Какая хозяйственная деятельность в степи. Население и хозяйство лесостепной и степной зон. Также в лесостепи находятся такие виды почв

Какая хозяйственная деятельность в степи. Население и хозяйство лесостепной и степной зон. Также в лесостепи находятся такие виды почв

Частно-арендное сельскохозяйственное предприятие «Мажарка» работает в зоне рискованного земледелия - в северностепной подзоне украинской степи, в Кегичевском районе Харьковской области. С момента основания предприятия (2002 г.) возглавляет Владимир Валенко, а главным агрономом является Александр Самойлюк, который имеет 35-летний стаж работы по специальности.

Земельный фонд сельского хозяйства составляет около 2000 га, машино-тракторный парк укомплектован современной техникой, среди которой тракторы, сеялки, силосный комбайн, самоходный опрыскиватель и агрегаты для обработки почвы. Структура севооборотов включает подсолнечник (300 га), кукурузу + подсолнечник (450 га), ячмень (200 га), однолетние травы (300 га), сорго-суданковые и сахарные гибриды (350 га), а также - пшеницу и многолетние кормовые травы. «Мажарка» - мощное многоотраслевое хозяйство, поэтому кроме выращивания полевых культур (зерновые и технические), здесь содержат также более тысячи голов КРС, есть овцы и лошади.

В сельском хозяйстве используют только передовые технологии и несмотря на сложные и непредсказуемые условия типичной Степи, сегодня ЧАСП «Мажарка» - одно из лидеров в районе по производственным показателям. В частности, урожайность кукурузы на зерно в прошлом году составила более 71 ц/га (кстати, здесь взяли «на вооружение» засухоустойчивые гибриды линейки Артезиан), ячменя - около 33, подсолнечника - не менее 30 ц/га (выращивают в хозяйстве масличный по традиционной и Express Sun технологиям). В сельском хозяйстве полностью перешли на энергосберегающую технологию обработки и отказались от использования традиционной вспашки - только глубокое рыхление до 35 см, дискование. Именно таким образом и структуру почвы сохраняют, и влагу накапливают.

Должное внимание уделяется в сельском хозяйстве и защите культур: несмотря на различные ограничительные факторы защитные обработки посевов проводят своевременно и в необходимых объемах. При необходимости, в случае возникновения нестандартных ситуаций, выполняют и дополнительные химические обработки.

Поскольку предприятие открыло хозяйственную деятельность в степи , агроному приходится хорошо продумывать структуру севооборотов, чтобы обеспечить хозяйство достойными урожаями и сохранить плодородие земли, которая до сих пор имеет высокий запас гумуса (5-6%), кроме того, раз в семь лет на поля вносится перегной, полученный из собственных производственных мощностей. Особенности хозяйственной деятельности в степной зоне состоят в том, что бездождевой период нередко составляет более 100 дней. Но и при таких условиях хозяйству удается получать урожай кукурузы на уровне 245 ц/га (на силос) и 380 ц/га (на силос) сорго американской селекции. Кстати, в прошлом году пришлось пересевать озимую пшеницу сорго-суданковым гибридом Юте БМР . Несмотря на то, что первого дождя дождались в июне, собрали 330 ц/га силосной массы. В этом году после уборки озимой пшеницы предприятие планирует посеять сорго-суданковый гибрид Косо, который способен к быстрому отрастанию зеленой массы. А еще руководители готовы к смелому эксперименту, который предусматривает подсев сорго-суданкового сорго в имеющиеся посевы озимого ячменя. Обсудив все возможные риски, они уверены, что нет лучшего варианта, чем этот. Ячмень посеян на площади 200 га. Подсев сорго планируют выполнять поперек рядков ячменя с нормой высева 200 тыс. всхожих семян на гектар и шириной междурядий 70 см. Впоследствии, скосив ячмень, сорго останется расти. Вообще на 2019 г. посевы сорго в хозяйстве составят 350 га, из них - 250 га сорго-суданковые гибриды (Юте СМР и Косо) и 100 га - сахарные гибриды (Мохавк и Г1990). Сочный бескистевой гибрид сорго Г1990 позволит улучшить силосование кукурузы, которая в случае жары и засухи, теряет влагу зеленой массы. Перед посевом семена сорго инокулируют препаратом БиоАрсенал, который засыпают в семенные баки сеялки вместе с семенами.

БиоАрсенал это - универсальный инокулянт, содержащий грибы Beauveria bassiana, штамм mg301 (gha), Вeauveria bassiana, штамм mg302 (db-1) и бактерии Azospirillum spp. - mg401, Аzotobacter spp. - mg402 а также витамины, аминокислоты, микроэлементы и другие биологически активные вещества. Благодаря инокуляции семян улучшается минеральное питание, устойчивость к болезням и почвенных вредителей, а также, что немаловажно для зоны Степи, - засухоустойчивость и жароустойчивость растений.

Чтобы избежать повторных заморозков, посев силосного сорго планируют начать в первой декаде мая, а сорго-суданковых гибридов - после уборки озимой пшеницы. Агроном отметил, что сахарное сорго любит тля, потому что оно сочное и сладкое, но силосное сорго американской селекции от ДП «Рейлин» устойчиво к тле. Именно поэтому в прошлом 2018 г. инсектицидных обработок против тли проводить не пришлось.

Отличного Вам урожая!

Г. Луцько, эксперт по агрономическим вопросам ДП «Рейлин»

Это самые непригодные для хозяйства области России. Почва здесь представлена вечной мерзлотой и покрыта льдом. Поэтому здесь невозможно ни животноводство, ни растениеводство. Имеется здесь лишь рыбная ловля.

Рис. 1. Наиболее непригодная для ведения хозяйства природная зона – Арктическая пустыня

Тундра и лесотундра

Природные условия не намного лучше, чем в полярных пустынях. В тундре проживают лишь коренные жители. Занимаются они охотой, рыбной ловлей, оленеводством. Какие изменения внес сюда человек? Почва этих районов богата газом и нефтью. Поэтому здесь активно ведется их добыча. Это приводит к значительному загрязнению окружающей среды.

Лесная зона

Сюда входит тайга, смешанные и широколиственные леса. Климат здесь умеренный, характеризуется холодной зимой и относительно теплым летом. Благодаря большому количеству лесов здесь распространён растительный и животный мир. Благоприятные условия позволяют процветать различным видам хозяйственной деятельности человека. В этих регионах построено большое количество фабрик и заводов. Занимаются здесь животноводством, земледелием, рыболовством, деревообрабатывающей промышленностью. Это одна из природных зон измененных человеком в наибольшей степени.

Рис. 2. В мире происходит активная вырубка лесов

Лесостепи и степи

Эти природно-хозяйственные зоны отличаются тёплым климатом и недостаточным количеством осадков. Почва здесь самая плодородная, а животный мир очень разнообразный. В этих районах наиболее всего процветает земледелие и животноводство. Здесь выращивается различные сорта овощей и фруктов, злаковых культур. Активно добывается уголь и железная руда. Это приводит к искажению рельефа и уничтожению некоторых видов животных и растений.

Полупустыни и пустыни

Здесь не самые благоприятные условия для хозяйственной деятельности человека. Климат жаркий и сухой. Почва пустынная, не плодородная. Основной вид хозяйственной деятельности в пустынях – животноводство. Население здесь разводит овец, баранов, лошадей. Необходимость пасти животных приводит к окончательному исчезновению растительности.


Рис. 3. Животноводство в пустыне

Субтропики и тропики

Этот регион наиболее сильно подвергся изменениям вследствие человеческой деятельности. Это обусловлено тем, что именно здесь зарождались цивилизации и использование этих местностей происходит уже очень давно.

Источник: obrazovaka.ru

Пояснительная записка.

“… Прекрасный ландшафт имеет
такое огромное воспитательное
влияние на развитие молодой души,
с которым трудно соперничать
влиянию педагога…”
К.Д. Ушинский

Учащиеся должны понимать целостность природы: человек не отделен от природы, а является ее составной частью. Уроки географии должны показывать, что человеческая культура формируется и развивается в определенной географической среде, которая влияет на них, направляет и сама меняется под их воздействием.


Уроки должны помогать связывать материальные и духовные события в жизни человечества с определенной географической обстановкой и способствовать гуманизации географии. Становление экологически образованной личности предполагает непрестанное сочетание познавательной деятельности с эмоциональным восприятием природы. Поэтому познание природы будет более доступно и интересно если использовать интеграцию . На данном уроке, при формировании образа степи, используются знания полученные на уроках литературы, биологии, изобразительного искусства, истории. Использование художественной литературы, репродукций картин русских художников позволит направить на формирование художественно– образного мышления, развить эстетический вкус, умение воспринимать и понимать красоту. Интеграция этих предметов будет способствовать целостному восприятию изучаемой темы, позволит увидеть учащимся взаимосвязь разных дисциплин, повысит интерес к изучаемому материалу, превратит учебный труд в процесс творческого познания.

На данном уроке целесообразно применить групповую форму работы, которая обеспечит учет индивидуальных особенностей учащихся, будет способствовать формированию у них навыков сотрудничества, общения. Для проведения этого урока потребуется подготовительный период. Класс необходимо разделить на пять групп – это специалисты в определенных областях (климатологи, ботаники, зоологи, почвоведы, экологи). Каждая группа получит карточку– задание для проведения своего мини-исследования. Результат поисковой деятельности группы оценивается другими группами (взаимоконтроль) с использованием методики цветовых сигнальных объектов (красный цвет – отлично, зеленый – хорошо, желтый – удовлетворительно).


Проверка степени усвоенности нового материала проводится с учетом уровня подготовленности учащихся в классе: предлагаются и простые задания и вопросы повышенного уровня (составить цепочку причинно– следственных связей). Материал урока рассчитан на учащихся с разными формами восприятия: визуалов и аудиалов.

Цель данной работы : описание интегрированного урока географии по теме “Природно-хозяйственные зоны России. Степи.”

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Использовать интеграционный подход к проведению уроков географии.
  3. Применить групповую, индивидуальную и фронтальную форму работы для повышения эффективности урока.
  4. Показать возможности уроков географии для воспитания у учащихся любви к Родине и патриотизма.

Конспект урока.

  1. Формирование у учащихся понятия о природной зоне степи.
  2. Совершенствование умения учащихся сопоставлять карты и составлять комплексную характеристику природных зон.
  3. Формирование чувства любви к Родине.

Задачи:

  1. Углубить знания о закономерностях размещения природных зон;
  2. Сформировать образ степи;
  3. Изучить особенности компонентов в степной зоне;
  4. Оценить влияние хозяйственной деятельности людей на степи;
  5. Формировать умение сопоставлять карты;
  6. Составлять комплексную характеристику природной зоны;
  7. Формировать умение рефлексировать свою деятельность;
  8. Возбудить у учащихся интерес к содержанию учебного материала, пробудить чувство патриотизма, увидеть красоту русской природы, вызвать стремление сберечь ее.

Тип урока – интегрированный урок.

Технологии – внутригрупповая дифференциация.

Методы
– частично-поисковый;
– наглядно-иллюстративный;
– словесный;
– практический.

Форма работы – групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: физическая карта, карта природных зон России, отрывки из художественных произведений, картины со степными пейзажами.

I. Подготовительный этап.

На предыдущем уроке класс делится на 5 групп– климатологи, ботаники, зоологи,

Почвоведы, экологи. Каждой группе дается карточка – задание. (Приложение 1) ..

Одному ученику (по его желанию) дается задание – подготовить сообщение

“Образ степей в произведениях русских художников”.

II. Организация деятельности на уроке.

1. Организационный момент.

Называется тема урока и цели урока. Ученики записывают тему в тетрадь. На доске эпиграф.

Ой, ты, степь широкая моя
Степь, да степь – раздольные края.
Все твои дороженьки – пути
Трудно солнцу за день обойти
Русская народная песня


Вступительное слово учителя о закономерной смене лесной зоны лесостепью и степью. Так как лесостепи почти не осталось из-за распаханности, то речь пойдет о степи. Урок у нас будет интегрированным, для составления комплексной характеристики зоны степи вы будите использовать знания приобретенные на уроках литературы, изобразительного искусства, биологии и истории.

По какому плану мы изучаем природную зону? (Называются пункты плана. )

В какой последовательности происходит смена природных зон в России с севера на юг?

2. Создание образа степи.

1) Каждый ученик получает отрывок из повести А.П. Чехова “Степь”.

Предполагаемые ключевые слова:
широкая, бесконечная, раздольная, разнотравная,
однообразная, душная и унылая, знойная, много птиц и насекомых.

В ходе фронтальной беседы подводим итог – Какая же основная черта степей?

Простор.

2) Перед вами лежит стихотворение Суркова И.З. Какие здесь ключевые слова которыми изображается степь?


Читается стихотворение.

Едешь, едешь – степь да небо,
Точно нет им края
И стоит вверху над степью,
Тишина немая.

Нестерпимою жарой
Воздух так пышет
Как шумит трава густая
Только ухо слышит

Едешь, едешь – степь да небо
Степь, все степь, как море…
И взгрустнется поневоле
На таком просторе

И.З. Сурков

3) Фронтальная беседа: А в каких еще изученных вами произведениях вы встречали описание степи?

Гоголь “Тарас Бульба”.
Тургенев “Бежин луг”.
Фет, Тютчев.

4) Не только писатели и поэты, но и художники воспевали степь…Усков Дима подготовил сообщения “Образ степи в произведениях русских художников”.

Выступление ученика с приготовленным сообщением.

5) У многих русских писателей, поэтов, художников степь вызывала чувство восторга, восхищения и становилась источником вдохновения.

Почему русские писатели и художники так любят степь?

Она со своими просторами отражает суть русского характера.


Известный русский историк Василий Осипович Ключевский доказал, что природа оказывает влияние не только на форму хозяйства, но и на психологию населяющих территорию людей. Она формирует характеры.

Какие, на ваш взгляд, черты русского национального характера сформировались под воздействием степных просторов?

Широта души, вольность, удаль, выносливость, стремительность, нетерпимость.

Почему в лесной зоне деревни небольшие, а в степях населенные пункты-станицы– достигают несколько тысяч человек?

В степи до самого горизонта простирается плоская равнина, которой кажется нет конца и края. Человек чувствует себя затерявшимся в этом бесконечном пространстве. Но здесь чернозем а это избыток продуктов. Наверное поэтому люди размещались тысячными селами– станицами по берегам рек, а реки ведут к морям. а это торговые пути.

3. Работа по карте (фронтальная беседа).

– Используя карту природных зон определите географическое положение зоны степей?
– Какие субъекты РФ находятся в пределах этой зоны?
– Какие крупные города расположены в зоне степей?

4. Организация работы класса по группам, для выявления особенностей степей.

Каждая группа поочередно выступает с результатами своей поисковой деятельности, формулирует тезисы, которые все ученики записывают в таблицу.


Для оценивания работы группы осуществляется взаимоконтроль с использованием методики цветовых сигнальных объектов (красный цвет – отлично, зеленый – хорошо, желтый – удовлетворительно).

III. Проверка усвоения нового материала.

Проверка усвоения нового материала осуществляется с учетом уровневой деффиренциации 1. В ходе викторины “ Заморочки из бочки” направленной на проверку усвоения основного содержания на трех уровнях:

  • на уровне восприятия. осмысления и запоминания;
  • на уровне применения знании по образцу;
  • на уровне применения знаний в новой ситуации.

Выполнение викторины носит соревновательный характер между группами. Оценивание осуществляется в результате взаимоконтроля с использованием методики цветовых сигнальных объектов (красный цвет – отлично, зеленый – хорошо, желтый – удовлетворительно). Результат добавляется к уже имеющимся результатам работы в группах.


2. В процессе составления причинно– следственной цепочки и выполнения тестовых заданий.

Задание для лидеров в группах: Составить причинно– следственную цепочку из следующих утверждений:

А) Растительность однолетние травы;
Б) Находится на юге России;
В) Главная житница страны;
Г) Животные – грызуны, насекомые, копытные, птицы;
Д) Почвы – черноземы;
Е) Зима холодная, лето жаркое, увлажнение недостаточное.

(Контроль проводится учителем по пятибалльной системе.)

Задание для других участников групп: выполнить тестовые задания по теме “Степи”.

(Работа выполняется обучающимися индивидуально на бланках ответов. Оценивание осуществляется в ходе самоконтроля – сравнение своих ответов с эталоном на доске.)

IV. Подведение итогов урока.

1. Ответы на вопросы учителя (фронтальная работа).

Учитель: Что нового вы узнали на уроке?
Чем понравился вам урок?

V. Домашнее задание.

Для всех обучающихся: § 35, на контурной карте отметить зону степей.

Индивидуально: найти дополнительный материал о заповедниках зоны степей.

Приложение 2 .

Приложение 3 .

Заключение.

Современный урок – это урок, когда учащийся может сказать:

“Я сам под руководством учителя добываю и усваиваю новые знания, сам исследую факты и делаю выводы”.

Данный урок – один из вариантов, направленный не на простое запоминание, а на интеллектуальную деятельность учащихся. Тип урока – интегрированный. Интеграция предметов способствует целостному восприятию изучаемой темы, позволяет увидеть учащимся взаимосвязь разных дисциплин, повышает интерес к обучению, расширяет кругозор. Использование художественной литературы на данном уроке способствовали воспитанию художественного вкуса. Использование репродукций картин русских художников позволило направить урок на формирование художественно– образного мышления, развитие эстетического вкуса, умение воспринимать, понимать и любить красоту. Используя знания биологии были сделаны выводы о приспособлении растений и животных в зоне степи и составлены цепи питания. На данном уроке была использована групповая форма работы в сочетании с работой над творческими заданиями. Каждая группа(“климатологи”, “биологи”, “зоологи”, “почвоведы”, “экологи ”) работала над своим творческим заданием. Отдельные фрагменты урока приготовлены учащимися в виде мультимедийной презентации. Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным – современное образование требует от школы, а значит от учителя сохранить психическое и физическое здоровье детей, поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту, оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения. При подготовке групп учитывались индивидуальные особенности обучающихся. Задания были предложены как в устной так и в письменной форме, что позволило максимально задействовать учащихся с разными формами восприятия. Подготовка групп базировалась на технологии внутригрупповой дифференциации – учащиеся получили задания разного уровня сложности. Данная технология была использована и при проверке усвоенности нового материала. На данном уроке формировалось умение рефлексировать свою деятельность. Для оценки результативности урока использовался самоконтроль и взаимоконтроль. Красной нитью через все содержание урока проходит идея воспитания патриотизма, обращение к отеческому наследию, уважению и гордости за землю на которой живешь.

Данный видеоурок предназначен для самостоятельного ознакомления с темой «Население и хозяйство лесостепной и степной зон». Из лекции преподавателя вы узнаете о том, какие особенности природы свойственны лесостепной и степной зонам. Обсудите, как они влияют на население и хозяйство этих регионов, как люди изменяют и охраняют их.

Тема: Природно-хозяйственные зоны России

Урок: Население и хозяйство лесостепной и степной зон

Цель урока: узнать об особенностях природы степей и лесостепей и о том, как они влияют на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Природные зоны лесостепей и степей - самые освоенные и измененные природные зоны России. Лесостепи и степи отличаются самыми комфортными для жизни человека условиями.

Рис. 1. Карта комфортности природных условий ()

Настоящие лесостепи и степи в настоящее время можно увидеть только в заповедниках, все остальные территории сильно изменены человеком и используются в основном для ведения сельского хозяйства благодаря плодородным почвам.

Рис. 2. Ростовский заповедник ()

Представители народов степной зоны - степняки, вели кочевой образ жизни, занимались скотоводством. К степным народам относят калмыков, тувинцев, казахов, бурят, казахов и других.

Степи представляют собой открытые плоски или холмистые ландшафты, где произрастают травы, злаки, цветы.

В степях и лесостепях человек активно занимается животноводством и земледелием. В степях разводят коз и овец, лошадей и верблюдов, крупный рогатый скот. В некоторых хозяйствах разводят рыбу, пушных зверей, птицу.

Рис. 4. Разведение домашней птицы ()

Рис. 5. Стадо овец в степи ()

На юле Урала в Оренбургской области разводят знаменитых коз, их шерсть такая тонкая, что оренбургский платок, связанный из этой шерсти, можно продеть в обручальное кольцо. Собственно так некоторые люди и проверяют подлинность оренбургского платка.

В Бурятии и предгорьях Кавказа разводят яков.

Одной из главных проблем степей и лесостепей является перевыпас скота. Животные поедают только определенные растения, которые, в свою очередь, исчезают. Кроме того, при перевыпасе растительность вытаптывается.

В северной части степей и лесостепях занимаются земледелием. Степи и лесостепи - это главные житницы России, здесь выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу, овощи и фрукты. Для защиты от ветра по периметру полей высаживают лесозащитные полосы. Местами степи распаханы на 85%!

Рис. 6. Подсолнухи на закате ()

Вследствие активной хозяйственной деятельности человека исчезают многие степные виды растений и животных, почва теряет свое плодородие, происходит загрязнение земель химическими удобрениями. Так же негативное влияние на природу степной и лесостепной зоны оказывает добыча полезных ископаемых (например, железных руд, угля), строительство дорог, расширение городов, поселков. Поэтому степи и лесостепи нуждаются в охране. Для этого создаются заповедники, заказники, проводятся мероприятия, направленные на рациональное использование природы этих ландшафтов.

Рис. 7. Заповедник «Черные земли» ()

Традиционным жилищем народов степей является юрта, которая представляет собой деревянный каркас, обшитый войлоком.

Домашнее задание

Параграф 36.

1. Приведите примеры хозяйственной деятельности человека в лесостепях и степях.

Список литературы

Основная

1. География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл.- 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 320 с.

2. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.И. Баринова. - М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. - 303 с.

3. География. 8 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 48 с.

4. География. Россия. Природа и население. 8 кл.: атлас - 7-е изд., пересмотр. - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010 - 56 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс: учебное пособие. - Москва: Интеллект-Центр, 2010. - 144 с.

2. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебники под ред. В.П. Дронова «География России. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений»/ В.И. Евдокимов. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 109 с.

3. Готовимся к ГИА. География. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена./ авт.-сост. Т.В. Абрамова. - Ярославль: ООО «Академия развития», 2011. - 64 с.

4. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие/ А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. - 284 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское географическое общество ().

Лесостепь – это природная зона, для которой характерно чередование леса и степи. Соответственно чередуются и флора, и фауна обозначенных зон. Отсюда легко увидеть, что свое название эта территория получила именно благодаря этой особенности.

Определение «лесостепь» вошло в широкое употребление не так давно: после публикации работ Докучаева. До этого популярностью пользовался термин «предстепье» (его ввел в обиход Бекетов).

Географическое положение лесостепей России

Рассматривая Евразию, можно сказать, что эта природная зона простирается начиная с Карпатской гряды (территория Европы) и заканчивая Алтайским краем, проходя через земли Украины и, частично, через территории Казахстана и России.

Обособленные лесостепные зоны есть, например, и в межгорных впадинах Сибири, в Монголии, на Дальнем Востоке и в Северо-Восточном Китае. Следует знать, что, например, Северная Америка тоже имеет лесостепную зону.

В России лесостепная зона находится преимущественно на юге, в Южной части Урала, в Алтайском крае. Граница лесостепи в Российской Федерации обозначена такими городами, как Курск и Рязань, так как за ними начинается уже лесная зона.

Лесостепь – характеристика природной зоны

Описание этой природной зоны включает в себя информацию о рельефе, климате, основных почвах, флоре и фауне.

Рельеф

Рельеф лесостепи ровный, с небольшими низинами и незначительными уклонами. Встречаются балки и овраги. Иногда однообразие лесостепи нарушается ложбинами и курганами.

Характерной чертой этой территории являются степные блюдца – впадины округлой формы.

Почвы

Здесь главенствует самый лучший тип грунта – чернозем. Благодаря разному составу флоры, карбонатам и отрицательному балансу влажности, тут проявлены именно эти грунты.

Стоит отметить: для лесостепи характерен быстрый и обильный перегнойно-аккумулятивный процесс, поэтому тут самые высокие показатели по содержанию гумуса.

Также в лесостепи находятся такие виды почв:

  • серные лесные почвы;
  • темно-серые лесные почвы;
  • черноземы оподзоленные;
  • черноземы выщепоченные;
  • черноземы типичные;
  • черноземы среднегумусные.

Состав грунтов меняется по мере продвижения от севера до юга.

Климат и климатический пояс

Эта территория характеризуется довольно теплым и сухим климатом: так называемый безморозный период длится от 105 до 165 дней.

Самая высокая температура для лесостепи – это плюс сорок градусов (в тени), а низкая – минус тридцать шесть градусов, но такое встречается редко.

Чаще всего тут преобладают умеренные температуры, поэтому этот тип климата называют умеренно-континентальным. Годовое количество осадков примерно равняется количеству испаряемой влаги.

Растения

В зоне лесостепи большое разнообразие флоры. Леса преобладают лиственные (самое распространённое дерево – это дуб), так же здесь встречается много видов трав и кустарников, а в Западной Сибири так же встречается много берез.

Особенные климатические условия лесостепи оказывают положительное воздействие на растительность.

Животные

Можно сказать, что в лесостепи обитает и степная, и лесная фауна, а разнообразие животных меняется по мере продвижения с юга на север.

Типичные обитатели лесостепи:

  • земляной заяц;
  • тушканчик;
  • сурок;
  • байбак;
  • хорек;
  • грызуны;
  • дрофа;
  • лисица;
  • волк;
  • белка;
  • тетерев и другие.

Птицы в лесостепи:

  • аист;
  • ястреб;
  • орел;
  • куропатка;
  • жаворонок;
  • дрозд;
  • дятел и другие.

Экологические проблемы лесостепи

К сожалению, на сегодняшний день все больше деревьев подвергается вырубке, а степей – распахиванию, что приводит к исчезновению уникального растительного мира лесостепи.

Основные негативные факторы, способствующие возникновению экологических проблем в лесостепной зоне:

  • вспахивание земель в степях;
  • выпас скота;
  • вырубка леса;
  • пожары.

Это ведет к обеднению почвы и вымиранию флоры, что приводит к тому, что звери тоже гибнут.

Хозяйственная деятельность в лесостепях и степях

Основные отрасли и занятия населения:

  1. Это «житница» России: благодаря благоприятным условиям для аграрного промысла, тут выращивают подсолнечник, сахарную свеклу, фруктово-ягодные культуры. Но из-за высокой степени распаханности, использование новых пахотных участков на территории Русской равнины остановлено.
  2. В сравнении со степью, в земле лесостепи находятся богатейшие ресурсы ископаемых: железные руды, нефть, уголь, горючие сланцы, газ, фосфориты и другое.
  3. Многие жители лесостепи занимаются овцеводством и птицеводством, что выделяет эту зону как развитую в молочно-мясной отрасли.
  4. Разведение яков, коз.

Помимо основных видов деятельности, в этой климатической зоне люди занимаются рыбной ловлей, охотой, разводят верблюдов, коз, яков и лошадей.

Интересной особенностью этой зоны является наличие как мощных лесов, так и развитого травяного покрова, что создает неповторимый рельеф местности.

Растения в степных районах этой природной зоны могут легко переносить как повышенную влажность, так и засуху.

Заключение

Лесостепь – это важная географическая зона: на этой территории находятся основные запасы многих ископаемых, благодаря плодороднейшим почвам тут произрастают незаменимые культуры. Эта территория – один из основных производителей мяса и молока, шерсти.

Уйбатская степь России

Почва российских степей - в значительной степени чернозём, лежащий чаще всего на толще лессовидных глин со значительным содержанием извести. Этот чернозём в северной полосе степи достигает наибольшей мощности и тучности, так как содержит иногда до 16 % гумуса. К югу чернозём беднеет гумусом, делается светлее и переходит в каштановые почвы, а затем совершенно сходит на нет.

Климат степи

Климат на территории российских степей - умеренно континентальный , зима - холодная, солнечная и снежная, а лето - жаркое и сухое. Средняя температура января - −19 °C, июля - +19 °C, с типичными отклонениями до −35 °C и +35 °C. Климат степей также отличается большой продолжительностью безморозного периода , большими среднегодовыми и среднемесячными температурами. Осадков здесь выпадает мало - от 300 до 450 мм. Часто дуют горячие сухие ветры - суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успеваю напоить почву, потоками стекает в низины.

Растительный мир

Растительность состоит главным образом из злаков , растущих маленькими пучками, между которыми видна голая почва. Более всего распространены различные виды ковыля , особенно ковыль перистый с шелковистыми белыми перистыми остями . Он нередко покрывает сплошь большие пространства. На очень тучных степях развиваются виды ковыля, отличающиеся гораздо большими размерами. На сухих же бесплодных степях растёт более мелкий ковыль. После ковыля самую важную роль играют различные виды рода Тонконог (Koeleria ). Они встречаются всюду в степи, но особенную роль играют к востоку от Уральских гор, некоторые виды представляют собой прекрасный корм для овец.

Запас растительной массы в степях значительно меньше, чем в зоне лесов.

Животный мир

Как по видовому составу, так и по некоторым экологическим особенностям, животный мир степи имеет много общего с животным миром пустыни. Так же, как и в пустыне, степь характеризуется высокой засушливостью, лишь немногим меньше, чем в пустыне. Животные активны летом, преимущественно ночью. Многие из них засухоустойчивы либо активны весной, когда ещё остается влага после зимы. Из копытных типичны виды, отличающиеся острым зрением и способностями к быстрому и длительному бегу; из грызунов - строящие сложные норы (суслики , сурки , слепыши) и прыгающие виды (тушканчики). Большая часть птиц на зиму улетает. Обычны для степи степной орёл , дрофа , степной лунь , степная пустельга , жаворонок . Многочисленны пресмыкающиеся и насекомые.

Почвы

Хомутовская степь. Табун лошадей пасётся в условиях воли

Климат степей отличается большой сухостью, поэтому земли степей страдают от недостатка влаги. В связи с плодородием земли здесь находится много пашней и мест для выпаса скота, поэтому степи страдают. Почва в степи - чернозём, лежащий чаще всего на толще лёссовидных глин, со значительным содержанием извести. Этот чернозём в северной полосе степи достигает наибольшей мощности и тучности, так как содержит иногда до 16 % гумуса. К югу чернозёма становится меньше, он делается светлее и переходит в каштановые почвы, а затем совершенно сходит на нет.

Хозяйственная деятельность человека в степной зоне ограничена природными условиями. В зоне степи распространены такие виды хозяйственной деятельности, как скотоводство и земледелие. В основном в степях выращивают овощи, злаковые и бахчевые культуры, но, зачастую, для получения полноценного урожая требуется дополнительное орошение. На территории степи также разводят крупнорогатый скот мясомолочных пород, овец и лошадей. Большинство селений распространены вдоль водоемов - рек или искусственных прудов.

Степь - отличная местность для занятия сельским хозяйством , как для растениеводства , выращивания таких культур как пшеница, кукуруза, подсолнечник, так и для пастбищного животноводства , благодаря наличию трав. В степных районах традиционно развита сельскохозяйственная деятельность.«Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, всё то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Чёрного моря, было зелёною, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений; одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше: вся поверхность земли представлялася зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; жёлтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый, бог знает откуда, колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха; вон она пропала в вышине и только мелькает одною чёрною точкою! Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем! Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!»