В каком году написано произведение на волге. О Волга, колыбель моя(образ реки Волги в русской литературе). Река Волга, география

В каком году написано произведение на волге. О Волга, колыбель моя(образ реки Волги в русской литературе). Река Волга, география

(Детство Валежникова)

. . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . .
Не торопись, мой верный пес!
Зачем на грудь ко мне скакать?
Еще успеем мы стрелять.
Ты удивлен, что я прирос
На Волге: целый час стою
Недвижно, хмурюсь и молчу.
Я вспомнил молодость мою
И весь отдаться ей хочу
Здесь на свободе. Я похож
На нищего: вот бедный дом,
Тут, может, подали бы грош.
Но вот другой - богаче: в нем
Авось побольше подадут.
И нищий мимо; между тем
В богатом доме дворник плут
Не наделил его ничем.
Вот дом еще пышней, но там
Чуть не прогнали по шеям!
И, как нарочно, все село
Прошел - нигде не повезло!
Пуста, хоть выверни суму.
Тогда вернулся он назад
К убогой хижине - и рад.
Что корку бросили ему;
Бедняк ее, как робкий пес,
Подальше от людей унес
И гложет… Рано пренебрег
Я тем, что было под рукой,
И чуть не детскою ногой
Ступил за отческий порог.
Меня старались удержать
Мои друзья, молила мать,
Мне лепетал любимый лес:
Верь, нет милей родных небес!
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей,
И той же песенкою полн
Был говор этих милых волн.
Но я не верил ничему.
Нет,- говорил я жизни той.-
Ничем не купленный покой
Противен сердцу моему…

Быть может, недостало сил
Или мой труд не нужен был,
Но жизнь напрасно я убил,
И то, о чем дерзал мечтать,
Теперь мне стыдно вспоминать!
Все силы сердца моего
Истратив в медленной борьбе,
Не допросившись ничего
От жизни ближним и себе,
Стучусь я робко у дверей
Убогой юности моей:
- О юность бедная моя!
Прости меня, смирился я!
Не помяни мне дерзких грез,
С какими, бросив край родной,
Я издевался над тобой!
Не помяни мне глупых слез,
Какими плакал я не раз,
Твоим покоем тяготясь!
Но благодушно что-нибудь,
На чем бы сердцем отдохнуть
Я мог, пошли мне! Я устал,
В себя я веру потерял,
И только память детских дней
Не тяготит души моей…

Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши,
Рядами стаи белых птиц,
Как изваяния гробниц,
Сидели важно на песке;
Виднелись горы вдалеке,
И синий бесконечный лес
Скрывал ту сторону небес,
Куда, дневной окончив путь,
Уходит солнце отдохнуть.

Я страха смолоду не знал,
Считал я братьями людей
И даже скоро перестал
Бояться леших и чертей.
Однажды няня говорит:
«Не бегай ночью - волк сидит
За нашей ригой, а в саду
Гуляют черти на пруду!»
И в ту же ночь пошел я в сад.
Не то, чтоб я чертям был рад,
А так - хотелось видеть их.
Иду. Ночная тишина
Какой-то зоркостью полна,
Как будто с умыслом притих
Весь божий мир - и наблюдал,
Что дерзкий мальчик затевал!
И как-то не шагалось мне
В всезрящей этой тишине.
Не воротиться ли домой?
А то как черти нападут
И потащат с собою в пруд,
И жить заставят под водой?
Однако я не шел назад.
Играет месяц над прудом,
И отражается на нем
Береговых деревьев ряд.
Я постоял на берегу,
Послушал - черти ни гу-гу!
Я пруд три раза обошел,
Но черт не выплыл, не пришел!
Смотрел я меж ветвей дерев
И меж широких лопухов,
Что поросли вдоль берегов,
В воде: не спрятался ли там?
Узнать бы можно по рогам.
Нет никого! Пошел я прочь,
Нарочно сдерживая шаг.
Сошла мне даром эта ночь,
Но если б друг какой иль враг
Засел в кусту и закричал
Иль даже, спугнутая мной,
Взвилась сова над головой -
Наверно б мертвый я упал!
Так, любопытствуя, давил
Я страхи ложные в себе
И в бесполезной той борьбе
Немало силы погубил.
Зато, добытая с тех пор,
Привычка не искать опор
Меня вела своим путем,
Пока рожденного рабом
Самолюбивая судьба
Не обратила вновь в раба!

О Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Кругом все та же даль и ширь,
Все тот же виден монастырь
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслыша звон колоколов.
Все то же, то же… только нет
Убитых сил, прожитых лет…

Уж скоро полдень. Жар такой,
Что на песке горят следы,
Рыбалки дремлют над водой,
Усевшись в плотные ряды;
Куют кузнечики, с лугов
Несется крик перепелов.
Не нарушая тишины
Ленивой медленной волны,
Расшива движется рекой.
Приказчик, парень молодой,
Смеясь, за спутницей своей
Бежит по палубе; она
Мила, дородна и красна.
И слышу я, кричит он ей:
«Постой, проказница, ужо -
Вот догоню!..» Догнал, поймал,-
И поцелуй их прозвучал
Над Волгой вкусно и свежо.
Нас так никто не целовал!
Да в подрумяненных губах
У наших барынь городских
И звуков даже нет таких.

В каких-то розовых мечтах
Я позабылся. Сон и зной
Уже царили надо мной.
Но вдруг я стоны услыхал,
И взор мой на берег упал.
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой.
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик,-
И сердце дрогнуло во мне.

О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Иду на помощь к рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьем по островам.
То, как играющий зверок.
С высокой кручи на песок
Скачусь, то берегом реки
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою…
Тогда я думать был готов,
Что не уйду я никогда
С песчаных этих берегов.
И не ушел бы никуда -
Когда б, о Волга! над тобой
Не раздавался этот вой!

Давно-давно, в такой же час,
Его услышав в первый раз.
Я был испуган, оглушен.
Я знать хотел, что значит он,-
И долго берегом реки
Бежал. Устали бурлаки.
Котел с расшивы принесли,
Уселись, развели костер
И меж собою повели
Неторопливый разговор.
- Когда-то в Нижний попадем?-
Один сказал: - Когда б попасть
Хоть на Илью…- «Авось придем.
Другой, с болезненным лицом,
Ему ответил. - Эх, напасть!
Когда бы зажило плечо,
Тянул бы лямку, как медведь,
А кабы к утру умереть -
Так лучше было бы еще…»
Он замолчал и навзничь лег.
Я этих слов понять не мог,
Но тот, который их сказал,
Угрюмый, тихий и больной,
С тех пор меня не покидал!
Он и теперь передо мной:
Лохмотья жалкой нищеты,
Изнеможенные черты
И, выражающий укор,
Спокойно-безнадежный взор…
Без шапки, бледный, чуть живой,
Лишь поздно вечером домой
Я воротился. Кто тут был -
У всех ответа я просил
На то, что видел, и во сне
О том, что рассказали мне,
Я бредил. Няню испугал:
«Сиди, родименькой, сиди!
Гулять сегодня не ходи!»
Но я на Волгу убежал.

Бог весть, что сделалось со мной?
Я не узнал реки родной:
С трудом ступает на песок
Моя нога: он так глубок;
Уж не манит на острова
Их ярко-свежая трава,
Прибрежных птиц знакомый крик
Зловещ, пронзителен и дик,
И говор тех же милых волн
Иною музыкою полн!

О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,-
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!..

Что я в ту пору замышлял,
Созвав товарищей детей,
Какие клятвы я давал -
Пускай умрет в душе моей,
Чтоб кто-нибудь не осмеял!

Но если вы - наивный бред,
Обеты юношеских лет,
Зачем же вам забвенья нет?
И вами вызванный упрек
Так сокрушительно жесток?..

Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Все ту же песню ты поешь,
Все ту же лямку ты несешь,
В чертах усталого лица
Все та ж покорность без конца.
Прочна суровая среда,
Где поколения людей
Живут и гибнут без следа
И без урока для детей!
Отец твой сорок лет стонал,
Бродя по этим берегам,
И перед смертию не знал,
Что заповедать сыновьям.
И, как ему,- не довелось
Тебе наткнуться на вопрос:
Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?
Как он, безгласно ты умрешь,
Как он, безвестно пропадешь.
Так заметается песком
Твой след на этих берегах,
Где ты шагаешь под ярмом
Не краше узника в цепях,
Твердя постылые слова,
От века те же «раз да два!»
С болезненным припевом «ой!»
И в такт мотая головой…

Анализ стихотворения «На Волге» Николая Некрасова

Характерная черта творчества Н. А. Некрасова — ярко выраженная гражданская позиция. Даже в чисто лирических стихотворениях он никогда не забывал о главной цели своей жизни — освещению страданий простого народа. В 1860 г. Некрасов написал поэму «На Волге», в которой детские воспоминания тесно переплетаются с болью за каторжную участь бурлаков.

Поэма начинается вполне нейтрально: автор с грустью вспоминает о своем детстве, проведенном на берегу Волги. Он сожалеет о том, что покинул эти милые сердцу родные места. Некрасов признает, что главной причиной было стремление к борьбе, неприятие тихой и спокойной жизни. Излишне самокритично звучит строка «жизнь напрасно я убил». Поэт многим открыл глаза на истинное положение простого народа.

Далее Некрасов описывает свой неугомонный и бесстрашный характер. В качестве примера он приводит свою ночную прогулку с целью увидеть настоящих чертей, которыми его пугала няня. В этом стремлении добраться до истины можно увидеть задатки будущего реализма Некрасова.

Вернувшись на берег Волги в зрелом возрасте, поэт с нежностью наблюдает за ее великим неуклонным течением. Его сердце успокаивается и отдыхает от суеты большого города. Внезапно идиллия нарушается прозвучавшими стонами. Автор замечает бурлаков и вспоминает о своей первой детской встрече с ними. Когда-то давно вид измученных людей, тянущих свою лямку, испугал и поразил мальчика. Никто не объяснил ему значения увиденного, лишь няня уговаривала больше не гулять по берегу. Но своенравный ребенок вернулся на Волгу и был вновь поражен тем, что в его сознании река стала совершенно иной. Вероятно, Некрасов преувеличивает, утверждая, что именно тогда назвал Волгу «рекою рабства и тоски». Но несомненно, что вид невыносимого бурлацкого труда произвел на него огромное впечатление.

В финале произведения Некрасов подводит неутешительный итог. Прошло много лет, а на берегах Волги по-прежнему звучат душераздирающие стоны. Несколько поколений бурлаков также занимаются непосильным трудом, получая за это жалкие гроши. Выхода из создавшейся ситуации нет. Тяжелая работа дает единственные средства к выживанию. Однообразие чисто механических действий накладывает на людей отпечаток вечной покорности своей судьбе. Стоны перемежаются лишь такими же однообразными бурлацкими песнями «с болезненным припевом «ой!»». Поэт с горечью отмечает, что молодые здоровые люди быстро растрачивают свои силы и в конце концов погибают на берегу великой реки.

Волга - самая длинная европейская река, а также одна из крупнейших на планете Земля, которая находится в европейской части России и в Казахстане.

На данный момент длина Волги составляет приблизительно 3530 км, хотя до постройки на реке водохранилищ, она была несколько длиннее - 3690 км.

Свое название Волга получила еще из времен Руси и происходит от слова «влага».

Исток

Исток реки Волга находится на Валдайской возвышенности, а именно в небольшой деревне Волговерховье, что в Тверской области. Затем река проходит через несколько больших озер. На месте истока поставлен специальный памятник реке.

Исторические характеристики

  • Впервые о реке заговорил греческий историк Геродот. Затем сведенья о Волге встречаются в записках персидского царя Дария, который описывал свои походы на скифские племена.
  • Римские источники говорят о Волге как о «щедрой реке», отсюда они дали ей свое название - «Ра».
  • Арабские исследователи говорят о Волге как о «рекой рек, великой реке».
  • На Руси о реке говорится в знаменитой «Повести временных лет».
  • Со времен Руси Волга была важным торговым звеном - артерией, где был основан волжский торговый путь. Через этот путь Русь торговала с арабскими странами, в большей мере такими товарами: дорогие восточные ткани, металлы, рабами, медом, воском. Во время монгольского нашествия этот торговый регион теряет свой приоритет и важность, однако уже в XV веке он вновь набирает былой важности.
  • После завоевания всего волжского бассейна начинается расцвет торговли, пик которой приходится на XVII век.
  • Со временем на Волге возникает мощный речной флот.
  • В XIX веке на Волге работает целая армия бурлаков, чему даже посвящена картина известного русского художника И. а. В этот период по Волге транспортируются огромные запасы соли, рыбы, хлеба. Затем к этим товарам также присоединились хлопок, а позднее и нефть.
  • В период Волга была едва ли не главной стратегической точкой, контроль которой бы обеспечивал армию хлебом, а также нефтью и возможность быстро перекинуть свои силы с помощью флота.
  • Когда в России устанавливается советская власть, реку начинают использовать как источник электроэнергии, построив на ней гидроэлектростанции.
  • В период Второй мировой войны Волга - важнейшая для СССР река, так как через нее перебрасывались огромные армии и запасы продовольствия. Кроме того, на одном из городов на Волге - Сталинграде, произошла крупнейшая битва в истории. Волга - ключ к СССР, так считало немецкое и советское командование, поэтому бои были особенно ожесточенными.
  • В верхнем течении Волги расположены огромные массивы лесов, а ниже по течению вдоль Волги тянуться большие посевные площади, садовые предприятия.
  • В бассейне Волги добываются огромные запасы нефти и природного газа, которые становят основу всей Российской экономики.
  • В некоторых районах добывают калийную соль, поваренную соль.

Режим реки

Как и множество других российских рек, Волга имеет преимущественно снеговое питание - примерно 60%, небольшую часть становит дождевое питание - всего 10%, а грунтовые воды питают Волгу собственно на 30%. Годовые колебания уровня воды различаются в различных регионах. К примеру, в Тверской области оно может достигать 11 метров, в той Астрахани - всего 3 метра.

река Волга фото

Вода в реке преимущество теплая, в летнее время, к примеру, она не опускается ниже 20-25 градусов по Цельсию. Замерзает река в конце ноября - в верхнем течении, а на нижнем течении уже в декабре. В замерзшем состоянии река находится от 100 до 160 дней в году. Нередки на реке Волге большие волны - около 1,5 - 2 метров. Из-за этого во многих портах были поставлены волноломы.

Флора и фауна

Река Волга, как и ее наибольшая притока - Кама имеются источником огромного количества рыбы. В реке обитают большие популяции следующих видов рыб: карась, густера, судак, окунь, язь, щука, сом, налим, ерш, осетр, лещ и стерлядь. Недавно в реки была запущена форель. Всего в Волге насчитывается около 70 видов рыб.

Птицы на реке Волга фото

В дельтах Волги селятся многие виды птиц: утки, лебеди, цапли и др. Хотя Волга сильно загрязняется промышленными предприятиями, в ней еще сохраняется довольно богатая водная растительность (лотос, кувшинка, тростник, водяной орех и др), особенно в заливах.

Города на реке Волга

На Волге расположены важнейшие для страны города, из их числа многие города с многомиллионным населением. В самом низу течения Волги лежит важнейший экономический и промышленный центр Нижнего Поволжья - город Астрахань, с более чем полумиллионным населением. Астрахань принято считать портовым городом.

река Волга. город Астрахань фото

Одним из красивейших и самых знаменитых городов является большой город Волгоград, ранее именуемый Сталинградом. Город имеет геройское звание, которое он получил во время Великой Отечественной войны (). Население города составляет чуть больше, нежели 1 млн. человек. Еще при СССР был одним из мощнейших экономически развитых городов страны. Сейчас в городе процветает машиностроение, строительная промышленность, металлургия, энергетическая промышленность.

река Волга. город Волгоград фото

Одним из самых больших по населению городов на Волге, является город Казань. Его население составляет более чем 1 млн., 200 тыс. человек. Казань - один из мощнейших промышленных центров Российской Федерации. Основу промышленности города составляет машиностроение, нефтехимическая промышленность, авиационная промышленность. Не менее большим городом на Волге есть Нижний Новгород с населением в 1 млн., 250 тыс. человек. Хотя в отличие от населения Казани, здесь население не растет, а падает.


река Волга. город Казань фото

В функционирует широкое производство автомобилей, судов различных классов и производство оружия. Хорошо развита в городе тяжелая промышленность. Новгород также считают одним из главных информационных центров большой страны. Следующий город, который нужно отметить - это с населением почти в 1 млн. и 200 тыс. человек. Самара - это важный центр машиностроения и тяжелой промышленности и в особенности - авиационной промышленности.


река Волга. Нижний Новгород фото

Последним городом, о котором нужно упомянуть является город Тверь с населением чуть более 400 тыс. человек. Наиболее развита Тверь с машиностроительной сфере и тяжелой промышленности. Немного слабее развита пищевая промышленность, а также химическая.

Притоки Волги

В Волгу впадают приблизительно 200 приток и большая часть из них находиться на левой стороне. Левые притоки также намного многоводнее, нежели правые притоки. Самым крупным притоком Волги является река Кама - левый приток. Ее длина достигает 2000 км что составляет, более чем половину длинны самой Волги. Свое начало притока берет на Верхнекамской возвышенности.

Кама отличается огромным количеством мелких приток - всего их численность достигает почти 74 тысяч, и львиная доля их (примерно 95%) - это реки длинной до 10 км. Как и в Волге, Кама имеет преимущественно снеговое питание. Колебания уровня воды чаще всего становят от 6 до 7 метров.

Многие гидротехнические исследования также говорят о том, что Кама значительно древнее Волги и именно Волга является притоком Камы, а не наоборот. Еще несколько тысячелетий тому назад именно так и было. Но последний ледниковый период и строительство на Каме водохранилищ, серьезно уменьшили ее длину .

Притоки Волги:

  • Ока;
  • Сура;
  • Тверца;
  • Свияга;
  • Ветлуга;
  • Унжа;
  • Молога и др.

Туризм на реке

Волга по праву считается одной из самых живописных рек России, а поэтому туризм на ней процветает. Волга дает возможность в максимально короткий срок посетить большое количество старинных городов государства.

Круизы по Волге - наиболее распространенный вид отдыха на Волге, а также один из самых универсальных, комфортных и относительно, недорогих. Такой круиз может длиться от нескольких дней, до целого месяца, куда входит посещение красивейших городов и мест страны, находящихся по течению Волги.


Туризм по реке Волга фото

Самый благоприятный период для путешествий по Волге - начало мая по конец сентября, когда погода наиболее теплая и приятная. Самым удобным транспортом для путешествий является туристический теплоход, где есть все удобства для пассажиров, включая: бассейны, удобные каюты высокого класса, кинотеатры, библиотеке и так далее. Во время захода теплохода в город, туристы без проблем могут заказать экскурсию по тому или иному городу.

Оплата за экскурсии может входить и в собственность самого туристического тура, вместе с оплатой за теплоход.

  • На притоке Волги - Каме проходит ежегодное соревнование по парусному спорту - одно из крупнейших в Европе;
  • Река Волга является стержнем всего русского народа в литературе, часто реке приписывали человеческие качества;
  • Волга фигурирует во многих литературных и художественных произведениях российских классиков: Горького, Некрасова, Репина;
  • О Волге было снято несколько известных художественных фильмов, в том числе «Волга, Волга» в 1938 году, «Строиться мост» в 1965 году;
  • Волгу принято считать «родиной бурлаков», иногда на ней могли тяжко трудиться около 600 тыс. бурлаков одновременно;
  • Волга - самая крупная река в Европе.
Всё своё творчество Николай Алексеевич Некрасов направил на то, чтобы донести до современников и потомков правду о жизни простых россиян, которые находились в рабской зависимости, в нищете, в лишениях, в гонениях. Он отошёл от привычных рамок и не старался приукрашивать действительность.

Правдиво описывая жизнь низших сословий, он прекрасно понимал, что оценить его труды смогут только люди грамотные, ведь крестьяне не умели читать. Некрасов сознательно плыл против течения, сознавая сложность в круговоротах цензуры, непонимания критиков и общества в целом.

Нужно сказать, что донести свои мысли ему удалось. Мастер пера смог проникнуть в сознание прогрессивно настроенных современников. Его произведения с каждым годом пользовались всё большей популярностью. Именно таким и является стихотворение «На Волге», написанное Николаем Алексеевичем в довольно зрелом возрасте. В нём он, как обычно, поднимает проблемы народа, пытаясь донести их до общественности.

Анализ стихотворения «На Волге»

Данное произведение написано в 1860 году. Манера, к которой обратился автор, не редкость в его творчестве. Здесь переплетены детские воспоминания:

О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Иду на помощь к рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьем по островам.
То, как играющий зверок.
С высокой кручи на песок
Скачусь, то берегом реки
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою…
Тогда я думать был готов,
Что не уйду я никогда
С песчаных этих берегов.

Здесь же восхищение природным пейзажем уже взрослого автора:

О Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Кругом все та же даль и ширь..

Здесь и кульминационная часть. То, что больше всего тревожит рассказчика. Некрасов подобрал самые точные слова, чтобы описать несчастного бурлака:

Лохмотья жалкой нищеты,
Изнеможенные черты
И, выражающий укор,
Спокойно-безнадежный взор…
Без шапки, бледный, чуть живой...

В последней части стихотворения поэт капнул глубоко. Он буквально показал печальную приемлемость поколений, когда безысходность положения вызывает чувства большие, чем просто сочувствие:

Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Все ту же песню ты поешь,
Все ту же лямку ты несешь,
В чертах усталого лица
Все та ж покорность без конца.
Прочна суровая среда,
Где поколения людей
Живут и гибнут без следа
И без урока для детей!
Отец твой сорок лет стонал,
Бродя по этим берегам,
И перед смертию не знал,
Что заповедать сыновьям.

Такое понимание темы вовсе не случайно. Родовое имение Некрасова, где он провёл детство, как раз находилось на берегу данной реки. Тогда он восхищался могуществом пароходов. Однако в детстве ребёнок не задумывался, что все великолепие получено рабским трудом. Один раз на реке Волга он увидел чудовищную картину. Бурлаки тащили баржу. Эта мрачная картина произвела на мальчика сильное впечатление, настолько сильное, что спустя десятилетия, нашло отражение в данном произведении.

Волга для писателя всегда была чем-то большим, нежели простая река. С ней связана жизнь поэта. В отчем доме именно наблюдение за водами Волги давали писателю чувство свободы. Автор отмечает, что в детстве он считал всех своими братьями и никогда не делал различия между богатыми и бедными, низшими и высшими слоями населения. Свое детство он провел, играя с обычными крестьянскими ребятами своего возраста, также много учился у местных рыбаков. Автор отмечает, что именно встреча с бурлаками на Волге перевернула его сознание и заставила по-другому посмотреть на мир. Он понял, что некоторые люди в прямом смысле этого слово рождаются рабами и в будущем им ничего не сулит хорошего кроме страданий и несчастий.

Сама поэма состоит из четырех частей, первые две здесь посвящены детским воспоминаниям. После автор рассказывает, что спустя некоторое время, ему опять посчастливилось увидеть эту могущественную реку и он снова восхищается красотой. Но воспоминания несут всю горечь и несчастье, которое он увидел когда-то. Затем автор делает заключение - прошло десятилетие и ничего толком не поменялось, все те же бурлаки тащат баржу, тем самым зарабатывая себе на существование адским трудом.

«Все ту же песню ты поешь, всю ту же лямку ты несешь»

Так поэт описал свою новую встречу с этими рабами. Его весьма расстроили бредущие в упряжке люди, которые еле переставляют ноги от изнеможения. Кажется, что это продолжается вечно. Тогда Некрасов рассуждает, что никогда бы не уехал из этих чудесных мест, не присутствовал бы здесь этот вой несчастья.

Вместе со всем этим поэт рассказывает, что в детстве и юности он мечтал изменить этот мир, однако, теперь он не представляет это возможным. Прошло столько лет и ему стыдно. Однако писатель отмечает, что благодаря этому ему удалось выработать чувство сострадания ко всему народу. Теперь у него есть цель. Он готов рассказывать о судьбе раба, так чтобы каждый проникся проблематикой и состраданием.

Стих ведется от первого лица. Главный герой рассказывает о самом себе. Он вспоминает о своём детстве и отрочестве и очень красочно описывает любимые места. Поначалу читателю может показаться, что это стихотворение о природе.

Автор замечает, что река сохранила всю свою красоту, как и у него в юности. Все так же кругом ширь и даль, река светла и великолепна, так же виден, как и раньше монастырь. Поэтому герой понимает, что у него все так же трепещет душа при виде красоты природы. Раздается звон колоколов и на душе становится приятно и светло. Вся эта красота и трепет души остались с героем навсегда.

Но вот писатель переходит к воспоминаниям и размышлениям другого характера. И становится ясно, что он, несколько десятилетий назад, на этом берегу, и сейчас – совершенно два разных человека. Однако одно осталось неизменным, что герой до сих пор сохранил всю тяжесть в душе при виде этих бурлаков. Их страдания отзываются в его душе глубокой скорбью.

Рассказчик растерял все свои приятные воспоминания и любование пейзажем. Как и много лет назад люди шли обвитые в веревках, неся непосильную ношу. Согнутые оборванцы в ветхой плохонькой одежонке вынуждены склоняться до самой земли. И не было сил спокойно принимать это уныние и страдание.

Волга!.. колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я!

Затем он вновь вспоминает детство как бегал по расе посмотреть на речку. Тогда казалось, что мир добр и светел, все было спокойно, только лучи солнца падали на волны. Затем мальчишка шел к рыбакам и катался с ними на челноке или бегал вдоль берега и представлял себя зверьком прыгая по песку и изображая различные карикатуры, бросал камешки в воду. Воспоминания юности сильно нахлынули на героя, показав, что он в душе все тот же юноша, однако, с другими взглядами.

Однако его приятное времяпрепровождение было потревожено диким воем. Тогда герой испугался и решил выяснить, что же происходит. Оказывается, это бурлаки, которые принесли котел и начали разводить костёр. Здесь автор передаёт разговор между бурлаками, из которого понятно, что многие из них очень больны. Но люди не ропщут, а только печалятся, что, например, из-за больного плеча один мужик не может лучше выполнять свою работу. А работа эта была очень сложной.

В то время баржи тащили посредством толстых веревок, они представляли собой лямки. Их крепили на плечи людей и те по берегу тянули эту баржу с грузом. И когда человек с болезненным видом сказал, что лучше бы он умер, его слова нашли отклик в душе рассказчика:

Я этих слов понять не мог, Но тот, который их сказал, Угрюмый, тихий и больной, С тех пор меня не покидал!

Ужас бедственного положения человека, который, всеми силами пытается тянуть эту большую баржу: в любую погоду, по любой некачественной дороге из камней, по песку, по воде – чтобы в конце пути, получить за этот неблагодарный и непростой труд, копейки за которые можно едва свести концы с концами, навсегда оставшись в душе поэта.

В памяти героя постоянно встает образ, человека усталого и унылого, в лохмотьях, полностью изнеможен от непосильного труда, лежащего на песке. В его глазах была боль, обида и безнадежность, это надолго запало в душу автору. Никогда не мог забыть он этой встречи, печального укоризненного взгляда. Стихотворение «На Волге» тому подтверждение.

Прекрасная, любимая Волга оказалась «рекой рабства и тоски». Для себя Некрасов нашёл единственно правильный выход - говорить. Говорить громко и смело, по сути, став народным заступником.

Эта песня известна каждому русскому человеку. Стоит только произнести первые слова, как тут же прохожие подхватывают их, и через мгновенье вся улица напевает знаменитую мелодию прошлых лет.

Но всем ли известно из какого «далека» и как «долго» течет великая русская река. И почему она так велика?

Не совсем из далекого «далека» течет Волга. Берет она свое начало в Тверской области в деревне Волговерховье, а вот простирается до самой Астрахани, где впадает в Каспийское море. Путь ее длится 3 530 км, что делает реку самой протяженной в Европе.

Возможно ли представить, что на всем этом расстоянии Волга превращается из ручейка, который можно перешагнуть, в широченную реку, мост через которую достигает более 5 км!

Президентский мост в Ульяновске. Фото: www.wikiwand.com

Это интересно:

Президентский мост — общая стоимость строительства мостового перехода через реку Волгу в г. Ульяновске в ценах 2008 года - 38,4 миллиарда рублей. Общий срок строительства мостового перехода составил 23 года, что превысило нормативный период строительства на 14 лет и привело к удорожанию объекта (при среднем инфляционном росте 1 миллиард рублей в год) на 14 миллиардов рублей.

«А Вы сможете перешагнуть Волгу?» — спрашиваю я всегда гостей, приезжающих в Тверскую область. Ответы разные, но глаза загораются у всех, а далее следует вопрос: «Где это можно сделать?». Сама я перешагнула Волгу дважды, но всегда это действо сопровождалось некой тайной. Сейчас же люблю наблюдать за людьми, которые впервые приезжают на исток. Они как дети бегут к крохотном ручейку и, не веря своим глазам, спрашивают: «Это правда она?». А потом весело прыгают с берега на берег. Счастье. Да, здесь живет счастье, которое кроется в простых вещах. Оно находится у самого истока, у истока великой русской реки.

Дальше это счастье протекает через 15 субъектов Российской Федерации , захватывая такие города, как Тверь, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Ульяновск, Самару, Саратов, Волгоград, Астрахань и другие. И для каждого жителя этих городов Волга — любимая река, кормилица. О ней всегда слагали песни, ее воспевали поэты и писатели, художники рисовали ее в любое время года.

Волга кормила и вдохновляла наш народ на протяжении многих веков. А скольких веков? Пока я пыталась разобраться в научном материале по географии и геодезии, поняла, что вопрос с историей происхождения Волги немного глубже, чем я себе представляла. Не буду вдаваться в подробности. Важно одно – Палео-Волга образовалась 5 млн лет назад! Что же касается о упоминаниях о реке? Первое из них принадлежит Геродоту (V в. до н.э.), далее существуют отсылки на древнеримские источники II – IV вв. и, конечно же, Волга упоминается в древнерусском произведении «Повесть временных лет», написанном летописцем Нестером.


Древняя карта реки Волги / Карта Фра Мауро (фрагмент) — Волга и Каспий

Конечно, как у любой полноводной реки – основная функция – транспортная. По Волге в средние века пролегал волжский торговый путь, который соединял Скандинавию со странами Восточной Азии. Рассвет данного торгового пути пришелся на IX век. При Иване Грозном открылось сквозное движение по реке до ее устья как самоходных весельных судов, так и движимых бурлаками. Всем, конечно же знакома, поэтому представление об этом тяжком труде не нуждается в описании. В начале 1800-ых годах стали появляться пароходы, которые и сейчас курсируют по Волге.


Плес. Фото: pliosvestnik.ru

Многие знаменитые люди путешествовали по Волге, описывали ее, рисовали. Одной из таких особ была Екатерина Великая. Само путешествие называлось «Волжский вояж» и длилось чуть больше месяца с 13 мая по 16 июня 1767 года. Начиналось оно в Твери, заканчивалось в Синбирске. Во время своего пребывания в Костроме, Екатерина узнала, что у города нет герба. Императрица повелела тут же создать герб для Костромы: «Прикажите в Герольдии сделать городу и уезду костромской герб, коим намерена их пожаловать».

Тот герб стал первым официально утвержденным гербом в России, а изображал он Волжский вояж Екатерины – корабль, на котором приплыла императрица по Волге. Так, Великая русская река начала фигурировать и в геральдической символике.

Не знаю, какие еще факты из жизни реки привести, чтобы не осталось сомнений в ее величии и значимости, хотя, разве, кто-то сомневался? Да и как можно ставить под сомнение красоту и могущество русской реки, которая стала символом всей страны.

О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Некрасов Н.А.

Река священнейшая в мире,
Кристальных вод царица, мать!
Карамзин Н.М.

А я без Волги просто не могу.
Как хорошо малиновою ранью
Прийти и посидеть на берегу,
И помолчать вблизи её молчанья.
Дементьев А.С.

1. Впервые люди услышали песню «Течет река Волга» в июле 1962 года в воскресной радиопередачи Всесоюзного радио «С добрым утром!» в исполнении Марка Бернеса, который и должен был озвучивать ее в кинофильме «Течет Волга», однако, он отказался от этого. В итоге в фильме исполняет песню Владимир Трошин.

2. С 2008 году неофициально празднуется день Волги 20 мая. Традиционно проходят экологические мероприятия по очищению реки. В Тверской области в конце мая начинается Волжский крестный ход, который начинается с освещения истока Волги и далее следует по всем волжским городам Тверской области.

3. Бурлаки – это не только те, кто таскал баржу. Этим словом можно назвать человека, ушедшего на заработки (рубить дом, класть печи и тд.). В СССР в 1929 году бурлацкая тяга была запрещена. Сейчас в нормативно-правовых актах нет на ее запрета.

4. Самый длинный мост через Волгу – Президентский — построен в 2009 году в г. Ульяновск. Его длина составляет 5 825 метров. Президентский мост являлся самым длинным мостом в России, до постройки Крымского моста, длинна которого составляет 19 км.

Река Волга – самая крупная река европейской части России и самая большая река Европы. Берет свое начало на Валдайской возвышенности на высоте 228 м, из родника в селе Волго-Верховье Тверской области и, протекая по всей территории Центральной России, впадает в Каспийское море.

Наши предки славяне называли реку Волгу «большая вода». Думается, за счет ее огромных размеров. Смотришь на нее, смотришь – и, кажется, время останавливается. По мнению Александра Дюма, Волга – царица наших рек. Она – защитница, кормилица и заступница. Река кормит и поит людей, она является естественной преградой от врагов. Волгу называют матушкой. Ведь именно Волга была основным путем, соединяющим Европу и Азию.

Волга считается любимым символом России. В различных песнях и стихах она всегда славилась как "мать-река", "матушка-Волга". Из поколения в поколение передавались волжские легенды, были, сказания, предания. Эта фольклорная традиция привлекала к себе внимание многих поэтов прошлого века. Тема Волги в русской поэзии уже давно заняла особое место. В народном фольклоре, творчестве писателей, поэтов, художников широко отражена тема Волги матери, Волги кормилицы. Обобщив эти образы, можно сказать, что для русского человека Волга – это сама Жизнь.

Как бы ни менялась в дальнейшем Волга, она не перестанет быть для русского человека прекрасной, величественной, загадочной. А для литераторов - источником вдохновения.

Волга всегда вдохновляла деятелей культуры: произведения многих писателей посвящены быту ее жителей - например, П. И. Мельникова-Печерского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, драматурга А. Н. Островского, поэта Н. А. Некрасова (автора известных строк: "О, Волга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я!", знаменитого на весь мир Максима Горького, родившегося на Волге и правдиво описавшего жизнь ее простого народа.

Прославленным певцом великой реки стал и гениальный бас Федор Шаляпин, волжанин по происхождению, коронным номером которого была народная песня "Дубинушка", также посвященная тяжелой участи волжских бурлаков. Многих поэтов вдохновила Волга на стихи и песни, многих живописцев – на чудесные полотна. Волгу писали замечательные русские пейзажисты Ф. А. Васильев, И. И. Левитан, И. Е. Репин.

У каждого поэта тема Волги решается своеобразно, неповторимо. И, тем не менее, представляется возможным найти и нечто общее, родственное в восприятии и отражении великой реки.

Образ Волги в поэзии И. И. Дмитриева

Волжская тема в поэзии заявила о себе только в конце 18 века, но и в фольклоре она развивалась задолго до этого. Широко известны такие народные песни, как "Ах ты, Волга ли, Волга-матушка", "Волга, реченька глубока", "Вниз по матушке по Волге", "Волга, моя матушка" и др. Главной песней о Волге для россиян уже почти полвека остается эпически пронзительная ошанинская: «Издалека долго течет река Волга, течет река Волга, конца и края нет», в которой человеческая жизнь и течение реки сплетены в единое целое. Откуда бы взяла свою единственную силу наша разливная народная песня, если бы не было у нас Волги, в дополнение к нашим утробным земным просторам?

Первооткрывателями волжской темы в поэзии, как известно, принято считать Н. М. Карамзина ("Волга", 1793) и И. И. Дмитриева ("К Волге", 1794).

«Воспоенные» Волгой симбиряне Н. М. Карамзин и И. И. Дмитриев, слагали в ее честь гимны, тем самым пытаясь возвеличить "на слабой лире" "священнейшую в мире реку", ". в искренних стихах смиренну дань оставить". Любуясь величавою Волгою, воспетою питомцами ее Карамзиным и Дмитриевым в Симбирске, почтим ее признательным приветом и там, где она еще, так сказать в младенчестве, струится тихо и смиренно.

Иван Иванович Дмитриев родился 10 (21) сентября 1760 г. в семье симбирского помещика. Его поэтическое творчество продолжалось немногим более десяти лет. Сам Дмитриев писал, что его «деятельная пиитическая жизнь. продолжалась только одиннадцать лет». Личность поэта Ивана Дмитриева и его мировосприятие формировала не только высокая культура семьи, её духовная самодостаточность. Сызранский уезд, симбирские и самарские земли времён Дмитриева - юго-восточная окраина России. Кругом - заволжские степи, реки, озёра и Волга. Просторы такие, что хоть три года скачи, никуда не доскачешь. Город Сызран выстроен худо, но необычайно красив по своему местоположению: в заливе Волги и разделяемый рекой Крымзой. Разливы рек по весне создавали необычайной красоты живописные виды, возбуждавшие воображение. А сочетание воды, голубого неба и солнца наполняло бытие внутренним и внешним спокойствием. Дмитриев значительно расширил жанровое многообразие сентиментальной поэзии.

В стихотворении «К Волге» (1794) возникает лирический образ поэта, восхищенного красотой и величием Волги:

Конец благополучну бегу!

Спускайте, други, паруса!

А ты, принесшая ко брегу,

О Волга! рек, озер краса,

Глава, царица, честь и слава,

Прости!. Но прежде удостой

Склонить свое вниманье к лире

Певца, незнаемого в мире,

Но воспоенного тобой!

Исполнены мои обеты;

Свершилось то, чего желал

Еще в младенческие леты,

Когда я руки простирал

К тебе из отческие кущи,

Взирая на суда, бегущи

На быстрых белых парусах!

Свершилось, и блажу судьбину:

Великолепну зрел картину!

Там кормчий, руку простирая,

Чрез лес дремучий на курган,

Вещал, сопутников сзывая:

«Здесь Разинов был, други, стан!»

Вещал и в думу погрузился;

Холодный пот по нем разлился,

И перст на воздухе дрожал.

Тяготясь «скучной унтер-офицерской службой», Дмитриев часто испрашивал длительные отпуски, которые проводил в родных местах на Волге. Служебные досуги посвящал изучению «правил поэзии» и стихотворству, подражая, в основном, французским авторам легких стихов. Первые, публиковавшиеся анонимно в 1777–1782, литературные опыты оказались неудачны и успеха не принесли. Однажды, будучи в театре, Дмитриев услышал, что стихи его называют «глупыми», и надолго перестал печататься. Умер Дмитриев 3(15)октября 1837, окруженный почетом и уважением, хотя его творчество выглядело старомодным на фоне свершений пушкинской эпохи. Прах его покоится в Московском Донском монастыре.

Образ Волги в поэзии Н. М. Карамзина

Одним из первых Карамзин воспел Волгу ("Волга", 1793)/./p>

Образ Волги привлек внимание Н. М. Карамзина. Родился Николай Михайлович Карамзин 1 декабря 1766 года под Симбирском в дворянской семье. Детство его прошло на берегу Волги - величавой реки, "священнейшей в мире" (как она названа в одном из его стихотворений). Отдавшись писательской деятельности, он стал одним из первых русских профессиональных литераторов. На берегах Волги он ведет «рассеянный образ жизни»: делает визиты знакомым семьям, не чурается карточного стола, посещает балы. В то же время читает Шекспира и переводит Эдуарда Юнга. Питая интерес к деятельности «вольных каменщиков», Карамзин вместе с И. А. Тургеневым, соратником Новикова, выехал из Симбирска в Москву. Едва ли не главная заслуга Карамзина-пейзажиста - осознание глубинной поэтичности самой природы как предмета созерцания и источника вдохновения. Слова "Природа", "Натура" пишутся у Карамзина с прописной буквы: в его творчестве впервые создается, в русле руссоистских влияний, поэтический культ природы как таковой, отсюда и значение пейзажа, как средства "воспитания души". В стихотворениях "Поэзия", "Дарования" - раздумья поэта-пейзажиста о высших целях своего творчества, призыв к созерцанию природы, которая своей красотой облагораживает нравы и умиротворяет страсти. У Карамзина впервые поэзия вообще и пейзажная в особенности размышляет о самой себе.

Река священнейшая в мире,

Кристальных вод царица, мать!

Дерзну ли я на слабой лире

Тебя, о Волга! величать,

Богиней песни вдохновенный,

Твоею славой удивленный?

Дерзну ль игрою струн моих,

Под шумом гордых волн твоих -

Их тонкой пеной орошаясь,

Прохладой в сердце освежаясь -

Хвалить красу твоих брегов,

Где грады, веси процветают,

Поля волнистые сияют

Под тению густых лесов,

В которых древле раздавался

Единый страшный рев зверей

И эхом ввек не повторялся

Любезный слуху глас людей,-

Брегов, где прежде обитали

Орды Златыя племена;

Где стрелы в воздухе свистали

И где неверных знамена

Нередко кровью обагрялись

Святых, но слабых християн;

Где враны трупами питались

Несчастных древних россиян;

Но где теперь одной державы

Народы в тишине живут

И все одну богиню чтут,

Богиню счастия и славы

В своих произведениях Карамзин изобразил образы родных и знакомых, виды волжской природы. Его стихотворение «Волга» (1713) открывает антологию о «реке, священнейшей в мире, кристальных вод царице-матери». Хрестоматийными стали строчки Карамзина из письма к брату (от 6 июня 1808): «Симбирские виды уступают в красоте немногим в Европе». Это неизбывная любовь заставляла его не раз слетать «воображением на берег Волги, Симбирский Венец» Трагизмом пронизаны слова Карамзина к И. Дмитриеву в письме от 9 июля 1825: «Любезный Симбирск, Волга, Свияга! Мне уже, вероятно, не видать вас»

Кончина Николая Михайловича Карамзина отозвалась в сердцах современников глубокой печалью. Для них он был благородным примером служения родине, последним летописцем ее прошлого и первым писателем XIX века. П. А. Вяземский дал Карамзину образную оценку: «Карамзин - это Кутузов 12-го года: он спас Россию от нашествия забвения, воззвал ее к жизни, показал нам, что у нас отечество есть, как многие узнали о том в двенадцатом году».

Образ Волги в поэзии Н. М. Языкова

Иные смыслы приобретает Волга в эпоху романтизма в творчестве К. Н. Батюшкова, П. А. Вяземского, Н. М. Языкова и др. Их пейзажи, где Волга выступает символом России, можно условно назвать "патриотическими". Очень часто их стихи строятся на антитезе "родина - чужбина", что дает возможность ярче, эмоциональнее выразить любовь к родной стране и прекрасной реке. Тема Волги у них неразрывно связана с темой Родины.

Непревзойденный певец водной стихии, ее освежительного воздействия на человека, симбирянин Н. М. Языков особенно любил Волгу.

Молю святое провиденье:

Оставь мне тягостные дни,

Но дай железное терпенье,

Но сердце мне окамени.

Пусть, неизменен, жизни новой

Приду к таинственным вратам,

Как Волги вал белоголовый

Доходит целый к берегам

Ей он посвятил наибольшее из всех крупных русских лириков количество стихотворений. Кипучему дару Языкова дорог образ взволнованной, брызжущей, потрясенной стихии. Он может считаться основоположником той линии в развитии национального пейзажа, которая подчеркивает не скромную, смиренную прелесть русской природы, а ее гордый простор, яркость, пышность, величавость ("Моя родина", "Чужбина", "Родина").

Где твоя родина, певец молодой?"-

Где берег уставлен рядами курганов;

Где бились славяне при песнях баянов;

Где Волга, как море, волнами шумит.

Там память героев, там край вдохновений,

Там все, что мне мило, чем сердце горит;

Туда горделивый певец полетит,

И струны пробудят минувшего гений!

Глава II. Образ Волги в поэзии 19-20 веков

Образ Волги в поэзии Н. А. Некрасова

В середине 19 века, благодаря поэтам революционно-демократического лагеря, входит в русскую поэзию мотив "трудовой" Волги, бурлачества. Здесь уже романтическая традиция уступает место реалистической. Тема "природа и труд", органичная для поэта, порой передается с кольцовской бодростью, чаще же приобретает трагическое звучание. Он противопоставляет "зрелище" цветущей природы "позору" невежества, нищеты, бесправия.

У них река ассоциируется прежде всего с малой родиной: родным селом, городом, родным домом. Они замечают, как сильно изменилась родная Волга, глядя на бегущие по ней пароходы, разрывается от боли сердце, кода смотрят они на вырубленные по берегам леса, на "плевки Горынычей стальных", на то, "как голубую телогрею Чернит без устали мазут. "

На берегах Волги прошло детство Некрасова Николая Алексеевича, сюда он постоянно приезжал и, будучи известным, признанным поэтом. Волге он посвятил свои лучшие строки. С детства знакомые ярославские, костромские, владимирские раздолья всегда были близки и милы сердцу Некрасова. Могучие просторы Волги, скромные деревеньки, разбросанные по её берегам, леса, поля, заливные луга постоянно влекли к себе поэта. Теперь Волга и Некрасов – понятия, вряд ли отделимые друг от друга в истории отечественной культуры.

Поздней осенью 1824 года будущий поэт вместе с отцом и матерью впервые приехал в родовое имение Грешнево. Грешнево расположено неподалёку от Волги; вокруг холмы, заливные луга, поля. На правой стороне Волги видны золотые купола Бабайского монастыря, о котором Некрасов рассказывает в стихотворении «Горе старого Наума». Вниз по Волге – крахмально-паточные заводы, затапливаемая в весеннее половодье Костромская низина, Кострома, Ипатьевский монастырь – величественный памятник древней архитектуры

Родовой дом Некрасовых стоял на самом конце Грешнева. Окна его выходили на столбовую дорогу – Ярославско-Костромской низовой тракт, который в народе называли Сибиркой. В усадьбе, по словам Некрасова, всего замечательнее был старый обширный сад, окружённый густыми липами.

В глубине сада, позади дома, располагались хозяйственные постройки: кухня, баня, людская и в самом дальнем углу стоял флигель с кирпичным первым и деревянным вторым этажами. В нём жили крепостные музыканты. Дом этот, назывался «музыкантской». Он сохранился до нашего времени. Совершенно особое место, как ни у кого другого из русских писателей, занимает Волга в жизни и творчестве Некрасова. Здесь в Грешневе, в доме отца, Некрасов учился «любить и ненавидеть». Невдалеке от Грешнева протекала река Волга. Вместе со своими деревенскими друзьями Некрасов часто бывал на волжском берегу. Целые дни проводил он здесь, помогал рыбакам, бродил с ружьем по островам и часами любовался вольными просторами великой реки:

О Волга!. колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Но однажды мальчик был потрясен открывшейся перед его глазами картиной: по берегу реки, почти пригнувшись головой к ногам, толпа изможденных бурлаков из последних сил тянула огромную расшиву. А над нею как будто повисла тоскливая, похожая на стон песня:

И был невыносимо дик

И страшно ясен в тишине

Их мерный похоронный крик –

И сердце дрогнуло во мне.

("На Волге")

Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях. Написанные за это время "Последние песни" по искренности чувства, сосредоточившегося почти исключительно на воспоминаниях о детстве, о матери и о совершенных ошибках, принадлежат к лучшим созданиям его музы. В душе умирающего поэта ясно вырисовывалось и сознание его значения в истории русского слова. В прекрасной колыбельной песне "Баю-баю" смерть говорит ему: "не бойся горького забвенья: уж я держу в руке моей венец любви, венец прощенья, дар кроткой родины твоей. Уступит свету мрак упрямый, услышишь песенку свою над Волгой, над Окой, над Камой". Некрасов умер 27 декабря 1877 г. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодежи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения в Новодевичьем монастыре.

Образ Волги в творчестве И. А. Гончарова

По-своему воспел Волгу И. А. Гончаров. Он видел в ней, в пейзажах, ее окружавших, прежде всего тягу к гармонии, к красоте. Для писателя Волга, жители ее берегов - это неотъемлемая часть России, ее вчерашний, сегодняшний и завтрашний день. Внесение реки Волги в композицию "Обрыва" во многом помогло изобразить неповторимость и индивидуальность действующих лиц.

Река Волга, ее образ, показан в "Обрыве" в летние месяцы, да и сам роман зародился на ее берегу, недаром Гончаров многократно подчеркивал это обстоятельство4.

"В 1849 г. я уехал на Волгу, в Симбирск, на родину - и там в течение четырех летних месяцев у меня родился и развился в обширную программу план нового романа, - именно "Обрыв".

Перечисляя в "Необыкновенной истории", какие эпизоды он излагал Тургеневу, Гончаров не забывает упомянуть и про "картины Волги". В 1870 г. , спрашивая свою корреспондентку: "А сказать ли, когда задуман этот роман?" - писатель отвечает: "В 1849, когда я сам был на Волге - и хотя я там родился, но тут как будто в первый раз увидел этот край и людей. Там задумана была и Вера, никогда не существовавшая - это мой тогдашний идеал. Марфиньки никакой я не знал никогда, а в Бабушке воплотились некоторые черты моей матери - как я замечаю теперь сам (когда вся она вылилась у меня) - еще другой старухи, которую знал студентом в Москве"6.

Река Волга у Гончарова больше, чем просто "предмет природы". Общаясь с нею, чаще опосредованно, чем лично, персонажи романа, подчас не замечая того, сами приоткрывают свой характер, мечты и настроения. Вне реки Волги роман вряд ли мог быть построен. Его действие невозможно, к примеру, "на берегах Невы"; или где-то вне России, как, скажем, роман И. С. Тургенева "Дым"; трудно представить поступки и судьбы героев "Обрыва" в другой российской провинции, где нет могучей Волги. Исторически сложившийся уклад жизни во многом предопределен местом действия. Так, в "Обрыве" "с одной стороны Волга с крутыми берегами и Заволжьем; с другой - широкие поля, обработанные и пустые, овраги, и все это замыкалось далью синевших гор" (ч. I, гл. VII). Это и география романа, и указание автора на главный пейзаж его книги. А вот и топография "Обрыва": это краткое описание маленького родового имения, доставшегося Борису Райскому "от матери". "Оно все состояло из небольшой земли, лежащей вплоть у города, от которого отделялось полем и слободой близ Волги, из пятидесяти душ крестьян, да из двух домов - одного каменного, оставленного и запущенного, и другого деревянного домика, выстроенного его отцом" (ч. I, гл. II). Здесь-то и жила Бабушка с двумя, тоже двоюродными, внучками-сиротами.

В свое время отмечалось, что в "Обрыве" нет пейзажа тушинской "берлога", тушинского "Дымка". Причина тому, на наш взгляд, в местонахождении имения Ивана Ивановича с паровой лесопилкой. Физически оно далеко от Волги, а ей подчинена в романе вся композиция, вся структура. Не будем забывать, что индивидуальность гончаровского пейзажа - это волжский простор.

Знаменитая река обладает иной раз переносным, а то и судьбоносным значением и смыслом. Эта гончаровская иносказательность проступает в книге осторожно и ненавязчиво.

Образ Волги, ее присутствие ощущается буквально во всех эпизодах романа, образ реки пронизывает все клеточки произведения. Волга-матушка, как часть романной структуры, влияет на ход действия. Именно переезды Веры за Волгу-реку, в Заволжье, составляют важную событийную сторону произведения, раскрывают существенные черты непросто го характера героини, влияют на переживания то Райского, то Тушина.

Забегая вперед, отметим: Волга - доминанта русского пейзажа в книге Гончарова. С точки зрения частоты упоминаний и обстоятельного описания реки, примечательны первые части романа, где речь идет о свежих впечатлениях Райского после его приезда в Малиновку. "Райский бросил взгляд на Волгу, забыл все и замер неподвижно, воззрясь в ее задумчивое течение, глядя, как она раскидывается по лугам широкими разливами.

Образ Волги помогает автору ярче, убедительнее показать внутренние противоречия тогдашней России. Итак, волжский пейзаж в "Обрыве" составляет тот структурный элемент, который способствует и помогает читателю понять духовные искания гончаровских героев, этих людей середины XIX в. , их надежды, настроения, их духовные запросы, наконец, силу любви. Если мир русской природы в романах И. С. Тургенева тесно связан с Орловской и Курской губерниями, то огромная любовь к русской природе у И. А. Гончарова сосредоточена на Волге, ее просторах, ее берегах и, конечно же, на людях, там живущих

Образ Волги в поэзии Д. Н. Садовникова

Садовников Дмитрий Николаевич (25. 04, 1847-1912. 1883), фольклорист, этнограф, поэт. Учился в Симбирской гимназии, работал педагогом. Известен как собиратель. В сборнике «Сказки и предания Самарского края» (1884) Садовников опубликовал фольклор, записанный в

Поволжье (в основном от сказочника А. К. Новопольцева), в сборнике помещены материалы о Степане Разине. Интерес к народным движениям в

Поволжье выразился и в собственном творчестве Садовникова, в цикле стихов о Разине; лучшие из них - «Из-за острова на стрежень», «По посаду городскому» - стали народными песнями. Садовникова называют «певцом Волги». В своих стихах Садовников воспевает русскую реку Волгу

Но дух людей, которым тесен

Казался мир в избытке сил,

Родной напев поволжских песен

В своем размахе сохранил.

И песня та, путиной долгой,

И величава, и стройна -

Несется вместе с синей Волгой

Кидая в душу семена.

Кто песню вольную заслышит,

Кто от души ее споет, -

Любое сердце расколышет,

Любые цепи разорвет!.

(«В Жигулях»)

2. 4. Образ Волги в поэзии В. А. Гиляровского

Владимир Алексеевич Гиляровский

Волга-царица!. По ней пароходы

Пенят и режут могучие воды,

К верху и к низу стрелою летят,

Зычно свистки паровые гудят,

Громкое эхо от них раздается,

Песня ж бурлацкая там не поется,

Лямкой бурлаки уж груди не трут,

Вытеснил пар человеческий труд.

Волга оставила заметный след в жизни и творчестве В. А. Гиляровского, что он до конца дней своих любил великую русскую реку и не раз бывал в нашем крае.

Но, наверное, важно не только то, что Гиляровский бывал в нашем крае, работал и жил здесь, а главное, что его произведения, воспоминания могут послужить для краеведов удивительным источником, свидетельствующим о том, как жили, работали люди на заводе свинцовых белил, как и где, отдыхали. Гиляровский был одним из последних писателей, кто обратился в своем творчестве к жизни бурлаков.

Все-то мне грезится Волга широкая,

Грозно - спокойная, грозно-бурливая,

Грезится мне та сторонка далекая,

Где протекала моя юность счастливая.

Помнится мне. На утесе обрывистом

Дубы высокие, дубы старинные,

Стонут они, когда ветром порывистым

Гнутся, ломаются ветви их длинные.

Воет погодушка, роща колышется,

Стонут сильнее все дубы громадные,

Горе тяжелое в стоне том слышится,

Слышится грусть да тоска безотрадная

Образ Волги в поэзии А. В. Ширяевца

Любовь к Волге, к родному Поволжью проходит через все творчество Александра Ширяевца.

В одном из своих писем в 1917 году Сергей Есенин назвал Ширяевца: «Баюн Жигулей и Волги». Тема малой родины занимает одно из центральных мест в творчестве поэта.

Есть ли что чудесней

Жигулей хребтов?

А какие песни

С барок и плотов!.

В первом сборнике стихов поэта «Запевка», изданном в 1916 году в Ташкенте тема Жигулей является одной из основных:

Что мне дива Туркестана,

Груды серебра-добра,

Я глядеть на Волгу стану

С караульного бугра.

После выхода из печати очередного сборника в местной газете появился отзыв критика: «Чувствуешь влажный волжский запах и ветер при чтении стихов А. Ширяевца. Поэт, что называется, пропах Волгой. Его стих залихватский и звонкий. Такие стихи просятся наружу из груди Их петь над Волгой, в её лесах. Но поэт поет нам здесь, и мы видим эту дорогую исполинскую реку, слышим величественный ритм её богатых волн, чувствуем, как льется к нам в душу её влажный воздух».

Он - цветень! Мой он крестный!

Он в песни влил вина,

И, окунувши в весны,

Дал перстень певуна.

Он, знаю, с Волгой вместе

Наладил струны мне.

Все к ней плыву - к невесте,

На песенной волне.

Цветет весенний перстень,

И я, как цветень, юн!

Над половодьем песен

Плыву я с песней струн.

Уплыву, как только вспенится

Волга - матушка река,

У бродяг душа не пленница,

Не дрожит у кошелька!

Люблю петь мне песни смелые,

Что поет по Волге голь,

Видеть волны - гребни белые.

Эх, зазноба, не неволь!

Ты неси быстрей, кормилица,

Наши барки и плоты!

Глядь, и ветер принасилится -

Будет меньше маяты!

Не меня пь краса румяная

Машет с берега рукой?

Да милей мне вопя пьяная,

Обручился я с рекой.

(«Бурлак»)

Образ Волги в поэзии А. Твардовского

Перед взором Твардовского поэта проплывает Волга- матушка, вобравшая в себя семь тысяч рек, Урал с его “главной кувалдой страны”, сибирская тайга, Байкал, Забайкалье, тысячеверстные просторы вплоть до Тихого океана. И невольно вырывается слово сыновнего признания:

Да, я причастен к этой гордой силе

И в этом мире - богатырь

С тобой, Москва,

С тобой, Россия,

С тобою, звездная Сибирь!

Заключение

Волга – великая русская река. Вся наша страна в своём многообразии и величии, отражается в Волге. Волга навечно останется символом России, символом Родины. Удивительная красота Волги, её многообразие во всех проявлениях – от природных ландшафтов до исторических событий - не перестанет быть для русского человека прекрасным, величественным, загадочным. А для литераторов - источником вдохновения. Волга словно волшебная, она не только вдохновляет, она завораживает. Увидев удивительные пейзажи, душа разворачивается, и поэтические строчки сами собой приходят на ум. Ничего бы всего этого не было, если бы когда-то из маленького родничка не разлилась эта замечательная, обворожительная река – Матушка Волга. Остаться равнодушным к Волге просто не возможно, поэтому поэты пишут необыкновенные, захватывающие душу стихи. Прочитав их произведение, можно ярко себе вообразить описываемое место и действие, где всё происходило. Волга – это широта души, глубина сердца, искренность чувств и слов поэта. Так, наш недавний современник, поэт Н. Благов писал:

И когда тебя втянет в простор этот синий,

И когда ты с рекою бессмертной, родной,

Только выдохнешь:

Волга! - Только скажешь:

Россия!-

Да умоешься вечно живою водой!

Как бы ни менялась в дальнейшем Волга, о ней не говорили бы так величественно, если бы она этого не заслуживала – а она этого ЗАСЛУЖИВАЕТ!