Какие коммунальные услуги входят в квартплату. Оказание коммунальных услуг. В коммунальной квартире

Какие коммунальные услуги входят в квартплату. Оказание коммунальных услуг. В коммунальной квартире

Квартплата представляет собой комплекс обязательных платежей, покрытие стоимости которых обязательно для всех владельцев недвижимости. В 2018 году внесение платы за жилье должно осуществляться в строго ограниченные временные рамки. Если должные суммы не будут поступать ежемесячно, то квартира может остаться без коммуникаций, а владельцу грозит начисление дополнительной неустойки.

Квартплата

Квартплата это обязательное отчисление, предусмотренное для владельцев квартир в многоэтажных домах. В учет не принимается категория жилья (муниципальное, частное, коммунальная комната). В размер регулярных отчислений включается стоимость коммунальных услуг, а также цена сервисов по обслуживанию придомовой территории.

Согласно нормам законодательства, итоговая цена квартплаты считается индивидуально для собственников разных квартир. Некоторые платежи зависят от площади помещения, а другие – от количества прописанных граждан. Также допускается (в некоторых случаях даже обязывается) установка числительного оборудования.

Что входит в квартплату указывается в квитанции, поступающей абонентам ежемесячно. На сегодняшний день в России квартплата будет складываться из следующих показателей:

  • средства связи (стационарный телефон, радиоточка и домофон);
  • отопление;
  • организация поточного и капитального ремонта;
  • облагораживание дома и придомовых территорий.

Плата за жилищные коммунальные услуги будет добавляться в этот перечень, если к управлению домом не привлекаются коммерческие управленческие фирмы.

Расчет

Как будет начисляться оплата, зависит от тарифов и комплекса предоставляемых услуг. Так, все показатели рассчитываются индивидуально по лицевому счету и направляются в официальной квитанции. Платежка содержит следующие сведения:

  • идентификационный номер абонента;
  • адрес жилого объекта;
  • фиксированные тарифные ставки;
  • наличие субсидий и их размер;
  • окончательная сумма, которую предстоит заплатить за собственность.

Отдельно расписываются разные категории расходов. Кроме того, может быть получено несколько квитанций, в зависимости от провайдера услуг.

Ознакомившись с содержанием платежного документа и фиксированными ставками, владелец недвижимости может произвести самостоятельные расчеты. Для этого нужно зайти на официальный сайт компании, предоставляющей определенные услуги, ознакомиться с тарифами, а затем рассчитать их в соответствии с характеристиками личного жилья. Для облегчения работы пользователей на большинстве сайтов есть онлайн-калькулятор для расчета.

Наличие счетчиков

Средняя квартплата в России считается с учетом сумм, вносимых гражданами ежемесячно в государственный бюджет. Как показывает практика, гораздо выгоднее оплачивать услуги по показаниям счетчиков, нежели в рамках нормативов.

В 2018 году по закону в обязательном порядке в каждой квартире должны быть установлены числительные приборы установления расхода электричества и воды.

Также граждане могут приобрести специальные приборы для газа и отопления. Регулярно специалисты ЖКХ в рамках договора организовывают техобслуживание приборов и подтверждают их исправность.

Владельцы жилья, арендаторы квартир имеют право самостоятельно подать заявление в ЖК компанию для вызова профильного специалиста с целью устранения неполадок, но такой вызов может оплачиваться дополнительно, что должно быть предусмотрено соглашением.

Расчет ежемесячной оплаты, в таком случае, будет полностью зависеть от расхода коммунальных ресурсов. Так, лицу необходимо зафиксировать количество использованных единиц (в первых числах июля за июнь), передать их в жилищно-коммунальное хозяйство и дождаться квитанции. В платежном документе указывается разница в показаниях за текущий месяц и предыдущий, а также окончательная сумма оплаты, исходя из установленных тарифов.

Размер выплат

Что такое квартплата, зафиксировано в статьях российского законодательства. Это поставка единых для всех граждан коммунальных услуг и дополнительных сервисов, которые призваны делать жизнь людей безопаснее и комфортнее, взамен взыскания конкретных сумм денежных средств.

С целью установления равенства при обслуживании населения в каждом регионе установлены свои тарифы и нормативы использования ресурсов, но рассчитываться эти цифры будут по следующим принципам:

  • учет климатических особенностей территориального района;
  • фиксирование сложностей в проведении коммунальных коммуникаций;
  • тарифы, установленные провайдером услуг;
  • квадратура жилого помещения (в многокомнатных помещениях придется платить больше);
  • сезон (например, летом цена на услуги будет меньше, нежели в январе).

Порядок оплаты использованных коммунальных услуг показывает, что потребительские нормы в разы могут отличаться даже между соседствующими субъектами Федерации.

Зависимость квартальной платы от количества людей

Как правило, при отсутствии числительных приборов, платить собственникам приходится исходя из количества людей, проживание которых официально зарегистрировано. После постановки на квартирный учет новых лиц автоматически происходит изменение (увеличение) минимального платежа. Поэтому с целью экономии граждане стараются сразу же снимать с квартирного учета лиц, фактически не проживающих на квадратных метрах. Особенно это касается арендодателей, предоставляющих жилье по договору коммерческой аренды.

Никто в квартире не зарегистрирован

Программа деятельности ресурсоснабжающих компаний поставлена таким образом, чтобы избежать уклонения от выплат со стороны граждан, а также с целью устранения задолженностей. Поэтому на среднюю стоимость выплат не будет влиять, сколько людей зарегистрировано в жилье. Провайдеры будут принимать за основу площадь недвижимости или же цифры с установленных счетчиков.

Платежи, если в квартире никто не проживает

Повышение всех тарифов ЖКХ осуществляется в зависимости от особенностей оказания коммунальной поддержки населению. Так, провайдеры, столкнувшись с необходимостью проведения капитального ремонта коммуникаций (трубы, проводка, обогревательные приспособления) могут разделить ожидаемые затраты между всеми жителями. А также ресурсы могут подорожать, если изменился порядок их предоставления или же значительно возросли расходы поставщика.

Согласно Постановлению правительства, перерасчет и повышение штрафов может осуществляться не чаще раза в год (подорожание два и больше раз не допускается).

Сэкономить на электроэнергии и других отчислениях гражданин может, если подтвердит отсутствие любых лиц, проживающих в недвижимости, для этого нужно представить следующие документы:

  • справка с нового места проживания владельца квартиры (срок действия выписки составляет полгода);
  • выписка из паспортного стола, что в квартире нет прописанных граждан;
  • пояснения свидетелей;
  • заключения специалистов, обслуживающих счетчики, в которых значится, что показания не изменились.

В таком случае владельцу придется вносить автоплатежи по услугам общедомового обслуживания, но без компенсации стоимости света, воды и газа.

Отсутствие счетчиков

Как уже отмечалось выше, правильность взыскания оплаты с людей зависит от условий использования коммунальных услуг. Так, гражданам придется выплачивать сумму, исчисляемую по следующей формуле:

Количество прописанных лиц (квадратных метров, если никто не зарегистрирован в недвижимости) * нормативы.

Плата будет вноситься ежемесячно в соответствии с требованиями квитанции ЖКХ. К должникам дополнительно применяются штрафы.

Платежи в коммунальной квартире

Расчет обязательного платежа будет осуществляться на особых условиях, если речь идет о коммунальной квартире. Так, в определение итоговой стоимости будет входить:

  • в каждой отдельной комнате должен стоять личный счетчик света (если это двухкомнатное помещение, принадлежащее только одному владельцу, то допускается установка одного прибора);
  • потребление воды делится в равных частях между жильцами, в зависимости от количества проживающих в блоке граждан;
  • оставшиеся ресурсы распределяются между владельцами пропорционально количеству использованных услуг.

Поэтому, несмотря на одинаковые условия проживания, размер итоговых отчислений может отличаться между разными владельцами.

Перечень услуг в квитанции

Если собственники квартир многоэтажного дома подписали соглашение с коммерческой управляющей компанией, то такая фирма уполномочена делать одну квитанцию, в которой значится перечень ресурсов, подлежащих компенсации. В противном случае каждый провайдер готовит свой платежный документ с отображением использованных коммуникаций, их стоимостью и итоговой ценой.

Платежи в новостройках

Обслуживание новостроек происходит несколько иначе. Так, необходимость компенсации стоимости всех ресурсов возникает еще на стадии строительства и в этот период оплачивать затраты должна компания застройщика. Обязанность финансового обеспечения здания сохраняется за строительной фирмой даже после передачи здания в эксплуатацию. И только после покупки жилья и завершения процедуры приватизации, обязанность перевода денег по счетам будет ложиться на новых владельцев собственности. В момент приобретения нужно подтвердить отсутствие долгов по разным видам сервисов.

Пеня

Как уже отмечалось выше, за формирование задолженности по выплатам полагается дополнительный штраф. С целью устранения долга было предусмотрено много способов оплаты коммуникаций. Граждане могут воспользоваться стационарными терминалами, онлайн-доступом, мобильным банкингом (например, от Сбербанка), платежными кассами. Но и такой ассортимент вариантов не гарантирует своевременное внесение средств, поэтому со следующего дня после крайней даты оплаты начинает считаться пеня.

Штрафные санкции фиксируются каждым провайдером отдельно, в зависимости от локальных условий. В некоторых ситуациях просрочка может не наказываться дополнительными денежными санкциями. Если у собственника недвижимости возникли непредвиденные жизненные обстоятельства, требующие значительного вложения денежных средств, то можно подать собственноручное заявление провайдеру услуг с просьбой приостановить отчисления.

Субсидии

На территории РФ установлен список льготников, которые могут претендовать на снижение суммы отчислений или отмену отдельных видов денежных обязательств (например, капитальный ремонт). К ним относятся пенсионеры, инвалиды, многодетные и малообеспеченные семьи.

Также предусмотрена процедура субсидирования. Это общие преференции, на которые могут рассчитывать владельцы недвижимости. Суть программы заключается в ограничении размера компенсации, в зависимости от совокупного дохода семьи. Если будет подниматься прибыль, то и будет повышаться размер отчислений по сервисам ЖКХ.

При возникновении спорных ситуаций с жилищными компаниями или провайдерами услуг за защитой собственных прав нужно обращаться в суд с исковым заявлением.

Что входит в плату за жилое помещение и коммунальные услуги

Если жильцы хотят узнать, что входит в квартплату, им следует внимательно изучить ст. 154 Жилищного кодекса РФ. Данная статья определяет полный перечень за жилье.

Счета за ЖКУ для нанимателя жилой площади включают:

  • плату за наем,
  • взносы на ремонт помещения,
  • плату за коммунальные услуги.

Счета за ЖКУ, составленные в отношении собственников квартир в многоквартирных домах, включают:

  • взносы на содержание помещения,
  • взносы на ремонт помещения,
  • платежи для производства капитального ремонта,
  • плату за предоставленные коммунальные услуги.

На основании чего формируется сумма квартплаты

Размеры оплаты жилищных услуг регулируются специальными договорами, заключенными с организациями, оказывающими соответствующие услуги.

Наниматели жилья оплачивают квартплату согласно договору социального найма исходя из размеров площади, занимаемой в жилом помещении.

Лица, нанимающие помещение, которые признаны малоимущими, не оплачивают пользование жилым помещением.

Размер платы для собственников — членов потребительского кооператива регулируются актами товарищества собственников или органов жилищного управления. Размер платежей зависит от ежегодной сметы доходов и расходов на содержание общего имущества.

Размер платы должен быть одинаковым для всех собственников. Основанием начисления является платежный документ. Квитанция на оплату ЖКУ включает в себя данные о сумме платежа и размере долга гражданина.

Действительно ли постановление 307 «Правила предоставления гражданам коммунальных услуг»

Расчет квартплаты в части взносов на содержание и ремонт помещения производится на основе суммы, которая необходима для поддержания оптимального режима содержания общего имущества в доме. Платежи при этом должны устанавливаться согласно нормам постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. Принятое же чуть ранее, в мае того же года, постановление 307 «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» утратило силу еще в июле 2016 года.

Определение размера расходов на ремонт и содержание дома

Согласно этому постановлению, расходы на ремонт и содержание дома включают в себя следующие траты:

Не знаете свои права?

  • на поддержание внутридомовых инженерных систем, за счет которых обеспечивается теплоснабжение, электроснабжение, водоотведение и газоснабжение дома;
  • истребование долгов по оплате ЖКУ;
  • снятие показаний приборов учета;
  • содержание информационных систем, собирающих и обрабатывающих данные о платежах;
  • выставление платежных документов на оплату ЖКУ.

Уровень благоустройства

От степени благоустройства квартиры зависит размер платежей за ЖКУ. Уровень благоустройства помещения формируется на основе перечня коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены жильцу. Также немаловажную роль играет качество предоставляемых гражданину ЖКУ.

Квартплата и показания счетчиков

Подобный метод удобно использовать для определения размера платы за горячую, холодную воду и электричество.

Для определения точного расхода, например, энергии потребителю необходимо фиксировать текущие показания каждый месяц.

Вычитая из цифры текущих показаний цифру предшествующих, можно установить размер коммунального ресурса, потребляемого в течение 1 месяца.

Полученный показатель необходимо умножить на тариф оплаты, зафиксированный в квитанции на оплату услуги.

Снижение суммы квартплаты

Основания для снижения оплаты за жилье

Скачать форму акта

Среди оснований для снижения жилищных платежей можно отметить:

  • оказание услуг по содержанию дома ненадлежащего качества (исключением являются случаи, когда нарушения были вызваны угрозой жизни, здоровью и имуществу или обстоятельствами непреодолимой силы);
  • оказание услуг с перерывами, превышающими установленную договором продолжительность;
  • неоснащение дома приборами учета.

Для подтверждения факта нарушения порядка предоставления услуг необходимо составить акт о нарушении качества или превышении срока перерыва в предоставлении услуг.

Заявление на снижение оплаты

Снижение оплаты производится на основании соответствующего заявления и акта о нарушении.

Собственники квартир подают заявление на снижение квартплаты лицу, ответственному за содержание и ремонт дома. Наниматели квартир оформляют заявление и подают его в адрес наймодателя.

Законодатель не требует от заявителей обязательного составления письменной заявки — требование о снижении платы за жилье вполне может быть заявлено устно. Срок предъявления такого требования составляет до 6 месяцев после допущения нарушения.

Письменное или устное заявление должно быть обязательно зарегистрировано органами, в которые оно было направлено. В течение 2 дней с момента принятия заявления органы направляют заявителю уведомление с указанием:

  • даты получения заявки,
  • регистрационного номера заявления,
  • сведений об удовлетворении (или отказе в удовлетворении) заявки.

Правила уменьшения размера квартплаты

Оплата за квартиру должна уменьшаться с учетом количества дней нарушения, а также стоимости услуг и работ, направленных на ремонт и содержание помещения.

Таким образом, установление размеров жилищно-коммунальных платежей — это сложная процедура, которая зависит от множества составляющих, которые включают оплату работ и услуг, оказываемых для производства ремонта и содержания многоквартирного дома.

Жители домов имеют право подать заявление на уменьшение размеров квартплаты в течение полугода с момента нарушения порядка предоставления жилищно-коммунальных услуг. Для того чтобы уменьшить сумму платежей за жилье, необходимо зафиксировать выявленные нарушения в акте и составить заявление.

ЖКХ – привычная, но многогранная отрасль. Далеко не все граждане знают, за что платят. Отопление, электричество и водоснабжение – общие термины, которые не дают понимания целой картины. Для полноты представления следует узнать, что конкретно входит в ЖКХ.

Нормативное регулирование

Правовая база, которая регулирует вопрос коммунальных услуг, представлена следующими актами:

  • Гражданский Кодекс РФ;
  • ФЗ «О водоснабжении»;
  • ФЗ «Об энергосбережении»;
  • Указ Президента о реформе ЖКХ;
  • тематические Постановления Правительства. К примеру, ПП РФ о правилах расчета отопления.

Центральное место занимают федеральные законы. ГК РФ дает общее регулирование, другие ФЗ конкретизируют положения гражданского законодательства и добавляют определенные государственные требования. Тем не менее, большинство тонких вопросов и нюансов регламентируются на уровне подзаконных актов.

Коммунальные услуги – обеспечение жильцов необходимыми ресурсами для нормальной жизнедеятельности. Перечень представлен в следующей таблице:

Подача холодной и горячей воды в комплексе именуется водоснабжением. Если дом не оборудован сетью, то подача ресурса осуществляется через уличную колонку.

Водоотвод представляет собой стандартную канализационную систему для слива отходов. Помимо этого, в понятие входит и дождевая система, чтобы дом не заливало при непогоде.

Отопление действует в течение определенного периода времени – сезона. Вне срока отопительные услуги не потребляются.

Ключевые характеристики коммунальных услуг – бесперебойность и круглосуточное действие. Жители и потребители могут в любой момент воспользоваться благами современного жилищно-коммунального хозяйства.

Перечень коммунальных услуг устанавливается по соглашению между жильцами и управляющей организацией. Если вместо УК выступает товарищество собственников, то решение о списке услуг принимает товарищество. На практике граждане потребляют все основные коммунальные услуги, представленные в таблице.

Тем не менее, возможность «заказа» дополнительных условий не запрещена. Речь идет о возможности снизить или увеличить подачу ресурсов.

Жилищные услуги

Под жилищными понимаются услуги, которые предоставляются УК с целью поддержания нормального состояния объекта жилой недвижимости. Сюда входит содержание, управление и ремонт имущества. Существует более простое определение: жилищные услуги – блага, которыми пользуются жильцы без коммунальных услуг. Все, что не относится к «коммуналке», считается жилищной услугой.

В перечень входят следующие мероприятия:

  • дезинсекция и дератизация;
  • уборка придомовой и внутридомовой территории;
  • устройство площадок для детей и занятий спортом;
  • своевременный ремонт отдельных элементов дома: лифта, подъезда, окон, подвала и др.;
  • общий контроль за состоянием здания;
  • регулярные осмотры имущества.

Дезинсекция и дератизация представляют собой мероприятия по устранению вредителей – крыс и насекомых. Помимо этого, должна проводиться регулярная уборка территории – очистка от снега или опавших листьев, обрезка деревьев или кустарников. Подобные меры в комплексе предназначены для соблюдения санитарных норм.

Ремонт и осмотр призваны обеспечить хорошее состояние здания и отдельных элементов. Никто не захочет жить в доме, где не работает лифт и разбиты окна.

Отдельным особняком стоит устранение бытовых отходов. Представляет собой традиционный вывоз мусора. Каждый жилой объект недвижимости должен оснащаться специальными мусорными баками, которые регулярно опустошаются техникой.

К дополнительным жилищным услугам можно отнести охрану дома и установку нового оборудования – монтаж батарей, электропроводки и других элементов, которые облегчают жизнь гражданам.

Список неполный и его можно продолжать. Государство правильно предусмотрело, что потребности жителей могут выйти далеко за возможные регламенты.

Состав жилищно-коммунальной квитанции

Оплата коммунальных и жилищных услуг производится на основе квитанции – специального документа, который содержит конкретный перечень потребленных ресурсов и благ. В квитанции также указываются тарифы.

Общая форма акта утверждена Минюстом в 2015 году. Большинство управляющих компаний используют заданный формат.

В состав документа входит список всех коммунальных услуг, от водоснабжения до потребления электричества и отопления. Помимо этого, квитанция содержит следующие пункты:

  • содержание дома;
  • капремонт;
  • уборка;
  • вывоз мусора;
  • обслуживание коммуникаций.

Конкретный список зависит от договоренностей с управляющей организацией. Письменный акт служит доказательством и подтверждением потребления перечисленных благ и ресурсов. Перечень услуг – не единственное, что содержит документ. Квитанция наполнена большим объемом информации.

В акте указаны следующие сведения:

  • информация о плательщике ЖКХ, его контактные сведения и номер счета;
  • характеристики помещения;
  • данные об исполнителе-поставщике;
  • сведения об УК;
  • итоговый счет.

Иными словами, содержание можно разделить на следующие блоки:

  • реквизиты;
  • список услуг;
  • таблица тарифов;
  • суммы к оплате.

Реквизиты – обязательные данные о плательщике и управляющей компании. Указываются адрес, ФИО, полное наименование УК и базовые параметры. Чтобы плательщик не запутался в содержании и порядке оплаты, документ содержит памятки – краткие инструкции по пользованию актом.

Основа документа – таблицы. В них отображаются расходы и потребленные ресурсы. Прописывается сумма оплаты, которая разделена на две части. Первая – личное потребление, вторая – общедомовое. В квитанции учитываются нормы потребления, которые рассчитаны в среднемесячном показателе.

Лицевой номер – специальная идентификационная система, которая облегчает оплату и поиск злостных должников.

Помимо стандартных сведений, квитанция пестрит аббревиатурами. Гражданам известна расшифровка распространенных ХВС и ГВС – холодная и горячая вода соответственно. Тем не менее, есть ряд незнакомых аббревиатур.

Сокращения расшифровываются следующим образом:

  • СЭОН – сообщения о природных катаклизмах. Представляет собой информирование жителей;
  • СОИ – графа, отвечающая за общедомовое имущество. В нее входит содержание внутридомовых помещений – подъездов, лифтов, подвалов и других элементов;
  • ПЗУ – плата за пользование домофоном. Большинство зданий оснащены переговорно-замочными устройствами, за которые взимается отдельная плата;
  • ОДН – аналог СОИ. В квитках употребляется одно из двух сокращений;
  • УУТЭ – тепловая энергия;
  • ДСКПТ – телесвязь.

Остальные термины прописываются в полном виде. Помимо перечисленных аббревиатур, могут встретиться и другие. Квитанции содержат косвенные пояснения к каждому сокращению.

Структура квитанции:

  • отрывная часть, остается у плательщика;
  • основная часть, или квитанция;
  • таблица.

Отрывная часть используется кассиром. В блоке указываются сведения об извещении и базовые данные УК и плательщика.

Основная часть остается у кассира. Содержит расширенную информацию, от показаний счетчиков до площади квартиры.

В таблице указываются суммы, которые подлежат оплате, возможные скидки и пояснения к каждой графе.

Порядок формирования счета

Итоговая сумма в квитанции – результат сложения потребления всех ресурсов и благ. Иными словами, счет состоит из следующих категорий:

  • величина оплаты за все коммунальные услуги;
  • размер оплаты за все жилищные услуги;
  • пени и штрафы.

«Коммуналка» и жилищные блага рассчитываются управляющей организацией или компанией-поставщиком. Базовый размер и правила устанавливаются договором, который жильцы заключили с УК. Подобная норма закреплена в ст. 156 ЖК РФ.

Счет за коммунальные и жилищные услуги формируется отдельно. К примеру, формула расчета потребления воды отличается от вычислений оплаты отопления. Гражданин может самостоятельно проводить вычисления и расчеты, руководствуясь заданными формулами.

Ошибка в квитанции: что делать?

Если при самостоятельных расчетах выяснилось, что УК выставила неправильный счет, то рекомендуется подать заявление в организацию с целью перерасчета. В заявке указываются сведения о заявителе и суть претензии. Желательно повторить расчет письменно и приложить его к заявлению.

УК рассматривает претензию в течение 30 рабочих дней. Если никакой реакции не последовало, то у гражданина есть право обращения в суд или жилищную инспекцию.

Управляющая организация хочет взыскать задолженность с собственника помещения, не оплатившего жилищно-коммунальные услуги

Лицо, управляющее МКД, хочет взыскать с собственника помещения задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД

Собственник помещения хочет обязать управляющую организацию произвести перерасчет стоимости жилищно-коммунальных услуг

Поставщик хочет взыскать задолженность за поставленную по договору электроэнергию

Поставщик хочет взыскать задолженность за газ, поставленный в качестве коммунального ресурса для нужд граждан

См. все ситуации, связанные со ст. 155 ЖК РФ

1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:

1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.

4. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Наниматель жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги наймодателю такого жилого помещения, если данным договором не предусмотрено внесение нанимателем платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

5. Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. В случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится лицами, указанными в пунктах 1 - 5 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, управляющей организации.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.2. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями , установленными Правительством Российской Федерации. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.2. В случае заключения лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, а также в случае, если договор управления многоквартирным домом заключен с указанным лицом в соответствии с частью 8 статьи 161 настоящего Кодекса, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится такой управляющей организации.

7.3. При осуществлении застройщиком управления многоквартирным домом без заключения договора управления таким домом с управляющей организацией плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, застройщику.

7.4. При заключении застройщиком в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, такой управляющей организации.

КонсультантПлюс: примечание.

Ст. 155 (в ред. ФЗ от 03.04.2018 N 59-ФЗ) в части внесения платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с ТКО распространяется на отношения, возникшие из договоров, заключенных до 03.04.2018.

7.5. В случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

8. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

9. Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

10. Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

11. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Плата за коммунальные услуги, предоставляемые временным жильцам, вносится нанимателем жилого помещения в соответствии с дополнительным соглашением с наймодателем, заключенным на срок проживания временных жильцов.

13. Наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.

14. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

(см. текст в предыдущей редакции)

14.1. Собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. При этом наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе взыскивать в судебном порядке просроченную задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. При привлечении лицами, указанными в части 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.

17. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги может вноситься с использованием системы, в том числе на основании договоров на поставку ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, на предоставление коммунальных услуг, заключенных в электронной форме с использованием системы.

18. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. Заключенный в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги считается ничтожным. Положения настоящей части не распространяются на случай уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

19. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами или вновь выбранная, отобранная или определенная управляющая организация, созданные товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, иная ресурсоснабжающая организация, отобранный региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны уведомить в письменной форме собственника помещения в многоквартирном доме и нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, у которых имеется просроченная задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, об уступке права (требования) по возврату такой задолженности вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в течение десяти рабочих дней со дня заключения договора об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Указанные собственник и наниматель вправе не исполнять обязательство по погашению просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами до предоставления им уведомления об уступке права (требования) по возврату такой задолженности.