Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость Задания по теме изменчивость

Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость Задания по теме изменчивость

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 1. 2. 3. 4. 5. Тестовые задания по теме «Генетика. Изменчивость». Вариант 1 Часть 1. К мутационной изменчивости относятся: А). изменения в хромосомах В). изменение числа хромосом Б). изменения в генах Г). все перечисленные Мутации чаще всего являются: А). полезными В). вредными Б). безразличными Г). доминантными Точечные мутации представляют собой: А). утрату части хромосомы Б). поворот участка хромосомы на 180 В). отрыв части хромосомы и перемещение её в новое положение Г). замену, выпадение или вставку нуклеотида в составе гена Рецессивные мутации проявляются фенотипически: А). всегда Б). только в гетерозиготном состоянии В). в гомозиготном состоянии Г). никогда Мутация, вызывающая серповидноклеточную анемию, по типу относится к: А). Генным В). геномным Б). хромосомным Г). соматическим Источником комбинативной изменчивости является: А). перекрёст хромосом в профазе I деления мейоза Б). независимое расхождение гомологичных хромосом в анафазе I деления мейоза В). независимое расхождение хроматид в анафазе I I деления мейоза Г). все перечисленные процессы Модификационная изменчивость А). не наследуется Б). носит адаптивный характер В). является массовой Г). обладает всеми перечисленными свойствами Цитоплазматическая изменчивость связана с наследованием признаков: А). лизосом В). аппарата Гольджи Б). рибосом Г). митохондрий Часть 2. Какие утверждения являются верными? Модификационная изменчивость не связана с изменениями генотипа и последующим поколениям не передаётся. Геномными называются мутации, приводящие к изменению числа хромосом. Норма реакции не наследуется. Гетерозисом называют явление перехода генов в гетрозиготное состояние при неродственном скрещивании. Определённая изменчивость не передаётся по наследству. ГЕНЕТИКА. ИЗМЕНЧИВОСТЬ. Вариант 2 Часть 1. 1. Способность организмов изменять свои признаки и свойства называют: А). доминантностью В). рецессивностью Б). наследственностью Г). изменчивостью 2. Норма реакции: А). изменяет генотип организма В). ведёт к мутации Б). определяется генотипом организма Г). изменяет локусы генов 3. Почему ионизирующее излучение представляет опасность для жизни? А). увеличивает процент кислорода в воздухе В). вызывает мутации Б). изменяет химический состав тканей Г). изменяет состав почвы Часть 2. 1. Установите соответствие между организмами и формами изменчивости, которые для них характерны. ОРГАНИЗМЫ: ФОРМЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ: 1). Коротконогая порода овец А).генотипическая (наследственная) 2). Домовые мыши-альбиносы Б). модификационная (ненаследственная) 3). Стрелолист в реке и на отмели 4). Одуванчик на лугу и на дороге 5). Махровая сирень 6). Безрогий скот 1 2 3 4 5 6 2. Установите соответствие между модификационной и наследственной изменчивостью: ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ: ИЗМЕНЧИВОСТЬ: 1). Связана с изменением генов А). наследственная 2). Не связана с изменением генотипа Б). модификационная 3). Изменения индивидуальны 4). Изменения проявляются у всех особей вида 5). Связана с изменением хромосом 6). Изменения возникают под влиянием факторов среды 1 2 3 4 Часть 3. 1. Чем характеризуется явление полиплоидии? 5 6 «ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ». Вариант 3. Часть 1. 1. Изменение окраски зайца-беляка летом – пример изменчивости: 1). Соотносительной 2). Возрастной 3). Модификационной 4). Мутационной 2. Какая изменчивость возникает у организмов под влиянием мутагенов? 1). Соотносительная 2). Генотипическая 3). Сезонная 4). Возрастная 3. Растения чистой линии столовой свёклы, выращенные в разных условиях, проявляют изменчивость: 1). Мутационную 3). Комбинативную 2). Соотносительную 4). Модификационную 4. Модификационные изменения не играют большой роли в эволюции, так как они: 1). Носят массовый характер 3). Не затрагивают фенотипа 2). Возникают у отдельных особей 4). Не передаются по наследству 5. Изменчивость, связанная с уменьшением числа хромосом, 1). Генная 2). Геномная 3). Точечная 4). Групповая 6. Знания о норме реакции признака человек использует: 1). При лечении наследственных заболеваний 2). Для повышения продуктивности растений и животных 3). Для совершенствования наследственных признаков 4). При изучении эволюции организмов 7. Хромосомные мутации по сравнению с генными, как правило, 1). Вызывают более крупные изменения в организме 2). Связаны с изменением последовательности нуклеотидов в ДНК 3). Связаны с выпадением нуклеотида из молекулы ДНК 4). Вызываются заменой одного нуклеотида в молекуле ДНК на другой 8. Какая изменчивость лежит в основе близнецов? 1). Генная 2). Геномная различий по фенотипу у однояйцевых 3). Модификационная 4). Мутационная 9. Изменение последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК под воздействием УФ-лучей относится к: 1). Хромосомной мутации 3). Генной мутации 2). Модификационной изменчивости 4). Комбинативной изменчивости 10. Мутацию, затрагивающую строение гена в эпителиальной клетке, относят к: 1). Хромосомной 3). Модификационной 2). Соматической 4). Геномной 11. Изменчивость, связанную с нарушением последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК, называют: 1). Определённой 2). Геномной 3). Генной 4). Хромосомной Часть 3. 1. Каковы основные свойства модификационной изменчивости? ГЕНЕТИКА. ИЗМЕНЧИВОСТЬ. Вариант 4 Часть 1. 1. Свойство организмов приобретать новые признаки, различия между особями в пределах вида - это: 1). Наследственность 2). Размножение 3). Развитие 4). Изменчивость 2. К какой изменчивости можно отнести появление осенью густого подшёрстка у млекопитающих? 1). Комбинативной 3). Мутационной 2). Генотипической 4). Модификационной 3. У организмов с одинаковым генотипом под влиянием условий среды возникает изменчивость: 1). Комбинативная 3). Наследственная 2). Генотипическая 4). Модификационная 4. Все листья одного растения имеют одинаковый генотип, но могут отличаться по: 1). Числу хромосом 3). Генофонду 2). Фенотипу 4). Генетическому коду 5. У организмов с одинаковым генотипом под влиянием условий среды возникает изменчивость: 1). Комбинативная 3). Наследственная 2). Генотипическая 4). Модификационная 6. Появление альбиносов среди насекомых - это пример изменчивости 1). Мутационной 3). Модификационной 2). Соматической 4). Цитоплазматической 7. Какая изменчивость проявляется у черенков смородины, взятых с одного куста и выращенных в разных условиях? 1). Модификационная 2).Комбинативная 3). Генетическая 4). Мутационная 8. Коротковолновые ультрафиолетовые лучи и некоторые химические вещества являются: 1). Полезными для живых клеток 3). Факторами мутагенеза 2). Биотическими факторами 4). Необходимыми условиями для жизни 9. У человека при избыточном воздействии коротковолновой ультрафиолетовой радиации может: 1). Измениться длина волос 2). Возникнуть мигательный рефлекс 3). Проявиться соматическая мутация 4). Произойти торможение условных рефлексов 10. Частоту спонтанных мутаций в большей степени можно увеличить путём воздействия на организмы лучами: 1). Видимой части спектра 3). Тепловыми 2). Красного спектра 4). Рентгеновскими 11. Мутационная изменчивость, которая передаётся по наследству, возникает в многоклеточном организме в: 1). Соединительной ткани 3). Плазме крови 2). Межклеточном веществе 4). Половых клетках 12. Какое вещество клетки изменяет свою структуру при мутационной изменчивости? 1). Полипептидная цепь 3). Траспортная РНК 2). Дезоксирибонуклеиновая кислота 4). Рибосомная РНК 13. Мутации накапливаются в популяции, так как: 1). Значительная часть их носит рецессивный характер 2). Численность особей с полезными мутациями колеблется 3). Многие из них являются доминантными 4). Многие мутации не предаются по наследству 14. Значение мутационной изменчивости для эволюции состоит в том, что она: 1). Возникает сразу у большого количества особей 2). Проявляется только у особей мужского пола 3). Не передаётся новому поколению 4). Обогащает генофонд популяции 15. Сезонное изменение окраски перьев белой куропатки - это пример изменчивости: 1). Комбинативной 3). Модификационной 2). Цитоплазматической 4). Соотносительной 16. Замену или добавление одного нуклеотида в молекуле ДНК относят к: 1). Хромосомным мутациям 3). Полиплоидии 2). Гетерозису 4). Генным мутациям 17. Оплодотворение обеспечивает проявление изменчивости: 1). Мутационной 3). Модификационной 2). Комбинативной 4). Определённой 18. Увеличение числа хромосом, кратное геному, - это 1). Кроссинговер 2). Полиплоидия 3). Гаметогенез 4). Онтогенез Часть 2. 1. При генной мутации происходит: А). Замена одного нуклеотида в ДНК на другой Б). Конъюгация гомологичных хромосом и обмен генами между ними В). Выпадение нескольких нуклеотидов в молекуле ДНК Г). Вставка нескольких нуклеотидов в молекуле и-РНК Д). Изменение сочетаний генов отцовского и материнского организмов Е). Появление в генотипе лишней хромосомы. 2. Мутационная изменчивость характеризуется тем, что возникает: 1). Внезапно у отдельных особей 2). При нарушениях мейоза 3). При вегетативном размножении 4). При избыточном воздействии рентгеновских лучей 5). При сокращении длительности интерфазы перед митозом 6). Как результат проявления нормы реакции 3. Модификационная изменчивость в отличие от мутационной, А). Характерна для группы особей вида Б). Носит адаптивный характер В). Передаётся по наследству Г). Обусловлена изменениями генетического материала Д). Определяется нормой реакции Е). Бывает полезной, вредной, нейтральной 4. Установите соответствие между характеристикой изменчивости и её видом. ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗМЕНЧИВОСТИ: ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ: А). Обусловлена появлением нового нуклеотида 1). Мутационная в гене 2). Комбинативная Б). Обусловлена изменением генов и хромосом В). У потомков появляются новые сочетания генов в результате кроссинговера Г). Основой служит независимое расхождение гомологичных хромосом в мейозе Д). У особей изменяется количество или структура ДНК Е). Обусловлена конъюгацией и перекрёстом хромосом Часть 3. 1. В каких случаях изменение последовательности нуклеотидов ДНК не влияет на структуру и функции соответствующего белка? 2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их. 1.Различают изменчивость ненаследственную, наследственную и комбинативную. 2.Наследственную изменчивость ещё называют генотипической. 3. Она связана с реакцией фенотипа на изменение внешней среды. 4. Пределы генотипической изменчивости называют нормой реакции, последняя контролируется генотипом. 5. Ч. Дарвин назвал наследственную изменчивость неопределённой. (С2). 3. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их. 1. Геномными называют мутации, которые ведут к изменению структур хромосом. 2. Наиболее распространённым типом этих мутаций является полиплоидия. 3. У полиплоидных организмов гаплоидный набор хромосом в клетках удваивается 4. Возникновение полиплоидов связано только с нарушением процесса митоза в клетке. 5. Полиплоидные виды у растений - явление обычное, а у животных - редкое. (С2).

Изменчивость - это способность организмов приобретать отличия от других особей своего вида. Бывает трех видов - мутации, комбинации и модификации.


МУТАЦИОННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ - это изменения ДНК клетки (изменение строения и количества хромосом). Возникают под действием ультрафиолета, радиации (рентгеновских лучей) и т.п. Передаются по наследству, служат материалом для (мутационный процесс - одна из ).



КОМБИНАТИВНАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ возникает при перекомбинации (перемешивании) генов отца и матери. Источники:
1) Кроссинговер при мейозе (гомологичные хромосомы тесно сближаются и меняются участками).
2) Независимое расхождение хромосом при мейозе.
3) Случайное слияние гамет при оплодотворении.


Пример: у цветка ночная красавица есть ген красного цвета лепестков А, и ген белого цвета а. Организм Аа имеет розовый цвет лепестков, этот признак возникает при сочетании (комбинации) красного и белого гена.


МОДИФИКАЦИОННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ возникает под действием окружающей среды. По наследству не передаётся, потому что при модификациях меняется только фенотип (признак), а генотип не меняется.


Примеры:
1) Можно разрезать корень одуванчика на 2 части и посадить их в разные условия; вырастут разные на вид растения, хотя генотип у них одинаковый.
2) Если человек будет находится на солнце, то он загорит; если будет заниматься физкультурой, то увеличит свои мышцы.
3) При хорошем содержании куры увеличивают яйценоскость, коровы дают больше молока.


Модификационная изменчивость не безгранична, например, белый человек никогда не сможет загореть до состояния негра. Границы, внутри которых могут происходить модификационные изменения, называются «норма реакции» , они заложены в генотипе и передаются по наследству.

1. Ниже приведен перечень характеристик изменчивости. Все они, кроме двух, используются для описания характеристик мутационной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

2) поворот участка хромосомы на 180 градусов
3) уменьшение числа хромосом в кариотипе
4) изменения фенотипа в пределах нормы реакции признака
5) рекомбинация генов при кроссинговере

Ответ


2. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания мутационной изменчивости. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в цифры, под которыми они указаны.
1) образуется под воздействием рентгеновских лучей
2) обладает направленной модификацией
3) изменяется в пределах нормы реакции
4) формируется в результате нарушения мейоза
5) возникает внезапно у отдельных особей

Ответ


3. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания мутационной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) зависит от действия радиации
2) может проявиться при потере нескольких нуклеотидов
3) характеризуется появлением добавочной хромосомы
4) зависит от широты нормы реакции признака
5) определяется сочетанием гамет при оплодотворении

Ответ


4. Все приведённые ниже процессы, кроме двух, характерны для мутационной изменчивости. Найдите два процесса, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) изменение признака в пределах нормы реакции
2) наследование аутосом
3) изменение числа хромосом в клетке
4) потеря участка хромосомы
5) полиплоидия

Ответ


5. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания мутационной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) случайное сочетание негомологичных хромосом в мейозе
2) перенос участка хромосомы на негомологичную хромосому
3) уменьшение числа хромосом в кариотипе
4) изменения последовательности нуклеотидов в структуре ДНК
5) рекомбинация генов при кроссинговере

Ответ


6ф. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания мутационной изменчивости. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение числа хромосом в клетке
2) независимое расхождение хромосом в мейозе
3) конъюгация и кроссинговер при редукционном делении
4) потеря участка хромосомы
5) изменение последовательности триплетов в нуклеиновой кислоте

Ответ


Выберите три варианта. Мутации ведут к изменению
1) первичной структуры белка
2) этапов оплодотворения
3) генофонда популяции
4) нормы реакции признака
5) последовательности фаз митоза
6) полового состава популяции

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Приспособительное изменение того или иного признака в определенных генетических пределах называют
1) нормой реакции
2) соотносительной изменчивостью
3) мутацией
4) комбинативной изменчивостью

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Норма реакции признака
1) передается по наследству
2) зависит от окружающей среды
3) формируется в онтогенезе
4) зависит от количества хромосом

Ответ


1. Установите соответствие между признаком и видом изменчивости, в результате которой он возникает: 1) комбинативная, 2) модификационная
А) появление зеленой окраски тела у эвглены на свету
Б) сочетание генов родителей
В) потемнение кожи у человека при воздействии ультрафиолетовых лучей
Г) накопление подкожного жира у медведей при избыточном питании
Д) рождение в семье детей с карими и голубыми глазами в соотношении 1:1
Е) появление у здоровых родителей детей, больных гемофилией

Ответ


2. Установите соответствие между примерами и формами изменчивости: 1) комбинативная, 2) модификационная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) изменение окраски шерсти у зайца-беляка в зависимости от температуры
Б) разница в весе у бычков одного отёла, содержащихся в разных условиях
В) появление морщинистых семян у гороха при скрещивании растений с гладкими семенами
Г) наличие листьев разной длины на одном растении
Д) рождение у здоровых родителей ребёнка-дальтоника

Ответ


Установите соответствие между характеристикой и видом изменчивости: 1) мутационная, 2) комбинативная
А) возникает при воздействии радиации
Б) формируется при слиянии гамет
В) обусловлена независимым расхождением пар хромосом
Г) обусловлена обменом генами между гомологичными хромосомами
Д) связана с увеличением числа хромосом в кариотипе

Ответ


1. Ниже приведен перечень характеристик изменчивости. Все они, кроме двух, используются для описания характеристик комбинативной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) возникновение при действии радиации
2) случайное сочетание негомологичных хромосом в мейозе
3) случайное сочетание гамет при оплодотворении

5) изменение последовательности нуклеотидов в иРНК

Ответ


2. Приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания причин комбинативной изменчивости. Определите эти две характеристики, «выпадающие» из общего списка, запишите цифры, под которыми они указаны.
1) случайная встреча гамет при оплодотворении
2) спирализация хромосом
3) репликация ДНК в интерфазе
4) рекомбинация генов при кроссинговере
5) независимое расхождение хромосом в мейозе

Ответ


3. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания комбинативной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) случайное сочетание негомологичных хромосом в гамете
2) изменение последовательности нуклеотидов в ДНК
3) случайная встреча гамет при оплодотворении
4) рекомбинация генов при кроссинговере
5) адекватность фенотипических изменений условиям среды

Ответ


4. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания комбинативной изменчивости. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сочетание генов при образовании гамет
2) формирование генотипа при оплодотворении
3) появление у потомства сочетаний признаков, отсутствующих у родителей
4) изменение ДНК в митохондриях яйцеклетки
5) выпадение аминокислоты и изменение структуры белка

Ответ


5. Все приведённые ниже примеры, кроме двух, характеризуют комбинативную изменчивость. Определите два примера, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) сочетание у потомства признаков обоих родителей
2) появление у здоровых родителей ребёнка, больного гемофилией
3) появление зелёной окраски тела у эвглены на свету
4) рождение голубоглазого ребёнка у кареглазых родителей
5) потемнение кожи у человека при воздействии ультрафиолетовых лучей

Ответ


1. Проанализируйте таблицу. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1. соматическая
2. ненаследственная
3. рождение потомков с новым фенотипом в результате рекомбинации генов вследствие кроссинговера
4. разная масса тела бычков одного приплода
5. мутационная
6. наследственная

Ответ



2. Проанализируйте таблицу. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) соматическая
2) наследственная
3) рождение особи с редуцированными крыльями у родительских организмов дрозофилы
4) разные формы листовой пластинки у стрелолиста
5) мутационная
6) ненаследственная

Ответ



3. Проанализируйте таблицу. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) модификационная
2) генная
3) изменение окраски шерсти у зайца-беляка в зависимости от времени года
4) наследственная
5) комбинативная
6) хромосомная
7) рождение бескрылой особи дрозофилы у крылатых родительских организмов
8) ненаследственная

Ответ



Проанализируйте таблицу «Виды изменчивости». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующее понятие или соответствующий пример из предложенного списка.
1) только генотипа
2) генотипа и фенотипа
3) мутационная
4) ненаследственная
5) фенотипическая
6) появление цветка с пятью лепестками у сирени
7) появление густого подшёрстка у лисицы зимой
8) рождение ребёнка с синдромом Дауна

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Причиной комбинативной изменчивости может быть
1) изменение генов при репликации ДНК
2) хромосомная мутация
3) матричный синтез ДНК
4) случайная встреча гамет при оплодотворении

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Изменение яйценоскости кур в определенных пределах, зависящих от условий содержания, рациона кормления, – это проявление
1) мутационной изменчивости
2) адаптации
3) нормы реакции признака
4) саморегуляции

Ответ


Выберите два верных утверждения и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Форма наследственной изменчивости, обусловленная случайным сочетанием гамет, называется - комбинативная изменчивость.
2) Фенотипическая изменчивость связана с изменениями генотипа.
3) Наследственная изменчивость связана с изменениями генотипа.
4) Модификация – это спонтанно возникающее естественное или искусственно вызванное изменение генетического материала.

Ответ


Установите соответствие между признаками организмов и диапазонами их нормы реакции: 1) узкая норма реакции, 2) широкая норма реакции. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) масса тела крупного рогатого скота
Б) размер глазного яблока у человека
В) количество позвонков в шейном отделе позвоночника млекопитающих
Г) густота шерсти млекопитающих
Д) размер и форма цветка растений
Е) яйценоскость кур

Ответ


Установите соответствие между примерами и видами изменчивости: 1) комбинативная, 2) модификационная, 3) мутационная. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) рождение праворукого ребенка у леворуких родителей
Б) изменение окраски шерсти у горностаевого кролика
В) образование зеленых гладких и желтых морщинистых семян у гороха
Г) рождение голубоглазого ребенка у кареглазых родителей
Д) рождение гладкошерстного потомства у морских свинок с мохнатой шерстью
Е) появление цветка с пятью лепестками у сирени

Ответ

© Д.В.Поздняков, 2009-2019

Наименование учреждения ГУ «Средняя общеобразовательная школа №34 инновационного типа города Павлодара»

ФИО Москаленко Евгения Николаевна

Должность учитель биологии

Стаж работы 8 лет

Предмет биология

Тема Модификационная и наследственная изменчивость

Класс 9 класс

Тема урока: Модификационная и наследственная изменчивость

Цель : создать условия для формирования информационной, коммуникативной компетенции через освоение полученных знаний о понятии изменчивости и ее типах, развития умений различать типы изменчивости на примерах, что будет способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование : раздаточный материал, ИКТ

Технология : Педагогическая мастерская

Ход мастерской:

Индуктор

Цель: включение всех каналов восприятия

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке. Давайте посмотрим не большой ролик, который поднимет всем нам настроение.

Просмотр ролика «Я всё смогу!» (ссылка на видео-ролик https://www.youtube.com/watch?v=lh5ysRuMJgs )

Я уверенна, что и у вас всё сегодня получится на нашем уроке!

Приглашение к осмыслению

Цель: соприкосновение с проблемой

Выход на тему: Обратите внимание на доску (Слайд 1 ), решив ребус, вы узнаете тему нашего урока. (Учащиеся разгадывают ребус, в котором зашифровано слово «изменчивость») . Итак, тема нашего урока: Модификационная и наследственная изменчивость (Слайд 2 ).

Горячий стул: Как вы думаете, что такое изменчивость? Что мы должны изучить на уроке? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово изменчивость?

Сбор информации

Цель: поиск единомышленников через определение истины.

Сегодня вы будете работать в группах. Каждая группа будет выполнять свою часть задания. У вас на столах лежат задания для групп, выполнив которые вы узнаете о типах изменчивости. (Приложение 1).

1 группа.

2 группа

3 группа

Прочитав информацию учебника на странице 135 (наследственная изменчивость), помогите садоводу, объясните, почему появились розовые цветки.

4 группа

(После выполнения работы учащиеся презентуют свои ответы, рассказывая о понятии «изменчивость» и типах изменчивости).

Созидание

Цель: взгляд на старое знание, создание нового продукта.

Мы узнали, что такое изменчивость. Рассмотрели её типы. Давайте смоделируем типы изменчивости на примерах. У каждой группы на столах лежат задания и всё необходимое для его выполнения. (Приложение 2).

1 группа

На отдельных листах А-4, у вас изображены растения одного вида, выросшие в разных условиях (освещенность, полив, температура). Определите эти условия. Какой тип изменчивости иллюстрирует данный пример?

2 группа

Смоделируйте ситуацию: трех цыплят породы Кохинхин (мясная порода кур) поместили в разные условия (обильный корм с витаминами и минеральными добавками, умеренный корм, скудный корм). Какие куры вырастут из цыплят в этих условиях? Назовите тип изменчивости.

3 группа

Смоделируйте ситуацию: в местообитании мушки дрозофилы проводились испытания ядерного оружия. Представьте, какое может появиться потомство у данных мушек. Какой тип изменчивости иллюстрирует данный пример?

4 группа

На листе А-4 смоделируйте появления потомства от скрещивания кота и кошки. Какой тип изменчивости иллюстрирует данный пример?

Социализация

Цель: предъявление аудитории собственных творческих идей.

Группы презентуют свои модели. Объясняя, к какому типу изменчивости относится тот или иной пример.

Рефлексия

Цель: получение обратной связи.

Выполните небольшой тест по теме урока (Приложение 2)

После выполнения теста, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте тест используя ключ, выставьте оценку. Ключ представлен на слайде (Слайд 3 )

На доске вы видите букву Я, окруженную глаголами узнал, усвоил, заинтересовался. (Приложение 4). На стикерах лежащих у вас на столах напишите то, что вы сегодня узнали на уроке, какую информацию усвоили и что вас заинтересовало.

Домашнее задание (Слайд 4)

Работа по § 27:

В виде схемы показать типы изменчивости и причины их возникновения

Выписать основные понятия

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ГРУППА 1.

Сказка «Планета Близнецы»

Однажды, пролетая по просторам безграничного космоса, группа космонавтов высадилась на необычной планете. Она была точь-в-точь как наша родная планета Земля. Такая же зеленая и как нестранно такая же обитаемая. Только всё и все на планете были одинаковые. Одно растение не отличалось от другого ни на миллиметр, одинакового роста, одинаковые листья, одинаковые цветы, которые опыляли одинаковые пчёлы. На поле с одинаковыми травами одного вида, пасутся одинаковые животные. Никакого разнообразия.

ЗАДАНИЕ:

Прочитайте сказку «Планета Близнецы».

Ответьте на вопросы: Почему на планете «Близнецы» все были одинаковые? Какое свойство отсутствовало на этой планете? Представьте в виде вариационной кривой показатели роста растений с планеты «Близнецы».

Ответить на вопросы вам поможет информация учебника со страницы 134 (пункт изменчивость).

ГРУППА 2.

История трех подруг

Три подруги, соседки по даче, посадили весной огурцы. Семена были очень хорошего сорта с одной пачки, которую приобрела одна из подруг. Пришла пора сажать рассаду. Одна из соседок посадила огурцы на центральной грядке, хорошо освященной. Вторая для рассады выбрала грядку около раскидистой яблони. Ну, а третья подруга высадила рассаду вначале в парник, затем на грядку с черноземом. Прошло лето. Когда пришла пора собирать урожай, оказалось, что у всех трех подруг урожай оказался разным (количество огурцов, размеры плодов).

ЗАДАНИЕ:

Прочитайте историю о трех подругах.

Прочитав информацию в учебнике на странице 134 (пункт модификационная изменчивость), ответьте на вопросы: Почему у подруг оказался разный урожай? Примером, какой изменчивости служит данная разница в урожае?

ГРУППА 3.

История садовода-любителя

Садовод-любитель у себя в саду посадил два растения ночной красавицы с красными и белыми цветами. Растения цвели, радуя глаз хозяина и прохожих. Садовод, восхищенный красотой цветков, решил собрать семена и посеял их на следующий год, и какого было его удивления, когда в его саду зацвели не белые и не красные, а непонятно, откуда взявшиеся розовые. Садовод спрашивал у всех почему так произошло. Но никто не смог ему объяснить.

ЗАДАНИЕ:

Прочитайте историю садовода-любителя

Прочитав информацию учебника на странице 135 (пункт наследственная изменчивость), объясните, почему появились розовые цветки.

ГРУППА 4.

Водохранилище Былкылдак

В пригороде Павлодара возле бывшего Тракторного завода есть водохранилище «Былкылдак». На котором, по словам рыбаков, встречаются караси с двумя головами. Многие считают это выдумками рыбаков.

ЗАДАНИЕ:

Прочитайте информацию о водохранилище «Былкылдак»

Прочитав информацию на странице 135 в учебнике (пункт мутации), ответьте на вопросы: Правду ли говорят рыбаки? При ответе учитывайте тот факт, что в почве возле водохранилища обнаружено большое количество ртути.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2




Р




Условия: Обильный корм с витаминами и минеральными добавками

Условия: Умеренный корм

Условия: Скудный корм

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Тест по теме «Изменчивость»

1 вариант

Различия в толщине столбчатой ткани листьев сирени, растущих в условиях избытка и недостатка света - это результат изменчивости…

Мутационной

Комбинативной

Модификационной

Наследственной

Пределы модификационной изменчивости называют…

Нормой реакции

Реакцией среды

Нормой выживания

Экологическим
оптимумом.

В процессе

Мутационная

Комбинативная

Модификационная

Онтогенетическая

Ка к называется модификационная изменчивость:

Наследственная

Комбинативная

Индивидуальная

Ненаследственная.

Характерной особенностью модификационной изменчивости является то, что она:

  1. Возникает случайно и наследуется

    Образует ряды изменчивости признака, не наследуется, ею можно управлять

    Не зависит от условий среды

    Индивидуальна.

Тест по теме «Изменчивость»

2 вариант

Случайная встреча гамет при оплодотворении обуславливает изменчивость…

Модификационную

Мутационную

Онтогенетическую

Комбинативную

Чем характерны признаки при модификационной изменчивости?

  1. Могут быть полезными и вредными

    Зависят от окружающей среды

    Являются доминантными и рецессивными

    Возникают внезапно.

Появление, какого признака нельзя отнести к модификационной изменчивости?

  1. Масса семян фасоли

    Окраска белой вороны (альбиноса)

    Рост учащихся одного класса

    Размер диаметра клубней картофеля.

Ка к называется комбинативная изменчивость:

Наследственная

Модификационная

Индивидуальная

Ненаследственная.

В процессе
кроссинговера происходит изменчивость…

Мутационная

Комбинативная

Модификационная

Онтогенетическая

ПРИЛОЖЕНИЕ 4


УЗНАЛ

УСВОИЛ

ЗАИНТЕРЕСОВАЛСЯ

Задание 1. «Характеристика модификационной изменчивости»

Заполните таблицу:

Модификационная изменчивость

Характеристика

1. Причины изменчивости

4. Влияние на фенотип

5. Влияние на генотип

7. Значение для организма

8. Значение для вида

Задание 2. «Модификационная изменчивость»

Слева: два одуванчика выросли из половинок одного корня в разных условиях - растение А на равнине, растение Б - высоко в горах.

Справа: Листья стрелолиста под водой - лентовидные, на поверхности - овальные, в воздушной среде - стреловидные.

Задание 3. «Норма реакции»

Если у горностаевого кролика выбрить на спине шерсть и содержать его при пониженной температуре, то на спине вырастет шерсть темного цвета.

1. Можно ли утверждать, что от таких темноокрашенных кроликов потомство будет темноокрашенным?

2. Как называются пределы изменчивости данного признака?

3. Все ли признаки имеют одинаковую норму реакции?

Задание 4. «Модификационная изменчивость»

**Тест 1 . Изменчивость, не связанная с изменением генотипа:

1. Определенная.

2. Неопределенная.

3. Фенотипическая.

4. Модификационная.

Тест 2 . Управлять доминированием признаков:

1. Можно, воздействуя факторами среды.

2. Нельзя, доминирование заложено в генотипе организма.

Тест 3. Использовать модификационную изменчивость для создания новых пород животных:

2. Нельзя.

Тест 4. Для эволюции модификационная изменчивость:

1. Не имеет значения.

2. Позволяет приспособиться к различным условиям среды в пределах нормы реакции признаков.

3. Приводит к изменению генотипа, выживут наиболее приспособленные организмы.

4. Приводит к перекомбинации генетической информации.

Тест 5. Верное суждение:

1. Модификационная изменчивость приводит к изменению генотипа.

2. Изменения, появившиеся в результате модификационной изменчивости, наследуются.

3. Модификационная изменчивость используется для создания новых сортов растений.

4. У каждого признака своя норма реакции.

**Тест 6. Для модификационной изменчивости характерно

1. Является неопределенной изменчивостью.

2. Средние значения признаков встречаются чаще, чем крайние.

3. Крайние значения признаков встречаются чаще, чем средние.

4. Один и тот же генотип в разных условиях среды формирует различные фенотипы.

Тест 7. Если сбрить шерсть на спине горностаевого кролика и содержать его при температуре 30ºС:

1. На ухе вырастет шерсть такого же цвета, как и была.

2. Вырастет белая шерсть.

3. Вырастет серая шерсть.

4. Шерсть не вырастет.

Тест 8. Корень одуванчика разрезали пополам, одну половинку выращивали на лугу, другую высоко в горах. У выросших растений (крупного на лугу и маленького в горах) взяли семена и посеяли вместе, на лугу. Результат:

1. Потомство будет неразличимо.

2. Потомство от выросшего в горах одуванчика будет мельче.

3. Потомство от выросшего в горах одуванчика будет крупнее.

Тест 9. Породистых телят содержали в плохих условиях, коровы выросли низкорослыми и вместо ожидаемых 5000 кг молока давали 1000 кг в год. Продуктивность потомства в хороших условиях должна быть:

1. До 5000 кг молока в год.

2. Около 1000 кг молока в год.

Задание 5. «Характеристика комбинативной изменчивости»

Заполните таблицу:

Комбинативная изменчивость

Характеристика

4. Влияние на генотип

5. Влияние на фенотип

6. Наследование полученных изменений

7. Значение для организма

8. Значение для вида

Задание 6. «Характеристика мутационной изменчивости»

Заполните таблицу:

Задание 7. «Классификация мутаций»

Заполните таблицу:

Характеристика

Геномные

1. Полиплоидия

2. Гетероплоидия

Моносомия

Трисомия

Полисомия

Хромосомные

Внутрихромосомные:

АBCDE → АBCBCDE

АBCDE → АCBDE

Межхромосомные:

АBCDE → АBCDE1234

Задание 8. «Классификация изменчивости»


Впишите термины: модификационная изменчивость, мутационная изменчивость, неопределенная изменчивость, комбинативная, наследственная, фенотипическая изменчивость, определенная изменчивость, генотипическая изменчивость, генеративная, геномная, генная, соматическая, хромосомная. Какие виды изменчивости поставляют материал для естественного и искусственного отбора?

Задание 9. «Мутации дрозофилы»

1 - узкие глаза (доминантный); 2 - вырезанные крылья (рецессивный); 3 - маленькие крылья (рецессивный); 4 - зачаточные крылья (рецессивный) 5 - загнутые крылья (рецессивный); 6 - расставленные крылья (доминантный).

Задание 10. «Закон гомологических рядов » Сформулируйте закон гомологических рядов. На примерах растений из семейства злаков покажите проявление закона гомологических рядов. Наследственная изменчивость - неопределенная изменчивость. Почему же выполняется закон гомологических рядов?

Задание 11. «Наследственная изменчивость»

Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

Тест 1 . Изменчивость, связанная с изменением генотипа:

1. Определенная.

2. Неопределенная.

3. Фенотипическая.

4. Модификационная.

**Тест 2 . Перекомбинация генетического материала при половом размножении происходит:

1. Во время слияния гамет. 5. Телофазу 1.

2. Во время конъюгации. 6. В анафазу 2.

3. Во время кроссинговера. 7. В метафазу 2.

4. В анафазуВ телофазу 2.

**Тест 3. Разновидности геномных мутаций:

2. Моносомия. 6. Изменение структуры гена.

3. Трисомия. 7. Гетероплоидия.

4. Полисомия.

**Тест 4. Разновидности хромосомных мутаций:

1. Полиплоидия. 5. Изменение структуры хромосом.

2. Потеря участка хромосомы. 6. Изменение структуры гена.

3. Переворот участка хромосомы. 7. Гетероплоидия.

4. Удвоение участка хромосомы. 8. Перенос участка одной хромосомы на другую.

Тест 5. Мутация, связанная с приобретением лишней хромосомы в генотипе (2n + 1):

1. Полиплоидия.

2. Гетероплоидия.

3. Хромосомная мутация

4. Генная мутация.

**Тест 6. Верные суждения:

1. Мутационная изменчивость приводит к изменению генотипа.

2. Изменения, появившиеся в результате соматических мутаций наследуются при половом размножении.

3. Мутационная изменчивость используется для создания новых сортов растений.

4. Комбинативная изменчивость используется для создания новых сортов растений.

**Тест 7. Основные типы наследственной изменчивости:

1. Мутационная изменчивость.

2. Определенная изменчивость.

3. Фенотипическая изменчивость.

4. Комбинативная изменчивость.

**Тест 8. Верные суждения:

1. Большинство мутаций полезны.

2. Большинство мутаций вредные.

3. Большинство мутаций рецессивны.

4. Соматические мутации возникают в половых клетках.

Задание 12. «Изменчивость»

Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением:

Какая изменчивость называется модификационной? Запишите как можно больше синонимов для модификационной изменчивости. Что называют нормой реакции? Что такое варианта? Вариационный ряд? Что отражает вариационная кривая? Каковы статистические закономерности модификационной изменчивости? Классификация хромосомных мутаций. Классификация геномных мутаций. Какие мутации называются соматическими? Сформулируйте закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

Задание 13 Важнейшие термины и понятия: «Изменчивость»

Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности):

1. Генеративная изменчивость. 2. Комбинативная изменчивость. 3. Мутационная изменчивость. 4. Автополиплоиды. 5. Аллополиплоиды. 6. Мутагены.

Ответы:

Задание 1.

Модификационная изменчивость

Характеристика

1. Причины изменчивости

4. Влияние на фенотип

5. Влияние на генотип

6. Наследование полученных изменений

7. Значение для организма

8. Значение для вида

Влияние различных условий среды.

Да, например, ультрафиолетовые лучи вызывают потемнение кожи. Эвглены, помещенных на свет зеленеют.

Да, например, и потемнение кожи, и изменение окраски хлоропластов у культуры эвглен носят групповой характер.

Происходит изменение фенотипа адекватное изменению среды.

Не происходит изменения генотипа.

Полученные изменения не наследуются.

Помогает приспособиться к изменению условий окружающей среды.

Помогает особям выжить в различных условиях существования.

Задание 2.

1. Да, так как они выросли из половинок одного корня. 2. Генотип не изменился, фенотип будет зависеть от условий обитания, одуванчики будут крупные. 3. Позволяет им произрастать и высоко в горах и на равнине. 4. Одинаков. 5. Зависит от условий, при которых происходит их формирование.

Задание 3.

1. Нет, окраска будет зависеть от температуры, при которой потомство будут содержать. 2. Норма реакции признака. 3. Одни признаки имеют более широкую норму реакции (например, молочность), другие (например, жирность молока) - более узкую.

Задание 4.

**Тест 1: 1, 3, 4. Тест 2: 1. Тест 3: 2. Тест 4: 2. Тест 5: 4. **Тест 6: 2, 4. Тест 7: 2. Тест 8: 1. Тест 9: 1.

Задание 5.

Комбинативная изменчивость

Характеристика

3. Когда происходит перекомбинация генетического материала родительских особей?

4. Влияние на генотип?

5. Влияние на фенотип?

6. Наследование полученных от родителей признаков?

7. Значение для организма

8. Значение для вида?

Нет, различны гаметы, генотип каждой зиготы уникален.

В профазу 1 мейоза при кроссинговере, в анафазу 1 при расхождении гомологичных хромосом, в анафазу 2 при расхождении хроматид, при слиянии гамет.

При слиянии двух геномов гамет образуются уникальные генотипы.

Различия в генотипах приводят к формированию различных фенотипов.

Да, происходит передача признаков как при половом, так и при бесполом размножении.

Полезные признаки помогают выжить, вредные - снижают жизнеспособность особи.

Связана с образованием у потомков новых сочетаний генов в генотипах. Увеличивает наследственную изменчивость, поставляет материал для естественного отбора.

Задание 6.

Мутационная изменчивость

Характеристика

3. Влияние на генотип

4. Влияние на фенотип

5. Наследование полученных изменений

6. Значение для организма

7. Значение для вида

Нет, воздействие мутагенов приводит к самым различным мутациям.

Нет, это индивидуальная изменчивость.

Приводит к изменению или генома, или хромосом, или генов.

Часто мутации проявляются фенотипически.

Если мутации генеративные, то наследуются.

Полезные мутации помогают выжить, вредные - снижают жизнеспособность особи.

Основной поставщик наследственной изменчивости для естественного отбора.

Задание 7.

Характеристика

Геномные

1. Полиплоидия

2. Гетероплоидия

Моносомия

Трисомия

Полисомия

Хромосомные

Внутрихромосомные:

АBCDE → АBCBCDE

АBCDE → АCBDE

Межхромосомные:

АBCDE → АBCDE1234

Мутации, изменяющие число хромосом в генотипе организма.

Характеризуется увеличением числа геномов в генотипе.

Возникает вследствие изменения числа хромосом, не кратного геному:

Утрата хромосомы, 2n – 1.

Появление в генотипе лишней хромосомы 2n + 1.

Появление в генотипе нескольких лишних хромосом 2n + k.

Мутации, изменяющие структуру хромосом.

Утрата части хромосомы

Удвоение участка хромосомы

Поворот участка хромосомы

Перемещение участка хромосомы на негомологичную хромосому

Мутации, изменяющие структуру гена.

Связаны с заменой, потерей, вставкой нуклеотидов, что ведет к изменениям в транскрипции и трансляции генов и изменению признаков.

Задание 8.

2. Все виды наследственной изменчивости.

Задание 9.

1. Мутационная изменчивость приводит к изменению генетического материала, комбинативная - к созданию новых комбинаций генов у потомков. 2. Индуцированными и спонтанными; нейтральными, полезными и вредными; доминантными и рецессивными; прямыми и обратными; ядерными и цитоплазматическими; генными, хромосомными и геномными; генеративными и соматическими. 3. Спонтанные мутации происходят редко, в среднем - 1 х 10-6 по каждому гену.

Задание 10.

1. "Виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости…". 2. Черная окраска зерна обнаружена у всех указанных родов, кроме овса и проса; яровые виды обнаружены у всех родов, кроме пырея. 3. Близкородственные виды и роды обладают сходной наследственной изменчивостью благодаря большому сходству их генотипов, одинаковые гены в сходных условиях мутируют одинаково.

Задание 11.

Тест 1: 2. **Тест 2: 1, 3, 4, 6. ***Тест 3: 1, 2, 3, 4, 7. **Тест 4: 2, 3, 4, 5, 8. Тест 5: 2. **Тест 6: 1, 3, 4. **Тест 7: 1, 4. **Тест 8: 2, 3.

Задание 12.

1. Изменчивость, при которой под влиянием среды происходит изменение фенотипа, но генотип не изменяется. 2. Определенная, групповая, фенотипическая, ненаследственная. 3. Пределы модификационной изменчивости признака. 4. Численное значение признака. Ряд изменчивости признака в порядке убывания или возрастания. 5. Частоту встречаемости каждой варианты. 6. Средние значения признаков встречаются чаще, чем крайние. 7. Внутрихромосомные (делеция, инверсия, дупликация) и межхромосомные (транслокация). 8. Полиплоидия и гетероплоидия (моносомия, трисомия, полисомия, нулесомия). 9. Мутации в соматических клетках. 10. Виды и роды генетически близкие проявляют сходные ряды наследственной изменчивости.

Задание 13.

1. Изменчивость, связанная с возникновением мутаций в половых клетках. 2. Изменчивость, связанная со слиянием гамет при половом размножении. 3. Изменчивость, связанная с изменением генотипа. 4. Полиплоиды, возникающие в результате умножения геном одного вида. 5. Полиплоиды, возникающие при умножении геномов разных видов. 6. Факторы, вызывающие появление мутаций.

Цели:

  • создать условия для систематизации и углубления знаний по теме “Закономерности изменчивости”;
  • способствовать развитию критического мышления у учащихся, способности к самооценке; прививать здоровый образ жизни.

Оборудование:

  • таблица “Мутации”,
  • схемы родословных,
  • музыка И.С. Баха.

Ученики, работающие на протяжении изучения всей темы на “5”, выступают на уроке в роли экспертов, консультантов. Их кандидатуры предлагают сами дети.

Ход урока

1. Введение в тему урока.

(На перемене и в самом начале урока звучит музыка И.С. Баха)

Почему на нашем уроке звучит музыка И.С.Баха?

И.С. Бах – великий музыкант. Его род в течение почти 200 лет (XVI-XVIII века) дарил миру композиторов. Дар, позволяющий писать музыку, проявился у его деда, трех его дядей, у самого И.С. Баха и четырех его сыновей…

(Ученики предполагают, что на уроке будут обобщены знания по теме “Закономерности изменчивости”, определяют цели урока).

2. Актуализация знаний

Что такое изменчивость?

Каковы её виды? Объясните их значение.

(выстраиваем схему на магнитной доске)

3. Терминологический тест с обратной связью

(выяснение качества усвоения основных понятий темы)

1 вариант – выпишите № верных ответов

2 вариант – выпишите № неверных ответов

  1. Не затрагивающие генотип изменения – модификации.
  2. Норма реакции не наследуется.
  3. Цитоплазматическая изменчивость чаще наследуется по материнскому типу.
  4. Среда не может изменить характер формирования признака.
  5. Лучшие признаки передаются потомкам.
  6. Одним из источников комбинативной изменчивости является явление кроссинговера.
  7. Мутации возникают внезапно в ДНК или хромосомах.
  8. Полиплоидия и анеуплоидия – разновидности генных мутаций.
  9. Дупликация – поворот участка хромосомы на 180 0 .
  10. Транслокация – обмен участками между негомологичными хромосомами.
  11. Инверсия – удвоение участка хромосомы.
  12. Делеция – нехватка участка хромосом.
  13. Генные мутации – связаны с изменением последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК.

1 вариант- 1, 3, 6, 7, 10, 12, 13;

2 вариант- 2, 4,5,8,9,11

Критерии оценки: 0 ошибок – 5

1-2 – 4

5 и более -2

Поднимите руку, кто получил 5, 4, 3, 2. Сделайте вывод о качестве усвоения вами основных понятий темы.

4. Виды изменчивости (групповая форма работы).

Выполните задания в группах, предварительно обсудив их. При затруднении вы можете воспользоваться энциклопедическим словарем или обратиться за помощью к консультантам, подняв руку. Возможна индивидуальная запись в тетради полезной информации.

При изложении результатов работы демонстрируются слайды с теми же изображениями, что выданы для групп:

(Получают рисунок растения стрелолист, стихотворение и задание).

Странный объект на речке растет,

Нижние листья вода изовьет,

Средний – на воду уложит как плот,

Верхний же – к небу стрелою скользнет.

Задание: Почему так удивительно данное растение? Какой вид изменчивости здесь проявляется? Что можно сообщить о наследовании ее? Каково ее биологическое значение?

Примерный вывод 1 группы: Это пример модификационной изменчивости, которая позволяет приспособиться к условиям среды. По наследству передается способность к модификации.

(Получают схемы скрещивания с рисунками желтого гладкого и зеленого морщинистого гороха, серой мухи с нормальными крыльями и черной мухи с укороченными крыльями, портреты Петра I, Н.В. Гоголя, одного из учеников школы и задание)

Задание: Объясните причину возникновения новых комбинаций признаков в F 2 у гороха и мухи дрозофилы. Почему неповторим каждый на Земле? Почему так велико разнообразие живого мира?

Примерный вывод 2 группы: Причина в комбинативной изменчивости. Комбинативная изменчивость возникает благодаря рекомбинации генов при кроссинговере, независимому расхождению гомологичных хромосом, случайной встрече гамет. Новые комбинации легко возникают, но и легко разрушаются, благодаря чему каждый из нас неповторим. Жизнь каждого уникальна.

(Получают рисунки животных и человека с различными проявлениями мутаций, отрывок из произведения В.Гюго “Собор парижской богоматери” и задание)

“Клод…вытянул ребёнка из мешка, обнаружил, что это действительно уродец. У бедного маленького чертенка на левом глазу оказалась бородавка, голова ушла в плечи, позвоночник был изогнут, грудная клетка выпячена, ноги искривлены”.

Задание: Какой вид изменчивости представлен на рисунках, описан в романе? Возможно ли исправление подобных “ошибок природы”? Почему?

Примерный вывод 3 группы: Это мутации. Исправление “ошибок природы” невозможно, так как изменение в данном случае затрагивает генотип.

(Получают задание со словами Омара Хайяма и статистическими данными)

(Омар Хайям)

Каждое пятилетие в мире издаётся каталог аутосомнодоминантных, аутосомнорецессивных и сцепленных с полом наследственных заболеваний человека и каждый раз этот список увеличивается.

Задание: Соотнесите смысл слов Омара Хайяма и данные о наследственных заболеваниях людей. В чем причины происходящего?

Примерный вывод 4 группы: Причины мутаций:

Физические (ионизирующие излучения, ультрафиолетовое излучение, повышение температуры и т.д.)

Химические (яды, некачественная пища, просроченные лекарства и др.)

Биологические (вирусы).

5. Влияние человека на проявление мутагенных факторов (Мозговой штурм)

Как уменьшить воздействие мутагенных факторов на человека?

(Выслушав любые мысли учащихся, не критикуя, эксперты объединив творческие мысли учащихся, формулируют “коллективный ответ”).

Необходимо уменьшить влияние мутагенных факторов. Вредные привычки, как один из разновидностей мутагенных факторов, – зависят только от каждого из нас.

Послушайте стихотворение-продолжение ваших мыслей:

В тебе прокиснет кровь твоих отцов и дедов.
Стать сильным, как они, тебе не суждено.
На жизнь, её скорбей и счастья не изведав,
Ты будешь, как больной, смотреть через окно.
И кожа ссохнется, и мышцы ослабеют,
И скука въестся в плоть, желания губя.
И в черепе твоем мечты окостенеют,
И ужас из зеркал посмотрит на тебя.

Вывод: Вредные привычки уничтожают не только организм, но будущее. Вдумайтесь!

Вы можете остаться сухими сучками на древе вашего рода, не способного ничего дать после себя или же произвести уродливые веточки. А каково будет их будущее?

6. Методы изучения генетики человека.

1. Решение биологических задач в группах

В Японии по существующему законодательству отец, выдавая дочь замуж, должен выделить семье участок земли. Чтобы не “распылять” семейного земледелия, часто женихов и невест подбирали среди родственников. В таких семьях наблюдается резкое повышение наследственных заболеваний. Почему? Какой метод позволит объяснить это явление?

Чем старше родители, тем больше вероятность рождения у них детей с синдромом Дауна (в клетках не по 46, а по 47 хромосом)

Возраст женщины Риск рождения
20-24 1: 1986
25-29 1: 1319
30-34 1: 603
36-39 1: 217
40-44 1: 84
45 и старше 1: 31

Почему? Укажите метод, позволяющий объяснить причину заболевания? (При ответе использовать слайд №7 )

Жозе и Луи родились близнецами. До 12 лет развивались одинаково. А вот после 12 лет Жозе рос обычно, а Луи прекратил расти. Какова причина? Какие методы позволяют объяснить это?

В Талмуде (II век нашей эры) описаны смертельные кровотечения у мальчиков после обрезания. И предписывалось всех родственников мужского пола по женской линии, рождающихся впоследствии в таких семьях, не обрезать. Почему? Какой метод лег в основу данного факта?

2. Родословная А.С. Пушкина.

(Рассказ ученика с использованием слайда №9 , выполнившего индивидуальное домашнее задание).

3. Сдача на проверку своих генеалогических древ (домашнее задание предшествующего урока).

  • нежелательность родственных браков
  • минимальное использование пестицидов и гербицидов на полях
  • недопустимость ядерного, бактериологического, химического оружия
  • нет вредным привычкам
  • рождение детей по возможности в наиболее благоприятном возрасте
  • использование медико-генетических консультаций.

Б) Возможно оценивание самых активных учащихся экспертами, учителем, группой.

8. Рефлексия “Написание эссе”

- “Напишите письмо” в тетради, выразив свои чувства и мысли. Возможна самооценка. (2-3 предложения).

9. Д/з. Оценив свою работу на уроке, подготовьтесь к контрольному тесту по данной теме