Что такое т 14. Россия только что объявила, сколько она построит смертоносных танков «Армата. Главное орудие танка «Армата»

Что такое т 14. Россия только что объявила, сколько она построит смертоносных танков «Армата. Главное орудие танка «Армата»

Проект унифицированной тяжелой гусеничной платформы «Армата» является одной из самых интересных тем последних лет. До недавнего времени специалисты и заинтересованная общественность могли лишь обсуждать отрывочные данные, опубликованные в тех или иных источниках. Однако несколько месяцев назад ситуация изменилась. За несколько недель до Парада Победы 9 мая появились первые фотографии и видеозаписи, на которых была запечатлена перспективная техника. Затем состоялся сам парад, а после этого оборонная промышленность продолжила неторопливо публиковать сведения о новом проекте.

На прошлой неделе телеканал «Звезда» сделал огромный подарок всем любителям военной техники. В эфир вышла первая полноценная телепрограмма, посвященная перспективной линейке военной техники. В новом выпуске программы «Военная приемка» под названием «Армата – «терра инкогнита» представители оборонной промышленности и журналисты рассказали о новом проекте и раскрыли некоторую новую информацию, которая ранее была недоступна широкой общественности.


К сожалению, большая часть сведений о проекте платформы «Армата» и бронетехники на ее базе пока остается под грифом секретности. Тем не менее, уже рассекреченные сведения, допущенные к публикации, представляют большой интерес и могут серьезно дополнить существующую картину, составленную по ранее опубликованным данным. Таким образом, даже в условиях секретности каналу «Звезда» удалось сделать крайне интересную программу, с которой следует ознакомиться всем специалистам и любителям техники.

Танк Т-14 "Армата". Фото Wikimedia Commons

Перед изучением новых сведений вспомним, какие данные о проекте «Армата» уже стали достоянием общественности. Первые упоминания о новом проекте, создаваемом корпорацией «Уралвагонзавод», появились еще несколько лет назад. Вскоре после этого стало известно, что в рамках нового проекта планируется создать унифицированную тяжелую гусеничную платформу, на базе которой будет разрабатываться военная техника различных типов. Так, предполагалось создать и запустить в серию основной танк, тяжелую боевую машину пехоты, бронированную ремонтно-эвакуационную машину и технику иных классов.

Наибольший интерес у общественности вызвал проект основного боевого танка на базе платформы «Армата», получивший обозначение Т-14. Согласно заявлениям разработчиков проекта, эта машина должна была иметь ряд многообещающих особенностей, пока не нашедших применения в танках. При помощи использования этих новых идей планировалось значительно повысить уровень защиты экипажа, огневую мощь вооружения, подвижность и, как следствие, общую боевую эффективность танка.

Достаточно давно стала известная общая компоновка танка на базе платформы «Армата». С целью улучшения защиты экипажа было решено перенести рабочие места всех танкистов в общую броневую капсулу, помещенную внутри корпуса. Позади капсулы экипажа, таким образом, должно было находиться необитаемое боевое отделение. Моторно-трансмиссионное отделение, как и на предыдущих отечественных танках, осталось в корме. Циркулировали слухи о возможном переносе двигателя и трансмиссии в переднюю часть корпуса, но они в итоге были опровергнуты официальными данными.

Почти все характеристики нового танка Т-14 пока остаются секретом. Тем не менее, к настоящему времени стали известны примерные значения некоторых параметров. Так, в разных источниках утверждалось, что бронемашина получит двигатель мощностью более 1500 л.с. Кроме того, оглашались сведения о превосходстве нового танкового орудия над существующим вооружением. Однако прочие характеристики, даже самые общие, пока не оглашались.


Силовой блок платформы "Армата". Кадр из т/п "Военная приемка"

В своей программе журналисты телеканала «Звезда» с разрешения военных и оборонной промышленности раскрыли некоторые любопытные особенности проекта Т-14. Не вдаваясь в засекреченные подробности, авторы программы «Военная приемка» рассказали и показали множество интересных вещей, которые дополняют или корректируют уже сложившуюся картину.

К примеру, был показан процесс установки силового блока. Впервые в отечественной практике гусеничная бронемашина получила двигатель и трансмиссию, выполненные в виде единого агрегата. Такая особенность силовой установки облегчает сборку техники или ремонт в условиях армейских мастерских. Благодаря этому ноу-хау замена силового блока занимает не более нескольких часов, что должно соответствующим образом сказаться на темпах обслуживания техники.

Основные характеристики силовой установки пока не оглашались. Тем не менее, было объявлено, что платформа «Армата» оснащается многотопливным Х-образным двигателем, по мощности превосходящим все существующие отечественные танковые моторы. Это означает, что его мощность составляет, как минимум, 1500 л.с. Имеющаяся мощность позволяет компенсировать рост массы техники в сравнении с предыдущими машинами и, как следствие, обеспечить возможность преодоления всех препятствий, внесенных в техническое задание заказчика.

Для улучшения характеристик подвижности танк Т-14 и другие машины на базе платформы «Армата» получают автоматическую реверсивную коробку передач. Этот агрегат имеет 8 скоростей переднего хода и 8 заднего. Таким образом, благодаря новой коробке передач бронемашина может двигаться вперед или задним ходом с одинаковыми показателями скорости. В ряде ситуаций подобная возможность способна значительно повысить эффективность машины, а также обеспечить ее выживание в бою.


Сборка ходовой части шасси, видны некоторые особенности подвески. Кадр из т/п "Военная приемка"

Унифицированная платформа «Армата» получает гусеничную ходовую часть с индивидуальной подвеской семи опорных катков на каждом борту. Тип подвески пока не уточнялся, но показанные особенности машины явно намекают на использование торсионов. Кроме того, две передние и задняя пары опорных катков оснащаются дополнительными амортизаторами, по-видимому, призванными компенсировать некоторые повышенные нагрузки.

Также ходовая часть танка Т-14 имеет неравномерное распределение опорных катков. Нетрудно заметить, что расстояние между первыми тремя парами катков больше, чем между остальными. В остальном ходовая часть нового танка почти не отличается от «классических» агрегатов отечественных танков: передние направляющие и задние ведущие колеса с цевочным зацеплением, а также несколько поддерживающих роликов.

Основные характеристики подвижности пока не подлежат оглашению. Тем не менее, авторы программы упомянули один любопытный факт, способный помочь определить примерный диапазон максимальных скоростей новой техники. Во время Парада Победы техника, пройдя по Красной площади, уходит на Васильевский спуск. Чтобы выдерживать строй, машинам, входящим в поворот с большим радиусом, приходится увеличивать скорость, нередко до 100 км/ч. Авторы «Военной приемки» напоминают, что водители танков Т-14 во время парада прекрасно справились с задачей и удержали строй на повороте.

С целью повышения уровня защиты экипажа и всей машины в целом основной танк Т-14 получает набор специального оборудования, которое защищает его от различных угроз. При этом защита обеспечивается разными способами и на разных этапах: как при подготовке противника к выстрелу, так и в момент попадания снаряда.


Компьютерное моделирование движения танка по пересеченной местности. Видны некоторые особенности ходовой части. Кадр из т/п "Военная приемка"

Первым «рубежом» защиты перспективного танка являются специальные материалы и краска. Утверждается, что за счет их использования удалось резко сократить заметность боевой машины для радиолокационных средств обнаружения. Таким образом, первым способом повышения живучести танка на поле боя является сокращение вероятности его обнаружения противником.

Если избежать обнаружения не удалось и противник пытается навести вооружение, в дело вступает система оптико-электронного подавления. При обнаружении излучения вражеского лазерного дальномера происходит отстрел специальных гранат, образующих облако дыма с металлическими частицами. Танк или иная боевая машина противника не сможет замерить расстояние до цели и, как следствие, правильно навести свое вооружение. Кроме того, гранатометы могут использоваться при применении противником вооружения с наведением на подсвеченную лазером цель.

Третьим средством защиты является комплекс радиоэлектронной борьбы. Набор специального радиоэлектронного оборудования должен создавать вокруг танка зону, защищенную от различных вооружений противника. Такие системы должны защитить Т-14 от управляемых ракет и противотанковых мин с магнитными взрывателями. Принцип действия при срыве атак с использованием ракет пока не уточняется.

Лишь преодолев первые три степени защиты, боеприпас противника сможет ударить по броне нового отечественного танка. Тем не менее, и в таком случае поражение машины вовсе не гарантируется. Танк Т-14 и другие машины на базе платформы «Армата» оснащаются комплексом средств защиты в виде собственной брони и дополнительных модулей, монтируемых на ней. Состав и характеристики брони корпуса пока остаются тайной, но можно предположить, что, как минимум, лобовая часть корпуса оснащена комбинированной многослойной преградой. Защита бортов, очевидно, менее сложна и прочна.


Танк Т-14 во время тестовой стрельбы. Кадр из т/п "Военная приемка"

Для повышения характеристик танк предлагается оснащать блоками динамической защиты. Такими блоками покрывается вся верхняя лобовая деталь и бортовые экраны. Таким образом, от обстрела из всей передней полусферы танк защищен не только броней, но и динамической защитой. Кормовая часть бортов, в свою очередь, закрыта решетчатыми режущими экранами. Такое оборудование позволяет защитить машину от различных противотанковых боеприпасов, а также не ухудшает охлаждение кормовой части корпуса и силовой установки.

Любопытной чертой т.н. активных средств защиты нового танка является их полная автономность. Автоматика самостоятельно должна следить за окружающей обстановкой и принимать необходимые меры. К примеру, в ее обязанности входит работа с датчиками лазерного излучения и дымовыми гранатометами. При обнаружении излучения от лазерного дальномера электроника самостоятельно должна определять местоположение его источника и образовывать на пути луча непроницаемое облако. Фактически единственной задачей экипажа при использовании активных средств защиты является их включение при выходе на поле боя. Все остальное они делают самостоятельно, позволяя танкистам сосредоточиться на выполнении боевой задачи.

Одной из главных задач проекта было обеспечение максимально возможной защиты экипажа. Именно поэтому было решено отказаться от традиционного размещения экипажа в отделении управления и башне, перейдя к новой компоновке. Весь экипаж танка Т-14, состоящий из трех человек, располагается в общем объеме, выполненном в виде т.н. бронекапсулы, за счет чего обеспечивается дополнительная защита.

Капсула экипажа находится позади верхней лобовой детали и перед боевым отделением. Три танкиста сидят плечом к плечу и располагают всем необходимым оборудованием для управления машиной. На левом сиденье располагается механик водитель, на среднем – наводчик-оператор вооружений, справа – командир. Доступ в капсулу обеспечивается двумя люками в крыше, расположенными над местами водителя и командира. Наводчик должен попадать в танк через один из «чужих» люков. Все члены экипажа при этом располагают собственными перископическими приборами для наблюдения за обстановкой. Ведущий программы «Военная приемка» Алексей Егоров отметил большой вес люков. Интересно, это было случайным замечанием или своеобразной отсылкой к недавним спорам по поводу толщины и уровня защиты люков?


Интерьер капсулы экипажа. Видны рабочие места водителя (на заднем плане) и наводчика (впереди). Кадр из т/п "Военная приемка"

Для уменьшения размеров кабины и обеспечения дополнительного удобства боевой работы кресла танкистов устанавливаются с наклоном назад. При этом кресло водителя может подниматься, позволяя ему смотреть поверх лобовой детали.

Рабочее место водителя оснащается штурвалом, регулируемым в двух плоскостях для большего удобства работы. Также имеются рычаг управления коробкой передач, набор экранов и других приборов для вывода информации о работе различных систем. Благодаря использованию автоматической коробки передач водитель работает только с двумя педалями.

Перед наводчиком и командиром располагаются пульты управления с двумя жидкокристаллическими мониторами на каждом. При помощи этого оборудования экипаж получает видеосигнал от средств наблюдения и может производить обнаружение целей с последующей их атакой. Управление вооружением осуществляется при помощи двух пультов, аналогичных используемым на современных отечественных танках. Наведение выполняется поворотом пульта или наклоном его боковых рычагов. При необходимости эти пульты, по-видимому, могут поворачиваться и укладываться под приборную доску.

Система управления огнем и связанная с ней аппаратура позволяет экипажу производить наблюдение и поиск целей в любое время суток и определять цели на дальностях до нескольких километров. Оптико-электронное прицельное оборудование имеет возможность увеличения изображения в широких пределах, облегчая стрельбу по удаленным целям. Также в составе СУО предусматривается автомат сопровождения цели, способный решать поставленные задачи как днем, так и ночью.


Рабочие места наводчика (передний план) и командира (позади). Кадр из т/п "Военная приемка"

Вооружение перспективного отечественного танка Т-14 устанавливается в башне. Из-за переноса экипажа в единый объем было разработано необитаемое боевое отделение с набором автоматики, полностью обслуживающей основное орудие. Все операции по подготовке к стрельбе осуществляются без участия человека, лишь по его командам.

Как и предыдущие танки отечественной разработки, Т-14 оснащается гладкоствольным орудием калибра 125 мм. Тем не менее, эта пушка (по имеющимся данным, обозначается как 2А82) выполнена по современным технологиям с применением новых материалов. Это позволило повысить максимальное давление в канале ствола, что повлекло за собой рост некоторых других характеристик. Тем не менее, точные данные о новейшем танковом оружии пока не публиковались.

Главный конструктор Уральского КБ транспортного машиностроения Андрей Терликов отмечает, что модульная конструкция танка позволяет в дальнейшем использовать новое вооружение большего калибра, а также проводить иные модернизации боевого отделения. Таким образом, разговоры о возможной установке нового орудия увеличенного калибра имеют под собой определенные основания.

В качестве дополнительного вооружения новый танк на базе платформы «Армата» использует боевой модуль с пулеметом. Эта система устанавливается на крыше башни и позволяет защищать танк от нападения с любых ракурсов. Модуль имеет систему дистанционного управления и полностью контролируется экипажем.


Подготовка к выстрелу из основного орудия. Кадр из т/п "Военная приемка"

Уже сейчас корпорация «Уралвагонзавод» и организации, входящие в ее состав, имеют некоторые соображения по поводу дальнейшей модернизации нового танка. В частности, рассматривается вопрос создания безэкипажной модификации, управляемой с удаленного пульта. Для этого следует провести ряд исследовательских и конструкторских работ, на которые понадобится некоторое время.

Большая часть сведений о проекте унифицированной гусеничной платформы «Армата» и танке Т-14 пока не подлежит разглашению. Разработчики до сих пор не торопятся раскрывать подробности новых проектов, что способствует появлению различных версий и домыслов, а также подогревает интерес со стороны общественности. Недавняя программа телеканала «Звезда» смогла ответить на некоторые давно появившиеся вопросы. Кроме того, благодаря ей появились новые вопросы о проекте, ответы на которые появятся нескоро. Поэтому следует ждать о ходе проекта и новые сообщения о тех или иных особенностях перспективной техники.

По словам высокопоставленного представителя российского военного ведомства, Москва к 2020 году построит 100 основных боевых танков «Армата». Тем самым он положил конец экстравагантным фантазиям, авторы которых утверждали, будто Кремль к этому времени создаст целую армаду новых грозных машин в количестве 2 300 единиц.

«Сегодня проводится опытно-боевая эксплуатация созданных изделий. Мы имеем контракт на 100 единиц, которые будут поставлены нам до 2020 года», — заявил заместитель министра обороны Юрий Борисов, выступая в Кубинке на торговом форуме «Армия-2017», о чем сообщило информационное агентство ТАСС.

Большинство серьезных военных аналитиков, изучающих российскую армию, и в том числе, Майкл Кофман (Michael Kofman) из Центра военно-морского анализа (Center for Naval Analyses), давно уже называют нелепыми утверждения о том, что Москва к 2020 году создаст 2 300 танков Т-14. У России нет ни производственных мощностей, ни финансовых возможностей, чтобы в такие короткие сроки построить так много новых и дорогих танков. Даже если русские будут выпускать по 120 танков в год, у них уйдет около двух десятков лет на создание такого количества машин.

Универсальная боевая платформа «Армата» является базой для основного боевого танка Т-14, тяжелой боевой машины пехоты Т-15, ремонтно-эвакуационной машины Т-16 и множества других машин. А еще в семейство «Арматы» могут включить тяжелую самоходную артиллерийскую установку с орудием увеличенного калибра. Т-14 обладает серьезной огневой мощью, имея новую пушку 2A82-1M калибра 125 миллиметров, которая размещена в в дистанционно управляемой необитаемой башне. На этом так называемом «убийце танков» могут в будущем установить 152-миллиметровое орудие, которое в настоящее время используется в самоходной гаубице 2С35 «Коалиция-СВ». Однако у аналитиков есть серьезные сомнения в том, что этот вариант будет когда-нибудь построен.

Контекст

Надо ли беспокоиться из-за российского танка «Армата»?

BBC 30.05.2017

Крах российской «Арматы»

Диалог.ua 09.05.2017

Как победить «Армату»

The National Interest 02.04.2017

Страшный сон «Арматы»

Газета по-украински 19.01.2017

Между тем, из кадров российского телевидения становится ясно, что входящий в семейство «Армата» основной боевой танк Т-14 имеет бронекапсулу для состоящего из трех человек экипажа, которая оснащена дисплеями с сенсорными экранами. На видео видно, что интерфейс у этого танка простой и интуитивно понятный. Похоже также, что русские разработали боевую сеть, связывающую танки Т-14 и Т-90МС, по которой можно мгновенно передавать сообщения другим экипажам, в том числе, видео и фотоизображения. Этот танк также оснащен системой ГЛОНАСС и NAVSTAR GPS.

Пожалуй, самое большое впечатление в серии «Армата» производит комплекс активной защиты «Афганит». В этом комплексе используется РЛС с фазированной антенной решеткой, осуществляющая круговое сканирование, а также мощные средства радиоэлектронной борьбы, используемые для постановки помех радиоуправляемым ПТУР. Там также имеется комплекс противодействия системам лазерного наведения противника.

Кроме того, танк оснащен средствами перехвата снарядов, включенными в комплекс активной защиты и имеющими возможности для перехвата в полете ударного ядра от планирующих боеприпасов. Это значит, что КАЗ «Арматы» может эффективно использоваться против бронебойных снарядов. Большинство аналитиков не верят в эффективность данной системы против такого типа боеприпасов, хотя не исключено, что она может отклонять подкалиберный снаряд. КАЗ обычно наиболее эффективен при использовании против гранатометных выстрелов и ракет.

«Самым революционным элементом ОБТ Т-14 на базе „Арматы" является необитаемая башня. Большое внимание уделено защите людей на всех платформах, в том числе посредством комплексов активной защиты (КАЗ). Это говорит о том, что русские усвоили уроки прошлых войн и концепции будущих сражений, — отмечается в докладе Международного института стратегических исследований (ISIS) Military Balance 2016. — Когда „Армата" будет принята на вооружение, это будет первый танк с необитаемой башней и КАЗ. В случае успешного принятия „Арматы" на вооружение снизится эффективность ПТУР и оружия для стрельбы с плеча, такого как РПГ. Это изменит динамику боя и увеличит значимость пушек, противотанковых орудий и танков».

Но лучший способ выжить на поле боя — это стать невидимым. И русские приняли ряд мер для снижения тепловых и радиолокационных демаскирующих признаков танков, чтобы их было труднее обнаружить и отслеживать.

На тот случай, если «Армата» все же будет обнаружена, а снаряд преодолеет ее систему активной защиты, машина оснащена не только мощной пассивной броней, но и двухслойной динамической защитой «Малахит». Состав брони неизвестен, но вполне возможно, что это некая форма композитных материалов с керамическими пластинами. Танк также имеет решетчатую броню для защиты отдельных участков, которые уязвимы для реактивных гранат.

«Армата» вызывает серьезную обеспокоенность у армий западных стран. В качестве прямого ответа на создание Т-14 Германия приступила к оснащению танка «Леопард-2» новой пушкой калибра 130 миллиметров, а также к разработке планов создания нового ОБТ, получившего название «основная наземная боевая система» (Main Ground Combat System).

Дейв Маджумдар — редактор National Interest, освещающий военные вопросы.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

С первого появления на поле боя танки стали основной ударной силой сухопутных войск. Менялся их внешний вид и масса, более совершенными становились защита и средства нападения — но уже более ста лет танки находятся на острие любой наступательной операции. В масштабных баталиях двух мировых войн, в песках Ближнего Востока, среди гор Кавказа и Афганистана – эти бронированные гиганты всегда шли вперед, прикрывая собой пехоту. Мощь танковой брони символизировала неудержимый натиск атаки. А какая же победа без наступления? Сегодня, как и сто лет назад, танки все еще остаются основой любой сухопутной армии.

За последние 50-70 лет танки получили много новых и весьма опасных противников на поле боя. Противотанковые гранатометы, управляемые противотанковые ракеты, вертолеты – появление этих средств привело к значительному росту уязвимости танков, как и всей бронетехники. Именно поэтому уже не первый год (и не одно десятилетие) иные эксперты и скептики предрекают закат танковой эры.

В СССР и в России к танкам всегда было особое отношение. Их мощь и количество являлись зримым символом мощи государства и его армии.

9 мая 2019 года на Параде Победы в Москве был впервые продемонстрирован новейший российский танк Т-14 «Армата». В ближайшие годы он должен стать основной боевой машиной российской армии. Кроме того, Т-14 – это не только основной танк, «Армата» разрабатывалась как универсальная платформа, на базе которой будет создана новая БМП, бронетранспортер, САУ, машина поддержки танков и многие другие виды техники.

В российских СМИ Т-14 называют «танком следующего поколения», «машиной, которая не имеет мировых аналогов». Так ли это? Насколько выдающимися являются ТТХэтой боевой машины? К сожалению, многие сведения об этом танке до сих пор являются засекреченными, что мешает сделать достаточно полный анализ «Арматы».

Чтобы лучше понять, чем именно «Армата» отличается от своих зарубежных аналогов, следует разобраться в том, чем живет современное танкостроение.

Танковые поколения

Существует немало разнообразных способов классификации танков, их разделяют в зависимости от выполняемых задач, вооружения, массы, скорости и компоновки. Многие из типов классификации явно устарели, они основываются на военных доктринах еще первой половины прошлого столетия. В последнее время стало довольно популярным делить боевые машины на поколения, хотя и эта классификация и не считается бесспорной.

Согласно последней классификации, существует четыре поколения танков:

  • К первому относятся машины, созданные в 50-60 годы прошлого века, в эту категорию попали Т-34-85, Пантера, М26 «Генерал Першинг», Т-54, «Центурион».
  • Ко второму поколению относят машины, увидевшие свет в 60-70 годы: Т-64, Т-62, М60, М60А1, английские «Чифтен», «Виккерс» Мк 1, французский АМХ-30, ранние модификации немецкого «Леопарда».
  • К третьему танковому поколению относятся машины, которые появились позже 80 года прошлого века: Т-80, Т-90 , китайские танки Тип 88 и Тип 99, М1 «Абрамс», «Челленджер-1», «Леопард-2».
  • К четвертому поколению боевых машин можно отнести перспективные разработки, которые еще не приняты на вооружение. Единственным представителем этого поколения танков пока что является российский Т-14 «Армата».

Танки Т-72, некоторые модификации израильской «Меркавы» и немецкого «Леопарда» относятся к промежуточному поколению. Условно его можно назвать 2+. Последние модификации «Абрамса», «Леопарда», Т-80 можно смело отнести к поколению 3+.

Большинство ведущих танкостроительных держав не спешит разрабатывать танк нового поколения и занимается модернизацией старых моделей. Модернизация позволяет в сравнительно короткие сроки и при небольших затратах получить значительный прирост эффективности машины. Однако она не может кардинально повысить ее характеристики и устранить изначальные недостатки в ее конструкции.

Американцы провели девять модернизаций своего «Абрамса», в Германии уже 32 года не устают модернизировать танк «Леопард-2». Аналогично поступают во Франции, в Израиле и на Украине.

Американское агентство перспективных исследований (DARPA) занимается разработкой нового танка. Он должен в корне отличаться от современных. Основной упор конструкторы сделали на скорость и маневренность машины. Одновременно в США полным ходом идут работы над созданием роботизированных танков, оснащенных искусственным интеллектом.

Активно ведутся работы над созданием танкового оружия, которое использует нетрадиционные физические принципы (электромагнитные пушки).

Многие эксперты предрекают новую эру, связанную с появлением роботизированных систем вместо танков, управляемых экипажем. Они считают, что современные машины скоро будут вытеснены дронами .

Появление новых машин в наши дни – скорее исключение, чем правило. Среди новых танков можно вспомнить южнокорейский ОТ K2 Black Panther, японский ОТ Typ 10, а также ОТ Altay производства Турции. Но все эти машины мало выделяются из общего ряда — они созданы в целом на классических принципах бронетехники предыдущих поколений, пусть и с использованием новейшей электроники, вооружений и двигателей. А вот в конструкции «Арматы» были использованы немало совершенно новых технических решений, он оснащен инновационными системами защиты и связи.

Разработчики заявляют, что танк Т-14 превосходит любую современную боевую машину, однако это вызывает множество вопросов.

История танка Т-14 «Армата»

Усовершенствование танков идет по четырем основным направлениям. Повышается защищенность боевых машин, возрастает их огневая мощь, увеличивается мобильность и командная управляемость. Следует отметить, что хорошим танк делает только оптимальное сочетание этих критериев.

Насколько высоки вышеперечисленные свойства у Т-14? Сильно ли они отличаются от предыдущих российских машин, можно ли сравнить «Армату» с передовыми иностранными танками?

Работы над созданием нового танка начались еще в 2010 году, сразу после принятия решения о прекращении проекта танка Т-95 «Объект-195». Разработчиком новой машины стал ОАО «Уралвагонзавод» (УВЗ). Конструкторам дали весьма сжатые сроки: военные хотели, чтобы в 2019 году новый танк уже выпускался серийно.

Изначально планировалось, что российские вооруженные силы получат 2,3 тысячи новых танков. Т-14 пока еще считается прототипом, однако в 2019 году завершается этап государственных испытаний машины и только потом он будет запущен в серийное производство. Сообщается, что некоторые из элементов новой машины (двигатель, многослойная броня) уже успешно прошли испытания и выпускаются в промышленных масштабах.

При создании новой машины были использованы наработки, полученные во время работ над проектами Объект 195 и Объект 640. В частности, от Объекта 195 взята лафетная компоновка башни.

Особенности танка Т-14 «Армата»

Основными особенностями Т-14, которые делают эту машину непохожей на другие танки, являются:

  • это первый танк, сделанный на базе универсальной платформы;
  • экипаж помещен в бронекапсулу (отделен от боевого отсека переборкой);
  • необитаемая башня;
  • РЛС с активной фазированной решеткой;
  • комплекс активной защиты (КАЗ), который может перехватывать любые боеприпасы.

Универсальная платформа. «Армата» — это не только основной танк, а гусеничная платформа, на базе которой планируется создать несколько различных боевых машин. Это и тяжелый БМП, и гусеничный бронетранспортер, и САУ, и боевая машина сопровождения танков, и целый ряд других видов бронетехники. Такое решение следует признать практичным и конструктивным, оно позволяет серьезно сэкономить на производстве и обслуживании бронетехники.

Главной особенностью нового танка является его башня. Используя наработки, полученные при создании «Объекта 195», башню «Арматы» сделали необитаемой, экипаж размещен в носовой части танка и отделен от боевого отделения. В СМИ обычно говорят о «бронекапсуле», в которой находится экипаж, но, вероятно, танкисты просто отделены от боевого отсека специальной броневой перегородкой.

Основной проблемой советских танков (а впоследствии российских и украинских) является то, что боекомплект находится в боевом отделении танка, и при попадании снаряда или ракеты он детонирует. В этом случае машина неизбежно выходит из строя, а экипаж погибает.

Советские конструкторы установили в танке автомат заряжания, в котором находится большая часть боекомплекта, а экипаж сократили до трех человек (убрав заряжающего). Но такое решение не было оптимальным.

Во многих зарубежных танках компоновка несколько иная: боекомплект находится отдельно, он изолирован от экипажа. Контейнер с БК оборудован специальными вышибными панелями. Поэтому ударная волна выходит наружу и танкисты с высокой вероятностью остаются в живых. Заряжание чаще всего происходит вручную или с помощью специальных автоматов заряжания.

В «Армате» эта проблема была решена своеобразно: башня сделана необитаемой, пушка заряжается с помощью автомата, а экипаж находится в передней части танка, изолировано от остального объема машины. Получается, что в случае подрыва боекомплекта танкисты с большой вероятностью выживут, а вот боевую машину придется списывать.

Насколько хороша идея необитаемой башни – вопрос довольно спорный. Подобные разработки в 80-90 годах прошлого столетия велись в США и Германии. На американском опытном образце также стояла необитаемая башня, а экипаж сидел в бронекапсуле. Но от подобной компоновки отказались по нескольким причинам. Во-первых, бронекапсула занимала дополнительный объем, что приводило к уменьшению броневой защиты машины, а во-вторых, подобное расположение танкистов значительно ухудшало их круговой обзор. У танкистов терялось ощущение присутствия на поле боя. Эксперты считают, что даже сегодня создать такую информационную систему, которая бы давала полный 3-D обзор на 360 градусов, невозможно.

РЛС с фазированной решеткой. На Т-14 установлена радиолокационная станция с фазированной решеткой, аналогичная тем, что устанавливают на современных боевых истребителях последнего поколения. Радар установлен на башню танка и способен вести обзор на 360 градусов без вращения. Подобная РЛС действительно может быть полезна в бою, если учитывать вероятность постановки помех танками противника, что делают их невидимыми в инфракрасном и оптическом диапазоне.

По непроверенной информации РЛС на Т-14 может одновременно отслеживать 25 воздушных и 40 наземных целей на дистанции до 100 км. С подобными оценками согласны не все эксперты, часть из них считает, что РЛС будет использоваться как компонент системы активной защиты от противотанковых ракет и снарядов.

Следует отметить, что установка на Т-14 подобной системы должна значительно отразиться на цене новой машины.

Т-14 «Армата» оснащен новейшим комплексом активной защиты «Афганит». Он позволяет бороться с вражескими снарядами и ракетами на расстоянии 10-30 метров от танка. Этот комплекс прикрывает всю переднюю полусферу боевой машины. Кроме того, появилась информация, что для уничтожения подлетающих ракет и подкалиберных снарядов будет использоваться крупнокалиберный пулемет танка, сбивая с курса снаряды на более дальних дистанциях.

Конструкция танка Т-14

Компоновка. Новая боевая машина, вероятно, будет иметь классическую компоновку, с расположением силового отделения в задней части корпуса. Если же говорить о других боевых машинах, которые планируют создать на основе этой боевой платформы, то возможно и переднее расположение двигателя.

В передней части корпуса находится отсек управления, в котором оборудованы места для трех членов экипажа, а также приборы наблюдения и управления машиной. В центральной части находится боевой отсек с башней, боекомплектом и автоматом заряжания. В кормовой части танка расположен моторно-трансмиссионный отсек.

Двигатель. На Т-14 установлен 12-цилиндровый Х-образный дизельный двигатель А-85-3А. Он изготавливается на Челябинском тракторном заводе. Коробка передач — автоматическая с возможностью ручного переключения скоростей. Всего передач 16 — по 8 вперед и назад. Двигатель имеет изменяемую мощность от 1200 л. с. до 1600 л. с. Для его замены необходимо всего лишь 30 минут.

Т-14 имеет удельную мощность около 31 л. с./т, что обеспечивает машине весьма высокую скорость – до 90 км/ч по шоссе.

Еще одной новинкой, использованной на «Армате», является активная подвеска. Специальные датчики определяют неровности грунта и смещают катки в вертикальном направлении. Это повышает скорость движения танка по пересеченной местности, а также точность стрельбы на ходу. Активная подвеска должна дать Т-14 серьезные преимущества в бою.

Все узлы и механизмы «Арматы» контролируются информационно-управляющей системой. Именно она определяет неполадки и подсказывает экипажу, как их устранять.

Вооружение. Основным вооружением танка на сегодняшний день является гладкоствольная 125-мм пушка 2А82-1М, управляемая дистанционно. Дальность ее стрельбы достигает 7 км, скорострельность – 12 выстрелов в минуту. По своим характеристикам это орудие превосходит пушку немецкого танка «Леопард-2» — так, по крайней мере, утверждают разработчики. Пушка 2А82-1М может стрелять боеприпасами увеличенного размера (длины), что критично важно для подкалиберных боеприпасов.

На орудие устанавливается датчик изгиба ствола. В дальнейшем на серийные боевые машины возможна установка 152-мм орудия.

Для пушки 2А82-1М были разработаны новые боеприпасы: БПС «Вакуум-1» (900мм), а также «Тельник» (его можно дистанционно подрывать на любой точке траектории) и УРС 3УБК21 «Спринтер». Т-14 сохранит возможность стрелять управляемыми ракетами через орудийный ствол. Стрельба будет производиться ракетами «Рефлекс-М».

У некоторых экспертов калибр орудия нового танка вызвал определенные вопросы. Дескать, танк новый, а орудие имеет такую же огневую мощь, как и старые машины. Однако, если верить разработчикам, то новое орудие и новые боеприпасы при том же калибре будут более эффективны.

Танк Т-14 оборудован зенитным пулеметов «Корд», дистанционно управлять которым может командир танка или наводчик, а также пулеметом ПКТМ, спаренным с пушкой. Пулемет «Корд» будет приспособлен для уничтожения вражеских снарядов и ракет.

Защита. Разработчики особенно хвалят броневую защиту танка, утверждая, что особая броневая сталь и другие компоненты защиты танка могут выдержать попадание любого существующего сегодня боеприпаса. Эксперты считают, что броня «Арматы» должна быть эквивалентна 1000-1100 мм гомогенной брони для подкалиберных боеприпасов и 1500 мм для кумулятивных.

На танк установлена новейшая динамическая защита, которая, по утверждениям разработчиков, превосходит существующие системы «Реликт» и «Контакт». По их же словам, динамическая защита Т-14 сможет уверенно противостоять не только кумулятивным, но и подкалиберным боеприпасам, включая самые современные. По непроверенной информации, на «Армате» установлена перспективная динамическая защита «Малахит», которая выстреливает против неприятельского боеприпаса сразу две броневые пластины.

При этом нужно отметить, что детальные характеристики динамической защиты Т-14 пока хранятся в секрете.

Противоминная защита. Днище танка бронированное, оно имеет V-образную форму, что само по себе уже является защитой от подрывов фугасов или мин. Кроме того, танк оснащен дистанционными миноискателями и системой дистанционного подрыва мин. В конструкции танка использованы специальные материалы, поглощающие взрывную волну, а также кресла, уменьшающие ударную нагрузку на тело человека.

Кроме комплекса активной защиты, танк оснащен системой установки мультиспектральных завес, которая делает невидимой машину в оптическом и инфракрасном диапазоне. «Армата» может определять и блокировать средства лазерного наведения, а также отстреливать тепловые ловушки против ПТУР с тепловой головкой наведения (Джавелин или Спайк). При этом РЛС позволяет экипажу видеть поле боя даже из-за завесы.

Есть информация, что Т-14 оснащен электромагнитными средствами защиты, которые способны выводить из строя электронику подлетающих ракет с помощью высокочастотного электромагнитного импульса.

Технологии невидимости. Первое, что бросается в глаза в облике нового танка – его несколько необычная форма. Он выше своих предшественников, Т-90 и Т-72. Передняя часть машины имеет многочисленные грани. Это объясняется довольно просто: при разработке формы танка использовались технологии, позволяющие сделать его менее заметным в разных диапазонах электромагнитных волн.

Кроме формы корпуса, танк имеет и другие механизмы уменьшения заметности в радиолокационном и тепловом диапазоне. Т-14 оснащен теплоизоляцией, есть система смешивания горячих выхлопных газов с холодным воздухом. Еще одной интересной особенностью является возможность изменения сигнатуры (образа танка в ИК-диапазоне) с помощью дополнительных источников тепла. Дело в том, что ПТУРы типа «Джавелин» при наведении «запоминают» образ цели в ИК-диапазоне, и если во время полета он меняется, то это сбивает ракету с курса. Т-14 также может менять свой образ в радиодиапазоне и искажать свое магнитное поле (это сбивает с цели ракеты с магнитным наведением).

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Что-либо оценивать или анализировать на счет новейшего российского танка Т-14, полагаю, еще рано. Потому пока просто выложу в одном месте все доступные на данный момент его фото.

Судя по внешнему виду, машина несколько отличается от обсуждавшихся ранее концептов. Предполагалось нечто такое:

и даже такое:

На практике машина оказалась несколько иной:

В части физических размеров Т-14 “Армата” несколько длиннее и выше, если считать по предельным габаритам.

Для справки, ТТХ основных современных танков выглядят следующим образом

Однако если смотреть на действительно значимые параметры, например, сравнивать высоту по башне, то “Армата” оказалась всего на 30 см выше “Абрамса”. Что вряд ли так уж принципиально важно, учитывая дальности стрельбы современного оружия.

Общая компоновка машины в целом также совпала с прогнозами. Ожидалось нечто такое:

В реальности оказалось близко похоже:

Моторно-трансмиссионное отделение сзади, бронекапсула с экипажем - впереди. Правда наличие всего двух люков наводит на мысль о том, что численность экипажа танка сокращена до двух человек. Теоретически между командиром и механиком поместить еще одного члена экипажа можно. Но не стоит забывать, что ему требуется место не просто для сидеть, а еще и пространство для размещения оборудования “для работать”. Так вот наличие необходимого для третьего члена экипажа объема в бронекаспусле вызывает некоторые сомнения. Впрочем, совместить в одном лице функционал командира танка и стрелка-наводчика… тоже не выглядит правильным решением. Это убедительно показала еще ВМВ. Вряд ли конструкторы решили проигнорировать сей опыт. Так что тут стоит подождать дополнительной информации.

Что касается башни, то она действительно полностью необитаема.

Судя по отсутствию на броне башни штатных мест крепления каких-либо внешних дополнительных элементов, их установка “в поле” не предусматривается. Однако делать из этого факта выводы пока рано.

Во-первых, необитаемость башни резко снижает требования к минимальному заброневому объему. Это значит, условно говоря, она вся может быть одним большим сплошным куском металла. В том числе - предусматривать установку каких-то элементов защиты за внешними декоративными кожухами. В конце-концов конструкция бортов явно указывает на наличие там ДЗ.

Во-вторых, не стоит исключать и возможность попытки целенаправленного введения в заблуждение. Совершенно очевидно, что к этой демонстрации новейшего российского танка привлечено крайне пристальное внимание всех разведок “наших потенциальных условных друзей”. Т.е. башни серийных машин будут выглядеть несколько иначе. Хотя, подчеркиваю, это лишь предположение. Точнее - один из возможных вариантов. Для окончательных выводов стоит собрать больше данных.

Отличный, на мой взгляд, общий анализ имеющихся на данный момент фактов о конструкции Т-14 “Армата”, проведен на сайте “Новости ВПК” в статье “Танк Т-14 “Армата” или Т-99 “Приоритет”. Рекомендую к прочтению . Там много всего интересного. Тут позволю себе процитировать лишь некоторые избранные места.

Броня

Новая броневая сталь марки 44С-св-Ш будет использоваться на новом российском танке “Армата”. Сталь создана специалистами ОАО «НИИ стали».

Образец стали 44С-св-Ш толщиной 25 мм после успешных испытаний бронебойной пулей Б32 калибра 12,7 мм Фото: ОАО «НИИ стали»

Использование этой стали на перспективной платформе “Армата” позволит «снять» сотни килограммов веса с машины, где она также будет использована не только для броневых целей, но и в качестве конструкционного материала.

Хотя твердость стали не менее 54HRC , ее пластические характеристики остаются на уровне серийных сталей, имеющих твердость 45-48HRC. Именно это сочетание позволяет снизить на 15% толщину и, соответственно, вес бронеконструкций из новой стали без снижения защитных характеристик и живучести при низких температурах.

Силовая установка

Силовая установка представляет собой единый 1200-сильный дизельный турбопоршневой двигатель А-85-3А (иногда обозначается как 2А12-3, 12ЧН15/16 или 12Н360) для передне- и задне-расположенным МТО. Моторесурс не менее 2000 часов. Масса до 5 тонн. Объем МТУ до 4 м3. Имеется возможность модернизации. По габаритно-массово-силовым характеристикам новинка должна превосходить лучшие зарубежные образцы моторно-трансмиссионных установок. необходимо отметить, что номинальная мощность двигателя 1500 л.с., до 1200 л.с. введено ограничение, что значительно увеличило моторесурс.

Технические характеристики двигателя А-85-3А (12Н360) для перспективной российской платформы Армата:

Тип двигателя - четырехтактный, Х – образный, 12 –цилиндровый с газотурбинным турбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха.

Система смесеобразования - непосредственный впрыск топлива

Мощность двигателя без сопротивления на впуске и выпуске, кВт (л.с.) - 1103 (1500)

Частота вращения, с-1 (об/мин) - 33,3 (2000)

Запас по крутящему моменту, % - 25

Удельный расход топлива, г/кВт*ч (г/л.с.*ч) - 217,9 (160)

Масса, кг - 1550

Удельная мощность, кВт/кг (л.с./кг) - 0,74 (1,0)

Габаритная мощность, кВт/кг (л.с./кг) - 1026 (1395)

Удельная масса, кг/кВт - 1,32

Длина, мм - 813

Ширина, мм - 1300

Высота, мм - 820

Двигатель 12Н360 - это вполне освоенный мотор, отнюдь не стендовый, он точно такие же стоял на наших перспективных танках (объект 195), проходивших не так давно Государственные испытания. В части силовой установки ГИ завершились успешно, двигатель претензий не имел - несмотря на то, что испытания были очень жесткие.

Пушка

Исходя из сообщений об отказе от доведения до серии танка Т-95 со 152-мм пушкой можно утверждать, что новую машину намечено оснастить штатным основным 125-мм орудием

До недавнего времени основной отечественной пушкой были версии хорошо известного танкового орудия 2А46М. Самая последняя модификации 2А46М-5 имеет точность стрельбы на 15-20% выше, суммарное рассевание при стрельбе с хода снизилось в 1,7 раза. Благодаря доработкам орудие приобрело способность вести стрельбу новыми бронебойно-подкалиберными снарядами повышенного могущества.

Лучшим западным орудием в настоящее время считается 120-мм гладкоствольная пушка L 55 со стволом длиной 55 калибров танка Леопард-2А6. По сравнению со старой 120-мм гладкоствольной пушкой L-44, длина ствола L-55 увеличена на 130 см.

Применяемые на данной пушке снаряды DM -53 и DM -63 имеют очень высокие характеристики по бронепробиваемости. И это несмотря на то, что в отличие от американских боеприпасов немцы не используют в качестве материала сердечника обедненный уран.

Разумеется, при создании российского основного боевого танка на базе тяжелой унифицированной платформы большое внимание уделялось обеспечению высоких характеристик по огневой мощи.

В 2000-х годах в России была создана новая танковая 125-мм пушка 2А82. К осени 2006 года из макетного и двух опытных образцов на “Заводе №9” успели произвести соответственно 787, 613 и 554 выстрела.

Система с автоскрепленным и частично хромированным стволом способна стрелять как существующими, так и перспективными боеприпасами. По техническому уровню она превосходит все существующие танковые орудия в 1,2-1,25 раза.

Дульная энергия пушки 2А82 в 1,17 раза превосходит лучшее натовское орудие -120-мм систему танка “Леопард-2А6”, при этом длина трубы нашего орудия на 60 см короче.

Введено крепление цапфенных обойм в башне обратным клином. Задняя опора откатных частей размещена в обойменной части люльки. Горловина люльки удлинена на 160 мм. В горловине люльки, жесткость которой увеличена, размещены два дополнительных люфтовыбирающих устройства. Обе направляющие люльки выполнены по типу призмы.

Указанные мероприятия позволили снизить среднее техническое рассеивание по всем типам снарядов на 15% против табличных значений.

Пушку 2А82 для “Арматы” решили модернизировать, удлинив ствол на целый метр - до 7м. Для автоматического учета изгиба канала ствола на дульной части трубы ствола предусмотрено крепление отражателя устройства учета изгиба (УУИ).

Цифровая обработка сигналов, принятая в устройстве, обеспечивает измерение необходимых параметров ствола в широком диапазоне помеховых и эксплуатационных воздействий. Полученные данные выдаются как поправки в баллистический вычислитель, что обеспечивает повышение точности стрельбы.

«Армата» будет стрелять как снарядами различных типов (осколочно-фугасными, бронебойно-подкалиберными, кумулятивными), так и управляемыми ракетами класса «земля-земля» с оптико-электронным, инфракрасным и спутниковым наведением, а также зенитными ракетами класса «земля-воздух». Фактически это не танк, а универсальная ударная машина сухопутных войск, включающая в себя полноценный тактический ракетный комплекс, зенитную систему противовоздушной обороны, комплекс армейской разведки и целеуказания и, собственно, танк.

Система управления огнем

Прицельный комплекс:

Основной прицел наводчика многоканальный с визирным и тепловизионным каналами, лазерным дальномером, встроенным лазерным каналом управления.

Увеличение визирного канала, кратность - 4; 12.

Дальность распознавания цели типа “танк” через визирный канал, м - до 5000.

Дальность распознавания цели типа “танк” через ТП канал, м не менее 3500.

Максимальная дальность, измеряемая дальномером, м - 7500.

Прицел командира комбинированный панорамный с телевизионным и тепловизионным каналами, лазерным дальномером.

Дальность распознавания цели типа “танк” через ТВ-канал, м до 5000.

Дальность распознавания цели типа “танк” ночью через ТП-канал, м не менее 3500.

Прицел-дублер с зависимой линией прицеливания.

Дальность распознавания цели типа “танк”, м:

днём не менее 2000,

в сумерках не менее 1000.

Баллистический вычислитель с комплектом датчиков метео- и топоусловий и датчиком учета изгиба ствола электронный цифровой

Возможность автоматического сопровождения целей обеспечивается независимо с места наводчика и с места командира с реализацией режима “охотник - стрелок”.

Стабилизатор вооружения усовершенствованный двухплоскостной с электромеханическим приводом ГН и электрогидравлическим ВН.

Перспективный танк «Армата» будет оснащена радарами той же технологии, что и у истребителя пятого поколения Т-50. Согласно техзаданию Минпромторга, «Армата» получит радиолокаторы Ка-диапазона (26,5-40 ГГц) на базе активной фазированной антенной решетки (АФАР), сделанные по технологии низкотемпературной керамики.

Корпус напичкан видеокамерами. Они позволяют экипажу наблюдать круговую обстановку вокруг танка. Если требуется, то включается трансфокация, и отдаленный объект можно рассмотреть в деталях. Имеется возможность тепловизионного и инфракрасного видения в любых погодных условиях днем и ночью.

Активная фазированная антенная решетка состоит из множества сот – микроволновых передатчиков. Такая антенна способна быстро менять направление локации (не требуется механического перемещения «тарелки» локатора) и обладает высокой надежностью – выход из строя одного элемента не приводит к значительному падению мощности и искажению луча. Такой радар в бронетехнике будет незаменим в решении и оборонительных и наступательных задач. Есть два варианта его применения – в составе системы управления огнем либо как комплекс активной защиты. В его состав входит антенна, которая обнаруживает средства поражения, подлетающие к танку. АФАР определит координаты и параметры такой угрозы, и танк уничтожит эти цели.

Система способна одновременно «вести» до 40 динамических и до 25 аэродинамических целей – совершенно недосягаемый показатель для всех РЛС, состоящих на вооружении других армий. Система будет контролировать территорию в радиусе до 100 километров и сможет в автоматическом режиме уничтожить на этой территории цели размером до 0,3 метра.

ТТХ перспективного танка России ”Армата”

Бронированная капсула экипажа - есть

Основное орудие мм. - 125 (2А82)

Боекомплект пушки в шт. - 45

Автомат заряжания шт. - 32

Боевая скорострельность в мин. - 10-12

Дальность обнаружения цели м. - свыше 5000

Дальность поражения цели м. - 7000-8000

Огонь в движении - да

Панорамный прицел командира - есть

Камеры кругового обзора - есть

Система прицеливания и управления огнем - есть

Система боевого управления и навигации - есть

Тепловизор - есть

Противоминная защита - активная

Активная защита - Афганит

Динамическая защита - есть

Двигатель л.с - 1200-2000

Замена двигателя час. - 0.5

Дополнительная силовая установка - есть

Максимальна масса т. - 48

Максимальная скорость км/час - 80-90

Запас хода км. - свыше 500

Длина мм. -

Ширина мм. -

Высота мм. -

Экипаж - 3

Количество опорных катков, шт. - 7

Стойкость брони мм. - свыше 900

This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you’re reading it on someone else’s site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.