Спасательное судно алагез проекта 537. Минобороны модернизирует уникальное спасательное судно «Алагез». Будет ли поступление новых моделей

Спасательное судно алагез проекта 537. Минобороны модернизирует уникальное спасательное судно «Алагез». Будет ли поступление новых моделей


ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО ТИПА «ЭЛЬБРУС» ПРОЕКТА 537 «ОСЬМИНОГ»
SEARCH AND RESCUE VESSEL TYPE «ELBRUS» PROJECT 537 «OSMINOG»

02.02.2016
ДАЛЬЗАВОДЦЫ ПОДГОТОВИЛИ СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО «АЛАГЕЗ» ДЛЯ ПРИЕМА НОВОГО ГЛУБОКОВОДНОГО БАТИСКАФА «БЕСТЕР -1»

В ОАО «Центр судоремонта «Дальзавод», который работает в структуре Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС), завершена операция по перегрузке современного глубоководного батискафа «Бестер -1» на борт спасательного судна «Алагез». Спасатель находится у пирса предприятия, где проходит его плановый ремонт и сервисное обслуживание.
Для выполнения операции сотрудники судоремонтного предприятия выполнили комплекс работ по оборудованию верхней палубы и технического ангара спасательного судна под размещение нового глубоководного аппарата.

– Заводчане по заказу флота оперативно реконструировали технологическую платформу, на которой размещается батискаф на борту спасательного судна. – пояснил ВРИО начальника управления поисковых и аварийно-спасательных работ ТОФ капитан 1 ранга Алексей Худяков. – Новый глубоководный аппарат значительно расширяет возможности спасателей. Он погружается на глубину 790 метров, значительно маневреннее и способен оказывать помощь подводным лодкам на грунте лежащим под углом до 60 градусов.
– Наше предприятие работает в тесном контакте с техническим управлением ТОФ в интересах восстановления технической готовности боевых кораблей и судов флота. – рассказал исполнительный директор «Центра судоремонта «Дальзавод» Игорь Евдокимов. – Это в полной мере относится и к комплексу работ, который выполняется по ремонту и сервисному обслуживанию спасательного судна «Алагез».
Напомним, что «Центр судоремонта «Дальзавод» является единственным исполнителем гособоронзаказа по ремонту и сервисному обслуживанию кораблей и судов Тихоокеанского флота в Приморском крае. Ежегодно предприятие выполняет ремонт и обслуживание более 150 единиц флота.
Центр судоремонта «Дальзавод»




Минобороны потратит более 23 млн руб. на модернизацию предназначенного для спасения подводных лодок уникального судна «Алагез». Согласно проекту контракта, работы должны быть выполнены до конца ноября текущего года.

Минобороны России в 2016 году модернизирует уникальное спасательное судно «Алагез», которое в 1990-е годы чуть не отправили в утиль. Спасательное судно «Алагез» проекта 537, шифр «Осьминог», построили еще во времена СССР в украинском городе Николаеве.

Предназначение этого судна — спасение экипажа потерпевших аварию кораблей, поиск затонувших подводных лодок, а также обеспечение глубоководных испытаний и выполнение многих других важных задач.




Закладка корабля состоялась 29 ноября 1979 года, и почти через 10 лет судно вошло в состав Военно-морского флота. С января 1989 года оно служило на Черноморском флоте, а в сентябре 1993 года вошло в состав Тихоокеанского. В 1990-е годы планировалось списать судно на металлолом. Сообщалось, что катастрофа с затонувшей подводной лодкой «Курск» в августе 2000 года стала одной из причин решения в пользу восстановления «Алагеза», который уже начали «разбирать». По данным СМИ, к 2010 году корабль снова мог работать по назначению.

В течение 2016 года, согласно заявке военного ведомства, планируется провести модернизацию и текущий ремонт средств поиска и спасения подводных лодок — спасательного судна «Алагез».

На модернизацию «Алагеза» Минобороны планирует выделить до 23 млн 674 тыс. руб.

Работы будут проводиться в районе Владивостока. Срок сдачи обновленного корабля — до 25 ноября 2016 года. Дата соответствует традиционному сроку окончания ежегодного исполнения гособоронзаказа.

Согласно информации, размещенной на сайте госзакупок, 5 мая заканчивается прием заявок на участие в аукционе на проведение работ. Традиционным исполнителем гособоронзаказа по ремонту и сервисному обслуживанию кораблей и судов Тихоокеанского флота в Приморском крае является владивостокский Центр судоремонта «Дальзавод», соответственно, конкурс является формальным.

Тем не менее примечательно, что в конкурсной документации подчеркивается, что проводящая ремонтные работы организация не должна быть связана с Турцией (находиться под юрисдикцией республики или контролироваться гражданами Турции).

«Целью выполнения работ является расширение функциональных возможностей поисково-спасательного оборудования спасательного судна «Алагез» путем модернизации оборудования», — уточняется в заявке Минобороны.

В частности, планируется поставить на корабль новые системы подводного освещения, освещения водолазного колокола и барокамер, дооборудовать системы проводной телефонной связи введением коррекции «гелиевой» речи (высокого тембра голоса аквалангистов, дышащих гелиево-кислородной смесью). Судно также оснастят новыми системами медицинского контроля и системами видеонаблюдения и видеорегистрации — всего 11 цветных видеокамер различного назначения, три видеорегистратора и три видеомонитора.

Средства подводного освещения должны обеспечивать видимость подводных объектов на расстоянии не менее 3 м при прозрачности воды по белому диску не менее 10 м.

В начале 2016 года сообщалось, что спасательное судно «Алагез» находится на пирсе «Дальзавода», где на его борт погрузили новейший глубоководный батискаф «Бестер-1», который будет выполнять задачи до прибытия на Тихоокеанский флот новейшего спасательного судна «Игорь Белоусов». По плану «Игорь Белоусов» начнет межфлотский переход на ТОФ в конце мая — начале июня. Аппарат «Бестер-1» способен погружаться на глубину до 700 м. В числе его особенностей — новейшие системы управления аппаратом, точность его позиционирования и навигации на глубине, новая система наведения, посадки и крепления к аварийной подводной лодке, а также новая камера стыковки к аварийному выходу из подводной лодки, через которую можно будет эвакуировать людей при крене до 45°.

Может ли судно быть дважды спущено с наклонного стапеля, единожды поднято обратно на него, в конце концов, остаться недостроенным?

Вы думаете – нет? Ошибаетесь!

Оказывается, может. Такая судьба постигла спасательное судно «Аюдаг» проекта 05430 «Гиндукуш».

Обычно, о судьбе этого уникального судна, вспоминают после какой-нибудь крупной катастрофы на море с человеческими жертвами. Большие начальники важно надувают щеки, виновато опускают глаза и с огромной неохотой говорят о том, что новое, наполовину построенное спасательное судно было порезано на металлолом из-за проблем с финансированием.

А начиналась эта история со строительства серии спасательных судов проекта 537 на судостроительном заводе имени 61 коммунара в городе Николаев. Головное судно проекта «Эльбрус» было построено в 1980 году, а его модернизированный брат «Алагез» – в 1989 году.

Изначально предполагалось построить четыре спасательных судна такого проекта, по одному на каждый флот. Но жизнь внесла свои коррективы.

В 1984 году, поисково-спасательная служба ВМФ заказала проект нового спасательного судна подводных лодок Западному ПКБ г. Ленинграда. Проект 05430 получил название «Гиндукуш». Главным конструктором был назначен С.В. Чежин, заместителями Ю.Н. Ланцеховский и В.Л. Бескин. После смерти С.В. Чежина главным конструктором назначили Г.П. Курилко, а заместителями В.Л. Бескина и В.Ф. Дьяконова.


Основные характеристики спасательного судна проекта 05430 «Гиндукуш»:

Водоизмещение полное, т - 7000

Длина, м – 128

Ширина, м – 18,6

Осадка. м – 5,1

Скорость полного хода, уз – 15

Дальность плавания - 3000 миль (10 уз)

Силовая установка: 2х4500 кВт

Специальное снаряжение:

Спасательный глубоководный

аппарат пр.18270

Спасательный глубоководный

аппарат пр.18271


От спасателей предыдущих поколений «Аюдаг» отличался, в частности, тем, что был оснащен системой динамического позиционирования, позволявшей с помощью космической связи и без якорного закрепления удерживать судно точно над погруженным под воду объектом.

Обеспечить высокую точность позиционирования судна в пределах допустимого «пятна» над затонувшим объектом должны были пять подруливающих устройств ПУ 500 (разработчик – КБ «Винт») и два двигателя с ВРШ (разработчик и изготовитель – завод «Русский дизель»).

В районе мидель шпангоута в эллинге, на комингсе декомпрессионной камеры должен был разместиться автономный обитаемый спасательный подводный аппарат пр. 18270 «Бестер» (разработчик – ЦКБ «Лазурит») с глубиной погружения до 720 метров.

Экипаж аппарата состоял из 6 человек, а количество спасаемых подводников - 18 человек. Спуск и подъем подводного аппарата обеспечивался 50-тонным выдвижным мостом при волнении моря до 4-5 баллов (разработчик ПКБ «Прогресс»).

На борту размещался глубоководный водолазный комплекс проекта 10471 (разработчик ЗПКБ), позволяющий длительно работать на глубинах до 300 м.

Судно должно было иметь буксирную лебедку с тяговым усилием 600/300 кН, набор радиолокационных станций, гидролокационных станций и гидроакустическую станцию, позволявших судну эффективно выполнять поисковые и спасательные работы.

В 1985 году проект был рассмотрен на заседании Президиума научно технического совета министерства судостроительной промышленности и получил полное одобрение.

В 1986 году закончилась разработка рабочей конструкторской документации и на судостроительном заводе им. 61 коммунара в Николаеве началась подготовка производства к строительству головного судна.

26 января 1988 года на втором стапеле завода, состоялась закладка спасательного судна проекта 05430 «Гиндукуш», получившего название «Аюдаг».

В 1990 году, в связи с необходимостью освобождения второго стапеля завода под строительство корпусов плавучих гостиниц, по заказу Дании, было принято решение спустить недостроенную часть корпуса спасательного судна «Аюдаг» и переставить его на третий стапель завода. В один из выходных дней недостроенный корпус был спущен со второго стапеля и при помощи мощных лебедок поднят на третий.

Работы продолжились, но очень вяло, сказывались общие проблемы в экономике страны того времени. Но несмотря на это, корпус был сформирован почти полностью. Не хватало только носовой части. С распадом Советского союза работы прекратились полностью, и стал вопрос, что делать с «Аюдагом» дальше.

15 января 1993 года на межправительственном уровне был подписан вот такой документ:


Вот что писалось в газетах тех лет: "В Николаеве начаты работы по подготовке к спуску на воду в недостроенном виде (без носовой части) военного спасательного судна, заказчиком которого после распада СССР является министерство обороны России. На такую меру руководство завода имени 61 коммунара пошло вынужденно: финансирование сборки корпуса корабля прекращено, а верфи нужно освобождать стапель для начала постройки новых, более крупных рефрижераторов. Будучи достро­енным, спасатель не имел бы себе равных среди "собратьев".

1995 год принес новый документ, но уже только с Украинской стороны.


Несмотря на строительную готовность, которая на момент окончания работ составляла 57%, а поставки оборудования были выполнены на 85% - «Аюдаг» был обречен.

В 1996 году Украина продала уникальное спасательное судно с высокой степенью готовности в Турцию на металлолом.

10 июня 1997 года прозвучал приговор и для головного судна проекта «Осьминог» в виде приказа министра обороны № 288: "…СС "Эльбрус" вывести из состава действующего флота и пустить на слом…!"

Третье судно «Алагез» тоже почти продали в металлолом, но оно избежало участи своих братьев из-за трагедии произошедшей с АПЛ «Курск». Именно тогда, когда все члены её экипажа погибли, власть вспомнила об уникальном судне и из штаба ВМФ, напрямую была дана команда о срочном восстановлении «Алагеза» и незамедлительном введении его в строй.

Андрей Шинкаренко

Небольшой пассказ о спасательных судах, построенных в послевоенный период, на заводе имени 61 коммунара.


Обитаемый самоходный глубоководный подводный аппарат / глубоководный комплекс с судном-носителем первого поколения. Проект тактико-технического задания на создание аппарата получен ЛПМБ "Рубин" в начале 1966 г. Назначение аппарата - проведение поисковых и научно-исследовательских работ в интересах ВМФ на глубинах материкового склона до 2000 м. Одна из целей такого рода аппаратов - допоиск, классификация и обследование затонувших объектов. Главный конструктор - Н.А.Климов, ведущий конструктор по предэскизному проекту - Е.Н.Шахинин. Работы по предэскизному проекту велись с начала 1966 г. в группе Н.М.Климова. В конце 1966 г. проект передан главному конструктору Ю.К.Сапожкову, заместители - Г.Г.Кацман, Е.Н.Шахинин и М.Н.Диомидов. К концу 1966 г. создание предэскизного проекта в варианте с жидким и твердым легковесными заполнителями (см.Конструкция) завершено. Проект Постановления СМ СССР и проект приказа Минсудпрома СССР на рабочее проектирование согласованы к сентябрю 1967 г. В 1967 г. начато создание эскизного проекта.



Опытовый глубоководный аппарат АГА-6. Балаклава, 1993 г. (фото из архива пользователя diletant2010, http://forums.airbase.ru).


Глубоководный аппарат АС-8 "Поиск-2" пр.1832 на ходовых испытаниях (фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru).


Глубоководный аппарат АС-24 "Поиск-2" пр.1832 (фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru).


Аппарат АС-27 "Поиск-2" в трюме спасательного судна "Алагез", Тихоокеанский флот, 2010 г. (автор фото - Дмитрий Корнилов, http://www.northlands.ru).


В 1968 г. для строительства на Ново-Адмиралтейском заводе начата разработка рабочей конструкторской документации пр.1832. Приказом министра Минсудпрома СССР Б.Е.Бутомы от 1 июля 1970 г. проектирование глубоководных аппаратов передано из ЛПМБ "Рубин" в ЦПБ "Волна" (позже переименовано в СПМБМ "Малахит"). До конца 1970 г. в ЦПБ "Волна" переведены главный конструктор Ю.К.Сапожков и его заместители, предэскизный проект "Поиск-2С", эксплуатационная документация пр.1832. В 1971 г. велись работы по предэскизному проекту пр.1847, обеспечивалось сопровождение постройки опытного образца пр.1832.


Модель глубоководного аппарата "Поиск-2" пр.1832 в музее ЦНИИ им.академика А.Н.Крылова, 21.11.2011 г. (http://flotprom.ru).


Головной аппарат пр.1832 "Поиск-2" - АГА-6 (заводской №01650) заложен на участке глубоководных аппаратов цеха №15 на Ново-Адмиралтейском заводе 31 марта 1970 г. Строительство головного аппарата шло медленно из-за сложности и новизны проекта - сроки сдачи головного аппарата были перенесены на более поздние совместным решением Минсудпрома и ВМФ от 26 сентября 1972 г. Строительство опытового ГА "Поиск-2" АГА-6 было завершено в сентябре 1973 г., аппарат спущен на воду на р.Нева плавкраном.

Заводские и государственные испытания проводились на Черном море (г.Севастополь), куда аппарат был доставлен по железной дороге в октябре 1973 г.. В связи неготовностью ко времени испытаний аппарата штатного судна-носителя для базирования было выделено спасательное судно «Коммуна». В испытаниях и для их обеспечения задействовались так же гидрографические суда «Адмирал Владимирский» и ГС-78. Проведение наладочных работ, швартовные и заводские ходовые испытания продолжались с ноября 1973 г. по декабрь 1975 г. и завершились погружением на глубину 2130 м с экипажем и главным конструктором Ю.К.Сапожковым на борту. Головной аппарат АГА-6 сдан ВМФ 25 декабря 1975 г. в опытную эксплуатацию с базированием на СС "Коммуна".

Приказом по Минсудпрому СССР от 23 февраля 1974 г. в СПМБМ "Малахит" объединены ЦПБ "Волна" и СПМБМ, в новое КБ перешли работы по глубоководной тематике. В 1975 г. одновременно со строительством опытного образца пр.1832 начаты работы по головному серийному аппарату проекта - АС-8. С 1986 г. главным конструктором проекта назначен (в связи с кончиной Ю.К.Сапожкова) В.И.Баранцев, а с конца 1987 г. - В.Г.Марков. Всего построено 4 аппарата, последний - АС-27 - сдан флоту 31 декбаря 1989 г. Конструктивно серийные АГА несколько отличались от опытового АГА-6.


Назначение аппаратов пр.1832:
- исследование оптических характеристик водной среды (прозрачность, освещенность, биолюминесцентный потенциал);
- исследование пульсаций температуры и скорости потоков, микроструктуры и рельефа грунта, а также распределения по глубине геофизических полей Земли (потенциальное, магнитное и электрическое);
- обнаружение подводных объектов в заданных районах, их визуальное обследование и фотографирование.
- доставка на грунт и подъем на поверхность груза массой до 400 кг;
- в пределах возможности манипуляторов проведение ряда работ - сверление и нарезание резьбы, отворачивание и наворачивание гаек, закрепление специального карабина, открывание задраек откидных листов и самих листов и т.п.

Конструкция - особенностью конструкции аппарата пр.1832 является размещение ЭУ, судовых систем и устройств в междубортном пространстве и обеспечение управления ими дистанционно из прочного корпуса; обеспечение спасения экипажа средствами самого аппарата за счет сброса балласта или оборудования; применение системы автоматического управления средствами подводного маневрирования; размещение на аппарате научно-исследовательского оборудования и аппаратуры, позволяющих проводить комплексные гидрографические, гидрологические, геофизические и акустические исследования среды и дна.

При разработке прочного корпуса лодки обнаружено. что при том уровне технологии создание корпуса из металла, обеспечивающего необходимую прочность на грубинах до 6000 м возможно, но масса такой конструкции со всем оборудованием будет превышать 1000 кг на куб.м. Соответственно, для обеспечения плавучести такого корпуса потребуются дополнительные внешние объемы обеспечения плавучести с легковесным заполнителем. согласно проведенным исследованиям легковесным заполнителем мог послужить либо бензин фракции "рафинат-риформинг" либо новый твердый материал - сферопластик - изучение которого велось по теме НИР "Глубина".


Двигатели - электродвигатели, электрическая энергетическая установка на аккумуляторах.
- двигатель горизонтального хода КП-10 мощностью 13.6 л.с. с винтом фиксированного шага
- движительный комплекс вертикального перемещения ДВР-10 мощностью 13.6 л.с. с винтом регулируемого шага
- подруливающее устройство ПУ-6 мощностью 10.9 л.с. с вином фиксированного шага

Аккумуляторы:
Энерговооруженность общая - ок. 150 кВт
- основные СП-680 - 116 шт
- вспомогательные СП-680 - 14 шт
- дополнительные НК-13 - 44 шт


Винто-рулевая группа аппарата типа "Поиск-2". На фото аппарат АС-27 в трюме спасательного судна "Алагез", Тихоокеанский флот, 2010 г. (автор фото - Дмитрий Корнилов, http://www.northlands.ru).


ТТХ аппарата :
Экипаж - 3 чел
опытовый аппарат АГА-6 серийные аппараты проекта
Длина 16,33 м 15,85 м
Ширина 2,52 м 2,52 м
Высота 5,1 м 5,1 м
Осадка 3,3 м
Водоизмещение полное 64,9 т 65,8 т
Масса полезной нагрузки 3100 кг 3100 кг
Масса груза поднимаего на поверхность со дна 400 кг 400 кг
Глубина погружения - до 2000 м (по ТТТ ВМФ СССР)
- 2000 м (рабочая)
- 2130 м (предельная)
- 2000 м (рабочая)
- 2130 м (предельная)
Скорость подводная горизонтальная 3 уз 2.7 уз
Скорость подводная вертикальная 0,6 уз 0,64 уз
Мореходность до 5 баллов до 5 баллов
Автономность
- по электроэнергии - 8-10 часов
- по жизнеобеспечению - 72 часа

Оборудование - аппарат оборудован двумя манипуляторными устройствами грузоподъемностью по 30 кг для подводных работ.

Система автоматического управления "Циркон".


опытовый аппарат АГА-6
серийные аппараты проекта
Гидроакустическое оборудование обзорная ГАС "Коралл"
НГС "Сириус"
"Луч-2Г"
"Протей-2"
обзорная ГАС "Крильон"
"Луч-2Г"
"Протей-2"
Навигационное оборудование "Мста-2"
"Нара-1"
"Кемь"
"Мста-2"
"Нара-1"
"Кемь"
"Экватор"
Оборудование радиосвязи Р-130
"Бук-2"
"Самшит-2"
Р-130
"Бук-2"
"Самшит-2"
"Лиственница"
Регистрирующее оборудование МС-61
ЭРА
АКС-2П
МС-61
ЭРА
АКС-2П
"Даль"
Научно-исследовательское оборудование "Градиент-6"
"Шалар-2"
АМП
"Аралия"
"Чета-Б"
"Колва-2"
"Градиент-6"
"Шалар-2"
АМП
"Дарасун"
МРС-01
"Колва-2"
"Шамора-2П"
Средства наблюдения ПНТ-451
ПНТ-452
ТКУ "Шар-2"
ПНТ-451
ПНТ-452


Манипуляторное устройство аппарата "Поиск-2". На фото АС-27. Фото сделано в трюме спасательного судна "Алагез", Тихоокеанский флот, 2010 г. (автор фото - Дмитрий Корнилов, http://www.northlands.ru).


Модификации :
пр.1832 "Поиск-2" - глубоководный подводный аппарат / глубоководный комплекс с глубинами работ до 2000 м и стальным корпусом.


Глубоководный аппарат АС-27 "Поиск-2" пр.1832 на ходовых испытаниях - вид с кормы (фото из архива sam7, http://forums.airbase.ru).


пр.1847 "Поиск-2С" - вариант проекта с корпусом из стеклопластика, относится ко второму поколению глубоководных средств, разработка начата в 1967-1969 г.г. одновременно с работами по ОКР " ". Велась разработка проекта тактико-технического задания. Эскизный проект разработан группой главного конструктора Ю.К.Сапожкова к концу 1973 г. Разработка прекращена в 1973-1974 г.г.

Суда-носители :
Проектирование судна-носителя по теме ОКР "Осьминог" велось Западным проектно-конструкторским бюро Минсудпрома СССР. Главный конструктор - М.К.Горшков, ведущий конструктор - Г.А.Мангаев. Тактико-техническое задание предусматривало создание эскадренного спасательного судна пр.537 ("Осьминог") несущего спасательные и рабочие подводные аппараты. Строительство судна предполагалось на Ново-Адмиралтейском ССЗ (г.Ленинград). По состоянию на 1970 г. технический проект судна-носителя не завершен, в разработке только эскизный проект. В конце 1969 г. принято решение о модернизации в качестве носителя аппаратов "Поиск-2" судоподъемного судна "Коммуна" постройки 1915 г. Модернизацию планировалось вести на Севастопольском морском заводе.

В результате работ по ОКР "Осьминог" создано спасательное судно пр.05370 "Эльбрус" (второй корабль проекта - "Алагез). В качестве штатных кораблей-носителей использовались спасательные суда пр.05370, пр.05360 и 05361. СС "Алагез" пр.05370 вошел в состав Тихоокеанского флота в 1989 г. Корабль несет на борту комплекс длительного пребывания и работы водолазов-глубоководников, два вертолета Ка-27ПС, оборудован системой динамического позиционирования над затонувшим объектом.
ТТХ пр.05370:
- водоизмещение - 13500 т
- скорость хода - 22 уз
- автономность - 90 сут
- количество глубоководных аппаратов - 5


Спуск глубоководного аппарата АГА-6 "Поиск-2" пр.1832 с судна-носителя на воду (фото из архива sam7, http://forums.airbase.ru).


Спасательное судно "Алагез" пр.05370, фото не позже 2009 г. (фото из архива Vitalicus, http://fotki.yandex.ru).


Спасательное судно-носитель "Алагез" и аппарат АС-27 типа "Поиск-2" в трюме "Алагеза", Тихоокеанский флот, 2010 г. (авторы фото - Ezh и Дмитрий Корнилов, http://www.northlands.ru).


Статус : СССР
- 1976-1978 г.г. - аппарат АГА-6 использовался в экспедиционных походах по глубоководным исследованиям каньонов в восточной части Черного моря. Были обследованы каньоны: Бурун-Табийский - до глубины 402 м, Чорохский - до глубины 1142 м, Рионский - до глубины 313 м и Супсинский - до глубины 192 м. Обследовались затонувшие суда и подводные объекты.

1979 г. - заводские и государственные испытания первого серийного аппарата "Поиск-2" АС-8 проходили на судне «Михаил Рудницкий».

1986 г. - на ЛАО в строительстве 2 серийных образца глубоководных аппаратов "Поиск-2".

1988-1989 г.г. - флоту сданы 2 аппарата пр.1832 - АС-24 и АС-27.

Реестр аппаратов пр.1832:

№пп Наименование Завод Заводск.№ Закладка Спуск на воду Сдан ВМФ
01 опытовый АГА-6 Ново-Адмиралтейский завод, ответственный сдатчик - Гертик Ш.Ш. 01650 31.03.1970 г. сентябрь 1973 г.
25.12.1975 г.
02 серийный головной АС-8 01651 16.05.1975 г. 08.05.1979 г. 29.12.1979 г.
03 серийный АС-24 Ленинградское Адмиралтейское Объединение, ответственный сдатчик - Васильев С.И. 01663 12.02.1985 г. 10.12.1988 г. 31.12.1988 г.
04 серийный АС-27 Ленинградское Адмиралтейское Объединение, ответственный сдатчик - Васильев С.И. 01671 30.10.1986 г. 09.11.1989 г. 31.12.1989 г.

Источники :
Самко Ю.Г. Подводные аппараты ВМФ СССР и России. // Тайфун №3 / 1999 г.
Форумы "Авиабазы". Сайт http://forums.airbase.ru , 2011-2012 г.г.
Шанихин Е.Н. Глубоководные аппараты. Вехи глубоководной тематики. М., "Техника-молодежи", 2003 г.
Штурм глубины. Сайт

В Петербурге в начале 2018 года начали капитальный ремонт одного из четырех дизельных двигателей 68Г силовой установки спасательного судна Тихоокеанского флота проекта 537 "Алагез ". Об этом сообщает журналист Mil.Press FlotProm с места ремонта агрегата на петербургской площадке Кингисеппского машиностроительного завода (КМЗ). Второй двигатель также скоро начнут ремонтировать.

Специалисты КМЗ "капиталят" двигатель в рамках контракта со владивостокским "Дальзаводом" в интересах Минобороны. Для доставки в Петербург специалисты с Дальнего Востока разобрали дизель по частям, чтобы не делать крупный разрез в борте корабля.

Как рассказал журналисту издания замдиректора по производству предприятия Вячеслав Руденков, специалисты Кингисеппского машиностроительного завода отдефектовали поступившие части двигателя, определив перечень деталей для ремонта или замены. Уже изготовлен новый остов дизеля – туда ставятся новые коленчатые валы, втулки рабочего цилиндра и секции выхлопного коллектора. Эти составляющие израсходовали свой ресурс, так как судно использовали достаточно активно.

Завод освоил полный цикл изготовления деталей таких дизелей, в том числе с последующей установкой на корабль. После получения с Дальнего Востока всех запчастей предстоит дефектация, сборка, стендовые испытания дизеля, после чего двигатель установят на борту судна.

Один из членов экипажа "Алагеза" рассказал Mil.Press FlotProm, что судно способно ходить и на двух дизелях, а в экстренных случаях – даже на одном. Он отметил, что в последние годы спасатель эксплуатировался очень активно, планируется "капиталка" еще одного двигателя. Он уже отправлен в европейскую часть России.
После ремонта на Дальзаводе "Алагез" в начале 2018 года прибыл в место базирования на Камчатке и продолжает службу, выполняя свои задачи с тремя двигателями. В январе пять экипажей вертолетов морской авиации Тихоокеанского флота Ка-27 в противолодочном и поисково-спасательном вариантах выполнили взлеты и посадки на спасатель. В конце марта в акватории Авачинского залива экипаж "Алагеза" провел учение по оказанию помощи аварийной подводной лодке, лежащей на грунте.

Справка Mil.Press FlotProm

"Алагез" – спасательное судно проекта 537 "Осьминог". Введено в строй 28 января 1989 года и первоначально входило в состав Черноморского флота. На Тихий океан судно перевели в 1993 году. На его борту размещаются батискафы для поиска аварийных подлодок, а также спускаемый водолазный колокол для проведения подводных работ. Несмотря на статус спасательного судна по проекту "Алагез" вооружен четырьмя 30-мм артустановками АК-630.

Дизельные двигатели 68Г размерности 18 ДПН 23/2х30 производства "Русского дизеля" устанавливались на целый ряд кораблей и судов, в том числе БДК проекта 1171, танкеры проектов 577 и 1549, суда связи проекта 1826, а также ракетные катера проекта 11661.