Новая «минималка»: сколько украинцы получат на руки и какие есть нюансы. Новая «минималка»: сколько украинцы получат на руки и какие есть нюансы Из чего складывается мрот

Новая «минималка»: сколько украинцы получат на руки и какие есть нюансы. Новая «минималка»: сколько украинцы получат на руки и какие есть нюансы Из чего складывается мрот

Как сообщает , во вторник Верховна Рада Украины приняла в первом чтении законопроект, разработанный правительством Владимира Гройсмана. Многие уже прозвали его «законом о повышении минимальной заработной платы до 3200 гривен». Журналисты проанализировали законопроект, и выяснили, чем на самом деле он грозит гражданам Украины.

Первое, что на себя обращает внимание, так это то, что в этом проекте закона нет ни слова о том, что минимальная заработная плата с 1 января будет составлять 3200 гривен – это будет установлено лишь в Законе Украины «Про государственный бюджет Украины на 2017 год». Что же на самом деле предусматривает этот проект закона? По сути, в нем Кабинет Министров Украины подробно рассказывает о том, откуда государственные органы, предприятия и учреждения возьмут деньги, чтобы платить своим сотрудникам повышенную более чем в 2 раза минимальную заработную плату.

Стоит сразу прояснить: сотрудники, получающие заработную плату за счет средств Государственного бюджета в сумме, большей 3200 гривен, могут расслабиться – их должностные оклады будут привязаны не к размеру минимальной заработной платы, а к 1600 гривнам. В результате, заработная плата таких бюджетников увеличится лишь на 30%. Те же, чья заработная плата составляла менее 3200 гривен, действительно могут ждать повышения. Казалось бы, вполне неплохо. Но глава правительства, презентуя новый минимальный оклад, забыл упомянуть, что фонд заработной платы государственных учреждений не увеличится. Иными словами, государственные структуры, должны будут платить минимальную зарплату 3200 гривен, перераспределив средства фонда оплаты труда – отменив премии, доплаты, материальную помощь и т.п. Таким образом, этот закон не предусматривает повышение зарплаты, а скорее уравнивание доходов большинства сотрудников. Повыситься заработная плата лишь у тех, кто получал меньше всех. Не исключено, что единственным выходом для многих госучреждений станет сокращение штата. Не стоит забывать, что, конечно же, уменьшатся и субсидии – с минимальной заработной платой в 3200 гривен коммунальные платежи, чтобы стать основанием для субсидии, должны будут превышать 480 гривен, что резко сократит число субсидируемых домохозяйств.

Не меньший «сюрприз» ждет и студентов. Кабинет Министров Украины подготовил для них действительно приятный подарок – количество студентов, имеющих право на стипендию, с 1 января 2017 года сократиться более чем на 50%. Сейчас, чтобы получать стипендию, достаточно иметь высокие показатели успешности учебы и учиться на бюджетной форме обучения. С 1 января все измениться – стипендию будут получать только те студенты, чьи семьи имеют очень низкий доход, а также те, кто достиг особенно высоких успехов в учебе. Критерии этой «особой успешности» установит в своем постановлении Кабинет Министров Украины, а руководство ВУЗов в рамках выделенного правительством стипендиального фонда определит студентов, которые будут получать стипендию. В дальнейшем правительство планирует еще больше сократить число студентов, получающих стипендии – до 2019 года их число не будет превышать 15% общей численности бюджетников. Нечем порадовать и пенсионеров – все пенсии будут увеличены лишь на 10%, а максимальная пенсия, так и останется в размере 10 740 гривен.

Как многие уже поняли, не менее «приятные сюрпризы» ждут и частную сферу – предприниматели должны будут платить больше налогов, а это означает, что им также придется сокращать сотрудников или трудоустраивать их неофициально. Также проект Закона, принятый в первом чтении во вторник, предусматривает, что предприниматели должны будут уплачивать минимальный страховой взнос независимо от того, получали ли они доход в соответствующем периоде. Чтобы обеспечить соблюдение этих требований, контролирующие органы «закошмарят» частный бизнес проверками и штрафами. К примеру, отказ контролирующему органу в допуске на предприятие с целью проведения проверки соблюдения законодательства будет караться 9600 гривнами штрафа, а выплата зарплаты без начисления и уплаты ЕСВ и налогов – 320 000 гривен.

Последним «подарком» Кабинета Министров Украины станет тотальная слежка за доходами граждан – в соответствии с проектом закона Министерство финансов Украины получит с января 2017 года право доступа ко всем существующим реестрам, содержащим персональные данные. Основанием для их получения будет являться необходимость контроля соблюдения бюджетного законодательства в части получения гражданами пенсий, материальной помощи, субсидий, социальных выплат и пр.

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Популярные

Юлия Тимошенко может воспользоваться ситуацией, которая произойдет совсем скоро. Как сообщает сайт, об этом на своей странице в Facebook написал Сергей Быков, председатель аналитического

Любимый актер президента РФ Владимира Путина Алексей Панин опубликовал в сети видео, где жестко высказался в адрес Гарика Харламова.

Вопиющий случай произошел в Килийском районе Одесской области: 38-летняя женщина свела счеты с жизнью, бросившись в реку Дунай, передает сайт. По словам местных жителей, все это произошло

Скандальная российская певица украинского происхождения Наташа Королева мило поздравила свою сестру с днем рождения, опубликовав ролик, где она поет песню на украинском языке, передает сайт.

Украинский политтехнолог Алексей Голобуцкий обратил внимание на одного из членов партии «Слуга народа» блогера Макса Бужанского.

Российская певица Альбина Джанабаева и Валерий Меладзе посетили премию МузТВ-2019, восхитив поклонников своим внешним видом, передает сайт.

Во всемирной сети Интернет сегодня появилось видео, на котором запечатлено, как неугасимым огнем, в результате подрыва на Донбассе, горел вражеский грузовик «Урал». Последствиями для наемников стали

Минимальную заработную плату в 2018 году могут увеличить до 4100 грн. Такое заявление сделал президент Украины Петр Порошенко, выступая на II Всеукраинском форуме объединенных общин «Инициативы, изменяющие жизнь».

Изменение этого базового социального показателя должно утверждаться законом о государственном бюджете. Уже в четверг, 7 декабря, Верховная Рада должна рассматривать проект главного финансового документа страны на 2018 год во втором чтении.

В 2017 году минимальная зарплата составляет 3200 грн в месяц. С 1 января 2018 года ее должны поднять на 16% – до 3723 грн. Такая цифра заложена в проекте государственного бюджета на 2018 год. Если предложение президента будет принято, повышение составит уже не 16%, а более 21%. Однако поднять минималку выше той цифры, что заложена в бюджете, президент предлагает не с 1 января, а в лучшем случае со второго полугодия. Или даже в четвертом квартале 2018-го.

«Мы сможем проанализировать по итогам полугодия или трех кварталов и принять решение о повышении минимальной заработной платы до 4,1 тыс. грн», сказал Петр Порошенко.

По его словам, позитивное решение будет принято в том случае, если в Украине «улучшится инвестиционный климат и поступления в бюджет».

По закону, предложения по изменению минимальной зарплаты должен вносить не президент, а Кабинет министров Украины. Однако поводов для беспокойства, похоже, нет. Вскоре после презентации новой, повышенной цифры минимальной зарплаты Петр Порошенко написал на своей странице в Facebook: «Поблагодарил правительство, которое учло мое предложение поднять минимальную заработную плату в проекте госбюджета на 2018 год».

Вице-премьер-министр Павел Розенко назвал инициативу президента «абсолютно правильной». Он отметил, что это даст возможность повысить уровень жизни в Украине «неинфляционным способом» и увеличит поступления в Пенсионный фонд.

«Президентская» минимальная зарплата для работника составит 3300 грн

Утверждение нового повышенного размера минимальной зарплаты увеличит доходы многих украинских семей. Вырастут зарплаты не только у бюджетников. Согласно закону «Про оплату труда», минимальная зарплата является государственной социальной гарантией, обязательной на всей территории Украины для предприятий всех форм собственности, а также для частных предпринимателей, которые используют труд наемных работников.

Кроме того, повышение минимальной зарплаты влечет за собой и рост остальных зарплат. Хотя и не пропорциональный. Так, в прошлом году, после того, как минимальная зарплата выросла вдвое – с 1600 грн до 3200, – в течение полугода средняя номинальная зарплата в Украине показала рост на 37,1%, а реальная – на 19,3%.

Вместе с повышением зарплат повысятся и налоговые отчисления с них. Так, минимальная зарплата в 2017 году составляет 3200 грн в месяц. Из этой суммы вычитается 18% в качестве налога на доходы физлиц (576 грн) и 1,5% – военный сбор (48 грн). В результате, на руки остается 2576 грн.

После 1 января, если минимальная заработная плата повысится до 3723, отчисления в бюджет составят уже 670,14 грн (НДФЛ) плюс 55,85 грн (военный сбор). Итого – 726 грн. На руки работник будет получать 2997 грн.

После того, как вступит в силу предложение президента и минимальная зарплата вырастет до 4100 грн, отчисления с минимальной зарплаты составят в сумме почти 780 грн (738 грн ПДФЛ и 61,5 грн военный сбор). Работник получит, таким образом, 3300 грн. Т. е. на 724 грн больше, чем получает сейчас.

При этом, напомним, на следующий год прогнозируется инфляция 7%. А доллар может вырасти до 30 грн. Поэтому, если считать нынешнюю и будущую минимальные зарплаты в долларах, прибавка составит всего 15 долларов. Сейчас, при курсе 27 грн/долл., минимальная зарплата в Украине за вычетом налогов составляет 95 долларов, а после повышения до 4100 грн составит 110 долларов.

Для работодателя «минималка» возрастет до 5002 грн

Есть и третий налог на зарплату, который платит работодатель. Это единый социальный взнос (ЕСВ), который попадает в Пенсионный фонд. Он составляет 22%. Таким образом, сейчас фактические расходы работодателя на одного работника при минимальной зарплате – 3904 грн в месяц: 3200 грн сама зарплата плюс 704 грн ЕСВ.

После повышения минимальной зарплаты до 4100 грн фактические затраты работодателя на одного работника вырастут до 5002 грн. Из которых сам работник, напомним, получит только 3300 грн.

Многие представители бизнеса встретили известие о еще большем повышении минимальной зарплаты без удовольствия. Они считают, что президентская инициатива о повышении минимальной зарплаты до 5100 грн связана с приближающимися выборами главы государства. Напомним, сами выборы должны состояться весной 2019 года, однако предвыборная кампания стартует как раз во второй половине 2018 года.

Прогнозируя экономические последствия повышения «минималки», некоторые представители бизнес-среды говорят, что действующая система налогообложения и так непосильна для мелкого и среднего бизнеса, а еще больший рост налогов ухудшит ситуацию. Часть предпринимателей вынуждены будут закрыть свой бизнес, другие уйдут в тень. Кроме того, ускорится инфляция, рухнет гривня, и в результате жить станет только хуже.

Такие же прогнозы звучали и год назад, когда минимальная зарплата должна была вырасти вдвое – с 1600 до нынешних 3200 грн в месяц. Президент, говоря о повышении минимальной зарплаты, заявил, что те опасения не оправдались.

«Помните сколько нас критиковали, что это будет и бизнес душить, и загонит в тень. Наоборот – вывело из тени! Это решение, которое было введено в начале этого года, с 1600 грн 3200 грн, – это беспрецедентное решение в условиях Украины. Это правильное решение, и, по моему убеждению, его следует продолжать», – заявил он.

Как сообщалось, в проекте госбюджета на 2018 год говорится о том, что «рост потребительской инфляции замедлился с 43,3% в 2015 году до 12,4% в 2016 году». Курс доллара к концу 2017 года даже не достиг прогнозного значения 27,5 грн, сейчас он колеблется в пределах 27 грн/долл.

Многие предприниматели признают, что рост минимальной зарплаты повышает покупательскую способность населения, а это позитивно сказывается на бизнесе. А чрезмерную фискальную нагрузку они просят снизить не за счет «замораживания» доходов населения, а путем уменьшая налогов для бизнеса.

То есть государство создало все условия, чтобы людям платили копейки. И, судя по всему, уже с 1 января 2017 г. в Украине исчезнет такое позорное явление, как минимальная заработная плата 1450 грн (один завтрак в польском ресторане). И... появится возможность двух завтраков — 3200 грн! Но будут ли жить лучше наемные работники, сможет ли бизнес выполнить решение правительства? В конце концов, какова цена вопроса?

"Во время Помаранчевой революции владельцы предприятия, на котором я тогда работал, на революционной волне решили легализовать доходы людей. К тому времени реальная средняя зарплата была 6 тыс. грн, — делится собственным опытом Олег Доскач, эксперт по управлению. — Часть средств платили официально, часть — в конверте. "А теперь, Олег, — говорит мне руководитель, — будешь получать всю зарплату официально. Мы патриоты, хотим работать легально". — "Хорошо, — отвечаю. — Мне это даже лучше, потому что фирма больше будет платить в Пенсионный фонд, моя пенсия будет больше".

Наступает время зарплаты. Меня снова зовут: "Олег, ты хороший человек, но дополнительные платежи в госбюджет мы вынуждены были взять из твоего конверта — посчитали, что сами не можем выплачивать. Ты же тоже украинец, патриот". И деньги из моего конверта частично пошли в бюджет, на мою патриотическую пенсию. На руки я получил на тысячу гривен меньше. Сейчас приблизительно такая же ситуация. Владельцы найдут способ объяснить работнику, что он должен быть патриотом и, соответственно, платить. Уволиться не получится: везде будет приблизительно одинаковая история".

Сегодня человек из минимальной зарплаты 1450 грн платит 18% налога на доходы и 1,5% военного сбора и получает на руки около 1200 грн. Вообще фонд оплаты труда работника с минимальной зарплатой сегодня обходится предприятию около 1770 грн (минимальная зарплата плюс начисления около 22%). Вместе с "конвертом" работник получает около 3-4 тыс. грн. С повышением официальной минимальной зарплаты до 3200 грн он гарантированно получит 2576 грн на руки после уплаты НДФЛ и военного сбора. Кто будет платить еще 22% начислений единого социального взноса (около 700 грн) — вопрос остается открытым. Предприятие будет вынуждено платить из конверта работника, то есть из его сегодняшнего кармана; или, где это возможно, переведет работников в предпринимателей на едином налоге; или успешно будет развивать бизнес, увеличивая объемы сбыта продукции в обнищавшей стране, и будет верить в светлое европейское будущее. Очевидно, что для человека изменения номинальные, а вот для формирования бюджета — нет: только с одного работника бюджет дополнительно получит 385 грн, что в 2,2 раза больше, чем теперь. Вопрос риторический: о ком заботится правительство?

Очевидно, что для человека изменения номинальные, а вот для формирования бюджета — нет: только с одного работника бюджет дополнительно получит 385 грн, что в 2,2 раза больше, чем теперь.

С ростом минимальной зарплаты до 3200 грн затраты предприятия на оплату труда возрастут в 2,2 раза — до 3900 грн. Если учесть, что фонд оплаты труда на малых предприятиях обычно составляет треть всех затрат, то далеко не каждое предприятие, которое сегодня балансирует на грани выживания, сможет поднять минималку. Немного лучше ситуация с фондом зарплаты на крупных и средних предприятиях. "Если это производство, — говорит Олег Доскач, то в структуре его затрат зарплата не превышает 14, очень редко 16-18%.

Если статью затрат на зарплату придется увеличить вдвое, владелец предприятия просто повысит цену на товары и услуги. Хотя вряд ли многим это удастся. Многие их уже сейчас на грани минимальной рентабельности. От остановки предприятия спасает то, что у них есть сформировавшиеся коллективы, отношения со смежниками, обязательства перед поставщиками, и т.п. И если они остановятся, остановится вся цепочка. Поэтому будут искать способы оптимизировать налоги. Если предприятие окажется законопослушным и захочет повысить минимальную зарплату работникам до 3200 грн, эти средства где-то надо будет найти. Что будет делать руководитель? Он придет к заказчику и скажет, что вынужден повысить стоимость услуг на 10-20%. В свою очередь заказчику (работ, услуг) ничего не останется, как также повысить цену на товары и услуги для конечного потребителя". Предприятия, которые не найдут денег на заработную плату за счет повышения цен, будут искать другие возможности. Проверенный способ — перевести работников на 0,5 или 0,25 ставки или сократить.

"Если я не смогу реально платить эти налоги, — продолжает О.Доскач, — как руководитель я вынужден буду уменьшить либо "конверт", либо количество работников. Например, магазин занимается торговлей, имеет двух продавцов. Значит, я буду вынужден повысить им минимальную заработную плату, поскольку они оформлены официально. Но как это показать налоговой? И тогда я либо оформлю обоих работников на полставки, либо один будет работать неофициально, даже под страхом огромного штрафа. Таких вариантов показать правительству шиш в кармане множество. Ведь таким образом написанные законы учат наших предпринимателей быть самыми предприимчивыми, а по-простому — выживать".

Еще вариант: если предприятие имеет около 10-15 работников, руководство убедит их зарегистрироваться физическими лицами-предпринимателями и работать на едином налоге. Ежемесячно они будут платить около 700 грн налога каждый. И тогда руководству предприятия будет абсолютно безразлично, что будут говорить правительство или работники: это уже будут проблемы новоиспеченных предпринимателей. Выгодно всем: предпринимательство развивается, налоги увеличились в несколько раз.

"Когда-то я работал в горсовете, — вспоминает О.Доскач, — старшие люди говорили: вот, правительство повысило зарплату бюджетникам — значит, жди не просто инфляции, а большой инфляции. Это были люди, которые прожили жизнь. У них не было экономического образования, но был жизненный опыт. Поэтому мне непонятно, какой целью руководствуется правительство. Хочет укрепить благосостояние людей? Молодцы. Но зачем ставить телегу впереди коня? Более высокая зарплата работников должна быть результатом развития конкурентных рентабельных предприятий, а не наоборот. Достаточно начать целевое кредитное финансирование развивающихся предприятий под конкретные программы.

Единственное, что для этого нужно, — решение и политическая воля развивать предпринимательство в стране. При этом критерии должны быть простыми: доля экспорта — не меньше половины дохода предприятия, повышение средней зарплаты по предприятию за полугодие — не менее 15%, платежи в бюджет также должны иметь положительный прирост. Это позволит получить в государственный бюджет немалые средства. Но сегодня картина иная".

По словам представителей бизнеса, необходимость повысить минимальную заработную плату более чем очевидна. Но зарплата — это рыночная категория. И зависит от состояния экономики, а оно — жалкое. Чтобы иметь представление о масштабах этого процесса, достаточно набрать в Гугле слова "эмиграция из Украины". Там столько разных семинаров, презентаций!

Свои услуги предлагает полмира. И если во время недавней революции говорили, что все изменится, то теперь люди утратили веру. Беда в том, что в Украине не будет шоковой терапии, как, например, в Польше в 1990-х годах. Малый бизнес реально похоронят, а потом неизвестно что будет. Какая часть бизнеса окажется в затруднительной ситуации — 20, 40 или 60%?

"Трудно сказать. Поскольку, по свидетельству государственной фискальной службы, сегодня в Украине 85-90% бизнеса — малое предпринимательство. Это очень большая цифра. Они в который раз приспособятся. Зато все остальное потеряют. Люди будут платить больше денег, а получать меньше продукции и услуг. Эти правительственные меры не дадут толчок развитию экономики Украины", — подводит итог эксперт.

Как сообщали Українські Новини, Кабинет Министров намерен предложить Верховной Раде увеличить минимальную заработную плату до 3,2 тыс. гривен в 2017 году.

Напомним, своим последним распоряжением в должности спикера Верховной ради Владимир Гройсман

© news-ukraine.com

Инфляция, повышение цен, теневая экономика - журналист и блогер Роман Шрайк предсказывает, что может повлечь за собой повышение зарплаты в два раза

Давайте всерьез про минимальную зарплату 3200. Такой шаг — это прыжок в неизвестность. Просчитать его последствия слабо представляется возможным.

В украинской практике единоразового увеличения минималки сразу в 2 раза не было. Может, во времена гиперинфляции 90-х и бывало нечто подобное, но это совсем другая история. В нулевых годах, при Ющенко-Тимошенко, минималка (как у зарплат, так и у пенсий) росла активно, но постепенно — каждый квартал стандарты увеличивали, но не в разы, а на проценты. А итоге все это благоденствие схлопнулось после кризиса 2008 года, оказалось — пузырь.

Сейчас ничего точно предсказать нельзя, многое завязано на психологии предпринимателей, которые будут решать: выходить из тени, оставаться в тени или вообще перевести все из «серого» в «черное»? Все будет зависеть от того, как распределятся настроения по этим группам.

С уверенностью можно сказать, что инфляция вырастет. Увеличатся расходы бизнеса, что отразится на ценах. А вот насколько вырастут цены — загадка.
Кабмин рассчитывает, что благодаря увеличению минималки, деньги потекут рекой в Пенсионный фонд, уменьшая его дефицит, увеличатся сборы подоходного налога, а также уменьшатся суммы субсидий, что тоже вроде должно оздоровить ситуацию — уж слишком большой процент населения их получает.

Обратите внимание — пенсии в 2 раза поднимать никто не собирается. Гройсман заикался только об увеличении на 10% с 1 декабря, то есть, если инфляция будет большой, то главными пострадавшими будут именно пенсионеры.

Для пенсионеров хороших новостей, увы, нет. Пенсионный фонд в условиях, когда на одного пенсионера приходится один работник, не может быть наполнен исключительно за счет начислений на зарплату. Разве что в случае серьезного изменения соотношения минимальная пенсия/минимальная зарплата, что кабмин и пробует сделать.

Куда там, кстати, пенсионная реформа затерялась с накопительной частью пенсии?
***
Что меня в этой ситуации удивило и сподвигло написать первый пост? Мы радовались, что бюджет у нас подан вовремя и его параметры известны заранее. Только на прошлой неделе Рада голосовала за минималку 1600, и тут — вдруг! — получите идею с 3200. Очевидно, что что-то пошло не так. Возможно, тут вмешалась политика, а не экономика.

Как оценивать эту идею? Да кто знает… Кто-то оценит позитивно, кто-то негативно, потому что кто-то пострадает, а кто-то приобретет. Для Киева, например, 3200 — это не деньги. А для многих регионов — вполне. Предприниматели, в том числе ФОПы, явно не обрадуются.

В общем, я считаю этот шаг прыжком в неизвестность. А такие прыжки завораживают. Особенно, если стоишь в стороне. Но давайте прыгнем, чего уж там; лично мне интересно что выйдет.
***
Ну, и про заявление Насирова о минималке в 5000-7500 — это откровенный бред. Сейчас средняя зарплата в стране около 5000. И если 3200 можно еще, сильно зажмурившись, посчитать реальной минималкой, то 5000, а тем более 7500 — абсолютный отрыв от реальности, что сильно пугает. В такую пропасть я прыгать не готов.

Повышение минимальной зарплаты с 1600 до 3200 гривен имело положительное влияние на рост ВВП Украины. К такому выводу пришло Министерство экономического развития и торговли. Если это так, то Кабинет Министров имеет реальный ответ критикам увеличения "минималки", которые обвиняли правительство в популизме перед голосованием за госбюджет-2017.

В конце июля МЭРТ опубликовало отчет "Сводный индекс производства в январе-июне 2017 года ". Там оценивают рост ВВП в первом полугодии в 2,5%. Одним из ключевых факторов роста ведомство называет "улучшение потребительской активности домохозяйств на фоне существенного повышения минимальной заработной платы".

(Не) приятный сюрприз в госбюджете

Готовя государственный бюджет на 2017 год, команда премьер-министра Владимира Гройсмана сделала неожиданный шаг. Правительство заменило 1600 гривен минимальной заработной платы, которую планировали внести в смету сначала, на 3200 гривен.

Минимальная зарплата не может быть меньше, чем 3200 гривен. Прожиточный минимум и минимальная заработная плата должны совпадать. Никто в Украине не будет зарабатывать меньше 3200 гривен,
– пояснил инициативу в октябре 2016 года премьер-министр.

Намерения правительства критически восприняли коллеги по политическому цеху. Так бывший министр финансов Украины Виктор Пинзеник считает , что Кабмин сможет обеспечить любую минимальную зарплату – с помощью инфляции, просто напечатав больше денег. Мол, реальных ресурсов для столь резкого – на 100% – повышения минимальной зарплаты Украина сейчас вряд ли имеет. Удивило такое решение и советника Президента Украины Лешека Бальцеровича . Он назвал возможное повышение "вторым неприятным сюрпризом после продления моратория на продажу земли" и "соревнованием в популизме внутри правительства".

Советник Президента Лешек Бальцерович не верил в положительный эффект повышения "минималки" до 3200 грн

В комментарии 24 Каналу глава Комитета экономистов Украины , что правительство оказалось в ситуации, когда объем социальных выплат стал неадекватным уровню цен. Но и при таких условиях, подчеркивал эксперт, повышать минимальную зарплату следовало бы постепенно. Андрей Новак считает, что единственными источниками повышения социальных выплат будут сокращения персонала на предприятиях, инфляционный эффект и увеличение государственного долга.

Команда экспертов скептически отнеслась к решению правительства повысить "минималку". Аналитики сомневались, что сработает "позитивный" эффект от увеличения выплат: рост покупательской активности, товарооборота и объемов собираемых налогов. При наихудшем сценарии государству пришлось бы обращаться за дополнительными внешними заимствованиями и задерживать зарплаты и пенсии.

Государственный долг с момента принятия бюджета вырос на 4,04 миллиарда долларов США – с 70,97 первого января до 75,01 первого июля. Это быстрее, чем в прошлом году: тогда внешняя задолженность росла в среднем на 0,46 миллиарда ежемесячно, теперь – 0,69. В то же время в гривневом эквиваленте он снизился на 278,82 миллиарда. В Министерстве финансов объяснили это изменением официального курса гривны. Инфляция 2017 года, о росте которой предостерегали аналитики, была выше, чем планировали в правительстве в прошлом году: за полгода 2017-го среднемесячная инфляция была на уровне 13,9%, хотя в бюджете закладывали показатель 8,1%.

Но в правительстве приводят свои аргументы в пользу повышения "минималки".

Оживление активности

В МЭРТ уверены, что повышение минимальной зарплаты позволило увеличить покупательную способность работников бюджетной сферы, которые ранее получали выплаты меньше 3000 гривен. Вместе с ростом минималки среднемесячная реальная заработная плата выросла на 19,8% – в июне 2017 года она достигла 6494 гривен. Это способствовало повышению потребительской активности населения и оживлению торговли.

"Поступления от налога и сборов с доходов физических лиц выросли на 35,1% или на 22 миллиарда гривен, соответственно к аналогичному периоду прошлого года. В целом доходы сводного бюджета по сравнению с I полугодием прошлого года выросли на 46,1%", – рассказали нам в МЭРТ и добавили, что увеличение поступлений от налогов уменьшают нагрузку на госбюджет в части компенсаций в пенсионный фонд. За полгода 2017-го правительство возместило ГПФУ на 12,6% меньше, чем за январь-июнь 2016-го.

Андрей Новак считает, что успехи из-за повышения минималки, которые демонстрирует МЭРТ ГПФУ достаточно условные. Он говорит, что Украине не удалось избежать сокращений на предприятиях и высокого уровня инфляции.

По данным Госкомстата , в январе-марте уровень безработицы вырос с 9,9% (1,77 миллиона человек) до 10,1% (1,8 миллиона человек). В МЭРТ объясняют это "оптимизацией трудовых ресурсов из-за увеличения нагрузки на предпринимателей" – сокращение из-за увеличения минимальной зарплаты. Но в ведомстве говорят, что это явление не стало массовым, поэтому о негативных последствиях в этом смысле говорить не стоит.

Руководитель экономических программ Института социально-экономических исследований Ярослав Жалило соглашается, что повышение "минималки" не привело к увеличению уровня безработицы и это повысило покупательную способность населения. Но эксперт не уверен, что такое решение правительства имело столь положительный эффект, как это представляют в МЭРТ.

По его словам, статистика производства за полгода демонстрирует весьма слабый тренд роста в пищевой промышленности – производство пищевых продуктов возросло на 5,1%, причем основным драйвером является рост экспорта, а не внутреннее потребление. Резко ускорилась инфляция, цены на продукты питания выросли на 12% (июнь к декабрю): мясо – на 14,6%, овощи – на 71,4%, фрукты – на 52,7%.


Как подорожали продукты в 2017-м

Пока говорить о положительном влиянии повышения минимальной зарплаты на экономический рост рано. Платежеспособность действительно выросла, однако преимущественно поглощена инфляцией. Повышение компенсировало потери по сравнению с 2013 годом, однако новый оборот инфляции оно уже не покрывает,
– резюмировал Ярослав Жалило.

Еще одним вероятным негативным последствием от повышения социальных стандартов могла стать большая тенизация экономики. Предприниматели, столкнувшись с необходимостью платить работникам больше, прибегали к официальным сокращениям. Но часто персонал мог продолжать работать неофициально, получая необлагаемую заработную плату.

В МЭРТ считают, что повышение минимальной зарплаты будет способствовать детенизации экономики. Для этого, как объяснили нам в пресс-службе ведомства, еще в прошлом году был уменьшен размер единого социального взноса – отчисления на общее социальное страхование от заработной платы. Это также должно способствовать увеличению платежей и уменьшать нагрузку на работодателей. Такой шаг имел свой эффект: поступления от ЕСВ за первые три месяца 2017-го выросли на треть. В МЭРТ также уверяют, что доля теневой экономики сокращается.

Интегральный показатель уровня теневой экономики в Украине по итогам 2016-го составил 34% от официального ВВП, что на шесть пунктов меньше по сравнению с соответствующим показателем прошлого года,
– объяснили нам в МЭРТ.

Ярослав Жалило не исключает, что доля теневой экономики действительно уменьшилась. Но, по мнению экономиста, это происходит не только за счет уменьшения объема ЕСВ. Мол, для крупного бизнеса экономика оставляет все меньше пространства для тенизации – дело тут не в минимальной зарплате, а в совершенствовании финансовых инструментов, отчетности, учета. Но эксперт обращает внимание на другие последствия повышения социальных стандартов.

"Среди других рисков, связанных с повышением минимальной зарплаты – ускорение инфляции, вымывание кадров с бюджетного сектора через усиление "уравниловки" (когда работникам различных квалификаций и категорий платят одинаковую зарплату, потому что меньше платить не позволяет закон – "24"), перегрузки фондов оплаты труда бюджетных учреждений, что затрудняет финансирование их развития и пр. Это последствия, которые будут развиваться постепенно", – отметил Ярослав Жалило.

Курс на платежеспособность

Кабинет Министров не планирует в ближайшие годы столь же резкого повышения минимальной заработной платы, как это было в начале этого года. Впрочем, как рассказали нам в МЭРТ, правительство имеет четкий план роста социальных стандартов на ближайшие три года. Так минимальная зарплата должна расти в три этапа: с 1 января 2018-го должна составлять 3723 гривны, с 1 января 2019-го – 4173 гривны, с 1 января 2020-го – 4425 гривен.


Правительство планирует повысить "минималку" до 4425 грн в 2020 году

Андрей Новак уверен, что правительство уже нивелировало позитивный эффект от роста выплат: дальнейшие повышения будут только корректировкой зарплат до уровня инфляции. Экономист говорит, что любой пересмотр социальных стандартов имеет положительный эффект тогда, когда он соответствует показателям роста ВВП. Мол, если ВВП увеличивается на 2%, то можно поднимать зарплаты на 4-6%. При этом важно учитывать уровень инфляции, чтобы "обогащение" населения не съедали цены.

Что же касается краткосрочной перспективы, то осенью положительный эффект от роста зарплат может исчерпать себя.

Поступление продукции нового урожая несколько ослабило продовольственную инфляцию в летние месяцы. Однако имеющиеся тренды свидетельствуют о том, что производители будут учитывать в цене выше покупательную способность потребителей, поэтому "чудес" удешевления ждать не стоит. Своего придаст повышение пенсий через осовременивание и индексацию. Это повысит платежеспособность. Но между плато- и покупательной способностью лежит фактор ценовой динамики,
– говорит Ярослав Жалило.

Эксперт добавляет: говоря о повышении зарплат, стоит смотреть не только на простое увеличение значений в выплатах. Для сохранения тренда роста нужны два параллельных процесса. Прежде всего, должна происходить борьба с инфляцией через противодействие монополизму и поддержку конкуренции. Также это ускорение экономического роста с помощью всех возможных каналов, в частности – поощрение экспорта. Для роста экономики в ближайшем будущем государство может ограничивать возможности увеличения социальных выплат.