Усадьба васильчиковой. Экскурсия в Усадьбу Васильчиковой — Оболенского — Фон Мекк. Люстра в приемной

Усадьба васильчиковой. Экскурсия в Усадьбу Васильчиковой — Оболенского — Фон Мекк. Люстра в приемной

Дом на Новинском бульваре связан с жизнью и творчеством выдающегося русского певца, знаменитого баса Фёдора Ивановича Шаляпина. Это первый собственный московский дом Шаляпина, он наполнен особой «домашней» шаляпинской атмосферой. Музей богат подлинными вещами семьи Шаляпиных. В их числе – предметы мебели, рояль Bechstein, напольные часы, венчальные свечи Фёдора и Иолы, театральные костюмы, программы спектаклей, афиши... В доме много картин, подаренных Шаляпину художниками: В. Серовым, К. Коровиным, В. Поленовым, М. Нестеровым, М. Врубелем. Большую коллекцию собственных работ передал в дар Музею сын певца Борис Шаляпин. В настоящее время Мемориальная усадьба открыта для посетителей. Их ждут выставки, тематические и обзорные экскурсии, концерты известных и молодых исполнителей, встречи абонементных циклов, детские праздники. Галерея Мемориальной усадьбы Ф. И. Шаляпина составляет с Домом-музеем единый комплекс. В её помещении проводятся выставки, посвящённые как истории, так и актуальным вопросам отечественного вокального искусства; они знакомят посетителей с материалами профильных музеев и частных коллекций. В пространстве Галереи проходят вечера и концертные абонементы различной тематики – «Музыкальные столицы мира», «Артистические семьи», «Встречи на Новинском», «Фортепианные вечера в Доме Шаляпина», «Хоровые ассамблеи», «Дебют в доме Шаляпина» и др. В доме великого русского исполнителя проводят мастер-классы известные отечественные и зарубежные певцы. Фёдор Иванович Шаляпин купил дом на Новинском бульваре в 1910 году, в возрасте 37 лет. Он прожил здесь двенадцать лет, это время расцвета его таланта, время зрелого мастерства, глубоко осознанного творчества, всемирной славы. После покупки здания заботы о его ремонте взяла на себя жена Шаляпина – итальянская балерина Иола Торнаги. Бывший дом купчихи К. Баженовой, построенный в конце XVIII века, перестраивался на новый европейский лад: в нём появились газ, водопровод, ванные комнаты, телефон. Благоустраивался не только дом, но и обширный сад, где установили беседку с видом на Москву-реку и уютные скамейки, посадили липовую аллею, кусты жасмина, сирени, разбили клумбы. Для Шаляпиных это был настоящий семейный дом, где комфортно жилось и взрослым, и детям – а их у Фёдора Ивановича было пятеро. В гостеприимной усадьбе часто бывали многие прославленные деятели отечественной культуры: С. Рахманинов и Л. Собинов, М. Горький и И. Бунин, К. Коровин и К. Станиславский. В 1918 году дом был национализирован и на 60 лет стал коммунальной квартирой. В 1978 году здание передали ГЦММК им. М. И. Глинки для создания Музея Ф. И. Шаляпина. Понадобилось восемь лет сложных ремонтно-реставрационных работ для того, чтобы восстановить дом таким, каким его знал Шаляпин. Внутренние интерьеры дома воссоздавали по фотографиям и рассказам детей певца. Белый зал, Зелёная гостиная, столовая, кабинет, бильярдная... Жизнь в этих комнатах шла по заведённому порядку, её не нарушал напряжённый гастрольный график артиста. В Белом зале Шаляпин репетировал со многими своими гостями, в столовой праздновал бенефисы, в кабинете Фёдор Иванович любил читать. Шаляпин обожал бильярд, стол для игры фирмы «В. К. Шульц» ему подарила жена. Теперь, как и во времена Шаляпина, к Новинскому бульвару обращён светло-палевый фасад дома, на его зелёной крыше красуются фигурные дымники, а на столбах резных чугунных ворот – декоративные вазы.

В воскресенье, 18 августа, в 17-30 приглашаем посетить необыкновенный дом, у которого не только много владельцев в названии, но и история более чем богатая. Ещё в начале 19 века участок, который сейчас занимает городская усадьба, принадлежал Екатерине Васильчиковой, построившей здесь сразу после пожара 1812 года два особняка. Свой современный вид здание приобрело уже позже, после того как в конце 1830-х гг. владение выкупила семья Зубовых-Оболенских. В 1860-х годах два дома соединяются в один и строится огромный бальный зал. В 1865 году Оболенские продают дом семье купцов Алексеевых. Но на этом история не закончилась, после смерти Александра Алексеева в 1884 году его вдова делит владение на две части, строит себе вместо сада особняк, а старый дом продаёт Владимиру Карловичу фон Мекку. После его смерти усадьбу покупает А.Э. Фальц-Фейн. Фальц-Фейны проводят водяное отопление, вентиляцию и электричество и уже через три года, в 1898 году продают Любови Зиминой, которая и владела домом до самой революции. А после продолжала проживать в национализированном особняке, где ей выделили небольшую квартирку.

Усадьба связана с именами декабристов Н. В. Васильчикова, П. Н. Свистунова, И. И. Муравьёва-Апостола. В конце XIX в. здесь часто бывали на светских приёмах композиторы С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, П. И. Чайковский.

После революции здание тоже сменило несколько владельцев. С 1923 года здесь находился Верховный суд РСФСР. В конце 1930-х годов – жилой дом для политических эмигрантов. После 1945 года – строительная организация. С 1956 года особняк с богатой биографией стал Центральным шахматным клубом СССР (сейчас Центральный дом шахматистов России).

В ходе реставрации 2015-2016 годов восстановлены исторические интерьеры парадного вестибюля, холла второго этажа, Большого парадного, Чигоринского и Портретного залов, кабинета руководителя. Воссоздано первоначальное колористиче­ское решение интерьеров. Раскрыты первоначальные ниши и дверные проемы, поздние - заложены. Восстановлены элементы декора. Усадьба стала лауреатом конкурса «Московская реставрация-2016» в номинации «лучший проект реставрации».

Где жил Булгаков после "Нехорошей квартиры" или Усадьба Васильчиковых на Большой Никитской улице December 14th, 2016

Сначала жизнь в Москве для Булгакова была тяжелой, как вспоминала одна его знакомая, - «Было видно, что жилось ему плохо, я не представляла, чтобы у него были близкие. Он производил впечатление ужасно одинокого человека. Он обогревался в нашем доме, хотя мы сами жили тогда бедно. Он был голоден, я поила его чаем с сахарином, с черным хлебом»…
02.


Михаил Афанасьевич Булгаков

В 1921 году он поступил на работу в Лито Главполитпросвета, работал в газетах в качестве хроникера, а впоследствии - фельетониста в ряде газет, начал печатать в газетах и журналах первые маленькие рассказы, числе которых «Записка на манжетах». Здесь он познакомился и работал в «Гудке» вместе с Ю. Олешей, В. Катаевым, И. Ильфом и Е. Петровым. Сначала его произведения шли с трудом, он продавал их в берлинское издательство «Накануне», там их охотно печатали. Произведения Булгакова, в основном фельетоны, очень быстро привлекли к автору внимание московских читателей и издателей. Его стали приглашать в другие издания. Так он постепенно становился известен.
03.

Татьяна Лаппа, первая жена Булгакова

В начале 1924 года дела у Булгакова пошли хорошо, а вместе с деньгами появились и женщины...

…На вечере, устроенном в Москве редакцией «Накануне», Любовь Белозерская, будущая вторая жена Булгакова, познакомилась с Мастером. Она обратила внимание на его ярко желтые ботинки и сразу вслух назвала их «цыплячьими». Сначала Булгаков обиделся, но потом их сблизили задушевные, откровенные беседы…

…Михаил Афанасьевич в это время писал«Белую гвардию». Однажды он прочел Татьяне отрывок: это была молитва Елены, возвращающая к жизни умирающего Алексея. - Ну, зачем ты это пишешь? Ведь, Турбины, они же образованные люди! - Ты просто дура, Тася!… А «Белую гвардию» Булгаков посвятил не Татьяне, а его новой пассии - Любови Белозерской, хотя все тяготы этого периода ее написания, как всегда, взяла на себя Татьяна. Когда он пришел к ней с этой только изданной книгой, что подарить, Татьяна увидев посвящение Белозерской, сказала - Мог бы и мне первую книжку посвятить!?. - Ну, ты знаешь, она попросила - я отказать не смог, - ответил Булгаков. И его книга оказалась брошена к ногам писателя… Булгаковы скоро развелись… Мастер оставил ей тогда квартиру на Большой Садовой…

После революции и до 1976 года в главном доме усадьбы Васильчиковых располагалась школа № 48, директором которой в 1920-х годах была Надежда Земская, сестра Булгакова. Она же летом 1924 года и приютила брата и его вторую супругу Любовь Белозерскую после отъезда автора «Мастера и Маргариты» из «нехорошей квартиры». Жил Булгаков в мезонине. Прописан он на этой площади не был.
05.


Чем хороши зимние фото - зелени нет и можно рассмотреть некототорые детали зданий, летом утопающих в густой зеленой листве. В частности, здесь можно угадать, где жил Булгаков - в этом мезонине главного здания усадьбы, в то время, школы.
06.

Сейчас здание на реконструкции/реставрации. Ниже будут летние фото 2015 года и некоторые старые, - там будет лучше все видно)
07.

Белозерская в своих воспоминаниях написала о переезде сюда: «Сестра М. А. Надежда Афанасьевна Земская приняла нас в лоно своей семьи, а была она директором школы и жила на антресолях здания бывшей гимназии. Получился „терем-теремок“. Тут еще появились и мы. К счастью, было лето, и нас устроили в учительской на клеенчатом диване, с которого я ночью скатывалась, под портретом сурового Ушинского»...
08.


09.

10.

После развода Татьяна съехала с квартиры на Садовой, прервала отношения со всеми старыми знакомыми. Вышла замуж за врача Александра Крешкова и уехала с ним в Сибирь… Впоследствии Крешков то и дело получал нарекания по службе, раздражение срывал на жене. Он ревновал её к первому мужу. Уничтожил все рукописи, документы, фотографии, которые остались у неё от Булгакова... Началась война, Крешков ушел на фронт. Вернулся он уже с другой женщиной…
11.

Вскоре после войны Татьяну Николаевну разыскал Давид Кисельгоф. Ещё тридцать лет назад, будучи студентом медицинского факультета, по случаю вхожим в литературные дома, он с нежностью и восхищением смотрел на жену Булгакова, чем страшно раздражал неверного, но ревнивого Михаила Афанасьевича. Оказывается, он помнил её и любил. Пожилая женщина третий раз вышла замуж и уехала в Туапсе.
12.


Восточный флигель

В 1970 году её отыскали исследователи творчества Булгакова. Татьяна Николаевна давала интервью 15 дней подряд, запись длилась 31 час. Она рассказала свой сон - покойный Миша пришел к ней и сказал:

Моя Маргарита - это ты. Ей передалась твоя способность к жертвенной любви...
13.

Татьяна Николаевна Лаппа-Кисельгоф
14.



Большая Никитская улица
15.

Главное здание усадьбы возведено в конце XVIII - начале XIX века. В его основе лежит сгоревший во время Московского пожара 1812 года дом, созданный в 1781 году подполковником Петром Ивановичем Бибиковым.
16.

Первую реконструкцию особняк претерпевает в 1860-1870-х годах, во время которой было изменено арочное окно мезонина, выстроен чугунный балкон, главный фасад украшен скупым рельефом. В неизменном виде со времён строительства здания сохранились парадный вестибюль и овальный зал с хорами.

На самом деле дом 46 представляет собой комплекс зданий, в разные годы объединенных переходами и галереями, а также двух хозяйственных корпусов. Перед домом маленький садик - курденер (фр. cour d’honneur) с дубом, посаженным, как говорят, самим Державиным...
17.

Боковые флигели были построены в разное время: восточный - приблизительно в 80-х годах XVIII века, западный - в самом начале 19-го. Облик фасадов относится ко времени первой реконструкции усадьбы.
18.


Восточный флигель

Один из детей Васильчиковых в свое время был воспитанником Николая Васильевича Гоголя, а членам знатного семейства посчастливилось стать первыми слушателями ранних произведений классика. В более поздние годы, проживая в Москве по соседству, Гоголь бывал на литературных вечерах в салоне Васильчиковых. Нередко в спорах западники схлестывались со славянофилами, а участником этих битв бывал и сам Николай Васильевич. В это же десятилетие в гостях у Васильчиковых бывали Ф.И. Тютчев, М.С. Щепкин, И.К. Айвазовский, С.М. Соловьев, Т.Н. Грановский, В.А. Соллогуб...
19.


Западный флигель
20.


Западный флигель

Двухэтажные галереи, имеющие каменный нижний и деревянный верхний этажи, были возведены в 1834 году. Интересны их фасады с полуколоннами дорического ордера. В 2002 году в ходе реконструкции оригинальные галереи были снесены, а на их месте воссозданы новодельные копии.
21.

Вот как они выглядели в оригинале.
22.

В 1800-1859 годы владельцем этого архитектурного сооружения был князь Б.М. Черкасский, сдававший дом в аренду в 1845-1855 годах князьям Васильчиковым, гостями которых были знаменитые личности Москвы того времени... В 1881 году усадьба перешла во владение банкира, коммерции советника, еврейского общественного деятеля Лазаря Соломоновича Полякова. Он также использовал здание в качестве доходного дома. В главном доме усадьбы начиная с 1903 года располагалась женская гимназия Кириены Алелековой.
23.


Главный дом усадьбы Васильчиковых

На старом фото ниже хорошо виден тот самый мезонин, где приютили Булгакова.
24.


Центральная часть фасада главного дома усадьбы Васильчиковых.
25.


Усадьба Бибиковых. Задний фасад главного дома. Фото: Архив ЦИГИ


В настоящее время здесь находится Московский Союза музыкантов, а также другие многочисленные организации. Усадьба Васильчиковых является одним из объектов культурного наследия федерального значения.
26.

В 1924 году Булгаков вместе с Любовью Белозерской переезжает , как они сами говорили, - в «голубятню»…

Источники:

Известия. Российскому союзу правообладателей отдадут усадьбу, где жил Булгаков. 2015.

Елена Пугачёва. Трижды три судьбы о женах Михаила Булгакова. 2006. Проза.ру.

Наталия Судец. О бедной усадьбе замолвите слово. Портал Страна.ру.

Домашняя страница В.В. Губанова. Московские адреса Булгакова.
Википедия

Сегодня наша прогулка по особняку, полное название которого звучит как «Городская усадьба Е.И.Васильчиковой — С.А.Оболенского — Н.Ф. фон Мекк», но едва ли не больше он известен как Центральный дом шахматиста. В своем фоторассказе я затрону обе эти ипостаси: и исторические интерьеры, и коллекцию, посвященную шахматам.

Особняк Е.И.Васильчиковой — С.А.Оболенского — Н.Ф. фон Мекк на Гоголевском бульваре, 14

Особняк Е.И.Васильчиковой

Екатерина Ивановна Васильчикова, представительница старомосковского дворянского рода, покупает эти владения в 1822 году и строит два особняка – в классическом и в русском стиле. У неё в конце 1830-х годов усадьбу покупает семья Зубовых-Оболенских. Именно при них особняк приобретает свой современный вид: в 1860-х годах они производят капитальную перестройку здания, соединяя два дома в один, увеличивая жилую площадь вдвое и значительно богаче украшая залы

Была устроена парадная лестница, которая встречает нас при входе

В 1865 году усадьбу покупает купец А. В. Алексеев – дядя будущего великого режиссера и реформатора театра К. С. Станиславского. В 1884 году после смерти владельца вдова делит владение на две части и один дом продает старшему сыну Надежды Филаретовны фон Мекк. Последняя вошла в историю как меценат, помогающий композиторам Н. Рубинштейну, К. Дебюсси и П. Чайковскому. Духовная и финансовая помощь Надежды фон Мекк была исключительно важна для Чайковского, позволяла продолжать работу и переживать критику, постоянно преследовавшую композитора и его творения.

Потолок входного фойе особняка Васильчиковой Е.И.

В конце XIX века фон Мекки продают особняк, потом хозяева опять меняются, пока в 1899 году дом не приобретает Любовь Ивановна Зимина, наследница богатого купеческого рода текстильщиков. При Л.И.Зиминой в особняке бывали певец Ф. И. Шаляпин, композиторы А. К. Глазунов, С. И. Танеев, С. В. Рахманинов. Сдавая первый этаж из 12 комнат графине, сама хозяйка будет проживать на втором этаже в 23 комнатах вплоть до национализации в 1918 году. После революции в этом доме ей выделят небольшую квартиру.

Элемент лестничного ограждения парадного вестибюля особняка Васильчиковой Е.И.

В советское время в особняке последовательно будут сменяться владельцы: Верховный суд РСФСР, жилой дом для политических эмигрантов, строительная организация. С 1956 года здание отдано шахматистам и сейчас здесь располагается Центральный дом шахматистов России. Накануне Олимпиады-80 особняк варварски отремонтировали: частично сбили и замазали лепнину, уничтожили паркет.

Стены лестничного холла парадного вестибюля особняка Васильчиковой Е.И.

В 2015-2016 годах в особняке проведена масштабная реставрация, в ходе которой восстановлены исторические интерьеры целого ряда залов и планировочные решения дверных проёмов, но самым главным своим достижением реставраторы называют воссоздание первоначальной цветовой гаммы интерьеров. Усадьба Е.И.Васильчиковой стала лауреатом конкурса «Московская реставрация-2016». Давайте же всмотримся в эту красоту. Мы уже вошли в парадный вестибюль и начинаем подниматься по парадной лестнице, а над нами вот такой плафон потолка

Прямо перед нами, на повороте лестницы изящные фигуры кариатид поддерживают потолок лестничного холла и галереи

Вот вид на кариатиды с галереи

Поднявшись по лестнице на второй этаж, мы попадаем в аванзал, небольшое проходное помещение. Здесь сразу обращает на себя внимание потолок

На стене выполнено живописное изображение павлина и, как бы в перекличку с ним, нынешние хозяева ставят на столик в вазу радужные павлиньи перья

Несмотря на утилитарный, проходной характер помещения декор очень тщательный: смотрите, как проработаны карнизы, тут мы видим и четкие геометрические линии, и прихотливый растительный узор как плоского, так и объёмного рельефа

В зале зеркало, не родное этим стенам, но соответствующее стилю

Из аванзала двери налево ведут в Большой парадный зал, который предназначался для балов. Кстати, зеленовато-серая гамма цветов, которую вы видите, характерна для богатых домов того времени

Гений места тут, конечно же, потолок

В центральном плафоне светильника нет и можно разглядывать объёмную лепнину, оттенённую цветовыми решениями

Две парные люстры висят по сторонам центрального плафона. Они, как и все светильники в особняке, не подлинные, но выполнены по мотивам светильников того времени

Оформление углов на потолке Большого зала

Над окнами и на противоположной стене в верхней части стен располагаются круглые медальоны, внутри которых играющие ангелочки с цветочными гирляндами и букетами

Рисунок паркетных полов восстановлен по фотофиксациям перед ремонтом 1980-х годов, а их цветовая гамма воссоздана по оригинальным фрагментам, сохранившимся под более поздними слоями краски. В остальных залах паркет обычно трудно рассмотреть под заботливо расстеленными коврами, но в Большом зале я смогла его сфотографировать (рисунок паркета различается по залам)

Из Большого зала можно пройти в так называемую мавританскую комнату — одно из первых помещений в Москве, решённых в таком экзотическом виде

Это помещение возникло при объединении двух зданий в одно и остроумно обыгрывает перепад уровней в зданиях. Непосредственно из дверей Большого зала вы попадаете на верхнюю площадку внутренней лестницы мавританской комнаты, по лесенке можно спуститься на нижнюю площадку комнаты

Несмотря на маленькие размеры, комната вмещает массу деталей, которые хочется разглядывать и разглядывать. Это резные арки, которыми оформлена лестница и пространство рядом с ней

Это и полукруглая ниша напротив входа, с загадочными письменами

Это и шестиугольный потолочный плафон над нижней площадкой комнаты

Это и объемный расписной декор стен и потолочных карнизов

Но мы, собрав волю в кулак, возвращаемся в Большой зал, чтобы из него пройти в Малый зал. Раньше здесь была столовая, сейчас проводятся шахматные турниры и временные выставки. В витринах выставлены различные образцы шахматных фигур и часов, фотографии, кубки. Здесь опять-таки в первую очередь нашего внимания заслуживает потолок

Потолки в Малом зале очень низкие, поэтому трудно фотографировать всю плоскость свода. Рисунок потолка состоит из повторяющихся вот таких прямоугольных плафонов

Розетки по краям потолочных плафонов

Для дальнейшего осмотра интерьеров нам надо вернуться в аванзал, чтобы из него, уже через правые двери, пройти в Чигоринский или Красный зал. Первое имя было присвоено залу в советское время в честь Михаила Чигорина — одного из основоположников русской шахматной школы, сильнейшего шахматиста России на рубеже XIX-XX веков, первого российского шахматиста, участвовавшего в матче за звание чемпиона мира. Я нашла информацию, что в советское время стены зала были выкрашены в зелёный цвет, хотя на фото до реставрации я видела бежевый. Как бы то ни было, последняя реставрация вернула стенам оригинальный цвет и понятно, почему зал называют Красным

Здесь опять-таки потрясающие, просто завораживающие потолки

Очень объёмная, прямо горельефная лепнина

Здесь мы видим фигуры каких-то наяд, чьи руки превращаются в цветочные гирлянды (!), и маски не то фавнов, не то лесных духов

Выделены оформлением углы зала: туда спускается лепной декор, позолота и колорирование

В Красном кабинете есть ещё один акцент – камин. Резной камин белого мрамора выделен по бокам вот такими сложными пилястрами (зеркало современное, вряд ли оно соответствует первоначальному образу)

Боковые стены Красного кабинета оформлены вот таким образом

Из Красного кабинета двери ведут в бывшую приёмную. Потолок здесь ещё несравненнее

Стены цвета морской волны не имеют иных украшений, кроме тонких вертикальных золотых филёнок, а вот потолок просто шедеврален по изяществу исполнения, по тонкости подобранных оттенков

Букеты цветов в лепестках или закругляющихся листьях напоминают морские раковины

В приёмной сохранился угловой камин тёмно-красного мрамора

В интернете мне попались воспоминания одного из завсегдатаев шахматного клуба 1960-1970-х годов. Он пишет о том, что самой престижной в клубе считалась Гроссмейстерская комната, куда допускались только избранные и где проходили переговоры о матчах за мировую корону, принимали высоких чиновников ФИДЕ, доигрывались партии на первенство мира и проводились блицы советскими гроссмейстерами и чемпионами мира. В описании Гроссмейстерской комнаты был упомянут старинный камин из темно-красного мрамора – так как других таких каминов в особняке я не видела, то, возможно, эта приёмная и носила название Гроссмейстерской.

Рисунок паркета в приёмной

На втором этаже экскурсантам показывают ещё так называемый Портретный зал – на стенах здесь представлены портреты гроссмейстеров и чемпионов мира по шахматам и шашкам. Но портретов я вам не покажу, потому что всем моим вниманием в зале завладел опять-таки потолок

В центральном плафоне среди виноградных лоз порхают пухлые кудрявые ангелочки, собирающие урожай

Мотивы виноградных гроздьев и листьев повторяется при оформлении карнизов

По краям потолка лепные изображения вот таких фантастических птиц, возникающих из травяного узора словно бы из ниоткуда

Звери в малых потолочных плафонах тоже какие-то невероятные, я по крайней мере не смогла определить это животное со странными конечностями и крупными ушами среди листьев и соцветий

Мы посмотрели все исторические интерьеры, восстановленные в ходе научной реставрации. Через мавританскую комнату проходим в музей шахмат.

Музей шахмат

Музей шахмат занимает правую часть особняка. Интерьеры музея представляют собой не воссоздание прежнего, исторического убранства, а некую фантазию, вариацию на темы интерьеров XIX века. Вот общий вид потолка в основном зале музея

Как видно, потолки в этой части здания невысокие, целиком фотографировать свод трудно, поэтому вот отдельные элементы потолочного декора

Музей шахмат занимает три зала. В самом большом в витринах выставлены экспонаты. В другом зале в одной части воссоздан уголок библиотеки (мебель современная)

В другой части второго зала представлена такая вот мебель (современная)

Совсем маленький третий зал, фактически проходной, интересен лишь милой розеточкой на полу в технике флорентийской мозаики…

… и макетом, воссоздающим исторический облик главного дома усадьбы Васильчиковой Е.И.

Гораздо больший интерес представляет основная экспозиция, посвященная шахматам. Вот копия самых старых шахматных фигур шатранджа, выполненных из камня, Иран, XII век

Также очень древние, XII век, шахматы викингов с острова Льюиса из Шотландии (копия)

А это самые старые в экспозиции шахматы российского изготовления. Сделаны они во второй половине XVIII века в Холмогорах. По ним видно, что шахматы в Россию пришли прямо с Востока, а не через Европу: здесь не королева, а явно выраженный ферзь, т.е. визирь, советник, и ладья в форме корабля, а не башни-туры. Материал — моржовый клык

А это классика – комплект шахматных фигур «Стаунтон». Этот дизайн разработал и запатентовал в 1849 году англичанин Натаниэл Кук. Он хотел создать фигуры, которые не отвлекают от размышлений при игре, которые по весу и форме удобно и приятно держать в руке и которые при этом выдержат резкие движения цейтнота и блица. Назван же дизайн в честь сильнейшего шахматиста мира того времени Говарда Стаунтона, который поддержал появление такого комплекта и способствовал его продвижению. Интересно, что в подлинных «стаунтонах» голову коня вырезали вручную и по ней можно определить год изготовления всего комплекта. Так как на фото комплект производства Англии, 1850 год, слоновая кость, то можно утверждать, что и этих коней вырезали вручную

Вот японские шахматы сёги

Вот китайские шахматы сянци. Обратите внимание, что доска расчерчена не только на квадраты, но и на треугольники

Шахматы из слоновой кости, выполненные в середине XIX века в Англии и называемые «Ячменное зерно» — по форме навершия большинства фигур

Интересно проследить, как менялись дорожные шахматы с развитием техники и технологий. Вот железные фигурки с железным же ящиком относятся к последней четверти XIX века, тяжесть ящика призвана ещё и обеспечить устойчивость при тряской дороге. А справа дорожные шахматы спустя столетие -легкая пластмасса

Вообще, в витринах выставлены десятки, если не сотни, шахматных наборов из различнейших материалов – из фарфора, керамики, стекла, бронзы, хрусталя, серебра, платмасс и даже бересты (!). Но я не могу не показать вот эти, убеждающие нас в неизмеримых высотах человеческого духа и воли. На переднем плане, кубиками, — шахматы блокадного Ленинграда (1943 год), сделанные из картона и бумаги, а вверху справа фотография чемпионата блокадного Ленинграда (январь 1944г). Вверху слева, плоские, — картонные шахматы из Воркуты, середина ХХ века

Вот ещё шахматы из Воркуты, 1937 год. Сделаны из спичек и картона

А это подарок Мао Цзэдуна профессору В.Х.Василенко – врачу, который в начале 50-х годов вылечил китайского вождя. Уникальная ручная работа по слоновой кости, выполнены в начале ХХ века в единственном экземпляре

А вот самый старый оригинальный экспонат музея – мозаичная шахматная доска, XVII век

Ниже шахматные доски из уральских самоцветов и мрамора, середина XIX века

В экспозиции музея также представлены награды победителей различных шахматных состязаний, книги, картины, гравюры и множество вещей, связанных с игрой. В свободном доступе выставлен столик легендарного шахматного матча Карпов‒Каспаров 1984 года.

Усадьба Васильевское-Скурыгино Васильчиковых

Усадьба Васильчиковых Васильевское - Скурыгино входит в круг моих интересов и многолетних изысканий, я давно планировала ее посетить, ведь там бывали все члены семейства Орловых-Давыдовых! Там поселилась после замужества одна из внучек графа Владимира Петровича Орлова-Давыдова - Евгения, Женинька; там бывала ее матушка Ольга Ивановна Орлова-Давыдова. Там позже жила уже дочь этой Жениньки, тоже Женинька, но Волконская, она и замуж в Васильевском-Скурыгино вышла за князя Александра Михайловича Волконского. Перед революцией имение принадлежало одной из сестер первой Жениньки - бывшей фрейлине последней русской императрицы - Екатерине Петровне Васильчиковой, более известной историкам как «Катуся Васильчикова, которая вышла из фрейлин в знак протеста против Распутина».

На фото: Петр Алексеевич Васильчиков, хозяин Васильевского-Скурыгино,

и его дочь Екатерина Васильчикова (Катуся)

Я уже переписывалась с директором музея Чеховской спецшколы, которая сейчас занимает усадьбу. Автор поста назвал эту спецшколу школой для малолетних преступниц. Круто, хотя, возможно, по сути и верно. Но название во все времена старались смягчить. Мне пришлось после института поработать в такой же школе, и она называлась спецшколой для трудновоспитуемых подростков. Сейчас ее название смягчили до «Учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением».

На территорию этого заведения, думаю, не так легко проникнуть, тем ценнее фото, которые сделал автор поста!

Что же осталось от бывшего имения Васильчиковых, кроме памяти, сейчас? Дом сгорел, на его месте построили новый, но похожий. Сохранились скульптуры львов, тысячу раз перекрашенные, пруд, который там был и раньше, остатки парка и… старые фото! Их ничтожно мало, но они есть. Сохранились письма обитателей усадьбы с упоминанием этих мест.

Из письма Евгении Васильчиковой своему отцу от февраля 1868 года.

О муже: «Он не умеет скрывать свои внутренние чувства; притом губит свое здоровье усиленным трудом и крепко поддерживает свою репутацию совестливого человека».

«Муж находится в Подольске и возвратится не ранее воскресенья, он в первый раз исполняет роль мирового судьи. Накануне у него была комиссия по Народному образованию, кроме того, он деятельный член общины сельского хозяйства, член управы; кто что бы ему не предложил, он за все берется, во всем хочет участвовать, никому не умеет отказать, и всегда ему некогда, и всегда он не поспевает».

Несмотря на занятость главы семейства, Васильчиковы воспитывали шестерых детей - пять девочек и мальчика. Евгения Владимировны открыла школу для крестьянских ребятишек и вела в ней уроки. Через два года после написания этого письма, в 1872 году, супруга Петра Алексеевича скончается от тифа, оставив детей на деда с бабушкой Орловых-Давыдовых. Они их воспитывали до своей кончины, потом детей опекала родная тетя Мария Владимировна, ставшая игуменьей монастыря в Добрынихе. В этот монастырь мы ездили, и я о нем писала.

Из письма Марии Владимировны Орловой-Давыдовой от июня 1868 года.

«Теперь я гощу у Жениньки в Васильевском; дети ее, как всегда, ласковы и прелестны, погода чудесная, и мы почти целый день на воздухе. Вчера мы проводили Петра Алексеевича на железную дорогу, он уже несколько раз приезжал сюда из Москвы, где должен быть по делам земства и скоро уедет по своим имениям в другие губернии».

Из письма Евгении Васильчиковой своему отцу от июня 1869 года.

«Маменька была свидетельницей большого испуга. Олеся (восьмилетняя дочь Васильчиковых) ездила на своем муле кругом двора без проводника, вдруг лошак вздумал порезвиться и поскакал с нею на конный двор и понес далее; мы все со всеми людьми побежали в погоню, и я, к великой моей радости и маленькой гордости, увидела свою маленькую амазонку, плотно сидящую на своем муле, хотя и очень встревоженную».

Олеся Васильчикова (Александра Петровна Ливен). Портрет кисти В. Серова

Фото свадьбы Евгении Петровны Васильчиковой. Она стала княгиней Волконской в 1900 году. Свадьба была в Васильевском-Скурыгино.

Старинное фото Скурыгинского пруда. Из личного архива потомка М.М.Стаховича. Виден усадебный дом.

Рассказывала Нина Симоненко.

Фото современного Васильевского-Скурыгино отсюда:

http://deadokey.livejournal.com/172819.html