Формирование толерантных отношений в образовательной среде. Семинар-практикум для воспитателей

Формирование толерантных отношений в образовательной среде. Семинар-практикум для воспитателей "Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия"

  • Содействие созданию в дошкольном учреждении условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей.
  • Познакомить воспитателей с концепцией толерантности как фундаментальной социальной ценностью.
  • Рассмотреть понятия “толерантность”, “интолерантность”, “толерантная личность”, “границы толерантности”.
  • Способствовать развитию социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать друг друга.
  • Предложить воспитателям игры по повышению самооценки у детей.
  • Повысить самооценку через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.

В научной литературе толерантность рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия культур, норм, верований человеческого сообщества. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Каждое звено сообщества вносит свой вклад в воспитание детей, в процессе которого в любом случае осуществляется трансляция ценностей. Ключевая роль в воспитании детей принадлежит семье, детскому саду, школе. Детский сад - это место социализации и центр сообщества, место приобщения к социальным ценностям. Для того, чтобы стать местом взаимоотношений, построенных на ценностях толерантности, детским садом ставятся определенные цели воспитания в духе толерантности. Педагогам необходимо овладеть соответствующими методиками по формированию в детской среде толерантных отношений, владеть способами эффективного взаимодействия с детьми в духе толерантности и доверия.

1. Упражнение “Мы похожи!”.

Цель:

    создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;

    повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: “Выйдите, пожалуйста, ко мне те, у кого одинаковый со мной цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.)”. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

2. Упражнение “Толерантная личность”.

    познакомить участников с основными чертами толерантной личности;

    дать возможность педагогам оценить степень своей толерантности.

Материалы: бланки опросника для каждого участника (см. приложение).

Процедура проведения: Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.

Инструкция: Сначала в колонке А поставьте:

“+” напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены;

Затем в колонке В поставьте:

“+” напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности;

Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.

На заполнение опросника дается 3-5 минут.

Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

Участники получают возможность:

  1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением.
  2. Сравнить представление о себе (“+” в колонке “А”) с портретом толерантной личности, созданным группой.

3. Упражнение “Волшебный мешочек”.

    работа с понятием “толерантность” при помощи ассоциативного ряда;

  • развитие фантазии, творческого мышления.

Материалы: корзинка или мешочек с мелкими предметами (например, игрушками из “киндер-сюрпризов”, значками и т.п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Процедура проведения: Ведущий проходит по кругу с “волшебным” мешочком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в мешочек, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: “Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру”.

  1. Упражнение “Эмблема толерантности”.

    продолжение работы с определениями толерантности;

    развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.

Процедура проведения: Участникам предстоит создать эмблему толерантности.

Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, национальных флагах... Процесс рисования занимает 5-7 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других, участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение – 3-5 мин.). Заключительный этап упражнения – презентация эмблем каждой подгруппы.

Для успешного формирования толерантных установок на уровне личности важно знать, в чем заключаются основные различия между толерантной и интолерантной личностями. Психологи считают, что интолерантная личность характеризуется представлением о собственной исключительностью, стремлением переносить ответственность на окружение, высокой тревожностью, потребностью в строгом порядке, желанием сильной власти. Толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания- важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека.

5. Групповая дискуссия “Толерантная личность. Интолерантная личность. Границы толерантности”.

С какими проявлениями толерантности – интолерантности в жизни вы сталкивались? (из опыта участников)

С какими проявлениями толерантности – интолерантности в истории человечества вы сталкивались?

Где границы толерантного отношения?

Заниматься проблемой толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения, этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности.

  1. Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
  2. Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.
  3. Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни…)
  4. Формирование внутренней и внешней правовой культуры, чтобы главные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, чувство собственного достоинства, доброжелательность) стали неотъемлемой частью жизни дошкольников.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников. Это огромная каждодневная работа педагогов.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в повседневной жизни, в игровой деятельности.

В формировании толерантности у дошкольников нужно использовать игровые методы, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Предлагаю несколько игр, которые можно проводить с детьми дошкольного возраста для повышения самооценки, воспитания доброжелательности, уважения друг к другу.

6. Упражнение “Волшебные очки” (для детей)

Цель: Преодоление отчужденной позиции в отношении со сверстниками.

Процедура проведения: Ведущий объявляет: “Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки… Какие вы все красивые, веселые, умные.” Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его хорошее качество. “А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может вы заметите то, чего раньше не замечали”

7. Упражнение “Это здорово!” (для детей)

Цель: Повышение самооценки, получение поддержки от группы.

Процедура проведения: Участники группы стоят в кругу.

Инструкция: Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о любимом своем качестве, умении или таланте (например, “я обожаю танцевать”, “я умею прыгать через лужи”). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить “Это здорово!” и одновременно поднять вверх большой палец.

В круг участники выходят по очереди.

8. Упражнение “Аплодисменты” (для детей).

Процедура проведения: Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например: “Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис” и др.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.

  1. Упражнение “Комплименты” (для детей).

Цель: Повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.

Процедура проведения: Участники сидят в кругу. Ведущий бросает мяч тому, кому хочет сказать комплимент (например: “Ты добрая” и др.). Затем комплимент говорит тот участник, у кого оказался мяч.

Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не скажут комплимент.

Как стать толерантным? Прежде всего, нужно оставаться самим собой, имея чувство юмора, видеть свои ошибки и свои недостатки.

Если мы проявляем толерантность по отношению к себе самому, то мы становимся толерантными по отношению к другим, и тогда нам легче принимать людей такими, какие они есть.

10. Упражнение “Цветок моей толерантности”.

Цель: Повышение самооценки, развитие доверия в группе.

Что мне помогает быть толерантным?

На листе нарисовать цветок с лепестками по количеству человек. В центре пишется имя. На одном из лепестков человек сам себе пишет то качество, которое, на его взгляд, помогает ему быть толерантным.

11. Обратная связь от участников группы:

Что сегодня понравилось, что было трудного, что хочется сказать?

Литература

  1. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. “Жить в мире с собой и другими” - М: “Генезис”,2001.
  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: “Генезис”, в 4-х томах, 2003-2004.
профессиональной квалификации">

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Лопушнян, Герда Анатольевна. Подготовка педагога к толерантному разрешению педагогических ситуаций в системе повышения профессиональной квалификации: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Лопушнян Герда Анатольевна; [Место защиты: Балт. гос. акад. рыбопромыслового флота].- Калининград, 2010.- 232 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/108

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время значимость приобрела особая отрасль знания - этика ненасилия, раскрывающая основные аспекты толерантного ненасильственного взаимодействия людей. Вопрос толерантного взаимодействия настолько актуален, что нашел отражение в документах ООН по вопросам образования, науки и культуры. В 1995 году государства (члены ООН) провозгласили Декларацию принципов толерантности, в которой члены ООН обязуются поощрять толерантность и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации.

Понятие «толерантность» активно осваивается в нашей стране общественностью, научными и религиозными деятелями. Само слово «толерантность» как бы заново вошло в русский язык из международного права после проведения Года толерантности и принятия Декларации принципов терпимости ЮНЕСКО. В Российской Федерации Президентом России была подписана Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)», которая ориентирована на дальнейшее развитие гуманистических и интернационалистских традиций воспитания подрастающего поколения в стране. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечается, что при переходе к постиндустриальному информационному обществу, расширнши масштабов межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности.

Подготовка педагогов к осуществлению толерантного взаимодействия в педагогическом общении предусмотрена в федеральном государственном образовательном стандарте профессионального высшего образования (от 22. 12. 2009 г., приказ Министерства образования и науки РФ №788) следующим образом: в перечне требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению «педагогическое образование» отмечается владение выпускниками такими общекультурными компетенциями, как «способность руководствоваться в своей педагогической деятельности принципами толерантности, диалога и сотрудничества, быть готовыми к взаимодействию с коллегами». Однако на практике специальная подготовка, обеспечивающая умения толерантного взаимодействия, не осуществляется - данному направлению традиционно внимание уделяется частично при изучении отдельных тем в курсе психологии.

Степень разработанности проблемы. Современная отечественная и зарубежная наука имеет достаточно обширное поле теоретических и практических разработок, в которых в качестве предмета исследования рассматривается толерантность. В частности, в исследованиях P.P. Валитовой, СИ. Голенкова, О.Г. Дробницкого, В.М. Золотухина, Ю.А. Ищенко, М.С. Каган, Р. Карнапа, П. Кинга, П.М. Козырева, В.А. Лекторского, П. Леслетта, Дж. К. Лорсена, Е.В. Магомедовой, М.Е. Орехова, А.В. Перцева, В.А. Петрицкого, Л.В. Скворцовой, Б. Уильяме, М. Уолцера и др. рассмотрены общефилософские и социокультурные вопросы толерантности; труды А. Г. Асмолова, Н.М. Борытко, С.Л. Братченко, P.P. И.Б. Гриншпун, Е.Ю. Клепцовой, А.Н. Кузибец-кого, М.С. Миримановой, Л.М. Митиной, Б.Э. Риэдрон содержат различные теоретике - методологические подходы к созданию психологии и педагогики толерантности. Сделана попытка психолого-педагогического анализа данной темы в работах

НА. Асташовой, Н.М. Борытко, P.P. Валитовой, И.Б. Гриншпун, Е.Ю. Клепцовой, А.Н. Кузибецкого, Л.М. Митиной, П.Ф. Комогорова, К. Уэйна, и др.; рассматривалась психологическая устойчивость в деструктивных и подавляющих ситуациях (Л.М. Аболин. А.Е. Олынанникова.Г. Ю. Платонов и др.), фрустрационная толерантность (Г.Ф. Заремба, Л.М. Митина и др.), влияние толерантности на протекание конфликтов (М.С. Мириманова).

Педагогический аспект проблемы толерантности рассматривался в следующих направлениях: 1) формирование отношения обучающихся к толерантности как к общественно значимой ценности (Б.С. Гершунский, И.В. Кругова); 2) формирование межэтнической толерантности школьников (Л. М. Дробижева, М.М. Зязиков, В.М. Золотухин, А.П. Садохин и др.); 3) формирование толерантного сознания школьников и студентов (И.В. Абакумова, Г.В. Безюлева, Б.С. Гершунский, А. Н. Зятьков, Г.В. Солдатова, Г.В. Шеламова и др.), 4) формирование педагогической толерантности у будущих учителей (М.А. Перепелицына и др.).

Изучением проблемы толерантности занималось достаточно большое количество современных отечественных и зарубежных ученых, однако анализ трудов этих ученых позволяет утверждать, что исследование педагогических аспектов данной проблемы отстает от ее исследований в философском, этническом, социо - культурном и даже психологическом направлении. До сих пор однозначно не определена сущность толерантности в педагогике и психологии, отсутствует концепция толерантности в педагогическом общении; многообразие трактовок термина и тенденция его редукции к близким понятиям (терпение, терпимость, милосердие, снисхождение, расположенность к другим людям, эмпатия и т.д.) затрудняет выявление качеств, обладание которыми определяет педагога как толерантного. Анализ существующего современного смысла понятия «толерантность» привел к выявлению проблемы его размытости: толерантное мышление, толерантное сознание и т.д. Нерешенным остается ряд вопросов, касающихся структуры, четких классификаций и их критериев, приоритета развития, а также детального описания психологических и педагогических механизмов проявления толерантности в педагогическом общении, что свидетельствует о недостаточной разработанности в настоящее время этой темы.

Ряд исследователей (Г.В. Безюлева, Б.С. Гершунский, И.Б. Гриншпун, Е.Ю. Клепцова, М.А. Перепелицына, Г.В. Шеламова и др.) отмечают, что современные педагоги испытывают затруднения в проявлении толерантности при разрешении возникающих педагогических ситуаций. Даже типичные ситуации, когда возникает недовольство учащихся по поводу оценки, непонимания ими изучаемого материала, нежелания выполнять учебную работу самостоятельно и др., вызывают у педагогов, как показывает наш опыт педагогической деятельности, негативные реакции и не находят позитивных решений педагогами. По мнению педагогов, они не знают, как можно реагировать в таких случаях, чтобы уйти от насилия, авторитарности и обеспечить взаимопонимание. В связи с неподготовленностью основной массы педагогов к осуществлению педагогической деятельности в новых условиях, особенно в старших классах средней школы и в средних профессиональных учебных заведениях, в последнее время постоянно отмечается нарастающая напряженность, конфликтность в отношениях между педагогами и учащимися. В то же время, как показал анализ учебных курсов институтов и академий переподготовки и повышения квалификации педагогов различных городов, проблема толерантности не занимает в них должного

В свете вышеизложенного можно утверждать, что в настоящее время в теории и практике образования существуют противоречия:

па социально-педагогическом уровне - между провозглашением толерантности как одного из приоритетов развития современного общества и недостаточной его реализацией в практике образовательных учреждений;

на научно-методическом уровне - между потребностью педагогической практики в научно-методических рекомендациях по реализации толерантных качеств педагогами и недостаточностью теоретической и методической базы;

на научно-теоретическом уровне - между необходимостью подготовки педагога к проявлению толерантности в различных педагогических ситуациях и отсутствием научно обоснованных знаний о содержании и способах подготовки к этому в системе повышения квалификации.

Исходя из названных противоречий, избрана проблема исследования: каковы организационно-педагогические условия подготовки педагогов к толерантному разрешению педагогических ситуаций в учебно-воспитательном процессе. Выбор данной проблемы определил тему исследования: «Подготовка педагога к толерантному разрешению педагогических ситуаций в системе повышения профессиональной квалификации».

Цель исследования: выявить и научно обосновать организационно-педагогические условия подготовки педагога к толерантному разрешению педагогических ситуаций в системе повышения профессиональной квалификации.

Объект исследования: подготовка педагога к проявлению толерантности как профессионального качества личности.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия подготовки педагога к толерантному разрешению педагогических ситуаций в системе повышения профессиональной квалификации.

Гипотеза исследования: подготовка педагога к толерантному разрешению противоречивых педагогических ситуаций окажется достаточно эффективной, если:

а) будет уточнена сущность толерантности педагога как профессионального каче
ства на основе концепции индивидуальности человека как его психологической ха
рактеристики;

б) будут определены уровни развития и уровни проявления педагогом толерант
ности в педагогическом процессе;

в) будут проанализированы типичные педагогические ситуации в Учебно-воспи
тательном процессе и выявлены группы толерантных качеств, необходимых для ус
пешного взаимодействия субъектов этого процесса;

г) будут разработаны алгоритмы толерантного разрешения педагогических си
туаций.

Можно предположить, что знание совокупности толерантных качеств, полученное на основе концепции индивидуальности, и особенностей их проявления педагогом в различных педагогических ситуациях, раскрывающих взаимосвязи толерантных качеств педагога и специфических характеристик ситуаций, позволит обеспечить соответствующую теоретическую и методическую базу для решения проблемы подготовки педагога к разрешению педагогических ситуаций в учебно-воспитательном процессе в соответствии с ценностями толерантности.

Во-вторых, подготовка окажется эффективной при условии ее понимания как процесса, протекающего по взаимосвязанным этапам, последовательно решаемым диагностические, когнитивные и рефлексивные задачи в системе повышения профессиональной квалификации.

Задачи исследования:

    Провести анализ типичных для образовательных учреждений педагогических ситуаций и выявить группы толерантных качеств, необходимых для успешного взаимодействия субъектов ситуаций.

    Разработать и экспериментально проверить технологию толерантного разрешения педагогических ситуаций (ТТРПС) и методические рекомендации по ее внедрению в практическую деятельность педагогов.

    Обосновать содержание и организационно-педагогические условия подготовки педагога к толерантному разрешению педагогических ситуаций.

Методологическая база исследования включала целостный, системный, лично-стно-деятельностный подходы к познанию и проектированию процессов и явлений в образовании (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, B.C. Ильин, Н.В. Кузьмина, Ю.А. Ко-наржсвский, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Садовский), теорию дифференциально-интегрального подхода к анализу педагогических процессов и явлений (Г.А. Бокарева); философские и психолого-педагогические концепции личности (Б.А. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, В.П. Тугаринов), гуманистическую парадигму образования (Ш.А. Амона-швили, Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, А. Маслоу, Н.Д. Никандров, М.И. Рожков, К. Роджерс, В.А. Сластенин).

Теоретическая база исследования:

труды по общим вопросам профессиональной подготовки учителя (О.А. Абдуллина, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин и др.);

философские и социально-философские концепции толерантности (О.В. Ал-лахвердова, P.P. Валитова, СИ. Голенков, О.Г. Дробницкий, А. Ю. Зенков, В.М. Золотухин, Ю.А. Ищенко, М.С. Каган, Р. Карнап, П.М. Козырева, Л.В. Скворцов, Б. Уильяме, М. Уолцер, М.В. Шугуров и др.),

психолого-педагогические концепции толерантности личности (Н.А. Асташова, А. М. Байбаков, Г.В. Безюлева. Н. М. Борытко, Б.С. Гершунский, Е.Ю. Клепцова, Г.С. Кожухарь, З.А. Корягина, И.И. Кочергина, И.В. Кругова, А.Н. Кузибецкий, О.Б. Нурлигаянова, М.А. Перепелицина, Б.Э. Риэрдон, Г.М. Шеламова),

теория личности педагога (В.А. Кан-Калик, Ю. Н. Кулюткин, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин и др.);

педагогика ненасилия (В.А.Ситаров, В.Г.Маралов, А.Г. Козлова, И.И. Корягина, А. Соловейчик);

теория толерантной педагогики (Г.В. Безюлева, Б.Э. Риэрдон, Г.М. Шеламова и

теория диалогического взаимодействия участников педагогического процесса (Н.А. Асташова, М.М. Бахтин, Н.М. Борытко, М.С. Каган, А.В. Мудрик, В.А. Лекторский и др.);

теория педагогических ситуаций (Н.В. Бордовская, Н.М. Борытко, Г.Ф.

Заремба, А.А. Реан, Л.А. Регуш, Л.Ф. Спирин, М.Л. Фрумкин и др.);

теория конфликтологии (АЛ. Анцупов, О.Н. Громова, А.С. Кармин, Г.И. Козырев, М.С. Мириманова, В.П. Ратников, А.И. Шипилов.);

теория общения (B.C. Грехнев, М.С. Каган, Г. М. Шеламова и др.);

педагогика индивидуальности (Ю.А. Гагин, О.С. Гребешок, Т.Б. Гребенюк, М.Ю. Орлов, М.И. Рожков и др.)

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования.

Теоретические методы научно-педагогического исследования: анализ педагогической, психологической и философской литературы по теме диссертации; исторический и логический анализ отобранного материала; сравнительный анализ, синтез, классификация и обобщение при изучении проблемы и предмета исследования; моделирование.

Эмпирические методы исследования: педагогический эксперимент, методы педагогических измерений (анкетирование, тестирование, наблюдение, собеседование), метод экспертной оценки, анализ процесса и результатов учебной и педагогической деятельности. Обработка данных осуществлялась с помощью методов математической статистики.

Эмпирическая база исследования: учреждения среднего и высшего образования - школы г. Калининграда (МОУ СОШ №7 , МОУ СОШ №30, МОУ СОШ №33, МОУ лицей №18), г. Балтийска Калининградской области (МОУ лицей №1, МОУ СОШ №4, МОУ СОШ №5, МОУ гимназия №7), МОУ СОШ №8 п. Приморска, РГУ им. И. Канта. В исследовании приняли участие: 1) на разных этапах опытно-экспериментальной работы 252 педагога и 218 учащихся в возрасте от 15 до 18 лет; 2) на разных этапах экспертной работы 212 педагогов; 3) в системе повышения профессиональной квалификации (Институт развития образования г. Калининграда) - 103 педагога.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (2005 - 2007 гг.) проводился теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований по теме диссертации, определялся понятийный аппарат исследования, формулировалась проблема и гипотеза исследования, разрабатывались его замысел и логика, формировалась теоретическая концепция исследования. Наряду с анализом литературы проводился констатирующий эксперимент. В ходе констатирующего эксперимента выявлялись уровни развития толерантных качеств современных учителей. Для проведения констатирующего эксперимента были использованы методики, общепризнанные в педагогике и психологии.

На втором этапе (2007 - 2008 гг.) проводилось эмпирическое исследование, направленное на установление типичных педагогических ситуаций и их связей с проявлением (или не проявлением) педагогами толерантности. Констатирующий эксперимент проводился и с учащимися для сравнительного анализа проявления толерантности как детьми, так и взрослыми.

На третьем этапе (2008 - 2010 гг.) осуществлялась разработка технологии толерантного разрешения педагогических ситуаций, проводилась ее экспертная оценка и экспериментальная проверка содержания и условий подготовки педагогов к толерантному разрешению педагогических ситуаций в системе повышения профессиональной квалификации; оформление результатов теоретического и экспериментального исследований; их апробация в образовательных учреждениях Калининградской

Научная новизна исследования:

уточнена сущность толерантности педагога на основе концепции индивидуальности человека и представлена модель толерантности педагога, включающая группы толерантных качеств по семи сферам психики (интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной, предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной);

разработаны уровни развития толерантности педагога на основе концепции индивидуальности, отражающие совокупности признаков толерантности по сферам индивидуальности и характеризующие степень проявления толерантности педагогом в педагогических ситуациях;

установлена зависимость разрешения типичных педагогических ситуаций от определенной совокупности толерантных качеств;

разработана научная характеристика технологии толерантного разрешения педагогических ситуаций, включающая принципы и взаимосвязанные этапы деятельности педагога, совокупности качеств толерантности и признаков их проявления, требуемых для толерантного разрешения типичных ситуаций, соответствующие педагогические средства (методы и приемы), а также алгоритмы действий учителя при толерантном разрешении типичных педагогических ситуаций;

определены и научно обоснованы организационно-педагогические условия
подготовки педагога к толерантному разрешению противоречивых педагогических
ситуаций в процессе повышения профессиональной квалификации.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании организационно-педагогических условий подготовки педагога к толерантному разрешению педагогических ситуаций как важнейшего элемента организации профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров. Теория педагогики может быть дополнена разработанной технологией толерантного разрешения типичных педагогических ситуаций, позволяющей перевести взаимодействие педагога и учащихся в учебно-воспитательном процессе на качественно новый уровень, соответствующий ценностям толерантности и принципам гуманистической педагогики. Теория и методика профессионального образования обогащается описанием: 1) разработанной характеристики сущности толерантности педагога на основе концепции индивидуальности человека, включающей признаки проявления толерантности и группы толерантных качеств по семи сферам психики; 2) трех уровней развития толерантности и описанием типичных педагогических ситуаций в свете толерантного поведения педагога, а также связей между педагогическими ситуациями и проявлением (или не проявлением) толерантности участниками педагогического процесса.

Практическая значимость исследования заключается в том, что

во - первых, предложенная по результатам исследования технология толерантного разрешения педагогических ситуаций, включающая описание действий педагога по этапам, методы и приемы воздействия в типичных ситуациях, может содействовать гуманизации учебно-воспитательного процесса (что отвечает требованиям новой образовательной парадигмы) и способствовать: 1) двухстороннему развитию толерантности как педагога, так и учащихся; 2) успешному решению возникших в учебно-воспитательном процессе задач на основании ценностей толерантности;

во - вторых, разработаны и внедрены в массовую образовательную практику: 1) образовательный модуль для повышения квалификации педагогов «Технология толе-

рантного разрешения педагогических ситуаций» (программа курса, тематический план занятий, рекомендуемый практический материал и др.), 2) методические рекомендации по развитию толерантности педагога и учащихся (включающие советы по преодолению коммуникативных барьеров, по работе с эмоциями, по предупреждению назревающих конфликтов и др.).

Материалы исследования могут найти широкое применение в современных общеобразовательных учреждениях различного типа, на курсах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, в подготовке бакалавров и магистров педагогики в высшей школе, а также при практической организации самопознания и самосовершенствования педагогов различных образовательных учреждений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Толерантность педагога - явление сложное, характеризуется социальными, ин
дивидуальными и личностными компонентами. В свете концепции индивидуальности
толерантность педагога может быть представлена комплексом качеств психики по
сферам индивидуальности: в мотивациошюй, волевой, эмоциональной, интеллекту
альной, предметно-практической, экзистенциальной и сфере саморегуляции, обес
печивающих толерантное разрешение педагогических ситуаций.

    Проявление педагогом толерантных качеств в педагогическом процессе представляет собой сложную задачу, обусловленную многообразием педагогических ситуаций. Педагогическая ситуация есть форма и одно из условий проявления толерантности, как педагогом, так и учащимися. В данном исследовании установлено, что каждая педагогическая ситуация требует своих методов решения и проявления конкретного набора толерантных качеств.

    Технология толерантного разрешения педагогической ситуации характеризуется структурой (содержит описание целенаправленных, взаимозависимых и логически выстроенных действий педагога на каждом из трех условно выделенных этапов -1) выявление противоречий (несовпадений) в ценностях участников педагогической ситуации (анализ педагогической ситуации); 2) процесс толерантного реагирования (процесс принятия решения и его осуществления на основе ценностей толерантности); 3) осуществление рефлексии полученного результата (соответствие результата ценностям толерантности). Элементами технологии являются педагогические методы и приемы, соответствующие принципам толерантности (методы убеждения, свободного выбора, положительного и отрицательного примера, диалогического общения, договора, разъяснения, нахождения компромисса, юмор и др.; приемы - проявление внимания к личности ребенка, интереса к его проблеме, опора на гуманные чувства, доверие и др.), а также совокупность алгоритмов толерантного разрешения типичных педагогических ситуаций.

    Подготовка педагога к толерантному разрешению педагогических ситуаций направлена на формирование устойчивой системы представлений педагога о себе как субъекте гуманистической деятельности (на основе модели толерантности педагога), а также овладение педагогом технологией толерантного разрешения педагогических ситуаций. Организационно-педагогические условия подготовки педагогов в системе повышения профессиональной квалификации включают:

диагностику толерантных качеств педагога и разработку индивидуальной программы саморазвития педагогической толерантности;

осознанное отношение педагога к толерантности как профессиональной ценности;

овладение педагогом технологией толерантного разрешения педагогических ситуаций;

взаимный обмен опытом разрешения педагогических ситуаций;

ориентацию педагогов на подготовку к толерантному взаимодействию учащихся и их родителей.

Лично исследователем получены следующие результаты:

    Разработана модель толерантности педагога в свете концепции индивидуальности человека, включающая совокупности толерантных качеств, дифференцированные по сферам индивидуальности (мотивационной, интеллектуальной, волевой, эмоциональной, предметно-практической, экзистенциальной и регулятивной).

    Разработаны три уровня развития толерантности педагога (нулевой, первый, второй), характеризующие степень проявления толерантности педагогом в педагогических ситуациях.

    Проведен анализ педагогических ситуаций в аспекте проявления педагогом и учащимися толерантных качеств и определен состав типичных ситуаций, требующих проявления определенных групп толерантных качеств.

    Проведено эмпирическое исследование, направленное на: 1) выяснение уровня проявления современными педагогами в педагогических ситуациях толерантных качеств, их готовности к толерантному общению; 2) выяснение уровня развития толерантных качеств по сферам индивидуальности педагогов; 3) выявление типичных педагогических ситуаций, требующих проявления толерантных качеств.

    Разработана технология толерантного разрешения педагогических ситуаций, типичных для уроков в общеобразовательной школе и среднем профессиональном учебном заведении.

    Организована экспертная оценка разработанной технологии, проведен количественный и качественный анализ результатов экспертизы.

    Проведен педагогический эксперимент по выяснению эффективности занятий, направленных на подготовку педагогов к толерантному разрешению педагогических ситуаций на курсах повышения профессиональной квалификации.

    Обоснованы организационно-педагогические условия подготовки педагога к толерантному разрешению педагогических ситуаций как важнейшего элемента организации профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на общенаучные методы и принципы психолого-педагогических исследований; опорой на отечественные и зарубежные исследования, связанные с проблемой проявления толерантности в педагогических ситуациях; использованием валидных методов эмпирического исследования, соответствующих его объекту, предмету, целям, гипотезе и задачам.

Апробация и внедрение полученных результатов осуществлялись через научно - методические публикации по теме исследования; изданы 3 методических пособия и 13 статей.

Основные положения диссертационного исследования были изложены и получили одобрение на VII международной научно-практической конференции «Современная стратегия развития российского образования и ее реализация в Калининградской области» (РГУ им. И. Канта г. Калининград, 2008 г.), на VIII международной научно-практической конференции «Инновации и традиции в образовании: российский и европейский опыт» (РГУ им. И. Канта г. Калининград, 2008 г.), на IV международной

научно-практической конференции «Проблемы управления социально-экономическими процессами регионов» (КВШУ г. Калининград, 2008 г.), на IX Международной научно-практической конференции «Образовательная среда в условиях кризиса» (РГУ им. И. Канта г. Калининград, 2009 г.); на II Всероссийской научно-практической Интернет - конференции с международным участием «Инновационные направления в педагогическом образовании (апрель 2010 г.), на XXXI Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург апрель 2010) Диалог поколений: социально-педагогические ракурсы, на II Всероссийской научной конференции «Научное творчество XXI века» с международным участием (март-апрель 2010), на научно-практической конференции «Приоритетный нацпроект «Одаренные дети»» (КОИРО г. Калининград, 2008 г.); на итоговой конференции, завершающей курсы повышения квалификации учителей физики Калининградской области, проводимые КОИРО, 2009 г.); на курсах повышения квалификации педагогов (КОИРО, 2010 г.)- В ноябре 2007 года в МОУ СОШ №4 г. Балтийска автором проведен научно-практический семинар по итогам исследования «Толерантность - профессионально важное качество педагога».

Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии РГУ им. И. Канта, на заседании кафедры теории и методики профессионального образования Балтийской государственной академии, на семинарах для аспирантов и соискателей, на занятиях с магистрантами, на курсах повышения квалификации педагогов КОИРО г. Калининграда.

Структура и объем диссертационной работы:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Кроме текстовых материалов в диссертации представлены 17 таблиц и 17 рисунков.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются проблема, объект, гипотеза и задачи исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, характеризуются основные этапы и база исследования.

В первой главе диссертации «Проблема толерантности педагога в теории и практике образования» на основе анализа научной литературы рассматривается сущность толерантности как качества личности педагога. Предлагается новый подход к пониманию сути толерантности с позиции концепции индивидуальности человека (О.С. Гребенюк). В результате представлена новая структурная модель толерантности педагога и выделены уровни развития и проявления толерантности педагогами в педагогических ситуациях. Дано описание эмпирического исследования толерантных качеств у современных педагогов и представлены его результаты.

Во второй главе диссертации «Организационно-педагогические условия подготовки педагогов к толерантному разрешению педагогических ситуаций» отражены результаты анализа педагогических ситуаций на теоретическом и эмпирическом уровнях, определяется суть педагогической ситуации с точки зрения толерантности, выдвигается и обосновывается идея о взаимозависимости педагогических ситуаций и проявления в них педагогом толерантных качеств. При изучении влияния педагогических ситуаций на проявление педагогом толерантных качеств выделены типичные педагогические ситуации. Дается научная характеристика технологии толерантного разрешения педагогических ситуаций, описание экспертной оценки этой технологии. Формулируются организационно-педагогические условия подготовки педагогов к толерантному разрешению педагогических ситуаций в системе повыше-

ния профессиональной квалификации, рассматривается их экспериментальная проверка и делаются выводы.

В заключении подводятся итоги исследования, намечаются новые проблемы, требующие дальнейшей разработки.

В приложении приводится подробный перечень современных трактовок понятия «толерантность» отечественными и зарубежными учеными; материалы, разработанные для проведения эмпирического исследования, подробные результаты этого исследования; таблицы с информацией об экспертной оценке разработанной технологии. Предложены материалы для осуществления контроля за развитием толерантных качеств педагогов.

Марина Владимировна Ворончихина
Тренинг для педагогов ДОУ «Учимся быть толерантными»

Тренинг : " Учимся быть толерантными ".

Цель :

Выработать концепцию эффективного общения, основанную на умении принимать совместные решения, вырабатывать терпимое отношение к чужому мнению.

Задачи тренинга :

Развитие способности к самопознанию (познанию своих сильных и слабых сторон при взаимодействии с другими людьми);

Формирование умений рефлексивного и нерефлексивного слушания;

Развитие социальной восприимчивости (способность к эмпатии и сопереживанию) .

Ознакомление педагогов с использованием толерантных техник “Я – сообщение”, “Ты – высказывание”

Формирование сплоченности коллектива педагогов .

Оборудование : определения толерантности на больших листах , 3 ватмана, карандаши, восковые мелки, памятка на “черный день” на каждого участника.

Необходимое время для тренинга : 1-1,5 ч.

Ход тренинга

1. Упражнение-разминка “Поздороваемся по-разному”

Цель : создание эмоционально – положительного настроя на работу участников в группе.

Необходимое время : 5-7 минут.

Процедура проведения : Предлагаю участникам группы поздороваться по обычаям народов Поволжья : по-русски (объятие и 3-ное лобызание, по-чувашски (Лаех) и т. д.

2. Упражнение “Что такое "толерантность "

Цель : дать возможность участникам сформулировать “научное понятиетолерантности ; показать многоаспектность понятия “толерантность” .

Материалы : определения толерантности , написанные на больших листах ватмана, ватман для 3-4 групп участников, карандаши, восковые мелки.

Подготовка : написать определения толерантности на больших листах и прикрепить их перед началом занятия к доске или к стенам оборотной стороной к аудитории.

Необходимое время : 15-20 минут

Процедура проведения :

В начале упражнения необходимо дать небольшую информацию о понятии “толерантность” .(Приложение 1)

Далее ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате “мозгового штурма” свое определение толерантности и создать ее эмблему. Определение должно быть кратким и емким . После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением остальных участников.

Участвуя в дискуссиях “Должен ли педагог быть толерантным ?”, “Какого педагога можно назвать толерантным ? Интолерантным ?”, “Как помогает толерантность в работе педагога ?” педагоги знакомятся с данными понятиями, узнают, какую роль играет наличие толерантных (интолерантных ) качеств в работе педагога с детьми и для него в целях сохранения психологического здоровья.

3. Упражнение “Чем мы похожи”

Цель : повышение доверия участников группы друг к другу, формирование толерантных взаимоотношений .

Необходимое время : 10 мин.

Процедура проведения : Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например : “Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.) ”. Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.

4. Упражнение “Язык принятия” и “Язык неприятия”.

Цель : формирование представлений педагогов о толерантном взаимодействии ,

Необходимое время :10 мин.

Процедура проведения : “Каждому человеку хочется, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть. Способность педагога к безусловному принятию детей – это, в первую очередь, учёт индивидуальности ребёнка. Потребность в любви, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребёнка.

Безусловное принятие не подразумевает вседозволенность и полное отсутствие критики. Можно выражать своё недовольство только отдельными, конкретными поступками ребёнка, но его личности в целом. Очень важно не запрещать ребёнку испытывать негативные чувства, гораздо продуктивнее будет выяснить причину их возникновения и обсудить ситуацию.

Составление списка элементов, обсуждение вербальных и невербальных проявлений.

Язык принятия Язык неприятия

Улыбка Угроза

Контакт глаз Наказание

Поощрение Негативные интонации

Комплимент Сравнение не в лучшую сторону

Оценка поступка, а не личных качеств Отказ от объяснений

Позитивные телесные контакты Оскорбление

Несомненно, установление добрых и доверительных отношений между взрослыми и ребёнком существенно снижает уровень непонимания и конфликтов.

5. Техники “Я – сообщение”, “Ты – высказывание”.

Цель : ознакомление педагогов с действиями в конкретных ситуациях (общение с детьми, родителями, используя техники общения.

Техника “Я – сообщение” состоит из трёх основных частей :

– события (когда, если.) ;

– реакция (я чувствую.) ;

– предпочитаемого вами исхода (мне хотелось бы, чтобы., я предпочёл., я был бы рад) .

Первоочередная цель “Я – сообщение” – сообщить своё мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймёт их гораздо быстрее. Противоположным вариантом “Я – сообщения” является “Ты – высказывание”.

“Ты – высказывание” часто нарушают процесс взаимодействия, так как вызывают у ребёнка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда взрослый : “Ты всегда разбрасываешь свои вещи”, “Ты неисправим”

(Приложение 2)

6. Упражнение “Кто похвалит себя лучше всех или памятка на “черный день”

(Данное упражнение можно использовать в качестве домашнего задания для участников группы).

Цель : развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; развитие способности к самоанализу.

Необходимое время : 20 минут.

Материалы : бланки с табличками для каждого участника

Подготовка. Нарисовать на доске большую таблицу, изображенную на бланках.

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, “кислого” настроения, когда, кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Ведущий предлагает участникам проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы.

“Мои лучшие черты”: в эту колонку участники должна записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону.

“Мои способности и таланты”: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться.

“Мои достижения”: в этой графе записываются достижения участника в любой области.

(Приложение 3)

7. Упражнение “Мой толерантный круг” .

Цель : развитие доверия друг к другу, формирование сплоченности коллектива педагогов .

Необходимое время : 5 минут.

Процедура проведения : участникам группы предлагается встать по кругу, с закрытыми глазами почувствовать тепло друг друга, единение себя с другим.

Сегодня особенную актуальность приобрёл вопрос толерантности - терпимости к людям, относящимся к разным национальностям и культурам. Особое значение в последнее время эта проблема приобрела потому, что всё чаще мы стали замечать проявления недоброжелательности, недружелюбия, озлобленности, агрессивности. В семью и школу проникают настроения взаимной нетерпимости и культурного эгоизма. Подобные тенденции негативно влияют на развитие личности детей, их духовности и доброты. Именно поэтому родителям нужно внимательно отнестись к воспитанию детской толерантности и найти эффективные механизмы, способствующие её становлению.

Проблема толерантности

Зачем ребёнка воспитывать в традициях толерантности? Всё просто. Основа толерантности - это право на отличие, индивидуальность. Если хотите, чтобы ваш ребёнок легко влился в социум и его бы адекватно воспринимали со всеми особенностями и индивидуальными чертами, то нужно воспитывать с самого детства в нём такое же восприятие людей.

Люди во всём мире разные: иной расы, национальности, религии, социальной среды, состояния здоровья, способа мышления. Толерантность - это жизненная позиция человека, имею которую, ему легко общаться с разнообразными людьми, а значит - легче жить. Толерантность сегодня стала условием гармоничной жизни в обществе. Именно поэтому и возникла необходимость воспитывать молодое поколение по правилам толерантности.

Важной задачей воспитания сегодня является понимание и принятие детьми общечеловеческих ценностей (культурных, нравственных, социальных), которые близки и понятны разным народам. Ребёнку следует объяснять, что неуважение той или иной культуры не способствует возникновению взаимопонимания между людьми, а только повышает уровень конфликтности. Важно донести детям доступными способами, что толерантная личность:

  • уважает мнение других
  • доброжелательна
  • направлена на взаимодействие
  • способна понять и принять
  • любознательна и чутка
  • снисходительна.

Смотрите видеосюжет о необходимости воспитания детской толерантности

Рассматривая проблему толерантности по отношению к детям дошкольного и школьного возраста, можно отнести её к основным направлениям воспитания. Она связана с культурой общения, которая является одной из самых важных в школе, а также за её пределами. Согласитесь, не только дети, но и мы сами, прекрасно понимая, что все мы - разные, не всегда ведём себя адекватно и тактично по отношению к людям. Быть терпимым друг к другу - далеко не просто.

Дух нетерпимости всегда существовал в обществе. Предметом нетерпимости могут выступать такие :

  • национальные
  • религиозные
  • этнические
  • социальные
  • половые
  • связанные с внешним видом
  • связанные с состоянием здоровья
  • связанные с интересами, увлечениями и привычками.

Большое значение в формировании толерантности у детей отводится педагогам. Толерантность в педагогическом понимании - это общение учителя и учеников, построенное не оптимальных условиях, способствующих формированию у школьников культуры общения, уважения индивидуальности личности, способности спокойно выражать своё мнение.

Система образования должна быть направлена на передачу детям глубоких знаний о народах, культурах и традициях, что, в свою очередь, решит проблему возникновения у детей предрассудков.

«А знаете ли вы, что дети, проявляющие толерантность - значит, осознающие, что люди отличаются по внешнему виду, по социальному положения и увлечениям, по этнической принадлежности и религии, и понимающие то, что все имеют право на жизнь, свой взгляд на окружающий мир и индивидуальность?»

Основные задачи воспитания толерантности у детей:

  • распространение идей и идеалов толерантности
  • развитие независимого критического мышления, обучение выработке суждений с учётом нравственных общечеловеческих ценностей
  • формирование уважительного отношения к людям
  • работа над умением строить эффективное общение со школьниками разных национальностей и религий.

Как воспитать терпимость в дошкольниках?

Психологи считают, что лучше всего начинать формировать толерантность , ведь именно в этом периоде активно начинает развиваться личность.

Направления воспитания толерантности у дошкольников:

  1. Формирование положительного отношения к инвалидам, людям различных национальностей и религий.
  2. Обучение дошкольников общению и методам выхода из конфликтов.
  3. Изучение фольклора с целью получения знаний о разнообразии народов.

Воспитывать толерантность у дошкольников лучше всего с помощью игры.

Наилучшие возможности в сфере толерантного воспитания дошкольников созданы в дошкольном учреждении. В детском саду есть очень важное преимущество - детское общество, в котором ребёнок может научиться воспринимать разнообразие детей и научиться общаться. Такая среда - готовность ребёнка к гуманному, толерантному поведению.

С целью развития толерантности в детском саду можно проводить целый спектр мероприятий :

  1. Праздники и уроки знакомства с культурой и традициями своего народы и других народностей.
  2. Ролевые игры по освоению моментов толерантного общения.
  3. Активные игры разных народов.
  4. Народные праздники.
  5. Занятия по мотивам народных сказок.

При развитии толерантности у детей важным является просвещение работников образования и родителей по вопросам толерантности.

Отметим, что развитие толерантности дошкольников станет эффективным лишь в том случае, если оно происходит в эмоционально уравновешенной среде.

Толерантность в школе

Занимаясь развитием толерантности в школе, следует помнить, что основывать здесь педагогическую деятельность следует на системном подходе и сочетании различных форм деятельности школьников. Педагогический опыт свидетельствует о наличии разных методов и форм работы, с помощью которых можно воспитывать толерантность у учащихся.

Учитель должен включать в учебный процесс следующие компоненты:

  1. Применение направленности толерантного воспитания при организации классной работы.
  2. Проведение адекватного патриотического воспитания в процессе предметных уроков и внеклассных часов.
  3. Формирование положительной гражданской позиции в школе.
  4. Воспитание по принципам терпимости и товарищеской любви к людям.
  5. Формирование уважения к культурному и духовному наследию страны, а также позитивного восприятия других культур и традиций.

В основе обучения школьников толерантности лежат следующие принципы:

  • Гуманизации: каждая личность - уникальна.
  • Интеграции: взаимодействие разных видов искусства.

Воспитание толерантности - это тяжёлый интеллектуальный и ответственный , большая психическая работа учителя, которая направлена на формирование неокрепших личностей учеников. Основой такой деятельности должно стать живое общение и объяснение понятий на жизненных примерах.

«Совет. Педагог должен быть сам толерантен и открыт детям: только в этом случае он будет для них убедителен».

Методы и приёмы


Для осуществления успешной педагогической деятельности в направлении толерантности, рекомендуется использовать учителю в процессе обучения следующее:

  • активное использование игровых технологий
  • развитие родного языка
  • обучение истории
  • расширение знаний о народностях учеников, их традициях
  • использование произведений искусства (литературы, картин, кинофильмов и пр.)
  • привлечение учащихся к активным формам обсуждения актуальных вопросов (участие в дискуссиях, дебатах, диспутах)
  • организация совместной деятельности учеников
  • внимание учителя к постижению учениками смысла того или иного поведения, поступков
  • взаимодействие педагога с семьями учащихся
  • воспитательная активность педагога, заключающаяся в совместном посещении с учениками культурных центров, выставок, концертов различных национальных культур и т. д.

Упражнения для коррекции поведения при нетерпимости

Игры и тренинговые упражнения помогут учителю провести интересный классный час либо индивидуальное занятие по формированию толерантности школьников (например, работа с ребёнком, проявляющим нетерпимость к другому или с ребёнком, к которому проявляется нетерпимость).

  1. «Антиподы». Педагог просит учащегося написать в два столбика хорошие и плохие черты своего характера. После чего можно обсудить получившийся список, попутно вырабатывая варианты замены отрицательных качеств на положительные.
  2. «Минусы и плюсы». Используя тот же список черт личности, педагог предлагает поразмыслить ребёнку, в каких случаях отрицательные качества будут полезны. К примеру, нетерпимость может проявляться, но только ко лжи, вредным привычкам, предательству, насилию.
  3. «Камушек». Учитель говорит, что в каждом человеке есть какой-то недостаток, как «камушек, попавший в обувь», который мешает ему развиваться и достигать успехов. Педагог предлагает ребёнку найти в себе такое качество, которое мешает ему нормально общаться.
  4. «Изюминка». Педагог объясняет ребёнку, что каждый имеет и какое-то наилучшее качество, позволяющее справиться со сложными жизненными ситуациями. Учитель предлагает отыскать ту самую «изюминку», которой ребёнок может гордиться.
  5. «Правильная позиция». Педагог помогает выработать ребёнку правильное отношение к себе и сложившейся ситуации. Учитель должен научить учащегося говорить внутри себя «Я в порядке, окружающие тоже в порядке». Такой позитивный настрой поможет выработать адекватную позицию в общении с кем угодно.
  6. «Ломаем стереотипы». Учитель объясняет, что мир не делится только на чёрное и белое, на плохое и хорошее. Мир - многогранный, красочный и удивительный. И чем разнообразнее каждого человека, тем интересней жить.
  7. «Мой идеальный образ». Педагог предлагает написать ребёнку список качеств, которые его устраивают, а также те, которые он желает развить в себе и приобрести. Определение идеально образа поможет ребёнку наметить план по преодолению негативных черт характера.

При использовании этих техник при коллективной или индивидуальной работе с учениками учителю необходимо внимательно их отбирать в соответствии с целью и задачей. Педагог и сам должен быть гуманным и проявлять высокий уровень доверительность к детям, быть способным принять их и постараться оказать поддержку.

Толерантные родители

Всем хорошо известна истина, что ребёнок с рождения должен быть окружён родительской любовью. В идеале, в семье должны господствовать дружелюбные жизнерадостные отношения. Всё это влияет на формирование толерантности у ребёнка. Если же, наоборот, в семье нормальным считается , вечное недовольство, крики, унижение, неприязнь друг к другу, упрёки - то в такой семье ребёнок не научиться адекватно воспринимать собственную личность и индивидуальность и будет аналогично воспринимать окружающих.

«Это интересно. Психологи утверждают, что если ребёнок постоянно видел в семье агрессию и негатив, то эти проявления могут стать нормой жизни».

Родители должны понимать:

  • Если ребёнка регулярно подвергают критике - он будет учиться ненавидеть.
  • Если к ребёнку враждебно относятся - он может легко стать агрессивным.
  • Если над ребёнком постоянно смеются - он вырастет замкнутым.
  • Если ребёнка частенько упрекают - его будет преследовать чувство вины.
  • Если ребёнка воспринимают таким, каким он есть - он будет также принимать и людей.
  • Если к ребёнку внимательно относятся и поддерживают - он поверит в себя.
  • Если с ребёнком честны родители - он станет по-настоящему справедливым.
  • Если ребёнок чувствует безопасности - он вырастет оптимистом.
  • Если ребёнка понимают и заботятся о нём - он будет верить в любовь.

При условиях, если родители непоследовательны в воспитании, у ребёнка может сформироваться определённая модель поведения. Например, когда родители сегодня говорят одно, а завтра - вовсе другое, ребёнок будет растерян, беспринципен, озлоблен на окружающих и агрессивен - причём, и в отношении к родителям. Толерантным ребёнка нельзя сделать в одночасье. Толерантность - это постепенный педагогический труд. И большая роль здесь отводится тому, как ведут себя сами родители.

Если вы внимательные родители, то наши советы помогут воспитать ребёнка в традициях толерантности :

  1. Научитесь слушать ребёнка и слышать его.
  2. Учитесь снимать эмоциональное напряжение ребёнка.
  3. Позволяйте ребёнку выражать эмоции, в том числе и отрицательные.
  4. Принимайте и любите ребёнка таким, какой он есть.
  5. Ребёнок будет слушаться и выполнять требования в том случае, если они разумны.

Ребёнок будет открытым миру и толерантным, если в своей семье он будет с рождения ощущать доброту и уважение друг другу, понимание и спокойствие.

Быть толерантным – это значит воспринимать мир во всём богатстве и разнообразии. Учите детей быть именно такими, и тогда у них не будет барьеров в общении и врагов.

Не секрет, что взаимоотношения в образовательной среде сегодня далеки от идеальных. Кроме того, существенное воздействие на учащихся оказывают проявления агрессии во внешнем мире. При ответе вопрос о том, какие из негативных социальных явлений имеют наибольшее распространение среди учащихся и молодежи, 17% опрошенных отметили жестокость и насилие.

Поэтому важнейшая задача современной школы – формирование человека-носителя гуманистических взглядов, идеи толерантности в межэтнических отношениях.

Толерантная образовательная среда в отдельно взятом классе является основой толерантной образовательной системы школы в целом и строится на принципах гуманизации, интеграции, культуросообразности, вариативности и гибкости. Толерантная культура многоаспектна, и строить образовательное пространство необходимо с учетом, как минимум, трех составляющих – готовности администрации образовательного учреждения оказывать содействие учителям, внедряющим в культуру школы педагогики толерантности, толерантности учителей как внешней, так и внутренней (общий уровень толерантности, этническая и социальная толерантность, а также коммуникативная толерантность как отсутствие нетерпимости в общении с другими людьми) и восприятия учащимися образовательной среды как системы толерантной.

Администрация образовательного учреждения направляет свою деятельность на создание психолого-педагогических условий формирования толерантной образовательной среды. К числу таких условий относятся гуманизация отношений субъектов образовательного процесса, установка на толерантные отношения, проявляющиеся в готовности учащихся и учителей к взаимодействию, диалогу и сотрудничеству, повышение коммуникативной культуры всех участников образовательного процесса. Эта деятельность затрагивает всех субъектов образовательного процесса и реализуется в таких формах работы, как консультирование администрации образовательных учреждений по проблемам организации толерантной образовательной среды, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, психологические тренинги и групповые дискуссии с участием учителей и учащихся.

Необходимость психологической поддержки ребенка на протяжении всего периода обучения и на всех этапах формирования его личности очевидна, так как способствует не только его развитию, но и сохранению его психического здоровья. И здесь самую главную роль играют учителя школы. На начальной стадии формирования детского коллектива учитель обеспечивает эмоциональную комфортность во взаимоотношениях между учащимися и педагогами, демонстрирует навыки бесконфликтного общения и ведет работу по привитию их школьникам, развивает эмоциональную гибкость, критическое мышление, способности к сотрудничеству, самоконтролю. По мнению учащихся, учитель, отличающийся выдержанностью, спокойный и благорасположенный к окружающим, создает в классе атмосферу психологического комфорта и максимум условий для самореализации и познавательной деятельности школьников, стимулируя таким образом их интерес к предмету. Однако вследствие эмоциональных перегрузок у учителей часто накапливается раздражительность, внешним признаком которой служит коммуникативная нетерпимость, выражающаяся в непринятии индивидуальности другого человека, в излишней категоричности при оценке других людей, в стремлении перевоспитать партнера или оппонента, используя при этом в качестве эталона при их оценке других людей или самих себя. Подобных педагогов отличает нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми, неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными партнерами, нежелание прощать окружающим их ошибки, приспосабливаться к их характеру, привычкам и желаниям. Процесс формирования толерантного взаимодействия между учителем и учеником должен осуществляться как на уроках, так и вне класса. Педагогу важно выстраивать отношения со школьниками на основе сотрудничества, принимая каждого из них как значимую и ценную личность. Умение идти на компромисс, договариваться, способность без конфликта убедить другого в своей правоте и в то же время защитить его права, способствовать сближению интересов учащихся различных национальных культур и вместе с тем быть непримиримым к таким антисоциальным явлениям, как фашизм, наркомания, расизм, – вот позиция толерантного учителя. Толерантность педагогов проявляется в их поведении: в способности спокойно разобраться в конфликте между учащимися, с пониманием относиться к их учебным достижениям и внешнему виду, поступкам.

Воспитание толерантности учащихся – сложный и длительный процесс. Первоначальное условие для создания комфортного окружения ребенка – сдержанность взрослых в критических ситуациях, умение управлять своими эмоциями, не развивать, а гасить деструктивные конфликты. Психологический дискомфорт ребенка, связанный с низкой степенью стрессоустойчивости, практически нулевой толерантностью, сказывается на его успеваемости и на физическом здоровье. По мнению Н.К. Смирнова, «ученик, для которого посещение школы – тяжелое испытание, каждодневно оставляет в ее стенах частичку своего здоровья».

Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где важно не допускать проявления неравенства детей в правах и обязанностях. Самого серьезного внимания сегодня требуют высокий уровень конфликтности в подростковой среде между представителями различных национальностей, частое проявление ксенофобии и экстремизма. Это обусловлено отсутствием в образовательном учреждении гуманистической среды как основы взаимодействия между субъектами образовательного процесса, отсутствием примеров толерантности, неприятием толерантности как базовой гражданской ценности в среде педагогов и родителей. Нередко встречаются родители, которые в случае конфликта между детьми, не разбираясь в его сути и причине , открыто и не задумываясь выступают против детей других национальностей.

Практические стратегии и механизмы формирования толерантного сознания пока не разработаны, да и не могут быть универсальными. Поэтому в самую первую очередь целесообразно обращать внимание на формирование навыков толерантной коммуникации – основы построения толерантной образовательной среды. Для этого необходимы:
включение в деятельность по построению толерантной среды всех участников образовательного процесса, включая администрацию, учителей и учащихся школы;
учет индивидуальных и половозрастных особенностей учащихся;
уважительное отношение к личности всех субъектов образовательного процесса.
Уважая и принимая мнения учащегося (не обязательно соглашаясь с ними) и при необходимости корректируя их, учитель показывает ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир;
опора на положительные качества учащихся: позитивный социальный опыт, развитые (пусть даже в небольшой степени) конструктивные умения взаимодействия с людьми;
единство формирования когнитивного, аффективного и поведенческого аспектов толерантности;
диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия.
В помощь классному руководителю или заместителю директора по учебно-воспитательной работе можно предложить материал для обсуждения с учащимися – перечень основных прав каждого человека (Бишоп, 2004):
быть принятым как равный, независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, возраста и физического состояния;
чувствовать уважение к себе;
принимать решение о том, как проводить время;
просить о том, в чем есть необходимость;
быть выслушанным и воспринятым всерьез;
иметь свое мнение;
придерживаться определенных политических взглядов;
делать ошибки;
говорить «нет», не испытывая чувства вины;
отстаивать свои интересы;
говорить «да» самому себе, не чувствуя себя эгоистом;
иногда терпеть неудачу;
говорить «я не понимаю»;
делать заявления, не требующие доказательств;
получать информацию;
иметь успех;
отстаивать свою веру;
придерживаться собственной системы ценностей;
иметь время на принятие решений;
брать на себя ответственность за собственные решения;
иметь личную жизнь;
признаваться в незнании;
меняться (развиваться);
выбирать, включаться или нет в решение проблем других людей;
не нести ответственности за проблемы других людей;
заботиться о себе; иметь время и место для уединения; быть индивидуальностью;
запрашивать информацию у профессионалов;
не зависеть от одобрения других людей;
самому судить о собственной значимости;
выбирать, как поступать в складывающейся ситуации;
быть независимым;
быть собой, а не тем, кем хотят видеть окружающие;
не оправдываться.
На наш взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие и понимание его облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.

Признание – это способность видеть в другом именно другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие – это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Толерантность представляет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства , самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, имеющими разный жизненный опыт и несформированность коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель – ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны – критически относиться к своим собственным взглядам.

Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.

Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться в системе: «родители + дети + учитель».

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Для старшеклассников привлекательным может быть КВН, аукцион народной мудрости, содержание которого опирается на народные традиции: нравственный этикет, религиозные праздники, традиции семьи, народные промыслы. Так, например, в форме сюжетно-ролевой игры, в творческой форме могут быть представлены «Английская семья», «Японская семья», «Еврейская семья», «Русская семья», «Белорусская семья», «Молдавская семья» и т.д. В активной форме они изучают народные и семейные праздники, традиции народов, живущих рядом, историю собственного народа, его духовную жизнь и культуру.

Межнациональная толерантность тесно связана с веротерпимостью, которую также необходимо воспитывать у представителей молодого поколения. Сегодня, часто бесцеремонно, в духовную жизнь российских граждан вторгаются различные, в том числе и зарубежные, религиозные организации. Согласно статье 14 Конституции РФ наше государство – светское, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В другой статье (28-й) о свободе совести говорится, что «каждому гарантируется свобода совести вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Таким образом, первая статья запрещает обязательность и государственный характер религии, вторая разрешает ее свободно выбирать и распространять независимо от места жительства или должности человека.

Следовательно, это должен учитывать классный руководитель. Тем более, что в 29-й статье Конституции о свободе информации говорится о праве свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом, о запрете цензуры. В то же время существует запрет на пропаганду религиозной нетерпимости или религиозного превосходства.

Однако следует заметить, что не все религиозные объединения заслуживают толерантного отношения, особенно, когда речь идет о религиозных культах экстремистской направленности. Некоторые из них («Дети бога», «Свидетели Иеговы» и др.), имеющие скандальную славу на Западе, зарегистрированы в нашей стране и пополняют свои ряды за счет российской молодежи. Деятельность этих организаций должна рассматриваться с позиции их негативного влияния на семью, детей, молодежь. Здесь воспитывается человек-винтик религиозной организации, отвергающий родную семью, традиции, свой народ.

По мнению М.Л. Мчедлова, возможность создания религиозных организаций должна определяться правовыми критериями: религиозная ли эта организация; наблюдаются ли в ее деятельности посягательства на основные права личности, не препятствует ли она выполнению гражданских обязанностей своими последователями и т.д. Он отмечает, что воспитание религиозной толерантности сегодня осложняется негативными историческими традициями, полиэтническим составом населения, наличием межрелигиозных противоречий, амбициозной политикой ряда религиозных руководителей, несовершенством законодательства, определенной индифферентностью общественного мнения.

Действительно, указанные обстоятельства усложняют деятельность педагогов по воспитанию веротерпимости у детей, однако очень многое зависит от каждого учителя, от его личной позиции в решении этой проблемы, от профессионализма в подходе к данному вопросу в учебной и внеучебной работе. Как в этой связи относится к изучению религии в школе? Вероятно, целесообразно детям давать знания о различных религиях, что позволит им обеспечить осознанный выбор религии или приведет к отказу от всех ее разновидностей. Ознакомившись со всем культурным достоянием, ученик способен выработать в себе доброжелательное отношение к любому другому религиозному или мировоззренческому подходу. Можно предложить в плане воспитания у школьников веротерпимости специальный курс по истории религий народов России, включив в него, прежде всего, изучение религии своего народа, во-вторых, ознакомление подростков с верованиями других этносов, проживающих в России. При этом важно, чтобы чужая вера освещалась как мировоззрение, составляющее основу национальной культуры, когда определяются, особенно на ранних этапах развития общества, ценностные ориентации, образ жизни и ментальность народа.

Сегодня, как никогда, возрастает значение моральной ответственности и социальной позиции самого педагога. Дети стали активнее, свободолюбивее. Это требует изменения отношений между педагогами и детьми. Учителя должны личным примером показать образец гражданственности, гуманного, уважительного отношения к людям независимо от их национальности или вероисповедания.

Для проведения целенаправленной работы по воспитанию толерантности классному руководителю целесообразно составить программу работы с коллективом на основе изучения отношений в классе, особенностей учащихся и их семей, учитывая возраст детей. Так, для ориентира можно предложить один из вариантов программы для подростков (10-14 лет, 5-9 классы), составленный А.А. Погодиной.

Возможно проведение воспитательной работы по двум направлениям в каждом классе: первое – изучение объекта, в отношении которого формируется толерантность; второе – развитие основных составляющих толерантности взаимодействия.

Предлагается начать воспитательную работу по формированию толерантности к своей личности (5 класс). Осознав себя, ученики переходят к пониманию себя как субъекта семейной культуры, деятельность классного руководителя направлена на изучение семейной самобытности, формирование толерантного взаимодействия в семье (6 класс). Затем акцент делается на освоение культуры родного края, своего этноса и на осмысление себя толерантным участником этой культуры: только тот, кто уважает свою культуру, будет уважать культуру других (7 класс).

Далее предлагается работать над пониманием мультикультурности пространства России и формировать толерантность к представителям народов России (8 класс). Завершающий этап (9 класс) – постижение идей культуры мира и определение стратегии толерантного взаимодействия в мировом культурном пространстве. Соответственно тематику классных часов можно представить следующим образом.

5 класс


1. Понимание себя: «Познай самого себя». Классные часы: «Мое хобби»; «Я сам»; «Всегда ли я хороший?»

Игровые программы: «Самый, самый, самый…», «Гинесс-шоу».

2. Принятие себя. Классные часы: «Учись властвовать собой»; «Хотеть

– наполовину мочь». Тренинговые занятия: «Комплименты», «Диалог с самим собой».

1. «Я как член семьи». Классные часы: «История моего имени»; «Слово о моем роде»; «Семейная реликвия». Праздник именин, праздник бабушек и внуков.

2. Семейный лад. Классные часы: «Домашний очаг»; «Почитать родителей – первый закон природы»; «Этика семейного общения»; «Кодекс семьи». Коллективное творческое дело «Вместе стар и млад, так и в семье лад». Праздник братьев и сестер.

7 класс


1. Малая родина. Культура моего народа. Классные часы: «Я родом из...»; «История моей улицы»; «Все мы соседи»; «Традиции и обычаи моего народа». Коллективное творческое дело «Вот эта улица, вот этот дом…»; Праздник «Родной край»; «Ярмарка народной игры». Игровая программа «Ключ к пониманию».

2. «Солнце светит всем». Классные часы: «Легко ли быть не таким?»; «Терпимое отношение к людям»; «Основы доброжелательности»; «Атмосфера бесконфликтного доверия и общения».

Коллективное творческое дело «Мир нашему дому». Праздник «Всегда все вместе». Игровая программа «Пойми меня».

8 класс


1. Культурно-национальное пространство России. Классные часы: «Велика святорусская земля, а везде солнышко»; «Великие сыны России». Тренинг «‖Моя твоя не понимай, или Премудрости общения». Коллективное творческое дело «Фольклорный калейдоскоп»; Праздник «С любовью в сердце о России»; Викторина «Литературная Россия».

2. Феномен российской конкордации. Классные часы: «Где не тронешь Россию – всюду рана»; «Менталитет – зеркало нации»; «Проблемы национального взаимодействия»;

Тренинг «Эмпатия – основа благоприятного общения». Коллективное творческое дело «Общение без границ». Викторина «Культура отношений».

9 класс


1. Культура мира. Классные часы: «Человек – созидатель или разрушитель?»; «Грани сходства»; «Диалог культур»; Коллективное творческое дело «Мировое соглашение».

2. «Помни, что ты человек!» Классные часы: «Жизнь дана на добрые дела»; «Возведем мосты, разрушим стены»; «Кодекс мира». Праздник «Будем вместе дружить». Викторина на тему «Права человека» «Имею право».
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников