Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России – форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.
Решение о создании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана было принято в августе 2006 г. на неформальном саммите Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). 6 октября 2007 г. в г. Душанбе (Таджикистан) на основе Договора об учреждении ЕврАзЭС был подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. Формально союз начал свою работу с 1 января 2010 г., когда вступил в силу Единый таможенный тариф.
Через год, 6 октября 2007 г., на саммите ЕврАзЭС был одобрен и подписан пакет документов, положивших начало созданию правовой базы Таможенного союза (договоры о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, о Комиссии таможенного союза, протоколы о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС, о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним). Кроме того, утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
Можно сказать, что 6 октября 2007 г. главы трех стран впервые реализовали идею таможенного союза на территории СНГ, создав необходимую нормативную основу его функционирования, и тем самым перешли к практическому воплощению его в жизнь.
Следующий этап становления таможенного союза пришелся на 2010 год. С 1 января объединившиеся государства стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран. С 1 июля отменено таможенное оформление и таможенный контроль на территориях России и Казахстана, а с 6 июля – и на территории Белоруссии. Также с 6 июля для нашей страны начал действовать Таможенный кодекс таможенного союза.
1 июля 2011 г. был фактически отменен таможенный контроль на внутренних границах стран Таможенного союза. На российско-казахстанском участке границы таможенные органы прекращают совершение таможенных операций и всех функций по таможенному контролю в отношении товаров и транспортных средств, следующих через государственную границу России. На российско-белорусской границе в пунктах принятия уведомлений (ППУ) прекращается осуществление остававшихся до последнего времени отдельных операций по контролю транзита товаров третьих стран, сами же ППУ ликвидируются. Функции таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, следующих на территорию Таможенного союза, отныне осуществляются таможенными службами России, Белоруссии и Казахстана в пунктах пропуска на внешней границе Таможенного союза.
С 1 января 2012 г. на территории трёх стран-участниц Таможенного союза ЕврАзЭС начало действовать Единое экономическое пространство (ЕЭП), сформированное для создания условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП, принятые 18 ноября 2011 г., начали работать с июля 2012 г.
Основным органом Таможенного союза является Высший Евразийский экономический совет на уровне глав государств стран-участниц Таможенного союза и Единого экономического пространства. В совет входят главы государств и правительств Таможенного союза. Высший совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств – не реже двух раз в год. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства. Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий функционирования и развития ТС и ЕЭП, выработка предложений в сфере интеграции в рамках этих объединений.
Создание таможенного союза по сравнению с зоной свободной торговли предоставляет субъектам хозяйствования, происходящим из государств-участников, следующие преимущества:
· снижение расходов на создание, переработку, перемещение, транспортировку товаров в пределах территории таможенного союза;
· уменьшение временных и финансовых затрат, связанных с административными ограничениями и барьерами;
· сокращение количества таможенных процедур, которые необходимо проходить для ввоза товаров из третьих стран;
· открытие новых рынков сбыта;
· упрощение таможенного законодательства в силу его унификации.
29 мая 2014 г. на основе Таможенного союза и Единого экономического пространства была создана более продвинутая форма интеграции – Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который начнет свою работу 1 января 2015 г. ЕАЭС создаётся для укрепления экономик стран-участниц и «сближения друг с другом», для модернизации и повышения конкурентоспособности стран на мировом рынке. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза планируется утвердить в 2015 г. с тем, чтобы он вступил в действие уже с 1 января 2016 г. Новшества проекта Таможенного кодекса ЕАЭС касаются нескольких позиций. В частности, это взаимное признание уполномоченных экономических операторов, перспективы исключения представления при таможенном декларировании документов о подтверждении соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, меры, направленные на развитие механизма единого окна и др.
Таким образом было завершено формирование общего рынка, усиливается интеграция по сравнению с интеграцией на уровне Таможенного союза. Союзные государства – Россия, Белоруссия и Казахстан – обязуются гарантировать свободное перемещение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, а также осуществлять согласованную политику в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте.
Безусловно, и таможенные органы, и бизнес в первое время начала функционирования Таможенного союза будут испытывать проблемы переходного периода…
Андрей Бельянинов, Руководитель ФТС России
выступление на международной конференции в г. Москве 22 октября 2009 года
Таможенный союз представляет собой межгосударственное образование, предполагающее объединение территорий государств-участников, в пределах которых ликвидируются таможенные границы и таможенные барьеры, не применяются таможенные пошлины и административные ограничения во взаимной торговле, что обеспечивает свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, унификацию внутреннего законодательства стран-участниц и создание наднационального правового регулирования, способствует стабильности и росту национальных экономик.
Основными задачами государств в таможенном союзе являются:
По внешней границе в торговых отношениях со странами, не входящими в таможенный союз, предполагается:
Интеграционные экономические объединения, в основе которых лежит отмена тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, практически всегда выгодны для стран, участвующих в них. Подобные объединения хорошо известны в мире: в настоящее время успешно функционирует Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), с 1994 года включающая США, Канаду и Мексику; Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР, 1991 год), участниками которого являются Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай; Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), образованный в 1961 году, в который в разное время входили Гватемала, Никарагуа, Сальвадор, Гондурас, Коста-Рика.
Самое известное экономическое и политическое региональное объединение – Европейский союз – в основе своей также имеет таможенный союз, формирование которого началось с 1 января 1958 г. и завершилось к 1993 году, заняв более 30 лет.
Договор о создании экономического союза от 24 сентября 1993 года, разработанный в рамках СНГ, в качестве одного из этапов интеграции предусматривал построение таможенного союза. Затем, в 1995 году, было заключено Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, к которому позже присоединились Казахстан и Киргизия. Участниками Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанного 26 февраля 1999 г., стали Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, а с 2006 года – Узбекистан.
На неформальном саммите 16 августа 2006 г. главы государств ЕврАзЭС приняли решение о формировании таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в соответствии с которым Казахстану, Беларуси и России было поручено подготовить договорно-правовую базу.
Через год, 6 октября 2007 г., на саммите ЕврАзЭС был одобрен и подписан пакет документов, положивших начало созданию правовой базы Таможенного союза (договоры о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, о Комиссии таможенного союза, протоколы о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС, о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним). Кроме того, утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
Можно сказать, что 6 октября 2007 г. главы трех стран впервые реализовали идею таможенного союза на территории СНГ, создав необходимую нормативную основу его функционирования, и тем самым перешли к практическому воплощению его в жизнь.
Следующий этап становления таможенного союза пришелся на 2010 год:
И, наконец, последней (на текущей момент) вехой в формировании Таможенного союза явилась дата 1 июля 2011 г. Именно тогда был фактически отменен таможенный контроль на внутренних границах стран Таможенного союза. На российско-казахстанском участке границы таможенные органы прекращают совершение таможенных операций и всех функций по таможенному контролю в отношении товаров и транспортных средств, следующих через государственную границу России. На российско-белорусской границе в пунктах принятия уведомлений (ППУ) прекращается осуществление остававшихся до последнего времени отдельных операций по контролю транзита товаров третьих стран. Сами ППУ ликвидируются. Функции таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, следующих на территорию Таможенного союза, отныне осуществляются таможенными службами России, Беларуси и Казахстана в пунктах пропуска на внешней границе Таможенного союза.
Таким образом, таможенный союз Беларуси, Казахстана и России строится на экономической и территориальной платформе ЕрАзЭС, имеет с ним общие органы управления, частично правовую базу и параллельное членство этих трех стран в обеих организациях. Создание таможенного союза не является конечной целью стран ЕврАзЭС, он представляет собой только одну из форм интеграции на пути к модели единого экономического пространства. Предполагается также, что в будущем в него войдут и другие государства–члены ЕврАзЭС. В свою очередь, Единое экономическое пространство предполагает интеграцию не только в экономической, таможенной, но и в политической сфере.
Создание таможенного союза по сравнению с зоной свободной торговли предоставляет субъектам хозяйствования, происходящим из государств-участников, следующие преимущества:
Введены в действие с 1 января 2010 г. документы, устанавливающие общий порядок тарифного и нетарифного регулирования в таможенном союзе, а именно:
Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года и соответственно ТК ТС вступили в силу с 1 июля 2010 г. для Казахстана и России и с 6 июля 2010 г. – для Беларуси.
В связи с формированием нормативной правовой базы таможенного союза Беларуси, Казахстана и России изменяется таможенное законодательство государств-участников. Прежде всего, в дополнение к действующему национальному законодательству появились еще два уровня регулирования: международные соглашения государств–участников таможенного союза и решения Комиссии таможенного союза.
Согласно п. 1 ст. 3 ТК ТС таможенное законодательство таможенного союза представляет собой четырехуровневую систему:
В силу п. 3 ст. 1 ТК ТС при таможенном регулировании применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС.
При перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день фактического пересечения товарами таможенной границы.
Если день фактического пересечения товарами таможенной границы не определен, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день выявления нарушения требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза.
Базовым документом, регулирующим таможенные правоотношения в рамках таможенного союза, является ТК ТС.
Международными соглашениями устанавливаются нормы таможенного регулирования, которые должны применяться одинаково на всей территории таможенного союза. Это, прежде всего, определение и контроль таможенной стоимости, правила определения страны происхождения товаров, нормы о предоставлении тарифных льгот и преференций, правила уплаты косвенных налогов и некоторые другие общие нормы.
Комиссия таможенного союза принимает решения по вопросам практической реализации норм таможенного регулирования: устанавливает порядок декларирования и форму таможенной декларации; порядок применения таможенных процедур (списки товаров, сроки применения процедур); порядок ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; определяет формы документов для таможенных целей. В настоящий момент это более 150 решений по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии таможенного союза.
На современном этапе продолжается формирование правовой базы таможенного союза Беларуси, Казахстана и России для обеспечения свободного перемещения товаров по территории стран-участниц, создания благоприятных условий торговли с третьими странами, развития взаимной экономической интеграции.
Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (далее – Решение МГС № 18) с 1 января 2010 г. в целях создания единой системы таможенно-тарифного регулирования торговли Беларуси, Казахстана и России с третьими странами введены в действие Соглашение о ЕТТ; Соглашение о тарифных квотах; Протокол о ставках, отличных от ЕТТ; Протокол о тарифных льготах; Протокол о системе тарифных преференциий.
ЕТТ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с ЕТН ВЭД (утверждена Решением МГС № 18). Согласно Протоколу о ставках, отличных от ЕТТ, более высокая или более низкая ставка ввозной таможенной пошлины по сравнению со ставкой ЕТТ может применяться в отношении товаров, происходящих из третьих стран, в исключительных случаях на основании решения Комиссии таможенного союза (далее – Комиссия), принимаемого в соответствии с Протоколом о ставках, отличных от ЕТТ.
С начала текущего года предоставление тарифных льгот стало возможным только в случаях, установленных ст. 5 и п. 1 ст. 6 Соглашения о ЕТТ, а также на основании решений Комиссии, принятых консенсусом. Кроме того, ст. 5 Соглашения о ЕТТ определяет, что такие льготы применяются независимо от страны происхождения товаров и могут выражаться в освобождении от ввозной таможенной пошлины или снижении ставки ввозной таможенной пошлины. Некоторые тарифные льготы закреплены Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (далее – Решение КТС № 130).
В условиях единой системы тарифных преференций таможенного союза, введенной ст. 7 Соглашения о ЕТТ и Протоколом о системе тарифных преференций, для содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран–пользователей этой системы и ввозимых на единую таможенную территорию, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок, установленных ЕТТ. В свою очередь, в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран–пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин. С этой целью Решением МГС № 18 утверждены перечни развивающихся стран и наименее развитых стран–пользователей системы тарифных преференций таможенного союза, а также Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран.
Соглашение о тарифных квотах закрепляет возможность использования тарифных квот как меры регулирования ввоза на единую таможенную территорию отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, с помощью более низкой по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины в соответствии с ЕТТ ставки ввозной таможенной пошлины в течение определенного периода на определенное количество товара (в натуральном или стоимостном выражении). Решением КТС № 130 определен также Перечень товаров, в отношении которых с 1 января 2010 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Согласно ТК ТС ограничивается право выбора валюты, в которой могут уплачиваться ввозные таможенные пошлины: теперь они уплачиваются в валюте того государства–члена таможенного союза, в котором подлежат уплате и таможенный орган которого производит выпуск товаров, за исключением товаров, выпущенных в таможенной процедуре таможенного транзита, или на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу (ст. 84 ТК ТС).
В отличие от национального таможенного законодательства ТК ТС не допускает возможности любого лица уплатить таможенные пошлины за счет собственных средств за плательщика таможенных пошлин. Теперь плательщиками таможенных пошлин и налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии со ст. 79 ТК ТС международными договорами и (или) законодательством государств–членов таможенного союза возложена такая обязанность. Декларантом считается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (ст. 4 ТК ТС).
Согласно ст. 84 ТК ТС полномочия определять форму уплаты таможенных пошлин и момент исполнения обязанности по их уплате (дату уплаты) предоставлены государству–члену таможенного союза, в котором такие пошлины подлежат уплате. С учетом вышеизложенного правила относительно валюты платежа фактически ограничена возможность уплаты таможенных пошлин путем обращения сумм обеспечения их уплаты, внесенных в иностранной валюте.
В ТК ТС тарифные преференции и тарифные льготы включены в понятие «льготы по уплате таможенных платежей». Освобождаются от ввозных таможенных пошлин товара, ввозимые в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 200 евро, определяемую по действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин курсу, устанавливаемому законодательством государства–члена таможенного союза, таможенный орган которого осуществляет выпуск таких товаров.
ТК ТС предусматривает возможность изменения сроков уплаты таможенных пошлин в форме отсрочки или рассрочки. При этом основания, условия и порядок изменения таких сроков определяются международным договором государств–членов таможенного союза, а не национальным законодательством. С этой целью принято Соглашение о порядке уплаты таможенных пошлин, согласно которому отсрочка или рассрочка по уплате ввозной таможенной пошлины могут предоставляться при причинении плательщику ущерба в результате стихийного бедствия; технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; при задержке поступления плательщику финансирования из республиканского бюджета или платы за выполненный им государственный заказ; при ввозе подвергающихся быстрой порче товаров; при осуществлении поставок товаров в рамках международных договоров; при ввозе по утверждаемому Комиссией перечню отдельных типов иностранных воздушных судов и комплектующих к ним; при ввозе осуществляющими сельскохозяйственную деятельность организациями либо поставке для таких организаций посадочного или посевного материала, средств защиты растений, отдельной сельскохозяйственной техники, товаров для кормления животных; при ввозе сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих, запасных частей к нему для использования в промышленной переработке.
Для зачисления ввозных таможенных пошлин используется единый счет уполномоченного органа государства–участника таможенного союза на основании Соглашения об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 года (далее – Соглашение о порядке зачисления ввозных пошлин). Данное Соглашение вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором депозитарий получит последнее письменное уведомление по дипломатическим каналам о выполнении сторонами внутригосударственных процедур.
Согласно ст. 89 ТК ТС излишне уплаченными или взысканными суммами таможенных пошлин признаются денежные средства, размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств–членов таможенного союза и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин в отношении конкретных товаров. Их возврат (зачет) осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства–члена таможенного союза, в котором произведена их уплата и (или) взыскание, с учетом особенностей, установленных ст. 4 Соглашения о порядке зачисления ввозных пошлин. Возврат плательщику сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) ввозных таможенных пошлин осуществляется с единого счета уполномоченного органа в текущем дне в пределах сумм ввозных таможенных пошлин, поступивших на единый счет уполномоченного органа и зачтенных в отчетном дне, с учетом сумм возврата ввозных таможенных пошлин, не принятых национальным (центральным) банком к исполнению в отчетном дне.
Для регулирования вопросов взаимного признания таможенными органами документов, подтверждающих принятие обеспечения уплаты таможенных пошлин, принято Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года.
06.11.2018
Таможенный союз (ТС) - межгосударственное соглашение в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ТС предполагает отмену таможенных пошлин и подобных платежей во взаимной торговле между странами-участницами союза. Кроме того в Таможенном союзе унифицируются методы оценки качества и сертификации, создается единая база данных по некоторым аспектам экономической деятельности.
Заключение Союза является основанием для создания единого таможенного пространства на территории его участников и переноса таможенных барьеров на внешние границы Союза. Исходя из этого, все страны таможенного пространства применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС.
Также на всей территории ТС предполагаются равные права граждан стран-участниц при трудоустройстве.
Участниками Таможенного союза в настоящее время (2016 год) являются члены ЕАЭС:
О намерении вступить в ТС заявляли Сирия и Тунис, было озвучено предложение принять в состав Союза Турцию. Однако о конкретных действиях по реализации этих намерений ничего не известно.
Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:
Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз - один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.
Важным аспектом деятельности Союза стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.
Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов.
Таким образом, в своем нынешнем состоянии Таможенный союз представляет собой способ экономической интеграции государств входящих в ЕАЭС.
Официальную информацию о Таможенном союзе можно получить на сайте Евразийского экономического союза - eurasiancommission.org.
Для лучшего понимания предпосылок и целей создания Таможенного союза, полезно будет рассмотреть эволюцию интеграционных процессов на постсоветском пространстве:
Нужно сказать, что интеграционные процессы, с разной скоростью и результатами, постоянно шли весь описываемый период. Постепенно приводилось к общим нормам законодательство и таможенные тарифы в торговле с третьими странами.
Ближайшей целью Таможенного союза было заявлено увеличение рынков сбыта товаров и услуг производимых его участниками. Расчет делался, в первую очередь, на рост продаж внутри Единого таможенного пространства Союза. Добиться этого предполагалось путем:
Для унификации подходов к качеству и безопасности было заключено межгосударственное соглашение об обязательной сертификации продукции указанной в «Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов». На 2016 согласовано свыше трех десятков регламентов по требованиям к безопасности и качеству товаров, работ и услуг. Сертификаты, выданные любым государством, имеют силу во всех остальных.
Следующей целью Таможенного союза нужно назвать совместную защиту внутреннего рынка ТС, создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.
Таможенный союз объединил государства с общим прошлым, в том числе экономическим, но разным настоящим, в первую очередь экономическим. У каждой из бывших советских республик и в советский период имелась своя специализация, а в годы независимости произошло множество других изменений, связанных с попытками найти свое место на мировом рынке и в региональном разделении труда. У Беларуси и Кыргызстана, государств равно далеких географически и по устройству , мало взаимных интересов. Но есть интересы одинаковые. Хозяйственная структура обоих стран еще с советских времен построена таким образом, что нуждается в российском рынке сбыта. Ситуация у Казахстана и Армении несколько отличается, но и для них связи с Россией чрезвычайно важны, в значительной степени по причинам геополитического характера.
В то же время российская экономика до конца 2014 года успешно росла за счет высоких , газ и прочие сырьевые ресурсы. Что давало Российской Федерации финансовые возможности для финансирования интеграционных процессов. Подобный образ действий, возможно, не обещал скорой экономической выгоды, но предполагал рост влияния России на мировой арене. Таким образом, настоящим локомотивом процессов евразийского объединения вообще и Таможенного союза в частности, всегда оставалась Российская Федерация.
История интеграционных процессов последних десятилетий выглядит как череда компромиссов между влиянием России и интересами ее соседей. Например, Беларусь неоднократно заявляла, что ей важен не Таможенный союз сам по себе, а единое экономическое пространство с равными ценами на нефть и газ и допуском предприятий Республики к российским госзакупкам. Ради этого Беларусь согласилась на повышение тарифов на ввоз легковых авто в 2010-2011 годах, не имея собственного производства подобной продукции. Подобная «жертва» также стала причиной объявления обязательной сертификации товаров легкой промышленности, что больно ударило по мелкорозничной торговле. Кроме того внутренние стандарты ТС пришлось привести в соответствие с нормами , хотя Россия является членом этой организации (и пользуется соответствующими возможностями в международной торговле), а Беларусь нет.
Пока Республика Беларусь не получила желаемых выгод в полной мере, т.к. вопросы о равных с внутрироссийскими ценах на энергоносители отложены до 2025 года. Также белорусские предприятия не получили возможностей для участия в российской программе импортозамещения.
Следует отметить, что соглашения Таможенного союза имеют множество исключений и уточнений, антидемпинговых, защитных и компенсационных мер, не позволяющих говорить об общей выгоде и равных условия для всех участников организации. Практически каждое из государств ТС в определенные моменты выражало свое недовольство договорными условиями.
Несмотря на ликвидацию таможенных постов внутри Союза, пограничный контроль между государствами сохраняется. Также на внутренних границах продолжаются проверки службами санитарного контроля. Практика их работы не демонстрирует ни взаимного доверия, ни объявленного единства подходов. Пример тому - периодически возникающие между Россией и Беларусью «продовольственные войны». Их обычный сценарий начинается с непризнания качества сертифицированных белорусской стороной продуктов и приводит к запрету поставки российским потребителям «до устранения недостатков».
Говорить о достижении декларированных при заключении Таможенного союза целей на данный момент (2016 год) невозможно, внутренний товарооборот между участниками ТС падает. Особенных преимуществ для экономики по сравнению с периодом до заключения договоренностей также не наблюдается.
Вместе с тем есть основания считать, что без соглашения о Таможенном союзе ситуация выглядела бы еще более удручающей. Кризисные явления в каждой отдельно взятой экономике могли бы иметь больший масштаб и глубину. Присутствие в ТС дает многим предприятиям сравнительное преимущество на внутрисоюзном рынке.
Долевое распределение таможенных пошлин между государствами ТС тоже выглядит благоприятным для Беларуси и Казахстана (первоначально РФ претендовала на перечисление в собственный 93% от общего объема).
Действующие в ТС соглашения дают возможность беспошлинной реализации автомобилей произведенных на территории Союза в режиме промышленной сборки. Благодаря этому Беларусь получила иностранные инвестиции в строительство предприятий для производства легковых авто. До этого времени подобные проекты не имели успеха ввиду малого объема собственно белорусского рынка сбыта.
Изучая опубликованную информацию о создании и функционировании Таможенного союза легко заметить, что декларативная часть, т.е. ратифицированные межгосударственные соглашения и общие документы упоминаются значительно чаще, чем конкретные цифры по увеличению товарооборота.
Но относиться к Союзу как пиар-акции очевидно не следует. Заметно упрощение движения товаров, уменьшение числа административных процедур, некоторое улучшение конкурентных условий у предприятий стран-участниц ТС. Вероятно, для наполнения согласованных единых правил экономическим содержанием требуется время и взаимная заинтересованность не только государственных институтов, но и субъектов хозяйствования внутри ТС.
Таможенные союзы нескольких государств на протяжении многих веков являются одним из основных факторов сближения стран-участниц в вопросах экономики, торговли, финансов, а впоследствии, возможно, и политического курса. Уже в начале XIX века из большинства немецких государств, согласившихся отменить все таможенные преграды между собой, а из пошлин, взимаемых на границах территории союза, образовать общую кассу был создан Германский таможенный союз. Европейский союз, одно из основных экономических и политических объединений современного мира, также начинался как Объединение угля и стали, впоследствии перешедшего в Таможенный союз, а затем и в зону единого рынка. Безусловно, процессы этих переходов проходили не без проблем и противоречий, однако общие экономические цели и политическая воля наклонили чашу весов в свою сторону.
Исходя из вышесказанного, стремление бывших республик СССР, вступивших на демократический путь развития, создать на рубеже веков аналогичный институт является вполне логичным и обоснованным. Спустя четыре года после распада Союза, главы трёх теперь уже независимых государств – России, Казахстана и Белоруссии – подписали пакет документов о создании Таможенного союза, целью которого являлось свободное перемещение товаров, услуг и капитала в рамках границ данных стран, а также создание единого курса торговой, валютной, таможенной и налоговой политики.
Несмотря на то, что уже с 1999 принимались практические меры по созданию единой таможенной территории, единых ставок таможенных пошлин и единой тарифной и торговой политики, Единый таможенный кодекс начал применяться лишь в 2010 году и, соответственно, именно с этого момента де-факто началось существование Таможенного союза. Уже на следующий год таможенный контроль на границах России, Белоруссии и Казахстана был упразднён и перенесён на внешний контур границ Таможенного союза. В процессе присоединения к союзу находится Киргизия, также над вступлением думают правительства Таджикистана и Армении. Начиная с 2012 года, на базе ТС России, Белоруссии и Казахстана создано Единое экономическое пространство, целью которого стало более полноценное и эффективное обеспечение товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы стран-участниц ЕЭП.
Актуальность темы обусловлена, прежде всего, тем, что ТС России, Белоруссии и Казахстана стал первым по-настоящему действующим интеграционным объединением государств на территории бывшего СССР. Такое объединение было просто необходимо ввиду того, что в наше время политики государств постсоветского пространства всё чаще вынуждены реализовать совместное ведение хозяйства в условиях управляемой интеграции. Причиной этому являются различные экономические потрясения в различных государствах СНГ и слабо ощутимые результаты преодоления этих потрясений.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение Таможенного союза как вида международной экономической организации. Для её достижения поставлены нижеуказанные задачи:
Для того чтобы понять цели и мотивы создания Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, сначала следует разобраться в самой сущности экономической интеграции. Это достаточно высокая, эффективная и перспективная ступень развития мировой экономики, качественно новый и более сложный этап интернационализации хозяйственных связей. Экономическая интеграция приводит не только к сближению национальных экономик, но и обеспечивает совместное решение экономических задач. Следовательно, экономическую интеграцию можно представить как процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.
Следует отметить, что большинство интеграционных союзов появились относительно недавно, в течение последних 50 лет. Среди них Европейский союз (ЕС), Североамериканская зона свободной торговли НАФТА, Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана и многие другие. Все они отличаются друг от друга как по уровню взаимодействия между предприятиями государств-членов, так и по степени сращивания национальных хозяйств. Венгерский экономист Бела Балашша выделял пять форм экономической интеграции, идущих от низшей к высшей, – зона свободной торговли, таможенный союз, единый рынок, экономический союз и политический союз . Однако в настоящее время в вопросе о количестве этих форм единогласия не существует. Одни учёные выделяют четыре или пять этапов, другие шесть. Некоторые считают, что следует отмечать также переход от валютного союза к экономическому союзу, а некоторые наоборот.
Если же говорить о принципах деятельности интеграционных группировок, то ими являются: содействие торговле; расширение международной и межрегиональной кооперации, причём как в производственной, так и в финансовой и научно-технических сферах; развитие международной транспортной инфраструктуры . Как результат, на данный момент мы имеем огромный объём международного движения товаров и услуг, гигантские потоки миграции рабочей силы, трансфер знаний и идей, трансграничный обмен капиталом. Всё это невозможно представить в ситуации, где каждое государство ведёт свою экономическую деятельность самостоятельно. С другой стороны, масштабы и скорость всех этих процессов вызывают в научных кругах бурные дискуссии, получившие особый резонанс после ратификации НАФТА в 1993 году. Среди этих дискуссий вопросы о том, опасны или полезны региональные экономические организации для либерализации мировой торговли, о выгоде от торговли и об эффективности модели глобальной экономической интеграции.
Продолжая тему целесообразности экономической интеграции, следует вспомнить статью Р. Липси и К. Ланкастера «Общая теория второго лучшего» . Исходя из данного труда, несмотря на то, что только свободная торговля приводит к эффективному распределению ресурсов, пока существуют торговые барьеры в отношении третьих стран, об экономических эффектах для стран-участниц интеграционной группировки судить нельзя. Делается вывод о том, что небольшое снижение тарифов с большей вероятностью может оказать положительный эффект на благосостояние стран, чем полная отмена тарифов, характерная, например, для таможенных союзов. Однако этот вывод нельзя назвать однозначно верным, поскольку, при прочих равных условиях, чем больше внутри страны потребляется местной продукции и чем меньше импортной, тем больше вероятность улучшения её благосостояния в результате формирования таможенного союза. Такой улучшение будет объясняться тем, что замена товаров, произведённых в стране, на товары стран-участниц таможенного союза приведёт к эффекту создания торговли, так как при производстве будут использоваться сравнительные преимущества национальных производителей. Таким образом, таможенный союз будет стимулировать торговлю между странами-участницами, тем самым повышая их благосостояние.
Таким образом, можно сделать вывод, что создание таможенного союза не даёт никаких гарантий роста благосостояния государств-членов, однако введение единых таможенных тарифов или единой валюты может дать положительные эффекты, как в производстве, так и в потреблении.
Рассмотрим теперь примеры различных экономических интеграций на мировой арене и конкретно на территории бывшего СССР.
Как указано выше, первой формой экономической интеграции является зона свободной торговли (ЗСТ). Её главный принцип – ликвидация тарифных и количественных ограничений на товарооборот между государствами. В основе соглашения о создании ЗСТ обычно лежит принцип взаимного моратория на увеличение пошлин, следуя которому партнеры не имеют права в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины или возводить новые торговые барьеры. При этом каждое государство вправе определять свою торговую политику в отношении стран, не являющихся членами ЗСТ, самостоятельно. Примером ЗСТ на мировом уровне может служить Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), участниками которой являются Соединённые Штаты Америки, Мексика и Канада. Среди пунктов соглашения о создании данной ЗСТ, вступившего в силу в 1994 году, — ликвидация таможенных тарифов и нетарифных барьеров для промышленных и сельскохозяйственных товаров, выработка общих правил для инвестиций, защита прав интеллектуальной собственности и разрешение торговых споров между странами-участницами. На территории Европы как ЗСТ можно рассматривать Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), в которой в данный момент участвуют Исландия, Норвегия, Швеция и Лихтенштейн. Говоря о ЗСТ на постсоветском пространстве, в первую очередь стоит упомянуть Зону свободной торговли СНГ, в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия и Украина. Кроме того, после распада СССР также существовали Балтийская зона свободной торговли (создана в 1993 году между Латвией, Литвой и Эстонией) и Центрально-европейская ассоциация свободной торговли (создана в 1992 году, участники – Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Словения и Чехия), однако со вступлением стран-участниц в Европейский союз соглашения по данным ЗСТ утратили свою силу.
Следующий этап экономической интеграции, являющийся самым интересным для нас в контексте данной работы, — таможенный союз (ТС), который можно определить как соглашение двух или более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле между ними. Исходя из XIV Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), ТС заменяет несколько таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри ТС и создании единого внешнего таможенного тарифа. Заметим, что таможенные союзы имеют популярность в развивающихся странах, так, все страны Латинской Америки являются членами ТС, также ими являются и страны Центральной и Южной Африки. Самым большим по площади ТС является Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, о котором более подробно будет рассказано в следующих пунктах данной работы. Также следует отметить Южноамериканский общий рынок МЕРКОСУР (соглашение о ТС между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем и Венесуэлой) и Бенилюкс (объединение Бельгии, Нидерланд и Люксембурга).
Более высокой ступенью интеграции является единый рынок. На постсоветском пространстве он существует в виде Единого экономического пространства, созданного участниками ТС России, Белоруссии и Казахстана. На западе же основным представителем является Европейский союз (ЕС).
Таможенный союз упраздняет таможенные пошлины для стран-участников и вырабатывает единую таможенную политику для товаров третьих стран, тем самым создавая предпосылки для перехода к единому рынку. Однако для этого перехода необходимо реализовать некоторые задачи, которые в рамках таможенного союза осуществить не представляется возможным. В первую очередь это разработка общей политики по развитию отдельных секторов экономики, при которой необходимо учитывать степень её важности для интеграции, а также её влияние на общество и на изменение в нуждах и потребностях потребителей. К примеру, при создании единого рынка в ЕС основными такими секторами были определены транспорт и сельское хозяйство. Кроме того, необходимо создать условия для беспрепятственного перемещения услуг, капитала и рабочей силы между государствами-участниками.
Спорной ступенью в классификации интеграционного развития является валютный союз. В дополнение к уже осуществлённым договорам о едином рынке и единой валютной политике добавляется постепенный переход к общей валюте, соответственно, организуется единый центральный банк или система центральных банков, которые и проводят валютную и эмиссионную политику, согласованную между странами-участницами. Плюсы валютного союза очевидны – сокращение расходов на расчётное обслуживание операций, большая прозрачность цен, усиление конкуренции, улучшение предпринимательского климата. Однако стоит учитывать различное экономическое положение стран-членов валютного союза, различия в котором могут послужить существенной проблемой для его нормального функционирования. С этим в данный момент сталкивается основной валютный союз – Еврозона, в которую входят 18 стран ЕС и особые территории ЕС. На постсоветском пространстве на данный момент валютных союзов не существует. Не так давно появились слухи о скором введении на территории Единого экономического пространства единой валюты под названием «алтын» , однако председатель Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко эти слухи опроверг .
Наивысшей формой экономической интеграции является экономический союз, где единый рынок и валютный союз действуют с применением общей экономической политики. Экономический союз характеризуется появлением надгосударственных экономических органов, чьи экономические решения становятся обязательными для стран-участниц данного союза. Россия, Белоруссия и Казахстан планируют создать к 2015 году Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который станет первым экономическим союзом на постсоветском пространстве .
Несмотря на то, что первый договор о заключении Таможенного союза был подписан бывшими советскими республиками в 1995 году, для того, чтобы проследить предпосылки его создания, необходимо вернуться чуть дальше в прошлое. За два года до этого Российская Федерация, Азербайджан Армения, Молдавия, Узбекистан, Таджикистан, Белоруссия, Грузия, Казахстан и Киргизия заключили договор о создании Экономического союза. В данном договоре нас интересует ст. 4, в которой указано, что Экономический союз создаётся путём поэтапного углубления интеграции, координации действий в осуществлении экономических реформ. Именно здесь впервые фигурирует Таможенный союз как одна из форм этой интеграции.
Следующим шагом стало Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь «О едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности» от 12 апреля 1994 года. Это первый пример унификации таможенного законодательства, который предусматривал, что Республика Беларусь введёт на своей территории таможенные тарифы, налоги и сборы в отношении ввоза и вывоза товаров, полностью идентичные таковым на территории Российской Федерации. Благодаря данному соглашению товары, происходящие с территории России и Беларуси, могли быть перемещены с таможенной территории одного из этих государств на таможенную территорию другого без каких-либо ограничений и взимания таможенных пошлин и налогов. Оно и стало ключевым шагом для последующего создания Таможенного союза.
Лишь спустя год, 6 января 1995 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь было подписано Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Менее чем через месяц, 20 января 1995 г., Республика Казахстан решила присоединиться к данному соглашению, причём договор был подписан одновременно с Россией и Беларусью, которые выступали в качестве одной стороны . В 1996 г. к данным Соглашениям присоединилась Киргизия. Именно в этом соглашении и были обозначены основные цели создания Таможенного союза :
В 1997 г. между Беларусью, Казахстаном, Киргизией и Россией было заключено Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза.
В 1999 г. к данному экономическому объединению присоединяется Таджикистан и также присоединяется к Соглашению о Таможенном союзе 1995 г.
Одной из следующих основных ступеней ввода Таможенного союза в действие был 1999 год – именно тогда участники Соглашения о Таможенном союзе 1995 года заключили Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Целая глава из трёх разделов в нём была посвящена условиям для завершения формирования Таможенного союза. Среди них наличие единой таможенной территории и таможенного тарифа; режима, не допускающего каких-либо тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле; однотипных механизмов регулирования экономики и торговли, базирующихся на универсальных рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном экономическом законодательстве; проведение единой таможенной политики и применение единых таможенных режимов; упрощение и последующая отмена таможенного контроля на внутренних таможенных границах. Также в договоре было введено понятие единой таможенной территории и определён исполнительный орган Таможенного союза, действующий на этапе его формирования, — Интеграционный комитет, располагавшийся в Казахстане в городе Алматы.
Следующее продвижение в создании Таможенного союза произошло с учреждением в 2000 г. Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс). В ст. 2 договора о его учреждении чётко прописано, что ЕврАзЭС создается для эффективного продвижения процесса формирования договаривающимися сторонами Таможенного союза .
6 октября 2007 г. был подписан целый ряд договоров, являющихся основополагающими в создании Таможенного союза. Во-первых, в Договор об учреждении ЕврАзЭС были внесены изменения, в соответствии с которыми был образован высший орган Таможенного союза — Межгосударственный совет. Он является как высшим органом ЕврАзЭС, так и высшим органом Таможенного союза, но решения по вопросам Таможенного союза принимаются членами Межгоссовета от государств-участников Таможенного союза. Также Протоколом от 6 октября 2007 г. о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. расширена компетенция Суда ЕврАзЭС, который получил право рассматривать дела о соответствии актов органов Таможенного союза международным договорам, формирующим правовую базу Таможенного союза. Во-вторых, Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза закрепил само понятие «Таможенный союз», а также список мероприятий, необходимых для завершения формирования Таможенного союза. В-третьих, Договор о Комиссии Таможенного союза учредил новый орган — Комиссию Таможенного союза — единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза, одним из принципов которой является добровольная поэтапная передача Комиссии части полномочий государственных органов.
В 2009 году на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза, а 1 июля 2010 года на территории трёх государств начал применяться Единый таможенный кодекс .
Исходя из всех вышеперечисленных документов, можно сделать два основных вывода: несмотря на начало фактической работы Таможенного союза с 2010 года, возможность его создания была юридически закреплена ещё в 1993 году, а страны-участницы принимают решения по его созданию единым блоком с 1995 года. Справедливости ради, стоит заметить, что о Таможенном союзе трёх государств в широких массах заговорили только когда были достигнуты высокие обороты по его созданию, то есть примерно в 2009 году, хотя идея Таможенного союза России и Беларуси была широко известна.
Что до причин создания Таможенного союза, то одной из них определённо являлась геополитическая ситуация. После распада СССР и так называемого «парада суверенитетов» Россия оказалась окружена интеграционными объединениями, такими как НАТО и Европейский союз. К тому же, некоторые соседние страны, как Грузия и Украина, также пошли по прозападному политическому вектору. Противостоять им в одиночку становилось всё сложнее. Видимо, руководство нашей страны осознало, что в таких условиях дальнейшее развитие возможно только при наличии реальных союзников, а таможенный союз является одним из лучших средств экономической интеграции государств.
Вторая причина – экономическая. Как известно, относительно недавно, в 2012 году, Россия стала 156 членом Всемирной Торговой Организации (ВТО). Однако переговоры о вступлении России в данную организацию велись с 1993 года, при этом твёрдого отказа председатели ВТО не давали. Чтобы не терять времени даром, руководством страны было решено создать торговый блок, альтернативный ВТО. Учитывая, что на тот момент шансы вступить в ВТО у Белоруссии и Казахстана были нулевыми, создание такого блока имело успех. Кроме того, имел место прагматический интерес трёх государств: Россия получала новые рынки сбыта, Казахстан – переориентацию на себя китайских товаропотоков с последующим их направлением в Россию, Белоруссия – беспошлинное получение энергоносителей (что, кстати, на какой-то момент времени стало камнем преткновения в переговорах трёх стран и даже поставило под вопрос членство Белоруссии в Таможенном союзе).
Возможно, существовала и идея о том, что торговые преимущества Таможенного союза позволят нам быть самодостаточными в производстве и торговле своими товарами, не испытывая проблем от отсутствия членства в ВТО всех трёх государств. В случае же вступления в ВТО предполагалось, что в составе «тройки» это будет сделать легче, впоследствии Россия неоднократно озвучивала этот факт как аргумент к ускорению этого процесса. Однако, как показала практика, экономическая ситуация в Казахстане и Беларуси пока не позволяет этим государствам стать частью ВТО следом за Россией. И если в 2013 году на тот момент генеральный директор ВТО Паскаль Лами говорил, что Казахстан находится на достаточно продвинутом этапе переговоров по вступлению в ВТО, то в вопросе по Белоруссии переговоры идут очень медленно и могут завершиться достаточно нескоро .
Основным фактором при создании любого торгового союза служит товарооборот между государствами-членами. Как было сказано ранее, после образования региональных торговых союзов начинается процесс переориентации местных потребителей на внутринтеграционные источники. Чем теснее торговые связи между этими источниками, тем успешнее будет и союз в плане достижения целей интеграции.
Заметим небольшую закономерность – чем больший вес имеет торговый союз в мировом экспорте, тем выше доля взаимной торговли между его членами в общем объёме внешней торговли союза. В этом отношении торговля стран-участниц Таможенного союза друг с другом очень сильно уступает торговле с третьими странами. Возьмём для сравнения самый успешный пример экономической интеграции нового времени – Европейский союз, на необходимость применения опыта которого в процессе евроазиатской интеграции не раз ссылались В. В. Путин и Д. А. Медведев . Когда рынки государств-членов Евросоюза объединялись, то это объединение было направлено в первую очередь внутрь . Как следствие, более 60% внешней торговли стран, входящих в ЕС, направлено на торговлю в рамках Евросоюза. Именно этот фактор и отличает процессы развития евразийской и европейской интеграции. Ниже представлены данные об экспорте по некоторым экономическим союзам:
Интеграционное объединение | Доля в мировом экспорте товаров (в том числе внутрисоюзный экспорт) | Доля экспорта в рамках союза (в общем объёме внешнего экспорта) | Доля экспорта в третьи страны (в общем объёме внешнего экспорта) |
Евросоюз | 30,65 | 63,86 | 37,15 |
АСЕАН | 6,87 | 25,85 | 74,17 |
НАФТА | 12,95 | 48,54 | 51,47 |
УНАСУР | 3,61 | 19,31 | 80,72 |
ТС России, Белоруссии и Казахстана | 3,22 | 10,7 | 89,9 |
ЭКОВАС | 0,87 | 7,16 | 92,88 |
В качестве обратного примера возьмём Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС). В данном региональном союзе объём торговли между странами-участницами предельно низок и составляет лишь 7,15%. Таким образом, видим, что при отсутствии прочных внутрисоюзных торговых связей появляются преграды на пути развития экономической интеграции.
Для того чтобы идентифицировать следующую проблему Таможенного союза, рассмотрим крупнейших торговых партнёров России, Белоруссии и Казахстана в 2013 году.
Место | Внешнеторговый партнёр | Доля во внешнем обороте, % |
Партнёры Белоруссии | ||
1 | Россия | 47,81 |
2 | Нидерланды | 8,7 |
3 | Украина | 8,59 |
12 | Казахстан | 1,3 |
Партнёры Казахстана | ||
1 | Китай | 19,74 |
2 | Россия | 15,8 |
3 | Италия | 12,03 |
23 | Белоруссия | 0,7 |
Партнёры России | ||
1 | Нидерланды | 11,3 |
2 | Китай | 11,17 |
3 | Германия | 8,95 |
5 | Белоруссия | 4,81 |
12 | Казахстан | 2,75 |
По данным вышеприведённой таблицы видно, что основными торговыми партнёрами Белоруссии являются Россия, Нидерланды и Украина. Казахстан же не входит даже в первую десятку и находится лишь на 12-м месте.
Относительно Казахстана можно увидеть, что его основными торговыми партнёрами являются Китай, Россия и Италия. В этом случае Белоруссия находится ещё дальше, на 23-м месте.
Что касается России, то её крупнейшими внешнеторговыми партнёрами являются Нидерланды, Китай и Германия. Ни одна из стран-участниц Таможенного союза в тройку не вошла, Белоруссия находится на пятом месте, Казахстан – на 12-м.
Как видим, присутствует весьма неприятный для регионального объединения факт – двухсторонние торговые страны государств-членов ТС с некоторыми внешними торговыми партнёрами намного более интенсивны, чем друг с другом, что снижает эффективность данного союза.
Для дальнейшего выявления проблем Таможенного союза используем Индекс зависимости от торговли (ИЗТ) – показатель, представляющий собой отношение внешнеторгового оборота страны к её ВВП. Динамика данного параметра поможет сделать вывод о том, насколько увеличил и увеличил ли Таможенный союз взаимную торговлю стран-членов.
Год | ИЗТ Белоруссии, % | ИЗТ Казахстана, % |
2003 | 3 | 1,37 |
2004 | 2,73 | 1,45 |
2005 | 2,15 | 1,32 |
2006 | 1,87 | 1,4 |
2007 | 1,94 | 1,28 |
2008 | 2,17 | 1,25 |
2009 | 1,77 | 1,07 |
2010 | 1,65 | 0,94 |
2011 | 2,11 | 0,98 |
2012 | 1,77 | 1,13 |
2013 | 1,97 | 1,27 |
Исходя из данной таблицы, можно сделать вывод о том, что начиная с 2010 г. (вступление в силу Единого таможенного кодекса) индексы России по отношению к Белоруссии и Казахстану имеют тенденцию к росту, но очень слабовыраженную. Следовательно, для России Таможенный союз не стал переломным моментом, радикально влияющим на степень её торговли с Белоруссией и Казахстаном.
Что касается ИЗТ Белоруссии, то из нижеуказанной таблицы можно заметить, что по отношению к России объём торговли с 2010 года имеет тенденцию к росту. Однако что касается Казахстана, то здесь видно, что на протяжении 2010 года индекс несколько падал, а затем наметился противоположный тренд. Исходя из данных, можно сказать, что для Белоруссии Таможенный союз даёт возможность усилить торговые связи с Россией, но не с Казахстаном.
Год | ИЗТ России, % | ИЗТ Казахстана, % |
2003 | 70,24 | 0,4 |
2004 | 77,35 | 0,62 |
2005 | 52,3 | 0,76 |
2006 | 54,48 | 0,91 |
2007 | 58,15 | 1,17 |
2008 | 56,63 | 0,93 |
2009 | 48,31 | 0,78 |
2010 | 51,2 | 1,57 |
2011 | 72,15 | 1,48 |
2012 | 76,27 | 1,6 |
2013 | 78,21 | 1,75 |
По поводу Казахстана можно заметить, что с момента создания Таможенного союза значимость торговли с Россией и Белоруссией для него хоть и возросла, но незначительно. Данные по Казахстану приведены в таблице ниже:
Год | ИЗТ России, % | ИЗТ Белоруссии, % |
2003 | 6,34 | 0,04 |
2004 | 6,57 | 0,04 |
2005 | 5,21 | 0,05 |
2006 | 4,68 | 0,09 |
2007 | 4,56 | 0,12 |
2008 | 4,71 | 0,13 |
2009 | 3 | 0,05 |
2010 | 2 | 0,03 |
2011 | 4,07 | 0,05 |
2012 | 3,24 | 0,04 |
2013 | 3,15 | 0,03 |
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что среди трёх стран-участниц Таможенного союза существенный вклад в укрепление двусторонних связей ощущает только одно государство — Белоруссия, что является не самым лучшим показателем для интеграционного объединения.
Итак, исходя из анализа взаимной торговли России, Белоруссии и Казахстана, которая является основным показателем степени интегрированности группы стран, можно сказать, что уровень товарооборота между странами-участницами Таможенного союза пока остаётся низким. Следовательно, Таможенный союз на данный момент нельзя считать в полной мере эффективным инструментом внешней экономической политики и увеличения объёмов внешней торговли.
Говоря о перспективах и основных используемых методах и направлениях в развитии Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, можно заметить, что, как уже было сказано выше, Президент и Председатель правительства России предлагают действовать с оглядкой на опыт Европейского союза. Не будем ставить под сомнение компетентность вышестоящих лиц нашей страны, но отметим, то сравнивать Европейский союз и Таможенный союз не совсем корректно. В случае Евросоюза изначально имелось несколько стран-лидеров, имеющих примерно одинаковое экономическое положение и уравновешивающих друг друга. В случае с Таможенным союзом, очевидно, что уровень экономического развития России намного превосходит оные у Казахстана и Белоруссии. Поэтому неудивительно, что в евразийском интеграционном объединении Россия взяла на себя роль лидера, а российская экономика выступает в качестве ядра интеграционного процесса. При таком раскладе намного корректнее сравнивать Таможенный союз с НАФТА, в котором также участвуют три страны, а роль центральной экономики выполняют Соединённые Штаты Америки. Основное же сходство, позволяющее сравнивать эти интеграционные группировки, это серьёзные различия в социально-экономическом уровне развития стран.
Известный экономист Дж. Маджоне, рассматривая в своей монографии процессы евроинтеграции с критических позиций, замечает, что существенные различия в социально-экономическом уровне государств-участников интеграционного процесса обязательно приведут к разной расстановке политических приоритетов. В этом случае гармонизация национальных законодательств неуместна, а наоборот, в целях повышения благосостояния государств-членов интеграционной группировки необходима дифференциация правовых норм . Дж. Бхагвати и Р. Худек в одной из своих работ, посвящённых свободной торговле и гармонизации национальных законодательств, также утверждали, что централизованная унификация в некоторых случаях может ухудшить социально-экономические показатели . Следовательно, некоторые традиционные методы интеграции, в число которых входит централизованная гармонизации правовой системы, которая использовалась в Европе, несостоятельны в рамках Таможенного союза.
Другим важным принципом европейской интеграции является экономическая и социальная солидарность, которая предполагает выравнивание уровня материального благосостояния во всех странах-членах Европейского Союза . В случае с Таможенным союзом, основные перспективы его расширения связаны с вступлением в него в будущем Киргизии и Таджикистана. Уровень жизни населения этих стран намного ниже российского, белорусского или казахстанского, а что касается экономической ситуации, то размер экономик этих государств несопоставим с экономиками Казахстана и Белоруссии, не говоря уже о России. Исходя из этого, снова имеем неприменимость развития интеграции Таможенного союза по примеру Евросоюза.
Если говорить о присоединении новых государств к числу членов Таможенного союза, в первую очередь стоит упомянуть Киргизию. Переговоры России, Белоруссии и Казахстана с этой страной по поводу вступления в Таможенный союз идут с 2011 года, однако периодически они топчутся на месте в течение довольно продолжительных периодов времени. Основной причиной таких простоев является так называемая «дорожная карта» — список условий, на которых Киргизия настаивает при вступлении в ТС. Дело в том, что многие представители бизнес-сообщества опасаются за некоторые отрасли страны, которые могут быть доведены до банкротства. Среди них – реэкспорт китайских товаров. Не секрет, что таможенные ставки на многие китайские товары в Киргизии нулевые или близки к нулю, что позволило местным предпринимателям создать огромные вещевые рынки, на которые часто приезжают оптовые торговцы из соседних стран, включая Казахстан и Россию. На таких рынках работает несколько сотен тысяч человек, и потеря ими работы в случае вступления страны в Таможенный союз, грозит также социальными волнениями . Именно поэтому правительство Киргизии просит дать крупнейшим рынкам страны статус зон свободной торговли, предоставить временные льготы по многим товарным позициям, а также подписать соглашение о безпрепятственном перемещении трудовых мигрантов в рамках Таможенного союза, что рассматривает как «подушку безопасности» для страны . Данные условия были признаны членами Таможенного союза, в особенности Казахстаном, неприемлемыми, что даже привело к временному приостановлению Киргизией процесса интеграции в декабре 2013 года . Однако в марте 2014 года первый вице-премьер-министр Киргизии Джоормат Оторбаев заявил, что в «дорожную карту» были внесены поправки, и что страна может вступить в Таможенный союз уже в этом году . Так ли это будет или нет, покажет время.
Что касается Таджикистана, также считающегося одним из претендентов на интеграцию со странами ТС, то, несмотря на заявления президента Эмомали Рахмона о серьёзности намерений о переговорах по вступлению в Таможенный союз ещё в 2010 году, на данный момент переговоры так и не начались . Правительство страны хочет убедиться в целесообразности данного шага, в первую очередь, оценив результат вступления в Таможенный союз Киргизии. Свою роль здесь играет и географический фактор – Таджикистан не имеет общих границ с Россией, Белоруссией или Казахстаном, зато граничит с Киргизией. В случае вступления в Киргизии в Таможенный союз, следующим претендентом будет Таджикистан, что и подтвердил президент России В. В. Путин .
Политическое противостояние России и Соединённых Штатов Америки в некоторых вопросах также играет свою роль в возможном присоединении стран к Таможенному союзу. Так, в октябре 2013 года желание о вступлении в Таможенный союз изъявило правительство Сирии. По словам вице-премьера Кадри Джамиля, все необходимые документы уже готовы, а переговоры с российскими партнёрами уже завершены . В данный момент ведутся переговоры со сторонами Белоруссии и Казахстана. Усложняет ситуацию, как и в случае с Таджикистаном, географическая проблема – Сирия не имеет общих границ ни с одной из стран-участниц Таможенного союза.
Контрпримером может служить ситуация с Украиной, в которой остро стоял вопрос интеграции с одним из объединений – Таможенным союзом или Европейским союзом. Несмотря на огромное количество внешнеторговых операций со странами СНГ, в 2013 году Украина отказалась вступать в Таможенный союз, в свою очередь Россия посчитала недопустимым предложение Украины о сотрудничестве по типу «3+1», отказав в выборочных льготах при торговле с союзом . В связи с государственным переворотом в Киеве и приходом к власти правительства, направленного на интеграцию с западными странами, сейчас шанс на вступление страны в Таможенный союз можно считать практически нулевым. Однако ситуация на Украине меняется ежедневно, и, учитывая различные настроения восточного и западного регионов страны, сейчас очень трудно спрогнозировать её решение по дальнейшему вопросу интеграции.
В заключение хотелось бы отметить, что при развитии Таможенного союза крайне важно учитывать всех внешних игроков в регионе. Это подтверждает тезис о том, что вступление России в ВТО является ключевым фактором процесса евразийской интеграции, поскольку поспособствует более грамотному разрешению всех вопросов, возникающих в торговых отношениях России, Белоруссии и Казахстана. Согласно обязательствам России перед ВТО, участники союза должны следовать правилам глобального регулятора международной торговли. Также положительный эффект от вступления России в ВТО проявится в повышении совместимости торговых и экономических отношений на постсоветском пространстве. Таким образом, рассматривать сценарии развития Таможенного союза без его присоединения к ВТО в обозримом будущем совершенно неприемлемо.
Всего четыре года прошло с момента вступления в силу Единого таможенного кодекса и переноса таможенных границ России, Белоруссии и Казахстана на внешнюю границу Таможенного союза. Лишь два года назад был совершён переход к Единому экономическому пространству. Конечно же, за такой короткий срок времени Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана даже при самых благоприятных условиях не смог бы добиться уровня интеграции, схожего с уровнем Европейского союза или НАФТА. В данный момент постепенная экономическая интеграция стран постсоветского пространства идёт вполне стабильно, однако для ощутимых результатов необходимо время. Также необходимо помнить, что в вопросе Таможенного союза многих, особенно граждан Белоруссии и Казахстана, волнует возможная политическая подоплека, так называемый возврат к временам СССР с Россией в качестве доминирующего государства. Именно поэтому стоит ещё раз поднять вопрос о том, чтобы строить интеграцию Таможенного союза, основываясь на опыте союза НАФТА, который никогда не преследовал целей создания наднациональных органов и разработки нового законодательства, в отличие от Европейского союза. Полное соответствие НАФТА правилам ВТО в области регулирования движения капитала позволяет использовать его как модель для инвестиционных соглашений в рамках Евразийского экономического пространства.
Сделаем теперь несколько выводов. Для достижения максимальных эффектов в региональной интеграции Таможенный союз должен удовлетворять минимум трём условиям: поддержание высокого удельного веса внутрирегиональной торговли в общем объёме внешней торговли, то есть, поддержание высокого товарооборота между странами-участницами; создание глубокой производственной и технологической кооперации между странами-участницами; проведение грамотной политики, учитывающей разницу в уровнях социально-экономического развития стран-участниц.
Также нельзя забывать о существенных различиях европейской и евразийской интеграции, среди которых:
В случае пренебрежения вышеупомянутыми отличиями и полной постановки развития Таможенного союза по курсу Европейского союза может привести к такой ситуации, когда Россия просто-напросто окажется государством-донором в региональном объединении.
Что касается прогресса Таможенного союза в вопросе присоединения новых участников, то можно предположить, что со временем все развивающиеся государства постсоветского пространства, не входящие в иное региональное объединение, присоединятся к Единому экономическому пространству. На данный момент такие государства, как Таджикистан, Армения и Сирия, планируют подать заявку на вступление в Таможенный союз. Вопросы о том, вступать или не вступать в Таможенный союз, возникают лишь у тех государств, у которых есть вариант вступления в иную региональную группировку, – как Украина, планирующая вступить в Европейский союз, или Киргизия, долго раздумывавшая над тем, что будет благоприятнее для экономики страны – интеграция в Единое экономическое пространство, или сохранение таможенных льгот на ввоз продукции из Китая.
Подводя итог, можно сказать, что при развитии Таможенного союза необходимо использование комбинированного подхода в заимствовании опыта западных региональных группировок. При этом обязательным условием должна являться приверженность всех стран-участниц нормам и правилам ВТО во всех экономических взаимоотношениях в сфере торговли товарами и услугами как в рамках Единого экономического пространства, так и за его пределами.
В Астане (Казахстан) президентами России, Белоруссии и Казахстана. Вступил в силу 1 января 2015 года.
: Армения (со 2 января 2015 года), Белоруссия, Казахстан, Киргизия (с 12 августа 2015 года) и Россия.
Численность населения стран ЕАЭС на 1 января 2016 года — 182,7 миллиона человек (2,5% от мировой численности населения). Валовый внутренний продукт в странах ЕАЭС в 2014 году составил 2,2 триллиона долларов (3,2% в структуре мирового ВВП). Объем промышленного производства достиг 1,3 триллиона долларов (3,7% мирового промышленного производства). Объем внешней торговли товарами ЕАЭС с третьими странами в 2014 году составил 877,6 миллиардов долларов (3,7% мирового экспорта, 2,3% мирового импорта).
Евразийский экономический союз создан на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии и Единого экономического пространства как международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью.
В рамках Союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики.
Идея создания ЕАЭС была заложена в принятой президентами России, Белоруссии и Казахстана 18 ноября 2011 года Декларации о евразийской экономической интеграции. В ней зафиксированы цели евразийской экономической интеграции на перспективу, в том числе была провозглашена задача создания Евразийского экономического союза к 1 января 2015 года.
Создание ЕАЭС означает переход к следующей после Таможенного союза и Единого экономического пространства стадии интеграции.
Основными целями Союза являются:
— создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;
— стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;
— всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.
Высшим органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС), в состав которого входят главы государств-членов. ВЕЭС рассматривает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза.
Заседания Высшего совета проводятся не реже одного раза в год. Для решения неотложных вопросов деятельности Союза по инициативе любого из государств-членов или председателя Высшего совета могут созываться внеочередные заседания Высшего совета.
Реализацию и контроль за исполнением Договора ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета обеспечивает Межправительственный совет (ЕМС), состоящий из глав правительств государств-членов. Заседания Межправительственного совета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза со штаб-квартирой в Москве. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза.
Суд Союза — судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.
Председательство в ВЕЭС, ЕМС и Совете ЕЭК (уровень вице-премьеров) осуществляется на ротационной основе в порядке русского алфавита одним государством-членом в течение одного календарного года без права продления.
В 2016 году в указанных органах председательствует Казахстан.
Союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами. Также предусмотрена процедура выхода из Союза.
Финансирование деятельности органов Союза осуществляется за счет средств бюджета Союза, который формируется в российских рублях за счет долевых взносов государств-членов.
Бюджет ЕАЭС на 2016 год — 7 734 627,0 тысячи рублей.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников