Ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком. Работая только ради материальных благ, мы сами строим себе тюрьму.
Л . Сент-Экзюпери
Наши жизни связаны тысячей незримых нитей.
Г. Мелвилл
Понятие «роли» в психологии. Характеристика ролевого поведения личности
Мы переходим к рассмотрению еще одной важной составляющей «внешней оболочки» личности - понятию и значению роли в психологической структуре человека.
«Роль» - понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им положению.
От шекспировского сравнения жизни с театром до создания психологической теории ролей прошло не одно столетие, но точностью этого сравнения психологи не устают восхищаться. Отвечая на вопрос «кто я?», люди часто описывают свои роли в устойчивых системах отношений с другими людьми: «мать», «жена», «муж», «руководитель», «преподаватель», «студент» и т.д. Попадая в определенную систему отношений с другими людьми в том или ином качестве, человек сталкивается с определенными требованиями, которые неизбежно и неминуемо предъявляются тому, кто попадает на это место, с системой ожиданий, что в определенной ситуации он будет вести себя определенным образом.
Роль может быть полноценной только тогда, когда есть с кем и для кого ее исполнять.
Невозможно быть сыном без матери, племянником без дяди, начальником без подчиненных, актером без зрителей.
Когда Робинзон Крузо после многолетнего одиночества встретил, наконец, человека, он немедленно воспроизвел привычное для предприимчивого англичанина распределение социальных функций: «Прежде всего, я объявил ему, что его имя будет Пятницей, гак как в этот день недели я спас ему жизнь. Затем я научил его произносить слово “господин” и дал понять, что это мое имя».
Социальная роль состоит из ролевого ожидания (того, чего от нее ждут) и ролевого поведения (того, что человек реально выполняет в рамках своей роли). Если поведение человека расходится с ожиданиями, если он плохо исполняет свою роль, то группа (окружающие) применяют к нему социальные санкции: бойкот, насмешки, угрозы, выговор, неодобрение и др.
Социальный статус определяется множеством ролей, и каждый раз человеку необходимо быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляются противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей.
В нашем обществе, да и не только в нем, приобрел угрожающие размеры ролевой конфликт работающей женщины, разрывающейся между обязанностями, которые накладывает на нее роль жены и матери, и ожиданиями, предъявляемыми к ней как к полноправному члену трудового коллектива.
Выделяют два класса ролей - конвенциональные и неформальные:
Например: конвенциональная роль матери может дополняться неформальными ролями заботливой матери, работающей матери и т.д.
По сути, неформальная (или персональная) роль - это роль самого себя. К человеку предъявляют ожидания, что он будет вести себя так же, как вел и раньше в подобной ситуации. Если он будет вести себя иначе - не так, как этого ждут именно от него, возникнет дискомфорт в межличностных отношениях и, весьма вероятно, конфликты. В определенном смысле мы оказываемся рабами собственного образа.
Очень часто в социальных группах существует достаточно четко определенная структура и иерархия таких неформальных ролей. Особенно жесткой она является в преступных сообществах.
Человек, но сути, всю свою жизнь занимается освоением новых и новых ролей: сначала он выполняет роль сына или дочери в своей семье, затем роль молодого неженатого человека или молодой девушки, потом роль мужа или жены и т.д. Каждую из ролей человек должен, во-первых, освоить технически, то есть что он должен делать в этом качестве, как себя вести, и, во-вторых, принять ее для себя. То есть существует сторона техническая и сторона смысловая (отношение к собственной роли). И в том, и в другом случае могут возникать сложности. Первый типичный вариант - это неосвоение ролей, определенной культуры поведения в той или иной конкретной социальной среде, социальной ситуации.
В старых романах часто обыгрывались ситуации, когда провинциал или человек из низших сословий не знает, как себя вести в так называемом «приличном обществе», да и что с него взять? Обычно осмеянию подвергался как раз человек, не умевший играть подобающую роль. I То эту ситуацию можно повернуть совсем по-другому, как это было сделано в популярном фильме «Данди по прозвищу Крокодил». Первая половина его построена именно но той схеме, которую мы только что назвали, - простак в светском обществе, не знающий «правила игры», общающийся с шофером и швейцаром в отеле как с добрыми приятелями и повергающий их этим в шок. Однако именно его поведение и оказывается к концу фильма наиболее нормальным, а шофер и швейцар действительно становятся его добрыми приятелями, и мы неожиданно видим за ролевыми оболочками незаурядную личность каждого из них.
Вторая типичная проблема - это проблема неприятия ролей. Человек может прекрасно представлять себе всю систему ожиданий, которые к нему предъявляются, но принципиально не хотеть им следовать. В этом случае можно говорить об антиролевом поведении. Причем нередко, особенно в подростковом возрасте, человек не желает следовать роли просто из принципа, чтобы самоутвердиться, чтобы показать, что он есть нечто большее, чем роль. Это очень острая потребность, которая существует у людей в этом возрасте.
Если обратить внимание на тонкости внутреннего отношения к собственным ролям, то можно говорить о внутреннем принятии ролей, когда человек полностью со своей ролью сливается и выполняет ее уже как бы автоматически, или просто об «игрании» роли, когда человек ее просто изображает. «В первом случае роль овладевает личностью, а во втором личность овладевает ролью, используя роль как инструмент, как средство для перестройки своего поведения в различных ситуациях», - отмечал А. Г. Асмолов.
Возьмем для примера роль любящего супруга. Человек может ее выполнять как нечто слитое с ним, а может вести себя точно так же, но просто иначе внутренне к этому относиться, как просто к игранию роли. Те, кто в годы массовых репрессий оказались в роли исполнителей этих репрессий, разделились на тех, кто полностью слился с этой ролью («роль овладела личностью»), тех, кто, в совершенстве владея ею, использовал ее для достижения своих карьерных или других целей, и тех, кто старался по мере сил дистанцироваться от этой роли, отделить ее от своей личности. Различие во внутреннем отношении.
Но откуда берется и что такое внутреннее отношение - не только к своим ролям, чертам характера и вообще к себе, но и ко всему, с чем мы сталкиваемся в жизни?
Человек пристрастен. Даже в жизни самого безучастного и застегнутого на все пуговицы «человека в футляре» найдется немало того, к чему он неравнодушен, что он принимает близко к сердцу. Знание того, что человек любит, а что ненавидит, к чему он относится серьезно, а к чему с пренебрежением, что для него важно, а что безразлично, дает, пожалуй, больше всего в плане познания личности, как самого себя, так и другого человека, с ее содержательной стороны.
4.1.1. Виды ролевого поведения
В социальной психологии роль понимается как представление о шаблоне поведения, ожидаемого от человека, занимающего определенную позицию в данной ситуации контакта .
В деятельности оперативного работника роль есть прежде всего «маска», надеваемая в общении с различными людьми. Ролевые маски оперативного общения носят двоякий характер. Часть их, изменяя подлинные признаки качеств личности, отношений и намерений оперативного работника, сохраняет признаки его принадлежности к правоохранительным органам. Линия или отдельные приемы такого ролевого поведения направлены на обеспечение условий достижения целей контакта.
Примером ролевых масок принадлежности являются варианты поведения, рассчитанного на установление психологического контакта (формирование представления партнера об общности увлечений, личных проблем и пр.), с целью создания у него искаженного представления о своих замыслах и информированности о конкретных фактах.
Другая часть масок предназначена для сокрытия принадлежности к оперативным службам, для исполнения роли представителя какой-либо социальной группы.
Маски, скрывающие принадлежность оперативного работника, имеют более сложную технологическую природу. Соответствующее поведение предполагает необходимость познания содержания роли, ее сложности и точности заданности (например, просто инженер или инженер-выпускник конкретного института и т. п.). Содержание роли должно соответствовать не только имитируемой групповой принадлежности, но и особенностям индивидуального стиля поведения, а порой и внешности оперативного работника. Ролевое поведение предполагает умение воспроизвести жесты, мимику, речь, манеру поведения и психологические особенности другого человека . В юридической психологии отмечается необходимость специальной подготовки к такому поведению .
Любое общение сотрудника правоохранительных органов регулируется официальными и неофициальными правилами поведения, принятыми в контактах с определенными типами людей и в типичных ситуациях. Расчет на выполнение принятых правил поведения в конкретных взаимодействиях людей называется социальным ожиданием . Например, форма одежды сотрудника милиции объясняет вопросы типа: «Как пройти туда-то?». Ожидания регулируют ролевые взаимоотношения людей.
Применительно к ролевому поведению в правоохранительной деятельности можно указать следующие аспекты:
На ролевое поведение сотрудника оказывают влияние его личностные особенности, а также статус , т. е. его соотносительное положение в ситуациях взаимодействия, определяемое по признакам, специфичным для данной ситуации. Статус представителя той или иной правоохранительной службы определяет его права, обязанности и престиж. Статус личности есть ответ на вопрос «Кто он?», роль – «Что он делает?».
Вступая в общение, сотрудник учитывает позицию партнера и подбирает себе соответствующую роль. Являясь носителем многих ролей, в конкретной ситуации он может активно выполнять только одну. Другие будут в данной ситуации скрытыми, потенциальными, но могут стать активными ролями при изменении ситуации взаимодействия. Эффективность ролевого поведения оперативного работника зависит от знания роли, ее субъективной значимости и от искусства (техники, мастерства) выполнения.
Если поведение оперативного работника не соответствует ролевым ожиданиям какой-либо группы, она применяет к нему социальные санкции – тот или иной вид принуждения к нормативному поведению (например, угрозы, оскорбления, шантаж и др.). Возможны и позитивные санкции – подкрепление ожидаемого поведения.
Оперативному работнику в своем поведении приходится выбирать между ожиданиями групп различной принадлежности. Причем в рабочих ситуациях он ведет себя, сообразуясь не только с ожиданиями данной группы, но и в соответствии с нормами законности, профессиональной этики сотрудника правоохранительных органов.
4.1.2. Особенности ролевого поведения в конфликтном общении
В ролевом общении важно определить позицию партнера, с тем, чтобы избрать необходимую линию собственного поведения. Выбор конкретной линии поведения зависит от ситуации контакта, реальных или ожидаемых от партнеров трудностей.
Применительно к работе с людьми мы исходим из подразделения ситуаций общения на сотрудничество и противоборство. Ролевое поведение конкретизирует такие их особенности, как открытость или скрытность, поведенческие маскировки. Возможность имитации и маскировки партнером своих целей затрудняют оценку ситуации контакта.
Ролевые взаимоотношения оперативного работника с гражданами, должностными и иными лицами часто носят конфликтный характер. В этом случае они принимают форму позиционного противоборства, в котором переплетены формальные, деловые отношения участников и неформальные особенности их ролевого поведения. Причем, как правило, ролевое поведение служит средством достижения деловых целей одного или обоих партнеров.
Техника анализа конкретных ситуаций позиционных конфликтов в общении с лицами, причастными к преступлениям, включает в себя определение следующих характеристик:
1. Понимание (видение) ситуации участвующими в ней лицами.
2. Соотношение подлинных и имитируемых целей и интересов сторон.
3. Общепринятые и индивидуальные правила поведения в данной ситуации.
4. Соотношение явных и скрытых позиций (статусов и ролей) участников контакта.
5. Способ и стиль выражения позиций в ролевом поведении.
6. Затруднения во взаимодействии, а также личные трудности участников, влияющие на их поведение в данной ситуации.
7. Личный опыт участников контакта, отражающийся в их склонности к определенному варианту ролевого поведения.
8. Наборы действий участников и их композиции. Композиции взаимных действий участников и ситуации образуют типичные варианты позиционной борьбы.
9. Тип позиционной борьбы и особенности распределения ролей.
Наиболее распространены следующие типы позиционных конфликтов (по критерию особенностей средств психологической борьбы): позиционное наступление; манипулирование, маневры, игры.
Позиционный анализ конфликтного общения отвечает на вопросы: как кто реально действуют участники контакта, каковы их действительные цели и каковы средства и способы маскировки истинных интересов в позиционной борьбе.
Соответственно, позиционное противоборство можно определить как такую ситуацию, где цели сторон противоположны, а один из участников избирает поведение, при котором его действительные цели маскируются позиционными отношениями. Правила поведения в ситуации конфликтного общения принципиально различно определяют возможные поступки оперативного работника и лиц, причастных к совершению преступлений. Требования законности, нормы профессиональной этики существенно ограничивают допустимые варианты ролевого поведения сотрудников правоохранительных органов. В этой же ситуации поведение лица, причастного к преступлениям нормируется его противоправными интересами и потребностью сохранить свое положение любой ценой.
В структуре позиционного противодействия будем различать явные (демонстрируемые) и скрытые (действительные) цели.
Ролевое поведение граждан, причастных к преступлениям, как средство психологического воздействия на личность конкретного представителя правоохранительных органов, предпринимается со следующими целями:
Важно отметить, что ролевое поведение, предпринимаемое с целью социального приучения, имеет сложную психологическую логику. Воздействие на оперативного работника для лидера преступной группы иногда является лишь удобным поводом укрепить веру членов группы в его всесилие или запугать лиц – возможных источников информации о преступлениях.
Психологический анализ позиционных конфликтов показывает, что в них есть наступающий – инициатор конфликта и обороняющийся .
Применительно к ситуациям общения в оперативной работе можно использовать понятие направленности позиционных конфликтов. Возможны 3 вида ситуаций позиционного наступления .
Наступающий стремится увеличить психологическую дистанцию между собой и оперативным работником, полагая, что сотрудник претендует на то, что не является его правом. Средства наступления: информирование о несовпадении в положении, правах и обязанностях, возможностях.
Наступающий стремится сократить психологическую дистанцию в отношениях с оперативным работником. Средства – все, что подчеркивает совпадение, близость положения, возможностей и интересов.
Наступающий стремится выяснить, соответствует ли его желаниям отношение к нему оперативного работника, можно ли рассчитывать на те или иные взаимоотношения.
В любом позиционном конфликте цель его инициатора – либо отдалить от себя партнера, либо сблизиться с ним. Интересно, что отдалять можно как восхваляя себя, так и унижая оперативного работника – «ставить на место».
Таким образом, взаимные отношения участников общения могут служить средством для сокрытия в позиционном конфликте противоречий деловых конкретных целей деятельности. Средством такой маскировки является ролевое поведение.
Если сотрудник поддается на провокацию, цель которой – вывести его из равновесия, придать конфликту личностный характер, и это замечено противником, то деловое общение все больше превращается в позиционное выяснение отношений. С точки зрения служебных целей оперативного работника данная ситуация проиграна, так как противнику раскрыто его слабое место, и он будет использовать полученное преимущество.
«Болевые точки» личности сотрудника в ситуации ролевых форм конфликта могут быть следующими:
Позиционный анализ конфликтного общения позволяет уяснить, каковы действительные цели участников и каковы средства и способы маскировки истинных позиций и достижения целей позиционной борьбы.
4.1.3. Поведенческие маскировки конфликтного общения
В ситуации общения на взаимные отношения участников контакта влияют личностные установки. Можно выделить два типа установок: позитивные – отношение дружественности, стремление достичь чего-то желаемого; и негативные установки предубеждения, стремление избежать чего-либо, разрушить согласие и пр.
В случаях предубеждения собеседника его понимание регулируется именно негативными установками. Поэтому отрицательное отношение к теме разговора обобщается, переносится на отношение к ситуации общения в целом.
О степени враждебности в конкретном случае общения можно судить лишь тогда по яркости поведенческих признаков, когда собеседники не маскируют подлинных отношений. Поведенческие маскировки значительно осложняют диагностику личности (отношений и намерений) человека.
Знание отношения к себе партнера позволяет оперативному работнику адекватно оценить психологическую атмосферу беседы, открытость или закрытость позиции поведения партнера и дает возможность избрать правильную линию поведения.
Таким образом, поведенческие признаки враждебности и дружественности являются значимыми моментами в самоопределении оперативного работника в ситуации беседы . Поведенческие маскировки враждебного отношения в технологическом описании выражаются в следующих признаках:
1. Дружественность или враждебность собеседника проявляются, прежде всего, в непроизвольных реакциях на речевое поведение оперативного работника, в том, как он (собеседник) воспринимает обращение, в степени поведенческой собранности и мобилизованности. При враждебности собранность поведения выше, и тем выше, чем сильнее враждебное отношение.
Отношение собеседника проявляется в характере присоединения к поведению оперативного работника .
П. М. Ершов отмечает, что признак враждебности в способах речевого воздействия – «предупреждать», признак дружественности – «удивлять» . Первый проявляется в закрытых, второй – в открытых способах речевого воздействия и соответствующего поведения.
2. Враждебно настроенный человек, считающий себя сильным, – многословен и настойчив в выяснении отношений, претендует на многое, именно в изменении взаимоотношений.
Считающий себя слабым избегает выяснения отношений, позиционной борьбы и стремится держаться содержания дела.
Сильный противник чаще маскирует деловые цели и интересы позиционными (выяснением отношений), слабый позиционный конфликт маскирует разногласиями по поводу содержания деятельности.
3. Враждебность ведет не к владению, а к распоряжению инициативой в беседе. Установка враждебности побуждает собеседника скрывать не только цели и интересы, но и качества личности, познание которых может ослабить его позицию.
Во всех случаях общения враждебная установка (даже маскируемая) закрепощает, сковывает общение.
4. В информационном обмене враждебно настроенный собеседник часто прибегает к провокации: малозначимая информация выдается за существенную, а значительная – за несущественную.
Следует помнить, что в обмене информацией поведенческие признаки враждебности не отражают глубину взаимных отношений.
5. Психологические маскировки в игровых формах конфликтов часто определяются желанием скрыть подлинную цель инициатора . В этом случае одна из сторон ведет позиционную борьбу, выяснение отношений умышленно.
Реализуя игру – замкнутый, повторяющийся цикл действий, стремящийся к предсказуемому исходу , инициатор демонстрирует интерес к определенным отношениям, а на самом деле преследует деловую цель. В установлении демонстративно требуемых отношений противник может быть активен и убедителен. Однако, если он в действительности преследует какую-либо иную цель, то, получив требуемое к себе отношение, он будет требовать его новых доказательств до тех пор, пока не получит то предметное, чего он в действительности добивается . Позиционный конфликт в этом случае есть лишь поведенческая, игровая маскировка делового интереса.
6. Соответственно возможна маскировка деловым конфликтом позиционного противоборства. Особенно характерно в отношениях «Начальник-подчиненный». Это то, что называют «придирками». Придирающийся говорит о конкретном, но в действительности его цель состоит в изменении взаимоотношений.
Диагностическим признаком таких маскировок является наличие технологии достижения позиционной цели. Несовместимость интересов обнаруживается именно в том, как подлинный мотив инициатора такой игры реализуется в целях ситуаций «здесь и теперь».
7. Главным в диагностике скрываемой враждебности является определение субъективных ресурсов человека . В каждом случае для распознавания враждебности важно установить: в каких ситуациях данный человек представляется самому себе сильным? В каких ситуациях он оценивает свои ресурсы борьбы как недостаточные для выражения враждебности? В чем он видит свою силу?
8. В диагностике собственно конфликтного поведения человека мотивы его поступков более или менее проявляются. Но в действиях по накоплению ресурсов (средств борьбы) подготовки к конфликту мотивы специально маскируются, скрываются для того, чтобы истинная цель оставалась как можно дольше неизвестной противнику .
9. Видя отношение оперативного работника к ситуации общения, его партнер определяет возможную степень совпадения их интересов (дружественности) и различия (враждебности). Однако, вероятность враждебного отношения зависит от того, насколько интересы партнера расходятся с его пониманием данной ситуации контакта в целом . Следует учитывать, что мера предрасположенности к враждебности определяется также субъективным опытом и личными установками человека.
10. Для того, чтобы оперативному работнику узнать отношение к себе партнера, надо знать особенности его самопринятия. Что считает человек ценным в своих качествах, интересах, опыте жизни? Только тогда можно определить подлинное отношение партнера к содержанию общения.
Учет ценностей личности собеседника и их соотнесение со своими позволяет различить области их совпадения или расхождения. Тем самым можно определить направление установления поля доверия, не затрагивая при этом исходные предубеждения собеседника.
Скрываемое противодействие оперативному работнику выражается, главным образом, в расхождениях значимых признаков ситуации конкретного общения с типичным случаем.
1 Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 44.
2 Бакеев В. А. Проблема ролевого поведения в решении правоохранительных задач // Преподавание юридической психологии и ее практическое применение. Тарту, 1986. Ч. 1. С. 27–28.
3 См.: Бакеев В. А. Указ. работа; Филонов Л. Б. Психология развития контакта между людьми в условиях затрудненного общения: Автореф. дис... доктора психологических наук М., 1985.
4 Ершов П. М. Технология актерского искусства. М., 1959.
5 Типичные варианты манипулятивного присоединения и характеристики типов манипуляторов см.: Шостром Э. Человек-манипулятор. Минск, 1992.
6 Ершов П. М. Режиссура как практическая психология. М., 1972. С. 140.
7 О игровых формах общения см.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988.
8 Ершов П. М. Режиссура как практическая психология. М., 1972. С. 99.
9 О технологии психологической борьбы см.: Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. М., 1975.
Понятие роли является одним из центральных в описании социального поведения личности и рассматривается учеными как точка взаимодействия между обществом и личностью (Дж.Тернер) либо более конкретно как единица, на которой заканчивает свой анализ социолог, исследующий организацию, и с которой начинает действовать психолог, изучающий личность работника (В.Б.Ольшанский). Подобные трактовки обнаруживают несомненные социологические корни этого понятия, что, впрочем, не препятствует широкому его использованию специалистами в области социальной, общей, управленческой, возрастной психологии. Другое дело, насколько единодушны исследователи (как социологи, так и психологи) в своем понимании понятия роли, поскольку имеющиеся его дефиниции совпадают между собою далеко не всегда. Тем не менее на основе многих из них можно высказать следующие соображения.
Формулируя определение роли, необходимо имет в виду также трактовку и ряда других, сопряженных с ролью, понятий: позиции, статуса, нормы. Позиция – положение индивида в социуме (т.е. в той или иной малой группе, организации, обществе наконец).Статус – престижность позиции, выраженная, в частности, в соответствующих правах и обязанностях, связанных с занятием определенной позиции.Норма (в простейшей формулировке) – поведенческое правило. Что же касаетсяроли , то предварительно ее можно определить как поведение, ожидаемое от лица, занимающего определенную позицию в социуме, и соответствующее установленным в нем (официально или неофициально) требованиям (нормам). В целях наглядности изложения проиллюстрирую сказанное выше следующим конкретным примером.
Возьмем такую социальную организацию, как, скажем, школа. В ней мы обнаруживаем немало всевозможных позиций, наиболее престижной из которых (т.е. имеющей наивысший статус) является позиция директора, а наименее престижной (т.е. имеющей самый низкий статус) – позиция технички, уборщицы. Понятно, что от лиц, занимающих эти позиции, ожидается совершенно разное поведение: от директора – действия по управлению школой, от технички – действия по обеспечению чистоты в ней. Причем, учитывая отмечавшийся выше нормативный момент в поведении держателейрассматриваемых позиций, речь следует вести не только о связанных с их действиями довольно пассивных ожиданиях, но и о предъявляемых к ним весьма решительных требованиях. И если демонстрируемое этими лицами поведение не отвечает соответствующим ожиданиям и требованиям (по специальной терминологии –экспектациям ), они могут подвергнуться наказаниям (санкциям ). Вполне возможно, они лишаться занимаемых позиций.
В приведенном примере я не оперировал понятием роль, последняя как бы подразумевалась, исходя из предварительного ее определения. Далекий же от тонкостей науки человек сказал бы, что речь шла о ролях директора школы и технички. Действительно, строгая научная дефиниция роли отнюдь не всегда совпадает с ее более приземленным, житейским толкованием. Впрочем, иногда специалистам удаются успешные переходы от научных абстракций к вполне понятным неискушенному читателю смысловым эквивалентам. Одним из таких переходов мы и воспользуемся далее.
Согласно довольно строгому определению В.Аллена и Е.ван де Влиерта, роль – поведение, отвечающее нормативным экспектациям, связанным с позицией в социальной системе . Используя примерно тот же набор понятий, В.Б.Ольшанский весьма удачно подводит читателя к более обиходной тратовке роли. По его мнению,социальной ролью называются экспектации, сосредоточенные на определенной позиции внутри сообщества и обозначенные одним словом (мама,учитель,президент,врачи т.д.). Когда это слово произносится (например,учительиливрач), становится понятным, какие действия следует ожидать от его носителя, т.е. исполнителя роли. В таком случае всю совокупность действий исполнителя социальной роли (по специальной терминологии –актора , не путать с актером) можно рассматривать в качестверолевого поведения личности .
Хотя роль и статус обозначаются одним словом, смысл, вкладываемый в него в том и другом случае различен. Например, слово директор(школы) применительно к статусу характеризует престижность положения человека в социальной системе (школе, обществе), а применительно к роли – требуемое от него поведение в рамках этой системы (относительно учителей, учеников, представителей муниципальных органов и т.д.). Статус отвечает на вопроскто этот человек?, роль -как он должен себя вести?, являя собоюдинамический аспект статуса .
Однако роль связана со статусом не только функционально. Ее выполнение несет на себе отпечаток его величины. Это можно проиллюстрировать примером из Скотного двораДж.Оруэлла. Там, если помнит читатель, домашний скот свергает хозяев – людей и основывает эгалитарное общество, в которомвсе животные равны. Но вскоре управляющие – свиньи начинают уклоняться от работы и требуют для себя более комфортных условий, подобающих, как им кажется, их статусу. Они считают:Все животные равны, но некоторые равнее других.
Замечу также, что, согласно данным ряда исследований (обзор Д.Майерса), постоянное исполнение роли подчиненного, т.е. менее престижной (а значит – с более низким статусом), снижает самостоятельность, ответственность человека.
В жизни каждый из нас выполняет (или играет) множество ролей. Одни из них относятся к категории так называемых социальных иликонвенциальных (по Т.Шибутани),формальных (по Н.Смелзеру). Эти роли типичны для любого организованного взаимодействия людей с относительно четким разделением функций вне зависимости от места его осуществления (служебный офис, учебная аудитория, торговое помещение, домашний очаг и т.п.).
Как и сопряженные с ними позиции, социальные роли стандартизованы ибезличны . Наиболее яркий тому пример – служебные инструкции, прилагаемые к конкретным должностям (т.е. позициям, но не личностям!) в штатном расписании той или иной организации. В них отражены требования к выполнению функций, закрепленных за данной должностью, иногда дополняемые кодексом поведения в организации. Конечно, семейные роли (родителей и детей, мужа и жены) далеко не всегда определены столь однозначно (хотя такого рода попытки и зафиксированы в истории, вспомним тот жеДомострой), но и семья есть своего рода организация, в которой своеобразным аналогом служебной инструкции и кодекса поведения могут служить передаваемые от поколения к поколению требования, укорененные в культурных традициях народа (кстати, иногда очень жесткие), а также более персонифицированные ролевые механизмы – например, вырабатываемое в процессе внутрисемейного взаимодействия согласие по поводу играния ролей и (что для нас пока еще звучит весьма экзотично) положения брачного контракта.
Современный мир насыщен огромным количеством социальных ролей. Стремясь их как-то систематизировать, Т.Парсонс и его сотрудники предложили описывать любую подобную роль с помощью следующих характеристик: 1) эмоциональности (предполагается, что одни роли требуют эмоциональной сдержанности, тогда как другие допускают бурное проявление чувств);2) способа получения (одни роли носят как бы предписанный характер – например, роли ребенка, юноши или взрослого гражданина; другие завоевываются, т.е. достигаются в результате усилий человека – например, роли врача, музыканта или депутата);3) масштаба (речь идет о степени широты ролевого взаимодействия: так, у врача и пациента оно ограничено в основном вопросами здоровья, а у супругов может охватывать многие стороны жизни);4) формализации (т.е. степени регламентированности, предписанности ролевых действий);5) мотивации (предполагается, что ролевое поведение побуждается разными мотивами в зависимости от специфики играемой роли).
Хотя социальные роли безличны, их исполнители – живые люди с массой присущих каждому из них особенностей, действующие в различных социумах (группах) с набором своих специфических экспектаций. Учитывая это обстоятельство, исследователи (например Т.Сарбин) обращают внимание на факторы, способные наиболее существенно (как позитивно, так и негативно)влиять на процесс реализации роли. К ним, в частности, относятся:1) индивидуальные особенности людей ;2) личностный образец исполнителя конкретной роли , а также связанный с нею набор идеальных способов поведения;3) представления о роли, принятые в данной социальной группе или бытующие среди лиц, следящих за ее выполнением;4) своеобразие социума (группы) с точки зрения структурной организации, внутренней сплоченности, системы используемых в нем вознаграждений и санкций и т.д.;5) степень идентификации индивида с группой .
Невозможность унифицированного выполнения одной и той же роли разными людьми обусловлена не только упомянутыми выше факторами, она вытекает также из любопытной особенности строения роли. Последнее предполагает наличие трех важных ролевых компонентов :предписанного (экспектации социума по поводу выполнения роли),субъективного (представления конкретного индивида о том, как следует выполнять роль),проигрываемого (реальное ролевое поведение индивида).
Таким образом, одна и та же роль выполняется одним человеком, что называется, по закону, другим – сообразно личному разумению, а третьим – по принципукак получится. Что именно так в повседневной жизни нередко и происходит, наблюдательный читатель обнаружит без особого труда.
И все же возможности абсолютно произвольного играния роли тем или иным индивидом достаточно ограничены. В конечном счете каждый из нас, вне зависимости от статуса, вынужден придерживаться специфических правил игры- экспектаций , проистекающих, согласно Дж.Тернеру, от трех источников социального мира: структурных компонентов социальной среды индивида (т.е. позиций и соответствующих им норм поведения), конкретных участников социального взаимодействия (т.е.акторов) и референтных групп (т.е. неких эталонов поведения). Другое дело, насколько жестки эти экспектации, чье влияние из них наиболее предпочтительно для индивида и в каких социальных средах (группах) играется роль.
Занимая те или иные позиции, люди действуют, однако, не только в соответствии с безличными экспектациями, но и повинуясь собственным чувствам: симпатиям, антипатиям и т.п. Этот второй план поведения характеризует собою играние психологических или межличностных (по Т.Шибутани), неформальных (по Н.Смелзеру) ролей. От социальных ролей они отличаются прежде всего тем, что регламентация их исполнения целиком зависит от индивидуальных особенностей людей, чье личное отношение к партнерам по взаимодействию обусловливает выбор определенного обращения с ними. К тому же играние большинства психологических ролей, в отличие от социальных, не требует специальной подготовки. Где, к примеру, обучают ролям души общества,семейного клоуна,козла отпущения? Или триаде таких известных по работам Э.Берна психологических ролей, какребенок,взрослый,родитель?
Правда, некоторым из них (порою с чисто прагматической целью) можно научиться самому, копируя поведение других либо следуя воображаемому образцу, если, конечно, роль (например, души обществаилилидера) отвечает личным склонностям человека. Сомнительно, однако, чтобы кто-то намеренно готовил себя к роликозла отпущения.
В процессе выполнения разнообразных (чаще всего – социальных) ролей люди нередко сталкиваются с неопределенностью и противоречивостью предъявляемых к их поведению требований. Подобное столкновениесопровождается переживанием стресса, ощущением внутренней неуверенности, поведенческими нарушениями. Все это, по мнению специалистов, признакиролевого конфликта , который обычно определяется как одновременное предъявление двух или более несовместимых экспектаций к поведению человека.
Причины такого конфликта заключены в некоторых особенностях процесса реализации индивидом множества ролей:ролевой неопределенности (когда отсутствуют достаточно четкие экспектации, служащие ориентиром в поведении),ролевой дезинтеграции (когда роли плохо совмещены друг с другом),ролевой дискретности (когда человек вынужден выполнять целый ряд следующих друг за другом и несогласующихся между собою ролей),ролевой перегрузке (когда человек сталкивается с очень большим количеством экспектаций). Кроме того, конфликт может быть вызван недостатком умений, требуемых для выполнения роли, а также несоответствием личности ее исполнителя ролевым экспектациям. В последнем случае мы имеем дело с интересной психологической проблемой, заслуживающей хотя бы краткого здесь обсуждения.
Речь идет о проблеме соотношения личности и роли , или, как она нередко предстает в экспериментальной психологии,проблеме соотношения Я и роли . Индивид может входить, включаться в исполняемую им роль с разной степенью отождествления с нею отдельных сторон своего Я, что на специальном языке обозначается терминомЯ-включение. Анализ показывает, что в одних случаях значительная полнота подобного включения оказывается полезной для личности, тогда как в других – губительна для нее.
Так, в ярких сценах спортивного поединка или театрального действа максимальное слияние с ролью, выражающееся в мобилизации всех духовных и физических сил для ее выполнения (Т.Сарбин говорит в этой связи о максимальном включении в роль всего организма, или организмическом включении ), нередко ведет к выдающимся результатам. Однако в иных ситуациях и при выполнении иных ролей подобное включение приводит к совершенно иным последствиям. Об этом свидетельствуют, в частности, данные знаменитоготюремного экспериментаФ.Зимбардо.
В ходе эксперимента студенты-добровольцы одного из американских университетов в специально оборудованном под тюрьму университетском помещении разыгрывали доставшиеся им по жребию роли тюремщиковизаключенных. Планировавшийся на двухнедельный срок эксперимент пришлось прекратить на шестые сутки:тюремщикинастолько вошли во вкус власти (слились с ролью), что их действия начали всерьез угрожать здоровьюзаключенных. Самоуважение иморальное Яличности фактически оказались всецело поглощенными играемой ролью. Произошло то, что Ф.Зимбардо назвалдеиндивидуализацией личности, понимая под этим термином утрату человеком индивидуального начала, обезличивание, неспособность осознать особенности своего Я, невнимание к оценкам окружающих. Люди подобного типа нередко характеризуются полным отсутствием чувства ответственности за свои поступки и (аналогично, кстати, многим палачам, состоящим на службе у тоталитарных и криминальных режимов) склонны видеть себя не более чем добросовестными исполнителями чужих приказов (хотя бы и самых людоедских).
Немало, однако, ситуаций, когда человеческое Я не желает мириться с навязанной обстоятельствами ролью. Так, невольно ставший предателем, но ужаснувшийся содеянному человек (подобно персонажу повести В.Быкова Сотников) всем своим существом может противиться этой страшной роли. Он может даже решиться на крайний шаг (как и поступил быковский персонаж): ценою собственной жизни отторгнуть роль.
Впрочем, наряду с приведенными выше возможны и иные последствия ролевого поведения , отражающиеся в разнообразных личностных эффектах:развитии и структурировании мотивационной сферы (вспомним хотя бы, как через выполнение ответственных заданий менял мотивацию подростков с криминальным прошлым известный педагог А.С.Макаренко),складывании Я -концепции (достаточно сказать, что уже детская ролевая игра является, как показал Дж.Мид, важным условием созидания человеком своего Я),видоизменении системы взглядов и ценностей (простейший пример – чудесное превращение цветочницы Элизы Дулитл вПигмалионеБ.Шоу после того, как она стала играть роль леди),формировании социальных установок (основываясь на данных исследований, Д.Майерс замечает, что для нас характерна, в частности, тенденция не только причинять вред тем, кого мы не любим, но и не любить тех, кого мы третируем) и т.д.
Расширение ролевого репертуара способно предохранять нас от стресса: так, потерпев неудачу в выполнении какой-то профессиональной роли, человек может успокоить себя тем, что в конце концов он хороший муж и отец. Ну а, кроме того, посредством ролевого поведения во многом осуществляются процессы социализации, обусловливающие становление человека как социального существа, его вхождение в общественную систему. Путь к этому разделу социальной психологии (к сожалению, не рассматриваемому в настоящей работе) лежит через анализ более сложных форм социального поведения, одной из которых является общение.
Особенности ролевого поведения личности
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Необходимость кем-то быть, играть определенные роли, является неотъемлемой частью человеческого бытия. Без этого не может функционировать общественный организм, без этого невозможна самореализация индивида.
В 60-х годах отечественные социальные психологи начали активно разрабатывать основанную на Западе ролевую теорию. Это было обусловлено тем, что понятие "роль", по Е. С. Кузьмину, является "центральным для социально-психологической науки, т. к. роль является звеном связи социальных явлений с психологическими особенностями" (Кузьмин, 1977, 122).
Существует также определение, что ролевое поведение – это поведение индивида в соответствии с задачами роли и ожиданиями окружающих. Необходимыми условиями ролевого поведения являются ясность и приемлемость роли.
Ясность роли предполагает, что человеку, ее исполняющему, известно и понятно не только содержание роли, но и связь его деятельности с другими людьми.
Приемлемость роли состоит в том, что человек готов ее выполнять осознанно, поскольку поведение в соответствии с данной ролью будет приносить ему определенное удовлетворение.
При этом А. Л. Свенцицкий (1999) указывал на то, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. Это значит, что поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Оно является продуктом уникального, свойственного только ему способа интерпретации и истолкования ролей.
Поведение человека начинается с выполнения определенной социальной роли. Человек познает себя, оценивает свою роль и свое место в социальной среде и в соответствии с этим направляет, контролирует и корректирует свое поведение.
Процесс вхождения в роль и обладание ею у каждого человека протекает по-разному. Качество ролевого поведения зависит от состояния психических параметров личности, которые подвержены влиянию социальной и производственной среды.
Таким образом, постоянно существует необходимость заботиться о создании такой производственной и морально-психологической обстановки, которая бы благоприятно влияла на качество выполнения социальной роли каждым работающим, способствовала бы повышению его трудовой инициативы и общественной активности.
1. Понимание личности в психологии
Личность - сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Она продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития - с другой.
Понятие личности начало складываться в древности. Вначале термин "личность" означал маску, которую надевал актер древнего театра, затем самого актера и его роль в представлении. Впоследствии термин "личность" стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.
Психология под личностью понимает конкретного человека, являющегося представителем определенного общества, национальности, класса, коллектива, занимающегося каким-либо видом деятельности, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями.
В определении личности следует выделить, прежде всего, ее общественную сущность. Человек рождается человеком, но личностью он становится в процессе общественной и трудовой деятельности. Термин "личность" употребляется только по отношению к человеку, и притом, начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим "личность животного" как "личность новорожденного". Мы всерьез не говорим о личности двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои наследственные особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения. Таким образом, психология социальное и биологическое в человеке рассматривает в диалектическом единстве, выделяя в этом единстве в качестве основных и определяющих социальные факторы.
Отношение к пониманию "личности" у различных исследователей было и остается различным.
Психоаналитические теории личности. Уже в начале века венский психиатр и психолог З. Фрейд предложил свою трактовку личности человека, оказавшую огромное влияние не только на психологическую науку и психотерапевтическую практику, но и на культуру во всем мире. Дискуссии, связанные с анализом и оценкой фрейдистских идей длились не одно десятилетие. Согласно взглядам Фрейда, разделяемым значительным числом его последователей, активность человека зависит от инстинктивных побуждений, и, прежде всего, полового инстинкта, и инстинкта самосохранения. Однако в обществе инстинкты не могут обнаружить себя столь же свободно, как в животном мире, так как общество накладывает на человека множество ограничений, подвергает его инстинкты, или влечения, "цензуре", что вынуждает человека подавлять, тормозить их. Инстинктивные влечения оказываются, таким образом, вытесненными из сознательной жизни личности как позорные, недопустимые, компрометирующие и переходят в сферу бессознательного, "уходят в подполье", но не исчезают. Сохраняя свой энергетический заряд, свою активность, они исподволь, из сферы бессознательного, продолжают управлять поведением личности, перевоплощаясь (сублимируясь) в различные формы человеческой культуры и продукты человеческой деятельности. В сфере бессознательного инстинктивные влечения объединяются в зависимости от своего происхождения в различные "комплексы", которые и являются, по утверждению Фрейда, истинной причиной активности личности. Соответственно, одной из задач психологии признается выявление бессознательных "комплексов" и содействие осознанию их, что ведет к преодолению внутренних конфликтов личности (метод психоанализа). К числу таких побуждающих причин, например, относили "эдипов комплекс".
Все дальнейшее развитие личности мыслилось как столкновение между вытесненными в сферу бессознательного различными "комплексами".
Внимательное рассмотрение концепции личности Фрейда, позволяет заметить, что активность человека понимается как биологическая, природная сила. Она аналогична инстинктам животных, т.е. такая же бессознательная, при всех ее изменениях, "сублимациях" и конфликтах с внешне ей противопоставленным обществом. Функция последнего сводится только к ограничению и "цензурированию" влечений. Подобная трактовка личности и ее активности фактически превращает личность в существо, по сути, биологическое. При этом предполагается, что человек и общество принципиально чужды друг другу, что их "гармонические" отношения возможны лишь при подавлении одного силой другого, вечном насилии одного над другим, при постоянной угрозе бунта бессознательного, прорыва в агрессию, невроз и т. д.
Гуманистическая психология (преимущественно американская) в понимании личности и ее активности на первый взгляд кажется чем-то противоположным психоаналитическому направлению. Однако, как это далее станет очевидным, они смыкаются в своих основных характеристиках. В отличие от психоаналитиков, которые, пытаясь открыть источник активности, обращаются к прошлому, к "вытесненным в бессознательное" впечатлениям и переживаниям ребенка, "гуманистическая психология" главным фактором активности личности считает устремленность к будущему, к максимальной самореализации (самоактуализации). Ее развитие связано с трудами К. Роджерса, А. Маслоу, Г. Олпорта и др.
Топологическая психология. Используя принятое в физико- математических науках понятие "поле", К. Левин объясняет поведение личности тем, что различные точки и районы "жизненного пространства" (поля), в котором существует индивид, становятся мотивами его поведения в силу того, что он испытывает в них потребность. Когда потребность в них исчезает, то и значение объекта утрачивается. В отличие от психоанализа, К. Левин не видит в потребности биологической предопределенности. Мотивация детерминируется не природными свойствами человека, а его взаимодействием с "полем", в котором объекты по-разному притягательны: обладают либо положительной, либо отрицательной валентностью.
Наличие трех-четырех ведущих направлений в понимании личности, сложившихся в мировой психологической науке, и несовпадение их исходных принципов вполне закономерно порождало постоянную полемику.
В отечественной психологии понимание "личности" также не однозначное.
Как справедливо отмечает И. С. Кон, многозначность понятия личности приводит к тому, что одни понимают под личностью конкретного субъекта деятельности "в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей", в то время как другие понимают личность "как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения". (Кон, 1967, 7).
Все разделы психологической науки рассматривают личность как изначально данную в системе социальных связей и отношений, детерминированную общественными отношениями и притом выступающую в качестве активного субъекта деятельности. Собственно социально-психологические проблемы личности начинают решаться на этой основе.
2. Механизмы социализации личности. Ролевое поведение
Социализация - становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие - свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление - это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений.
Отметим, что структура любой социальной ситуации включает в качестве необходимых следующие элементы:
· роли участников взаимодействия. Это набор предписаний, касающийся того, как человек должен вести себя, если он занял фиксированную позицию среди людей;
· набор и порядок действий;
· правила и нормы, регулирующие взаимодействие и характер отношений участников социальной ситуации.
На работе, как и в театре, людям приходится играть определенные социальные роли.
Каждая личность в социуме рассматривается в трех ипостасях.
«Я - образ» - рефлексивное представление человека о самом себе. Это представление бывает более или менее адекватно реальности или мнению окружающих.
«Реальное Я» - совокупность качеств, стабильно присущих личности, или ее истинная, объективная сущность.
«Имидж-Я» - образ человека во мнениях окружающих. Он складывается под влиянием многих факторов и его можно варьировать в широком диапазоне.
Социальная роль, по сути, близка к понятию «имидж - Я», и характеризуется совокупностью действий, ожидаемых от ее «исполнителя».
Рассматривают различные модели личности в общении. Модель общения во многом определяется на генетическом уровне. Например, интроверты - это люди, обращенные в свой внутренний мир. Для них общение, как правило, затруднено низкой коммуникабельностью или повышенной тревожностью. Экстраверты наоборот, подсознательно тянутся к людям. Им свойственна, скорее всего, постоянная потребность в общественном одобрении. Они очень общительны вплоть до навязчивости. Одиночество их угнетает.
Д.Б. Ропер (1966, США) предложил различать людей на ориентированных изнутри и ориентированных извне. Первые имеют внутренний локус контроля - это интерналы. Они убеждены, что в любой момент способны повлиять на окружение. Им свойственно брать на себя ответственность за то, что с ними случается. Это активные и динамичные люди. В случае неудачи они, не колеблясь, упрекают себя в том, что приложили недостаточно усилий. Интерналы чаще всего считают свои успехи и неудачи не случайными, а зависящими от самих себя.
Люди, верящие в существование внешнего контроля, имеют внешний локус контроля - это экстерналы. Они убеждены, что в обстоятельствах их жизни всецело повинны другие люди, везенье или случай. Это более пассивные и менее дееспособные личности. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают все хуже. Однако особой признательности от экстернала ожидать не приходится.
Роли, связанные с межличностными отношениями, обычно делят на ведущих и ведомых. Ведущих играют так называемые «предпочитаемые» - «звезды», авторитетные, честолюбивые или чем-то иным привлекательные для окружающих лица. Ведомые - все остальные, включая «непредпочитаемых», с которыми сотрудничают только вынужденно и делают их ответственными за все.
Социальная роль как идеальная модель поведения
Вступая в те или иные взаимодействия, люди бессознательно, исходя из привычки, быстро входят в роли, соответствующие обстоятельствам. Это позволяет реагировать на события быстро и адекватно. В трудовом коллективе, например, важно, чтобы сам работник осознанно полностью слился с той ролью, которая ему предписана должностными обязанностями.
Интерактивное взаимодействие с ролью. Важной проблемой является воздействие выполняемых личностью социальных ролей на ее психологические особенности. Например, работник в роли начальника ведет себя не так, как в роли низового исполнителя.
Важным условием в коллективе является создание возможностей для эффективного выполнения каждым его членом своих социальных ролей.
Важной характеристикой деятельности личности является уровень ее притязаний. Он формируется под воздействием ряда факторов: возраста; образования; пола; социального происхождения; стандартов успеха, существующих в социальных группах, к которым относится данная личность; уровня ее самоуважения; прошлого опыта; успехов и неудач в процессе движения к цели.
Обнаружено, что с увеличением возраста (до определенного периода) уровень притязаний, связанных с «творческими» потребностями, повышается, а затем снижается. Эта переломная точка различна в разных профессиональных группах.
Возрастает уровень притязаний и с ростом образования.
Если профессия не содержит возможностей для творчества, то это приводит к перемене специальности.
Если говорить об условиях труда, то уровень притязаний у женщин гораздо выше, чем у мужчин.
Установлено, что лица с низким социометрическим статусом в первичном производственном коллективе характеризуются большими притязаниями в зарплате, чем лица с высоким статусом.
Гендерные роли
Полоролевые стереотипы. На поведение мужчин и женщин влияют как психофизиологические особенности, так и гендерные (полосоциальные) стереотипы.
Считается, что женщины более общительны, активны, эмпатичны и заботливы.
Мужчины воспринимаются как более автономные, настойчивые, авторитарные и интеллектуальные.
Независимость отмечается как одна из главных психологических черт мужчин, а взаимозависимость - как женская черта Мужской стиль - более аналитический и манипулятивный. В общении женщины проявляют больше интуиции, легче угадывают состояние партнера. Они настроены на партнерский стиль общения. Мужчины бессознательно стремятся к доминированию.
Мужчины считаются более способными к пространственным и математическим знаниям.
Женщины показывают лучшие способности к языковым навыкам.
Мужская концепция морали формируется в терминах абстрактных правил, границы которых неподвижны, постоянны. Женщины более ситуативны, привносят больше личного в свою интерпретацию этики, границы которой более открыты и подвижны в зависимости от ситуации.
Ролевая структура группы
Ролевая структура группы также может подразделяться на формальную и неформальную. Формальный статус человека определяется его служебным положением. Оно обусловлено: рангом организации; уровнем должности, значимостью решаемых задач, обеспеченностью обслуживающим персоналом (референт, персональный шофер, охрана и пр.), транспортом, доступом к источникам информации, контактом с вышестоящими руководителями.
Способы укрепления авторитета: не бросать слов на ветер; быть справедливым и беспристрастным; не уклоняться от решения проблем; беречь время подчиненных; не отдавать невыполнимых распоряжений; не проявлять излишних эмоций; информировать подчиненных.
Официальное и неофициальное взаимодействие. Наряду с системой официального взаимодействия значительно влияние неофициальной организационной структуры. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют здоровый климат. Недоброжелательные отношения порождают ссоры и конфликты.
В пределах одной бригады могут существовать две и более неформальные группы, причем члены каждой из них противодействуют членам «не своих» групп.
Наиболее силен конформизм в малых группах, особенно триадах, где все находятся на виду.
Отмечается в целом, что женщины более конформны, чем мужчины.
Оказавшись в одиночестве, человек часто уступает, если даже он и прав. В противном случае давление окружающих может перерасти в открытое принуждение.
Обычно человек принимает взгляды большинства не столько под прямым внешним групповым давлением, сколько из-за боязни испортить отношения с окружающими.
Но конформизм имеет и важные преимущества. Во-первых, он обеспечивает выживаемость человека в критические моменты, облегчает организацию совместной деятельности людей, во-вторых, - придает коллективу свое «лицо», поддерживая систему ценностей и норм, закрепляя роли и стандарты поведения. А это помогает взаимодействию.
Групповые взаимодействия
Так называются определенные правила, выработанные группой. Особенно остро стоит проблема принятия групповых норм для новичка. Возможны четыре варианта его поведения:
· сознательное принятие норм группы;
· вынужденное принятие под угрозой санкций группы;
· демонстрация антагонизма по отношению к группе («не такой, как все»):
· сознательное отвержение групповых норм с учетом всех возможных последствий, вплоть до ухода из группы.
Виды деловых взаимодействий проявляются в совместной деятельности, деловых беседах и совещаниях.
Беседа при приеме на работу носит характер интервью и состоит из следующих основных блоков:
· что представляет собой соискатель;
· почему он ищет работу;
· его сильные и слабые стороны;
· его представления о хорошем начальнике;
· на какую зарплату он рассчитывает;
· его притязания в части карьеры и роста зарплаты.
Беседа при увольнении обычно связана с добровольным уходом сотрудника, в ситуации увольнения или сокращения.
Проблемные и дисциплинарные беседы обычно вызваны либо сбоями в деятельности сотрудника, либо фактами нарушения дисциплины.
Основная задача начала беседы - установить контакт с собеседником, создать атмосферу взаимопонимания, пробудить интерес к разговору. Есть несколько эффективных приемов для начала беседы:
· метод снятия напряженности - использование теплых слов, личного обращения, комплиментов, шуток;
· метод «зацепки», т.е. использование какого-либо события, сравнения, личного впечатления, анекдота или необычного вопроса для образного представления сути проблемы;
· метод «прямого подхода», т.е. непосредственный переход к делу без какого-либо обсуждения - краткое сообщение о причинах, по которым назначена беседа.
Откровенной, конструктивно-критической атмосфере деловой беседы противоречат:
· бестактное обрывание на полуслове;
· неоправданное лишение собеседника возможности высказать свое мнение;
· навязывание мнения ведущего беседу;
· игнорирование или высмеивание аргументов собеседника;
· грубая реакция на высказывание партнерами противоположных точек зрения;
· подтасовка фактов;
Деловое совещание определяется как форма организованного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями.
Опыт показывает, что при решении проблем группу следует использовать в тех случаях, когда:
· проблема является скорее сложной, чем простой, и нет уверенности, что один человек обладает всей информацией, необходимой для решения;
· требуется разумно разделить ответственность за решение проблемы;
· желателен не один, а несколько вариантов решения проблемы;
· полезна проверка различных взглядов;
· руководитель стремится утвердить демократический стиль управления или хочет заручиться доверием подчиненных;
· членам группы необходимо лучше узнать друг друга.
Типы взаимоотношений в группе
Можно выделить четыре типа сотрудников:
· люди, стремящиеся к лидерству, которые могут решать задачу, лишь подчиняя себе других членов группы;
· индивидуалисты, пытающиеся решить задачу в одиночку;
· приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других ее членов;
· коллективисты, которые стараются решить задачу совместными усилиями.
На характер взаимодействия в группе влияют и социально-психологические факторы, определяемые видом деятельности:
· совместно-индивидуальная - каждый член коллектива делает свою часть общего задания независимо от других;
· совместно-последовательная - общая задача выполняется последовательно каждым членом коллектива (конвейерное производство);
· совместно-взаимодействующая - задача выполняется при непосредственном и одновременном взаимодействии каждого члена коллектива со всеми другими членами.
Сплоченность в пределах данной деятельности достигается быстрее при третьей модели, чем при второй и тем более первой.
Задачей изучения социально-психологического климата является определение его показателей. Кроме продуктивности труда коллектива необходимо учитывать косвенные показатели: текучесть кадров, состояние трудовой дисциплины, уровень конфликтности.
Межличностные взаимодействия могут регулироваться тремя путями:
Совместимостью партнеров на личном уровне. Эту совместимость можно определить как способность членов группы, совместной деятельности, основанную на их оптимальном сочетании. Психологическая совместимость может быть обусловлена как сходством каких-либо характеристик членов группы, так и различием их. В итоге это при водит к взаимодополняемости людей в условиях совместной деятельности. Высокий уровень психологической совместимости благоприятно влияет на социально-психологический климат коллектива. Он определяется стойким настроением группы.
Совместимость партнеров улучшается при сходстве: в социальном происхождении, уровне интеллекта, возрасте, во взглядах на жизнь, этнических корнях, характерах (общительность. тревожность, мечтательность).
Совместимость повышается при взаимодополняемых свойствах темперамента (сангвиник-меланхолик, холерик-флегматик).
Сработанность - это согласованность в работе участников совместной деятельности. Подобное качество характеризует успешную совместную деятельность, порождающую высокую удовлетворенность членов группы.
Суть сплочения группы в том, чтобы превратить ее в психологическую общность. Сплоченность определяют следующие факторы: эмоциональная привлекательность членов группы, наличие совместимости, предпочитаемый группой способ взаимодействия, особенности групповых целей, удовлетворенность группы и каждого члена своим положением в группе, коллегиальный, корпоративный стиль руководства, способствующий сплочению группы.
В группе высокой сплоченности растет самооценка человека, снижается уровень его тревожности и повышается эффективность работы всей группы.
Межличностное поведение в игр��
Игра - это свободная, неутилитарная упорядоченная деятельность в намеренно ограниченном пространстве и времени, в рамках которой воссоздаются социальные отношения между людьми.
Выделяют минимум два типа игровой деятельности «целевую» и «ролевую».
К целевому типу можно отнести все игры, ориентированные на достижение успеха, победы над соперником или обстоятельствами (детские игры, спортивные, викторины и пр.).
«Ролевые» игры - это те, в которых происходит исполнение ролей, использование масок различной природы, реализация заранее заданного текста. Сюда относится игра актеров. Или ролевые игры во время тренингов и деловых игр.
Э. Берн (1988) ввел понятие трансактного анализа. Суть этой идеи в том, что при анализе поведения человека в игре можно выделить трансакции как стержневую основу игры. По Берну этой основой и скрытым смыслом является неосознанное стремление каждой из сторон к достижению превосходства над другой и получению вознаграждения. При этом для трансакций чаще всего свойственно притворство, скрывающее истинные цели под видимыми манипуляциями.
В соответствие с этой теорией можно сказать, что люди с комплексами неполноценности играют не только для того, чтобы получить ценный приз или развлечься и удовлетворить «адреналиновый голод». Их основным подсознательным мотивом будет, в том числе, желание самоутвердиться. Выигрышем в данном значении будет и моральное удовлетворение от самого нахождения решения, поставленного условием игры.
Игровое поведение выявляет важные аспекты межличностного взаимодействия, которые находятся в тени или отсутствуют в других видах человеческого общения. В игре «тренируются» такие полезные навыки, как:
· ролевое поведение;
· следование правилам;
· способность скрывать подлинные состояния и мотивы, если их проявление неуместно;
· способность делать выбор в условиях неопределенности.
Сценарии и механизмы взаимодействия
Сценарии - стандартные последовательности действий в тех или иных привычных ситуациях. Если ситуация знакома, знание сценария помогает автоматически совершать последовательные действия, в противном случае отсутствие сценария затрудняет адекватное поведение.
Взаимодействие является тем фундаментальным процессом, который скрепляет в диадную общность. Основные механизмы, обеспечивающие формирование межличностного взаимодействия, - это взаимопонимание, координация и согласование.
Взаимопонимание - это результат познания партнера, формирования общих целей и методов взаимодействия.
Координация - поиск таких средств общения, которые в наилучшей степени соответствуют намерениям и возможностям партнеров.
Согласование - механизм взаимодействия, касающийся в основном мотивационно - потребностной стороны общения.
На социально-ролевом уровне значение имеет не искреннее самовыражение и поступки человека, а правильное с точки зрения окружающих поведение в конкретной ситуации.
Техника самопрезентации и виды распределения роле��
Самопрезентация
- это кратковременный специфически мотивированный и организованный процесс предъявления информации о себе в вербальном и не вербальном поведении (В.Н. Куницына).
Свойства личности, способствующие успешной самопрезентации:
· социальный интеллект (чутье на людей и на обстоятельства, умение подстраиваться к окружающим);
· эгокомпетентность (знание своих недостатков и достоинств);
· природное обаяние;
· способность к мобилизации и переключению;
· манипулятивные умения.
Тормозящие факторы в самопрезентации:
· неспособность к самораскрытию;
· зажатость;
· застенчивость;
· комплексы и недостаток коммуникативных умений и навыков.
Техника самопрезентации включает следующие приемы:
· Инграциация (iпgгаtiаtiоп) - приукрашивание, самовосхваление, стремление сделать себя привлекательным.
· Самоподдержка - стремление произвести впечатление, описывая свои таланты и выдающиеся познания.
«Греться в лучах чужой славы» - выстраивание своего образа путем подчеркивания тесной связи с успешными, знаменитыми, выдающимися людьми.
Успешность самопрезентации предваряет работа над собственным имиджем, начиная с внешности и одежды.
Три вида распределения ролей. Пространство межличностного взаимодействия.
Определить положение человека в социальном пространстве означает определить его отношение к другим людям и социальным явлениям, взятым за точку отсчета.
При знакомстве, представляясь, каждый из нас обычно сообщает определенные сведения о себе, называя свое имя, род занятий, профессиональную группу, семейное положение и пр. Эти сведения составляют как бы систему координат для определения социального положения любого индивида. Определив ситуацию, участники взаимодействия начинают выстраивать позиции, позволяющие им достичь своих целей в заданных обстоятельствах.
Под этим углом зрения межличностное взаимодействие предполагает:
· выбор позиции по отношению к другому, пристройку к позициям друг друга, проверку их на прочность;
· оформление занятой позиции посредством использования вербальных и невербальных средств коммуникации.
Различают три типа пристройки .
1. Пристройка сверху может выглядеть как поучения, осуждения, советы, порицания, обращение на «ты», «сынок». Невербальные выражение того же - высокомерные или покровительствующие интонации, похлопывание по плечу, подача руки ладонью вниз, взгляды сверху вниз и другое.
2. Пристройка снизу означает позицию подчинения и диктует свои стереотипы поведения. Здесь человек демонстрирует зависимость, требует защиты, лишен инициативы и власти. Все это может сопровождаться заискивающими интонациями. наклоном туловища вперед, опускание головы и Т.п.
3. Позиция равенства сторон предполагает соответствующие вербальные и невербальные формы поведения: спокойный взгляд в глаза собеседнику, открытое выражение чувств и ожиданий, обоснованные высказывания и готовность выслушать критические замечания в свой адрес и т.д.
Эффект контраста - способность к быстрой смене психологических позиций в зависимости от возникшей ситуации. Это один из существенных показателей мастерства общения. Данный тип поведения может быть использован любым человеком, ибо все мы в подавляющем большинстве бываем во всех трех положениях.
Эффект ассимиляции - использование в новых условиях готовых умений и навыков без их существенного изменения. Такой негибкий тип ролевого поведения может быть свойственен крайне самоуверенному человеку или аферисту или главе государства, например, в официальной обстановке.
Техника бихевиоральных (поведенческих) подкреплений состоит в том, что, выполняя социальную роль, человек не должен ограничиваться только вербальными и невербальными взаимодействиями. Он должен подкреплять свою роль поступками и действиями.
5. Стили педагогического общения (Классификация А.В.Петровского, Я.Л.Коломинского, В.В.Шпалинского, М.Ю.Кондратьева).
Доминирующая роль в формировании личности ребенка, в том числе особенностей его общения, отношения к себе и окружающим, принадлежит семье. Родители лучше всех знают своего ребенка и оказывают решающее влияние на его развитие. Однако в дошкольном детстве есть еще одна важная составляющая жизни малыша - это детский сад, в котором он проводит значительную часть времени.
Приобретенный ранее опыт общения в семье подвергается серьезному испытанию в дошкольном учреждении. В группе детского сада ребенку нужно не только суметь построить отношения с незнакомыми взрослыми (педагогами), но и научиться общаться со сверстниками, соотносить свое поведение с общепринятыми правилами, организовывать собственную деятельность. И кто, как не воспитатель, поможет ребенку сделать первые шаги в мир новых взаимоотношений?
Каждый педагог имеет индивидуальный стиль деятельности и общения, то есть характерное именно для него сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности. От личности педагога и его стиля взаимодействия с детьми зависят результаты воспитательного воздействия. В процессе общения с ребенком взрослый должен не только теоретически передавать детям свой опыт и знания, но, прежде всего, транслировать своим собственным поведением личностное отношение к другому человеку. Реальное педагогическое общение предполагает субъектные отношения: партнеры по общению строят свое взаимодействие так, чтобы учитывать психологические особенности друг друга: интересы, мотивы, цели, темперамент, способности. При таком типе общения педагог, обращаясь к ребенку, предполагает определенное отношение к своему обращению с его стороны, аргументирует свои требования, объясняет поведение. Если в общении педагога с детьми нет взаимной направленности, т. е. дети выступают только объектом воздействия, то нельзя говорить о полноценном общении.
Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим содержание, характер и особенности влияния его на личность ребенка. Слова и поступки педагога определяют особенности и дальнейшее развитие его взаимодействия с детьми, влияют на рост самосознания детей, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников.
У каждого педагога есть своя воспитательная стратегия, а точнее, модель взаимодействия с детьми. Наиболее содержательные характеристики моделей взаимодействия педагога с детьми даются В. А. Петровским.