Ледовый поход балтийского флота в 1918 году. Ледовый поход Балтийского флота. Трудная судьба ледоколов

Ледовый поход балтийского флота в 1918 году. Ледовый поход Балтийского флота. Трудная судьба ледоколов

Картина художника С.А. Никитина «Ледовый поход кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт»

100 лет назад, 19 февраля 1918 года, началась операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками. Корабли необходимо было срочно перебазировать из Эстонии и Финляндии в Кронштадт, однако этому мешали сковавшие Финский залив льды. В тяжелейших погодных условиях начальнику Морских сил Балтийского моря Алексею Щастному удалось спасти 236 кораблей и судов. Но итогом блестящей операции, которую позднее окрестили Ледовым походом, стал расстрел капитана. Как были спасены корабли Балтийского флота и почему главного героя похода приговорили к смерти - в материале RT.

Реальная угроза

После срыва Брестских мирных переговоров 18 февраля 1918 года Германия начала своё наступление в Прибалтике. Немцы планировали сформировать в России прогерманское правительство после того, как завладеют Петроградом. Но для достижения поставленной цели им необходимо было захватить либо уничтожить корабли Балтийского флота, которые мешали нанести удар по революционному Петрограду.

Германия возобновила свои боевые действия в крайне тяжёлый для флота момент: по указанию революционного правительства, часть матросов были отправлены на сушу для поддержки Красной армии, а часть самостоятельно покинули корабли, отправившись по домам. Многие офицеры были расстреляны в первые недели революции, некоторые из них ушли воевать на стороне Белого движения. Императорский флот разваливался на глазах, а Социалистический рабоче-крестьянский Красный флот ещё не был сформирован.

«Часть бывшего императорского флота располагалась в Прибалтике. Из-за наступления на Петроград немцев, которые с суши отрезали доступ к порту, флот оказался блокирован. А для обороны Петрограда Балтийский флот имел огромное значение, поэтому наши враги и стремились его уничтожить. В то же время у бывших союзников, в частности у США и Англии, на Россию были свои планы: они собирались поделить её между собой и распределить сферы влияния, но никак не поддерживать в борьбе с немецкими войсками. Так, в начале 1918 года английское командование отдало приказ своему флоту прекратить все боевые операции в Балтийском море, что, конечно же, создало германским Военно-морским силам весьма благоприятные условия для нанесения удара по российскому флоту», - рассказала в беседе с RT доктор исторических наук, профессор РУДН Наталия Георгиева.

К концу 1917 года часть Балтийского флота, расположенная у берегов Эстонии и Финляндии, насчитывала 236 кораблей. Потеря этих судов могла ощутимо ослабить силы Советской России. Поэтому было принято решение спасать флот любой ценой.

Зима 1917-1918 годов выдалась очень суровой, толщина льда в некоторых местах доходила до 60-70 см, а команды судов были не до конца укомплектованы - ощущалась сильная нехватка людей.

Льды и туманы значительно осложняли обстановку, и напрямую перевести флот в Кронштадт было практически невозможно. Поэтому правительство решило переправить суда с помощью ледоколов на другую сторону Финского залива - в Гельсингфорс (ныне - Хельсинки).

Операция «Ледовый поход»

В этот непростой исторический период Балтийский флот возглавлял капитан 1-го ранга, ветеран двух войн Алексей Щастный. Ему удалось в кратчайшие сроки убедить моряков в необходимости переправить флот ради их же спасения. Переход осуществляли несколькими отрядами, каждый из которых сопровождал ледокол.

19 февраля 1918 года в сторону Гельсингфорса выдвинулся первый отряд, в составе которого были три подлодки. Преодолеть льды им помогал ледокол «Волынец». Спустя двое суток тем же маршрутом двинулся второй отряд. Ещё через четыре дня, 25 февраля, из порта Ревеля (ныне - Таллин) вышел последний отряд кораблей, который подвергся налёту вражеской авиации. К этому дню немцы уже вошли в город, но захватить советские корабли им не удалось - флот успел выйти на внешний рейд.


Адмирал Алексей Михайлович Щастный © Wikimedia
Несколько дней спустя, 3 марта 1918 года, был заключён Брестский мирный договор, согласно которому Советская Россия обязана была освободить порты Финляндии и Прибалтики или немедленно разоружить все корабли, которые там находятся.

В условиях нестабильной политической обстановки поступали достаточно противоречивые распоряжения: Ленин считал необходимым увести флот, а Троцкий настаивал на обратном - оставить корабли для помощи финской Красной гвардии.

Щастный принял решение не отдавать корабли Балтийского флота противнику, а спасти флот и довести суда до Кронштадта. Капитан ещё не знал, что этим решением сам подписал себе смертный приговор.

Переправку кораблей в Кронштадт нужно было осуществить как можно скорее, потому что из-за разгорающейся в Финляндии гражданской войны советские суда могли оказаться под угрозой захвата.

В туманное утро 12 марта 1918 года из Гельсингфорса выдвинулся первый отряд кораблей. И уже 17 марта они успешно вошли в порт Кронштадта. Одновременно ситуация в Финском заливе обострилась. Ледокол, сопровождавший первый отряд, на обратном пути подвергся обстрелу, а три других были захвачены белофиннами. Несмотря на это, 5 апреля из Гельсингфорса вышел следующий отряд во главе с линкором «Андрей Первозванный», который благодаря своему бронированному корпусу мог проламывать лёд, обеспечивая тем самым проход остальным кораблям. Через пять суток отряд благополучно достиг Кронштадта.

Третий и самый многочисленный отряд, состоявший из более чем 167 единиц, был поделён на четыре группы. 12 апреля Финляндию покинули последние корабли отечественного флота. Переход этого отряда оказался самым сложным. Корабли были заперты льдами и целую неделю практически стояли на месте, пока ледоколы помогали им выйти на пробитый в толщине льдов фарватер. Невзирая на сложности, к 22 апреля все корабли и суда третьего отряда успешно добрались до пункта назначения. 2 мая 1918 года операция «Ледовый поход» была полностью завершена.

Подвиг как преступление

Благодаря самоотверженности и героизму советских моряков в ходе операции удалось спасти 236 судов. Несмотря на подорванную дисциплину и царившие революционные настроения, ни одно судно не было потеряно.

Однако боеспособность флота значительно ослабла. Большинство кораблей были повреждены льдами или обстрелами, а деморализованные моряки, обессилевшие от постоянных тягот и неудач, представляли серьёзную угрозу для большевистской власти.

Германские войска тем временем, воспользовавшись отсутствием условной границы, начали движение в сторону Петрограда. Тогда советская власть решила уничтожить корабли Балтийского и Черноморского флотов. Ленин дал прямое указание: «Ввиду явных намерений Германии захватить суда Черноморского флота, находящиеся в Новороссийске, и невозможности обеспечить Новороссийск с сухого пути или перевода в другой порт Совет народных комиссаров по представлению Высшего военного совета приказывает вам с получением сего уничтожить все суда Черноморского флота и коммерческие пароходы, находящиеся в Новороссийске».

25 мая 1918 года под предлогом вручения ордена за операцию по спасению судов Балтийского флота Щастного вызвали в Москву. На деле же у него состоялся жёсткий разговор с Троцким, после которого капитана арестовали «за преступление по должности и контрреволюционные действия». Весть об аресте героя Ледового похода обескуражила высшие военные круги. Начались митинги в защиту Щастного, коллеги капитана требовали провести открытое следствие. В следующие дни Троцкий лично расспрашивал свидетелей об отношении Щастного к советской власти. По словам очевидцев, Щастный сожалел, что вынужден сотрудничать с советской властью, однако другой альтернативы у него не было.

Вместо награды Щастный был арестован. Во время суда Троцкий, который был единственным свидетелем обвинения, заявил буквально следующее: «Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать её против советской власти».

Кроме того, по словам Троцкого, «Щастный настойчиво и неуклонно углублял пропасть между флотом и советской властью. Сея панику, он неизменно выдвигал свою кандидатуру на роль спасителя».

Несмотря на слабую доказательную базу и недостаточность улик, 20 июня 1918 года Алексея Щастного приговорили к расстрелу «по обвинению в подготовке контрреволюционного переворота и в государственной измене». Казнь произошла в ночь на 22 июня, после того, как в Цемесской бухте были взорваны и затоплены корабли Черноморского флота.

В своей предсмертной записке Щастный писал: «В революции люди должны умирать мужественно. Перед смертью я благословляю своих детей Льва и Галину и, когда они вырастут, прошу сказать им, что иду умирать мужественно, как подобает христианину».

Примечательно, что для исполнителей плана ликвидации Балтийского флота власть не поскупилась открыть специальные счета в банке. Такие жёсткие и местами абсурдные меры позволили Москве устранить разногласия с Германией, взять под крыло остатки Балтийского флота и дать себе короткую мирную передышку для подготовки к предстоящим сражениям.

Анастасия Ксенофонтова

После срыва кайзеровской Германией мирных переговоров в Бресте и начала наступления немецких войск в Эстонии возникла реальная угроза захвата русских кораблей, базировавшихся в Ревеле (Таллинне). Ледовая обстановка не позволяла перевести корабли сразу в Кронштадт, поэтому было принято решение попытаться с помощью ледоколов переправить их на другую сторону Финского залива в Гельсингфорс (Хельсинки). 17 февраля Коллегия Морского комиссариата отправила в адрес Центробалта соответствующую директиву. Одновременно из Кронштадта в Ревель вышли несколько мощных ледоколов во главе с “Ермаком”. 19 февраля на буксире у ледокола “Волынец” на ревельский рейд вышли 3 подводные лодки, а 22 февраля началась общая эвакуация. В этот же день ледокол “Ермак” повел в Гельсингфорс первую группу кораблей в составе 2 подводных лодок и 2 транспортов. В ночь на 24 февраля немецкий отряд по льду попытался подойти и захватить береговые батареи островов Вульф и Нарген, прикрывавшие с моря подступы к Ревелю. Вовремя замеченный, противник был отброшен огнем этих батарей.

Днем 24 февраля в Гельсингфорс ушли караван транспортов и вспомогательных судов, 2 подлодки, 3 тральщика и минный заградитель. 25 февраля немецкие самолеты произвели бомбардировку остававшихся в Ревеле кораблей, а к 19 часам этого же дня германские войска вошли в Ревель. К этому времени большинство оставшихся кораблей уже находились на рейде и начало движение к Гельсингфорсу. Одними из последних Ревельский рейд покинули крейсера “Рюрик” и “Адмирал Макаров”. Проводку осуществляли ледоколы “Ермак”, “Волынец” и “Тармо”. Перед оставлением города группа подрывников из минной школы во главе с Р.Р. Грундманом взорвала все береговые батареи на побережье и островах Вульф и Нарген, включая 12-дюймовые башенные орудия. За эти дни в Гельсингфорс было переведено около 60 кораблей и судов, в том числе 5 крейсеров и 4 подлодки. На переходе, получив повреждения, затонула подводная лодка “Единорог”. Несколько судов, затертых льдами, прибыли в Гельсингфорс в начале марта. В Ревеле остались лишь часть вспомогательных судов и 8 старых подводных лодок.

Однако перевод кораблей в Финляндию не снял угрозы их захвата, так как по условиям Брест-Литовского договора Россия была обязана перевести все военные корабли в свои порты и немедленно разоружить их. Корабли необходимо было срочно переводить в Кронштадт. Организатором и руководителем этого перехода стал бывший капитан I ранга А.М. Щастный, с 22 марта назначенный начальником Морскими силами Балтийского моря. Не обращая внимания на многочисленные противоречивые директивы из Москвы (В.И. Ленин приказывал уводить корабли, а Л.Д. Троцкий - оставить их для помощи финской Красной гвардии) и настойчивыми советами англичан уничтожить корабли, чтобы они не достались противнику, А.М. Щастный решил довести их до Кронштадта. По его распоряжению все корабли были разбиты на три отряда.

С 12 по 17 марта первый отряд в составе линкоров “Гангут”, “Полтава”, “Севастополь”, “Петропавловск”, крейсеров “Адмирал Макаров”, “Богатырь”, Рюрик” в сопровождении ледоколов “Ермак” и “Волынец” в сильные туманы, ломая сплошной лед, перешел из Гельсингфорса в Кронштадт.

2 апреля, за день до высадки германского десанта "Балтийской дивизии" фон дер Гольца у Ганге (Ханко), в гавани Ганге были взорваны 4 подводные лодки типа “АГ”, их плавбаза пароход "Оланд" и сторожевик "Ястреб", которые в отсутствии на базе ледоколов не могли ее покинуть. На следующий день на внешнем свеаборгском рейде англичане уничтожили 7 своих подводных лодок, воевавших в составе российского Балтийского флота, их плавбазу "Амстердам" и 3 английских парохода.

С захватом Ганге возникла реальная опасность захвата Гельсингфорса, поэтому 5 апреля из Гельсингфорса спешно был отправлен второй отряд в составе линкоров “Андрей Первозванный”, “Республика”, крейсеров “Олег”, “Баян”, 3 подлодок, и 2 портовых ледоколов. Переход проходил в труднейших ледовых условиях, а так как ледоколы “Волынец” и “Тармо” были захвачены белофиннами, линкору “Андрей Первозванный” пришлось взять их функции, проламывая проход во льду своим бронированным корпусом. На третьи сутки похода у острова Родшера отряд был встречен ледоколом “Ермак” и крейсером “Рюрик”. 10 апреля корабли прибыли в Кронштадт.

Третий отряд (172 корабля) был разделен на 4 группы, которые с 7 по 11 апреля выходили по мере готовности и следовали различными маршрутами, придерживаясь проходившего вдоль финских шхер северного стратегического фарватера. По пути к ним присоединился четвертый отряд кораблей, вышедший из Котки. Переход этих отрядов был наиболее сложным и все же к 22 апреля все корабли и суда этого отряда прибыли в Кронштадт и Петроград.

12 апреля, когда Гельсингфорс был занят германскими войсками, в нем и других финских портах еще оставались 38 военных кораблей и 48 торговых судов, которые были захвачены. В результате переговоров, в течение мая 24 корабля и судна удалось вернуть.

В результате этих героических ледовых переходов были спасены 226 кораблей и судов, в том числе 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев и миноносцев, 12 подводных лодок, 5 минных заградителей, 10 тральщиков, 15 сторожевых кораблей, 7 ледоколов, вывезены две бригады воздушного флота, оборудование крепости и фортов, другое военное снаряжение. Спасенные корабли составили основу Балтийского флота. Организатор Ледового похода А.М. Щастный в мае 1918 года был награжден орденом Красного Знамени.

Однако перебазирование кораблей Балтийского флота в Кронштадт не сняло напряжения. Воспользовавшись отсутствием установленной границы и настаивая на разоружении Черноморского флота, германские войска продолжили движение на Петроград. Почти полностью потерявшие боеспособность Балтийский и Черноморский флоты становились угрозой Брестскому миру, а уставшие, деморализованные и озлобленные постоянными неудачами моряки стали представлять серьезную внутреннюю опасность. В такой обстановке власть оказалась перед выбором: или надежно подчинить себе флот, или уничтожить его. И она его сделала. 3 мая 1918 года командованию Балтийского флота из Москвы был направлен секретный приказ наркомвоенмора Л.Д. Троцкого о подготовке кораблей к взрыву. Для исполнителей плана уничтожения Балтийского флота даже были открыты специальные счета в банке. Чуть позже в Новороссийск были отправлены И.И. Вахрамеев, а затем Ф.Ф. Раскольников с единственным поручением - ликвидировать последние корабли Черноморского флота.

Содержание секретной директивы Л. Троцкого об уничтожении только недавно спасенных с таким трудом и жертвами кораблей быстро распространилось среди моряков и вызвало бурю негодования. 11 мая на кораблях минной дивизии, стоявших на Неве в Петрограде была принята резолюция: “Петроградскую коммуну ввиду ее полной неспособности и несостоятельности предпринять что-либо для спасения родины и Петрограда распустить и вручить всю власть морской диктатуре Балтийского флота”. 22 мая на III съезде делегатов Балтийского флота было заявлено, что флот будет взорван только после боя. Примерно также моряки ответили Вахрамееву в Новороссийске.

Тогда в Москву были вызваны несогласные с уничтожением кораблей командующие Балтийским и Черноморским флотами А.М. Щастный и М.П. Саблин. По прибытии в морской комиссариат для получения ордена за Ледовый переход А.М. Щастный по приказу Л.Д. Троцкого был арестован по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности и использования своей популярности среди матросов против советской власти. После того, как в Цемесской бухте были затоплены последние корабли российского Черноморского флота, А.М. Щастного расстреляли во дворе Александровского военного училища. (По другим источникам он был застрелен в кабинете Троцкого, не простившего Щастному невыполнения своего приказа об оставлении кораблей в Гельсингфорсе). Это произошло в ночь на 22 июня 1918 года.

Необходимая большевистской власти “мирная передышка” была получена. Последовавшие революционные выступления в Германии позволили 13 ноября 1918 года Советскому правительству аннулировать статьи Брест-Литовского мира.

Михайлов Андрей 19.02.2018 в 12:59

Когда в Цемесской бухте были затоплены последние корабли российского Черноморского флота, Щастного расстреляли во дворе Александровского военного училища. По другим источникам, он был застрелен прямо в кабинете Троцкого, не простившего командиру невыполнения своего приказа об оставлении кораблей в Гельсингфорсе. Это произошло в ночь на 22 июня 1918 года…

Но вернемся к легендарному Ледовому походу. Проводка русских кораблей осуществлялась в очень тяжелых ледовых условиях февраля-мая 1918 года. Начальник Морских сил Балтийского моря (его должность обозначалась загадочной аббревиатурой наморси) Алексей Щастный выстроил переход кораблей несколькими отрядами.

Дело в том, что после срыва кайзеровской Германией мирных переговоров в Бресте и начала наступления немецких войск в Эстонии возникла реальная угроза захвата русских кораблей, базировавшихся в Ревеле (нынешнем Таллине). Ледовая обстановка не позволяла перевести корабли сразу в Кронштадт, поэтому было принято решение попытаться с помощью ледоколов переправить их на другую сторону Финского залива в Гельсингфорс (нынешний Хельсинки).

17 февраля 1918 года коллегия Морского комиссариата отправила в Центробалт соответствующую директиву. Одновременно из Кронштадта в Ревель вышли несколько мощных ледоколов во главе с "Ермаком".

19 февраля на буксире у ледокола "Волынец" на ревельский рейд направились три подводные лодки, а 22 февраля началась общая эвакуация. В этот же день ледокол "Ермак" повел в Гельсингфорс первую группу кораблей - две подлодки и два транспорта. В ночь на 24 февраля немецкий отряд по льду попытался подойти и захватить береговые батареи островов Вульф и Нарген, прикрывавшие с моря подступы к Ревелю. Вовремя замеченный, противник был отброшен огнем этих батарей.

Представьте себе морально-психологическую обстановку на кораблях в те дни. Революционные матросы совершенно не хотели воевать, дисциплина не то что "хромала". а почти отсутствовала. Матросы практически не признавали командиров, приказать им что-то было очень сложно. Кое-как выручали комиссары из числа тех же матросов. Но и их часто посылали куда подальше.

И вот в этих условиях бывшему царскому капитану I ранга Алексею Щастному неимоверными усилиями все-таки удалось наладить выход кораблей в море.

Алексей Щастный, командир Ледового похода Балтийского флота

Днем 24 февраля в Гельсингфорс ушли караван транспортов и вспомогательных судов, две подлодки, три тральщика и минный заградитель. 25 февраля немецкие самолеты начали бомбить остававшиеся в Ревеле корабли, а к вечеру германские войска вошли в Ревель. К этому времени большинство оставшихся кораблей уже находились на рейде и начали движение к Гельсингфорсу.

Одними из последних Ревельский рейд покинули крейсеры "Рюрик" и "Адмирал Макаров". Проводку осуществляли ледоколы "Ермак", "Волынец" и "Тармо". Перед оставлением города группа подрывников взорвала все береговые батареи на побережье и островах Вульф и Нарген, включая 12-дюймовые башенные орудия. За эти дни в Гельсингфорс было переведено около 60 кораблей и судов, в том числе пять крейсеров и четыре подлодки.

На переходе, получив повреждения, затонула подводная лодка "Единорог". Несколько судов, затертых льдами, прибыли в Гельсингфорс в начале марта. В Ревеле остались лишь часть вспомогательных судов и восемь старых подводных лодок.

Однако, увы, перевод кораблей в Финляндию не снял угрозы их захвата, так как по условиям Брест-Литовского договора Россия была обязана перевести все военные корабли в свои порты и немедленно разоружить их. Не обращая внимания на многочисленные противоречивые директивы из Москвы (Ленин приказывал уводить корабли, а Троцкий -- оставить их для помощи финской Красной гвардии) и настойчивыми советами англичан уничтожить корабли, чтобы они не достались противнику, Алексей Михайлович Щастный решил довести их до Кронштадта. По его распоряжению все корабли были разбиты на три отряда.

С 12 по 17 марта первый отряд в составе линкоров "Гангут", "Полтава", "Севастополь", "Петропавловск", крейсеров "Адмирал Макаров", "Богатырь", Рюрик" в сопровождении ледоколов "Ермак" и "Волынец" в сильные туманы, ломая сплошной лед, перешел из Гельсингфорса в Кронштадт.

2 апреля, за день до высадки германского десанта "Балтийской дивизии" фон дер Гольца у Ганге (ныне Ханко) были взорваны четыре подводные лодки типа, а также плавбаза "Оланд" и сторожевик "Ястреб", которые в отсутствии на базе ледоколов не могли ее покинуть. На следующий день на внешнем свеаборгском рейде и англичане уничтожили семь своих подводных лодок, воевавших в составе российского Балтийского флота, свою плавбазу "Амстердам" и три грузовых парохода.

5 апреля из Гельсингфорса спешно был отправлен второй отряд в составе линкоров "Андрей Первозванный", "Республика", крейсеров "Олег", "Баян", трех подлодок и двух портовых ледоколов. Они попали в труднейшие ледовые условия, а так как ледоколы "Волынец" и "Тармо" были захвачены белофиннами, линкору "Андрей Первозванный" пришлось взять на себя их функции, проламывая проход во льду своим бронированным корпусом.

На третьи сутки похода у острова Родшера отряд был встречен ледоколом "Ермак" и крейсером "Рюрик". 10 апреля корабли прибыли в Кронштадт.

Третий отряд (172 корабля) был разделен на четыре группы, которые с 7 по 11 апреля выходили по мере готовности и следовали различными маршрутами, придерживаясь пролегавшего вдоль финских шхер северного стратегического фарватера. По пути к ним присоединился четвертый отряд кораблей, вышедший из Котки. Переход этих отрядов был наиболее сложным, но все же к 22 апреля все корабли и суда прибыли в Кронштадт и Петроград.

12 апреля, когда Гельсингфорс был занят германскими войсками, в нем и других финских портах еще оставались 38 военных кораблей и 48 торговых судов, которые были захвачены. В результате переговоров 24 корабля и судна удалось вернуть.

В результате героических ледовых переходов были спасены 226 кораблей и судов, в том числе шесть линкоров, пять крейсеров, 59 эсминцев и миноносцев, 12 подводных лодок, пять минных заградителей, 10 тральщиков, 15 сторожевых кораблей, семь ледоколов, вывезены две бригады воздушного флота, оборудование крепости и фортов, другое военное снаряжение.

Спасенные корабли составили основу Балтийского флота. Организатор Ледового похода Алексей Щастный в мае 1918 года был награжден орденом Красного Знамени.

Однако перебазирование кораблей Балтийского флота в Кронштадт не сняло напряжения. Воспользовавшись отсутствием установленной границы и настаивая на разоружении Черноморского флота, германские войска продолжили движение на Петроград. Почти полностью потерявшие боеспособность Балтийский и Черноморский флоты становились угрозой Брестскому миру, а уставшие, деморализованные и озлобленные постоянными неудачами моряки стали представлять серьезную внутреннюю опасность.

Крейсер Рюрик в 1904 году

Власть оказалась перед выбором: или надежно подчинить себе флот, или уничтожить.

3 мая 1918 года командованию Балтийского флота из Москвы был направлен секретный приказ наркомвоенмора Троцкого о подготовке кораблей к взрыву. Для исполнителей плана уничтожения Балтийского флота даже были открыты специальные счета в банке. Чуть позже в Новороссийск были отправлены И. И. Вахрамеев, а затем Ф. Ф. Раскольников с единственным поручением - ликвидировать последние корабли Черноморского флота.

Содержание секретной директивы Троцкого об уничтожении недавно спасенных с таким трудом и жертвами кораблей быстро распространилось среди моряков и вызвало бурю негодования. 11 мая на кораблях минной дивизии, стоявших на Неве в Петрограде, была принята резолюция: "Петроградскую коммуну ввиду ее полной неспособности и несостоятельности предпринять что-либо для спасения родины и Петрограда распустить и вручить всю власть морской диктатуре Балтийского флота".

22 мая на III съезде делегатов Балтийского флота было заявлено, что флот будет взорван только после боя. Примерно также моряки ответили Вахрамееву в Новороссийске.

Тогда в Москву были вызваны несогласные с уничтожением кораблей командующие Балтийским и Черноморским флотами А. М. Щастный и М. П. Саблин. По прибытии в морской комиссариат как бы для получения ордена за Ледовый переход А. М. Щастный по приказу Л. Д. Троцкого был арестован и потом расстрелян.

Но необходимая большевистской власти "мирная передышка" была все-таки получена. Последовавшие революционные выступления в Германии позволили 13 ноября 1918 года Советскому правительству аннулировать некоторые статьи Брест-Литовского мира. По сути, спасенный во время Ледового похода, а потом почти уничтоженный Балтийский флот стал некой разменной картой в войне с Германией - и тогда спас советскую власть от краха…

ЛЕДОВЫЙ ПОХОД БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА 1918

стратегич. операция по перебазированию Балт. флота из Ревеля (Таллина) и Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт, проведенная с 17-22 февр. по 2 мая. В связи с начавшимся после прекращения Брестских переговоров о мире наступлением герм. войск в Прибалтике возникла угроза захвата ими осн. сил Балт. флота, находившихся в Ревеле и Гельсингфорсе и скованных льдами. Технич. состояние кораблей было низким, некомплект экипажей составлял 50%. По указанию В. И. Ленина Коллегия Мор. комиссариата от имени СНК передала 17 февр. директиву Центробалту сосредоточить в Ревеле и Гельсингфорсе все ледокольные средства флота, увести из Ревеля в Гельсингфорс все корабли, к-рые могут быть проведены в колотом льду. Несмотря на тяжелые условия подготовки и противодействие командующего флотом Щастного и его штаба, Центробалт и Совет комиссаров флота, опираясь на судовые к-ты и парт. орг-ции, подготовили флот к перебазированию. 19 февр. из Ревеля начали выходить отд. корабли, 22 февр. - отряды в сопровождении ледокола "Ермак" и 4 др. ледоколов. 25 февр. в Ревель вступили герм. войска, но значит. часть остававшихся кораблей успела выйти на внеш. рейд, нек-рые под обстрелом. 27 февр. были взорваны батареи на о-вах Нарген и Вульф. К 5 марта все корабли (5 крейсеров, 3 подлодки, 10 тральщиков, 31 вспомогат. судно и др.), кроме одной подлодки, раздавленной льдами, благополучно достигли Гельсингфорса. В Финляндии после контрреволюц. мятежа Свинхувуда-Маннергейма началась гражд. война. Балт. флот продолжал оставаться под угрозой. Производился срочный ремонт кораблей. Несмотря на попытки Щастного и его штаба отложить выход флота до весны и скрытый саботаж (в частности, увольнение личного состава, призванного до 1917), план подготовки флота к переходу был выполнен. 12 марта из Гельсингфорса вышел 1-й отряд (4 линкора, 3 крейсера) с ледоколами "Ермак" и "Волынец". Форсируя тяжелые льды при сильном ветре и тумане, двигаясь только днем, отряд, пройдя 330 км, 17 марта прибыл в Кронштадт. После вывода 15 марта сов. войск из Финляндии фин. белогвардейцы активизировали свои действия. Они захватили 21 марта ледокол "Тармо", а 29 - "Волынец" и заняли острова в Финском зал. 3 апр. у Ганге (Ханко) высадился герм. десант и герм. командование, заявив, что его войска 12 апр. займут Гельсингфорс, предложило кораблям саморазоружиться. Из Петрограда в Гельсингфорс с боями прорвался эшелон с 500 моряками торг. флота, к-рые были распределены по кораблям. 5 апр. вышел 2-й отряд (2 линкора, 2 крейсера, 2 подлодки). Преодолевая большие трудности, он дошел до о. Родшер, где 8 апр. был встречен "Ермаком" и крейсером "Рюрик", и 10 апр. достиг Кронштадта. 7-12 апр. 3-й отряд (эсминцы и миноносцы, подлодки, заградители, тральщики, вспомогат. суда - всего 161 единица) двинулся в поход пятью эшелонами. С огромными трудностями отряд прибыл в р-н Бьёркё (Койвисто), где 13 апр. его встретил "Ермак" и 22 апр. довел до Кронштадта. 2 мая из Котки пришел 4-й отряд (15 вспомогат. судов). В мае из Гельсингфорса пришли остававшиеся там корабли (эсминцы, вспомогат. суда и др.). Большую роль в разработке плана Л. п. Б. ф., его подготовке и проведении сыграли гл. комиссар Балт. флота Н. Ф. Измайлов, его зам. Е. С. Блохин, б. контр-адмирал А. А. Ружек, б. контр-адм. А. П. Зеленой, б. капитан 2-го ранга Л. В. Антонов и др. В итоге операции в Кронштадт было перебазировано 236 кораблей (в т. ч. 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев и миноносцев, 12 подлодок и др.), к-рые послужили основой боевой мощи Балт. флота и сыграли большую роль в обороне Петрограда и действиях на др. театрах гражд. войны.

Л. М. Еремеев. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "ЛЕДОВЫЙ ПОХОД БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА 1918" в других словарях:

    Операция по перебазированию кораблей Балтийского флота из Ревеля (Таллина) и Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт, проведённая с 17 22 февраля по 2 мая. В связи с начавшимся после прекращения Брестских переговоров о мире наступлением… …

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ледовый поход. Не следует путать с Ледовый поход Балтийского флота (1710). Ледовый поход Балтийского флота Первая мировая война … Википедия

    ЛЕДОВЫЙ ПОХОД Балтийского флота - (17 февраля 2 мая 1918 г.), переход основных сил Балтийского флота во время Гражданской войны в тяжелых зимних условиях из Ревеля (Таллинна) в Гельсингфорс (Хельсинки), а оттуда и из Котки в Кронштадт (всего 236 кораблей). Был совершен в связи с… … Морской энциклопедический справочник

    Ледовый поход: Ледовый поход отряда генерала Корнилова в 1918 году. Ледовый поход Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт в 1918 году. Ледовый поход Балтийского флота для участия в осаде Выборга в 1710 году. Великий Сибирский Ледяной поход … Википедия

    День Балтийского флота ВМФ России - 18 мая в России отмечается День Балтийского флота. Праздник был установлен приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации от 15 июля 1996 года О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности. В этот день, 18 мая 1703 … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Годы 1914 · 1915 · 1916 · 1917 1918 1919 · 1920 · 1921 · 1922 Десятилетия 1890 е · 1900 е 1910 е 1920 е · 1930 е … Википедия

    В России, борьба рабочих и трудящихся крестьян Советской России под руководством Коммунистической партии за завоевания Великой Октябрьской социалистической революции, свободу и независимость Советской Родины против сил внутренней и… … Большая советская энциклопедия

    Вооруж. борьба иностр. империализма и внутр. контрреволюции против социалистической революции в России с целью ликвидации Сов. гос ва, восстановления помещичье бурж. строя, расчленения и порабощения Сов. страны. Начало иностранной военной… …

    Составная часть Военно Морского Флота СССР. В России регулярный флот на Балт. м. создан по замыслу и под рук. Петра I в ходе Сев. войны 1700 21. Первые корабли для Б. ф. начали строиться в 1702 в устье р. Сясь на Ладожском озере и на р. Свири и… … Советская историческая энциклопедия

    Эстония, расположена в сев. зап. части СССР, в Прибалтике, на побережье Балтийского м., между Рижским и Финским зал. В состав терр. Э. входит ок. 800 островов, крупнейшие Сааремаа и Хийумаа. Граничит на В. с РСФСР, на Ю. с Латв. ССР. Образована… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Дело командующего Балтийским флотом Щастного , . Первая публикация подлинного архивно-следственного дела A. M. Щастного, крупного российского военачальника, под командованием которого в апреле 1918 года был осуществлен беспримерный Ледовый…

стратегич. операция по перебазированию Балт. флота из Ревеля (Таллина) и Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт, проведенная с 17-22 февр. по 2 мая. В связи с начавшимся после прекращения Брестских переговоров о мире наступлением герм. войск в Прибалтике возникла угроза захвата ими осн. сил Балт. флота, находившихся в Ревеле и Гельсингфорсе и скованных льдами. Технич. состояние кораблей было низким, некомплект экипажей составлял 50%. По указанию В. И. Ленина Коллегия Мор. комиссариата от имени СНК передала 17 февр. директиву Центробалту сосредоточить в Ревеле и Гельсингфорсе все ледокольные средства флота, увести из Ревеля в Гельсингфорс все корабли, к-рые могут быть проведены в колотом льду. Несмотря на тяжелые условия подготовки и противодействие командующего флотом Щастного и его штаба, Центробалт и Совет комиссаров флота, опираясь на судовые к-ты и парт. орг-ции, подготовили флот к перебазированию. 19 февр. из Ревеля начали выходить отд. корабли, 22 февр. - отряды в сопровождении ледокола "Ермак" и 4 др. ледоколов. 25 февр. в Ревель вступили герм. войска, но значит. часть остававшихся кораблей успела выйти на внеш. рейд, нек-рые под обстрелом. 27 февр. были взорваны батареи на о-вах Нарген и Вульф. К 5 марта все корабли (5 крейсеров, 3 подлодки, 10 тральщиков, 31 вспомогат. судно и др.), кроме одной подлодки, раздавленной льдами, благополучно достигли Гельсингфорса. В Финляндии после контрреволюц. мятежа Свинхувуда-Маннергейма началась гражд. война. Балт. флот продолжал оставаться под угрозой. Производился срочный ремонт кораблей. Несмотря на попытки Щастного и его штаба отложить выход флота до весны и скрытый саботаж (в частности, увольнение личного состава, призванного до 1917), план подготовки флота к переходу был выполнен. 12 марта из Гельсингфорса вышел 1-й отряд (4 линкора, 3 крейсера) с ледоколами "Ермак" и "Волынец". Форсируя тяжелые льды при сильном ветре и тумане, двигаясь только днем, отряд, пройдя 330 км, 17 марта прибыл в Кронштадт. После вывода 15 марта сов. войск из Финляндии фин. белогвардейцы активизировали свои действия. Они захватили 21 марта ледокол "Тармо", а 29 - "Волынец" и заняли острова в Финском зал. 3 апр. у Ганге (Ханко) высадился герм. десант и герм. командование, заявив, что его войска 12 апр. займут Гельсингфорс, предложило кораблям саморазоружиться. Из Петрограда в Гельсингфорс с боями прорвался эшелон с 500 моряками торг. флота, к-рые были распределены по кораблям. 5 апр. вышел 2-й отряд (2 линкора, 2 крейсера, 2 подлодки). Преодолевая большие трудности, он дошел до о. Родшер, где 8 апр. был встречен "Ермаком" и крейсером "Рюрик", и 10 апр. достиг Кронштадта. 7-12 апр. 3-й отряд (эсминцы и миноносцы, подлодки, заградители, тральщики, вспомогат. суда - всего 161 единица) двинулся в поход пятью эшелонами. С огромными трудностями отряд прибыл в р-н Бьёркё (Койвисто), где 13 апр. его встретил "Ермак" и 22 апр. довел до Кронштадта. 2 мая из Котки пришел 4-й отряд (15 вспомогат. судов). В мае из Гельсингфорса пришли остававшиеся там корабли (эсминцы, вспомогат. суда и др.). Большую роль в разработке плана Л. п. Б. ф., его подготовке и проведении сыграли гл. комиссар Балт. флота Н. Ф. Измайлов, его зам. Е. С. Блохин, б. контр-адмирал А. А. Ружек, б. контр-адм. А. П. Зеленой, б. капитан 2-го ранга Л. В. Антонов и др. В итоге операции в Кронштадт было перебазировано 236 кораблей (в т. ч. 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев и миноносцев, 12 подлодок и др.), к-рые послужили основой боевой мощи Балт. флота и сыграли большую роль в обороне Петрограда и действиях на др. театрах гражд. войны.

Л. М. Еремеев. Москва.

  • - Площадь расположена перед Балтийским вокзалом, здание которого сооружено в 1857 году. В том же году была открыта железная дорога...
  • - Единственное сохранившееся в городе название-описание, точно указывающее на местонахождение площади...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - ....
  • - основан в 1991 г. по инициативе Германии и Дании в качестве координирующего органа Балтийского региона...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - героич. поход сов. войск с п-ова Тамань через Туапсе на соединение с гл. силами Красной Армии Сев. Кавказа и далее от Кубани до Волги в авг. 1918 - февр. 1919...

    Советская историческая энциклопедия

  • - узкая и длинная фиордообразная бухта Балтийского моря на восточном берегу прусской провинции Шлезвиг-Гольштейн...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - операция по перебазированию кораблей Балтийского флота из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт, проведённая с 17-22 февраля по 2 мая. В связи с начавшимся после прекращения Брестских переговоров о мире...
  • - героический поход советских войск с Таманского полуострова через Туапсе на соединение с главными силами Красной Армии Северного Кавказа в августе - сентябре 1918...

    Большая Советская энциклопедия

  • - героический поход южноуральских партизан по белогвардейским тылам 18 июля – 12 сентября с целью выхода из окружения на соединение с Красной Армией...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ВИЛСАНДИ, группа островов Балтийского м. и северо-западного побережья о. Сааремаа, в Эстонии. Площадь 10 689 га, в т. ч. акватория 9400 га. С 1910 был орнитологическим заповедником...
  • - РИЖСКИЙ ЗАЛИВ Балтийского м. - у берегов Эстонии и Латвии...

    Большой энциклопедический словарь

  • - м. - у берегов Германии и Польши. Длина 23 км, ширина 46 км. Глубина на фарватере до 8,5 м. Впадает р. Одра. Основной порт - Щецин...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ЛЕДО́ВЫЙ см....

    Толковый словарь Ожегова

  • - ледо́вый прил. 1. Покрытый льдом, состоящий изо льда; ледяной. 2. Происходящий во льдах. отт. Связанный с работой во льдах. 3...

    Толковый словарь Ефремовой

"ЛЕДОВЫЙ ПОХОД БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА 1918" в книгах

Второй ледовый поход

Из книги RAEM - мои позывные автора Кренкель Эрнст Теодорович

Второй ледовый поход Проект Шмидта. Арктика в 1933 году. Академику. Крылову и капитану Воронину не нравится пароход «Челюскин». Как искали повара. Старт дан. В Копенгагене. «Шаврушка» и ее экипаж. Встреча с «Красиным». Воздушное крещение капитана Воронина. Таинственный

Артист ансамбля Балтийского флота

Из книги Фатьянов автора Дашкевич Татьяна

Артист ансамбля Балтийского флота 1. Соловьев-Седой вернулся с войны К дому на Старо-Невском подъехал автомобиль. Из него вышли слегка погрузневший Соловьев-Седой с Татьяной Давыдовной и Наташа, их дочь. Они вернулись к дому, но не домой. Пока Василий Павлович с шофером

Лейтенант Балтийского флота

Из книги Космонавт № 34. От лучины до пришельцев автора Гречко Георгий Михайлович

Лейтенант Балтийского флота Морские офицеры с детства были моим примером для подражания. По книгам, по фильмам, таким, как «Гибель „Орла“» или «Крейсер „Варяг“», – вырисовывался образ настоящих людей чести. Они не умеют лгать, открыто бросают перчатку обидчику, а, если

Глава XV ЛЕДОВЫЙ ПОХОД

Из книги Мой отец генерал Деникин автора Грей Мария Антоновна

Глава XV ЛЕДОВЫЙ ПОХОД Командующие Добровольческой армией 22 февраля 1918 года держали свой последний совет в доме Парамонова, временной штаб-квартире Ставки в Ростове. События разворачивались все стремительнее. Большевики распустили Учредительное собрание, только

ЛЕДОВЫЙ ПОХОД

Из книги автора

ЛЕДОВЫЙ ПОХОД С ЗАПАДА НА ВОСТОК Прошел год, и я снова с Папаниным. На этот раз я отправляюсь с ним в ледовый поход по Северному морскому пути - от Мурманска до бухты Провидения, через весь Северный Ледовитый океан. За одну навигацию - с запада на восток и обратно - с

6. ЛЕДОВЫЙ ПОХОД

Из книги Белые генералы автора Шишов Алексей Васильевич

6. ЛЕДОВЫЙ ПОХОД Тем временем Ростову угрожало окружение. Красные войска выбили из Батайска отряд генерала Маркова. Был оставлен Таганрог. Красная кавалерия приближалась со стороны Донбасса. Положение становилось все более угрожающим. В таких условиях Корнилов посчитал

Ледовый поход Балтийского флота 1918

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ

ЖЕЛЕЗНЯКОВ Анатолий Григорьевич (1895-1919), матрос Балтийского флота, в янв. 1918 г. начальник караула Таврического дворца

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

ЖЕЛЕЗНЯКОВ Анатолий Григорьевич (1895-1919), матрос Балтийского флота, в янв. 1918 г. начальник караула Таврического дворца 53 Караул устал. Слова, обращенные к председателю Учредительного собрания В. М. Чернову в ночь с 5 на 6 янв. 1918 г. Цитата из стенографического отчета: «Я

Наступление Балтийского флота

Из книги Финские асы против «сталинских соколов» автора Иванов С. В.

Наступление Балтийского флота В преддверии грядущего весной 1943 г. прорыва советских подводных лодок из Финского залива в Балтику, всю зиму немцы оборудовали заградительные рубежи. Первый рубеж представляли собой протянутые от финской Порккалы до эстонского Найссаари

В составе балтийского флота

Из книги Дредноуты Балтики. 1914-1922 гг. автора Цветков Игорь Федорович

В составе балтийского флота 19 июля (1 августа) Германия объявила войну России. Она явилась результатом обострения противоречий между империалистическими государствами, стремившимися к переделу уже поделенного мира, к захвату новых колоний, рынков сбыта и источников

3-й ГвИАП Балтийского флота

Из книги Hawker Hurricane. Часть 2 автора Иванов С. В.

3-й ГвИАП Балтийского флота В июне 1942 года 3-й ГвИАП Балтийского флота отвели в тыл для пополнения. Полк получил «Харрикейны Mk ПВ». Пилоты не проявили восторга, узнав о слабом вооружении самолета и увидев тонкую бронеспинку кресла, состоявшую всего из двух 4-мм листов. Перед

§ 2. Состав балтийского ледокольного флота

автора

§ 2. Состав балтийского ледокольного флота До 1915 г. все суда «ледового плавания» в составе Российского военно-морского флота числились портовыми. К ним относились 2 единственных военных ледокола – «Геркулес», «Силач» и спасатель-ледорез «Могучий». Зачастую в документах

§ 4. Ледовый поход Балтийского флота

Из книги Ледокольный флот России, 1860-е - 1918 гг. автора Андриенко Владимир Григорьевич

§ 4. Ледовый поход Балтийского флота Для России события зимы и весны 1918 г формально не входят в период Первой мировой войны, а включаются в историю войны Гражданской. Однако на Балтийском морском театре их можно смело причислить к событиям именно Первой мировой, так как

Крейсера Балтийского флота

Из книги автора

Крейсера Балтийского флота Балтийские крейсера «Киров» (проект 26) и «Максим Горький» (проект 26-бис) были вполне современными кораблями. Более того, их девять 180-мм пушек с отличной дальностью стрельбы делали их одними из сильнейших легких крейсеров в мире. Масса

III–IV. ЛЕДОВЫЙ ПОХОД. ПОСЛЕДНЯ ВОЙНА

Из книги автора

III–IV. ЛЕДОВЫЙ ПОХОД. ПОСЛЕДНЯ ВОЙНА Глава 1. ДО И ПОСЛЕ ТИЛЬЗИТСКОГО МИРАИ так, как мы помним, предыдущая, "театральная" война завершилась тем, что Густав III ничего из территорий не потерял, зато добился от Екатерины определенных денежных субсидий, и решил возглавить, вот