Парк кузьминки описание и история

Парк кузьминки описание и история

В ХVII в. на правом берегу речки Чурилихи, недалеко от места, где находилась деревня Собакино (Овсеево), была устроена мельница, принадлежавшая московскому Симонову монастырю. Есть легенда о том, что на ней работал некий Кузьма, от имени которого якобы возникло название Кузьминки. Его существование не подтверждается документально. Однако даже если предположить, что кого-то из кузьминских мельников действительно звали Кузьмой, это ровно ничего не доказывает: согласно нормам русского языка, название населенного пункта, образованное от имени Кузьма, было бы Кузьмино, а не Кузьминки. Местная топонимика увековечила не мельников, а место их работы, превратив его в собственное название этой пустоши.

Источники свидетельствуют, что в ХVII - начале ХVIII в. одним из наименований Кузьминок было Мельница. В Подмосковье существует несколько населенных пунктов с названием Кузьминки, образованным от находившихся в них храмах Косьмы и Дамиана. Память об этих святых православная церковь отмечала 1 июля и 1 ноября (по старому стилю). Именно эти праздники в народе назывались Кузьминками. Вероятно, храм Косьмы и Дамиана находился и на современной территории комплекса “Кузьминки - Люблино”. Его местоположение будет уточнено после проведения соответствующих археологических исследований.

Кузьминки Строгановых

Г. Д. Строганов

Одно из первых наиболее значимых событий в истории Кузьминок относится к 1702 г.

Тогда Петр I, отобрав эту пустошь вместе с мельницей у Симонова монастыря, пожаловал ее в вотчину своему любимцу, “именитому человеку” Григорию Дмитриевичу Строганову (1656-1714) “за верную службу и помощь в оснащении флота и армии”. Это был знак высшего царского расположения к нему, своего рода орден, поскольку наград для меценатов и жертвователей при Петре I не существовало.

При Г.Д. Строганове в Кузьминках никаких существенных изменений не произошло. Мельница действовала, а остальная земля так и оставалась незастроенной и незаселенной. В 1714 г. после смерти владельца имение унаследовали его вдова Мария (Васса) Яковлевна, урожденная Новосильцева (1678-1734) и сыновья Александр(1698-1754), Николай(?) и Сергей(1707-1756) Строгановы. Только при них началось строительство на этой территории.

В 1716 г. Строгановы соорудили в Кузьминках деревянную церковь , освященную в честь своей фамильной святыни - Влахернской иконы Божьей Матери . По ней их имение получило новое название - село Влахернское (Лахернское). Недалеко от церкви находилась усадьба, первоначально состоявшая из господского дома и хозяйственных построек, также выполненных из дерева. Кроме них, в Кузьминках было пять дворов “деловых людей”, находившихся в услужении у владельцев имения, возведенных в 1722 г. Петром I в “баронское Российской империи достоинство”. Строгановы стали третьей по счету русской фамилией, получившей баронский титул. В середине декабря того же года, возвращаясь из похода в Персию, царь заехал в их усадьбу и даже жил в ней некоторое время. Очевидно, к тому времени в Кузьминках уже сложился усадебный комплекс европейского типа.


М.Я. Строганова

Из трех братьев Строгановых строительством в имении занимался только один Александр Григорьевич, впоследствии получивший придворное звание камергера. Недаром единственный церковный придел носил имя соименного ему святого - Александра Невского. Сама церковь была уничтожена пожаром в 1732 г., тогда же вместо нее в Кузьминках Александр Григорьевич Строганов соорудил новый храм Влахернской иконы Божьей Матери, также деревянный . Со временем А.Г. Строганов юридически стал единственным хозяином Кузьминок. В 1740 г. он и его братья наконец разделили доставшееся им от родителей наследство. Все это время строительные работы в Кузьминках не прекращались, а после раздела стали еще интенсивнее. Поставив плотины на речке Чурилихе, А.Г. Строганов создал прудовую систему, имеющую примерно одинаковую ширину на всем своем протяжении, что придало ей вид широкой реки.

В 1754 г. его имение унаследовали вдова Мария Артемовна, урожденная Загряжская, и дочь от первого брака Анна Александровна Строганова (1739-1816), ставшая единственной хозяйкой Кузьминок по разделу, состоявшемуся между ними в том же году.

В 1757 г. А.А. Строганова вышла замуж за блестящего молодого придворного князя Михаила Михайловича Голицына(1731-1804), позже дослужившегося до звания генерал-поручика. Таким образом, она является последней владелицей имения из рода Строгановых и первой из Голицыных.

Кузьминки Голицыных

В 1757 году внучка Григория Дмитриевича Анна Александровна будучи уже баронессой вышла замуж за князя М.М.Голицына. В качестве приданого за женой князю Голицыну достались помимо городского дома в Москве, чугунно-литейных заводов на Урале, соляных варниц, древних документов, икон и картинной галереи также и село Влахернское с чудотворной иконой Влахернской Божией Матери.

Вступив в права хозяина Кузьминок, Михаил Михайлович предпринимает широкую реконструкцию и благоустройство имения. Созданный в Кузьминках в конце 18 века английский парк - один из первых пейзажных парков Москвы, ставший эталоном для помещичьих ландшафтных парков конца 18 столетия. По примеру Павловска под Петербургом была вырублена знаменитая двенадцатилучева просека (французкий парк).

Тогда же были перестроены церковь, княжеский дворец, пристань, конный и скотный дворы, садоводство, слободка с хозяйственными службами. Причем сооружения слободки и ее планировка - один из немногих композиционных элементов усадебного строительства конца 18 - начала 19 веков, сохранившегося до настоящего времени, что представляет исключительный исторический и архитектурный интерес.

Но наибольшего развития усадьба «Кузьминки» получила в 19 веке в пору его принадлежности сыну князя М.М.Голицына Сергею Михайловичу, поднявшему усадьбу на пик славы и выдвинувшему ее в один ряд с такими жемчужинами архитектурно-паркового строительства, как петербургские Павловск и Петергоф, а также парижский Версталь. Не зря усадьбу называли московским Павловском и сопоставляли с ительянскими образцами усадеб прошлого века.

Появились интересные по архитектуре Пропилеи, Березовая беседка, пристань сложной конфигурации, Липовая аллея, висячий мост с кодранами, Ванный домик, Египетский павильон, Померанцевая оранжерея. Капитально перестроены и получили новое архитектурное решение Скотный и Конный дворы, частично главный дом.

На собственных чугунно-литейных заводах Голицына по заказу князя для Кузьминок создавались настоящие шедевры чугунного литья: металлические лавочки различной формы, обелиск императору ПетруI, триумфальные и ажурные ворота, тумбы с двойными цепями, фонари и жирандоли удивительных форм, памятники императрице Марии Федоровне и императору Николаю I, ограды, фигуры львов и грифонов на воротах. По словам современников село Влахернское по обилию малой архитектурной формы чугунного производства представляло собой музей под открытым небом.

В создании усадьбы принимали участие многие знаменитые художники, скульпторы и архитекторы 18-19 веков: И.Жеребцов, А.Воронихин, Р.Казаков, Артари, И.Еготов, Росси, Кампиони, А.Г.Григорьев, М.Д.Быковский, Клодт. Последний являлся автором скульптурных композиций коней с вожатыми, единственными в Москве, другая пара установлена в Петербурге на Анничковом мосту.

Если говорить о творчестве отдельных архитекторов, стоит учточнить, что Кузьминки - единственный пример в творчестве зодчего Д.Жилярди - автора полной реконструкции усадьбы и проектов многих сооружений, в том числе знаменитого Музыкального павильона, вошедшего в каталог мировых шедевров классицизма.

Помимо прочего в Кузьминской усадьбе были открыты богадельня и больница, обслуживавшая жителей окрестных деревень, что являлось не частным явлением в помещичьих усадьбах.

Кузьминки были популярны во все времена своего существования. В свое время эти места посещали император Петр Великий, имератрицы Екатерина 11 и Мария Федоровна (жена Павла 1), император Александр 11, генералиссимус А.В.Суворов, поэты В.А.Жуковский и И.И.Козлов, писатели М.Ф.Достоевский и А.П.Чехов, художники В.Г.Перов и М.В.Нестеров, семья Ульяновых.

Использованы материалы сайта www.infoknoga.ru; статья Н. Кузьминой.

На выходных выдалось немного времени и удалось посетить парк Кузьминки, что рядом с усадьбой. Парк огромный и красивый, очень зелёный, поэтому не стоило упускать возможности познакомиться с парком с воздуха с помощью коптера.

В ХVII в. на правом берегу речки Чурилихи, недалеко от места, где находилась деревня Собакино (Овсеево), была устроена мельница, принадлежавшая московскому Симонову монастырю. Есть легенда о том, что на ней работал некий Кузьма, от имени которого якобы возникло название Кузьминки. Его существование не подтверждается документально. Однако даже если предположить, что кого-то из кузьминских мельников действительно звали Кузьмой, это ровно ничего не доказывает: согласно нормам русского языка, название населенного пункта, образованное от имени Кузьма, было бы Кузьмино, а не Кузьминки. Местная топонимика увековечила не мельников, а место их работы, превратив его в собственное название этой пустоши.

Одно из первых наиболее значимых событий в истории Кузьминок относится к 1702 г.

Тогда Петр I, отобрав эту пустошь вместе с мельницей у Симонова монастыря, пожаловал ее в вотчину своему любимцу, “именитому человеку” Григорию Дмитриевичу Строганову (1656-1714) “за верную службу и помощь в оснащении флота и армии”. Это был знак высшего царского расположения к нему, своего рода орден, поскольку наград для меценатов и жертвователей при Петре I не существовало.

При Г.Д. Строганове в Кузьминках никаких существенных изменений не произошло. Мельница действовала, а остальная земля так и оставалась незастроенной и незаселенной. В 1714 г. после смерти владельца имение унаследовали его вдова Мария (Васса) Яковлевна, урожденная Новосильцева (1678-1734) и сыновья Александр(1698-1754), Николай(?) и Сергей(1707-1756) Строгановы. Только при них началось строительство на этой территории.

В 1716 г. Строгановы соорудили в Кузьминках деревянную церковь , освященную в честь своей фамильной святыни – Влахернской иконы Божьей Матери . По ней их имение получило новое название – село Влахернское (Лахернское). Недалеко от церкви находилась усадьба, первоначально состоявшая из господского дома и хозяйственных построек, также выполненных из дерева. Кроме них, в Кузьминках было пять дворов “деловых людей”, находившихся в услужении у владельцев имения, возведенных в 1722 г. Петром I в “баронское Российской империи достоинство”. Строгановы стали третьей по счету русской фамилией, получившей баронский титул. В середине декабря того же года, возвращаясь из похода в Персию, царь заехал в их усадьбу и даже жил в ней некоторое время. Очевидно, к тому времени в Кузьминках уже сложился усадебный комплекс европейского типа.

Из трех братьев Строгановых строительством в имении занимался только один Александр Григорьевич, впоследствии получивший придворное звание камергера. Недаром единственный церковный придел носил имя соименного ему святого – Александра Невского. Сама церковь была уничтожена пожаром в 1732 г., тогда же вместо нее в Кузьминках Александр Григорьевич Строганов соорудил новый храм Влахернской иконы Божьей Матери, также деревянный . Со временем А.Г. Строганов юридически стал единственным хозяином Кузьминок. В 1740 г. он и его братья наконец разделили доставшееся им от родителей наследство. Все это время строительные работы в Кузьминках не прекращались, а после раздела стали еще интенсивнее. Поставив плотины на речке Чурилихе, А.Г. Строганов создал прудовую систему, имеющую примерно одинаковую ширину на всем своем протяжении, что придало ей вид широкой реки.

В 1754 г. его имение унаследовали вдова Мария Артемовна, урожденная Загряжская, и дочь от первого брака Анна Александровна Строганова (1739-1816), ставшая единственной хозяйкой Кузьминок по разделу, состоявшемуся между ними в том же году.

В 1757 г. А.А. Строганова вышла замуж за блестящего молодого придворного князя Михаила Михайловича Голицына(1731-1804), позже дослужившегося до звания генерал-поручика. Таким образом, она является последней владелицей имения из рода Строгановых и первой из Голицыных.

В 1757 году внучка Григория Дмитриевича Анна Александровна будучи уже баронессой вышла замуж за князя М.М.Голицына. В качестве приданого за женой князю Голицыну достались помимо городского дома в Москве, чугунно-литейных заводов на Урале, соляных варниц, древних документов, икон и картинной галереи также и село Влахернское с чудотворной иконой Влахернской Божией Матери.

Вступив в права хозяина Кузьминок, Михаил Михайлович предпринимает широкую реконструкцию и благоустройство имения. Созданный в Кузьминках в конце 18 века английский парк – один из первых пейзажных парков Москвы, ставший эталоном для помещичьих ландшафтных парков конца 18 столетия. По примеру Павловска под Петербургом была вырублена знаменитая двенадцатилучева просека (французкий парк).

Тогда же были перестроены церковь, княжеский дворец, пристань, конный и скотный дворы, садоводство, слободка с хозяйственными службами. Причем сооружения слободки и ее планировка – один из немногих композиционных элементов усадебного строительства конца 18 – начала 19 веков, сохранившегося до настоящего времени, что представляет исключительный исторический и архитектурный интерес.

Но наибольшего развития усадьба «Кузьминки» получила в 19 веке в пору его принадлежности сыну князя М.М.Голицына Сергею Михайловичу, поднявшему усадьбу на пик славы и выдвинувшему ее в один ряд с такими жемчужинами архитектурно-паркового строительства, как петербургские Павловск и Петергоф, а также парижский Версталь. Не зря усадьбу называли московским Павловском и сопоставляли с ительянскими образцами усадеб прошлого века.

Появились интересные по архитектуре Пропилеи, Березовая беседка, пристань сложной конфигурации, Липовая аллея, висячий мост с кодранами, Ванный домик, Египетский павильон, Померанцевая оранжерея. Капитально перестроены и получили новое архитектурное решение Скотный и Конный дворы, частично главный дом.

На собственных чугунно-литейных заводах Голицына по заказу князя для Кузьминок создавались настоящие шедевры чугунного литья: металлические лавочки различной формы, обелиск императору ПетруI, триумфальные и ажурные ворота, тумбы с двойными цепями, фонари и жирандоли удивительных форм, памятники императрице Марии Федоровне и императору Николаю I, ограды, фигуры львов и грифонов на воротах. По словам современников село Влахернское по обилию малой архитектурной формы чугунного производства представляло собой музей под открытым небом.

Если говорить о творчестве отдельных архитекторов, стоит учточнить, что Кузьминки – единственный пример в творчестве зодчего Д.Жилярди – автора полной реконструкции усадьбы и проектов многих сооружений, в том числе знаменитого Музыкального павильона, вошедшего в каталог мировых шедевров классицизма.

Помимо прочего в Кузьминской усадьбе были открыты богадельня и больница, обслуживавшая жителей окрестных деревень, что являлось не частным явлением в помещичьих усадьбах.

Адрес: Россия, Москва, парк Кузьминки-Люблино (станция метро Кузьминки)
Основные достопримечательности: западный и восточный флигель, Конный двор, Оранжерея, храм Влахернской иконы Божьей Матери, Птичий двор
Координаты: 55°41"22.9"N 37°47"21.3"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Содержание:

История усадьбы

Усадьба Кузьминки считается одним из красивейших имений Москвы и Подмосковья. Прежде она принадлежала баронам Строгановым и князьям Голицыным. Участок земли, на котором было построено это шикарное имение, в 1702 году получил Григорий Дмитриевич Строганов за хорошую службу от самого Петра I. Такой щедрый подарок означал особое отношение царя к своему приближенному.

Храм Влахернской иконы Божьей Матери

Имение было построено в XVIII веке и отличалось образцовым порядком. Двор с живописными парками, прудами, мостиками и даже островками всегда был привлекателен для гостей. Усадьба Кузьминки (точное название – Влахернское-Кузьминки) в разное время удостаивалась визитов русских императоров - Александра II, Николая I и Петра I.

Любила бывать здесь и жена Павла I – Мария Федоровна. В роскошной усадьбе каждый год устраивали гуляния и собирали иностранные делегации. С конца XIX столетия усадьба стала для своих владельцев излюбленным дачным участком, архитектура и парковая зона которого были настолько необычны, что со временем территорию стали называть «Русским Версалем ».

Конный двор

Экскурсия по усадьбе Кузьминки

Чтобы попасть в усадьбу, необходимо доехать на метро до станции «Волжская». Здесь перед посетителями радушно распахиваются ворота с привлекательной надписью «Влахернское-Кузьминки». В усадьбу ведет дорога, проложенная мимо каскада прудов в долине реки Чурилиха.

Одним из главных архитектурных памятников усадьбы считается Конный двор, возведенный в 1805 году, но впоследствии перестроенный согласно новому проекту лучшего зодчего того времени Доменико Жилярди. Желающие осмотреть его, должны выйти к мосту, переброшенному через плотину. Отсюда видны здания, выстроенные в традициях ампира – самого модного архитектурного течения начала XIX века.

Флигель

Комплекс Конного двора объединяет несколько построек. Это – сама конюшня, несколько сараев, предназначенных для карет, и флигели, которые использовали для жилья. Центром этой незамысловатой композиции является Музыкальный павильон. Здесь стоят лучшие работы скульптора Петра Карловича Клодта - копии статуй, установленных на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге . Создавал статуи для усадьбы сам Клодт, а отливались они на заводе, принадлежавшем Голицыну.

С противоположной стороны плотины стоит Мельничный флигель, который также называют Домом на плотине. Он появился после 1840 года на мельничном цоколе. Если верить преданию, древняя мельница Козьминки – владение мельника Козьмы дала здешним местам похожее название «Кузьминки». Мельница неоднократно претерпевала изменения, с каждым разом становясь все лучше и лучше, благодаря умелым действиям опытных зодчих Жилярди, Жеребцова, Воронихина и Еготова.

Птичник (Кузница)

Однако, позже нужда в мельнице отпала. В середине XIX века ее верхние этажи снесли, а цоколь использовали для строительства Дома на плотине. Сделали это под руководством архитектора М. Быковского. Так бывшая мельница стала деревянным зданием в два этажа, построенном в традициях ренессанса.

Хотя дом и окружен водой, он всегда оставался удобным для проживания. Хозяева усадьбы расселяли здесь своих гостей, а до 1976 года Мельничный флигель сдавали в аренду под дачи. Позднее в нем разместили Музей ветеринарии. А в наши дни старинное здание можно увидеть восстановленным.

Ванный домик

Один из неприметных уголков усадьбы - Птичник или Кузница, затерявшееся среди зелени на улице Заречье. В свое время оно было центром Птичьего двора, предназначенного для выведения домашней птицы. Помимо обычных гусей, уток и индеек, по нему разгуливали и экзотические виды пернатых.

Изначально Птичник был построен из дерева, но впоследствии был перестроен как каменный по проекту архитектора Ивана Васильевича Еготова. Небольшой домик, скорее всего, предназначался для смотрителя Птичника. Когда отступавшие в 1812 году из Москвы наполеоновские войска устроили пожар, здание серьезно пострадало, а обитавшие здесь птицы погибли.

Скотный двор

Позже, когда строения принялись восстанавливать, Птичник превратили в Кузницу, где ковали подковы для Конного двора. Здание сделали двухэтажным, а флигели с галереями разобрали. Его купол демонтировали и заменили на двухскатную крышу. В этом исполнении он простоял до середины прошлого века. Во времена советской власти здание использовали как жилое, сделав вокруг пристройки. Но в 2000-е годы комплекс Птичника реставрировали.

Здание Кухни, на которое можно не обратить внимания из-за его неброского вида, для знатоков русской архитектуры является настоящей ценностью. Кухня построена в стиле ампир. Но если присмотреться к ней более внимательно, можно заметить много элементов древнеегипетского зодчества. По этой причине Кухню еще называют Египетским павильоном.

Гроты

Церковь Влахернской иконы Божьей Матери – главная достопримечательность усадьбы Кузьминки

Первое здание храма построили в 1716 году, еще при Строгановых. Деревянная церковь получила свое название в честь фамильной иконы владельцев усадьбы - Влахернской Богоматери. Однако храм простоял лишь до 1732 года и сгорел. Вскоре здесь возвели новую церковь из дерева. Через 26 лет опять случился пожар, и она исчезла в его пламени. Наконец, к 1762 году выстроили третий каменный храм, который сохранился до наших дней.

Его украшением долгое время служила икона Влахернской Богоматери. Ее написали в константинопольской Влахернской обители в VII веке. В нашу страну икону привезли в 1653 году для подарка государю Алексею Михайловичу. Он очень ценил древнюю икону и берег ее.

Домик садовника. Московский литературный музей - Центр К.Г.Паустовского

Исполнение Влахернской иконы весьма необычно. Ее написали в редчайшей технике – воскомастике. В восковом слое она содержит частички мощей христианских святых. Одно из древних преданий свидетельствует, что в 626 году, благодаря божественной силе, исходящей от иконописного образа, неприятели, пришедшие взять силой Константинополь, отступили. Намного позднее, в 1830 году, чудодейственная святыня вновь показала свою силу в России . Во время эпидемии холеры ни один житель Влахернского, не заразился.

Гроты – прекрасное дополнение ампирного усадебного парка

Гроты можно увидеть напротив Музыкального павильона. Их два и появились они сразу после того, как было закончено возведение Парадного двора. При выравнивании участка земли, на котором планировали устроить гроты, на берегу пруда появился откос. Впоследствии он был заполнен искусственно созданными «пещерами».

Пристань

В летний день гроты становились укрытием для прогуливающейся публики. У Голицыных не было собственного театра, и в одном из гротов устраивали спектакли. Участвовали в них и гости, и хозяева. Большой грот специально построили неподалеку от Музыкального павильона. Когда там звучала музыка, она резонировала в полости грота, и создавалась иллюзия объемного звучания.

Музей, рассказывающий о культуре русских усадеб

Узнать об истории усадьбы и ее традициях можно в так называемом Служительском флигеле, расположенном на Слободке. Благодаря подлинным экспонатам, каждый посетитель музея получает возможность прочувствовать атмосферу XVIII – XIX веков, передающую усадебный быт дворян. Служительский флигель принял музейные экспозиции в 1999 году. Здесь проводят интересные костюмированные экскурсии.

Стартовавший десять лет назад Всероссийский проект «Аллея Российской Славы», призванный увековечить в мемориальной культуре городов и населенных пунктов историческую память о многонациональном народе России во славу будущего нашего Отечества, нашел свое воплощение на Есенинском бульваре Кузьминок, по другую сторону от Волгоградского проспекта. В рамках этого проекта на бульваре поставили памятник защитникам Москвы. Он представляет собой окрашенную в белый цвет плиту со скруглённым верхом, на вершине которой установлен православный крест, на фасаде – барельеф в виде каноничного изображения Богородицы с младенцем, а внизу фасада надпись: «Участникам обороны Москвы в 1941 году от благодарных жителей Кузьминок». Дальше уже на пересечении Есенинского бульвара с улицей Юных Ленинцев, ближе к входу в парк расположен мемориальный комплекс, состоящий из нескольких сооружений. Первым здесь появился Памятник Воину – Победителю (1), сооруженный в 2006 г. Скульптура Воина установлена на пьедестале в форме пятиконечной звезды – символа Красной Армии. Затем Мемориальный комплекс дополнил Памятный знак в честь Городов-Героев (2) с капсулами земли, привезенными из этих городов. У монумента расположены памятные камни и фонтан, который был запущен 29 апреля 2008 г. Внешний вид этого фонтана, входящего в Мемориальный комплекс, довольно прост – это небольшая прямоугольная чаша с несколькими струями. Завершает композицию две стелы из белого камня, с выгравированными на ней названиями Городов-Героев. 9 мая 2009 г. здесь, на Алее Славы в Кузьминках, состав Мемориальный комплекса дополнила композиция «Люди мира на минуту встаньте» (3), посвященная узникам фашистских концлагерей. Основными компонентами её являются три черные гранитные плиты. Первая плита посвящена малолетним узникам, которые подверглись лагерным пыткам во время Великой Отечественной войны. Из оккупированной территории СССР было угнано более 2,5 млн. человек, а вернулось всего 1,5 млн. человек. Вторая – памяти мужчин и женщин их числа взрослого населения, которые в годы войны из оккупированной территории были угнаны на работы в Германию; угнано было 6 млн., а вернулось только 3, 5 млн. человек. Третья плита служит напоминанием о судьбе узников их числа советских военнослужащих, которых более 5млн. оказались в плену, и узников лагерей смерти: Бухенвальда, Заксенхаузена, Дахау, Равенсбрюка. Большой вклад в появление памятника «Люди мира на минуту встаньте» сыграло общество «Несовершеннолетних узников фашистских концлагерей» района Кузьминки. Председатель общественной организации Виктор Михайлович Лисовский выступил с инициативным предложением о строительстве подобного памятника в районе Кузьминки и разработал проект «Люди мира на минуту встаньте». Площадка, на которой расположен памятный знак, находится на Аллее Славы между мемориалом Городов – Героев Советского Союза и памятником «Воину-Победителю». 9 мая 2010 г., в честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне на этом месте состоялось торжественное открытие еще одного памятника «Труженикам тыла в годы войны» (4,5). Барельеф работы скульптора Аполлонова А. А. посвящен памяти тем, кто сделал нашу Победу возможной. Миллионы людей, а это были преимущественно женщины и дети, не жалея сил, своего здоровья, а порой и жизни трудились круглые сутки на заводах, фабриках, полях, чтобы обеспечить бесперебойное снабжение фронта вооружением, одеждой, едой. На установленном памятном знаке изображение женщины и ребенка у станка, символизирующие работу на военном заводе в годы войны. В настоящий момент в Кузьминках проживает порядка 3 тысяч тружеников тыла. Именно в честь них, по инициативе Совета ветеранов, был разработан проект этого памятного знака.
Вот такое замечательное место существует в районе Кузьминки – Аллея Славы (на пересечении улицы Юных Ленинцев и Есенинского бульвара), место, на которое из года в год 9 мая, в День Победы приходят жители района разных возрастов, чтобы «всем миром» поздравить ветеранов со столь значительным праздником. Здесь проходят торжества, на которых выступают представители администрации района и округа, сами ветераны Великой Отечественной войны 1941−1945гг. А поздравления по случаю праздника, звучащие из уст выступающих, всегда преисполнены благодарности всем тем, кто внес посильный вклад в завоевание Великой Победы, всем тем, кто собрался в этот значительный день на Аллее Славы и не менее – тем, кто не дожил до Великой Победы. В память тех же, кто завоевал Великую Победу ценой своей жизни, объявляется Минута молчания и можно наблюдать в их честь торжественное прохождение курсантов военного института. Традиционно в этот день ветеранов и гостей праздника угощают солдатской кашей и «100 граммами фронтовых». А после торжественной части в продолжение праздника всегда на Аллее Славы проводится и концертная программа. На предварительно установленной сцене выступают детские творческие коллективы, учащиеся школ района, эстрадные артисты. Со сцены звучат поздравления, стихотворения, песни. Изюминкой программы на протяжении многих лет является выступление Хора ветеранов района Кузьминки. Можно смело заявить, что власти и жители Кузьминок чтят память тех, кто сражался на поле брани и ковал Победу в тылу.

Сегодняшний пост - продолжение рассказа о природно-историческом парке "Кузьминки". В прошлый раз я рассказала о великолепных , вокруг которых раскинулся парк. Сегодня я приглашаю вас познакомиться со старинной московской усадьбой "Влахернское-Кузьминки", являющейся частью современного культурного комплекса.
Для того, чтобы дать некоторое представление об этом уникальном месте, расскажу вам коротко историю усадьбы.

Краткая история усадьбы

Земля, получившая название "Кузьминки", и стоявшая здесь одинокая мельница, изначально принадлежали Симонову монастырю. В 1702 г. Петр I землю у монастыря отобрал и подарил Григорию Дмитриевичу Строганову (1656-1714), который, собственно, ничего здесь и не менял за время своего владения. Строительство началось уже после смерти Строганова, когда земли перешли его вдове и детям.
В 1716 году в Кузьминках построили церковь в честь Влахернской иконы Божией Матери. Вот в честь нее имение и назвали Влахернским. Вот откуда столь необычное название усадьбы.
Петр I любил эти места за красоту, бывал здесь, останавливался в маленьком деревянном домике, построенном для него. К этому времени усадебный комплекс уже был построен.
Следующим официальным владельцем усадьбы стал один из сыновей Строганова - Александр Григорьевич. Именно он создал на реке плотины и изменил форму прудов, после чего они стали похожи на реку.
Следующей хозяйкой усадьбы стала дочь А.Г. Строганова - Анна Александровна (1739-1816).
В 1757 г. она вышла замуж за князя Михаила Михайловича Голицына (1731-1804). Усадьба досталась Голицыну в приданное. Начался "золотой век" (даже полтора века!) усадьбы "Влахернское-Кузьминки".


Голицын разбил в усадьбе французский и английский парки. Английский (ландшафтный) парк Кузьминок был одним из первых в Москве. Французский парк создавался по подобию парка в Павловске по 12-ти лучевой системе. Так же Голицын перестроил все имеющиеся постройки - дворец, церковь, конный двор, пристани и пр.
Вот так впечатляюще выглядела усадьба той поры на плане-схеме.


Но максимального расцвета Кузьминки достигли в 19 веке при Сергее Михайловиче Голицыне (1774 - 1859).

Глядя на старые фотографии и гравюры усадьбы поражаешься ее красоте, удивляешься величию и размаху, с которым творили наши предки. Не меньше поражаешься и той безалаберности и равнодушию, с которым другие предки все уничтожали и рушили.

Чтобы вы немного поняли, что такое усадьба "Кузьминки", назову несколько фактов.


Строили усадьбу величайшие зодчие - Баженов, Казаков, Жилярди, Росси, Витали, Воронихин и др.
Благодаря им усадьбу "Влахернское-Кузьминки" называли и "Подмосковным Версалем" и "Русским Версалем", потому что она действительно соответствовала уровню самых роскошных образцов архитектурного и садово-паркового искусства.
На литейных заводах Голицыных были отлиты из чугуна несколько шедевров усадьбы, например, фигуры грифонов и львов на главных воротах, скульптурные композиции Клодта "Укрощение коней" (копии в Петербурге на Аничковом мосту) и много-много других уникальных предметов.

Кузьминки были любимы во все времена. Их посещали императоры, полководцы, поэты, писатели, художники. Да и сейчас старая усадьба привлекает огромное количество людей, а парк является одним из самых нежно любимых москвичами и гостями города.
Еще до революции все постройки усадьбы, кроме главного дома, стали сдаваться под дачи. Уже тогда Кузьминки были популярным местом отдыха.
В 1912 году в главном доме разместился госпиталь. Спустя четыре года весь дворец и один из флигелей сгорели и восстановлены уже не были. В тридцатых годах 20-го века здесь построили новое здание, которое прежней ценности уже не представляло.

В 1918 г. на территории Кузьминок разместился Институт экспериментальной ветеринарии, который просуществовал 83 года (до 2001 г.) Что наворотили эти граждане-ветеринары трудно перечислить. Рубили под корень, в прямом и переносном смысле слова, уникальные предметы паркового ансамбля, различные постройки, парковые деревья и пр.

Кузьминки сегодня

Сегодняшний день усадьбы вселяет надежду. Даже в своем современном состоянии усадьба "Влахернское-Кузьминки" остается самой большой среди усадеб Москвы и Подмосковья по количеству находящихся здесь объектов - их двадцать. К сожалению, в основном это новоделы.
Восстановлено здание Конюшенного двора с Музыкальным павильоном - уникальный образец архитектуры в стиле ампир. Также восстановлена церковь, Львиная пристань, Дом на плотине. Читала, что в планах стоит восстановление и главного дворца. Как бы это было замечательно!
На территории Кузьминок располагается три музея: Музей русской усадебной культуры, Музей старинных автомобилей и экипажей и Музей Константина Паустовского. В этом плане Кузьминки идеальное место для отдыха - и в музей сходить можно, и просто прогуляться, отдохнуть.

Прогулка в "Кузьминках". Продолжение

Мы в поисках интересного энергично шли по тропинке Кузьминского парка, как вдруг за деревьями появилось нечто. То был мостик, горбатый каменный мостик. Стало понятно, что самое "вкусное" только начинается. С этого момента от симпатичных старинных сооружений (настоящих и восстановленных) меня было не оторвать.


Метрах в 30-ти от первого горбатого мостика располагается второй.




Следующим был заброшенный дом в зарослях деревьев. Первая моя ассоциация - сказка "Спящая красавица", в которой описано, как за 100 лет, пока спала принцесса и весь королевский двор, дворец зарос деревьями и кустами так, что к нему было не пробраться.



Не знаю, сколько зарастало деревьями здание Померанцевой Оранжереи (а это именно оно), но деревья стоят впритык к разбитым окнам, а по высоте они уже выше самого дома.


Чем дальше мы шли, тем становилось все интереснее. Это красивое сооружение круглой формы на берегу Большого Кузьминского пруда - Львиная пристань (иногда ее называют Круглой - по форме). Пристань была утрачена и лишь недавно отстроена заново.



Львы, которые "охраняют" пристань, египетские. Этим обусловлен их экзотический вид.


Во все времена Львиная пристань являлась прекрасной смотровой площадкой, откуда было удобно созерцать окружающие природные красоты.


Вот такие виды открываются с Львиной пристани.




До нашего времени Пропилеи не сохранились. На старых фото они выглядели так:





Горбатый мостик недалеко от Конного двора.


Напротив Конного двора располагаются гроты - место, где в жару знать пряталась от зноя. В гротах всегда значительно прохладнее, чем на открытом воздухе.


У одного из гротов сидела кружком компания подростков - пели песни, что-то обсуждали. Лучше места для таких дружеских сборов просто не найти.









Дождливая погода разогнала посетителей. Открытые кафе в основном были безлюдны.


Еще один симпатичный мостик.


Дом на плотине.


А вот и сама плотина, на которой


Артистичная утка показывала "аттракцион" - сидит-сидит,


потом взлетает. И так по кругу.



В Кузьминках приятная атмосфера для отдыха. Камерная. Романтичная. Идеальное место для прогулок и встреч.



Цены в кафе мне показались немаленькими. Шашлык - 300 рублей за 100 г. Блины подешевле.

В кафе мы не пошли, а отправились в сторону Конного двора и Музыкального павильона.





Вот они - знаменитые кони Клодта! Разве могла я подумать, что для того, чтобы ими полюбоваться, мне не надо ехать в Петербург... Единственное, что огорчает, наши московские кони находятся в очень плачевном состоянии - все ржавые, дышащие на ладан. Кажется, дунь ветер, и рассыпятся шедевры.















Теперь гроты оказываются на другом берегу от нас.




Люди отдыхают в Кузьминках целыми семьями.


Флигели, стоящие по бокам здания, были в усадьбе жилыми. Конный двор располагается с обратной стороны.


Декор павильона.


От Конного двора и Музыкального павильона я прохожу к горбатому мостику.