Психология тренинг игра в шахматы. Секреты игры в шахматы. Кто они — шахматные короли? О чем эта книга

Психология тренинг игра в шахматы. Секреты игры в шахматы. Кто они — шахматные короли? О чем эта книга

Ключевые слова: саморегуляция, спортивная форма, спортивный результат, дебют, миттель­шпиль, эндшпиль, цейтнот.

Key words: Self-Regulation, sportswear, athletic performance, debut, middlegame, endgame, pressed for time.

Резюме. Статья посвящена особенностям психологи­ческой подготовки шахматистов высших разрядов к спор­тивным соревнованиям. Психологический анализ в статье переходит в педагогические рекомендации по организации учебно-тренировочного процесса как для спортсменов пер­вого разряда и кандидатов в мастера спорта России, так и для их тренеров.

Summary. The article concerns the peculiarities of psychological preparation shahmatis comrade-top bits of sports. Psychological analysis of the article goes into pedagogical recommendations on the organization of training process for both athletes and first-dass candidates for master of sports of Russia, and for their coaches.

Введение.

Трудна и многогранна деятельность тренера при подготовке своих учеников к шахматным соревно­ваниям. Необходимо максимально полно обладать информацией о будущих противниках, наметить точ­ные планы действий, дебютные построения, страте­гию миттельшпиля и эндшпиля, произвести детали­зацию знаний и умений ученика, создать рабочую модель соревнования и т. д. Но самое главное тре­неру необходимо «войти» в роль друга - психолога-наставника, поскольку нельзя переоценить роль психологической подготовки к соревнованиям. Даже проигрыш одной партии может привести к нервному стрессу. Соревнования бывают разные по цели, масштабу и степени психологической напря­женности: отборочные, контрольные, командные, матчи и т.д. Самыми сложными в психологическом плане являются матчи на первенство мира, т.к. накал борьбы очень высок.

Лучшими матчевыми бойцами были Эм. Ласкер, А.А. Алехин, М. М.Ботвинник, ГК.Каспаров. Соревно­вания принято также делить на тренировочные,

подводящие и кульминационные (главные). К глав­ному старту необходимо подходить через серию тренировочных, а затем подводящих соревнований. Количество стартов в этих соревнованиях опреде­ляет тренер, исходя из индивидуальных особенно­стей спортсмена.

Методы и организация исследования.

В исследовании проведены экспертный опрос, психологический и педагогический эксперименты на базе кафедры теории и методики ИИВС РГУФКСМиТ.

Результаты и их обсуждение.

Невозможно достичь высоких, стабильных результатов, редко выступая на соревнованиях. Именно там проверяются потенциальные возмож­ности спортсмена и его мастерство, выявляются недостатки теоретической, спортивной и психо­логической подготовки, воспитываются волевые качества, проверяется спортивная форма. Высшая спортивная форма характеризуется состоянием наибольшей работоспособности и определяется комплексом компонентов подготовленности, в част­ности психологической подготовкой. Одной из при­чин, обуславливающей взлёт или падение спор­тивных результатов - это работоспособность ЦНС Она, в конечном счете, управляет всеми силами и возможностями человека. Психофизиологический настрой спортсмена напрямую связан с ЦНС, поэто­му очень важно регулировать режим тренировок и отдыха спортсмена, т.к. все они имеют разные темпы становления спортивной формы и динамику рабо­тоспособности ЦНС, что требует особого внимания тренера. Прежде всего, спортсмена надо подгото­вить к возможным отклонениям от моделирован­ных условий, неожиданным ситуациям и непредви­денным трудностям (например, М.Ботвинник и его тренер-секундант В.Рагозин играли под шум радио и курение папирос).

В процессе подготовки к соревнованиям важно осуществлять психолого-педагогические и психоло­гические воздействия:

  • свести к минимуму отрицательные психоги­гиенические воздействия: работать на преодоление психологической несовместимости;
  • организовать разнообразную культурно-массовую программу, отдых и развлечение спор­тсменов;
  • проводить лекции, беседы психологов о воз­можностях и перспективах самоуправления психи­ческим состоянием в процессе поединка;
  • организовать обучение спортсменов методике психорегуляции (например - вариантам аутогенной тренировки, методике самовнушения и пр.).

Необходимо учитывать не только точное время старта, но и возможную продолжительность сорев­нования, создавая у спортсмена мощный психоло­гический настрой на высокий результат в опреде­лённое время. Накануне старта обычно спортсмен ощущает высокую нервозность. Чтобы её снять рекомендуются занятия такими видами спорта как лыжи, настольный теннис, бадминтон, игра в фут­бол, плавание и т.д. Основой психологической под­готовки спортсменов является воспитание таких морально-волевых качеств как:

  1. Сила воли - самое главное волевое качество, достигается за счёт образования мощной мотива­ции для занятий шахматами.
  2. Трудолюбие, настойчивость, терпеливость. Воспитывается путем постепенного увеличения нагрузок, часто используется групповой метод выполнения упражнения, игровые моменты.
  3. Выдержка и самообладание. Психическая устойчивость спортсмена, его хладнокровие и само­обладание в самых сложных и трудных соревнова­тельных ситуациях - основа успеха в любом виде спорта, а в шахматах особенно.
  4. Решительность. Молниеносно изменяющаяся ситуация на шахматной доске требует мгновенной оценки и решительных действий, готовности пойти на обоснованный риск.
  5. Мужество и смелость. Выражают моральную силу и волевую стойкость человека, присутствие духа в опасной ситуации, готовность смело и реши­тельно бороться за достижение благородной цели.
  6. Уверенность в своих силах. Это качество-главная основа бойцовского характера. Необходимо укреплять у спортсменов веру в свои силы - это поможет овладеть новыми тренировочными нагруз­ками и добиться успехов в соревнованиях, что, в свою очередь, укрепляет уверенность в себе.
  7. Дисциплинированность. Это умение подчи­нять свои действия требованиям долга, правилам и нормам, принятым в нашем обществе. Большое значение для воспитания дисциплины имеет соблю­дение тренировочного и гигиенического режима, в том числе полный отказ от курения и алкоголя.
  8. Воля к победе. Проявляется в сочетании всех волевых качеств спортсмена, но, вместе с тем, необ­ходимо специально укреплять волю к победе. Борь­ба за спортивную честь команды и коллектива в зна­чительной мере усиливает стремление победить.

Помимо воспитания волевых качеств, необходи­мо изучать творчество своих потенциальных сопер­ников, их психологические особенности. Чем лучше спортсмен знает своего противника, тем легче ему бороться с ним.

Тренируясь в моделированных условиях пред­стоящего соревнования, необходимо подготовить спортсмена к возможным отклонениям от обыч­ных условий, неожиданным ситуациям и непред­виденным трудностям. Трезвая оценка ситуации и убежденность в ее преодолении - основа спортив­ного мастерства. Спортсменам необходимо знать, что преувеличенное восприятие трудностей может достигать таких крайностей, при которых возника­ет не только сомнение, но и страх. Поэтому очень важна психическая устойчивость. Еще Марк Авре­лий утверждал, что: «Перестрой отношение к вещам, которые тебя волнуют, и ты будешь от них в безопас­ности». Главное никогда не падать духом. Как прави­ло, причина поражения - это потеря психической устойчивости. Нужно научиться отражать психи­ческие атаки противника, но самому относиться к соперникам с уважением и добротой. Некоторые тренеры, стараются создать тепличные условия для своих воспитанников. Это неправильно. Здесь умест­но вспомнить слова И.П. Павлова: «Тепличная обста­новка при воспитании может привести к тому, что человек с сильной нервной системой на всю жизнь останется жалким трусом». Каждый тренер должен понимать, что для того, чтобы воспитать в своем ученике различные спортивные и психологические качества, он сам должен обладать ими в полной мере. Воспитывая других - совершенствуйся сам!

И еще одно. Очень важно воспользоваться сове­тами спортивного психолога. «Шахматы - это не только сложная игра, но и борьба характеров, лич­ностей, интеллектов. Поэтому на ход шахматной партии действуют разнообразные факторы, в зави­симости от сильных и слабых сторон спортсменов, психологических особенностей партнеров. И многие проблемы, проявляющиеся в шахматной игре, имеют психологический характер (потеря концентрации внимания, ощущение ответственности, недооценка собственных сил, переоценка сил соперника, сни­жение продуктивности мыслительной деятельности в условиях цейтнота и т.д.).

Задача спортивного психолога - помочь шахматисту накопить такой запас воли, кото­рый поможет одержать победу над самим собой в самых сложных ситуациях, когда мышлению начинают мешать сомнения и страх.

При регулярной психодиагностике и активном участии психолога в тренировочном процессе становится возможным учет индивидуальных осо­бенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы психических качеств и умений. Своевременно определить особенности психики и разработать для каждого занимающегося индивидуальный план развития способностей, стра­тегию предсоревновательного и соревновательного поведения - это тоже область деятельности спор­тивного психолога.

Шахматы - один из самых сложных видов спорта по качеству и количеству психических нагрузок, поэтому так необходимо помимо освоения мето­дик саморегуляции вводить занятия с физически­ми нагрузками (бег, подвижные игры). Оптимально подобранные физические нагрузки положительно влияют на самочувствие, они придают уверенность и снимают психологическое напряжение, которое обычно накапливается за период участия в сорев­нованиях.

Несомненно, помимо тренера на спортивную жизнь своих детей большое влияние оказывают родители. Поэтому хорошо, если психолог взаимо­действуют с родителями спортсменов, в не зависи­мости от возраста спортсмена. Не всегда родители адекватно реагируют на проигрыши и выигрыши своих детей. И некоторые спортсмены испытыва­ют на себе негативную реакцию своих родителей, которые считают, что жесткий авторитарный стиль воспитания и постоянные порицания вплоть до окриков и «срывов» на своих детей за проигрыши, могут простимулировать к упорным занятиям детей. Однако, в первую очередь, результатом будет сниже­ние самооценки, уверенности в себе и понижение мотивации к достижению победы (и как противопо­ложность - будет формироваться мотивация избега­ния неудачи).

Но есть и другая крайность. Отрицательное вли­яние на соревновательный результат детей также оказывает гиперопека со стороны родителей, вслед­ствие которой в стрессовой, неопределенной ситу­ации спортсмен будет теряться, вместо того, чтобы обращаться к собственным ресурсам. Зачастую на соревнованиях некоторые родители слишком опе­кают своих детей, мешая мобилизоваться и войти в нужное состояние, а тревога, волнение родителей на турнире может передаваться детям. Поэтому пси­холог проводит консультации родителей, рассказы­вая, как они могут помочь детям в их спортивной жизни, как оказывать поддержку на соревнованиях, помогать переживать горечь поражения и быть союзниками в этом нелегком спортивном деле.

Большая результативность психологической работы достигается, если психолог сотрудничает не только со спортсменом и его родителями, но и с тренером, т.к. тренер - главный человек в спортив­ной жизни своего спортсмена. Зачастую приходится вырабатывать эффективные способы секундирования спортсмена, чтобы успокоить или, наоборот, активизировать спортсмена, и правильно подобран­ные слова, звучащие из уст тренера играют очень важную роль не только при настрое перед сорев­нованием, но и при обсуждении результатов игры. Ведь словом можно вдохновить, а можно и способ­ствовать уменьшению веры в себя. Поэтому, зная психологические особенности спортсмена (темпе­рамент, сила нервной системы, движущие моти­вы и т.д.) индивидуально к каждому можно найти эффективный подход, который будет сказываться на профессиональном росте спортсмена. Хорошо, когда «заказ» психологу о работе со спортсменом исходит именно от тренера, который лучше, чем другие знает своего подопечного и особенности его предсоревновательного и соревновательного поведения, тогда психологический контроль идет совместно с тренером, помогая психологу выраба­тывать оптимальные пути достижения поставленных целей. Поэтому взаимодействие тренера и психо­лога является оптимальным, ведь цель у них одна - успехи спортсменов.

Заключение.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что для достижения максимального спортивного результата в подготовке шахматистов необходимо гармоничное сочетание трех составляющих: технико-тактической, физической и психологической.

Литература:

  1. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, осно­ванных на содержательном обобщении. -Томск: Пеленг, 1992, 112 с.
  2. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. ДБ. Эльконина, А.Л. Венгера; Науч.-исслед. ин-т. Общей и педагогической психологии Акад. пед. Наук СССР. - М.: Педагогика, 1988.- 136 с.
  3. Крогиус Н.В. Психология шахматного творчества. - М.: Физкультура и спорт, 1981.- 183 с.
  4. Тихомиров O.K. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.- 272 с

Сегодня мы поговорим о психологии шахматных ошибок или просто, почему шахматисты делают эти ошибки. Если ваша цель улучшить свою игру, то для начала Вам следует определить свои ошибки. Только тогда вы сможете их предотвратить.

Мы рассмотрим статью «Психология шахматной ошибки », которая была опубликована в «Шахматном листке» №19 в 1928 году. В ней обсуждаются наиболее распространенные типы шахматных ошибок, основанные на собственном опыте автора и играх против таких великих шахматистов, как Алехин, Ласкер и т.д.

Изучение произведений шахматного искусства наталкивает нас на целый ряд весьма любопытных и поучительных проблем. Большинство из этих проблем не только не изучены нами, но даже и не поставлены: для разрешения. Мы просматриваем отдельные партии, любуемся причудливым сплетением фигур на шахматной доске, восхищаемся глубиной комбинации, сожалеем о допущенной ошибке, но строго научного подхода к изучению шахматного творчества у нас нет.

Мы можем детально проанализировать партию, мы можем указать ряд упущенных противниками выигрывающих вариантов, а вот на основании тысячи игранных партий определить из каких элементов складывается шахматная победа — мы не можем. То есть не то, что не можем, а просто как-то не задумываемся над этим вопросом. Эти вопросы еще ждут своих исследователей. Придет время и появятся шахматисты-исследователи, которые произведут строгую классификацию всех способов построения партии (это не будет простой подбор дебютных вариантиков, который мы имеем и теперь), ведения атаки и защиты и, наконец, осуществления выигрышных идей.

Здесь невольно напрашивается сравнение со спортом. Когда мне говорят—Лурих положил Аберга двойным нельсоном мне все ясно. Хотя я и не был на состязании, но могу представить себе картину заключительного момента борьбы. А попробуйте спросить шахматиста, как он выиграл, и он начнет рассказывать длинно и непонятно. Или предпочтет просто взять доску и показать. У него даже и терминологии нет для такого рассказа.

Терминология появится тогда, когда будет произведена предварительная работа по суммированию и классификации шахматных идей. Конечно, шахматы не борьба. Небольшое сравнительно количество приемов борьбы трудно даже и сравнить с бесконечным разнообразием творческих возможностей шахматной мысли, но это еще не значит, что такая работа невозможна. Сумели же ботаники классифицировать бесконечное разнообразие растительного царства и произвести четкое деление его на различные роды и виды.

В этом отношении задачное и этюдное искусство, несмотря на свою сравнительную молодость, значительно опередило практическую игру. Здесь уже имеются элементы классификации. Здесь налицо гораздо более углубленное изучение своего предмета. К числу совершенно не изученных и даже еще не поставленных проблем относится и тема, которая является заголовком настоящей статьи—психология шахматной ошибки. Мы привыкли просто констатировать, что партия проиграна вследствие такой то ошибки и на этом успокаиваемся. А вот суммировать целый ряд ошибок, и изучив их, вывести определенные законы—до этого мы еще не дошли.

Должен сказать, что и моя статья является только первым скромным шагом в этом направлении. Трудно, вторгнувшись в неизведанную область, сразу претендовать на какое-то серьезное знание. Колумб тоже открыл не Америку, а лишь тот берег, на котором он высадился.

Итак, перейдем к существу затронутого вопроса.

Изучая за свою продолжительную шахматную деятельность огромное количество всякого рода игранных партий, я установил несколько типов ошибок, которые периодически вновь и вновь повторяются. Все эти ошибки имеют психологическую основу. Знакомство с ними интересно не только с точки зрения углубленного изучения шахматного творчества, но и с практической точки зрения. Уяснив себе сущность отрицательного явления, мы найдем и средство для его преодоления. Типов таких ошибок очень много, и я остановлюсь лишь на некоторых из них, иллюстрируя их приемами преимущественно из собственной практики. По каждому типу я приведу лишь один пример, но каждый читатель несомненно сам может дополнить его целым рядом аналогичных примеров из практики собственных состязаний.

1. Исчезнувшее поле

Очень часто ошибка проистекает из того, что перед глазами стоит доска и фигуры. Поясню это. Для того, чтобы обдумать комбинацию, нужно оторваться мыслью от того положения, которое стоит на доске и представить себе новое, воображаемое положение, которое получится после ряда ходов обоих противников. В этом случае положение, которое стоит на доске, не только не помогает, а наоборот мешает расчету. Иногда же оно настолько сбивает с толку, что весь расчет оказывается неправильным.

Приведу пример:

Только с большим трудом удалось мне свести эту партию в ничью. Между тем, сыграй я на втором ходу Ф:g4 и черным пришлись бы сдаться, т. к. на 2...Кр:f7 последует уже настоящий мат в 3 хода.

Почему же я просмотрел такой простой ход 3. ... Kpg8? Да очень просто! Посмотрите исходное положение. В нем поле g8 атаковано двумя фигурами—слоном bЗ и ферзем g5. И, рассчитывая свою комбинацию, я, смотря на доску, составил себе ошибочное представление, что на g8 король пойти не может.

2. Разрушенная перегородка

К такому же роду, но другому типу ошибок относится следующий случай. 22 мая 1923 г. в 3-й партии моего матча с тем же В. И. Ненароковым после 13-хода черных получилось следующее положение:

Многие скажут: грубый зевок. Да, зевок, но интересна психология этого зевка. Затевая свой план и смотря на доску, я видел, что черный ферзь g5 и незащищенный белый слон b5 разделены плотной перегородкой — пешкой е5. Это представление твердо укрепилось в моем сознании. Настолько твердо, что даже, когда черный ферзь взял слона, мне показалось, что он перескочил через пешку.

3. Забытая фигура

Этот тип ошибки тоже родственен предыдущему, но уже в другом плане. Лучше всего демонстрирует её пример партии Алехин — Блэкберн, игранной 22-го апреля 1914 г. в Петербургском международном турнире. В этой партии после 10-го хода черных получилось следующее положение:

Только изумительная изобретательность Алехина позволила ему свести эту безнадежную партию в ничью. „Чем объяснить, что вы так грубо зевнули?" спросил я Алехина позднее. „Да помилуйте", ответил Алехин: „я просто забыл про слона. Я забыл, что он существует".

Такого рода забывчивость явление довольно частое. Только не всегда оно приводит к такого рода катастрофическим результатам.

4. "Естественный" ход

Увлечение "естественными" ходами или расчет на "естественный" ответ противника также очень часто приводит партию к гибели. Приведу пример. 24-го ноября 1920 г. я играл партию с Н. И. Грековым в Московском четверном матч-турнире. После 8-го хода белых получилось следующее положение:

Совет: Чтобы бороться с грубыми ошибками, находить правильный план в сложных позициях, усилить свое позиционное и тактическое зрение, мы рекомендуем Вам . Сотни шахматистов уже получили выгоду от нашего обучения. Не ждите,

Только каким-то чудом удалось мне свести эту безнадежную партию в ничью. Между тем, сыграй я в положении, изображенном на диаграмме, просто Фс7, я сохранял бы все свои преимущества.

5. Опасности успеха

Бывает так, что шахматист, добившись определенного преимущества в положении или материального перевеса, начинает играть спустя рукава и тем упускает победу. Это случай довольно частый. В моей партии с Эм. Ласкером, которую я играл 19-го ноября 1925 года в Московском международном турнире, после 13-го хода белых получилось следующее положение:

6. Погоня за красотой

Этот тип проигрыша несколько родственен предыдущему. Иногда шахматист, добившись позиционного преимущества вместо того, чтобы реально использовать его, увлекается случайной красивой комбинацией и тем упускает все свои шансы. Примеров этому много. В моей партии с Я. Д. Данюшевским, игранной 18-го октября 1920 г. на чемпионате РСФСР Всероссийской шахматной олимпиады, после 24-го хода черных получилось следующее положение:

7. Неожиданный шах

Сколько партий проиграно из-за неожиданного шаха! Это нестоящий бич комбинаций! Психологическая же основа его та же, что и в первых двух указанных мною случаях. Положение, которое стоит на доске, затрудняет расчет. Между тем с первых же ходов одни линии открываются, другие закрываются, и у фигур появляется возможность того или иного неожиданного выпада. Учесть все это за доской иной раз бывает очень трудно.

В пятой партии моего второго матча с М. Г. Кляцкиным, которая игралась 15-го июля 1922 года, после 22-го хода черных получилось следующее положение:

Если посмотреть положение за два хода до злополучного шаха,то станет ясно, почему я его просмотрел. Слон f6 загораживал ферзю дорогу на g6, в то время как мой слон g2 прикрывал ферзя от шаха. Шах стал возможен только потому, что оба слона один за другим покинули свои позиции.

8. Смешение идей

Бывает так, что в положении можно избрать два различных плана игры. В этом случае нет ничего хуже, как пытаться проводить оба плана. Получается смешение идей, и ни один план не удается как следует выполнить. В четвертой партии моего первого матча с Н Д. Григорьевым, которая игралась 14-го июля 1919 года, после 22-го хода черных получилось следующее положение:

На этом закончу демонстрацию моих примеров. Все они подтверждают следующие важные на мой взгляд положения.

  • 1) Партии меняются, идеи остаются,
  • 2) Классифицировать шахматные идеи по их типам, родам и видам можно,
  • 3) Установление этой классификации уточнит шахматное искусство и поможет его изучению.

Может быть, многим названия установленных мною типов ошибок покажется слишком причудливыми и надуманными. Пусть так. Моей задачей являлось не разрешить проблему, а лишь поставить ее, не дать классификацию, а лишь доказать ее возможность. Разрешение же этой проблемы — работа многих лет. Ho я не сомневаюсь, что когда-нибудь она будет выполнена.

А. Ильин-Женевский. "Шахматный листок" №19, 1928 г

День добрый, дорогой друг!

Для того, чтобы побеждать, важно не только хорошо уметь играть на 64-клеточной доске. Важно понимать, кто сидит напротив вас. Психология в шахматах – важнейший момент, которой раскрывается в представляемой сегодня книге.

Наименование: Психология шахматной борьбы

Выход в печать: 2017 год, издательство Русский шахматный дом

Объем 87 страниц

О чем эта книга?

О психологии шахматной борьбы. Чтобы обыграть соперника, необходимо понять, как он мыслит, чего опасается. Важно научиться управлять собой, своими эмоциями, запутывать и подавлять соперника.

В шахматы играют живые люди со свойственными им психокомплексами. Психологическое состояние шахматиста, его умение или неумение распознавать и использовать слабости соперника, является важнейшим фактором при подготовке к партии, выборе следующего хода, плана и стратегии игры.

Практически все выдающиеся шахматисты отмечали важность психологии в шахматах. Ботвинник , Бронштейн , . Список можно продолжать долго.

Психологические приемы применяли за доской , Алехин, Таль , те же Ботвинник, Каспаров, Бронштейн .

Цель психологической подготовки в шахматах двуединая:

  1. Сохранение и поддержание своего оптимального эмоционального состояния во время игры
  2. Перевод соперника в состояние психологического дискомфорта, благодатной почвы для ошибок. Разумеется корректными, цивилизованными методами.

Книга будет полезна и интересна весьма щирокому кругу шахматистов, – от начинающего до мастера.

Об авторе

Михаил Ефимович Ошеров – опытнейший тренер по шахматам со стажем работы более 45 лет.

Книга состоит из 14 глав. Приведу только некоторые из них:

Резюме

Психологические аспекты борьбы часто недооцениваются не только новичками, но и опытными шахматистами.

Для победы за шахматной доской иногда достаточно психологической победы над человеком, сидящим напротив вас. И над самим собой в первую очередь, дабы находится за доской в оптимальном психо-эмоциональном состоянии.


Изучение данной книги позволит «прокачать психологический скилл» и, с большой вероятностью, — благотворно скажется на практических результатах.

Купить книгу на Оzоn

Скачать книгу в формате djvu

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Психология во все времена являлась неотъемлемой составляющей шахмат. В любой шахматной партии побеждает не тот игрок, который сильнее, а тот, который более устойчив психологически. Примером тому являются факты, когда шахматисты из-за переживаний от поражения в одном поединке теряли драгоценные очки в следующем, когда игроки, столкнувшись с непредвиденными ситуациями во время игры, терялись, нервничали и этим самым предопределяли исход поединков не в свою сторону и т.д. Поэтому, если шахматист хочет прогрессировать, то неотъемлемой частью его тренировок должны быть психологические тренинги.

Имеет свои аспекты. Во-первых, это психологическое состояние внутреннего мира шахматиста на протяжении всего турнира. Во-вторых, это психологическая устойчивость спортсмена во время поединка. Поэтому специалисты из области шахматной психологии дают некие рекомендации относительно анти стрессового состояния шахматистов:

1. Необходимо не только не рвать на себе майку после проигрыша, но и отбросить чрезмерное стремление отыграться. Это может привести к тому, что во время очередной партии шахматист потеряет связь с реальностью и неадекватно оценит сложившеюся ситуацию на поле. Результатом этого, скорее всего, станет очередное поражение. Поэтому после первого поражения необходимо нельзя критически относиться к проигрышу. Нужно всего лишь полностью проанализировать все, что происходило, проанализировать свои ошибки, ошибки соперника и т.д.;

2. За шахматным столом нужно всегда сидеть уверенно. Но это обязательно должна быть не показательная уверенность, а реальная. Только тогда противник почувствует это на себе и начнет нервничать. Если соперник начал паниковать, то никогда не спешите быстрее закончить партию, так как на кураже можно самому ошибиться;

3. Выбор правильной психологической тактики или быстрая ее смена во время поединка. Как правило, соперники изучают сильные и слабые стороны друг друга. Но профессиональный шахматист всегда должен уметь быстро надавить на слабые места в игре противника или мгновенно поменять обстановку на поле. Надавить на слабые стороны не всегда получается, а вот перевести поединок из спокойного русла в стремительно развивающийся можно всегда. В большинстве случаев в таких ситуациях у соперника происходит психологический стресс, что приводит к серьезным промахам с его стороны.

Никогда не стоит забывать про то, что соперник может применять аналогичные приемы или попросту будет психологически сильнее. Поэтому каждому шахматисту нужно уделять достаточно много времени занятиям шахматной психологии .

Шахматист должен научиться бороться с утомлением и с плохим настроением, уметь освобождаться от волнений, связанных с шахматными «неприятностями», неизбежными на трудном спортивном пути. Он должен научиться создавать необходимую психологическую настроенность и вырабатывать стойкость. Этого можно добиться только укреплением своей воли.

Хорошее настроение, психологическая настроенность - непременные спутники шахматного успеха. Неверие в свои силы, вялость, пессимизм несовместимы с шахматной формой.

Нервно - психологическая подготовка к соревнованиям, включающая в себя активный отдых, отработку точности расчета вариантов и другие элементы, прежде всего должна содействовать укреплению уверенности в своих силах, убежденности в своем превосходстве над силами противника.

Поучительный пример психологической подготовки к матчу с Хосе-Раулем Капабланкой продемонстрировал А. Алехин.

В статье «Нью-Иоркский турнир 1927 г. как пролог к борьбе в Буэнос-Айресе за мировое первенство», открывающей сборник партий этого выдающегося соревнования, А. Алехин глубоко и критично анализирует творчество Капабланки, указывая уязвимые стороны его игры. «Лишь тогда мне стало совершенно ясно, как преувеличены всеобщие восхищения, которыми приветствовали качественные достижения Капабланки в Нью-Йорке. Шахматная машина? Чемпион всех времен? Какие абсурдные утверждения об игроке», писал Алехин с целью не столь разубедить других, как окрылить себя, создать твердую уверенность в своей победе.

Перед матч-реваншем с М. Талем в конце 1960 г. М. Ботвинник весьма трезво и объективно оценивал недостатки в спортивной форме своего будущего соперника. Результат предстоящего матча, казалось, не вызывал у него сомнений.

Весьма интересной в психологическом отношении была спортивная борьба в финальном соревновании претендентов в 1965 и 1968 гг. В процессе подготовки к матчу с М. Талем (1965 г.) Б. Спасский и его тренер И. Бондаревский подготовили для М. Таля ряд «психологических» сюрпризов. Первый из них смелая контратака Маршалла в испанской партии. Ценой жертвы пешки М. Таль был поставлен в положение защищающегося, Таль привык вести дерзкую атаку, а тут скучная и изнурительная оборона (да еще при игре белыми). Второй ощутимый психологический удар - длительный «ничейный» прессинг, рассчитанный на лучшее физическое состояние и более крепкие нервы Спасского, оказался правильным.

Психологическая стойкость - весьма ценное для шахматной спортивной формы качество. Уметь играть энергично, зло и бескомпромиссно даже после поражения - удел далеко не каждого. К этому себя надо серьезно готовить. Следует помнить, что психологическая настроенность - жажда достижений и уверенность в них - естественно усиливают физиологический тонус. Только при таком сочетании возможны максимальная продуктивность и успех. Но в состоянии подъема и наибольшего вдохновения находиться все время нельзя. Оно таит в себе и опасность, как всякая выигрышная партия, о которой Э. Ласкер метко сказал: «Самые опасные позиции- выигрышные! При них и бывают такие психологические срывы, как головокружение от успехов, потеря бдительности. Каждый крутой подьем чреват падениями!»

В шахматах за такими примерами далеко ходить не надо. Возьмем хотя бы последний финальный матч претендентов. В. Корчной пришел к нему в наилучшей форме. Победы над Решевским и Талем говорили сами за себя! И вдруг... срыв и почти разгромное по-ражение от Б. Спасского. Многие не узнавали в этом матче обычно упорного и изобретательного гроссмейстера.

Такие колебания формы, взлет и падение неизбежны. Величину амплитуды этих колебаний в известной степени можно и нужно регулировать психологической подготовкой к каждому спортивному рубежу.

Творческие возможности шахматиста зависят прежде всего от состояния его центральной нервной системы, Шахматисту, даже самому опытному, знакомо волнение, каждый раз наступающее перед турнирной или матчевой партией. Если такое волнение в меру, то это нормальная психологическая реакция нервной системы. Но часто бывает, что это состояние не проходит в течение всей партии, и тогда оно отрицательно сказывается на качестве игры,

Бывает немало случаев, когда, испытывая недостаток времени на обдумывание, нервы играющего совсем сдают, и он может совершить трагикомические поступки.

В одном из довоенных чемпионатов Ростова-на-Дону произошел занятный случай. Во время обоюдного цейтнота один из играющих вскочил со стула и, обращаясь к зрителям, истошным голосом закричал: «Какими я играю?». Такие слу-чаи, конечно, редки, но не-избежных промахов в состоянии нервного перевозбуждения сколько угодно.

Как же справиться с разбушевавшейся нервной системой? Как научиться преодолевать психологические барьеры?

Вопросы психологической подготовки весьма важны и ждут больших исследований. В области других видов спорта, особенно в легкой и тяжелой атлетике, специальные изыскания ученых научно-исследовательского института физической культуры уже дали положительные практические результаты. Например, создана специальная установка для наблюдения за состоянием технической и психологической подготовленности штангистов. Подходя к установке, штангист, так же как и в соревнованиях, выполняет ряд движений тестов. Показания приборов обрабатываются, и ученые совершенно точно могут сказать, готов ли штангист к соревнованиям.

Интересны приемы тренеров, помогающие их ученикам преодолеть психологический барьер. Вот один из них. Он называется «иллюзорный обман». Для того чтобы приучить прыгунов к высоте, тренер сближает стойки, на которых покоится планка. От этого будет казаться, что планка находиться выше, но зато потом, на соревнованиях, высота не будет пугать спортсмена.

Самый опасный враг для всякого спортсмена - усталость. Она вызывается как мышечным, так и нервным напряжением. Только настоящий спортсмен огромным напряжением воли сумеет преодолеть «мертвую» точку, когда все силы на исходе и легкие, казалось бы, уже не могут обеспечить надлежащую доставку кислорода. В какой-то момент наступает так называемое «второе дыхание». Спортсмен вдруг начинает чувствовать себя легко и свободно.

Победа над «мертвой» точкой лишь один из примеров самовнушения.

Тренировка самовнушением открывает большие возможности перед каждым спортсменом. Это можно подтвердить, в частности, таким примером: канадский атлет Рой Бьюмонт однажды подверг себя испытанию на выносливость. После 312 приседаний казалось, что сил больше нет. Но он сказал себе: «Ты сумеешь сделать гораздо больше. Ведь это совсем нетрудно. Ну же, смелее!». Самовнушение помогло, и Р. Бьюмонт сумел сделать около трех тысяч приседаний.

Этот пример лишний раз подтверждает, какие еще не испытанные резервы таятся в организме.

С помощью тренировки самовнушением можно воздействовать на эмоциональное состояние спортсмена, изменить его мышечную силу, температуру тела, вселить уверенность перед стартом. Иначе говоря, человек получает самую великую власть - власть над собой.

Несомненно, самовнушение - один из перспективных и важных разделов психологической подготовки шахматиста. Но это еще, к сожалению, почти неисследованная область.

Вопросы психологической подготовки шахматиста заслуживают большого внимания, В этой области первые и весьма полезные шаги сделал гроссмейстер Н.Крогиус. Много интересного и нужного для себя найдет молодой шахматист в его книге «Человек и шахматы». Поучительны также советы опытного гроссмейстера и психолога по развитию устойчивости внимания шахматиста.

«Неустойчивость внимания характерна также отказом от поисков скрытых, оригинальных возможностей в позиции. При этом шахматист часто доверяет первоначальной, порой поверхностной оценке или расчету.

Все ему кажется ясным и простым. Поэтому нередко неустойчивость внимания сочетается с такими чертами характера, как излишняя самоуверенность и легковесность.

Неустойчивость внимания связана с определенными особенностями мышления.

Такой шахматист зачастую больше доверяет интуитивной общей оценке или мгновенному «видению» вариантов, чем обстоятельному логическому анализу. Подобная манера игры, правда, как правило, избавляет от цейтнотов, но зато существенно сужает творческий диапазон шахматиста.

Как избавиться от этого недостатка? Вероятно, первопричина его кроется в индивидуальных свойствах характера. Необходима работа по воспитанию выдержки и решительности при выборе хода.

Полезным средством является чтение шахматной литературы, решение композиций без доски, а также тренировочные партии «вслепую». При игре «вслепую» повышается необходимость более концентрированного внимания к положению фигур на доске и к каждому возникающему замыслу. Представление «в уме» бледнее зрительного восприятия, но поэтому и повышается контроль за принятием решения, требуется особая тщательность, аккуратность обдумывания.

На основании собственного опыта могу посоветовать контролировать себя во время партии постановкой мысленного вопроса: «Не слишком ли поспешно я оценил позицию, план, идею? Не слишком ли рано закончил рассмотрение варианта?...»

Касаясь борьбы с «узостью» внимания, выражающуюся в просмотре «промежуточных» ходов и неожиданных ответов противника на «второстепенных» участках доски, Н.Крогиус рекомендует тренировочные блиц-партии, которые и на наш взгляд, совершенно не-заслуженно были отнесены некоторыми нашими авторитетами в разряд «вредных». «При игре «блиц» быстрая смена ситуаций не создает достаточных предпосылок к излишне углубленному анализу какого-то отдельного плана, а, наоборот, как правило, требует постоянной перестройки, переключения внимания на разрешение вновь возникающих проблем по всей доске.

Кроме того, на основании своей тренерской практики считаю возможным высказать предположение, что благоприятное влияние на расширение объема внимания шахматиста оказывают сеансы одновременной игры, особенно с часами при сокращенном контроле времени (сеанс на 8 - 10 досках, контроль 45 - 60 минут на 40 ходов).

Положительные результаты дали и первые опыты показа шахматистам 1-го разряда и кандидатам в мастера сложных позиций. После 10-секундного рассмотрения доска убиралась и предлагалось восстановить позицию, а также дать общую характеристику борьбы на каждом из флангов в отдельности...».

Для успешной игры в длительных шахматных соревнованиях необходимо создавать себе возможность для отдыха - временного покоя для центральной нервной системы,

При умственной работе мозг, как правило, не может полностью отключиться, даже если работа окончена. Шахматисту после напряженной игры очень трудно «выкинуть из головы» все ее перипетии. Он долго не может успокоиться, заснуть. Виной всему господствующий участок возбуждения в коре головного мозга - доминанта, продолжающая действовать как бы по инерции и притягивающая к себе возбуждения из других участков нервной системы. Доминанта длительное вре-мя сохраняет напряжение нервной системы и истощает ее. Иногда это напряжение сохраняется и во время сна, обычно вызывающего разлитое торможение коры головного мозга и обеспечивающего ей отдых.

Для того чтобы справиться с непокорной доминантой, нужно противопоставить ей еще более сильное воздействие - новый господствующий участок возбуждения в коре головного мозга. Здесь на помощь приходят физические упражнения, любимый труд, пешие прогулки и спортивные игры, особенно если они вызывают эмоциональный подъем. Они-то и смогут «утихомирить» доминанту. Хорошую службу шахматисту в этом отношении может сослужить и увлечение музыкой. Любимые мелодии- лучшая разрядка после на-пряженной игры для Т. Петросяна, В Смыслова и многих других гроссмейстеров.

М. Тайманов пишет: «музыка - это отдых от шах-мат».

Совершенствующемуся шахматисту надо укреплять волевые ка чества. Можно привести множество примеров, когда отсутствие должной организованности и волевой собранности приводило к досадным спортивным срывам.

В одной из партий международного турнира в Сараево гроссмейстер Ивков попал в сильный цейтнот и допустил грубую ошибку. Его партнер, немецкий мастер Питч, мог немедленно форсировать мат. Несмотря на то, что у немецкого мастера было еще 25 минут на обдумывание, он нервничал больше своего соперника. Поторопившись с ответным ходом, Питч умудрился сам получить мат. Таких примеров можно привести множество.

Во всех этих случаях шахматисты не справились с разбушевавшейся доминантой, хотя имели для этого вполне достаточно времени. Усилием воли следовало бы «оторваться» от доски и в течение 3 - 6 минут полностью отключиться от расчета вариантов, «остыть», стремясь «погасить» очаги возбуждения в коре головного мозга. Для этого полезно встать из-за доски, немного пройтись, постоять у окна или хотя бы посидеть за доской, закрыв глаза, и заставить себя поду-мать о чем угодно, только не о шахматах.

Конечно, все это не так просто, как кажется. Только систематически тренируя свою волю, нервную систему, можно приучить себя использовать во время многочасовой напряженной шахматной работы каждую свободную минуту для отдыха мозга - торможения очагов возбуждения в его коре.