Командная работа упражнения. Командообразование

Командная работа упражнения. Командообразование

В прошлом году мы начали делиться методическими рекомендациями для менеджеров по персоналу, которые проводят тренинги в своей компании. ­Сегодня речь пойдет о тренинге формирования команды.

Командообразование в организации - довольно востребованная услуга на рынке консалтинга. Если раньше основным направлением, приносящим доход тренинговым компаниям, было обучение продажам, то теперь клиенты просят провести мероприятия по формированию команды. Но в кризис их может провести внутренний бизнес-тренер. В этом случае ­планированием, организацией и проведением тренинга занимается служба персонала.

Сама по себе технология тренинга довольно проста - нужно заставить работников вместе выполнять задания, используя определенные алгоритмы. Этим, кстати, в компании занимается руководство, менеджеры делают все, чтобы сотрудники помогали друг другу, обучали, понимали, совместно принимали решения. Организация это и есть команда, но иногда руководители хотят провести тренинг, потому что чувствуют, что ­сотрудники могут действовать еще сплоченней и производительнее.

При описании тренинга мы будем придерживаться общей схемы тренингов, которая включает в себя следующие этапы: подготовка, знакомство, активизация, проблематизация, обучение, закрепление, обратная связь заказчику.

Подготовка

В отличие от всех других учебных программ (ведения переговоров, продаж и т.д.), тренинг формирования команды требует серьезной предварительной подготовки. Дело в том, что не все руководители хорошо понимают, какими могут быть эффекты командообразования. Обычно запросы на тренинг звучат так:

  • чтобы сотрудники не конфликтовали между собой;
  • чтобы появился «кураж»;
  • чтобы действовали самостоятельно;
  • чтобы сотрудники придумали, как повысить производительность (прибыль, количество клиентов и т.п.).

Бизнес-тренеру нужно разобраться с каждым запросом, понять истинные причины проблем. Например, конфликтность может быть связана с тем, что нет психологической совместимости, а может быть - и с тем, что неправильно выстроены бизнес-процессы. Опять же непонятно, для чего нужен «кураж» и что это такое вообще. Если речь идет о продавцах, которые с кислыми лицами ходят в торговом зале и не желают общаться с покупателями, то, может быть, нужно просто пересмотреть систему мотивации или набрать других сотрудников? Посмотрим, чему обучает тренинг формирования команды, а чему нет.

Доверие

Одна из распространенных проблем в коллективе, характерная именно для нашей страны, - отсутствие доверия друг к другу. Сотрудники боятся, что их «подсидят», выставят в глазах начальства в недобром свете, сделают гадость за спиной, поэтому неохотно идут на сотрудничество. Командные мероприятия немного «расковывают», облегчают общение. По сути, работа тренера в этом плане напоминает роль тамады на свадьбе, когда люди конкурс за конкурсом преодолевают робость и стеснение и в конце концов начинают общаться между собой уже без помощника.

Но доверие друг к другу в коллективе не поднимет автоматически производительность отдела или компании в целом.

Умение управлять эмоциями

На тренинге формирования команды участники получают обратную связь о себе и учатся конструктивно выражать свои эмоции и пожелания. Это важное умение. Некоторые люди привыкли добиваться своего исключительно через агрессию, другие наоборот - прикидываются ­жертвой и манипулируют группой.

На тренинге можно научиться действовать по-другому, сдерживать порывы, конструктивно выражать свои пожелания.

Работать в рамках своей роли

Некоторым людям сложно понять свою роль в коллективе. Они то пытаются руководить, то, наоборот, выбирают роль ведомого. В процессе ­тренинга сотрудники определяют свое место в группе и учатся приносить пользу.

Таковы три основных аспекта, которые присутствуют в тренинге формирования команды. О них обязательно нужно поговорить с заказчиком (руководителем организации или подразделения).

После этого нужно уточнить, на чем заказчик хочет сделать акцент. При проведении тренинга формирования команды возможны такие приоритеты:

  • выделить лидера или лидеров и укрепить их позицию (научить руководить, поднять авторитет);
  • просто дать сотрудникам возможность спустить пар, отдохнуть;
  • способствовать тому, чтобы у сотрудников появилось чувство групповой идентичности («вместе мы - сила!», «мы - команда!»);
  • создать условия для более глубокого знакомства, укрепить доверие друг к другу;
  • научить совместной работе (алгоритм продуктивной работы команды).

В зависимости от пожеланий заказчика тренер будет делать соответствующие акценты в процессе. Программа, излагаемая в настоящей статье, рассчитана на запрос о создании групповой идентичности и ­обучении совместной работе в рамках подразделения или организации.

Знакомство

Тренер начинает занятия с того, что объясняет, что такое команда и чем она отличается от обычной группы людей. Сообщение не должно быть долгим, участники не настроены долго слушать. Главное, подчеркнуть, что команда, в отличие от простой группы людей, работает в ­несколько раз эффективнее.

Тренер рассказывает стандартные правила тренинговой группы, принципы работы и переходит непосредственно к знакомству. Как правило, участники уже более-менее знают друг друга, поэтому использовать обычные упражнения не стоит. Надо ориентировать на командное взаимодействие.

О коммуникативном тренинге читайте подробнее в статье «Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь »

Пример 1

Упражнение «Знакомство»

Свернуть Показать

Тренер обращается к группе: «Мы все знакомы друг с другом в большей или меньшей степени. Но сейчас мы здесь немного в другом качестве, мы - команда. Поэтому давайте немного расширим наше знакомство и сделаем следующее упражнение. Желающий рассказать о себе выходит на середину круга и говорит, чем он может быть полезен для группы. Затем выходит следующий участник, и так далее».

Поучаствовать в упражнении должен каждый. Оно задает контекст, способствует возникновению чувства ответственности. Во время знакомства тренер отслеживает, кто из членов группы относится к заданию активно, а кто нет. «Недобросовестным» участникам потом нужно будет указать, что подобное поведение разрушает ­команду. Но это позже, уже на стадии проблематизации.

Активизация

На этом этапе тренер должен заставить участников думать о том, что такое командная работа. Люди, в большинстве своем, эгоистичны и думают о собственных потребностях и неудачах, поэтому их нужно ­«развернуть» в социум.

Пример 2

Дискуссия с модерацией «Признаки команды»

Свернуть Показать

«Давайте поговорим о команде, о том, какими признаками она обладает. Все мы интуитивно знаем, что это такое, потому что наша жизнь проходит в коллективе. Разобьемся на небольшие группы по три человека. Каждая группа должна составить список признаков, отличающих настоящую команду. Время на обсуждение - 7 минут. Время пошло!»

Через семь минут тренер останавливает обсуждение и предлагает каждой группе выбрать своего представителя, который зачитает результаты. Далее представители от каждой группы рассказывают признаки команды. Тренер делает записи на флипчарт (или обычную школьную доску) и комментирует. Как правило, участники называют следующее: «высокий уровень доверия друг другу», «сплоченность», «синхронность», «понимание друг друга с полуслова» и т.п. Важно, чтобы среди записанных признаков не было синонимов. То есть нет смысла, например, писать в одном списке «сплоченность» и «единство». Второй момент - надо добиться того, чтобы все ­понимали значение терминов одинаково. Для этого тренер ­переспрашивает и уточняет.

Довольно часто во время обсуждения забывают такой признак команды, как «общий алгоритм работы» или «командные процедуры взаимодействия», «правила». Тренер должен об этом сказать.

После обсуждения тренер спрашивает у всех участников: «Какая группа, по-вашему, продемонстрировала признаки команды?» (имеются в виду подгруппы, ­принимавшие участие в упражнении). Все высказываются и обосновывают свои ­ответы.

Подробнее о том, на что обратить внимание при проведении дискуссии, читайте в статье «Как проводить дискуссию в тренинге »

Чтобы научить различать «плохие» и «хорошие» команды и показать, что такое слаженность, тренер проводит еще несколько подвижных упражнений.

Пример 3

Упражнение «Скакалка»

Свернуть Показать

Образуются две большие группы по 7-8 человек, в зависимости от количества участников. Тренер вращает скакалку (веревку длиной 2-3 метра) вместе с помощником-добровольцем, а одна из групп прыгает через нее. Задача - перепрыгивать всем одновременно. Иногда это удается, иногда нет. По окончании упражнения проводится обсуждение. Участники отмечают, что эффективно действует та команда, члены которой приспосабливаются друг к другу, прыгают примерно на одну и ту же высоту, берутся за руки, становятся ближе, чтобы чувствовать импульс.

Пример 4

Упражнение «Синхронные движения»

Свернуть Показать

Тренер: «Встаньте, пожалуйста, в колонну друг за другом. Закройте глаза. Когда я хлопну в ладоши, вы должны синхронно сделать одно действие. Например, ­подпрыгнуть или развернуться в одну и ту же сторону. Переговариваться нельзя».

Как правило, с первого раза ничего не получается и все возвращаются в исходное положение. На седьмой-десятый раз группа начинает действовать слаженно и ­выполняет задание. Тренер проводит обсуждение, задавая следующие вопросы:

  • что мешало действовать синхронно в самом начале?
  • в какой момент группа начала действовать как единое целое?
  • кто и как способствовал синхронности?

Когда участники группы накопили информацию об эффективных и неэффективных командах, переходим к следующему этапу.

Проблематизация

На этой стадии обучения тренер должен создать условия, чтобы каждый из участников осознал свое место в группе, понял, мешает он или помогает групповому процессу в целом. Необходимо использовать более сложные групповые задания. На этой стадии появляется первая волна лидеров - участников, которые пробуют свои силы в качестве ­руководителей группы.

Это самый важный этап тренинга. Целесообразно провести какое-нибудь групповое действие, в которое вовлечены все участники. Ведущие чаще всего предлагают ролевые игры, где нужно сделать что-то практическое - построить башню, мост из подручных материалов - ­бумаги, ­карандашей, скрепок, преодолеть препятствие и т.д.

Мы считаем, что командная игра должна быть, с одной стороны, приближена к реальным рабочим ситуациям участников, а с другой - иметь элемент «фантастичности». Если заставлять менеджеров по закупкам собирать из кубиков домик, то они, конечно, это сделают, но потом не будут переносить навык в обычную жизнь. Для них командная игра так и останется детсадовской забавой, не связанной с реальностью. Поэтому ситуации должны быть рабочими. Например, для менеджеров по продажам они связаны с переговорами и тому подобным. С другой стороны, если дать ролевую игру, в точности повторяющую рабочие ситуации, то, как показывает практика, участники не смогут конструктивно ее анализировать. Они станут цепляться к деталям, вспоминать, как это бывает в жизни.

Лучше всего, например, для менеджеров по продажам сделать так:

Пример 5

Ролевая игра «Сказочный VIP-клиент»

Свернуть Показать

Вы команда продавцов. К вам обратился Дед Мороз, и он хочет получить от вас комплексное предложение. Каждый год он разносит подарки, но на этот раз ему ­хотелось бы сделать для детей что-то интересное. Ваша задача:

  1. подготовить для Деда Мороза интересное коммерческое предложение (можно предлагать скидки, акции и прочее);
  2. изготовить образцы продукции для презентации;
  3. сделать презентацию (выступить перед Дедом Морозом).

Заданий должно быть как можно больше, чтобы участники группы были вынуждены распределять роли и ответственность. В общем, ролевая игра должна быть как рабочий проект.

Для смешанной команды, где присутствуют разные специалисты - программисты, менеджеры по продажам, бухгалтеры, можно провести другую ролевую игру.

Пример 6

Ролевая игра «Ремонт»

Свернуть Показать

Используя доступные вам ресурсы - стулья, мебель, канцелярские предметы, преобразуйте эту аудиторию в помещение с другим функциональным назначением. Это может быть что угодно - яранга, зал центра управления космическими полетами, рубка корабля и так далее. Постарайтесь сделать все так, чтобы посторонний ­человек мог с первого раза угадать, что это такое.

Желательно заранее договориться с каким-нибудь сотрудником, который не участвует в тренинге, зайти в тренинговую комнату в определенное время и «опознать» результат коллективного труда. Если тренинг ведут два тренера, эту роль может ­выполнить один из них.

Задача ролевых игр и различных коллективных заданий на этапе проблематизации - обнаружить проблемы, которые существуют в группе и мешают нормальной командной работе. Самое важное происходит после, когда начинается обсуждение. Во время самой игры тренер внимательно следит за тем, как взаимодействуют участники, и обращает ­внимание на следующие категории людей:

  • лидеры;
  • саботажники;
  • «зайцы».

Лидеры

Имеет значение то, как они «заявляются» на свою роль. Они могут открыто предлагать свои услуги группе либо действовать исподволь. Обычно во время ролевой игры появляются 2-3 лидера, в зависимости от ­количества участников. Они могут вести себя следующим образом:

  1. конкурировать;
  2. признать верховенство одного из лидеров и стать помощниками;
  3. «затаиться», чтобы взять реванш позже, например в следующей ролевой игре.

Позиции лидера в группе очень важны. Есть коллективы, где лидера вроде бы нет, а все решения принимаются группой. Но сама по себе руководительская функция никуда не пропадает, она просто распределяется. Один формулирует цели, другой распределяет задания, третий контролирует результат и так далее. Но чаще в коллективе все-таки есть один или два лидера. Они могут менять друг друга. Например, один управляет группой в обычном режиме, а другой - в экстремальных ситуациях. Либо один выполняет представительские функции, а другой занимается ­«внутренними делами». Тренер задает лидерам такие вопросы:

  1. Как вы начали руководить в этом задании?
  2. Почему вы считаете, что именно вы готовы руководить группой? Каковы были ваши мотивы?
  3. Были ли в группе другие люди, которые могли справиться с этой функцией руководства лучше, чем вы? Если да, то почему вы не дали ­действовать им?

Эта серия вопросов направлена на то, чтобы группа поняла, что команда строится вокруг лидера. Именно поэтому обсуждение ролевой игры начинается с них. При этом сами лидеры должны отнестись к своей позиции серьезно, оценить свои способности и решить, готовы ли они выступать в качестве глав команды.

Тренер должен опросить также и несостоявшихся лидеров , то есть тех, кто так и не стал ими, но пытался:

  1. Как вы заявляли себя на роль лидера?
  2. Почему упустили ее?
  3. Кто перехватил управление?
  4. Готовы ли в следующий раз воспользоваться возможностью? Как ­будете действовать?

С точки зрения активности команда действует всегда более энергично, чем просто группа людей. Для этого тренер создает инициативное ядро, центром которого является лидер. Тот, кто управляет группой, должен быть активен и неравнодушен. Как поется в известной песне В.С. ­Высоцкого:


Чтобы сделать позицию лидера более четкой, ведущий группы задает вопросы, призывающие каждого подумать о том, готов ли он рискнуть и поруководить. Рассмотрим два сценария, когда в группе никак не может обозначиться лидер. Это если группа неактивна и если в ней ­конкуренция лидеров.

Неактивная группа

Когда группа вялая, лидера нужно «назначить». Для этого тренер выбирает «лучшего из худших» и задает вопросы:

  1. Могли ли вы помочь группе действовать более уверенно и эффективно?
  2. Есть ли у вас для этого способности?

Если человек отказывается, его нужно поддержать, выделить моменты, когда он действовал именно как лидер: «Вы установили дисциплину во время рабочей ситуации, заставили говорить по очереди. У вас несомненно есть способности к руководству». Или: «Вы распределили задания между участниками, благодаря этому была достигнута общая цель».

То есть тренер должен своими вопросами и обратной связью «привить вкус» к лидерству, сделать так, чтобы другие захотели тоже попробовать себя в этой роли. Часто это необходимо в «интеллигентных» коллективах, где все стесняются взять инициативу в свои руки. Либо там, где люди работают вместе долгое время и боятся друг друга обидеть.

Конкуренция между лидерами

Но бывают ситуации, когда нехватки вожаков не наблюдается, а наоборот, каждый тянет одеяло на себя. Такое часто встречается там, где сотрудники молодого возраста, особенно если им надо конкурировать и проявлять агрессию каждый день, - менеджеры по продажам, торговые представители.

В этой ситуации тренер должен сделать так, чтобы они не мешали группе, выясняя отношения. Можно, например, провести упражнение, которое покажет, каковы реальные симпатии членов команды.

Пример 7

Упражнение «Живая социометрия»

Свернуть Показать

Тренер предлагает двум участникам, претендующим на первенство, выйти на середину круга и закрыть глаза. Остальным дается такая инструкция: «Пожалуйста, посмотрите на Елену и Василия и подумайте, с кем вы бы хотели быть в одной команде. Затем молча подойдите и встаньте рядом с этим человеком». Упражнение выполняется до тех пор, пока все участники не определятся со своими симпатиями. Затем тренер говорит лидерам: «Откройте, пожалуйста, глаза и посмотрите, кто на самом деле вас поддерживает».

После этого упражнения тот, кто получил меньше всего «голосов», обычно становится помощником лидера либо переходит в категорию ­исполнителей, то есть не пытается оспаривать главенство над группой.

В некоторых случаях приверженцев оказывается примерно поровну, но это тоже хорошо. Лидеры будут проявлять себя в разных упражнениях и ролевых играх, чтобы не мешать друг другу. При этом они будут знать, на кого могут опереться.

Саботажники

Как правило, в каждой группе есть люди, которые по ряду причин не хотят «быть как все». Они подвергают сомнению любые инициативы, критикуют тех, кто активно участвует в работе коллектива, в общем, ставят палки в колеса. Таким нужно давать отрицательную обратную связь. Они должны почувствовать, что именно по их вине срывается нормальная ­работа в группе. Тренер задает им следующую серию вопросов:

  1. Как вы думаете, какова была ваша роль?
  2. Что вы сделали для того, чтобы команда выполнила задание?

Как правило, «саботажники» начинают уходить от ответа. Они говорят: «Я просто шутил», «Да ведь это же все игра», «Я не всерьез» и т.д. В этом случае тренер описывает, как на самом деле вел себя участник. Например, так: «Во время выполнения задания вы высмеивали остальных, призывали “бросить заниматься ерундой”. Как вы думаете, помогало это команде или мешало?». Делая подобным образом, тренер преследует две цели:

Во-первых, участники тренинговой группы (в том числе и те, кто вел себя конструктивно) должны понять, что работа в команде - это не только радость от совместной работы в духе «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», но и большая ответственность. Личные амбиции и эмоции надо контролировать и помнить, прежде всего, о результате.

Во-вторых, тренер показывает лидеру (или лидерам), как надо себя вести с теми, кто тянет группу назад. При этом, конечно, не надо говорить: «Посмотрите, как правильно действовать». Лидер будет копировать ­поведение тренера неосознанно.

«Зайцы»

Еще одна категория, которая тормозит работу команды, - это так называемые «зайцы». Они ведут себя порой даже хуже, чем явные саботажники. «Зайцы» не вступают в конфронтацию, считают себя членами команды, но при этом ничего не делают. Они проявляют активность ровно настолько, чтобы их заметили. Чаще всего они выбирают для себя участок работы, не требующий особого напряжения. В обсуждениях ­участвуют, но не делают каких-либо полезных предложений.

Сам по себе они безвредны, но заражают пассивностью остальных . Если лидер команды или тренер не примут мер, то через некоторое время вся группа превратится в «болото». Потому тренер задает «зайцам» (кстати, это термин методический, не нужно так называть участников) такие вопросы:

  1. Что вы сделали для того, чтобы группа достигла целей?
  2. Какие личные цели вы преследовали, занимая пассивную позицию?

Как правило, участники осознают, что на самом деле они только состоят в команде, но ничего не дают взамен. Однако этого недостаточно. Необходимо дать толчок в правильном направлении:

  1. Что вы на самом деле могли сделать для команды?
  2. Какие ваши способности, знания или навыки помогли бы общему делу?
  3. Как вы собираетесь действовать дальше? Будете принимать более ­активное участие?
  4. Что вы будете делать для команды?

После того как тренер даст обратную связь по ролевым играм, этап проблематизации пройден. Следует помнить, что для некоторых участников вопросы ведущего могут носить психологически травмирующий эффект, поэтому к концу дня они будут выглядеть подавленно. Тем не менее волноваться не стоит. Чем более сильные впечатления останутся у участников, тем более сплоченной командой они станут позже. В отличие от чисто «навыковых» тренингов (продаж, переговоров), тренинг формирования команды более жесткий. Люди получают интенсивную личностную ­обратную связь, у многих открываются глаза на отношения в коллективе.

Мы продолжим рассказывать о тренинге формирования команды в следующем номере. Речь пойдет

Необходимы, когда вам требуется сплотить команду, научить её действовать более слаженно и эффективно.

Упражнения на командообразование могут проводиться с двумя разными тренерскими целями: показать группе, что они пока ещё не являются идеальной командой или же, наоборот, дать группе ощущение мощной, сильной, сплоченной команды. Также упражнения на командообразование часто затрагивают вопросы эффективной коммуникации, распределения ролей в группе. В собраны рекомендации опытных тренеров, как привести упражнения на командообразование к нужной вам цели, как сформировать у группы именно те выводы, которые необходимы, как провести упражнения с максимальным результатом.

Тренинги командообразования были и остаются одними из самых востребованных тренингов на рынке, поэтому качественные упражнения на командообразование пригодятся практически любому тренеру.

Эксперты портала сайт подобрали для вас 5 эффективных упражнений на командообразование , которые можно найти в открытом доступе. Эти упражнения могут использоваться как в аудиторном тренинге командообразования, так и в тренинге на природе.

Упражнение на командообразование «Тролли»

Цель : Упражнение дает группе опыт слаженного командного взаимодействия

Время : 25-35 минут

Размер группы : 12-40 человек

Вам понадобится две дощечки 10х35 см — тролли. Также, перед началом упражнения отметьте поле для игры — две параллельные линии, находящиеся на расстоянии не меньше трех метров друг от друга. Для проведения упражнения мы делим участников на команды по 6-8 человек.

Инструкция:

«Коллеги, перед вами стоит задача — переправиться от одной линии до другой, не касаясь земли, используя тролли. У вас 10 минут для выработки стратегии. Затем вы должны будете выполнить задание. Учтите, что есть несколько правил. Если кто-то из команды касается земли — команда начинает проходить поле сначала. Команда выполнившая задание первой получает 10 баллов. За второе место 5 баллов. За 3 место 2 балла. Остальные баллов не получают. Тренироваться на поле для игры запрещается ».

Итоги упражнения:

  • Довольны ли вы своим результатом?
  • Что помогало/ что мешало справиться с заданием?
  • Кого хотите отдельно выделить/ поблагодарить?

Упражнение на командообразование «Тропинка»

Цель: Упражнение представляет из себя хорошее испытание на сплоченность и терпение команды. При реализации этого упражнения проявляются командные роли участников.

Время: 30-40 минут

Размер группы: 8-30 человек

К этому упражнению тренеру необходимо подготовиться. Если вы проводите тренинг на природе, то возьмите 15-17 кирпичей и разложите их змейкой. Если вы проводите в аудитории, то устройте ту же самую змейку с помощью скотча и бумаги А4. Кирпичи или бумагу нужно располагать друг от друга на расстоянии одного человеческого шага, но шаг этот должен быть достаточно большим.

Инструкция к упражнению:

Внимание. Перед вами «ядовитое болото». И вам необходимо всей командой его преодолеть. Первый и последний кирпич/лист это начало и конец «болота». Преодолевая болото вам нужно быть аккуратными. Важно соблюдать следующие правила:

  • Все участники должны находиться в постоянном контакте друг с другом.
  • Если контакт разорвался, то участники начинают прохождение болота заново.
  • Если кто-нибудь касается земли, вся команда начинает тонуть в «болоте» и упражнение также начинается сначала.

Итоги упражнения:

  • Как вы себя чувствуете?
  • Группа достигла цели? Она может гордиться результатом?
  • Что помогло вам?
  • Что мешало?
  • Какие выводы сделаем из этого упражнения?

Другой вариант этого же упражнения на командообразование:

Тренер отмечает на земле/полу начало и конец болота. Дает стопку листов бумаги и участники должны сами разложить их таким образом, чтобы пересечь болото. Здесь тренеру важно заранее отрегулировать один параметр: расстояние между границами должно быть таким, чтобы команде пришлось собирать за собой листы и передавать впереди идущему участнику.

Упражнение на командообразование «Волшебная лампа»

Цель: Упражнение позволяет участникам задуматься о тех изменениях, которые они хотели бы видеть в своей команде. Также это упражнение подходит для эффектного и теплого завершения тренинга командообразования.

Время: 20-30 минут в зависимости от размера команды

Размер группы : 10-20 участников

Необходимые материалы . Бумага для заметок, карандаши, бумага формата A3.

Описание:

1. Группа, сидящая в общем кругу, получает следующую инструкцию: «Представьте себе: вы и ваша команда находят старую лампу, кто-то берет ее в руки, потирает и — сюрприз! — из нее появляется джинн. Теперь вы можете загадать три желания, но, поскольку вы нашли джинна вместе со своей рабочей командой, эти желания должны относиться к рабочей обстановке. Вы можете изменить своего босса, своих коллег, сделать так, чтобы с вами работала ваша любимая тетя, чтобы коллеги чаще улыбались, чтобы офисный стол стал больше, и т. д. Каждый может загадать свои три желания ».

2. Каждый пишет свои три желаемых изменения, относящихся к командной работе.

3. Общегрупповой список фиксируется на доске.

Подведение итогов упражнения:

Можно ли что-то сделать, чтобы эти перемены произошли в реальности? Если нет, то что можно сделать для улучшения ситуации?

Другой вариант этого упражнения:

После того как каждый написал свои 3 желания, делим группу на мини-группы по 4 человека, каждая мини-группа получает по листу бумаги формата A3, на котором им нужно отобразить в виде рисунков, диаграмм и т. д. те изменения, которые эти четыре участника хотели бы видеть в своей команде. Затем один представитель каждой мини-группы рассказывает о том, что было решено в его группе.

Упражнение на командообразование «7 факторов»

Цель: Упражнение тренирует умение участников группы договариваться между собой.

Время : 45-50 минут

Размер группы : 8-25 участников.

Для следующего упражнения нам нужно разделиться на мини-группы по 5-6 человек.

Каждая мини-группа должна будет составить список из 7 факторов, которые кажутся вам наиболее важными для работы в коллективе, например: умение внимательно слушать, способность поставить себя на место другого, уважение к партнеру, ясное мышление, доверие, фантазия, и др.

На эту работу у вас будет 15 минут. Для того, чтобы не мешать друг другу, предлагаю группам разойтись по разным местам в аудитории.

15 минут идет работа

Справились? Отлично! Теперь задача каждой команды проранжировать эти факторы по их важности для работы в коллективе. Обязательное условие: с этим решением должны быть согласны все члены команды.

На это еще 15 минут. После этого команды по-очереди выступают, презентуя группе свои 7 факторов.

Итоги упражнения:

  • Насколько быстро и слаженно вы смогли составить список?
  • Быстро ли был найден приемлемый для всех вариант ценностной градации?
  • О каких качествах долго спорили?
  • Было ли у вас ощущение, что остальные члены вашей команды поняли ваши идеи?
  • Можно ли было донести свою точку зрения до остальных более эффективно?
  • Чему вы научились в этом упражнении?
  • Какое качество лично вам кажется особенно важным?
  • Какое качество вы хотели бы развивать в себе в дальнейшем?

Упражнение на командообразование «Узел»


Цель:
Упражнение демонстрирует этапы формирования команды, командные роли.

Время: 20-50 минут

Размер группы: 8-30 человек

Вам понадобится веревка. Длина веревки зависит от количества участников.

Инструкция:

«Для следующего упражнения нам нужно разделиться на две команды. Постройтесь, пожалуйста, в линию. Каждый из группы должен взяться за веревку. Задача — завязать веревку в узел на границе между командами».

Отпускать руки нельзя, можно только перемещать вдоль веревки (если кто-то отпускает руки, упражнение начинается сначала).

Итоги упражнения:

  • Как вы себя чувствуете?
  • Что мы могли наблюдать в ходе нашего упражнения?
  • Что вас удивило?
  • Что вы еще хотели бы сказать?

Другой вариант данного упражнения на командообразование — потом развязать завязавшийся узел с теми же правилами.

Надеемся, что наши упражнения на командообразование пригодятся вам в тренингах. Но стоит учесть, что эти упражнения взяты из свободных источников, и поэтому они:

  • могут быть уже известны участникам ваших тренингов, т. к. доступны многим
  • содержат лишь краткое описание упражнения, без раскрытия "подводной части айсберга", без раскрытия технологии искусного проведения этих упражнений

Команда профессионалов сайт делает 2 важных дела:

  1. отбирает лучшие и эксклюзивные упражнения , которые используют в своей работе самые известные и звездные тренеры
  2. подробно описывает скрытую тренерскую методику их проведения, раскрывая всю «подводную часть» тренерской работы, все тренерские «фишки» и секреты

Полная база лучших упражнений для тренингов по доступным ценам в разделе

Очень удачное упражнение-разминка, подходящее практически для всех тем тренингов. Упражнение может быть использовано в тренингах командообразования, бизнес-тренингах, так и в тренингах личностного роста.

Это упражнение послужит блестящей подводкой к теме конфликтов в команде. Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовое воздействие в ситуации конфликта или сопротивления если и работает, то совсем недолго. Что оно очень быстро вызывает равное по силе противодействие, и в результате ни одна из сторон не может приблизиться к цели.


Упражнение «Строим дом из веревки» взято из арсенала доктора психологических наук, профессора, известнейшего тренера и писателя Н. И. Козлова.

Данное упражнения решает две основные задачи. Первая — развитие лидерских качеств участников тренинга, что актуально в тренингах лидерства, тренингах уверенности и в тренингах для руководителей. В упражнении «Строим дом из веревки» участники поисследуют свой собственный стиль лидерства, увидят свои ключевые особенности и ошибки, смогут потренировать другие модели лидерства. На тренингах для руководителей это упражнение позволит потренировать и навыки лидерства, и навыки эффективной организации процессов, навыки управления.

Вторая задача упражнения — умение слаженно работать в команде. Упражнение «Строим дом из веревки» идеально подходит для тренингов командообразования, тимбилдинга. Упражнение позволит участникам тренинга наглядно увидеть, насколько они сейчас могут работать общей командой, и что нужно сделать, чтобы работать вместе более слаженно.

Крайне эффективное командообразующее упражнение, требующее участия и тотальной вовлеченности всей группы. Перед участниками ставится сложнейшая задача, решить которую можно только совместными усилиями, мобилизовав все свои личностные качества, деловые навыки и умение работать в команде.

«Титаник» особенно подходит для тренингов командообразования и тренингов личностного роста. Будет также отличным упражнением для тренировки участников, которым в жизни часто приходится решать задачи, требующие проявления лидерских качеств, креативности, активности в нестабильных обстоятельствах.

Сильное и запоминающееся упражнение-вызов, мощным и наглядным образом показывающее участникам, что успешность команды и успешность переговоров зависит от их умения слушать, выяснять интересы партнера и находить общее решение.

По своей легенде упражнение похоже на хороший экономический детектив, что сразу вовлекает участников тренинга, поднимает их уровень заинтересованности и мотивацию на дальнейшее обучение. Упражнение «Шишки» гарантированно «цепляет» участников и обычно запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга.

Упражнение идеально подходит для тренингов командообразования и тренингов продаж и переговоров, как открытых, так и корпоративных.

Масштабное упражнение, направленное на развитие лидерских качеств участников тренинга, на развитие коммуникативных навыков, умения договариваться . На тренинге командообразования это упражнение научит участников работать в команде, договариваться, слышать друг друга, принимать коллективные решения, более эффективно взаимодействовать.

Но качественное проведение данного упражнения требует от тренера высокой квалификации и большого опыта проведения подобных упражнений. Иначе при всей интересности легенды группа не осознает всех тех выводов, которые могла бы осознать при высоком качестве работы тренера. Объем каждой тренерской методички упражнения около 12 страниц.

  • Упражнение-вызов "Пройди к стулу"


    Мощное упражнение для тренинга целеполагания или тренинга переговоров.
    Упражнение наглядно демонстрирует участникам тренинга их привычные модели поведения, помогает вскрыть негативные установки, убеждения , которые мешают им легко достигать своих целей или вести переговоры. Дает участникам тренинга новые ресурсы.

    Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем тренерской методички: 12 страниц.
    Бонус! Методичка содержит сразу 3 варианта упражнения (! ), подходящих для трех разных тем тренингов: достижение целей, переговоров и эффективной коммуникации.

  • Ролевая игра "Случай в гостинице"

    Яркое и запоминающееся упражнение , которое наглядно демонстрирует участникам тренинга слабые места в умении вести переговоры или устанавливать контакт в продажах, а также показывает, какие техники и приемы приводят к успеху в продажах и переговорах, а какие — наоборот. Какие — позволяют быстро установить контакт, а какие скорее накаляют обстановку.

    Упражнение «Случай в гостинице» прекрасно подойдет для тренингов продаж, тренингов переговоров, тренингов уверенного поведения, тренингов влияния.

    Благодаря необычной легенде упражнение «Случай в гостинице» повышает уровень вовлеченности участников тренинга, энергетику группы, мотивацию на дальнейшее обучение .

  • Игры на командообразование

    Тренер: Сахарова Дарья

    #Шашники, 2016

    Взаимодействие

    Гомеостаз

    Ведущий хлопает в ладоши. Задача участников, не договариваясь, выбросить одинаковое количество пальцев на руках. Если задача не решена, делается очередная попытка.

    Поворот на 90 градусов

    Участники становятся в одну шеренгу (или стоят по кругу), повернувшись лицом в одну сторону. Ведущий хлопает в ладоши, на каждый хлопок участники должны прыгнуть, повернувшись на 90 градусов. Задание выполняется молча. Задача - всем повернуться в одну сторону. Ведущий прекращает хлопки, когда все участники стоят лицом в одну сторону.

    Часы

    Упражнение проводится в группе из 12 человек (возможно 13 -14). Участники сидят в кругу. Группа – это большие часы. Ведущий определяет цифры каждого игрока на циферблате часов. Затем он называет время, например, 18:40, тогда сначала тот, на чьей цифре стоит часовая стрелка, хлопает в ладоши, а потом тот, на чьей цифре стоит минутная, говорит «бом». Если обе стрелки смотрят на одного человека, то он сначала хлопает в ладоши, а потом говорит «бом». Если участников больше, чем 12, то время называют 13-ый и 14-ый поочередно.

    Покажи глазами

    Один желающий выходит за дверь. В это время группа загадывает 2-3 простых действия, например, взять ручку у одного участника и передать другому. Группа также выбирает человека, который будет показывать вошедшему, что нужно делать, но показывать он должен это только с помощью глаз, без жестов и звуков. Задание считается выполненным, если вошедший правильно выполнил все инструкции.

    Это упражнение позволяет развить визуальную сензитивность. Главное условие – «инструкцию» давать только глазами!

    «Равновесие»

    Упражнение-иллюстрация, метафора. Каждому из участников необходимо выбрать для себя двух партнеров, не показав при этом вида кого он выбрал. Далее, по команде ведущего вся группа начинает хаотично двигаться в пространстве комнаты. Задача каждого – находиться на одинаковом расстоянии от выбранных ранее участников. Не принципиально находиться близко к партнерам, самое главное – держать во время движения всегда одно расстояние. В данном упражнении не важен темп, оно должно проходить плавно. Это своего рода настрой на группу, возможность уловить общую энергетику. Это метафора – достижение индивидуальной цели возможно при достижении групповой. Есть цели, достижение которых возможно только в группе – используя ее ресурс.

    Печатная машинка

    Участники становятся в одну линию. Ведущий озвучивает стихотворную строчку, которую нужно «напечатать». Например:

    Три девицы под окном

    Пряли поздно вечерком.

    Участники называют по по одной букве: 1-й- Т, 2-й- Р, 3-й-И, пробел - все хлопают в ладоши, 4-й- Д и т.д.

    Переход на следующую строчку - все топают ногой. Если кто-то ошибается, он выбывает из игры (можно и нет) и все начинается сначала.

    Два автобуса

    Группа делится на две примерно равные части. На середину комнаты ставятся две пары стульев спинками на внешнюю сторону. Ведущий говорит о том, что две группы людей стоят на остановках и ждут своих автобусов. Подъезжает 1 автобус для одной группы, в него садятся 3 человека. Затем в автобус для второй группы садятся 4 человека и т.д. Команды заполняют свои автобусы. Получаются автобусы в час пик, в них очень тесно, но нужно удержаться, чтобы никто не упал. Но произошла поломка одного из автобусов, однако доехать нужно всем, поэтому все пассажиры 2-ого автобуса садятся в первый. Становится еще теснее. Задача участников – продержаться в одном автобусе хотя бы 20 секунд.



    Ведущий очень внимательно следит за процессом игры для того, чтобы не допустить возможных падений и травматизма. Страхует участников во время каждой из попыток, но, в то же время, придерживается нейтральной позиции и дает участникам понять, что не будет помогать в выполнении задания. Ведущий все время контролирует процесс и на реплики участников о том, что это задание не выполнимо, спокойно отвечает, что выполнить это задание реально и достаточно просто.

    Паутинка

    Все участники становятся в тесный круг и протягивают руки к его середине. По сигналу ведущего все одновременно берутся за руки так, чтобы в каждой руке каждого участника оказалась одна (только одна!) чья-то рука (но не соседа справа и слева). Затем участники распутываются, не разнимая рук. Результатом может быть один большой круг, несколько отдельных кругов и круги, сцепленные между собой.

    Транспортное средство

    Все участники сидят в кругу, один желающий выходит в центр и начинает изображать одну из деталей какого-либо транспортного средства, к нему присоединяется второй и т.д. Когда транспортное средство готово, участники комментируют, какой же деталью они были. После чего вся машина пытается проехать хотя бы 2 метра.

    Ведущий говорит о том, что мы собираемся построить транспортное средство, но что у нас получится, мы еще до конца не знаем.

    Такое упражнение позволяет участникам «вчувствоваться» друг в друга, попытаться понять какой «деталью» транспортного средства стали другие участники. Кроме того, всем вместе необходимо будет наладить эффективное взаимодействие, чтобы «доехать» до места назначения.

    Командообразование, сплочение

    Поезд

    Помещение, где проводится это упражнение должно быть достаточно просторным. В пустом пространстве расставляются в хаотичном порядке, как препятствия, несколько стульев. Участники становятся друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Последний – «паровоз», другие – «вагончики». Глаза открыты только у последнего участника – «паровоза». Он «едет» и управляет движением всего состава, следит за тем, чтобы поезд не врезался в препятствия. Делает он это, поворачивая за талию (плечи) впередистоящего участника, Влево – поезд поворачивает налево, вправо – направо. Задача всего поезда пройти по указанному маршруту, не нарушив правил игры и не задев препятствия.

    Башня

    Группе выдается материал для строительства «башни»: бумага и скрепки или два набора соломки для коктейля и клейкая лента. Группе необходимо построить башню их этого материала. «Башня» должна быть устойчивой. Без слов и определенной высоты.

    Летающие яйца

    Группам выдаются материалы. Бумажный конверт, целлофановый пакет, липкая лента, скрепки, нитки, лист бумаги, сырое яйцо. Необходимо сделать такую конструкцию, с помощью которой можно выбросить яйцо с высоты второго-третьего этажа, а оно должно остаться целым.

    Растяжка

    Участники стоят в две шеренги напротив друг друга таким образом, что каждый упирается ладонями в ладони двух человек напротив (соответственно, у крайних одна рука свободна). Задача команды – преодолеть маршрут, распределяя вес таким образом, что расстояние между двумя шеренгами становится максимально большим.

    Монетный двор

    Участники стоят в кругу. На кончик указательного пальца одного из них кладется монета, задача команды – передать эту монету по кругу при том, что касаться ее можно только кончиком пальца. Так проходит несколько кругов, на каждом из которых добавляется по монете.

    Спасти игрушку

    Команда стоит перед ограничительной линией, на расстоянии приблизительно полутора метров от нее – игрушка. Команде дается веревка, на которой они опускают одного из участников практически горизонтально так, чтобы он смог достать игрушку

    Скованные одной цепью

    Участники стоят в шеренгу. Ноги их попарно связаны. Их задача перешагнуть, не задев, одну или две веревки, натянутые на уровне колена.

    Мяч на покрывале

    Участники держат за края покрывало, на котором малярным скотчем или мелом прорисован лабиринт. Их задача – провести по нарисованному маршруту мяч.

    Узел на веревке

    Участники стоят в шеренгу по одну сторону от веревки, берутся за веревку двумя руками. Их задача – не отпуская рук, завязать на веревке узел в том месте, которое укажет ведущий.

    Паутинка (спички)

    Участники стоят в круг, зажимая между указательными пальцами спички. Их задача – максимально разойтись и максимально сойтись.

    «Магия чисел»

    Все участники встают в круг. Ведущий показывает пальцами любые числа (правая рука – десятки, левая – единицы; либо сумма с двух рук). Задача участников: выйти в центр круга указанному кол-ву человек, причем сделать это надо за три счета.

    Лабиринт

    Команде необходимо выстроившись друг за другом преодолеть извилистый лабиринт сквозь лес с препятствиями различной высоты. Вся команда идет с завязанными глазами и только один участник команды следует позади всех с открытыми глазами.

    Разговаривать нельзя, в том числе произносить какие- либо звуки, так как это звуковая команда. Заходить за и задевать препятствия нельзя (в том числе и ограничительные деревья). В случае нарушения этих условий команда начинает заново.

    Спаси жизнь

    Пионеры всегда славились изобретательностью. Сейчас Вам необходимо придумать конструкцию которая защитит яйцо от раскалывания (применяются только выданные предметы: трубочки, скотч, один лист бумаги, стаканчик). Яйцо должно находится внутри сооруженной конструкции. После сооружения конструкции она проходит проверку на практичность. Конструкция подбрасывается инструктором на высоту 3-х метров и падает на твердую поверхность. Команда разбирает конструкцию (с помощью ножниц) и показывает целостность яйца.

    Если яйцо не разбилось и даже не треснуло, то испытание пройдено, если нет, то нет.

    Разрушенный мост.

    Команда стоит в шеренгу, обнявшись (на бордюре). Участник с закрытыми глазами (с повязкой на глазах) проходит держась за сцепившихся участников. Такой путь должен сделать каждый участник.

    В случае заступа за ограничение моста любым из участников команда начинает прохождение заново.

    Амеба

    Вам предстоит почувствовать себя единым целым. Веревочка натянута чуть ниже пояса самого высокого человека в группе. Группа стоит взявшись за руки. Задача - всем пройти над веревочкой, не задев ее.

    Испытание проходится молча, задевать веревку нельзя, также нельзя расцеплять руки. В случае нарушения - всё заново.

    Ковер

    На земле кусок ковролина (плёнка), на котором располагаются участники. Их задача - всей командой оказаться на обратной стороне ковра, не коснувшись земли.

    Нельзя касаться земли ни руками, ни ногами. Ковёр можно трогать руками. Разговаривать можно.

    Один в поле не воин

    Команда выстраивается вокруг лабиринта и выбирает одного человека, который будет проходить его с завязанными глазами. Каждый член команды по часовой стрелке может сказать одно слово, которое направит участника в лабиринте. Задача участника с помощью коллег дойти до конца лабиринта и разрезать финишную ленточку.

    Если кто-нибудь из участников говорит 2 и более слова, либо не в свою очередь, либо человек, проходящий лабиринт заступает за препятствие, то всё начинается заново. Один человек может попробовать пройти лабиринт только 3 раза, после этого пробует следующий. Кругов (так как говорят по кругу) может быть сделано сколько угодно, главное очередность и необходимость говорить по 1 слову.

    Минное поле (8x8)

    ГТО, кто помнит что это такое? Сейчас нам с Вами проиграть немного боевую ситуацию. Проход по полю клеточек, некоторые из которых (известны тренеру) помечены как "плохие", необходимо пройти, наступая только на "хорошие" клетки. При наступании участника на "плохие" клетки вся команда возвращается на исходную позицию, получая "ранение".

    Можно ходить в любом направлении. Команда идёт друг за другом. Если участник ступает на правильную клетку, значит инструктор молчит и сзади участника занимает клетку другой участник. Если неправильно, то инструктор говорит «ВИЛ» и участник уходит назад колонны. Если в середине маршрута произошла ошибка, участники стоят не на тех клетках, или какие-то клетки пустуют, то весь отряд начинает сначала. РАЗГОВОРЫ СТРОГО ЗАПРЕЩЕНЫ, если кто-то разговаривает, то весь отряд также начинает сначала.

    Человек-фломастер

    Группа поднимает одного участника на руки, ступнями ног он держит маркер. Задача нарисовать на листе (прикрепленном на стену) слово Дельфин

    Ловушка

    Перед командой - большая паутина. Задача команды перебраться сквозь паутину, задевать ячейки нельзя. Проходят по очереди. Если касаются паутины, то все заново.

    Веревки натянуты хаотично. Можно между двумя деревьями-столбами.

    Веревочный курс

    Обручи (кольца)

    Зачем оно команде: сплочение

    Правила: Задача команды перебраться из пункта А в пункт Б. Нельзя касаться конструкции и деревьев. В каждое кольцо можно передать только 1 человека. (*Но смотрим по ситуации, если много крупных перваков, то сразу лучше сделать послабление и сказать, что пр. в маленькие кольца нужно передать 3 людей). При касании одним из участников команды конструкции или дерева команда возвращается в пункт А и начинает проходить упражнение сначала. Упражнение считается выполненным, когда вся команда окажется в пункте Б.

    Техника безопасности:

    Возможные усложнения: выполнение в полном молчании

    Многомерная передача

    Зачем оно команде : тактильный контакт, если есть "легкий недоверчивый человек"

    Правила: Задача команды поместиться внутрь горизонтальной сетки. Нельзя касаться верёвок и деревьев. При касании одним из участников команды верёвки или дерева команда возвращается и начинает проходить упражнение заново. В итоге все ячейки сетки должны быть заняты (за исключением случая, если членов команды меньше, чем ячеек). Передаем человека из пункта А в пункт Б. Человек, которого передают пусть сделаем безопасный хват (как на падение на доверии), чтоб никого не трогать!

    Техника безопасности:

    Нельзя держаться за голову передающих

    Нельзя вставать на ключицу, спину и коленные чашечки- показать

    Человека можно передавать только ногами вперёд, спиной вниз

    Д паутина

    Зачем оно команде: сплоченность

    Правила:

    Команда идет определенным маршрутом из пункта А в пункт Б. По дороге нельзя касаться конструкции и терять телесный контакт. При нарушении условий прохождение испытания начинается заново.

    Возможные усложнения:

    · Завязывать человеку глаза, если касается всегда один и тот же, что бы команда его провела

    Тюрьма

    Одинарная – ограничение веревкой только снизу.

    Двойная – ограничение сверху и снизу.

    Зачем оно команде: тактильный контакт, сплоченность

    Правила для тюрьмы: Перед вами натянута веревка. Ваша задача – перебраться сверху всей командой. Нельзя задевать веревку, касаться деревьев, пролезать под веревкой

    Правила тюрьмы-амебы (более сложный вариант тюрьмы): Перед вами натянута веревка. Ваша задача – перебраться сверху всей командой, сохраняя телесный контакт. Нельзя задевать веревку, касаться деревьев, размыкать рук.

    Техника безопасности:

    - Нельзя прыгать!

    Нельзя держаться за голову передающих

    Нельзя вставать на ключицу, спину и коленные чашечки (показать)

    При передаче человека используется безопасный хват (показать)- держим за середину руки (между кистью и локтем)

    Если передаем человека используется безопасный хват (показать) - стульчик

    Если подставляем колено, должно быть 3 прямых угла (показать)

    Человека можно передавать только ногами вперёд, спиной вниз

    Напомнить, что у мальчиков центр тяжести - плечи, а у девочек – попа.

    Возможные усложнения: ввести «слепых» или «немых» людей

    Падение на доверие

    Зачем оно команде: доверие

    Правила:

    Задача каждого участника упасть с платформы спиной назад в руки команды. Для того, чтобы человеку было максимально комфортно, важно делать это упражнение в полной тишине.

    Техника безопасности

    1. Все участники должны снять с рук предметы, которые могут навредить падающему (большие кольца, цепи, часы и т.д.) и очки.

    2. Важно учитывать, что у девочек самая тяжелая часть тела - таз, у мальчиков- плечи. В область «падения» этих частей тела лучше ставить самых сильных страхующих.

    3. Страхующие встают в две ровных линии, навстречу друг другу, руки согнуты в локтях под углом 90 гр. (примерно на расстоянии вытянутых рук). Между руками страхующего обязательно должно быть две руки, стоящих напротив (2 руки разных людей). Одна нога чуть вперед, другая - опорная. Торс откинут назад.

    4. Когда участник поднялся на тумбу, он должен скрестить руки безопасным хватом (ПОКАЗАТЬ). Повернуться спиной к команде, ноги поставить ровно. (В этот момент важно убедиться, что человек упадёт ровно в руки страхующим, а не в бок – вы можете подкорректировать то, как он стоит и, соответственно, куда он будет падать. Тело падающего должно находиться на той же прямой, что и руки страхующих).

    Скажите, что человек должен падать ровно как струнка (представь, что ты струнка! Но лучше действует – представь, что ты зажимаешь ягодичками монеткуJ).

    5. Стоя на тумбе спиной к команде (которая уже в это время готова ловить), член команды спрашивает «Команда готова?», получает ответ: «Готова!». Спрашивает: «Я падаю?», команда: «Падай!». Важно следить, чтобы команда была реально готова и хором четко и громко отвечала!

    7. И падает! При падении человек не должен расцепить руки или «сесть» попой (тело должно образовывать максимально ровную линию). Для этого мы и представляем, что все ваше тело – это струнка, или, что у вас внутри стальной стержень.

    8. Когда человека поймали, важно аккуратно опустить его на землю. Сначала ноги, потом голову.

    Скала

    Зачем оно команде:

    Правила: Задача участников: Каждому члену команды нужно переместиться, пройдя через всю команду так, чтобы снова первый стал первым, а последний последним.

    Возможные ограничения: проходить молча, одного человека провести с закрытыми глазами.

    Низкий лабиринт

    Простой – с закрытыми глазами идет один человек.

    Сложный – с разных сторон двигаются два человека.

    Зачем оно команде: умение слышать друг друга, говорить только по существу, максимально сосредотачиваться на результате, появлению у каждого человека чувства ответственности за командный результат

    Правила: Необходимо провести одного участника через лабиринт. Участник, проходящий лабиринт, идет с закрытыми глазами, в полном молчании. Он не может наступать на контуры лабиринта или переступать через них. Другие участники, находящиеся за пределами лабиринта, руководят его действиями следующим образом:
каждый участник произносит только одно слово в порядке очередности, очередность остается постоянной. Они не могут касаться участника, проходящего лабиринт. Если одно из правил нарушается, то лабиринт начинает проходиться заново.

    Техника безопасности: (не озвучивать!) возможно, падение участника, который идет с закрытыми глазами, следить за этим

    Возможные усложнения:

    изначально выбрать определенного человека на прохождение лабиринта (по совету духа)

    Лабиринт Минотавра

    Зачем оно команде: сплочение, возможность проводнику назначить человека, который будет управлять командой

    Правила: Задача участников: пройти путь (лабиринт), не задевая ограничения, в полной тишине, сохраняя тактильной контакт. Глаза открыты только у последнего человека в колонне.

    Возможные ограничения: не стоит вводить, задание само по себе достаточно сложное. Можно объяснить правила до того, как команда увидит весь путь и дать им время на подумать.

    Лифт

    * навязана горизонтальная паутина на уровне немного выше пояса*

    Зачем оно команде: сплочение

    Правила: Задача команды всем разместить в ячейках. Нельзя касаться конструкции и деревьев/беседки. В ячейки можно заходить только с одной стороны. При касании одним из участников команды конструкции или дерева/беседки команда возвращается в пункт А и начинает проходить упражнение сначала. Упражнение считается выполненным, когда вся команда окажется в пункте Б.

    Техника безопасности:

    Нельзя прыгать!

    Нельзя держаться за голову передающих.

    Нельзя вставать на ключицу, спину и коленные чашечки (показать)

    При передаче человека используется безопасный хват (показать)- держим за середину руки (между кистью и локтем)

    Если передаем человека используется безопасный хват (показать) - стульчик

    Если подставляем колено, должно быть 3 прямых угла (показать)

    Человека можно передавать только ногами вперёд, спиной вниз

    Напомнить, что у мальчиков центр тяжести - плечи, а у девочек – попа.

    Возможные усложнения: выполнение в полном молчании

    Упражнение сложное, здесь жестить не стоит!

    Колодец

    (у нас может выглядеть немного по-другому)

    Зачем оно команде: сплочение, тактильный контакт, возможность поддержать друг друга

    Правила: Задача участников: переместить постройку с одной «платформы» (участка) на другой. При том, что они должны находиться на ограниченной территории. В один момент времени деталь может держать только один участник команды. Каждый может взять только одну деталь (если деталей больше, чем участников, то по второму кругу).

    Техника безопасности: не хватаем за ключицы, не поднимаем людей, используем безопасный хват (между локтем и кистью хватаемся).

    Если скользко, скажите, чтоб подпирали стопы друг другу.

    Возможные ограничения: оставить говорить 1-2 или заткнуть всю команду.

    Айсберг

    Зачем оно команде: сплочение, тактильный контакт

    Правила: Задача участников: уместиться всей командой на площадке средней величины, обозначенной веревкой. Нужно удержаться на ней минимум пять секунд. Второй этап: нужно сделать то же самое на площади меньшей величины. И так далее. (насколько долго проводить упражнение решаете совместно с духом)

    Техника безопасности: нельзя сажать на плечи, виснуть на спине!

    Возможные ограничения: Продержаться в каждый раз таком положении не менее 10 секунд, если 5 секунд слишком легко для команды.

    Волшебная палочка

    Зачем оно команде: умение слушать друг друга, ощущать команду, как единое целое, слаженно действовать.

    Правила: Команда становиться в две шеренги лицом друг к другу. Все участники сгибают одну руку в локте и выставляют вперёд указательный палец на уровне груди. На вытянутые пальцы ложится палочка. Задача: Опустить палочку на уровень 10 см от земли. Запрещается отрывать пальцы от палочки; запрещается придерживать палочку большими пальцами, рукой и любыми иными способами; запрещается скрещивать пальцы, образуя подобие желоба. В случае нарушения одного из правил, упражнение начинается заново.

    Возможные усложнения:

    1. Положить палочку на землю полностью.

    2. Дать только одному человеку право говорить

    3. Выполнять в полном молчании

    Шарик Маркевич

    Зачем оно команде: сплочение, выявление лидера

    Правила: Задача участников: нарисовать мячом на тенте определенную фигуру (круг, 5 ровных кругов подряд, знак бесконечности). Вся команда должна равномерно распределиться по контуру тента и, соответственно, зафиксировать положение рук (или одной руки).

    Возможные ограничения: заткнуть всю команду, оставить 2-3 говорить.

    Пенка

    Зачем оно команде: сплочение, тактильный контакт

    Правила: Задача участников: уместиться всей командой на пенке, но нельзя касаться её стопами. Нужно удержаться на ней минимум пять секунд.

    Техника безопасности: смотрите, чтоб не наваливались друг на другу

    Возможные ограничения: проходить молча, но тогда это нужно сразу говорить!

    Гибкая фигура

    Зачем оно команде: выявление лидера

    Правила: веревка завязанная кругом. Команда берется за неё и не отпускает. Нельзя менять положение рук на веревке. Необходимо с закрытыми глазами надо построить фигуру (круг, квадрат, треугольник)

    Тренинг на командообразование

    Тот, кто воображает, что может обойтись без других людей - очень ошибается, а тот, кто воображает, что другие не могут обойтись без него - ошибается ещё больше.

    Франсуа де Ларошфуко.

    1. Основная цель тренинга - создание позитивных изменений в социально-психологических параметрах команды после непосредственного участия в обучении, что способствует эффективной работе команды в реальных условиях и общему организационному развитию.
    2. Задачи тренинга:
    продемонстрировать преимущества командной работы;
    усовершенствовать общение в команде;
    освоить навыки обратной связи;
    усовершенствовать процессы принятия решений в команде;
    научить видеть человека в командной роли, развить среди членов команды уважение к роли каждого, улучшить способность принимать ограничения и использовать сильные стороны каждого участника;
    получить удовольствие от совместной работы.

    3. Ценность тренинга командообразования в том, что они позволяют решить ряд задач:
    затрагиваются такие области, как эмоции, аспекты личности и взаимоотношений. Часто это дает возможность взглянуть на человека другими глазами, понять, почему он в какой-то ситуации введет себя так, а не иначе;
    участники тренинга учатся выражать и распознавать эмоции. Все это приводит к тому, что члены команды начинают понимать друг друга лучше, а, следовательно, более эффективно взаимодействовать;
    делается акцент на том, что разные точки зрения - это мощный ресурс командной работы, и терпимость как понимание и признание сильных и слабых сторон каждого - это важный аспект командной работы.
    Одним из основных вопросов современного менеджмента является вопрос о том, какими средствами можно улучшать взаимодействие между сотрудниками, работающими в одной организации, с целью повышения эффективности деятельности этой организации. Для решения этого вопроса созданы тренинги командообразования. Командообразование происходит от английских слов team building (тимбилдинг), что в переводе означает «создание команды».

    Проблемы, которые решаются на тренингах командообразования, могут быть как внутрикомандными, так и межкомандными.

    Тренинги по командообразованию способствуют:
    формированию навыков успешного взаимодействия членов команды в различных ситуациях;
    повышению уровня личной ответственности за результат;
    переходу из состояния конкуренции к сотрудничеству;
    повышению уровня доверия и заботы между членами команды;
    переключению внимания участника с себя на команду;
    повышению командного духа и дают заряд позитивного настроения.

    4.Тренинговые упражнения.

    А) «Групповое ожерелье»

    "Групповое ожерелье" – игра, которая помогает нам разобраться в том, какой вес мы имеем в группе, какое место занимаем или хотим занимать в ней.

    Необходимые материалы: ножницы по количеству участников, цветная бумага

    Каждый из участников получает ножницы и лист цветной бумаги (могут быть разные цвета у разных людей). В центре комнаты на полу положен большой лист бумаги и несколько тюбиков клея.

    - У вас есть ровно одна минута вырезать из листа круг, написать на нём ваше имя и приклеить его на большой белый лист в центре комнаты. Начали! (Работа группы не комментируется тренером и не даются дополнительные пояснения).

    Вопросы для обсуждения:

    - Посмотрите, пожалуйста, на лист после того, как вы узнали смысл задания и подумайте над вопросами:

    - Нравится ли мне место, которое я занимаю на листе?

    - Хотел бы ли я переместить свой круг в другое место? Почему?

    - Отражает ли размер моей "бусины" моё реальное место/вес/влияние в группе?

    - Ваше мнение о "бусинах" (размер и их расположение, соответствие реальному положению и "весу" в группе...) ваших товарищей?

    Б) «Уменьшающаяся газета»

    Упражнение тренирует навыки совместной деятельности команды. Также можно использовать его в конце тренинга для эффективного и позитивного его завершения.

    Необходимые материалы: по 1 газетному листу на каждую группу.

    Участники объединяются в мини-группы размером от 3 до 6 человек и каждой команде выдается газетный лист.

    Тренер озвучивает следующую инструкцию: « Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы - одна команда»! »

    После того как это будет сделано, тренер складывает газету пополам и повторяет задание. После того как это будет сделано, тренер еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы - разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы - одна команда!»

    В) «Мой вклад в команду»

    Упражнение помогает каждому участнику осознать свою роль в данной команде, тот вклад, который он вносит в командную работу, помогает осознать различные варианты того, как вносится вклад в общий результат, и развить в участниках уважение к другим и признание важности выполнения их функций.

    Все участники объединяются в мини-группы по 3-4 человека.

    Тренер просит каждого участника высказаться в рамках своей мини-группы на тему того, в чем он видит свой вклад в деятельность всей команды. При этом если тренинг проводится в корпоративном формате, то есть в нем участвуют лица от одной компании, имеется ввиду вклад в работу всей команды, пришедшей на тренинг. Если в тренинге участвуют лица от разных компаний, то можно говорить о том вкладе, который каждый делает в свою конкретную команду на своем рабочем месте. Если кто-то из участников затрудняется, остальные члены его мини-группы могут ему помочь сформулировать свой доклад.

    Группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой мини-группы выступает и рассказывает о каждом в своей группе.

    По результатам упражнения можно подчеркнуть, насколько разные мнения о собственном вкладе прозвучали, подчеркнуть то, что в хорошей команде максимально используются индивидуальные особенности и сильные стороны каждого.

    Можно подчеркнуть, что вносить свой вклад в команду можно по-разному - выполняя определенные профессиональные или организаторские функции либо влияя психологически на атмосферу в команде (вселяя энтузиазм и уверенность в своих силах либо сглаживая конфликты и т.д.). После этого можно перейти к более подробному рассмотрению ролей в команде.

    Г) «Мост»

    В этом упражнении участники действуют сообща, и можно обсудить, что помогало, а что мешало им в совместной деятельности.

    Необходимые материалы : скамейка или бревно, которые будут имитировать мост.

    Участники тренинга встают на «мост» вплотную друг к другу.

    Тренер объясняет правила игры: участникам необходимо перейти через мост, то есть каждый из них должен сойти с «моста» на противоположной стороне. При этом сходить раньше, чем на противоположной стороне, то есть, если кто-то сделает шаг влево или вправо, то все участники возвращаются на свои места и игра начинается снова.

    То, насколько быстро выполнено задание, говорит о групповой сплоченности и том, насколько скоординировано работает группа. Можно обсудить, что помогало, а что мешало групповой работе, кто брал на себя роль лидера, почему происходили ошибки и люди оступались.

    Д ) «Согни листок»

    Цель упражнения

    Показать разность восприятия, стереотипы в восприятии.

    Время

    5 -7 минут Размер группы Любой

    Ход упражнения

    Каждый участник берет лист бумаги формата А4 или A5 и закрывает глаза. Обязательно берет шариковую ручку. Попросите участников согнуть лист пополам. Если кто-нибудь спросит, как и в какую сторону сгибать - Просто повторите задачу, и не отвечайте на вопрос. Получившееся согнуть еще раз пополам. И еще раз. После этого предложить на выбор 1 обязательное действие. Оторвать уголок Сделать отверстие ручкой.

    Дебрифинг

    Откроем глаза. Покажите, у кого, что получилось?

    Кто был уверен что бумага и ручка для того что бы что то записывать?

    Почему работает стереотип?

    Вы довольны результатом?

    Почему у вас на выходе листы получились разными?

    Акцент - Больший лист – проще дырявить и рвать чем маленький.

    Ценность упражнения

    Кто в первом шаге моей инструкции задал уточняющий вопрос? Остальные, почему промолчали? Где в нашей работе или жизни встречаются такие ситуации? (возврат на размер листа, стререотип с ручкой) К чему они могут привести? Что нужно делать, чтобы такого не случилось?

    5. Итоги упражнений:

    1). Как Вы себя чувствовали?

    2). Что мы могли наблюдать в ходе наших упражнений?

    3). Что Вас удивило?

    4). Что Вы еще хотели бы узнать и сказать друг другу?

    Совместный труд воспламеняет в людях такую ярость свершения, какой они редко могут достичь в одиночку.

    Тренинг на командообразование .

    «Школа актива».

    Только в коллективе ничтожество обретает силу

    Цель:

    Создать условия для активизации процесса успешного сплочения группы.

    Задачи:

    1. формирование групповых норм партнерского общения.
    2. умения координировать совместные действия

    Список правил:

    1. Внимательно слушать друг друга.

    2. Не перебивать говорящего

    3. Уважать мнение друг друга

    4. Я - высказывание

    5. Безоценочность суждений

    6. Активность

    7. Правило «стоп»

    8. Конфиденциальность

    Этапы и упражнения!

    I этап. “Знакомство”.

    Цели:

    1. Ориентация учащихся в целях занятия;
    2. знакомство с участниками;
    3. установление групповых норм;
    4. создание рабочей атмосферы в группе.

    Упражнения

    Цель

    Слово ведущего.

    Знакомство с группой, рассказ о целях занятий, мотивация на работу в группе.

    Знакомство, ориентация участников в целях занятий, установление групповых норм, создание рабочей атмосферы в группе.

    Упражнение “Снежный ком”

    Первый участник называет свое имя, следующий – имя первого и свое, третий – имя первого, второго и свое и т.д.

    Сформировать и закрепить норму общения в группе (по именам), установить равенство позиций.

    Упражнение “Интервью в парах”

    Разбить участников на пары (лучше с малознакомыми партнерами). За 5 минут необходимо собрать друг о друге как можно больше информации. Затем участники представляют друг друга всем присутствующим.

    Развитие навыков самопрезентации, эмпатии, создание условий для доверительного общения, возможности лучше узнать друг друга.

    II этап. “Учимся общаться”.

    Цели:

    1. Создание дружеской атмосферы взаимопомощи;
    2. доверия;
    3. доброжелательного и открытого общения учащихся друг с другом в команде.

    5 общих признаков

    Цель: развитие умения учитывать интересы каждого в команде.

    Материалы: фломастеры и ватман.

    Проведение: Все участники делятся на две группы. Каждой группе предлагается придумать и нарисовать новое несуществующие блюдо, состав которого бы удовлетворял пожеланиям и соответствовал вкусам всех членов команды. После чего каждая команда презентует другой свое блюдо, с его названием, составом и всем остальным.

    III этап. “Мы – команда”.

    Цели:

    1. Сплочение группы;
    2. формирование чувства команды;
    3. навыков взаимодействия в команде (в группе);

    Упражнения

    Цель

    Упражнение “Вавилонская башня” (нужен скотч, ножницы и стопка газет).

    Примечание: обязательна рефлексия упражнения.

    Группа делится на две команды. Каждая команда получает скотч, ножницы и стопку газет. Задача: за 15 минут построить башню, которая должна быть как можно выше и после постройки простоять хотя бы минуту. Нельзя использовать стулья, столы, другие предметы, людей.

    Формирование умения работать в команде, находить себе место в групповой работе.

    Упражнение “Пантомима”

    Группу разделить на несколько команд (по 7–8 человек), раздать карточки с заданиями (без слов изобразить паровоз; гусеницу; оркестр; Пизанскую башню; болельщиков; команду, которая выигрывает (проигрывает) и т.д., используя всех участников команды.

    Развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы, развитие навыков вербального и невербального общения, саморегуляции.

    IV этап. “Сплочение и доверие”.

    Цели:

    1. Формирование доверительной обстановки в группе;

    умения координировать совместные действия,

    1. Выбор лидера команды

    Упражнение “Сквозь кольцо”

    При обсуждении упражнения выяснить, что помогало, что мешало выполнению упражнения. Как действовали – по плану или каждый действовал по-своему? Как можно было бы усовершенствовать способ передачи обруча?

    Участники стоят в шеренге, взявшись за руки, крайнему дается гимнастический обруч (или кольцо из веревки, проволоки). Задача участников: не разжимая рук, “просочиться” через это кольцо так, чтобы оно в конечном итоге оказалось на другом конце шеренги.

    Координация совместных действий, сплочение, тренировка уверенного поведения в ситуации, когда кому-то нужно выдвинуть идеи, взять на себя лидерские функции.

    Группа - семья. Группе предлагается выбрать мать, отца, детей, бабушек и дедушек, тетей и дядей и других родственников и расположить их так, как будто они фотографируются на семейную фотографию. Обсуждение и интерпретация - кто какое место занял на фотографии.

    V этап.

    «Итоговая рефлексия» по 5 бальной системе.

    Все вот эти упражнения на командообразование я использовала лично и была полностью удовлетворена результатом. После первых двух упражнений на командообразование, чувствуется, что атмосфера становится более дружелюбной, а на лицах участников появляется улыбка. Я надеюсь, что вам помогут эти упражнения на командообразование в своих тренингах на сплочение коллектива. Ведь если в команде налажены межличностные отношения, то решение задач не заставит себя долго ждать.

    Литература.

    1. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. М., 2002.
    2. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. СПб.: Питер, 2008.
    3. Грецов А.Г. Тренинг уверенного поведения. СПб.: Питер, 2007.
    4. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб.: Речь, 2008.
    5. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать? М., 2003