Как развить в себе фантазию. Как улучшить фантазию и воображение

Как развить в себе фантазию. Как улучшить фантазию и воображение

Одним из наиболее загадочных психических явлений человеческого мозга является воображение. Под этим понятием понимают особый психический процесс, благодаря которому создаются новые образы на основе раннее воспринятых. Оно как бы отражает реальную действительность в новой необычной форме. Без него не существовали бы творческие профессии: поэты, художники, писатели, музыканты. Естественно, возникает вопрос – как развить воображение?

Разновидности воображения

Существует много видов этого психического процесса. Коротко рассмотрим основные из них.

  • Активное. Благодаря ему мы обладаем способностью сознательно вызвать необходимый образ. В свою очередь оно делится на:
  1. Творческое – помогает создавать новые образы, которые позже воплощаются в картине, архитектурном произведении, музыке, одежде и др. Не имея хотя бы отдаленного представления о будущем результате своих трудов, человек не начнет работать. Этот вид еще называют продуктивным, так как образ, созданный нашим мозгом, позже воплощается в жизнь в виде картины, скульптуры, песни, одежды и многого другого.
  2. Воссоздающее – позволяет снова и снова представлять визуальный образ тех вещей, которые мы когда-то уже видели. Этот вид очень важен, так как накопленная им информация является базой, из которой черпаются идеи для творчества.
  • Пассивное. Оно генерирует образы и идеи, которые в ближайшем будущем не будут воплощены в жизнь человеком. Может быть сознательным или неосознанным.
  1. Мечта – способность человеческого мозга генерировать образы отдаленного будущего, планировать вещи, которые, в общем, осуществить возможно, но не в ближайшее время. Мечты проявляются сознательно.
  2. Грезы. Главная особенность этого вида воображения заключается в том, что осуществление созданных мозгом образом невозможно и нереально. Проявляются осознанно.
  3. Галлюцинации – неосознанное генерирование человеческим мозгом тех образов, которые являются нереальными и несуществующими. Проявляются в случае сбоя работы мозга (например, как следствие принятия некоторых препаратов или при психическом заболевании). Их воздействие настолько сильно, что человек абсолютно не сомневается в их нереальности.
  4. Сны, мы видим в то время, когда наш организм отдыхает. Проявляются неосознанно.

Особенности развития воображения

Уровень развития воображения индивидуален для каждого человека. Также оно по-разному развито у взрослых и у детей.
Преимущественно это зависит от того, насколько человек развивал свое воображение. Важную роль в этом играет и окружающие люди. Если родители не позволяют своему ребенку фантазировать, относятся к его невинным вымыслам с осуждением, то, скорее всего, малыш будет все меньше давать волю своим фантазиям.
Некоторые психологи выделяют три этапа развития фантазии:

  • детство от 3-х лет;
  • подростковый возраст;
  • юношество.

В эти периоды у человека наиболее бурная фантазия, когда верится в самые невероятные чудеса, хочется совершать подвиги, ввязываться в авантюры. В то же время, на таких этапах часто совершаются необдуманные, рискованные и опасные поступки.
Отметим, что степень развитости воображения напрямую связанна с эмоциональностью человека: чем больше способность к фантазированию – тем сильнее эмоции.
Без развитого воображения человек мыслит штампами, его внутренний мир скуден и однообразен, его мозг не может выдавать новые идеи, уникальные образы.

Замечено, что воображение улучшается у тех, кто освобождается от: ограничивающих шаблонов мышления, от комплексов, негативных состояний и прочего ментального хлама. Для этой цели используйте систему Турбо-Суслик ().

Упражнения для развития воображения

Существует большое количество упражнений для развития воображения. Они подойдут как для взрослых, так и для детей.

  • Визуализация

Это упражнение рекомендуют как начальное. Оно рассчитано на тренировку умения воспроизводить и создавать визуальные образы детально. Вы сможете развить фантазию, память и мышление.
Загадайте какой-нибудь предмет. Можно начать из чего-то простого, например, книги. Представьте ее до самых мелких деталей. Дальше мысленно откройте ее, полистайте, представьте как читаете или рассматриваете картинки. Поначалу это будет немного тяжеловато, хотя и кажется очень простым: образы могут быть нечеткими, а мысли ускользать. Когда визуализация простых предметов начнет получаться легко – перейдите к более сложным. Вообще, данное упражнение научит вас управлять своими мыслями.

  • Новые слова

Придумывайте и составляйте новые слова. Называйте предметы по-новому. В первое время вам придется поднапрячься, чтобы придумать что-то интересное и удачное. Но чем больше тренироваться, тем легче слова будут приходить на ум.

  • Устный счет

Делая вычисления вы не только тренируете фантазию, но и ум. Дополнительно можете представлять, как записываете числа на бумаге и там же делаете подсчеты.

  • Немые фильмы

Просмотр фильмов без звука дает волю фантазии. Вы не только можете озвучивать отдельные фразы или диалоги героев, но и придумать целую историю. Можете играть в эту игру с друзьями: каждый выберет себе героя и говорить за него.

  • Ассоциации

Это упражнение интересно не только детям, но и взрослым. Играть в ассоциации можно как самостоятельно, так и коллективом. Придумайте ассоциацию к какому-то слову: представьте предмет или чувство, связанное с загаданным словом. Очень важно при этом объяснить, чем именно связывает эти два слова. Эта игра хорошо развивает творческое мышление.

  • Чтение

Когда читаете книгу, старайтесь как можно ярче представлять себе все происходящее в романе или рассказе: героев, дома, помещения, наряды, природу.

  • Изучение схем и карт

Превратите упражнение в интересную захватывающую игру. Придумайте историю о спрятанном пиратами сокровище и попытайтесь его найти. Или придумайте путешествие по неизведанным землям. Можете просто идти по карте по знакомым городам и представлять места, где уже побывали когда-то.

  • Выдумывайте истории

В эту игру хорошо играть компанией. Придумайте захватывающую сказку и расскажите своим друзьям. Самое главное – нужно выдумать историю самостоятельно, на ходу, без подготовки.
Моделирование ситуаций или гипотезы.
Начинайте игру с фразы «А что, если …». Постарайтесь выдумать гипотезу поневероятнее, и продолжите мысль в таком же духе. Ситуация должна быть как можно невероятнее.

  • Хобби

Развить воображение поможет творческое хобби: рисование, вязание, шитье, плетение, бисер и многое другое. В наше время выбор огромен. Найдите увлечение по своему вкусу, где вы сможете дать волю фантазии. Кроме того, вы сможете проводить время с удовольствием, что станет хорошим отдыхом.

Те люди, которые знают, как развить воображение, имеют возможность не только натренировать свой мозг, но и сделать свою жизнь ярче. Это поможет не только в вашей работе, но и в повседневной жизни.

Сегодня на сайте психологической помощи онлайн http://сайт Вы, уважаемые посетители, узнаете как развить воображение у детей и взрослых, и для чего его нужно развивать.

Воображение — это неосознанное, автоматическое или осознанное, контролируемое создание в голове мысленных образов, картинок, представлений, фантазий и визуализаций, чаще в легком трансе (уходе в себя от реальности).

Развивать воображение необходимо каждому человеку, однако у кого-то оно развивается как бы автоматически, с детства, в процессе взаимодействия с «правильными» родителями, воспитателями, сверстниками. Ребенок хорошо может развить воображение, играя в различные игры, слушая и читая увлекательные книжки, просматривая фильмы и т.д.

Кому же не очень повезло с вниманием и чуткостью взрослых во время воспитания, и ощущается бедность возникающих в голове картинок, то необходимо произвольно заняться развитием воображения, как у детей, так и у взрослых.


Для чего человеку развивать воображение?
С помощью воображения человек может создавать идеи, творческие планы, конструировать и моделировать, ориентироваться в различных ситуациях, работать с памятью, создавать свое будущее и осознавать прошлое…абстрагироваться, фантазировать, мечтать, ну и конечно, воображая, ребенок и взрослый хорошо понимает прочитанное, особенно художественные произведения и т.д. и т.п.

Ну и главное , развитое воображение поможет человеку с эмоционально-психологическими проблемами, неврозами и расстройствами личности познать и изменить свое внутреннее «Я», избавиться от этих проблем раз и навсегда.

Большинство психотерапевтических техник и методов по лечение психологических проблем построены на воображении различных проблемных ситуаций, и создании нового воображаемого контекста к этой проблеме, что и исцеляет невротиков, помогает решить проблемы в отношениях, избавляет от депрессии и стрессов, и т.д.

Итак, как развить воображение у детей и взрослых — упражнения

Чтобы развить свое воображение, вам предложены простые упражнения, которые могут подойти и детям и взрослым.

Проверьте, насколько у вас развито воображение:
Попробуйте провести небольшой эксперимент. Закройте глаза и скажите, сколько всего окон в вашем доме или квартире.
Главное здесь не само число, а то, как вы к нему пришли. Естественно, с помощью воображения вы представили в уме каждое из окон.

Все мы в той или иной форме пользуемся воображением для решения наших насущных проблем.

Как сказал Аристотель, «душа не может думать, не рисуя».
Воображение «это больше, чем просто видение в уме. С помощью воображения мы создаем или воссоздаем определенный эмоциональный настрой. Можно пользоваться воображением в сочетании с обонянием, осязанием, слухом и даже вкусом.

Вам, верно, случалось вспомнить на голодный желудок свое любимое блюдо, да так живо, что прямо «слюнки текут». В данном случае мы имеем физическую реакцию на мысленный образ. В этом и заключается сила воображения.

Для развития воображения нужно использовать все 5 органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус — что у вас острее?
Все мы по-разному воспринимаем и ощущаем окружающий мир. Хотя у нас у всех на вооружении все те же пять чувств, их значение для каждого различно. Это различие вырабатывается с детства на подсознательном уровне.
Одни лучше реагируют на визуальные стимулы и меньше «на аудиоинформацию. У них может быть слабее развито кинестетическое восприятие (осязание).

Конечно, не существует людей, которые обходятся только одним из сенсорных способов познания. Полнота информации об окружающем мире обеспечивается всеми пятью чувствами, и все же у каждого из нас одно из чувств развито сильнее.

Занимающиеся поведенческими моделями ученые считают, что у большинства людей наиболее активно зрительное восприятие. Возможно, вы думаете, что в одинаковой мере владеете всеми пятью чувствами. Это было бы необычным явлением, но, скорее всего, вы просто не чувствуете разницы, поскольку она почти незаметна.

Наблюдаемые различия сказываются и на характере воображения. Визуально ориентированный человек сразу рисует в уме «картинку». Люди с обостренным слухом сразу включают свою «аудиоаппаратуру» и в первую очередь слышат в уме звуки и голоса. Обостренное осязание в первую очередь подсказывает сознанию, каков образ «на ощупь».

Наиболее полный образ формируется в нашем воображении, когда работают все органы чувств. Это явление используется нейро-лингвистическим программированием (НЛП), и ему посвящено множество книг и исследований. Опираясь на работы Милтона Эриксона, Ричард Бэндлер и Джон Гриндер сформулировали модель восприятия и переработки информации человеческим сознанием и назвали эту модель НЛП. Эти процессы важны для самопознания и межличностного общения.

Упражнение — Как развить воображение

1. Внимательно посмотрите на одну из геометрических фигур на рисунке «квадрат, круг, треугольник. Закройте глаза и попытайтесь нарисовать ее в уме.

2. Внимательно рассмотрите в течение нескольких мгновений какой-либо трехмерный предмет «апельсин, стакан воды, настольную лампу. Закройте глаза и представьте предмет.

3. Представьте школьный класс, где вы учились в детстве.

4. Представьте свой дом или квартиру. Мысленно пройдитесь по комнатам.

5. Представьте кого-нибудь из знакомых.

6. Представьте свое отражение в зеркале.

Делайте эти упражнения ежедневно в течение месяца, чтобы развить воображение. Занятия займут у вас чуть больше времени, чем вам потребовалось, чтобы прочитать о них. Но как вы удивитесь, когда заметите, насколько богаче и живее стало ваше воображение.

Если у вас не получается самостоятельно развить свое воображение, или у вас уже есть психологические проблемы, то вы можете

Кто из нас, серьезных взрослых, ни разу не фантазировал? Да никто. Все мы в детстве мечтали. Даже если сейчас все эти процессы задвинуты далеко-далеко, в детстве каждый придумывал какое-то невероятное космическое путешествие, прекрасного принца на единороге или управление машиной времени. Для маленьких нас фантазии были очень важны, благодаря им каждый имел какую-то заветную тайную мечту, к которой стремился. Стремления поменялись, но стали ли взрослые счастливее? Вряд ли. Почему же не пофантазировать немного и серьезным взрослым?

Что такое фантазия?

В психологии под фантазией принято понимать деятельность психики, связанной с воображаемыми, нереальными представлениями. Это, можно сказать, импровизация нашего мозга. Сразу стоит оговориться, что понятия фантазии и хоть и очень близки по значению, но не являются одним и тем же. Если воображение оперирует чем-то или кем-то реальным, то фантазия основана на нереальных, полностью выдуманных представлениях. Например, представление себя на фоне статуи Свободы – это воображение, даже если вы никогда не были около нее. А вот представление себя летящим на клювокрыле к статуе Свободы – это уже фантазия.

Многим кажется, что фантазию, как и воображение, нужно развивать лишь детям, чтобы адекватно адаптироваться к окружающей действительности. Но это не совсем так. Любая нереальная мечта движет человеком и позволяет ему создавать нечто новое. Только благодаря фантазии изобретатели явили миру лампочку, телевизор, машины и все остальные достижения человеческой мысли. Только благодаря ей у нас есть музыка, литература, кинематограф, фотография и т.д. Все созданное руками и мыслями человека когда-то было всего лишь чьей-то неосуществимой, казалось бы, фантазией.

Как развить фантазию?

Способов, как развивать фантазию, много. Не нужно бояться пробовать различные методы и упражнения, поскольку лишними они точно не будут, особенно . Интересное времяпрепровождение они гарантируют всем фантазирующим. Все методы подходят для малышей и для взрослых. Однако родителям следует помнить, что ребенок не должен полностью погружаться в свои фантазии, иначе это помешает ему контактировать с реальными окружающими, а также представления малыша не должны граничить с бредом, хотя в этом вопросе категории достаточно условны.

Игры как способ развития фантазии.

Для развития фантазии полезны упражнения, провоцирующие на придумывание чего-то нестандартного.

Например, упражнение «Стул» (или «Тумбочка», или «Степлер», это не так важно). Участникам нужно придумать как можно больше применений соответствующему предмету, причем такие применения как «посидеть» или «отдохнуть» должны отбрасываться сразу. А вот варианты «сделать пушку» или «отгонять пришельцев» вполне подойдут.

Еще одно подобное упражнение заключается в придумывании способа создания того или иного предмета. Например, стул можно сложить из монеток, слепить из растаявших шоколадных конфет и т.д.

На бумаге можно нарисовать одинаковых или разных закорючек, кружков, треугольников. Играющие должны дорисовать каждую из этих фигур до чего-то законченного.

Использование словесных упражнений.

Такие упражнения бывают самые разные. Кстати, их можно придумывать самим.

  • Соединение частей слов. Например, берем половинки от слов «розетка» и «телевизор» и получаем: «розевизор». А дальше этому «розевизору» нужно придумать описание, назначение и небольшую историю. Такие упражнения хороши тем, что не вызывают никаких подсознательных мысленных реакций – получается абсолютно новое понятие.
  • Оглаголивание существительных. Если взять два предмета и один из них сделать действием, то можно получить различные интересные словосочетания: «диванить телефон» или «телефонить диван», «нитить ковер» или «коврить нить» и т.д. И это еще не все – потом нужно описать все эти странные на слух действия.
  • Соединение образа одного предмета и действия другого. Берем два предмета, например, телефон и кружку. Представляем действие одного и другого: по телефону мы звоним, а из кружки пьем. Соединяем действие с образом: «телефон пьет из кружки» или «кружка звонит по телефону». Благодаря таким абсурдным предложениям развивается фантазия, ведь дальше нужно придумать целую историю: кому звонит кружка и почему телефон вдруг захотел пить.

Творческая деятельность.

Даже если уроки труда в начальной школе давно закончены, рисование никогда не было любимым предметом, а процесс написания стихов всегда заканчивался, толком не начавшись, из-за вечно отсутствующей музы, иногда можно сделать что-то творческое. Вместе с ребенком или самостоятельно надо взять краски, кисти и начать рисовать. Рука сама создаст нечто на листе бумаги. Если получится что-то загадочное или нереальное, можно затем придумать историю про героя рисунка. Точно также можно лепить, шить, писать сочинения, песни или стихи, играть на гитаре, подбирая аккорды на слух.

Воображаемый друг.

Почти у всех малышей был воображаемый друг. Это могло быть какое-то животное, сказочное доброе чудовище, воображаемый ребенок или взрослый. Вместе с ним малыш мог придумывать какие-то игры, разыгрывать ситуации, совершать целые путешествия. Почему бы и взрослым не придумать себе кого-то, с кем не стесняясь можно нафантазировать самых небывалых чудес? Чтобы это было еще и полезно в реальной жизни, можно наделить своего воображаемого приятеля качествами, которых нет у самого взрослого, и советоваться с ним, как поступить в той или иной ситуации. Это будет более объективный взгляд на ситуацию со стороны, что в некоторых случаях очень помогает.

Придумывание сюжетов.

Чтобы и разнообразить свою повседневную жизнь, можно наполнить ее различными интересными сюжетами. Мало того, что можно придумывать окончание книг, дочитав лишь до половины, или новых поворотов в кино, остановившись на самом интересном месте, даже то, что в жизни кажется неприятным, благодаря развитию фантазии станет приносить удовольствие.

Идя с утра на работу, можно посмотреть в лица прохожих, не забывая придумывать им интересную судьбу или профессию. Только они действительно должны быть интересными, например, обычная старушка в берете, которая толкается в метро, может стать владелицей несметных сокровищ, закопанных где-то на необитаемом острове, а спящий парень в наушниках на самом деле работает по ночам истребителем вампиров. Еще одним способом для развития фантазии может стать придумывание детства или старости случайных прохожих или попутчиков. Это очень увлекательное занятие, которое работает еще и на улучшение коммуникативных навыков.

Если научиться придумывать такие истории и биографии, можно в фантазиях представлять злого начальника милым карапузом в детстве или в смешной шапке. Относиться к нему негативно потом уже не получится, а значит, отношения улучшатся. Да и надоевшую работу можно воспринимать как квест или миссию, чтобы не терять мотивацию.

Фантазии и мечты необходимы всем, чтобы не стать бездушными роботами, выполняющими все по одному и тому же алгоритму изо дня в день. И только фантазирующим представителям общества удастся создать еще немало предметов искусства и совершить открытия в разных областях.

Одной из важнейших форм отражения окружающей действительности является воображение. Cпособность к образному мышлению, к мысленному воссозданию какого-либо предмета или явления, к решению задач без непосредственных практических действий, к абстрактному моделированию – вот что такое воображение.

Как развить воображение или фантазию?

Для начала разберемся, когда человеку необходима такая способность. Человеческая память и игра, творчество и планирование, мечты о будущем, воспоминания о прошлом, даже элементарное отражение видимого глазами мира и преобразование в образы конкретных внешних предметов – все эти психические процессы невозможны без воображения, они и есть собственно воображение. Что произойдет с человеком, лишенным дара мыслить образно? Вероятно, он сможет жить только по заранее выстроенным для него шаблонам. Домыслить ситуацию, додумать хоть на шаг вперед - для него невозможно. Лишенный абстрактного мышления, он не сумеет понимать искусство, наслаждаться музыкой или стихами, даже снов не будет видеть. Мир, лишенный красок – разве не ужасающая перспектива? Как и любую способность, даже врожденную, воображение можно и нужно формировать.

Развитие воображения – процесс творческий, интересный и сложный. Мы уже отметили, что образ и мысль – неразрывное целое, а само человеческое воображение связано с мышлением теснейшими узами. Следовательно, любое упражнение, направленное на развитие мышления, поможет и становлению воображения. Творческое же воображение подразумевает еще и воспитание самостоятельной личности, ибо предполагает создание новых, оригинальных, не имеющих аналогов вещей, образов или признаков.

Способы развития творческого воображения

  • накопление ярких образов путем вдумчивого общения с природой и фиксирования результатов наблюдений в словесной форме, в рисунках и поделках;
  • попытку воображаемых "путешествий" по местам, скрытым схематичным изображением линий на карте;
  • внимательное чтение книг с "погружением" в подробности описаний внешности героев, интерьеров и ландшафтов, с целенаправленным стремлением воссоздавать в воображении то, что описывают авторы;
  • формирование воображения в играх: ролевых, со словами, с фантастическими предлагаемыми обстоятельствами.

Игры на развитие воображения

С самого раннего возраста имеет смысл обращать внимание на развитие воображения у детей. Здесь больше всего подойдет игровой, развлекательный способ, например, задания-игры

  • придумывание загадок о земных предметах для инопланетян, которые никогда не слышали об этих объектах и не видели их;
  • сочинение стихов и сказок на произвольные темы;
  • рисование и лепка фантастических животных, растений, камней;
  • игра в фантастические предположения, начинающиеся с вопроса: что случилось бы, если бы…
  • словесная игра: выбирают слово и каждую его букву делают началом нового слова, а затем из полученных слов составляют строки с рифмами или на основе их придумывают историю.

Психологи утверждают, что уже к трем годам ребенок накапливает достаточный опыт и демонстрирует первые проявления воображения. Развитие воображения у детей дошкольного возраста – задача очень деликатная и важная. Малыши часто смешивают действительное и воображаемое, а если не помочь ребенку вовремя, не направить его фантазию в правильное русло, он может начать жить в придуманном мире, уходя от реальности. Исключительное значение педагоги придают ролевым играм, когда, принимая на себя какую-либо роль, дети стремятся к наиболее точному сходству придуманных образов с действительно существующими персонажами. Изобразительное творчество (лепка, рисование), строительно-конструктивная деятельность, сопровождаемые рассказами и объяснениями ребенка – все это дает простор детскому воображению и развивает сознательное мышление.

Что же представляют из себя фантазия и воображение? На самом деле, это виды мышления, с помощью которых человек представляет несуществующие предметы или воссоздает в памяти то, что когда-то видел. То есть на основе старого опыта мы создаем нечто новое именно благодаря фантазии и воображению. Но чем же одно отличается от другого?

С помощью воображения мы представляем, объединяем и изменяем то, что когда уже видели, то, что в принципесуществует в мире. Фантазия же помогает нам создать в сознании нечто новое, нереальное, то, чего еще никто не видел и чего не бывает. Тем не менее, и первый, и второй процесс основывается на человеческом опыте, чем он богаче, тем активнее функционирует фантазия и воображение.

Воображение разделяют на три основных типа:

  1. Воссоздающее воображение : представление тех или иных предметов или явлений по алгоритму. Так, например, работает наше воображение, когда мы читаем книгу. Мы представляем именно те образы, которые описываются в повествовании, в стихах, песне и тому подобное.
  2. Творческое : создание образов без алгоритма самостоятельно. Именно творческое воображение важно развивать у детей.
  3. Неуправляемое воображение : мы часто наблюдаем такой процесс у детей. Они просто рассказывают всякие небылицы, которые абсолютно не связаны логикой или последовательностью.

Почему фантазирование не может помочь при решении реальных задач?

Все потому, что фантазируя, ребенок рисует свой собственный мир, а значит и задачи он придумывает сам. При их решении, он может придумать способ, который невозможно реализовать в реальном мире , а значит, если перед ребенком поставить серьёзную задачу, он не правится с ее решением, ведь будет предлагать абсолютно фантастические варианты ответа. Решение взрослых задач тоже требует творческого подхода, однако у такого подхода должны быть некоторые ограничения, а фантазия, как известно, таких границ не имеет. Поэтому фантазирование нужно ребенку, но впоследствии нужно учить малыша им управлять.

Фантазия или глупость?

Можно ли как как-то отделить фантазию от глупости? Любая фантазия, которая начинает приносить вред или просто неверна, может называться глупостью. То есть глупость - это нецелесообразный, вредный, неразумный поступок или такая же мысль. Естественно, в зависимости от возраста человека, критерии разграничения фантазии и бреда несколько смещаются.

Всегда ли фантазирование - это хорошо? Стоит ли ограничивать фантазии детей, или они всегда идут только на пользу?

Фантазии ребенка нельзя рассматривать как ложь, ведь, когда он рассказывает свои небылицы, ему абсолютно все равно, реально ли это событие или нет, ему интересен сам процесс сочинения. Самое главное в процессе фантазирования, это то, что детский мозг способен создавать новые интересные образы, генерировать идеи, активно впитывать опыт, чтобы создать что-то новое.

Однако родителям все же нужно прислушиваться, о чем конкретно зачастую фантазирует ребенок . Если все его истории посвящены его вымышленным друзьям, может так он пытается рассказать вам о своем одиночестве? То есть фантазии ребенка могут быть и сигналом о помощи, который вы обязаны услышать.

Зачем ребенку развивать фантазию и воображение?

Существует очень мудрая крылатая фраза: «Без воображения нет соображения» . Многие великие ученые утверждали, что воображение, умение создавать новые идеи намного важнее порой, чем большой запас энциклопедических знаний. Более того, любым самым сложным математическим расчетам должно предшествовать воображение.

Большинство людей под воображением и фантазией понимают нечто бессмысленное, бесполезное в реальной жизни. Это происходит из-за недостаточной информированности людей об этих функциях мышления. Ведь на самом деле хорошо развитое воображение и фантазия - залог оригинального нестандартного мышления , что в свою очередь способствует более легкому решению задач.

Любому ребенку сложно действовать и думать по правилам, поэтому нужно вдохновлять ребенка мыслить нестандартно, фантазировать. Ни в коем случае не критикуйте ребенка за «выдумки».

Начиная с самого младшего возраста, игра - основной способ ребенка накапливать опыт, адаптироваться в обществе. Именно в игре он учатся мышлению, а значит, с самого детства нужно помогать им развивать воображение. Пусть создают собственные миры, генерируют идеи и образы.

Как же правильно развивать детское воображение?

Основные правила развития творческого мышления:

  • Чем богаче человеческий опыт, тем активнее работает воображение и богаче фантазия. Именно поэтому нужно помогать ребенку накапливать жизненный опыт, впитывать в себя все события и явления, которые происходят вокруг него. Именно на основе увиденного и услышанного ребенок будет потом создавать новые образы и идеи. Эрудированность ребенка так же является гарантией того, что он станет творческим человеком.
  • Основой для фантазий может служить и чужой опыт. То есть можно воображать то, чего никогда не видел, но читал или слышал об этом. Разумеется, этому тоже надо учиться и тренировать такие умения.
  • Фантазии и эмоции находятся в обоюдной зависимости. То, чем мы наполним воображаемые образы, будет зависеть от нашего эмоционального состояния и наоборот, то, что мы вообразим, повлияет на наше настроение. Поэтому эмоции и чувства - это мощный двигатель фантазии.

Способы развития фантазии

Для того чтобы успешно сформировать и развить воображение и фантазию у малыша, вам необходимо знать основные способы и приемы развития творческого мышления. Итак, что нужно делать, чтобы ребенок учился мечтать?