Техника первой мировой войны кратко. Технические новинки времён первой мировой войны Сообщение военная техника первой мировой войны

Техника первой мировой войны кратко. Технические новинки времён первой мировой войны Сообщение военная техника первой мировой войны

Годы Первой Мировой войны ознаменованы появлением и применением на фронтах новых видов вооружений и боевой техники, изменением тактики ведения боевых действий.

Впервые в военных действиях получила широкое применение авиация – сначала для разведки, а затем и для бомбардировки войск на фронте, в ближнем тылу. В 2014 году исполнится 100 лет дальней авиации России . Дальняя авиация берет свое начало от эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» - первого в мире соединения тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков. Решение о создании эскадры 10 (23) декабря 1914 г. утвердил император Николай II. Начальником эскадры стал Шидловский М.В. Бывший морской офицер, председатель совета акционеров Русско-Балтийского вагонного завода, на котором строились воздушные корабли «Илья Муромец». В 2016 году исполнится 160 лет со дня рождения М.В. Шидловского , по приказу Государя-Императора призванного на действительную военную службу с присвоением звания генерал-майор и назначенного Начальником Эскадры Воздушных Кораблей «Илья Муромец». М. В. Шидловский стал первым в России авиационным генералом. В годы Первой Мировой войны он явился активным создателем стратегии и тактики применения тяжёлых воздушных кораблей, сумел показать необыкновенные возможности соединения таких машин.

Необходимостью борьбы в воздухе логично обусловлено появление истребительной авиации 100-летие которой мы будем отмечать в 2016 году. А в начале сентября 1914 года в район Варшавы был отправлен первый в России штатный истребительный авиационный отряд, созданный исключительно из числа добровольцев, под командованием выдающегося русского морского летчика старшего лейтенанта Н.А. Яцука, известного как одного из родоначальников тактики воздушного боя. 25 марта 1916 года начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал от инфантерии М.В.Алексеев подписал приказ № 329, в соответствии с которым во 2-й, 7-й и 12-й армиях были начаты формирования первых штатных истребительных авиационных отрядов, соответственно 2-й, 7-й и 12-й. 16 апреля 1916 года подпоручик И.А. Орлов, командир 7-го истребительного авиаотряда, отрапортовал великому князю Александру Михайловичу, что первый русский истребительный авиационный отряд сформирован и готов к выступлению на фронт.

2016 год также отмечен 100-летним юбилеем зарождения морской авиации России. 17 июля 1916 года, во время Первой мировой войны, экипажи четырех гидросамолетов с авиатранспорта «Орлица» провели первый групповой воздушный бой над Балтийским морем с немецкими летчиками, который закончился победой русских авиаторов.

Развитие авиации, и ее активное применение повлекло за собой развитие средств борьбы. Так были приспособлены для стрельбы по воздушным целям полевые 76-миллиметровые пушки образца 1902 года. Пушки эти ставили колесами не на землю, а на особые тумбы - зенитные станки примитивной конструкции. Благодаря такому станку орудию можно было придать значительно больший угол возвышения, а значит, и устранить основное препятствие, которое не позволяло из обычной «наземной» пушки стрелять по воздушному врагу. Зенитный станок давал возможность не только высоко поднять ствол, но и быстро поворачивать все орудие в любую сторону на полный круг. В начале первой мировой войны, в 1914 году «приспособленные» орудия были единственным средством борьбы с самолетами. «Приспособленные» орудия использовались в течение всей первой мировой войны. Но уже и тогда стали появляться специальные зенитные орудия, обладавшие лучшими баллистическими качествами. Первое зенитное орудие образца 1914 года было создано на Путиловском заводе русским конструктором Ф. Ф. Лендером. Так, что годы Первой мировой войны можно считать временем зарождения зенитной артиллерии России. 100-летие войска ПВО страны отметят в 2014 году.

Впервые было применено в боевых действиях химическое оружие массового поражения. В войне 1914-1918 годов немцы применили химические снаряды на русском фронте в январе 1915 г. В апреле 1915 г. германское командование применило на Западном фронте отравляющие газы - новое преступное оружие массового истребления. Газ хлор был выпущен из баллонов. Ветер понес тяжелое зеленовато-желтое облако, стлавшееся по самой земле, в сторону траншей англо-французских войск.В2016 году исполнится 100 лет первой газобаллонной атаке со стороны русских войск в районе Сморгони 5-6 сентября 1916 г. Годы Первой Мировой войны можно считать датой основания войск радиационно-химической и биологической защиты России. В России было стремительно развернуто около 200 химических заводов которые и заложили основу химической промышленности России, а академик Зелинский Н.Д. изобрел эффективный угольный противогаз.

Годы Великой войны ознаменованы появлением бронированной техники блиндированных автомобилей, танков способных передвигаться по пересеченной местности и преодолевать окопы, эскарпы, рвы, проволочные заграждения.

Активно впервые в боевых действиях использовались и подводные лодки. Русский флот был одним из немногих, который имел боевой подводный опыт и активно использовал в подводные лодки на Балтийском театре боевых действий. Опыт Первой мировой войны показал - субмарины стали серьезной боевой силой основоположником которой стали русские моряки-подводники.

В настоящем разделе мы постараемся разместить материалы посвященные технике времен Первой Мировой войны применявшейся в Русской Армии и Флоте, странах союзницах и армиях противоборствующей стороны.


БРОНЕАВТОМОБИЛИ


«Я так и не понял, зачем надо было воевать», - спел как-то американский бард Боб Дилан о Первой мировой войне. Надо или не надо, но первый высокотехнологичный конфликт в истории человечества начался ровно сто лет назад, унес миллионы жизней и кардинально изменил ход истории в Старом Свете, да и во всем мире. Научно-технический прогресс впервые с такой невероятной силой показал, что он способен быть убийственным и опасным для цивилизации.

К 1914 году Западная Европа отвыкла от больших войн. Последний грандиозный конфликт - Франко-Прусская война - состоялся почти за полвека до первых залпов Первой мировой. Но та война 1870 года прямо или косвенно привела к окончательному оформлению двух крупных государств - Германской империи и Королевства Италия. Эти новые игроки чувствовали себя как никогда сильными, но обделенными в мире, где Британия правила морями, обширными колониями владела Франция, серьезное влияние на европейские дела имела огромная Российская империя.

Большая бойня за передел мира зрела долго, и когда она все-таки началась, политики и военные еще не поняли, что войны, в которых офицеры гарцуют на конях в ярких мундирах, а исход конфликта решается в больших, но скоротечных сражениях профессиональных армий (типа больших битв в наполеоновских войнах), ушли в прошлое.

Пришла эпоха траншей и дотов, полевой формы маскирующего цвета и многомесячных позиционных «боданий», когда солдаты гибли десятками тысяч, а линия фронта почти не двигалась ни в ту, ни в другую сторону. Вторая мировая война, конечно, тоже была связана с большим прогрессом в военно-технической области - чего стоит только появившееся в ту пору ракетное и ядерное оружие. Но по количеству всевозможных инноваций Первая мировая вряд ли уступает Второй, если не превосходит ее.

В этой статье мы упомянем десять из них, хотя список можно было бы расширить. Скажем, формально военная авиация и боевые подводные лодки появились еще до войны, но раскрыли свой потенциал именно в сражениях Первой мировой. В этот период воздушные и подводные боевые корабли обзавелись многими важными усовершенствованиями.

Самолет оказался весьма перспективной платформой для размещения оружия, вот только не сразу стало понятно, как именно его там размещать. В первых воздушных боях пилоты стреляли друг в друга из револьверов. Пулеметы пытались подвешивать к самолету снизу на ремнях или ставить над кабиной, но все это создавало проблемы с прицеливанием. Хорошо бы разместить пулемет точно перед кабиной пилота, но как стрелять через пропеллер?

Эту инженерную задачу решил еще в 1913 году швейцарец Франц Шнайдер, однако по-настоящему рабочую систему синхронизации стрельбы , где пулемет был механически связан с валом двигателя, разработал голландский авиаконструктор Энтони Фоккер. В мае 1915 года германские самолеты, пулеметы которых стреляли через винт, вступили в бой, а вскоре новшество переняли и военно-воздушные силы стран Антанты.

Синхронизатор стрельбы позволил летчикам вести прицельную стрельбу из пулемета через лопасти винта.

В это непросто поверить, но ко времени Первой мировой относится и первый опыт создания беспилотного летательного аппарата , ставшего предком одновременно БПЛА и крылатых ракет. Два американских изобретателя - Элмер Сперри и Питер Хьюитт - разрабатывали в 1916-1917 годах беспилотный биплан, задача которого была доставить к цели заряд взрывчатки. Ни о какой электронике тогда никто не слышал, и направление аппарат должен был выдерживать с помощью гироскопов и альтиметра на основе барометра. В 1918 году дошло дело и до первого полета, но точность оружия настолько «оставляла желать», что военные отказались от новинки.

Первый БПЛА взлетел в 1918 году, но до поля сражений так и не добрался. Точность подвела.

Расцвет подводных операций заставил инженерную мысль активно работать над созданием средств обнаружения и уничтожения спрятавшихся в морских глубинах боевых кораблей. Примитивные гидрофоны - микрофоны для прослушивания подводных шумов - существовали еще в XIX столетии: они представляли собой мембрану и резонатор в виде колоколообразной трубы. Работы над прослушиванием моря активизировались после столкновения «Титаника» с айсбергом - именно тогда возникла идея активной звуковой гидролокации.

И наконец, уже в годы Первой мировой благодаря работам французского инженера и в будущем общественного деятеля Поля Ланжевена, а также русского инженера Константина Чиловского был создан гидролокатор , основанный на ультразвуке и пьезоэлектрическом эффекте - этот прибор мог не только определять расстояние до объекта, но и указывать направление на него. Первая немецкая подлодка была обнаружена с помощью гидролокатора и уничтожена в апреле 1916 года.

Гидрофон и гидролокатор стали ответом на успехи немецких подводников. Скрытность субмарин пострадала.

Борьба с немецкими субмаринами привела к появлению и такого оружия, как глубинные бомбы . Идея зародилась в стенах Королевской военно-морской торпедной и минной школы (Британия) в 1913 году. Главной задачей было создать бомбу, которая взрывалась бы только на заданной глубине и не могла повредить надводным кораблям и судам.

Глубинные бомбы. Гидростатический взрыватель замерял давление воды и приводился в действие лишь при определенном его значении.

Что бы ни происходило на море и в воздухе, главные битвы велись на земле. Возросшая огневая мощь артиллерии и особенно распространение пулеметов быстро отбили охоту воевать на открытых пространствах. Теперь противники соревновались в умении вырыть как можно больше рядов траншей и глубже закопаться в землю, которая надежнее уберегала от шквального артиллерийского огня, чем форты и крепости - те, что были в моде в предыдущую эпоху. Разумеется, земляные укрепления существовали с древних времен, но только в ходе Первой мировой возникли гигантские по протяженности сплошные линии фронта, тщательно раскопанные по обе стороны.

Бесконечные траншеи. Артиллерийский и пулеметный огонь заставили противников закопаться в землю, результатом чего стал позиционный тупик.

Линии траншей немцы дополняли отдельными бетонированными огневыми точками - наследниками крепостных фортов, получившими впоследствии название дотов. Этот опыт был не очень удачен - более мощные доты, способные выдерживать удары тяжелой артиллерии, появились уже в межвоенный период. Но тут можно вспомнить, что гигантские многоуровневые бетонные укрепления линии Мажино не спасли французов в 1940-м от удара танковых клиньев вермахта.

Военная мысль ушла дальше. Закапывание в землю привело к позиционному кризису, когда оборона с обеих сторон стала настолько качественной, что пробить ее оказывалось дьявольски трудной задачей. Классический пример - Верденская мясорубка, в которой многочисленные обоюдные наступления всякий раз захлебывались в море огня, оставляя на поле боя тысячи трупов, не давая решающего перевеса ни одной из сторон.

Доты усиливали германские оборонительные линии, однако были уязвимы перед ударами тяжелой артиллерии.

Сражения часто шли и ночью, в темноте. В 1916 году британцы «радуют» войска еще одной новинкой - трассирующими пулями.303 Inch Mark I , оставляющими зеленоватый светящийся след.

Трассирующие пули сделали возможной прицельную стрельбу в ночное время.

В этой ситуации военные умы сосредоточились на создании своего рода тарана, который помог бы пехоте прорваться сквозь ряды траншей. Например, была разработана тактика «огненного вала», когда впереди наступавшей на траншеи противника пехоты катился вал разрывов от артиллерийских снарядов. Его задача была максимально «зачистить» окопы перед их захватом пехотинцами. Но эта тактика имела и минусы в виде потерь среди атакующих от «дружественного» огня.

Определенным подспорьем для наступающих могло бы стать легкое автоматическое оружие, но время его пока не пришло. Правда, первые образцы ручных пулеметов, пистолетов-пулеметов и автоматических винтовок появились тоже во время Первой мировой. В частности, первый пистолет-пулемет Beretta Model 1918 был создан конструктором Тулио Маренгони и поступил на вооружение итальянской армии в 1918 году.

Пистолет-пулемет Beretta открыл эпоху легкого автоматического оружия.

Пожалуй, самым заметным новшеством, которое было нацелено на преодоление позиционного тупика, стал танк . Первенцем оказался британский Mark I, разработанный в 1915 году и отправившийся в атаку на немецкие позиции в битве на Сомме в сентябре 1916-го. Ранние танки были медлительными и неуклюжими и являли собой прототипы танков прорыва, относительно устойчивых к огню противника бронеобъектов, поддерживающих наступающую пехоту.

Вслед за англичанами танк Renault FT построили французы. Немцы тоже сделали свою машину A7V, однако в танкостроении особенно не усердствовали. Через два десятилетия именно немцы найдут своим уже более проворным танкам новое применение - они станут использовать танковые войска как отдельный инструмент стремительного стратегического маневра и споткнутся о собственное изобретение только под Сталинградом.

Танки были еще медленными, неуклюжими и уязвимыми, но оказались очень перспективным видом боевой техники.

Отравляющие газы - еще одна попытка подавить глубоко эшелонированную оборону и подлинная «визитная карточка» бойни на европейском ТВД. Все началось со слезоточивых и раздражающих газов: в сражении при Болимове (территория современной Польши) немцы применили против русских войск артиллерийские снаряды с ксилобромидом.

Боевые газы стали причиной многочисленных жертв, но супероружием не стали. Зато противогазы появились даже у животных.

Затем пришло время газов, которые убивают. 22 апреля 1915 года немцы выпустили на французские позиции у реки Ипр 168 т хлора. В ответ французы разработали фосген, а в 1917 году у той же реки Ипр германская армия применила иприт. Гонка газовых вооружений шла всю войну, хотя решающего преимущества боевые отравляющие вещества не дали ни одной из сторон. Кроме того, опасность газовых атак привела к расцвету еще одного довоенного изобретения - противогаза .

Война подстёгивает научно-технический прогресс. Государства ведущие войны стараются больше уничтожить солдат противника, и, в то же время, своих солдат уберечь от поражения. Пожалуй, самой плодовитой на изобретения была первая мировая война.

R2D2. Самоходная огневая точка на электрической тяге. За ней через всё поле боя тащился кабель.

Французские окопные доспехи против пуль и осколков. 1915г.

Sappenpanzer появился на Западном фронте в 1916 году. В июне 1917 года, захватив несколько немецких бронежилетов, союзники провели исследования. Согласно этим документам, немецкий бронежилет может остановить пулю винтовки на расстоянии в 500 метров, но его главное предназначение против шрапнели и осколков. Жилет можно вешать как на спине, так на грудь. Первые образцы собраны оказались менее тяжелыми, чем поздние, с начальной толщиной 2,3 мм. Материал - сплав стали с кремнием и никелем.


Такую вот масочку носили командир и водитель английского Mark I для защиты лица от осколков.


Передвижная баррикада


Немецкие солдаты захватили передвижную баррикаду

Мобильный щит пехотинца (Франция). Непонятно к чему там мужик с котом

Экспериментальные шлемы пулеметчиков на самолётах. США,1918 год.

США. Защита для пилотов бомбардировщиков. Бронетрусы.

Различные варианты бронированных щитов для полицейских из Детройта.


Австрийский окопный щит, который мог носиться как нагрудник. Мог то он мог, но желающих постоянно тащить на себе такую тяжёлую железяку не находилось.


«Черепашки-нинзя» из Японии.


Бронещит для санитаров.

Индивидуальная бронезащита с незамысловатым названием «Черепаха». Насколько я понимаю «пола» у этой штуки не было и боец сам двигал ее.

Лопата-щит МакАдама, Канада, 1916. Предполагалось двойное использование: как в качестве лопатки, так и стрелкового щитка. Было заказано канадским правительством серией в 22 000 шт. В результате приспособление было неудобно как лопата, неудобно из-за слишком низкого расположения бойницы как стрелковый щит, и насквозь пробивалось винтовочными пулями. После войны переплавлены как металлолом

Коляска, Великобритания 1938 год.

Бронированный наблюдательный пункт

Французская бомбо-метательная машина


Военная рогатка

Что же касается бронемашин, то тут существовали самые немыслимые конструкции


24 апреля 1916 года в Дублине вспыхнуло антиправительственное восстание (Пасхальное восстание - Easter Rising) и для передвижения войск по обстреливаемым улицам англичанам были нужны хоть какие-то бронемашины.

26 апреля, всего за 10 часов специалисты 3-го резервного кавалерийского полка, используя оборудование мастерских Южной железной дороги в Инчикоре, смогли собрать бронеавтомобиль из обычного коммерческого 3-тонного грузового шасси «Даймлер» и… парового котла. И шасси, и котёл, были доставлены с пивоваренного завода „Guinness“

Бронедрезина

Грузовик переделанный под броневик

Датский „броневик“, изготовленный на основе грузовика Gideon 2 T 1917 с бронёй из фанеры(!).

Автомобиль Пежо переделанный под броневик

Бронетачанка

Это какой-то гибрид самолёта и броневика.

Военные аэросани

То же, но на колёсах

Броневик не базе автомобиля Мерседес

В июне 1915 г. началось производство тягача Marienwagen на заводе Daimler в Berlin-Marienfelde. Этот тягач выпускался в нескольких вариантах: полу-гусеничный, полностью гусеничный, хотя их базой был 4-х тонный тягач Daimler.

Для прорыва через поля, опутанные колючей проволокой придумали вот такую сенопроволококосилку.

А это ещё одна такая, преодолевала любые препятствия.

А это прототип танка


Танк FROT-TURMEL-LAFFLY, колесный танк, построенный на шасси дорожного катка Laffly. Защищен 7-мм бронированием, весит около 4 тонн, вооружен двумя 8-мм пулеметами и митральезой неизвестного типа и калибра. Кстати, на фотографии вооружение гораздо сильнее заявленого - видимо „дырки для ружья“ прорезали с запасом.
Экзотическая форма корпуса обусловлена тем, что идее конструктора (того самого г. Фрота), машина предназначалась для атаки на проволочные заграждения, которые машина должна была подминать своим корпусом - ведь чудовищные проволочные заграждения, наряду с пулеметами, были одной из главных проблем для пехоты.

Тачанка на базе мотоцикла.

Бронированный вариант

Здесь защита только для пулемётчика


Связь


Скорая помощь


Заправка

Трехколесный бронированный мотоцикл, предназначенный для решения разведывательных задач, особенно для узких дорог.

Боевые водные лыжи

Боевой катамаран

Когда европейские армии отправились на фронт в 1914 году, в их арсенале до сих пор были лошади и штыки, а к концу войны уже никого нельзя было удивить пулемётами, воздушными бомбардировками, бронетехникой и химическим оружием. На смену овеянному духом романтики оружию пришли газообразный хлор, огромные снаряды с дальностью полёта более 30 километров и пулемёты, выплёвывающие пули, как из пожарного шланга. Каждая из сторон конфликта активно использовала современные технологии и изобретала новые методы в надежде взять верх над противником. Бронированная техника сделала армии неуязвимыми перед стрелковым оружием, танки позволяли идти в наступление прямо по колючей проволоке и окопам, телефоны и гелиографы сделали возможным передачу сведений на большие расстояния, а самолёты неустанно сеяли смерть с неба. Благодаря научным разработкам армии противников стали более могущественными, но в то же время и более уязвимыми. Американские солдаты пользуются акустическим локатором на колёсах. Акустические локаторы активно совершенствовались в годы Первой мировой войны, но вышли из употребления с появлением радаров в 1940-х годах.
Австрийский бронированный поезд, около 1915 года.
Вагон бронепоезда изнутри, Чаплино, современная Днепропетровская область, Украина, весна 1918 года. В вагоне находятся не менее шести пулемётов и множество ящиков с боеприпасами.
Немецкие связисты крутят педали тандема, чтобы сгенерировать энергию для работы радиостанции, сентябрь 1917 года.
аступление Антанты на Бапом, Франция, около 1917 года. Солдаты следуют за танками.
Солдат на американском мотоцикле Harley-Davidson, около 1918 года. В годы Первой мировой войны США отправили на фронт более 20 тысяч мотоциклов Indian и Harley-Davidson.
Британские танки Mark A Whippet идут в наступление по дороге близ Ашие-ле-Пети, Франция, 22 августа 1918 года.
Немецкий солдат шлифует снаряды для железнодорожного артиллерийского орудия 38 cm SK L/45 “Max”, около 1918 года. Орудие могло выстреливать 750-килограммовые снаряды на расстояние до 34 километров.
Немецкие пехотинцы в противогазах и касках Штальхельм на позициях в ходу сообщения на Западном фронте.
Ложное дерево – замаскированный британский наблюдательный пункт.
Турецкие солдаты используют гелиограф, 1917 год. Гелиограф – это беспроводной оптический телеграф, который передаёт сигналы посредством вспышек солнечного света, обычно азбукой Морзе.
Экспериментальный транспорт «Красного Креста», спроектированный таким образом, чтобы защитить раненных солдат при поднятии их из окопов, около 1915 года.
Американские солдаты надевают противогазы в окопе. За ними взлетает сигнальная ракета.
Немецкая машина для рытья окопов, 8 января 1918 года. Тысячи километров окопов были вырыты вручную, и лишь небольшая часть при помощи техники.
Немецкие солдаты с полевым телефоном.
Погрузка немецкого танка A7V на железнодорожную платформу на Западном фронте
Пример ложной лошади, за которыми прятались снайперы на нейтральной полосе.
Сварщицы на заводе Lincoln Motor Co. В Детройте, штат Мичиган, около 1918 года.
Танк идёт на огнемёт, около 1918 года.
Брошенные танки на поле боя в Ипре, Бельгия, около 1918 года.
Немецкий солдат с фотоаппаратом возле разбитого британского танка Mark IV и погибшего танкиста, 1917 год.
Применение противогазов в Месопотамии, 1918 год.
Американские солдаты устанавливают 37-мм автоматическую пушку возле окопа в Эльзасе, Франция, 26 июня 1918 года.
Американские солдаты на французских танках Renault FT-17 направляются на линию фронта в Аргонском лесу, Франция, 26 сентября 1918 года.
Немецкий костюм лётчика, оснащенный маской с электрическим подогревом, жилетом и меховыми сапогами. Во время полёта на самолётах с открытой кабиной пилотам приходилось выдерживать минусовые температуры.
Британский танк Mark I, пехотинцы, лошади и мулы.
Турецкие солдаты с немецкой 105-мм гаубицей M98/09.
Ирландские гвардейцы в противогазах во время учений на Сомме, сентябрь 1916 года.
Временный деревянный мост на месте разрушенного стального моста через реку Шельда во Франции. Британский танк, упавший в реку, когда был разрушен предыдущий мост, служит опорой для нового моста
Телеграф в номере 15 гостиницы Elysee Palace Hotel в Париже, Франция, 4 сентября 1918 года.
Немецкие офицеры возле бронированного автомобиля на территории Украины, весна 1918 года.
Солдаты 69-го австралийского эскадрона прикрепляют зажигательные бомбы к самолёту R.E.8 на аэродроме к северо-западу от Арраса, Франция.
Шесть пулемётных бригад готовятся к выезду во Франции, около 1918 года. Бригада состояла из двух человек: водителя мотоцикла и пулемётчика.
Новозеландские солдаты в окопе и танк Jumping Jennie в Гомкуре, Франция, 10 августа 1918 года.
Немецкие военные смотрят на разбитую английскую зенитную установку, погибших солдат, пустые патронные ящики.
Американские солдаты проходят учения в Форт Диксе, штат Нью-Джерси, около 1918 года.
Немецкие солдаты заряжают газомёты.
Фронт во Фландрии. Газовая атака, сентябрь 1917 года.
Французские дозорные на посту в опутанном колючей проволокой окопе.
Американские и французские фотографы, Франция, 1917 год.
Итальянская гаубица Obice da 305/17. Таких гаубиц было выпущено менее 50 единиц.
Использование огнемётов на Западном фронте.
Мобильная лаборатория радиологии французской армии, около 1914 года.
Захваченный и перекрашенный немцами британский танк Mark IV брошен в лесу.
Первый американский танк Holt, 1917 год.

С одной стороны, в последние десятилетия существования Российской империи страна стремительно модернизировалась. С другой — ощущалась техническая отсталость, зависимость от иностранных технологий, импортных комплектующих. При внушительном парке авиации, например, практически отсутствовало производство авиадвигателей. При возросшей роли артиллерии оснащение российской армии орудиями и боеприпасами было явно недостаточным. В то время как немцы активно использовали для переброски войск разветвленную железнодорожную сеть, наши железные дороги не соответствовали потребностям огромной страны и ее армии. Имея серьезные успехи в войне с союзниками Германии — лоскутной Австро-Венгрией и турками, Россия проиграла практически все большие сражения с немцами и закончила войну с территориальными потерями и навязанным победителями Брестским миром. Потом рухнула и Германия, но быстро воскресла в качестве опасного, хорошо вооруженного и агрессивного противника. Однако уроки Первой Мировой были выучены. Понадобилось колоссальное напряжение первых пятилеток, чтобы СССР смог обеспечить энергетическую базу крупной военной промышленности, построить заводы и создать собственные системы вооружения, чтобы, хотя и ценой колоссальных жертв, но все же закончить войну в Берлине.

1. Самолет «Илья Муромец»

Накануне Первой Мировой войны Россия обладала внушительным парком военных самолетов (около 250 единиц), однако в основном это были модели, собранные по зарубежным лицензиям из иностранных комплектующих. Несмотря на общую слабость отечественного авиапрома тех лет, Россия построила самолет, побивший многие рекорды. «Илья Муромец» конструкции И.И. Сикорского стал первым в мире серийным многомоторным самолетом и первым тяжелым бомбардировщиком.


2. Линкор «Севастополь»

Поражение в Русско-японской войне серьезно ослабило Балтийский флот, из состава которого формировались эскад­ры для тихоокеанского театра военных действий. Россия предприняла огромные усилия для восстановления своего потенциала на Балтике накануне Первой Мировой. Одним из важных шагов в этом направлении стала закладка на верфях Санкт-Петербурга четырех линкоров типа «Севастополь». Эти корабли, построенные по образу английских дредноутов, обладали большой огневой мощью, имея на вооружении двенадцать 305-мм орудий в четырех трехорудийных башнях.


3. Револьвер «Наган»

«Наган» стал массовым оружием Русской армии в результате кампании по перевооружению, организованной правительством Российской империи в конце XIX века. Был объявлен конкурс, в котором соревновались в основном бельгийские оружейники. Конкурс выиграл Леон Наган, однако по условиям конкурса ему пришлось упростить свою модель и переделать ее на 7,62 мм — калибр «трехлинейки». В России выпускалась «офицерская» версия (с системой двойного взвода) и солдатская (упрощенная).


4. «Трехлинейка» 1891 года

В последней трети XIX века в Европе начался переход на магазинные винтовки, позволявшие увеличить скорострельность оружия. К этому процессу присоединилась в 1888 году и Россия, создав для перевооружения особую комиссию. Членом комиссии был начальник мастерской Тульского оружейного завода Сергей Мосин. Впоследствии созданная им «трехлинейка» конкурировала с винтовкой Леона Нагана, однако русская конструкция продемонстрировала большую надежность и была принята на вооружение.


5. 76-мм пушка образца 1902 г.

Скорострельная полевая пушка, одно из самых распространенных в Русской армии легких орудий, была разработана на Путиловском заводе Петербурга конструкторами Л.А. Бишляком, К.М. Соколовским и К.И. Липницким. В состав пехотной дивизии входила артиллерийская бригада из двух трехбатарейных дивизионов этих орудий. Иногда «трехдюймовка» применялась в качестве зенитки: на фото она установлена для стрельбы по аэропланам.


6. 122-мм полевая гаубица

Армейский корпус, имевший в составе две пехотные дивизии, располагал дивизионом легких гаубиц в количестве 12 орудий. Интересно, что на вооружение были приняты сразу две модели орудия данного типа — одно разработанное французской фирмой «Шнайдер» (с поршневым затвором, обр. 1910 г.), другое немецкой фирмы «Крупп» (с клиновым затвором, обр. 1909 г.). Кроме того, на вооружении Русской армии находились тяжелые 152-мм гаубицы.


7. Пулемет «Максим»

Легендарный британский пулемет поначалу был исключительно импортным изделием и стрелял 10,62-мм патроном от винтовки Бердана. Впоследствии его переделали под 7,62-мм «мосинский» патрон, и в этой модификации он был принят на вооружение в 1901 году. В 1904-м пулемет начали серийно выпускать на Тульском оружейном заводе. Одним из недостатков пулемета оказался тяжелый лафет, который в войсках порой заменяли более легкой платформой.