Эсминцы 7 серии. История трагедии эсминца

Эсминцы 7 серии. История трагедии эсминца "сокрушительный". Ходовые качества: перегрузка, остойчивость, мореходность

Шарнхорст > Время реакции быстрее, приборы точнее, устраняется лишний элемент схемы в лице наводчина непосредственно на ТА
Если я правильно понимаю, ты говоришь про центральное управление огнем. "Элемент схемы в лице наводчика непосредственно на ТА" - это местное управление, если я правильно понимаю. Разве у "семерок" управление огнем было местным, а не центральным? У них же был Центральный Автомат Стрельбы, который использовался и для управления артиллерийским огнем, и для управления торпедной стрельбой?

Шарнхорст > От отсталости весь ТА и поворачивали. Силовых приводов делать не умели, угол поворота прибора Обри - тоже.
Что означает термин "силовые приводы"?
Прибор Обри - это прибор шпиндельного ввода? На подводных лодках СССР приборов шпиндельного ввода тоже не было?
Как наводили ТА - на фиксированные углы, или на любой курсовой угол в секторе обстрела? Как поворачивали ТА - вручную или с помощью сервоприводов?

Шарнхорст > Для наших - абсолютно не имела. Как и сами ТА в целом. Я считаю, надо было их вообще снимать для облегчения кораблей, хоть какого-то улучшения мореходности и усиления МЗА.
Как я знаю, что-то подобное сделали союзники под названием "эскортные миноносцы". Но до войны ничего подобного никто не строил.

Полл >> Как вы отнесетесь к идее использовать заряжаемые ТА с изменяемым углом вертикальной наводки для стрельбы глубинными бомбами?
Шарнхорст > Само собой, отнесусь отрицательно. Вы пробовали прикинуть, насколько увеличится вес такого "торпедного аппарата"?
Я конечно понимаю, что сейчас - не времена в ВМВ, но вот например пусковая неподвижная и пусковая поднимающаюся сейчас даже индексом не различаются:

В принципе, для данной задачи не требуется наведение по вертикали, как ты сам сказал ранее - достаточно иметь систему, способную поднять пусковую на фиксированный угол.

Полл >> Тогда как по вашему, отвечала ББ-1 общемировому уровню на время своего появления?
Шарнхорст > Судя по всему - да, соответствовала.
Ок, спасибо. Тогда буду ждать информации от Кэпа по ней.

Шарнхорст > Абсолютно нереально. Это совершенно новая АУ, создать которую в нашей стране во время войны было невозможно в принципе - разработки для флота велись по остаточному принципу. Не случайно, первая универсальная 130-мм АУ появилась только на кораблях проектов 41 и 56, в середине 50-х.
Тогда прошу откомментировать данный отрывок:

В ноябре 1929 года был представлен эскизный проект с длиной ствола орудия в 45 калибров. ...

Проектом предусматривалось: гильзовое заряжание, горизонтальный клиновой затвор с полуавтоматикой по типу 180-мм пушки Б-1-К, гидропневматический досылатель броскового типа (близкий по конструкции к Б-7) и ручная досылка заряда в гильзе. В целом проект одобрили, но 23 января 1930 года УВМС решило внести в него ряд изменений: увеличить скорострельность с 12 выстрелов в минуту до 14, заменив ручные приводы наведения электрическими, с муфтами Дженни и др.

Доработка проекта, чертежей и изготовление опытного образца завод должен был завершить к началу марта 1932 года.

Но овторилась история 1912 года: опять командование флота погналось за дешевизной. В результате заставили конструкторов последовательно заменить гильзовое заряжание на картузное, полуавтоматический клиновой затвор на поршневой системы Виккерс, электрические приводы наведения на ручные и т.д.
_________________________________________________________
То есть техническая возможность получить универсальное орудие к ВМВ была?

В китайских городах Циндао и Рушань сохранились старые советские проекта 7 - известные военно-морским историкам как легендарные советские «семерки», которые используются сейчас в качестве кораблей-музеев.

Эсминцы этого типа обессмертили себя благодаря участию в Великой Отечественной войне. В 1955 году четыре таких корабля из состава Тихоокеанского флота СССР были переданы дружественному Китаю. Один позже был сдан на слом, а последний - четвертый - корабль был передан городу Далянь как учебный корабль для военно-морского института.

Военно-Морские Силы Китая 14 января 1955 года получили первые два советских эсминца проекта 7. Они были переименованы в честь маньчжурских городов. Эсминцы «Ретивый » и «Решительный » получили новые имена: «Цзилинь » и «Чанчунь ». Два следующих корабля - «Рекордный » и «Резкий» были переданы Китаю 6 июля 1955 года и переименованы в «Аньшань » и «Фушунь » соответственно. Все эсминцы этого типа бережно сохранялись китайскими моряками и благополучно дожили до конца 80-х годов. Но вскоре эсминец «Фушунь » был сдан на слом и был разобран на судоремонтном заводе в провинции Цзен Су.

Все «дальневосточные» эсминцы проекта 7 в августе 1945 года входили в состав 1-го дивизиона эскадренных миноносцев отряда легких сил и принимали участие в боевых действиях против Японии на Тихом океане. В начале 50-х годов прошли капитальный ремонт и модернизацию с установкой новых радиолокационных станций и трехногой фок-мачты. Очередную модернизацию эсминцы прошли в Китае в период с 1971 по 1974 год. В ходе переоборудования на кораблях были демонтированы торпедные аппараты, а на их месте были размещены по две спаренных пусковых установки для противокорабельных ракет «Хайин-22», которые являются аналогом советских противокорабельных ракет типа П-15. Устаревшие зенитные пушки были заменены четырьмя спаренными артиллерийскими установками В-11 калибра 37 мм.

Из трех эсминцев проекта 7, которые остались, лучше всего сохранился эсминец «Ретивый », который был выведен из состава флота в 1986 году и с 19 сентября 1991 года под наименованием «Тайюань » (бортовой номер 104) установлен в городе Далянь как корабль-музей на территории местного военно-морского института.

Эсминец «Рекордный » после исключения из состава флота в 1986 году был перебазирован в Циндао и с 24 апреля 1992 года является экспозицией местного военно-морского музея.

Эсминец «Решительный » был куплен городом Рушань, провинция Шандунь в августе 1990 года для использования его в качестве , но, к сожалению, до сих пор никакие работы на корабле «Чанчунь» не ведутся, поэтому легендарный эсминец постепенно стареет, превращаясь в груду железа.

фотографии эсминцев проекта 7

эсминцы проекта 7 в походе

эсминец «Аньшань» в боевом походе



эсминец «Тайюань» в качестве корабля-музея


130 мм пушка эсминца «Тайюань»

К началу 1930-х годов в составе Военно-Морских сил (ВМС) РККА было всего семнадцать эскадренных миноносцев - «новиков»:

12 единиц на Балтийском море;

5 единиц на Чёрном море.

Такие эсминцы, построенные еще перед Первой мировой войной, не могли решать с высокой эффективностью расширившиеся боевые задачи кораблей своего класса. Поэтому в июле 1931 года Совет Труда и Обороны СССР принял решение предусмотреть в очередной программе военно-морского строительства форсированное создание новых эскадренных миноносцев. Для этих целей было создано Центральное конструкторское бюро спецсудостроения (ЦКБС-1).

Эскадренные миноносцы проекта 7, также известные как тип «Гневный», - тип эскадренных миноносцев так называемой «сталинской серии», строившихся для Советского Военно-Морского Флота во второй половине 1930-х годов, один из самых массовых типов эскадренных миноносцев в истории российского и советского флотов. Самые массовые советские эскадренные миноносцы 1920-х-1930-х годов.

Всего было заложено 53 единицы. Из них 28 были достроены по первоначальному проекту. 18 были достроены по проекту 7У. 6 были разобраны на стапеле. Один («Решительный») затонул при буксировке после спуска на воду и не был достроен.

Проект 7

В ЦКБС-1 началось проектирование «серийного ЭМ», которому присвоили обозначение «проект 7». В 1932 году в Италию под руководством главного инженера ЦКБС-1 Никитина В. А. была командирована комиссия «Союзверфи», которая остановила свой выбор на крупнейшей судостроительной фирме «Ансальдо», имевшей многолетний опыт проектирования быстроходных ЭМ и КРЛ. Комиссия ознакомилась с новейшими итальянскими эсминцами и документацией строящегося ЭМ типа «Мистрале», который стал ближайшим прототипом при разработке проекта «7».

21 декабря 1934 года общий проект «серийного эсминца» был утверждён постановлением Совета Труда и Обороны. Общее количество кораблей, подлежащих строительству по утвержденному проекту, не раз изменялось (в сторону увеличения), в результате планировалось сдать флоту 21 корабль в 1937 году, и еще 32 в 1938 году. Из этих 53 эсминцев 21 корабль предназначался для Балтийского и Северного флотов, 10 - для Черноморского флота и 22 - для Тихоокеанского флота.

Строительство кораблей предусматривалось на заводах № 189 ССЗ им. Орджоникидзе и № 190 ССЗ им. Жданова в Ленинграде, и заводах № 198 ССЗ им. Марти и № 200 ССЗ им. 61 Коммунара в Николаеве.

Сравнение с зарубежными эсминцами подтверждает, что при проектировании новой серии эскадренных миноносцев был достигнут значительный прогресс и корабль по своим боевым качествам не уступал лучшим зарубежным образцам того времени, а по дальности стрельбы орудий главного калибра и скорости значительно превосходил их.

Мощное артиллерийское вооружение, совершенные приборы управления огнем, неплохие торпеды и приличная скорость хода. Энергетическая установка при всех своих минусах зарекомендовала себя более надежной, чем у германских эсминцев. Но главная заслуга наших конструкторов и кораблестроителей в том, что столь крупная серия кораблей все же была построена, и построена своевременно. Именно "семерки" обновили надводный флот и вывели советский ВМФ на качественно новый уровень.

Проект 7-У

13 мая 1937 года британский эскадренный миноносец «Хантер», нёсший патрульную службу поблизости от порта Альмерия и выполнявший функции наблюдателя за ходом боевых действий враждующих сторон (в Испании шла гражданская война), был подорван на дрейфующей мине.

В августе 1937 года на совещании Комитета обороны в Москве был упомянут случившийся с «Хантером» инцидент. Была проанализирована ситуация, когда корабль с линейным расположением котельно-турбинной установки в результате единственного попадания снаряда, мины или торпеды, мог потерять ход. В результате, проект 7, имевший такую же схему энергетической установки, был назван «вредительским». 14 уже спущенных на воду кораблей проекта 7 было приказано переделать, а остальные — разобрать на стапелях.

Проект улучшенного проекта 7-У был разработан совместно конструкторскими бюро ЦКБ-17 (до октября 1936 года — ЦКБС-1) и Северной судостроительной верфи им. А. Жданова (главный конструктор — Лебедев Н. А.). Окончательный проект Наркомат ВМФ утвердил 29 августа 1938 года.

Первоначально планировалось перезаложить абсолютно все корабли проекта 7. Однако, к счастью, заместителю наркома оборонной промышленности Тевосяну И. Ф. удалось убедить комитет достроить 29 эсминцев по проекту 7 и лишь следующие 18 перезаложить по проекту 7У. Последние 6 строившихся единиц, находившихся в низкой степени готовности, решили разобрать.

Таким образом, в течение 1938-1939 годов 18 корпусов эсминцев проекта 7, находившихся на стапелях ленинградских заводов имени Жданова и Орджоникидзе, и николаевского имени 61 коммунара, были перезаложены по проекту 7-У. Для этого почти готовые корпуса проекта 7 пришлось частично демонтировать. Были убраны ряд конструкций в районе машинно-котельных отделений. В результате корабли проекта 7-У вошли в состав только двух флотов — Балтийского и Черноморского.

Дальневосточные эсминцы, из-за напряженного режима работы и слабой производственной базы во Владивостоке и Комсомольске-на-Амуре были достроены по проекту 7.

Головным эсминцем проекта 7-У стал «Сторожевой». В ходе заводских испытаний, состоявшихся осенью 1939 года, выявилась значительная перегрузка корабля и, как следствие, — его пониженная остойчивость. Работы по устранению (остойчивость повысили за счет укладки твёрдого балласта), а также ликвидация множества обнаруженных дефектов затянули завершение испытаний более чем на год. В результате, к началу Великой Отечественной войны судостроители успели сдать заказчику лишь половину всех из 18 заявленных кораблей проекта 7-У: 8 на Балтике и 1 на Чёрном море. Остальные 9 экстренно достраивали и испытывали уже в боевых условиях.

Тактико-технические характеристики

Корпус

Главным отличием эсминца проекта 7-У была компоновка машинно-котельных отделений. Появившийся четвёртый котёл и увеличенные их габариты, в результате чего котлы не умещались внутри корпуса, привели к тому, что котлы возвышались над главной палубой примерно на 2 метра, съедая объём центральных надстроек.

Корпус был сделан из маломарганцовистой стали толщиной 5—10 миллиметров. Большая часть соединений была клепаной, хотя стрингеры, часть верхней палубы и ряд других элементов имели сварную конструкцию. В ходе войны был выявлен серьезный недостаток маломарганцовистой стали: хрупкость. Листы, изготовленные из неё, при попадании осколков бомб и снарядов раскалывались и сами давали большое количество осколков, поражавших личный состав, приборы и механизмы. Обычная же «Сталь 3», применявшаяся в конструкции палуб и надстроек, не растрескивалась и таких осколков не давала.

Энергетическая установка

В 1936 году Наркомат внешней торговли заказал для кораблей проекта 7 у английских фирм «Метро-Виккерс» и «Парсонс» 12 комплектов главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА) и вспомогательных механизмов. Такие ГТЗА имели мощность до 24 000 л. с., зато могли запускаться в холодном состоянии, без предварительного подогрева, что теоретически уменьшало время подготовки корабля к выходу в море.

В марте 1938 года полученные из Англии турбины распределили по заводам. Из восьми комплектов ГЭУ фирмы «Метро-Виккерс» 7 достались ленинградским № 189 и № 190, а еще один отправили на базу КБФ в качестве резервного. Четыре комплекта фирмы «Парсонс» ушли на Черное море: 3 — на николаевский завод № 200 и один — на базу ЧФ в Севастополь. Все импортные ГТЗА попали на корабли, перезаложенные по проекту 7-У.

Пар для турбин вырабатывали 4 шатровых вертикальных водотрубных котла с боковым экраном и односторонним протоком газов, снабженные петлевыми пароперегревателями. Поверхность нагрева каждого котла — 655 м², производительность — 80 т пара в час. Параметры пара примерно те же, что и кораблей проекта 7: давление 27,5 кг/с², температура 340 °С. Каждый котел размещался в изолированном отделении.

Одним из недостатков такой системы, можно назвать повышенный расход топлива: четыре котла по сравнению с тремя у проекта 7. Тем более, что увеличить запасы топлива у проекта 7-У не удалось: после монтажа более громоздкой ГЭУ в тесном корпусе места для дополнительных цистерн уже не оставалось. А после укладки твердого балласта запас мазута даже пришлось немного уменьшить.

Вооружение

Главный калибр

Артиллерия главного калибра (ГК) у эсминцев проекта 7У осталась такой же, что и у их предшественников: четыре 130-мм орудий Б-13-2 с длиной ствола 50 калибров, изготовленных заводом «Большевик». Боезапас включал в себя 150 выстрелов на ствол, в перегруз (по вместимости погребов) корабль мог брать до 185 выстрелов на ствол — то есть в сумме до 740 снарядов и зарядов. Подача боеприпасов осуществлялась вручную, досылка — пневмодосылателем.

Зенитное вооружение

Зенитное вооружение составляли пара 76-мм универсальных установок 34-К, перемещённых в корму. Был добавлен третий 45-мм полуавтомат 21-К. Таким образом, все три малокалиберные зенитки располагались на площадке позади первой дымовой трубы, ради чего пришлось пожертвовать тяжелыми 90-см прожекторами (вместо них теперь устанавливался один 60-см на фок-мачте).

Число 12,7-мм пулемётов ДШК увеличилось вдвое — к двум на верхнем мостике добавили еще два за срезом полубака. Однако несмотря на некоторое усиление по сравнению с предшественниками, зенитное оружие проекта 7-У продолжало оставаться крайне слабым и неудачно размещенным: с носовых курсовых узлов корабль был практически беззащитным, а скученность всех противовоздушных средств на двух площадках делала их крайне уязвимыми.

Опыт первых месяцев войны показал, насколько опасно пренебрегать угрозой воздушных атак. Поэтому уже с июля 1941 года на эсминцах начали дополнительно монтировать 37-мм автоматы 70-К на надстройке в районе второй трубы, а затем заменять ими 45-мм 21-К.

В мае 1942 года на «Сильном» были установили два 20-мм «эрликона» и один четырёхствольный 12,7-мм пулемет «Виккерс».

К концу войны балтийские эсминцы («Сильный», «Стойкий», «Славный», «Сторожевой», «Строгий», «Стройный») получили третью 76-мм артустановку 34-К (на юте).

К 1943 году наиболее мощные в отношении средств ПВО черноморские «Способный» и «Сообразительный» имели на вооружении по две 76-мм пушки 34-К, по семь 37-мм автоматов 70-К, по четыре 12,7-мм пулемёта ДШК и по два спаренных 12,7-мм пулемёта «Кольт-Браунинг» с водяным охлаждением стволов.

Торпедное вооружение

Торпедное вооружение включало в себя два 533-мм трехтрубных торпедных аппарата 1-Н. В отличие от пороховых аппаратов 39-Ю, устанавливавшихся на кораблях проекта 7, 1-Н имел комбинированную систему стрельбы — пороховую и пневматическую. Скорость вылета торпеды составляла 15 — 16 м/с (против 12 м/с у 39-Ю), что позволило значительно расширить секторы обстрела: эсминцы проекта 7 не могли выпускать торпеды на острых курсовых углах из-за риска, что те заденут за палубу. Кроме того, в конструкцию ТА был внесен ряд усовершенствований, что вдвое повысило точность его наведения на цель. Кораблям проекта 7-У ни разу не довелось при-менить свое вполне современное торпедное оружие в бою.

Противолодочное вооружение

Минное и противолодочное вооружение эсминцев типа «Сторожевой» практически ничем не отличалось от используемого на предшественниках. На расположенные на верхней палубе рельсы корабль мог принять 58 мин КБ-3, или 62 мины образца 1926 г., или 96 мин образца 1912 г. (в перегруз). Стандартный набор глубинных бомб — 10 больших Б-1 и 20 малых М-1. Большие бомбы хранились непосредственно в кормовых бомбосбрасывателях; из малых—12 в погребе и 8 — в кормовом стеллаже на юте.

Уже в ходе войны эсминцы получили по два бомбомёта БМБ-1, способные стрелять бомбами Б-1 на дальность до 110 м.

Эскадренный миноносец «Грозный» (проект 7)

Водоизмещение 1525 - 1670т

Скорость хода 39 узлов

Длина 112,5 м

Ширина 10,2 м

Вооружение:

130-мм орудий 4

76-мм орудий 2

45-мм орудий 2

37-мм орудий 3

Зенитных пулеметов 2

Мины, глубинные бомбы - 60 КБ-3, или 65 мин образца 1926 г., или 95 мин образца 1912 г.

Эсминец типа "Сторожевой" (проект 7У)

Водоизмещение 2000 т

Скорость хода 39 узлов

Длина 115 м

Ширина 11,8 м

Вооружение:

130-мм орудий 4

76-мм орудий 2

37-мм орудий 3

Зенитных пулеметов 4

Трехтрубных торпедных аппаратов 2

Мины, глубинные бомбы

Боевые потери.

Принимали участие в боевых действиях 18 единиц ЭМ проекта 7.

Погибло 11 единиц

Причины гибели

Навигационные аварии - 2 слyчая

Авиабомбы - 5 случаев

Мины - 4 случая

Из 11 погибшших ЭМ

погиб без pазлома коpпyса - 1 (Стеpегyщий)

погиб с надломом коpпyса - 1 (Гоpдый)

погибли с полным pазломом коpпyса - 9 (с yчетом ЭМ Быстpый), в т.ч. с pазломом коpпyса в двух местах - 2 (Решительный I и Сметливый)

с pазломом и надломом коpпyса - 1 (Беспощадный)

Произошло 29 слyчаев полyчения тяжелых повpеждений ЭМ пpоекта 7.

Типичными местами тpещин, надломов и pазломов коpпyса эскадpенных миноносцев пpоекта 7 были были yчастки пеpехода от пpодольной системы набоpа в сеpедине коpпyса к попеpечной системе набоpа в оконечностях - места высокой концентpации напpяжений.

Пpинимали yчастие в боевых действиях 18 единиц ЭМ проекта 7У

Из них погибло 9 единиц

Пpичины гибели

Авиабомбы - 4 слyчая

Мины - 5 слyчаев

Артиллерия - 1 слyчай

Из 10 слyчаев гибели ЭМ

погибли без pазлома коpпyса - 4

погибли с надломом коpпyса - 2

погибли с pазломом коpпyса - 4

Пpоизошло 19 слyчаев полyчения тяжелых повpеждений ЭМ пpоекта 7У.

Эсминцы Тихоокеанского флота участия в боевых действиях не принимали - 11 единиц.

Hесмотpя на пpинятые меpы по yкpеплению коpпyсов ЭМ пpоекта 7У по сpавнению с ЭМ пpоекта 7, желаемого pезyльтата это не пpинесло. Слабость констpyкции коpпyса стала одним из сyщественных недостатков ЭМ обоих пpоектов, что, конечно же, сказалось и на их военной сyдьбе.

По последним данным, из эсминцев «сталинской» серии на реальную боевую победу может претендовать лишь один корабль - «Разумный». Именно он в паре с переданным англичанами эсминцем «Живучий» 8 декабря 1944 года преследовал немецкую подводную лодку U-387, которая после этого на связь не вышла и в базу не вернулась.

В истории эсминцев обоих проектов особняком стоит гвардейский ЭМ проекта 7У «Сообразительный». Его командир Ворков так вспоминал боевой путь своего корабля: «56 раз эсминец обстреливал вражеские боевые порядки, подавил более десяти батарей, уничтожил до 30 танков и машин, много живой силы. Более 2700 снарядов главного калибра израсходовал он, участвуя в артиллерийской поддержке наших сухопутных войск. Отконвоировал без потерь в Одессу, Севастополь, Феодосию и порты Кавказа 59 транспортов... Перевез на борту около 13 тыс. человек раненых и эвакуированных из Одессы и Севастополя. Более тысячи тонн боезапаса перевез в Одессу и Севастополь. Отразил более 100 атак авиации врага... Сбил пять самолетов противника. 200 раз эсминец выходил на боевые действия, пройдя более 60 тыс. миль без ремонта. За войну почти 200 суток он пробыл в море и не потерял ни одного бойца. Не было на корабле и раненых».

В статье использованы материалы А. Царенко и С.Балакина.

Статья из альманаха «Морской архив», №1, 2011
Председатель редакционного Совета Марков А.Г.
Главный редактор Маслов Н.К.