Внутренний конфликт: виды, причины, пути решения. Внутриличностный конфликт - причины, способы разрешения конфликта

Внутренний конфликт: виды, причины, пути решения. Внутриличностный конфликт - причины, способы разрешения конфликта


Ссора, ругань, скандал, бойкот – первое, что зачастую проходит в голову при упоминании слова конфликт. Что-то неприятное, портящее отношения. Часто это слово употребляется в политическом контексте: вооруженный конфликт. И ассоциируется с чем-то опасным, тревожным.

Если рассматривать данное понятие беспристрастно, без негативной окраски, можно сказать, что конфликт – нарушение баланса. Эта некая ситуация, которая выбивается из привычной схемы существования. Если нарушается баланс, возникает потребность вернуть его, организовать жизнь в русле привычной схемы.

То есть, конфликт – ситуация, которая наступила в результате непредсказуемого события. Это описание можно применить ко всем конфликтам в принципе, будь то конфликт организм-среда, человек-человек, человек-общество, человек-стихия.

Существуют многочисленные классификации конфликтов. Целый раздел психологии занимается изучением этого явления и носит название «конфликтология». В рамках данной статьи я предлагаю рассмотреть конфликты с точки зрения их протекания и разделить на внешние и внутренние.

Внешние конфликты – конфликты организм-среда. Они происходят на границе-контакт человека с внешним миром. Нарушается равновесие во взаимодействии человек-среда. В эту группу можно отнести все конфликты, возникающие между человеком и чем-то или кем-то внешним.

Внутренние конфликты (в психологии их часто называют внутриличностными) – не что иное, как столкновение наших внутренних феноменов.

Например, убеждения, что нужно быть всегда вежливым и желание ответить хамством на хамство. Оставаясь вежливым, человек подпитывает своё убеждение, что он поступил правильно. Но испытывает неудовлетворенность от того, что не высказал своё истинное отношение, не защитил себя. В таком случае он может долго вести внутренний диалог, чтобы успокоиться и доказать самому себе, что поступил правильно.

Проблема кроется в том, что многократное повторение подобных ситуаций приводит к стойкому чувству неудовлетворенности, а порой даже к депрессии.

Часто между собой сталкиваются правила, нормы и убеждения, усвоенные с детства, и желания, которые есть у человека в текущий период.

Правильные девочки и мальчики, воспитанные хорошими мамами и папами, зачастую весьма уязвимы во взрослом возрасте. Им привили хорошие манеры, но не научили слушать себя и свои желания, отстаивать границы и защищаться.

Взлелеянные заботливыми родителями, ограждавшими их от всей жестокости и некрасивости мира, во взрослом возрасте они становятся в лучшем случае чудаками в розовых очках. Доверчивыми и наивными.
Именно их легче всего обидеть и обмануть.

И именно в них больше всего внутренних конфликтов, так как воспитание диктует, что необходимо хорошо себя вести, а реальность показывает, что не всегда это нужно. И здесь часто можно видеть неконгруэнтность – несоответствие внешних проявлений внутренним потребностям. А это не что иное, как ложь.

Ложь самому себе: хочу одно, а делаю другое. Самообман влечёт за собой обман окружающих. Именно так внутренний конфликт перерастает во внешний. Собеседник на невербальном уровне чувствует обман, подвох, ложь. И не верит в ответ.

Часто внутренний конфликт не осознается. Человек испытывает дискомфорт, но не понимает, с чем он связан. Психика находится в напряжении, необходимо снизить тревогу, но "хозяин" имеет мощные психологические защиты, препятствующие осознаванию.

И тогда появляется телесный симптом. Это то, что называется психосоматикой. Все болезни от нервов – известная фраза. И она имеет теоретическое обоснование.

Неосознаваемые проблемы ищут выход. Не находя выход в сознание, проявляются на телесном уровне. Из-за проблем в психо реагирует сома (тело). Вот и наступает психосоматический недуг, к коим относят гастриты, псориаз, экзему, язву желудка и другие болячки.

Пример из практики:

Диана, 21 год. Замужем, ребёнок, 1,5 года. Живёт в одной квартире с мужем, свекровью и двумя сёстрами мужа. Страдает хронической заложенностью носа, из-за чего вынуждена постоянно пользоваться сосудосуживающими каплями. Испытывает сильный дискомфорт.

В процессе терапии выясняется, что впервые с этой проблемой столкнулась во время беременности, на которую и списывала возникновение симптома. После родов симптом не прошёл. Выясняется, что впервые симптом обнаружился после переезда Дианы в квартиру к мужу и его родственникам.

В процессе работы «всплывают» сильные чувства к родственникам мужа. Диана описывает своё состояние: я задыхаюсь в этом доме», мне не хватает места, у меня нет своего пространства, мне чуждо и дико всё, что там есть. Затем в ходе эксперимента формулируется фраза: я не хочу дышать с ними одним воздухом.

Осознав этот момент, Диана почувствовала сильное облегчение. Постепенно симптом прошёл, так как мы начали работать над осознаванием её границ, потребностей и способами сделать свою жизнь рядом с родственниками мужа более комфортной.

Примерно через полгода с Дианой произошёл показательный случай. Она поехала на дачу со своими родителями. Обстановка была напряжённой, так как отношения с матерью у Дианы достаточно непростые. На территории родителей она вынуждена постоянно следовать правилам и делать только то, что хочет от неё мать.

Пробыв на даче целый день, Диана возвращается домой на машине через рапсовые поля. Постепенно она начинает чувствовать себя всё хуже и хуже: слезятся глаза, из носа течёт, поднимается температура. Через час, оказавшись дома, Диана чувствует себя совершенно больной. Она уверена, что испытывает острый приступ аллергии на рапс.

Но что произошло на самом деле? Типичная ситуация «удушения», навязывания чужой воли, нарушение границ вызывает сильное сопротивление. Чувства по отношению к «нарушителям» запретны, так как могут привести к сильному аффекту и скандалу. Психика давит их осознавание и последующее проявление чувств. Неосознанные феномены всплывают по знакомому маршруту – через телесный симптом. Снова заложенность носа, сопли и т.д.

В дальнейшей терапии был разработан экологичный для Дианы способ отстаивания своих границ, и симптом покинул её навсегда.

Здесь мы видим внутриличностный конфликт между потребностью заявлять о своих желаниях, отстаивать собственные границы и невозможностью говорить об этом вследствие запрета на выражение негатива и несогласия с родственниками (как собственными, так и родственниками мужа).

Клиентка в детстве имела травматичный опыт в семье, где властная мать не считалась с потребностями и желаниями детей и постоянно наказывала за непослушание. Поэтому любое несогласие с мнением членов семьи отпечаталось в психике Дианы, как чреватое наказанием.

Опасность психосоматических симптомов в том, что в случае игнорирования, они переходят полностью в тело (сома) и хронифицируются, становясь реальной болезнью, требующей медицинского вмешательства.

Также необходимо упомянуть о том, что модель поведения, усвоенная в детстве, не всегда соответствует задачам современного мира. Наши родители жили в то время, когда мир вокруг был несколько другим.

Соответственно, нас воспитывали для жизни в том обществе, которого уже нет. Поэтому стоит иногда пересматривать свои установки, правила и принципы и проверять их на соответствие реальности.

Чёткие, ригидные (малоподвижные, устоявшиеся) установки и правила создают препятствия для творческого приспособления к взаимодействию с окружающим миром. Поэтому важно пробовать, тестировать новые способы поведения, выходящие за рамки привычного с тем, чтобы ощутить полноту жизни и вздохнуть полной грудью!

Нажмите для увеличения

Некоторые люди сталкиваются с серьёзной психологической проблемой, из-за которой внутри личности происходит большой спор. Иными словами, внутриличностный конфликт это противоречия, которые охватывают индивида. Он находится в больших сомнениях, не может принять единственное решение, так как две противоположные точки зрения имеют одинаковый «вес». Стоит отметить, что эта психологическая проблема может привести как к серьёзному личностному росту, если человек подключит все свои ресурсы и мобилизуется, так и к большим проблемам.

Как это происходит в жизни? Например, личность оказывается в сложной ситуации, и не может сделать окончательный выбор между настоящими чувствами и браку по расчёту. Не может сделать окончательный выбор между работой и семьёй. Таких ситуаций очень много, но, если «погрузится в них с головой» и придать им большое значение, существует риск прийти к внутриличностному конфликту. Из-за отсутствия гармонии между внешним миром и собственным Я, также существует риск развития более серьёзных психологических отклонений . Поэтому следует разобрать подходы к пониманию внутриличностного конфликта.

Основа и особенности внутриличностного конфликта

Нажмите для увеличения

Как уже говорилось выше, основа внутриличностного конфликта – это прежде всего разногласия, переживаемые внутри индивида. Этот конфликт разгорается внутри человека, и он, как правило, не выносит его в окружающий мир. Индивид оказывается в ситуации, когда нужно переосмыслить свои ценности и, если это удастся сделать, приобретает новые полезные качества и видение мира. Однако на деле справиться с ситуацией не всегда удаётся, что приводит к ещё большей замкнутости и асоциальности. Особенности внутриличностного конфликта таковы, что они вызывают стресс, фрустрацию и тревожность.

Тревожность проявляется ещё до того, как развернётся определённая ситуация. Она, в свою очередь, делится на ситуативную и личностную. Ситуативная тревожность развивается из-за внешних обстоятельств, но, если личность не успевает с ней справиться, она сразу же переходит в личностную. Вспомните как в детстве нас ругали за двойки и грозили наказанием. Когда малыш получает отрицательную оценку, происходит ситуативная тревожность (внешние обстоятельства сложили плохим образом), после чего он вспоминает родителей и предполагаемые последствия. Таким образом, начинает проявляться внутренняя тревожность. В эти моменты и начинаются внутренние диалоги, способные перерасти в нечто большее, например, во внутриличностные конфликты или фрустрацию.

Фрустрация – это состояние, при котором человек испытывает большое разочарование. Она возникает в тех случаях, когда нет возможности решить сложную проблему по субъектным или объективным причинам. Тот же ребёнок не может избежать дома скандала, это приводит его к угнетению и фрустрации. У взрослых это состояние встречается наиболее часто при постановке цели и невозможности её достижения. Когда индивид бросает все свои силы и ресурсы на решение проблемы, но она оказывается не решаема в данный момент времени. В итоге человек испытывает огромное разочарование, бессилие, а его желания не совпадают с возможностями.

Далее, если личности не удаётся справиться с развивающимся внутренним негативом, может наступить стресс, который охватывает ещё больше тем, касающиеся жизни в целом и своего положения в нём. Вернёмся к теме постановки целей. Допустим, индивид поставил цель зарабатывать гораздо больше денег, и как обычно бывает, переоценил свои возможности. Однако ему хочется иметь дорогую машину, новое жилье и красивые вещи. В результате идёт мобилизация всех сил и через какое-то время он понимает, что достичь ничего не удаётся, бросает свою затею. Разгорается небольшой конфликт внутри личности, человек начинает обвинять себя, а потом и весь окружающий мир за несправедливость. Часто можно встретить высказывания, что жизнь неприятна, везёт только плохим людям, кругом обман и коррупция. Хотя чаще всего эти проблемы напрямую не затрагивают личность и оказывают лишь незначительное влияние на его жизнь.

Что такое внутриличностный конфликт?

Чтобы окончательно уяснить понятие внутриличностного конфликта, представьте себе состояние полного сомнения. Оно настолько сильное, а два противоположных мнения столь разумны, что вы оказываетесь в некотором ступоре. А если к этому добавить ещё неразрешимость проблемы своими силами и невозможна помощь от окружающего мира, человек ещё больше погружается во внутриличностный конфликт. Интересно, что конфронтация развивается по нескольким сценариям.

  • Латентность. При там таком состоянии человек даже не замечает, что находится в конфронтационном состоянии. Как правило, у него много дел, он пребывает в суете, из-за чего нет возможности побывать наедине с собой. Под маской активной деятельности или эйфории скрывается бедственное положение личности;
  • Необычная структура. При таком состоянии внутриличностный конфликт не основывается на других субъектах;
  • Специфичность. Человек, помимо прочего, испытывает стресс, страх, депрессивные состояния.

Известный психолог в западном мире Зигмунд Фрейд считал, что суть человеческой природы заключается в постоянном психическом противоречии. Это напряжение зачастую связано с устоями социальной культуры и желанием индивида. В качестве небольшого примера служат правила поведения. Например, нам говорят: «В библиотеке нужно вести себя тихо». Но может быть нам хочется с кем-то обсудить интересную тему в полный голос или вообще встать посреди комнаты на голову. Таких ситуаций огромное количество и большая часть из них мелкие, с которыми мы можем справиться.

Немецкий психолог Левин считал, что сильный внутриличностный конфликт развивается в тех случаях, когда внутри человека сталкивается два противоположных мнения одинаковой величины. И чем большую они имеются значимость и жизненную важность, тем больше риск развития конфронтации внутри себя. Роджерс изложил также интересную точку зрения. Как часто мы себе ставим идеалы, которые невозможно достичь. Более того, иногда наши суждения настолько субъективны, что сами отрицаем возможность достижения. В итоге понимание идеального Я к которому стремимся, и реальное несоответствие приводит к большим проблемам и бессилию.

Разновидности и типы

Нажмите для увеличения

Если говорить про основные виды внутриличностных конфликтов, то стоит понимать, что мы имеем дело с субъективным мнением. Как результат, не существует точных концепций, так как авторы по-разному смотрят на проблему. Тем не менее, основа имеется. Как правило, внутриличностные конфликты разгораются в социально-потребительской и ценно-мотивационной сфере.

Ценно-мотивационная сфера:

  • Нравственность. Когда человек не находит равновесие между своими предпочтениями и моралью. Между личной установкой и долгом перед обществом;
  • Мотивация. Зачастую развивается в ситуациях, когда для достижения цели нужно пожертвовать своей безопасностью и комфортом. В итоге встаёт вопрос между спокойствием и желанием обладать чем-то.
  • Адаптация. Конфликт возникает, когда человеку сложно адаптироваться под новую действительность. Например, смена круга общения или новое место работы;
  • Нереализованность. Желаемое не совпадает с действительным;
  • Неадекватная самооценка. Иногда человек слишком занижает свои способности или наоборот завышает их, вследствие чего возникают внутриличностные конфликты с действительностью.

Классификация внутриличностных конфликтов в социально потребительской сфере:

  • Конфликт социальных норм. Нередко человек отрицает социальные устои, так как они не совпадают с внутренним видением;
  • Конфликт потребностей. Часто из-за ограниченного бюджета не можем выбрать нужный товар и капризы побеждают. Как результат, много кредитов, теряется смысл жизни, радости от обладания нет;
  • Конфликт между социальной нормой и потребностью.

Существуют также типы внутриличностных конфликтов. Левин (немецкий психолог), предложил 4 основных типа: фрустрирующий, витальный, эквивалентный и амбивалентный.

  • Амбивалентный тип конфронтации развивается в тех случаях, когда результат или какие-то действия одинаково отталкивают и прельщают. Возникает противоречие;
  • Эквивалентный. Когда перед индивидом ставится цель выполнить несколько задач, одинаковые по значимости. Чтобы выйти из конфликта, нужно найти компромисс;
  • Фрустрирующий тип развивается, когда личность запрещает себе выполнять какие-то действия, так как они расходятся с общепринятыми моральными устоями и социумом;
  • Витальный. Когда человеку приходится принимать решения, который ему не нравятся, но они необходимы.

Можно выделить основные формы проявления внутриличностных конфликтов:

  • Эйфория – неоправданная радость, слезы часто перемежаются со смехом;
  • Неврастения – мигрень, бессонница, высокая подавленность, низкая работоспособность;
  • Проекция – критика, негатив в отношениях с людьми;
  • Регрессия – примитивизм в поведении, отказ от ответственности.
  • Номадизм – постоянное стремление к изменениям;
  • Рационализм – самооправдание.

Причины

Как правило, причины внутриличностного конфликта, его появление и развитие, обусловлены тремя основными факторами:

  • Внешние, обусловлены поведением личности внутри определённой группы;
  • Внутренние, скрытые в противоречиях самой личности;
  • Внешние, обусловленные статусом в целом внутри социума.

Когда человек сталкивается с внешними факторами, обусловленные конфронтацией с социумом в целом, то они, как правило, основываются на личном статусе. То есть человеку не нравится своё положение в обществе или как к нему относятся.

Внутриличностные конфликты внутри определённой группы могут быть различны, однако, имеется общая основа – невозможность удовлетворить свои потребности. Например:

  • Отсутствие желаемого объекта. Хочется чашку кофе, но в этом городе не продают такой сорт и так далее;
  • Физические препятствия. Человек находится в закрытой комнате, не может самостоятельно выбраться наружу;
  • Социальные обстоятельства;
  • Биологические преграды.

Однако нельзя сказать, что одна из причин отдельна от другой. На самом деле всё очень взаимосвязано и одна причина плавно перетекает в другую. Например, развитие внутреннего конфликта чаще всего обусловлено конфронтацией с определённой группой или социумом в целом. Просто так появиться противоречия (из пустоты) не могут. Не стоит забывать, что основа конфронтации зиждется на двух противоположных мнениях, которые должны иметь важное значение. В противном случае для индивида это не будет проблемой, и он пропустит их мимо самоанализа.

Важно, чтобы мнения были одинаковой силы, иначе индивид просто выберет наиболее сильное. Когда они одинаковой величины, возникает противоборство, внутри развиваются бурные диалоги. На чём основываются противоречия?

  • Противоборство социальных ролей. Современный мир требует от человека выполнения многих задач, а времени, как правило, не хватает. Например, перед взрослым человеком ставится задача забрать ребёнка из детского сада и выполнить срочный заказ по работе;
  • Противоборство между обычной потребностью и социальной нормой. Как известно, желудок человека работает и ему порой необходимо выводить газы. Но что делать, когда идёт совещание или вы находитесь в приличном обществе;
  • Противоречие вероисповедания и социальных ценностей. Яркий пример — военные действия. Истинный христианин блюдёт заповедь «не убий», но, когда что-то угрожает его семье или Родине, также возникает большая дилемма;
  • Рассогласованность между интересами, потребностями и мотивами. Иными словами, человек сам не понимает, что ему нужно от жизни в целом.

Часто внутриличностный конфликт развивается из-за рабочих отношений внутри предприятия, так как большую часть времени человеку приходится работать и находится в условиях, которые создаются внешней средой. Если бы человек мог сам выбирать где и как ему работать, многие проблемы просто не возникали. Основные причины развития конфликта внутри определённой группы:

  • Борьба ценностей между своими взглядами на жизнь, устоями и профессиональными задачами. Например, если человек чист душой, привык говорить честно, ему будет сложно или даже невозможно заниматься рекламой и продажами;
  • Большая ответственность и чрезмерные задачи, которые несопоставимы с возможностью человека.
  • Стремление к творчеству и рутинная работа на предприятии;
  • Две несовместимые задачи;
  • Жёсткие требования выполнения работы и плохие условия труда;
  • Плохой механизм достижения цели, расплывчатость, неясность и в то же время конкретная задача.
  • Нравственность и прибыль.

Формы и способы решения проблемы

Нажмите для увеличения

Разобрать формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов, является важной задачей для каждого человека. О формах мы уже поговорили, теперь можно переходить к теме разрешения ситуации. Суть в том, если человек не найдёт для себя положительного решения, это приведёт к затяжной конфронтации и как следствие к суицидальной ситуации, нервному срыву или развитию психологических отклонений. Именно поэтому важно знать, как действовать в сложившихся условия. Тем более, если спокойно разобраться, это не так сложно.

Чтобы разрешение внутриличностного конфликта произошло как можно быстро, стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • Уход. Постарайтесь отпустить сложную ситуацию и переключитесь на другую тему. Иногда проблему не решить при имеющихся навыках и возможностях. Поэтому стоит смириться;
  • Компромисс. Если стоит выбор, постарайтесь прийти к компромиссу и сразу же начать действовать;
  • Сублимация. В случаях, когда не можете решить задачу, переключитесь на другой вид деятельности, который приносит удовольствие. Например, хобби, занятие спортом или творчество, где вы можете достигать результатов. Позже вернётесь к нерешенной проблеме с новыми силами. В некоторых случаях это работает как предупреждение развития внутриличностных конфликтов;
  • Переориентация. Измените своё отношение к человеку или объекту;
  • Идеализация. Если реальность очень плоха, включите музыку и попробуйте помечтать. Оторвитесь от действительности. Посмотрите комедию или фильм, который вам больше всего нравится;
  • Коррекция. Постарайтесь объективно относиться к своему Я;
  • Вытеснение. Если желания нереальны, старайтесь подавить их или отодвинуть на дальний срок, переключаясь на более достижимые.

Нажмите для увеличения

Интересно, что последствия внутриличностного конфликта имеют ту же «природу», как и сама конфронтация. То есть он может оказать как положительный эффект на личность, так и отрицательный. В любом случае результат будет зависеть только от конкретного человека.

Отрицательные последствия

  • Тупик в личностном развитие, возможна деградация;
  • Постоянное состояние стресса, тревожность, мнительность, зависимость от мнения других людей и обстоятельств;
  • Неорганизованность в физиологическом и психологическом плане;
  • Снижается деятельность;
  • Проявление полярных качеств – покорность или агрессивность. Часто развивается неполноценность, неуверенность в своих действиях, теряется смысл жизни.

В социуме поведение проявляется следующим образом:

  • Неадекватная реакция на других людей;
  • Обособление от других членов группы;
  • Обвинение других в своих неудачах.

Если человек вовремя не решит причины внутриличностного конфликта, существует риск развития психологических отклонений невротического характера. Именно поэтому важно обращаться к психологам в любом возрасте, если вам не под силу решить ситуацию.

Положительные последствия

  • В борьбе закаляется воля и характер. Люди, которые часто преодолевают себя становятся сильными, способны управлять внутренним ресурсом;
  • Самосовершенствование, саморазвитие и самоутверждение;
  • Развивается внутриличностный интеллект;
  • Психика человека более устойчива к влияниям внешних раздражителей. После нескольких побед, человек уже не боится принимать вызов и смело идёт в борьбу, совершенствуя своё Я.

Как видите, подобные проблемы бросают нам вызов, однако, в них таится скрытый потенциал роста. Если вы соберётесь духом или обратитесь к помощи специалистов, они помогут вам устранить причины внутриличностного конфликта и сделают вас сильнее.

Человек – сложное существо, которое требует изучения. Ученые не только уделяют внимание тому, чтобы изучить организм человека, но также понимают важность внутреннего психологического мира. Человек может сам с собой конфликтовать. Статья рассматривает понятие , его типы, причины появления, способы разрешения и последствия.

Что такое внутриличностный конфликт?

В жизни каждого человека возникают внутриличностные конфликты. Что это такое? Это противоречие внутри самого себя, которое основывается на равнозначных и в то же время противоположных потребностях, желаниях, интересах.

Очень легко запутаться в собственных желаниях. С одной стороны, человек может желать мстить, с другой, он понимает, что его действия навредят его спокойному существованию. С одной стороны, человек хочет быть богатым, с другой, он боится оказаться в глазах окружающих плохим.

Когда человек встает перед выбором, где следует выбрать что-то одно, которое равнозначно по значимости другому, но противоположно ему, тогда он вступает во внутриличностный конфликт.

Развитие событий может идти в одном из двух направлений:

  1. Человек стремительно начнет развиваться, если мобилизирует собственный потенциал и начнет решать свой вопрос.
  2. Человек окажется в «тупике», куда сам себя загонит, поскольку не сможет сделать выбор и не начнет действовать.

Вполне нормально, что у человека возникает борьба внутри самого себя. Каждый живет в мире, где существует столько много правды. С самого детства каждого приучают к тому, что правда может быть одна, а все остальное – ложь. Человек привыкает жить однобоко. Однако он не является «слепым котенком», он видит, что есть много реальностей, в которых живут люди.

В противоречие часто вступают мораль и желания, убеждения и действия, мнение общества и собственные потребности. Так, человек может хотеть быть пианистом, а его родители, которых он сильно любит, желают его видеть бухгалтером. В такой ситуации нередко человек выбирает путь «родительский», а не собственный, что приводит к несчастной жизни.

Понятие внутриличностного конфликта

Понятие внутриличностного конфликта – это конфронтация, которая возникает внутри личности между двумя равнозначными и противоположными по направленности мотивами. Все это сопровождается различными переживаниями (страхом, депрессией, дезориентацией), при которых человек может не замечать либо отрицать их, замещая свое состояние активной деятельностью.

Достаточно много психологов изучали данную тему, чтобы понять мотивы и механизмы развития внутриличностного конфликта. Все началось с З. Фрейда, который определил данное понятие как борьбу между инстинктивными желаниями и социокультурными устоями, между сознательным и подсознательным.

Другими понятиями внутриличностного конфликта являются:

  • Столкновение между реальным «Я» и идеальным представлением о себе.
  • Борьба между равнозначными ценностями, среди которых самой наивысшей является самореализация.
  • Кризис перехода в новое состояние, когда старое борется с новым и отторгается.

Психологи считают, что внутриличностный конфликт – вполне нормальное состояние для человека, который по своей природе является противоречивым существом. У каждого в жизни происходят периоды, когда он неизбежно сталкивается с тем, что у него уже имеется, и тем, что у него может быть в случае, если он потеряет то, что имеет.

Итогом разрешения является переход человека на новый уровень, где он пользуется старым опытом и нарабатывает новый. Однако нередко люди отказываются от развития ради сохранения того, что уже имеют. Это называется деградацией. Это тоже может быть выходом из ситуации, если человек увидел в «новой жизни» нечто такое, что может значительно ухудшить его целостность, сохранность, самостоятельность.

Причины внутриличностного конфликта

Существует множество причин для развития внутриличностного конфликта. Основными из них являются три причины:

  1. Причины, которые таятся в противоречиях личности.
  2. Причины, связанные со статусом индивида в социуме.
  3. Причины, связанные со статусом индивида в конкретной социальной группе.

Данные причины являются взаимосвязанными между собой. Нередко внутренние конфликты зарождаются на фоне возникновения внешних факторов, как и наоборот. Чем более рассудительным, понимающим и сложным по своей структуре является человек, тем больше он склонен к внутренним конфликтам, поскольку будет стремиться сочетать несочетаемое.

Приведем противоречия, на основе которых возникают внутриличностные конфликты:

  • Между социальными нормами и потребностями.
  • Противостояние социальных ролей (к примеру, отвести ребенка в детский садик и в то же время выполнить работу).
  • Рассогласованность мотивов, интересов, потребностей.
  • Несогласованность между моральными принципами (например, пойти на войну и придерживаться принципа «не убей»).

Самым главным фактором, который провоцирует внутриличностный конфликт, является равнозначность для человека тех направлений, на перепутье которых он находится. Если для индивида один из вариантов не играет важной роли, тогда конфронтации не возникнет: он быстро сделает выбор в пользу того варианта, который наиболее значим для него. Конфликт начинается тогда, когда оба варианта являются важными, значимыми и практически равнозначными.

Противоречия, которые возникают внутри человека по причине статуса в группе:

  • Физические препятствия, которые организованы другими людьми и мешают удовлетворять свои личные потребности.
  • Биологические проблемы, которые не позволяют человеку проявить весь свой потенциал.
  • Отсутствие возможности реализовать свою потребность для достижения желаемых ощущений.
  • Чрезмерная ответственность и ограниченность прав человека, которые мешают ему осуществлять работу.
  • Между условиями труда и требованиями к выполнению работы.
  • Между профессионализмом, культурой, нормами и личными потребностями, ценностями.
  • Между несовместимыми заданиями.
  • Между желанием прибыли и моральными ценностями.
  • Между четко поставленной задачей и расплывчатостью ее выполнения.
  • Между карьерными амбициями и личными способностями человека в пределах рамок организации.

Типы внутриличностного конфликта

Классификацию внутриличностного конфликта предложил К. Левин, который выделил такие типы:

  1. Эквивалентный – необходимость выполнения двух и более значимых задач. В данном случае эффективен компромисс, когда происходит частичное замещение.
  2. Витальный – необходимость принятия одинаково непривлекательных решений.
  3. Амбивалентный – когда совершаемые действия и достигнутые результаты одинаково привлекательные и отталкивающие.
  4. Фрустрирующий – когда совершаемые действия или принимаемые решения помогают в достижении желаемого, однако противоречат моральным ценностям, социальным нормам и правилам.

Другая классификация типов внутриличностных конфликтов основана на ценностно-мотивационной сфере человека:

  • Мотивационный конфликт возникает, когда в противоборство вступают две одинаково равнозначные тенденции, которые противоречат друг другу.
  • Нравственное противоречие (нормативный конфликт) возникает, когда противоборствуют личные потребности и моральные устои, внутренние стремления и внешний долг.
  • Конфликт нереализованных желаний – когда человек не может осуществить свою цель из-за внешних преград.
  • Ролевой конфликт возникает, когда необходимо выполнять сразу несколько ролей, а также когда внешние требования не согласуются с внутренним пониманием выполнения одной роли.
  • Адаптационный конфликт появляется, когда в противоречие вступают внутренние потребности и внешние социальные требования.
  • Конфликт неадекватной самооценки формируется, когда мнение окружающих не совпадает с мнением человека о самом себе.

Разрешение внутриличностного конфликта

Психологи не только рассматривали механизм развития внутриличностного конфликта, но и искали способы его разрешения. Считается, что человек формируется первые 5 лет своей жизни. В этот период он сталкивается со множеством негативных внешних факторов, которые развивают в нем комплексы, или чувство неполноценности.

В будущем человек только ищет удобные для себя способы компенсации данного чувства. Адлер выделил два таких способа:

  1. Выработка социального интереса и чувства, которое может проявляться в развитии профессиональных навыков, алкоголизме, наркомании и т. д.
  2. Стимуляция собственного потенциала, достижение превосходства над окружением. Это осуществляется такими способами:
  • Адекватная компенсация – соответствие превосходства с социальными интересами.
  • Сверхкомпенсация – гипертрофированное развитие конкретного качества.
  • Мнимая компенсация – внешние обстоятельства компенсируют чувство неполноценности.

М. Дойча выделил открытые и латентные формы разрешения внутриличностного конфликта:

  • Открытые:
  1. Принятие решения.
  2. Фиксация на решении проблемы.
  3. Прекращение сомнений.
  • Латентные:
  1. Симуляция, истерия, мучения.
  2. Уход от реальности в мечты, фантазии.
  3. Компенсация – замещение недостигнутого другими целями.
  4. Регрессия – отказ от желаний, избегание ответственности, переход к примитивным формам существования.
  5. Сублимация.
  6. Номадизм – смена ПМЖ, работы.
  7. Неврастения.
  8. Проекция – незамечание своих отрицательных качеств, приписывая их другим людям.
  9. Рационализация – самооправдание, нахождение выборочных логических умозаключений.
  10. Идеализация.
  11. Эйфория – надуманное веселье.
  12. Дифференциация – отделение мышления от автора.

Понимание данных механизмов необходимо для успешного выхода из внутриличностного конфликта, который возникает абсолютно у всех людей.

Последствия внутриличностного конфликта

В зависимости от того, какими способами человек выходит из своего внутриличностного конфликта, данный период может знаменоваться самосовершенствованием личности либо ее деградацией. Последствия условно делятся на положительные и отрицательные.

Положительные последствия возникают, когда человек решает свой внутриличностный вопрос. Он не убегает от проблемы, познает самого себя, понимает причины возникновения конфликта. Иногда получается удовлетворить две стороны одновременно, порой человек идет на компромисс либо должен полностью отказаться от одного ради реализации другого. Если человек решает свой конфликт, тогда он становится совершеннее, достигает положительных результатов.

Отрицательными (деструктивными) последствиями становятся результаты, когда человек начинает психологически подавляться. Происходит расщепление личности, возникают невротические качества, наступают кризисы.

Чем больше человека задевают внутренние конфликты, тем больше он подвержен не только последствиям в виде разрушения отношений, увольнения с работы, ухудшения деятельности, но и качественным изменениям в своей личности:

  • Раздражительности.
  • Беспокойству.
  • Тревоги.

Нередко такие конфликты становятся причинами появления психологических заболеваний. Все это говорит о том, что человек не решает проблему, а страдает от нее, избегает, старается убежать или не замечать, однако она его тревожит и беспокоит.

Человек не способен убежать от самого себя, поэтому необходимость решения внутриличностного конфликта является основной. В зависимости от принятого человеком решения, он получит тот или иной результат.

Итог

Человек – это комплекс убеждений, правил, рамок, желаний, интересов, потребностей и прочих установок, часть из которых является инстинктивной, часть – лично выработанной, а остальное – социальной. Обычно человек старается удовлетворить все потребности одновременно, которые в него заложены. Однако итогом такого стремления становится внутриличностный конфликт.

Человек борется с собственными желаниями, интересами или потребностями, потому что старается быть везде и повсюду, жить в угоду всех желаний, никого не огорчать, в том числе и себя. Однако это становится невозможным в пределах реального мира. Именно осознание собственной неспособности удовлетворить все свои потребности провоцирует негативные чувства.

Человек должен справиться с собственными переживаниями, чтобы начать заниматься возникшей проблемой, а не еще больше взращивать в себе чувство неполноценности.. Следует начать с изучения тех двух противоборствующих сил, которые вызывают внутренний конфликт, а потом уже решать, как его устранять.

Внутренний конфликт или по-другому когнитивный диссонанс, внутреннее противоречие - это наличие в психике человека как минимум 2-х противоречащих друг другу и, на первый взгляд, взаимоисключающих установок, которые мешают ему эффективно действовать и жить счастливо. Откуда они берутся?

Психические установки (сознательные или бессознательные) - это результат когда-либо принятых человеком решений. Установки могут быть более или менее сознательными в зависимости от того, при каких обстоятельствах, в каком эмоциональном состоянии и насколько давно было принято решение, их породившее.

* Первый момент: уровень эмоциональности решения. Решение, принятое в более спокойном эмоциональном состоянии, запоминается сознанием лучше. Решение, принятое на эмоциях, нами мало осознается или вообще не осознается, т.е. отправляется прямиком в бессознательное и живет там, руководя нашим поведением.

Пример: Девушка узнает об измене своего парня: «Ты мне изменил?! Ах, мужики - предатели!» - вот и сформировалась установка «мужчины непостоянны и склонны к изменам/предательству». И теперь она будет исподтишка руководить поведением этой девушки. Таким образом начало внутреннему конфликту положено: сознательно девушка будет стремиться найти порядочного мужчину (который не изменяет, чтобы избежать разочарования, как в предыдущий раз), а бессознательно наоборот - "выцеплять" из общей массы ВСЕХ мужчин именно ТЕХ, которые склонны к изменам, и провоцировать их на это. Для чего ей это может быть нужно? А для того, чтобы подтверждать когда-то принятое решение, т.е. СВОЮ ПРАВОТУ - большинство из нас ведь склонны желать оказываться как можно чаще правыми (если так, откровенно)? Это укрепляет наше Эго, самомнение, уверенность в том, что мы правильные и мыслим правильно. Разве нет так?

* Второй момент: срок давности решения. Чем в более ранний период жизни было принято решение, тем оно сильнее успело укрепиться в нас и тем более широко влияет на нашу жизнь через наше поведение. Решения, принятые в раннем детстве, более давние и, следовательно, уже крепко-накрепко засели в бессознательном. А это значит, что весь последующий за такими решениями опыт будет подтверждать именно их, что, в свою очередь, будет еще сильнее укреплять эти решения. Вот такой замкнутый круг.

Пример. Ребенок при походе с мамой в магазин просит ее купить какую-то конфету, а она ему отвечает, что это вредно. У ребенка появляется мнение, что то, что он хочет, - это вредно, плохо. Если ситуации с отказом повторяются часто (а это в сложившейся системе воспитания практически неизбежно), то данное мнение укрепится и сформируется примерно в такое решение: «Мои желания неправильные, поэтому они не могут и не должны исполняться». При взрослении данное решение превращается в установку, которая постепенно все чаще и чаще начинает вызывать у человека внутренний конфликт: с одной стороны у него периодически появляются какие-то желания, а с другой он «помнит» с детства, что его желания «вредные» и поэтому не должны исполняться - так мама когда-то сказала (а мама тогда казалась взрослой, умной, лучше знающей, что хорошо, а что плохо). И получается, что с одной стороны человек хочет чего-то, а с другой не разрешает себе. Вуаля! - когнитивный диссонанс в действии. И тут важно не начать винить маму во всех теперешних проблемах: ведь тогда (именно в ТОЙ ситуации) она, вероятно, даже могла быть права - хотела сохранить ребенку здоровье (т.е. желала ему блага) или же у нее были какие-то другие причины так поступать. Это не она, это ребенок тогда решил, что ТАК должно быть теперь ВСЕГДА, что всегда «нельзя, когда хочется», потому что это может быть вредно. Мама такого не говорила и такого решения не принимала за него в тот момент.

Итак, рассмотрим более подробно еще один пример, отражающий наличие в психике внутреннего конфликта, и опишем алгоритм конкретных действий, необходимых для его устранения. Допустим, человек решил заняться бизнесом. И вроде все должно быть хорошо: дело в целом прибыльное, спрос есть, но почему-то не идет: при этом человек либо ощущает какое-то внутреннее сопротивление, либо имеет место быть непреодолимое внешнее (постоянно какие-то препятсвтия на пути возникают). Что делать?

1. Осознать противоречие.

Чего конкретно хочется? Почему нельзя? Разделить эти две позиции (мнения) и представить их в виде двух конфликтующих сторон.

Чего хочет первая сторона? - Исполнить желание.
Чего хочет вторая сторона? - Запретить исполнять желание. Почему? Потому что оно может нанести какой-то, известный только ей, вред личности (срабатывает чувство самосохранения). Значит, она (вторая сторона) по идее всего лишь хочет, чтобы человек был в безопасности и чтобы исполнение желания ему не навредило. Очень заботливо, заметьте J .

Здесь нужно подумать и осознать, какие именно негативные последствия могут быть, если желание все-таки осуществится? Потому что если «вторая сторона» сопротивляется исполнению желания, - значит, она точно что-то знает о тех или иных негативных последствиях и именно поэтому сопротивляется. Задаем вопрос: «Чем занятие этим бизнесом может навредить личности?» Что приходит на ум? Ну, к примеру, вспоминается, что когда-то человек слышал и запомнил фразу: «Все бизнесмены - жулики!» или еще что-то в таком духе. И вот теперь сознательно человек хочет заняться бизнесом (при том, что ему это реально интересно, и у него есть способности), а бессознательно «помнит», что «бизнесом занимаются только жулики», а быть жуликом не хочется, т.к. это, с точки зрения морали, плохо. А плохим быть не хочется, хочется быть хорошим. Вот и выходит, что сознательно человек может делать что-то для развития бизнеса, а бессознательно хочет, чтобы он не развился или побыстрей загнулся, и также ЧТО-ТО ДЛЯ ЭТОГО ДЕЛАЕТ (при этом, не осознавая деструктивных последствий этих действий). Итог: либо постоянные препятствия, либо застой и т.п.

2. Примирить конфликтующие стороны, найти консенсус (как любил выражаться Михаил Горбачев J ).

Как? Сделать все возможное, чтобы факт исполнения желания удовлетворял обе стороны: оно осуществилось, и при этом никак человеку не повредило. Для этого нужно изучить и/или осознать потенциальные негативные последствия (в нашем случае вероятность стать жуликом), а затем придумать, как можно минимизировать подобный ущерб (в данном случае непосредственно для личности, в других может быть ущерб для общества). Чем меньше будет негативных последствий, тем меньше будет сопротивление и тем проще и быстрее желание исполнится.

Чтобы снять сопротивление, в нашем примере, человек может принять решение, что будет строить бизнес максимально честно как по отношению к партнерам, так и по отношению к клиентам: никаких махинаций и манипуляций - только честные и равные партнерские отношения. И, если он начнет работать с такой установкой, то сопротивление уйдет (если нет других значимых ограничивающих установок - в таком случае их также нужно выявить и преобразовать, как описано выше).

И пусть наши желания исполняются и приносят благо нам и всем окружающим! J


Введение

Понятие и виды внутриличностных конфликтов

Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов

Формы проявления и способы разрешения внутириличностных конфликтов

Заключение

Список литературы


Введение


Конфликты занимают особое место в жизни человека и общества. Управление ими в организации является одним з важнейших направлений в деятельности руководителя. От его конфликтологической компетентности зависит успех в решении сложных конфликтологических задач и успех в целом его управленческой деятельности, создании здорового социально-психологического климата в организации.

Конфликт - явление, знакомое каждому человеку, тем более руководителю организации. В переводе с латыни conflictus означает буквально столкновение. Наука, изучающая конфликты (конфликтология) появилась в середина 20 века, но сам феномен конфликта существует столько, сколько живет на Земле человек. Практически ни один мыслитель древности не обходил тему конфликтов. В древнекитайской философии размышления о конфликтах можно найти у Конфуция, Сунь-Цзы и других мыслителей. В древнегреческой философии заслуживают внимания конфликтологические идеи Гераклита, Демокрита, Платона, Аристотеля и многих других. Не теряло своей актуальности тема конфликтов в средние века и в эпоху Возрождения, в эпоху Нового времени и эпоху Просвещения. В центре внимания мыслителей и ученых конфликт находился в XIX и XX веках.

Мысль о том, что конфликты-вечный спутник человеческой жизни, очень хорошо выразил один из современных исследователей этой проблемы Чарльз Ликсон: «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс».

Конфликты с участием человека можно классифицировать как социальные и внутриличностные.

Социальные конфликты: межличностные, между личностью и группой, между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты.

Внутриличностные конфликты: между «хочу» и «не хочу»; «могу» и «не могу»; «хочу» и «не могу»; «хочу» и «нужно»; «нужно» и «не нужно»; «нужно» и «не могу».

Внутриличностный конфликт один из самых сложных психологических конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека. Трудно представить человека, который бы не подвергался внутриличностным конфликтам. Более того, с такими конфликтами человек сталкивается постоянно. Внутриличностные конфликты конструктивного характера являются необходимыми моментами развития личности. Но деструктивные внутриличностные конфликты несут серьезную опасность для личности, от тяжких переживаний, вызывающих стрессы, до крайней формы своего разрешения - суицида. Поэтому для каждого человека важно знать сущность внутриличностных конфликтов, их причины и способы разрешения.

В данной контрольной работе будет рассмотрен один из видов внутриличностного конфликта: нужно - не могу.


.Понятие и виды внутриличностных конфликтов

внутриличностный конфликт

Внутриличностный конфликт - это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов).

В большинстве теоретических концепций представлен один или несколько видов внутриличностных конфликтов. В психоанализе центральное место занимают конфликты между потребностями личности, а также между потребностями и социальными нормами. В интеракционизме анализу подвергаются ролевые конфликты. Однако в реальной жизни происходит множество других внутриличностных конфликтов. Для того чтобы построить их единую типологию, необходимо основание, в соответствии с которым можно объединить это разнообразие внутренних конфликтов в систему. Такой основой является ценностно-мотивационная сфера личности. С этой важнейшей сферой психики человека связана его внутренняя конфликтность, так как именно она отражает разнообразные связи и отношения личности с окружающим миром.

Исходя из этого выделяют следующие основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт.

Мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения и т.п.). Они могут быть выражены понятием «хочу» («Я хочу»).

Ценности, воплощающие в себе общественные нормы и выступающие благодаря этому как эталоны должного. Мы имеем в виду личностные ценности, т. е. принятые личностью, а также те, которые не принимаются ею, но в силу их общественной или другой значимости личность вынуждена следовать им. Поэтому они обозначаются как «надо» («Я должен»).

Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Будучи выражением уровня притязания личности, самооценка выступает своеобразным побудителем ее активности, поведения. Выражается как «могу» или «не могу» («Я есть»).

В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта.

Мотивационный конфликт. Один из часто изучаемых видов внутриличностного конфликта, в частности, в психоаналитическом направлении. Выделяют конфликты между бессознательными стремлениями (3. Фрейд), между стремлениями к обладанию и к безопасности (К. Хорни), между двумя положительными тенденциями - классическая дилемма «буриданова осла» (К. Левин), или как столкновение различных мотивов.

Нравственный конфликт. В этических учениях его часто называют моральным или нормативным конфликтом (В. Бакштановский, И. Арницане, Д. Федорина). Рассматривается как конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями (В. Мясищев). А. Спиваковская выделяет конфликт между стремлением действовать в соответствии с желанием и требованиями взрослых или общества. Иногда рассматривается как конфликт между долгом и сомнением в необходимости следовать ему (Ф. Василюк, В. Франкл).

Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности (Ю. Юрлов). Это конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между «хочу быть таким, как они» (референтная группа) и невозможностью это реализовать (А, Захаров). Конфликт может возникать не только когда действительность блокирует реализацию желания, но и в результате физической невозможности человека его осуществить. Это конфликты, возникающие из-за неудовлетворенности своей внешностью, физическими данными и способностями. К данному виду относятся и внутриличностные конфликты, в основе которых лежат сексуальные патологии (С. Кратохвил, А. Свядощ, А. Харитонов).

Ролевой конфликт выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой внутриличностный конфликт), а также в связи с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). К этому виду относятся внутриличностные конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни.

Адаптационный конфликт понимается как в широком смысле, т. е. как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, так и в узком смысле - при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями действительности и возможностями человека - профессиональными, физическими, психологическими. Несоответствие возможностей личности требованиям среды или деятельности может рассматриваться как временная неготовность, так и неспособность выполнить предъявляемые требования.

Конфликт неадекватной самооценки. Адекватность самооценки личности зависит от ее критичности, требовательности к себе, отношения к успехам и неудачам. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей ведет к тому, что у человека возникают повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др. (А. Петровский, М. Ярошевский). Среди конфликтов неадекватной самооценки выделяют конфликты между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности (Т. Юферова), между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека, а также между стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех и понизить притязания, чтобы избежать неудачи (Д. Хекхаузен).

Кроме того, выделяют невротический конфликт. Он является результатом длительно сохраняющегося «простого» внутриличностного конфликта.


2. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов


Проблема внутриличностного конфликта во взглядах Зигмунда Фрейда (1856-1939).

Согласно 3. Фрейду, человек конфликтен по своей природе. В нем от рождения борются два противоположных инстинкта, определяющих его поведение. Такими инстинктами являются: эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения) и танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструкции и разрушения). Внутриличностный конфликт и является следствием извечной борьбы между эросом и танатосом. Эта борьба, по 3. Фрейду, проявляется в амбивалентности человеческих чувств, в их противоречивости. Амбивалентность чувств усиливается противоречивостью социального бытия и доходит до состояния конфликта, который проявляется в неврозе.

Наиболее полно и конкретно конфликтная природа человека представлена 3. Фрейдом в его взглядах на структуру личности. По Фрейду, внутренний мир человека включает в себя три инстанции: Оно (Id), «Я» (Ego) и Сверх-Я (Super-Ego).

Оно - это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые проявляются в бессознательных импульсах и реакциях.

«Я» - это разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы Оно «Я» приводит в соответствие с требованиями реальной действительности, то есть требованиями принципа реальности.

Сверх-Я - это «цензурная» инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами и ценностями, требованиями, которые общество предъявляет к личности.

Основные внутренние противоречия личности складываются между Оно и Сверх-Я, которые регулирует и разрешает «Я». Если «Я» не смогло разрешить противоречие между Оно и Сверх-Я, то в осознающей инстанции возникают глубокие переживания, характеризующие внутриличностный конфликт.

Фрейд в своей теории не только раскрывает причины внутри-личностных конфликтов, но и вскрывает механизмы защиты от них. Основным механизмом такой защиты он считает сублимацию, то есть преобразование сексуальной энергии человека в другие виды его деятельности, в том числе и в его творчество. Кроме того, Фрейд выделяет и такие защитные механизмы, как: проекция, рационализация, вытеснение, регрессия и др.

Теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера (1870-1937)

Согласно взглядам А. Адлера, формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни человека. В этот период он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у него комплекс неполноценности. Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на поведение личности, ее активность, образ мыслей и т. п. Этим и определяется внутриличностный конфликт.

Адлер объясняет не только механизмы формирования внутрилич-ностных конфликтов, но и раскрывает пути разрешения таких конфликтов (компенсации комплекса неполноценности). Таких путей он выделяет два. Во-первых - это развитие «социального чувства», социального интереса. Развитое «социальное чувство» в конечном итоге проявляется в интересной работе, нормальных межличностных отношениях и т. п. Но у человека может сформироваться и так называемое «неразвитое социальное чувство», которое имеет различные негативные формы проявления: преступность, алкоголизм, наркомания и т. п. Во-вторых, стимуляция собственных способностей, достижение превосходства над другими. Компенсация комплекса неполноценности посредством стимуляции собственных способностей может иметь три формы проявления: а) адекватная компенсация, когда происходит совпадение превосходства с содержанием социальных интересов (спорт, музыка, творчество и т. п.); б) сверхкомпенсация, когда происходит гипертрофированное развитие одной из способностей, имеющей ярко выраженный эгоистический характер (накопительство, ловкачество и т. п.); в) мнимая компенсация, когда комплекс неполноценности компенсируется болезнью, сложившимися обстоятельствами или другими факторами, не зависящими от субъекта.

Учение об экстраверсии и интроверсии Карла Юнга (1875-1961)

К. Юнг в объяснении внутриличностных конфликтов исходит из признания конфликтной природы самой личностной установки. В опубликованной в 1921 году книге «Психологические типы» он дал типологию личности, которая до сих пор считается одной из самых убедительных и широко используется как в теоретической, так и в практической психологии. Типологию личности К. Юнг осуществляет по четырем основаниям (функциям личности): мышлению, ощущениям, чувствам и интуиции. Каждая из функций психики, по К. Юнгу, может проявляться в двух направлениях - экстраверсия и интроверсия. Исходя из всего этого он выделяет восемь типов личности, так называемые психосоциотипы: мыслитель-экстраверт; мыслитель-интроверт; ощущающий-экстраверт; ощущающий-интроверт; эмоциональ-ный-экстраверт; эмоциональный-интроверт; интуитивный-экстра-верт; интуитивный-интроверт.

Главным в типологии Юнга является направленность - экстраверсия или интроверсия. Именно она определяет личностную установку, которая в конечном итоге и проявляется во внутриличностном конфликте.

Так, экстраверт изначально ориентирован на внешний мир. Он строит свой внутренний мир в соответствии с внешним. Интроверт же изначально погружен в себя. Для него самое главное - мир внутренних переживаний, а не внешний мир с его правилами и законами. Очевидно, экстраверт подвержен внутриличностным конфликтам более, чем интроверт. (

Концепция «экзистенциальной дихотомии» Эриха Фромма (1900-1980)

В объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм пытался преодолеть биологические трактовки личности и выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии». В соответствии с этой концепцией, причины внутриличностных конфликтов заключены в дихотомичной природе самого человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др.

Более конкретно философские подходы в объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм реализует в теории биофилии (любовь к жизни) и некрофилии (любовь к смерти).

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона (1902-1994)

Суть теории Эриксона состоит в том, что он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального развития личности, на каждой из которых каждый человек переживает свой кризис. Но на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное. В первом случае происходит позитивное развитие личности, ее уверенный переход на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для его успешного преодоления. Во втором случае личность переходит в новый этап своей жизни с проблемами (комплексами) прошлого этапа. Все это создает неблагоприятные предпосылки развития личности и вызывает у нее внутренние переживания. Стадии психосоциального развития личности по Э. Эриксону приводятся в табл. 8.1.

Мотивационные конфликты по Курту Левину (1890-1947)

Большую практическую ценность для выявления внутриличностных конфликтов и определения путей их разрешения представляет классификация внутренних конфликтов, представленная в табл. 8.2.

Кроме изложенных выше психологических концепций внутриличностных конфликтов существуют и другие, разработанные в рамках когнитивной и гуманистической психологии.


3. Формы проявления и способы разрешения внутириличностных конфликтов


Для разрешения внутриличностных конфликтов важно, во-первых, установить факт такого конфликта, во-вторых, определить тип конфликта и его причину; и в-третьих, применить соответствующий способ разрешения. При этом следует помнить, что часто для разрешения внутриличностных конфликтов их носители нуждаются в психологической, а иногда и в психотерапевтической помощи.


Таблица 1. Стадии психосоциального развития по Э. Эриксону

СтадияВозрастСодержание кризисаПозитивное разрешение10-1год новорожденныйДоверие - недовериеДоверие21-3 года раннее детствоАвтономия - стыд, сомнениеАвтономия33-6 лет «возраст игры»Инициатива- чувство виныИнициатива46-12 лет младший школьный возрастТрудолюбие - чувство неполноценностиТрудолюбие512-19 лет средний и старший школьный возрастЯ- идентичность - смешение ролейИдентичность620-25 лет ранняя зрелостьБлизость - изоляцияБлизость726-64 года средняя зрелостьПорождение, творчество-застойТворчество865 лет - смерть поздняя зрелостьИнтеграция - отчаяниеИнтеграция, мудрость

Таблица 2.

Классификация внутриличностных конфликтов по К. Левину

Тип конфликтаПричинаМодель разрешенияЭквивалентный (приближение-приближение)Выбор двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектовКомпромиссВитальный (избегание-избегание)Выбор между двумя в равной мере непривлекательными объектамиКомпромиссАмбивалентный (приближение-избегание)Выбор объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороныПримирение

Ниже в таблице 3 мы приводим формы проявления внутренних конфликтов, которые призваны помочь их обнаружить у себя или других людей, а в таблице 4 - способы их разрешения.


Таблица 3. Формы проявления внутренних конфликтов

Форма проявленияСимптомыНеврастенияНевыносимость к сильным раздражителям; подавленное настроение; снижение работоспособности; плохой сон; головные болиЭйфорияПоказное веселье; выражение радости неадекватно ситуации; «смех сквозь слезы»РегрессияОбращение к примитивным формам поведения; уход от ответственностиПроекцияПриписывание негативных качеств другому; критика других, часто необоснованнаяНомадизмЧастое изменение места жительства, места работы, семейного положенияРационализмСамооправдание своих поступков, действий

Таблица 4. Способы разрешения внутриличностных конфликтов

Способ разрешенияСодержание действийКомпромиссСделать выбор в пользу какого-то варианта и приступить к его реализацииУходУход от решения проблемыПереориентацияИзменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего внутреннюю проблемуСублимацияПеревод психической энергии в другие сферы деятельности - занятие творчеством, спортом, музыкой и т. п.ИдеализацияПредавание мечтаниям, фантазиям, уход от действительностиВытеснениеПодавление чувств, устремлений, желанийКоррекцияИзменение Я-концепции в направлении достижения адекватного представления о себе

Жизнь человека так устроена, что вероятность обстоятельств, грозящих нарушением оптимального процесса развития личности, его внутреннего мира, велика, и плохо, если человек к ним не подготовлен. Трудно представить человека, у которого не возникают внутриличностные конфликты. Однако необходимо избегать деструктивных внутренних конфликтов, а если они возникают, то разрешать их с минимальными издержками для здоровья.

Зная причины и факторы, способствующие возникновению внутриличностных конфликтов, особенности их переживания, можно обосновать условия их предупреждения.

Для сохранения внутреннего мира личности важно принимать трудные жизненные ситуации как данность бытия, так как они побуждают к активности, работе над собой, а часто и к творчеству.

Большое значение имеет формирование, каждым человеком жизненных ценностей и следование им в своих делах и поступках. Жизненные принципы помогают избежать многих ситуаций, связанных с сомнениями в истинности того дела, которому человек служит. Надо стараться не быть человеком-«флюгером».

Однако постоянство, верность себе в определенных условиях проявляются как инертность, консерватизм, слабость, неумение приспособиться к изменившимся требованиям. Если человек находит в себе силы поломать привычный способ существования, убедившись в его несостоятельности, то выход из внутриличностного противоречия будет продуктивным. Необходимо быть гибким, пластичным, адаптивным, уметь реально оценивать ситуацию и, если необходимо, меняться.

Важно, уступая в мелочах, не превращать это в систему. Постоянная неустойчивость, отрицание стабильных установок и схем поведения приведут к внутриличностным конфликтам.

Необходимо надеяться на лучшее развитие событий, никогда не терять надежды на то, что жизненная ситуация всегда может улучшиться. Оптимистическое отношение к жизни - важный показатель психического здоровья человека.

Не быть рабом своих желаний, трезво оценивать свои возможности по удовлетворению своих желаний и потребностей.

Необходимо учиться управлять собой, своей психикой. Особенно это относится к управлению эмоциональным состоянием.

Развитие волевых, качеств во многом способствует предупреждению внутриличностных конфликтов. Именно воля, представляющая собой достигнутый уровень саморегуляции своей деятельности и поведения, предполагающая способность принимать решение со знанием дела, должна сопровождать все виды жизнедеятельности человека. Велика роль воли во внутриличностном конфликте, где только с ее помощью человек может преодолеть сложности ситуации.

Постоянно уточнять и корректировать для себя иерархию ролей. Стремление реализовать все функции, вытекающие из той или иной роли, учесть все пожелания окружающих неизбежно приведет к возникновению внутриличностных конфликтов.

Предупреждению ролевых внутриличностных конфликтов способствует достаточно высокий уровень личностной зрелости. Он предполагает выход за пределы чисто ролевого поведения с его шаблонными реакциями, с жестким следованием принятым стандартам. Подлинная нравственность - это не слепое выполнение общепринятых норм морали, а возможность собственного морального творчества, «надситуативной» активности» личности.

Необходимо стремиться к тому, чтобы оценка человеком своего «Я» была бы соответствующей его действительному «Я», т. е. обеспечивать адекватность самооценки. Заниженная или завышенная самооценка часто связана с нежеланием или неумением признаться себе в чем-либо. Бывает и так, что человек оценивает себя адекватно действительности, но желает, чтобы другие оценивали его иначе. Подобный оценочный диссонанс рано или поздно приведет к внутриличностному конфликту.

Не копить проблемы, которые требуют разрешения. Сдвигание решения задач «на потом» или позиция «страуса с головой в песке» - далеко не лучший способ избегания трудностей, так как в итоге человек вынужден (будет делать выбор, что чревато конфликтами.

Не стоит браться за все сразу, не следует стремиться реализовать все одновременно. Оптимальный выход - создание приоритетов в реализуемых программах и выполняемых задачах. Сложные проблемы лучше решать по частям. Стараться не лгать. Можно возразить, что нет людей, которые бы никогда никому не лгали. Это действительно так. Но всегда есть возможность в ситуациях, когда нельзя сказать правду, просто уклониться от ответа: изменить тему разговора, промолчать, отделаться шуткой и т.д. Ложь может создать внутриличностные проблемы, неприятные ситуации в общении, которые повлекут переживания, актуализацию чувства вины.

Стараться по-философски относиться к превратностям судьбы, не паниковать, если удача изменяет вам.

Под разрешением (преодолением) внутриличностного конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Разрешение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном преодолении внутриличностного конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Разрешение внутриличностного конфликта осознается через: отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.

Факторы конструктивного разрешения внутриличностных конфликтов. В зависимости от индивидуальных характеристик люди относятся к внутренним противоречиям по-разному, избирают свои стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Одни погружаются в размышления, другие тотчас начинают действовать, третьи окунаются в захлестывающие их эмоции. Единого рецепта правильного отношения к внутриличностным конфликтам1 нет. Важно, чтобы человек, отдавая себе отчет в собственных индивидуальных особенностях, вырабатывал свой стиль разрешения внутренних противоречий, конструктивное отношение к ним.

Преодоление внутриличностного конфликта зависит от глубинных мировоззренческих установок личности, содержания ее веры, от опыта преодоления себя.

Развитость волевых качеств способствует успешному преодолению человеком внутренних конфликтов. Воля составляет основу всей системы саморегуляции человека. В трудных ситуациях воля, как правило, приводит в соответствие внешние требования и внутренние желания. Если же воля развита недостаточно, побеждает то, что требует наименьшего сопротивления, а это не всегда приводит к успеху.

Способы разрешения конфликта, время, затрачиваемое на это у людей с разными типами темперамента, различны. Холерик решает все быстро, предпочитая поражение неопределенности. Меланхолик долго размышляет, взвешивает, прикидывает, не решаясь приступить к каким-либо действиям. Однако такой мучительный рефлексивный процесс не исключает возможность в корне изменить сложившуюся ситуацию. Свойства темперамента влияют на динамическую сторону решения внутриличностных противоречий: на скорость переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм протекания, интенсивность, направленность вовне или вовнутрь.

На процесс разрешения внутриличностных противоречий оказывают влияние половозрастные особенности личности. С увеличением возраста Внутриличностные противоречия обретают типичные для данного индивида формы разрешения. Периодически вспоминая прожитое, мы возвращаемся к критическим точкам, когда-то нарушившим размеренное течение бытия, по-новому их переосмысливаем, все более глубоко и обобщенно анализируем способы разрешения конфликтов, преодоления того, что казалось непреодолимым. Работа над своим прошлым, анализ собственной биографии - один из путей развития внутренней стабильности, цельности, гармоничности.

Различны способы выхода из конфликтов у мужчин и женщин. Мужчины более рациональны, они с каждым новым внутриличностным переживанием обогащают свой набор средств разрешения ситуации. Женщины всякий раз по-новому радуются и страдают. Они разнообразнее в личностных характеристиках, а мужчины - в ролевых. Женщины больше успевают обновить и как бы заново отредактировать накопленный опыт, мужчины менее склонны возвращаться к пережитому, но умеют своевременно выйти из конфликта.

Преодоление внутриличностного конфликта обеспечивается образованием и действием механизмов психологической защиты. Психологическая защита - нормальный, повседневно работающий механизм психики. Она является продуктом онтогенетического развития и научения. Развиваясь как средство социально-психологической адаптации, механизмы психологической защиты предназначены для контроля эмоций в тех случаях, когда опыт сигнализирует человеку о негативных последствиях их переживания и выражения.

Некоторые исследователи считают психологическую защиту непродуктивным средством решения внутреннего конфликта. Они полагают, что защитные механизмы ограничивают развитие личности, ее «собственную активность».


Заключение


В зарубежной и отечественной науке сложилось различное понимание внутриличностного конфликта. Он рассматривается исходя из того понимания личности, которое сложилось в рамках определенной научной парадигмы. Внутриличностный конфликт представляет собой острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира, отражающей противоречивые связи с социальной средой, и задерживающее принятие решения. Выделяются показатели внутриличностного конфликта в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах личности. Интегральными показателями внутреннего конфликта являются нарушение нормального механизма адаптации и усиление психологического стресса.

Основные виды внутриличностного конфликта: мотивационный, нравственный, конфликт нереализованного желания, ролевой, адаптационный и конфликт неадекватной самооценки.

Среди условий возникновения внутриличностного конфликта выделяют личностные (наличие сложного внутреннего мира, развитой иерархии мотивов, системы чувств, склонности к самоанализу и рефлексии) и ситуативные (внешние: объективные препятствия, требования общества, окружающих; внутренние: противоречие между значимыми, приблизительно равной силы отношениями, которое воспринимается как неразрешимое).

Переживание внутриличностного конфликта - особая форма активности личности, в которой осознается противоречие и происходит его разрешение на субъективном уровне. Основой переживания является психоэмоциональное напряжение, имеющее субъективное качество и предметное содержание.

Внутренние конфликты могут приводить как к конструктивным, так и к деструктивным последствиям. К последним относится возникновение невротического конфликта.

В современной науке суицидальное поведение рассматривается как следствие дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта. Центральную роль в возникновении суицидального кризиса личности могут играть конфликты, обусловленные спецификой трудовой деятельности, семейных отношений, связанные с асоциальным поведением человека, обусловленные состоянием здоровья или материально-бытовыми трудностями. Суицидальное поведение строится на основе межличностного или внутриличностного конфликта. Непременным условием для этого служит особая личностная предрасположенность, вследствие которой индивид оказывается не в состоянии справиться с актуальной проблемой.

Суицид относится к крайне деструктивному выходу из внутриличностного конфликта. Психологическая структура суицидального поведения представляет собой взаимосвязь мотивационных, аффективных, ориентировочных и исполнительных компонентов деятельности и общения личности в условиях кризисной личностной ситуации. Ориентирами для определения конкретных форм и приемов психотерапевтической коррекции суицидального поведения являются интегральные свойства личности суицидента, которые включают в себя ряд уровней психической деятельности: когнитивный, эмоционально-мотивационный и поведенческий.

Существует ряд условий предупреждения внутриличностных конфликтов. Среди них выделяют такие, как: наличие устойчивой системы ценностей и мотивов личности; адаптивность и гибкость; оптимистическое отношение к жизни; умение управлять своими желаниями и эмоциями; развитость волевых качеств; уточнение иерархии ролей; адекватность самооценки; своевременное решение возникающих проблем; правдивость в отношениях и др. Под разрешением внутреннего конфликта понимается восстановление согласованности компонентов внутреннего мира личности, установление единства психики, снижение остроты противоречий жизненных отношений. На разрешение внутренних конфликтов влияют мировоззренческие установки, волевые качества, темперамент, половозрастные особенности личности. Механизмами разрешения внутриличностных конфликтов выступают механизмы психологической защиты: отрицание, проекция, регрессия, замещение, подавление, изоляция, интроекция, интеллектуализация, аннулирование, сублимация, рационализация, реактивное образование, компенсация, идентификация и фантазия.


Список литературы


1.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 551 с.

2.Громова О.Н. Конфликтология. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», ЭКМОС, 2000. - 320 с.

Дмитриев А.В. Конфликтология. - М.: Гардарики, 2000. - 320 с.

Ковешников Ю. Урегулирование конфликтов: творческий подход // Учительская газета. - 1996. - № 31. - с.15.

Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. - СПб.: Лань, 2001. - 448 с.

Практическая психология/ Под ред. М.К. Тутушкиной. - СПб: Дидактика Плюс, 1998. - 336 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.