Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий».
Обоснование выбранной темы:
Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» стала актуальна в наши дни.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка.
Такой формой может быть только игра . В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным заданием.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.
Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.
Цель : повысить свой профессиональный уровень
Задачи:
1. Профессионально-педагогическая деятельность:
№ | Название мероприятий | Сроки
выполнения |
---|---|---|
1. | Разработать и утвердить годовой план работы учителя—логопеда на 2014-2015 учебный год. | Октябрь. |
2. | Изучить и проанализировать: ФГОС дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.13. № 1155 |
Октябрь. |
3. | Систематизировать практический материал, интернет ресурсы по внедрению игровых технологий в коррекционно-развивающую логопедическую работу | В течение учебного года. |
4. | Разработать творческий практико-ориентированный проект: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем» Для детей и родителей подготовительной группы. |
Сентябрь Октябрь. |
5. | Работа по плану проекта — Творческая мастерская: «Мастерим своими руками» — Практикум: «Игровая артикуляционная гимнастика — Сказка о весёлом язычке» — Игровая непосредственно образовательная деятельность «Поиграем с любимым звуком» (дети, родители, учитель-логопед, воспитатели) — Консультация для родителей: «Роль игры в развитии речи детей» — Практикум: «Поиграем вместе» (дети, родители, учитель-логопед) — Игровая непосредственно образовательная деятельность «С трудными звуками справимся играючи» (дети, родители, учитель-логопед) — Консультация: «Кто сказал, что детям спички не игрушки?» — Творческий конкурс «Первый звук и буква моего имени » — Логопедическое развлечение «Паровозик из Игро-ленда» — Мультимедийная презентация по обобщению опыта работы проекта: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем» |
Октябрь — Май. |
6. | Коррекция речи детей средствами игровых технологий на индивидуально — подгрупповых занятиях.
|
В течение учебного года. |
2. Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.
№ | Название мероприятий | Сроки
выполнения |
---|---|---|
1. | Участие в региональном конкурсеметодических разработок «Организация проектной деятельности в образовательном процессе детей дошкольного и младшего школьного возраста» ТОИПКРО г. Томск Творческий практико-ориентированный проект: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем» |
Октябрь |
2. | Участие в региональном конкурсе для педагогических работников «Творчество. Сотрудничество. Поиск» ТОИПКРО г. Томск. Методическая разработка логопедического развлечения. Тема: Паровозик из «Игро-ленда» |
Ноябрь |
3. | Изготовление папки передвижки для родителей детей 3-4, 4-5лет. Игровая артикуляционная гимнастика: «Котик Музик» |
Декабрь |
4. | НОД на логопедическом занятии в рамках методической недели: «Поиграем со звуком Ш » | Декабрь |
4. | Систематизация и дополнение портфолио материалами по использованию игровых технологии. | В течение года. |
5. | Консультация: «Игровые здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающем процессе ДОУ» | Январь |
5. | Подготовить теоретический материал по теме самообразования. | Февраль |
6. | Участие в работе РМО учителей-логопедов и педагогов-психологов МБДОУ Каргасокского района.
|
Февраль Март |
7. | Создание презентации по теме самообразования. | Март |
8. | Подготовка материалов на сайт МБДОУ д/с № 3 «Теремок» по теме: «Использование игровых технологий в коррекционно — развивающей, логопедической работе » | В течение года |
9. | Создание картотеки игр для индивидуальных подгрупповых занятий. | В течение года |
3. Изучение специальной литературы.
№ | Название мероприятий | Сроки
выполнения |
---|---|---|
1. | Изучение материалов на сайтах:
|
В течение года |
2. |
|
Октябрь Ноябрь Декабрь |
4. Обобщение практического опыта по теме, распространение положительного опыта работы.
№ | Название мероприятий | Сроки
выполнения |
---|---|---|
1. | Изучение опыта работы учителя-логопеда Матыкиной И.А. |
Индивидуальный план по самообразованию
учителя - логопеда ДОУ
на 2015-2016 учебный год.
Сведения о себе:
Ф.И.О. _________________________________________
Год и место рождения : ________________________________________
Образование: высшее, ___________________________________________-.
Год окончания: _____________-г.
Специальность по диплому : учитель – логопед.
Место работы: МАДОУ «_____________________________________».
Должность : учитель – логопед.
Общий стаж : ___ лет; педагогический стаж: ____ лет; стаж в данной должности: ____ лет.
Дата присвоения: ___________ 20___.
Курсы повышения квалификации:
Курсы повышения квалификации для педагогов детских садов по теме: «__________________________________________», название вуза, _____ ак. ч, удостоверение № __________ от _________________ г.
Методическая тема: Стимулирование речевой активности посредством развития мелкой моторики руки.
Сроки разработки темы : с 2012 года по 2017 год
Цель самообразования :
повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний;
Разработать перспективный план работы с детьми;
Провести диагностику на начало и конец учебного года;
Организовать работу кружка по теме, создать рабочую учебную программу;
Оформить в группе и в кабинете центр речевой активности;
Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на тему;
Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;
Провести мастер-класс для педагогов и родителей по теме.
Обоснование выбранной темы .
Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога - психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.
Инструментом стимулирования речевого развития является работа по совершенствованию моторной сферы ребенка: общей и мелкой.
Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).
Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.
План самообразования .
Профессионально-педагогическая деятельность.
Сроки |
||
Своевременное выявление детей с особыми потребностями развития, сбор анамнеза, разработка анкет и проведение анкетирования, формирование групп коррекции, выработка индивидуального маршрута коррекции речи каждого ребенка. | Начало учебного года |
|
В теч. года |
||
Создание доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС ДО. | В течение года |
|
Он-лайн консультирование родителей по вопросам речевого развития посредством общения на страницах персонального интернет-сайта учителя - логопеда, сайта детского сада на портале Электронное образование, он – лайн занятиях факультатива «Рука в руке» для детей с ОВЗ, в личной переписке. | В течение года |
|
Помощь музыкальным руководителям в подготовке детей к утренникам, фестивалям, конкурсам. | По плану ДОУ |
|
Подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам, олимпиадам, викторинам по обучению грамоте, русскому языку, литературному жанру | В течение года |
|
Разработка сценариев и проведение мероприятий совместно с педагогами ДОУ: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы. | В течение года |
|
Консультации для родителей: групповые и индивидуальные: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Рука в руке», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной» | В течение года |
|
«Совместная картотека» - подбор, поиск, изготовление, создание дидактических игр, пособий, которые можно использовать как в детском саду, так и в домашних условиях. Формы работы: круглый стол, творческая мастерская, поиск в магазинах, в сети Интернет, совместные проекты. | В течение года |
|
Семинары – практикумы, интегрированные занятия по развитию дыхания, голоса, интонации и моторики дошкольника | В течение года |
|
Семинары - практикумы «Методы и приемы развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка» | Сентябрь, январь, май |
|
В течение года |
||
«Профилактика дисграфии у детей 5-7 лет» - подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики | В течение года |
|
Реализация проекта «Рука в руке» - педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями | В течение года |
|
Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария и проведение выпуска детей из логопедической группы, обследование детей средней группы, набор детей в логопедические группы на следующий учебный год | ||
Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера, Продленка. | В течение года |
|
Участие в работе РМО учителей-логопедов | По плану РМО |
|
Наличие, ведение, обновление персонального сайта | Постоянно |
|
Занятия он – лайн факультатива «Рука в руке» для детей с ОВЗ в системе Электронное образование в РТ | Постоянно |
|
| В течение года |
Методическая работа.
Пополнение методической копилки, обобщение и распространение практического опыта по теме.
Сроки |
||
Изучение новых программ и методических пособий по теме и смежным наукам и дисциплинам. | Постоянно |
|
Изучение нормативно-правовой документации по вопросам дошкольного воспитания: Закон РФ от 01.09.2013г. «Об образовании»; Приказ Минобразования РФ от 17.10 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования»; Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"; Примерная основная образовательная программа ДОУ «Детский сад №111» под ред. Е.Г. Юдиной. | Начало года, регулярно |
|
Разработка и утверждение годового плана работы, рабочей программы учителя-логопеда на 2015 – 2016 учебный год | Сентябрь |
|
Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов. | В течение всего периода |
|
Разработка программы коррекции на учебный год. | Начало года |
|
Создание электронной базы: обучающих пособий, презентаций, литературы по теме, нормативной документации, развивающих игр, картотек. | В течение года |
|
Оформление стендов, групп, кабинета ширмами, памятками, буклетами: «Сегодня на занятии», «Наши ловкие пальчики», «Пальчики умеют говорить», «Речь и движение». | В течение года |
|
Разработка сценариев совместных мероприятий с детьми и их родителями в рамках проекта «Рука в руке». | В течение года |
|
Подготовке к проведению утренников, фестивалей, конкурсов. | ||
Разработка сценариев совместных с педагогами ДОУ мероприятий: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы. | В течение года |
|
Подготовка консультационного материала для родителей на темы: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Рука в руке», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной». | В течение года |
|
«Совместная картотека» - создание картотеки и базы дидактических игр, пособий для использования в детском саду и дома. | В течение года |
|
Разработка методов и приемов развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка | В течение года |
|
«Роль детской книги в речевом развитии ребенка» - создание книжек – малышек по теме недели совместно с детьми и их родителями. Выставка изготовленных книжек. | В течение года |
|
Разработка программы по профилактике дисграфии у детей 5-7 лет (подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики) | В течение года |
|
Оформление проекта «Рука в руке» - педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями | В течение года |
|
Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария выпуска детей, заполнение документации к ПМПК, отчет | ||
Самостоятельная разработка методических материалов различного уровня и характера. | В течение года |
|
Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера, Продленка, Учитель. | В течение года |
|
Обучение, курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, самообразование по проблеме «Речь и моторика». | Постоянно |
|
Участие в республиканском конкурсе «50 лучших инновационных идей для РТ» с конкурсной работой «Программа стимулирования речевой активности ребенка посредством развития мелкой моторики руки» в номинации «Дошкольное образование». | ||
Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования. | Постоянно |
|
Участие в методическом активе РМО учителей – логопедов: разработка рабочей программы, подбор тем заседаний РМО учителей - логопедов | По плану ст. логопеда |
|
Ведение сайта ДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №111» в системе Электронное образование в РТ | Постоянно |
|
Наличие персонального сайта: ведение, обновление, совершенствование, мониторинг, самоотчет. | Постоянно |
|
Публикации систематизированного педагогического опыта в сборниках, на портале «Продленка», «Инфоурок», «Видеоурок», «Логопедия для всех», «Логопедия.бу», «Логопортал», «Мультиурок», «Я – учитель», «Открытый урок». | Регулярно |
|
Работа он - лайн факультатива «Рука в руке»: привлечение участников (родителей детей с ОВЗ), обновление материалов, сопровождение в вопросах речевого развития дошкольников. | Постоянно |
3. Изучение специальной литературы.
Изучение и размещение материалов на сайтах: Детский портал «Солнышко», Журнал «Логопед», Логопед.ру, «Продленка», «Инфоурок», «Видеоурок», «Логопедия для всех», «Логопедия.бу», «Логопортал», «Мультиурок», «Я – учитель», «Открытый урок», http://festival.1september.ru/articles/417088/ (Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками). |
|
Изучение периодических изданий, методической литературы. Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ: Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями». Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1983. - №1. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. - М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001. Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001. Голубина Т.С. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». 2007. № 2. С. 37-41; статья «Самообразование педагогов в ДОУ». Автор: К.Ю.Белая, канд. пед. наук, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ». Коноваленко С.В., Кременская М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб, Детство-пресс, 2012г. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996. Открытия: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина. - М.: Мозаика - Синтез. - 2015г. – 160с. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996. Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду». |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ детский сад «Березка»
С.В.Локотилова
Приказ № ______ от «____»___________20____г.
План по самообразованию
Развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ
2018-2019 учебный год
Игрим 2018
Сроки разработки темы : с 2018 года по 2020 год
Цель самообразования : повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний;
Разработать перспективный план работы с детьми;
Провести диагностику на начало и конец учебного года;
Создать рабочую учебную программу;
Оформить в группе и в кабинете центр речевой активности;
Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на тему;
Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;
Провести мастер-класс для педагогов и родителей по теме.
Обоснование выбранной темы .
Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога - психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.
Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).
Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.
План самообразования .
Профессионально-педагогическая деятельность.
Своевременное выявление детей с особыми потребностями развития, сбор анамнеза, разработка анкет и проведение анкетирования, формирование группы коррекции, выработка индивидуального маршрута коррекции речи каждого ребенка.
Начало учебного года
В теч. года
Создание доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС ДО.
В течение года
Консультирование родителей по вопросам речевого развития посредством общения на страницах персонального интернет-сайта учителя - логопеда, сайта детского сада.
В течение года
Помощь музыкальным руководителям в подготовке детей к утренникам, фестивалям, конкурсам.
По плану ДОУ
Подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам, олимпиадам, викторинам по обучению грамоте.
В течение года
Разработка сценариев и проведение мероприятий совместно с педагогами ДОУ: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.
В течение года
Консультации для родителей: групповые и индивидуальные: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Речевое дыхание: что это?», «Как сделать речь детей образной и выразительной»
В течение года
«Совместная картотека» - подбор, поиск, изготовление, создание дидактических игр, пособий, которые можно использовать как в детском саду, так и в домашних условиях. Формы работы: круглый стол, поиск в магазинах, в сети Интернет, совместные проекты.
В течение года
Семинары – практикумы, интегрированные занятия по развитию дыхания, голоса, интонации и моторики дошкольника
В течение года
Семинар - практикум «Методы и приемы развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка»
Май
«Профилактика дисграфии у детей 5-7 лет» - подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики
В течение года
Подготовка и проведение ПМПК: обследование детей средней группы, набор детей в логопедические группы на следующий учебный год
Апрель
Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, Мерсибо, Продленка.
В течение года
Наличие, ведение, обновление персонального сайта
Постоянно
Творческое сотрудничество с педагогами ДОУ, начальной школой, другими социальными организациями, сопровождающими развитие ребенка по теме.
В течение года
Методическая работа.
Пополнение методической копилки, обобщение и распространение практического опыта по теме.
Начало года, регулярно
Разработка и утверждение годового плана работы, рабочей программы учителя-логопеда на 2018 – 2019 учебный год
Сентябрь
Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов.
В течение всего периода
Разработка программы коррекции на учебный год.
Начало года
Создание электронной базы: обучающих пособий, презентаций, литературы по теме, нормативной документации, развивающих игр, картотек.
В течение года
Оформление стендов, групп, кабинета ширмами, памятками, буклетами: «Сегодня на занятии», «Наши ловкие пальчики», «Пальчики умеют говорить», «Речь и движение».
В течение года
Разработка сценариев совместных с педагогами ДОУ мероприятий: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.
В течение года
Подготовка консультационного материала для родителей на темы: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Речевое дыхание: что это?», «Как сделать речь детей образной и выразительной».
В течение года
«Совместная картотека» - создание картотеки и базы дидактических игр, пособий для использования в детском саду и дома.
В течение года
Разработка методов и приемов развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка
В течение года
Разработка программы по профилактике дисграфии у детей 5-7 лет (подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики)
В течение года
Подготовка и проведение ПМПК: заполнение документации к ПМПК, отчет
Апрель
Самостоятельная разработка методических материалов различного уровня и характера.
В течение года
Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, Мерсибо.
В течение года
Обучение, курсы повышения квалификации, вебинары, конференции,
Постоянно
Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования.
Постоянно
Наличие персонального сайта: ведение, обновление, совершенствование, мониторинг, самоотчет.
Постоянно
Публикации систематизированного педагогического опыта в сборниках, на портале «Продленка», «Инфоурок», «Логопедия для всех»,«Логопортал», «», «Открытый урок».
Регулярно
3. Изучение специальной литературы.
Изучение и размещение материалов на сайтах:Детский портал «Солнышко», «Мир педагога», « АПРель», «Портал ПЕДАГОГА», «Инфоурок», «Логопедия для всех», «Моя Югра»и тд.
Изучение периодических изданий, методической литературы.
Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ: Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями».
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. - 1983. - №1.
Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. - М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001.
Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.
Голубина Т.С. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». 2007. № 2. С. 37-41; статья «Самообразование педагогов в ДОУ». Автор: К.Ю.Белая, канд. пед. наук, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ.
Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ».
Коноваленко С.В., Кременская М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб, Детство-пресс, 2012г.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.
Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г.
Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
Открытия: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина. - М.: Мозаика - Синтез. - 2015г. – 160с.
Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду».
План по самообразованию учителя-логопеда
на 2018 - 2019 учебный год
Индивидуальная тема самообразования:
«Развитие связной речи у дошкольников в процессе работы над пересказом и рассказом».
Время работы над темо й: сентябрь 2018г – май 2019г
Источники самообразования:
методическая литература,
интернет ресурсы,
обмен опытом на базе МБДОУ,
Результат работы:
консультирование педагогов МБДОУ;
размещение методических разработок на сайте МБДОУ;
обобщение изученного материала в «Портфолио» (раздел «Профессиональное совершенствование»).
Обоснование выбора темы:
Данная тема по самообразованию выбрана не случайно. Учить ребёнка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития устной речи детей в ДОУ. Она же является важнейшей и в логопедической работе с дошкольниками. При формировании связной речи происходит совершенствование всех сторон устной речи ребёнка. Всё это необходимо как для наиболее полного преодоления дефектов речевого развития детей, так и для подготовки дошкольников старшего возраста к предстоящему школьному обучению.
План работы
Задачи
Формы и методы реализации
сроки
Планирование работы на учебный год
Определение темы самообразования.
сентябрь
Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме.
Изучение информации из различных источников по теме самообразования
Изучение методической литературы.
в течение года
Обзор информации в интернете.
Ознакомление с инновационными методиками по теме.
Изучение психолого-педагогических исследования проблемы обучения составлению рассказов и пересказов дошкольников.
Выявление особенностей нарушений при составлении рассказов и пересказов у старших дошкольников
Диагностирование связной речи детей подготовительных групп.
октябрь
Осуществление коррекционного воздействия на дошкольников, посещающих логопедические занятия.
Внедрение современных образовательных технологий в коррекционный процесс по
развитию связной речи дошкольников с целью исправления нарушений устной речи, формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации дошкольников.
в течение года
Совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса.
Обобщение педагогического опыта по теме
Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме.
в течение года
Оформление папок – передвижек для консультирования законных представителей дошкольников.
Написание отчета о проделанной работе.
Консультирование педагогов ДОУ по теме.
Публикация на сайте ДОУ.
Изучение методической литературы
Вопросы для изучения
Сроки
Литература
Формы отчетности
Программные требования к развитию связной речи дошкольников
август
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014
Методика формирования связной монологической речи дошкольников
сентябрь
Глухов В. П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. Учеб. пособие по спецкурсу. – М.: Альфа,1996.
Жукова Н.С. и др. логопедия.
Консультирование воспитателей
Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998
Лингвистические и аспекты исследования проблемы составления рассказа и пересказа дошкольниками.
октябрь
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1964.
Консультирование родителей
Направления коррекционной работы по обучению составления рассказа и пересказа дошкольниками.
ноябрь
Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд. испр. и доп. . – М.: Просвещение, 1982
Консультирование воспитателей
Колодяжная Т.П. Маркарян И.А. Речевое развитие детей дошкольного возраста. – М.УЦ Перспектива, 2009
Образовательные технологии, используемые в обучении составления рассказа и пересказа дошкольниками.
декабрь
январь
Изучение интернет ресурсов.
Оформление папки «Дополнительный материал»
Методики формирования навыков составления описательных рассказов посредством наглядного моделирования
февраль март
Смышляева Т.Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников [Текст]/Т.Н. Смышляева, Е.Ю. Корчуганова // Логопед -№ 5 – С.28
Оформление папки «Метод наглядного моделирования»
Применение наглядного моделирования при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с ОНР Пищикова О. В. -( )
Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР [Текст]/ Н. Малетина, Л Пономарева // Дошкольное воспитание. – 2004.- №6.
Содержание и методика обследования состояния связной речи дошкольников
апрель май
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.: метод. Пособие.- М.: Айрис-пресс, 2005
Оформление папки «Обследования состояния устной речи дошкольников»
Обследования речи у детей. Под общей редакцией И. Т. Власенко, Г. В. Чиркиной. Составитель Т. П. Бессонова. Выпуск 2. Москва. 1996
План работы по самообразованию
учителя-логопеда
на 2012 – 2013 учебный год.
Тема: Повышение эффективности коррекции звукопроизношения у детей с ОНР и детей, слабо владеющих русским языком.
Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.
Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН,билингвизм), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Особенно у детей, для которых русский язык не является родным, в связи с тем, что понимание инструкций недостаточное, наблюдается низкий уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи.
Проблема длительной автоматизации звуков у детей на логопункте возникает по разным причинам:
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
Изучить нормативно-правовую базу организации работы в логопункте ДОУ с целью оптимизации работы. |
||
Изучить «Программу логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком». |
||
Изучить методическую литературу по теме «Коррекция звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи » с целью обобщения опыта работы, разработки консультаций для воспитателей и родителей. |
Декабрь-Февраль |
|
Продолжить изучение методических пособий: Е.Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии», «Работа по коррекции стертой дизартрии у дошкольников», И.В. Блыскина «Логопедический массаж»,Е.А.Дьякова «Логопедический массаж» |
Ноябрь-Декабрь |
|
Изучить периодические издания: журналы «Логопед в детском саду», «Логопед», «Детский сад от А до Я»,«Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Дошколенок», «Детство», «Игра и дети»; газеты « Детский сад», «Дошкольное образование», «Семейный совет». |
Разработать каталог статей |
Март-Апрель |
Использовать в работе компьютерные презентации при обследовании речи детей, презентации по лексическим темам, в процессе обследовании и коррекции звукопроизношения. |
Продолжить разработку компьютерных презентаций |
Март-Апрель |
Подготовить мастер – класс для воспитателей и родителей «» «Как правильно произносить звуки» |
Разработать презентации по артикуляционной гимнастике. |
Ноябрь-декабрь |
Продолжить опробацию методики Ганчерка Валентины Павловны по коррекции звукопроизношения на логопункте ДОУ. |
Ноябрь-май |
|
Широко применять ресурсы Интернет для ознакомления с опытом коллег и внедрения инновационных технологий |
Подготовить статью о инновационных методах в логопедической работе |
В теч.уч.года |
Отчет по самообразованию
учителя-логопеда
за 2011 – 2012 учебный год.
Тема: Повышение эффективности преодоления дефектов звукопроизношения у детей с ОНР в условиях логопункта ДОУ .
Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом влогопедии, и методика их преодоления в основном разработана.
Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.
Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Данная проблема возникает по разным причинам:
недостаточное развитие артикуляционной моторики;
недоразвитие фонематического восприятия;
нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;
отклонения в нервно-психической сфере;
снижение уровня познавательной активности;
отклонения в поведении детей.
Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.
Основные задачи по коррекции звукопроизношения у детей на 2011-2012:
Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям.
Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие с помощью игр и специальных упражнений.Формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.Формировать и развивать пальчиковую моторику в процессе систематических тренировок.Формирование произносительных умений и навыков.Устранять дефектное звукопроизношение.Развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически.
Формировать навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.
В рамках самообразования в течение учебного года:
Изучила нормативно-правовую базу организации работы в логопункте ДОУ с целью оптимизации работы.
Изучила методическую литературу по теме «Коррекция звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи » с целью обобщения опыта работы, разработки консультаций для воспитателей и родителей.
Продолжила изучение методических пособий: Е.Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии», «Работа по коррекции стертой дизартрии у дошкольников», И.В. Блыскина «Логопедический массаж», Е.А.Дьякова «Логопедический массаж».
Разработала сказки-помощницы для автоматизации звуков и логопедического массажа.
Изучала в течение учебного года периодические издания: журналы «Логопед в детском саду», «Логопед», «Детский сад от А до Я»,«Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Дошколенок», «Детство», «Игра и дети»; газеты « Детский сад», «Дошкольное образование», «Семейный совет».
Активно использовала в работе компьютерные презентации при обследовании речи детей, презентации по лексическим темам, в процессе обследовании и коррекции звукопроизношения.
Подготовила мастер – классы для воспитателей и родителей «Артикуляционная гимнастика»
«Как правильно произносить звуки».
Разработала буклеты по артикуляционной гимнастике для каждого нарушенного в произношении звука
Опробировала методику Ганчерка Валентины Павловны по коррекции звукопроизношения у детей на логопункте ДОУ.
Широко применяла ресурсы Интернет для ознакомления с опытом коллег и внедрения инновационных технологий.
Подготовила статью о инновационных методах в логопедической работе.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29»
«План по самообразованию учителя-логопеда»
Архиповой Елены Анатольевны
Формы работы |
||||
Педагогами | Самообразование | Родителями |
||
Сентябрь | логопедическое обследование | Словесные игры для детей младшего возраста | Подготовить мониторинг логопедического обследования на начало учебного года; Разработать календарный, перспективные планы ; Изучение методической литературы | Выступление на родительском собрании. Знакомство родителей с результатами диагностики: раскрываются основные отклонения в речевом развитии, причины их возникновения. Консультация для родителей: «Как ускорить наилучший результат логопедической работы у детей с ТНР » |
Подгрупповые и индивидуальные занятия, беседы в соответствии с работы | Развитие неречевого и речевого слуха. Игры, направленные на развитие звукового анализа и синтеза |
|||
Оформление папки передвижки. Тема: «Развитие фонематических процессов у детей с ТНР». «Звуковой анализ слова». «Фонематический слух - основа правильной речи».«Как расширить словарный запас ребенка». | Консультация для родителей: «Грамматически правильная речь-залог успешного обучения в школе» |
|||
Составить комплекс упражнений, дидактических игр и материала; Оформить в кабинете уголок «Внимательные ушки»; Принять участие в ПМПк, пед. советах, методических объединениях; Изучение методической литературы | Консультация для родителей: «Фонематический слух - основа правильной речи»» |
|||
Оформление папки передвижки. «Наши пальчики играют». |
||||
Подготовить (провести) консультацию для педагогов по теме: «Формирование фонематического слуха и восприятия в речи у детей дошкольного возраста» | Консультация для родителей: «Готовим руку к письму» (развитие графомоторных навыков)». |
|||
Оформление папки передвижки. Тема: «Как расширить словарный запас ребенка» |
||||
|
||||
Подготовить (провести) открытое занятие для педагогов по теме: «Формирование речевого развития у детей с ТНР» |
||||
логопедическое обследование | Консультация для родителей: «Чем и как развивать речь ребёнка летом» Автоматизация поставленных звуков |
|||
Методическая литература:
1. Александрова звуки, или Фонетика для дошкольников / . – СПб.: Детство-пресс, 2005. – 48 с.
2. Алтухова слышать звуки / – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 112 с.
3. Дурова. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки / . – М.: Мозаика-Синтез, – 112 с.
4. Тумакова дошкольника со звучащим словом / Под ред. . – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.
5. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей , студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д. п.н., проф. . – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 стр. 6., Филичёва обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 1978.
7.Ткаченко тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.
8.Горчакова фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" - Самара, СГПУ, 2003 – с.70-83
9.Дьякова и коррекция фонематического восприятия у дошкольников.
10.Селивёрстов игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 1994 – 344 с.
11.Ткаченко тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.
12.Швачкин фонематического восприятия речи в раннем возрасте. // Известия АПП РСФСР, вып.13. 1948. – С.101-133.
13. Бельтюков анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М.: Педагогика, 1977. – 176с.