца и постучался в первый попавшийся дом, и попросил хлеба и воды. Дверь открыла богатая женщина, с ребенком на руках, она не только не пустила его на порог, но даже не выслушала его просьбу. Рассерчал Бог на людей и решил наслать на них голод. Вышел в поле и стал уничтожать хлеб. А в те времена колосья хлеба росли от самой земли, Бог стал срывать зерна со стеблей, и вдруг увидел возле себя кошку и собаку. Они плакали и просили Бога, чтобы он пожалел их, не уничтожал весь хлеб, а оставил им хоть немного, ведь не виноваты они, что люди стали такими жадными и жестокими. Сжалился Бог над ними и оставил им верхушки колосков, которые растут сейчас на наших полях. С тех пор, мы, люди, едим кошачий и собачий хлеб, вымоленный ими у Бога». Эта притча, но какая мудрая и поучительная. А что же мы люди? Да, мы любим кошек и собак, мы даже позволяем им жить в наших квартирах, пока … нам с ними комфортно. Но только возникают какие-то проблемы, мы без жалости и зазрения совести выбрасываем их на улицу. И совсем не болит душа у нас, что они существа живые, что верою и правдою служили нам. Вы вглядитесь в глаза брошенных животных, там всегда один вопрос: «За что?». И лают они на нас, и кусают нас - и все нам по делом - заслужили! Ведь если бы мы, Человеки, несли ответственность за свои деяния - не было бы на Земли ни одной брошенной собаки и кошки, не нужно было бы создавать фонды по защите бездомных животных, и доказывать властям города, что они тоже имеют право жить.

И опять на эту проблему я хочу посмотреть глазами моих детей. Утром Тимофей пришел в детский сад и рассказал, что у него теперь есть собака. Дети расспрашивали какой она породы, как зовут, где купили. На что мальчик отвечал: «Породы у нее нет, она дворняжка, ее никак не зовут. Мы с папой ее нашли, когда гуляли на улице и решили помочь. Мы построили ей домик возле теплотрассы. Ей теперь там тепло и уютно. Мы будем о ней заботиться. Она теперь - моя собака.»

Вы бы видели глаза этого ребенка. С какой гордостью и достоинством рассказывал этот маленький человечек о своих добрых делах. Сколько сострадания и сочувствия было в его словах, нам, взрослым, можно было у него поучиться. А еще Тимофей попросил разрешения, чтобы отходы, которые будут оставаться у нас после обеда, забирать и кормить ими свою собаку. И дети ему помогали собирать, слушали интересные новости и рассказы о ней. А к весне, в благодарность за это, она родила четверых щенков. Наблюдая за всем этим, я была уверенна, что никогда у этого ребенка не поднимется рука обидеть ни собаку, ни котенка, ни раздавить паука или муравья, потому что он понял, что все это - живое на Земле и имеет право жить. Мы можем много говорить о толерантности среди взрослых, но учиться состраданию нам нужно у наших детей. Ведь дети чистосердечнее и честнее нас, а порой даже мудрее. От нас,взрослых, зависит в каком мире будут жить они, какую планету мы оставим в наследство им, нашим детям. Если они будут заблуждаться по отношению к природе, будут черствы и жестоки, то это только наша вина, наша боль и наше горе. Очень хочется, чтобы они и природа жили счастливо и мирно, в согласии на нашей Земле. Ведь там, где плохо нам, плохо и нашим соседям по планете. И, спасая их, мы спасаемся сами.

Сегодня — тысячи, завтра - миллионы!

Открытое письмо в редакцию журнала «Вокруг света»

В Астраханской области родилось новое молодежное движение - «За ленинские отношение к природе». В основе его лежат идеи Владимира Ильича Ленина о воспитании нового, коммунистического отношения человека к природе.

Наше время, когда развитие техники позволяет человеку изменять облик больших территорий, а прогресс естественных наук открывает перспективы использования новых, ранее неизвестных сил природы, заставляет особенно бережно относиться к богатствам, которые дает человеку земля. Сейчас уже нельзя только эксплуатировать природу - необходимо помогать ей, заботиться о ней.

Мы все представляем коммунизм как эпоху всеобщего изобилия, как время сочетания могучей промышленности и процветающего сельского хозяйства с прекрасной и щедрой природой. Поэтому восстановление и расширение воспроизводства природных ресурсов необходимо рассматривать как одну из важнейших экономических проблем.

За короткий срок движение астраханской молодежи достигло заметного успеха. Это объясняется тем, что оно было тесно связано с решением народнохозяйственных задач.

Движение «За ленинское отношение к природе» должно стать всесоюзным. Еще прекраснее, еще богаче будет наша Родина, если вся молодежь примет активное участие в большой работе по озеленению городов и сел, сохранению лесов, очистке рек и озер, увеличению плодородия почв.

В канун девяностолетней годовщины со дня рождения Владимира Ильича Ленина ученые-естественники, члены Московского общества испытателей природы, призывают молодежь нашей страны последовать примеру своих астраханских товарищей и включиться в движение «За ленинское отношение к природе». Нет сомнения в том, что почин астраханских комсомольцев будет подхвачен миллионами!

Сукачев В.Н., академик;
Варсанофьева В.А., член-корреспондент
Академии педагогических наук;
Зенкевич Л.А., член-корреспондент Академии наук СССР;
Яншин А.Л., академик;
Эфрон К.М., ученый секретарь Московского общества испытателей природы;
Гиллер А.Г., ученый секретарь секции охраны природы

Ленин.
Самое дорогое для нас имя.
С каждым годом все ярче открывается всему миру многогранный ленинский гений, все полнее проявляются сила ленинской революционной мысли, его мудрая прозорливость. На всех континентах люди всех рас и наций с чувством глубокого уважения произносят: Ленин.

Время способно сделать многое. Оно неузнаваемо меняет лик нашей планеты. Но никогда не исчезнет из людских сердец чувство благодарности основателю первого в мире социалистического государства, показавшего человечеству путь к светлому будущему.

«У нас есть материал и в природных богатствах, и в запасе человеческих сил, и в прекрасном размахе, который дала народному творчеству великая революция, - чтобы создать действительно могучую и обильную Русь». Так писал Ленин в 1918 году.

Мечты Ленина осуществились. Народ, руководимый Коммунистической партией, создал могучее государство рабочих и крестьян.

Мы движемся по указанному великим Лениным пути вперед - к коммунизму. Идеи Ленина, как и прежде, ведут нас к желанной цели. Они живут в делах Коммунистической партии, которую народ с гордостью называет ленинской.

Нет такого участка созидательной работы советских людей, где не отразились бы указания Владимира Ильича о построении нового общества. Выдающимися успехами электрификации, славными победами тружеников сельского хозяйства, подвигом вторжения в космос, как и многими другими свершениями, мы обязаны Ильичу.

Вот почему то, что связано с деятельностью Владимира Ильича, его заветами, то, что является - на каждом этапе нашего строительства - наиболее совершенным выражением коммунистических идей, носит имя великого вождя. В стройках, которыми отметили советские люди свои первые шаги к социализму, и в тех великолепных по замыслу и выполнению технических сооружениях, которые как бы открывают дверь в коммунистическое завтра, в светлых и нарядных улицах наших городов и в названиях коллективных хозяйств, созданных по разработанному Ильичем кооперативному плану, запечатлено дорогое для каждого имя: Ленин.

С именем Ленина связано и замечательное движение бригад коммунистического труда.

Имя вождя носит и славный комсомол - верный помощник партии. Молодые строители коммунизма стремятся жить и работать так, как учил Ленин.

Задачи, поставленные перед страной великим семилетним планом, требуют исключительного внимания к вопросам правильного использования природных ресурсов. Вовлечение богатств природы в орбиту народного хозяйства должно покоиться на всесторонней продуманной научной основе. Для осуществления этого требования особенно важно обратиться к ленинским принципам рационального использования природы, тщательно претворять в жизнь указания Владимира Ильича, развивая их применительно к нуждам сегодняшнего дня.

Классики марксизма всегда связывали построение коммунизма с научной организацией использования природных ресурсов. В.И. Ленин, создавая Советское государство, сразу же уделил этому огромное внимание. Летом 1918 года был организован подчиненный Главнауке Государственный комитет по охране природы. В его обязанности входило контролировать соблюдение общегосударственных интересов всеми организациями и лицами, действующими в природе. При личном участии Владимира Ильича разрабатывалась система законов о рациональном использовании природных ресурсов, была заложена сеть государственных заповедников, специальных научных учреждений, предназначенных только для выполнения задач, связанных с общими вопросами изучения и использования природы. Они занимались, в частности, исследованием взаимосвязей, существующих в природе, а также изучением методов охраны природы и разработкой зональной системы заповедников.

Насколько большое внимание В. И. Ленин уделял этим проблемам, видно и из того, что даже в исключительно тяжелом для страны 1919 году он указывал представителю Астраханского губисполкома Н.Н. Подъяпольскому на необходимость неотложного создания заповедника в дельте Волги. Владимир Ильич говорил, что выполнение таких задач имеет большое значение для республики.

В условиях топливного голода В.И. Ленин считал недопустимым разрешение затруднений за счет непродуманного увеличения рубки леса, он подчеркивал безусловную необходимость правильного лесопользования, причем обращал первоочередное внимание на сохранение и восстановление леса. При этом он указывал, что леса, как природное богатство, представляют общенародный фонд, который должен использоваться лишь в интересах государства в целом и не подлежит распределению ни между отдельными ведомствами, ни между административно-территориальными единицами. В мае 1918 года В.И. Ленин подписал декрет, в котором обязанность заботиться о лесах возлагалась на органы советской власти и на общественность.

Узнав, что хищнический лов в низовьях Дона угрожает начавшемуся восстановлению запасов рыбы, В.И. Ленин написал в РКИ гневное письмо, в котором отмечал, что простое отстранение виновного от должности - мера в таких случаях совершенно недостаточная, и потребовал его строгого наказания.

Поддерживая инициативу ученых, 14 мая 1920 года В.И. Ленин подписал декрет о создании на Южном Урале Ильменского минералогического заповедника - одного из богатейших по разнообразию полезных ископаемых уголков земли. А спустя некоторое время, в 1921 году, Владимиром Ипьичем был подписан декрет об охране памятников природы. Этими двумя ленинскими декретами были заложены основы системы государственных заповедников и сформулированы важнейшие принципы охраны природы в научных и народнохозяйственных целях.

Особенное внимание В.И. Ленин уделял постоянной заботе об обеспечении научно правильного и комплексного подхода к природе и ее ресурсам.

Дальнейшее развитие нашей страны не только целиком подтвердило правильность ленинских принципов плановой организации использования природы, но и поставило перед Советским государством задачу еще более широкого их осуществления.

Чем дальше мы идем по пути строительства коммунизма, тем больше возникает новых важных вопросов природопользования. Старые формы пользования природой отмирают, рождаются новые. Этот процесс затрагивает земледелие, животноводство, лесное и охотничье хозяйство и т. д., а также соответствующие отрасли науки. Среди многих других задач, поставленных развитием нашей экономики, следует выделить, как одну из важнейших, задачу по определению наиболее правильных в местных условиях направлений и систем использования осваиваемых вновь земель.

Например, в одних климатических условиях участки, наиболее плодородные для земледелия, будут худшими для лесоводства, и, наоборот, в других условиях этой противоположности нет. Земли, непригодные для зерновых культур, часто бывают лучшими для некоторых форм плодоводства. Другие условия наилучшим образом обеспечивают получение не растительной продукции, а мяса, молока и пушнины. В иных случаях наиболее целесообразно использовать земли для промышленности или для научных изысканий (заповедники). Иногда рентабельно комплексное использование угодий для многих отраслей хозяйства, иногда - только для одной.

Правильное использование угодий определяют не только свойствами самих угодий, но и экономической обстановкой. Например, вырубка леса в верховьях рек иногда может показаться очень разумной: с точки зрения чисто местных интересов, но может вызвать нарушение водного режима в отстоящих на тысячи километров: низовьях. Большое значение приобрела сейчас проблема сохранения некоторых видов растений и животных. Как бы ни казались бесполезными или даже вредными в данный момент какие-либо животные или растения, они могут понадобиться нам в будущем. Вредный сорняк пырей послужил для выведения пшенично-пырейных гибридов. Змеиный яд, яд жалящих насекомых, жир суслика исцеляют ряд болезней. Многие сотни видов животных и растений находятся сейчас под угрозой полного исчезновения и должны быть сохранены и изучены в заповедниках с точки зрения нужд промышленности, сельского» хозяйства, медицины.

Наряду с этим борьба с животными - вредителями сельского хозяйства и разносчиками заболеваний поглощает во многих районах страны огромные средства. Зачастую эти средства можно сберечь и, кроме того, получить дополнительный хозяйственный выигрыш. Снизить численность вредных животных настолько, что они уже не смогут практически приносить вреда, во многих случаях можно путем организации согласованного и правильного использования земель, лесов, принадлежащих разным организациям и ведомствам.

Для выполнения всех этих больших задач надо начать широкую кампанию по распространению практических знаний по природоведению среди населения и прежде всего усилить внимание к этим вопросам в системе народного образования.

К охране природы нужно подходить с ленинских позиций, всегда помня о том глубоком понимании ее задач, которое было присуще В.И. Ленину. Владимир Ильич требовал рационального использования природы и сохранения неприкосновенности отдельных участков природы в научно-исследовательских и хозяйственных целях. В то же время он предлагал вести работу так, чтобы воздействовать на культурное развитие эксплуатируемой природы и техническое развитие социалистического хозяйства. Охрана природы в этом смысле должна рассматриваться как часть нашего коммунистического строительства.

Ф.Н. Петров, профессор, член КПСС с 1896 года