Птицы Новороссийска © Торгачкин Игорь Петрович
Средиземноморская чайка /
Larus michahellis /
Yellow-legged Gull
Город-герой Новороссийск
Новороссийская (Цемесская) бухта,
Черноморское побережье Кавказа.
Краснодарский край,
Южный ФО, Россия.
Средиземноморская чайка / Larus michahellis (Naumann, JF, 1840) / Yellow-legged Gull - крупная белоголовая чайка, по размерам и окраске похожа на серебристую чайку и хохотунью. Ноги и крылья относительно длинные, мощный клюв относительно короткий и тупой, шея мощная, темя плоское. Во время долгого крика сначала опускает голову, потом поднимает ее вертикально вверх, как клуша. Длина тела 58–68 см, размах крыльев 140–158 см, масса 800–1500 г. У взрослых птиц летом голова белая. Мантия темно-серая, примерно как у северных серебристых чаек, крылья темно-серые с обширным черным полем на конце крыла, которое захватывает 6, иногда 7 маховых перьев (от десятого до пятого или четвертого). Пятое маховое перо с довольно широкой черной полосой, крайнее маховое перо (десятое) — с небольшим белым предвершинным пятном, соседнее, девятое перо обычно тоже. У некоторых птиц десятое перо имеет полностью белый конец, как у типичной хохотуньи. Клюв ярко-желтый, с ярко-красным пятном на изгибе подклювья, которое часто переходит на надклювье. Радужина желтая, веки красные. Ноги исключительно ярко-желтые. Зимой взрослые птицы сохраняют в основном белую голову (в отличие от серебристой чайки), обычно с немногими мелкими светло-серыми пестринами вокруг глаз. У молодых птиц в гнездовом наряде оперение темное, но голова и низ тела быстро начинают светлеть и контрастировать с темной мантией и полностью черным клювом. Часто за глазом заметно темное пятно. Коричневые перья приобретают характерный теплый оттенок. У летящих птиц на внутренних первостепенных маховых перьях видно небольшое светлое поле. В редких случаях все внутренние первостепенные маховые перья темные. Темные внешние большие верхние кроющие перья крыла образуют неполную темную полосу. Третьестепенные маховые перья темно-бурые, с узкой светлой каемкой. Надхвостье и хвост белые, с контрастной черной предвершинной полосой и с белыми кончиками рулевых перьев. Испод крыла достаточно темный, с множеством темных пестрин на кроющих перьях, но светлее, чем у серебристой чайки. Средиземноморские чайки рано начинают линьку в первый зимний наряд и могут приобрести его уже в начале сентября. В течение первой зимы средиземноморская чайка, в отличие от серебристой чайки, сменяет некоторые кроющие перья крыла. Через год, во втором зимнем наряде, она, как и хохотунья, обычно выглядит уже старше серебристой чайки того же возраста, имея многочисленные сизые перья на мантии (сизое «седло») и среди кроющих перьев крыла. Голова и низ белые, темных пестрин мало или они вообще отсутствуют. Нижние кроющие перья крыла с многочисленными бурыми пестринами, менее чистые, чем у хохотуньи. В отличие от типичной хохотуньи, радужина начинает светлеть. В третьем зимнем наряде средиземноморская чайка обретает более взрослую внешность. Окраска изменчива. Мантия и верх крыльев темно-серые, с некоторыми черными кроющими перьями первостепенных маховых. Внешние первостепенные маховые перья черные, с небольшим белым предвершинным пятном на крайнем, десятом, маховом пере, иногда и на соседнем девятом, но белые пятна могут и вовсе отсутствовать. На пятом маховом пере есть черная полоска. Голова и низ белые. Хвост белый или еще с остатком черных пятен. Цвет клюва изменчив: желтый с черным и красным пятном в конце или еще в основном темный. Ноги желтоватые или еще розоватые. Взрослые птицы очень похожи на взрослых желтоногих серебристых чаек и в меньшей степени на хохотуний. Важно обращать внимание на цвет клюва (он ярко-желтый с крупным ярко-красным пятном на подклювье, переходящим на надклювье, что редко бывает у серебристой чайки и хохотуньи), черное поле на конце крыла (оно явно меньше и часто не заходит на пятое маховое перо у балтийских и северных серебристых чаек) и на пропорции (в сравнении с серебристой чайкой относительно длинные ноги и крылья; мощный, туповатый клюв, который иногда напоминает таковой у морской чайки). Во время долгого крика держит голову вертикально вверх, в отличие от серебристой чайки, которая держит голову под углом в 45 градусов. При определении молодых птиц в гнездовом и первом зимнем нарядах желательно хорошо рассмотреть птицу на земле и в полете. В сравнении с обычно более темными серебристыми чайками бросаются в глаза светлые голова и низ, контрастирующие с темными мантией, пятном за глазом и черным клювом. Заметно отсутствие явного светлого поля на внутренних первостепенных маховых перьях, которое характерно для молодых серебристых чаек. Другой важный признак - окраска третьестепенных маховых перьев. У средиземноморской чайки они темно-бурые, с узкой, равномерной светлой каемкой, в отличие от большинства серебристых чаек, у которых третьестепенные маховые перья более пестрые, с зазубренной каемкой. Хвост молодой средиземноморской чайки более контрастный, чем у серебристой, темных пестрин на нем меньше и предвершинная полоса темнее. Молодые средиземноморские чайки в гнездовом и первом зимнем нарядах отличаются от хохотуний пропорциями (особенно клювом), темным исподом крыла (он светлее или беловатый у хохотуньи), темным пятном за глазом (у хохотуньи обычно отсутствует). У хохотуньи светлое поле на внутренних первостепенных маховых перьях обычно чуть ярче. Неполная темная полоса, проходящая сверху по большим кроющим перьям, отличается от более развитой полосы по всем большим кроющим перьям у хохотуньи. Появление новых кроющих перьев в течение первой зимы фактически исключает серебристую чайку и говорит в пользу средиземноморской чайки или хохотуньи. От молодых клуш и халеев средиземноморская чайка отличается размером и пропорциями, более светлыми головой и низом, более белым хвостом с черной предвершинной полосой и наличием слабого светлого поля на внутренних первостепенных маховых перьях (у клуш и халеев оно отсутствует). Размер, окраска крыльев и хвоста также отличают средиземноморскую чайку от молодой морской чайки. В других нарядах отличается от хохотуньи пропорциями. У особей во втором зимнем наряде испод крыла темнее, чем у хохотуньи. Глаза начинают светлеть раньше, чем у хохотуньи. В сравнении с серебристой чайкой, во всех невзрослых нарядах выглядит чище и «взрослее». Населяет скалистые берега Средиземного и Черного морей, атлантическое побережье Марокко, Испании, Португалии и Франции, Канарские и Азорские острова. В результате расширения ареала в северном направлении стала гнездиться в небольшом числе в Швейцарии, Германии, Венгрии, Польше и других странах Западной и Центральной Европы. Ближайшие от России места гнездования находятся в Крыму. В конце лета и осенью эта чайка многочисленна по всему российскому побережью Черного моря. Возможно, там она и гнездится, но достоверных данных о гнездовании нет. Регулярно встречается на юге Балтийского моря, особенно осенью. Известны залеты в Финляндию, Эстонию и Московскую область. Несомненно, появление средиземноморских чаек можно ожидать и в Калининградской области. Некоторые птицы круглый год держатся рядом с колониями. Основная масса прилетает в феврале. Для гнездования предпочитает использовать скалистые берега, песчаные острова, долины рек, иногда крыши домов. Гнездо представляет собой ямку с разным количеством подстилки. Откладка яиц происходит в марте или апреле. В кладке 1–3 яйца оливково-коричневого цвета, с бурыми пятнами. Насиживают кладку оба родителя, но в основном самки в течение 27–31 дня. Птенцы начинают летать на 35–40 день. Питается рыбой, моллюсками, мелкими млекопитающими и птицами, яйцами и птенцами, падалью. Охотно посещает свалки. Источники информации:Описание
Средний разведывательный корабль "Находка" (судно связи «ССВ-506», проект 861М).
Важным условием обеспечения боевой готовности ВМФ СССР с начала 60-х годов стала систематическая разведка сил вероятного противника, прежде всего США, во всех возможных районах его нахождения еще в мирное время. Она производилась с целью заблаговременного вскрытия возможной угрозы со стороны вероятного противника и выработки адекватных ответных мер.
После широкого внедрения во флот сначала радиосвязи, а затем и радиолокационных и гидроакустических систем основным источником информации о вероятном противнике стали радио и радиотехнические излучения. Для ведения систематической разведки этих излучений в районах нахождения ВМС вероятного противника и стала создаваться система разведывательных кораблей ВМФ СССР.
Одним из представителей класса разведывательных кораблей ВМФ СССР стал построенный в Польской Народной республике в г. Гданьске на верфи «Сточна Пулночна» по проекту 861 (гидрографическое судно) малый разведывательный корабль «Находка», поднявший военно-морской флаг СССР 11 октября 1970 года.
Вся служба этого корабля, первоначально обозначавшегося как ГИСУ «Находка», прошла на Краснознаменном Северном флоте в составе базировавшейся в губе Горячинской Кольского залива 159-й бригады разведывательных кораблей.
В 1979 году в соответствии с директивой ГШ ВМФ корабль вместо звучного имени, перекочевавшего с борта в специальные документы, получил бортовой номер «ССВ-506» и открытое наименование «судно связи». В 1986-1987 годах, последним среди четырех однотипных кораблей соединения, «ССВ-506» на 82-м заводе в поселке Росляково Мурманской области «ССВ-506» прошел модернизацию по проекту 861 М2, в ходе которой лишился установленного на верхней палубе «гидрографического» крана и получил новую фок-мачту, измененную грот-мачту и характерную надстройку с большим количеством боевых постов, получившую среди моряков-горячинцев шутливое прозвище «трамвай».
За время службы в соединении «ССВ-506» совершил немало боевых служб у восточного побережья США и в Северо-Восточной Атлантике, одна из которых продолжалась 186 суток. В декабре 1983 года, выполняя очередную боевую службу у берегов США, корабль и его экипаж приняли самое активное участие в обеспечении аварийной АПЛ СФ «К-324», которая потеряла ход, намотав на винт буксируемую протяжную антенну системы «ТАСС» фрегата ВМС США «Бронштейн».
В 1993-1994 годах корабль прошел ремонт в Польше на верфи «Наута», по окончании которого выполнил еще три боевых службы в Северо-Восточной Атлантике и в 1996 году заслуженно завоевал переходящий Приз Главнокомандующего ВМФ по специальной деятельности и был объявлен лучшим кораблем ВМФ по своему виду подготовки.
Но ничто не вечно в этом мире, и 1 мая 1998 года, несмотря свою на полную исправность и готовность к выходу в море, последним из кораблей своего проекта на Северном флоте, согласно директиве ГШ ВМФ «ССВ-506» был исключен из состава флота и спустил флаг, а вместе с ним и прекратила существование 159-я бригада, сократившаяся до отдельного дивизиона.
На представленных чертежах Вы можете видеть «ССВ-506» именно в том виде, в котором он выполнял свои боевые службы в 1994 - 1996 годах.
Мастштаб: 1:100
Количество листов: 18xA3
ВНИМАНИЕ!!! Фирма-производитель оставляет за собой право на внесение незначительных изменений в некоторые характеристики без предварительного уведомления. Во избежание недоразумений при покупке наборов, материалов и инструмента уточняйте информацию у продавцов. Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой.
Характеристики
ИЗДАТЕЛЬСТВО "ГАРМАШЕВА"
Тип изделия
Литература
Страна производства
Большие разведывательные корабли проекта 864 предназначены для слежения за крупными кораблями, соединениями флота противника, учениями и испытаниями вооружения. Может использоваться для мониторинга ситуации в районе боевых действий. Он получил современное радиоэлектронное оборудование и средства слежения и самообороны. Самый совершенный проект разведывательного корабля ВМФ СССР.
В составе флота с 1987 г.
NB: В 2008 году прошёл модернизацию и получил новые средства слежения и радиоэлектронное оборудование.
Разведывательные корабли проектов 861 и 861M предназначены для слежения за крупными кораблями, соединениями флота противника, учениями и испытаниями вооружения. Могут использоваться для мониторинга ситуации в районе боевых действий. Корабли получили современное радиоэлектронное оборудование и средства слежения. Самый массовый проект разведывательного корабля ВМФ СССР.
В составе Черноморского флота:
«Лиман»
(1989 г.),
«Кильдин»
(1979 г.),
«Экватор»
(1968 г.).
В составе флота с 1979 г.
Судно экологического контроля «Пётр Градов» проекта 872Э предназначено для контроля состояния окружающей среды на Чёрном море. Оно оборудовано системами и различным оборудованием для мониторинга воды, воздуха, окружающей среды. Это единственное судно подобного типа в составе ВМФ РФ.
В составе флота с 1980 г.
NB: Бывший «ВТР-75» проекта 872. Переоборудован в 2004-2005 годах.
Серия судов специальной постройки для нужд гидрографической службы военно-морского флота.
Гидрографические суда проекта 861 | |
---|---|
ГИСУ «Челекен». Севастополь, 26 сентября 2007 года. |
|
Проект | |
Страна | |
Изготовители | |
Операторы | |
Подтипы |
|
Построено | 32 |
В строю | 9 |
В консервации | 1 |
Отправлено на слом | 17 |
Потери | 1 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 1200 т (стандартное) 1542,6 т (полное) |
Длина | 73,32 м 64,4 (между пенпедикулярами) |
Ширина | 10,8 м (на миделе) |
Высота | 5,1 м (на миделе) |
Осадка | 3,85 м |
Двигатели | 2 × «Згода-Зульцер» 6ТD-48 |
Мощность | 2 × 1800 л.с. |
Скорость хода | 17,3 уз. |
Дальность плавания | 8900 миль (при 10,93 уз.) |
Автономность плавания | 35 суток |
Экипаж | 45 + 10 человек |
Вооружение | |
Навигационное вооружение | 2 × НРЛС «Дон» |
Радиолокационное вооружение | радиопеленгатор АРП-50Р |
Позже, часть судов была перестроена (модернизирована) в средние разведывательные корабли по проекту 861М, по кодификации НАТО .
Суда проекта предназначены для гидрологических исследований, оборудования рейдов, изучения опасных для судоходства районов, исследования течений, изучения глубин, метеорологических и батитермографических наблюдений, работ по химической гидрологии в ближней и дальней морских зонах.
В 1960-х годах, принятие на вооружение новых проектов кораблей и подводных лодок, потребовало тщательного изучения гидрографии вод в новых районах мирового океана и значительного улучшения гидрографического обеспечения в уже известных. Это привело к созданию гидрографических судов для различных целей. Одним из таких проектов стал в соответствии с требованиями ВМФ СССР проект гидрографических кораблей 861. Суда этого проекта создавались для обеспечения безопасного выхода боевых кораблей военно-морского СССР в океан. Разработка была поручена Гданьскому Центральному бюро кораблестроения № 2 (Centralnym Biurze Konstrukcji Okrętowych nr 2 ). Главным инженером выступил Мечислав Выроцкевич (Mieczysław Wyrostkiewicz ) .
С начала 1960-х годов во флоте стала широко внедрятся аппаратура радиосвязи, радиолокации и гидроакустики, и основным источником информации о вероятном противнике стали электронные и радиотехнические излучения. Тем самым важным условием обеспечения систематической разведки сил вероятного противника во всех возможных районах стало обнаружение и слежение за этими излучениями. Данная разведка производилась с целью вскрытия информации о местонахождении сил вероятного противника, возможной угрозы с их стороны для своевременной выработки адекватных ответных мер и, при необходимости, приведения в боевую готовность нужные силы.
Для ведения такой разведки в районах возможного нахождения сил вероятного противника был разработан ряд новых проектов, но это требовало продолжительного времени. В 1960-х годах для быстрого увеличения числа разведывательных кораблей был разработан план модернизации (перестройки) гидрографических судов проекта 861 в средние разведывательные корабли. Данный проект получил шифр «Архипелаг» и номер 861М, по кодификации НАТО Moma-class intelligence collector . По этому проекту с 1968 года по 1977 год были модернизированы девять судов: «Архипелаг» (1968), «Пелорус» (1969), «Находка» (1970), «Кильдин» (1970), «Селигер» (1971), «Ильмень» (1972), «Вега» (1975), «Экватор» (1976) и «Юпитер» (1977). До 1977 года они классифицировались как гидрографические суда, позже официально были переклассифицированы как малые разведывательные корабли.
Позже, семь разведывательных кораблей были модернизированы на СРЗ № 82 в Росляково по проекту 861М2: «Селигер» (1978), «Архипелаг» (1986), «Ильмень» (1986), «Вега» (1987), «Находка» (1987), «Пелорус» (1987), «Юпитер» (1987). В соответствии с директивой ГШ ВМФ переоборудованные суда получали открытое наименование «судно связи». Также без определённого проекта были перестроены в разведывательные корабли три судна: «Лиман» (1989), «Океан» (1989), «Рыбачий» (1989). В 1992 году они были переклассифицированы в средние разведывательные корабли.
По проекту 861J построено судно Andrija Mohorovičić для ВМФ Югославии в 1971 году. По проекту 861МВ было построено судно Admiral Branimir Ormanow для ВМФ Болгарии в 1976 году.
Корпус сварной выполнен из кораблестроительной стали с системой двойного дна, состоит из десяти отсеков разделённых девятью водонепроницаемыми переборками. Корпус имеет противоледовые усиления для безопасного прохода по битому льду, а непотопляемость обеспечивается при затоплении двух любых смежных отсеков. Надстройка двухъярусная с ходовым мостиком из АМГ-сплава располагается в средней части корпуса. На крыше надстройки располагается грот-мачта с антенными постами. За вторым ярусом надстройки располагается дымоход обтекаемой формы. За дымоходом побортно размещены шлюпбалки с двумя рабочими катерами . Перед надстройкой монтировался кран AN718, грузоподъёмностью в 7 тонн, а также одна кран-балка грузоподъёмностью в 150 килограмм.
При модернизации по проекту 861М крановая установка AN718 демонтировалась, а первый ярус надстройки, получивший шутливое прозвище «трамвай», продлевался до полубака, в котором размещались новые боевые посты. На крыше носовой части первого яруса монтировалась фок-мачта с дополнительными антенными постами, а в кормовой части надстройки устанавливалось дополнительное оборудование, иногда скрытое радиопрозрачным колпаком из стеклопластика.
Силовая установка состоит из двух дизелей польского производства Zgoda-Sulzer («Згода-Зульцер») 6ТD-48, мощностью по 1800 л.с. с приводом на два винта регулируемого шага (ВРШ) диаметром 2,8 метра. Суда серии способны развивать скорость полного хода до 17,3 узла , крейсерская скорость составляла 15 узлов. Запас дизельного топлива составляет 200 тонн. В качестве источника электроэнергии служат три дизель-генератора DW 5VAN22, мощностью по 259 кВт, имеется один вспомогательный дизель-генератор DW S324М, мощностью 52 кВт.
По проекту 861М предусматривалось размещение ПЗРК «Стрела-2 » с боекомплектом из 16 ракет. На некоторые суда было установлено стрелковое вооружение .
Экипаж судна составляют 45 человек и 10 членов научной команды. На судах проекта 861М до 85 человек, в том числе 15 офицеров. По запасам провизии и воды автономность плавания составляет 35 суток. Дальность плавания судов по запасам топлива составляет 8900 морских миль при 11 узловом ходе и 4750 морских миль при 17,3 узловом ходе. По проекту 861М дальность плавания составляет 9700 морских миль на 11 узловом ходе и 4750 морских миль на 17,3 узловом ходе. По проекту 861МВ дальность плавания составляет 8000 морских миль на 12 узловом ходе . По проекту 861М и 861MB экипаж составляют 66 человек и 19 научных сотрудников . По проекту 861J экипаж составляют 37 человек, в том числе 4 офицера.
Информация о текущем составе радио-технического вооружения и специального оборудования, а также их характеристики и описание является государственной тайной и тщательно охраняется.
Строительство велось в Польском городе Гданьск на верфи «Сточни Полночни» (Stocznia Północna im Bohaterow Westerplatte / Северная верфь) под руководством главного строителя Т. Лаутенбаха (T. Lautenbach ) . Главным наблюдающим за постройкой от ВМФ назначен капитан 2-го ранга В. В. Соколов .
Цвета таблицы:
Белый - Современный статус неизвестен
Зелёный
- действующая в составе ВМФ России
Жёлтый
- действующая в составе иностранных ВМС или как гражданское судно
Синий
- находится в ремонте или на модернизации
Красный
- списана, утилизирована или потеряна
Название | Зав.№ | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Списание | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|
«Арктика» | 861/1 | 09.05.1967 | 30.12.1967 | 2002 | До 1996 года служба в составе Балтийского флота, далее переведён в состав Черноморского флота. Ночью 9 декабря 2002 года у мола причала № 35 порта Новороссийска из-за потери поперечной остойчивости вследствие обледенения судно легло на грунт на глубине 7 метров с креном 30 градусов на левый борт. После подъема исключено из состава ВМФ и продано коммерсантам для использования в качестве грузо-пассажирского судна | |
«Таймыр» | 861/2 | 28.08.1967 | 31.03.1968 | 1994 | Утилизировано. Служба в рядах Тихоокеанского флота. | |
«Заполярье» | 861/3 | 10.10.1967 | 30.05.1968 | 05.07.1994 | Утилизировано. Служба в рядах Северного флота. | |
«Архипелаг» | 861/4 | 30.11.1967 | 30.06.1968 | 05.07.1994 | Утилизировано. Служба в рядах Северного флота. В 1968 году модернизировано в малый разведывательный корабль по проекту 861М. | |
«Аскольд» | 861/5 | 30.12.1967 | 31.07.1968 | 2009 | Утилизировано. Служба в рядах Балтийского флота. | |
«Экватор» | 861/6 | 30.03.1968 | 31.10.1968 | В строю | Текущий бортовой номер 418. В 1976 году модернизировано в средний разведывательный корабль по проекту 861М | |
«Одограф» | 861/7 | 29.10.1968 | 31.03.1969 | Предположительно в 1983 году передано в состав ВМС Болгарии и было переименовано в Captain 1st Rank Kiril Khalachew | ||
«Пелорус» | 861/8 | 30.11.1968 | 31.05.1969 | 30.06.1993 | Утилизировано. Служба в составе Тихоокеанского флота. В 1969 году модернизировано в малый разведывательный корабль по проекту 861М. С 1979 года бортовой номер ССВ-509. | |
«Березань» | 861/9 | 27.07.1968 | 30.06.1969 | В состав Черноморского флота ВМФ СССР поступило под названием «Нактоуз». В 1970 году переименовано в «Березань». С 1997 года в составе ВМС Украины, бортовой номер U-602. С 1 марта 1998 года в составе ГП Держгидрография, позывной-UVNA, IMO 8952338. | ||
«Рыбачий» | 861/10 | 27.02.1969 | 30.08.1969 | 17.07.1997 | Утилизировано. Служба в составе Тихоокеанского флота. В 1989 году модернизировано в малый разведывательный корабль, с 1992 года переквалифицировано в средний разведывательный корабль. | |
«Антарктида» | 861/11 | 16.10.1969 | 28.02.1970 | В строю | ||
«Моржовец» | 861/12 | 24.11.1969 | 31.03.1970 | 1998 | ||
«Кильдин» | 861/13 | 31.12.1969 | 23.05.1970 | В строю | Служба в составе Черноморского флота, текущий бортовой номер 406. В 1970 году модернизировано в средний разведывательный корабль по проекту 861М. | |
«Крильон» | 861/14 | 20.02.1970 | 25.06.1970 | В строю | Служба в составе Северного флота. | |
«Находка» | 861/15 | 27.03.1970 | 10.08.1970 | 16.03.1998 | Утилизировано. Служба в составе Северного флота. В 1970 году модернизировано в малый разведывательный корабль по проекту 861М, бортовой номер ССВ-506. | |
«Океан» | 861/16 | 30.04.1970 | 16.09.1970 | 22.01.2001 | Утилизировано. Служба в составе Черноморского флота. В 1989 году модернизировано в малый разведывательный корабль без проекта. С 1992 года переквалифицировано в средний разведывательный корабль, бортовой номер 409. | |
«Челекен» | 861/17 | 30.05.1970 | 27.10.1970 | В строю | Служба в составе Черноморского флота. | |
«Колгуев» | 861/18 | 15.07.1970 | 30.11.1970 | В строю | Служба в составе Северного флота | |
«Лиман » | 861/19 | 19.08.1970 | 23.12.1970 | 2017 | 27 апреля 2017 года столкнулся с судном «Youzarsif H» под флагом Того и затонул в Чёрном море в точке 41,50°/28.95°. Служба в составе Балтийского флота, в 1974 году переведено в состав Черноморского флота, бортовой номер 413. В 1989 году переоборудовано в средний разведывательный корабль без проекта. | |
Kopernik
«Коперник» |
861/20 | 13.02.1970 | 18.09.1970 | 31.01.1971 | 20.05.2005 | Утилизировано. Служба в составе ВМС Польши, бортовой номер 261. С 1974 года по 1975 год прошло модернизацию для геофизических исследований . |
«Селигер» | 861/21 | 31.10.1970 | 30.03.1971 | 30.06.1993 | Утилизировано. Служба в составе Северного флота. В 1971 году модернизировано в малый разведывательный корабль по проекту 861М, в 1978 году вновь модернизировано по проекту 861М2, бортовой номер ССВ-514. | |
«Север» | 861/22 | 02.12.1970 | 15.04.1971 | В ремонте | Служба в составе Тихоокеанского флота. | |
Andrija Mohorovičić
«Андрий Мокововичич» |
861J/23 | 12.02.1971 | 19.06.1971 | В строю | Построено по проекту 861J. Вошло в состав ВМС СФР Югославии 19 июня 1971 года, бортовой номер PH33/ПХ33. С 1991 года в составе ВМС Хорватии, бортовой номер РТ72. В настоящее время, в основном, используется в качестве учебного судна для курсантов Хорватской Военно-морской академии, текущий бортовой номер BS72. | |
«Эльтон» | 861/24 | 29.07.1971 | 17.12.1971 | 05.07.1994 | Утилизировано. Служба в составе Северного флота. | |
«Альтаир» | 861/25 | 31.08.1971 | 12.01.1972 | 1997 | Утилизировано. Служба в составе Тихоокеанского флота. | |
«Ильмень» | 861/26 | 20.11.1971 | 31.03.1972 | 30.06.1993 | Утилизировано. В 1972 году вошло в состав Северного флота. В 1972 году модернизировано по проекту 861М. В марте 1976 года переведено в состав Тихоокеанского флота. в 1986 году модернизировано по проекту 861М2 на СРЗ № 82 в Росляково. | |
«Андромеда» | 861/27 | 15.02.1972 | 16.06.1972 | В строю | В составе Балтийского флота. | |
«Антарес» | 861/28 | 20.11.1972 | 31.03.1973 | Выведено из состава Тихоокеанского флота, находится на отстое. | ||
«Марс» | 861/29 | 22.12.1972 | 29.05.1973 | Выведено из состава Северного флота, по состоянию на 2012 год использовалось в качестве судна-мишени. | ||
«Симферополь » | 861/30 | 31.01.1973 | 28.06.1973 | 07.11.2012 | Утилизировано. В 1973 году вошло в состав Черноморского флота ВМФ СССР под названием «Юпитер». В 1977 году модернизировано по проекту 861М, в 1987 году модернизировано по проекту 861М2 (861-017). С 28 ноября 1995 года под названием «Симферополь» и бортовым U511 перешло в состав ВМС Украины. С июля 2006 года использовалось в качестве учебного судна. С 27 ноября 2011 года бортовой номер U543. В 2013 году поставлен в Новоозёрное для хранения и дальнейшей разделки. | |
«Вега» | 861/31 | 16.03.1973 | 18.08.1973 | 04.08.1995 | Утилизировано. Служба в составе Тихоокеанского флота. В 1975 году модернизировано по проекту 861М, в 1987 году модернизировано по проекту 861М2, бортовой номер ССВ-474. | |
Admiral Branimir Ormanow
«Адмирал Бранимир Орманов» |
861MB/32 | 23.02.1976 | 19.06.2008 | Утилизировано. Достроено по проекту 861МВ и в 1978 году вошло в состав ВМС Болгарии, бортовой номер 617, далее бортовой номер 401. |