Проблема мира и разоружения страны. Проблема разоружения. Проблема мира и разоружения: пути решения

Проблема мира и разоружения страны. Проблема разоружения. Проблема мира и разоружения: пути решения

Историю человечества можно рассматривать как историю войн. И действительно, из четырех с лишним тысяч лет известной нам истории лишь около трехсот были полностью мирными. Все остальное время в том или ином месте Земли полыхали войны.

По единодушной оценке многих ученых и политических деятелей, третья мировая война, если она разразится, станет трагическим финалом всей истории человеческой цивилизации. Расчеты ученых показывают, что наиболее вероятным и самым губительным для всего живого следствием ядерной войны станет наступление «ядерной зимы».

Если часть людей уцелеет после ядерной войны, то они окажутся в условиях жестокого холода, без питьевой воды, пищи и топлива, под воздействием мощной радиации, в условиях предельного психологического стресса и свирепствующих эпидемий, причем все это будет происходить в сумерках или во мраке.

Было бы ошибкой думать, что катастрофические последствия может иметь лишь ядерная война. Трагичными для человечества могут стать войны с применением усовершенствованного «обычного» оружия. Они также в состоянии унести сотни миллионов человеческих жизней, разрушить природные ландшафты, оставить незаживающие «шрамы» на поверхности планеты.

Так есть ли надежда избежать ядерной катастрофы? Еще немецкий философ И. Кант утверждал, что мир с неизбежностью проложит себе дорогу, так как приходит осознание неприемлемости войны. С накоплением ядерного оружия такое осознание пришло. «Мы должны все время еще и еще раз предупреждать об опасности; мы можем и должны всеми силами добиваться того, чтобы народы мира и особенно их правительства прониклись сознанием всего ужаса катастрофы, которую они наверняка вызовут, если не изменят своего отношения друг к другу и своего подхода к задаче построения будущего», - писал А. Эйнштейн.

Очевидно, это предполагает создание такого миропорядка, который основывался на следующих исходных принципах:

Признание приоритета общечеловеческих ценностей, отношение к человеческой жизни и как к высшей ценности человечества;

Отказ от войны как средства решения спорных вопросов, неустанный поиск мирных, политических путей разрешения всех конфликтов и проблем;

Признание права народов свободно и самостоятельно выбирать свою судьбу;

Понимание современного мира как целостного и взаимосвязанного сообщества людей.

Эти принципы прокладывают дорогу новой практике международных отношений. Уже приносят реальные плоды усилия, в первую очередь России и США, по сокращению военных арсеналов. Практически единодушный отпор сообщества наций вызывает любая агрессия, в какой бы точке земли она ни возникла. Крепнут отношения доверия и сотрудничества между народами. Долог путь к прочному и надежному миру, но первые, наиболее трудные шаги к нему уже сделаны.

Только процесс глобализации наконец-то начал доносить до людей одну простую истину: планета у нас одна. Если ее уничтожить, то жить элементарно будет негде. Все умрут. Поэтому так остро стоит проблема мира и разоружения. Казалось бы, чего уж проще: собраться и договориться. В ООН постоянно идут заседания, ответственные и мудрые люди стараются снизить уровень напряженности на планете, а новые очаги ее возникают, что грибы после дождя. И каждый раз приходится сообща рассуждать, как может быть решена проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны. Давайте заглянем в корень и постараемся рассмотреть лес за деревьями.

Глобальные проблемы

Начнем с того, что трудностей себе человечество создало достаточно. Имеются в виду те сложные задачи, неразрешение которых приведет к исчезновению рода людского вместе с сияющей голубой планетой. И среди них проблема мира и разоружения стоит на одном из первых мест. Различные специалисты насчитывают до четырех десятков Одни стоят крайне остро, другие пока не так сильно влияют на нашу жизнь. Для простоты их обобщают в несколько категорий. А именно:

  • экологические,
  • демографические,
  • энергетические,
  • сохранения мира,
  • продовольственные,
  • освоения океана и космоса.

Согласитесь, каждая из приведенных групп задач касается всего населения планеты. Без продовольствия или воды, чистого воздуха или энергии мало кто выживет. Хотя, конечно, расколотые группы останутся, лишь бы планета не разлетелась на куски. Поэтому проблема мира и разоружения выдвигается политиками и учеными на самый первый план. Почему?

Глобальность человечества

Мы уже сказали о том, что проблема мира и разоружения касается каждого жителя Земли. Дело в том, что такого количества оружия, как теперь, никогда еще не существовало. Даже в конце прошлого века, когда две сверхдержавы решили снизить уровень напряженности и договориться об уничтожении определенной части своих арсеналов. Самым грозным оружием считается ядерное. Но теперь им официально обладают семь стран. А фактически - восемь или более. Понятно, что не каждое ядерное государство способно уничтожить планету. Да этого в современных условиях и не требуется. Понимаете, на планете столько «горячих точек», что если в одном месте вспыхнет, то пожар разгорится мгновенно. То есть пуск боевой ракеты приведет к нажатию красных кнопок во всех ядерных государствах. Давайте об этом поговорим подробнее, чтобы было понятно.

Геополитика в двух словах

Мы с вами не станем углубляться в различие морской и материковой цивилизаций. Чтобы понять, в чем состоит проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны, этого не нужно. А нам следует рассмотреть государства планеты с точки зрения суверенитета. Допустим, он во всей полноте есть у каждой державы. Следовательно, страны стараются решать собственные задачи, развиваться и так далее. Чужие интересы для них - дело второстепенное. Но ведь у человечества есть история. Она не состоит только из мирных веков и полного благоденствия народов. Все с точность до «наоборот». В нашей общей истории множество кровавых событий, территориальных споров, геноцида и других неприятностей. Все это приводит к тому, что возникают так называемые точки напряжения. Страны спорят из-за границ или ресурсов, не могут забыть старые обиды или давние войны. Понимаете, любой народ можно быстро подтолкнуть к войне. Поэтому так остра проблема мира и разоружения.

Сущность проблемы

Но пока мы рассмотрели только один нюанс стоящей перед человечеством задачи. На самом деле здесь все намного сложнее. Да, национальные интересы приходится учитывать. Но их исторические, так сказать, корни отягощены экономическими трудностями. Если раньше страны могли жить более-менее приемлемо, используя собственные ресурсы, то нынче это становится все труднее. И примеры есть. Северная Корея, замкнувшаяся от мира, живет крайне бедно. Ей от общих достижений цивилизации достаются лишь крохи. От этого страдает население. Проблема разоружения и мира на земле заключается не в разрешении споров или устранении препятствий на пути развития отдельных стран. Суть вопроса состоит в построении такой системы, в которой станет работать независимый механизм нейтрализации причин конфликтов. То есть создание нового общества, где оружие элементарно не потребуется. Согласитесь, задача гигантская. К сожалению, мы, как и век назад, все еще в начале пути.

Почему же так устроено наше глобальное общество?

Чтобы понять, имеет ли мира и разоружения, причины ее возникновения необходимо исследовать тщательно и всесторонне. Считается, что создали ее две сверхдержавы: СССР и США. В прошлом веке, после изобретения ядерной бомбы, они устроили То есть пытались друг друга задавить количеством ракет и зарядов, совершенством носителей, имея в виду, что применять их не обязательно. Поверьте, сумасшедших, уверенных в том, что возможна перманентная ядерная война, в политике немного. Однако ситуация стремительно развивалась, закончившись созданием совершенно ненужного количества оружия массового уничтожения. Оно, будем надеяться, никогда не пойдет в ход. Однако для опрокидывания человечества в пучину регресса и его наличия достаточно.

Экономический аспект

Оружие - вещь дорогая. Его необходимо произвести, испытать (об изобретении не говорим), а еще и обслуживать. А это означает огромные траты на специализированные научные учреждения, военные части, заводы, добывающие и обрабатывающие предприятия. Все это стоит не просто денег. Суммы на содержание ядерных арсеналов идут огромные. Конечно, возражают некоторые, работа предприятия ВПК - это рабочие места. То есть люди получают место службы и заработную плату. Но приносит ли человечеству пользу такая деятельность? В мире множество стран производит и покупает оружие. На самом деле они тратят бесценные ресурсы не на развитие, а на смерть. Скажем откровенно: это не прогресс в цивилизационном смысле, это - сумасшествие. Однако система не изменяется. Конфликтов много, следовательно, спрос на рынке вооружений не падает. Ну а производителям того и надо. Они же деньги зарабатывают. И мало кто задумывается или подсчитывает, сколько хлеба или других полезных и нужных вещей можно было бы произвести вместо оружия. Насколько счастливее бы стала планета.

Отвлечемся на конспирологические теории

Разбирая, как может быть решена проблема разоружения и сохранения мира, мы обязательно наткнемся на простой вопрос: а кому это надо? Исследуя его, поймете, что заинтересованы в этом только простые люди. Владельцы же ВПК или банков имеют иное мнение на этот счет. Конспирологи объединили этих людей термином «глобальный предиктор». Считается, что существует некая «мировая верхушка», концептуально влияющая на процессы на планете. Вот ей-то война не помешает. Дело в том, что людей стало слишком много. И беда даже не в том, что их нечем кормить, как иногда пишут в СМИ. Вопрос в другом. Нормально контролировать, как считают ученые, можно чуть более двух миллиардов человек. Если общество станет больше (а это уже произошло), то его коллективное бессознательное вырвется из-под влияния манипуляторов. Его невозможно будет держать под контролем. Оно станет развиваться самостоятельно, рождая и реализуя идеи. Непредсказуемость крайне опасна - стараются нам внушить через СМИ «правители». Конспирологи уверены, что именно им не нужно решение проблемы мира и разоружения. Зачем? Лучше слегка проредить человечество, чтобы оно стало более послушным.

Экологический аспект

Глобальная проблема мира и разоружения, как уже отмечалось, отражается на всей планете. Это несложно заметить, некоторое время последив за лентой новостей. То в одной, то в другой точке земного шара вспыхивают вооруженные стычки. Они, понятно, не только жизни уносят. Окружающий пейзаж тоже рушится, становится безжизненной пустыней. Люди уходят со своих земель, перестают их обрабатывать и развивать. И пока речь идет только об обычном оружии. Представьте себе, что случится, когда в ход пойдут ядерные бомбы. Кроме того, ресурсы приходится добывать все более быстрыми темпами, разрушая недра, изменяя экологию. А ведь они конечны. Будущим поколениям может достаться безжизненная, перекопанная вдоль и поперек планета. Но и это еще не все.

Порождение новых конфликтных ситуаций

Есть театральная мудрость, гласящая, что если на стене висит ружье, то оно обязательно выстрелит. В нашем случае она вполне применима. Количество оружия, циркулирующее по планете, таково, что горячие головы только и ждут случая пустить его в ход. На старые проблемы накладываются новые обиды. К примеру, если рассмотреть ситуацию на Ближнем Востоке, все станет понятнее. После разрушения Ливии и Ирака там идет непрекращающаяся война. В этом регионе ни дня не проходит без жертв. Люди бегут в Европу, создавая и там Кроме того, устраивают демонстративные акции с отрезанными головами и разрушенными святынями. Народы просто специально стравливают друг с другом. Мусульман с христианами, шиитов с суннитами, арабов с евреями. И выход не просматривается. В Африке происходит то же самое. А еще в прошлом году кровоточащая рана возникла и в центре Европы. На Украине идет война.

Проблема мира и разоружения: пути решения

Вряд ли всю сложность ситуации можно донести читателю в одной небольшой статье. Корни ее глубоки, игроков множество, каждый из них пытается настоять на собственной правоте. Что же делать? Зажмуриться и ждать Армагеддона? Конечно, нет. Во всяком случае политики, взявшие на себя ответственность за свои народы, не сидят сложа руки. давно пришло к мысли, что решить проблему можно только вместе. Необходимо вести непрекращающийся ни на минуту разговор обо всех составляющих данной глобальной угрозы. Спасти планету одной стране не под силу. А вот найти дипломатическое решение в отношении каждой имеющейся если все страны поддержат, можно и нужно. То есть пути известны. Следует разбить проблему на составляющие, не забывая о главной цели, и планомерно идти вперед. При этом участвовать в процессе должны все государства, признанные или нет. Ни у кого нет права игнорировать общечеловеческую деятельность по сохранению родной планеты.

Заключение

Давайте подведем итог. Проблема сохранения мира является глобальной. Она касается каждого жителя Земли. Ее аспекты разносторонни. Она затрагивает экономические, социальные стороны существования человечества. Проблема эта не имеет границ. Спрятаться никому не удастся. Однако она вполне решаема. Но в процессе должны участвовать все страны и народы. Хотя не стоит говорить о теории. На практике так и происходит. Это мы видим в новостях. В Минске договариваются члены Нормандской четверки, в Вене шестерка подписывает соглашение с Ираном и так далее. Все это - события одного ряда. А именно усилия мировых игроков по мирному разрешению конфликтных ситуаций. Будем надеяться, что в таком ключе ситуация будет развиваться и дальше.

После окончания «холодной войны» России и США удалось приступить к демонтажу тех колоссальных стратегических ядерных арсеналов, которые были созданы обеими сверхдержавами для победы в мировой термоядерной войне. Впервые с начала ядерного века началось реальное сокращение общего количества стратегических ядерных боеголовок сторон.

Однако в начале XXI в. можно говорить о некоторых тенденциях, свидетельствующих о возобновлении гонки стратегических и обычных вооружений. Особое беспокойство в России вызывают такие американские программы, как система ударных космических вооружений «Быстрый глобальный удар», стратегическая противоракетная оборона (ПРО) GBI, система для перехвата ракет средней дальности типа SM-3, а также система дистанционного зондирования Земли с высоким разрешением, разрабатываемая компанией «Локхид». В свою очередь, в Соединенных Штатах видят угрозу своей безопасности в создаваемых российской стороной наступательных вооружениях, предназначенных для преодоления американской стратегической ПРО (таких, как межконтинентальная ракета РС-24 и баллистическая ракета подводных лодок «Булава»).

Одновременно был серьезно ослаблен режим контроля над вооружениями. После одностороннего выхода США из Договора об ограничении систем ПРО был ликвидирован двусторонний российско-американский режим контроля над стратегическими оборонительными вооружениями, включая и те договоренности по противоракетной обороне, которые были заключены между сторонами после 1972 г. Вследствие отказа американской стороны ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний режим контроля над ядерными испытаниями также не существует: действует лишь добровольный мораторий объявленных ядерных держав на проведение испытательных ядерных взрывов.

После того, как Российская Федерация объявила о моратории на соблюдение Договора об обычных вооруженных силах в Европе, этот договор также практически не действует. Наконец, в последнее время правительства России и Соединенных Штатов обменялись взаимными обвинениями в нарушении советско-американского Договора о ракетах средней дальности.

Договор между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений , подписанный 8 апреля 2010 г. президентами Дмитрием Анатольевичем Медведевым и Бараком Обамой в Праге позволил приостановить эрозию механизма контроля над стратегическими вооружениями. Этот договор предусматривает, что через семь лет после вступления его в силу каждая из сверхдержав будет иметь на вооружении по 1550 развернутых термоядерных боезарядов и 700 единиц для развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), развернутых баллистических ракет подводных лодок и развернутых тяжелых бомбардировщиков. Выполнение всех положений этого договора приведет к тому, что сверхдержавы сократят размеры своих стратегических ядерных арсеналов приблизительно в 10 раз в сравнении с рубежом 1980-1990-х гг.

Было бы неверным, однако, представлять дело так, будто в результате Пражского соглашения Россия и Соединенные Штаты добились полного взаимопонимания по проблемам стратегической стабильности и разоружения. Это было бы невозможно - прежде всего потому, что после окончания «холодной войны» соотношение сил между этими странами изменилось явно не в пользу РФ.

В условиях, когда радикальное сокращение стратегических наступательных вооружений сопровождалось столь же быстрым количественным ростом и качественным совершенствованием высокоточного обычного оружия, в том числе и большой дальности, стратегическое равновесие между Россией и США, которое сложилось еще в годы «холодной войны», неизбежно должно было подвергнуться эрозии. При этом - что вызывало особенное беспокойство у российской элиты - в силу несопоставимости экономических потенциалов России и США высокоточным оружием (а также другими новейшими системами) оснащаются преимущественно американские вооруженные силы, в то время как в Российской Федерации оно до недавнего времени существовало лишь в единичных опытных экземплярах. И в этих условиях российская сторона не торопится отказываться от того огромного превосходства, которым она располагает по количеств}" своих достратегиче- ских ядерных боезарядов.

В то же время многие американские политики и эксперты, близкие к консервативному крылу республиканской партии, традиционно скептически относятся к международному сотрудничеству в деле ограничения и сокращения вооружений. Хотя нынешние масштабы американских стратегических арсеналов представляются американским консерваторам чрезмерными, сокращать их они намерены в одностороннем порядке, а не в рамках разоруженческих соглашений.

Нельзя сказать, что после окончания «холодной войны» не предпринимались усилия по сокращению ядерных арсеналов в одностороннем порядке. Здесь следует упомянуть выдвинутую в конце 1991 г. инициативу правительства США (поддержанную Россией) по сокращению достратегических ядерных боезарядов и выводу оставшихся на объекты постоянного хранения на национальной территории двух сверхдержав. На протяжении 1990-х гг.

свои ядерные арсеналы сократили также Великобритания и Франция. Наконец, от своего ядерного оружия на протяжении 1990-х гг. отказались такие страны, как Белоруссия, Казахстан, Украина и ЮАР.

Однако в конце XX - начале XXI в. темпы роста ядерных вооружений и средств их доставки вновь ускорились; серию ядерных взрывов провели такие необъявленные ядерные государства, как Индия, КНДР и Пакистан.

Только после окончания «холодной войны» удалось приступить к ликвидации арсеналов химического оружия. Настоящим прорывом в деле разоружения стало открытие для подписания Конвенции о запрещении химического оружия в 1993 г., которая вступила в силу 29 апреля 1997 г. В настоящее время в этой конвенции участвуют 188 государств.

Конвенция запрещает разработку, производство, приобретение и передачу данного вида оружия массового уничтожения, а также обязывает все присоединившиеся к нему государства ликвидировать свои запасы химического оружия. Согласно конвенции ее участники обязались ликвидировать свои запасы не позднее апреля 2007 г., однако предусмотрена возможность продления срока уничтожения, но не более чем на пять лет - до 2012 г. Шесть государств - обладателей химического оружия (Россия, США, Индия, пожелавшее остаться инкогнито государство-участник, Ливия и Албания) не смогли завершить уничтожение своих запасов к 29 апреля 2007 г. В июле 2007 г. Албания ликвидировала все свои запасы, а в апреле 2009 г. - Индия. К настоящему времени уничтожено 61,99% (44,1 тыс. т) объявленных запасов химического оружия в мире. Серьезным успехом процесса химического разоружения стала договоренность о ликвидации сирийского химического оружия, достигнутая в 2013 г.

За последние 25 лет процесс контроля над вооружениями знал не только взлеты, но и падения. Наиболее ярким примером неудач процесса контроля над вооружениями стал Договор об обычных вооруженных силах в Европе (подписан в Париже 19 ноября 1990 г., вступил в силу 9 ноября 1992 г.). Его участниками стали шесть государств, подписавших Варшавский договор 1955 г., и 16 государств - членов Организации Североатлантического договора. По факту участия в этих военно-политических союзах были сформированы две группы государств - участников договора.

Договор устанавливал равновесие сил двух союзов на пониженных уровнях, ограничивал возможности размещения их обычных вооружений вдоль линии соприкосновения Организации Варшавского договора (ОВД) и НАТО. Он позволил провести быстрое и сбалансированное сокращение большого количества избыточных вооружений и техники, доставшихся государствам-участникам в наследство от времен «холодной войны».

Центральными выступают положения о максимальных уровнях на ограничиваемые договором вооружения и технику каждой из групп государств-учасгников в районе применения в целом и в отдельных его регионах. Только на протяжении 1990-х гг. страны-подписанты сократили 56 тыс. ед. вооружений и военной техники (ударные истребители-бомбардировщики, основные боевые танки, ударные вертолеты, боевые бронированные машины, реактивная и ствольная артиллерия). Уровни, установленные в договоре для групп государств-учасгников, были распределены ими внутри этих групп. Кроме того, договором установлено «правило достаточности», предусматривавшее, что любое отдельно взятое государство-участник может иметь не более чем примерно одну треть от общего количества ограничиваемых договором вооружений и техники в районе применения.

Обеспечив высокую степень прозрачности в отношении обычных вооруженных сил государств-учасгников, договор позволил осуществлять военное планирование и строительство, исходя не из «наихудшего сценария», а из реальных тенденций развития обстановки. Впервые за несколько сотен лет развязывание широкомасштабной военной агрессии на территории Европы стало практически невозможным.

С прекращением существования ОВД, а затем и СССР, выводом советских (российских) войск из Центральной и Восточной Европы, Балтии и республик СНГ, возникновением ряда очагов конфликтов и особенно с расширением НАТО договорные механизмы, предназначенные для поддержания баланса сил между двумя военно-политическими союзами, стали терять эффективность.

В этих условиях странами - подписантами договора было принято Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе («Соглашение об адаптации», подписано в Стамбуле 19 ноября 1999 г., ратифицировано Российской Федерацией в 2004 г., но не вступило в силу). Данное Соглашение трансформирует зонально-групповую основу договора (по признаку членства в военно-политических союзах времен «холодной войны») в систему национальных (для всех категорий ограничиваемых договором техники и вооружений) и территориальных (для наземных категорий) уровней для каждого государства-участника. Вместо пяти прежних географических зон, на которые разбит район применения договора, вводится жесткая сеть территориальных ограничений, состоящая из 28 территориальных уровней (по числу европейских государств - участников договора), а также два «фланговых» подуровня для территории России и Украины. Таким образом, режим адаптированного договора был ориентирован на укрепление безопасности каждого государства-участника, независимо от его принадлежности к военно-политическим союзам.

В адаптированном договоре сохраняется так называемая фланговая зона, в которую входят Армения, Азербайджан, Болгария, Грузия, Греция, Исландия, Норвегия, Молдавия, Румыния, Турция, а также части территории России и Украины. В ней должен действовать особый, более жесткий режим. В частности, на флангах запрещается проводить так называемые чрезвычайные временные развертывания (свыше 153 основных боевых танков, 241 боевой бронемашины и 140 артиллерийских систем), а перераспределение национальных и территориальных уровней разрешено только между государствами, входящими в эту зону.

Сохранение фланговых ограничений для части территории России с политической точки зрения дискриминирует Россию, а с практической - препятствует перемещению сил и средств в пределах РФ, в том числе и в целях борьбы с терроризмом. С учетом этого в нынешней ситуации сохранение этих ограничений не отвечает интересам России.

Соглашение существенно нивелировало негативные последствия «первой волны» расширения НАТО для безопасности России и европейской стабильности в целом. Однако последовавшая затем «вторая волна» вновь значительно изменила ситуацию к худшему.

Соглашение об адаптации ДОВСЕ было ратифицировано Белоруссией, Россией, Казахстаном и Украиной (последняя не сдала депозитарию свою ратификационную грамоту). В то же время практически сразу же после подписания соглашения об адаптации страны НАТО под воздействием США начали затягивать введение этого документа в действие. Начало ратификации соглашения они связали с выполнением Россией различных надуманных условий. С 2002 г. таким условием было выполнение нс относящихся к Договору элементов ее двусторонних договоренностей с Грузией и Молдавией о выводе российских войск с их территорий. Эти договоренности были достигнуты в Стамбуле накануне подписания соглашения об адаптации в ноябре 1999 г. (на Западе известны как «стамбульские обязательства»). Россия, выполнив все относящиеся к Договору об обычных вооруженных силах в Европе договоренности, считала эту увязку неправомерной.

Исключительные обстоятельства, сложившиеся вокруг договора, побудили Российскую Федерацию рассмотреть вопрос о приостановлении действия договора до тех пор, пока страны НАТО не ратифицируют соглашение о его адаптации и не начнут добросовестно выполнять этот документ.

Необходимость приостановления действия договора была обусловлена следующими исключительными обстоятельствами, влияющими на безопасность Российской Федерации:

  • уклонение Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Словакии и Чехии от оформления изменений в составе групп государств- участников в связи с присоединением указанных государств к Североатлантическому альянсу;
  • превышение государствами - участниками НАТО «групповых» ограничений в результате расширения альянса;
  • негативное воздействие планируемого размещения обычных вооружений США на территориях Болгарии и Румынии на соблюдение «групповых» ограничений;
  • невыполнение рядом государств-участников принятого в Стамбуле политического обязательства об ускоренной ратификации соглашения об адаптации;
  • невыполнение Чехией, Венгрией, Польшей и Словакией принятых в Стамбуле обязательств о корректировке территориальных предельных уровней;
  • неучастие в договоре Латвии, Литвы и Эстонии.

На Чрезвычайной конференции государств - участников договора, прошедшей в Вене 12-15 июня 2007 г., Российская Федерация обозначила условия, необходимые для восстановления жизнеспособности режима документа:

  • возвращение Латвии, Литвы и Эстонии в договорное поле;
  • понижение суммы разрешенных уровней и наличия ограниченных договором вооружений и техники стран НАТО в целях компенсации потенциала, приобретенного альянсом в результате двух «волн» расширения;
  • принятие политического решения об отмене фланговых подуровней для территории России;
  • разработка общего понимания термина «существенные боевые силы» и проявление соответствующей сдержанности в период до его согласования;
  • вступление в силу или по крайней мере начало временного применения соглашения об адаптации;
  • разработка условий присоединения к договору новых участников и дальнейшая его модернизация.

Итоги чрезвычайной конференции, консультаций по линии совета Россия - НАТО подтвердили, что страны альянса сохраняли увязку начала ратификации ими соглашения об адаптации с выполнением Россией «стамбульских обязательств». Они также проигнорировали внесенные в преддверии чрезвычайной конференции конкретные российские предложения по выводу договора из кризиса, ограничиваясь обещаниями обсудить их позже, после вступления адаптированной версии договора в силу.

После этого Россия посчитала необходимым принятие мер по приостановлению действия договора .

После приостановления Российской Федерацией действия договора были продолжены консультации с западными партнерами по восстановлению его жизнеспособности. Страны НАТО в качестве отправной точки для диалога с Россией выдвинули концепцию «параллельных действий» (некоторые члены альянса приступают к ратификации соглашения об адаптации, а Россия принимает определенные меры в отношении своего военного присутствия в Приднестровье и на бывшей российской военной базе в Гудауте, Абхазия). Отмечая несбалансированность данной концепции, российская сторона тем не менее нс отказывалась от рассмотрения данного документа и продолжала работу с партнерами по конкретному наполнению «пакета».

Однако Запад по-прежнему оказался не готов учесть некоторые российские ключевые озабоченности (прежде всего, отменить фланговые ограничения применительно к территории России). По другим проблемам выражалась лишь готовность «обсудить» их после вступления в силу адаптированного договора. Россия до сих пор не возобновила выполнение Договора об обычных вооруженных силах в Европе.

В последнее время возникла реальная угроза и для советско- американского Договора по ракетам средней и меньшей дальности 1987 г. В июле 2014 г. в своем послании Президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину президент США Б. Обама фактически обвинил российскую сторону в нарушении положений данного договора, а именно в испытании крылатой ракеты наземного базирования Р-500, радиус действия которой больше разрешенного договором лимита в 500 км. Американская сторона также заявила, что новая российская МБР Р-26 «Рубеж» - баллистическая ракета средней дальности.

В свою очередь правительство России с конца 1990-х гг. неоднократно указывало на создание в США «ракет-мишеней для испытаний систем ПРО», представляющих собой полноценные ракеты средней дальности без боевого оснащения. Также в последние годы вопросы вызывает постройка в Румынии пусковых установок для противоракет Standard SM-3, копирующих универсальные корабельные пусковые МК 41. Из этих установок могут запускаться стратегические крылатые ракеты «Томагавк».

Еще одна неудача процесса разоружения - Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, принятый ООН 10 сентября 1996 г. Данный договор расширяет до безусловных рамок ограниченный режим запрещения испытаний ядерного оружия, введенный Договором о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г.

Каждый участник договора обязуется не производить любой испытательный взрыв ядерного оружия и любой другой ядерный взрыв, а также запретить и предотвращать любой такой ядерный взрыв в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем. Кроме того, каждое государство-участник обязуется далее воздерживаться от побуждения, поощрения или какого-либо участия в проведении любого испытательного взрыва ядерного оружия и любого другого ядерного взрыва.

По состоянию на сентябрь 2011 г. уже 182 государства подписали и 155 стран ратифицировали договор. В то же время и через 15 лет после подписания договор так и не вступил в силу. Причина в том, что из 44 ядерных и «пороговых» государств, которые должны ратифицировать договор для вступления его в действие, девять его не подписали и (или) не ратифицировали. В их числе - США, Китай, Израиль, Египет и Индонезия.

Стремясь обеспечить соблюдение договора в период его ратификации, Россия взяла на себя обязательство соблюдать мораторий на ядерные испытания при условии аналогичного подхода со стороны других ядерных держав. Хотя договор не вступил в силу, идет активная работа по созданию подготовительной комиссии Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний по созданию контрольного механизма договора. Уже теперь более двух третей объектов Международной системы мониторинга соблюдения договора сертифицировано, большинство из них успешно функционирует. Даже в незавершенном виде контрольный механизм договора уже неоднократно демонстрировал свою дееспособность и эффективность (в том числе во время ядерных испытаний в Корейской Народно-Демократической Республике (КНДР) в 2006 и 2009 гг.).

  • См.: Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 276-ФЗ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силахв Европе».

Введение …………………………………………………………………..3

1. Проблема мира и разоружения, предотвращение новой мировой войны………………………………………………………………………………5

2. Экологическая проблема……………………………………………...8

3. Демографическая проблема…………………………………………12

4. Энергетическая проблема……………………………………………15

5. Сырьевая проблема…………………………………………………..17

6. Продовольственная проблема……………………………………….18

7. Проблема использования Мирового океана………………………..21

8. Проблема мирного освоения космоса………………………………22

Выводы ………………………………………………………………......24

Список использованных источников ……………………………….25

Введение

Глобальные проблемы человечества, которые оказались в центре внимания учёных, политических деятелей и широкой общественности, изучаются многими науками, в том числе географией.

Последние десятилетия XX в. поставили перед народами мира много острых и сложных проблем, которые получили название глобальные. Глобальные проблемы - проблемы, которые охватывают всю Землю, всё человечество, все государства, создают угрозу для его настоящего и будущего, а также требуют для своего решения объединённых усилий, совместных действий всех государств и народов.

В самом деле, никогда прежде само человечество не возрастало количественно в 2,5 раза при жизни только одного поколения, наращивая тем самым силу «демографического пресса». Никогда до этого человечество не вступало в период научно-технической революции, не доходило до постиндустриальной стадии развития, не открывало дороги в космос. Никогда прежде для его жизнеобеспечения не требовалось такого количества природных ресурсов и возвращаемые им в окружающею среду отходы тоже не были столь велики. Никогда до этого не возникало такой глобализации мировой экономики, такой единой мировой информационной системы. Наконец, никогда, прежде холодная война не подводила всё человечество так близко к рубежу самоуничтожения.

Всё это привлекло внимание к глобальным проблемам не только политики, но и науки. Глобальные проблемы, которые:

Во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев;

Во-вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случаях обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации;

В-третьих, требуют для своего решения сотрудничества в общепланетарном масштабе, совместных действий всех стран и народов.

Глобальные проблемы человечества стали важным объектом междисциплинарных исследований, в которых участвуют общественные, технические и естественные науки (экономика, социология, право, география, биология, философия, экология, физика, химия, океанология и др.)


Количество глобальных проблем изменяются в очень широких пределах: от, примерно, десяти до сорока и более. Но если иметь в виду главные проблемы, то их не более десятка.

Объектом курсовой работы – определить глобальные проблемы человечества на планете.

Предметом данной работы является задачи и цели решения глобальных проблем, выявить возможные последствия проявления глобальных проблем на современном этапе развития общества.

Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:

Проблема мира и разоружения, предотвращение новой мировой войны;

Экологическая проблема;

Демографическая проблема;

Энергетическая проблема;

Сырьевая проблема;

Продовольственная проблема;

Проблема использования Мирового океана;

Проблема мирного освоения космоса.

Проблема мира и разоружения, предотвращение новой мировой войны

Процесс глобализации наконец-то начал доносить до людей одну простую истину: планета у нас одна. Если её уничтожить, то жить элементарно будет негде. Поэтому так остро стоит проблема мира и разоружения. Казалось бы, чего уж проще: собраться и договориться. В ООН постоянно идут заседания, где ответственные люди стараются снизить уровень напряжённости на планете. И каждый раз приходится рассуждать, как может быть решена проблема мира и разоружения, предотвращение новой мировой войны.

Проблема сохранения мира на земле, предотвращение военных катастроф и конфликтов постоянно остаётся одной из важнейших на протяжении существования человечества. Сформированы во многих странах военно-промышленные комплексы тратят колоссальные средства на производство оружия и проведения научных исследований в этой сфере. Быстрый прогресс в военной области как раз и угрожает безопасности и способствует углублению глобальных проблем.

Разоружение - одна из глобальных проблем современности, что непосредственно влияет на выживание человеческой цивилизации. Это система мер, которые направленные на прекращение гонки вооружений, ограничение, сокращение и ликвидацию средств ведения войны. Человечество все больше осознает важность и актуальность этой проблемы, пытаясь держать её в рамках, подконтрольных мировому сообществу. И все-таки проблема разоружения неоднозначная, поскольку связана с возможностью гибели цивилизации.

Это проблема №1 в мире, не решив её, нельзя решать другие глобальные проблемы. По приблизительным подсчётам, за всю историю человечества в мире было 14,5 тыс. войн. Оценить ущерб, который они нанесли, попросту невозможно. Более 90% погибших в войнах и вооружённых конфликтах приходится на XX век. 82% погибших - гражданское население, а материальный ущерб, нанесённый Первой и Второй мировыми войнами, составляет 345 млрд. долл. После Второй мировой войны население Европы уменьшилось на 60-75 млн. чел. Людские потери оказывают отрицательное влияние на развитие хозяйства. На эти войны странами было израсходовано 208 и 662 млрд. долл.

С возникновением ядерного оружия возникла угроза уничтожения всей современной цивилизации. В одном ядерном заряде может быть сконцентрирована разрушительная сила, которая превышает силу всех взрывчатых веществ во всех предыдущих войнах, вместе взятых. Ядерными державами, кроме США, Великобритании, Франции, Китая, России, являются: Иран, Ирак, КНДР, ЮАР, Япония, Тайвань, Бразилия, Аргентина. Существуют и другие виды оружия массового поражения: химическое, бактериологическое, лазерное. Подсчитано, что на одного человека приходится 10 т взрывчатого вещества, а ежедневные расходы на военные цели составляют 1 млрд. долл. 1 трлн. долларов в год - расходы на военные цели во всем мире. Каждую минуту в мире тратят на гонку вооружений 2 млн. долларов США. Многочисленные региональные и локальные конфликты представляют в наши дни военную угрозу. Так, в Европе находится около 150 АЭС, их разрушение и разрушение химических объектов представляют очень большую опасность. Политика многих стран готова жертвовать судьбами целых народов (например, война на Балканском полуострове и других частях земного шара). В конечном итоге это может привести к глобальному военному конфликту.

Оценить во всей полноте реальную опасность гонки вооружений как пагубного глобального процесса помогут следующие важнейшие обстоятельства. Во-первых, прогресс военной техники достиг такого масштаба, когда с невиданной скоростью появляются всё более усовершенствованные средства вооружения, новые системы оружия. Это стирает грань между оружием как средством вооружённой борьбы против армий противника и как средством борьбы против населения и экономики государств и целых регионов.

Во-вторых, дальнейшее развитие ракетно-ядерного оружия, которые сопровождаются разработкой соответствующих военно-политических доктрин его использования, всё больше затрудняет политический контроль над ним.

В-третьих, прогресс в создании современных средств разрушения постепенно стирает грань между ядерной и обычной войной.

В-четвёртых, проблема гонки вооружений включила в свои ряды интересы людей, работающих в отраслях, которые создают средства разрушения военно-промышленного комплекса, заставляя их невольно выступать в её защиту.

В-пятых, проблема увеличения или сокращения производства вооружения наталкивается на противоречивые интересы разных государств, потому что обеспечивает их геополитические интересы.

Статистически пагубную опасность дальнейшей гонки вооружений можно проиллюстрировать так: глобальные военные расходы в течение XX века выросли более, чем в 30 раз. Если в период между мировыми войнами человечество тратило на военные цели от 20 до 22 млрд. долларов ежегодно, то сегодня - более 1 трлн. долларов. В сферу военно-производственной деятельности включено, по свидетельству экспертов ООН, около 100 млн. человек, численность существующих сегодня армий достигает почти 40 млн человек, а в военных исследованиях и создании нового оружия занято до 500 тыс. мужчин. При этом на военные цели приходится 2/5 всех расходов на науку. Учёные подсчитали, средств, которые тратят на вооружение только в течение одного года, было бы достаточно для орошения 150 млн. га земли, использование которых могло бы прокормить 1 млрд. человек. Таких расходов было бы достаточно для строительства в течение одного года 100 млн. квартир или другого современного жилья для 500 млн. человек.

Особенно парадоксальным явлением выступает гонка вооружений в странах «третьего мира», где проживает 80% населения нашей планеты, а роль в мировом производстве составляет менее 20%. На наиболее бедные страны (где ВНП на душу населения составляет менее 440 дол.), что создают всего 5% товаров и услуг в мире, где проживает более половины населения планеты, приходится 7,5% мировых расходов на вооружение, по сравнению с 1% на здравоохранение и менее 3% на образование. В этих странах на 3700 человек приходится 1 врач, а на одного военнослужащего - 250 человек. Накопленный гонкой вооружений прямой социально-экономический ущерб в глобальном масштабе многократно превышает все убытки, которые терпят страны мира через различные природные катаклизмы. Тенденция к росту ресурсов, которые отвлекают на военные цели, ведёт к обострению экономических и социальных проблем во многих странах, пагубно сказывается на развитии гражданского производства и уровне жизни народов. Поэтому разоружение, сворачивание военного производства является, сегодня одной из проблем, которая требует участия всего мирового сообщества.

«Проблемы мира и разоружения»

Введение

1. Войны: причины и жертвы

2. Проблема контроля вооружений

Заключение

Список использованной литературы


«На земле всегда будут происходить опустошительные войны… И смерть нередко будет уделом всех борющихся сторон. С беспредельной злобой эти дикари уничтожат множество деревьев в лесах планеты, а затем обратят свою ярость на все, что еще найдется живого вокруг, неся ему боль и разрушение, страдание и смерть. Ни на земле, ни под землей, ни под водой не останется ничего нетронутого и неповрежденного. Ветер разнесет по всему миру лишенную растительности землю и присыплет ею останки существ, наполнявших когда-то жизнью разные страны» – это пророчество, леденящее душу, принадлежит великому итальянцу эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

Сегодня видишь, что гениальный живописец был не столь уж наивен в своем предсказании. Действительно, кто сегодня возьмет на себя смелость упрекнуть автора этих не очень приятных для нас слов в распространении каких-то «нелепых басен» или разжигании ненужных страстей? Такие вряд ли найдутся, потому что великий Леонардо во многом оказался прав. К огромному сожалению, вся история развития человечества – это страшная история военных действий.

Вторая часть пророчества Леонардо да Винчи, к нашему огромному счастью, пока не осуществилась, вернее: осуществилась не полностью. Но кому сегодня не ясно, что впервые в своей истории человечество всерьез встало перед вопросом: «Быть или не быть?» (При этом подчеркнем: столкнулось человечество, а не отдельный человек, с судьбой которого связан гамлетовский вопрос). Кровь, муки и слезы были на всем пути человеческом. Однако на смену умершим и погибшим всегда приходили новые поколения, и будущее было как бы гарантировано. А вот ныне такой гарантии больше нет.

В период с 1900 по 1938 год разразилось 24 войны, а в 1946-1979 годах – 130. Все больше и больше становилось человеческих жертв. В наполеоновских войнах погибло 3,7 млн. человек, в первой мировой войне – 10 млн, во второй (вместе с гражданским населением) – 55 млн., а за все войны XX века – 100 млн. человек. К этому можно добавить, что первая мировая война захватила площадь в Европе в 200 тыс. км2, а вторая уже – 3,3 млн. км2.

Так, Гейдельбергский институт (ФРГ) в 2006 году зарегистрировал 278 конфликтов. 35 из них имеют остро насильственный характер. В вооруженных столкновениях участвуют и регулярные войска, и отряды боевиков. Но людские потери несут не только они: еще больше жертв среди мирного населения. В 83 случаях конфликты протекали в менее жесткой форме, т.е. применение силы происходило только время от времени. В остальных 160 случаях конфликтные ситуации не сопровождались боевыми действиями. 100 из них носили характер декларативного противостояния, а 60 протекали в форме скрытого противоборства.

По оценкам Центра оборонной информации (США), в мире наблюдается только 15 крупных конфликтов (потери превышают 1 тыс. человек). Эксперты Стокгольмского института СИПРИ считают, что в этом году в 16 точках планеты происходило 19 крупных вооруженных конфликтов.

Более половины всех горячих точек приходится на Африканский континент. На Большом Ближнем Востоке уже несколько лет идет война в Ираке. Афганистан, где пытается навести порядок НАТО, тоже еще весьма далек от успокоения, и интенсивность нападений талибов и боевиков Аль-Каиды на правительственные структуры, войска и полицию, на воинские подразделения Североатлантического альянса только возрастает.

Некоторые международные эксперты предполагают, что вооруженные конфликты ежегодно уносят до 300 тыс. жизней, в основном – мирных граждан. На них приходится от 65 до 90% потерь (цифра колеблется в зависимости от интенсивности боевых действий). Статистика свидетельствует, что только 5% погибших в Первой мировой войне являлись мирными жителями, а во Второй мировой уже около 70% убитых не были комбатантами.

Однако ни в одном из нынешних вооруженных конфликтов не происходят столкновения между различными странами. Борьба идет внутри неблагополучных государств. Правительствам противостоят различные военизированные формирования повстанцев, боевиков и сепаратистов. И все они преследуют самые различные цели.

Еще в 2001 году после масштабных терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне США объявили войну международному терроризму, однако и сегодня, пять лет спустя, ей не видно конца, в нее втягиваются все новые силы.

Например, не спадает волна насилия в Ираке. После оккупации этой страны и свержения режима Саддама Хусейна в 2003 году на войска Соединенных Штатов и их союзников обрушились удары боевиков. Сегодня Ирак все больше скатывается в пропасть гражданской войны. Многие эксперты США, и, прежде всего, члены специальной комиссии, не так давно представившей президенту Джорджу Бушу 79 рекомендаций по урегулированию ситуации в Месопотамии, настаивают на выводе американских военнослужащих из этого региона. Однако хозяин Белого дома по просьбе генералов и в соответствии со своими намерениями во что бы то ни стало одержать победу решил увеличить численность контингента.

В Судане идет ожесточенное противоборство между мусульманским севером и христианским югом, стремящимся добиться автономии. Первые стычки между Народной армией освобождения Судана и Движением за справедливость и равенство произошли в 1983 году. В 2003 году противостояние обрело форму беспощадной войны в Дарфуре. Здесь тоже не видно конца вооруженному насилию и напряженность продолжает только расти.

Основные очаги вооруженных конфликтов и масштабы жертв, связанные с ними, отражены в Приложении 1 и 3. Попытаемся понять причины возникновения разномасштабных войн.

Если до 20 века борьбу за территории, богатые полезными ископаемыми, вели, прежде всего, государства, то ныне в борьбу включились многочисленные иррегулярные армии сепаратистов и просто бандитов.

ООН пришла к выводу, что после окончания Холодной войны (1991 год) число вооруженных конфликтов в мире уменьшилось на 40%. Более того, войны стали значительно менее кровопролитными. Если в 1950 году среднестатистический вооруженный конфликт уносил жизни 37 тыс. человек, то в 2002 году – 600. ООН считает, что заслуга в уменьшении числа войн принадлежит международному сообществу. ООН и отдельные страны мира прилагают значительные усилия, не давая разгореться новым войнам и останавливая старые. Кроме того, позитивную роль играет увеличение числа демократических режимов: принято считать, что современные демократии не воюют друг с другом.

Известный аналитик Майкл Клэр, автор книги «Войны за Ресурсы» убежден, что мир вступил в эпоху войн за ресурсы, и год от года эти войны будут становиться все более частыми и ожесточенными. Причиной является рост потребностей человечества и сокращение запасов природных ископаемых. Причем, по мнению Клэра, наиболее вероятны войны, которые будут вестись за контроль над запасами пресной воды.

На протяжении всей человеческой истории государства вели борьбу друг с другом за территории, богатые полезными ископаемыми. Кровопролитная война Ирака с Ираном была начата из-за претензий Ирака на ряд иранских территорий, богатых нефтью. По этой же причине Ирак в 1990 году оккупировал Кувейт, который в Багдаде считали составной частью иракской территории. Ныне примерно 50 из 192 стран мира оспаривают те или иные территории у своих соседей. Достаточно часто эти претензии не становятся предметом дипломатических споров, поскольку слишком опасно делать эти претензии составной частью двусторонних отношений. Однако часть политиков выступает за скорейшее разрешение подобных проблем. По подсчетам американского исследователя Дэниела Пайпса, в Африке насчитывается 20 подобных споров (например, Ливия спорит с Чадом и Нигером, Камерун с Нигерией, Эфиопия с Сомали и т.д.), в Европе – 19, на Ближнем Востоке – 12, в Латинской Америке – 8. Китай является своеобразным лидером по количеству претензий – он претендует на 7 участков суши, касательно которых у его соседей есть иное мнение.

«Ресурсная» составляющая, то есть, фактор наличия на спорной территории или на принадлежащей ей части океана значительных запасов полезных ископаемых, как правило затрудняет урегулирование межгосударственных споров. Примерами таких конфликтов может служить ситуация, сложившаяся вокруг Фолклендских (Мальвинских) островов, на которые претендуют Великобритания и Аргентина (в районе Фолклендов обнаружены большие залежи нефти), островов в заливе Кориско Бэй, на которые претендуют Экваториальная Гвинея и Габон (там также обнаружена нефть), островов Абу Муса и Танб в Ормузском проливе (Иран и Объединенные Арабские Эмираты, нефть), архипелаг Спратли (предмет спора между Китаем, Тайванем, Вьетнамом, Малайзией, Филиппинами и Брунеем. Этот район богат высококачественной нефтью, конкурирующие страны несколько раз открывали военные действия) и т.д.

Наиболее мирно протекает спор за территории Антарктиды (на которых также обнаружены значительные запасы различных полезных ископаемых), на которые претендуют Австралия, Франция, Норвегия, Новая Зеландия, Аргентина, Чили и Великобритания, причем последние три страны оспаривают ряд территорий ледового континента друг у друга. Ряд государств мира, в принципе, не признают эти претензии, но другие страны оставляют за собой право выступить с аналогичными требованиями.

Так как все претенденты на кусок антарктического пирога являются участниками Антарктического Договора, подписанного в 1959 году, признающего Шестой Континент зоной мира и международного сотрудничества, свободной от оружия, то переход этих споров в военную стадию практически невозможен. Впрочем, в 1970-е – 1980-е годы военные диктатуры Чили и Аргентины демонстративно объявляли антарктические острова территориями своих стран, что вызывало протесты мирового сообщества.

Однако в современном мире самые кровопролитные войны происходят не между двумя государствами, а между жителями одной страны. Подавляющее большинство современных вооруженных конфликтов происходят не между государствами, а являются этническими, религиозными, классовыми и т.д. По мнению бывшего финансиста, а ныне исследователя Теда Фишмана, за редчайшими исключениями, эти войны были, прежде всего, войнами за деньги. По его мнению, войны начинались там, где конкурирующие кланы начинали борьбу за контроль над месторождениями нефти, газа, золота, алмазов и т.д.

В США за последние 10 лет было опубликовано не менее 20-ти научных работ, посвященных поиску связи между природными богатствами страны и риска начала войны. Большинство исследователей сходятся в том, что точная зависимость пока не определена. Общепринято лишь, что запасы минерального сырья становятся прекрасным «топливом» для конфликта. Причины этого достаточно прозаичны: повстанческая группировка, не имеющая стабильных источников финансирования (кроме минералов, это могут быть доходы, получаемые за счет продажи наркотиков, оружия, рэкеты и пр.) не в состоянии вооружить значительное число своих сторонников и, тем более, вести планомерную и долговременную военную кампанию. Важно также, что война ведется за контроль над ресурсами, которые не просто легко продавать, но и легко добывать.

В результате, главной целью многих подобных группировок становится не свержение центрального правительства или приобретение гражданских прав, которых была лишены их социальная, этническая, религиозная и пр. группа, а установление и удержание контроля над ресурсами.

Было предпринято несколько попыток определить «факторы риска», способствующие началу подобной войны. Экономисты Пол Коллер и Анке Хеффлер обнаружили, что для стран, обладающих одним или двумя основными ресурсами, используемыми в качестве главной статьи экспорта (например, нефть или какао), вероятность того, что они столкнутся с проблемой гражданской войны в пять раз выше, чем для диверсифицированных экономик. Наиболее опасным является уровень в 26% – имеется в виду доля валового внутреннего продукта государства, получаемого за счет экспорта одного вида сырья.

Чем меньше развита экономика той или иной страны, и чем меньше она диверсифицирована, тем больше шансов, что в ней начнется гражданская война. К аналогичному выводу пришли Джеймс Фирон и Дэвид Лэйтин, авторы книги «Этничность, партизанская и гражданская Война». С ними спорят Ибрахим Эльбадави и Николас Самбанис, авторы исследования «Сколько войн нас ждет?», доказывают, что наличие ресурсной составляющей не увеличивает риска начала войны.

Уильям Рено, профессор Северо-западного Университета\Northwestern University, называет еще один «фактор риска» – неэффективность центральной власти. Война часто начинается там, где власть предержащие стремятся, прежде всего, лишь к личному обогащению. Майкл Реннер, автор исследования «Анатомия войн за ресурсы» отмечает, что достаточно часто вооруженные конфликты возникали из-за существования порочных схем получения дохода от эксплуатации природных богатств (к примеру, Мобуту, правитель Заира, обладал личным состоянием, превышавшим объемы годового ВВП страны). Особенно остро стоит эта проблема в Африке, где правящие кланы путем приватизации получают контроль над основными источниками сырья и крупнейшими предприятиями. Обиженные кланы и группировки иногда прибегают к вооруженной силе, чтобы перераспределить собственность в свою пользу.

Дэвид Кин, преподаватель Лондонской Школы Экономики, отмечает, что подобные войны закончить достаточно сложно. Причина заключается в том, что война обогащает определенные группы людей – чиновников, военных, бизнесменов и пр., которые наживаются на подпольной торговле ресурсами, оружием и пр. Если чиновники и солдаты получают маленькую зарплату, то они стремятся исправить ситуацию и, фактически, превращаются в полевых командиров, делающих бизнес на войне.

Количество ценных минеральных ресурсов, нелегально поставляемых на мировой рынок повстанческими и иными нелегальными структурами, определить невозможно. К примеру, в 1999 году компания De Beers пришла к выводу, что необработанные алмазы, добытые в конфликтных зонах, составили 4% от общемировой добычи. Годом позже группа экспертов ООН заявила, что до 20% всех необработанных алмазов, обращающихся в мире, имеют нелегальное происхождение.

Негативную роль играют и транснациональные корпорации, периодически пытающиеся заработать на конфликте. По данным исследовательского Worldwatch Institute, корпорация De Beers скупала алмазы, поставленные на рынок повстанческими группировками, а нефтяные компании Chevron и Elf спонсировали и обучали вооруженные силы нескольких африканских государств, стремясь обеспечить свой контроль над нефтяными месторождениями.

О дним из важнейших вопросов в сфере стратегической безопасности является контроль вооружений и разоружении в мире. Этот вопрос поднимался с конца 19 века, а в 20 после кровопролитной Второй мировой войны приобрел еще большее значение. В этой связи Организацией Объединенных Наций и другими международными организациями были предприняты усилия по контролю вооружению и разоружению в трех областях: ядерные, конвенциональные и биологические вооружения. Однако, к сожалению, человеческое сообщество все еще не имеет четкой программы всеобщего разоружения.

В 2004 году страны мира потратили на военные нужды в общей сложности более одного триллиона долларов. Эта сумма означает ассигнование более 6% всего мирового валового производства на разработку и закупку вооружений. В соответствии с отчетом Международного института мирных исследований в Стокгольме, из общей суммы военных расходов в мире за 2004 год около 47% приходится на одни только Соединенные Штаты.

В настоящее время торговля оружием составляет существенную часть общей мировой торговли, а точнее около 16% от 5 трлн. долларов мирового товарооборота, это 800 млрд. Продажа вооружений и военной техники в мире продолжает расти, так что оружейные и оборонные предприятия в 2002-2003 гг. увеличили производство на 25%. В 2003 году эти предприятия получили от продажи оружия 236 млрд. долларов, причем 63% пришлось на американские компании. Соединенные Штаты со времени окончания «холодной войны» остаются крупнейшим поставщиком оружия в мире. За ними следуют Россия, Великобритания и Франция.

Интересно знать, что в 2002 году общая стоимость продажи оружия в мире составляла 188 млрд. долларов, что говорит о существенном увеличении производства оружия в ограниченном ряде стран и поставок этого оружия в страны, вовлеченные в вооруженные конфликты, такие как на Ближнем Востоке. Последние полстолетия страны Ближними Востока были одними из главных покупателей оружия в мире. Факты говорят о том, что между поставками оружия и возникновением кризисов и вслед за этим вооруженных конфликтов в разных точках мира существует неразрывная связь.

Ввиду огромной прибыли, получаемой от продажи оружия в мире, некоторые страны-производители оружия, провоцируя трения и разногласия между другими странами, которые потом перерастают в политические и межэтнические конфликты, как бы создают возможность для увеличения сбыта производимого ими оружия. К примеру, военно-промышленный комплекс США представляет собой конгломерат частных оборонных предприятий, в который входят весьма влиятельные и мощные компании и концерны.

Этот сверхмощный конгломерат оказывает сильное влияние на внутреннюю и внешнюю политику правительств, например в США и Великобритании. Так 22 мая 2005 года, когда так называемая борьбы с терроризмом еще не развязала Бушу руки для агрессии и войн, британская газета «Гардиан» писала:

«Джордж Буш не скрывает своей главной президентской задачи. Эта задача – вознаградить все те корпорации и компании, которые помогли ему попасть в Белый дом. Помимо нефтяных корпораций и крупных табачных компаний, вознаграждения в общей сумме 200 млрд. долларов из бюджета США ожидают предприятия ВПК. Г-н Буш для выполнения этой задачи ищет образ нового врага под прикрытием обеспечения национальной безопасности, причем ищет нового врага по всему свету».

После сентябрьских событий 2001 года Буш, Рамсфельд и прочие чины в Пентагоне получили необходимый повод для развязывания войны. Война против международного терроризма стала тем предлогом, что помог администрации довести оборонный бюджет с 310,5 до 343 млрд. долларов в 2002 году. Вслед за этим с корпорацией «Локхид-Мартин» был заключен крупнейший оборонный контракт в истории на сумму 200 млрд. долларов. К сожалению, сегодня мировое сообщество под предлогом обеспечения мировой безопасности тратит огромные средства на закупку новейших вооружений. Исполнительный директор Продовольственной программы ООН Джеймс Моррис считает, что небольшая доля бюджетных средств, выделенных на войну в Ираке, могла бы накормить всех голодных и бедных людей в мире и послужить миру и безопасности во всем мире. В 2004 году Продовольственная программа ООН нуждалась в трех миллиардах долларах для оказания гуманитарной помощи миллионам людей. В то же время на войну в Ираке уже истрачено несколько сотен миллиардов долларов и иракскому народу причинен непоправимый ущерб.

В силу разрушительных последствий наращивания вооружений, а именно войн, конфликтов, разрушений и связанных с этим колоссальных расходов, мировое сообщество вот уже долгие годы стремится как-то обуздать гонку вооружений и добиться всеобщего разоружения. За последние годы в результате прогресса в разработке все новых вооружений дать качественные и количественные оценки производству вооружений в мире становится все труднее. Сложности добавляет, с одной стороны, растущая точность поражения, а с другой, разработка новых средств перехвата этих вооружений. Сегодня темпы качественного, технического развития средств ведения войны постоянно ускоряется. Поэтому первым делом следует «сбавить обороты». Однако все признаки говорят о том, что мировое сообщество все еще не достигло заметного успеха в контроле вооружений, в обуздании гонки вооружений и всеобщем разоружении.

Ввиду колоссальной прибыли, получаемой от торговли оружием, военные индустрии постоянно развиваются и применяют в производстве самые новейшие технологии. В то же время растущие инвестиции в военно-промышленный комплекс, в основном со стороны частного сектора в западных странах, усиливает тревоги и опасения всего человеческого сообщества. В приложении 2 приведены данные по объемам продаж оружия за последние 10 лет. В принципе вопрос о необходимости контроля вооружений и даже разоружения в мире встал в начале 19 столетия. Однако после двух кровопролитных мировых воин 20 века и тяжелого опыта, приобретенного ценой миллионов жизней, человечество серьезнее занялось этим вопросом и в данной связи на международном и региональном уровнях были подписано несколько договоров.

Одной из важнейших международных инстанций, занимающихся вопросами контроля вооружения и всеобщего разоружения, является Организация Объединенных Наций. Эта организация, философия существования которой заключается в охране мира и обеспечения мировой безопасности, с самого начала своей деятельности сталкивалась с проблемами и разногласиями в интерпретации контроля вооружений и разоружения. Изучая послужной список ООН в этой сфере, мы видим, что, несмотря на функционирование многочисленных комитетов и комиссии, ей так и не удалось существенно продвинуться в обуздании гонки вооружений.

К ведомствам ООН, которые так или иначе связаны с контролем вооружений, следует отнести Международное Агентство по Атомной Энергии, Комиссию по неядерным вооружениям, Комиссию по разоружению, Комитет по разоружению и др. К примеру, после атомной бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки американскими ВВС в 1945 году с целью не допустить повторения этих ужасов в 1946 году была создана Комиссия по атомной энергии. Эта комиссия обладала всеобъемлющими полномочиями для надзора за распространением первичных ядерных веществ и имела возможность инспектировать ядерные объекты страны с целью получения уверенности в мирном использовании ядерной энергии. Вслед за этим, в 1947 году, была образована Комиссия по неядерным вооружениям.

В задачи комиссии по неядерным вооружения, в которую входили постоянные члены СБ ООН, входили мероприятия по сокращению неядерных вооружений. Однако в 1950 году эта комиссия была распущена. После создания ядерного оружия в Советском союзе и начала войны в Корее был образован новый орган, Комиссия по разоружению, которая действовала до 1957 г. Однако по договоренности между США и СССР и эта комиссия была распущена, а вместо нее сформирован комитет по разоружению ООН, в который вошли 10 государств-членов ООН. Комитет, провозгласивший своей целью полное и всеобъемлющее разоружение в мире, действовал за пределами ООН. На протяжении деятельности этого комитета предлагались разные инициативы и программы по обузданию гонки вооружений и всеобщего разоружения. Однако холодная война между США и СССР и напряженность в международных отношениях не позволила реализовать ни один из этих проектов.

Деятельность 10-стороннего комитета по разоружению прекратилась в 1960 г. Через три года по договоренности между США, Советским союзом и Великобританией с целью ограничения ядерных испытаний был создан еще один комитет по разоружению, на этот раз в составе 18 стран. С присоединением остальных членов ООН к этому комитету сформировалась Конференция по разоружению, которая действует в рамках Организации Объединенных Наций.

Наряду с деятельностью, направленной на контроль и ограничение вооружений в мире, на международном уровне предпринимались и другие усилия по разоружению. С разделением всех вооружений на ядерные и неядерные, между разными странами были заключены договоры и соглашения. Наиболее важные конвенции в этой связи – Московское соглашение от 1963 г. и Договор о нераспространении ядерного оружия от 1968 г.

Подытоживая сказанное и окидывая взглядом весь процесс наращивания вооружений в мире, можно отметить, что, несмотря на предпринятые усилия, в рамках контроля вооружений и глобального разоружения, гонка вооружений в мире все еще продолжается. По прошествии более полувека с образования Организации Объединенных Наций вклад этой организации в мировое разоружение остается ничтожным. Это обстоятельство в период холодной войны отводило ООН маргинальную, малоэффективную роль в разрешении мировых проблем, в то же время, провоцируя качественное и количественное наращивание вооружений, как ядерных, так и обычных.

В числе стран-производителей и экспортеров оружия США по-прежнему сохраняют, бесспорно, лидирующее положение. Милитаристские планы и амбиции таких держав, как США, еще со времен холодной войны показали, что мировое сообщество еще очень далеко от реализации своего основного чаяния, т.е. контроля вооружений и по мере возможности глобального разоружения, достижения мира во всем мире. Ибо в последние десятилетия США и другие производители оружия продолжают разрабатывать все новые технологии производства новейших вооружений. Это говорит о провале всех миротворческих и разоруженческих усилий, в том числе уже подписанных соглашений и конвенций о контроле и запрещении особо опасных видов оружия. До тех пор пока крупные военные державы вроде США не выполняют своих обязательств по соглашениям о разоружении, все эти конвенции, не имея исполнительных гарантий, остаются лишь красивыми проектами на бумаге.

1. James A. Russell, WMD Proliferation, Globalization, and International Security: Whither the Nexus and National Security? – Strategic Insights, Volume V, Issue 6 (July 2006)

2. Igor Ivanov, International Security in the Era of Globalization – www.globalpolicy.org/globaliz/define/2003/0304security.htm

3. Stephen G. Brooks, Producing Security: Multinational Corporations, Globalization, and the Changing Calculus of Conflict - Princeton Studies in International History and Politics, Princeton University Press, USA 2005. – p. 337

5. Джон Дж. Горстка, Вызовы трансформации – NATO Review, Spring 2005 www.nato.int/review

6. Роберт Дж. Белл, Достижения в процессе трансформации НАТО – NATO Review, Spring 2005 www.nato.int/review

7. Силы реагирования НАТО проходят проверку. // Новини НАТО №2/2006 – с.10

8. Ivo Daalder and James Goldgeier, Global NATO – Foreign Affairs, September/October 2006. – p. 105

9. «Страны «большой восьмёрки»: крупнейшие экспортёры вооружений» Фрагмент доклада в рамках кампании «Оружие – под контроль!» // СИПРИ. – 22 июня. 2005.

Приложение 1

Приложение 2

В таблице перечислены ведущие поставщики оружия, а также объём всех поставок вооружений в мире (млн. долларов США текущей покупательной силы) в период с 1996 по 2003 год (по данным СИПРИ).

Приложение 3

Войны и крупные конфликты в 2006 году

Проблемы российской внешней торговли

Реферат по международным отношениям

Проблемы современной глобализации мировой экономики

Страна/Регион Враждующие стороны Причины противостояния Начало конфликта Состояние Интенсивность
Центральная и Южная Африка
1 Центрально-Африканская Республика Союз демократических сил за Релли/Правительство Борьба за власть 2005 А 2
2 Республика Чад Арабские этнические группы/Африканские этнические группы Борьба за государственную и региональную власть 2003 А 2
3 Повстанческие группировки/Правительство 2005 А 2
4 Демократическая Республика Конго Племенные образования/Центральное правительство Этнические и социально-экономические, 1997 В 2
5 Эфиопия Правительство/Народно-патриотический фронт Эфиопии Борьба за государственную власть 1998 А 2
6 Клан Гуджи/Клан Борена 2005 А 2
7 Гвинея-Бисау Правительство/Движение демократических сил Касаманса 2006 Новый 2
8 Нигерия Правительство/Боевики иджо/боевики итсекири Ресурсы 1997 А 2
9 Сенегал Движение демократических сил Касаманса – Садио/Правительство Автономия 1982 А 2
10 Сомали Повстанческие группировки полевых командиров/правительство Борьба за государственную власть 1980 А 3
11 Судан Дарфур: Народная армия освобождения Судана/ Движение за справедливость и равенство/ Правительство, арабские наемники джанджавид Борьба за региональную власть, ресурсы 2003 А 3
12 Кочевые арабские племена Хотия Баггара/Навиба Абалла Ресурсы 2005 В 1
13 Боевики племенной группы Нуер/Суданское народно--освободительное движение Борьба за региональную власть 2006 Новый 2
Азия и Тихоокеанский регион
14 Индия Кашмирские и пакистанские сепаратисты/Правительство Отделение 1947 В 2
15 Индия Левая группировка “Наксалиты”/Правительство Идеология 1997 В 2
16 Майнамар Правительство/Этнические меньшинства Отделение 1948 А 2
17 Пакистан Национальная армия освобождения Белуджистана, боевики народности балоч/Правительство Автономия, идеология, ресурсы 1998 А 2
18 Пакистан Боевики провинции Вазиристан/Правительство Борьба за региональную власть 2004 В 2
19 Филиппины Боевики Абу-Сайяаф/Правительство Отделение 1991 В 2
20 Шри-Ланка Тигры освобождения Тамил Илама (восточная группа)/ Тигры освобождения Тамил Илама (северная группа) Борьба за региональную власть 2004 А 2
21 Шри-Ланка Тигры освобождения Тамил Илама/Правительство Отделение 1976 А 3
22 Таиланд Мусульманские боевики южных провинций/Правительство Отделение 1784 В 2
Северная Африка и Ближний восток
23 Алжир Группы исламских экстремистов/Правительство 1919 Б 2
24 Афганистан Боевики движения “Талибан”, “Аль-Каиды”, наркобароны / Правительство, коалиционные силы НАТО Борьба за государственную власть, идеология 1994 А 3
25 Ирак Экстремистские группировки боевиков / Межнациональные силы, национальное правительство Противостояние оккупационным войскам 2004 А 2
26 Ирак Национальные экстремистские группировки/Правительство Борьба за государственную власть, идеология 2004 Б 3
27 Израиль Террористические группировки Исламский джихад, ХАМАС, ФАТХ, Бригады мучеников Аль-Аксы и др./Правительство Отделение, идеология, ресурсы 1920 В 2
28 Израиль Израиль/Ливан Территориальные претензии, идеология 1967 В 2
29 Израиль Боевики “Хезболлах”/Правительство Идеология 1982 А 3
30 Турция Вооруженные группировки курдов/Правительство Отделение 1920 В 2
31 Йемен Движение верящей молодежи/Правительство Религиозные 2004 В 2
Латинская Америка
32 Колумбия Революционные вооруженные силы Колумбии (ФАРК)/Правительство Борьба за региональную власть, идеология