Хельсинский заключительный акт 1975. Декларация "заключительный акт сбсе (г.хельсинки)". руководствоваться во взаимных отношениях


Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, начавшееся в Хельсинки 3 июля 1973 года и продолжавшееся в Женеве с 18 сентября 1973 года по 21 июля 1975 года, было завершено в Хельсинки 1 августа 1975 года Высокими Представителями Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германии, Греции, Дании, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Канады, Кипра, Лихтенштейна, Люксембурга, Мальты, Монако, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Сан-Марино, Святейшего Престола, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик, Турции, Финляндии, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Швеции и Югославии.

Во время начального и заключительного этапов Совещания перед его участниками в качестве почетного гостя выступил Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций. В ходе второго этапа Совещания внесли свои вклады Генеральный директор ЮНЕСКО и Исполнительный секретарь Европейской экономической комиссии ООН.

Во время заседаний второго этапа Совещания были сделаны также

вклады по различным пунктам повестки дня представителями следующих неучаствующих средиземноморских государств: Алжирской Народной Демократической Республики, Арабской Республики Египет, Израиля, Королевства Марокко, Сирийской Арабской Республики, Тунисской Республики.

Вдохновляемые политической волей, в интересах народов, к улучшению и активизации их отношений, содействию в Европе миру, безопасности, справедливости и сотрудничеству, сближению между ними, а также с другими государствами мира.

Преисполненные решимости в этой связи придать полную действенность результатам Совещания и обеспечить использование плодов, вытекающих из этих результатов, между их государствами и во всей Европе, и тем самым расширять, углублять и сделать поступательным и прочным процесс разрядки.

Высокие Представители государств-участников торжественно приняли следующее:

Государства-участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе,

Подтверждая свою цель содействия улучшению отношений между ними и обеспечения условий, в которых их народы могут жить в условиях подлинного и прочного мира, будучи ограждены от любой угрозы или покушения на их безопасность;

Убежденные в необходимости прилагать усилия к тому, чтобы делать разрядку как непрерывным, так и все более жизнеспособным и всесторонним процессом, всеобщим по охвату, и в том, что претворение в жизнь результатов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе будет одним из крупнейших вкладов в этот процесс;

Считая, что солидарность между народами, как и общность стремления государств-участников к достижению целей, как они выдвинуты Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе, должны вести к развитию лучших и более тесных отношений между ними во всех областях и, таким образом, к преодолению противостояния, проистекающего из характера их отношений в прошлом, и к лучшему взаимопониманию;

Памятуя о своей общей истории и признавая, что существование общих элементов в их традициях и ценностях может помогать им в развитии их отношений, и исполненные желания изыскивать, полностью принимая во внимание своеобразие и разнообразие их позиций и взглядов, возможности объединять их усилия с тем, чтобы преодолевать недоверие и укреплять доверие, разрешать проблемы, которые их разделяют, и сотрудничать в интересах человечества;

Признавая неделимость безопасности в Европе, как и свою общую заинтересованность в развитии сотрудничества во всей Европе и между собой, и выражая свое намерение предпринимать соответственно усилия;

Признавая тесную связь между миром и безопасностью в Европе и в мире в целом и сознавая необходимость для каждого из них вносить свой вклад в укрепление международного мира и безопасности и в содействие основным правам, экономическому и социальному прогрессу и благополучию всех народов;

Приняли следующее:

а) Декларация принципов, которыми государства-участники

Государства-участники,

убежденные в том, что их усилия, направленные на развитие сотрудничества в области торговли, промышленности, науки и техники, окружающей среды, а также в других областях экономической деятельности, способствуют укреплению мира и безопасности в Европе и во всем мире,

признавая, что сотрудничество в этих областях способствовало бы экономическому и социальному прогрессу и улучшению условий жизни, сознавая различия в их экономических и социальных системах,

подтверждая свою готовность интенсифицировать такое сотрудничество друг с другом независимо от их систем,

признавая, что такое сотрудничество с учетом различий в уровнях экономического развития может развиваться на основе равенства и обоюдного удовлетворения партнеров и взаимности, позволяющей в целом справедливое распределение выгод и обязательств сравнимого объема, при соблюдении двусторонних и многосторонних соглашений,

имя в виду интересы развивающихся стран во всем мире, в том числе среди стран-участниц, коль скоро в экономическом отношении они находятся на уровне развивающихся; подтверждая свою готовность сотрудничать для достижения целей и задач, поставленных соответствующими органами Организации Объединенных Наций в документах относительно развития, при том понимании, что каждое государство-участник придерживается позиции, которую оно по ним заняло; уделяя особое внимание наименее развитым странам,

убежденные в том, что растущая экономическая взаимозависимость в мире побуждает к более действенным общим усилиям для решения основных мировых хозяйственных проблем, таких, как продовольственные, энергетические, сырьевые и валютно-финансовые, и подчеркивает тем самым необходимость содействия развитию устойчивых и справедливых международных экономических отношений, что способствовало бы долговременному и разностороннему экономическому развитию всех стран,

учитывая работу, уже проделанную соответствующими международными организациями, и желая воспользоваться возможностями, предоставляемыми этими организациями, в частности Европейской экономической комиссией ООН, для претворения в жизнь положений заключительных документов Совещания,

считая, что основные направления и конкретные рекомендации, содержащиеся в нижеследующих текстах, имеют целью способствовать дальнейшему развитию их экономических взаимоотношений, и будучи убежденными, что их сотрудничество в этой области должно осуществляться при полном соблюдении принципов, регулирующих отношения между государствами-участниками, как они изложены в соответствующем документе,

приняли следующее:

Торговля

Промышленное сотрудничество

Гармонизация стандартов и технических условий

Развитие транспорта

Государства-участники,

Учитывая географические, исторические, культурные, экономические и политические аспекты своих взаимоотношений с неучаствующими средиземноморскими государствами,

Убежденные в том, что безопасность в Европе следует рассматривать в более широком контексте безопасности в мире, что она тесно связана с безопасностью в районе Средиземноморья в целом и что, следовательно, процесс укрепления безопасности, не ограничиваясь Европой, должен распространяться на другие районы мира, в частности на Средиземноморье,

Полагая, что укрепление безопасности и развитие сотрудничества в Европе будут стимулировать позитивные процессы в районе Средиземноморья, и выражая намерение сделать вклад в дело мира, безопасности и справедливости в этом районе в общих интересах государств-участников и неучаствующих средиземноморских государства,

Признавая важность своих экономических взаимоотношений с неучаствующими средиземноморскими государствами и учитывая общую заинтересованность в дальнейшем развитии сотрудничества,

Отмечая с удовлетворением интерес, проявленный неучаствующими средиземноморскими государствами к Совещанию с самого его начала, и приняв должным образом во внимание их вклады,

Заявляют о своем намерении:

способствовать развитию добрососедских отношений с неучаствующими средиземноморскими государствами в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, на которых основаны их отношения, и с Декларацией Организации Объединенных Наций о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, и соответственно исходить, в связи с этим, в своих отношениях с неучаствующими средиземноморскими государствами из духа принципов, изложенных в Декларации принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях;

стремиться, путем дальнейшего улучшения отношений с неучаствующими средиземноморскими государствами, укреплять взаимное доверие с тем, чтобы способствовать безопасности и стабильности в районе Средиземноморья в целом;

содействовать развитию взаимовыгодного сотрудничества с неучаствующими средиземноморскими государствами в различных областях экономической деятельности, особенно путем расширения торговли, на основе общего понимания необходимости стабильности и прогресса в торговых отношениях, их взаимных экономических интересов и различий в уровнях экономического развития, способствуя тем самым их экономическому росту и благосостоянию;

способствовать всестороннему развитию экономики неучаствующих средиземноморских стран с учетом целей их национального развития и сотрудничать с ними, особенно в области промышленности, науки и техники, в их усилиях с целью лучшего использования их ресурсов, тем самым содействуя более гармоничному развитию экономических отношений;

активизировать усилия и сотрудничество на двусторонней и многосторонней основе с неучаствующими средиземноморскими государствами с целью улучшения окружающей среды в Средиземноморье, особенно для сохранения биоресурсов и экологического баланса моря с помощью соответствующих мер, включая предупреждение загрязнения и борьбу с ним; в этих целях, и учитывая существующее положение, сотрудничать через посредство компетентных международных организаций, в частности, в рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП);

способствовать дальнейшим контактам и сотрудничеству с неучаствующими средиземноморскими государствами в других соответствующих областях.

Для содействия целям, изложенным выше, государства-участники также заявляют о своем намерении поддерживать и расширять контакты и диалог, начатые Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе с неучаствующими средиземноморскими государствами, включая все государства Средиземного моря, с целью способствовать миру, сокращению вооруженных сил в этом районе, укреплению безопасности, ослаблению в этом районе напряженности и расширению сферы сотрудничества - задачам, в которых все совместно заинтересованы, а также с целью определения дальнейших совместных задач.

Государства-участники будут стремиться в рамках их многосторонних усилий, содействовать прогрессу и соответствующим инициативам, а также осуществлять обмен мнениями в отношении достижения изложенных выше задач.

Государства-участники,

Желая содействовать укреплению мира и взаимопонимания между народами и духовному обогащению человеческой личности без различия расы, пола, языка и религии,

Сознавая, что развитие связей в области культуры и образования, более широкое распространение информации, контакты между людьми и решение гуманитарных проблем будут содействовать достижению этих целей,

Исполненные решимости поэтому сотрудничать между собой, независимо от своих политических, экономических и социальных систем, с тем чтобы создать лучшие условия в упомянутых выше областях, развивать и укреплять существующие формы сотрудничества, а также разрабатывать новые пути и средства, соответствующие этим целям,

Убежденные, что это сотрудничество должно осуществляться при полном соблюдении принципов, регулирующих отношения между государствами-участниками, как они изложены в соответствующем документе,

Приняли следующее:

1. Контакты между людьми

Государства-участники,

рассмотрев и оценив прогресс, достигнутый на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе;

считая далее, что, в более широком мировом контексте, Совещание является важной частью процесса упрочения безопасности и развития сотрудничества в Европе и что его результаты внесут значительный вклад в этот процесс;

намереваясь претворять в жизнь положения Заключительного акта Совещания, с тем чтобы придать полную действенность его результатам и тем самым продвигать вперед процесс упрочения безопасности и развития сотрудничества в Европе;

убежденные, что для достижения целей, преследуемых Совещанием, они должны прилагать новые односторонние, двусторонние и многосторонние усилия и продолжать в соответствующих формах, изложенных ниже, многосторонний процесс, начатый Совещанием,

1. Заявляют о своей решимости, в период после Совещания, должным образом учитывать и выполнять положения Заключительного акта Совещания:

а) в одностороннем порядке во всех случаях, которые подходят для такого действия;

b) в двустороннем порядке путем переговоров с другими государствами-участниками;

с) в многостороннем порядке путем встреч экспертов государств-участников, а также в рамках существующих международных организаций, таких, как Европейская экономическая комиссия ООН и ЮНЕСКО в том, что касается сотрудничества в области образования, науки и культуры;

а) путем проведения углубленного обмена мнениями как о выполнении положений Заключительного акта и задач, определенных Совещанием, так и в контексте вопросов, обсуждавшихся на нем, об улучшении их взаимоотношений, упрочении безопасности и развитии сотрудничества в Европе, развитии процесса разрядки в будущем;

b) путем организации в этих целях встреч между их представителями начиная со встречи на уровне представителей, назначенных министрами иностранных дел. Эта встреча определит соответствующие условия для проведения других встреч, которые могли бы включать последующие встречи подобного рода и возможность нового совещания;

3. Первая из встреч, упомянутых выше, состоится в Белграде в 197г. Подготовительная встреча для организации этой встречи состоится в Белграде 15 июня 1977 г. Подготовительная встреча примет решение о дате, продолжительности, повестке дня и других условиях встречи представителей, назначенных министрами иностранных дел;

4. Правила процедуры, рабочие методы и шкала распределения расходов данного Совещания будут, mutatis mutandis, применяться к встречам, предусмотренным выше в параграфах 1 (с), 2 и 3. Все вышеуказанные встречи будут проводиться в государствах-участниках в порядке ротации. Обслуживание техническим секретариатом будет обеспечиваться принимающей страной.

Подлинник настоящего Заключительного акта, составленный на английском, испанском, итальянском, немецком, русском и французском языках, будет передан правительству Финляндской Республики, которое будет хранить его в своих архивах. Каждое из государств-участников получит от правительства Финляндской Республики заверенную копию настоящего Заключительного акта.

Текст настоящего Заключительного акта будет опубликован в каждом государстве-участнике, которое распространит его и обеспечит возможно более широкое ознакомление с ним.

К правительству Финляндской Республики обращается просьба направить Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций текст настоящего Заключительного акта, который не подлежит регистрации на основании статьи 102 Устава Организации Объединенных Наций, с целью его распространения среди всех членов Организации в качестве официального документа Организации Объединенных Наций.

К правительству Финляндской Республики обращается также просьба направить текст настоящего Заключительного акта Генеральному директору ЮНЕСКО и Исполнительному секретарю Европейской экономической комиссии ООН.

В удостоверение всего этого нижеподписавшиеся Высокие Представители государств-участников, сознавая высокое политическое значение, которое придается ими результатам Совещания, и заявляя об их решимости действовать в соответствии с положениями, содержащимися в изложенных выше текстах, поставили свои подписи под настоящим Заключительным актом.

от имени:

Федеративной Республики Германии:
Гельмут ШМИДТ
Федеральный канцлер
Германской Демократической Республики:
Эрих ХОНЕККЕР

Социалистической единой партии Германии
Соединенных Штатов Америки:
Джеральд ФОРД
Президент Соединенных Штатов Америки
Австрийской Республики:
Бруно КРАЙСКИЙ
Федеральный канцлер
Королевства Бельгии:
Лео ТИНДЕМАНС
Премьер-министр
Народной Республики Болгарии:
Тодор ЖИВКОВ
Первый секретарь Центрального Комитета
Болгарской коммунистической партии
и Председатель Государственного совета
Народной Республики Болгарии
Канады:
Пьер Эллиот ТРЮДО
Премьер-министр
Республики Кипр:
Его блаженство архиепископ МАКАРИОС III
Президент Республики Кипр
Дании:
Аркер ЙОРГЕНСЕН


Акт закрепил де-юре итоги Второй мировой войны и создал правовую основу того европейского порядка международных отношений, в котором мы живём. Документ был подписан представителями 35 государств: США, Канада и все страны Европы, кроме Албании.

В романе «Мальвиль», изданном в 1972 году, Роберт Мерль реалистично изобразил то, что происходило после глобальной атомный катастрофы (случившийся по воле автора без каких-либо причин в апреле 1977 года).

В годы, когда шла работа над «Мальвилем», ощущение приближающегося конца человеческой истории витало в воздухе. Арсеналы сверхоружия, накопленные в США и СССР, гарантировали мгновенное уничтожение всего живого на Земле в ходе конфликта между двумя военно-политическим блоками, нацеленными друг на друга в многолетнем враждебном противостоянии. Такой конфликт мог вспыхнуть в любой момент из-за очередного обострения отношений, в результате провокации или даже из-за элементарного технического сбоя в том или ином звене громоздких военно-политических механизмов.

Ситуация представлялась безвыходной не только пессимистично настроенным авторам антиутопий, но и политизированным обывателям по обеим сторонам железного занавеса, разделившего Европу и всю планету.

Однако сценарий будущего по Мерлю, как известно, не реализовался.

В промежутке между выходом «Мальвиля» и означенной в романе датой ядерного блиц-Армагеддона произошло то, что стали называть «разрядкой отношений между Востоком и Западом». Вероятность глобального катаклизма резко снизилась благодаря усилиям политиков, сумевших найти компромиссные решения по ряду острых проблем международной безопасности.

Разрядка казалась неожиданным даром судьбы для Советского Союза (слабейшего в глобальном противостоянии двух сверхдержав), но её побочные следствия существенно ускорили крах мировой системы социализма.

Хельсинки-75

Кульминационным моментом разрядки стало прошедшее в Хельсинки Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Следует признать, что нам, живущим в нынешней России, атомное оружие принесло немалую пользу, что позволяет в какой-то мере примириться с материальными затратами, человеческими потерями и страданиями, выпавшими на долю нашего народа по ходу многолетнего неравного состязания с Америкой в производстве средств массового уничтожения.

Государства, подписавшие 1 августа 1975 года Заключительный акт этого совещания, заявили о своей решимости уважать и применять в отношении каждого из них со всеми другими государствами-участниками, независимо от их политических, экономических и социальных систем, от их размеров, географического положения и уровня экономического развития, следующие десять принципов (которые с лёгкой руки журналистов вскоре стали называть «десятью заповедями европейской безопасности»):

1. Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету.
2. Неприменение силы или угрозы силой.
3. Нерушимость границ.
4. Территориальная целостность государств.
5. Мирное урегулирование споров.
6. Невмешательство во внутренние дела.
7. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений.
8. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой.
9. Сотрудничество между государствами.
10. Добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Кроме того, государства - участники Совещания по безопасности и сотрудничеству заявили о намерении осуществлять свои отношения со всеми другими государствами в духе вышеизложенных принципов.

Принимая пункт 1 «заповедей», Соединённые Штаты Америки и их европейские союзники признали право на существование социалистической системы и отреклись от своей прежней политики «отбрасывания коммунизма».

Обязуясь не вмешиваться в чужие внутренние дела (согласно п.6), западные страны в то же время сохранили определённые рычаги давления на своих восточных партнёров в соответствии с правозащитным 7-м пунктом.

Советские руководители согласились терпеть связанные с этим пунктом неудобства ради 3-го и 4-го пунктов, с принятием которых решалась ключевая задача всей послевоенной политики СССР: окончательно признавались существующие де-факто границы и юридически закреплялись территориальные изменения, осуществлённые в Европе по итогам Потсдамской конференции 1945 года.

Прогрессивная общественность в странах Восточной и Западной Европы выражала надежды, что на принципах, отображённых в тексте Заключительного акта, будет построен справедливый и безопасный порядок в Европе - тот порядок, который следовало бы (но не удалось) создать сразу же после окончания Второй мировой войны.

Допинг успеха для обречённых

Хельсинкское совещание, организованное по инициативе СССР, стало самым значительным триумфом советской внешней политики за всё послевоенное время.

Однако триумф этот оказался для Советского Союза и всей социалистической системы чем-то подобным стакану бодрящего хмельного напитка, поднесённого безнадёжно больному. Сначала наблюдалось состояние эйфории от невиданного ранее успеха, затем резко ускорились процессы разложения и распада.

Социалистический уклад советского типа, идеально приспособленный для решения задач национального выживания в экстремальных условиях довоенного, военного и послевоенного времени, не смог конкурировать с демократическим капитализмом в период сравнительно мирного сосуществования двух систем.

Первым симптомом неблагополучия в социалистическом лагере стало нарастание диссидентской активности на пространстве от Берлина до Магадана. Внутренние противники социализма приохотились раздражать власть напоминаниями о «седьмой заповеди» Заключительного акта, требующей соблюдать права человека.

С этой напастью компартийные вожди кое-как справлялись. Но в 1980 году задиссидентствовала целая соцстрана - Польша.

В 1945 году Сталин на Потсдамской конференции продавил формулировку, в соответствии с которой западной границей Польши стала линия, проведённая по течению рек Одер и Нейсе (как бы временно, до заключения полноценного мирного договора).

Получив древние польские земли, захваченные германскими князьями в XI-XIII веках, коммунистические правители Польши могли, не теряя лица в глазах подданных, отказаться от западно-белорусских и западно-украинских территорий, отошедших к Советскому Союзу в 1939 году. Старинный спор славян между собою, таким образом, был закрыт за счёт побеждённой Германии, утратившей четверть её довоенной территории.

Вскоре после Потсдама США и их союзники отказались признавать пограничные линии, прочерченные сталинскими картографами. Из-за этого отказа свободолюбивые поляки в течение нескольких десятилетий оставались надёжнейшими союзниками СССР, даже бунтуя временами против собственных коммунистических правителей.

Необходимость сохранять советско-польскую дружбу «на вечные времена» отпала после 1 августа 1975 года, когда все страны Европы вместе с Канадой и Соединёнными Штатами стали гарантами неприкосновенности польских границ и польской территориальной целостности.

Лидеры движения «Солидарность», взбаламутившего всю Польшу в 1980 году, могли, без опасений за судьбу своего любимого отечества, выступать с антикоммунистическими и антисоветскими лозунгами, вызывая бури восторга во всех стратах польского общества.

В монолитной конструкции социалистического лагеря образовалась опасная брешь. От неё потянулись трещины по всем направлениям: вслед за поляками зашевелились чехи, венгры и прочие соцлагерники, соскучившиеся по свободе.

Дальнейшее развитие таких процессов грозило обернуться чередой кровавых революций и контрреволюционных акций с непосредственным участием советских силовых структур.

На счастье восточных европейцев, система власти КПСС в самом Советском Союзе после 1985 года распадалась в ускоренно-перестроечном режиме. Деморализованные политикой Горбачёва, коммунистические лидеры Восточной Европы поспешили без борьбы сдаться на милость народных масс, охваченных стремлением к свободе и демократии.

Большая кровь пролилась только там, где компартии не зависели от Москвы, - в Румынии и Югославии.

Особенности новейшего европорядка

Согласно постисторической хронике Роберта Мерля, горстка людей, переживших атомную катастрофу, переживает новые бедствия из-за некоего самозваного претендента на власть, пытающегося обманом и силой оружия навязать свою волю всем остальным.

Шенген стал главной инновацией ЕС в преддверии нового века. Ведь Евросоюз как уникальное объединение европейских стран сочетает в себе признаки международной организации и государства. Хотя все страны - члены ЕС являются независимыми, они имеют одинаковые правила обучения, медицинского обслуживания, пенсионную, судебную систему и прочее. Законы Евросоюза, и прежде всего Шенген, действуют во всех странах Евросоюза.

В современной Европе, пережившей ужас балансирования на грани атомной катастрофы, воля державы, претендующей на мировую гегемонию, беззастенчиво навязывается в качестве высшего закона, довлеющего над безнадёжно устаревшими хельсинкскими «заповедями».

Международный суд в Гааге, как известно, решил недавно большинством голосов (принадлежащих представителям Америки и её союзников), что самопровозглашение независимости Косова не противоречит нормам международного права.

Мелкий албанский хищник оказал кое-какие услуги американскому гиганту и в качестве бонуса получил возможность терзать своих славянских соседей, лишённых права эффективно защищаться. Узаконив эту практику, гаагский вердикт вполне раскрыл суть того порядка, который формируется по соседству с Россией, но без её участия.

В подчинённом США сообществе развитых и развивающихся стран нет места хельсинкскому равенству суверенитетов. Суверенные права каждого государства признаются в объёме, соответствующем положению данного государства в неформальной иерархии, в зависимости от его собственных ресурсов влияния, а также от близости к вашингтонскому суперсуверену.

О равноправии наций не может быть и речи. Те, кто посильнее (прежде всего давние союзники США), чувствуют себя уверенно. Слабые (в том числе все недавние обитатели соцлагеря) ради комфорта и безопасности пытаются на всяческие лады подыгрывать, подпевать и подвывать Соединённым Штатам.

Вмешательство во внутренние дела тех, кто не имеет сил этому противодействовать, становится обычной практикой. Чаще всего в качестве повода для такого вмешательства используются претензии по части соблюдения прав человека.

Между тем удачный взлом сербской территориальной целостности ради защиты прав косовских албанцев может стать примером для подражания в самых неожиданных местах.

В Германии, Австрии уже поднимаются требования о восстановлении прав судетских человеков, нарушенных чехами после Второй мировой войны. А там, глядишь, дойдёт очередь и до человеков силезских, померанских, прусских, etc. Со всеми вытекающими последствиями для Чехии, Польши и некоторых других экс-социалистических стран, отдавших свои суверенитеты на попечение НАТО и Евросоюза.

Всё это как будто не затрагивает вполне суверенную Россию, с её ракетами, нефтедолларами и великодержавным статусом, унаследованным от СССР и Российской империи.

Но всё в мире взаимосвязано. И если в Европе зазвонит по кому-то колокол, он будет звонить и по нам. Примерно об этом говорил когда-то Хемингуэй, неплохо разбиравшийся в судьбах людей и народов.



В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. По итогам встречи была создана ОБСЕ (англ. OSCE, Organization for Security and Co-operation in Europe) - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. В настоящее время ОБСЕ объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии. Прежнее название - «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» (СБСЕ) (англ. Conference for Security and Cooperation in Europe - CSCE).

«Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» было созвано по инициативе СССР и социалистических государств Европы как постоянно действующий международный форум представителей 33 стран Европы, а также США и Канады, для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе.

Совещание проводилось в три этапа: 3-7 июля 1973 г. - Хельсинки - совещание министров иностранных дел, 18 сентября 1973 г. - 21 июля 1975 г. - Женева - внесение предложений, поправок и согласование текста Заключительного акта, 30 июля - 1 августа 1975 г. в столице Финляндии Хельсинки главы 35 государств подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (так называемые Хельсинкские соглашения).

Развитие достигнутых договорённостей закреплялось на встречах государств-участников. Так, в 1992 г. состоялась Хельсинкская встреча на высшем уровне. Принят документ «Вызов времени перемен», который положил начало превращению СБСЕ из форума преимущественно политического диалога между государствами-участниками в трансрегиональную организацию, ставящую целью поддержание военно-политической стабильности и развитие сотрудничества «от Ванкувера до Владивостока». СБСЕ получила широкие полномочия и возможности принимать меры практического характера для предотвращения и урегулирования локальных и региональных конфликтов.

Спустя два года, в 1994 г. состоялась Будапештская встреча на высшем уровне. Принято решение о переименовании СБСЕ с 1 января 1995 г. в ОБСЕ - Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. Принята политическая декларация «На пути к подлинному партнёрству в новую эпоху», договорённость о начале разработки модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века, военно-политические договорённости («Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности», «Принципы, регулирующие нераспространение» и др.).


Организация нацелена на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов.

Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации:

«Первая корзина», или политико-военное измерение :

Контроль над распространением вооружений;

Дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;

Меры по построению доверительных отношений и безопасности.

«Вторая корзина », или экономическое и экологическое измерение: экономическая и экологическая безопасность.

«Третья корзина », или человеческое измерение: защита прав человека;

Развитие демократических институтов;

Мониторинг выборов.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (англ. Final Act of the Conference on Security and Cooperation in Europe), также известный как Хельсинкский заключительный акт (англ. Helsinki Final Act), Хельсинкские соглашения (англ. Helsinki Accords) или Хельсинкская декларация (англ. Helsinki Declaration) - ключевой документ, связанный с деятельностью ОБСЕ. Подписан главами 35 государств в столице Финляндии Хельсинки 30 июля - 1 августа 1975 г.

Межгосударственные договорённости, сгруппированные в несколько разделов:

В международно-правовой области: закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ; территориальная целостность государств; невмешательство во внутренние дела иностранных государств;

В военно-политической области: согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров;

В экономической области: согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды;

В гуманитарной области: согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание.

Текст Заключительного акта включал в себя пять разделов: вопросы безопасности, экономика и научно-технический обмен, проблемы Средиземноморья, гуманитарные проблемы, дальнейшие шаги по развитию сотрудничества после подписания Заключительного акта. Но в литературе устоялось деление «хельсинкских соглашений» не по разделам документа, а по профилям самих договоренностей.

Согласно такому принципу положения Заключительного акта группируют в три блока («три корзины»):

1) политические соглашения;

2) договоренности по экономическим и научно-техническим вопросам;

3) решения гуманитарного характера.

В настоящем томе приведены тексты договоренностей первой и третьей «корзин», вокруг которых в последующие годы шла острая политическая борьба.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, начавшееся в Хельсинки 3 июля 1973 года и продолжавшееся в Женеве с 18 сентября 1973 года по 21 июля 1975 года, было завершено в Хельсинки 1 августа 1975 года Высокими Представителями Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германии, Греции, Дании, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Канады, Кипра, Лихтенштейна, Люксембурга, Мальты, Монако, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Сан-Марино, Святого Престола, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик, Турции, Финляндии, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Швеции и Югославии…

Высокие Представители государств-участников торжественно приняли следующее .

Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе

Государства-участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе приняли следующее:

а) Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, Государства-участники заявляют о своей решимости уважать и применять в отношении каждого из них со всеми другими государствами-участниками, независимо от их политических, экономических и социальных систем, а также их размера, географического положения и уровня экономического развития, следующие принципы, которые все имеют первостепенную важность и которыми они будут руководствоваться во взаимных отношениях:

I. Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету

Государства-участники будут уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость. Они будут также уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои поли-тические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила.

В рамках международного права все государства-участники имеют равные права и обязанности. Они будут уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению их отношения с другими государствами согласно международному праву и в духе настоящей Декларации. Они считают, что их границы могут изменяться, в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности. Они имеют также право принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участником двусторонних или многосторонних договоров, включая право быть или не быть участником союзных договоров; они также имеют право на нейтралитет.

II. Неприменение силы или угрозы силой

Государства-участники будут воздерживаться в их взаимных, как и вообще в их международных отношениях от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций и с настоящей Декларацией. Никакие соображения не могут использоваться для того, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к ее применению в нарушение этого принципа.

Соответственно государства-участники будут воздерживаться от любых действий, представляющих собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства-участника.

Равным образом они будут воздерживаться от всех проявлений силы с целью принуждения другого государства-участника к отказу от полного осуществления его суверенных прав. Равным образом они будут также воздерживаться в их взаимных отношениях от любых актов репрессалий с помощью силы.

Никакое такое применение силы или угрозы силой не будет использоваться как средство урегулирования споров или вопросов, которые могут вызвать споры между ними.

III. Нерушимость границ

Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы.

Они будут, соответственно, воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника.

IV. Территориальная целостность государств

Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников.

В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, поли-тической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой.

Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной.

V. Мирное урегулирование споров

Государства-участники будут разрешать споры между ними мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость.

Они будут добросовестно и в духе сотрудничества прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве.

В этих целях они будут использовать такие средства, как переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство или иные мирные средства по их собственному выбору, включая любую процедуру урегулирования, согласованную до возникновения споров, в которых они были бы сторонами.

В случае, если стороны в споре не достигнут разрешения спора путем одного из вышеупомянутых мирных средств, они будут продолжать искать взаимно согласованные пути мирного урегулирования спора.

Государства-участники, являющиеся сторонами в споре между ними, как и другие государства-участники, будут воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более трудным.

VI. Невмешательство во внутренние дела

Государства-участники будут воздерживаться от любого вмешательства, прямого или косвенного, индивидуального или коллективного, во внутренние или внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства-участника, независимо от их взаимоотношений.

Они будут, соответственно, воздерживаться от любой формы вооруженного вмешательства или угрозы такого вмешательства против другого государства-участника.

Они будут точно так же при всех обстоятельствах воздерживаться от любого другого акта военного или политического, экономического или другого принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление другим государством-участником прав, присущих его суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества любого рода.

Соответственно они будут, в том числе, воздерживаться от оказания прямой или косвенной помощи террористической деятельности или подрывной или другой деятельности, направленной на насильственное свержение режима другого государства-участника.

VII. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений

Государства-участники будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Они будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития.

В этих рамках государства-участники будут признавать и уважать свободу личности исповедовать, единолично или совместно с другими, религию или веру, действуя согласно велению собственной совести.

Государства-участники, на чьей территории имеются национальные меньшинства, будут уважать право лиц, принадлежащих к таким меньшинствам, на равенство перед законом, будут предоставлять им полную возможность фактического пользования правами человека и основными свободами и будут таким образом защищать их законные интересы в этой области.

Государства-участники признают всеобщее значение прав человека и основных свобод, уважение которых является существенным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества между ними, как и между всеми государствами.

Они будут постоянно уважать эти права и свободы в своих взаимных отношениях и будут прилагать усилия, совместно и самостоятельно, включая сотрудничество с Организацией Объединенных На-ций, в целях содействия всеобщему и эффективному уважению их.

Они подтверждают право лиц знать свои права и обязанности в этой области и поступать в соответствии с ними.

В области прав человека и основных свобод государства-участники будут действовать в соответствии с целями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларацией прав человека. Они будут также выполнять свои обязательства, как они установлены в международных декларациях и соглашениях в этой области, включая в том числе Международные пакты о правах человека, если они ими связаны.

VIII. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой

Государства-участники будут уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного права, включая те, которые относятся к территориальной целостности государств.

Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие.

Государства-участники подтверждают всеобщее значение уважения и эффективного осуществления равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой для развития дружественных отношений между ними, как и между всеми государствами; они напоминают также о важности исключения любой формы нарушения этого принципа.

IX. Сотрудничество между государствами

Государства-участники будут развивать свое сотрудничество друг с другом, как и со всеми государствами, во всех областях в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Развивая свое сотрудничество, государства-участники будут придавать особое значение областям, как они определены в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, причем каждый из них будет вносить свой вклад в условиях полного равенства.

Они будут стремиться, развивая свое сотрудничество как равные, содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным и добрососедским отношениям между собой, международному миру, безопасности и справедливости. Они будут равным образом стремиться, развивая свое сотрудничество, повышать благосостояние народов и способствовать претворению в жизнь их чаяний, используя, в частности, выгоды, вытекающие из расширяющегося взаимного озна-комления и из прогресса и достижений в экономической, научной, технической, социальной, культурной и гуманитарной областях. Они будут предпринимать шаги по содействию условиям, благоприятствующим тому, чтобы делать эти выгоды доступными для всех; они будут учитывать интересы всех в сокращении различий в уровнях экономического развития и, в частности, интересы развивающихся стран во всем мире.

Они подтверждают, что правительства, учреждения, организации и люди могут играть соответствующую и положительную роль в содействии достижению этих целей их сотрудничества. Они будут стремиться, расширяя свое сотрудничество, как это определено выше, развивать более тесные отношения между собой на лучшей и более прочной основе на благо народов.

X. Добросовестное выполнение обязательств по международному праву

Государства-участники будут добросовестно выполнять свои обязательства по международному праву, как те обязательства, которые вытекают из общепризнанных принципов и норм международного права, так и те обязательства, которые вытекают из соответствующих международному праву договоров или других соглашений, участниками которых они являются.

При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, они будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по меж-дународному праву; они будут, кроме того, учитывать должным образом и выполнять положения Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Государства-участники подтверждают, что в том случае, когда обязательства членов Организации Объединенных Наций по Уставу Организации Объединенных Наций окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо договору или другому междуна-родному соглашению, преимущественную силу имеют их обязательства по Уставу в соответствии со статьей 103 Устава ООН.

Все принципы, изложенные выше, имеют первостепенную важность, и, следовательно, они будут одинаково и неукоснительно при-меняться при интерпретации каждого из них с учетом других.

Государства-участники выражают свою решимость полностью ува-жать и применять эти принципы, как они изложены в настоящей Декларации, во всех аспектах к их взаимным отношениям и сотрудничеству с тем, чтобы обеспечить каждому государству-участнику преиму-щества, вытекающие из уважения и применения этих принципов всеми.

Государства-участники, учитывая должным образом изложенные выше принципы и, в частности, первую фразу десятого принципа, «Добросовестное выполнение обязательств по международному праву», отмечают, что настоящая Декларация не затрагивает их прав и обязательств, как и соответствующих договоров и других соглашений и договоренностей.

Государства-участники выражают убеждение в том, что уважение этих принципов будет способствовать развитию нормальных и дружественных отношений и прогрессу сотрудничества между ними во всех областях. Они также выражают убеждение в том, что уважение этих принципов будет способствовать развитию политических контактов между ними, которые, в свою очередь, будут содействовать лучшему взаимному пониманию их позиций и взглядов.

Государства-участники заявляют о своем намерении осуществлять свои отношения со всеми другими государствами в духе принципов, изложенных в настоящей Декларации.

Сотрудничество в гуманитарных и других областях

1. Контакты между людьми .

Государства-участники выражают свое намерение в настоящее время приступить к осуществлению следующего:

Контакты и регулярные встречи на основе семейных связей, имея в виду содействовать дальнейшему развитию контактов на основе семейных связей, государства-участники будут благожелательно рассматривать просьбы о поездках с целью разрешения лицам въезда на их территорию или выезда с нее на временной и, если этого пожелают, регулярной основе для встреч с членами своих семей.

Заявления о временных поездках для встреч с членами своих семей будут рассматриваться безотносительно к стране выезда или въезда; существующий порядок оформления проездных документов и виз будет применяться в этом духе. Оформление и выдача таких документов и виз будут осуществляться в разумные сроки; в случаях срочной надобности - таких, как серьезная болезнь, смерть - во внеочередном порядке. Они предпримут шаги, которые могут оказаться необходимыми для обеспечения приемлемого уровня сборов за выдачу официальных проездных документов и виз.

Они подтверждают, что подача просьбы, относящейся к контактам на основе семейных связей, не будет приводить к изменению прав и обязанностей лица, подавшего просьбу, или членов его семьи.

- Воссоединение семей

Государства-участники будут в позитивном и гуманном духе рассматривать просьбы лиц, которые желают воссоединиться с членами своей семьи, уделяя особое внимание ходатайствам срочного характера, таким как ходатайства, поступающие от больных или престарелых. Они будут рассматривать эти просьбы по возможности быстрее.

Они будут в случае необходимости снижать сборы, взимаемые в связи с этими просьбами, чтобы обеспечить их умеренный уровень.

Неудовлетворенные просьбы о воссоединении семей могут быть поданы вновь на соответствующем уровне и будут рассматриваться через непродолжительный период времени властями соответственно страны проживания или принимающей страны; при таких обстоятельствах сборы будут взиматься только в случае удовлетворения просьбы.

Лица, просьбы которых о воссоединении семей удовлетворены, могут привозить с собой или отправлять вещи домашнего обихода и личного потребления; с этой целью государства-участники будут использовать все возможности, содержащиеся в существующих правилах.

Пока члены одной и той же семьи не воссоединятся, встречи и контакты между ними могут осуществляться в соответствии с порядком для контактов на основе семейных связей.

Государства-участники будут поддерживать усилия обществ Крас-ного Креста и Красного Полумесяца, занимающихся проблемами воссоединения семей.

Они подтверждают, что подача просьбы о воссоединении семей не будет приводить к изменению прав и обязанностей лица, подавшего просьбу, или членов его семьи.

Принимающее государство-участник будет проявлять соответст-вующую заботу о трудоустройстве лиц из других государств-участников, приезжающих в это государство на постоянное жительство в рамках воссоединения семей с его гражданами, заботиться о том, чтобы им предоставлялись равные с собственными гражданами возможности для получения образования, медицинской помощи и социального обеспечения.

- Браки между гражданами различных государств

Государства-участники будут благожелательно и на основе гуманных соображений изучать просьбы о разрешениях на выезд и въезд лиц, которые решили вступить в брак с гражданином другого государства-участника.

Оформление и выдача документов, требуемых для указанных выше целей и для вступления в брак, будут осуществляться в соответствии с положениями, принятыми в отношении воссоединения семей.

При рассмотрении просьб от уже вступивших в брак супругов из различных государств-участников о предоставлении возможности им и несовершеннолетним детям от их брака переносить их постоянное местожительство в государство, в котором обычно проживает один из них, государства-участники будут также применять положения, принятые в отношении воссоединения семей.

- Поездки по личным или профессиональным причинам

Государства-участники намереваются способствовать более ши-роким возможностям осуществления их гражданами поездок по личным или профессиональным причинам и в этих целях они намерены, в частности:

Постепенно упрощать и гибко применять порядок выезда и въезда;

Облегчать порядок передвижения граждан из других государств-участников по их территории с должным учетом требований безопасности.

Они будут стремиться постепенно снижать, где это необходимо, сборы за визы и официальные проездные документы.

Они намереваются изучать, в случае необходимости, средства совершенствования двусторонней практики консульского обслужи-вания, в том числе юридической и консульской помощи, включая, насколько это целесообразно, заключение многосторонних или двусторонних консульских конвенций или других соответствующих соглашений и договоренностей.

Они подтверждают, что религиозные культы, учреждения и организации, действующие в конституционных рамках государств-участников, и их представители могут в сфере их деятельности осуществлять между ними контакты и встречи и обмениваться информацией.

- Улучшение условий для туризма на индивидуальной или коллективной основе

Государства-участники считают, что туризм содействует более полным знаниям о жизни, культуре и истории других стран, росту взаимопонимания между народами, улучшению контактов и более широкому использованию досуга. Они намереваются способствовать развитию туризма на индивидуальной или коллективной основе.

- Встречи между молодежью

Государства-участники намереваются содействовать развитию контактов и обменов между молодежью.

2. Информация

Государства-участники выражают свое намерение, в частности:

a) Улучшение распространения, доступа и обмена информацией

- Устная информация

Способствовать распространению устной информации путем поощрения лекций и лекционных поездок видных деятелей и спе-циалистов из других государств-участников, а также обмена мнениями типа круглого стола, семинаров, симпозиумов, летних курсов, конгрессов и двусторонних и многосторонних встреч.

- Печатная информация

Способствовать улучшению распространения на их территории газет и печатных изданий, периодических и непериодических, из других государств-участников…

Кино-, радио- и телевизионная информация

Способствовать улучшению распространения кино-, радио- и телевизионной информации.

В этих целях:

Они будут поощрять расширение показа и передачи более разнообразной информации, записанной на пленку, из других государств- участников, иллюстрирующей различные аспекты жизни в их странах и получаемой на основе таких соглашений или договоренностей, которые могут быть необходимы между непосредственно заинтересованными организациями и фирмами;

Они будут облегчать импорт компетентными организациями и фирмами записанных на пленку аудиовизуальных материалов из других государств-участников.

Государства-участники отмечают расширение распространения радиоинформации и выражают надежду на продолжение этого про-цесса, так чтобы это отвечало интересам взаимопонимания между народами и целям, определенным настоящим Совещанием.

b) Сотрудничество в области информации

Поощрять сотрудничество в области информации на основе кратко- или долгосрочных соглашений или договоренностей.

В частности: 

Они будут способствовать более широкому сотрудничеству между органами массовой информации, в том числе между телеграфными агентствами, издательствами и издательскими организациями;

Они будут способствовать сотрудничеству между радиовещательными и телевизионными организациями, как государственными, так и частными, национальными и международными, в частности путем обмена прямыми или в записи радио- и телевизионными программами, совместного производства и распространения таких программ;

Они будут поощрять встречи и контакты как между журналистскими организациями, так и между журналистами государств-участников;

Они будут благоприятно относиться к возможности достижения договоренностей между периодическими изданиями, включая газеты, государств-участников об обмене статьями и их публикации;

Они будут поощрять обмен технической информацией, а также организацию совместных исследований и проведение встреч специа-листов по обмену опытом и мнениями в области печати, радио и те-левидения.

с) Улучшение условий работы журналистов

Государства-участники, стремясь к улучшению условий, в которых журналисты одного из государств-участников осуществляют свою профессиональную деятельность в другом государстве-участнике, имеют в виду,

В частности:

Облегчать на основе взаимности процедуры оформления поездок журналистов государств-участников по стране, в которой они осуществляют свою профессиональную деятельность, и постепенно предоставлять большие возможности для таких поездок при соблюдении правил, связанных с наличием районов, закрытых по соображениям безопасности;

Увеличивать возможности личного общения журналистов государств-участников с источниками их информации, включая орга-низации и официальные учреждения.

Гельмут Шмидт - Федеральный канцлер Германской Демократической Республики.

Эрих Хонеккер - Первый секретарь Центрального Комитета Социалистической единой партии Германии Соединенных Штатов Америки.

Джеральд Форд - Президент Соединенных Штатов Америки Австрийской Республики.

Бруно Крайский - Федеральный канцлер.

Королевства Бельгии: Лео Тиндеманс - Премьер-министр.

Народной Республики Болгарии: Тодор Живков - Первый секретарь Центрального Комитета Болгарской коммунистической партии и Председатель Государственного совета Народной Республики Болгарии.

Канады: Пьер Эллиот - Трюдо Премьер-министр.

Республики Кипр: Его Блаженство архиепископ Макариос III - Президент Республики Кипр.

Дании: Анкер Йоргенсен - Премьер-министр.

Испании: Карлос Ариас Наварро - Глава правительства.

Финляндской Республики: Урхо Кекконен - Президент Республики.

Французской Республики: Валери Жискар д"Эстэн - Президент Республики.

Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии: Гарольд Вильсон -Первый лорд казначейства и Премьер-министр Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

Греческой Республики: Венгерской Народной Республики: Константинос Караманлис -Премьер-министр.

Венгерской Народной Республики: Янош Кадар - Первый секретарь Центрального Комитета Венгерской социалистической рабочей партии, член Президиума Венгерской Народной Республики.

Ирландии: Лиам Косгрейв - Премьер-министр.

Исландии: Гейр Хатлгримссон - Премьер-министр.

Итальянской Республики: Альдо Моро - Председатель Совета министров Итальянской Республики и в качестве исполняющего обязанности председателя Совета европейских сообществ.

Княжества Лихтенштейн: Вальтер Кибер - Глава правительства.

Великого герцогства Люксембург: Гастон Торн - Премьер-министр, Министр иностранных дел.

Республики Мальты: Доминик Минтофф - Премьер-министр, Министр иностранных дел и по делам содружества.

Княжества Монако: Андре Сен-Мле - Государственный министр, Председатель Правительственного совета, представляющий Его светлейшее высочество князя Монако.

Норвегии: Трюгве Браттели - Премьер-министр.

Королевства Нидерланды: Йооп М. Ден Ойл - Премьер-министр.

Польской Народной Республики: Эдвард Герек - Первый секретарь Центрального Комитета Польской объединенной рабочей партии.

Португалии: Франсиску Кошта Гомеш - Президент Республики.

Социалистической Республики Румынии: Николае Чаушеску - Президент Социалистической Республики Румынии.

Сан-Марино: Джан Луиджи Берти - Государственный секретарь по иностранным и политическим делам.

Святого Престола: Агостино Казароли - Секретарь Совета по государственным делам церкви, специальный делегат Его Святейшества папы Павла VI.

Швеции: Улоф Пальме - Премьер-министр.

Швейцарской Конфедерации: Пьер Грабер - Президент конфедерации, руководитель федерального политического департамента.

Чехословацкой Социалистической Республики: Густав Гусак - Генеральный секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Чехословакии, Президент Чехословацкой Социалистической Республики

Турецкой Республики: Сулейман Демирель - Премьер-министр.

Союза Советских Социалистических Республик: Л.И. Брежнев - Генеральный секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза.

Социалистической Федеративной Республики Югославии: Иосип Броз Тито - Президент Социалистической Федеративной Республики Югославии.

г.Хельсинки от 1 августа 1975 года ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ СБСЕ (извлечение) Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе Государства - участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подтверждая свою цель содействия улучшению отношений между ними и обеспечения условий, в которых их народы могут жить в условиях подлин- ного и прочного мира, будучи ограждены от любой угрозы или покушения на их безопасность; убежденные в необходимости прилагать усилия к тому, чтобы делать разрядку как непрерывным, так и все более жизнеспособным и всесторонним процессом, всеобщим по охвату, и в том, что претворение в жизнь резуль- татов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе будет одним из крупнейших вкладов в этот процесс; считая, что солидарность между народами, как и общность стремления государств-участников к достижению целей, как они выдвинуты Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе, должны вести к развитию луч- ших и более тесных отношений между ними во всех областях и, таким обра- зом, к преодолению противостояния, проистекающего из характера их отно- шения в прошлом, и к лучшему взаимопониманию; памятуя о своей общей истории и признавая, что существование общих элементов в их традициях и ценностях может помогать им в развитии их отношений, и исполненные желания изыскивать, полностью принимая во вни- мание своеобразие и разнообразие их позиций и взглядов, возможности объединять их усилия с тем, чтобы преодолевать недоверие и укреплять доверие, разрешать проблемы, которые их разделяют, и сотрудничать в ин- тересах человечества; признавая неделимость безопасности в Европе, как и свою общую за- интересованность в развитии сотрудничества во всей Европе и между со- бой, и выражая свое намерение предпринимать соответственно усилия; признавая тесную связь между миром и безопасностью в Европе и в мире в целом и сознавая необходимость для каждого из них вносить свой вклад в укрепление международного мира и безопасности и в содействие основным правам, экономическому и социальному прогрессу и благополучию всех народов; приняли следующее: 1 а) Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях Государства-участники, подтверждая свою приверженность миру, безопасности и справедливос- ти и процессу развития дружественных отношений и сотрудничества; признавая, что эта приверженность, отражающая интересы и чаяния народов, воплощает для каждого государства-участника ответственность сейчас и в будущем, повысившуюся в результате опыта прошлого; подтверждая, в соответствии с их членством в Организации Объеди- ненных Наций и в соответствии с целями и принципами Организации Объеди- ненных Наций, свою полную и активную поддержку Организации Объединенных Наций и повышению ее роли и эффективности в укреплении международного мира, безопасности и справедливости и в содействии решению международ- ных проблем, как и развитию дружественных отношений и сотрудничества между государствами; выражая свою общую приверженность принципам, которые изложены ниже и которые находятся в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, а также свою общую волю действовать, в применении этих принци- пов, в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединен- ных Наций; заявляют о своей решимости уважать и применять в отношениях каждо- го из них со всеми другими государствами-участниками, независимо от их политических, экономических и социальных систем, а также их размера, географического положения и уровня экономического развития, следующие принципы, которые все имеют первостепенную важность и которыми они бу- дут руководствоваться во взаимных отношениях: I. Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету Государства-участники будут уважать суверенное равенство и своеоб- разие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охваты- ваемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государс- тва на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свобо- ду и политическую независимость. Они будут также уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, эко- номические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила. В рамках международного права все государства-участники имеют рав- ные права и обязанности. Они будут уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению их отношения с другими государства- ми согласно международному праву и в духе настоящей декларации. Они считают, что их границы могут изменяться, в соответствии с международ- ным правом, мирным путем и по договоренности. Они имеют также право принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участником двусторонних или многосторонних договоров, включая право быть или не быть участником союзных договоров; они также имеют право на нейтралитет. II. Неприменение силы или угрозы силой Государства-участники будут воздерживаться в их взаимных, как и вообще в их международных отношениях от применения силы или угрозы си- лой как против территориальной целостности или политической независи- мости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовмести- мым с целями Объединенных Наций и с настоящей Декларацией. Никакие со- ображения не могут использоваться для того, чтобы обосновывать обраще- ние к угрозе силой или к ее применению в нарушение этого принципа. Соответственно, государства-участники будут воздерживаться от лю- бых действий, представляющих собой угрозу силой или прямое или косвен- ное применение силы против другого государства-участника. Равным обра- зом, они будут воздерживаться от всех проявлений силы с целью принужде- ния другого государства-участника к отказу от полного осуществления его суверенных прав. Равным образом, они будут также воздерживаться в их взаимных отношениях от любых актов репрессалий с помощью силы. Никакое такое применение силы или угрозы силой не будет использо- ваться как средство урегулирования споров или вопросов, которые могут вызвать споры между ними. III. Нерушимость границ Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воз- держиваться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они будут, соответственно, воздерживаться также от любых требова- ний или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника. IV. Территориальная целостность государства Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных На- ций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут, равным образом, воздерживаться от то- го, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение между- народного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угро- зы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной. V. Мирное урегулирование споров Государства-участники будут разрешать споры между ними мирными средствами таким образом, чтобы не подвергнуть угрозе международный мир и безопасность и справедливость. Они будут добросовестно и в духе сотрудничества прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве. В этих целях они будут использовать такие средства, как перегово- ры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разби- рательство или иные мирные средства по их собственному выбору, включая любую процедуру урегулирования, согласованную до возникновения споров, в которых они были бы сторонами. В случае, если стороны в споре не достигнут разрешения спора путем одного из вышеупомянутых мирных средств, они будут продолжать искать взаимные согласованные пути мирного урегулирования спора. Государства-участники, являющиеся сторонами в споре между ними, как и другие государства-участники, будут воздерживаться от любых дейс- твий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет пос- тавлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более трудным. VI. Невмешательство во внутренние дела Государства-участники будут воздерживаться от любого вмешательст- ва, прямого или косвенного, индивидуального или коллективного, во внут- ренние или внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого го- сударства-участника, независимо от их взаимоотношений. Они будут, соответственно, воздерживаться от любой формы вооружен- ного вмешательства или угрозы такого вмешательства против другого госу- дарства-участника. Они будут точно так же при всех обстоятельствах воздерживаться от любого другого акта военного или политического, экономического или дру- гого принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собствен- ным интересам осуществление другим государством-участником прав, прису- щих его суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества лю- бого рода. Соответственно они будут, в том числе, воздерживаться от оказания прямой или косвенной помощи террористической деятельности или подрывной или другой деятельности, направленной на насильственное свержение режи- ма другого государства-участника. VII. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений Государства-участники будут уважать права человека и основные сво- боды, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Они будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданс- ких, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного разви- тия. В этих рамках государства-участники будут признавать и уважать свободу личности исповедовать, единолично или совместно с другими, ре- лигию или веру, действуя согласно велению собственной совести. Государства-участники, на чьей территории имеются национальные меньшинства, будут уважать право лиц, принадлежащих к таким меньшинс- твам, на равенство перед законом, будут предоставлять им полную возмож- ность фактического пользования правами человека и основными свободами и будут таким образом защищать их законные интересы в этой области. Государства-участники признают всеобщее значение прав человека и основных свобод, уважение которых является существенным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества между ними, как и между всеми государствами. Они будут постоянно уважать эти права и свободы в своих взаимных отношениях и будут прилагать усилия, совместно и самостоятельно, вклю- чая в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, в целях содейс- твия всеобщему и эффективному уважению их. Они подтверждают право лиц знать свои права и обязанности в этой области и поступать в соответствии с ними. В области прав человека и основных свобод государства-участники будут действовать в соответствии с целями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларацией прав человека. Они будут также выполнять свои обя- зательства, как они установлены в международных декларациях и соглаше- ниях в этой области, включая в том числе Международные пакты о правах человека, если они ими связаны. VIII. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой Государства-участники будут уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного пра- ва, включая те, которые относятся к территориальной целостности госу- дарств. Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы опре- делять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие. Государства-участники подтверждают всеобщее значение уважения и эффективного осуществления равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой для развития дружественных отношений между ними, как и между всеми государствами; они напоминают также о важности исключений любой формы нарушения этого принципа. IX. Сотрудничество между государствами Государства-участники будут развивать свое сотрудничество друг с другом, как и со всеми государствами, во всех областях в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Развивая свое сотрудничество, государс- тва-участники будут придавать особое значение областям, как они опреде- лены в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, при- чем каждый из них будет вносить свой вклад в условиях полного равенс- тва. Они будут стремиться, развивая свое сотрудничество как равные, со- действовать взаимопониманию и доверию, дружественным и добрососедским отношениям между собой, международному миру, безопасности и справедли- вости. Они будут, равным образом, стремиться, развивая свое сотрудни- честве, повышать благосостояние народов и способствовать претворению в жизнь их чаяний, используя, в частности, выгоды, вытекающие из расширя- ющегося взаимного ознакомления и из прогресса и достижений в экономи- ческой, научной, технической, социальной, культурной и гуманитарной об- ластях. Они будут предпринимать шаги по содействию условиям, благопри- ятствующим тому, чтобы делать эти выгоды доступными для всех; они будут учитывать интересы всех в сокращении различий в уровнях экономического развития и, в частности, интересы развивающихся стран во всем мире. Они подтверждают, что правительства, учреждения, организации и лю- ди могут играть соответствующую и положительную роль в содействии дос- тижению этих целей их сотрудничества. Они будут стремиться, расширяя свое сотрудничество, как это опре- делено выше, развивать более тесные отношения между собой на лучшей и более прочной основе на благо народа. X. Добросовестное выполнение обязательств по международному праву Государства-участники будут добросовестно выполнять свои обяза- тельства по международному праву, как те обязательства, которые вытека- ют из общепризнанных принципов и норм международного права, так и те обязательства, которые вытекают из соответствующих международному праву договоров или других соглашений, участниками которых они являются. При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавли- вать свои законы и административные правила, они будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву; они бу- дут, кроме того, учитывать должным образом и выполнять положения Заклю- чительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Государства-участники подтверждают, что в том случае, когда обяза- тельства членов Организации Объединенных Наций по Уставу Организации Объединенных Наций окажутся в противоречии с их обязательствами по ка- кому-либо договору или другому международному соглашению, преимущест- венную силу имеют их обязательства по Уставу, в соответствии со статьей 103 Устава ООН. Все принципы, изложенные выше, имеют первостепенную важность, и, следовательно, они будут одинаково и неукоснительно применяться при ин- терпретации каждого из них с учетом других. Государства-участники выражают свою решимость полностью уважать и применять эти принципы, как они изложены в настоящей Декларации, во всех аспектах к их взаимным отношениям и сотрудничеству с тем, чтобы обеспечить каждому государству-участнику преимущества, вытекающие из уважения и применения этих принципов всеми. Государства-участники, учитывая должным образом изложенные выше принципы и, в частности, первую фразу десятого принципа "Добросовестное выполнение обязательств по международному праву", отмечают, что настоя- щая Декларация не затрагивает их прав и обязательств, как и соответс- твующих договоров и других соглашений и договоренностей. Государства-участники выражают убеждение в том, что уважение этих принципов будет способствовать развитию нормальных и дружественных от- ношений и прогрессу сотрудничества между ними во всех областях. Они также выражают убеждение в том, что уважение этих принципов будет спо- собствовать развитию политических контактов между ними, которые, в свою очередь, будут содействовать лучшему взаимному пониманию их позиций и взглядов. Государства-участники заявляют о своем намерении осуществлять свои отношения со всеми другими государствами в духе принципов, изложенных в настоящей Декларации.

Хельсинкские соглашения 1975 г.


Введение. 3

1. Международная обстановка в конце 1960-х - начале 1970-х годов. 5

2. Хельсинкский процесс. 11

3. Последствия Хельсинкского процесса и новый виток напряженности. 14

Заключение. 22

Список используемой литературы.. 25


3 июля 1973 года в Хельсинки по инициативе Организации Варшавского договора началось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Принять участие в работе Совещания согласились все европейские страны, за исключением Албании. Цель мероприятия заключалась в смягчении конфронтации между обоими блоками - НАТО и Европейским сообществом, с одной стороны, и Организацией Варшавского Договора и Советом Экономической Взаимопомощи, с другой. Несмотря на все политические противоречия, запланированные встречи должны были способствовать разрядке напряженности и укреплению мира в Европе.

1 августа 1975 года после двух лет переговоров был, наконец, подписан Заключительный акт Хельсинкского совещания, в котором европейским странам гарантировались неизменность границ, территориальная целостность, мирное урегулирование конфликтов, невмешательство во внутренние дела, отказ от применения насилия, равенство и равноправие суверенитетов. Кроме того, в документе было зафиксировано обязательство уважать право народов на самоопределение и права человека, в том числе свободу слова, свободу совести и свободу убеждений.

Рассмотрение международной обстановке накануне заключения Хельсинкских соглашений, т.е. в конце 1960-х – начале 1970-х годов;

Определение основных предпосылок международной «разрядки»;

Рассмотрение последствий заключения Хельсинкских соглашений;

Определение основных итогов Хельсинского общеевропейского совещания.

При написании контрольной работы для достижения поставленной цели автор производит анализ учебных пособий по всемирной истории, истории России и СССР, истории государства и права зарубежных стран, а также научных трудов некоторых отечественных и зарубежных авторов.

В результате анализа источников информации автором был подробно рассмотрен процесс подписания Хельсинских соглашений, их предпосылки и основные итоги.


В октябре 1964 г., когда новое руководство СССР взяло власть в свои руки, в пассиве внешней политики Хрущева были: поколебленное из-за раскола с Китаем и Румынией единство социалистического лагеря; натянутые отношения между Востоком и Западом вследствие Карибского кризиса; наконец, нерешенность германской проблемы. Решения XXIII съезда КПСС в 1966 г. подтвердили тенденцию к более жесткой внешней политике: мирное сосуществование теперь подчинялось более приоритетной классовой задаче - укреплению социалистического лагеря, солидарности с международным рабочим классом и национально-освободительным движением.

Восстановлению полного контроля над социалистическим лагерем советскому руководству мешали сложности в отношениях с Китаем, Кубой, а также события в Чехословакии. Здесь в июне 1967 г. съезд писателей открыто выступил против руководства партии, далее последовали массовые студенческие демонстрации и забастовки. Усилившаяся оппозиция вынудила Новотного в январе 1968 г. уступить руководство партией Дубчеку. Новое руководство решило провести ряд реформ. Установилась атмосфера свободы, была упразднена цензура, КПЧ согласилась на альтернативные выборы своих руководителей. Однако «выход» был навязан традиционно советский: «по просьбе чехословацких товарищей» в ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти стран - участниц Варшавского договора вступили в Чехословакию. Сразу же усмирить недовольство не удалось, демонстрации протеста против оккупации продолжались, и это вынудило советское руководство отстранить Дубчека и его окружение от руководства страной и поставить во главе КПЧ Г.Гусака (апрель 1969 г.), сторонника СССР. Силой подавив процесс реформирования чехословацкого общества. Советский Союз остановил модернизацию этой страны на целых двадцать лет. Так на примере Чехословакии реализовался принцип «ограниченного суверенитета», часто называемый «доктриной Брежнева» .

Серьезная ситуация возникла и в Польше из-за повышения цен в 1970 г., вызвавшего массовые волнения рабочих балтийских портов. В последующие десять лет положение в экономике не улучшилось, что породило новую волну забастовок, которую возглавил независимый профсоюз «Солидарность» во главе с Л.Валенсой. Лидерство массового профсоюза делало движение менее уязвимым и поэтому руководство СССР не решилось на ввод войск в Польшу и пролитие крови. «Нормализация» положения была доверена поляку, генералу Ярузельскому, который ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в стране .

Хотя прямого вмешательства СССР не было, но его роль в «успокоении» Польши была заметна. Образ СССР в мире все больше ассоциировался с попранием прав человека как внутри страны, так и в соседних государствах. События в Польше, возникновение там «Солидарности», покрывшей всю страну сетью своих организаций, свидетельствовали о том, что здесь была пробита наиболее серьезная брешь в замкнутой системе восточноевропейских режимов .

В отношениях между Западом и Востоком в начале 70-х годов произошел радикальный поворот в сторону реальной разрядки напряженности. Он стал возможным благодаря достижению примерного военного паритета между Западом и Востоком, США и СССР. Поворот начался с установления заинтересованного сотрудничества СССР сначала с Францией, а затем с ФРГ.

На рубеже 1960-1970-х годов советское руководство перешло к реализации нового внешнеполитического курса, основные положения которого были заявлены в Программе мира, принятой на ХХIV съезде КПСС в марте - апреле 1971 г. Наиболее существенным моментом новой политики следует считать то обстоятельство, что ни Советский Союз, ни Запад не отказывались от гонки вооружений. Этот процесс теперь приобретал цивилизованные рамки, что было объективной потребностью с обеих сторон после Карибского кризиса 1962 г. Однако такой поворот в отношениях Восток - Запад позволил существенно расширить сферы сотрудничества, прежде всего советско-американского, вызвал определенную эйфорию и породил надежды в общественном сознании. Это новое состояние внешнеполитической атмосферы получило название «разрядки международной напряженности».

«Разрядка» началась с существенного улучшения отношений СССР с Францией и ФРГ. Выход Франции в 1966 г. из военной организации НАТО стал импульсом для развития двусторонних отношений. Советский Союз пытался заручиться посреднической помощью Франции в разрешении германского вопроса, остававшегося главным препятствием для признания послевоенных границ в Европе. Посредничества, однако, не потребовалось после того как в октябре 1969 г. канцлером ФРГ стал социал-демократ Вилли Брандт, провозгласивший «новую восточную политику». Ее суть состояла в том, что объединение Германии переставало быть обязательным условием в отношениях между Востоком и Западом, а откладывалось на будущее как основная цель многостороннего диалога. Это позволило в результате советско-западногерманских переговоров 12 августа 1970 г. заключить Московский договор, согласно которому обе стороны обязались соблюдать территориальную целостность всех европейских государств в их фактических границах. В частности, ФРГ признавала западные границы Польши по Одеру - Нейсе. В конце года были подписаны соответствующие договоры о границах между ФРГ и Польшей, а также между ФРГ и ГДР .

Важным этапом европейского урегулирования было подписание в сентябре 1971 г. четырехстороннего соглашения по Западному Берлину, которое подтверждало необоснованность территориальных и политических претензий ФРГ на Западный Берлин и констатировало, что Западный Берлин не является составной частью ФРГ и не будет управляться ею впредь. Это было полной победой советской дипломатии, поскольку наконец-то были приняты все условия, на которых СССР настаивал начиная с 1945 г. без каких-либо уступок.

Такое развитие событий укрепило уверенность советского руководства в том, что в мире произошло радикальное изменение соотношения сил в пользу СССР и стран «социалистического содружества». Позиции США и империалистического блока в Москве оценивали как «ослабленные». Уверенность СССР строилась на целом ряде факторов, главными из которых был продолжавшийся рост национально-освободительного движения и достижение в 1969 г. военно-стратегического паритета с США по количеству ядерных зарядов. Исходя из этого, наращивание вооружений и их совершенствование, согласно логике советского руководства, становилось неотъемлемой частью борьбы за мир.

Достижение паритета поставило в повестку дня вопрос об ограничении вооружений на двусторонней основе, целью которого стал регулируемый, управляемый и прогнозируемый рост наиболее опасного в стратегическом отношении вида вооружений - межконтинентальных баллистических ракет. Исключительно важное значение имел визит президента США Р.Никсона в Москву в мае 1972 г. В ходе этого визита, кстати первого посещения СССР президентом США, процесс "разрядки" получил мощный импульс. Никсон и Брежнев подписали "Основы взаимоотношений между Союзом ССР и Соединенными Штатами Америки", констатировав, что «в ядерный век нет иной основы взаимоотношений, кроме мирного сосуществования». 26 мая 1972 г. было заключено Временное соглашение о мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ) сроком на 5 лет, названное впоследствии договором ОСВ-1. Летом 1973 г. в ходе визита Брежнева в США было также подписано соглашение о предотвращении ядерной войны .