Во II в. до н. э. под напором кельтов праславяне расселились из районов Вислы в Припятское Полесье и близлежащие среднеднепровские земли. Там сформировались «зарубинецкая», а позже «киевская» культуры (названия даны по археологическим памятникам), население которых испытало влияние балтов, скифов, местных племен. К культурным достижениям раннего славянства прибавился очаг, двухскатная соломенная или глиняная крыша, железный серп, коса, топор, долото, рыболовные крючки, шило, иглы, бронзовые украшения и т. п. Что касается Киевской культуры, то ее население в большей степени использовало кость, а не железо, а также глиняные пряслица, тигли и очень редко жернова и каменные зернотерки.
Население этих посёлков употребляло провинциальные римские изделия: гончарную посуду, фибулы (специальные застежки для одежды), пряжки, стеклянные бусы, костяные гребни, серебряные монеты. Киевское население, кроме того, использовало украшения с выемчатой эмалью, что свидетельствовало о контактах с балтами, которые владели соответствующей технологией.
В районе Дуная и Прикарпатья во II−V вв. н. э. проходили процессы ассимиляции славянами готского и скифо-сарматского населения. В результате такого этнического симбиоза родилась славянская общность, которую письменные источники называют антами. Этноним имеет не славянское, а скорее всего индо-иранское происхождение («живущие на окраине», иран., или аntas – «край», «конец», инд.)
В IV−V вв. началось активное расселение всех народов Европы, в том числе и славянских. Что же заставило племена сдвинуться с освоенных мест? Историки отмечают несколько причин «великого переселения народов». Во-первых, в очередной раз природа преподнесла сюрпризы. Резкое похолодание, увеличение увлажненности почвы, повышение уровня рек и озёр заставляли людей покидать обжитые места. Во-вторых, восточные кочевые племена – гунны – начали свое продвижение на запад. В 70-е годы IV в. они вторглись в ареал славянских и германских племен, а также в пределы Римской империи. Под влиянием вышеперечисленных факторов славянская культурная общность начала распадаться.
Выделилось несколько крупных группировок славянства. Пражско-Корчакская славянская группировка расселилась на реках Сава, Висле, Днестре, именно её Иордан назвал славинами. Это было первое упоминание славян под своим этническим именем. По поводу этого этнонима в исторической науке есть несколько предположений. Наиболее убедительной представляется гипотеза о его происхождении от понятия «слово», что означало в те времена «ясно говорящие» в отличие от немцев, т. е. «немых». В этой группе были также дулебы, висляне (в районах Верхнего и Среднего течения Вислы), поляне (Верхнее и Среднее течение Варты), ленчицане и середзяне, слензяне (Средний и Верхний Одер), дедошане и бобряне (по реке Бобр). Именно эти племена составили основу будущей польской народности. В Среднем Подунавье складывались народности чехов и словаков, основой которых стали славянские племена сепдличан, лучан, дечан, пшован, дулебов, чехов, моравов и др. Между верхним течением Западного Буга и Днепра расселились дулебы, от которых в VII−IX вв. отпочковались волыняне, древляне, поляне и дреговичи.
На юго-востоке раннесредневекового славянского мира выделилась племенная группировка антов. Они имели специфическую лепную керамику, земляные жилища, характерные только для них фибулы для женской одежды − пальчатые застежки с маскообразными основаниями. Интересно то, что анты имели только групповые могильники. В V−VI вв. анты расселились в левобережной части Среднего Поднепровья и достигли Северского Донца, а в западном направлении − Дуная и Азовского моря.
Согласно описаниям Прокопия Кесарийского, анты и славины пользовались одинаковым языком, имели сходный быт, общие верования и даже похожую внешность. После 602 г. имя антов не встречается в письменных источниках. Одни исследователи считают, что анты были истреблены аварами, другие – что на их основе сформировались новые славянские племена (тиверцев, уличей, хорватов). Археологические раскопки подтверждают скорее вторую версию, нежели первую.
В начале VII в. произошла новая волна славянского расселения, вызванная вторжением в Европу аваров. По приглашению Византийского императора Ираклия славянские племена сербов и хорватов поселились на опустошенных аварами землях Византийской империи. Во второй четверти VII в. в Среднем Подунавье создается крупное политическое объединение славян во главе с сербами, которое вскоре стало частью аварского каганата. Здесь на основе этнического синтеза сербов, аваров, наречан, захлумян и др. славянских племен складывается сербская народность. В борьбе с аварами рождалась хорватская народность. В середине VII в. хорваты создали свое протогосударство – княжество в Далмации. Оно находилось под верховной властью франков. Названия «сербы» и «хорваты» – иранские. Слово «хорваты» произошло, скорее всего, от иранского «страж скота», однако, возможно и от этнонима «сарматы» («женские», «изобилующие женщинами»).
Наряду с венетами и антами, в середине I тыс. н. э. формировалась третья большая культурно-племенная группа славян. Часть славянских племен под влиянием природно-климатических факторов в IV−V вв. переселилась из районов Среднего Повисленья в Новгород-Псковские земли. Страх перед разливами рек заставлял их селиться на возвышенностях и вдали от водоёмов. На новом местеони входили в контакты с местным финно-балтийским населением, которое, в отличие от пришельцев, не знало земледелия и скотоводства. Поселки славян не были укреплены и состояли из домов − срубов. Поселенцы использовали подсечно-огневую систему земледелия и по диалекту (языку) были ближе к балтам, чем другим славянам. Интересно то, что на новом месте пришельцы создали новый погребальный обряд. Остатки кремации (трупосожжения) хоронили в невысоких курганах. Могильники были коллективные, поэтому курганы были достаточно длинными, до 10−100 метров.
С конца VI в. на северо-западе Европы наблюдались серьезные климатические изменения. Наступало потепление, уменьшалась влажность, понижалось зеркало Балтийского моря, осушались болотистые местности. Все это позволяло славянам северных областей Европы продвинуться на 200−300 км вглубь Русской равнины. В VII в. они осели в бассейне озера Ильмень и реки Волхов и стали называться ильменскими словенами. Теперь уже люди селились чаще по берегам рек, озер, не опасаясь наводнений. Кроме традиционных земледельческих поселков, у них были укрепленные городские поселения (Старая Ладога, Новгород). У истока реки Волхов из озера Ильмень словене соорудили племенное святилище. На Перынском холме, в священной роще стояла огромная деревянная статуя бога грозы и молнии − Перуна.
Словене имели специфический погребальный обряд. Остатки трупосожжения хоронили в высоких крутобоких насыпях, т. н. «сопках». Это были коллективные могильники, принадлежавшие большой семье, но росли они не в длину, а в высоту и ширину. В исторической науке есть несколько версий о происхождении ильменских словен. Одни ученые склонны считать их пришельцами из Западной и Средней Европы, другие видят их родство с балтийскими народами. На самом деле по антропологическому типу ильменские словене близки балтам (низкое или низко-среднее узкое лицо).
Видимо, балтийские славяне, отправившись в северное путешествие, задержались в псковско-новгородских землях, ассимилировали и захватили с собой местное население, прибыли в район озера Ильмень и реки Волхов и сформировали здесь союз ильменских словен. Оставшаяся часть псковских и новгородских жителей стала называться кривичи («отрезанные»). В результате расселения других славянских групп образовались новые племенные союзы вятичей, северян, радимичей, дреговичей. Восточно-славянская народность − непосредственные предки русских – складывалась в рамках древнерусского государства на основе этнического синтеза венетов, актов, славян псковско-полоцких и словен ильменских.
Расселившиеся в юго-западном направлении (в северной Германии и северной Польше) славянские племена полабов, вагров, варнов и ободритов участвовали в складывании этнокультурной общности ободритов (что означало по однойверсии – «живущие по обе стороны Одера» и по другой – «те, кто грабит, обдирает»). Ободриты были союзниками Восточно-Франского государства. Они построили много укрепленных городов, центров политической жизни, ремесла и торговли.
В VI−VII вв. на Нижнем Одере поселилось племя велетов. Название его говорит само за себя. Славянский корень «вел» использовался для образования таких слов как «великан», «богатырь». Видимо, эти богатыри отличались суровым нравом, ибо вторым этническим названием племени было «лютичи» (т. е. лютые).
В тесном контакте с германцами проходил этногенез словенцев. Славяне активно осваивали Балканский полуостров. Неслучайно византийские источники называют целый ряд политических союзов, т. н. «славиний» или «славий» племенных союзов, создававшихся как с оборонительными, так и с захватническими целями. После болгарского завоевания балканских территорий местные славянские союзы были покорены. Однако славяне ассимилировали завоевателей, приняв их этническое имя.
С VI в. славяне попали в Грецию. В IХ−Х вв., когда Греция вошла в Византийскую империю, славянство было ассимилировано народами империи. Наконец, славяне проникли в восточные области Франкского государства. В бассейне реки Майна (правого притока Рейна) они создали первое славянское государство под руководством Само (сер. VII в.). Ещё в IX в. этот район был известен как «Terra Slavorum». Впоследствии местное славянское население было полностью ассимилировано представителями романо-германской культуры.
Таким образом, в IV−VII вв. славяне пережили несколько миграционных волн, следствием чего стало ускорение процессов этногенеза.
Миграции способствовали консолидации племен. Они же приводили к появлению дружины, воинов. Появлялись благоприятные условия развития и возвышения княжеской власти. Постепенно союзы племен стали делиться на большие и малые племена и лишь в последних сохраняется вече – народное собрание. Большие племенные союзы хорватов, сербов, дулебов, кривичей занимали огромные территории. Некоторые славянские князья старались подражать византийскому императору, носили богатые одежды и умели говорить по-гречески. У некоторых племен (сербов, хорватов, полян) появились княжеские династии. Однако вторжения и завоевания кочевников прерывали этот естественный процесс внутренней эволюции племен к государственности. Так, например, случилось с балканскими славянами, когда они попалипод болгарское управление. Дальнейшее развитие государственности шло здесь в условиях славяно-болгарского синтеза в Первом Болгарском царстве.
Внутренние тенденции к объединению славянских племен и росту самостоятельности княжеской власти нашли отражение в образовании государства Само в Центральной Европе, о котором уже упоминалось на страницах данного пособия. На территории Моравии, Чехии, Словакии в VII−VII вв. племена оставались в пределах издавна занимаемых территорий. Политические процессы не форсировались миграцией. Катализатором их послужил натиск аварского каганата сюга и Франкской империи − с запада. Легенда гласит, что к славянам пришел франкский купец Само. Он возглавил восстание против аварского господства, сбора дани, пленения жен и детей. После успешного восстания он правил в течение 35 лет, был богат, имел 12 жен и 37 детей. Таким образом, правителем государства был избран уважаемый человек, по его заслугам, доблести и мудрости. Это было типичное варварское королевство эпохи раннего средневековья.
Следующий этап складывания славянской государственности приходится на VII−Х вв. Складывались и развивались Первое Болгарское царство, Сербское государство Рашка, Раннее польское государство, Великоморавское государство и, наконец, Древняя Русь. В VII−X вв. славянские народы создали ранние государственные образования или вошли в иноэтнические политические союзы. Болгары, покорив славян, основали Первое Болгарское царство. С VII в. известны также раннее сербское, хорватское, польское государство. В VII−IX вв. набирало силу Великоморавское княжество. В это же время складывались племенные княжения восточных славян, территории которых в IX в. были объединены в государство − Киевскую Русь. Таким образом, политогенез славянских племен протекал практически синхронно, может быть с некоторым опозданием (на 1−2 столетия) у восточных славян.
Каковы особенности ранних славянских государств?
Во-первых, все они достаточно долго переживали стадию перехода от племенной к государственной структуре. Фактически все славянские государства были союзами племен. Традиции племенной жизни были еще сильными: кое-где сохранялось всеобщее вооружение всех мужчин, вече – народное собрание, тысячная организация населения и т. п.
Во-вторых, в племенных союзах активно шел процесс складывания надобщинных, надплеменных государственных структур − княжеской власти, выделение княжеской дружины, княжеской администрации. Существенные изменения претерпевала социальная структура племен. Значение старой племенной знати уходило в прошлое. Формировалась новая знать, отбором которой занимался зачастую сам князь. При этом решающую роль играла служба князю, а не принадлежность к знатному роду, племени и т. п. В некоторых славянских государствах богатые люди также формировали новую знать.
В отличиеот уравнительной социальной структуры племени раннее государство уже знает социальное неравенство. Наряду с племенной верхушкой, существовало значительное количество свободных земледельцев, а также зависимых людей (должников, например) и рабов.
В-третьих, в славянских государствах распадалась родовая община и формировалась соседская. Особенно быстро этот процесс протекал в Хорватии, Великой Моравии. Здесь появилось много городов, что является следствием и одновременно фактором распада родовой общины.
В-четвертых, в большинстве славянских политических союзов верховным титульным собственником земли считалось государство. Где-то, например в Хорватии и Великой Моравии, князь выступал лишь как политический держатель государственных земель, а поземельные отношения строились на основе частного и бенефициального права (т. е. условного землевладения), а где-то, как например, в Сербии или Болгарском царстве, экономическая свобода землевладельцев ограничивалась государством. Эти различия, наряду с другими причинами, объясняются близостью или отдаленностью славянских государств к тем странам, где поземельные отношения строились на основе римского частного права.
В-пятых, ранние славянские государственные институты выполняли следующие функции: организовывали борьбу с кочевниками, защищали славянские территории, взимали подати, организовывали выполнение повинностей (например, строительной), регулировали социальные отношения (в большинстве славянскихстран государство препятствовало обнищанию свободных общинников − потенциальных воинов и источник податей), вводили законы (например, «Закон судный людем» − раннее христианское законодательство, имевшее хождение во всех славянских странах), создавали благоприятные внутренние и внешние условия хозяйственной деятельности, устраняли остатки племенного сепаратизма, вводя для этого, например, территориальное деление государства вместо племенного и т. п.
В-шестых, христианство начинало оказывать существенное влияние на жизнь, быт, общественные отношения ранних славянских государств. Раннее польское, хорватское, моравское общество находилось под преимущественным влиянием западной христианской церкви, а сербское и русское общество − византийской христианской церкви.
Таким образом, на исходе раннесредневековой эпохи славяне создали государственность. Ряд факторов, в том числе близость к тем или иным очагам цивилизации (Византии, империи Карла Великого и т. п.) зачастую определяла социокультурные и политические ориентации молодых политических союзов.
Основой мировоззрения славян было язычество.Следует отметить, что о славянской религии до VI−X вв. осталось мало свидетельств. Язычество содержало в себе аниматические верования. Славяне были убеждены, что всё в природе живое: и камень, и огонь, и дерево, и молния. Анимические представления (представления о душе) покоились на убежденности в трансцедентности души, в ее способности переходить в другую плоть. Славяне верили в способность сверхъестественной силы к метаморфозам, превращениям, обращениям человека то в козла, то в собаку. По их воззрениям сверхъестественной и, прежде всего, нечистой силой была населена вся вселенная. Постепенно из этой сверхъестественной силы, видимо, выделились языческие божества. К VI в. славяне имели не только пантеон богов, но и были близки к единобожию. Скромное влияние на культуру славян оказало христианство. В IХ−Х вв. большинство славянских народов принимает крещение.
На первом месте стояло обожествление сил природы. У славян насчитывалось до 400 языческих персонажей. Каждое племя поклонялось своим божествам. Наиболее известны были боги: Сварог − бог Неба, Хорс − бог Красного Солнца, Ярило − бог зрелого солнца, Дажбог − (Дающий бог) − божество Солнца, Световид − бог света. Велес − бог скота. Славянским Зевсом был бог грома и молнии Перун. Дом, баня, лес, водоемы населялись добрыми и злыми духами − домовыми, банниками, лесавками, русалками. Особо почитались родоплеменные божества и духи. Сородичи поклонялись мифическому родоначальнику − Деду. Отзвуки древнего заговора, обращенного к деду-пращуру, слышатся в современной детской присказке − «Чур! (т. е. Пращур) не меня!»
Люди верили, что с помощью церемоний, заговоров, молитв, жертвоприношений можно воздействовать на силы природы. Объектом особого почитания была земля, которую называли «матерью». Предметы, принесшие когда-то удачу, хранились долгое время. Амулеты носили для того, чтобы отогнать темные силы. Религиозные верования не могли не влиять на образ жизни славян. Они не знали понятие «греха». «Умыкание девиц» (воровство невест), сквернословие считалось обычной нормой и не осуждалось.
Особой церемонией сопровождалось погребение. В некоторых местностях трупы сжигали на костре, пепел собирали в специальную урну,которую выставляли на столбе, на перекрёстке дорог. Считалось, что в течение 30 дней души покойников могутпосещать дом, потому для них выставлялась жертвенная пища. Погребение сопровождалось тризною – поминками, которые состояли в пиршествах и воинственных играх. По истечение положенного срока урну хоронили. Как и многим варварским народам, славянам не был чужд обычай кровной мести.
Огромное влияние на культуру славян оказало христианство. Большой вклад в распространение христианского вероучения среди славян внесли греческие миссионеры, святые Кирилл и Мефодий, а также их ученики (IХ−Х вв.). Мефодий и Кирилл принадлежали к знаменитому роду города Фессалоники. Они с детства научились славянскому языку. Мефодий сначала был на военной службе и управлял славянской областью, а позднее постригся в монахи. Кирилл получил образование при Константинопольском дворе, принял духовный сан и остался в столице. Позднее он поступил в Олимпийский монастырь, настоятелем которого к тому времени был Мефодий. По просьбе великоморавского князя в 862 г. византийский император послал братьев нести слово божие западным славянам. Братья перевели Святое Писание на славянский язык, составили славянскую азбуку, вели проповеди на славянском языке. Трудной была борьба между немецкими и греческими миссионерами. Немцы преследовали Кирилла и Мефодия и их учеников. В начале X в. Великоморавское государство попало под германское влияние, местные народы приняли крещение по Римскому обряду. Католичество утвердилось также среди ляхов (поляков), живших на реках Висле и Варге. Ученики Кириллаи Мефодия способствовали распространению православной веры в Болгарском царстве. В IХ−Х вв. большинство славянских народов приняли христианство, либо в католической, либо в православной его версиях.
К IX−X вв. четко определилось деление славян на западных, восточных и южных. Предками русских людей стали восточные славяне. Совсем недавно господствующей была точка зрения об исходном единстве восточного славянства, о распространении всех восточных славян из единого центра, которым, как правило, считалось Поднепровье. Единым считался и язык восточных славян, который, как полагалось, стал диалектным лишь во времена феодальной раздробленности. Однако, как показали исследования, такой подход является упрощенным и не-точным.
Все больше сторонников находит точка зрения Д.К. Зеленина, высказанная им ещё в начале ХХ в. о полицентризме и полиэтнической базе формирования восточного славянства. Д.К. Зеленин писал, что южнорусское население отличается от севернорусского значительно больше, чем от белорусов. Этнические корни этого явления он видел в том, что славянство, принимавшее участие в складывании восточнославянской народности, не было однородным. Полочане, словене новгородские имели генетическое родство с западными и балтийскими славянами. Сейчас доказано, что словене ильменские по 20 важнейшим признакам отличались от днепровских славян (см. разд. «О происхождении и расселении славян»).
15 славянских племенных союзов заняли территорию от Южного Буга и Днепра до Волги, от Дуная до Волхова и положили начало древнерусской народности. Летописи сохранили их названия. На севере Восточно-Европейской равнины, около озера Ильмень и реки Волхов, жили, как нам уже известно, словене. Племенным центром их был город Новгород. Почвы севера оказались малопригодны для земледелия, поэтому здесь развивались ремесла, торговля, промыслы.
На плодородных землях долины реки Днепр расселились поляне (поле). Их городом был Киев, название которого напоминает об его легендарном основателе − Кие (по одним источникам славянский князь, по другим − перевозчик на днепровской переправе). Как правило, славяне селились по берегам рек. Это было удобно для ведения земледельческого хозяйства и торговли.
По реке Припяти жили древляне (обитатели леса). Верховье Западной Двины, Волги, Днепра заняли кривичи и полочане. По реке Оке и Москва-реке – вятичи. По Соже и Десне − радимичи. По Десне, Сейме и Северскому Донцу – северяне, по Буту − бужане, волыняне, дулебы. Часть племен разместилась в Причерноморье (тиверцы, уличи).
Города славян были племенными и религиозными центрами. В зависимости от местности славяне занимались земледелием, скотоводством, звероловством, ремеслами, торговлей. Земледельческие племена, кроме деревянной сохи, использовали плуг с железным наконечником. Однако славянское земледелие длительное время оставалось подсечным. Посевы производились на месте лесных вырубок. Первые два–три года получали неплохой урожай, а затем переходили на новое место.
Славяне выращивали рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо, бобы, горох, лен, коноплю; разводили домашних животных: коров, лошадей, овец, свиней, коз. Крестьянский труд составлял основу жизни народа. Неслучайно былины прославляли пахаря-богатыря Микулу Селяниновича. Славяне знали кузнечное, литейное, гончарное дело. Славяне были высоки, сильны, выносливы. Они отличались простотой быта. Питались грубой и даже сырой пищей, употребляя ячмень, просо, молоко, квас. На пирах пили хмельной напиток из меда. В теплое время года носили только белье, а в холодное – накидывали на плечи звериные шкуры. Обувью служили лыковые лапти. Оружие делали из дерева и железа. Широко использовались деревянные копья и стрелы.В условиях сурового климата им требовались теплые жилища, для строительства которых употреблялся лес. Это были срубы – дома из бревен, которые освещались масляными лампами. В случае опасности славяне уходили в леса и грады (города, защищенные земляным валом и деревянными стенами).
Геополитические условия (срединное положение между Востоком и Западом, однотипность природы, оторванность от морей, а значит, от мировых торговых путей, удаленность от «осевых цивилизаций», слабая заселенность территории, короткий цикл сельскохозяйственных работ) не способствовали индивидуализации хозяйственной и социальнойжизни, наоборот, обусловили консервацию родовых отношений и длительное сохранение общины − коллектива родственников или соседей, ведущих, как правило, частное хозяйство на земле, право распоряжения которой принадлежало всему коллективу.
Сход (собрание) общинников устраивал уравнительные переделы земельных участков и других сельхозугодий по справедливости, столь ценимой славянами. Ценностями общинного поведения становились взаимопомощь, терпеливость, сплочённость, преданность харизматическим (т. е. наделенным божественной благодатью)лидерам, склонность не к праву, но к воле. Еще и сегодня не забыты пословицы о пользе общины: «Миром (так называлась община)тору сдвинем», «С миру по нитке – голому рубашка» и др. В догосударственный период важную роль в племенах играли старейшины и военные вожди, а также народные собрания − вече.
На востоке соседями славян были тюркские народы, которые уже создали свои государства. Это Тюркский, Хазарский, Аварский каганаты, Волжская Булгария. Часть тюркских народов приняли ислам. Правители этих государств − каганы – имели неограниченную власть. В Хазарии официальной религией был иудаизм, что позволило Л. Гумилеву сделать предположение о том, что Хазарское государство было основано евреями, проделавшими в свое время путь из Вавилона через Кавказ в долину реки Волги и основавшими здесь свои поселения, в том числе крупнейший торговый город средневековья Итиль.
Славяне время от времени были данниками тюркских народов и хазар. На северо-востоке славяне мирно уживались с финно-угорскими народами (мордвой, весью, муромой, чудью). Финны были невысоки ростом, занимались звероловством, жили в землянках и шалашах, обменивали меха и кожи на оружие и арабские ткани, привозимые из Волжской Булгарии. Славяне селились среди финно-угорских племен, строили города Изборск, Белоозеро и другие.
Достаточно активными деятелями конца I тыс. н. э. были жившие на Скандинавском полуострове германские племена норманнов, которых европейцы называли «викингами», а славяне − «варягами». Это были отважные мореплаватели и воины. Известно, что один из норманнских конунгов (военных вождей) Лейф Счастливый уже в Х в. на своих ладьях (так назывались корабли скандинавов) добрался до берегов Северной Америки. Викинги часто вторгались в европейские города и грабили их.
Славянские купцы нередко нанимали варягов для охраны своих торговых караванов, продвигавшихся по знаменитому в средние века торговому пути «из варяг в греки», маршрут которого начинался в Скандинавии, пересекал Финский залив, реки Неву, Волхов, озеро Ильмень, реку Днепр и завершался в Византии. В рассматриваемое время норманны переживали процесс распада родовой общины. Молодые конунги рвали традицию и искали опоры не столько среди сородичей, сколько среди воинов-дружинников. Энергия пассионариев выплескивалась в завоевательные походы. На Западе земли предков россиян граничили с территориями западных славян и балтийских народов. И те, и другие все чаше попадали под католическое влияние.
Наконец, богатым и авторитетным соседом славян была Византия. Военные походы в Константинополь (Царьград) становились делом чести славянских князей. Реципрокные раздачи награбленного имущества поднимали авторитет племенных вождей, создавались возможности для выдвижения «способных и честолюбивых» на руководящие роли в общине.
К концу I тыс. н. э. у восточных славян накопилось немало проблем, решение которых было не под силу отдельным племенам. Это, например, потребности в обороне иликвидация даннических отношений, установление торговых контактов с развитыми государствами, преодоление братоубийственного соперничества, развитие межплеменных обменов. Однако племенной сепаратизм, подогреваемый язычеством, оказался настолько велик, что не позволил создать единые, надобщинные властные структуры.
Происхождение славян. Расселение и занятия восточных славян.
В истории вопрос о происхождениии первоначальном расселении славян называется вопросом о «прародине» славян. Всегда ли жили славяне там, где живут сейчас?
Самый первый взгляд на эту проблему обосновал монах Киево-Печерского монастыря Нестор – летописец (12век), который поселил славян в верховьях Дуная в римской провинции Норик. Дунайской версии происхождения славян придерживались и такие видные российские историки 19 века, какС.М.Соловьев и В.О.Ключевский.
По мнению советского ученого академика Бориса Рыбакова праславяне занимали широкую полосу Центральной и Восточной Европы от Одера до Дне9пра. Эта полоса, протяженностью с севера на юг около 400 километров, а с запада на восток около 1,5 километров подпиралась на западе горами Европы Татрами и Судетами, на севере доходила до Балтийского моря. Восточная половина праславянской территории ограничивалась с севера Припятью, с юга верховьями Днепра и Ю. Буга и бассейном реки Рось.
Славяне принадлежат к индоевропейской семье народов, в которую также входят германские, кельтские, иранские греческие и индийские народы. В источниках под своим именем славяне появляются сравнительно поздно в 6 веке у готского историка Иордана в греческой транскрипции «склавены». Они известны также под именами венеты, анты, склавены. Причем он говорит также, что венеты, наиболее древнее название славян. Еще раньше о венетах писали античные авторы: Полибий (3 – 2 в. до н.э), Тит Ливий (1 в. н.э.), Птолемей (2 в. н.э.), Тацит (2 в. н.э.).
С конца 4 века славяне включились в мировой миграционный процесс, известный в истории под названием «великое переселение народов». Великое переселение народов началось с вторжения тюркоязычных народов – гуннов, пришедших из Центральной Азии в Причерноморские степи. Они разбили готов, которые ушли на Балканы и в Западную Европу. Задетые гуннами и другими тюркоязычными народами, славяне расселились по трем основным направлениям, которые предопределили постепенное разделение их на три основные ветви – южные, западные и восточные:
На юг – на Балканскмй полуостров. Там впоследствии стали жить южные славяне. К ним относятся сербы, болгары, черногорцы, боснийцы, словенцы, хорваты;
На восток и север – по Восточноевропейской равнине расселились восточные славяне – русские, украинцы и белорусы;
- на запад, на среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы переселились западные славяне – поляки, чехи и словаки.
В восточной Европе славяне встретились с финно-угорскими племенами и расселились среди них. Расселение славян проходило мирно, так как плотность населения была низка и земли хватало на всех. Славяне расселились по всей Восточноевропейской равнине. В 6 веке они объединились в союзы племен. Племя – это объединение родов. В свою очередь племенной союз - формирование, в которое входят несколько племен, связанных не столько единством происхождения, а районом проживания, поскольку территориальные связи преобладали над родовыми.
На среднем течении Днепра и по реке Рось жили поляне;
К северу от них – северяне;
К северу- западу – древляне;
На реке Припять – дреговичи (от «дрягва» - болото);
На реке Сож – радимичи;
На Ильмень – озере и реке Волхов – ильменские словене;
В районе Смоленска и севернее – кривичи;
На северо – востоке (район реки Оки) –вятичи;
На юго – западе (Западная Украина) - уличи, тиверцы, белые хорваты, волыняне.
Соседями славян на севере были северные люди (норманны), которые жили по берегам Балтийского моря в Скандинавии. На Руси их звали варягами (вар – море). Скудные земли Скандинавии выталкивали большие отряды искателей добычи и славы. Во главе этих отрядов стояли викинги. Варяги были прекрасными мореходами и воинами и представляли большую опасность для Европы и восточных славян. Пик вооруженных набегов варягов на земли восточных славян был в 9 веке.
На юге в причерноморских степях кочевали тюркоязычные народы – до 1036 года печенеги , а после их разгрома Ярославом Мудрым их место заняли половцы . Эти кочевники часто нападали на близ лежащие славянские территории.
На Нижней Волге и Придонье в 7 веке образовалось сильное воинственное государствоХазарский каганат. Столицей этого государства был Итиль на нижней Волге. В основном хазарское население было масульманами, однако верхушка хазар приняла религию древних евреев иудаиз м. Это государство жило за счет взимания торговых пошлин, поскольку контролировало нижнюю Волгу, и частых набегов на восточно-славянские земли. Поляне, северяне и радимичи одно время должны были выплачивать им дань.
Через Черное море располагались обширные и богатые владения Восточной Римской империи (Византии) , куда часто с военными и торговыми походами ходили славяне.
На востоке соседями славянских народов были финно-угорские племена – меря, мурома, мордва, марийцы. В 7 веке на средней Волге и Каме было образовано государство Волжская Булгария. Оно долгое время представляло опасность для Руси.
На западе славяне соседствовали с поляками и венграми.
На складывание государства, занятия его жителей влияют такие факторы, как географическое положение, климатические и природные условия. Место расселения восточных славян – это Восточно-Европейская равнина. В отличие от Западной Европы она лишена больших гор. Равнинный рельеф способствовал тесному общению и сближению восточноевропейских племен, с одной стороны. С другой стороны, равнина и отсутствие естественных препятствий облегчало завоевательные походы соседей. Тем более, что Восточно-Европейская равнина лежала на соединении путей из Азии в Европу.
Климат был резко континентальный: на смену жаркому и короткому лету приходит долгая и снежная зима. Территория расселения восточных славян изобиловала лесами и реками.
Эти природные условия обусловили образ жизни и основные занятия славян.
История не располагает точными данными о том, где появились первые славяне. Вся информация об их появлении и расселении по территории современной Европы и России получена косвенным путём:
На основе этих данных можно сделать вывод, что первоначальным местом обитания славян были северные склоны Карпат, именно из этих мест славянские племена мигрировали на юг, запад и восток, образовав три ветви славян - балканские, западные и русские (восточные).
Расселение восточнославянских племён по берегу Днепра началось ещё в VII в. Другая часть славян расселилась по берегам Дуная и получила название западных. Южные славяне поселились на территории Византийской империи.
Расселение славянских племен
Предками восточных славян были венеты - объединение племён древних европейцев, которые жили в Центральной Европе в I тысячелетии. Позже венеты расселились по побережью реки Висла и Балтийского моря до Севера Карпатских гор. Культура, быт и языческие обряды венетов были тесно связаны с поморской культурой. Часть венетов, проживавших в более западных районах подверглась влиянию германской культуры.
Славянские племена и их расселение, таблица 1
В III-IV вв. восточноевропейские славяне были объединены под властью готов а составе Державы Германариха, расположенной в Северном Причерноморье. В это же время, славяне входили в состав племён хазаров и аваров, но были там в меньшинстве.
В V веке началось расселение восточнославянских племен с территорий Прикарпатья, устья Днестра и берегов Днепра. Славяне активно мигрировали в различных направлениях. На Востоке славяне останавливались вдоль рек Волги и Оки. Славяне, мигрировавшие и осевшие на Востоке, стали называться антами. Соседями антов были византийцы, которые терпели набеги славян и описывали их как «высоких, сильных людей с красивыми лицами». В это же время южные славяне, которые назывались склавинами, постепенно ассимилировались с византийцами и переняли их культуру.
Западные славяне в V в. были расселены по побережью рек Одры и Эльбы, и постоянно устраивали набеги на более западные территории. Немного позже эти племена распались на множество обособленных групп: поляки, чехи, моравы, сербы, лютичи. Отделились и славяне Балтийской группы
Славянские племена и их расселение на карте
Обозначение:
зелёный - восточные славяне
светло-зелёный - западные славяне
тёмно-зелёный - южные славяне
Основные восточнославянские племена и места их расселения
в VII-VIII вв. образовались устойчивые восточнославянские племена, расселение которых происходило следующим образом: поляне - жили вдоль реки Днепр. Севернее, вдоль реки Десне жили северяне, а на северо-западных территориях - древляне. Между реками Припять и Двиной поселились дреговичи. Вдоль реки Полота обитали полочане. Вдоль реки Волги, Днепра и Двины - кривичи.
На берегах Южного и Западного Буга были расселены многочисленные бужане или дулебы, часть которых мигрировали в сторону запада и ассимилировались с западными славянами.
Места расселения славянских племен оказывали влияние на их обычаи, язык, законы и способы ведения хозяйства. Основными занятиями было выращивание пшеницы, проса, ячменя, некоторые племена выращивали овёс и рожь. Разводили крупный рогатый скот и мелкую домашнюю птицу.
Карта расселения древних славян отображает границы и ареалы, свойственные каждому племени.
Восточнославянские племена на карте
На карте видно, что восточнославянские племена сконцентрированы в Восточной Европе и на территории современной Украины, России и Белоруссии. В этот же период группа славянских племён начали движение в сторону Кавказа, поэтому в VII в. часть племен оказывается на землях Хазарского каганата.
На землях от Буга до Новгорода проживало более 120 восточнославянских племен. Самые крупные из них:
Эти три славянские группы впоследствии соединились и образовали великороссов. Надо понимать, что древнерусские племена и места их расселения не имели чётких границ, т. к. между племенами велись войны за земли и заключались союзы, в итоге племена мигрировали и видоизменялись, перенимая культуру друг друга.
В VIII в. восточные племена славян от Дуная до Балтики уже имели единую культуру и язык. Благодаря этому стало возможным создание торгового пути «из варяг в греки» и стало первопричиной образования русского государства.
Комментарий: Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам. Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё.
ЗАДАНИЯ
1. Обозначьте разными цветами территории расселения восточных, западных и южных славян.
Восточные славяне - зеленым цветом
Западные славяне - жёлтым цветом
Южные славяне - розовым цветом
2. Подпишите названия рек, вдоль которых расселились восточные славяне.
Волга, Десна, Сейм, Южный Буг, Днест, Прут, Припять, Буг, Днепр, Западная Двина, Ловать, Нева, Волхов
3. Подпишите названия племенных союзов восточных славян, о которых писал летописец:
1. «Эти славяне пришли и сели по Днепру… [в полях]» - поляне
2. «А другие сели в лесах» - древляне
3. «А другие сели между Припятью и Двиною [в болотах]» - дреговичи
4. «Иные сели по Двине, по речке, которая впадает в Двину и называется Полотой» - полочане
5. «Те же славяне, которые сели вокруг озера Ильменя, прозвались своим именем» - словене ильменские
6. «А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле» - северяне
7. «И сидят в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра» - кривичи
8. «Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой - Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, а Вятко сел с родом своим по Оке» - радимичи и вятичи
9. «Было их множество: сидели они по Днестру и возле Дуная до самого моря» - тиверцы
Подпишите названия городов, ставших центрами этих союзов.
Киев, Искоростень, Смоленск, Полоцк, Чернигов, Изборск, Псков, Новгород, Ладога, Ростов
4. Подпишите названия неславянских племён, соседних с восточными славянами.
Меря, мурома, мещера, мордва, венгры (мадьяры), ясы (аланы), валахи, авары, голядь, ятвяги, литва, земгалы, латгалы, чудь (эсты), водь, корела, весь.
5. Обведите границы трёх крупнейших государств начала IX в. и подпишите их названия.
Византийская империя
Хазарский каганат
Славянское государство ведет свою историю от IX века нашей эры . Но восточнославянские племена и их соседи заселили Восточно-европейскую равнину еще раньше. Как происходило формирование такой группы, как восточные славяне, почему произошло обособление славянских народов – ответы на эти вопросы найдутся в статье.
Но еще до славянских племен на этой территории селились люди. На юге у Черного моря (Евксинского Понта) в I тысячелетии до нашей эры появляются греческие колонии (Ольвия, Корсунь, Пантикапей, Фанагория, Танаис).
Позднее римляне и греки превратят эти территории в мощное государство Византия . В степях, рядом с греками, жили скифы и сарматы, аланы и роксоланы (предки современных осетин).
Здесь же в I–III веках нашей эры пытались утвердиться готы (германское племя).
В IV веке нашей эры на эту территорию приходят гунны, которые в своем движении на Запад увлекли с собой и часть славянского населения .
А в VI – авары, которые образовали в южнорусских землях Аварский каганат и которых в VII веке уничтожили византийцы .
На смену аварам пришли угры и хазары, которые основали мощное государство в низовьях Волги – Хазарский каганат .
Восточные славяне (а также западные и южные) постепенно заселили всю Восточно-европейскую равнину , ориентируясь в своем движение на речные магистрали (карта расселения восточных славян наглядно показывает это):
Одной из причин расселения восточных славян и оседания их на данной территории стало наличие здесь водных транспортных артерий – Невско-Днепровской и Шексно-Окско-Волжской. Наличие этих же водно-транспортных артерий привело к тому, что произошло частичное обособление славянских племен друг от друга.
Важно! Предками славян и некоторых других народов, их непосредственных соседей, скорее всего, были индоевропейцы, пришедшие сюда из Азии.
Еще одной прародиной славян считаются Карпатские горы (территория, расположенная к востоку от германских племен: от р. Одер до Карпатских гор), где они еще под именем венедов и склавинов были известны во времена готов и гуннов (упоминания об этих племенах есть в трудах римских историков: Плиния Старшего, Тацита, Птоломея Клавдия). Протославянский язык, по мнению историков, начал формироваться в середине I т. до н.э .
Восточнославянские племена на карте.
У славянских племен было много соседей, оказавших сильное влияние на их культуру и быт . Особенностью политической географии было отсутствие сильных государств (соседей восточных славян) с севера, северо-востока и северо-запада и их наличие на востоке, юго-востоке, северо-востоке и западе.
На с севере, северо-востоке и северо-западе рядом со славянами жили угро-финские, прибалтийско-финские и литовские племена :
Места расселения угро-финских племен: они заняли территорию по Чудскому, Ладожскому, Онежскому озерам , рекам Свирь и Нева, Западная Двина и Неман на севере и северо-западе, по рекам Онега, Сухона, Волга и Вятка на север и северо-востоке.
Соседи восточных славян с севера оказали сильное влияние на такие племена, как дреговичи, полочане, словене ильменские и кривичи.
Они оказали влияние на формирование быта, хозяйственных приемов, религии (литовский бог грома Перкун вошел в пантеон славянских богов под именем Перуна) и языка этих славян.
Постепенно их территорию занимали славяне , расселявшиеся дальше на запад.
Также рядом жили скандинавы: варяги, викинги или норманны , которые активно использовали Балтийское море и будущий путь «из варяг в греки» (кто-то для торговли, а кто-то для военных походов на территории славян).
Историкам известно, что оплотам варягов на оз. Ильмень был остров Рюген, а Новгород и Старая Ладога (крупные города словен ильменских) имели тесные торговые связи с Упсалой и Хедыбю. Это приводило к культурному и экономическому сближению славян со странами Балтики.
На востоке и юго-востоке восточные славяне соседствовали с угро-финскими и тюркскими племенами:
Важно! Стоит упомянуть и Тюркский каганат (сосед славянских племен с востока), существовавший где – то на Алтае в VII-VIII веках. После его распада из Великой степи к южнославянским границам «выкатывались» волны кочевников. Сначала печенегов, позже половцев.
Мордва, булгары и хазары оказывали сильнейшие влияние на такие славянские племена, как кривичи, вятичи, северяне, поляне, уличи. Отношения славян со степью (какую они называли Великой) были очень прочные, хотя и не всегда мирные . Этих соседей славянские племена не всегда жаловали, периодически воюя на приазовье и прикаспийских землях.
Соседи восточных славян — схема.
Соседи восточных славян с юга – два сильных государства – , распространившая своё влияние на все Причерноморье, и Болгарское царство (просуществовало до 1048 года, распространила свое влияние на Подунавье). Славяне часто бывали в таких крупных городах этих государств, как Сурож, Корсунь, Царьград (Константинополь) Доростол, Преслав (столица Болгарского царства).
Какие племена соседствовали с Византией? Византийские историки, такие как Прокопий Кесарийский, впервые детально описали быт и нравы славян, которых они называли по-разному: анты, славяне, русы, венеды, склавины. Они также упоминали о формировавшихся на славянских территориях крупных союзов племен , таких как Антский племенной союз, Славия, Куявия, Артания. Но, скорее всего, лучше всех других славянских племен греки знали полян, живших по Днепру.
На юго-западе со славянами (тиверцы и белые хорваты) соседствовали с валахами (чуть позже, в 1000 году, здесь появилось королевство Венгрия ). С запада волыняне, древляне и дреговичи соседствовали с пруссами, ятвигами (балтийская племенная группа) и поляками (чуть позже, с 1025 года, образовалось королевство Польша), расселившимися по рекам Неман, Западный Буг и Висла.
Известно, что славяне жили крупными родами , постепенно трансформировавшимися в племена и союз племен.
Самыми крупными племенными союзами были Полянский, Древлянский, Словяноильменский , с центрами в Искоростене, Новгороде и Киеве.
В IV–V веках у славян начала складываться система военной демократии , которая привела к социальному расслоению и формированию феодальных отношений .
Именно к этому периоду относится первые упоминания о политической истории славян: Германарих (германский вождь) был разбит славянами, а его приемник, Винитар, уничтожил более 70 славянских старейшин , пытавшихся договориться с германцами (упоминания об этом есть и в « »).
Также необходимо поговорить об истории топонима «Русь» и «русские». Есть несколько версий происхождения данного топонима.
Восточные славяне и их соседи
Восточные славяне в древности
Восточнославянские племена и их соседи были земледельцами . В большом количестве выращивали зерно и другие технические культуры (например, лен). Также они активно занимались бортничеством (сбор меда) и охотой. Активно торговали с соседями . На экспорт шло зерно, мед и пушнина.
Славяне были язычниками и имели довольно обширный пантеон богов, главными из которых были Сварог, Род, Роженицы, Ярило, Даждьбог, Лада, Макош, Велес и другие. Славянские роды поклонялись Щурам (или предкам), а также верили в домовых, русалок, леших, водяных.