Домашнее задание. Как облегчить выполнение домашнего задания? Как сосредоточиться на домашнем задании

Домашнее задание. Как облегчить выполнение домашнего задания? Как сосредоточиться на домашнем задании

Исследование, проведённое под руководством американского исследователя Фернандеса-Алонсо, говорит о том, что если ученик средней школы тратит на домашнюю работу более чем 90-100 минут в день, его оценки ползут вниз.

Это касается оценок по математике и естественно-научным дисциплинам. Хотя, может, ребята потому и сидят больше часа над уравнением, потому что никак не возьмут в толк, что вообще происходит с этим «иксом». В любом случае, если вы видите, что работа затягивается на два часа, пригрозите ребёнку двойками и отправьте отдыхать.

4. Внимательные родители помогают ребёнку учиться

В этом уверены исследователи Уокер, Гувер-Демпси и другие. Это те родители, которые отвечают на сложные вопросы, поддерживают в тревожных ситуациях, подбадривают перед публичным чтением стихов русских поэтов и даже звонят в школу: «Наталья Николаевна, вы точно задавали делать дома опыты с возгоранием ворсистой части ковра?».

В общем, от таких помощников, по учёному мнению, сплошная польза: создание связи между семьёй и школой, всесторонняя поддержка и мотивация ребёнка. Только папа с мамой могут популярно объяснить, почему нужно учиться и что грозит в случае провала в четверти.

5. Нет, родителям лучше всё же выйти за дверь

Другие учёные, Пэтэлл, Робинсон и уже упомянутый профессор Купер, в исследовании 2008 года настаивают, что папа, мама и бабушка за спиной ребёнка способны наломать дров. Дети, оказывается, учатся хуже, если чувствуют давление из-за левого плеча: «Давай, Сеня! Ровнее строчку! Тут „пять“ пиши. Опять запятую забыл!».

Подобная настойчивая помощь убьёт остатки мотивации. Поэтому правильной стратегией будет поддержка, но не контроль. Пусть даже взрослым трудно сохранять улыбку на лице, когда речь заходит о спряжениях глаголов, стоит помнить, что внутренний настрой ребёнка важнее всего.


Источник фото: istockphoto.com

6. Сколько можно? Сколько можно делать уроков?

Американская Национальная ассоциация образования поддерживает правило десяти минут. Эти 10 минут на все уроки в первом классе превращаются в 20 во втором и так далее. Однако в выпускном классе домашняя работа не должна превышать двух часов.

Часть 1

Создайте подходящую обстановку

    Найдите спокойное рабочее место. Вам будет непросто сосредоточиться в общей комнате, если рядом ваш брат шумно играет в видеоигры. Постарайтесь найти тихое место, где ничто не будет отвлекать вас и вы сможете сосредоточиться на своей работе. Если необходимо, сделайте перестановку в комнате.

    • Часто лучше всего заниматься в своей комнате, хотя подойдут и другие места. Попробуйте выделить отдельное место, где вы сможете выполнять домашнее задание каждый вечер (например, стол на кухне или в гостиной).
    • Если вы не можете найти подходящее спокойное место в доме или у вас нет отдельной комнаты, попробуйте задерживаться после уроков в школе и выполнять домашнее задание там. Можно также посещать с этой целью библиотеку.
  1. Приготовьте все, что вам понадобится. Прежде чем приступить к выполнению домашнего задания, соберите все необходимые принадлежности и аккуратно разложите их на столе. После этого вы сможете сконцентрироваться на работе, а не искать транспортир или вспоминать, где находится ваш конспект. Будьте аккуратны и позаботьтесь перед учебой , чтобы на столе был порядок.

    • Захватите стакан воды или полезный легкий перекус, чтобы вам не пришлось отвлекаться, если вы слегка проголодаетесь. Не вставайте из-за стола.
  2. Устраните все отвлекающие факторы. Выключите компьютер, выйдите из Фейсбука, Твиттера и других социальных сетей. Чтобы сосредоточиться, избавьтесь от всего, что может отвлечь ваше внимание, и сконцентрируйтесь на домашнем задании. Если для работы вам необходим компьютер, используйте его лишь для поиска нужной вам информации.

    Составьте список того, что следует сделать. Прежде чем приступить к домашнему заданию, составьте подробный список того, что необходимо выполнить. Даже если вы пользуетесь школьным дневником или чем-то подобным, лучше иметь подобный список перед глазами, чтобы сверяться с ним.

    • Запишите название предмета и кратко опишите то, что вам нужно сделать. Укажите текущую дату и оцените, как много времени вам потребуется на выполнение каждого задания. Занесите в список все задания.
    • Составьте список так, чтобы сначала шли самые трудные, а затем более легкие задания. Можно также упорядочить задания по примерному времени их выполнения (от продолжительных к более коротким), чтобы сначала заняться самыми трудоемкими вопросами. Эффективны оба метода.
  3. Составьте график. Подходящий план упрощает систематические занятия. Попробуйте отвести каждой задаче определенное время. Например, с 16:00 по 17:00 можно заниматься естественными науками, а следующий час посвятить изучению математики. Это дисциплинирует вас и не даст отвлекаться от работы. Фиксированное время поможет заниматься с большей эффективностью и не оставлять работу на последний момент.

    • Важно помнить о сроках сдачи той или иной работы, чтобы правильно распределить время. Не оставляйте все на последний момент: сложно выполнить за один вечер 4 различных домашних задания, которые необходимо сдать на следующий день.
    • Содержите в порядке свое рабочее место. Вам будет сложнее сосредоточиться, если конспект по математике затеряется среди материалов по русскому языку.

    Часть 2

    Выполните домашнее задание
    1. Настройтесь на выполнение домашнего задания. Бывает сложно сразу переключиться с повседневных дел на учебу. Дайте своему мозгу немного времени, чтобы он смог настроиться на работу. Например, перед выполнением домашнего задания можно немного полистать учебник.

      • Очень эффективно также быстро восстановить в памяти свои записи. К примеру, в понедельник можно просмотреть записи, которые вы делали на занятиях в пятницу. Таким образом вы повторите пройденный материал и настроитесь на выполнение домашнего задания.
    2. В первую очередь выполняйте самые сложные задания. Большинство людей считают, что эффективнее сделать сначала более тяжелые задания, а затем перейти к чему-то полегче. Если вам плохо дается математика, но нравится русский язык, выполните сначала задание по математике и оставьте язык напоследок. Под конец вы устанете, и вам легче будет выполнять более простые задания.

      • Можно также выполнять сначала более трудоемкие задания. Они могут как совпадать с более сложными заданиями, так и отличаться от них.
    3. Попробуйте говорить вслух в процессе выполнения домашнего задания. Если вам сложно сосредоточиться при решении математической задачи, попробуйте прочитать вслух ее условие, чтобы лучше понять его. Это поможет вам сфокусировать внимание на работе.

    4. Завершите одно задание, прежде чем переходить к следующему. Не перескакивайте с одного задания на другое. Вместо этого полностью закончите выполнять одну задачу, прежде чем приступать к следующей. Согласно недавним исследованиям, выполнение нескольких задач приводит к временному снижению коэффициента интеллекта (IQ) и когнитивных способностей, что еще более усложняет работу.

      • Проверяйте выполненные задания. Рядом с выполненным заданием проведите его проверку - можно даже разбить ее на несколько этапов в соответствии с различными частями задания. Отметьте выполненное задание галочкой и поздравьте самого себя с завершением очередной части домашней работы.
      • Если вы никак не можете решить какую-либо задачу, на время отложите ее в сторону. Безрезультатные попытки найти решение лишь расстроят вас и приведут к потере времени. Перейдите к следующему, более легкому заданию - возможно, когда вы вернетесь чуть позже к нерешенной задаче, то сможете взглянуть на нее под новым углом.
    5. Знайте, когда следует остановиться. Вам приходится иногда допоздна засиживаться за домашним заданием? Старайтесь не ложиться спать позднее, чем на один (максимум два) часа привычного времени. Выполните сколько успеете, и если что-то останется, доделайте утром. Если вы не успели выполнить домашнее задание, в следующий раз лучше планируйте время.

      • Если вы устанете, ваша работоспособность снизится, и вам будет сложнее сосредоточиться и на следующий день. Не засиживайтесь допоздна и вовремя ложитесь спать, иначе вам сложнее будет планировать учебу, правильно распределять время и оценивать объем работы.

    Часть 3

    Мотивируйте себя
    1. Время от времени делайте небольшие перерывы. Вместо одного длительного перерыва сделайте несколько коротких перерывов между различными заданиями. Например, после 30–60 минут работы можно 5 минут отдохнуть и слегка перекусить.

      • Выполняйте в течение 5 минут растягивающие упражнения, встаньте и пройдитесь или займитесь еще чем-нибудь подвижным, а не просто сидите и просматривайте ленту во ВКонтакте. Не сидите за столом в течение нескольких часов подряд.
      • Если не делать перерывов, работа может показаться бесконечной. При этом падает продуктивность и снижается концентрация внимания, и человек зря тратит время на социальные сети, рисование каракулей или ошибочную работу.
    2. Будьте осторожны с кофеином. Кофеин придает некоторым учащимся заряд бодрости и помогает сконцентрироваться. Однако других он заставляет действовать импульсивно и необдуманно, подобно бегающей в колесе белке. Не пейте больше обычной для себя дозы кофе или другого кофеинового напитка, так как это может помешать вам сконцентрироваться.

      • Вместо кофеина лучше просто поддерживайте водный баланс организма. Пейте воду или сок - это поможет нормальной и уравновешенной работе мозга.
    3. Попробуйте выполнять домашнее задание вместе с другими людьми. Бывает сложно сосредоточиться, когда вы находитесь в небольшой комнатке наедине со своими книгами и тетрадями. Иногда лучше заниматься совместно с другими людьми или даже большой группой. В этом случае можно контролировать друг друга. Если вы заявите, что работаете над эссе, а окружающие заметят, что на самом деле вы общаетесь в социальных сетях, они смогут напомнить вам о работе.

      • Совместное выполнение домашнего задания является вполне честным методом, если только вы не списываете друг у друга. Таким образом вы эффективно используете время и развиваете навыки учебы.
    4. Побалуйте себя, когда выполните все задания. После выполнения нелегкой работы следует поощрить себя. Займитесь любимым делом, съешьте что-нибудь вкусненькое или немного отдохните - это мотивирует вас не отвлекаться и быстро выполнять домашнее задание в следующий раз.

      • Попробуйте поступить следующим образом: порежьте цветную бумагу на полоски или прямоугольники и запишите все домашние задания на текущий день. Сложите все полоски в одну кучу. Сделайте вторую такую же кучу со списком поощрений: укажите на одной полоске проверку сообщений в мобильном телефоне или Фейсбуке, на второй - 10 минут видеоигры, на третьей - просмотр очередного эпизода сериала и так далее, чем вы хотели бы заняться в свободное время.
      • Когда вы завершите первое задание, достаньте полоску из кучи вознаграждений. Это прекрасный способ поощрить себя за выполнение домашнего задания. Однако не слишком увлекайтесь вознаграждениями: лишь один эпизод телесериала, а не весь сезон!
    • Как ни странно, у вас окажется больше свободного времени, если вы выполните работу сразу, а не будете откладывать ее на потом.
    • Чем бы вы ни занимались, не откладывайте работу на потом, так как это лишь понизит вашу мотивацию.
    • Если вам не хочется выполнять домашнее задание, подумайте о том, чем вы сможете заняться после того, как сделаете его.
    • Не садитесь рядом с надоедливым братом или сестрой.
    • Сосредоточьтесь на работе, а не на своих друзьях. Если вам позвонят, скажите, что вы перезвоните позже.
    • Выполняйте домашнее задание в чистой комнате, чтобы вместо учебы не заниматься уборкой.
    • Не выполняйте домашнее задание там, где есть телевизор, готовят пищу или неприятно пахнет.
    • Прежде чем приняться за домашнее задание, попробуйте слегка размяться, например побегать или попрыгать. Разминайтесь в течение нескольких минут, чтобы улучшить кровообращение.
    • В некоторых исследованиях было показано, что виды природы повышают продуктивность и способность к концентрации внимания. Попробуйте выполнять домашнее задание у окна, из которого открывается вид на задний двор, однако при этом проследите, чтобы ничто не отвлекало вас. Могут помочь также несколько пейзажей на стене или цветы в вазе.
    • Переоденьтесь в удобную одежду, чтобы ничто не отвлекало вас во время работы.
    • Не тратьте время на обдумывание того, как еще больше сосредоточиться, - просто делайте свою работу.
    • Заранее приготовьте все необходимые принадлежности.
    • Составьте график выполнения домашних заданий. Например, после математики и естественных предметов можно 15 минут посмотреть телевизор.
    • Поощряйте себя за выполненную работу.
    • Некоторые считают, что музыка помогает быстрее работать, в то время как других она отвлекает. Это зависит в основном от стиля учебы.
    • Не затягивайте работу и не занимайтесь тем, что никак не поможет вам. Возьмитесь за дело и как можно быстрее завершите его!
    • Отключите на телефоне звуковые сигналы и сообщения. В этом случае у вас не будет соблазна постоянно заглядывать в телефон. Можно полностью выключить его.
    • Прежде чем вы приступите к выполнению домашнего задания, избавьтесь от всех отвлекающих факторов (телефона, компьютера и тому подобного), чтобы они не мешали вам сосредоточиться.
    • Прикройте дверь, чтобы вам не мешали посторонние звуки.
    • Если вам необходим перерыв, сделайте его. Не давайте шуму или другим факторам отвлечь вас. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и отбросьте все посторонние мысли до тех пор, пока не выполните домашнее задание.
    • Послушайте инструментальную музыку - это помогает сосредоточиться.
    • Постарайтесь как можно быстрее выполнить домашнее задание. Это позволит вам сберечь время.

    Предупреждения

    • Не откладывайте работу на последний момент - это вызовет стресс, и выполнять домашнее задание захочется еще меньше! Последствия будут печальны: вы расстроитесь, что не выполнили задание, хотя у вас было для этого время. Кроме того, у вас накопится работа, ведь вам придется выполнять не только текущее, но и просроченное домашнее задание.
    • Заставляйте себя сосредотачиваться и фокусировать внимание. Если вы не будете как следует концентрироваться на домашнем задании, то можете получить плохую оценку по данной теме!

Домашние задания - один из важных элементов процесса обучения русскому языку. Они выполняются систематически и требуют от школьника добросовестности. Необходимо рассматривать вопрос об организации домашней работы как один из актуальных вопросов оптимизации и нормализации учебной нагрузки школьников.

Домашняя работа по русскому языку - самостоятельная работа, позволяющая ученику укрепить полученные знания, отработать те понятия, которые по разным причинам его затрудняют; т. е. работа, способствующая приобретению не только умений, но и навыков, важное средство подготовки к самообразованию.

Домашняя работа не только средство контроля за учебной деятельностью ученика, но и средство самоконтроля. Хорошо выполненная домашняя работа, к тому же вызвавшая поощрение учителя, способствует развитию интереса к предмету.

В условиях интенсификации обучения особенно важна правильная организация домашних заданий; при этом возникает ряд вопросов, решение которых связано и с совершенствованием учебного процесса, и с охраной здоровья школьников.

Известно, что в практике школы имеет место перегрузка учащихся домашними заданиями, наблюдаются и другие негативные стороны в подготовке детьми домашних заданий. Имеющиеся данные о загруженности учащихся вызывают тревогу и заставляют очень серьезно регламентировать учебную работу, предлагаемую в качестве домашней. Четко выделим то, что идет вразрез с методикой домашних заданий. Нельзя:

1) завышать объем предлагаемой домашней работы;


    перекладывать на учащихся изучение нового материала (под предлогом
    развития их самостоятельности);


    предлагать для выполнения дома упражнений на неотработанный материал,
    который не был еще объяснен на уроке и который заведомо является непосиль-
    ным для учащихся (в этом случае вся тяжесть усвоения переносится с урока на
    домашнюю работу);


    задавать домашнее задание «под звонок», без необходимых разъяснений
    сущности предлагаемых упражнений;


    предлагать для домашней работы такие упражнения, подобные которым
    еще ни разу не выполнялись на уроке;


    давать упражнения, чрезвычайно насыщенные заданиями, так как это при-
    водит к ослаблению внимания учащихся к основному заданию;


7) допускать перегрузку такими заданиями, которые значительно увеличива-
ют время приготовления уроков (составление схем, таблиц, подготовка докла-
дов, домашние сочинения и т. д.);

8) увеличивать без надобности объем изучаемых сведений о языке;


    не учитывать индивидуальные особенности учеников, уровень их
    работоспособности;


    отсылать к другим источникам информации, помимо учебников, без ука-
    зания на то, какие это именно источники и где их можно найти.


Устранение этих существенных недостатков будет способствовать устране-нию перегрузки учащихся во время домашней работы.

Правильная постановка домашних задании по русскому языку предполагает органическую связь их с классными занятиями, доступность, систематичность и последовательность, ясность понимания учащимися задания, возможность его выполнения в определенное время, самостоятельность учащихся.

Дозируя домашнее задание, учитель должен спланировать работу такого объ-ема и содержания, чтобы учащиеся не испытывали перегрузки, для чего необ-ходимо учитывать и то, как заняты учащиеся по другим предметам в этот день.

В соответствии с Уставом общеобразовательной школы учащиеся должны за-трачивать на подготовку домашних заданий в V классе- до 2 часов, VI-VII- до 2,5 часов, VIII- до 3 часов, IX - XI - до 4 часов.

При правильной организации домашних заданий учитываются следующие параметры:


    объем домашней работы по русскому языку (устной и письменной);


    ее содержание;


    сложность предлагаемой работы;


    степень самостоятельности учащихся при ее выполнении;


    методика задавания;


    подготовка учащихся к выполнению домашнего задания.
    Остановимся подробно на каждом из этих параметров.

^ Объем (дозировка) домашних заданий.

Задание должно быть рассчитано в среднем на 30 минут, т. е. занимать пятую или шестую часть всего времени, затрачиваемого на уроки. 30 минут ученик вполне может заниматься сосредоточенно, не делая в занятиях перерыва, после которого ему бывает трудно приняться за дело с прежним интересом.

Этого времени достаточно, чтобы изучить теоретическую часть учебника и выполнить небольшое письменное упражнение.

В отдельных случаях могут быть даны и два упражнения (небольших), особенно если к следующему уроку не задается новый теоретический материал.

Упражнения, даваемые в качестве домашнего задания, могут быть не только письменными: время от времени они должны выполняться и в устной форме, но время, затраченное на приготовление устного упражнения, не должно превышать указанной нормы.

Упражнения могут различаться сложностью или разнообразием заданий, требовать переписывания текста со вставкой орфограмм и знаков или выборочного выписывания нужных грамматических категорий, могут быть насыщены разбором или не требовать его вовсе. Все это увеличивает или уменьшает объем работы, что тоже нужно учесть, исходя из того, что на переписывание текста уже требуется от 10 до 20 минут.

Наиболее трудоемкие по времени задания, такие, например, как составление

конспектов, написание некоторых видов сочинений, подбор примеров на соответствующее правило (или ряд правил) из текстов художественных произведений, связанных с графическим оформлением в виде разного рода схем, таблиц и т. п., следует давать без других заданий, обязательно с предварительной подготовкой, в ряде случаев - как одно из дифференцированных заданий, с учетом индивидуальных возможностей учащихся. Так, ученик, работающий в быстром темпе, сделает работу быстрее, чем его медлительный товарищ;ученик, ник, обладающий логическим типом мышления, скорее оформит схему, составит таблицу и т. д.

Давая задание, учитель делает не только прикидку времени, требуемого для выполнения домашней работы средним учеником, но и учитывает индивидуальную подготовку каждого: домашнее задание для слабых учеников не должно быть осложнено, чтобы они могли сосредоточиться на одном и разобраться в главном; в то же время можно увеличить объем задания сильному ученику, но обязательно точно указать, что дополнительно должны сделать учащиеся.

^ Содержание домашних заданий.

В любом случае должна быть соблюдена мера: при наличии достаточно объемного основного задания не следует перегружать учащихся дополнительными заданиями. Их следует давать только тогда, когда это действительно целесообразно: в целях повторения изученного материала, которое необходимо для более качественной работы при изучении нового, или в связи с подготовкой к проверочным работам.

Если материал достаточно отработан, в отдельных случаях, (по усмотрению учителя) можно не давать домашнего задания или дать для повторения небольшое по объему и интересное по содержанию упражнение.

Поскольку тренировочная деятельность учащихся определяет и развитие

мышления, то следует домашнюю учебную работу детей делать разнообразной и по содержанию, и по видам.

В качестве домашних заданий по русскому языку даются такие же виды упражнений, какие выполнялись в классе под руководством учителя. Это упражнения типа осложнённого списывания со вставкой (частей слов, целых слов), расстановкой и объяснением пропущенных знаков препинания, переконструированием текстов по разным грамматическим признакам, а также различные виды грамматического разбора, составление планов, составление и классификация предложений по определенным признакам. В отдельных случаях для домашней работы могут быть предложены изложения, сочинения, но обязательно с предварительной подготовкой.

Составление всякого рода схем, таблиц, конспектов, написание изложений, сочинений, подбор примеров из других источников - все эти виды работ также делают задания более разнообразными, но давать их нужно с осторожностью, так как они трудоемки и при частом повторении утомляют детей, надоедают им. К тому же не каждый ученик способен справиться с подобными заданиями.

Можно предложить учащимся составить устный рассказ на определенную тему, описать картину или виденное на экскурсии, при посещении театра, составить словарики (тематический, к определенному произведению) и т. п. Такие задания из-за их необычности требуют комментария учителя, особенно тщательной подготовки, только тогда они вызывают интерес и выполняются охотно, с двойной пользой: и для тренировки по русскому языку, и для осознанного восприятия того, о чём идет речь (например, экскурсии).

Разумное чередование разных типов упражнений тренирует все виды памяти: зрительную (например, при выполнении упражнений на списывание), слуховую (при составлении устного рассказа), логическую (при графическом оформлении схемы к изученному материалу), образную и эмоциональную (при описании виденного в театре).

Не все виды упражнений одинаково ценны в качестве домашних заданий в конкретных условиях. Поэтому учителю важно решить вопрос о степени эф-

фективности, каждого из них в данном конкретном случае.

^ Сложность домашних заданий.

Работы, предлагаемые на дом, отличаются различной степенью сложности. Так в VII классе упражнение на переписывание текста даже с необходимыми вставками занимает значительно меньше времени, чем выборочное выписывание сначала одних грамматических категорий, потом других (например, сначала действительных, а затем страдательных причастий), тем более осложненное дополнительными заданиями (например, выпишите:1) словосочетания «действительное причастие + существительное» и причастные обороты с действительными причастиями вместе с определяемыми существительными; 2) словосочетания «страдательное причастие + существительное» и причастные обороты со страдательными причастиями).

Сложными являются задания творческого характера, проблемные, типа поисковых задач, в то же время отказаться от них нельзя, так как они вызывают активный интерес учащихся, способствуют более осознанному восприятию изучаемого. Проще выполнить задания по разбору, так как подобную работу ученики часто делают в классе.

Планируя домашнее задание, учитель в каждом случае решает вопрос о том, насколько данное задание является сложным для его учеников. При этом должны соблюдаться основные дидактические правила о постепенности перехода от легкого к более трудному, от простого к сложному.

^ Степень самостоятельности учащихся при выполнении домашних заданий.

Самоподготовка учащихся основывается на том, что они готовы (в состоянии) вполне самостоятельно выполнить предлагаемые им задания. Дети должны знать рекомендации учителя: как готовить домашнее задание, как писать сочинение и др. От организации выполнения детьми домашних заданий зависит качество знаний школьников, формирование у них навыков и умений самостоя-

тельной работы. Учитель, апеллирующий только к памяти учащихся: «прочтите», «повторите», «запомните»,- недостаточно заботится о развитии мышления учеников, об активизации их умственной деятельности на уроке. Упор на запоминание, однообразие заданий притупляют внимание учеников, мешают развитию их познавательной активности, и в результате увеличивается загруженность учащихся во время приготовления домашних заданий.

Организуя домашнюю работу как самостоятельную работу учащихся, учитель дает рекомендации, помогающие детям самостоятельно работать дома. Если при выполнении работы учащимся потребуются дополнительные источники и материалы (словари, «Детская энциклопедия» и др.), то учитель должен конкретно сказать, к каким книгам нужно обратиться и как их использовать.

Вполне самостоятельно и успешно выполнить домашнюю работу учащиеся могут в том случае, если у них сформированы навыки самостоятельной работы; навык правильно распределись время, работать с учебником, словарями, дополнительной литературой, конспектировать, составлять планы заданных параграфов, связно их пересказывать. Такие навыки облегчают работу дома.

К самостоятельной работе учащихся побуждают домашние задания, содержащие в себе элементы новизны, требующие от них творческого подхода, смекалки.

^ Методика задавания домашних заданий.

Традиционной стала ошибка в построении урока, когда домашнее задание учитель дает «под звонок» или после звонка. В таких условиях не может быть в речи о разъяснении рациональных приемов выполнения домашних заданий. Чтобы учащиеся успешно справились с домашней работой по русскому языку, задание нужно давать не торопясь, с необходимыми разъяснениями.

Домашнее задание может даваться на разных этапах урока: после объяснения и закрепления нового материала (т. е. в конце урока) и после проверки предыдущего домашнего задания (т. е. в начале урока).

Полезно записать задание на доске, а если есть время, то попросить одного-

двух учащихся повторить его. Этот момент урока правильно организованный учителем, снимет негативные стороны домашней работы и подготовит ученика к успешному выполнению задания в отведенное для этого время.

Хорошо, если учитель умеет учесть и то обстоятельство, что существует определенная динамика работоспособности в течение недели: понедельник - период включения; вторник, среда - период оптимальной работоспособности, четверг и последующие дни - период спада.

^ Подготовка учащихся к выполнению домашнего задания.

Если ученик затрачивает на домашнюю работу больше положенного времени, то можно говорить и о неправильной дозировке домашних заданий, и о недостаточном руководстве домашней работой со стороны учителя, которое не должно ограничиваться требованием обязательной записи в дневниках и на доске. Организация выполнения детьми домашнего задания - одна из повседневных работ учителя. Важно учесть все параметры, способствующие хорошему выполнению домашнего задания, в том числе дифференцированный подход к учащимся, и найти, если не для каждого, то для отдельных групп школьников, оптимальный вариант домашней работы.

Элементы дифференциации способствуют оптимизации учебного процесса, позволяют более полно учесть различия в уровне познавательных возможностей учащихся. Одним из способов дифференцирования работы являются задания на выбор, когда учащиеся могут выполнить любое из двух - трех заданий. При такой системе можно предложить и одно из таких заданий, которые используются в школьной практике редко (ведь если дается одно задание для всего класса, оно должно быть посильно для каждого ученика). К таким редким заданиям относятся задания аналитико-синтетические (когда требуется логическая переработка изученного материала) или синтетические (построение связного высказывания). На фоне заданий аналитических (работа по образцу) такие домашние задания воспринимаются как новые, нетрадиционные и позволяют учащимся проявлять собственную инициативу. Задания на выбор могут быть

предложены на текстовом материале одного упражнения, что обеспечивает комплексную работу над текстом и дает детям возможность попробовать силы в различных видах работ, проявить себя с лучшей стороны. В составлении такого задания есть свои трудности, но там, где ученик делает свободный выбор, домашняя подготовка, как правило, идет успешнее.

Учитель может указать время на выполнение каждого задания. Это дисциплинирует учащихся, формирует привычку выполнять работу в отведенный для этого срок. Научить детей работать и дома сосредоточенно, не отвлекаясь и не засиживаясь дольше положенного, - это очень важно для повышения успеваемости учащихся.

Задания типа сочинения требуют предварительной подготовки к ним (составление плана, чтение художественных текстов на определенную тему, показ примеров составления подобных сочинений и т. п.).

Но и обычное упражнение должно быть предварительно разъяснено. Ученик имеет право задать вопросы по домашнему заданию и во время его объяснения, и во время проверки. Привычка выяснять то, что затрудняет в работе, свидетельствует о заинтересованном отношении к предмету.

Само разъяснение учителем домашнего задания должно вестись обстоятельно, но без излишней детализации. Чтобы учащиеся правильно поняли сущность задания и порядок его выполнения, учитель должен показать образец выполнения, т. е. разобрать аналогичные примеры или первые примеры из предлагаемого упражнения учебника и т. п.

Полезно также предусмотреть время для этого, чтобы учащиеся на уроке повторили задание и показали, как они будут его выполнять. Такой работы требуют упражнения на сопоставление грамматических явлений, упражнения с комплексными заданиями, упражнения, в которых нужно не только выполнить работу по образцу, но и уяснить суть модели, упражнения творческого характера и др., в то время как задания к упражнениям на списывание текста со вставкой орфограмм или знаков препинания в таких подробных комментариях не нуждаются.

Давая задание, нужно обязательно посоветовать учащимся, каким способом оно может быть выполнено, какова последовательность работы, к каким справочным материалам можно прибегнуть в случае затруднения и где их взять.

Я не касаюсь вопросов проверки домашнего задания, так как это особая методическая проблема, хотя считаю необходимым подчеркнуть, что эффективность выполнения домашней работы связана с тем, как учитель контролирует самостоятельную домашнюю подготовку учащихся.

Выводы по проблеме домашней работы школьников основаны на анализе наблюдений, данных анкетирования учащихся, результатах, отраженных в методических исследованиях, в материалах публикаций в журналах «Русский язык в школе», «Воспитание школьников», «Вопросы психологии», «Семья и школа».

С раннего возраста человек проходит все этапы становления личности: детский сад, школа, колледж, университет. Самые яркие впечатления и воспоминания начинаются с первого класса. Первая учительница, яркие книги, исписанные еще неумелыми ручками прописи. Время пролетает в один миг. И вот последний звонок, получение аттестата о среднем образовании, выпускной. Впереди светлое будущее.

Но перед этим нужно пройти через все трудности, связанные с учебой: выполнение домашних заданий, сочинения, изложения. Секции, кружки, репетиторство также входят в расписание школьника. Главный вопрос, который встает перед родителями и школьниками, - это как сделать домашнее задание быстро, правильно и вовремя.

Система воспитания в детском саду

С раннего возраста ребенок начинает учиться общаться с окружающими людьми. Навыки взаимодействия со сверстниками приобретаются в коллективе. Детский сад - прекрасное место для приобретения таких умений. Но поначалу обстановка у ребенка оставляет не самые приятные впечатления. Незнакомое место, чужие люди - все это действует на малыша угнетающе. Опытный и квалифицированный воспитатель должен придерживаться такой системы воспитания и обучения, при которой адаптация к детскому саду пройдет наименее болезненно, ребенку будет интересно, он с удовольствием принимает участие в воспитательном процессе. В детском саду малыш учится:

  1. Правильно выражать свои желания.
  2. Отстаивать свою точку зрения.
  3. Прислушиваться к мнению других и уважать его.
  4. Взаимодействовать со сверстниками.

Помимо этого, малыш развивается умственно, физически, эстетически. Предлагаются разнообразные занятия: музыка, танцы, физкультура, рисование и т.д. Это дает возможность реализоваться каждому воспитаннику.

Поощряется участие детей в конкурсах по разным направленностям. Для малыша это возможность раскрыть свои таланты, и он с увлечением берется за дело. Конечно, взрослые принимают в этом активное участие.

Вопрос, как сделать домашнее задание, у родителей встает еще перед школой, когда детей учат навыкам чтения и письма, тем самым подготавливая их к новому этапу их жизни - к школе. Это прописи, стихи, чтение книг и т.д.

В детском саду процесс обучения новым навыкам и умениям проходит естественным образом - через игру, тем самым ребенок изучает общество и свою роль в нем.

Школа: система образования, учебный процесс

Настало время, и с детских стульчиков ребенок пересаживается за парту. Первый класс - это всегда волнующий момент. Многое еще непонятно и неизвестно. Но постепенно у малыша складывается общее представление о самом процессе, ведь большую часть жизни он проводит в школе.

Российская система образования включает в себя несколько ступеней:

  1. Начальная школа (до четвертого класса). В этот период даются базовые и элементарные знания по письму, чтению, математике, необходимые в повседневной жизни. Помимо этого, преподаются дополнительные предметы: окружающий мир, музыка, рисование, физкультура и т.д.
  2. Основное обучение (до девятого класса). В это время ученики получают знания по разным дисциплинам. Каждый предмет преподается в отдельном кабинете. После окончания обучения при положительной сдаче итоговых экзаменов выдается аттестат об основном среднем образовании. При желании ученики могут продолжить обучение, перейдя в старшие классы или в другие учебные заведения: лицей, гимназия, колледж, училище и т.д.
  3. Старшие классы (десятый и одиннадцатый). В это время ученики усиленно готовятся к поступлению в высшие учебные заведения. По окончании сдается Единый государственный экзамен (ЕГЭ) и выдается аттестат о полном среднем образовании.

Основные предметы в школе и ежедневная подготовка к ним

Основные дисциплины в школе:

  1. Русский язык.
  2. Литература.
  3. Математика.
  4. Английский язык.
  5. История.
  6. Физика.
  7. Химия.
  8. География.
  9. Биология.

Процесс обучения проходит следующим образом: разбирается тема по определенному предмету и для усвоения пройденного материала нужно выполнить домашнее задание. И вот тут возникают трудности. Ребенок с неохотой его выполняет, отвлекается на другие занятия, не связанные с учебой. Перед родителями и учениками встает вопрос, как правильно сделать домашнее задание, не допустить ошибок и полноценно усвоить пройденный материал.

Основные причины, по которым ребенок не хочет выполнять домашнее задание:

  1. Усталость после уроков вследствие большой нагрузки в школе.
  2. Недостаток внимания со стороны родителей. Своим нежеланием учиться ребенок старается привлечь к себе внимание.
  3. Некоторые предметы сложны в понимании или неинтересны.
  4. Боязнь перед трудностями. Иными словами, ребенок боится, что не справится с поставленными перед ним задачами.

Родители должны помочь справиться с возникающими трудностями, поощрять успехи, не сладостями и не играми на планшете или компьютере, а, например, выделить дополнительное время для прогулок на свежем воздухе.

  1. Регулярно соблюдать установленный режим дня. Ребенок быстрее втянется в процесс, тогда учеба и выполнение домашних заданий не будет казаться непосильной задачей.
  2. Ученик должен выполнять домашнее задание самостоятельно. Помощь родителей - рассказать, показать, объяснить. Иначе в дальнейшем это сильно скажется на результате.
  3. При выполнении домашних заданий делать перерыв на десять минут. Это даст возможность ребенку легче усвоить полученную информацию.

Работа над ошибками

Русский язык - один из важнейших предметов в школе. Ребенок должен научиться грамотно и без ошибок писать, уметь выражать свои мысли. Орфография, пунктуация, стилистика - основные направления в русском языке и их знание обязательно. Важно не просто заучить наизусть правило, но и для чего оно нужно и как правильно применить его.

Вот несколько советов, как сделать домашнее :

  1. Для начала подготовить рабочее место, убрать лишние предметы (листы, тетради, не относящиеся к заданному предмету).
  2. Повторить пройденный материал. Выучить и повторить правила, подобрать примеры к ним.
  3. Внимательно прочитать задания или упражнения. Если для их выполнения требуются определенные правила или определения, найти и выучить их.
  4. Переписывая задания, проговаривать написанное вслух и обязательно проверять написание трудных слов. С этим прекрасно справится орфографический словарь.
  5. Если задание - переписать текст, для начала нужно внимательно прочитать предложение и разобрать непонятные слова. Словарь в таком случае прекрасный помощник. Затем аккуратно переписать упражнение.
  6. Проверить выполненную работу. Если есть ошибки, указать на них и предложить аккуратно их исправить.

Эти советы очень просты в выполнении. Придерживайтесь их, и русский язык будет прост и доступен в изучении.

Математика

Математика - не менее важный и, пожалуй, самый сложный в понимании предмет. Сложение, вычитание, деление, умножение-все это встречается в повседневной жизни. Поэтому для ученика базовые знания по этому предмету необходимы.

Указания, как сделать домашнее задание по математике:

  1. Приготовить все необходимое для выполнения этого предмета (тетрадь, учебник, ручка, карандаш и т.д.).
  2. Повторить пройденный на уроке материал.
  3. Внимательно прочитать задания. Приступить к выполнению с самой трудной задачи.
  4. Сделать все расчеты в черновике.
  5. Проверить выполненное задание и, если есть в этом необходимость, исправить ошибки.
  6. Аккуратно переписать в тетрадь.

Изучение иностранных языков в школе

Английский язык в школе изучают уже со второго класса, а некоторые и с первого. Не всем дается легко этот предмет. Тут важным фактором является усидчивость, терпение. Впрочем, это относится ко всем предметам, изучаемым в школе.

Несколько простых правил, как сделать домашнее задание по английскому:

  1. Подготовка рабочего места, достать все необходимое для этого предмета.
  2. Если задание - чтение текста, то необходим словарь. Незнакомые слова переводить по отдельности и записывать в отдельную тетрадь. Таким образом, слова лучше запоминаются.
  3. Пересказ на английском языке - сложное задание, но вполне выполнимое. Достаточно сделать пересказ на родном языке, а потом составить на английском. Это учит выражать свои мысли и эмоции, что очень важно в изучении данной дисциплины.
  4. Грамматические упражнения - неотъемлемая часть в изучении иностранного языка. При регулярном выполнении это даст возможность правильно говорить и писать. Для этого нужно внимательно прочитать задание и выполнить его при помощи словаря, таблиц.
  5. Исправить ошибки, если есть в этом необходимость.

Природа и общество

В качестве дополнительного школьникам преподают окружающий мир. Этот предмет помогает:

  1. Понять значение природы и общества в целом.
  2. Значение природы в жизни человека, охрана природы.
  3. Изучить некоторые природные объекты и явления.
  1. Внимательно прочитать задание. Если для его выполнения требуется найти и выучить определения, сделать это, прибегнув к помощи пройденного материала или теоретической части учебника.
  2. Если в задании требуется работа с такими принадлежностями, как клей, ножницы, карандаши, выполнять все нужно аккуратно, не торопясь.
  3. Проверить выполненные упражнения. Исправить ошибки, если это необходимо.

Освоение пройденного материала, самостоятельная работа

Каждый школьник решает задания понятными для себя способами. В выполнении упражнений проявляются его творческие, интеллектуальные способности.

Домашнее задание должно быть интересным. Учитель при правильном подходе обязательно заинтересует ученика, и тогда вопрос, как сделать домашнее задание по тому или иному предмету, будет решаться без особых усилий.

форма самостоят. работы учащихся, организуются учителем с целью закрепления и углубления знаний, полученных на уроке, а также для подготовки к восприятию нового уч. материала, а иногда и для самостоят. решения посильной познават. задачи; составная часть процесса обучения.

Уже в 16 в. Д. з. становятся обязательным компонентом уч. работы. Но будучи частью уч. процесса, Д. з. в практике работы школы наряду с положит. эффектом вызывали такие негативные явления, как перегрузку учащихся, механич. заучивание и пр. Д. з. на протяжении 19-20 вв. были предметом пед. дискуссий. Л. Н. Толстой, считая, что Д. з. - это испорченный вечер ученика, отменил их в своей Яснополянской школе. К. Д. Ушинский доказывал целесообразность применения Д. з. лишь после спец. подготовки школьников к их выполнению. В нек-рых уч. заведениях, в частности в гимназии К. И. Мая, велась работа по совершенствованию Д. з., преодолению перегрузки уч-ся.

После 1917 в условиях единой школы не было обязат. Д. з., они стали рассматриваться как необходимый компонент работы школы лишь с нач. 30-х гг. В 60-х гг. в связи с критикой «традиционного обучения», направленного лишь на формирование знаний, умений и навыков, и акцентированием внимания на развитие творческих возможностей личности, умений самостоят. познания, сложившаяся в 30-х гг. методика Д. з. была пересмотрена. Д. з. рассматриваются как средство подготовки к самообразованию, стимулирования развития самостоят., творческих форм познания.

Выполнение Д. з. без непосредств. наблюдения учителя - своеобразный вчд самостоят. деятельности учащихся. Работа школьника дома всецело зависит от его внутр. побудит, сил, отношения к уч. труду. Систематичность и высокое качество выполнения Д. з. обеспечиваются, как правило, познават. интересом к уч. предмету, чувством долга и ответственности за работу перед школой, родителями, обществом. Формируя стойкую положит. мотивацию к выполнению Д. з., учитель обеспечивает и воспитание у учащихся стремления самостоятельно совершенствовать свои знания, в т. ч. и для самообразования.

Домашняя работа учащихся отличается от классной и содержательной стороной деятельности. Дома учащиеся сталкиваются с необходимостью самостоят. познания с использованием разнообразных источников; при этом они должны уметь отобрать нужную информацию, выделить и записать главное, выбрать наиб. рациональные приемы закрепления материала, самостоятельно определить степень своей готовности к уроку; уметь рационально планировать работу, поскольку им приходится ежедневно работать над 3-4 уч. предметами.

В домашних условиях можно провести такие виды работ, к-рые организовать в классе сложно: длительные наблюдения, опыты, моделирование, конструирование и т. д.

Особенность домашней работы состоит и в том, что она может быть более гибкой и вариативной, чем фронтальная работа школьников в классе, рассчитана на развитие индивидуальных способностей и склонностей школьника, на познание учеником своих возможностей. При решении этой задачи учитель может не регламентировать задание жестко, оставляя за учеником право свободного выбора содержания работы, способов выполнения, объема.

Особую значимость приобретают т. н. опережающие задания, к-рые подготавливают учащихся к восприятию нового уч. материала, возбуждают интерес. Материал Д. з. в этом случае органически входит в объяснение учителя. Виды опережающих заданий разнообразны: сбор фактов для их анализа на уроке, проведение наблюдений, поиск ответов на поставленные учителем вопросы и др. Особые возможности имеют опережающие задания, даваемые учителем на длит. срок и, как правило, рассчитанные на свободный выбор учащихся. Работа над ними перерастает в систематич. самостоят. деятельность ученика по углубленному изучению избранной темы.

Задания по усвоению и закреплению нового материала могут включать ответы на вопросы учебника, составление рассказа по данному плану и др. Их цель - включить школьника в более глубокое осмысление изученного. Среди заданий на применение знаний особую роль играют комплексные, ориентирующие учащихся на использование материала из разных уч. предметов и являющиеся одним из средств реализации межпредметных связей в обучении.

Во всех видах Д. з. наряду с репродуктивной большое место занимает творческая работа школьника. Особенно эффективны Д. з., сформулированные учителем как познават. задачи (см. Задача познавательная). Мн. учителя строят систему Д. з. на заданиях-минимум и заданиях-максимум. При этом первые из них являются обязательными для всех, вторые - добровольными. На совр. этапе развития школы распространены коллективные формы Д. з.

В условиях большей свободы и большей самостоятельности у учащихся при выполнении Д. з. особенно актуализируются проблемы, связанные с перегрузкой школьника.

Характер, объем, сложность Д. з. должны быть научно обоснованы. Необходимо также специально формировать у школьников навыки самостоятельной работы, знакомить их с научной организацией труда, предусматривать смену деятельности (см. также Гигиена учебных занятий).

В 4-8-х кл. проводится развернутый инструктаж к каждому виду заданий. На первых этапах, при репродуктивных заданиях, учитель на уроке обращает внимание учащихся на приемы выполнения работы, анализирует их, корректирует и рекомендует использовать дома. Если Д. з. отличаются от работы, выполняемой в классе, учитель на отд. примере разбирает способы его выполнения; целесообразен разбор и наиб. сложных элементов отд. Д. з. Родители контролируют регулярность и тщательность выполнения Д. з., создают детям благоприятные условия для подготовки к урокам, оказывают необходимую помощь.

Для учащихся ст. возраста, обладающих опытом самостоят. работы, рекомендуется общий инструктаж перед изучением каждой темы с указанием возможных вариантов работы, анализом трудностей уч. материала, характеристикой обязат. и доп. лит-ры, определением границ минимума и максимума работы над темой. Привлекая учащихся к планированию работы над темой, учитель стимулирует формирование умений науч. организации труда школьника.

Такая система руководства домашней работой дает возможность школьнику выступать в роли организатора своей познават. деятельности (уч. и самообразоват., обязат. и добровольной), объединяя обучение и самообразование в единый процесс.

Отличит, черта контроля за выполнением Д. з. - органичное соединение объяснения нового с результатами проверки домашней работы, что способствует экономии времени, активизирует процесс обучения. В ст. классах вводятся новые виды контроля - конкурсные уроки, проводимые учителем совместно с учащимися на основе работы над опережающими заданиями. Осуществляется также косвенный контроль, когда учащимся для самостоят. выполнения на уроке предлагаются задания, аналогичные домашним.

Для развития методов самостоят. работы учащихся учителю необходимо интересоваться, какими приемами пользовался ученик при выполнении Д. з., и обсуждать наиб. рациональные способы работы. Однако контроль за домашней работой ученика предполагает не только проверку правильности выполнения Д. з., но и является одним из эффективных средств формирования ответственного отношения к учению, особенно если в проверке Д. з. участвует весь класс. При этом важно применять формы взаимоконтроля, поручая старшеклассникам проверять работу учащихся мл. классов или друг друга.

При выполнении Д. з. в школах и классах продленного дня и школах-интернатах учащиеся могут пользоваться уч. кабинетами, пособиями, провести лабораторную работу, поставить опыты и т. д. На самоподготовку здесь отводятся наиб. продуктивные для самостоят. работы часы. Воспитатель (учитель) может помочь школьнику: проконсультировать, определить готовность его к выполнению Д. з., провести хронометраж времени, затраченного учеником на подготовку задания, организовать взаимопомощь и взаимоконтроль учащихся. Но возникают и определенные трудности: ученики, как правило, готовят уроки в одном помещении, что облегчает списывание и подсказку; усложняется процесс подготовки устных заданий, т. к. затруднен их пересказ и т. д. В этих условиях особенно важно индивидуализировать задания, учитывая интересы и склонности учащихся.

Лит.: Рабунский Е. С. Индивидуализация домашних заданий - необходимое условие успешного обучения, Калининград, 1962; Водейко Р. И., Домашнее задание старшеклассника, Минск, 1974; Поспелов H. H., Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий, М., 1979; Шабалина 3. П., Домашняя уч. работа школьников, М., 1982; Г p о м ц с в а А. К., Домашняя уч. работа как средство сближения обучения и самообразования, в ее кн.: Формирование у школьников готовности к самообразованию, М., 1983. А. К. Громцева.

Отличное определение

Неполное определение ↓