Какая речь была первой устная или письменная. Чем устная речь человека отличается от письменной

Какая речь была первой устная или письменная. Чем устная речь человека отличается от письменной

Человек использует речь для высказывания мыслей и общения с другими людьми. Изначально возникает устная форма речи (УР), а со времен изобретения письменности появляется возможность фиксировать мысли, художественное слово и документы для будущих поколений. Письменная речь (ПР) позволяет продлить существование устной. Для освоения каждой формы существования речи как примера функционирования языка требуются время и усилия.

Умение говорить, читать, писать – это первые шаги человека к общей грамотности, и в течение всей жизни оно должно совершенствоваться. Без овладения речью трудно представить такие сложные мыслительные процессы, как анализ и синтез. Без них человек лишается возможности быть самостоятельным в принятии решений, в обмене информацией, в фильтровании полученных извне данных. УР и ПР имеют характеристики, объединяющие их как виды интеллектуальной активности, однако существует и ряд отличий одной формы от другой.

Что общего у устной и письменной речи?

Если говорить о литературном языке, следует отметить, что он функционирует в устной и письменной формах. Им свойственны:

  • Нормированность : все разнообразие норм языка можно увидеть в словарях разных типов, а также в художественной литературе, в образцах декламирования текстов, относящихся по стилю к научным, публицистическим, художественным.
  • Возможность выразить эмоции , обратиться к адресату или собеседнику, высказать требования или просьбу: благодаря словоформам, разбивке лексем на части речи, обилию графических и интонационных средств человек способен высказать любое желание, так же как и отобразить задуманное на письме.
  • Использование одних и тех же терминов для обозначения жанрового разнообразия как УР, так и ПР. Например, речь и доклад – это и тщательно спланированные, структурированные, графически оформленные в виде текста виды информационных сообщений, предназначенных для озвучивания на публике, и сами эти выступления как таковые. Подобное можно сказать о монологе артиста на сцене: прежде чем быть высказанным, он должны быть продуман и перенесен на бумагу.
  • Необходимость придерживаться требований стилистики и лексикологии . К примеру, для научного стиля (статей и докладов на конференциях) характерны «сухость» языка, сложность синтаксических конструкций с использованием причастных и деепричастных оборотов, терминологическая насыщенность. Художественный стиль предполагает употребление широкого спектра эмоционально окрашенных и уменьшительно-ласкательных слов, возвышенной и пренебрежительной лексики, фразеологии. Также возможна передача в романах, рассказах, баснях, эссе особенностей разговорной речи с вкраплением диалектных слов. Это придает произведениям неповторимый колорит, будь они написаны на бумаге, представлены в форме пьес в театре либо адаптированы в форме сценария для кино.

УР и ПР как формы функционирования языка помогают налаживать информационные связи, давать четкое определение качеств описываемых или анализируемых объектов, передавать модальность (отношение к людям, предметам, явлениям), называть «вещи своими именами», получать сведения об окружающем мире из различных источников. Передача оформленных в устном или письменном слове мыслей от человека к человеку и получение «ответа» – залог эффективной коммуникации между разумными существами, владеющими речью.

В чем состоит отличие устной речи от письменной?

Соблюдение языковых норм помогает сделать речь яркой, насыщенной, не режущей слух. Чтобы сделать ее выразительной, применяются различные средства в соответствии с правилами, закрепленными в языке. Так, для УР характерно подключение невербальных средств коммуникации для усиления эффекта, производимого на публику. В ПР «особое отношение» можно показать при помощи прописных букв, изменения шрифта, введения подчеркиваний. Но это еще не все.

Применение норм языка в различных формах речи таково:

В УР – орфоэпические и интонационные . По произношению различных звуков и обозначению ударных слогов можно определить, на каком языке сделано высказывание. Даже люди со слабой лингвистической подготовкой способны отличить русский от украинского, английский от немецкого, испанский от французского. Важно соблюдать правила смягчения звуков и длительности гласных, поскольку эти признаки позволяют разграничивать близкие по звучанию слова. Это помогает говорящему и слушающему избавить друг друга от смысловой путаницы.

Правильное использование интонационных средств дает возможность не только отличить просьбу от приказа, вопрос от утверждения, но и понять настроение говорящего. В тонических языках интонация изменяется в пределах одного слова, и при недостаточном владении нормами можно ввести слушателей в заблуждение. С подобными трудностями сталкиваются изучающие китайский язык.

В ПР – орфографические, графические и пунктуационные . Графическую форму слова можно увидеть лишь на письме. Чтобы писать грамотно, нужно изучать правила орфографии и постоянно практиковаться – «выписываться», чтобы исключить досадные ошибки. Для отображения на письме интонации и темпа речи (долгих и коротких пауз) применяются пунктуационные знаки: точка, запятая, двоеточие, точка с запятой, восклицательный и вопросительный знаки, троеточие, тире. Использование каждого знака строго регламентировано правилами, хотя в творческом письме возможны вольности: это так называемые авторские знаки.

УР в форме речи, доклада, презентации звучит хорошо при наличии у говорящего (лектора, докладчика, выступающего) письменного «подспорья». При этом текст и его устное отображение могут отличаться: выступающий волен вносить коррективы в процессе доклада. Устная речевая активность вариативнее, чем письменная, поэтому студенты не должны пропускать лекции. Научную статью или учебник можно перечитать сотни раз, но повторить лекцию в точности до интонации практически невозможно. Одну и ту же тему преподаватель представляет по-разному для различной аудитории.

Эффектность УР во многом зависит от вспомогательных коммуникативных инструментов: мимики, жестов, позы, положения рук и ног, обращенности говорящего к аудитории, контакта глаз. Важным условием успешного взаимодействия между слушателем и говорящим является обратная связь в виде уточняющих вопросов, переспросов, эмоциональной реакции на высказывание.

При диалоге, разговоре, публичном выступлении говорящий может наблюдать реакцию публики почти мгновенно: это смех, удивление, аплодисменты, освистание, вопросы. Получение реакции на ПР растянуто во времени, что продлевает удовольствие от прочитанного, позволяет возвращаться к уже знакомому тексту снова и снова с целью возродить в памяти пережитые эмоции.

Устная речь

Письменная речь

Передастся звуками

Передается графическими знаками - буквами

Возникла исторически изначально

Возникла на базе устной речи

Обращена непосредственно к собеседнику

Обращена к отсутствующему адресату

Реакция собеседника происходит сразу после или даже в момент произнесения

Реакция собеседника отложена. Она может быть отнесена от времени написания на тысячелетия

Собеседник может вмешаться, перебить, повлиять на ход устной речи. Устная речь интерактивна

Собеседник не может повлиять на развертывание письменной речи

Производится раз и навсегда, изменения внести невозможно, можно только повторить с изменениями

Возможны редактирование и даже полная замена высказывания

Поддается улучшению навык, но не произнесенная речь

Поддается улучшению и навык, и уже написанная речь

Базовым навыкам человек учится сам

Базовым навыкам человека учат специально

Следует естественным правилам, обеспечивающим понимание

Подчиняется целому кодексу специально созданных правил

Сопровождается интонацией, мимикой, жестами

Сопровождается графическим оформлением текста

Изначально мимолетна, существует в момент произнесения

Способна существовать сколь угодно долго - зависит от материала, на котором записана

Глубину различий между устной и письменной речью показывает следующий реальный случай. Журналисты

«Независимой газеты» в начале 1990-х гг. сыграли с бывшим президентом СССР Михаилом Горбачевым злую шутку, опубликовав в газете его монолог без обработки, т.е. без «перевода» устной речи в письменную. Витиеватая речь Михаила Сергеевича, состоящая из предложений без конца и начала, но с обилием вводных конструкций и местоимений, сама по себе не является образцом ораторского искусства. Однако при визуальном контакте помогало пониманию то, что он использовал жесты и интонации. Если бы адресат воспринимал этот монолог Горбачева в ходе устного выступления - он смог бы в некоторой степени понять президента. Но тот же монолог на письме оказался практически недоступным для понимания, поскольку у письменной речи более строгие законы и правила, в отличие от правил и законов устной речи.

Устная речь в подавляющем большинстве случаев обращена к собеседнику, который может ее непосредственно слышать. Конечно, бывает, что человек говорит вслух сам с собой, но в этом случае он просто сам выступает в роли собеседника. Иными словами, устная речь предполагает наличие не только говорящего, но и слушающего. Следовательно, важной отличительной чертой устной речи является использование интонаций и жестов. Собеседник может сказать: «Будь там в восемь», и слушающий поймет его, если жестом будет указано место. В письменной речи подобная фраза, скорее всего, не будет адекватно понята.

Из практики поэзии хорошо известен воздействующий потенциал отдельных звуков человеческой речи - так называемая фоносемантика, образуемая ассоциативной составляющей звуков и передающих их букв. Эти непосредственные связи между звуком и смыслом весьма смутны, с трудом поддаются пояснению и могут опровергаться множеством примеров, но они ощущаются, передаются и, по крайней мере, отчасти обладают общезначимостью - таковы звукоизобразительные ассоциации («рокот Р», «плавность и тягучесть Л», «нудность Н», «пронзительность И», «мрачность У» и т.д.).

Если отвлечься от все-таки спорной области фоносемантики, то можно с уверенностью констатировать квазимузы- калыюе воздействие повторяющихся букв (на письме) и звуковых комплексов, используемое в изящной словесности, где это называется аллитерацией (например, у Маяковского: «ТеНью вытемНив весеННий деНь. - ВыкЛееН правительственный бюЛЛетеНь» или его же «Где оН, брОНЗы

ЗвОН или ГРАНита ГРАНь»; или известную шутливую формулу готического романа «Убийства и Ужасы в Угрюмой Усадьбе»), в коммерческой рекламе (слоганы «ВеЛЛа - Вы веЛикоЛепны»; «ЧИСТОТА - ЧИСТО ТАйд»), а также в народной психотерапии (заговоры и т.п.). Помимо ква- зимузыкального воздействия использование такого рода средств может найти и эстетический отклик.

Принципиально сродни аллитерации использование ритмизированных и рифмованных текстов (рифма и ритм - явления одного порядка, и сами эти термины восходят к одному и тому же греческому слову). Механизм их воздействия примерно такой же, как и в случае аллитерации, но ритм (особенно стихотворный размер, и особенно в силлабо-тонической системе стихосложения, характерной для русской поэзии) воспринимается гораздо более сознательно, чем аллитерация, а уж не осознать наличие рифмы вообще трудно, о чем свидетельствуют эксперименты по предъявлению рифмованного и написанного стихотворным размером текста в записи без деления на строки и строфы (через несколько строк он начинает читаться как стихотворный). Ритмизированные и рифмованные тексты активнейшим образом используются во всех видах рекламы, в том числе политической («Чтобы не пришла беда, голосуй да - да - нет - да» и т.п.).

Фоносемантические, аллитерационные и ритмические особенности звуковой формы вполне адекватно передаются в письменной речи. Существуют, однако, факторы фонетического воздействия, которые характерны исключительно для устной речи.

Это, во-первых, просодические средства языка: интонация, регистр голоса (голос низкого и сверхнизкого регистра воспринимается как особенно внушительный и авторитетный), так называемые фонации (придыхание, напряженная «звенящая фонация», расслабленный голос) и артикуляционные позы, темп речи и паузация.

Во-вторых, своеобразным средством воздействия может быть индивидуальный голос, взятый во всей полноте его характеристик и хорошо узнаваемый (а также пародируемый). Хорошо опознаваемый средним человеком индивидуальный голос может служить «визитной карточкой» политика - достаточно упомянуть голос В. В. Жириновского.

Еще одним способом воздействия является посыл адресату речевых сигналов, имеющих эмоциональное значение.

Эффективным обычно бывает разговор в русле выраженного личного интереса. Это повышает вербальную активность, сопровождаемую положительными эмоциями. Здесь полезными могу быть фразы: «Сможете ли вы...», «Согласились бы вы...», «Как вы полагаете...», «Не считаете ли вы...», «Есть ли у вас возможность...» и др. Важно следовать правилу - начинать с позитивного. Многое зависит от вашей осведомленности о природе интонации, мимики, жестов и правильного их прочтения.

В зависимости от целей собеседник (журналист, интервьюер и т.д.) выбирает разные коммуникативно-речевые тактики. Ими необходимо не только пользоваться самому, но и понимать, какие тактики выбирает ваш собеседник (без этого невозможно подстроиться).

Так, например, А. ван Дейк описывает ходы, используемые в диалогах:

  • ход «обобщение» («И так всегда», «Это без конца повторяется» - говорящий показывает, что неблагоприятная информация не случайна и не исключительна);
  • ход «приведение примера» («Возьмите нашего соседа. Он...» - общее мнение обосновывается конкретным примером);
  • ход «усиление» («Это ужасно, что...», «Это возмутительно, что...» - этот речевой ход направлен на контроль за вниманием собеседника);
  • ход «сдвиг» («Мне-то, в общем, все равно, но другие соседи с нашей улицы возмущаются» - этот ход относится к стратегии положительной самопрезентации);
  • ход «контраст» («Нам приходится долгие годы трудиться, а они ничего не делают», противопоставление «Они - мы - группы» - используется в ситуации, где наблюдается конфликт интересов).

Также могут быть весьма полезны речевые тактики, используемые в сфере делового общения:

  • «неожиданность» - использование в речи неожиданной или неизвестной информации;
  • «провокация» - на короткое время вызывается реакция несогласия с излагаемой информацией, слушатель за этот период готовится к конструктивным выводам для более четкого определения собственной позиции;
  • «внесение элемента неформальности» - коммуникатор рассказывает собеседнику о своих заблуждениях, ошибках, чтобы избежать предвзятости и изменить мнение собеседника в свою пользу;
  • «юмор» - приводятся смешные, парадоксальные примеры, используются шутки, забавные истории (эта тактика может удачно использоваться в речевой коммуникации разных уровней);
  • «да-да-да» - собеседнику задается несколько вопросов, на которые он обязательно должен ответить «да», после этого, вероятнее всего, на следующий ключевой вопрос он с большей вероятностью ответит «да».

Средством создания коммуникативного контакта может быть авторизация - способ проявления «Я» говорящего «при помощи разнообразных средств, которые придают сообщению субъективный характер и способствуют установлению коммуникативного контакта между ораторами и слушателями». В качестве таких средств выступают:

  • личные местоимения - первый источник субъективности в языке («я», «ты», «мы»);
  • глагольные формы наряду с личными местоимениями передают значение лица, отношение говорящего к адресату - «думаем», «проясним», «попробуем вместе»;
  • конструкции с вводными элементами («на мой взгляд», «мне кажется») выражают некоторое сомнение (это средства оценки, усиливающие контактность речи);
  • конструкции с использованием изъяснительных придаточных: «ясно, что...», «понятно, что...», «известно, что...».

Что касается устной речи, то анализ существующих работ и выступлений известных ораторов позволяет выделить десять факторов эффективной речи.

  • 1. Ясность. Ясной называют речь, содержание которой быстро и надежно воспринимается адресатом. Форма ясной речи идеально соответствует содержанию. Это придает речи убедительность: изложение построено логично и мотивировано. Именно ясность Аристотель считал главным качеством убедительной речи.
  • 2. Четкость речи. Необходимо тщательно следить за своей дикцией. Слова нужно произносить отчетливо, иначе возможны очень неприятные недоразумения. Нередко люди путают на слух звуки Г1 и Б, Т и Д, С и Ш. Только абсолютно правильная артикуляция всех звуков гарантирует, что вы будете верно поняты слушателями. Очевидно, что особое значение имеют адекватная интонация и нормативные ударения.
  • 3. Правильность речи. Правильность - соответствие речи принятым языковым нормам. Правильностью речи ведает ортология, куда входят орфография, пунктуация и орфоэпия - наука о правильном произношении.
  • 4. Лаконичность. Один из постулатов Грайса в свободном изложении звучит следующим образом: говори столько, сколько нужно, чтобы тебя поняли. Не говори лишнего.
  • 5. Точность. Отсутствие словесного мусора. Избегание двусмысленных слов и выражений. Точность - это прежде всего проблема выбора терминологии и определения всех существенных понятий.
  • 6. Уместность, целесообразность. Целесообразность - это качество речи, которое состоит в соответствии речи, избираемого языкового средства (из нескольких возможных) целям общения, особенностям адресанта и адресата, предмету речи.
  • 7. Полнота содержания. Главный признак - желание исчерпать все мыслительное поле вокруг данного предмета, перечисление и описание всех возможных версий.
  • 8. Корректность и любезность. Избегание категоричности в высказываниях.
  • 9. Наглядность и изобразительность речи.
  • 10. Эмоциональная выразительность речи. Под выразительностью речи понимают способность речи привлекать к себе внимание, а также удерживать его.

В свою очередь письменная речь предоставляет другую возможность - «затормозить», «заморозить» свою мысль и внимательно рассмотреть ее в форме отчужденного явления (письменного текста), что создает исключительную возможность интеллектуального развития личности и человечества. Не случайно с возникновением письменности человеческая культура выходит на совершенно новый виток своего развития - начинается период, который мы называем эпохой цивилизации, или историей в собственном смысле этого слова.

Сегодня письменная речь является основным носителем и передатчиком культурной информации. Все виды непрямого, дистанционного общения осуществляются средствами письменной речи. Важнейшей чертой письменной речи является то, что ее можно исправить, другими словами - откорректировать и отредактировать.

У письменного текста есть специфические средства воздействия. Это так называемая метаграфемика, в частности такие ее средства, как супраграфемика (выбор шрифтовых гарнитур, средств шрифтового выделения - курсива, подчеркивания, разрядки, использование заглавных букв, варьирование насыщенности и размера шрифта) и топографемика (способы размещения печатного текста на плоскости). Например, целый ряд шрифтовых гарнитур имеет отчетливые исторические ассоциации. Так называемые брусковые шрифты, итальянский и египетский, бывшие популярными в начале XX в., использовавшиеся для плакатов и сохранившиеся в логотипах ведущих советских газет («Правда», «Известия»), прочно ассоциируются с «народно-революционной» тематикой. Гарнитура «Елизаветинская» ассоциируется с дореволюционным прошлым России, особенно с XVIII в.; каролингский минускул воспринимается как отсылка к западноевропейскому средневековью и т.д. Другие шрифты могут иметь эмоциональные ассоциации - изящества и легкомысленности или, наоборот, солидности и основательности и т.д. Насыщенное начертание и крупные кегли иконически (т.е. на основании неслучайной ассоциации с передаваемой идеей) указывают на важность и/или громкость, а курсив в русском письменном языке имеет весьма сложный комплекс употреблений, в том числе и основанных на ассоциациях.

Диагональное расположение текста на плоскости (технически выполненное в виде наклонной строки или «лесенки») имеет несколько различных ассоциаций: в случае диагонального расположения от левого нижнего угла к правому верхнему - это идеи движения и стремительности; или небрежности и произвольности; или решительности («диагональ резолюции»); в случае размещения текста по диагонали от левого верхнего угла к правому нижнему прослеживается и нередко реализуется идея выбора («диагональ меню»).

Однако независимо от устной или письменной формы своего существования вербальные ресурсы коммуникации существуют в виде текста, обладающего специфическими характеристиками и возможностями воздействия. При этом текст является той формой вербальной коммуникации, в которой устная речь сначала фиксируется письменно на уровне «источника», а затем требует расшифровки и обратного превращения в устную речь на уровне «получателя». При этом, в отличие от высказанного устно, истолкованию письменных текстов больше неоткуда ждать помощи. Сказанное устно в очень большой степени само себя истолковывает: при помощи манеры, тона, тембра и т.д., а также тех обстоятельств, при которых оно было сказано .

Вместе с тем отделение текста от говорящего, вычленение текста из контекста лишает его коммуникативной направленности. М. Бахтин, критикуя структурализм в лингвистике за подход к изучению языка в отрыве от речи, реальных коммуникативных контекстов, утверждал, что «ближайшая социальная ситуация и более широкая социальная среда всецело определяют - притом, так сказать, изнутри - структуру высказывания» .

Специфика текста как коммуникативной единицы проявляется в его структуре, форме и содержании, но реализуется только в процессе коммуникации. Именно направленность и цель создания того или иного текста определяют в конечном счете его структуру: «слово ориентировано на собеседника, ориентировано на то, кто этот собеседник: человек той же социальной группы или нет, выше или нижестоящий (иерархический ранг собеседника), связанный или не связанный с говорящим какими-либо более тесными социальными узами (отец, брат, муж и т.п.). Абстрактного собеседника, так сказать человека в себе, не может быть; с ним действительно у нас не было бы общего языка ни в буквальном, ни в переносном смысле» .

Не только направленность текста и представления о его адресате, но и ситуация его порождения важна для понимания его коммуникативной природы. В процессе коммуникации текст рассматривается как основная его единица. В рамках лингвистического подхода текст рассматривается как совокупность синтагматических, или линейных логических отношений, которые устанавливаются между словами непосредственно при их использовании в тексте и объединяют их в предложения и фразы. В отличие от него коммуникативный подход к тексту рассматривает его как единицу общения, неотрывную от процесса коммуникации. В работах Т. М. Дридзе многократно фокусируется внимание на положении о том, что коммуникация осуществляется в форме обмена действиями порождения и интерпретации текстов. Текст, в отличие от лингвистической трактовки, рассматривается не как единица речи и языка, а как единица коммуникации, являющая собой системно организованную иерархию коммуникативно-познавательных программ, цементирующуюся общей концепцией или замыслом (коммуникативной интенцией) партнеров по общению .

Рассматривая текст как иерархию коммуникативно-познавательных программ, Дридзе выделяет в тексте макроструктуру и микроструктуру. Макроструктура - это иерархия смысловых блоков разного порядка (предикаций). Предикации первого порядка - те языковые средства, которые передают основную идею сообщения. Другие предикации используются для передачи описательной части сообщения, трактовки, аргументации и «окрашивания» предикации первого порядка. Микроструктура представляет собой полный набор внутритекстовых связей между опорными смысловыми узлами текста всех порядков, которые образуют логико-фактологическую цепочку, смысловой стержень текста.

По мнению Г. В. Колшанского, коммуникативный аспект текста определяется тем, что текст является «неделимой» единицей коммуникации, т.е. смысловой коммуникативной законченностью обладает лишь текст в целом. Хорошо известно его положение о том, что если слово обозначает (номинация), предложение устанавливает (пропозиция), то текст обобщает (информация). Именно на уровне текста сливаются воедино все единицы с их подчиненными функциями и раскрываются в единой функции, а следовательно, и в самой сущности языка - коммуникации Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984.

  • Колшапский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. М.:Наука, 1984.
  • Общение - явление многоплановое. Одна из его составляющих - речь. Классификация речи поэтому достаточно сложна и имеет много разных оснований. Рассмотрим же основные из них.

    Какой она бывает

    Классификация видов речи может существовать согласно форме, в которой происходит обмен информацией. То есть, речь бывает устной (при помощи звуков) либо письменной (с использованием специальных символов).

    Если ориентироваться на число участников коммуникации, то ее можно поделить на монологическую, диалогическую и полилогическую. Стиль речи зависит от того, в какой сфере общения она функционирует, и может быть научным, публицистическим, официально-деловым, художественным или разговорным.

    Классификация форм речи по композиционно-структурным признакам, а также по содержательно-смысловым относит любой ее тип либо к описанию, либо к повествованию, либо к рассуждению. Рассмотрим более подробно каждое из данных делений.

    Язык и речь. Устная и письменная речь

    Под устной речью (форма, противопоставляемая письменной ее разновидности) подразумевается речь произносимая, то есть звучащая. Она относится к первичным формам существования любого языка.

    Под письменной понимается та речь, которая изображена на физическом носителе - бумаге, полотне, пергаменте и т. п. с использованием графических знаков письменности, предназначенных специально для этого. Исторически она появилась позже относительно устной.

    Форма, в которой главным образом существует русский язык, называется литературной речью. Главный признак ее - сознательное использование средств общения с ориентацией на соблюдение конкретных норм и правил. Приводятся они в справочниках, словарях и учебных пособиях. Обучение нормам ведется в школе, культурных учреждениях и СМИ.

    В условиях реальных коммуникаций письменная и устная речь постоянно пересекаются, взаимодействуют и проникают одна в другую. Часть жанров, относящихся к письменной речи, впоследствии озвучивается - это ораторские выступления (в том числе уроки речи) или драматургия. Литературное произведение очень часто содержит в себе подобные образцы в виде монологов и диалогов действующих лиц.

    Чем хороша устная речь

    Важнейшим преимуществом устной речи перед письменной является возможность моментальной передачи информации. Различие между этими двумя формами заключается еще и в том, что устный диалог чаще всего позволяет участникам видеть друг друга и корректировать содержание и форму произносимого в зависимости от реакции собеседника.

    Рассчитанная на восприятие человеческим ухом, устная речь не нуждается в точном буквальном воспроизведении. В случае же такой необходимости приходится использовать определенные технические средства. Произносится при этом все "набело", без предварительных поправок.

    Общаясь письменно, автор речи не имеет возможности осуществлять обратную связь со своим адресатом. Поэтому реакция последнего мало на что влияет. Читающий впоследствии имеет возможность возвращаться к отдельным постулатам любое количество раз, а пишущий располагает временем и средствами корректировать и дополнять написанное.

    Преимуществом письменного общения является более точное и фиксированное изложение информации, возможность передачи ее в будущие времена. Письменная речь служит основой научной и любой деловой деятельности.

    Другие ее особенности...

    В качестве материальной формы, воспроизводимой на письме с использованием букв алфавита, в устной речи служат звуковые волны, испускаемые человеческим речевым аппаратом. Благодаря этому ей присуще всё богатство интонационных возможностей. Средства формирования интонации - это интенсивность, темп разговора, звуковой тембр и т. п. Многое в ней зависит от чёткости произношения, расстановки логических ударений, длительности пауз.

    Важные характеристики устной речи - спонтанность, многоканальность и необратимость. Зарождение мысли и ее высказывание при этом происходит практически одновременно. В зависимости от речевого опыта оратора и прочих обстоятельств устной речи может быть присуща плавность либо прерывистость, фрагментарность.

    ...и виды

    Ориентируясь на реакцию слушателей, произносящий может выделить наиболее важные моменты, использовать комментарии, уточнения и повторы. Данные особенности больше всего характеризуют неподготовленную устную речь. Классификация речи по этому признаку противопоставляет ей другую - подготовленную, существующую в виде лекций либо докладов.

    Для этой формы характерна четкая структура, продуманность. В спонтанно произносимом тексте, характерном для неподготовленной устной речи, много пауз, повторений отдельных слов и звуков, не несущих никакого смысла (типа "э-э-э", "вот", "значит"), намеченные к произнесению конструкции порой срываются. В такой речи больше речевых ошибок, коротких, неполных и не всегда правильных предложений, меньше причастных и деепричастных оборотов.

    По функциональным разновидностям виды устной речи также различаются. Она может быть научной, публицистической, художественной, разговорной, а также применяемой в официально-деловой сфере.

    О письменной речи

    Письменная речь не предназначена конкретному собеседнику и зависит полностью от пишущего. Как уже было отмечено, возникла она на исторически более позднем этапе развития человечества и существует в виде искусственно созданной знаковой системы, разработанной для того, чтобы зафиксировать произносимые звуки. То есть, знаки для обозначения издаваемых звуков служат ее материальными носителями.

    В отличие от устной, письменная речь не только служит для непосредственного общения, но и позволяет усвоить и воспринять знания, накопленные на протяжении развития всего человеческого общества. Такая речь является средством коммуникации в случаях невозможности непосредственного диалога, когда собеседников разделяет время либо пространство.

    Признаки письменной речи

    Обмениваться посланиями в письменной форме начали уже в древние времена. В наши дни роль письменности снижена с развитием современных технологий (например, телефона), но с изобретением Интернета, а также факсимильных сообщений формы такой речи вновь оказались востребованными.

    Основным свойством ее можно считать способность долгосрочного хранения передаваемой информации. Основной признак использования - строго регламентированный книжный язык. Главными единицами письменной речи служат предложения, задача которых - выразить логические смысловые связи достаточно сложного уровня.

    Именно поэтому в письменной речи всегда присутствуют хорошо продуманные предложения, характеризуется она закрепленным порядком слов. Такой речи не присуща инверсия, то есть применение слов в обратном порядке. В отдельных случаях это и вовсе недопустимо. Ориентируется письменная речь на визуальное восприятие, в связи с чем четко структурирована - страницы имеют нумерацию, текст поделён на параграфы и главы, используются разные виды шрифтов и т. п.

    Монолог и диалог. Примеры и суть понятий

    Классификация речи по количеству участников была предпринята еще в древние времена. Деление на диалоги и монологи применялось в таких сферах, как логика, риторика, философия. Термин "полилог" возник в конце 20 века и обозначает разговор с участием числа лиц больше двух.

    Такой форме, как диалог, свойственно попеременное высказывание обоих собеседников в непосредственной связи с конкретной ситуацией. Сами высказывания при этом называются репликами. По смысловой нагрузке диалог представляет собой обмен мнениями, зависящими от друг от друга.

    Диалог целиком и любая из его частей может восприниматься как отдельный текстовый акт. Структура диалога включает в себя части, именуемые зачином, основой и концовкой. В качестве первого из них используются общепринятые формы речевого этикета, приветствие или вводная реплика в виде вопроса или суждения.

    Каким бывает диалог

    Основная часть может быть от совсем краткой до очень длинной. Любой диалог имеет свойство быть продолженным. В качестве концовки используются реплики согласия, ответа или стандартного речевого этикета ("до свидания" или "всего доброго").

    В сфере разговорной речи диалог считается бытовым и ведётся с использованием разговорной лексики. Тут допускается не самый удачный выбор слов, повторы, отступление от литературных норм. Такому диалогу свойственны эмоции и экспрессия, неровность, разнообразие тем, отклонение от основной линии обсуждения.

    В литературных источниках также встречается диалог. Примеры - общение героев, роман в письмах или подлинная переписка исторических лиц.

    Он может быть, как информативным, так и не очень. В последнем случае - состоит преимущественно из речевых форм и не содержит полезных сведений. Для информативного диалога характерна потребность в общении с целью получения новых данных.

    Поговорим о монологах

    Что такое монолог? Примеры его встречаются не реже. Этим термином обозначают высказывание кого-либо в развернутой форме, предназначенное для себя или других и имеющее некую организованность в смысле композиции и законченности. В художественном произведении монолог может стать составным компонентом или самостоятельной единицей - например, в форме моноспектакля.

    В общественной жизни в форме монолога практикуются речи ораторов, лекторов, выступления дикторов радио и телевидения. Монологи больше всего характерны для книжной речи в устной форме (выступления в судах, лекции, доклады), он же может и не иметь своим адресатом конкретного слушателя и не предполагать ответной реакции.

    По цели высказывания данная форма речи относится либо к информационной, либо к убеждающей, либо к побуждающей. Информационная - это передающий знания монолог. Примеры - всё те же лекции, доклады, отчёты или выступления. Речь убеждающего свойства ориентирована на эмоции тех, кому предстоит ее слушать. Это поздравления, напутствия и т. п.

    Побуждающая речь, как видно из названия, призвана сподвигнуть слушателей на определённые действия. В качестве примера можно привести призывы, протесты и речи политиков.

    Полилог - что за зверь?

    Классификация стилей речи с недавних пор (конец прошлого столетия) пополнилась понятием полилога. Даже среди лингвистов оно еще не вошло в широкий обиход. Это разговор нескольких лиц сразу. Ситуативно он ближе к диалогу, так как объединяет слушающих и говорящих. Существует полилог в формах дискуссий, бесед, игр, собраний. В нём происходит обмен информацией, вносимой каждым, и все в курсе того, о чём идёт речь.

    Правила, по которым строится полилог, следующие: говорить участникам предписывается убедительно и достаточно кратко, все, кто составляет его, обязаны следить за сюжетом обсуждения и быть внимательными, принято задавать вопросы и уточнять непонятные моменты, а также вносить необходимые возражения. Вестись полилог должен в корректной и дружелюбной форме.

    Разные типы текстов

    По выполняемым функциям также существует различная речь. Классификация речи по данному признаку делит ее на тексты с отражением фактической действительности и те, которые содержат мысли и рассуждения об этом. В зависимости от значения, любой из них можно отнести к повествовательному, описательному и относящемуся к рассуждениям.

    В описаниях изображается какое-либо явление с перечислением признаков, ему присущих. Оно может быть портретным, пейзажным, интерьерным, бытовым, научным и т. д. Ему присущи статичность, и построено оно на главной отправной точке, содержащейся в самом предмете или его отдельной части. Мысль развивается за счет добавления к сказанному новых признаков.

    Тип, именуемый повествованием, представляет собой рассказ о событиях и действиях, происходящих на протяжении какого-то времени. Композиция его включает в себя завязку с последующим развитием, продолжение, кульминацию и заканчивается развязкой.

    Под рассуждением понимаются изложенные в словах подтверждения и разъяснения определённой мысли или высказывания. Композиция обычно состоит из тезиса, приводимых его доказательств и заключительных выводов.

    ...и стилей

    Современная лингвистика упорядочила само понятие "речь". Классификация речи в зависимости от цели общения, как уже упоминалось в начале статьи, сведена к пяти различным речевым стилям (повседневному или разговорному, научному, официально-деловому, публицистическому и художественному). Так, разговорный стиль задействован главным образом в быту и в повседневных коммуникациях. Для него характерна устная речь с преобладанием диалогов.

    В области научно-технической сферы с описанием различных теорий и технологий преобладает научный стиль - строго выверенный и не допускающий вольных оборотов. Официально-деловой применяется в законодательной сфере и при любом виде формального общения. Для него характерны множество фиксированных конструкций, значительное преобладание письменный речи, большое число монологов (докладов, лекций, выступлений, судебных речей).

    Для общественно-политической сферы всегда применялся и применяется стиль публицистический, существующий зачастую в форме ярких эмоционально окрашенных монологов побуждающего характера.

    Художественному стилю подвластна сфера искусства. Здесь правит бал многообразие выражений, богатство форм и языковых средств, строгие официальные конструкции здесь практически не встречаются.

    Выбор жанров и стилей диктуется содержанием речи и видом ее коммуникативной направленности, проще говоря - целью общения. Именно от них зависят те приемы, которые будут использоваться в диалоге или монологе, а также композиционная структура каждой конкретной речи.

    Различия между устной и письменной речью не ограничиваются лишь способом кодирования; устная и письменная речь различаются и по механизмам их порождения, по преимущественному использованию тех или иных языковых средств, по выразительным возможностям.

    Устная речь первична по отношению к письменной - и исторически, и в процессе реализации письменного текста. Однако взаимоотношения устной и письменной речи в жизни современных людей весьма сложны: наблюдается возрастание роли речи письменной и влияние последней на устную речь, что не всегда приводит к ее обогащению. OQ

    Сравним эти два вида речи.

    а) По степени употребительности явно преобладает устная речь; однако количество зафиксированных устных текстов (звукозаписи) пока невелико по сравнению с письменными текстами - книгами, журналами, рукописями и пр. Письменная речь всегда принималась как правильная, образцовая, и ее изучали языковеды; устная речь стала изучаться сравнительно недавно.

    б) По характеру порождения устная речь всегда менее подготовлена, чем письменная, в ней больше непосредственности, стихийности, больше случайного.

    Письменная речь - это обычно речь подготовленная. Она более строга, сложна по форме и более полна по содержанию, она последовательно подчинена литературной норме; в ней четче и точнее выбор слов, крупнее и сложнее предложения и т. д. В устной речи синтаксис проще, часто встречаются оговорки, повторы, эллипсисы, междометия, незаконченные и присоединительные конструкции и пр.

    в) Устная речь обладает средствами звуковой выразительности: интонацией, темпом, высотой и тембром, паузами, логическими ударениями, силой звучания. Кроме того, устная речь может сопровождаться жестами, мимикой. Письменной речи все это несвойственно, и потому она менее выразительна, чем речь устная (в какой-то степени эти недостатки восполняются использованием знаков препинания, кавычек, шрифтовых выделений - курсива, петита и^пр.).

    г) Различны и нормы устной и письменной речи: к устной речи предъявляются орфоэпические требования, к письменной - орфографические, пунктуационные, а к рукописному варианту также каллиграфические.

    В современном обществе наблюдается быстрое развитие варианта устной речи, опирающейся на письменную (озвученная письменная речь): доклады, выступления, телепередачи, звуковые письма и прочие тексты, которые до их устной реализации, как правило, составляются письменно и поэтому обладают многими свойствами письменной речи: подготовленностью, полнотой и правильностью, сохраняя при этом достоинства устной речи - звуковую выразительность, мимику и жесты.

    Что такое речь?

    1 класс

    Тема. «Речь устная и письменная».

    Цель. Сформировать понятие о двух формах речи – устной и письменной.

    Оборудование. Карточки с терминами; магнитофон; аудиозапись «Птичьи голоса»; рисунки, иллюстрирующие термины «устная» и «письменная речь».

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    II. Сообщение темы урока

    Учитель. Ребята, хотите поиграть? Тогда во время моего чтения постарайтесь представить картину происходящего.

    Учитель читает стихотворение Виктора Лунина «Капли и цапли»:

    Капают, капают
    На болото капли,
    Бегают, бегают
    По болоту цапли.
    Капли хватают –
    Никак не поймают.
    Никак не поймают,
    Отчего – не знают.
    Стукнет капля по воде –
    Глядь, и нет ее нигде,
    Лишь болото да вода.
    – Капли, капли! Вы куда?
    Горько плачут цапли:
    – Утонули капли!

    – Понравилось ли вам стихотворение?

    Дети. Да.

    У. Вокруг нас постоянно раздаются какие-нибудь звуки. Одни раздражают нас, другие ласкают наш слух, а многие звуки мы порой совсем не замечаем. И все эти звуки, если постараться, можно передать. Предлагаю вам сейчас отправиться в путешествие в самый прекрасный мир – мир звуков.

    III. Работа по теме урока

    У. Давайте изобразим все, что происходит на болоте. Девочки будут изображать звук падающих капель дождя стуком пальчиков по парте. Мальчики топотом ножек – как бегают цапли, а хлопками ручек – как они ловят капли.

    – Представьте, что за нашими действиями кто-нибудь наблюдал через стекло окон. Смог бы этот человек понять, о чем идет речь?

    Д. Нет. Он не слышал словесную формулировку.

    У. Ребята, тс-с-с... Прислушайтесь...

    Учитель читает стихотворение:

    С утра, спозаранку
    Я слышу во сне,
    Как с улицы звуки
    Стучатся ко мне:
    Шаги почтальона,
    Шуршанье газет,
    И ветра, и веток
    Привет и ответ,
    Подков лошадиных
    Размеренный звон,
    Скрипучих повозок
    Кряхтенье и стон,
    И голос молочницы
    Издалека,
    И грохот бидонов,
    И плеск молока.
    Я слышу мычание
    Сонных коров –
    Как будто дыханье
    Далеких лугов.
    Когда прогоняют
    Овец под окном –
    Мне слышится эхо
    В овраге лесном...
    Но звуки все громче –
    Лай, щебет, возня,
    И солнце сквозь ставни
    Находит меня
    И шепчет:
    «Глаза поскорее протри!
    Довольно подслушивать.
    Встань и смотри!»

    – Что вы услышали? Какие звуки нарушили сон автора?

    Дети отвечают.

    – Давайте попытаемся передать все эти звуки во время чтения стихотворения «Утренние звуки».

    Идет инсценирование стихотворения.

    – Какие утренние звуки с улицы стучатся к вам? Изобразите их, а мы попытаемся определить их хозяина.

    Дети изображают звуки.

    – Кто испытывал затруднения во время игры? Почему?

    Дети отвечают.

    Ясность мысли всегда связана с четкой словесной формулировкой. А сейчас на некоторое время мысленно перенесемся в июльский день. Вы в лесу. Вокруг вас мир ярких красок. И вдруг...

    – Понравилась ли вам прогулка в летнем лесу? В чем прелесть этого момента? Какие картины вы мысленно себе нарисовали? Как вы думаете, так ли беспечна и радостна жизнь наших пернатых друзей? Какую роль играют птицы в природе? Нуждаются ли птицы в помощи людей? Какую роль играют для птиц издаваемые ими звуки? Удалось ли вам определить, о чем пели птицы?

    Дети отвечают на поставленные вопросы.

    – Постарайтесь представить героя стихотворения Саши Черного «Воробей» и изобразить его действия.

    Воробей, мой воробышка!
    Серый, юркий, словно мышка.
    Глазки – бисер,
    Лапки – врозь,
    Лапки – боком,
    Лапки – вкось...
    Прыгай, прыгай, я не трону –
    Видишь, хлеба накрошил...
    Фурх! Удрал... какой нахал!
    Съел все зерна,
    Съел все крошки –
    И спасибо не сказал.

    – Почему воробей не сказал спасибо?

    Д. Он не умеет говорить.

    У. Предлагаю игру «Закончи предложения».

    На доске:

    – Что такое речь?

    Д. То, что произносит человек.

    речь .

    – Для чего речь нужна человеку, если можно общаться при помощи мимики, жестов, звукоподражания?

    Выслушиваются рассуждения детей.

    – Речь имеет общественно-историческую природу. Люди всегда жили и живут коллективно, в обществе. Общественная жизнь и коллективный труд людей вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакт друг с другом, воздействовать друг на друга. Это общение осуществляется при помощи речи. Благодаря речи люди обмениваются мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях.
    Что произносит человек, открывая рот?

    Д. Звуки.

    У. Во что складываются эти звуки?

    Д. В слова.

    У. Общаясь друг с другом, люди употребляют слова, пользуются правилами того или иного языка. Многие мысли и действия невозможно выразить без слов.

    На доске появляется карточка со словом слово .

    – Писатель Шибаев пишет:

    Слова, слова, слова...
    Всему название дано –
    И зверю, и предмету.
    Вещей вокруг полным-полно,
    А безымянных нету.

    И все, что может видеть глаз, –
    Над нами и под нами
    И все, что в памяти у нас,
    Означено словами.

    – Что образуют слова, связанные по смыслу?

    Д. Предложения.

    На доске появляется карточка со словом предложение .

    У. В далекие-далекие времена люди не умели писать и читать. Но умели сочинять прекрасные песни, сказки, различные другие истории. И некоторые из них сохранились до наших дней. Как им это удалось?

    Д. Люди пересказывали их.

    У. В старину всю информацию люди передавали из уст в уста. От бабушек и дедушек к детям, от детей – внукам, и так от поколения к поколению.
    Во время урока для высказывания и доказательств своих суждений мы использовали работу губ, языка, гортани.
    Вся информация шла из уст в уста. Мы использовали устную речь.

    устная речь .

    – Шло время. Люди стали пытаться различными знаками обозначать устную речь на письме. Так в жизни человека возникла другая форма речи.

    На доске появляется карточка со словами письменная речь .

    – Что необходимо для письменной речи?

    Д. Знать буквы и уметь записывать слова.

    У. Вот мы и построили схему.

    На доске:

    – Что вы можете рассказать по этой схеме?

    Д. Речь бывает устная и письменная. Она состоит из предложений, которые образованы с помощью слов.

    У. Почему к карточкам слово и предложение стрелки подходят с двух сторон?

    Д. И устная, и письменная речь состоит из слов и предложений.

    IV. Закрепление пройденного материала

    У. О какой речи напоминают эти загадки?

    Поле белое, овцы черные.

    Д. Бумага и буквы. Это письменная речь.

    У. Белый камешек растаял,
    На доске следы оставил.

    Д. Мел.

    – Это письменная речь.

    У. Без языка живет.
    Не ест и не пьет,
    А говорит и поет...

    Д. Радио. Это устная речь.

    У. Лист бумаги по утрам
    На квартиру носят к нам.
    На одном таком листе
    Много разных новостей.

    Д. Газета. Это письменная речь.

    У. Какой речью пользуются люди, изображенные на рисунках?

    На доске – четыре иллюстрации:

    1. Два товарища беседуют.
    2. Ученик пишет на доске.
    3. Ученица отвечает у доски.
    4. Женщина читает письмо.

    – Приведите примеры других ситуаций использования устной и письменной речи.

    Дети отвечают.

    V. Итог урока

    У. Для чего нам нужна речь?

    Ответы детей.

    – Ребята, на нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение говорить, общаться друг с другом при помощи слова. И мне очень бы хотелось, чтобы вы его использовали только для блага окружающих. Старайтесь быть интересными собеседниками, слушателями, активными читателями.