Храм вмч георгия. Церковь святого Георгия в Ладоге. Георгиевская церковь (Старая Ладога). Научная реставрация храма

Храм вмч георгия. Церковь святого Георгия в Ладоге. Георгиевская церковь (Старая Ладога). Научная реставрация храма

История строительства

Русская церковь во Львове

Святыни

Памятник в честь двухтысячелетия Рождества Христового и столетия храма

В храме сохраняются частицы мощей святой великомученицы Варвары, преподобных отцов Киево-Печерских , преподобного Иова (игумена Почаевского), Иоасафа Белгородского, Кукши Одесского. В храме находится также копия иконы «Тихвинская-Слёзоточивая» , написаная и освящённая на Афоне , которая была передана от русских пустынников Российскому императорскому консульству во Львове. Находящаяся в храме икона в году решением Священного Синода Украинской Православной Церкви (Московского патриархата) была признана чудотворной .

Современное положение

Настоятелем храма Святого великомученика Георгия Победоносца с являлся протопресвитер Василий Осташевский (отошел ко Господу 15 мая 2007 года) . С года, как и некогда, становится кафедральным и теперь единственным русским православным храмом во Львове. С того же года на Львовской кафедре находится епископ Украинской Православной Церкви (Московского патриархата) Августин (Маркевич) . До начала года в церкви служил протоиерей Андрей Ткачёв, ведущий телепрограмм на всеукраинском телеканале «Киевская Русь» , .

При церкви находится редакция епархиальной газеты «Свет Православия» , функционируют Высшие Богословские Курсы , миссионерский отдел, молодежное православное братство , библиотека.Издается православный журнал для детей «Божья нивка» (рус. «Божий луг»).

Богослужение совершается ежедневно, язык богослужения - церковнославянский; проповеди произносятся на русском и украинском языках.

Территория храма примыкает к зданию львовского Русского культурного центра им. Пушкина .

Примечания

Ссылки

  • Официальный сайт Львовской епархии Украинской Православной церкви (Московского патриархата)

Координаты : 50°24′21″ с. ш. 24°04′07″ в. д.  /  50.405833° с. ш. 24.068611° в. д.

Стоит церковь святого великомученика Георгия. Поставлена она на склоне холма, в самом конце Варварки. Зовут её по местоположению “что на Псковской горке”. В разное время храм звался по-разному: «что подле Варварского крестца» или “что на Варварской улице” – в старину рядом с церковью к Варварке выходили аж четыре переулка. В 1674 её упоминали, как та, “что на пяти улицах”, а в 1677 году определяли как “что на пяти улицах Трегубова”.

Название храма Георгия Победоносца в Москве

«На Варварском крестце у тюрем», иногда просто “у тюрем” или “у Старых тюрем” храм звался благодаря довольно обширному (29 х 23 сажени) Государеву тюремному двору, что находился на восточной стороне улицы между Кривым переулком и стеной Китай-города. Название – «что у Псковской горы» появилось в связи с упразднением вольности Пскова в начале XVI века (1510 год) и переселением псковских “лучших людей” в Москву, в Зарядье. С начала XVIII века храм стал именоваться «во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Великомученика Георгия». И даже часть Варварки перед церковью называлась Покровской улицей, а Варварские ворота Китай-города – Покровскими.

Церковь святого Георгия на Псковской горке – характерный старо-московский храм.

Характерные черты храма Георгия Победоносца

Церкви Москвы очень часто стоят на фундаментах более древних каменных или деревянных церквей. Их ядром нередко служит древний четверик, постепенно обраставший разновременными пристройками: приделами, трапезной и колокольней. Приделы были нужны, чтобы проводить не одну, а несколько служб в день на разных престолах. Многочисленные приделы, кроме того, повышали статус церкви. Если же в приделе помещали особо чтимую святыню, то и саму церковь начинали звать по этому приделу. Самый известный случай связан с , что на рву, который называют не иначе, как Позже, в XVIII- XIX веках, ко многим церквям пристраивали многоярусные колокольни. Часто случалось, что выглядели они чужеродными по отношению ко всему комплексу храма.

Высокие подклеты (цоколи) использовали для хозяйственных нужд, не только церковных, но и светских. Горожане и купцы с удовольствием нанимали подклеты храмов для сохранения товаров и прочего добра от пожаров, бедствий, да и от воров.

Рассмотрим подробнее характерные черты и особенностям храма Покрова Божией Матери на Варварке, как она названа в книге “Сорок сороков” П.Паламарчука.

Как обычно, храм стоит на древнем каменном основании. О предыдущем храме упоминается в духовной грамоте Великого князя Василия Васильевича II Тёмного. Владение, на котором стоял храм принадлежало его тёще, Марии Фёдоровне Голтяевой. Мать жены Великого Князя была прямой потомицей и наследницей Андрея Кобылы, от которого ведут свой род бояре Романовы. Видимо, не случайно по соседству с церковью Георгия Победоносца находятся палаты бояр Романовых. От старой церкви сохранилось каменное основание – подклет.

Любопытно, что древний фундамент трапезной устроен так же, как и фундамент Кремлёвской стены со стороны Александровского сада. Ранее там протекала река Неглинка. Через неровности на её берегах были перекинуты арочки на столбах и уже на них поставлена стена. Из-за того, что Георгий на Псковской горке расположен на крутом берегу Москвы-реки, его подклет, очень высокий с юга, с севера, со стороны улицы Варварка, оказался ниже уровня земли.

Храм Георгия Победоносца. Краткая история

Вот краткая хронология строительства храма:
Ныне существующая кирпичная приходская церковь построена в 1657 году после пожара 1639 гора на фундаменте древнего храма. Она неоднократно перестраивалась.
В Отечественную войну 1812 года храм сильно пострадал. Восстановительные работы завершили к 1816 году.
В 1819 году на средства московского купца, прихожанина храма П.Ф.Соловьёва построили новую колокольню. Колокольня носит черты псевдоготики с заострёнными арками первого яруса. Верхний ярус колокольни имеет более чистые ампирные черты.

Одновременно, в 1819 году, расписали главный храм, устроили новый деревянный трёхъярусный иконостас.
К 1827 году завершили возведение трапезной и перестройку Георгиевского придела. Заключительным этапом строительный работ стали последняя перестройка в 1838 году северного Георгиевского придела и сооружение нового, южного, во имя святого Петра Митрополита Московского на средства вдовы М.Н.Соловьёвой. При этом главный храм соединили с колокольней и северным приделом каменной застеклённой галереей.
В 1856 году стены и купол расписал художник Рогожкин.

Закрыли храм в 1920 году. В советское время церковь долго стояла заброшенной. На крыше храма даже выросло дерево в руку толщиной. В 1965 году храм немного подлатали, но колокольня стояла без крестов и на нём рос куст с человеческий рост. Помещение храма использовали под склад. В 1979 году храм передали ВООПИиК – Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры для проведения выставок. В 1980 году здесь проходила выставка “Русский самовар”. Вернули церковь верующим в 1991 году, а богослужения возобновились в 2005 году.

В 2015 году храм реставрировали и изменили внешний вид.

Храм Георгия Победоносца. Святыни

Когда в храме возобновились регулярные службы, сюда передали икону-мученицу Божией Матери Казанская. На ней остались следы многочисленных пробоин. Этот образ стал символом страданий, выпавших на долю Русской православной церкви в ХХ веке. Эту икону показывали на выставке в Храме Спасителя, в Вашингтоне, в Вене. Отмечен образ многочисленными случаями благодатной помощи Матери Божией по молитвам перед этим святым образом.

“Вот тебе, бабушка, и Юрьев день”

Не случайно и посвящение храма святому Георгию Победоносцу. На Руси этот святой считался покровителем не только воинов, но домашней скотины. Георгий – греческое имя и означает оно – земледелец. Парадоксально, что святой Егорий также считается заступником … волков. Святому молились о сохранности домашних животных, но если волк утаскивал овцу в лес, то это расценивалось как дар Святому Георгию.
Другое имя Георгия - Юрий. Оно весьма созвучно имени славянского бога Солнца - Ярило. Культ поклонения святому Георгию берёт своё начало в почитании небесного светила, которое приходит весной, а уходит осенью. На Руси празднуют два Егория – вешнего, 6 мая и осеннего, 9 декабря. Об этом в народе есть пословица: “Один Егорий голодный, другой Егорий холодный”. То есть с весенним Егорием полевые работы начинались, а завершались поздней осенью, к осеннему Георгию.

В стародавние времена на осеннего Егория крестьянам разрешалось переходить от одного барина к другому. Царь Фёдор Иоаннович своим указом закрепил крепостное право, отменив “Юрьев день”, т.е. возможность крепостному поменять помещика. И хотя поговорку “вот тебе, бабушка, и Юрьев день” сейчас почти не употребляют в речи, но означает она крушение надежд, ожиданий – хотели перейти к другому землевладельцу, а не вышло, “вот тебе, бабушка, и Юрьев день”.

Храм святого Георгия на Псковской горке открыт ежедневно с 8.00 до 20.00 часов.
Во второй половине дня в солнечную погоду купола церкви ярко горят отражёнными солнечными лучами.

В двух шагах от храма Георгия, в Ипатьевском переулке, расположен один из самых красивых храмов Москвы с очень интересной историей, это . В стиле русского узорочья возведена
.

Источники
С.К.Романюк “Москва. Китай-город”, Москва, АНО ИЦ “Москвоведение”, ОАО “Московские учебники”, 2007
“Сорок сороков”, составитель П.Паламарчук, Москва, АО “Книга и бизнес”, АО “Кром”, 1994
“Храм Георгия Победоносца на Псковской горке” – брошюра Русской Православной церкви.
Сайт “Прогулки по Москве” http://liveinmsk.ru/places/a-71.html

В Коломенском, в музее под открытым небом, Вы увидите трехглавый деревянный храм, это церковь Георгия Победоносца, созданная более трехсот лет назад. Храм привезли из Архангельской области в Москву сравнительно недавно - в 2008 году, а его история, завершившаяся счастливым финалом, необычна.

Церковь Георгия Победоносца в музее деревянного зодчества не путать с каменной Георгиевской церковью с колокольней на Вознесенской площади.

Храм был сооружен в 1685 году на средства прихожан в селе Семеновском на берегу небольшой речки Ерги, притока Северной Двины. Это был холодный храм, а рядом находилась деревянная теплая Рождественская церковь.

В пожаре 1720 года Рождественский храм сгорел, но церковь Георгия Победоносца, к счастью, уцелела. Позже сгоревший храм отстроили заново.

До советского времени оба храма были действующими и находились в достаточно хорошем состоянии.

Увы, в 30-е годы, когда повсеместно шла борьба с религией, церкви закрыли, их имущество разграбили, а помещения использовали под самые разные нужды. В 70-х годах XX века близлежащие деревни стали пустеть, храмы оказались заброшенными и стали ветшать. В конце XX века церковь Рождества Христова сгорела.

Долгие годы уцелевшая церковь Георгия Победоносца стояла без маковок, заброшенная и заросшая бурьяном. В 2003 году ее случайно обнаружил Иван Глазунов, сын известного художника Ильи Глазунова. По его инициативе и по решению московских властей памятник был перевезен в Коломенское .

Восстановление памятника архитектуры шло три года. Первоначально считалось, что строение было создано в XIX веке, но специалисты, проводившие реставрацию, сделали неожиданное открытие - они обнаружили полустершуюся надпись с указанием года освящения храма - 1688.

Храм имеет высокий подклет и представляет собой двухъярусное строение с маленькими окнами, построенное из сосновых бревен. Обратите внимание на декорированный пояс под крышей, здесь изначально и была обнаружена запись с датой освящения храма - 1688 год. Строение завершается бочкообразной крышей с тремя главками и крестами.

  • С восточной стороны храма - алтарная пристройка, завершающаяся также бочкообразной крышей
  • С западной стороны - крытое крыльцо и лестница, ведущая на верхний ярус. Первоначально крытая галерея опоясывала весь храм.

Церковь Георгия Победоносца доступна для осмотра снаружи в течение всего года. Вы увидите, что новые бревна немного светлее, чем старинные - XVII века. С мая по октябрь, купив билет, можно войти внутрь храма (зимой строение консервируется и закрывается). В подклете представлена экспозиция, рассказывающая об истории памятника архитектуры, в основном объеме храма представлена сохранившаяся живопись конца XIX века, украшавшая его внутренние своды.

Режим работы экспозиции в церкви Георгия Победоносца - лето 2019

  • В летний период (с 1 апреля по 30 сентября)
    • Ежедневно, кроме понедельника и пятницы, с 10:00 до 18:00
    • По пятницам с 11:00 до 19:00
    • Понедельник - выходной день
  • В зимний период (с 1 октября по 31 марта)
    • С вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00
    • Понедельник - выходной день

Стоимость билетов на экспозицию в церкви Георгия Победоносца - лето 2019

  • Для взрослых - 150 руб.
  • Для школьников и пенсионеров - 50 руб.
  • Для студентов дневных отделений государственных ВУЗов РФ - бесплатно
  • Для детей до 6 лет включительно - бесплатно

Московский храм в честь великомученика Георгия Победоносца в Грузинах располагается в древней местности под названием Пресня. Название произошло от небольшой речки Пресни. В древние времена, в годы правления князей, приезжавших в Москву гостей из Новгорода, Смоленска, немецких и шведских мастеров и торговых людей временно селили в этой местности, до тех пор, пока они не обустраивались в Москве. Поэтому не случайно именно в местности на Пресне, возникло в начале

Православная Грузия в этот период переживала тяжелые времена, подвергаясь ожесточенным нападениям Турции и Персии, и царь Вахтанг VI принял приглашение императора Петра I, переселившись с сыновьями Бакаром и Георгием и со свитой из трех с лишним тысяч человек из Грузии в Москву.

В 1729 году царю Вахтангу VI был пожалован государев двор в Новом Воскресенском за Земляным городом на речке Пресне, и вскоре по обоим берегам ее появились грузинские слободы, а на Грузинской площади, где теперь расположен сквер с памятником Шота Руставели, – дворец грузинского царя. Его сын, царевич Георгий Вахтангович, генерал-майор русской армии, устроил деревянную приходскую церковь в честь вмч. Георгия. (ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 79. Д. 4. Л. 13-13 об.) Так в Москве появился первый грузинский приход. В 1750 году церковь была освящена грузинским архиереем Иосифом Самебели (И. Т. Кобулашвили). Богослужение в церкви велось на грузинском языке. В 1760 году царевич Георгий построил при церкви вмч. Георгия придел во имя Рождества Христова. (ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 79. Д. 7. Л. 4.)

Князь Михаил Дмитриевич Цицианов (1765 - 28 марта 1841, Москва) - сенатор Российской империи

В 1779 деревянная церковь сгорела (ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 79. Д. 25. Л. 8.), однако, ценная ризница ее была спасена. В 1792 году на средства прихожан, купца С. П. Васильева и грузинских князей Эристовых и Цициановых (Цицишвили), был воздвигнут в форме классицизма каменный храм с колокольней. В 1799 году князья Цициановы устраивают приделы из красного дерева. (ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1688. Л. 26-28об.). Они же пожертвовали церкви наиболее ценные реликвии – напрестольный крест, Евангелие, богослужебные книги, сосуды. Михаил Дмитриевич Цицианов, младший брат известного политического деятеля начала XIX века Павла Дмитриевича Цицианова – был ктитором церкви на протяжении 25 лет. В 1819 году на пожертвованной церкви земле он устроил каменную богадельню для престарелых монахинь (здание сохранилось). (РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 8177.).

В 1841 году в церкви был поставлен новый иконостас, в 1870 году – увеличена высота колокольни. В 1897 году к церкви, которая уже не могла вместить всех прихожан (в связи с ростом населения в этом районе Москвы) было пристроено с востока новое здание в псевдо-византийском стиле (архитектор Сретенский). (РГИА. Ф. 797. Оп. 65. Д. 341.)

Фасад церкви великомученика Георгия Пебедоносца 1830 г.

Церковь вс. вмч. Георгия в Грузинах была богатой, в ней хранились православные грузинские реликвии, а также богатая библиотека, в которой были старопечатные книги на старославянском и грузинском языках. До конца 1920-х годов в церкви проходили богослужения. В 1930 году церковь была закрыта, оба здания перестроены (разобрана колокольня и глава, сооружены межэтажные перекрытия) и переданы в пользование электромеханического техникума им. Красина. Древние книги из церковной библиотеки, иконы, как и многие святыни московских храмов, вероятно, были частично вывезены за границу, а частично переданы в музеи Москвы. В 1993 году по просьбе инициативной группы верующих, прихожанам была возвращена древняя часть храма св. вмч. Георгия, получившая статус Патриаршего подворья; новая часть и поныне занята техникумом. По просьбе верующих настоятелем его был назначен священник из Грузии, для совершения богослужений в традициях Грузинской Православной Церкви. По ходатайству грузинского землячества и благословению Патриарха Католикоса Илии расписывать Георгиевский храм пригласили молодого иконописца Лаша Кинцурашвили. Иконописец работал в Георгиевском храме с перерывами около пяти лет. Он вдохновлялся стремлением принести в дар Москве грузинские росписи, чтобы люди, придя в Георгиевский храм, могли сказать, что они повидали самые прекрасные святыни православной Иверии и приобщились к ее духу.

«Вера есть, – говорит апостол Павел, – осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11, 1).

Этой верой не только побеждаются царства и заграждаются уста львов, этой верой обличается Невидимое и возвращаются к жизни порушенные святыни.