Схема речной системы реки. Что такое река? Части реки и их определения. Учитель записывает тему урока на доске

Схема речной системы реки. Что такое река? Части реки и их определения. Учитель записывает тему урока на доске

Части реки. Начало реки называют истоком. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море, называют устьем. Углубление, по которым течет река – русло. У реки есть правые и левые берега. В реку обычно впадают другие реки и ручьи – притоки.

Слайд 4 из презентации «Водоёмы» . Размер архива с презентацией 1167 КБ.

Окружающий мир 2 класс

краткое содержание других презентаций

«Структура Красной книги» - Красная книга России. Редкие виды животных. Редкие малоизученные животные. Численность. Красные страницы. Проект. Канарский чёрный кулик-сорока. Исчезнувшие виды животных. Разрушение лесов. Редкие растения. Пятипалый карликовый тушканчик. Зелёные страницы. Чёрные страницы. Исчезнувшие виды. Птицемлечик Буше. Исчезающие виды. Простор. Жёлтые страницы. Издание. Что такое Красная книга. Опасность исчезновения.

«Вопросы о живой природе» - Сахарный песок. Трактор. Паук. Машина. Вода. Полезное ископаемое. Бабочка. Муравей. Человек. Радуга. Глина. Трава. Гриб. Камень. Пчела. Управление презентацией. Космический корабль. Кустарник. Экскаватор. Плот. К чему относится то, что сделано человеком.

«Растения и животные Красной книги России» - Красная книга России. Серый дельфин. Северный олень. Журавль-красавка. Колокольчик. Мы - хозяева нашей природы. Бобр. Красный цвет – это сигнал опасности. Амурский тигр. Ландыш майский. Бабочка-шелкопряд. Ёж.

«Город на Неве» - Медный всадник. «Город на Неве». Петропавловская крепость. Познакомиться с отдельными достопримечательностями нашего города. Вместе не трудно, Вместе не тесно, Вместе легко И всегда интересно! Город на Неве. Станция метро Адмиралтейская.

««Тест по окружающему миру» 2 класс» - Путешествия. На какой схеме основные стороны горизонта обозначены правильно. Граница, где небо как бы сходится с земной поверхностью. В каком ответе весенние месяцы перечислены в правильном порядке. Россия находится на материке. Что находится на Дворцовой площади. В каком ответе правильно подписаны достопримечательности Санкт-Петербурга. На каком рисунке части компаса обозначены правильно. На какой схеме правильно подписаны части горы.

«Что из чего сделано» - Откуда взялась бумага на изготовление тетрадей и книг. Рассмотри рисунки на с. 107 и ты узнаешь о том, как делают шерстяные вещи. Электрические пилы пилят, валят деревья. Как делают шерстяные вещи? Откуда берутся ложки, вилки и ножи? Машины-лесовозы везут брёвна к реке или на железнодорожную станцию. Проследи путь от глины, добытой в карьере, до нашей вазы (с. 105). Людей, которые изготавливают глиняную и керамическую посуду, называют гончарами.

Все мы видели реку и знаем, как она выглядит. Я каждый день с окна своей квартиры вижу Днепр. Очень люблю эту реку . Летом люблю отдыхать в деревне, а там несколько мелких рек. По сути, все мое детство прошло возле реки. Интересно, есть ли такие люди, которые летом не любят выехать на отдых возле реки? Лично я очень люблю такой вид отдыха.

Что такое река

Давайте закроем глаза и вспомним самую любимую речку вашего детства. Как она выглядит и из каких частей состоит?

Река – это природный водоем, который течет в своем постоянном канале. Вода в реке не стоит на месте. Она постоянно находится в движении – это называется течением . Вспомните, как вы легко плывете по течению. Лег на водичку, а она сама тебя понесла. А против течения уже трудновато плыть.

Эти природные водоемы имеют пресную воду и практически никогда не пересыхают. Почему в них почти всегда есть вода? Дело в том, что есть различные источники питания рек:

  • дождевое;
  • снеговое;
  • ледниковое;
  • подземными водами;
  • смешанное питание.

Реки отличаются характером течения, режимом, длинной и шириной . Каждая река уникальная. Она является средою обитания речной флоры и фауны.

Основные части реки

Река – это маленький загадочный для человека мир. Это не просто водный поток. Он связывается с другими водоемами и имеет свои части:

  • исток – место, где начинается река (горы, озеро, родник). Иногда истоком может быть место слияния двух рек;
  • устье – то место, где заканчивается река . Она может впадать в море, другую реку или озеро. Иногда она может закачиваться «слепым концом», когда в условиях жаркого климата она пересыхает;
  • речная долина – это понижение в рельефе, по которому течет река . У горной реки долина узкая и неглубокая, у равнинных – глубокая и широкая;
  • русло – самая низкая часть долины . Оно может быть ровным или извиваться. Эти изгибы называются меандрами;
  • берега – границы реки . Есть правый и левый берег. Различают по течению реки;
  • террасы – аккумулятивные наносы песка или щебня у берегов реки ;
  • притоки – реки, которые впадают в основную . Так же как и берега, бывают правыми и левыми.

Реки используются человеком для своих жизненных потребностей.

Страница 2 из 12

Части реки и составляющие реки.

В строении реки принято выделять следующие составляющие части реки:

Первая часть реки — исток — начало реки.

Исток — это часть реки, место, где берет начало река, где она начинается. Это может быть родник, озеро , конец ледника, болото . В последнем случае истоком (началом реки) считается место, где водоток приобретает постоянное русло. Также началом реки может быть место слияния двух рек с разными названиями, в этом случае за исток нужно принимать место начала более длинной из двух рек.

Приток – река, которая впадает в главную реку. Различают правые и левые притоки.

Берег – граница водотока реки. Различают правый и левый берега относительно средней линии русла по течению реки.

Вторая часть реки — русло реки.

Русло – часть реки, самая низкая часть речной долины , по которой осуществляется водоток основной части воды. Русло обычно вымывается самим потоком.

В части реки — русле — различают:

  • плесы – глубокие места;
  • омут — наиболее глубокое в реке место;
  • перекаты – мелководные участки реки;
  • порог - каменистый или скалистый ступенчатой формы участок в русле реки с повышенной скоростью течения и относительно большим падением отметок уровня воды;
  • водопады — падение водного потока с резко выраженного уступа;
  • отмель — прибрежная, идущая от берега мель;
  • тальвег – линия вдоль самых глубоких участков русла;
  • фарватер – линия судового хода;
  • стрежень – линия наибольших скоростей течения реки.
  • осерёдок – отложение в русле реки, образованное наносами и не имеющее растительности. Может быть как надводным, так и подводным. В случае близкого расположения к берегу носит название побочень , а у берегов – пляж .
  • русловые острова – осерёдки, закрепленные растительностью или чем-либо другим.
  • наносы – твердые частицы грунта, переносимые водным потоком. Образуются за счет разрушения горных пород и размыва берега.
  • меандр – плавный изгиб русла реки. Вогнутый берег при этом обычно бывает крутой, выпуклый – плоский.
  • старица – участок прежнего меандрирующего русла реки. Обычно образуется, когда река во время половодья или наводнения находит более короткий путь.

Рукав – второстепенное русло реки, которое отделяется от главного русла, а ниже по течению снова соединяется с ним (иногда только во влажные годы).

Третья часть реки — устье — конец реки.

Устье – часть реки , место, где кончается река, впадая в море, озеро или другую реку.

У реки может быть «сухое устье», т. е. она может оканчиваться «слепым концом», если в низовьях очень малы уклоны территории, по которой течет река, велики затраты воды на испарение, фильтрацию в грунт или на орошение (реки Чу Тарим, Мургаб и др.).

Части реки, устья, образованные при впадении в море, бывают следующих видов:

Дельта – устье, разделенное на отдельные водотоки. Дельты образуются в результате занесения котловин морских заливов песком и илом (р. Дунай) или затопления речных долин (Хатанга, Оленек и др.). Части рек , дельты, могут достигать громадных размеров, например дельта реки Ганг имеет площадь 105,6 тыс. км², Амазонки — 100 тыс. км², Лены — 28,5 тыс. км², Нила — 24 тыс. км², Волги — 19 тыс. км².
Эстуарии — глубокие, образованные приливами, заливы в устьях рек, расширяющиеся в сторону моря. Эстуарии глубоко вдаются в сушу и доступны для судоходства. В них не бывает наносов, так как морская вода во время приливов и отливов уносит все лишнее с собой в море. Примером части реки, эстуария, может служить устье реки Анабар.
Губа – широкий и длинный залив в устье реки. Продолговатая форма как бы является продолжением берегов реки. В нашей стране широко известны Обская губа, Онежская губа и др.
Устьевой лиман – неглубокий проточный залив в устье реки, заполненный речными наносами и отделенный от моря пересыпью – узкой полоской суши. Эта часть реки образуется в результате затопления устья реки или прибрежной низменности.

Цель урока : Cформировать представление о реке и её частях; речной системе и её элементах; элементах речной долины; порогах и водопадах; причинно-следственных связях (зависимость направления течения реки от характера рельефа).

Оборудование : Карта полушарий, физическая карта России, картины равнинной и горной рек, порогов и водопадов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Отгадайте загадки.

В неё льётся,
из неё льётся,
Сама по земле плетётся.(Река )

Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.(Река )

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.(Река )

Вы уже поняли, что тема урока «Реки». Открываем тетради и записываем тему.

Много замечательных художников изображали в своих картинах реки. Любили реки писатели и поэты. Вспомните гоголевские строки: «Чуден Днепр при тихой погоде…», «Редкая птица долетит до середины Днепра…».

Или у Пушкина:

Плеская шумною волной,
В края своей ограды стройной,
Нева мешалась, как больной
В своей постели, беспокойной.
Ужасный день! Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури…

В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки.

Расскажите о виденной вами реке.

А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река?

Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

Рисунок 1.

Каждая река имеет русло, исток, устье, притоки.

Изобразите в тетради данную схему.

Дайте определение терминов: русло, исток, устье, приток.

Ребята, а как река может начинаться? Назовите возможные истоки рек.

Об истоке реки Волги поэт Н. Палькин написал такие строки:

Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо —
Русская великая река.

Рисунок 2.

Устья у рек могут быть разные. Эстуарии - воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря. Дельта – форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты чаще всего имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты образуются на мелководных участках моря или озера при впадении реки, несущей большое количество наносов.

По физической карте России и полушарий приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуария. Запишите примеры (рис. 2).

Определите по картам атласа истоки и устья рек Лены, Оби, Нила, Амазонки.

Какое общее направление течения имеют эти реки?

Запомните! Реки показывают от истока к устью.

Покажите правильно реки на карте.

Большинство рек являются притоками других. Например, река Москва – левый приток реки Оки, река Ока – правый приток реки Волги.

А как определить левый это приток или правый? (Надо мысленно встать лицом к устью реки, т. е. по направлению её течения. Если река впадает справа – правый приток, слева – левый ).

Определите, какой приток у Енисея Ангара? У Оби - Иртыш?

Что такое речная система? Вернёмся к рисунку 2. Нам его надо дорисовать.

Где берёт начало главная река? (В озере )

Где берёт начало приток? (В горах – ледники )

Где ещё могут брать начало притоки? (Например, в болоте, роднике )

Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника, приток, берущий начало из болота.

Сколько всего притоков получилось? (Три )

Что же такое речная система? (Главная река со всеми притоками образует речную систему )

Сравните своё определение с определением в учебнике.

Поработаем с картой атласа. Опишите реку Обь по плану:

Название реки.

  1. Исток реки.
  2. Устье реки.
  3. Направление течения.
  4. Правые и левые притоки.

Рисунок 3.

Сколько речных систем здесь изображено?

Перенесите рисунок в тетрадь и фломастером проведите границу между ними.

Найдём на карте р. Обь и р. Волгу, реки Енисей и Лена. Что является границей между ними?

Прочитайте в учебнике, как называется граница между речными системами?

Ребята, что происходит с влагой, выпавшей на сушу в виде осадков? (Испаряется, просачивается, стекает в реки). Площадь суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.

Рисунок 4.

Установите, что является бассейном реки Лены?

Определите, что является бассейном реки Обь?

Ребята, мы живём в бассейне реки Дон. Кто-то из вас, возможно, никогда не видел эту реку.

Она находится от нас довольно далеко. Но представьте себе, что влага, выпавшая у нас в виде осадков, обязательно когда-нибудь попадёт в эту реку.

Вспомните, что такое русло реки?

Русло реки находится на дне более широкого понижения в рельефе, называемого речной долиной.

Рисунок 5.

Послушайте сообщение о речной долине, по мере рассказа зарисовывайте в тетрадях схему речной долины и подписывайте её части.

Речная долина – относительно узкое, вытянутое в длину, извилистое углубление, образованное работой стекающей по руслу воды. Долина имеет русло, пойму, террасы.

Русло – самая низкая часть долины, занятая водным потоком.

Пойма – нижняя часть долины, регулярно заливаемая в половодье.

Терраса – естественная горизонтальная или слабонаклонная площадка.

Проверьте свою работу.

Рисунок 6.

Река Печора впадает в Северный Ледовитый океан, но большинство рек Восточно – Европейской равнины текут на юг. Почему? Где находятся истоки этих рек? Могут ли реки течь в другом направлении?

Реки бывают горными и равнинными.

Рисунок 7.

Рисунок 8.

О Тереке М.Ю. Лермонтов написал:

Терек воет, дик и грозен,
Меж утёсистых громад,
Буре крик его подобен,
Слёзы брызгами летят.

Или Н.В. Гоголь: «Чуден Днепр при тихой погоде. Спокойно и плавно катит он чистые воды свои».

Установите не менее четырёх отличительных признаков горной и равнинной реки.

Ответьте на вопрос: что влияет на направление и характер течения рек?

Рисунок 9.

Часто на реках, особенно на горных, образуются пороги – выходы твёрдых пород, нагромождения камней, пересекающих русло. Река, перепрыгивая их, бурлит, пенится.

А, падая с высокого уступа, реки образуют водопады.

Рисунок 10.

Выступления учащихся о водопадах Анхель, Виктория, Ниагарский.

3. Закрепление

Мы с вами изучили новую тему. Что узнали на уроке? Какие новые понятия выучили?

Проверим, как вы усвоили материал?

4. Итог урока. Выставление оценок

5. Домашнее задание

Литература:

  1. Герасимова Т.П. Начальный курс географии. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2002.
  2. Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии. М., Просвещение, 1991.
  3. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. М., «Вако», 2005.
  4. Хрестоматия по физической географии. Сост. Максимов Н.А. М., Просвещение, 1981.

Урок: Реки. Части реки. Речная система

Цель урока:

Сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины. Научить измерять длину реки по географической карте, характеризовать реку по условным топографическим картам, определять левый и правый берега, притоки левые и правые, прито­ ки I , II и т. д. порядка.

Оборудование:

Демонстрационные таблицы «Речная долина». Карта полушарий, физическая карта России. Карточки с терминами: «исток», «устье», «главная река», «приток I », «приток II », «речная система», «речная долина», «пойма», «русло». Карточки с изображением рек, репро дукции картин, на которых изображена река. Карточки с изображе нием различных типов устьев.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Опрос

Задания на знание определений, понятий

- Что такое водоносные слои?

Вставь пропущенные слова.

а) Если подземные воды находятся между двумя водоупор­ ными, то это... воды;

б) Если подземные воды находятся на первом водоупоре, то это.....

Какие воды называют минеральными?

Подчеркни волнистой линией водопроницаемые породы, пря мой - водоупорные: глина, песок, гравий, галька, базальт.

Задания на проверку усвоения закономерностей

- Какие породы пропускают воду быстрее? Почему?

Где будете искать родник во время похода?

Какие воды чище - грунтовые или межпластовые?

Почему говорят, что родник «бьет»?

Есть ли закономерность распространения минеральных вод?

Почему уровень воды в колодцах в летний период меняется?

В какой сезон года копают колодцы?

Пока ученики готовятся к ответу у доски, можно проверить зада­ ние № 4 в конце § 30, провести анализ домашнего задания.

III . Изучение нового материала

Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок.

Течет, течет - не вытечет; Бежит, бежит - не выбежит.

Не конь, а бежит, Не лес, а шумит.

Между гор, между дол Бежит белый конь.

Вы уже поняли, что тема урока... (Река.)

- Итак, открываем тетради, записываем тему.

Обратите внимание на картину художника А. М. Васнецова «Северный край» («Керженец» Н. М. Романдина, «Большая вода» И. И. Левитана, «Река-царевна Н. М. Ремезова). Много великих и прекрасных художников изображали в своих карти­ нах реки. Не только художники, но и писатели... Кто не пом­ нит гоголевских строк: «Чуден Днепр при тихой погоде...», «Редкая птица долетит до середины Днепра...»

Любили реки и поэты. Много красивых, прекрасных строк им посвятили они.

(Проверить творческие задание, прослушать 2-3 произведения.)

Это могут быть:

О, Волга!., колыбель моя,

Любил ли кто тебя, как я?

(Некрасой.)

Нева всю ночь рвалася к морю...

И спорить стало ей невмочь...

Но силой ветра от залива

Перегражденная Нева

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова.

(А. С. Пушкин.)

- Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей, художни ков, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река. (Дети от­ вечают, дают свои определения.)

Давайте сверим свои определения с тем, что записано в учеб­ нике.

Если определения совпали, учитель дает отличную оценку, а если есть резкие отличия, следует ответить: почему не обратили внима­ ние на эту деталь определения?

Река состоит из истока, русла, устья. Изобразите в тетради ре­ ку, используя в рисунке составные части.

Один ученик работает у доски. На ней изображена река:


озеро


- Подпишите: приток, исток, устье, русло.


озеро


исток


Дайте определения терминов: исток, приток, устье, русло.

Исток - начало реки, место, с которого появляется постоянное течение воды в русле.

Устье - место впадения потока (реки, ручья) в другую реку, мо­ ре, озеро, водохранилище.

Русло - самая низкая часть речной долины, по которой происхо­ дит сток воды.

Приток - водоток, впадающий в другой, по отношению к этому другому.

Существуют различные виды устьев.

Эстуарии - воронкообразное устье реки, расширяющееся в сто­ рону моря. Образуется, когда приносимые рекой наносы уносятся приливно-отливные течениями, а прилегающая часть моря доста­ точно глубока, так что накопления наносов не происходит.

Дельта - форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты по форме разных типов, чаще имеют тре­ угольную или веерообразную форму. Дельты образуются не мелко­ водных участках моря (озера) при впадении реки, несущий большое количество наносов.

Откройте в атласах физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии. Запись в тетради делается в виде схемы.

Устье

дельта


эстуарии


Лена,

Волга,

Миссисипи


Енисей,

Темза,

Св. Лаврентия


Мы с вами почти ответили на вопрос: что такое речная систе­ ма? Вернемся к рисунку. Нам его следует дорисовать.

Где берет начало главная река? (В озере.)

Где берет начало приток? (В горах - ледники.)

- Где еще могут брать начало притоки? (Например, в болоте, роднике.)

- Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника и приток, берущий начало из болота.

Сколько всего притоков получилось? (Три.)

Как их будем различать?

Ученики выдвигают версии, до тех пор, пока кто-то не скажет, что есть левые и правые притоки.

Как мы определим, какой левый, какой правый? (Нужно встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, а если слева - то ле­ вый.)

Если ученики не отвечают сами, тогда ищут ответ в учебнике.

Посмотрите на притоки, берущие начало из болота и родника. Что вы можете сказать о них? (Они левые.)

У вас не возникает вопрос? (Как их различить, если они оба левые?)

- Один из них первого порядка, а какой-то второго. Как бы вы их назвали? (Тот, который впадает первым - первого порядка, тот, который впадает в приток первого порядка - второй.)

- Это и есть речная система. Сделайте подзаголовок своего ри­ сунка в тетради. Прочитайте в учебнике, что такое речная сис­ тема (или дайте определение сами и сравните с определением в учебнике).

Поработаем в атласе. Карта РФ. Найдите р. Обь. Опишите речную систему по плану:

1) Главная река.

2) Исток главной реки, устье главной реки.

3) Левые и правые притоки.

4) Притоки I , II , III и т. д. притоков.

Ответ:

1) Обь - главная река.

2) Исток г. Алтай, в месте соединения р. Бия и Катунь. Устье - Карское море.

3) Левый приток - Иртыш;

4) Приток I порядка - Иртыш; II порядка - Ишим.

А теперь попробуем описать речную систему той реки, кото­ рая протекает в вашей местности.

Учитель вывешивает карточки с изображением рек в системе па­ раллелей и меридианов. Предлагает ученикам определить реки.

А теперь наша задача - научиться определять длину рек. Мы уже умеем измерять длину между городами. Чем отличается сущность измерения расстояния между городами и длины рек? (Реки извилистые.)

- Как можно измерить длину кривой извилистой реки? (С по­ мощью нитки и линейки.)

- Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах умножают на именованный масштаб. Измерьте длину рек 1 вариант - Оби, 2 вариант - Енисея. На доске вывешены карточки с фрагментами топографических карт, на которых изображены реки. Учащиеся характеризуют реки по картам.

А сейчас вернемся к началу урока. Мы начали с творчества поэтов, художников. Какие еще вы приготовили стихотворе ния о реках?

(Можно на этом этапе урока отгадывать ребусы, анаграммы, омонимы.)

Название какой реки состоит из предлога и цифры? (Припять.)

- Какая сибирская река состоит из личного местоимения и пред­ лога? (Яна.)

- Название какой реки у тебя во рту? (Десна.)

- Какую реку можно срезать ножом? Или: какая река растет на дереве? (Прут.)

- Какой приток Дона, носит название дерева? (Сосна.)

- Какая река Западной Сибири носит название посуды? (Таз.)

Я - сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «е» на «у» смени –

Стану спутником земли.

(Лена - Луна.)

Ты меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина героя.

Но если «я» на «н» сменяешь,

Сибирской стану я рекой.

(Елисей - Енисей.)

В Селенгу с буквой «д» впадаю,

А с «п» вливаюсь я в Оку.

И в Волгу с «с» я попадаю,

Но с «ф» я Белую теку.

(Уда - Упа - Уса - Уфа.)

- Немного отдохнули и вновь принимаемся за работу. В контур­ ных картах подписать нужно следующие реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Нил, Янцзы, Инд, Ганг, Дон, Днепр, Амазонка, Миссисипи.

Если ученики не успевают, то можно дать как домашнее задание.