Методы информационно-психологического воздействия. Ч.1. Информационная безопасность войск и защита личного состава от негативного информационно-психологического воздействия 24 методы информационно психологического воздействия

Методы информационно-психологического воздействия. Ч.1. Информационная безопасность войск и защита личного состава от негативного информационно-психологического воздействия 24 методы информационно психологического воздействия

Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия использовались: убеждение, внушение или заражение .

Самый древний механизм воздействия – это заражение , он представляет собой передачу определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом).

Внушение также основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем внушающий должен быть в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано, главным образом, на авторитетности источника информации: если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на провал. Внушение носит вербальный характер, т.е. внушать можно только через слова, но это вербальное сообщение имеет сокращенный характер и усиленный экспрессивный момент. Очень велика здесь роль интонации голоса (90% эффективности зависит от интонации, которая выражает убедительность, авторитетность, значительность слов).

Внушаемость – степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации, различна у разных людей. Внушаемость выше у лиц со слабой нервной системой, а также у лиц с резкими колебаниями внимания. Люди с мало сбалансированными установками сильнее внушаемы (дети внушаемы), люди с преобладанием первой сигнальной системы более внушаемы.

Приемы внушения направлены на снижение критичности человека при приеме информации и использовании эмоционального переноса. Так, прием переноса предполагает, что при передаче сообщения новый факт связывают с хорошо знакомыми фактами, явлениями, людьми, к которым человек эмоционально положительно относится, для того чтобы произошел перенос этого эмоционального состояния на новую информацию (возможен перенос и отрицательного отношения, в этом случае поступающая информация отторгается). Приемы свидетельств (цитирование известного лица, ученого, – мыслителя) и “апелляция ко всем” (“большинство людей считает, что…”) снижают критичность и повышают податливость человека получаемой информации.

Убеждение:

Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей, которые малоразвиты, порой невозможно логически воздействовать. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, его мышления.

Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки источника информации:

1) слушатель сравнивает получаемую информацию с имеющейся у него информацией и в результате создается представление о том, как источник преподносит информацию, откуда он ее черпает, если человеку кажется, что источник не правдив, скрывает факты, допускает ошибки, то доверие к нему резко падает;

3) сравниваются установки источника и слушателя: если расстояние между ними очень велико, то убеждение может быть неэффективным. В этом случае наилучшей стратегией убеждения является: вначале убеждающий сообщает об элементах сходства со взглядами убеждаемых, в результате устанавливается лучшее понимание и создается предпосылка для убеждения.

Может быть применена и другая стратегия, когда вначале сообщают о большом различии между установками, но тогда убеждающий должен уверенно и доказательно разгромить чуждые взгляды (что нелегко – вспомним о наличии уровней селекции, отбора информации). Таким образом, убеждение – метод воздействия, основанный на логических приемах, к которым примешиваются социально-психологические давления разного рода (влияние авторитетности источника информации, групповое влияние). Убеждение более эффективно, когда убеждается группа, а не индивид.

Убеждение основано на логических приемах доказательств, с помощью которых истинность какой-либо мысли обосновывается через посредство других мыслей.
Всякое доказательство состоит из трех частей: тезис, доводы и демонстрации.

Тезис – это мысль, истинность которой требуется доказать, тезис должен быть ясно, точно, недвусмысленно определен и обоснован фактами.

Довод – это мысль, истинность которой уже доказана и поэтому она может быть приведена для обоснования истинности или ложности тезиса.

Демонстрация – логическое рассуждение, совокупность логических правил, используемых в доказательстве. По способу ведения доказательства бывают прямые и косвенные, индуктивные и дедуктивные.

Приёмы манипуляции в процессе убеждения:

– подмена тезиса в ходе доказательства;

– использование для доказательства тезиса доводов, которые его не доказывают или верны частично при определенных условиях, а их рассматривают как верные при любых обстоятельствах; либо применение заведомо ложных доводов;

– опровержение чужих доводов рассматривают как доказательство ложности чужого тезиса и правоты своего утверждения - антитезиса, хотя логически это неверно: ошибочность довода не означает ошибочности тезиса.

Подражание

Важным социально-психологическим феноменом является подражание - воспроизведение деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого хочется походить. Условия подражания:

  1. наличие положительного эмоционального отношения, восхищения или уважения к объекту подражания;
  2. меньшая опытность человека по сравнению с объектом подражания в каком-то отношении;
  3. ясность, выразительность, привлекательность образца;
  4. доступность образца, хотя бы в некоторых качествах;
  5. сознательная направленность желаний и воли человека на объект подражания (хочется быть таким же).

Психологическое воздействие информации на человека предполагает, что происходит изменение механизмов регуляции поведения и деятельности человека. В качестве средств воздействия используются:

  1. вербальная информация, слово - но следует учитывать, что значение и смысл слова могут быть разными для разных людей и оказывать разное воздействие (влияют уровень самооценки, широта опыта, интеллектуальные способности, особенности характера и типа личности);
  2. невербальная информация (интонация речи, мимика, жесты, позы приобретают знаковый характер и влияют на настроение, поведение, степень доверия);
  3. вовлечение человека в специально организованную деятельность, ибо в рамках любой деятельности человек занимает определенный статус и тем самым закрепляет определенный тип поведения (изменение статуса во взаимодействии приводит к изменению поведения, а также реальные переживания, связанные с реализацией определенной деятельности, могут изменить человека, его состояние и поведение);
  4. регуляция степени и уровня удовлетворения потребности (если человек признает право за другим человеком или группой регулировать свой уровень удовлетворения своей потребности, тогда изменения могут происходить; если не признает, воздействия не будет как такового).

Целью воздействия является:

  1. ввести новую информацию в систему взглядов, установок человека;
  2. изменить структурные отношения в системе установок , т. е. вводить такую информацию, которая вскрывает объективные связи между объектами, изменяет или устанавливает новые связи между установками , взглядами человека;
  3. изменить отношение человека, т. е. произвести сдвиг мотивов, сдвиг в системе ценностей слушателя.

Социально-психологические установки есть состояние психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы. Выделяют четыре функции установок:

  1. Функция приспособления - связана с необходимостью обеспечить максимально благоприятное положение человека в социальной среде, и поэтому человек приобретает положительные установки к полезным, положительным, благоприятным для себя стимулам, ситуациям, и отрицательные установки - к источникам неприятных отрицательных стимулов.
  2. Эгозащитная функция установки связана с необходимостью поддержать внутреннюю устойчивость личности, вследствие чего человек приобретает отрицательную установку к тем лицам, действиям, которые могут послужить источником опасности для целостности личности. Если какое-то значимое лицо отрицательно оценивает нас, то это может привести к понижению самооценки, поэтому мы склонны выработать отрицательную установку к этому человеку. При этом источником отрицательной установки могут являться не сами по себе качества человека, а его отношение к нам.
  3. Ценностно-выразительная функция связана с потребностями в личностной устойчивости и заключается в том, что положительные установки, как правило, вырабатываются по отношению к представителям нашего личностного типа (если мы оцениваем свой личностный тип достаточно положительно). Если человек считает себя сильным, независимым человеком, то будет положительно относиться к таким же людям и достаточно «прохладно» или даже отрицательно к противоположным.
  4. Функция организации мировоззрения: установки вырабатываются по отношению к тем или иным знаниям о мире. Все эти знания образуют систему, т. е. система установок - это совокупность эмоционально окрашенных элементов знания о мире, о людях. Но человек может встречаться с такими фактами и информацией, которые противоречат устоявшимся установкам. Функция таких установок заключается в том, чтобы не доверять или отторгать такие «опасные факты», к подобной «опасной» информации вырабатывается отрицательное эмоциональное отношение, недоверие, скепсис. По этой причине новые научные теории, новшества первоначально встречают отпор, непонимание, недоверие.

Поскольку установки соединены между собой, образуют систему, то они не могут изменяться быстро. В этой системе есть установки, которые находятся в центре с большим количеством связей - это центральные фокальные установки. Есть установки, которые находятся на периферии и имеют мало взаимосвязей, поэтому поддаются более легкому и быстрому изменению. В качестве фокальных установок выступают установки к знаниям, которые связаны с мировоззрением личности, с ее моральным кредо. Главная центральная установка - это установка к собственному «Я», вокруг которой строится вся система установок.

Эмоциональное воздействие

Исследования показали, что более надежным и быстрым методом изменения установок является изменение эмоционального значения, отношения к той или иной проблеме . Логический способ воздействия для изменений установки срабатывает не всегда и не для всех, поскольку человек склонен избегать тех сведений, которые могут доказать ему, что его поведение ошибочно.

Так, в опыте с курильщиками им было предложено прочесть и оценить в баллах достоверность научной статьи о вреде курения. Чем больше человек курит, тем менее достоверно он оценивает статью, тем меньше возможность логическим воздействием изменить его установку к курению. Играет роль и количество поступившей информации. На основе многочисленных экспериментов была выявлена зависимость между вероятностью изменения установки и количеством информации об установке: небольшое количество информации не приводит к изменению установки, но по мере роста информации вероятность изменения повышается, правда до определенного предела, после которого вероятность изменения резко падает, т. е. очень большой объем информации, наоборот, может вызвать отторжение, недоверие, непонимание. Вероятность изменения установки зависит и от ее сбалансированности. Сбалансированные системы установок, мнений человека характеризуются психологической совместимостью, поэтому с большим трудом поддаются воздействию, чем несбалансированные системы, которые и сами по себе склонны к разрыву.

Человек, как правило, стремится избегать информации, которая способна вызвать когнитивный диссонанс - несоответствие между установками или несоответствие между установками и реальным поведением человека.

Если мнения человека близки к мнению источника, то после его речи они еще более приблизились к позиции источника, т.е. происходит ассимиляция, объединение мнений.

Чем ближе установки аудитории к мнению источника, тем более это мнение оценивается аудиторией как объективное и беспристрастное. Люди, которые занимают крайние позиции, менее склонны менять свои установки, чем люди с умеренными воззрениями. У человека существует система селекции (отбора) информации на ряде уровней:

  1. на уровне внимания (внимание направляется туда, что интересует, соответствует взглядам человека);
  2. отбор на уровне восприятия (так, даже восприятие, понимание юмористических картинок зависит от установок человека);
  3. отбор на уровне памяти (запоминается то, что совпадает, приемлемо интересам и взглядам человека).

Какие методы воздействия применяются?

  1. Методы воздействия на источники активности направлены на формирование новых потребностей или изменение побудительной силы имеющихся мотивов поведения. Чтобы сформировать новые потребности у человека, применяются следующие приемы и средства: его вовлекают в новую деятельность, используя желание человека взаимодействовать или соотносить, ассоциировать себя с каким-то определенным лицом, либо вовлекая всю группу в эту новую деятельность и используя мотив следования дисциплинарным нормам («Я должен, как и все в группе, делать то-то»), либо используя желание ребенка приобщиться к взрослой жизни или желание человека к повышению престижа. При этом, вовлекая человека в новую для него, пока еще безразличную деятельность, полезно обеспечить минимизацию усилий человека по ее выполнению. Если же новая деятельность для человека слишком обременительна, то человек теряет желание и интерес к этой деятельности.
  2. Для того чтобы изменить поведение человека, нужно изменить его желания, мотивы (хочет уже того, чего раньше не хотел, либо перестал хотеть, стремиться к тому, что раньше привлекало), т. е. произвести изменения в системе иерархии мотивов. Один из приемов, который позволяет это сделать, - регрессия, т. е. объединение мотивационной сферы, актуализация мотивов более низкой сферы (безопасность, выживание, пищевой мотив и пр.) осуществляется в случае неудовлетворения основных витальных потребностей человека (этот прием осуществляется и в политике, чтобы «сбить» активность многих слоев общества, создав им достаточно трудные условия для пропитания и выживания).
  3. Чтобы изменилось поведение человека, требуется изменить его взгляды, мнения, установки: создать новые установки, или изменить актуальность существующих установок, или их разрушить. Если установки разрушены, деятельность распадается.

Условия, которые этому способствуют:

  • фактор неопределенности - чем выше уровень субъективной неопределенности, тем выше тревожность, и тогда пропадает целенаправленность деятельности;
  • неопределенность в оценке личных перспектив, в оценке своей роли и места в жизни, неопределенность значимости затраченных усилий в учебе, в труде (если хотим обессмыслить деятельность, уменьшаем значимость усилий);
  • неопределенность поступающей информации (ее противоречивость; неясно, какой из них можно доверять);
  • неопределенность моральных и социальных норм - все это вызывает напряженность человека, от которой он пробует защититься, пытаясь переосмыслить ситуацию, осуществляя поиск новых целей, либо уходя в регрессивные формы реагирования (безразличие, апатия, депрессия, агрессия и пр.).

Виктор Франкл (всемирно известный психиатр, психотерапевт, философ, создатель так называемой Третьей Венской Школы психотерапии) писал: «Самый тяжелый вид неопределенности - неопределенность окончания неопределенности».

Метод создания неопределенных ситуаций позволяет ввести человека в состояние «разрушенных установок», «потери себя», и если потом показать человеку путь выхода из этой неопределенности, он будет готов воспринять эту установку и реагировать требуемым образом, особенно если будут произведены внушающие маневры: апелляция к мнению большинства, обнародование результатов общественного мнения в сочетании с вовлечением в организуемую деятельность.

Для того чтобы сформировать установку на требуемое отношение или оценку того или иного события, используется метод ассоциативного или эмоционального переноса: включить этот объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку, или вызвать моральную оценку, либо определенную эмоцию по поводу этого контекста (например, в западных мультиках в свое время опасные и плохие инопланетяне изображались с советской символикой, отсюда мог произойти перенос “Все советское – опасное, плохое”).

Для того чтобы усилить, актуализировать требуемую установку, но способную вызвать эмоциональный или моральный протест человека, часто используется прием “совмещения стереотипных фраз с тем, что хотят внедрить”, поскольку стереотипные фразы снижают внимание, эмоциональное отношение человека на какой-то момент, достаточный для срабатывания требуемой установки (этот прием используется в военных инструкциях, где пишут “Запустить ракету в объект Б” (а не в город Б), поскольку стереотипное слово “объект” снижает эмоциональное отношение человека и усиливает его готовность выполнить требуемый приказ, требуемую установку).

Для изменения эмоционального отношения и состояния человека к текущим событиям эффективен прием “воспоминания горького прошлого” – если человек усиленно будет вспоминать прошлые неприятности, “как было плохо до того, как…”, увидев прошлую жизнь в черном свете, происходит непроизвольное снижение дисгармоничности, снижение недовольства человека сегодняшним днем и создаются “розовые иллюзии” на будущее.

Для разрядки отрицательного эмоционального состояния людей в требуемом направлении и с требуемым эффектом с древности используется прием “канализации настроения”, когда на фоне повышенной тревожности и фрустрации потребностей людей провоцируется излияние гнева толпы на людей, которые лишь косвенно или почти не причастны к возникновению трудностей.

Если все три фактора (и мотивация, желания людей, и установки, мнения, и эмоциональные состояния людей) будут учтены, тогда воздействие информации будет наиболее действенным как на уровне отдельного человека, так и на уровне группы лиц.

По материалам П.Столяренко

Основным способом ведения информационно-психологического противоборства является использование информационно-психологических воздействий.

Информационно-психологическое воздействие - информационное, психотронное или психофизическое воздействие на психику человека, оказывающее влияние на восприятие им реальной действительности, в том числе на его поведенческие функции, а также в некоторых случаях на функционирование органов и систем человеческого организма .

Любой человек как личность, активный социальный субъект, носитель определенного мировоззрения, обладающий определенным правосознанием и менталитетом, духовными идеалами и ценностными установками, может быть подвергнут непосредственному информационно-психологическому воздействию, которое, трансформируясь через его поведение, действия (или бездействие), оказывает влияние на социальные объекты разного уровня общности, различной системно-структурной и функциональной организации. Таким образом, с помощью информационно-психологического воздействия можно влиять не только на индивидуальное сознание, но и на групповое, массовое и общественное сознание. Причем это влияние может носить как позитивный, так и негативный характер .

В зависимости от преследуемых целей информационно-психологическое воздействие, как правило, осуществляется на конкретные сферы индивидуального, группового, массового и общественного сознания :

  • мотивационную (убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания), когда надо оказать влияние на людей для побуждения их определенным действиям;
  • познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление), когда необходимо изменить в нужную сторону представления, характер восприятия вновь поступающей информации и в итоге - «картину мира» человека;
  • эмоциональную (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы), когда под прицелом находятся внутренние переживания и волевая активность людей;
  • коммуникативную (общение и взаимоотношения, взаимодействие, межличностное восприятие) с целью создания социально-психологического комфорта или дискомфорта, побуждения людей сотрудничать либо конфликтовать с окружающими.

Информационно-психологическое воздействие может осуществляться с помощью различных методов (приемов, форм, методик) и средств, бóльшая часть из которых, непрерывно развиваясь и совершенствуясь, превратились сегодня в сложные технологии воздействия на психику людей, обобщенно называемые в литературе психотехнологиями . Так, например, к психотехнологиям относятся современные информационные технологии воздействия на индивидуальное, групповое, массовое и общественное сознание с использованием телевизионной и радиовещательной техники, видео- и аудиопродукции, а также компьютерные технологии высокого уровня, позволяющие диагностировать и корректировать психическое и физическое состояние человека путем прямого доступа в подсознание .

Области организации информационно-психологического воздействия на психику человека, групповое, массовое и общественное сознание включает в себя :

  • объекты информационно-психологического воздействия;
  • субъекты, воздействующие на эти объекты;
  • коммуникацию между субъектами и объектами информационно-психологического воздействия;
  • средства и методы информационно-психологического воздействия.

Объекты информационно-психологического воздействия :

  • личность как гражданин, активный социальный субъект, в том числе конкретные представители органов государственной власти и управления, вооруженных сил, органов правопорядка и безопасности, работники государственных и негосударственных организаций, учреждений и предприятий, деятельность которых имеет или может иметь важные социальные последствия;
  • система формирования и функционирования духовной сферы, общественного сознания и общественного мнения, в том числе: системы образования и подготовки кадров; системы распространения социально значимой информации; системы распространения социокультурных ценностей и т. п.;
  • социальные группы и объединения людей как компоненты социальной структуры общества, обладающие групповым сознанием, в том числе политические, профессиональные, национально-этнические, демографические, религиозные, конкретных регионов и другие;
  • органы власти, государственного и военного управления;
  • органы представительной и исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления;
  • общественные и политические организации, общественно-политические движения, объединения граждан на различной основе и т. п.;
  • силовые министерства и ведомства;
  • население страны в целом как социально-историческая общность людей, обладающая своим общественным сознанием;
  • государство и общество, выступающие как объекты информационно-психологических операций других государств, особенно в период международных конфликтов, кризисов и вооруженных столкновений.

Субъекты информационно-психологического воздействия на отдельного человека (его психику, сознание, организм), группу людей, население регионов и страны в целом :

  • государственные и правительственные учреждения (в том числе иностранные), правовые и силовые (военные) организации;
  • общественные организации - политические, религиозные, культурные, национально-этнические и т. п. (в том числе зарубежные);
  • учреждения здравоохранения;
  • финансово-экономические, коммерческие и торговые организации (в том числе зарубежные);
  • криминальные структуры (в том числе международные);
  • микрогруппы (по месту работы, учебы, службы, жительства, друзья, семья, случайные знакомые, толпа и т. п.);
  • отдельные субъекты (граждане).

Субъект информационно-психологического воздействия по своему местоположению может быть :

  • внутренним, т. е. принадлежать стране, на объекты которой осуществляется воздействие;
  • внешним (зарубежным).

Внешними субъектами информационно-психологического воздействия могут выступать отдельные государства, их политические, экономические, военные, разведывательные и информационные структуры .

Самым главным средством достижения политических целей государствами в недалеком будущем может стать воздействие на психологию противника - индивидуальное, массовое, групповое и общественное сознание с целью разрушения государственных и общественных институтов, провоцирования массовых беспорядков, деградации общества, развала государства .

Рис. 5.2. Классификация средств и методов информационно-психологического воздействия

Средства и методы информационно-психологического воздействия могут быть классифицированы с точки зрения физической сущности, принципов и механизмов воздействия (рис. 5.2) .

Убеждение и суггестивные методы

Убеждение - метод открытого вербального (словесного) информационно-психологического воздействия на сознание индивида или группы людей, основу которого составляет система ясных, четко сформулированных доводов (аргументов), выстроенных по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый субъектом воздействия тезис (точку зрения).

Суггестия или внушение - это процесс неаргументированного информационно-психологического воздействия на сознание человека, связанный со снижением критичности при восприятии и реализации им содержания сообщаемой информации, с отсутствием активного ее понимания, осмысления, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом. В отличие от убеждения, внушение основывается не на логике и разуме человека, а на его способности воспринимать слова другого лица как должное, как инструкцию к действию. При внушении сначала происходит восприятие информации, содержащей готовые выводы, а затем на ее основе формируются мотивы и жизненные установки определенного поведения.

Информационно-техногенные методы

Пропаганда - распространение политических, философских, научных, художественных знаний (идей) и другой информации в обществе с целью формирования у людей определенного мировоззрения - обобщенной системы взглядов на окружающий мир, место и роль в нём человека, на отношение людей к объективной реальности и друг к другу, а также соответствующих этому идеалов и убеждений, принципов познания и деятельности, ценностных ориентаций.

Средства и методы предъявления неосознаваемой акустической информации .

Средства и методы предъявления неосознаваемой зрительной информации . Предполагается, что визуальные средства, в отличие от вербальных, позволяют человеку практически мгновенно воспринимать запрограммированное информационно-психологическое воздействие (хотя сработать оно может значительно позднее), причем это воздействие является более глубоким и долговечным, поскольку визуальные системы влияют не только на интеллект, но и на эмоционально-чувственный базис человека.

Гипнотические методы информационно-психологического воздействия , основанные на выявленном факте, что соответствующими внушениями в гипнотическом состоянии можно программировать человека на выполнение тех или иных действий.

Метод нейролингвистического программирования - особая психотерапевтическая техника, сутью которой являлось кодирование (программирование) человека как вербальными «формулами поведения», так и невербальными (мимика, пантомимика и т. д.) средствами воздействия.

Тренинговые методы информационно-психологического воздействия - методы регуляции психического состояния человека, такие как: управление вниманием, оперирование чувственными образами, словесные внушения, регуляция мышечного тонуса, управление ритмом дыхания.

Мистико-эзотерическое внушение .

Информационно-техногенные средства и методы информационно-психологического воздействия, к которым относятся:

  • информационные и технические психотехнологии с использованием телевизионной, вычислительной, радиовещательной техники, аудио-, видео-, печатной и кинопродукции;
  • воздействие через компьютерные видеоигры и Интернет;
  • генераторы специальных излучений;
  • акустические системы с «интеллектуальным» сигналом (включая инфразвук и ультразвук);
  • оптические средства в видимом, инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах;
  • биорезонансная стимуляция работы головного мозга.

Информационно-психологическое воздействие с помощью этих средств и методов достигается по направлению «от техники к человеку» и наиболее широко осуществляется через средства массовой информации.

Психотропные средства информационно-психологического воздействия:

  • психотропные средства;
  • другие биологически активные вещества, оказывающие преимущественно влияние на психические функции человека (в том числе на эмоции и поведение), а также способные переводить его в измененное состояние сознания.

«Феноменологические» методы информационно-психологического воздействия

Неосознаваемое информационное взаимодействие через органы чувств путем применения методов психофизиологии и сенсорной физиологии человека.

Средства и методы манипуляции сознанием

Специфический вид скрытого информационно-психологического воздействия, направленный на программирование идей, мнений, мотивов, жизненных установок, стереотипов, устремлений, настроений и даже психического состояния людей с целью обеспечения такого их поведения, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции.

Комбинирование средств и методов информационно-психологического воздействия

Одновременное применение двух и более средств (методов) такого воздействия.

Достаточно подробно применение всех вышеуказанных в классификации средств и методов информационно-психологического воздействия рассмотрено в работе .

Выделяют три этапа при информационно-психологическом воздействии :

  • операциональный , когда субъектом осуществляется информационно-психологическое воздействие на объект;
  • процессуальный , когда имеет место принятие (одобрение) или неприятие (неодобрение) данного воздействия объектом;
  • заключительный , когда проявляются ответные реакции как следствие перестройки психики объекта воздействия.

Перестройка психики под влиянием информационно-психологического воздействия может быть различной как по широте, так и по временной устойчивости. По первому критерию различают парциальные изменения, т. е. изменения какого-нибудь одного психологического качества (например, мнения человека о конкретном явлении), и более общие изменения психики, т. е. изменения ряда психологических качеств индивида (или группы). По второму критерию изменения могут быть кратковременными и длительными .

Применение информационно-психологического воздействия в боевой обстановке имеет свои особенности :

  • допускаются не только гуманные, но и антигуманные способы и приемы психологического воздействия;
  • психологическое воздействие осуществляется в сочетании с применением средств вооруженной борьбы;
  • есть стремление достичь максимальной психогенной результативности воздействия.

Информационно-психологическое воздействие только тогда дает наибольший реальный эффект, когда учитываются присущие этим конкретным сферам особенности функционирования индивидуального, группового и общественного сознания .

© Макаренко С.И. , 2017 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

Ключевые слова

ИНФОРМАЦИОННАЯБЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯБЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ / ИНТЕРНЕТ / САМОЧУВСТВИЕ / НАСТРОЕНИЕ / INFORMATION SECURITY / INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SECURITY OF PERSONALITY / ANXIETY / NEGATIVE EMOTIONS / INTERNET / WELL-BEING AND MOOD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы - Камнева Елена Владимировна

В статье рассматривается феномен негативного информационно-психологического воздействия, его виды и сферы влияния. Проанализированы его обуславливающие психологические ситуативные и внеситуативные факторы. Негативное информационно-психологическое воздействие рассматривается в контексте информационной безопасности, ее психолого-педагогического аспекта, когда в защите нуждается не только информация, но и личность, которой предназначена информация. Особое внимание должно быть обращено на информационно-психологическую безопасность личности молодых людей в возрастеот 18 до 24 лет, которыеявляясьпользователямиглобальнойсетииособенносоциальныхсетей, наиболееуязвимыкдеструктивнымвоздействиям. Деструктивныевоздействия, являясьстрессогенными факторами, повышают уровень личностной тревожности , провоцируют насилие, немотивированную агрессию, враждебность, цинизм, правовой негативизм, правовой нигилизм, отказ от традиционных общечеловеческих ценностей… В результате проведенного психологического эксперимента с участием 100 респондентов в возрасте от 17 до 19 лет получены данные влияния негативной информации на психическое состояние респондентов, а именно, на самочувствие , настроение и ситуационную тревожность . Отмечается необходимость проведения дальнейших исследований с учетом личностных характеристик испытуемых с целью разработки действенных методов противодействия негативному воздействию на психическое состояние молодых людей, проводящих значительное время в интернете .

Похожие темы научных работ по социологическим наукам, автор научной работы - Камнева Елена Владимировна

  • Влияние информационных технологийи кибермоббинга на суицидальные тенденции в подростковой среде

    2016 / Чепелева Л.М., Дружинина Э.Л.
  • 2011 / Федорова Ольга Николаевна
  • Информационно-психологическая безопасность личности в информационном обществе

    2009 / Федорова Ольга Николаевна
  • Толерантное поведение как критерий психологического здоровья личности

    2014 / Белашева И. В.
  • Средства массовой информации как детерминанта психологической тревожности людей пожилого возраста

    2017 / Глущенко Ольга Павловна, Петрова Нина Васильевна
  • Феномен конфликтной ситуации в Российской семье как дескриптивное явление

    2014 / Камнева Нина Анатольевна
  • На пороге жизни: отношение к деньгам и карьерная ориентация

    2014 / Камнева Елена Владимировна, Анненкова Наталия Викторовна
  • Специфика негативного воздействия современных информационных технологий на личность старшеклассника в контексте трансформации характера социального взаимодействия

    2016 / Смирнов В.М., Коповой А.С.
  • Информационный и эмоциональный аспекты взаимодействия с компьютером у интернет-зависимой личности

    2017 / Иванова Анжелика Юрьевна, Малышкина Мария Викторовна

Information and Psychological Impact of Mass Media on the Mental State (on the Example of the Student Sample)

The article deals with the phenomenon of negative information and psychological impact, its types and spheres of influence. Analyzed its causing psychological and situational factors outsituative. The negative information and psychological impact is considered in the context of information security , its psychological and pedagogical aspects, when the protection needs not only information, but also the person, which is information. Particular attention should be paid to information-psychological security of the person of young people aged 18 to 24 years, which being Internet users, especially social networks, the most vulnerable to destructive influences. The destructive effects, as stressors, improve the level of personal anxiety , provoke violence, unmotivated aggression, hostility, cynicism, negativism law, legal nihilism, rejection of traditional human values... As a result of the psychological experiment involving 100 respondents aged 17 to 19 years received data the impact of negative information on the mental state of the respondents, namely, state of health, mood, and situational anxiety . The need for further research, taking into account the personal characteristics of the subjects in order to develop effective methods to counter the negative effects on the mental state of young people who spend a lot of time on the Internet .

Текст научной работы на тему «Информационно-психологическое воздействие средств массовой коммуникации на психическое состояние (на примере студенческой выборки)»

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ ВЫБОРКИ)1

Камнева Е.В.2

В статье рассматривается феномен негативного информационно-психологического воздействия, его виды и сферы влияния. Проанализированы его обуславливающие психологические ситуативные и внеситуативные факторы. Негативное информационно-психологическое воздействие рассматривается в контексте информационной безопасности, ее психолого-педагогического аспекта, когда в защите нуждается не только информация, но и личность, которой предназначена информация. Особое внимание должно быть обращено на информационно-психологическую безопасность личности молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, которые являясь пользователями глобальной сети и особенно социальных сетей, наиболееуязвимы к деструктивным воздействиям. Деструктивные воздействия, являясь стрессогенными факторами, повышают уровень личностной тревожности, провоцируют насилие, немотивированную агрессию, враждебность, цинизм, правовой негативизм, правовой нигилизм, отказ от традиционных общечеловеческих ценностей... В результате проведенного психологического эксперимента с участием 100 респондентов в возрасте от 17 до 19 лет получены данные влияния негативной информации на психическое состояние респондентов, а именно, на самочувствие, настроение и ситуационную тревожность. Отмечается необходимость проведения дальнейших исследований с учетом личностных характеристик испытуемых с целью разработки действенных методов противодействия негативному воздействию на психическое состояние молодых людей, проводящих значительное время в интернете.

Ключевые слова: информационная безопасность, информационно-психологическая безопасность личности, тревожность, отрицательные эмоции, интернет, самочувствие, настроение.

Введение

В современное время, которое характеризуется интенсивным применением разнообразных методов информационного, психологического, технологического прессинга, что особенно связано с развитием современных технологий, позволяющих оказывать влияние на сознание, на психику большого количества людей одновременно без взаимодействия и прямого контакта с ними актуальной становится проблема психологического воздействия на сознание людей в различных сферах жизнедеятельности общества .

Особую тревогу вызывает влияние информационно-психологического воздействия современных средств массовой коммуникации (СМК) на молодых людей. С тем, что это воздействие имеет и негативный аспект сегодня во многом негативно, уже признают большинство исследователей этой проблемы. Насилие, немотивированная агрессия, враждебность, цинизм, правовой негативизм, правовой нигилизм, отказ от традиционных обще-

DOI:10.21581/2311-3456-2016-5-51-55

человеческих ценностей и т. п. - не в последнюю очередь детерминируется современным состоянием СМК .

Проблема психологического воздействия на массовое сознание является междисциплинарной, исследования в данной области ведутся философами, психологами, культурологами, социологами, политологами, экономистами, юристами, учеными в области информационной безопасности и информационного противоборства .

Основные понятия информационно-психологического воздействия

Информационно-психологическое воздействие является видом психологического воздействия, которое определяется, как способ оказывать влияния на людей (на отдельных индивидов и на группы), осуществляемого для изменения идеологических и психологических структур их сознания и подсознания, трансформации эмоциональных состояний, стимулирования определен-

1 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финуниверситета 2016 года.

2 Камнева Елена Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, email:ekamneva@yandеx.ru

ных типов поведения с применением различных способов явного и скрытого психологического принуждения .

Информационно-психологическим воздействием затрагиваются следующие сферы психики отдельного индивида, социальных групп людей и общества в целом:

Потребностно-мотивационная сфера (ценностные ориентации, желания, влечения, убеждения, знания);

Интеллектуально-познавательная сфера (ощущения, восприятие, представления, воображение, мышление и память);

Эмоционально-волевая сфера (настроения, эмоции, чувства, воля);

Коммуникативно-поведенческая сфера (характер и специфика межличностного восприятия и взаимодействия, общения).

Таким образом, только при учете присущих указанным сферам особенностей функционирования индивидуального, группового и общественного сознания информационно-психологическое воздействие дает наибольший реальный эффект.

Следует отметить, что любое воздействие, которое ставит своей целью изменение поведения объекта в нужном для субъекта направлении, даже если это воздействие осуществляется с пользой для объекта, но без его согласия, считается манипулятивным воздействием .

Относительно последствий информационно-психологического воздействия для его объекта (объектов), следует выделить еще два вида информационно-психологического воздействия: положительного и негативного. В данном исследовании нас будет интересовать негативное информационно-психологическое воздействие.

Авторами научных исследований данного направления выделяется значительное количество видов негативного информационно-психологического воздействия: фальсификация (подтасовка) и дезинформация; «зомбирование» или целевое программирование на выполнение тех или иных, в том числе и негативных действий; причинение вреда жизни и здоровью ; астро-терфинг, определяемое как намеренное централизованное манипулирование общественным мнением в сети Интернет с целью дезинформации, искажения статистических сведений и злоупотребления общественным мнением; троллинг - размещение провокационных сообщений в целях склонения пользователей к дискуссии определенного направления или создания конфликтной ситуации и т. п.

Факторы информационно-психологического воздействия

Среди факторов, обуславливающих подверженность негативному информационно-психологическому воздействию психологические факторы, к которым относят ситуативные и внеситуативные. Ситуативные факторы обусловлены конкретной информационно-коммуникативной ситуацией, (психические состояния, различные стрессоген-ные факторы, экстремальные условия и т.п.). К внеситуативным факторам относятся личностные особенности человека, подвергаемого негативному информационно-психологическому воздействию и оказывающие влияние на его подверженность психологическим манипуляциям и т. д.).

Информационная среда, приобретая характер второй, субъективной реальности, в той части, содержащей информацию, которая неадекватно отражает окружающий мир, и те ее характеристики и процессы, затрудняющие или препятствующие адекватности восприятия и понимания индивидом окружающего мира и себя, несмотря на свою иллюзорность и скорее в силу своей иллюзорности, но воспринимаемая как реальность, становится существенным внешним источником угроз информационно-психологической безопасности личности .

Таким образом, на наш взгляд, негативное информационно-психологическое воздействие следует рассматривать в контексте информационной безопасности, которая определяется как «состояние (свойство) защищенности ресурсов информационной системы в условиях наличия угроз в информационной сфере» , когда в защите нуждается не только информация, но и личность, которой предназначена информация.

Результаты исследований показывают, что до 90% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, являясь пользователями глобальной сети и особенно социальных сетей, наиболее уязвимы к деструктивным воздействиям и более «удобона-страиваемы» для негативного информационно-психологического воздействия .

Цель и организация исследования

Целью нашего исследования стало выявление влияния информационно-психологического воздействия средств массовой коммуникации на психическое состояние студентов с учетом их личностных особенностей. В исследовании приняли участие 100 студентов первого курса Финансового университета. Возраст респондентов -от 17 до 19 лет.

В исследовании проводился эксперимент, студентам предлагался видеоролик длительностью 20 минут, составленный из видеороликов, представленных в социальных сетях, содержание которых демонстрировало насилие, агрессию и негативную информацию.

Перед проведением эксперимента проводился социологический опрос, целью которого было определение предпочитаемого источника информации, какие именно негативные информационно-психологические воздействия беспокоят наших респондентов, а также вопрос о том, какие чувства испытывают респонденты, находясь в интернете.

В ходе исследования применялись следующие методики:

1. Методика САН для диагностики самочувствия, активности и настроения респондентов. Тестирование проводилось два раза: до и после просмотра видеоролика.

2. Тест на уровень тревожности Спилбергера-Ханина, который предназначен для самооценки уровня тревожности в момент тестирования, т. е. ситуативной (реактивной) тревожности как психического состояния и личностной тревожности, представляющей устойчивую характеристику индивида. Ситуативная тревожность измерялась два раза: до и после просмотра видеоролика.

Результаты исследования

Согласно полученным данным интернет в качестве наиболее предпочитаемого источника информации отмечается большинством студентов (98% респондентов).

На вопрос: какие именно негативные информационно-психологические воздействия угрозы беспокоят наших респондентов, на первом месте по значимости указывается риск агрессии (78 % респондентов), что связано с общением в социальных сетях, в первую очередь кибербуллинг, проявляющийся в неоднократном умышленном агрессивном поведении в интернете или с помощью мобильного телефона, направленном против кого-то, кто по каким-либо причинам считается слабее, с целью унижения его достоинства (оскорбление, унижение, преследование). На втором и третьем местах респонденты отмечают экстремизм (61% респондентов) и психологическое давление (57% респондентов), что вполне сопоставимо с данными, полученными в исследованиях других авторов .

Подавляющее большинство респондентов отмечают, что по отношению к интернету они ис-

пытывают положительные эмоции (78% респондентов). Положительные чувства, вызываемые интернетом, можно объединить в три комплекса: познавательный (78% респондентов), коммуникационный (74% респондентов) и удовольствия (67 % респондентов).

Среди отрицательных эмоций, вызываемых «нахождением» в интернете, можно выделить следующие комплексы «страха и враждебности», «стыда» и «несбывшихся надежд».

Анализ результатов по методике САН до показа видеоролика свидетельствует о благоприятном состоянии респондентов (показатели по всем шкалам находятся в интервале от 5 до 9, что вполне говорит о нормальном состоянии всех респондентов).

Показатели личностной тревожности по шкале самооценки Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина свидетельствуют, что среди респондентов представлены студенты с низким уровнем (31%), средней (28 %) и высокой (41 %) личностной тревожности.

По показателям реактивной тревожности до показа видеоролика можно отметить отсутствие респондентов с высоким уровнем ситуативной тревожности (0%), в группе присутствуют респонденты со средним уровнем (62%) и низким уровнем (38%).

Повторное измерение после показа видеоролика по методике САН показало, что показатели самочувствия, активности и настроения достоверно не изменились лишь у 30 % респондентов (различия проверялись с помощью критерия Стьюдента), у остальных респондентов (70 %) достоверно уменьшились показатели самочувствия и настроения, уровень активности уменьшился у 25 % респондентов. Статистическая обработка данных с использованием коэффициента корреляции Пирсона выявила взаимосвязь показателей личностной тревожности самочувствия (0,6832 р<0,01) и настроения (0,5341 р<0,01).

Повторное измерение после показа видеоролика по ситуативной тревожности по шкале самооценки Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина показало, что показатели достоверно не изменились лишь у 32 % респондентов (различия проверялись с помощью критерия Стьюдента), у остальных респондентов (68 %) уровень реактивной тревожности достоверно увеличился, то есть такое состояние респондентов можно охарактеризовать как напряженное, беспокойное, сопровождаемое озабоченностью, нервозностью и т. п.

Данное исследование показало, что даже 20-минутное негативное информационно-психологическое воздействие негативно изменяет психическое состояние человека, ухудшается настроение, самочувствие, повышается уровень реактивной тревожности, то есть появляется типичная реакция на стрессовую ситуацию. Таким образом, речь о информационно-психологической безопасности личности, то есть о защищенности жизненно важных интересов личности в информационной сфере, а также о понимании человеком негативного информационно-психологического воздействия и овладении методами противодействия , что является психолого-

педагогическим аспектом обеспечения информационной безопасности.

Данное исследование является пилотажным, необходимо проведение исследования влияния других личностных качеств на подверженность негативному информационно-психологическому воздействию с целью поиска действенных методов противодействия негативному воздействию на психическое состояние молодых людей, проводящих значительное время в интернете. Но даже результаты этого исследования заставляют задуматься о том, какая психологическая помощь необходима молодым людям, проводящим в интернете не 20 минут, а несколько часов подряд.

Рецензент: Пряжников Николай Сергеевич, доктор педагогических наук, профессор, МГУ им. М.В. Ломоносова, email: [email protected]

Литература:

1. Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. - Санкт-Петербург: Скифия, 2008. 403 с.

2. Камнева Е.В., Борчашвили И.Ш. Взаимосвязь цинизма, агрессивности и враждебности в студенческом возрасте // Личность как объект психологического и педагогического воздействия: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 февраля 2016 г., г. Уфа). В 2ч. Ч.1 -Уфа: АЭТЕРНА, 2016. С.111-113.

3. Анненкова Н.В., Камнева Е.В. Специфика российского менталитета в период нестабильности // Научный вестник МГИИТ. 2011. № 2 (10). С. 101-116.

4. Камнева Е.В. Связь ценностных ориентаций и личной социальной ответственности в юношеском возрасте//Прикладная психология и психоанализ. 2015. № 1.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект-Пресс, 2014. 363 с.

6. Анникова В.А. Общественное мнение как фактор формирования массового политического сознания // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2007. № 4. С. 53-65.

7. Виноградова Л.В. Сущностные признаки массового сознания // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 73-1. С. 104-110.

8. Науменко Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию // Вопросы психологии. 2003. №6. С.63-70.

9. Ольшанский Д.В. Психология масс. - СПб.: Питер, 2002. 368 с.

10. Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). - Минск: Харвест, 1999. 448 с.

11. Науменко Т.В. Массовая коммуникация и методы ее воздействия на аудиторию // Философия и общество. 2004. №1(34). С. 101-119.

12. Дворянкин С.В. Противодействие негативным мультимедийным негативным информационно-психологическим воздействиям // Известия ЮФУ. Технические науки. 2003. № 4 (33). С. 339-342.

13. Манянина Т.В. Эмоциональный интеллект в контексте информационно-психологической безопасности личности: учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2012.

15. Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Под ред. Г.В. Солдатовой. - М., 2011. 176 с.

16. Дорофеев А.В. Марков А.С. Менеджмент информационной безопасности: основные концепции // Вопросы кибербезопасности. 2014. № 1(2). С.67-73.

17. Писарь О.В., Пугачева Н.Б. Технология формирования личной безопасности студентов технического вуза на основе компетентностного подхода // Вестник НЦ БЖД. 2010. № 1 (3). С. 36-44.

INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL IMPACT OF MASS MEDIA ON THE MENTAL STATE (ON THE EXAMPLE OF THE STUDENT SAMPLE)

The article deals with the phenomenon of negative information and psychological impact, its types and spheres of influence. Analyzed its causing psychological and situational factors outsituative. The negative information and psychological impact is considered in the context of information security, its psychological and pedagogical aspects, when the protection needs not only information, but also the person, which is information. Particular attention should be paid to information-psychological security of the person of young people aged 18 to 24 years, which being Internet users, especially social networks, the most vulnerable to destructive influences. The destructive effects, as stressors, improve the level of personal anxiety, provoke violence, unmotivated aggression, hostility, cynicism, negativism law, legal nihilism, rejection of traditional human values ... As a result of the psychological experiment involving 100 respondents aged 17 to 19 years received data the impact of negative information on the mental state of the respondents, namely, state of health, mood, and situational anxiety. The need for further research, taking into account the personal characteristics of the subjects in order to develop effective methods to counter the negative effects on the mental state of young people who spend a lot of time on the Internet.

Keywords: information security, information and psychological security of personality, anxiety, negative emotions, internet, well-being and mood.

1. Zelinskiy S.A. Informatsionno-psihologicheskoe vozdeystvie na massovoe soznanie. - Sankt-Peterburg: Skifiya, 2008. 403 s.

2. Kamneva E.V., Borchashvili I.Sh. Vzaimosvyaz tsinizma, agressivnosti i vrazhdebnosti v studencheskom vozraste // Lichnost kak ob>ekt psihologicheskogo i pedagogicheskogo vozdeystviya: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (10 fevralya 2016 g., g. Ufa). V 2ch. Ch.1 -Ufa: AETERNA, 2016. S.111-113.

3. Annenkova N.V., Kamneva E.V. Spetsifika rossiyskogo mentaliteta v period nestabilnosti // Nauchnyiy vestnik MGIIT. 2011. № 2 (10). S. 101-116.

4. Kamneva E.V. Svyaz tsennostnyih orientatsiy i lichnoy sotsialnoy otvetstvennosti v yunosheskom vozraste//Prikladnaya psihologiya i psihoanaliz. 2015. № 1.

5. Andreeva G.M. Sotsialnaya psihologiya. - M.: Aspekt-Press, 2014. 363 s.

6. Annikova V.A. Obschestvennoe mnenie kak faktor formirovaniya massovogo politicheskogo soznaniya // Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhbyi narodov. Seriya: Politologiya. 2007. № 4. S. 53-65.

7. Vinogradova L.V. Suschnostnyie priznaki massovogo soznaniya // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 2008. № 73-1. S. 104-110.

8. Naumenko T.V. Psihologicheskie metodyi vozdeystviya na massovuyu auditoriyu // Voprosyi psihologii. 2003. № 6. S.63-70.

9. Olshanskiy D.V. Psihologiya mass. - SPb.: Piter, 2002. 368 s.

10. Kryisko V.G. Sekretyi psihologicheskoy voynyi (tseli, zadachi, metodyi, formyi, opyit). - Minsk: Harvest, 1999. 448 s.

11. Naumenko T.V. Massovaya kommunikatsiya i metodyi ee vozdeystviya na auditoriyu // Filosofiya i obschestvo. 2004. № 1(34). S. 101-119.

12. Dvoryankin S.V. Protivodeystvie negativnyim multimediynyim negativnyim informatsionno-psihologicheskim vozdeystviyam // Izvestiya YuFU. Tehnicheskie nauki. 2003.№ 4 (33). S. 339-342.

13. Manyanina T.V. Emotsionalnyiy intellekt v kontekste informatsionno-psihologicheskoy bezopasnosti lichnosti: uchebnoe posobie. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2012.

14. Yavon S.V. Sotsialnyie seti i molodezh // Sociologie cloveka. 2016. № 1. S. 28-32.

15. Soldatova G.V., Zotova E.Yu., Chekalina A.I., Gostimskaya O.S. Poymannyie odnoy setyu: sotsialno-psihologicheskoe issledovanie predstavleniy detey i vzroslyih ob internete / Pod red. G.V. Soldatovoy. - M., 2011. 176 s.

16. Dorofeev A.V. Markov A.S. Menedzhment informatsionnoy bezopasnosti: osnovnyie kontseptsii // Voprosyi kiberbezopasnosti. 2014. № 1(2). S.67-73.

17. Pisar O.V., Pugacheva N.B. Tehnologiya formirovaniya lichnoy bezopasnosti studentov tehnicheskogo vuza na osnove kompetentnostnogo podhoda // Vestnik NTs BZhD. 2010. № 1 (3). S. 36-44.

3 Elena Kamneva, Ph.D. in psychology, Docent, Financial university under the Government of the Russian Federation, Moscow, email:[email protected]

В зависимости от применяемой информационной техники можно выделить несколько средств информационно-психологического воздействия :

Устное воздействие, в том числе и с применением акустических средств усиления голоса и шумовых эффектов;

Воздействие, связанное с применением печатной продукции;

Воздействие с использованием телевидения и радиосвязи. У телевидения практически неограниченные возможности формирования сознания масс. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать – утверждает русская пословица. Просматривая телевизионные передачи, происходит своеобразное психическое заражение определенными состояниями, реагирование на неосознаваемые воздействия (подкорковые стимулы);

Воздействие, основанное на применении компьютерных технологий и Интернета. В данный момент уже не вызывает сомнений тот факт, что воздействие, которое может Интернет оказать на личность пользователя, является более глубоким и системным, чем воздействие любой другой технологической системы. Сюда же относится воздействие компьютерных игр на психику и сознание человека.

Различают несколько видов информационно-психологического воздействия:

Самопроизвольные воздействия, обусловленные технологическими режимами функционирования тех или иных информационных систем (например, электромагнитные излучения коммуникационной, компьютерной или телевизионной техники);

Преднамеренные манипулятивные воздействия на личность с целью явного или скрытого побуждения к определенным действиям (информационно-пропагандистское и др.).

Информационно-пропагандистское воздействие – это массированное активное воздействие словом, информацией с целью формирования –определенных взглядов, убеждений.

Информационно-психологическое воздействие может осуществляться на двух уровнях : теоретико-идеологическом и обыденно-психологическом. Теоретико-идеологичекий уровень предполагает борьбу мировоззрений, научных концепций, культурных ценностей и здесь в основном идет воздействие на интеллектуальную сферу личности посредством пропаганды, дезинформации, применения логической аргументации, т.е. использывания методов убеждения.

На обыденно-психологическом уровне борьба идет за массовые настроения и предпочтения, и здесь используют метод внушения и средства подавления. Если убеждение – это активное осмысливание и принятие информации в зависимости от приводимых аргументов, то внушение в отличие от убеждений проникает в психику человека без активного внимания, без переработки и укрепляется, как предмет пассивного восприятия.

Одним из высших способов информационно-психологического воздействия на человека, способом манипулирования является информационная война -- согласованная деятельность по использованию информации как оружия для разрушающего воздействия на противника в различных сферах: экономической, политической, социальной и на поле боя. Информационная война – война нового типа, ее основным объектом являются не только информационные системы, но, прежде всего, сознание людей, их поведение и здоровье. То есть информационная война предполагает как воздействие на информационные системы и инфраструктуру противника, так и на психологическую структуру государства, общества и личности.

Ведение информационных войн предполагает наличие и использование определенных средств борьбы, то есть оружия.

Информационное оружие, воздействующее непосредственно на человека, специалисты делят на два вида:

1) Информационно-психологическое оружие обращенное прежде всего на сознание человека и уже через него воздействующее на поведение, убеждения, мотивы и потребности, нравственные установки, отношение к тому, что происходит в обществе. В качестве такого оружия могут использоваться все средства массовой информации, Интернет, публичные выступления, беседы, внушение, гипноз и т. п.

2) Энергоинформационное оружие воздействующее на физиологию и психофизиологию человека, минуя его сознание. Человек не осознает факта воздействия, но в зависимости от его вида начинает ощущать либо бодрость, уверенность в себе, либо подавленность, тревогу, страх, агрессивность на фоне утраты способности контролировать свои действия. В природе подобное психофизическое воздействие могут оказывать, например, солнечные вспышки, влияющие на биоэлектрическую активность мозга и общее состояние человека.

В качестве источников энергоинформационного воздействия могут применяться радиолокационные системы, космические аппараты, низкочастотные и высокочастотные генераторы, биолокационные установки, химические и биологические средства и другие устройства.

С помощью энергоинформационного оружия можно изменить поведение людей, например, снизить или «разжечь» накал демонстраций, беспорядков и этим повлиять на текущие социальные процессы.

Цели информационных войн и применения информационного оружия – завоевание превосходства над противником и нанесение ему поражения как в конкретном акте противостояния или отдельной боевой операции, так и во внешней и внутренней политике, экономике, обороноспособности страны в целом.

Задачи применения информационного оружия:

подрыв международного авторитета государства, его сотрудничества с другими странами; манипулирование общественным сознанием внутри страны, создание атмосферы бездуховности и безнравственности, негативного отношения к национальному наследию; провоцирование политической напряженности и хаоса внутри страны, инициирование этнических и религиозных столкновений, забастовок, массовых беспорядков и других акций протеста; дезинформация населения об истории страны, о работе государственных органов, подрыв их авторитета, дискредитация всей системы управления; нарушение системы управления войсками, вооружением и военной техникой, объектами повышенной опасности; нанесение серьезного ущерба жизненно важным интересам государства в политической, экономической, социальной и других сферах деятельности.

Все перечисленные изменения, происходящие в сфере взаимоотношений человека с естественными, но еще большей степени – с искусственными информационными средами, сводятся в основном к необходимости осмыслить и решить две задачи:

1. Создать систему экологического контроля глобальной информационной среды человека, так как генетически обусловленные механизмы внушаемости не могут обеспечить ему возможности выжить в тех условиях, которые формируются современными средствами информационного воздействия.

2. Возникает задача защитить психику человека с помощью формирования у него информационной культуры. Очевидно, что человек не должен воспринимать получаемую информацию как истину в конечной инстанции, но не должен отгораживаться от нее. Важно научиться интерпретировать информацию, понимать ее суть, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, находить требуемую информацию в различных источниках, систематизировать ее, находить ошибки в получаемой информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы, устанавливать связи, вычленять главное в информационном сообщении.

Формирование информационной культуры является первостепенной задачей вузовских библиотек, так как именно они располагают огромным совокупным информационным и научным потенциалом, который уже сейчас позволяет формировать теорию и практику информационно-психологической защиты в рамках ноосферного мышления.

Информационно-психологическое воздействие состоит из двух основных видов: побуждение и принуждение.

Побуждение объекта информационно-психологического воздействия к совершению каких-либо действий (изменения жизненной активности) - такое открытое (для сознания объекта) воздействие на сознание объекта, в результате которого в сознании происходит формирование мотивации к совершению определенных поступков.

Основные способы формирования мотивации в результате открытого (явного для объекта воздействия) информационно-психологического воздействия: убеждение; разъяснение; информирование; обсуждение, согласование; сравнение; воспитание; содействие, поддержка; изменение настроения (психологического состояния); формирование психологического фона и др.

Побуждение реализуется как в процессе субъкт-субъектного, так и в процессе объект-субъектного взаимодействия, и является основной движущей силой процесса коммуникации. Побуждение является основным открытым методом управления как в межличностном взаимодействии, так и в процессах взаимодействия личности и общества, личности и государства, государства и общественных организаций и т. д.

Принуждение как вид информационно-психологического воздействия - такое воздействие на сознание объекта, в результате которого в сознании объекта происходит формирование мотивации к обязательному совершению определенных поступков вопреки собственной воле или желанию.

По отношению к сознанию объекта информационно-психологического воздействия принуждение может быть открытым и скрытым (тайным). К формам открытого принуждения относятся такие виды принуждения, как государственное принуждение и принуждение общественное, основанное на действии норм социального поведения - морали и нравственности, а также юридически оформленных отношений между социальными субъектами. К формам тайного принуждения относятся: психологические манипуляции, дезинформирование, агрессивная пропаганда, лоббирование, шантаж, технологии антикризисного управления, широко используемые в современных операциях информационно-психологической войны. Остановимся на них более подробно.

Психологические манипуляции

В исследование манипулятивных технологий как социального явления и определении форм противодействия манипуляциям огромный вклад внесли видные ученые Г.В. Грачев и И.К. Мельник , В.Г. Красько .

Манипуляция - это способ психологического воздействия, цель которого - изменение направленности активности (психической и иной) других людей, осуществляемое незаметно для них.

Манипуляция может рассматриваться как вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характер поведения, которое от них ожидает.

Манипуляция сознанием - это управление путем навязывания людям идей, установок, мотивов, стереотипов поведения, выгодных субъекту воздействия.

Выделяют три уровня манипулирования:

первый уровень - усиление существующих в сознании людей нужных идей, установок, мотивов, ценностей, норм;

второй уровень связан с частными, малыми изменениями взглядов на то или иное событие, процесс, факт, что также оказывает воздействие на эмоциональное и практическое отношение к конкретному явлению;

третий уровень - коренное, кардинальное изменение жизненных установок путем сообщения объекту новых, сенсационных, необычных, драматических, необычайно важных для него сведений (данных).

С помощью манипулирования можно добиться изменения жизненных установок на первых двух уровнях воздействия.

Кардинальные изменения взглядов отдельного человека, группы людей или социальной общности требуют комплексного воздействия на сознание человека всеми имеющимися методами и способами в течение длительного времени.

Основной механизм манипулирования сознанием состоит в следующем (рис. 1). Практикой установлено, что чем более осведомленными будут люди, тем труднее манипулировать ими, поэтому объектов психологического воздействия нужно снабжать суррогатом информации - урезанной и усеченной, т. е. такой, которая отвечает целям психологического воздействия. Сначала людям пытаются навязать такие стереотипы, которые способны вызывать нужные реакции, поступки и поведение. При этом особо ориентируются (или специально выбирают) на тех, кто как бы против своей воли верит в мифы, штампы, слухи. Затем используется ряд приемов, позволяющих повышать эффективность воздействия:

преподнесение «нужной» в данный момент, зачастую грубо сфабрикованной информации;

преднамеренное утаивание истинных, соответствующих действительности сведений;

обеспечение информационной перегрузки, затрудняющей возможность объекту воздействия разобраться в истинном существе дела.

В случае, если обман раскрывается, предполагается, что с течением времени острота ситуации спадает, и многое воспринимается уже как нечто естественное, необходимое или, в крайнем случае, вынужденное.

Манипулирование информацией включает в себя ряд приемов. 1.

Информационная перегрузка. Сообщается гигантское количество информации, основную часть которой составляют абстрактные рассуждения, ненужные подробности, различные пустяки и т. п. «мусор». В результате объект не может разобраться в истинной сути проблемы. 2.

Дозирование информации. Сообщается только часть сведений, а остальные тщательно скрываются. Это приводит к тому, что картина реальности искажается в ту или иную сторону, либо вообще становится непонятной. 3.

Большая ложь. Любимый прием министра пропаганды нацистской Германии Й. Геббельса. Он утверждал, что чем наглее и неправдоподобнее ложь, тем скорее в нее поверят, главное - подавать ее максимально серьезно. 4.

Смешивание истинных фактов со всевозможными предположениями, допущениями, гипотезами, слухами. В результате становится невозможным отличить правду от вымысла. 5.

Затягивание времени. Этот способ сводится к тому, чтобы под различными предлогами оттягивать обнародование действительно важных сведений до того момента, когда будет уже поздно что-то изменить. 6.

Возвратный удар. Суть этого способа в том, что вымышленную (естественно, выгодную для себя) версию тех или иных событий через подставных лиц распространяют в органах СМИ, нейтральных по отношению к обеим конфликтующим сторонам. Пресса конкурирующей стороны (противника) обычно повторяет эту версию, ибо она считается более «объективной», чем мнения прямых участников конфликта. 7.

Своевременная ложь. Способ заключается в сообщении совершенно лживой, но чрезвычайно ожидаемой в данный момент («горячей») информации. Чем больше содержание сообщения отвечает настроениям объекта, тем эффективнее его результат. Потом обман раскрывается, но за это время острота ситуации спадает, либо определенный процесс принимает необратимый характер.

Манипулятивное воздействие на психику людей как объектов пропагандистских акций осуществляется, как правило, в виде двух относительно самостоятельных этапов, дополняющих или сменяющих друг друга. Это обусловлено общей закономерностью внушающего воздействия, на основе которого, прежде всего, базируются манипулятивные стратегии и тактики, и для которого характерно использование в процессе внушения двух основных этапов - подготовительного и основного. В соответствии с выделенными закономерностями и соответствующими механизмами информационного воздействия, функции первого подготовительного этапа заключаются в облегчении восприятия последующих затем пропагандистских материалов. Его основное назначение - создание атмосферы доверия между коммуникатором (источником информации) и аудиторией воздействия. В связи с тем, что информация воспринимается легче, если для этого создана благоприятная почва, в задачи первого этапа входит разрушение у адресата (объекта воздействия) имеющихся психологических установок, барьеров к восприятию последующей информации независимо от того, покажется ли она адресату неприятной или даже чудовищной.

На втором этапе осуществляется привлечение внимания и возбуждения интереса к передаваемым сообщениям, на основании некритического восприятия и усвоения аудиторией (слушателями, читателями, зрителями) получаемой информации, что позволяет в значительной степени увеличить внушающий эффект воздействия информации в ущерб ее рациональной оценке. На этом этапе также активно используется техника и специальные приемы манипулятивного воздействия.

Деление на указанные выше этапы является относительно условным и не следует это рассматривать так, что сначала идет серия информационных сообщений, решающих лишь задачи первого этапа, а затем следуют пропагандистские материалы в соответствии со вторым этапом манипуля- тивного воздействия. Задачи первого и второго этапов психологического воздействия решаются постоянно в процессе практически всех осуществляемых пропагандистских акций. В определенные периоды времени может осуществляться лишь некоторое преобладание в сообщениях материалов, свойственных для одного из данных этапов, что соответствует решаемым задачам в конкретный период времени (например, укрепление доверия к источнику или доведение нужной информации в соответствующей форме).

В современных условиях в информационно-коммуникативных процессах используются не просто отдельные приемы, а специальные манипуля- тивные технологии.

Технология - совокупность приемов, методов и средств, используемых для достижения конкретных целей, в частности, как способ осуществления деятельности на основе рационального ее расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения.

Манипулятивная технология представляет собой совокупность приемов, методов и средств манипуляции сознанием и информационно-психологического воздействия, используемых для достижения целей манипулятора .

Манипулятивные технологии складываются из определенных сочетаний конкретных структурных элементов, по своим специфическим закономерностям. Могут быть различные сочетания этих элементов, оригинальные решения последовательности и частоты их применения в конкретных информационно-коммуникативных ситуациях.

Применение манипулятивных технологий в качестве способа управления поведением людей и влияния на их индивидуальное и массовое сознание осуществляется на нескольких уровнях. 1.

Организованное влияние и психологические операции, осуществляемые в ходе реализации межгосударственной политики. 2.

Использования различных средств и технологий манипулятивного характера в внутриполитической борьбе, экономической конкуренции и деятельности организаций, находящихся в состоянии конфликтного противоборства. 3.

Манипулирование людей друг с другом в процессе межличностного взаимодействия.

Дезинформирование

Дезинформирование базируется на таком понятии, как дезинформация. Дезинформация - это способ маскировки, заключающийся в преднамеренном распространении ложных сведений об объектах, их составе и деятельности, а также имитации их деятельности .

Согласно Г.В. Грачеву, И.К. Мельнику, модель порождения дезинформации:

выбор отрицательного действия;

гиперболизация отрицательного действия;

имплантация результата в реальность;

акцент на введенном сообщении;

порождение следствий.

Дезинформирование - это способ психологического воздействия, заключающийся в намеренном предоставлении противнику такой информации, которая вводит его в заблуждение относительно истинного положения дел.

Дезинформирование может рассматриваться следующим образом. 1.

Мероприятие, рассчитанное на введение в заблуждение лиц или организаций путем подтасовки и подделки документальных доказательств с тем, чтобы вызвать ответное действие со стороны лиц или организаций, компрометирующее ее. 2.

Сообщение неверных сведений, введение в заблуждение ложной информацией.

Дезинформирование включает в себя использование заведомо ложных данных и сведений, становясь, по сути, разновидностью обмана. Грани между дезинформированием и обманом могут быть трудноразличимы.

Мероприятия по дезинформированию проводятся одновременно в политической, экономической и военной областях путем организации регулярных «утечек» закрытых (секретных) сведений и распространения «личных мнений» информированных высокопоставленных представителей власти.

Видами дезинформирования являются:

распространение ложной информации, слухов, формирование иллюзий;

организация «утечки» конфиденциальных сведений; преувеличение тех или иных событий и фактов, распространение противоречивых сообщений.

Мероприятия по дезинформированию осуществляются: по единому замыслу, с согласованием мероприятий между собой; с тщательным согласованием пропорций правды и лжи (при максимальном использовании правдоподобной информации);

с обязательным и умелым сокрытием истинных намерений, целей и задач, решаемых собственными силами (сторонниками).

Дезинформирование широко применяется во всех видах психологических операций. Основным инструментом дезинформирования в психологических операциях обычно являются средства массовой информации - печать, радио, телевидение.

Нюансы в применении дезинформации, правды и обмана были разъяснены в частности, в Британской энциклопедии (1922 г., том 2): «Правда ценна только тогда, когда она действенна. Полная правда вообще излишня и почти всегда способна привести к заблуждениям. Использовать правду возможно лишь частично. Хотя правда не является необходимой для успеха пропаганды, но из этого однако не должно вытекать, что те лица, которые занимаются пропагандой, являются сознательно бесчестными людьми. Безусловно, в работе по воздействию на общественное мнение принимают участие люди, которые порой безразлично относятся ко всяким доказательствам или считают, что цель оправдывает средства. Но чем больше делается призывов к чувствам, пусть это будет патриотизм или алчность, гордость или жалость, тем более заглушается чувство критики. Подозрительность, которую возбуждает всякая явная пропаганда, уменьшает ее эффективность; из этого следует сделать вывод, что большая часть работы должна проводиться незаметно».

Лоббирование

Лоббирование (лобби, лоббизм) - комплекс различных приемов и методов (прямых и косвенных) воздействия на властные (в основном) структуры с целью достижения определенной цели. Технология лоббизма имеет достаточно сложную структуру, в которую включены не только традиционные мероприятия информационно-психологического воздействия, но и ряд обеспечивающих действий. Реализуется такая технология специально приспособленной для этих целей структурой (рис. 2).

Рис. 2. Технология лоббизма

Лоббизм - естественная форма достижения поставленных целей, присущая обществу на определенном уровне развития (в экономической, политической и культурной сфере). Лоббизм, будучи наиболее полно выявленным США (где с 1946 г. он регистрируется и находится под финансовым контролем в соответствии с законом), характерен практически для всех социально-политических структур.

Понятия «лобби», «лоббизм», «лоббирование» и другие его производные заимствованы из англоязычной политической терминологии (от англ. lobby - крытая прогулочная площадка, коридор). В 1553 г. употреблялось для указания на прогулочную площадку в монастыре. Столетие спустя так же начали называть помещение для прогулок в палате общин Англии. Политический оттенок значение этого слова приобрело в Америке, когда в 1864 г. термин «лоббирование» начал обозначать покупку голосов за деньги в коридорах конгресса.

Политика лоббирования может проводиться в пользу:

отдельных социальных и политических сил;

отдельных стран и регионов;

стратегий решения частных социальных или глобальных проблем.

Пропаганда

Пропаганда (лат. propaganda - подлежащее распространению) - деятельность (устная или с помощью средств массовой информации), осуществляющая популяризацию и распространение идей в массовом сознании.

Понятие «пропаганда» было введено в 1662 г. Ватиканом, образовавшим особую конгрегацию, задачей которой было распространение веры с помощью миссионерской деятельности.

Под политической пропагандой понимается систематически осуществляемые усилия повлиять на сознание индивидов, групп, общества для достижения определенного, заранее намеченного результата в области политического действия.

В понятие «пропаганда» в большинстве случаев вкладывается негативный смысл. Многие зарубежные специалисты признают, что пропаганда является средством обмана, информационно-психологического насилия над личностью и контроля ее поведения. Наиболее характерным и отражающим сущность пропаганды является определение английского теоретика Л. Фрезера, который полагает, что «пропаганду можно определить как искусство принуждения людей делать то, чего бы они не делали, если бы располагали всеми относящимися к ситуации данными». Известный американский исследователь средств массовой информации Лассуэл подчеркивал, что не цель, а метод отличает управление людьми с помощью пропаганды от управления ими при помощи насилия, бойкота, подкупа или других средств социального контроля.

Сущность пропаганды по мнению американских психологов состоит в том, что под ее влиянием каждый индивид ведет себя так, как если бы его поведение вытекало из его собственных решений. Точно так же можно манипулировать поведением группы людей, причем каждый член такой группы будет считать, что поступает по собственному разумению.

Пропаганда воздействует на чувства больше, чем на разум. Пропаганда прямо или косвенно играет на всех человеческих эмоциях - на простых эмоциях, вроде страха, на сложных - таких, как гордость или любовь к приключениям, на недостойных эмоциях вроде жадности, или на добрых - таких, как сочувствие или самоуважение, на эгоистических эмоциях вроде честолюбия, или на эмоциях, обращенных к другим - таких, как любовь к семье. Все человеческие эмоции и инстинкты в то или иное время давали пропагандистам средства влиять или пытаться влиять на поведение тех, кто служит для них мишенью.

Пропаганда условно подразделяется на «белую», «серую» и «черную».

Белая пропаганда обычно ведется от имени официального источника или одного из его органов. Она является открытой, использует проверенные данные и не маскирует свои цели.

Серая пропаганда уже не указывает определенного источника информации, использует непроверенные сведения, стремится ввести людей в заблуждение.

Черная пропаганда всегда скрывает свой подлинный источник, основывается на самом настоящем обмане.

Применение серой и особенно черной пропаганды в развитых демократических государствах запрещено законом и преследуется им. Тем не менее оно возможно и используется нечистоплотными средствами массовой информации в своих целях.

Выделяют следующие семь основных приемов информационнопсихологического воздействия при ведении пропаганды, известных как «азбука пропаганды»: 1.

«Приклеивание или навешивание ярлыков» (name calling). 2.

«Сияющие обобщения» или «блистательная неопределенность» (glittering generality). 3.

«Перенос» или «трансфер» (transfer). 4.

«Свои ребята» или «игра в простонародность» (plain Folks). 6.

«Перетасовка» или «подтасовка карт» (card stacking). 7.

«Общий вагон», «общая платформа» или «фургон с оркестром» (band wagon). Эти приемы пропаганды в систематизированном виде были сформулированы в США в конце 30-х годов XX века в Институте анализа пропаганды.

Этапы воздействия пропагандистского сообщения:

этап привлечения внимания и возбуждения интереса;

этап эмоциональной стимуляции;

этап демонстрации того, как созданное напряжение может быть разрешено следованием совету коммуникатора.

Управление кризисами

В современной экономической конкуренции и политической борьбе распространена такая форма информационного противоборства, как управление кризисами (англ. - Crisis management) .

В управлении кризисами используются технологии создания и управления кризисными ситуациями в интересах определенных социальных субъектов. Эти технологии используются для тайного принуждения личности, преимущественно в экономической конкуренции и политической борьбе, в них применяется комплекс различных способов и средств скрытого принуждения людей.

Управление кризисами базируется на разведывательных методах и технологиях, корнями уходит в то, что называют «разведка корпораций». Или, другими словами, это методы разведки в сочетании со специфическими «кризисными» технологиями, позволяющими непосредственно использовать получаемую разведывательными методами информацию для извлечения прибыли и решения экономических задач.

В кризисных технологиях используются различные (практически любые) каналы доставки информации. Это могут быть СМИ и МК, внутрифирменные служебные записки, разговоры в компаниях на отдыхе, письма, телефонные звонки и др. При использовании каналов доставки информации применяется принцип «подстраховывающих мероприятий», в соответствии с которым, как правило, используется для создания мнения несколько каналов доставки информации.

Первая часть комплекса кризисных технологий - чисто разведывательные технологии, которые используются всеми разведками мира, а также негосударственными разведывательными структурами (специализированными негосударственными и частными разведывательными фирмами, разведывательными подразделениями крупных компаний или так называемой разведкой корпораций и т.п.).

Вторую часть составляют специфические, собственно кризисные технологии. Сущностью и психологическим содержанием кризисных технологий является тайное принуждение человека. В crisis management"e ис-

пользуется сочетание «мнение + влияние» в совокупности с технологическими приемами, позволяющими создавать нужное мнение и оказывать нужное влияние . Кризисные технологии позволяют сделать это таким образом, чтобы не попасть под уголовное преследование (не выходя за рамки закона и не совершая ничего такого, за что можно было бы привлечь к ответственности).

Основные составные компоненты операции по управлению кризисом : 1.

Сбор информации. При сборе информации ищут слабые места, за которые можно «уцепиться» (или которые надо ликвидировать). Определяются сильные стороны, которые надо избегать (или на которые можно опереться). Определяются деловые, личные и другие связи действующих лиц. Снимаются так называемые «зависимости»: кому человек может отказать, если не согласен с его просьбой, а кому - нет; какой человек или структура может подействовать на объект в приказном порядке, а какие - нет. Определяются личные интересы действующих лиц, снимаются психологические характеристики и прогнозируется поведение в разных ситуациях. Также определяются каналы получения ими информации, целевые аудитории и т. д. 2.

Реинжиниринг. Его цель - повысить эффективность работы фирмы. Реинжиниринг часто применяется отдельно, вне всякой связи с кризисными технологиями, так как по своей сути это чисто управленческая задача. Но когда реинжиниринг идет в увязке с кризисными программами, управленческие схемы проверяются на так называемую «кризисную устойчивость», и в них вносятся соответствующие коррективы. 3.

Создание мнений на целевых аудиториях. На каждой из целевых аудиторий создается запланированное мнение. Работа идет более «точечно», чем в рекламе или public relation (PR), применяются некоторые специальные технологии. 4.

Обеспечение принятия нужных решений - лоббирование. Qisis management включает в себя технологии обеспечения принятия решений на основе созданного мнения. После создания мнения человек уже приведен в состояние, когда он и сам готов принять нужное решение. Для повышения вероятности того, что он это решение реально примет, его аккуратно и в полном соответствии с законодательством «стимулируют», «подталкивают» к принятию данного решения и одновременно перекрывают возможности для непринятия решения. Этот процесс базируется на знании, учете и использовании личностных характеристик, личных интересов, структуры деловых, должностных и личных связей и пр.

Шантаж как операция информационно-психологической войны известен давно. В последнее время шантаж стал применяться все чаще и чаще именно в контексте информационно-психологических войн.

Шантаж - это создание условий, при которых объект шантажа ставится в ситуацию, при которой отказ от выполнения условий, поставленных субъектом воздействия, может реально повлечь наступление неприемлемых для объекта последствий. Именно неприемлемость для объекта возможных последствий и является основой шантажа, которая делает его сильным и весьма опасным оружием.

Опасность шантажа усиливается еще и тем, что зачастую объект лишен возможности перепроверить правдивость реальности угроз со стороны субъекта. Нередко объект, понимая гипотетичность угроз, все же совершает действия выгодные субъекту, только потому, что получить информацию о том, что субъект блефует, у него нет реальной возможности.

Еще одной особенностью шантажа является то, что далеко не всегда субъект действует открыто. Нередко объект так и не узнает, кто же конкретно его шантажировал.

Все чаще шантаж сопровождается похищением заложников, что до крайности обостряет ситуацию и в значительной мере сковывает активные действия объекта, направленные на нейтрализацию субъекта.

В ситуации применения шантажа объект ставится в положение, когда ему необходимо принять решение о том, принять или отвергнуть предложение шантажиста.

В случае, если субъект использует информацию, компрометирующую объект, последний пытается оценить ущерб, который будет нанесен его имиджу, и те последствия, которые возникать.

Если же шантаж базируется на похищении и удержании заложников - на карту ставится их здоровье, а нередко и жизнь.

По целям шантаж условно можно разделить на: получение денег;

получение оружия, наркотиков, средств передвижения и т. п.; побуждение объекта к совершению или к отказу от совершения неких действий.

политический;

экономический;

психологический;

смешанный.

Мировая практика показывает, что для объекта нет никаких гарантий реализации обещаний субъекта, даже если он абсолютно полностью выполнил все его требования. С другой стороны, отказ от выполнения требований шантажиста также не дает никаких гарантий, что он не приведет свои угрозы в действие.