Открытие памятника на красной площади. Красная площадь

Открытие памятника на красной площади. Красная площадь

Завтра, 4 ноября, в России будет отмечаться прекрасный и на долгое время незаслуженно забытый праздник — День народного единства .

В новой России этот праздник отмечается лишь с 2005 года, но стоит вспомнить, что до революции 1 ноября (22 октября по-старому) с 1649 года и до самого 1917 г. отмечаемый в этот день Праздник в честь Казанской иконы Божией Матери (в память об избавлении Москвы и России от поляков в 1612 г.) отмечался на государственном уровне.

Главными героями торжества были гражданин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, которым и поныне на Красной площади стоит памятник, самый первый памятник в Москве .

Изначально установить памятник планировали в 1812 г. к двухсотлетнему юбилею изгнания поляков Вторым ополчением под предводительством князя Пожарского и гражданина Минина.

Памятник должен был украсить площадь перед Кремлем в Нижнем Новгороде, где и собиралось ополчение.

Сюжет памятника: нижегородский гражданин Минин указывает князю Пожарскому на Кремль и призывает его подняться на борьбу с поляками. Князь в тот момент под Нижним Новгородом отдыхал и лечился от ран, полученных в московских боях в ходе Первого ополчения. Кузьма Минин передает ему меч, как будущему военному начальнику, а сам же обязуется найти собрать средства и людей.

Что интересно, сначала по замыслу скульптора Ивана Мартоса оба великих мужа стояли, но запротестовала тогдашняя: «Как же можно, чтоб знатный князь на равных стоял рядом с простолюдином!?»

Средства на памятник собирались по всей России и, его, наконец, решили поставить в центре Красной площади в Москве в 1818 г.
Хотя в Нижний Новгород водными путями из Петербурга в Москву памятник все же заехал.


Торжественное открытие памятника в 1818 г. Обратите внимание на старые Верхние торговые ряды.

До строительства нынешнего ГУМа в 1890-х (новые Верхние торговые ряды) площадь выглядела так:

Но вернемся к памятнику. Барельефы на нем тоже отражают два ключевых момента из истории Второго ополчения.

Спереди постамента горельеф изображает граждан-патриотов жертвующих свое имущество на благо Родины. Это гражданский подвиг.

Слева можно видеть самого Ивана Мартоса, автора памятника, отдающего Отечеству самое дорогое — двух своих сыновей.
И, действительно, сыновья Ивана Мартоса прошли через Отечественную войну 1812 г. Один из сыновей был послан на учебу в Италию, где был убит наполеоновскими солдатами в 1813 г.
Всего у Мартоса было 6 дочерей и 4 сына от двух браков.


Иван Мартос. Портрет работы П.О.Росси

В 1910 г. в журнале «Сатирикон» И.Л.Оршер следующим своеобразным путем описывал историю образования ополчения:

Однажды на площади появился человек в форме мясника и закричал:
— Заложим жен и детей и выкупим отечество!
— Заложим! — загудела толпа. Кузьма Минин заложил (впоследствии оказалось, что это был он), пересчитал деньги и сказал:
— Маловато!
И, воодушевившись, снова воскликнул:
— Продадим дворы и спасем отечество!
— Продадим! — снова загудела толпа. — Без жен и детей дворы ни к чему.
Тут же наскоро стали продавать дворы и вырученные деньги отдавали Минину.

Кто покупал дворы — никому из историков не известно. А может быть, известно, но из стыдливости они это скрывают. Полагают, что была основана тайная патриотическая компания по скупке домов и имущества.

«Странно, — замечает один иностранный историк, имя которого мы дали слово держать в секрете. — Всех принуждали продавать дома; кто не хотел добровольно продавать дом, того принуждали. Как же в такое время могли появляться люди, которые осмеливались покупать дома?»


На щите у Пожарского — лик Спаса Нерукотворного.

Горельеф с задней части постамента изображает уже князя Пожарского, гонящего поляков из Москвы. Это военный подвиг.


Проработка деталей просто изумляет

После революции снести памятник ни у кого не поднялась рука, единственно его переместили в 1931 г. с центра площади к Собору Василия Блаженного — мешал парадам.
Правда, еще ходила легенда, что кому-то сверху не понравился указующий жест Минина с призывом освободить Кремль от временщиков. К тому же, кто-то в один день нацарапал на постаменте: «Гляди-ка, Князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась» (по другой версии: «Гляди-ка, Князь, какая мразь у стен кремлевских разлеглась»).

Если памятник стоял бы сейчас на прежнем месте, то вид был бы примерно таким:

Или таким:

А нижегородцы памятник все-таки получили. Копию работы небезызвестного Церетели в 2005 г. поставили у Кремля на той самой площади, где некогда Минин созывал ополчение.

С наступающим праздником!

Будете на Красной площади подойдите к памятнику, чтобы почтить память героев.

Кроме того, завтра 4 ноября 2010 г. на Красной площади пройдет официальное освящение и открытие надвратной иконы Николая Чудотворца на Никольской башне.
Видеть ее можно уже сейчас:

Также напомним, что ранее, 28 августа 2010 г. была открыта и освящена икона Спаса на Спасской башне:

В Москве. Это первый памятник в столице, сооруженный не в честь государя, а в благодарность народным героям. Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади, созданный великим русским скульптором Иваном Петровичем Мартосом, стал лучшей его работой. Скульптурная композиция отражает патриотизм и доблесть не только двух героев России, но и всего русского народа.

Из истории

В 1803 году Вольное общество любителей словесности, наук и художеств Санкт-Петербурга выступило с инициативой собрать средства на создание памятника в честь героев нижегородского ополчения 1612 года. Главной фигурой композиции должен был стать народный герой нижегородский земской староста Кузьма Минин, а установить монумент планировалось в Нижнем Новгороде , поскольку именно здесь собралось Второе земское ополчение.

Для справки: В 1612 году нижегородский купец Кузьма Минин призвал создать народное ополчение и изгнать иноземцев из Москвы. Главным воеводой он предложил назначить нижегородского князя Дмитрия Пожарского. Под Нижним Новгородом было собрано огромное войско, для которого люди приносили одежду, оружие и деньги. Под руководством этих патриотов народное ополчение с иконой Казанской Божией матери направилось в Москву и 4 ноября 1612 года был штурмом взят Китай-город и иноземцы были изгнаны из столицы.

Создание памятника

В 1808 году прошел конкурс на выполнение проекта памятника, в результате которого победу одержала работа Ивана Мартоса. Средства на строительство собирали по всей России, причем все желающие могли увидеть гравюру с изображением будущего монумента.

Над скульптурной композицией Иван Мартос работал 14 лет – с 1804 по 1817 год. Установить ее планировалось в 1812 году к 200-летию победы над польско-литовскими интервентами, но война с Наполеоном помешала выполнить эти планы. Вместе с тем, победа России над французами вызвала новую волну патриотизма, воплощением которого стала созданная Мартосом скульптурная композиция.

Описание

Главной фигурой памятника является фигура Кузьмы Минина - его поднятая вверх рука указывает Пожарскому и всему русскому народу на Москву, призывая защитить ее от чужеземного ига. Мужественный торс и широкий шаг героя выражают его уверенность и решительность.

Дмитрий Пожарский изображен сидящим, он еще не оправился после ранения, но уже откликнулся на призыв Минина. В одной его руке - щит с изображением Спаса, а другая рука – на мече, протянутом Кузьмой Мининым.

Меч объединяет фигуры двух героев, подчеркивает их единство и выражает готовность возглавить ополчение и повести народ на борьбу с иностранным игом.

Работы Ивана Мартоса в большей своей части выполнены в классическом стиле и поэтому можно видеть, что лицом Минин напоминает Зевса и оба героя имеют античные одеяния. Но, если присмотреться, то можно заметить, что на щите изображен Спас. Рубаха Кузьмы отделана узором, характерным для русской одежды, а стрижка выполнена скобой, как у русского мужика, то есть, автор хотел подчеркнуть важную роль русского народа в победе над оккупантами.

Памятник был открыт 20 февраля 1818 года. На церемонии присутствовали император Александр I, его супруга, императрица Елизавета Алексеевна и большое число жителей Москвы. Первоначально скульптуры находились в центре Красной площади , а позже композицию сместили к Собору Василия Блаженного , чтобы освободить место для прохода демонстраций и военных парадов.

В Нижнем Новгороде вместо монумента установили обелиск в честь героев ополчения, а в 2005 году по инициативе Юрия Лужкова под руководством Зураба Церетели была отлита копия памятника, установленного в Москве. Эту композицию поместили под стенами Нижегородского Кремля , рядом с церковью Иоанна Предтечи. Именно с паперти этого храма Кузьма Минин призывал народ объединиться и освободить Москву.

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади на фоне Собора Василия Блаженного является символом Москвы. Этот монумент посвящен героизму всего русского народа, сплотившегося в борьбе против польско-литовского ига.

До церемонии официального открытия скульптура на Боровицком холме будет закрыта специальным коробом. Фото Агентство «Москва»

В Москве на Боровицкой площади началась установка памятника святому равноапостольному князю Владимиру. Его планируется торжественно открыть в День народного единства - 4 ноября. Окончательный проект будет выполнен с учетом поправок и замечаний, которые в нынешнем году были внесены ЮНЕСКО, при этом в ближайшее время благоустроен будет и Боровицкий холм.

Памятник возводят по инициативе Российского военно-исторического общества (РВИО) к 1000-летию смерти князя Владимира, который вошел в историю как правитель, выбравший для Киевской Руси христианство в качестве государственной религии в 988 году. Ночью в выходные специальный автопоезд с бронзовой скульптурой святого равноапостольного князя Владимира прибыл из подмосковных Химок, где расположено литейное производство, на Боровицкую площадь столицы. От Химок до Боровицкой площади памятник перемещали разделенным на три части – отдельно везли фигуру князя Владимира, отдельно его руку, в которой он будет держать крест, и отдельно – сам крест. Как заявил исполнительный директор Российского военно-исторического общества Владислав Кононов, рабочие поставят 12-метровую фигуру на постамент, но вплоть до своего открытия памятник будет закрыт специальным коробом. «Это нужно для того, чтобы защитить сварочные швы от ветра и пыли. Разумеется, этот короб будет выше и больше, чем сама скульптура, поскольку там внутри должно быть пространство, где будут работать люди, так что не стоит думать, что авторы нарушили обнародованные параметры памятника. Его высота вместе с крестом составит 17,5 м», – сообщил Щербаков.

Боровицкая площадь была выбрана для размещения памятника в процессе голосования на сайте РВИО и столичном портале интернет-опросов «Активный гражданин». Этот выбор одобрила и комиссия по монументальному искусству при Московской городской думе. Памятник князю, который у христиан почитается в качестве святого, изначально предполагалось сделать высотой в 24 м, что вызвало возражения ЮНЕСКО. Дело в том, что в Перечне всемирного наследия этой организации Боровицкая площадь значится в качестве буферной зоны объекта «Московский Кремль и Красная площадь». Однако в июне заместитель гендиректора ЮНЕСКО по культуре Франческо Бандарин одобрил финальные изменения проекта монумента.

Возведение памятника князю Владимиру – это, по сути, не один проект, а два, поскольку предстоит не только поставить саму скульптуру, но и облагородить пространство вокруг нее. Весной проводился конкурс на лучший проект по благоустройству территории, прилегающей к монументу. В конкурсе на проект трансформации Боровицкой площади участвовали примерно 20 молодых московских архитекторов, в финал прошли семь проектов: Buromoscow, бюро «Народный архитектор», Arteza, ТПО «Прайд», Wall, Ai-Architects, Kleinewelt Architekten. Победителем конкурса стал коллектив Ai-architects – архитекторы Александр Томашенко и Иван Колманок, которые предложили благоустроить Боровицкий холм, используя сочетание камня и газона, а также подсветить не только скульптуру, но и пространства вокруг.

В 1803 году члены Санкт-Петербургского Вольного общества любителей словесности, наук и художеств обратились к Александру I с предложением воздвигнуть памятник героям народного ополчения против польской интервенции — Кузьме Минину и князю Пожарскому. Приближался двухсотлетний юбилей победы над Польшей — к 1812 году, как полагали просители, памятник без сомнения успеют воздвигнуть. Знали бы они, как распорядится этим ожиданием история!

Изначально монумент предполагалось поставить в Нижнем Новгороде , на родине Минина. Царь идею поддержал, и в художественном сообществе началась работа над первыми эскизами будущего памятника. В 1807 году скульптор Иван Мартос публикует гравюру с собственным проектом памятника Минину и Пожарскому, в котором народные герои предстают в образе античных воинов: от ампира конца XVIII — начала XIX века никуда не денешься, положение обязывает. Правда, согласно первому проекту Минин и Пожарский стояли рядом друг с другом, и это вызвало определенные идеологические нарекания. Никак невозможно, чтобы благородный князь стоял рядом с простым мужиком! Пришлось Мартосу князя усадить — чем, надо сказать, он не погрешил против исторической правды: Пожарский действительно был тяжело ранен в ногу и выслушивать Минина ему было куда сподручнее сидя.

Проект Мартоса понравился жителям Нижнего Новгорода, и они обратились к Александру с новой просьбой — получить высочайшее дозволение на сбор народных средств на постройку памятника. Царь соизволение, конечно же, дал, идея «народного памятника» ему чрезвычайно понравилась — и неудивительно, что в объявленном конкурсе на лучший проект памятника в 1808 году победил именно Мартос. К этому моменту Иван Петрович Мартос был одним из наиболее приближенных к царскому двору скульпторов. Именно он участвовал в оформлении Павловского парка и Казанского собора, служил одним из ведущих преподавателей Академии художеств — высокопарный стиль Мартоса чрезвычайно нравился и Александру I, и его отцу — Павлу.

Памятник создается в прямом смысле слова на народные деньги: организована подписка и имена жертвователей публикуются в печати. При этом меняется главная концепция: царь повелевает установить монумент в Москве , а в Нижнем Новгороде ограничиться памятным мраморным обелиском. Неслыханное дело — в старой столице устанавливают памятник не членам царской фамилии, а простому купцу и князю, имеющему весьма отдаленное отношение к правящему роду (по большому счету — не имеющему никакого, Дмитрий Михайлович Пожарский был, разве что, дальним потомком Юрия Долгорукого)! Но накал патриотизма, подогретый еще и Отечественной войной 1812 года, был чрезвычайно велик — в памятнике Минину и Пожарскому видели еще один символ победы русского народа.

Фото: Архив ЦИГИ

Мартос в 1812 году делает сперва малую, а затем и большую модель памятника, которую в начале 1813 года представляет публике в Академии художеств. Первые зрители — августейшая семья: императрица Мария Федоровна пришла от скульптуры в восторг. Моделями для фигур Минина и Пожарского стали сыновья Ивана Мартоса — Петр и Алексей. Но на памятнике есть и автопортрет самого скульптора — на одном из двух горельефах постамента изображен сам Мартос, отдающий своего сына на благо Отечества. Это была не метафора — старший сын Мартоса Никита подавал большие надежды как талантливый художник и скульптор и был отправлен отцом в Италию, совершенствовать мастерство. Там он и погиб — в 1813 году его убили наполеоновские солдаты, оккупировавшие Апеннинский полуостров.

Отливка памятника состоялась в 1816 году. Для пьедестала решено было использовать не сибирский мрамор, как предполагалось по первоначальному проекту, а гранит. Три гигантские глыбы доставили в Санкт-Петербург из Финляндии. Смонтированный памятник из-за огромного веса решили везти в Москву по воде: сперва до Рыбинска , потом по Волге — до Нижнего Новгорода, затем по Оке — до Коломны , и оттуда уже — по Москве-реке. 2 сентября 1817 года бронзовые Минин и Пожарский прибыли в Москву.

Тогда же определились с местом для памятника — его установили у входа в Верхние торговые ряды, в центре Красной площади: бронзовый Минин указывает Пожарскому на Кремль , где двести с лишним лет назад засели поляки: пойдем и освободим Москву!

20 февраля 1818 года памятник был торжественно открыт: на церемонию прибыл Александр I с семьей, а на Красной площади по такому случаю устроили торжественный парад. Довольный Александр наградил всех причастных к созданию памятника: литейщик Екимов получил двадцать тысяч рублей премии и орден Анны Второй степени, а Мартос пожизненную пенсию в четыре тысячи рублей в год.

Впрочем, не все восприняли новый памятник с восторгом — Александра Сергеевича Пушкина, например, расстроила надпись на постаменте: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818». Щепетильный Пушкин написал: «Надпись „Гражданину Минину“, конечно, не удовлетворительна. Он для нас или мещанин Косма Минин… или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства… Все это не худо было бы знать, так же как имя и отчество князя Пожарского». А вот юный Виссарион Белинский, напротив, памятником проникся до глубины души. В 1829 году он написал: «Когда я прохожу мимо этого монумента, когда я рассматриваю его, друзья мои, что со мной тогда делается! Какие священные минуты доставляет мне это изваяние! Волосы дыбом подымаются на голове моей, кровь быстро стремится по жилам, священным трепетом исполняется все существо мое, и холод пробегает по телу...»

В начале XX века рядом с памятником располагается центральная остановка трамвайных путей под названием «Красная площадь» — странно, но факт: через главную площадь Москвы десятилетиями ходили трамваи! Сперва общественный транспорт останавливался прямо у подножия памятника, но несколько лет спустя рельсы перенесли на другую сторону площади, ближе к кремлевской стене, где они благополучно и просуществовали еще долгие годы.

В тридцатые годы прошлого века памятник переезжает: по официальной версии, это было сделано из-за того, что скульптура якобы мешала проведению демонстраций и военных парадов. Но истинная причина переноса памятника была куда комичнее — естественно, никакому движению техники памятник не мешал: в двадцатые годы движение автотранспорта по Красной площади не останавливалось, а когда в 1930 году на ней затеяли глобальный ремонт (площадь замостили брусчаткой, наконец-то сняли трамвайные пути, а заодно снесли Воскресенские ворота и Казанский собор), Минина и Пожарского даже не подумали трогать.

Неприятность случилась ровно через год. В 1931 году на постаменте появилась крамольная надпись: «Смотри-ка, князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась». Злые языки поговаривали, что надпись сделали противники Григория Зиновьева — один из партийных лидеров после смерти Ленина стал активно подниматься на вершину политического Олимпа. Сплетничали о том, что Зиновьев вот-вот захватит власть, а в народе ему дали кличку «Гришка Отрепьев». Сталин зиновьевские поползновения пресек довольно быстро, а памятник от греха подальше перенесли к Покровскому собору (храму Василия Блаженного), где он стоит и поныне. Теперь Минин указывает князю вовсе не на Кремль, а на Исторический музей. Мол, хочешь узнать, что там произошло в Смутное время — можешь пойти и ознакомиться с экспозицией. И никаких провокационных ассоциаций.

А в Нижнем Новгороде все-таки появился свой памятник Минину и Пожарскому. В 2005 году главный придворный ваятель 90-х Зураб Церетели преподнес городу в дар копию московского монумента. Она, правда, немного (на пять сантиметров) ниже оригинала и на постаменте не указана дата, но в остальном не отличается от скульптуры Мартоса. В Нижнем Новгороде памятник поставили около церкви Рождества Иоанна Предтечи, как и планировалось по первоначальному проекту. Это совершенно логично: именно с паперти этой церкви Кузьма Минин призывал народ на ополчение. Так что круг наконец-то замкнулся, и Нижний Новгород обрел собственных Минина и Пожарского — пусть и спустя двести с лишним лет.

Смесь московского с нижегородским

Нижегородский памятник Минину и Пожарскому отличается от московского размером и весом, но не степенью выразительности.

В День народного единства на Боровицкой площади в Москве откроют памятник князю Владимиру, объединившему Древнюю Русь православием и государственностью. О правителе, определившем духовный и политический путь России, наш разговор с директором Государственного исторического музея Алексеем Левыкиным и директором Центра по истории Древней Руси Института Российской истории РАН Владимиром Кучкиным.

Почему с именем князя Владимира часто связывают представление об "эталонном" правителе и расцвете державы?

Алексей Левыкин: Это, скорее, фольклорное представление о Владимире Красное Солнышко. А суть в том, что с правления князя Владимира мы начали говорить о Древнерусском государстве, о том, что оно сформировалось. И это было связано не только с распространением влияния киевского князя на другие территории будущей России, но и с принятием христианства… Поэтому создает впечатление эталонности расцвета. Но времена были сложными и очень серьезными, в пасторальном свете их не стоит изображать. Главным деянием Владимира, безусловно, было крещение Руси. И это опережающий на многие века ход. Не просто факт выбора религии и присоединение к той или иной культуре. А очень серьезный государственный акт, который и способствовал дальнейшему объединению разрозненных земель и племен. Таким образом, создавалась наша нация, единая культура и религия государства.

Владимир Кучкин: Небольшое уточнение. Следует иметь в виду, что население наше принимало христианство в течение очень длительного времени. Приведу такой пример: еще в XIV столетии, то есть четыреста лет спустя после принятия христианства, мы хоронили своих покойников в сопках и курганах, тогда как христианское погребение это, как вы знаете, ровное кладбище.

Главным деянием Владимира, безусловно, было крещение Руси. И это опережающий на многие века ход

Заслуги Владимира перед Отечеством бесспорны. В 980 году были укреплены окраины государства. В частности, в том регионе, где мы с вами живем, в конце X - начале XI столетия был основан город Ростов, который стал административным центром. Владимир успешно боролся с набегами печенегов. Можно говорить и об укреплении связей с Византией. Помимо принятия христианской веры. На русские земли пришли византийские книги, искусство, архитектура, взгляды и философия.

В отличие от своего отца Святослава и деда Игоря Владимир не совершал походов на Византию. А это, между прочим, в те времена было источником обогащения. Так поступали не только славяне, но и другие народы, в частности турки. При Владимире эти набеги прекратились. Князь сделал попытку организовать собственное хозяйство и, если говорить современным языком, собственное производство.

А за свои деяния по крещению Руси его причислили к апостолам, которые превращали в христианские государства другие страны. Поэтому и говорят о равноапостольном князе.

В ближайшее время памятник князю Владимиру появится на всех туристических картах столицы. Фото: Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы / ТАСС

Как вам кажется, памятник князю Владимиру нашел свое место у стен Кремля? Какая связь у киевского князя с московскими святынями?

Алексей Левыкин: Прямая. Современная Россия наследница Древней Руси. Потому что не прерывалась княжеская династия и наша история. Святой Владимир - древнерусский князь, и нет никакого значения, правил он в Киеве, во Владимире, Москве или каком-то другом месте. И нахождение его в Москве вполне естественно.

Владимир Кучкин: Непосредственная связь Киева и Москвы установилась в XVI веке. Летописцы московских сводов находили корни древнерусской государственности именно в Киеве. Конечно, на северо-востоке Москва была не прямым наследником Киева, потому что влияние Киева шло через Владимир, который был столицей северо-восточной Руси. А вот в XIV веке роль Владимира взяла на себя Москва. И историографы XVI века это учитывали и проводили такую линию. Но непосредственной связи между Киевом и Москвой в древний период не могло быть, потому что не существовало Москвы.

Если говорить точно, то Москва наследница Киева через Владимир. Владимир - отец Москвы, а Киев - дедушка. Впрочем, связь, о которой вы спрашиваете, устанавливается и по статусу власти. Киев первоначально был столицей Древнерусского государства. Потом, когда оно распалось, он оставался главным городом самого крупного, самого богатого и престижного княжества. Отголосками его столичного положения было, например, постоянное пребывание в Киеве митрополита. То есть церковный центр оставался там. Поэтому Киев считается матерью городов русских. У Киева и Москвы была историческая преемственность.

Фольклорный образ Владимира Красное Солнышко близок к действительности, или это некая "смесь" князя Владимира и Владимира Мономаха?

Владимир Кучкин: Это народное представление о справедливом князе в принципе. Я бы не сказал, что князь Владимир в былинах "эталон". Но то, что он запечатлен там с определением "Красное Солнышко", говорит о многом. Это дань тому, что сумел править без внутренней борьбы. Кстати говоря, представление о Владимире как об умелом правителе проскальзывает даже в очень раннем летописании. Там есть, к примеру, сюжеты о борьбе Владимира с печенегами на западе и на востоке. Князь, безусловно, оставил о себе положительную память.