Международное сотрудничество государств в различных сферах. Какие существуют международные объекты охраны природной среды? Как осуществляется международное сотрудничество? Когда двое и больше

Международное сотрудничество государств в различных сферах. Какие существуют международные объекты охраны природной среды? Как осуществляется международное сотрудничество? Когда двое и больше

Основными направлениями работ в области международного сотрудничества являются:

  • участие и защита интересов России в деятельности международных (региональных) организаций по стандартизации, метрологии и сертификации;
  • обеспечение ведущей роли России в деятельности по межгосударственной стандартизации, метрологии и сертификации в рамках СНГ;
  • обеспечение присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО);
  • гармонизация национальных стандартов Российской Федерации, правил и процедур подтверждения соответствия продукции и услуг установленным требованиям с международно признанными стандартами, правилами и процедурами;
  • защита национальных интересов и обеспечение национальной безопасности;
  • повышение конкурентоспособности отечественной продукции, расширение экспорта продукции и услуг и объемов импортозамещения;
  • выполнение международных обязательств и повышение авторитета России на международной арене.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294 Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии не имеет представительств за рубежом.

Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (далее-Совет) был создан в соответствии с межправительственным «Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации» (13 марта 1992 г.).
Совет во взаимодействии с Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств осуществляет координацию, вырабатывает и принимает решения по проведению согласованной политики в области гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии и оценки (подтверждения) соответствия.
В соответствии с резолюцией Совета Международной организации по стандартизации ИСО 40/1995 от 14 сентября 1995 года Совет является региональной организацией по стандартизации и в нормативной документации и во взаимоотношениях с международными, региональными и зарубежными организациями использует наименование, аббревиатуру и эмблему, принятые Советом, в соответствии с требованиями ИСО к региональным организациям по стандартизации.
Совет состоит из полномочных представителей государств - участников Соглашения.
Совет создает Бюро по стандартам для выполнения работ Совета по гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии, оценке (подтверждению) соответствия и подготовки материалов для Исполнительного комитета СНГ.
Местопребыванием Бюро по стандартам является город Минск, Республика Беларусь.
Официальным языком Совета является русский язык.
Членами Совета являются руководители соответствующих национальных органов государственной власти, уполномоченные на осуществление функций в сфере технического регулирования, стандартизации, метрологии, оценки (подтверждения) соответствия, которые от имени государств наделяются правом быть членами Совета и полномочиями, необходимыми для выполнения функций, возложенных на этот Совет.
Если в государстве - участнике Соглашения действуют несколько органов управления в указанных сферах деятельности и их руководители наделены государством правом быть членами Совета, то они участвуют в его работе в пределах своих полномочий. Каждое государство - участник Соглашения имеет в Совете один голос.
Совет проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже двух раз в год. В заседаниях, кроме членов Совета, могут принимать участие и другие представители государств, представители ведущих отраслей промышленности государств - участников Соглашения без права решающего голоса. В состав делегаций государств - участников Соглашения может включаться необходимое количество советников и экспертов.
В заседаниях Совета принимает участие представитель Исполнительного комитета СНГ с правом совещательного голоса.
Председательство в Совете осуществляется поочередно каждым из государств - участников Соглашения в лице его представителей на основе принципа ротации на срок не более одного года. Председатель руководит заседаниями Совета и организует его работу в период между заседаниями.
Предшествующий председатель Совета является его сопредседателем на каждый новый срок.

Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации: 220013 г.Минск, ул. Мележа, 3,
факс.:(+375 17)288-42-22; тел.:(+375 17)262-17-92,

Торговля и войны между странами сопутствовали всей истории человечества, как только появились первые древние государства. Долгое время основной формой международного сотрудничества и были торговля и военные союзы. С развитием общества и технологий, усилением разделения труда начали появляться все новые виды сотрудничества, от экономики, включая торговлю, до культуры и экологии.

Понятие

Международное сотрудничество - это взаимодействие нескольких участников в области взаимных интересов, усилия, направленные на согласование позиций и координацию действий, поиск решения общепризнанных проблем и сглаживание конфликтов. Изначально это были отношения между государствами, причем большее внимание уделялось политическим взаимоотношениям. При этом они должны носить ненасильственный характер, поэтому, например, сотрудничество с империей Цин, которую в результате опиумных войн Великобритания и Франция заставили разрешить продавать опиум и другие товары китайцам, вряд ли можно отнести к международному сотрудничеству государств, хотя некоторые исследователи относят этот случай к навязанному сотрудничеству.

Участников все больше

С развитием общественных отношений к участникам международной жизни присоединились международные и общественные организации, которые, как считают некоторые экономисты, сейчас являются главными субъектами международного сотрудничества. Есть мировые организации, охватывающие большинство стран, например, ООН, Международный валютный фонд, Всемирный банк, региональные - ЕС, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, специализированные - Международный географический союз, Всемирная ассоциация оптовых рынков. Глобальные корпорации сейчас обладают большей экономической и политической мощью, чем большинство государств. Соглашения со странами, группой стран по экономическим, гуманитарным и экологическим проблемам делают их полноправными субъектами международной жизни. Многие вопросы международного сотрудничества государство и общество делегирует и на более низкие ступени в регионы, отрасли, отдельные предприятия.

Когда двое и больше

Более 190 стран мира сотрудничают, обмениваются информацией, конкурируют и торгуют между собой как на двухсторонней, так и многосторонней основе. Сотрудничество между странами регулируется межправительственными соглашениями, которыми занимаются министерства иностранных дел. За развитие и создание условий для других участников отвечают межправительственные комиссии, которые определяют направления и ключевые параметры сотрудничества. Общественные организации (общества дружбы и сотрудничества и другие), торгово-промышленные палаты создают деловую, информационную и культурную среду для сотрудничества бизнеса, общественных организаций и граждан.

Глобализация разделения труда и рынка, усложнение стоящих задач требуют консолидации усилий многих государств. Поэтому все большее распространение получает многостороннее сотрудничество. Для организации международного сотрудничества по решению сложных, комплексных задач создаются различные региональные и специализированные объединения. Например, межгосударственные объедения - Европейский союз, неправительственное объединение - международная экологическая организация "Гринпис". Координация работы осуществляется специально созданными институтами - секретариатами, комиссиями, координационными комитетами. Самая большая такая структура - это ООН, которая объединяет почти все страны мира.

Какой результат всех устраивает

Взаимодействие между основными субъектами международного сотрудничества направлено на достижение результатов, которые закрепляются при заключении международных договоров, конвенций, соглашений, регулирующих разные стороны отношений, идет организация международных, межправительственных и неправительственных институтов, создание региональных и субрегиональных интеграционных образований.

Основные направления современного международного сотрудничества - это политическая и экономическая интеграция в виде:

  • союзов государств, сохраняющих полную самостоятельность;
  • объединений с образованием наднациональных органов и делегированием части суверенитета в общие институты;
  • функциональная интеграция, дающая возможность работать в какой-то специализированной области.

Принципы есть

История развития международного сотрудничества позволила выработать общие принципы, которые дают равные возможности странам с различным политическим и экономическим положением. Конечно, это не значит, что все государства их соблюдают, но, по крайней мере, декларируют.

Основные принципы международного сотрудничества - это:

  • суверенное равенство государств подразумевает, что страны уважают права друг друга, осуществляют на своей территории всю полноту законодательной, юридической и административной власти, конечно, при соблюдении общепризнанных норм;
  • невмешательство: внутренняя политика - это дело только самих государств, если не несет угрозы миру;
  • равноправие и самоопределение народов, народы имеют право создавать свое или присоединиться к другому государству для культурного и экономического развития;
  • уважение прав человека, не допускается дискриминация по любому признаку.

Также выделяют принципы соблюдения международных договоров, экологической безопасности и сотрудничества.

Главные направления

Главный вид сотрудничества - это сотрудничество между государствами в политической сфере, которое определяет условия и параметры для других направлений. Конечно, все виды международного сотрудничества используются для получения конкурентных преимуществ и экономической выгоды напрямую или косвенным образом. Например, политическое сотрудничество европейских стран позволило создать единое европейское пространство. Международное экономическое сотрудничество, начавшееся с продажи товаров (угля и стали), переросло в большой комплекс различных видов отношений в сфере обмена услугами, инвестиций, информационного и научно-технического сотрудничества и в других сферах экономики.

Усложнение технологий и систем управления в военной сфере вынуждает все больше стран участвовать в международном разделении труда в этой сфере. Военное и военно-техническое международное сотрудничество - это совместные союзы, совместные предприятия по производству вооружения и многое другое. Все большее значение приобретает сотрудничество в экологии, культуре, идеологии, правовой и гуманитарной сфере.

Начинаем с политики

Для того чтобы развивать хоть какие-то отношения, прежде всего нужно хотя бы не воевать. Поэтому отмечают, что главная цель международного сотрудничества - это предотвращение войны. Совместные усилия двух или нескольких государств направлены на выработку взаимоприемлемых решений, учитывающий баланс интересов. Основная идея, заложенная в фундамент международных отношений, - результатом довольны или недовольны все стороны, подразумевая или позитивный результат, или взаимный компромисс. Поскольку изначально международное сотрудничество - это взаимодействие политических единиц, отношения государств определяют степень и глубину всех других видов сотрудничества. Страны в зависимости от политических симпатий или антипатий формируют повестку экономического сотрудничества. Вводя для одних стран режим наибольшего благоприятствования, а для других - санкции.

Все упирается в экономику?

Правда или нет, но экономисты считают, что цель любого сотрудничества - это получение конкурентных преимуществ прямым способом, например заключение соглашений о свободной торговле, или косвенным путем создания положительного имиджа страны. Южная Корея активно продвигает свою массовую культуру на глобальный рынок, что повышает интерес и к корейским товарам и услугам. В то же время многочисленные торговые и экономические организации ставят своей целью предоставить равные права для всех участников глобального рынка, снять барьеры, которыми страны защищают своих производителей. В экономической сфере международное сотрудничество - это мировая торговля, инвестиции, научно-техническое сотрудничество, сотрудничество в сфере коммерческой практики и многие другие виды деятельности.

Кто пишет законы

Международное правовое сотрудничество обеспечивает юридическое пространство для взаимодействия участников. Отношения между государствами регулируются соглашениями между ними и международными договорами, участниками которых они являются. Правовая система международного сотрудничества охватывает практически все сферы деятельности, в том числе экономическое сотрудничество, транспорт, валютно-денежные отношения, интеллектуальную собственность, сертификацию и стандартизацию. Страны, присоединяясь к международным соглашениям, делегируют часть своего суверенитета институтам, ответственным за их реализацию. Например, многие страны признают юрисдикцию Международного суда по правам человека в Страсбурге и безусловно выполняют его решения.

Сила в коллективе

Поодиночке трудно жить даже странам. Большие государства стремятся затянуть на свою орбиту все большее количества стран, чтобы получить выгоды от своих конкурентных преимуществ, маленькие охотно дают это сделать, стремясь выжить. Коллективная интеграция предусматривает более тесное международное сотрудничество в области политики, экономики, права и военной сфере. Пока самый успешный проект международной интеграции - это Страны объединяет единое гражданское и экономическое пространство, единая валюта, работают наднациональные органы управления. Коллективная интеграция может реализовываться в отдельных видах международного сотрудничества, например, военное сотрудничество стран Северной Атлантики в виде блока НАТО позволило обеспечить безопасность этих стран.

Крысанов А.В.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАВОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

В статье автор предпринимает попытку рассмотреть категорию «международное сотрудничество» в общем теоретическом виде, а также в двух значениях, которые она приобретает в международных актах: как принцип международного права и как совместную деятельность субъектов международного права. Кроме того, отражены наиболее типичные сферы международного сотрудничества и формулируется тезис об их многообразии и зависимости от области международного общения.

Ключевые слова: международное сотрудничество, интеграция, принцип международного права, субъекты международного права.

INTERNATIONAL COOPERATION: GENERAL THEORETICAL AND LEGAL DIMENSION

In the article, the author attempts to consider the category of "international cooperation" in a general theoretical form, as well as in two meanings that it acquires in international acts: as a principle of international law and as a joint activity of subjects of international law. In addition, the most typical areas of international cooperation are reflected and a thesis is formulated on their diversity and dependence on the field of international communication.

Key words: international cooperation, integration, principle of international law, subjects of international law.

В современном мире наблюдаются процессы глобализации, которые опосредуют процесс международного общения. В процессе международной коммуникации в силу объективных и субъективных причин возникают различные по своей активности контакты. Наиболее тесное международное взаимодействие, как правило, перерастает в сотрудничество, которое направлено на решение общих целей и задач. В настоящее время очень широкое распространение имеет международное сотрудничество по различным направлениям и в самых разнообразных формах. В связи с этим полагаем отметить важность уяснения сущности понятия «международное сотрудничество» в его теоретическом и правовом контексте.

Термин «международное сотрудничество» достаточно широко употребляется в научных публикациях, а также во внутригосударственных законодательных и международных актах. Анализ указанных источников свидетельствует о том, что в большинстве случаев авторы обходят стороной вопросы, связанные с установлением содержания и природы рассматриваемой категории. Более или менее полно теоретическая проработка вопросов международного сотрудничества осуществляется в рамках такой отрасли знаний, как международные отношения.

Следует также отметить такую тенденцию, как «специализация в вопросах международного сотрудничества». Суть ее заключается в том, что исследователи, как

правило, обращают свой взор на конкретные сферы международного сотрудничества, а общетеоретические вопросы здесь остаются без внимания. Однако не следует упускать тот факт, что все-таки встречаются попытки обоснования необходимости разработки категориального аппарата международного сотрудничества и определения его сущности и содержания [см., например, 1].

Полагаем, что, анализируя термин «международное сотрудничество», следует уяснить содержание составляющих его элементов.

Термин «сотрудничество» отыскать в толковых словарях не представляется возможным. Однако его можно определить через глагол «сотрудничать».

Толковый словарь С.И. Ожегова дает следующее определение термина «сотрудничать» - работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле .

В Толковом словаре Т.Ф. Ефремовой «сотрудничать» - значит совместно с кем-либо заниматься какой-либо деятельностью .

Таким образом, сотрудничество это совместная деятельность заинтересованных субъектов, которая направлена на достижение определенного результата.

Международный характер сотрудничества заключается в том, что оно осуществляется между субъектами международного права.

Полагаем, что термин «международное сотрудничество» можно рассматривать в двух значениях:

Во-первых, как принцип международного права;

Во-вторых, как непосредственно совместную деятельность заинтересованных субъектов международного права.

Как справедливо отмечается в литературе, принцип международного сотрудничества получил конвенционное закрепление и общее универсальное признание лишь в XX веке . В основу Устава ООН положена идея всестороннего сотрудниче-

ства государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе. В соответствии с Уставом, государства обязаны осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, а также поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры.

В последующем принцип международного сотрудничества получил более конкретное содержательное наполнение, в частности в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций , было установлено, что государства в целях международного сотрудничества обязаны:

Сотрудничать с другими государствами в деле поддержания международного мира и безопасности;

Сотрудничать в установлении всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех и в ликвидации всех форм расовой дискриминации и всех форм религиозной нетерпимости;

Осуществлять свои международные отношения в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства;

Государства-члены Организации Объединенных Наций обязаны в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций принимать совместные и индивидуальные меры, предусмотренные соответствующими положениями Устава.

Принцип сотрудничества между государствами также получил нормативное закрепление на региональном уровне. В частности, в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе говорится, что государства-участники будут стремиться, развивая свое сотрудничество

как равные, содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным и добрососедским отношениям между собой, международному миру, безопасности и справедливости.

Концепция внешней политики Российской Федерации в качестве одной из задач предусматривает расширение международного сотрудничества на недискриминационной основе, содействие становлению сетевых альянсов, активное участие в них России .

Таким образом, принцип международного сотрудничества в международном праве представляет собой основополагающее начало деятельности субъектов международного права, которое посредством международных актов приобретает обязательный для них характер.

Говоря о «международном сотрудничестве» во втором значении, указанном выше, можно отметить, что «международное сотрудничество» понимается как совместные действия субъектов в какой-либо сфере их взаимных интересов, их взаимосвязанная деятельность по согласованию своих позиций, координацию действий, разрешению общезначимых проблем и принятию взаимоприемлемых решений .

М.А. Мунтян отмечает, что «международное сотрудничество» отражает такой процесс взаимодействия двух или нескольких акторов, в котором исключается применение вооруженного насилия, доминируют совместные поиски возможностей реализации общих интересов. Вопреки обыденному пониманию сотрудничество - это не отсутствие конфликта, а «избавление» от его крайних, кризисных форм .

На основании сказанного «международное сотрудничество» можно определить как совместную деятельность субъектов международного права, основанную на общих целях и задачах в соответствии с нормами и принципами международного права.

Международное сотрудничество содержательно может существенно различаться

в зависимости от того, в какой сфере оно осуществляется, поскольку они (сферы) очень разнообразны. Как правило, основные направления международного сотрудничества в той или иной области оговариваются в международных актах.

В законах, принимаемых в Российской Федерации, в которых находят свое отражение вопросы международного сотрудничества, устанавливается, что международное сотрудничество основывается на положениях международных договоров Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации. В некоторых законах можно наблюдать указание на возможность создания международных организаций [см., например: 9].

Проводя анализ международных актов, можно выделить наиболее типичные направления международного сотрудничества:

1) определение, согласование и осуществление необходимых совместных мер в установленной области сотрудничества;

2) создание механизмов двустороннего сотрудничества;

3) мониторинг угроз в предметной области международного сотрудничества;

4) выработка совместных мер по развитию норм международного права в регулируемой области международного сотрудничества;

5) противодействие возникающим угрозам в той или иной сфере международного сотрудничества;

6) проведение экспертиз, исследований и оценок в установленной сфере;

7) обеспечение безопасности;

8) разработка и осуществление совместных мер доверия;

9) разработка и осуществление согласованной политики в установленной сфере международного сотрудничества;

10) обмен информацией;

11) содействие совершенствованию международно-правовой базы;

12) создание условий для взаимодействия компетентных органов государств;

13) взаимодействие в рамках международных организаций и форумов;

14) сотрудничество между образовательными учреждениями стран партнеров;

15) ознакомительные поездки в страны-партнеры молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств.

При этом специфика той или иной области международного сотрудничества может обусловливать «рождение» иных направлений международного сотрудничества.

В теории международных отношений выделяют несколько типов международного сотрудничества:

Переговоры, предметом которых является распределение выгод государств от их взаимодействия (это одновременно и путь к сотрудничеству, и показатель его существования);

Сознательное, достигнутое в результате обсуждения согласование политики (формальные договоры и соглашения о деятельности);

Неявное сотрудничество, осуществляющееся без прямых связей и/или формальных соглашений, не предполагающее заключения договоров (такое сотрудничество возникает из совпадающих ожиданий акторов);

Навязанное сотрудничество: более сильная сторона заставляет другую корректировать ее политику, но одновременно корректирует и свою собственную;

Создание специализированных институтов (например, институтов ООН), осуществляющих регламентации, экспертизы, субсидии, содействующие развитию сотрудничества .

Следует отметить, что межгосударственное сотрудничество не возникает без наличия определенных условий. Среди ученых существует мнение о том, что международное сотрудничество предполагает наличие трех элементов: общих целей государств-партнеров, ожидание ими выгод от ситуации и взаимный характер этих выгод . Полагаем, следует согласиться с тем, что межгосударственное со-

трудничество наиболее часто возникает при наличии представленных элементов. Однако наиболее эффективным и долгосрочным международное сотрудничество видится в том случае, когда субъекты международного права не проявляют чрезмерной эгоцентричности, а уважают интересы своих оппонентов.

Рассматривая сущность международного сотрудничества, многие авторы затрагивают вопрос о разграничении понятия «сотрудничество» и «интеграция». Для отграничения таких близких категорий в литературе используются критерии полноты или ограниченности государственного суверенитета. Так, если международное сотрудничество предполагает сохранение за государством его суверенных прав, то интеграция имеет место в случае передачи части государственного суверенитета в сферу общей компетенции объединяющихся государств . Таким образом, международная интеграция предполагает взаимодействие в первую очередь государств (государственно подобных образований), а не иных субъектов международного права, что также отличает интеграционные процессы от сферы международного сотрудничества.

Проведенный анализ позволил определить международное сотрудничество, с одной стороны, как принцип международного права, с другой - как совместную деятельность субъектов международного права, основанную на общих целях и задачах в соответствии с нормами и принципами международного права. При этом возможно выделить наиболее типичные направления международного сотрудничества. Однако следует отметить, что содержание международного сотрудничества обусловливает многообразие его форм, которые в значительной мере динамичны. В связи с чем, значимость теоретических и правовых исследований в области международного сотрудничества видится в поиске оптимальных в настоящее время инструментов для решения глобальных мировых проблем.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Фуражнин Д.Ю. О понятии «международное сотрудничество в области противодействия терроризму» // Право в Вооруженных силах. 2017. №12. С. 83 - 88.

2. Толковый словарь С.И. Ожегова [Электронный ресурс]. URL: https://slovarozhegova.ru/ word.php?wordid=29978 (дата обращения: 01.12.2018).

3. Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой [Электронный ресурс]. URL: http://efremova-online.ru/ slovar-fremovoy/sotrudnichat/103327/(дата обращения: 01.12.2018).

4. Международное право: Учебник / Отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. 3-е изд., перераб. М., 2010. 720 с.

5. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Принята 24.10.1970 г. Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН [Электронный ресурс]. URL: http:garant.ru/ (дата обращения: 05.12.2018).

6. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Подписан в г. Хельсинки 01.08.1975 г. [Электронный ресурс]. URL: http:garant.ru/ (дата обращения: 05.12.2018).

7. Указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http:garant.ru/ (дата обращения: 05.12.2018).

8. Мунтян М.А. Основы теории международных отношений: Учебное пособие. М., 2007. 270 с.

9. Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http:garant.ru/ (дата обращения: 04.12.2018).

10. Цыганков П.А. Теория международных отношений. Учебное пособие. М., 2003. 590 с.

1. Furazhnin D.YU. O ponyatii «mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v oblasti protivodejstviya terrorizmu» // Pravo v Vooruzhennyh silah. 2017. №12. S. 83 - 88.

2. Tolkovyj slovar" S.I. Ozhegova . URL: https://slovarozhegova.ru/ word.php?wordid=29978 (data obrashcheniya: 01.12.2018).

3. Tolkovyj slovar" T.F. Efremovoj . URL: http://efremova-online.ru/slovar-fremovoy/sotrudnichat/103327/ (data obrashcheniya: 01.12.2018).

4. Mezhdunarodnoe pravo: Uchebnik / Otv. red. V.I. Kuznecov, B.R. Tuzmuhamedov. 3-e izd., pererab. M., 2010. 720 s.

5. Deklaraciya o principah mezhdunarodnogo prava, kasayushchihsya druzhestvennyh otnoshenij i sotrudnichestva mezhdu gosudarstvami v sootvetstvii s Ustavom Organizacii Ob"edinennyh Nacij. Prinyata 24.10.1970 g. Rezolyuciej 2625 (XXV) na 1883-m plenarnom zasedanii General"noj Assamblei OON . URL: http:garant.ru/ (data obrashcheniya: 05.12.2018).

6. Zaklyuchitel"nyj akt Soveshchaniya po bezopasnosti i sotrudnichestvu v Evrope. Podpisan v g. Hel"sinki 01.08.1975 g. . URL: http:garant.ru/ (data obrashcheniya: 05.12.2018).

7. Ukaz Prezidenta RF ot 30.11.2016 № 640 «Ob utverzhdenii Koncepcii vneshnej politiki Rossijskoj Federacii». . URL: http:garant.ru/ (data obrashcheniya: 05.12.2018).

8. Muntyan M.A. Osnovy teorii mezhdunarodnyh otnoshenij. Uchebnoe posobie. M., 2007. 270 s.

9. Federal"nyj zakon ot 04.12.2007 № 329-FZ «O fizicheskoj kul"ture i sporte v Rossijskoj Federacii» . URL: http:garant.ru/ (data obrashcheniya: 04.12.2018).

10. Cygankov P.A. Teoriya mezhdunarodnyh otnoshenij: Uchebnoe posobie. M., 2003. 590 s.

КРЫСАНОВ Антон Вячеславович, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права, Уральский юридический институт МВД России, г. Екатеринбург

E-mail: [email protected] Рецензент:

кандидат юридических наук В.А. Галицков

  • Международное сотрудничество (англ. international development) - добровольная помощь дарителя одной страны (будь то государство, местные власти или общественная организация) населению другой страны. Это население может получать помощь прямо от дарителя или же через посредничество его государства, местных властей или местных общественных организаций.

    Универсальная форма организации совместного или взаимосогласованного производства с участием иностранных партнеров двух или нескольких стран, основанная на распределении производства продукции, коммерческом сотрудничестве, взаимной гарантии рисков, общей защите инвестиций и промышленных секретов.

    Международное сотрудничество покрывает очень разные сферы деятельности. В том числе:

    * улучшение здравоохранения

    * улучшение образования

    * улучшение условий окружающей среды

    * сокращение социально-экономического неравенства

    * антитеррористическая деятельность

    * улучшение качества связи.

Связанные понятия

Принцип формирования представления о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма, прежде всего связан с укреплением связей между государствами и развитием национальных туристских ресурсов. Международное сотрудничество развивается в двух формах: на двусторонней и на многосторонней основе. Российская Федерация заключила двусторонние соглашения о сотрудничестве в области туризма со многими странами. Например, по Соглашению между Правительством РФ и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области туризма стороны поощряют обмен информацией в области статистики туризма, нормативно правового регулирования, туристских возможностей государств. Многостороннее сотрудничество предусматривает координацию совместных действий по развитию международного туризма между несколькими странами.

В качестве примера поддержки финансового сектора можно привести также международное сотрудничество . Например, консорциум из 10 американских и европейских банков в сентябре 2008 г. принял решение создать общий фонд в размере 70 млрд долл. для оказания помощи меньшим по размеру финансовым институтам.

Связанные понятия (продолжение)

Для выхода из экологического кризиса необходимо дальнейшее развитие как на двусторонней, так и на многосторонней основе, включая организации системы ООН.

Указанные Рекомендации признаны Международным валютным фондом и Всемирным банком международным стандартом в сфере противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма. Положения указанных документов, по сути, составляют фундамент международного сотрудничества в сфере ПОД/ ФТ/ФРОМУ.

Взаимодействие в международном сотрудничестве по военным и пограничным вопросам, включая реализацию заключенных государствами – участниками международных договоров по вопросам сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений;

С развитием рыночной экономики ее структурными преобразованиями интенсивно развивается сфера услуг (транспорт, связь, торговля и общественное питание, туризм, страхование, информационно-вычислительное обслуживание и др.), о чем свидетельствует рост ее доли в производстве ВВП, что характерно для всех стран мирового сообщества. Особое значение для Республики Беларусь имеет развитие транспортного комплекса как инфракструктурного звена для развития производства, других видов услуг и результативного вхождения в международное сотрудничество . Его удельный вес в производстве валового внутреннего продукта составляет около 7 %, он включает 8,4 тыс. организаций. Основной объем грузоперевозок приходится на автомобильный транспорт, на втором месте – железнодорожный, незначительный объем грузоперевозок приходится на внутренний водный и воздушный транспорт.

В главе VIII «Международное сотрудничество » содержатся две статьи, указывающие на международные договоры России в сфере туризма как на правовую основу международного сотрудничества (ст. 18) и правовой статус представительства федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию госуслуг в сфере туризма за пределами РФ. Глава VIII.I «Государственный надзор в сфере туристской деятельности» представлена статьей 19.1, регламентирующей порядок государственного надзора в сфере туристской деятельности. Глава IX «Заключительные положения» включает три статьи, указывающие на: ответственность за нарушение туристского законодательства (ст. 20); момент вступления закона в силу (ст. 21), необходимость приведения нормативных правовых актов в соответствие с данным законом (ст. 22).

Делая подобное предложение, мы исходили из того, что выделение всех транснациональных преступлений в самостоятельные раздел и главу УК отразило бы в должной степени их повышенную общественную (в данном случае – международную) опасность, указывало бы на необходимость адекватного реагирования на них мерами уголовной политики, явилось бы важным шагом в направлении унификации уголовного законодательства, а также материально-правовой предпосылкой международного сотрудничества в борьбе с указанными преступлениями. Тем самым Россия смогла бы подтвердить «свою приверженность основополагающему принципу международного права – принципу добросовестного выполнения международных обязательств» и продолжила бы «дальнейшее совершенствование судебной деятельности, связанной с реализацией положений международного права на внутригосударственном уровне», как того требует Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

С другой стороны, данные положения нацелены на внесение уточнений компетенций Сообщества в области международного сотрудничества , которые имели субсидиарный характер по отношению к внешней политике государств-членов ЕС.

Корпорация «Росатом» – это сложный вариант компиляции прав хозяйствующего субъекта и субъекта управления, обладающего государственно-властными и административно-властными полномочиями. Она создана в целях проведения государственной политики, осуществления нормативно-правового регулирования, оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в области использования атомной энергии. В перечне целей её деятельности также развитие и безопасное функционирование организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, организаций, осуществляющих эксплуатацию судов атомного ледокольного флота (судов атомного технологического обслуживания, судов с ядерными энергетическими установками), обеспечение ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования, осуществления международного сотрудничества в этой области.

Международное публичное право. По мнению проф. К. А. Бекяшева при определении международного публичного права большинство авторов выделяют такие его составляющие, как совокупность (система) принципов и норм; регулирование отношений между государствами и иными субъектами международного права; цели регулирования: решение насущных вопросов, стоящих перед указанными субъектами. Таким образом международное публичное право представляет собой совокупность норм, которые являются общеобязательным критерием правомерно дозволенного и юридически недозволенного и через которые осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм международного права.

Универсальная форма организации совместного или взаимосогласованного производства с участием иностранных партнеров двух или нескольких стран, основанная на распределении производства продукции, коммерческом сотрудничестве, взаимной гарантии рисков, общей защите инвестиций и промышленных секретов.

Международное сотрудничество покрывает очень разные сферы деятельности. В том числе:

  • улучшение здравоохранения
  • улучшение образования
  • улучшение условий окружающей среды
  • сокращение социально-экономического неравенства
  • антитеррористическая деятельность
  • развитие спорта

См. также

  • Испанское Агентство Международного Сотрудничества
  • Сотрудничество в области развития
  • Премия Принца Астурийского за Международное Сотрудничество

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Международное сотрудничество" в других словарях:

    международное сотрудничество - — EN international co operation The collaboration between governments, businesses or individuals in which it is agreed to work together on similar objectives or strategies,… … Справочник технического переводчика

    МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ Юридическая энциклопедия

    МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА - одно из основных направлений государственной политики в области охраны труда. Международное сотрудничество осуществляется в основном в рамках деятельности Международной организации труда (МОТ) на основе общепризнанных принципов и норм… … Российская энциклопедия по охране труда

    международное сотрудничество полиции - policijos tarptautinis bendradarbiavimas statusas Aprobuotas sritis policijos veiklos administravimas apibrėžtis Policijos įstaigų veikla, apimanti tarptautinių ryšių su kitų valstybių kompetentingomis institucijomis ar tarptautinėmis… … Lithuanian dictionary (lietuvių žodynas)

    Сотрудничество по борьбе с преступными деяниями, общественная опасность которых требует объединения усилий государств в борьбе с ними: сотрудничество государств по борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера,… … Энциклопедический словарь экономики и права

    МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ - сотрудничество РФ с другими странами, осуществляемое в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ и международными договорами, не противоречащими Закону РФ «Об образовании». Органы управления образованием, образовательные… … Профессиональное образование. Словарь

    Международное сотрудничество в области образования - реализация (осуществление) прямых связей и совместной деятельности с иностранными и междунарордными учреждениями и организациями в области образования в соответствии с действующим законодательством и национальными интересами страны.… … Педагогический терминологический словарь

    Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства - взаимодействие судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями. Осуществляется в порядке, установленном гл. 53 55 УПК РФ, а… … Большой юридический словарь

    Знак «За международное сотрудничество в области космонавтики» ведомственная награда Федерального космического агентства. Награждение производится приказом Федерального космического агентства. Вручение Знака «За международное сотрудничество… … Википедия

    Нагрудный знак «За вклад в международное сотрудничество» … Википедия

Книги

  • Международное сотрудничество России в области рыбного хозяйства история проблемы и перспективы Труды ВНИРО Том 145 , Глубоков А. (ред.). Международная деятельность России в области рыбного хозяйства ежегодно обеспечивает российский рыболовный флот квотами на водные биологические ресурсы в объемеболее 1 млн 200 тыс. т,…
  • Международное сотрудничество в экологии. Немецкий язык для начинающих. Практический курс профессионально-ориентированного чтения / Okologische Kommunikation International: Fachsprachenlesekurs Deutsch fur Anfanger , Аннелизе Фернс, Роземари Бульманн, Ингеборг Баумер, Антонина Немченко. Практический начальный курс по профессионально-ориентированному чтению на немецком языке. Учебник предназначен для студентов естественно-научных, инженерных, аграрных и экономических…