Ветхий завет лот и его дочери. Почему мудрецы оправдывают поступок дочерей Лота? В изобразительном искусстве

Ветхий завет лот и его дочери. Почему мудрецы оправдывают поступок дочерей Лота? В изобразительном искусстве

Вечером того же дня Лот сидел у городских ворот. Он не заметил, как к нему подошли двое путников. Это были те ангелы, что приходили к Аврааму. Лот поднялся им навстречу, поклонился до земли и пригласил заночевать у него в доме.

После трапезы, когда хозяева и гости намеревались уже отойти ко сну, с улицы донесся гул толпы. Лот выглянул наружу и увидел, что перед домом собралось огромное множество людей - едва ли не все жители Содома. Собравшиеся угрожали Лоту и требовали, чтобы он отдал им на расправу своих гостей.

Лот сказал, что ни за что этого не сделает. Тогда разъяренная толпа устремилась к дому. Но дом был под надежной защитой - и сам дом, и тех, кто был в нем, охраняли ангелы. Чтобы охладить пыл разбушевавшейся толпы, ангелы лишили нападавших зрения. Жители Содома, наконец, смирились с тем, что к Лоту им не ворваться, и разошлись по своим домам.

Тогда гости поведали Лоту о том, кто они и зачем Бог прислал их в Содом:

Бог вознамерился уничтожить этот город за страшные грехи его жителей. Вот, мы пришли сюда, и лишний раз убедились, сколь испорчены и жестоки содомляне. Тебя же и твою семью Он желает спасти. Так что скажи своим домашним, чтобы они, не теряя времени, собирались и до наступления дня были готовы бежать из этого проклятого города.

Когда над окружавшими Содом холмами забрезжил рассвет, ангелы взяли Лота, его жену и дочерей за руки и поспешно вывели из города.

Оставив Лота с семейством на дороге, ангелы сказали:

Теперь бегите изо всех сил, чтобы спастись от участи, уготованной всем прочим жителям Содома. И ни в коем случае не оглядывайтесь назад, ибо кто оглянется - погибнет на месте.

Лот, его жена и дочери находились уже на безопасном расстоянии от обреченного города, когда земля вдруг содрогнулась у них под ногами. За спинами у них творилось что-то страшное: на Содом и Гоморру с небес обрушился огненный дождь и превратил грешные города со всеми их жителями в два гигантских костра.

, Амон

Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны

Уважаемый раввин, мне очень понравилось, как ортодоксальные евреи понимают предназначение женщины и ее роль в семье. Разъясните мне, пожалуйста, почему же праведник Лот предлагал своих дочерей на поругание толпе развратников? Какой глубинный смысл в этом заключен? Я верую в единого Творца, восхищаюсь тем, что Он создал, но не придерживаюсь ни одной из религий. В силу этого мне сложно понимать тексты Ветхого завета. Надежда

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Надежда!

Прекрасно, что Вы сумели по достоинству оценить отношение ортодоксального еврейства к женщине и ее предназначению.

Что же касается Лота, тут действительно надо понять, кем были люди, которых описывает Танах. Да, Лот был членом семьи Авраама, великого праведника и основателя еврейского народа. И сам он тоже был праведным, особенно - по сравнению с жителями Сдома. В том рассказе, об эпизоде которого Вы упоминаете, хорошо видно, как Лот радушно принимает гостей вопреки жестоким обычаям Сдома, подвергая себя опасности.

Но, все же, таким праведным, как Авраам, Лот не был. Это тоже проявилось в упомянутом эпизоде. Так пишет Рамбан , один из ведущих комментаторов Торы: самоотверженное гостеприимство было благородным делом, но предложение «Вот ныне у меня две дочери, не познавшие мужа, я выведу их к вам, и поступите с ними, как вам угодно» (Берейшит 19, 8) как раз продемонстрировало недостойное отношение к женщине.

В чем же дело? Почему в одном Лот был праведен, а в другом не был?

На том этапе истории еврейский народ только создавался, и не все члены семьи праотцев автоматически включались в его состав. Ибо еврейский путь - это не просто праведность. Это выработка определенных черт характера и достижение их правильного баланса. Этой работой над собой и занимались праотцы.

А именно: с одной стороны, необходима доброта и любовь. Эти качества выработал Авраам, воплощение милосердия и гостеприимства. Но, с другой стороны, необходима дисциплина. Это качество развил сын Авраама Ицхак. А затем необходимо было правильно совместить эти, казалось бы, противоречащие друг другу свойства и таким образом достичь равновесия - золотой середины. Это сумел сделать сын Ицхака Яаков.

Но не всем людям, окружавшим праотцев, удалось полностью проделать эту сложную работу над своим характером. Так, в семье Ицхака другой его сын, Эйсав, также научился строгости у отца, но, в отличие от Яакова, не сумел уравновесить ее добротой и любовью. В результате его строгость приняла крайние формы и превратилась в жестокость и склонность к одному из тягчайших грехов - убийству. Ведь, как известно, недостатки - продолжение достоинств. А в семье Авраама другой его сын, Ишмаэль, также научился у отца любви и гостеприимству, но, в отличие от Ицхака, не уравновесил их дисциплиной. В результате получилась не терпящая рамок анархия, дикость, разнузданность и склонность к другому тяжелейшему греху - прелюбодеянию.

Поэтому ни Эйсав, ни Ишмаэль не смогли стать частью еврейского народа - они не сумели прийти к предписанной евреям золотой середине, впали каждый в свою крайность. Среди них могут быть достойнейшие люди, но предписанного евреям равновесия у них нет. Ведущие свое происхождение от них соответственно христианская и исламская (сегодня) цивилизации приняли законы, следуя которым люди могут быть набожными, но - и впадать в крайности.

Теперь, возможно, сумеем понять и Лота. Он изначально был членом семьи Авраама, и из рассматриваемого эпизода видно, что он тоже научился от него гостеприимству. Но, с другой стороны, он не сумел правильно уравновесить доброту и любовь строгостью, в результате чего мягкость превратилась в бесформенность: произошло размывание границ нравственности, был утрачен правильный подход к любви и интимным отношениям. Понимание того, что поддерживает достоинство женщины, а что его подрывает.

Это проявилось и далее: в той же главе (стихи 30-38) описано, как после разрушения Сдома Лот позволил дочерям напоить себя, после чего они вступили в интимные отношения уже с ним самим. Именно от этой связи родились его потомки - Моав и Бен-Ами, ставшие родоначальниками народов - Моава и Амона. Мотивация дочерей была благородной - они думали, что разрушен не только Сдом, но и весь мир, и нет другого способа продолжить человеческий род. Но Лот, хотя бы после эпизода с первой дочерью, должен был хоть что-то вспомнить и быть более осторожным. Однако он позволил истории повториться, показав, что не считает этот грех особо серьезным.

Это действительно было не по-еврейски. Поэтому потомки Лота, народы Амон и Моав, не стали частью еврейского народа. Более того, они настолько отклонились от еврейского пути, что их нельзя даже принимать в еврейское общество, если они решат принять иудаизм (в отличие от выходцев практически из всех других народов, даже совершивших многочисленные преступления и причинивших нам страдания). Тора объясняет запрет тем, что эти народы не проявили гостеприимства к евреям во время их странствий по пустыне. Неприветливыми тогда были не только они. Но они тогда еще приняли участие в совращении еврейского народа, склонении к прелюбодеянию (см. Бэмидбар 25, 1). А это значит, что они настолько отклонились от золотой середины, что даже изначально естественная для них мягкость сохранилась не в правильной и умеренной форме гостеприимства, а в крайней и извращенной - форме разврата. Этому в еврейском народе не место. У Лота же еще сохранялось гостеприимство, «правильная» мягкость, но уже начали проявляться и ее извращенные формы. Отсюда и такое противоречивое поведение.

Только сыну Авраама Ицхаку удалось не впасть в крайнюю мягкость и выработать необходимую дисциплину. А его сыну Яакову удалось правильно сбалансировать эти качества и направить уже всю свою семью, всех потомков по еврейскому пути.

Два ангела пришли в Содом к вечеру, и Лот сидел у ворот города. Увидев их, он встал им навстречу и поклонился до земли.

– Господа мои, – сказал он, – пожалуйста, зайдите в дом вашего слуги. Вы сможете помыть ноги и переночевать, а ранним утром продолжите свой путь.

– Нет, – ответили они, – мы переночуем на площади.

Но он так настаивал, что они последовали за ним и вошли в дом. Он приготовил для них еду, испек пресный хлеб, и они поели. Но, прежде чем они легли, все мужчины Содома, молодые и старые, окружили дом. Они кричали Лоту:

– Где люди, которые пришли к тебе вечером? Выведи их к нам, мы хотим развлечься с ними.

Лот вышел к ним и запер за собой дверь. Он сказал:

– Нет, друзья мои, не делайте такого зла. Послушайте, у меня есть две дочери, которые никогда еще не были с мужчиной. Давайте я выведу их к вам, и делайте с ними, что хотите. Но не делайте ничего этим людям, которые пришли под защиту моего крова.

Они ответили:

– Прочь с дороги!

И сказали:

– Этот человек пришел сюда как чужеземец, а теперь хочет быть нам судьей! Мы поступим с тобой еще хуже, чем с ними.

Они стали оттеснять Лота и подошли, чтобы выломать дверь. Но мужи, которые оставались внутри, протянули руки, втащили Лота в дом и заперли дверь. А тех, кто были у двери дома, и молодых и старых, они поразили слепотой, так что те не могли найти дверь.

И гости сказали Лоту:

– Кто еще у тебя здесь есть – зятья, сыновья, дочери, кто-нибудь еще в городе? Выведи их отсюда, потому что мы собираемся уничтожить это место. Вопль к Господу против этого народа так велик, что Он послал нас уничтожить его.

Лот вышел и сказал своим будущим зятьям, женихам его дочерей:

– Скорее, уходите отсюда! Господь собирается уничтожить город!

Но те подумали, что он шутит.

Когда взошла заря, ангелы стали торопить Лота, говоря:

– Торопись! Уводи отсюда свою жену и двух дочерей, а не то ты погибнешь, когда наказание падет на город.

Он медлил, но те двое взяли его за руку, и его жену, и двух дочерей, потому что Господь был к ним милостив, и вывели их за пределы города. Уже за пределами города один из них сказал:

– Беги отсюда! Не оглядывайся назад и не останавливайся нигде в долине! Беги в горы, а не то ты погибнешь!

Но Лот сказал им:

– Нет, Владыка! Слуга Твой нашел в Твоих глазах расположение, и Ты явил мне великую милость, спасая мою жизнь. Но в горы мне не добежать: бедствие настигнет меня, и я погибну. Вон тот городок недалеко, туда я успею добежать, и он невелик. Позволь мне бежать туда – ведь он совсем мал, не так ли? – и моя жизнь будет спасена.

Он ответил:

– Хорошо, Я выполню и эту просьбу: Я не разрушу города, о котором ты говоришь. Беги туда быстрее, потому что Я ничего не могу сделать, пока ты не доберешься до него. (Вот почему тот город был назван Цоар).

Солнце уже встало, когда Лот добрался до Цоара. Тогда Господь пролил дождем на Содом и Гоморру горящую серу с небес от Господа. Он разрушил города и всю долину, и всех, кто жил в городах, и все, что росло на земле. А жена Лота оглянулась назад и превратилась в соляной столб.

На другое утро Авраам поднялся рано и вернулся к тому месту, где он стоял перед Господом. Он посмотрел на Содом и Гоморру, и на всю долину, и увидел: густой дым поднимается от земли, как дым из печи.

Так, когда Бог уничтожил города долины, Он вспомнил Авраама и спас Лота от бедствия, которое разрушило города, в которых жил Лот.

Лот и его дочери

Лот и две его дочери покинули Цоар и поселились в горах, так как он боялся оставаться в Цоаре. Он жил в пещере со своими двумя дочерьми. Старшая дочь сказала младшей:

– Наш отец стар, а здесь нигде нет мужчины, чтобы лечь с нами по обычаю всей земли. Давай напоим отца вином и ляжем с ним, чтобы сохранить наш род через нашего отца.

В ту ночь они напоили отца вином, и старшая дочь вошла и легла с ним. Он и не знал, когда она легла и когда встала. На другой день старшая дочь сказала младшей:

– Прошлой ночью я легла с отцом. Давай опять напоим его вином сегодня вечером, и ты войдешь и ляжешь с ним, чтобы мы могли сохранить наш род через нашего отца.

Они напоили отца вином и в эту ночь, и младшая дочь вошла и легла с ним. Он и не знал, когда она легла и когда встала.

Так обе дочери Лота забеременели от отца. Старшая дочь родила сына и назвала его Моав; он – отец нынешних моавитян. Младшая дочь тоже родила сына и назвала его Бен-Амми; он – отец нынешних аммонитян.

a) 19:5: Букв.: «чтобы мы их познали»

b) 19:18: Или: «господа мои».

c) 19:19: Или: «твой...твоих...ты явил».

d) 19:21-22: Или: «я... я… я».

e) 19:22: По звучанию это название напоминает еврейское слово «малый».

f) 19:37: По звучанию это имя напоминает еврейские слова «от отца».

g) 19:38: По-еврейски это имя означает «сын моего народа» и напоминает по звучанию слово «аммонитянин».


«И пришли два Ангела в Содом вечером. Лот увидел их, и встал, чтобы встретить их» (Бытие 19:1)

Вот так безобидно начинается эта история. Гости пришли к пророку. Пророк, как порядочный человек, предлагает им войти в дом, но «они сказали: нет, мы ночуем на улице» . Странная привычка для ангела, ну да ладно. В итоге Лот все же упрашивает их и они входят в дом, ужинают и уже собираются спать, как вдруг:

«Городские жители, содомляне, от молодого до старого, окружили дом. И вызвали Лота, и говорили ему: Где люди, пришедшие к тебе на ночь? Выведи их к нам; мы познаем их» (Бытие 19:4-5)

Слово-то какое подобрали: познаем. Любопытно, что за извращенцы жили в Содоме и как сам Лот избежал насилия, ведь он тоже когда-то был новеньким в Содоме? Или все таки не избежал? Мы можем лишь догадываться по тому ответу, который он дал, и который был просто восхитительно циничен:

«Вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно; только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего» (Бытие 19:8)

Вот оно как! Он пожертвует своими дочерьми ради каких-то чужаков, привыкших спать на улице, и с которыми только что познакомился. Гостеприимство, конечно, хорошо, но не до такой же степени. Хотя, возможно, в то время это и считалось вполне пристойным поведением.

Но дочерям Лота не пришлось быть познанными. Ангелы ослепили горожан и спасли положение. В похожей истории в Книге Судей дело обернулось не так хорошо. Но об этом ниже.


Чуть позже ангелы сказали Лоту, чтобы он собрал всю свою родню и уходил из города. Состав родни довольно любопытен: «И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его» (Бытие 19:14)

Что еще за «зятья»? А как же недавнее заявление Лота о невинности своих дочерей, не познавших мужа, если они обе замужем? Возможно, у них не было половых контактов, хотя, учитывая нравы этого городишки, это маловероятно. Получается, что Лот слукавил, что очень в духе «правоверного» человека. С другой стороны, распоряжение судьбами дочерей, не спрашивая мнения их мужей, тоже вызывает легкое недоумение.

Зятья подумали, что Лот шутит, и не стали его слушать. Учитывая вышеописанную выходку папаши, его не особо-то и хочется слушать. Ангелы тем временем торопили Лота, и он, взяв жену и двух дочерей, покинул город. И хотя ангелы сказали ему идти в горы, Лот, тем не менее, пошел в близлежащий маленький городок. Оправдывался тем, что там безопаснее. Не доверял старик ангелам. Беглецам было велено бежать не оглядываясь и не останавливаясь.

«Жена же Лотова, оглянулась, и стала соляным столбом» (Бытие 19:26)

Вот в чем смысл этого? Почему за столь мелкое нарушение следует столь суровое наказание? Возможно это намек на непослушание. И все равно, даже если так, то наказание не соответствует преступлению. Те же содомчане, пришедшие к дому Лота с требованием выдать им гостей для «познания» были всего лишь ослеплены. А жена Лота превратилась в соляной столб, только потому, что оглянулась посмотреть на этот фейерверк, который устроил Всемогущий. А может она увидела, как ангелы развлекались, кромсая людей Содома в фарш? Лишний свидетель. Как ни крути, но это необъяснимая жестокость, без каких либо видимых причин. Что очень в духе ветхозаветного Бога. Непонятная жестокость пронизывает всю Библию, а Ветхий Завет в особенности.

Вот какое объяснение дают богословы: «Тем, что жена Лота оглянулась на Содом, она показала, что жалеет об оставленной греховной жизни — оглянулась, задержалась, — и сразу превратилась в соляной столб. Это строгий урок нам: когда Господь спасает нас от греха, нужно убегать от него, не оглядываться на него, то есть не задерживаться и не жалеть о нем»

Вообще все эти объяснения духовенства весьма забавны и ниже мы рассмотрим некоторые. Но как вам это? Красивая уловка, ничего не скажешь. Если она оглянулась, значит сожалела о греховной жизни. А где, позвольте спросить, сказано, что она вела греховную жизнь? Она, вроде как, жена праведника. И почему бы ей не оглянуться, просто потому, что там что- то громыхнуло? Почему нельзя принять такой простой вариант?


Тем временем Содом и Гоморра уничтожены, а Лот, испугавшись жить в Сигоре, уходит жить в горы, беря с собой двух дочерей. Почему он испугался идти в Сигору, знает только сам Лот. Поселяются они в пещере. Ох и любят же эти пророки в пещерах жить. То, что случилось потом, больше подходит для сценария к эротическому фильму:

«И сказала старшая (сестра) младшей: отец наш стар; и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли. Итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим (зачнем) от отца нашего племени. И напоили отца своего вином в ту ночь: и вошла старшая, и спала с отцом своим: а он не знал, когда она легла и когда встала. На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь, и ты войди, спи с ним, и восставим (зачнем) от отца нашего племени. И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая, и спала с ни: и он не знал, когда, она легла и когда встала» (Бытие 19:31-35)

Сюжет «Лот и его дочери» был популярен в живописи Возрождения. Если внимательно посмотреть на изображение ниже, можно увидеть и горящий город, и жену-столб, украшающую окрестности Содома, и лису, которая кажется больше Лота догадывается об аморальности всей картины, и, какую-то парочку, расслабляющуюся чуть вдали от Лота.

в большом расширении

Интересно, как объясняет эту историю сама Церковь? Тут столько грехов, что непонятно, как их после этого земля носит. Кстати, одной из причин разрушения Содомы и Гоморры были постоянные инцесты. А тут то же самое делает сам Лот со своими дочерьми. Так почему же он праведник? Может потому, что он племянник Авраама?

В итоге, обе дочери забеременели. Старшая родила сына Моава. Младшая — сына Бен-Амми. Оба стали прародителями целых народов: моавитян и аммонитян, соответственно. Судя по всему, самому Лоту было глубоко фиолетово — откуда дети и кто отец. Его ум был наполнен страхом и богопочитанием.


Похожая история произошла и с жителями Гива. И моральность этой истории зашкаливает далеко за пределы аморальности предыдущей.

Сюжет почти полностью повторяет историю Лота и его дочерей в Содоме. Некий левит со своей наложницей решили переночевать в Гиве у какого-то старика — жителя этого города. Дальше Библия скажет сама за себя:

Тогда как они развеселили сердца свои, вот, жители города, люди развратные, окружили дом, стучались в двери, и говорили старику, хозяину дома: выведи человека, вошедшего в дом твой, мы познаем его. Хозяин дома вышел к ним и сказал им: нет, братья мои, не делайте зла, когда человек сей вошел в дом мой, не делайте этого безумия. Вот у меня дочь девица, и у него наложница, выведу я их, смирите их, и делайте с ними, что вам угодно; а с человеком сим не делайте этого безумия. Но они не хотели слушать его. Тогда муж взял свою наложницу, и вывел к ним на улицу. Они познали ее, и ругались на нею всю ночь до утра. И отпустили ее при появлении зари. И пришла женщина пред появлением зари, и упала у дверей дома того человека, у которого был господин ее, и лежала до света. Господин ее застал поутру, отворил двери дома, и вышел, чтоб идти в путь свой: и вот, наложница его лежит у дверей дома, и руки ее на пороге. Он сказал ей: вставай, пойдем. Но ответа не было, потому что она умерла. Он положил ее на осла, встал и пошел в свое место. (Книга Судей 19:22-28)

С подобными сюжетами и содержанием этих рассказов крайне странным выглядит попытка вуалировать недвусмысленные желания этих персонажей словами вроде «познавать». Хотя и на этом спасибо средневековой цензуре. Кто знает, как там в оригинале эти истории друг другу рассказывали.

Примечательно то, что этот самый «муж» левит пошел за «наложницей» в дом ее отца, где был принят с радостью и гостил продолжительное время. И тут же, через каких-то пару дней, разменял ее словно монету. Что это, если не еще один наглядный пример «уважения к женщине» в священных писаниях? И опять же, какой урок можно извлечь из этой истории?


Теперь вернемся к объяснениям духовенства.

Вот, как объясняют эти незамысловатые истории еврейские знатоки:

«Люди Содома были злы и весьма преступны перед Ашемом» (Берешит, 13:13). Так же обстояло дело и с четырьмя соседними городами — Аморои, Адмой, Цваимом и Цоаром, которые входили в своеобразную коалицию, столицей которой был Содом. Жители всех пяти городов были убийцами и прелюбодеями, сознательно восставшими против Ашема, поскольку творили такие же дела, как и поколение, жившее перед Потопом.

Далее в деталях описывается, какие эти люди богатые, но нехорошие и жадные. Веточки на деревьях ломали, чтобы птицы плодов не ели, лук и кирпичи друг у друга воровали и — какой ужас — уповали не на Бога, а на самих себя. Где-то между этими описаниями Мидраш рассказывает историю про одну из дочерей Лота по имени Плотис. Их у него, оказывается, четыре было. Подобные нестыковки в священных писаниях не редкость, поэтому особого внимания им уделять не буду. Так вот, девушка втайне подавала нищему, а поскольку жители Содома были жадными, то они жадничали даже чужое и им не понравилось, что нищий всё еще не умер от голода. Девушку они за это то ли сожгли, то ли намазали медом и привязали и она умерла от укусов пчел — здесь Мидраш с Торой как-то не определились.

Перед смертью девушка обратилась к Богу, мол — черт со мной, но хоть накажи их, и тот пообещал, что обязательно спустится и накажет. О судьбе нищего умалчивается.

И вот тут Бог, как бы в оправдание себе, заявляет, что Содом он уничтожил не сразу, а за 25 лет до этого «наслал на тот край землетрясение, чтобы побудить жителей к исправлению, но они не обратили тогда никакого внимания на Божественное предупреждение».


Надо сказать, что когда для объяснения написанного в священных текстах на помощь приходят представители духовенства и пытаются загладить эти неудобные моменты, это выглядит довольно весело. Оно и понятно. Куда деваться-то с такими поучительными рассказами?

Возьмем к примеру вышеописанную еврейскую версию, которая в качестве оправдательной речи описывает жителей следующим образом:

«Жители всех пяти городов были убийцами и прелюбодеями, сознательно восставшими против Ашема, поскольку творили такие же дела, как и поколение, жившее перед Потопом»

Убийцы и прелюбодеи. Неужели все поголовно? И дети, и старые бабушки с дедушками? Все прям убийцы и прелюбодеи. Один только Лот — красавчик. Или это была такая курортная зона, где обитала только молодежь? Такой средневековый Казантип с Ибицей.

К чему вообще нужно было это предупреждение, если прикол с Потопом не сработал и люди так же продолжали грешить, как и до него? И что это за Бог, который обиделся на богатых людей за то, что они рассчитывали не на Него, а на самих себя? С каких это пор подобное считается преступным и заслуживающим кары? Остальные описания поступков жителей Содома явно не претендует на степень смертных грехов. Так, мелкое хулиганство по сравнению с тем, что учинял сам Господь. Надо же, 25 лет назад землетрясение устроил, чтобы они поняли, что это Он их предупреждает. Надо сказать, с ясным и прямым донесением своих мыслей до человечества Бог явно не отличался. Всё время общался какими-то намеками и притчами. В 2004 году 250 000 людей погибло во время цунами в Азии. Это опять Бог проказничал и предупреждал?

На этом объяснения еврейских толкователей не заканчивается. К примеру, вот так объясняется вообще весь мотив, побудивший Бога поместить Лота в эту нелепую ситуацию: «Это было частью Небесного замысла. Ашем хотел, чтобы Лот проявил настойчивость, благодаря чему у него появились бы определенные заслуги, за которые его следовало бы спасти».

У Лота, выходит, заслуг было недостаточно и нужно было еще одну маленькую заслугу в виде настойчивости проявить, чтобы он спасение заслужил. И чем это обернулось? Послушайте! У меня есть две незамужние дочери. Я выведу их к вам, и делайте с ними, что хотите. Только прошу вас об одолжении, оставьте моих гостей в покое, ибо они пришли в мой дом!

И это праведник. Самый порядочный человек в городе. Надо сказать, что хотя иудейские источники и обещают, что их история отличается от библейской, существенных различий в них нет. Разве что немного триллера со слепыми, которые щупают двери с целью познать всех, кто шевелится и некоторыми деталями.

Сколько бы ни было подобных объяснений, заметить насколько сильно отличается мораль того времени от морали современного мира нетрудно. И как бы не настаивали верующие, что поступки Бога обоснованы, современная мораль подсказывает нам, что за грехи одних не наказывают всех подряд, и никакие сказки не покроют подобные тезисы. Бог был бы Богом Всемогущим, если бы вместо Всемирного Потопа и уничтожения городов проводил бы точечные удары и не с такой жестокостью. Скажем, сердечный приступ провинившегося вполне сошел бы. Но нет, мелочится Бог не любит. Если уж наказывать, то со всем божественным размахом. Бог он или не Бог, в конце концов?

Спрашивает володя
Отвечает Александра Ланц, 01.05.2011


Вопрос : "почему такой набожный человек как Лот, пил не один день, да так, что умудрился с собственными дочерьми переспать? ведь по сути всего писания, не мог такой уже окрепший в вере человек, такое себе позволить!"

Здравствовать вам в правде Божией, Володя!

История Лота несёт в себе очень много уроков, но в связи с вашим вопросом, мы остановимся только на двух.

Один их этих уроков в том, что праведный верою жив будет, а не делами своей праведности. Праведник – это не тот, кто делает всё абсолютно правильно, а тот, кто верит Богу и ходит с Богом по мере открытого ему света. Бог спасает человека не за дела праведности, которые тот совершает во славу Божию, а за ВЕРУ в Его слово.

Среди разращённых жителей Содома и Гоморры Лот был единственным человеком, который ещё как-то помнил об Истинном Боге, а потому его действия, ставшие продолжением его веры, оказались правильными.

Лот был единственным в городе человеком, кто позвал странников в свой дом, тем самым позвав в свой дом спасение.

Лот был единственным из всех его родственников, кто поверил Слову Бога и поэтому оказался спасённым.

Видите? Лот оказался спасённым не потому, что он был абсолютным праведником, а потому, что поверил Слову Бога, которое в его случае звучало так: «кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его» (). Не за дела праведности Лот был выведен из предназначенного для разрушения города, а по вере его Слову Бога.

Вот именно из-за его веры Писание называет Лота праведником. Кстати, обратите внимание на то, что после того, как Писание назвало праведником Авраама, он падал несколько раз, перечитайте историю Давида, и вы обязательно увидите, что этот праведник Божий тоже не раз падал, да и не только они... Конечно, это не означает, что Бог одобрял их падения, их неправедные мысли и неправильное поведение, Бог никогда не одобрит грех. Однако, Бог любит человека и, зная его слабую гадкую природу, спасает человека не по делам его(её) праведности, а просто потому, что человек верит Его слову и желает исполнения Его слова в своей жизни.

Другой урок, который мы видим в истории Лота, заключается в том, чтобы мы не обманывались: худые сообщества, действительно, развращают добрые нравы (). Когда Лот отделился от Аврама, чтобы жить в плодородной и прекрасной земле, он не обратил особого внимания на то, что люди, среди которых ему придётся жить, были очень и очень склонны ко злу.

«Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она... вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. ...Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома. Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом » ().

Будучи человеком, который знал Истинного Бога через своего дядю Аврама, Лот всё же решил, что сможет сохранить это знание, живя среди нечистоты и разврата. Однако он ошибся, и хотя в своей верящей Богу душе, он всё время мучился от того, что творилось в Содоме и Гоморре, он умудрился так прилепиться сердцем к внешнему комфорту той жизни, что успел прилепиться и ко многим грехам этого «комфорта». Лот как раз не был «окрепшим в вере человеком», как вы говорите о нём. Он был человеком, теряющим свою веру... и если бы ни странники, которые буквально взяли его за руку () и вывели их города, Лот погиб бы так же, как и остальные жители тех городов. Из Своей милости, Господь пришёл с наказанием для до основания развратившихся городов раньше, чем последние лучи веры (праведности) Лота были поглощены тьмой мирского комфорта. Задержись Господь на некоторое время, и Лот уже полностью ассимилировался бы в той среде, к которой прилепился... и уже некого было бы спасать. Вот почему предупреждение верующим последнего времени звучит так серьёзно:

«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому ; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» ().

«И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее ; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее» ().

Да, сознание Лота и его дочерей было извращено. Вышедшие из-под физического разрушения, которое обрушилось на Содом и Гоморру, они вышли с отвратительным наследием, которое не преминуло проявить себя. Лот не смог отказать себе в радости алкогольного опьянения, а его дочери не смогли отказать себе в желании во что бы то ни стало оказаться матерями. Жизнь среди разврата и беззакония никогда не способствует возрастанию праведности.

Печальная история? Да. Печальна она ещё и тем, что родившиеся от этого противоестественного союза дети стали отцами народов, которые постоянно сопротивлялись Богу и Его спасительной воле. Библия потому и достойна доверия, что не скрывает от нас правду о том, каковы мы все на самом деле, о том, как страшно падка наша природа на зло, как легко прилепляется к нему и как трудно человеку, который верит в Единого Истинного Бога, отлепиться от зла и начать ходить путями добра. Поэтому давайте изучать уроки из жизни наших праотцов, чтобы не повторять их в своих жизнях.

С уважением,
Саша.

Когда Лот поселился в Содоме, он намеревался решительно оградить себя от беззакония и заповедать сие дому своему после себя. Но он жестоко ошибся. Развращенное окружение оказало пагубное воздействие на его собственную веру, а общение его детей с жителями Содома привело к появлению общих интересов. Последствия же всего этого нам известны.

Многие и поныне совершают подобную ошибку. При выборе места жительства они учитывают скорее временные преимущества, нежели ту нравственную и общественную атмосферу, в которой им придется жить. Они избирают прекрасное плодородное место или же уезжают в какой-либо процветающий город в надежде разбогатеть; но искушения окружают их детей, которые, как это часто бывает, заводят такие знакомства, которые самым неблагоприятным o6pазом отражаются на развитии религиозных чувств и формировании характера.

Атмосфера разнузданной безнравственности неверия, равнодушия к религиозным вопросам сводит на нет влияние родителей. Перед глазами юношества всегда стоит пример бунта против родительского и Божественного авторитета. Многие вступают в интимные отношения с нечестивыми и, следовательно, связывают свою судьбу с врагами Божьими.

Бог желает, чтобы, выбирая место жительства, мы прежде всего учитывали нравственное и религиозное влияние, какое будет испытывать наша семья. Мы можем попасть в критическое положение, ибо многие не могут иметь то окружение, которого хотелось бы, но, если призывает нас долг, то Бог поможет нам остаться незапятнанными, если только мы будем бодрствовать и молиться, полагаясь на благодать Христа. Но без необходимости мы не должны подвергать себя такому влиянию, которое неблагоприятным образом может сказаться на развитии нашего христианского характера.

Если мы добровольно находимся в обществе безбожников, тогда мы огорчаем Бога и изгоняем святых ангелов из наших домов. Те, кто обеспечивает своим детям земное богатство и мирской почет ценой вечных интересов, осознают впоследствии, что эти приобретения обернулись ужасной потерей. Подобно Лоту, многие увидят своих детей погибшими, а себя едва спасенными. Труды всей их жизни потеряны, их жизнь - печальная неудача. Если бы они поступили воистину благоразумно, то хотя их дети имели бы и меньше земных благ, зато была бы уверенность в бессмертном наследии.

Наследия, обещанного Богом Своему народу, на этой земле не существует. Авраам не имел богатства в мире сем: «И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги» (). Он обладал огромным состоянием, но употребил его во славу Божью и во благо своих соотечественников. Но он не считал эту землю своей родиной. ( , глава 14)


Читайте еще по теме "Толкование Писания":