Почему нужно знать свои главные ценности жизни. Жизненные ценности

Почему нужно знать свои главные ценности жизни. Жизненные ценности

Для каждого из нас жизненные ценности являются основополагающим ориентиром в различных видах деятельности. Они способствуют личностному росту, созданию комфортной жизни, формированию творческого мышления и т.д. Все достигаются человеком благодаря выстроенной им иерархии ценностей, которая определяет, что из приоритетов стоит на первом месте. Это мерила человеческого счастья.

Одни ставят на первое место семью, другие не мыслят своего благополучия без третьи отдают интересам, увлечениям. Некоторые представители человечества, отказываясь от материальных благ, видят свое счастье лишь в духовном самосовершенствовании. В общем, жизненные ценности - это цели и приоритеты, которые, управляя жизнью человека, определяют его сущность. Выбор основополагающих ориентиров осуществляется людьми в зависимости уровня развития их сознания. Однако или материальные, не должны являться крайностью, так как это неизбежно приведет к чрезмерной заматериализованности или, наоборот, иллюзорности. Поэтому очень важно добиться равновесия в системе жизненных приоритетов.

Существуют общечеловеческие жизненные ценности, которые одинаково важны для всех людей. Каждая эпоха устанавливает для индивида свою систему приоритетов. В современном обществе к ценностям относится здоровье, семья, работа и образование. Реализация значимых для человека приоритетов очень важна для его признания и самоутверждения.

Начиная формироваться в семье, жизненные ценности в дальнейшем определяют образ и их мировоззрение. Проанализировав их, можно определить скудность или богатство внутреннего мира человека, разнообразие его интересов и индивидуальность. В формировании ценностных установок личности значительную роль играет его близкое окружение (друзья, семья), религиозные воззрения, а также национальные и социальные традиции.

Основные жизненные можно разделить на несколько групп:

  • Семья. Предполагает длительные отношения (с родителями, детьми, партнером по браку, близкими и друзьями), которые рассматриваются как ценность. Благодаря совершенствованию человека в паре, его личностный рост происходит более результативно. А теплые взаимоотношения с родными позволяют ощутить всю полноту счастья.
  • Карьера. Предполагает целенаправленные действия, направленные на достижение определенного благодаря которому перед человеком открываются новые возможности и сферы влияния.
  • Любимое дело. Способствует раскрытию внутреннего мира человека. При разумно выстроенной иерархии жизненных ориентиров, любимое занятие, хобби и многие другие интересы будут содействовать укреплению состояния душевной гармони и счастья.
  • Деньги, комфорт. Упорядоченный быт рассматривается как ценность, которая требует определенных финансовых затрат.
  • Образование. Повышение профессионального мастерства способствует личностному развитию и представляет собой определенную ценность. Благодаря приобретению определенных знаний и умений возможно качественное и грамотное выполнение работы, карьерный рост.
  • Здоровье и красота. Ценности тела (подтянутая фигура, развитая мускулатура, ухоженная кожа) рассматриваются как важный компонент здорового образа жизни, требующий систематических занятий.
  • Личностный рост. Включает в себя определенные социальные и психологические навыки, способствующие формированию зрелости во взглядах, внимания к окружающим людям, проявление мудрости, владение своими чувствами и эмоциями.

Таким образом, жизненный ценности - это способ самоутверждения человека, регулирующий его поведение.

Человеческие ценности – это в первую очередь то, к чему стремится общество и каждый человек в отдельности, потому что высшим идеалам, которые заложены в подсознании, жизненно необходимо. В противном случае, человечество изживет себя.

Случается и , что в обществе пропагандируются неправильные человеческие ценности. Самым ярким примером служит нацистская Германия. В результате можно сделать два вывода. Во-первых, человеческие ценности закладывает само общество и те, кто им управляет. Во-вторых, неправильные ценности приводят к глобальной гибели.

Человеческие ценности можно делить на разные категории. Многие философы это пытались делать. Например, Альфред Адлер выделял физические, эмоциональные и интеллектуальные ценности. А психолог Гордон Оллпорт выделил целых шесть категорий. Самое простое деление – это категории материального и духовного.

В любом случае, нужно понимать, что все человеческие ценности относятся к каждому человеку отдельно, и он может воспринимать их как угодно, в зависимости от его нравственных устоев.

Духовные крылья

«Вера в высшие ценности и идеалы наделяет человека духовными крыльями» - говорил Д.С. Лихачев. Человек, имеющий высокую мораль, будет стараться следовать высоким целям. Но нередко возникает диссонанс между личными ценностями и ценностями общества.

Считается, что обладает сверхпотребительским потенциалом. Что деньги заменяют любовь и доброту, а во всем виновато новое поколение и время. Но борьба между ценностью материальных благ и духовными ценностями продолжается с очень давнего времени, и будет продолжаться еще много лет.

Но не стоит отрицать, что общество потребителей действительно существует. Это происходит из-за того, что у человека, не умеющего отстоять свои моральные принципы, происходит подмена ценностей. Нравственные ценности меняются на выгоду и потребность.

Но нельзя утверждать, что человек, который стремится материально обеспечить себя и свою семью, низкоморален. Ведь, действительно, без денег трудно прожить – это необходимые блага. Разница же в том, что их должно быть ровно столько, сколько хватает, никак не больше. Человек не должен ставить материальность выше достойной высоконравственной жизни.

Единственный способ уберечь себя от процесса подмены ценностей – это качественную литературу. Книги, которые признаны классикой, хранят в себе на вопросы о настоящих ценностях.

Письма Лихачева

Д. С. Лихачев в своем произведении «Письма о добром и прекрасном» пытается с некоторых сторон раскрыть понятие человеческих ценностей. Самой главной ценностью он считает жизнь: чужую, свою, животных и растений. Он говорит, что жизнь не имеет границ, и надо научиться чувствовать и видеть неосязаемое.

Время и искусство, которое учит доброте – тоже важнейшие ценности по Лихачеву.

Для отдельного народа ценностью является его культура и язык, А для всего человечества красота и любовь.

Говорить о человеческих ценностях очень трудно, так как у каждого эти ценности свои. В результате этого, обобщить и составить общечеловеческих ценностей также очень трудно. Некоторые философы говорят о том, что общечеловеческих ценностей и вовсе не существует. Но, так или иначе, они существуют внутри каждого живущего на планете человека.

2. Философия ценностей

3. Ценности в литературе

4. Ценности жизни и культура современной молодёжи (социологическое исследование)

Заключение

Библиографический список

Введение

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностного отношения, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.


1. Ценности: понятия, сущность, виды

Кибернетическое понимание общества заключается в представлении его как принадлежащего "к особому классу универсальных адаптивно-адаптирующих систем".

В известном ракурсе культура может рассматриваться как многомерная программа адаптивного управления, задающая основные параметры самоорганизации сообществ и координирующая совместную активность достаточно автономных индивидуумов. При этом культура может пониматься и как своего рода генератор структурности, присущей всякой высокоорганизованной системе: "Упорядоченность достигается ограничением разнообразия возможных состояний элементов системы за счет установления зависимости одних элементов от других. В этом отношении культура подобна биологическим и техническим программирующим устройствам".

Сама культура определяется аксиологически как совокупность материальных и духовных ценностей и способов их созидания и трансляции. Ценности как таковые неразрывно связаны с социокультурным контекстом и могут рассматриваться в качестве неких квантов общего культурного поля. Именно в этом смысле можно рассматривать ценности как структурные инварианты различных культур, определяющие не только содержательную специфику конкретной культуры как арсенала эффективных адаптивных стратегий, но и особенности ее динамики и развития. Чавчавадзе Н.З. так и определяет культуру как "мир воплощенных ценностей", различая ценности-средства и ценности-цели.

Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности - это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.

«Ценности, - писал В.П. Тугаринов, - это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала».

Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Именно падение значимости этих ценностей в тот или иной период истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство.

Ценность относится к числу таких общенаучных понятий, методологическое значение которых особенно велико для педагогики. Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, оно используется в философии, социологии, психологии и педагогике для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе нравственные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного.

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностных отношений, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.

Ценность как понятие определяет "…значимость чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик".

Существует огромное количество ценностей и их можно разделить на две большие группы: на материальные и духовные:

К материальным ценностям мы отнесли: автомобиль, аквариум, гараж, драгоценности, деньги, еду, дом, игрушки, косметику, музыкальные инструменты, книги, одежду, квартиру, магнитофон, компьютер, телевизор, телефон, мебель, спортивные принадлежности;

К духовным: активно-деятельную жизнь, жизненную мудрость, жизнь, семью, любовь, дружбу, смелость, труд, спорт, ответственность, чуткость, честность, воспитанность, красоту, милосердие, творчество, свободу, человека, мир, справедливость, самосовершенствование, здоровье, знания.

Материальные ценности мы можем потрогать, увидеть, купить и они зависят от того времени в котором живет человек. Например, 300 лет назад не существовало автомобилей и значит, такой ценности не было.

Духовные ценности в отличии от материальных мы не всегда можем увидеть и они не покупаются, но мы можем их почувствовать через свои поступки и поведение окружающих людей. Например, если для человека важна красота, то он будет стремиться создавать её вокруг себя, совершать красивые поступки. Таким образом, это более высокие ценности, которые являются общечеловеческими и значимы во все времена.

2. Философия ценностей

В философии проблема ценностей рассматривается в неразрывной связи с определением сущности человека, его творческой природы, его способности созидать мир и самого себя в соответствии с мерой своих ценностей. Человек формирует свои ценности, постоянно разрушает противоречия между сложившимся миром ценностей и антиценностей, использует ценности как инструмент поддержания своего жизненного мира, защиту от разрушающего воздействия энтропийных процессов, угрожающих рождаемой им реальности. Ценностный подход к миру требует рассмотрения объективной реальности как результата человеческого самоутверждения; мир при таком подходе, - прежде всего реальность, освоенная человеком, превращенная в содержание его деятельности, сознания, личностной культуры.

М.А. Недосекина в работе "К вопросу о ценностях и их классификации" (Интернет-ресурс) определяет ценностные представления, понимаемые как основания оценок и призмы целеориентированного видения реальности, как потребности и интересы, переведенные на язык мыслей и чувств, понятий и образов, представлений и суждений. Действительно, для оценки необходимо иметь развитые представления о ценностях, выступающих в качестве ориентационных критериев адаптивной и деятельностной активности индивидуума.

На основании своих ценностных представлений люди не только оценивают сущее, но и выбирают свои поступки, требуют и добиваются справедливости, осуществляют то, что является для них благом.

Е.В. Золотухина-Аболина определяет ценности как внерациональный регулятив. Действительно регулируемое обращением к ценностным критериям поведение в конечном счете ориентировано на достижение максимального эмоционального комфорта, являющегося психофизическим знаком достижения конкретной цели, связанной с утверждением той или иной ценности.

Н.С. Розов выделяет несколько эволюционных типов развития мировоззрения сообществ: мифологическое сознание, религиозное сознание и идеологическое сознание. Такого рода классификация более чем очевидна. Однако мало кто отваживается отказаться от окончательности последней формы общественного сознания и хотя бы предположить возможность рождения новой, совершенно не похожей на предшествующие. Н.С. Розов это сделал: "На роль ведущей формы мировоззрения в наступающей исторической эпохе с наибольшей вероятностью претендует ценностное сознание". Ценности в рамках ценностного сознания как новой формы мировоззрения, во-первых, выходят из подчиненного положения, во-вторых, вбирают в себя и переосмысливают все разнообразие имеющихся мировоззрений, поскольку становятся уже насущно необходимы коммуникация и поиск продуктивных компромиссов между представителями этих разных мировоззрений… Понятие ценностного сознания не сводится к сочетанию значений двух слов, составляющих это название. Это понятие строится, прежде всего, нормативно: ценностное сознание - основанная на ценностях форма мировоззрения, которая удовлетворяет установленным выше требованиям.

Мир ценностей, телеологически детерминирующих свой объект, на который он изначально направлен, не висит в воздухе. Он укоренен в аффективной жизни психики не в меньшей степени, чем витальные потребности. Первое соприкосновение с ценностями происходит благодаря общению со значимыми лицами - родителями. С начальных ступеней онтогенеза они вмешиваются в спонтанное функционирование витальных потребностей, внося в них порядок, необходимый для всего социума. И если становящееся сознание черпает свою силу в основном из аффективных образов значимых лиц, то в дальнейшем оно освобождается от необходимости в такой поддержке и в стремлении к цели-ценности самоорганизует и продуцирует свои структуру и содержание, двигаясь в русле объективных закономерностей. Существующая иерархия ценностей, телеологически определяя свой предмет - человеческое сознание, может породить такие ценности, которые выводят из сферы непосредственных жизненных потребностей данного социума. Такова аксиологическая основа прогресса.

5 767 0 Здравствуйте! В этой статье речь пойдет о жизненных ценностях человека, их основных категориях, о том, как они формируются и как происходит их переосмысление.Ценности – это основные цели и приоритеты, которые определяют сущность самого человека и управляют его жизнью. Это человеческая вера, принципы, идеалы, понятия и стремления. Это то, что каждый человек определяет для себя как самое значимое и важное в жизни.

Что такое жизненные ценности и их роль для нас

Жизненные ценности и ориентиры – это некие абсолютные величины, занимающие первое место в мировоззрении и определяющие поведение человека, его желания и стремления. Они помогают решать поставленные задачи и расставлять приоритеты в собственной деятельности.

У каждого человека своя иерархия ценностей. Ценности определяют то, как человек выстраивает свою жизнь, как заводит друзей, выбирает место работы, как получает образование, какие имеет хобби, как взаимодействует в социуме.

В течение жизни иерархия ценностей, как правило, меняется. В детском возрасте на первом месте оказываются одни значимые моменты, в подростковом и юношеском – другие, в молодости третьи, во взрослом состоянии – четвертые, а к старости все опять может измениться. Жизненные ценности молодежи всегда отличаются от приоритетов пожилых людей.

В жизни происходят события (счастливые или трагические), которые способны повернуть мировоззрение человека на 180 градусов, заставить его полностью переосмыслить свою жизнь и заново расставить приоритеты с точностью наоборот тому, какие были раньше.

Это естественный процесс развития человеческой психики и личности. Подстраиваться под изменяющиеся условия окружающей средызащитная функция организма, часть эволюционного процесса.

Каждому индивиду необходимо четко осознавать иерархию собственной системы ценностей. Данное знание помогает в разных сложных ситуациях, например, когда необходимо сделать сложный выбор между двумя важными вещами в пользу одной. Ориентируясь на первостепенные ценности, человек сможет правильно для собственного благополучия определить истинно важное.

Разберем типичный пример из жизни. Ответственный трудоголик часто задерживается на работе, чтобы успешно выполнить все поставленные задачи. Работа действительно интересная, хорошо оплачиваемая, перспективная и т. д., но нескончаемая. Всегда гложет ощущение, что не дорабатывает и не успевает. Дома его с нетерпением ждет любимая семья. Жена периодически предъявляет претензии по поводу частого отсутствия дома, что также доставляет определенный дискомфорт. Чувство неудовлетворенности затягивается и становится хроническим.

Вот именно в таких ситуациях необходимо научиться правильно расставлять приоритеты. Важно определиться, что на первом месте. Решить проблему внутри себя и перестать метаться. Всегда все успевать невозможно, а вот выбрать первостепенную важность вполне возможно. Разобрав подобные случаи и приняв собственную иерархию приоритетов, можно свести к минимуму хронические личностные конфликты.

Нет правильных и неправильных систем жизненных ценностей. Для кого-то успешная карьера и признание на первом месте, для кого-то любовь и семья, для других образование и постоянное развитие.

Зато есть осознание собственной иерархии приоритетов и внутренняя согласованность с ними. И есть внутренний конфликт, когда у человека имеются трудности с и определением истинной важности вещей для себя.

Основные жизненные ценности

Условно жизненные ценности можно поделить на две группы:

  1. Материальные: , комфорт, дом, ощущение финансовой состоятельности и стабильности.
  2. Духовные:
  • Семья : интимные длительные стабильные в паре, продолжение рода, чувство собственной необходимости другим людям, чувство общности.
  • Друзья и рабочий коллектив : ощущение принадлежности к группе.
  • Карьера : достижение определенного социального статуса, уважения значимых людей.
  • Любимое дело : бизнес-проект или хобби (музыка, спорт, огородничество и т. д.), раскрытие собственного предназначения и талантов.
  • Образование и развитие каких-либо навыков, качеств, личностный рост.
  • Здоровье и красота : стройность, хорошая физическая форма, отсутствие болезней.

Обе категории переплетаются друг с другом и превращаются смежные ценности. В современном мире трудно отделить материальные ценности от духовных. Для реализации одних необходимо наличие других. Например, для получения образования необходимо определенное финансовое состояние, которое нужно заработать. Деньги приносят в семью финансовый комфорт и возможность для досуга и интересных хобби. Для здоровья и красоты также необходимы материальные вложения. Социальный статус современного человека во многом определяется нажитыми материальными благами. Таким образом, материальные ценности стали неотъемлемой частью духовных.

Жизненные ценности бывают:

1. Общечеловеческие (культурные). Это общие представления людей о том, что хорошо и что плохо. Закладываются они в детстве, и на их развитие влияет общество, окружающее человека. Образцом, как правило, становится семья, в которой родился и рос ребенок. Приоритеты родителей становятся основополагающими при формировании собственной системы ценностей.

К общечеловеческим приоритетам относятся:

  • физическое здоровье;
  • жизненный успех (образование, карьера, социальный статус, признание);
  • семья, дети, любовь, друзья;
  • духовное развитие;
  • свобода (суждений и поступков);
  • творческая реализация.

2. Индивидуальные. Формируются у каждого человека на протяжении жизни. Это те ценности, которые человек выделяется из общепринятых и считает важными именно для себя. В приоритете могут быть вежливость, доброта, вера в людей, грамотность, воспитанность и другие.

Как выявить свои ценности

В настоящее время психологами разработано большое количество методик для диагностики жизненных ценностей.

Тесты можно пройти онлайн. Занимают они, как правило, не более 15 минут. Результат появляется в течение нескольких секунд. Методики представляют собой ряд вопросов с несколькими вариантами ответов либо список утверждений для дальнейшего ранжирования. Ответы не бывают правильными или неправильными, а результаты – плохими или хорошими. По итогам тестирования выдается список основных ценностей опрашиваемого.

Данные методы помогают человеку быстро получить картину собственной иерархии приоритетов.

Результаты тестирования иногда могут поставить «в тупик». Возможно, вам покажется, что они неверны и ваша система приоритетов не соответствует выданной программой. Попробуйте пройти другой тест, а потом еще один.

В то время, пока вы будете отвечать на вопросы, сможете параллельно для себя определиться, что конкретно для вас в жизни наиболее значимо, а что второстепенно.

Другой вариант определения собственной системы ценностей представляет собой самостоятельный анализ своих приоритетов.

Для этого необходимо написать на листе бумаги все значимые для вас вещи в жизни. Все, что вы уважаете, цените и чем дорожите. Необязательно пользоваться терминологией и подсмотренными критериями, и определениями. Перечисляйте именно теми словами, как вещи называются в вашей голове.

После составления списка, сделайте небольшой перерыв. Переключитесь на другую деятельность. Затем снова возьмите свой список и внимательно на него посмотрите. Выберите 10 самых важных для вас ценностей, остальные вычеркните. Теперь список необходимо снова сократить вдвое. Чтобы проще было определиться с приоритетами, прокручивайте в своей голове разные жизненные ситуации, определяя, что важнее.

В итоге осталось 5 самых значимых ценностей. Проранжируйте их (распишите в порядке от 1 до 5 по степени важности). Если не получается выбрать, что ценнее для вас, представьте ситуацию, в которой пришлось бы решить, чего было бы для вас лишиться тяжелее. И вот именно то, с чем вы не можете расстаться даже в мыслях, и будет вашей самой приоритетной жизненной ценностью. Остальные тоже останутся важными, но все-таки второстепенными.

Таким образом, вы получите картину своих жизненных приоритетов.

Как привить жизненные ценности в процессе воспитания

Вопросом о прививании жизненных ценностей, как правило, задаются молодые родители. Хочется вырастить своего родного человека «правильным» и счастливым.

Основополагающим фактором при выборе системы приоритетов, которую хочется отложить в голове ребенка, является собственное понимание родителями «правильных» ценностей.

Сформированные в детстве представления о важных вещах закрепятся в подсознании на всю оставшуюся жизнь и без серьезных потрясений останутся неизменными. Речь идет об общечеловеческих ценностях (семье, любви, стремлении к саморазвитию и образованию, карьерному росту, материальному обогащению).

В семье, где всегда на первом месте близкие люди, вырастет ребенок, ценящий любовь и межличностные отношения. В семье карьеристов, скорее всего сформируется амбициозная личность, жаждущая определенного статуса. И т. д.

Система ценностей растущего человека выстраивается на жизненном опыте. На том, в чем он ежедневно «варится». Бесполезно говорить подрастающему поколению, что самое главное в жизни семья, когда отец пропадает на работе, а мать не вылезает из гаджетов, обделяя вниманием ребенка. Если хотите сформировать у своего малыша, как вам кажется «правильные» жизненные приоритеты, показывайте это на собственном примере. Жизненные ценности детей в руках родителей.

Переосмысление ценностей

Формирование основных жизненных ценностей начинается на первом году человеческой жизни и заканчивается примерно к 22 годам.

На протяжение жизни человек сталкивается с различными ситуациями, влекущими за собой переосмысление ценностей. Такие моменты всегда связаны с сильными эмоциональными потрясениями (как положительными, так и отрицательными) или затянувшимися депрессивными состояниями. Это могут быть:

  • вступление в брак;
  • рождение ребенка;
  • потеря близкого человека;
  • резкое изменение финансового положения;
  • тяжелое заболевание (собственное или близкого человека);
  • трагические события мирового масштаба, унесшие много жизней);
  • влюбленность в человека, несоответствующего идеалам;
  • жизненные кризисы (молодости, зрелости);
  • старость (окончание жизненного пути).

Иногда смена приоритетов происходит непроизвольно, когда инстинктивно человек выбирает оптимальный путь для своей дальнейшей жизни.

Иногда, например, в случаях кризисов, к переосмыслению и новому выбору жизненных ценностей приводят длительные душевные терзания. Когда в долгих депрессиях человек ощущает свое собственное несчастье, не может найти выход – и проблема жизненных ценностей встает остро. В таком случае для перестановки приоритетов требуется сознательный подход и четкое желание .

Переосмысление ценностей дает человеку шанс «начать жизнь с чистого листа». Измениться самому, в корне поменять свое существование. Зачастую такие перемены делают человека счастливее и гармоничнее.

Полезные статьи: