Большой десантный корабль ослябя. Отряд кораблей тоф вышел на боевую службу. я Тихоокеанская эскадра

Большой десантный корабль ослябя. Отряд кораблей тоф вышел на боевую службу. я Тихоокеанская эскадра

«Ослябя» (БДК-101) – это большой десантный корабль, построенный по проекту 775/II (кодификация NATO – Ropucha II). Он состоит на вооружении в Тихоокеанском флоте Военно-Морского Флота Российской Федерации и дислоцируется в Фокино, в 100-й бригаде десантных кораблей. Построен в Польской Народной Республике, в Гданьске, под номером 775/14.

1. Фотографии

2. Видео

3. История проекта

Разработка «БДК-101» выполнена в 1968 году. Кораблям обновленных проектов куда входил и «БДК-101», предстояло стать заменой средним десантным кораблям проектов 771, 773 и 770. Их строительство состояло из трех серий. Первая включала в себя 12 кораблей и принадлежала к проекту 775. В следующей серии корабли из-за переквалификации преобразовались в большие десантные корабли 2-го ранга. Их количество состояло из 13 суден, они в отличие от кораблей первой серии имели иной состав радиотехнического сооружения. Третья серия состояла из трех кораблей, которые были усовершенствованы значительно, их проект получил новое обозначение, 775М. Был изменен состав артвооружения и использовались другие радиолокационные станции ОВНЦ.

4. Конструкция

Большой десантный корабль «Ослябя»(«БДК-101») является плоскодонным, многопалубным, предназначенным для внутренней морской зоны с развитой кормовой надстройкой и полубаком. Функционал его заключается в переброске военной техники, войск и высадке десантников на необорудованное побережье. Выгрузка грузов и техники может производиться с носовой части и с кормы.

Танковый трюм имеет размеры 95 м в длину, 4,5 м ширину и 4,5 м в высоту. Транспортировать он способен 3 самоходных артустановок 2С9 «Нона-С», 10 средних/основных танков (весом до 41 т) и 340 человек десанта либо 12 единиц бронетанковой техники и 340 человек десанта либо 3 средних/основных танков (до 41 т), 4 грузовых автомашины и 313 человек десанта либо 500 тонн груза, 5 МТ-ЛБ. Кроме этого в этот список входят разнообразные виды грузов и техники не военного назначения. Судна соответствующего проекта являются главными в десантном флоте Российской Федерации.

5. Тактико-Технические характеристики

5.1 Основные характеристики

  • Водоизмещение: 3500 т нормальное, 4080 т - полное
  • Длина: 112,5 м
  • Ширина: 15 м
  • Осадка: 3,7 м
  • Двигатели: 2 дизеля
  • Мощность: 2 × 9 600 л. с.
  • Скорость хода: 18 узлов
  • Дальность плавания: 6000 морских миль на 12 узлах
  • Экипаж: 8 офицеров, 13 мичманов, 67 матросов.

5.2 Вооружение

  • Две спаренные 57-мм артустановки АК-725 на 2200 выстрелов, оснащенные системой дистанционного наведения и управления огнем МР-103 «Барс»
  • Пусковая установка МС-73 для 122-мм НУРС «Град-М» на 320 выстрелов, оснащенная лазерным дальномерным устройством ДВУ-2 и системой управления огнём ПС-73 «Гроза»
  • 4 пусковые установки ЗРК «Стрела-2» c ракетами 9М32
  • 1 ПУ шнуровых зарядов
  • Радиолокационная станция общего обнаружения общего обнаружения МР-302 «Рубка» с дальностью действия до 100 км
  • НРЛС «Дон», предназначенная для поиска воздушных целей, находящихся на расстоянии до 50 км и надводных целей, находящихся на расстоянии до 25 км
  • Две пусковые установки КЛ-101 советского корабельного комплекса радиоэлектронного подавления, постановки пассивных помех и ложных тепловых целей ПК-16 с турбореактивными противорадиолокационными снарядами помех ТСП-60
  • Всережимные регуляторы частоты вращения RGA-58, два 16-цилиндровых дизеля типа 16ZVB 40/48 «Згода-Зульцер» мощностью 9600 л.с.. обладающие системой управления типа USSG-11.1, редукционная станция обеспечения сжатым воздухом в 0,15 МПа и 0,6 МПа
  • Две выдвижные кормовые вспомогательные винто-рулевые колонки.

6. История службы

«БДК-101» пополнил Тихоокеанский флот в декабре 1981 года.

С 1985 по 1986 год корабль нес боевую службу в Индийском океане. Там он был дислоцирован в в/ч 90245 в архипелаге Дахлак, принадлежащем в то время Эфиопии. Там он сменил БДК «Николай Вилков».

В 90-х корабль служил средством доставки грузов на Камчатку, а в 1999 вывез с Чукотки сокращенные воинские части.

В ноябре 2007 года большой десантный корабль «Ослябя» участвовал в высадке десантных войск на Курильских островах в процессе стратегического командно-штабного учения «Восток-2007». В них кроме него участвовали свыше двадцати судов обеспечения, боевых кораблей и летательных аппаратов. «Ослябя» принял участие в высадке десанта на курильскую гряду в рамках стратегического командно-штабного учения (СКШУ) «Восток–2007». В практических действиях приняли участие более двадцати боевых кораблей, судов обеспечения и шесть летательных аппаратов. Большие десантные корабли высадили технику и десант на необорудованное побережье, которое прикрывала самоходная и корабельная артиллерия в целях локализации условного очага терроризма в Приморье.

Летом 2010 года на десантном полигоне «Клерк» прошли учения по высадке морского десанта. В них участвовали морпехи Балтийского и Тихоокеанского флотов. «Ослябя» вместе с еще тремя БДК высадили технику на берег условного противника. Также в учениях приняли участие все подразделения и соединения Тихоокеанского флота. Прикрывали их подводные лодки приморского объединения разнородных сил. Этот флот не участвовал до этого в учениях такого масштаба уже 20 лет.

Весной 2011 года на полигоне «Бамбурово» прошли учения с высадкой десантников 155 отдельной бригады морской пехоты с БДК «Николай Вилков», «Ослябя» и «БДК-98».

В июле 2012 года «Ослябя» в группе десантных кораблей участвовал в учениях Тихоокеанского флота, высадив морской десант в заливе Анива.

Весной следующего года в отряде кораблей Тихоокеанского Флота «Ослябя» принимал участие в походе, в целях выполнения различных задач в районах Индийского и Тихого океанов.

7. Современное состояние

В наши дни корабль имеет бортовой номер 066 и находится в составе 100 бригады десантных кораблей Приморской флотилии РС ТОФ. Каждый год он перебрасывает технику 155 бригады морской пехоты ТОФ на морской десантный полигон, для отработок различных задач. Входит в кампанию. Постоянно дислоцируется в порту Фокино. За годы службы корабль перевез свыше 35 тысяч служащих в десанте, выполнил 15 боевых служб и прошел свыше 112000 миль. Не один раз объявлялся наилучшим кораблем второго ранга ТОФ. Всегда участвует в военно-морских парадах кораблей Тихоокеанского флота.

....Официально… Отряд кораблей ТОФ вышел на боевую службу

В соответствии с планом подготовки сил Тихоокеанского флота на 2013 год 19 марта из порта Владивосток вышел очередной отряд кораблей Тихоокеанского флота. Экипажи тихоокеанцев будут выполнять задачи боевой службы в районах Тихого и Индийского океанов.
В его состав вошли большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев», большие десантные корабли «Адмирал Невельской», «Пересвет», «Ослябя», океанский спасатель «Фотий Крылов» и морской танкер «Печенга».


Корабли отряда отходят от стенки 33 причала...
....крайний слева большой десантный корабль (БДК) "Адмирал Невельской" выбирает якоря, следующий готовится БДК "Ослябя ", за ним "Пересвет" и крайний справа большойпротиволодочный корабль БПК "Адмирал Пантелеев"


БДК "Адмирал Невельской" в бухте Золотого Рога


корабли выходят на внешний рейд Владивостока


..Счастливого плаванья Вам... и " семь футов под килем"...

Официально ......Это уже девятый по счету отряд, направляемый для выполнения задач по защите гражданского судоходства от пиратства в северо-западной части Индийского океана. В последние годы присутствие кораблей Российских ВМФ в данном регионе стало традиционным.
Особенностью очередного дальнего похода стало включение в состав отряда - больших десантных кораблей с подразделениями морской пехоты. Эта боевая служба станет проверкой готовности морских пехотинцев к выполнению стоящих перед ними задач в любом районе операционной зоны Тихоокеанского флота
.

В соответствии с планом подготовки сил Тихоокеанского флота на 2013 год 19 марта из порта Владивосток вышел очередной отряд кораблей Тихоокеанского флота. Экипажи тихоокеанцев будут выполнять задачи боевой службы в районах Тихого и Индийского океанов.
В его состав вошли большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев», большие десантные корабли «Адмирал Невельской», «Пересвет», «Ослябя», океанский спасатель «Фотий Крылов» и морской танкер «Печенга».

Корабли отряда отходят от стенки33 причала...
...крайний слева большой десантный корабль (БДК) "Адмирал Невельской" выбирает якоря, следующий готовится БДК "Ослябя", за ним "Пересвет" и крайний справа большойпротиволодочный корабль БПК "Адмирал Пантелеев"


БДК "Адмирал Невельской" в бухте Золотого Рога


Большие десантные корабли проекта 775 (Ropucha I (Ропша) по классификации НАТО) — серия советских БДК.
Большой десантный корабль океанской зоны проекта 775 предназначен для транспортировки и высадки как на оборудованное, так и необорудованное побережье с малым уклоном дна сил десанта с боевой техникой. Корабли были заложены и построены на судоверфи "Stocznia Polnocna" в Гданьске (Польша) в период с 1974 по 1985 годы. Всего построено 17 кораблей данного проекта.


"Адмирал Невельской" вышел в пролив "Босфор Восточный", справа остров Русский.
.... БДК проекта 775 - многопалубный корабль с полубаком и развитой кормовой надстройкой. В имеется танковый трюм. Его длина составляет 95 м, ширина и высота - по 4,5 м.


следом уже двигается его "собрат" БДК "Ослябя"...
......Имея нормальное водоизмещение, составляющее 4080 тонн, корабль может перевозить и высаживать десант, включающий 190 человек и 10 единиц техники (бронетранспортеры, боевые машины пехоты, танки, автомобили и т.п.). Личный состав десанта размещается в нескольких кубриках и 4-местных офицерских каютах. Носовое высадочное устройство включает носовые ворота и опускаемую сходню, которая опускается с помощью гидравлического привода.


БДК "Ослябя" идет на выход...
...Артиллерийское вооружение включает спаренную 57-мм артустановку АК-725 с радиолокационной системой управления стрельбой типа МР-105, дальностью стрельбы до 16 км и боекомплектом в 1000 снарядов. Скорострельность - 100 выстрелов в минуту. Снаряды могут быть оснащены как контактными, так и бесконтактными взрывателями. Стрельба может вестись в автоматическом режиме и в ручном режиме под управлением оператора.


"Ослябя" проходит Голдобина..
....Корабль оборудован РЛС обнаружения воздушных целей типа MR-302, двумя навигационными РЛС и развитыми средствами радиосвязи. Предусмотрены также пассивные системы радиоэлектронной борьбы. Главная энергетическая установка (ГЭУ) состоит из двух дизельных двигателей мощностью до 10500 л.с., работающих на два гребных винта. ГЭУ размещена эшелонно в двух бортовых отсеках. Источниками электроэнергии служат три дизель-генератора мощностью до 500 кВт.


"Невельской" тем временемпроходит мост на остров Русский.
.....Дальность плавания корабля проекта 775, скоростью хода 18 узлов при нормальном запасе топлива составляет около 4000 миль. Автономность корабля (по запасам провизии) достигает 30 суток. Экипаж насчитывает около 75 человек.


Строительство БДК данного проекта велось по заказу СССР исключительно для его флота. Ни один корабль пр.775 не вошел в состав ВМФ держав-союзниц по Варшавскому Договору. Исключением можно считать лишь один БДК, переданный Йемену в 1979 г. из состава советских сил, которые базировались в Индийском океане.


дал ход и "Пересвет" проекта 775М. замыкая строй десантных кораблей..

БДК "Пересвет" в отличии от "Адмирала Невельского" и "Осляби" является дальнейшим развитием проекта 775, с индексом "М"


БПК "Адмирал Пантелеев" поднимает якоря..


Большие десантные корабли этого проекта могутиспользоваться для постановок минных заграждений, для доставки гуманитарной помощи и эвакуации населения из опасных районов. Кроме того, десантный корабль может использоваться для воинских перевозок, обеспечения кораблей и частей флота в пунктах рассредоточенного базирования.


Для усиления огневой мощи и средств ПВО на БДК проекта 775М был установлен артиллерийский комплекс, в состав которого входят одна установка АК-176, две установки АК-630М и одна система управления стрельбой. Для обстрела береговых укреплений и уничтожения живой силы противника десантные корабли проекта 775М используют реактивную систему залпового огня (РСЗО) МС-73 «Гроза», способную вести огонь с интервалом 0,5 секунды и дальностью стрельбы 21 км.

корабли проходят пролив "Босфор Восточный"…


а "Адмирал Пантелеев " БПК проекта 1155 начинает следовать за ними…


О кораблях этого проекта сказано немало, пожалуй, в России на протяжении последних тридцати лет,это самый распространённый и известный проект…



корабли выходят на внешний рейд Владивостока.


Счастливого плаванья Вам...и "семь футов под килем"...
Это уже девятый по счету отряд, направляемый для выполнения задач по защите гражданского судоходства от пиратства в северо-западной части Индийского океана. В последние годы присутствие кораблей Российских ВМФ в данном регионе стало традиционным.
Особенностью очередного дальнего похода стало включение в состав отряда - больших десантных кораблей с подразделениями морской пехоты. Эта боевая служба станет проверкой готовности морских пехотинцев к выполнению стоящих перед ними задач в любом районе операционной зоны Тихоокеанского флота.

«Ослябя»

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Однотипные корабли

«Ослябя» - эскадренный броненосец типа «Пересвет», был построен на верфи Нового Адмиралтейства в Санкт-Петербурге в 1895-1903 годах. В 1904 году был включён во 2-ю Тихоокеанскую эскадру в качестве флагмана 2-го броненосного отряда под командованием контр-адмирала Д.Г.Фелькерзама. В первой фазе Цусимского сражения «Ослябя», наряду с эскадренным броненосцем «Князь Суворов» стал одной из главных мишеней японской эскадры. После часа боя он потерял управление, лег на борт и спустя несколько минут затонул.

История создания

Создание этих броненосцев прямо связано с по­явлением в британском флоте броненосцев типа Centurion , а также их модификации Renown . Рус­ское морское ведомство привлекло в этих броненос­цах уменьшение водоизмещения, а значит, и стоимо­сти. В рабочей переписке корабли нового проекта ча­сто именовались «броненосцами-крейсерами». В слу­чае войны с Англией предполагалось использовать их на вражеских коммуникациях вместе с броненосны­ми крейсерами и с пароходами Добровольного флота.

Призрак войны с Англией настолько влиял на во­енно-политическое мышление руководителей России, что все ее морские программы предусматривали в первую очередь противодействие британскому флоту. В частности, была разработана совершенно нереаль­ная концепция крейсерских действий на океанских коммуникациях англичан, несмотря на отсутствие пе­редовых баз и возможностей материально-техничес­кого снабжения рейдеров.

Для вооружения десанта имелись две 63,5-мм пушки Барановского , а также семь пулемётов.

Минно-торпедное вооружение

Корабль имел три надводных торпедных аппарата (один в носу, два траверзных по бортам в районе 45-го шпангоута) и два подводных (в трюме между 26 и 30 шпангоутами) для торпед длиной 5.8 и 5,2 м. Оба минных катера имели по одному съемному носовому минному аппарату для торпед длиной 4,58 м, а два паровых катера - по одному ме­тательному аппарату.

История службы

В отряде А. А. Вирениуса

«Ослябя» покидает Бизерту

25 июля 1903 «Ослябя» вместе с крейсером «Баян» покинули Балтику. «Ослябя» направился к Гибралтарскому проливу, где получил повреждения днища, коснувшись дна. После срочного ремонта в итальянском порту Специя он отправился в Бизерту, где вошёл в состав отряда контр-адмирала А. А. Вирениуса , следовавшего в Порт-Артур. 31 января 1904 года отряд добрался до Джибути и узнал, что уже несколько дней идёт война. В состав отряда из боевых кораблей вошли «Ослябя», крейсера «Аврора» и «Дмитрий Донской», а также семь миноносцев. А. А. Вирениус получил приказ возвращаться на Балтику. Командующий флотом в Тихом океане С.О. Макаров убеждал начальника Главного морского штаба З.П. Рожественского ни под каким видом не возвращать в Россию оказавшийся в Красном море отряд и предписать ему непременно прорываться в Порт-Артур.

Отряду Вирениуса открывались серьезные возможности.

  • Перехват перегонявшихся из Италии в Японию крейсеров «Ниссин» и «Касуга» . Крейсера шли в небоеспособном состоянии и перегонные команды едва ли были способны развить полный ход. Если бы даже «Ослябя» не смог бы их догнать, одна лишь угроза этой акции могла заставить Японию отложить начало нападения на Порт-Артур, в котором дислоцировались корабли Первой Тихоокеанской эскадры, что дало бы возможность выиграть время для подготовке к обороне.
  • Рейдерская война на японских коммуникациях, для чего в принципе и проектировался корабль.
  • Борьба с поставками в Японию контрабанды (каждый второй встречаемый на обратном пути пароход был японским).

К сожалению, основные возможности «Осляби» не были использованы. Командование повело себя пассивно и приказало всему отряду возвращаться на Балтику.

2-я Тихоокеанская эскадра

Отряд - будто бы Россия и вовсе не находилась в войне с Японией и будто не она подверглась вероломному нападению - спокойно покинул свою исключительно выигрышную позицию в Средиземном море. 5 апреля 1904 года «Ослябя» прибыл в Либаву, а затем перешёл в Кронштадт для подготовки к новому походу в составе формировавшейся под командованием Рожественского З.П. 2-й эскадры флота Тихого океана.

В ее составе корабль совершил долгий изматывающий переход вокруг Африки до Мадагаскара, а дальше через Индийский океан к берегам французского Индо-Китая, где 2-я Тихоокеанская эскадра встретилась с отправленной вдогонку 3-ей Тихоокеанской эскадрой контр-адмирала Небогатова Н.И.

В это время командир 2-го броненосного отряда Фелькерзам Д.Г. тяжело заболел и 10 мая, уже на подходе к Японии, умер, однако этот факт был скрыт от личного состава эскадры. Помимо экипажа «Осляби», об этом знали лишь штабные чины на флагманском броненосце «Князь Суворов» : сообщение о смерти было передано с «Осляби» заранее установленным сигналом «На корабле сломалась шлюпбалка». Над броненосцем продолжал развеваться контр-адмиральский флаг , хотя 2-м броненосным отрядом фактически командовал командир «Осляби» капитан 1 ранга В. И. Бэр.

Цусимский бой

«Ослябя» попадает под удар

Ночью с 13 на 14 мая русская эскадра была обнаружена японским вспомогательным крейсером «Синано-Мару» из состава дальнего дозора японского флота. Его заметили с «Орла» , но не разобрали его типа и национальности, что позволило «Синано-Мару» уйти, сообщив в 04:45 адмиралу Того об обнаружении русской эскадры.

Утро 14 мая было пасмурным. Около 07:00 показалось солнце, рассеяв несколько мглу и увеличив видимость до 6-7 миль. Русская эскадра продолжала идти в том же походном ордере. Около 07:55 во мгле был замечен японский крейсер «Идзуми», идущий параллельным с эскадрой курсом на дистанции около 5 миль от правой колонны русских броненосцев. В течение нескольких часов «Идзуми» шел в видимости русских кораблей, передавая информацию об их движении адмиралу Того. Не было сделано ни одной попытки отогнать его. Затем в видимости русской эскадры появился 3-й боевой отряд японского адмирала Дева в составе крейсеров «Касаги», «Читозе», «Ниитака» и «Отова». В 09:28 с русских кораблей были замечены еще несколько японских крейсеров и старый броненосец «Чин-Иен».

В этот момент последовал приказ Рожественского: «1-му и 2-му броненосному отрядам перестроиться в одну кильватерную колонну». Броненосцы обоих отрядов, выполняя приказ, повернули «вдруг» на 2 румба влево, закончив перестроение в 11:15. В этот момент японские крейсеры, скрывшиеся было в тумане, снова появились на горизонте. В 11:17 «Ослябя» без приказа открыл по ним огонь, идя уже в кильватер броненосцу «Орел». Вслед за «Ослябей» загрохотала вся эскадра. Японские крейсеры, яростно отстреливаясь, повернули на 8 румбов влево и снова скрылись в тумане. Продолжая играть с русскими в «кошки-мышки», японские крейсеры то появлялись из тумана, то снова пропадали в нем, неотступно следя за русскими кораблями и наводя на них главные силы своего флота.

В 12:05 по приказу с «Суворова» эскадра легла на курс NO23°, а в 12:20 Рожественский снова перестроил броненосцы в две кильватерные колонны. Таким образом «Ослябя» снова возглавил корабли 2-го броненосного отряда.

В 13:15 из восточной мглы появились главные силы японского флота, ведомые броненосцем «Микаса» под флагом адмирала Того. В 13:20 русские броненосцы 1-го отряда увеличили ход до 11 узлов и склонились «все вдруг» на 4 румба влево, чтобы, обогнав левую «ослябскую» колонну, построиться в одну кильватерную колонну. В 13:25 на «Суворове» был поднят сигнал: «2-му броненосному отряду вступить в кильватер 1-му отряду». Этот маневр спутал весь строй русской эскадры. Концевой корабль 1-го отряда «Орел», выполняя перестроение, замешкался и «Ослябе», чтобы пропустить его вперед, пришлось уменьшить ход, а затем вообще застопорить машины из опасения наскочить на «Орел». Шедший за «Ослябей» броненосец «Сисой Великий» выкатился в свою очередь влево, чтобы не наскочить на «Ослябю». В это время японская эскадра, продолжавшая спускаться на юго-запад, неожиданно развернулась на курс NO67° и, описав петлю, стала стремительно заходить в голову русской эскадре. В этот момент (13:49) «Суворов», а затем остальные корабли открыли огонь по противнику. Японцы, делая свой поворот, в 13:52 открыли ответный огонь, сосредоточив его на флагманских кораблях русской эскадры - «Суворове» и «Ослябе». Проходя точку поворота, концевые корабли 1-го японского боевого отряда «Ниссин» и «Кассуга» первым же залпом накрыли стоявший без хода, бортом к ним, «Ослябю» и сигналом передали дистанцию на идущие сзади крейсеры адмирала Камимура . Таким образом «Ослябя», стоявший неподвижно на месте, оказался под сосредоточенным огнем 8 броненосных крейсеров противника с их невероятной меткостью огня и страшными (для слабобронированного корабля, каковым являлся «Ослябя») фугасными снарядами.

Первые 10" снаряды с «Ниссин» и «Кассуга», с которыми менее года назад «Ослябя» стоял вместе в Порт-Саиде, разворотили нос броненосца. Один снаряд разорвался в носу у самой ватерлинии, причинив полуподводную пробоину, куда хлынули потоки воды. Дверь в первой водонепроницаемой переборке оказалась незадраенной, ее заклинило осколками и задраить уже не удалось. Вода пошла в отсеки жилой палубы, а через разбитые вентиляционные трубы затопила шестидюймовые погреба и носовое подбашенное отделение. От дыма и газа в этих отсеках не было видно даже электрических лампочек. Распространение воды по жилой палубе было остановлено второй водонепроницаемой переборкой, однако в трюмах вода дошла до помещения подводных торпедных аппаратов и носовых динамомашин. Главная электрическая магистраль была разбита и носовая башня главного калибра вышла из строя, успев сделать только три выстрела по противнику. Электромагистраль удалось снова ввести в строй, но в этот момент в башню попало сразу 2 десятидюймовых снаряда. Башня соскочила с катков и перекосилась, крыша башни оказалась сорванной. Еще один снаряд разорвался в амбразуре башни, убив и ранив всех находящихся в ней людей. Следующим попаданием был разбит главный дальномерный пост на верхнем мостике. При этом были убиты лейтенант Палецкий и 5 матросов. Два снаряда попало в верхний носовой каземат шестидюймового орудия, выбив орудие из цапф. Следующий снаряд попал в боевую рубку, убив барабанщика и рулевого, смертельно ранив старшего флаг-офицера, лейтенанта Косинского. Затем 8" снаряд ударил в нос броненосца, вырвав левый клюз и разворотив весь бак. Якорь вывалился за борт, вся цепь вытравилась и повисла на жвакагалсовой скобе. В левом среднем каземате осколки попали в тележку со снарядами. Взрывом уничтожило всех комендоров, выведя из строя еще одно шестидюймовое орудие.

Артиллерия броненосца фактически не действовала, огнем никто не управлял, дальномеры были разбиты. Вся носовая часть броненосца была уже затоплена водой, носовые динамомашины вышли из строя, не стало энергии, остановились водоотливные насосы. Когда броненосец «Ослябя», наконец, дал ход, он уже сидел носом почти по клюзы в воде, имея сильный крен на левый борт. Все верхние надстройки корабля были охвачены пламенем. Бушевал пожар и под кормовым мостиком. На спардек из-под верхней палубы валил густой дым - горели офицерские и адмиральские помещения.

Расстрел «Осляби» продолжался. Прошло всего 15 минут боя, а с «Ослябей» было уже фактически покончено. Броненосец выкатился вправо. Было 14:20. В этот момент в ватерлинию броненосца попал десятидюймовый снаряд, образовав пробоину между торпедным аппаратом левого борта и командной баней. Интенсивность и меткость японского огня были такими, что через мгновение еще один снаряд попал в то же самое место. Посыпались броневые плиты, сорванные с болтов. В огромную пробоину хлынула вода, разливаясь по скосу броневой палубы и попадая в боевые погреба. Крен корабля, до этого достигавший 12°, стал увеличиваться и неожиданно «Ослябя» стал просто валиться на левый борт.

В 14:40 броненосец «Ослябя» лег на левый борт, трубы его, продолжая дымить, покрыли густыми клубами дыма поверхность моря. Плоскость палубы встала вертикально. Скользя по ней, люди повалились вниз вместе со всеми незакрепленными предметами. К месту катастрофы пошли миноносцы «Бравый», «Буйный», «Быстрый», «Блестящий». Отчаянно маневрируя, чтобы не столкнуться друг с другом и не повредить винты среди множества плававших обломков, миноносцы и буксирный пароход «Свирь» спасли около 400 человек.

Вместе с броненосцем погибли его командир В.И. Бэр, 22 офицера, 9 кондукторов и 472 нижних чина экипажа.

Причины гибели

Одной из основных причин столь быстрой гибели можно назвать то, что «Ослябя» совершенно не подходил для ведения линейного боя: был слабо воору­женным и имел недоста­точную площадь бронирования. Несмотря на это, корабль был использован в качестве флагмана 2-го броненосного отряда.

В 14:40 броненосец «Ослябя» лег на левый борт, трубы его, продолжая дымить, покрыли густыми клубами дыма поверхность моря. Плоскость палубы встала вертикально. Скользя по ней, люди повалились вниз вместе со всеми незакрепленными предметами.

Что касается бронирования , то главный пояс со скосом бронепалубы пробить можно было только на близкой дистанции, на которую при высокой скорости «пересветов» противнику было сблизиться не так просто. На дальней дистанции (в то время дистанция свыше 15 кабельтовых уже считалась дальней) ни главный пояс, ни карапасная бронепалуба в оконечностях снарядами не пробивалась, а количество воды, которая могла бы попасть через пробоины по ватерлинии в носу и корме, где не было бортовой брони, не могло быть велико. Корпус здесь имел острые обводы и был хорошо разделен на отсеки, а снизу проходил свод бронепалубы.

Такие корабли даже с полностью затопленными оконечностями при сохранении целостности бронепалубы и траверзов имели бы положительную метацентрическую высоту и не опрокидывались. Осадка из-за потери незначительного запаса плавучести увеличилась бы всего на несколько дюймов. Кстати, сказать, эти корабли и проектировались для боя на большой дистанции. Их установки главного калибра имели большой угол возвышения, и 254-мм снаряды с «пересветов» летели гораздо дальше 305-мм снарядов других броненосцев. Это было важно для боя на преследовании или отходе, как раз и характерного для рейдерских действий, когда надо было догонять транспорты и убегать от кораблей охранения. Целям погони соответствовало и расположение носовой 6-дюймовки, совершенно бесполезной для линейного боя.

В бою 28 июля (10 августа) 1904 года, когда «Победа» и особенно «Пересвет», бывший вторым флагманом эскадры, несколько часов находились под ожесточенным огнем главных сил японцев, такая система бронирования вполне себя оправдала. Конечно, большое впечатление производили огромные пробоины, оставляемые в небронированных бортах фугасными снарядами - но не более того. Косвенной оценкой эффективности защиты могут служить данные о потерях на этих кораблях: 13 убитых и 69 раненых на «Пересвете» и соответственно 4 и 29 на «Победе» из экипажа в 780 человек (по другим данным 19 и 104 человека на «Пересвете», 6 и 40 на «Победе»). А ведь броненосцы японцев в том бою выпустили 305-мм снарядов даже больше, чем при Цусиме!

Совсем другая картина получается, если такой корабль входит в бой перегруженным, со скрытым под водой главным поясом. Теперь вражеским снарядам открыта большая часть незащищенного броней борта по ВЛ, а единственная преграда - 102-мм пояс с траверзами , далеко отнесенными от бортов и оконечностей - в принципе, пробивается (вернее, проламывается) фугасными 305-мм снарядами. Причем, такие тонкие плиты под ударом тяжелого снаряда могли просто срываться с креплений, открывая в борту огромные бреши. Объем затоплений только через пробоины в небронированном борту в носовой части теперь был бы критическим. Воде, проникающей через легко разрушаемые фугасными снарядами всех калибров тонкие переборки и нижнюю палубу в носу, было бы доступно все пространство от форштевня до котельного отделения по нижней палубе, включая и объемы над глубоко погрузившейся карапасной палубой.

Нужно сказать еще об одной особенности этих кораблей. Спроектированные для длительных действий в океане, в том числе и в тропиках, они имели развитую систему вентиляции жилых помещений и погребов боезапаса. Причем, все вентиляционные шахты из-за недостатка веса остались без брони. Через такие легко разрушаемые колодцы вода могла проникать и в забронированные помещения с неповрежденной внешней защитой.