Что умеет ребенок в 9 10 месяцев. Развитие ребенка во втором полугодии после рождения. Развитие психики ребенка

Что умеет ребенок в 9 10 месяцев. Развитие ребенка во втором полугодии после рождения. Развитие психики ребенка

К 9 - 10 месяцам ребенок уже умеет хорошо ползать, самостоятельно садиться и сидеть, вставать, держась за опору и устойчиво стоять, переступать вдоль барьера, некоторые малыши начинают ходить. В этом возрасте малыш спит примерно 14,5 - 15 часов в сутки: два дневных сна по 2 - 2,5 часа и ночной сон – 10 - 11 часов. Кормление проводят 4 - 5 раз в день, перерывы между кормлениями 4,5 – 3 часа, в зависимости от индивидуальной потребности ребенка.

С обретением ребенком свободы передвижения у родителей прибавилось забот: любознательный малыш все хочет потрогать, обследовать, попробовать на вкус. Уберите все опасные предметы, поставьте заглушки в электрические розетки, следите, чтобы лекарства, моющие средства, уксус находились в недоступном для ребенка месте. Однако часто взрослые, беспокоясь о безопасности малыша, запрещают ему все подряд, запирают шкафы, тумбочки, заклеивают скотчем ящики. Многочисленные запреты сковывают инициативу ребенка, мешает развитию его интереса к окружающему миру. Лучше заполнить доступные для ребенка места в комнате игрушками и такими предметами, которые он может беспрепятственно исследовать.

В этом возрасте (как и ранее, начиная с 6 месяцев) важнейшее значение для психического развития ребенка играет совместная со взрослыми деятельность с предметами. Для общения с окружающими людьми дети уже используют не только мимику, но различные движения, звуки, действия, позы, жесты. Ребенок показывает пальчиком на предмет, который хочет взять в руки, но не может достать; вкладывает в руку взрослого игрушку, с которой хочет играть; изображает, что заводит волчок, побуждая сделать это маму; дергает занятого своими делами взрослого за рукав, чтобы привлечь внимание к себе; отворачивается и отползает, если не хочет одеваться и т.п. Часто малыши, сидя в стуле, бросают игрушки на пол и жестами, требовательными звуками просят взрослого поднять их. Поднятые игрушки малыш бросает снова, и так может продолжаться очень долго. Не следует за это сердиться на ребенка, ведь таким образом он старается вовлечь Вас в совместную игру.

Обязательно выделяйте время для совместных с ребенком игр с предметами: показывайте разнообразные действия с ними, побуждайте малыша действовать вместе с Вами. В 9 - 10 мес. малыш, как и раньше, активно обследует окружающие предметы и игрушки: рассматривает, лижет, кусает, вертит в руках, трогает детали, возит и стучит по поверхности стола. Но теперь он может овладеть и более сложными действиями: открывать и закрывать крышечку коробки, вкладывать маленькую формочки друг в друга, перекладывать предметы из одной емкости в другую.

В процессе овладения разнообразными действиями с предметами происходит интеллектуальное развитие ребенка. Родители должны позаботиться о том, чтобы в окружении малыша находились предметы и игрушки, различные по размеру, цвету и форме, выполненные из разных материалов. Богатая и разнообразная предметная среда стимулирует малыша к различным движениям и действиям, способствует обогащению чувственного опыта ребенка, развитию мышления. Малыш уже пытается подбирать и проталкивать в подходящее отверстие куба предметы разной формы и размера, соединять и разъединять звенья цепи, составленной из пластмассовых деталей с отверстиями, разбирать и собирать матрешку. Такие действия способствуют формированию представлений о целом и части, о форме и размере, стимулируют развитие восприятия, внимания, памяти.

Среди игрушек должны быть деревянные и пластмассовые кубики; резиновые и поролоновые зверюшки и мячики; формочки, которые можно вкладывать друг в друга или заполнять шариками; резиновые и деревянные молоточки; пирамидки, матрешки, детали конструкторов, заводные игрушки; игрушки – музыкальные инструменты: бубен, шарманка, колокольчики, металлофон. Развивающие игрушки можно не только купить в магазине, но и сделать самим из подручных материалов. Например, заполните горохом пластмассовую бутылочку и завинтите крышку – получится интересная погремушка. Сшейте из разных тканей мешочки и куколки, набейте их разными материалами - ватой, фасолью, мелкой крупой. Изготовьте коробочки с отверстиями, в которые можно просовывать разные предметы. Также подойдут мамины сумки с разными застежками, старый телефонный аппарат или радиоприемник, крупные пуговицы, катушки, ленты, веревочки, шнурки, которые можно складывать в коробки для рукоделия с разными отделениями. Следите за тем, чтобы у малыша всегда был выбор игрушек и чтобы ему было интересно. Как только интерес к игрушке угасает, предлагайте ребенку что-то новенькое.

С Вашей помощью малыш может овладеть достаточно сложными действиями, научиться гораздо разнообразнее использовать предметы, чем это удается ему в самостоятельной деятельности. В 9 месяцев ребенок уже хорошо приурочивает свои действия к действиям взрослого: строя вместе с мамой башню, подает кубик, катает поочередно с папой друг другу мячик или машинку. Во время одевания малыш тоже пытается действовать совместно со взрослым: протягивает ручку, ножку, подает колготки, показывает, куда надеть ботиночек.

Ни в коем случае не следует превращать развивающие игры в такую ситуацию, когда, дав образец, взрослый требует от ребенка его воспроизведения, да еще ругает за неправильные действия. Не надо требовать от ребенка точного подражания Вашим действиям, это ему еще не по силам. Игра должна оставаться игрой: интересной, желанной, радостной. Постепенно малыш научается выполнять новые действия самостоятельно. Он станет сосредоточеннее, будет подолгу играть, получая от игры удовольствие.

Обязательно предоставляйте ребенку возможность проявлять инициативу, откликайтесь на инициативные проявления ребенка: подавайте игрушку, выполняйте действия с предметами по его просьбе, подносите к интересующему малыша предмету, назовите его, расскажите о нем.

Примерно к 9 месяцам наступает такой момент, когда малыш начинает ориентироваться на Вашу оценку его действий. Это выражается в том, что он повторяет одобряемое и прекращает порицаемое действие, перестраивает его; радуется поощрениям и огорчается, сердится или обижается при порицании; может сделать что-то "назло", вопреки запрету взрослого. Малыш уже ориентируется на оценку взрослого: нанижет колечко пирамидки на стержень – и смотрит на маму, ждет похвалы. Ваща оценка ребенка и его действий становится особенно важна, поэтому надо очень ответственно поощрениями и порицаниями. В общении со взрослыми малыш переживает успех (или неуспех) своей деятельности, исходя не только из собственного опыта, но и основываясь на оценке старшего. Вот почему так важно вовлекать малыша в совместную игру со взрослым, а не оставлять его подолгу наедине с игрушками. Малыш теряет интерес к предмету по мере исчерпания собственных возможностей, образец же и оценка взрослого зададут ему новые горизонты деятельности, а поощрения усилят чувство уверенности. Ребенок радуется успешно выполненному действию, стремится разделить радость со взрослым. Радуйтесь успехам ребенка вместе с ним, хвалите его.

Оценки взрослых - важнейший инструмент регуляции поведения малыша, однако родители должны правильно им пользоваться, иначе эффект может оказаться прямо противоположным. Очень послушный и "несвоевольный" ребенок часто оказывается скованным и пассивным.

Следует помнить, что младенец - существо очень любознательное. Ведь проделываемое - для него не баловство (как часто кажется взрослым), а серьезное занятие - постижение окружающего мира. Пытаясь удовлетворить свой интерес, он может сломать игрушку, неловким движением пролить суп, уронить чашку.

Применять запрещения и порицания иногда необходимо, но делать это надо осторожно. В этом возрасте дети не способны регулировать свое поведение, руководствуясь словесными требованиями и запретами. Лучше отвлечь малыша и переключить ребенка на более безопасный или интересный предмет. Нужно также иметь в виду, что похвала гораздо информативнее порицания: ругая ребенка, мы говорим ему о том, что делать нельзя, но ничего не сообщаем о том, что и как можно.

Если же Вы все-таки ругаете ребенка, за что-либо, делайте это спокойным доброжелательным тоном, адресуя порицание к действиям ребенка, но не к его личности. Скажите: "Ты плохо сделал", но не говорите "Ты плохой". Попробуйте объяснить малышу смысл запрета или его проступка. Обязательно завершите разговор словами "Ты такой хороший, я так тебя люблю, а ты плохо сделал и огорчил меня". Следите за тем, чтобы в общении с ребенком похвалы и поощрений было больше, чем запретов и порицаний.

В 9 - 10 месяцев малыш уже достаточно хорошо понимает речь, выполняет простые действия по просьбе взрослого, например, "возьми киску, дай ложечку, покажи, где мама, папа, бабушка" и т.п. Малыш и сам использует для общения лепет. Дети, с которыми родители много общаются, показывают и называют предметы, играют в совместные игры, в 9 - 10 мес. начинают произносить первые слова, например, "мя" - мячик, "кх" - кошка и т.п.

Обязательно организовывайте речевые игры с ребенком. Рассматривая изображения животных полезно, называя их, произносить звуки, имитирующие "речь" того или иного зверька. Например: "Это лягушка, она говорит ква-ква. А это мышка, она тоненько пищит пи-пи-пи". Эти звукоподражания способствуют развитию речевого слуха. Со временем ребенок сам начнет подражать и даже отвечать на вопрос "Как пищит мышка?" Эти игры очень полезны для овладения интонационной структурой речи - медведь рычит басом, комарик жужжит, коровка мычит и т.п. Речевые игры важны также и для развития действий по образцу взрослого.

Для познавательного развития очень полезно рассматривание картинок, иллюстраций в книжках. Он уже сам может показать, где на картинке рыбка, зайчик или птичка. Если ребенок ошибся, не поправляйте его сразу, не говорите: "Нет, это не зайчик, это птичка", а скажите "Молодец, ты показал птичку, а я покажу тебе зайчика".

К 10 месяцам ребенок уже имеет представление о своем внешнем облике и узнает себя в зеркале, не путая себя со своим отражением. Дети подолгу играют со своим отражением, совершая разнообразные действия: приближают и отдаляют от зеркала лицо, высовывают язык, делают гримасы, смеются и пр. Следует предоставить ребенку возможность пользоваться зеркалом, повесить его так, чтобы малыш мог видеть себя во весь рост. Учите малыша находить и показывать у себя, у мамы, куклы, мишки различные части лица: лоб, нос, глаза, губы, щеки, уши и пр.

Продолжайте играть с ребенком в игры-потешки:. "Ладушки", прятки, "Сороку-ворону", "Баба сеяла горох" и др. Все эти игры радуют ребенка, углубляют привязанность ко взрослому, способствуют развитию внимания, подражания, речи.


© Все права защищены

  • дети становятся активнее в общении с другими детьми. Увидев друг друга, стараются подползти поближе, познакомиться, подражают действиями.

    Именно из-за этого чувства солидарности, услышав плач другого малыша, ваш ребёнок может тоже подхватить эту минорную ноту и поддержать надрывным криком;

  • в 9 месяцев ребёнок с удовольствием копирует простые действия взрослых. Так, малыш с радостью научится играть в «Ладушки», «Ку-ку» и будет старательно показывать ручками, какой он большой.

Речь активная и понимаемая

  • продолжает развиваться активная и понимаемая речь. Малышу уже знакомо собственное имя. Услышав его, ребёнок быстро оборачивается на звук или крутит головой в его поисках, демонстрирует оживление – улыбается и начинает махать ручками;
  • при вопросе «Где?» пытается найти глазами названый предмет;
  • услышав речь, ребёнок внимательно прислушивается, реагируя на интонации. Если тон угрожающий, громкий, это может серьёзно расстроить малыша;
  • некоторые дети в этом возрасте уже вполне осознанно произносят свои первые «ма-ма» и «па-па», чем безгранично радуют своих родителей.

Физическое развитие

Темпы набора массы тела месяц от месяца продолжают своё закономерное снижение. Это связано с увеличением активности и двигательных возможностей ребёнка. Так, за девятый месяц жизни малыш в среднем набирает 450 — 500 граммов.

По сравнению с массой тела при рождении, 9 месячный малыш должен прибавить 6 килограмм. Этот критерий в 9 месяцев также зависит от конституции, характера питания, частоты заболеваний и пола. Мальчик по массе тела может значительно опережать девочку.

Прибавки роста тоже несколько уменьшаются. К 10 месяцам ребёнок подрастёт ещё на сантиметр — полтора.

Все эти цифры – лишь усреднённое цифровое выражение физического развития. Каждый ребёнок индивидуален и оценивается врачом не только на основании конкретных таблиц.

Ребёнок в девять месяцев весь свой сон делит на 2 дневных и один ночной. Общая продолжительность сна составляет примерно 13 часов. Некоторые дети любят поспать чуть больше, другие уже пытаются переходить на один дневной сон. Правда, последнее случается очень редко.

Многие младенцы спят всю ночь. В основном, это дети, которые вскармливаются смесью. Она более сытная и дольше находится в желудке. Грудничку же приходится просыпаться, чтобы удовлетворить своё чувство голода и потребность в акте сосания.

Питание ребёнка по большей части – практически взрослая пища. Если прикорм начат в 5 месяцев, к 10 месяцам младенец уже должен получать основные блюда прикорма – овощи, каши и мясо.

Каши

При нормальной переносимости глютена можно включать в рацион овсяную, пшенную каши. Ребёнку также должны понравиться мультизлаковые каши с кусочками фруктов. Их можно как приготовить самостоятельно, так и воспользоваться магазинными.

С традиционной манной кашей желательно подождать до года. Её переваривание будет тяжеловато для маленького желудка.

Если малыш хорошо переносит коровье молоко, питание молочными кашами только разнообразит привычное меню.

Овощи

Диапазон употребляемых в пищу овощей тоже расширяется. Можно практически всё – кабачки, брокколи, капуста, морковь, лук и свёкла. Очень вкусно получается при сочетании нескольких овощей с мясным пюре. Это блюдо – идеальное решение для обеда. Кто уже успел обзавестись зубами, может пробовать это сочетание продуктов в виде супов. Соль и пряности при приготовлении обеда класть не надо.

Мясо

Основные виды мяса, которые кушают дети до года, – это кролик, индейка, нежирная свинина. Если малыш не аллергичен, хорошо переносит белок коровьего молока, можно добавить телятину.

С куриным мясом стоит быть осторожнее. Велика вероятность, что оно насыщенно антибиотиками и гормонами роста. В крайнем случае, готовьте именно грудку. Там вредных веществ будет меньше.

Мясо лучше покупать парное, проверенное лабораторией – в магазине или у надежных поставщиков.

Покупать можно и пюре промышленного приготовления. Только там кроме мяса ещё пяток наименований, включая крахмал, соль, растительное масло. Выбор всегда за родителями.

Фрукты, ягоды и соки из них

Это будет прекрасным дополнением к основному рациону. Главное – обращать внимание на реакцию ребёнка при введении нового продукта. Предпочтение лучше отдавать сезонным фруктам и ягодам – яблокам, грушам, сливам, вишне, черешне и смородине. Заморскими вкусностями лучше лакомиться деткам уже после года.

Соками лучше не злоупотреблять. Избыток сахара в нём часто вызывает проблемы с пищеварением и кариес.

Варите компоты без сахара или давайте свежевыжатый разбавленный сок.

Молочные продукты

Детям с аллергией к белкам коровьего молока перед введением в рацион этих продуктов необходима консультация аллерголога.

Как развивать ребёнка в 9 месяцев?

Развитие ребёнка на 9 месяце во многом зависит от родителей. Впрочем, не только на девятом месяце. Самое главное правило – не ограничивать ребёнка в познании окружения, и это самое окружение обезопасить.

Хоть малыш уже подросший, носите его на руках столько, сколько можете себе позволить (или сколько может позволить ваша спина). Максимальный близкий контакт с младенцем до года и даже больше – залог прекрасных с ним отношений в будущем.

В развитии двигательных навыков основная задача – подготовить ребёнка к прямохождению. Укрепление мышц ног, спины – вот наши цели.

Занятия на фитболе, гимнастика, плаванье в ванной, стимуляция ползания – все эти занятия направлены на усиление мышечного корсета и развитие координации у малыша.

Учиться ползать – тоже немаловажное занятие. Это расширяет зону окружающего пространства, доступного для исследования. Ползая и перемещаясь, младенец учится определять положение своего тела, знакомится с более доскональным его управлением.

Впоследствии дети, которые много ползали в младенчестве, лучше ориентируются в незнакомых местах, им легче находить короткий путь и осваивать новые маршруты.

Чтобы побудить малыша ползать, чаще выкладывайте его на пол, кладите перед ребёнком любимые игрушки. Так, пытаясь их достать, младенец будет пытаться подползти поближе. С каждым разом отодвигайте игрушки всё дальше. С каждым днём ребёнок будет ползать лучше и лучше.

В развитии мелкой моторики поможет сенсорная коробка. Она представляет собой ёмкость, заполненную разными предметами.

Всё, что лежит в такой коробке, должно быть безопасным для ребёнка.

Большую часть пространства можно заполнить, например, сухой фасолью или крупными макаронами. Дополнить содержимое помогут небольшие игрушки. Малышу будет интересно копаться, перебирать всё это разнообразие и находить приятные сюрпризы.

Покажите ребёнку, как играть в «Ладушки», «Сороку-ворону» и «Ку-ку». Эти простые игры ещё из советского детства внесут ещё большее разнообразие в ваш совместный досуг.

Обязательно разговаривайте с малышом, читайте ему стишки, проговаривайте потешки, пойте перед сном. Сейчас ребёнок не сможет, конечно, повторить все эти слова за вами. Но позже, годам к двум, вы удивитесь его словарному запасу.

Приобретите небольшие книжки из плотного картона или ткани и дайте младенцу самому полистать страницами.

Когда стоит беспокоиться?

Есть определённый перечень того, что должен уметь ребёнок в 9 месяцев в обязательном порядке:

  • сидит без поддержки до 10 минут;
  • ползает или пытается ползать;
  • встаёт на ножки у опоры или делает первые попытки это сделать;
  • держит кружку двумя руками;
  • отличает своих близких от чужих людей;
  • реагирует на своё имя.

Если этих навыков и действий нет, обратитесь к врачу.

Развитие ребёнка в 9 месяцев также оценивает невролог. При наличии каких-либо проблем он обязательно подскажет вам пути их решения.

Ребенку исполнилось 9 месяцев. Он вступил в четвертый квартал своего первого года жизни. Любопытный и подвижный малыш не знает покоя и остановки. Все большую роль играет безопасность пространства для игр ребенка и организация развивающих занятий. На 10-м месяце жизни карапуз превращается в настоящего исследователя дома, стремящегося использовать все свои двигательные и умственные способности для познания окружающих предметов, сути вещей, возможностей своего тела.

Какой он, 9-ти месячный ребенок

Малыш на 10-м месяце жизни – неугомонное чудо, обладающее многими умениями и навыками, которые он стремится применить ко всему, что встречается на пути. Вместе с совершенствованием двигательных возможностей постепенно возрастает его умение ориентироваться в пространстве и выбирать движения, наиболее подходящие для цели. Некоторые дети уже вовсю осваивают умение ходить, другие относятся к нему настороженно, не торопятся переходить на новый уровень движения. Обычно детки, не стремящиеся ходить в 9 месяцев, очень быстро ползают и для изменения своего места в пространстве выбирают самый знакомый, а не сложный (ходьба) способ.

На 10-м месяце жизни ребенка происходит настоящий интеллектуальный прорыв. При помощи простой предметной деятельности малыш изучает и запоминает все окружающие предметы, ищет возможности изменить их форму, размер, звук. Рекомендуется в этот период отдельное внимание уделять развитию мелкой моторики, как основы для появления активной речи. Шарики, кнопочки, колечки, кубики и конструкторы помогают малышу не только совершенствовать умение выполнять различные действия пальчиками, но и формировать базовые интеллектуальные способности. На основе простых скреплений, нанизывания, построения появляются зачатки первых операций мышления: анализа, синтеза, логических конструкций.

Ребенок на 10-м месяце все чаще пытается повторять за взрослыми простые слоги и слова, выражать при их помощи свои желания.Он часто применяет знакомые слоги в качестве слов, обозначающих предметы или действия. Возросший пассивный словарь позволяет карапузу хорошо понимать обращенную к нему речь, выполнять простые просьбы родителей.

Все четче проявляется «пинцетный захват», стимулирующий умственное развитие. Кроху увлекают игры с небольшими предметами, мозаиками, крошками и кусочками пищи. Чем чаще вы будете предлагать ему такие занятия под своим контролем, тем быстрее кроха освоит базовые навыки мелкой моторики, заговорит.

Малыш становится понятливым и сообразительным. Его слух и зрение позволяют не только увидеть и услышать происходящее на расстоянии, но сопоставить полученную информацию имеющимся знаниям. Кроха часто и бурно проявляет различные эмоции. Если спрятать от карапуза любимую игрушку под платок на расстоянии нескольких метров и попросить его ее найти, то кроха достаточно быстро сообразит, где находится загаданный предмет.

У многих детей к 10-ти месяцам уже есть 4 передних зуба, начинается процесс появления вторых резцов. В отличие от передних, боковые зубки чаще всего начинают появляться в верхней челюсти. В это время кроха может проявлять беспокойство, плохо спать. Иногда симптомом появления зубов становится жидкий стул, отказ от еды, повышение температуры. Во время прорезывания зубов малыш очень уязвим, рекомендуется чаще его ласкать и не подвергать излишнему нервному напряжению. Срок появления зубов у каждого ребенка свой, после первого проявления начавшегося процесса может пройти как 1 день, так и несколько недель. Следует проконсультироваться с участковым педиатром о возможных способах облегчения этого процесса.

Физическое развитие

В среднем нормой прибавки веса на 10-м месяце жизни считается 500 г. Рост станет больше на 1-1,5 см. Объем головы и грудины увеличатся на 0,5 – 1 см.

Следует отметить, что на 10-м месяце жизни ребенка все больше проявляется его индивидуальность. Кто-то уже топает вдоль опоры и пытается отрывать руки, другие – ползают, третьи- не торопятся осваивать ходьбу и быстрое ползание, а изучают игрушки и предметы сидя. Некоторые малыши, особенно самые подвижные, за ближайшие 4 недели могут вовсе не прибавить в весе, потратив все поглощенные калории, на движения. Это нормально. Если малыш остается в рамках граничных показателей, соответствующих возрасту, причин для волнения нет. Допустимо отклонение от установленных показателей гармоничного развития не более чем на 8%.

Граничные показатели развития ребенка в зависимости от пола

Нижняя граница веса Верхняя граница веса Нижняя граница роста Верхняя граница роста Средний обхват головы Средний обхват груди
Мальчик 9 мес. 7,9 10,5 68,2 75,1 45,8 48,5
Мальчик 10 мес. 8,3 11 69,1 76,9 46,3 49,5
Девочка 9 мес. 7,5 9,7 67,5 74,1 44,5 47,5
Мальчик 10 мес. 7,9 10,2 69 75,3 45 48,5

Нейро-психомоторное развитие

На новый уровень выходит развитие головного мозга. Полученные за 9 месяцев знания об окружающем мире постепенно складываются в прочные информационные связи. Используя уже имеющиеся знания, малыш постигает новую информацию о знакомых и новых предметах.

Малыш уже хорошо понимает взрослых и правильно реагирует на основные глаголы и просьбы: «дай», «нет», «покажи». Одним из любимых занятий на этом этапе становится многократное изучение одного и того же предмета. Часто можно наблюдать, как карапуз по нескольку раз обходит или обползает по кругу стула или стола. Кроху очень интересует, почему разные предметы ведут себя по-разному: двери открываются и закрываются, кроватка качается, стены остаются на месте при любых попытках их подвинуть. Такое поведение ребенка нормально и полезно для формирования понимания свойств различных предметов, закрепления пространственных ориентиров.

Среди игрушек многие малыши отдают предпочтение предметам, позволяющим изменять окружающий мир. Баночки и емкости, кубики и конструкторы привлекают возможностью при помощи простых манипуляций спрятать один предмет в другой, создать новую форму.

Все чаще проявляется стремление копировать взрослых. Карапуз не только наблюдает за мамой и папой, но и пытается повторить их движения. Все больше навыков самостоятельности приобретается, благодаря желанию подражать: пить и есть самостоятельно, пытаться одеть на голову шапку, на руки варежки. Это желание стоит поощрять и при его помощи развивать игровые и познавательные умения карапуза: научите собирать игрушки в одно место, играть с электронной детской панелью, устраивать чаепитие для кукол.

Развитию нейро-психомоторных способностей в большой мере способствует спокойная и доброжелательная атмосфера в доме. Наполненные разговором отношения, в которых малыш играет важную роль позволяет крохе не только изучать окружающее пространство, но и запоминать правильные формы взаимоотношений между людьми.

Поведение

Эмоциональная сфера ребенка очень широкая. Он умеет по-настоящему злиться и грустить, радоваться и восхищаться. Пока кроха не умеет контролировать свои эмоции и его настроение может меняться моментально. Такое положение вещей сказывается на поведении ребенка. В гостях малыш может стесняться или выражать свое недовольство, капризничать или выстраивать доброжелательные отношения с окружающими. Дома, в спокойной обстановке, он чаще всего пребывает в добром расположении духа, которое иногда сменяется гневом на игрушки, не поддающимся задуманным действиям.

Чтобы помочь малышу преодолевать возрастающий спектр эмоций рекомендуется внимательно относиться к созданию благоприятных условий: следить за чистотой и доброжелательностью собственной речи, не конфликтовать на глазах у малыша, корректировать его поведение мягкими запретами без жестких эмоциональных криков и негативных слов.

Умения ребенка в 9 месяцев

Ребенок на 10-м месяце жизни должен уметь:

  • самостоятельно садиться и оставаться в этом положении продолжительное время. Сидя тянется к игрушке или предложенной руке;
  • вставать у опоры и пытаться делать первые шаги вдоль нее;
  • играть с предметами в соответствии с их назначением: мяч толкать, машинку катать, конструктор складывать;
  • использовать 2 пальца для игры с небольшими предметами;
  • свободно владеть обеими руками;
  • правильно реагировать на простые команды «дай», «покажи»;
  • показать основные части тела, если взрослые обучили его этому;
  • танцевать и хлопать в ладоши;
  • повторять за взрослыми различные слоги и простые слова. Говорить простые слова в правильном значении;
  • при необходимости взять небольшой предмет, используя одну руку для поднятия большого — обе;
  • активно играть 2-мя игрушками в разных руках;
  • стоять при помощи мамы несколько секунд;
  • развернуться, стоя на четвереньках;
  • повторять за другими детьми. Кроха может заплакать, услышав детский плач, засмеяться в ответ на смех, пытаться повторить чихание или кашель.

Большинство этих навыков должны присутствовать к 9-ти месяцам, но в норме могут появиться в течение ближайших 4-х недель.

Двигательные навыки

Моторные умения переходят на новый уровень. Теперь малыш легко, лежа на спине, поднимает ноги и тянет их в рот, переворачивается в любом направлении и может сесть из любого положения. Практически все игровые действия производит сидя. Спина в это время практически прямая, удерживать равновесие уже намного проще.

Поднявшись у опоры, он стремится совершать первые шаги или знакомые игровые движения. Некоторые дети, поднявшись на ноги, через некоторое время могут начинать плакать, прося вернуть их в прежнее положение. Такое поведение говорит, что малыш не понимает, как ему вернуться из нового положения обратно. Рекомендуется показать карапузу, как ему сесть или лечь, чтобы побороть страх.

Если до этого возраста кроха ползал преимущественно по-пластунски, то на 10-м месяце большинство детей осваивает передвижение на четвереньках. Рекомендуется стимулировать это умение, предлагая добираться до игрушки посреди комнаты, играя в догонялки. В целом, педиатры советуют стимулировать умение ползать для укрепления мышц спины. Чем лучше карапуз будет владеть умением ползать, тем легче и быстрее он пойдет.

Зрение и слух

Зрение карапуза стало острым, он может воспринимать предмет не только целиком, но и его отдельные части, яркие элементы. В поисках игрушки, кроха может сориентироваться по незначительной детали. Если накрыть знакомую карапузу игрушку, оставив открытой только небольшую ее часть, попросить малыша найти спрятанный предмет, то кроха достаточно быстро отыщет загаданную вещь, ориентируясь по видимой детали и общему образу накрытой игрушки.

Благодаря совершенствованию нервной деятельности головного мозга, ребенок безошибочно отличает эмоции на лице взрослых и реагирует на них соответствующим выражением своего личика. Легко разделяет взрослых на «своих» и «чужих». Малыш уже хорошо ориентируется во внешних проявлениях эмоций: мимика, жесты, интонация. Рекомендуется быть осторожными с негативными проявлениями, стараться сохранять спокойствие и доброжелательный тон.

Развитие слуха позволяет карапузу подражать услышанным звукам, понимать обращенную речь и откликаться соответствующим образом. Ребенок понимает значение слов-запретов, реагирует на похвалу, выполняет простые просьбы. Общаться с крохой с каждым днем становится проще. Постепенно, взрослые находящиеся рядом с карапузом, начинают полностью понимать его.

Волосы и ногти

Волосы продолжают изменяться и у некоторых детей уже полностью затянулись залысины, образовавшиеся в первые месяцы жизни. От индивидуальных особенностей ребенка зависит внешний вид и цвет волос. Некоторые дети уже сейчас радуют родителей хорошей прической, требующей ежедневного тщательного ухода, у других – волосы все еще тонкие и редкие. На 10-м месяце жизни еще рано судить о структуре и качестве будущих волос. Часто бывает так, что после года редкие волосы начинают активно расти и приобретать пышную форму.

Мыть волосы с шампунем следует не чаще 1 раза в неделю средством, подходящим для младенцев. Ежедневно после сна хорошо расчесывать волосы специальной щеткой для массажа волосяных луковиц, стимуляции роста волос.

Ногти карапуза на 10-м месяце жизни становятся крепкими. Скорость их роста требует еженедельного обрезания выступающих частей ногтевой пластины. Маникюр для младенца старайтесь делать прямой без закругления, используя специальные ножницы для детей с закругленными концами.

Зубы

Чаще всего к 9-ти месяцам кроха уже обзавелся 4-мя передними зубами и в ближайший месяц могут появиться 2 верхних боковых резца. К сожалению, появление зубов у младенца сопровождается неприятными ощущениями для крохи. Чтобы помочь преодолеть это состояние можно обратиться к педиатру за консультацией по вопросу использования геля для снижения болевых ощущений. Неплохо снизить зуд в деснах помогают специальные прорезыватели.

На 10-м месяце жизни пищеварительная система ребенка уже достаточно крепкая, можно предложить чесать десна обычным сухариком без пищевых добавок.

Некоторые дети реагируют на прорезывание зубов повышением температуры. Если показатель температуры тела не превышает 38,5 градусов, то применения жаропонижающих и болеутоляющих средств не требуется. При повышении температуры выше этого показателя и сложностях со снижением до нормальных границ следует проконсультироваться с педиатром. Прорезывание зубов иногда влияет на иммунитет карапуза, приводя к наслоению на прорезывание бактериальной инфекции. Если у вас есть сомнения в причинах, вызвавших температуру, обратитесь к участковому педиатру для консультации.

Социальный контакт

Малыш хорошо понимает обращенную к нему речь. Это умение вызывает необходимость в постоянном контакте со взрослыми и детьми. Малыш нуждается в совместных играх и разговорах, одобрении. Все четче прослеживается желание овладеть родной речью, проявляющееся в повторении простых слов и слогов вслед за родителями.

Имитация движений и звуков становится одним из любимых занятий крохи. Его забавляют новые и необычные звуки: кашель, чихание и он стремится повторить их, используя известные техники звукопроизношения.

Малыш меньше реагирует на незнакомых людей, быстрее справляясь с внутренним страхом. Любопытство заставляет карапуза подходить ближе к деткам на площадке, пытаться понять, чем они заняты, повторять их движения.

Некоторые дети научились легко манипулировать взрослыми. Используя доступные варианты воздействия: плач, капризы, малыш может добиться любого запретного предмета или действия. В такой ситуации есть угроза. Не воспринимающий запреты ребенок, слабо ощущает опасность и не предпринимает попыток быть осторожнее. Стремясь выполнить задуманное, кроха может пораниться или не остановиться по вашему окрику. Воспитание – длительный процесс, строящийся на запретах, рамках, ограничениях и бонусах за послушание. Применять воспитательные технологии психологи рекомендуют с раннего возраста, чтобы малыш хорошо усвоил основные правила поведения, ориентировался в запретах.

Развитие речи

На 10-м месяце жизни речь ребенка преображается. Она входит в активную фазу и обогащается новыми словами. Четко можно услышать «мама», «папа», «дай», «на» и т.д. Эти первые простые, но такие важные слова становятся первой попыткой активно общаться с людьми при помощи речевого аппарата. Первые слова употребляются в отношении конкретного предмета или человека, имеют эмоциональную окраску и сопровождаются активными жестами. Чтобы кроха в дальнейшем стремился развивать активный словарь, пополнял свою речь, необходимо стремиться понимать первые попытки крохи говорить, поддерживать его стремление общаться. Рекомендуется показывать малышу, что вам очень нравится его новое умение, вы всегда рады с ним поговорить. В ближайшие 4 недели, к первым словам начнут добавляться новые слоги, постепенно малыш освоит технику звукопроизношения слоговыми цепочками в необходимой последовательности, начнет употреблять ежедневно несколько новых слов.

Умению малыша произносить свои первые слова способствует развитие понимания обращенной к нему речь. Постепенно пассивный словарь увеличивается, раскрывая перед карапузом смысл большинства слов, произнесенных мамой.

Кроха уже хорошо знает, как звучит его имя и с удовольствием на него откликается. Если вы употребляете простую форму имени ребенка и будете повторять ее ежедневно по несколько раз, то в ближайшие недели малыш может повторить за вами свое имя полностью или частично.

Чтобы активный словарь постепенно пополнялся новыми словами, логопеды рекомендуют не оставлять вопрос развития речи на потом и предлагать малышу занятия, развивающие пассивный словарь уже в этом возрасте. Постепенно из пассивной формы понимания слов, при интересе взрослых к диалогу с ребенком, словарь используемых слов будет пополняться новыми элементами. Вначале это будут слова, состоящие из первых слогов или упрощенной формы, но с развитием речевых возможностей карапуз постепенно будет расширять активный словарь. В норме к году кроха должен использовать до 20 слов.

  • вести активный диалог с ребенком лицом к лицу как можно чаще;
  • просить малыша найти заданный предмет или изображение в комнате, книжке;
  • читать и рассматривать книги с крупными простыми иллюстрациями;
  • познакомить кроху со сказками, читать или рассказывать их каждый день;
  • петь песни и декламировать стихи;
  • во время игры с малышом родителям желательно комментировать свои действия, рассказывать, что может чувствовать, делать ребенок;
  • развивать мелкую моторику карапуза. В этом возрасте можно предложить различные пальчиковые игры, сенсорные мешочки и бизиборды, первые виды творческих занятий (лепка, рисование).

Правила по уходу

Уход за ребенком на 10-м месяце жизни остается прежним. Обязательными процедурами считаются:

  • утренний комплекс гигиенических процедур: умывание, обтирание, чистка зубов, подмывание, очищение носовых ходов и ушной раковины, массаж, зарядка и т.д.;
  • дневные процедуры по необходимости: подмывание, комплексы упражнений на развитие моторных навыков, омовение кожи рук и лица перед и после сна;
  • вечерний комплекс: купание, чистка зубов, расслабляющий массаж.

Купание и гигиена

Купание остается важным элементом гигиены ребенка, но от ежедневного полного омовения тела уже можно отказаться. Вполне достаточно проводить процедуру купания 1 раз в 2 дня. Малыш хорошо сидит, поэтому смело используйте стульчик на присосках для ванной. В таком приспособлении кроха будет надежно защищен от возможного падения, будет чувствовать себя комфортно, сможет играть с предложенными предметами, пока вы его моете. Температура для купания может варьироваться в зависимости от цели процедуры. Если вы хотите расслабить малыша, настроить на грядущий сон, то оптимальной будет температура 34-37 градусов. Для стимулирующей ванной, в которой малышу предлагается плавать, можно снизить температуру воды до 30 градусов.

Мыть голову с шампунем не стоит чаще 1 раза в неделю. Использовать мыло для очистки кожи желательно только после дефекации для паховой области. Общая процедура очищения кожи не требует дополнительных мыльных растворов. При желании во время купания можно добавить в воду рекомендуемые вашим педиатром отвары трав.

Для привлечения малыша к купанию хорошо использовать разнообразные игрушки. Резиновые звери, мельницы, фонтаны и другие игрушки помогут вам совершить все необходимые действия, пока малыш занят изучением предложенных вещей.

Питание

Питание ребенка на 10-м месяце жизни продолжает меняться. В ближайшие 4 недели к уже привычным 2 «взрослым» приемам пищи хорошо добавить 3-е. Грудное молоко или смесь обязательными являются только в первое утреннее и последнее вечернее кормление.

Рацион малыша подбирается исходя из уже введенных продуктов, формируется по следующим принципам:

  • Новый продукт или блюдо вводится во 2-е утреннее кормление.
  • В обед малышу предлагается знакомое многокомпонентное блюдо.
  • Вечером кроха кушает творог или другое легкое блюдо.
  • Новые продукты вводятся осторожно, небольшими порциями. В течение нескольких дней количество нового продукта постепенно увеличивается, доходя до возрастной нормы.
  • Хорошо предварительно оговорить введение новых продуктов в рацион малыша с педиатром.
  • Желательно, чтобы каждый день малыш получал молочную кашу, овощи в виде пюре, одно из видов мяса, творог, сок или фруктовое пюре. 2 раза в неделю необходимо предлагать карапузу половинку желтка.

В норме к 10-ти месяцам карапуз кушает 5 раз в день. 3 кормления состоят из новых и уже введенных продуктов, 2 – грудь или смесь. Промежуток между едой достигает 4-4,5 часов. Хорошо выстроить определенный график еды и приучить к нему малыша. Таким образом, постепенно кроха будет привыкать к режиму питания, его организм будет настраиваться на еду в определенное время.

Разрешенные продукты и возрастные нормы

Продукт Возраст введения Количество
Фруктовый сок 5-6 мес. До 200 мл
Фруктовое пюре 5-6 мес. 150г
Творог 6,5 мес. 40г
Овощи 6 мес. 150г
Молочная каша 5 мес. 150г
Безмолочная каша 7 мес. 150г
Мясо 7 мес. 40г
Рыба 8 мес. 40г
Кефир 7 мес. 70мл
Хлеб 7 мес. 1 ломтик
Сухари, детское печенье 6 мес. 3 шт.
Растительное масло 6 мес. До 5 капель
Сливочное масло 6 мес.
Яичный желток 6 мес. 0,5 желтка
Многокомпонентная молочная каша 8 мес. 150г
Многокомпонентная безмолочная каша 8 мес. 150г
Многокомпонентное овощное и фруктовое пюре 8 мес. 150г

Суточная норма питания в среднем должна соответствовать весу карапуза, разделенную на 9. Если карапуз весит 9 кг, то суточная норма равна 1000г. Обычно малыши съедают около 1000 мл за 5 кормлений. Количество потребляемых калорий не должно быть ниже 800.

Мясо и рыба

Мясо должно присутствовать в рационе ребенка каждый день. Суточная норма продукта составляет 40 г для уже известного карапузу вида мяса. Обычно предлагают индейку, кролика, курицу, говядину или телятину. Разрешено предлагать куриные субпродукты. Вы можете использовать подходящее по возрасту баночное питание или отварить мясо самостоятельно в воде.

Рыба (хек, треска, судак, камбала) может быть предложена в готовом виде из баночки. Разрешено предлагать, приготовленную на пару или в воде, свежую рыбу.

Мясо или рыба тщательно отвариваются в чистой воде без добавления соли и перетираются вилкой или перемалываются блендером. Полученное мясное или рыбное филе добавляется к овощной или злаковой каше. Рекомендуется предлагать малышу мясо или рыбу в 3-е кормление.

Каши

На 10-м месяце жизни хорошо предлагать малышу различные варианты многокомпонентной каши. Хорошо смешивать свежие овощи в различных комбинациях и пропорциях. Варить овощи можно на воде или бульоне от мяса или рыбы.

Самым простым вариантом злаковых каш является быстрорастворимые коробочные варианты. Чтобы приготовленное блюдо было полезным, стоит внимательно следить за выполнением, указанных на коробке, инструкций.

Первый суп

Для приготовления многокомпонентного супа для малыша необходимо:

  • Хорошо промыть небольшой кусочек мяса и положить его в воду.
  • Довести мясо до кипения и слить воду.
  • Залить мясо чистой водой и варить в течение 1 часа.
  • Достать готовое мясо, а в бульон положить нарезанный лук и морковь. Варить 10-15 мин.
  • Готовое мясо взбить в суфле в блендере или нарезать на очень маленькие кусочки.
  • В бульон с луком и морковью добавить мелко нарезанный картофель и варить еще 10-15 минут.
  • Готовое блюдо перетереть или взбить в блендере.
  • Добавить чуть-чуть сливочного масла и мясное суфле (нарезанное мясо).
  • Остудить.

Вместе с морковью и луком в такой суп можно добавлять кабачок, тыкву, брокколи и другие овощи.

Соль и сахар при приготовлении еды для детей до года не используется. Даже, если вам кажется, что полученное блюдо безвкусно, не спешите добавлять вкусовые добавки. Вкус карапуза только формируется и ему доставляет удовольствие натуральная еда без соли и сахара.

Сон и режим дня

Ребенок на 10-м месяце жизни спит ночью по 10-11 часов. У некоторых детей наблюдается беспокойный ночной сон, прерывающийся плачем и движением по кровати. Такое поведение говорит об избыточности информации, поступающей в головной мозг в течение дня, но считается нормой. Постепенно малыш адаптируется к увеличившимся возможностям познания мира и станет спать крепче.

Дневной сон может быть однократным длительным (3-4 часа) или 2-х разовым по 1,5-2 часа. Если вы придерживаетесь режима, то к привычному времени малыш начинает проявлять признаки усталости: трет глазки, зевает. Дети, не преученые к режиму, могут варьировать количество дневного сна, ведя себя более беспокойно, проявляя желание заснуть через плач и капризы.

Чтобы ночной и дневной сон малыша были крепкими, рекомендуется соблюдать некоторые условия:

  • Температура в комнате должна быть не выше 22 градусов.
  • Влажность не ниже 50% и не выше 75%.
  • Комната проветренной, чистой.
  • Малыш хорошо поиграл и устал.
  • Свет в комнате приглушен.

Возросшая активность ребенка не дает ему во время сна оставаться на одном месте. 9-ти месячные дети часто раскрываются и перемещаются по кроватке. Чтобы кроха не замерз, а вам не приходилось постоянно проверять накрыт ли он одеялом, старайтесь одеть на малыша на ночь удобную пижаму и неплотные носочки.

Закаливание

Процедуры закаливания организма на 10-м месяце жизни остаются актуальными. К уже привычным: обтиранию, воздушным и солнечным ваннам, можно добавить обливание ног и контрастный душ. Вводить процедуру обливания ног следует осторожно. Вода для первого раза должна быть около 30 градусов, постепенно снижаясь до 24 градусов.

После того, как малыш освоится с обливанием ног, можно предложить ему закаливание при помощи контрастного душа. Он вводится осторожно, с однократного попеременного обливания водой разной температуры. Вначале обливаете кроху теплой водой из ковшика (36 градусов), после этого – холодной водой (24 градуса). На следующий день можно повторить процедуру. Облейте карапуза теплой водой, затем холодной, повторите в той же последовательности. В течение недели увеличивайте количество используемых ковшиков воды до 5 теплых и 5 холодных. Через неделю начинайте постепенно снижать температуру используемой воды на градус в неделю. Через 4 недели норма для теплой воды составит 32 градуса, для холодной — 20 градусов.

Тест на развитие

  • подойдите к кроватке и протяните руки к малышу выше боковой стенки. Кроха должен сесть и попытаться встать в кроватке, чтобы вы смогли взять его на руки;
  • возьмите в руки погремушку и кастрюлю. Постучите игрушкой по дну кастрюльки. Предложите малышу повторить;
  • предложите карапузу показать, где находится его любимая игрушка. Малыш должен указать на нее пальчиком;
  • спросите, где находится знакомый член семьи в комнате. Кроха укажет на называемого человека;
  • позовите карапуза по имени, малыш должен повернуться и заулыбаться.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Уже на 10-м месяце жизни отчетливо видны различия между детьми разного пола. Среди наиболее ярких отличий:

  • Девочки меньше ростом и весом. К 10-ти месяцам обычно девочки весят меньше мальчиков на 400 г, а по росту ниже на 2-3 см;
  • Мальчики больше стремятся развивать крупную моторику: ползать, ходить, девочки –мелкую моторику: заниматься с небольшими предметами, перебирать, сортировать;
  • Малышки более разговорчивы и чаще стремятся подражать услышанным звукам;
  • Мальчики чаше интересуются, что находится внутри игрушки, пытаются ее сломать или разобрать.

Выделенные особенности детей разного пола не являются обязательной нормой. Многие детки развиваются и отдают предпочтение играм, с которыми их познакомили родители. Если в семье есть старшие дети, то часто малыши играют с теми игрушками, которые используют старшие дети.

Как развивать малыша

На 10-м месяце жизни ребенка можно предложить ему широкий спектр занятий на развитие моторных навыков, речи, умственных способностей. Наиболее подходящими и полезными играми считаются:

  • Сенсорные игры. На 10-м месяце все большую роль в формировании основных навыков играет развитие мелкой моторики, поэтому хорошо предложить карапузу развивать эти навыки. Предложите крохе сенсорные мешочки, бизиборд, игры с крупами и мозаиками. Для первого знакомства достаточно просто дать крохе потрогать и ощутить текстуру и структуру игрушки. В последствии предложите разные варианты занятий с новыми игрушками. Предлагая игры с мелкими предметами, обязательно находитесь рядом и следите, чтобы кроха не тянул игрушки в рот;
  • Первые пальчиковые краски. Познакомьте малыша с возможностями рисования. Для таких занятий приобретите специальные краски для малышей. Рисовать можно в альбомах для младенцев или на обычной бумаге. Промокните пальчик в краску и покажите, как с его помощью на бумаге могут появляться новые точки, линии;
  • Лепка. На 10-м месяце жизни можно показать малышу, как лепить из теста. Материал для занятий можно купить или сделать самостоятельно, смешав в равных пропорциях муку и соль, смочив полученную смесь небольшим количеством воды;
  • Игры с мячом. Предложите крохе катать, кидать, пинать разные по размеру мячики и шарики. Такие занятия хорошо развивают координацию, пространственное мышление;
  • Кубики и конструкторы. Занятия с блоками для строительства полезны для развития мелкой моторики, умственных способностей, зрения. Научите строить башенки, стенки. Чтобы кроху увлекло это занятие, покажите ему, как из обычного конструктора или кубиков можно построить дом или мост;
  • Прятки. Можно играть в прятки с ребенком или предлагать ему найти спрятанную вещь. Сопровождайте поиски активной речью, подсказывайте и радуйтесь вместе с карапузом, обнаружившим пропажу;
  • Волшебный мешочек. Положите в плотный непрозрачный пакет или мешок несколько игрушке. Предложите карапузу пощупать мешок, попытаться отгадать что внутри. После этого дайте ему достать все, что спрятано внутри, сложить обратно.

Какие развивающие игрушки нужны

Чем старше становится ребенок, тем больше разрастается его игротека. К уже привычным игрушкам добавляются новые, соответствующие этапу развития. На 10-м месяце жизни наиболее подходящими считаются:

  • Мячики и шарики разных размеров. Они могут быть гладки и с пупырышками, одноцветные и цветные, пищащие и светящиеся, резиновые и пластиковые;
  • Молоток и колышки. Стремление карапуза стучать всем по всему остается очень сильным. Если у крохи еще нет пищащего молотка и колышков, то хорошо приобрести их в этом возрасте. Малыш быстро освоит технику игры с этим предметом, и веселясь, будет развивать моторику рук, слух и зрение;
  • Пирамидки и вкладыши. Разнообразные предметы для применения первых логических операций развивают умственные способности ребенка и мелкую моторику;
  • Кубики и конструкторы;
  • Музыкальные панели и центры с кнопочками и деталями, напоминающими настоящие предметы. Малышам очень нравится заниматься с такими игрушками, воздействие на которые вызывают разнообразные звуки;
  • Игрушки для ванной;
  • Куклы и звери. Большие и маленькие, резиновые и пластиковые. Для мальчиков и девочек в этом возрасте полезно играть с предметами, отображающими людей и животных. Используя кукол или зверей, можно обучать малыша новым словам, показывать различные ситуации;
  • Заводные и динамичные игрушки. Хорошо, когда игрушка яркая, но если она еще и двигается – польза вдвойне. Малыш тренирует ловкость, моторику, зрение и умственные способности, наблюдая, как при помощи несложных движений рук, оживает предмет;
  • Бытовые игрушки. Игрушки, изображающие обычные предметы или бытовые предметы, разрешенные для игр. Дети копируют поведение взрослых, многие их игры состоят из попыток повторить действия за окружающими;
  • Шкатулки, коробочки, сортеры. Умения сложить все в коробку или достать из нее, подобрать предмет по размеру или извлечь из отверстия нужный предмет – занятия для 9-ти месячного ребенка. Тренируя моторику и ловкость, зрение и умственные способности кроха с увлечением будет достаточно долго занят;
  • Музыкальные инструменты. Игрушечные или настоящие хорошо влияют на развитие слуха малыша;
  • Книжки.

Чтобы привлечь карапуза к занятиям с игрушками следует соблюдать некоторые правила:

  • Не выкладывайте перед крохой сразу все игрушки. Давайте небольшое количество предметов и заменяйте на новые, когда ему надоест предыдущее занятие;
  • Старые, хорошо изученные игрушки вызовут у малыша восторг, если на недельку исчезнут из поля зрения;
  • Показывайте простые способы игры с предложенными предметами, с увлечением играйте вместе с ребенком.

Техника безопасности

Возросшая активность карапуза требует от родителей повышенного внимания к вопросам безопасности. Рекомендуется:

  • Убрать все мелкие, бьющиеся, хрупкие вещи из доступа ребенка. Не оставляйте монеты на видном месте;
  • Закрыть все розетки заглушками, провода спрятать за мебель или под ковры;
  • Химические, ядовитые, лекарственные средства убрать в недоступные места. Недопустимо хранение порошка и других моющих средств в непосредственном доступе ребенка, даже в закрытом виде;
  • Острые, режущие и колющие предметы должны быть недоступны малышу;
  • Объясните карапузу значение слов «горячо», «опасно», «нельзя»;
  • Не ставьте на край стола или плиты горячие кастрюлю, чашку, тарелку;
  • Следите за тем, чтобы электроприборы были выключены из сети, а розетка была закрыта;
  • В домах с газовым оборудованием не забывайте перекрывать газ, следите, чтобы кроха не трогал вентили;
  • Установите на двери ограничители, чтобы малыш не прищемил себе пальчики;
  • Накройте острые твердые углы мебели плотной тканью;
  • В период активного освоения малышом навыка ходьбы старайтесь предусмотреть место возможного падения и подстелить плед или другой мягкий предмет;
  • Уберите или закрепите легко опрокидываемые стулья, подвижную мебель.

Дети не чувствуют опасности, они просто играют, изучая окружающий мир известными способами. Постарайтесь предугадать потенциально опасные ситуации и обезопасить своего карапуза.

Что должно насторожить

Каждый ребенок развивается по своему индивидуальному плану и со своей скоростью. Кто-то осваивает базовые навыки раньше, кто-то позже. Не спешите делать выводы о развитии, сравнивая своего карапуза с соседским. В большинстве случаев ваш кроха сможет догнать и даже перегнать сверстников через несколько недель. Стоит срочно обратиться к участковому педиатру, если ваш малыш к 9-ти месяцам:

  • Не может удержать равновесие сидя.
  • Не ворочается со спины на живот и обратно.
  • Не ползет вперед.
  • Не стремится приобретать самостоятельные навыки: пить из чашки, снимать носки и шапку.
  • Не стучит предметами об пол и друг об друга.
  • Не повторяет за вами слоги.
  • Не боится «чужих».
  • Не протестует при попытке отобрать у него игрушки.

Возможно, ваши волнения будут напрасны, но безопаснее, если это озвучит специалист, наблюдающий за вашим малышом, на протяжении первого года жизни.

10-й месяц жизни ребенка наполнен открытиями и свершениями. Каждый день кроха будет радовать вас своими маленькими достижениями и умениями. В этом возрасте мама должна внимательно следить за своим здоровьем и самочувствием. Если вы продолжаете кормить грудью, то могут проявиться негативные последствия в виде ломкости ногтей и выпадения волос. Чтобы кроха чувствовал себя комфортно, старайтесь находить время на себя и свое здоровье. Счастливая, красивая, отдохнувшая мама – залог счастливого детства ребенка.

У вашего малыша круглая дата – десять месяцев. Он теперь многое понимает и умеет. Вы начали замечать появление индивидуальности у крохи. Теперь он стремится к самостоятельности, проявляет характер: активно двигается и лепечет или напротив, так сосредоточенно занимается чем-то, что вы не решаетесь помешать. И действительно, ребенок в 10 месяцев, пытаясь подражать вам, уже настойчив в достижении своих целей и возмущается, если кто-то препятствует ему.

Что нового в физическом развитии в 10 месяцев?

Малыш на столько активен, что прибавка в весе начинает уменьшаться по сравнению с предыдущими периодами в его жизни. За десятый месяц кроха прибавляет в весе до 300 – 450 г, а в росте около 1 – 1.5 см. В 10 месяцев ребенок имеет массу тела 8.5 – 10 кг (± 1 кг) и рост 71 – 74 см (± 3 см).


Что умеет малыш к концу 10-го месяца

  1. Ребенок поднимается на ножки и стоит без опоры. Если взять его за одну ручку, то делает попытки передвигаться. Некоторые малыши могут пройтись вдоль стенки.
  2. Может сесть без поддержки из положения стоя.
  3. Хорошо берет и держит предметы обеими руками: держит двумя ручками чашку, одной – ложку. Полностью освоил щипковое хватание (двумя пальчиками). Временами ребенок предпочитает какую-то одну руку. Не следует отучать малыша пользоваться той рукой, которую он предпочитает.
  4. Многие дети уже хорошо . Координация движений все время развивается, и ребенок может доползти уже куда угодно, поэтому родителям следует принять все меры безопасности.
  5. Ребенка в 10 месяцев нужно научить слезать с дивана: поворачиваться попой к краю и спускать ножки.
  6. Копирует движения взрослых. Открывает и закрывает шкафчики, выдвигает ящики в комоде.
  7. Может катать мячик туда, куда вы ему покажете и ползти за ним. Катает машинку.
  8. Кроха в десять месяцев способен манипулировать несколькими предметами сразу. Умеет при помощи одной вещи достать другую: спихнуть палочкой мячик со стола.
  9. Когда малыш стоит в кроватке и держится за перила, то может подпрыгивать и приседать, ходить по периметру кроватки.
  10. К этому возрасту у крохи может вырасти уже 4 зуба: два нижних и два верхних центральных резца. Но если зубов пока нет, то не стоит переживать – подождите до года.

Что нового в психическом развитии

  1. Ребенок в 10 месяцев понимает уже многое, что вы говорите. Он повторяет за вами простые слова и показывает пальчиком на называемые предметы.
  2. Дети в этом возрасте начинаю понимать шутки.
  3. Кроха в десять месяцев пытается подражать и делать, как взрослые: качает куклу, подносит к уху телефон, берет ложечку и тянет в рот.
  4. В общении малыш использует простые жесты: машет ручкой на прощание, обнимает, протягивает ручки.
  5. Теперь ребенок может выполнять несложные требования и понимает запреты или похвалу.
  6. Сознательно разбрасывает и кидает предметы, рушит пирамидку.
  7. Интересуется другими детьми, тянет к ним ручки, пытается потрогать.
  8. Ищет спрятанный предмет, помнит где находятся убранный раннее вещи, где лежат его игрушки.
  9. Малыш сознательно сжимает и разжимает пальчики. Если раньше забрать у него было что-то трудно, то теперь можно попросить, и кроха вам отдаст этот предмет. Моторика продолжает развиваться, но основные функции малыш уже усвоил: он крепко держится за спинку кроватки, когда встает и ловко разжимает пальчики, когда что-то кидает.

Тест на развитие малыша в 10 месяцев:

  • В десять месяцев ребенок должен уметь самостоятельно сидеть, вставать у опоры, ползти за игрушкой, брать предмет двумя пальчиками.
  • Малыш должен произносить слоги или короткие слова, понимать значение нескольких слов. В среднем ребенок в 10 месяцев должен пытаться повторять за взрослым около 8 слов. «Речь» малыша должна быть эмоционально окрашена, а не монотонна.
  • Младенец должен уметь привлекать к себе внимание голосом, лепетом или используя жесты: помахать рукой «пока-пока», покачать головкой «нет».
  • Кроха должен выполнять простейшие просьбы: «дай», «возьми».

Как кормить малыша в 10 месяцев?

Питание ребенка днем уже полностью заменено на обычные продукты. Время прикорма постепенно отходит, и малыш переводится на общий стол. Грудное молоко и смесь вы даете после и перед сном, а также после кормлений вместо сока или воды: 30 – 50 г. В сутки ребенок в 10 месяцев должен получать 600 – 700 г молочных продуктов, поэтому для первого и последнего кормления вполне хватит грудного молока или смеси. За одно кормление малыш съедает от 200 до 250 мл.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Теперь ребенок нуждается в большом количестве витаминов, минералов, белков и жиров, поэтому питание крохи должно быть легкоусвояемым и сбалансированным. Пища должна быть сварена, лучше на пару, жареное давать не следует. Если у крохи есть зубки, то стимулируйте у него жевание: давайте маленькие кусочки вареных овощей (картофель) или мягкие фрукты (банан, персик). Пюре можно уже измельчать не на блендере, а разминать вилкой. Продолжайте вводить новые продукты.

Режим – сон и бодрствование

Примерно до года – полутора лет режим у детей не меняется: ночью они спят до 10 часов, а днем — два раза по 1.5 – 2 часа. Биоритмы индивидуальны у каждого ребенка: кто-то рано ложится и рано встает, а кто-то любит попозже. Соответственно и дневной сон у этих детей будет в разное время. Родителям важно приучать кроху к режиму сна и питания, тогда ребенок не переутомится и будет есть с аппетитом.

Как помочь малышу развиваться

  • Несмотря на то, что ваш малыш ползает или даже пытается ходить, продолжайте носить его на руках. Такая тактика воспитания еще называется холдингом (от английского слова «hold» – держать, удерживать). Посвящайте этому хотя бы 1 час в день, берите карапуза на ручки и носите с собой везде, разговаривая с ним. Садите себе на колени, смотрите друг другу в глаза, улыбайтесь, обнимайте кроху и говорите, что любите его. Прижимайте малыша к себе и пойте песни. Не страшно, если у вас нет голоса и слуха, главное, чтобы ваше пение было окрашено позитивными и ласковыми эмоциями. Ученые утверждают, что пение не только способствует психическому здоровью ребенка, а также стимулирует речевые навыки. Очень хорошо, если холдинг будет осуществлять не только мама, а также отец.
  • Разговаривайте с ребенком, так, словно он все понимает. Отвечайте, на его лепет, поддерживайте диалог. При этом старайтесь не употреблять слишком сложных слов и длинных предложений, не разговаривайте чересчур быстро. Говорите конкретно, например: «это лежит кубик», «кубик синего цвета». Не употребляйте пока местоимения (особенно личные), малышу еще трудно понять их значение, говорите так: «Коля, возьми кубик. Теперь у Коленьки есть кубик».
  • Развивайте у малыша чувство юмора, дети в 10 месяцев уже понимают шутки.
  • Не забывайте, что любую игру малыш воспринимает как реальность. Ребенка в этом возрасте очень легко расстроить, забрав и спрятав игрушку, всего лишь с целью игры.
  • Предоставьте ребенку простор для ползания, но помните, что теперь он будет этим пользоваться, чтобы достать то, что хочет. Следите за чистотой в доме, уберите все опасные предметы повыше – обеспечьте крохе полную безопасность. Объясняйте ребенку, что есть вещи, которые нельзя трогать, потому что они опасны: в розетке – ток, чайник – горячий.
  • Научите малыша показывать на себе части тела. Можно это делать, сидя друг против друга или перед зеркалом.
  • Позволяйте крохе кидать игрушку столько, сколько он пожелает. Не ругайте его за это. Заведите для малыша специальную коробку, в которую можно кидать игрушки и предложите ему заняться этим. Коробку можно ставить то слева, то справа от ребенка, чтобы он пытался бросать обеими руками по очереди.
  • Уже можно начинать проводить с ребенком занятия рисованием и лепкой. Пока малышу будет достаточно 1 – 2 маленьких фломастеров, одной баночки пальчиковых красок и небольшого кусочка пластилина. Не заваливайте пока ребенка целыми наборами, скорее всего, все это полетит в разные стороны. Пусть кроха поймет для начала, что с этим делать. Покажите ему, как нужно рисовать, раскрашивать, слепить шарик или колбаску.
  • Не давайте малышу сразу много игрушек: 2 – 3 вполне достаточно. Периодически меняйте их.
  • Каждый день отводите какое-то время для чтения. Купите ребенку несколько книжек, странички в которых он сможет переворачивать сам. Теперь, когда малыш уже понимает некоторые слова или даже сам произносит, нужно читать ему короткие сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок». Организуйте для малыша книжную полочку, до которой он сможет сам дотянуться и взять книжку.
  • Продолжайте развивать моторику ребенка:
    • Насыпьте на поднос или в миску макароны, горох или фасоль, пусть малыш покопается в них ручками, порисует пальчиком на подносе с мукой.
    • Поиграйте в веселую игру с прищепками: прицепите их на рукава и на штанишки малыша, ему будет забавно отцеплять их от себя.
    • Дайте ребенку листы цветной бумаги, пусть он рвет ее на кусочки. Из обрывков бумаги сделайте малышу «салют».

Делайте гимнастику каждый день. Особенно уделяйте внимание упражнениям для развития ползания и ходьбы:

  • Приседание и вставание с поддержкой.
  • Ходьба на четвереньках.
  • Ходьба с поддержкой за ручки.
  • Сгибание и разгибание ножек в положении лежа.

Читаем:

Отводите каждому занятию не более 20 минут, а затем дайте ребенку отдохнуть или играть самостоятельно во что-то другое. Начинайте учить кроху общаться с другими малышами, заводить друзей. Можно уже проводить совместные игровые занятия с ребенком, например, у себя дома, пригласив в гости еще 1 – 2 мам с детьми. Не приводите пока малыша в группы, где больше 3 детей с мамами. В 10 месяцев ребенок еще не нуждается в коллективном общении и это только переутомит его или даже напугает.

На девятом месяце ребенок начинает ползать! Это ползание отличается от традиционного способа ползания по-пластунски, когда опираются на коленки и руки.

Физическое развитие

Кроха пытается непродолжительное время ползать, лежа на животе, вытягивая все тело вперед или совершая боковые движения.

Зато малыш может отныне сидеть, опираясь на две или одну руку и пытаясь одновременно дотянуться свободной рукой до игрушки. К началу девятого месяца, при поддержке взрослого, малыш уверенно стоит, опираясь на подошвы.

Показатели ребенка от 9 до 10 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

70.69-72.84 см

9.280-9.890 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки


В этом возрасте ребенок начинает брать мелкие предметы вытянутыми большим и указательным пальцами (щипковый захват). Внимательно оглядите свое жилище, по-прежнему ли оно безопасно для малыша? Мелкие предметы должны быть недосягаемы для ребенка, так как он может засунуть их в рот или нос.


Психическое развитие

Ребенок начинает исследовать различные емкости: вытаскивает предметы из неглубоких банок и коробок, исследует сумочки или косметички. Активно изучая окружающее пространство, ребенок сталкивается с непонятными для него явлениями: удивляется, почему он не может достать рыбку через стекло аквариума, в поисках «звука» переворачивает звучащую игрушку.

Малыш начинает наблюдать за действиями взрослых. Если раньше внимание ребенка в первую очередь привлекало лицо мамы или папы, то теперь он с интересом начинает изучать другие части тела и их движения. Например, следит за рукой во время письма или складыванием предметов в сумку.

Ребенок сам начинает подражать действиям взрослых - пьет из чашки, надевает на голову платок. Игры с мамой в «прятки» уже не вызывают у малыша недоумения. Он внимательно следит, пока мама прячется за дверцей шкафа и весело смеется, когда мама выглядывает из-за укрытия.

Любимой игрой в этом возрасте становится бросание игрушки на пол.


Малыша привлекает в ней возможность играть по своим правилам: сидя на коленях у взрослого, он бросает игрушку вниз, ждет, когда ее подадут, и бросает снова.

Сейчас дети индивидуально реагируют на незнакомых людей : одни малыши с удовольствием общаются с гостями, другие пугаются, начинают плакать или прятаться за маму. Предупредите ребенка о приходе посторонних людей. Скоро малыш поймет, что гости не представляют для него никакой опасности.

Развивается лепет, малыш выразительно произносит разные звуки и звукосочетания («па-па-па» , «ма- ма-ма », «ба-ба-ба»), начинает «играть» голосом - переходя то на шепот, то на громкую «речь». Ребенок пробует свои голосовые возможности и получает удовольствие от такой игры. Своим активным лепетом малыш может показать, что хочет продолжать играть с вами или пойти на руки. Он по-разному реагирует на интонацию голоса взрослого: настораживается или хмурится на строгий голос и улыбается, радуется на ласковый.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 9 до 10 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше