Аристократический шик от Юсуповых: как русская княжеская чета в эмиграции основала Дом моды. Юсупов феликс феликсович

Аристократический шик от Юсуповых: как русская княжеская чета в эмиграции основала Дом моды. Юсупов феликс феликсович

В жизни последнего из князей Юсуповых были как ослепительный блеск роскоши и скандальные любовные истории, так и жестокое убийство, эмиграция в Европу, бедность и громкий судебный процесс с известной голливудской студией «Metro-Goldwyn-Mayer»..

Юноша «с иконописным лицом византийского письма»

Его смело можно назвать представителем «золотой молодежи» начала XX века. Мальчик, родившийся в семье графа Феликса Сумарокова-Эльстона и княжны Зинаиды Юсуповой, был одним из богатейших наследников в царской России. Люди, знавшие его, отмечали красоту, грацию и изысканные манеры юноши.

Портрет молодого князя очень понравился Сергею Дягилеву. Фото: Public Domain

Когда ему было 17 лет, в усадьбу Юсуповых приехал художник Валентин Серов, чтобы написать портреты членов уважаемой семьи. Между ним и подростком установились хорошие дружеские отношения. Годы спустя Феликс писал в своих мемуарах, что они вели долгие разговоры, которые повлияли на его юный ум. Портрет молодого князя, на котором Феликс позировал с французским бульдогом, очень понравился Сергею Дягилеву, который взял в 1907 году картину в Венецию, где проходила выставка русской живописи.

«Картина принесла ненужную известность мне. Это не понравилось отцу с матерью, и они просили Дягилева с выставки ее забрать», - вспоминал позже Феликс.

Но от славы Феликсу было не скрыться, к тому же он постоянно подбрасывал «паленья в огонь», устраивая дерзкие выходки. Так, к примеру, ни для кого не было секретом, что он любил наряжаться в женские платья. Более того, юношу «с иконописным лицом византийского письма», как отзывался о нем Вертинский, даже видели в одном из кабаре, где тот исполнял женскую роль вместо одной из «синеглазых актрис» театра «Аквариум». Узнать Феликса тогда помогли фамильные драгоценности, которые были надеты на миловидной «певице».

Да и о своих шалостях Юсупов говорил, не таясь. К слову, в своих мемуарах он подробно описывал прогулку с кузеном, когда забавы ради они решили прогуляться по Невскому, переодевшись в женские платья.

«В матушкином шкафу нашли мы все необходимое. Мы разрядились, нарумянились, нацепили украшенья, закутались в бархатные шубы нам не по росту, сошли по дальней лестнице и, разбудив матушкиного парикмахера, потребовали парики, дескать, для маскарада. В таком виде вышли мы в город. На Невском, пристанище проституток, нас тотчас заметили. Чтоб отделаться от кавалеров, мы отвечали по французски: «Мы заняты» — и важно шли дальше. Отстали они, когда мы вошли в шикарный ресторан «Медведь». Прямо в шубах мы прошли в зал, сели за столик и заказали ужин. Было жарко, мы задыхались в этих бархатах. На нас смотрели с любопытством. Офицеры прислали записку — приглашали нас поужинать с ними в кабинете. Шампанское ударило мне в голову…»

В этой же книге Феликс писал и об истоках своих необычных пристрастий. Так, по его словам, мать, ожидая ребенка, была уверена, что на свет появится девочка. В итоге было заготовлено розовое приданое. Когда же родился мальчик, Зинаида Юсупова, «чтобы утешиться, до пяти лет одевала Феликса девочкой».

Зинаида Юсупова, «чтобы утешиться, до пяти лет одевала Феликса девочкой». Фото: Public Domain

Брак с Ириной Романовой

Зная о скандальной славе Феликса в свете, сложно поверить, что царская семья одобрила его союз с Ириной Романовой, племянницей Николая II.

Свое первое знакомство с единственной дочерью великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны Юсупов романтично описал в своей биографии. По его словам, он сразу понял, что эта девушка - его судьба:

Ирина была единственной дочерью великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны. Фото: Public Domain

«Робость делала ее молчаливой, что усиливало ее очарование и окружало тайной. Охваченный новым чувством, я понимал бедность моих приключений прошлого. Наконец и я нашел ту совершенную гармонию, являющуюся основанием для всякой верной любви».

В то время Феликс был единственным наследником фамильного состояния Юсуповых: в 1908 году его старший брат Николай погиб на дуэли с графом Арвидом Мантейфелем.

Зная о баснословном состоянии жениха, родственники Ирины не захотели верить слухам, что Феликса, к примеру, связывают любовные отношения с великими князем Дмитрием Павловичем. В итоге свадьба состоялась в феврале 1914 года в церкви Аничкова дворца. На пышной церемонии даже присутствовала императорская семья.

«Государь спрашивал меня через будущего тестя, что подарить мне на свадьбу. Он хотел было предложить мне должность при дворе, но я отвечал, что лучшим от его Величества свадебным подарком будет дозволить мне сидеть в театре в императорской ложе. Когда передали государю мой ответ, он засмеялся и согласился. Подарками нас завалили. Рядом с роскошными брильянтами лежали незатейливые крестьянские дары», - писал Феликс Юсупов.

На следующий год - в марте 1915 - у молодых людей на свет появилась дочь Ирина. Правда, новое семейное положение и рождение первенца не изменили репутации князя, который по-прежнему оставался главным героем светских сплетен.

Убийство Распутина

Имя Феликса Юсупова вошло в историю также благодаря громкому убийству, произошедшему в Петербурге в 1916 году.

17 декабря в Неве был обнаружен труп Григория Распутина, «старца», имевшего огромное влияние на царскую семью.

Заключение судмедэксперта говорило о том, что «царского друга» убивали жестоко: «Вся правая сторона головы была раздроблена, сплющена вследствие ушиба трупа при падении с моста. Смерть последовала от обильного кровотечения вследствие огнестрельной раны в живот. На трупе имелась также огнестрельная рана в спину, в области позвоночника, с раздроблением правой почки, и ещё рана в упор, в лоб, вероятно, уже умиравшему или умершему»

Отсутствие воды в легких говорило о том, что в воду Распутина бросили тогда, когда он был уже мертв.

В преступлении оказались замешаны великий князь Дмитрий Павлович, Феликс Юсупов и монархист Владимир Пуришкевич. О том, что произошло во дворце Юсуповых на Мойке в ночь на 17 декабря, до сих пор доподлинно неизвестно, так как участники несколько раз меняли свои показания.

Принято считать, что заговорщики заманили Распутина во дворец, где угостили вином и пирогом, отравленным цианистым калием. После этого Юсупов выстрелил в Григория Распутина, но тот напал на обидчика, попытавшись задушить. После этого в «старца» злоумышленники выпустили еще несколько пуль. Тем не менее, раненный Распутин попытался скрыться от убийц, но те его поймали, связали и сбросили в Неву недалеко от Каменного острова.

Годы спустя в своей книге «Конец Распутина» Феликс Юсупов писал: «В ледяную воду Невы было брошено его тело, до последней минуты старавшееся преодолеть и яд, и пулю. Сибирский бродяга, отважившийся на слишком рискованные дела, не мог умереть иначе; только там, у него на родине, в волнах Тобола или Туры, едва ли кто искал бы труп убитого конокрада Гришки Распутина».

Описывая свое знакомство с Распутиным, молодой князь подчеркивал его неприятную отталкивающую «мужицкую» внешность. Фото: creaitve commons

Описывая свое знакомство с Распутиным, молодой князь подчеркивал его неприятную отталкивающую «мужицкую» внешность, но вместе с тем - харизму и необычный пугающий взгляд. При этом, по словам Юсупова, ему удалось завоевать доверие этого сластолюбивого «конокрада»:

«Мы иногда подолгу с ним беседовали. Считая меня своим другом, непоколебимо уверовавшим в его божественную миссию, рассчитывая на мое содействие и поддержку во всем, Распутин не находил нужным передо мною скрываться и постепенно открыл мне все свои карты. Он настолько был убежден в силе своего влияния на людей, что не допускал даже мысли о том, что я могу не быть в его власти.

Знаешь, милый, - сказал он мне однажды, - смышленый больно ты, и говорить с тобой легко, все сразу понимаешь. Захочешь - хоть министром сделаю, только согласись».

Существует одна из версий, что Юсупов обратился к Распутину с просьбой вылечить его от «содомского греха», однако во время сеанса лечения гипнозом тот, наоборот, попытался соблазнить молодого человека.

Стоит отметить, что в 1932 году на экраны вышел фильм «Распутин и императрица», в котором создатели показали, что супруга Юсупова состояла в интимной связи с Распутиным. Чету Юсуповых, которые в тот момент жили в Париже, возмутил этот факт, и они подали в суд на голливудскую компанию «Metro-Goldwyn-Mayer». Закон оказался на их стороне, и MGM выплатила им за клевету огромную денежную компенсацию. Считается, что после этой истории, появилось правило указывать в начале фильма, что все события, показанные на экране - не более чем вымысел.

MGM выплатила чете Юсуповых огромную денежную компенсацию. Фото: Public Domain

Умер Феликс Юсупов во Франции в возрасте 80 лет. Его тело покоится на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Имя: Феликс Юсупов (граф Сумароков-Эльстон)

Возраст: 80 лет

Деятельность: последний из князей Юсуповых, участник убийства Григория Распутина, автор книг воспоминаний об этом, общественно-политический и церковный деятель

Семейное положение: был женат

Феликс Юсупов: биография

Феликс Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстон, был последним из знаменитой ветви князей Юсуповых. Он пробовал заниматься в жизни многими вещами, но вошел в историю как один из убийц . Впоследствии, находясь в эмиграции, Юсупов даже написал об этом две книги воспоминаний, гонорары за которые были основным источником его доходов. Кроме того, Феликс оказался одним из первых людей, сумевших выиграть иск против кинокомпании и получить возмещение морального ущерба в виде довольно кругленькой суммы.


Молодые годы князя | Россия Романовых

Юсупов был младшим сыном графа Феликса Сумарокова-Эльстона и его супруги княжны Зинаиды Николаевны Юсуповой. Нужно отметить, что княжна хотела и ждала дочь, поэтому, когда родился Феликс, она не стала относиться к нему как к мальчику, а наряжала в розовые платьица, приучала к украшениям и даже научила краситься. Странный каприз матери наложил огромный отпечаток на всю дальнейшую жизнь этого необычного человека. На протяжении многих лет главным развлечением Юсупова было следующее: в женском платье, постаравшись быть неузнанным, пройтись по бульвару или пообедать в ресторане. О странностях «золотого мальчика» говорила вся русская знать, его обвиняли даже в гомосексуализме, хотя фактических доказательств этого никто не имел.


Юсупов, переодетый в старинный костюм для спектакля | Россия Романовых

Феликс окончил престижную частную гимназию, а позднее и Оксфордский университет, где основал Русское общество, так как всегда был и до конца жизни оставался патриотом своей родины, но исключительно в монархическом варианте. В юные годы Юсупов и его старший брат Николай были страстными поклонниками театра. Более того, молодые люди и сами выступали на сцене. Очевидцы утверждали, что Феликс имел незаурядный актерский талант, который особенно был заметен в искусстве перевоплощения в других людей. И речь не только о весьма убедительном исполнении женских ролей, но и о создании на сцене очень реалистичных образов мужских персонажей – от простолюдинов до кардинала Ришелье.


Фото Феликса Юсупова | Россия Романовых

В 21 год Юсупов неожиданно превратился в единственного наследника огромного фамильного состояния своей семьи. Дело в том, что его старший брат Николай погиб на дуэли от руки графа Арвида Мантейфеля, который таким образом защищал честь жены, соблазненной Юсуповым-старшим. Впрочем, как покажет дальнейшая жизнь, насладиться богатством в полной мере Феликсу было не суждено.

В 1916 году Феликс Юсупов и Дмитрий Павлович Романов, его шурин, совместно с депутатом государственной думы Владимиром Пуришкевичем организовали заговор против друга и приближенного российского императора - Григория Распутина. Феликс рассказывал впоследствии: каждый из трех мужчин самостоятельно пришел к мысли о том, что все беды России начала XX века связаны именно с именем «царского старца». Когда же они начали обсуждать, то пришли к заключению – Распутина необходимо остановить любой ценой. Но инициатором и воплотителем заговора считается именно Юсупов.


Заговорщики: Дмитрий Романов, Феликс Юсупов, Владимир Пуришкевич

В предпоследний день 1916 года он пригласил Григория Распутина в свой дом и под предлогом показать место, где обычно пирует с гостями, заманил того в подвал. Предложив Григорию навсегда покинуть Санкт-Петербург и получив отказ, Феликс достал пистолет и выстрелил в Распутина. Показания в кабинете следователя трех заговорщиков будут значительно отличаться друг от друга и сильно расходиться с фактами, обнаруженными следствием. Однозначно можно говорить только о том, что в старика было произведено три выстрела, а позднее мертвое тело отвезли на автомобиле к Петровскому мосту и сбросили в реку.


Восковые фигуры в музее Юсуповых, воссоздающие сцену убийства Григория Распутина | LiveInternet

Семья императора была очень разгневана поступком Юсупова и его сообщников. Скорее всего, их бы ждал смертный приговор, но из-за участия в деле князя Дмитрия расследование затянулось. Тем временем Пуришкевича отправили на фронт, Романова - в Персию, а князя Феликса ожидал домашний арест в родовом имении в Курской губернии. Но смерть Распутина повлекла за собой февральскую, а затем и октябрьскую революции, и Юсупов уезжает заграницу, где в любом обществе предстает в первую очередь как «тот самый убийца». Кстати, мужчина позднее напишет книги-воспоминания «Конец Распутина» и «Мемуары» об этих трагических событиях.

Общественная деятельность

Нужно подчеркнуть, что Юсупов был патриотом и довольно щедрым человеком. Во время Первой мировой войны он за свой счет организовывал госпитали в Санкт-Петербурге. В первом из них, созданном в доме на Литейном проспекте, Феликс работал и сам, пока не получил разрешение отправиться на годичные офицерские курсы в Пажеский корпус. Забегая вперед, стоит добавить, что во время Второй мировой войны князь Юсупов займет весьма интересную позицию: он не захотел поддержать нацистов, занявших Францию, но при этом также категорично ответил отказом на предложение вернуться в Санкт-Петербург, сославшись на неприятие Советского Союза как государства.


Фото Феликса Юсупова | ПетроИнфо

После Октябрьской революции вместе с семьей мужчина уезжает из России навсегда. Сначала он обосновался на Мальте, а позднее перебрался в Лондон и уже оттуда в Париж. Продав все драгоценности, которые смогли вывезти с собой, Юсуповы купили дом в Булонском лесу на улице Пьер Герен, где Феликс жил до конца жизни. Интересно, что в их имении в России оставалось еще столько собственности, что разграбление дома продолжалось не менее недели. Но, даже значительно обеднев, Феликс продолжал помогать беженцам. Вместе с матерью он организовал специальный фонд, а также давал приют в своем доме.


Феликс Юсупов с бульдогом по имени Клоун | Живой Журнал

В 20-х годах Юсупов вместе с женой открывает дом моды «Irfé», который становится уникальным явлением для Франции. Дело в том, что моделями и даже швеями в «Irfé» выступали графини и княгини, за что модный дом Юсуповых называли самым аристократическим. Дизайнеры «Irfé» ориентировались на русский стиль, использовали роспись по шелку, а главным новшеством было введение совершенно небывалого явления – так называемого спортивного стиля в повседневной одежде. Взлет популярности был настолько стремительным, что его можно сравнить только со столь же моментальным падением. Наступила пора Великой депрессии, а Феликс не смог перестроиться и продолжал вести расточительный образ жизни, поэтому предприятие обанкротилось.


Фото Феликса Юсупова | Россия Романовых

Бюджет пополнить удалось за счет выпуска книги о Распутине, а также за счет небывалой дерзости – подачи иска на американскую кинокомпанию «Metro-Goldwyn-Mayer». Дело в том, что на экраны в 1932 году выходит кинокартина «Распутин и императрица», в которой говорится, будто бы супруга Юсупова была любовницей Григория. Феликс, которого все убеждали в бесполезности его действий, подает в суд и умудряется доказать необоснованность и голословность сценария фильма. Компания «MGM» выплачивает ему 25 тысяч фунтов стерлингов, что по тем временам считается огромной суммой. Кроме того, этот прецедент послужил тому, что теперь в титрах кинофильмов пишут фразы вроде «по мотивам произведения» и «сходство с реальными лицами не является предумышленным».

Личная жизнь

Юный Феликс считался одним из самых красивых мужчин среди русской знати. Многие представительницы слабого пола сходили по нему с ума. Поговаривали, что и мужчины неоднократно заглядывались на такую приторную внешность. Но все подозрения о нетрадиционной ориентации Юсупов развеял, женившись на княжне Ирине Александровне Романовой, родной племяннице государя . В 1915 году у супругов родилась дочь Ирина, крестниками которой, между прочим, стали сам император и его жена императрица Мария Фёдоровна.


Русская семерка

В глубокой старости, за несколько месяцев до смерти, Феликс и Ирина усыновили 18-летнего мексиканца Виктора Мануэля Контрераса. Позднее молодой человек прославится как скульптор и художник. Его работы украшают музеи многих стран, а также представлены на центральных площадях в Северной Америке и в Европе.


Рисунки цикла "Монстры", созданные Феликсом Юсуповым

Кстати, сам Юсупов тоже однажды попробовал себя в изобразительном искусстве. После выхода в свет первого издания книги воспоминаний Феликс неожиданно взялся за тушь и акварель и создал целую серию инфернальных портретов под общим названием «Монстры». Всего за нескольких недель им было нарисовано 15 работ, и больше Феликс никогда не возвращался к этому занятию. Считается, что данные портреты связаны с кошмарами, которые преследовали Юсупова всю жизнь. Около половины из этих рисунков хранились в галерее Кристиана Бутонье.

Смерть

Ушел из жизни последний наследник знаменитого рода князей Юсуповых в возрасте 80 лет, 27 сентября 1967 года. Его похоронили в Париже, на русском кладбище в районе Сент-Женевьев-де-Буа, в одной могиле с матерью Зинаидой Николаевной. Интересно, что на грудь усопшего положили крестик, вырезанный из щепки от гроба Великой Княгини Елизаветы Федоровны, которая всю жизнь ему покровительствовала. Жена Феликса Юсупова пережила мужа всего на три года. Совершенно удивительная история дома Феликса на улице Пьер Герен. Вскоре после кончины княгини Ирины Александровны дом внезапно провалился под землю, напомнив свидетелям этой картины рассказ Эдгара По «Падение дома Ашеров».


Живой журнал

О Феликсе Феликсовиче Юсупове написано множество книг и снято немало кинофильмов. Практически всегда, когда экранизируют историю жизни государя Николая II или , обязательно присутствует и персонаж этого необычного человека. В последнее время на экране Феликса изображали , Джеймс Фрейн и другие актеры.

Следует сразу отметить, что часто встречающееся упоминание одной из наиболее ярких фигур предреволюционной России - Феликса Феликсовича, князя Сумарокова-Эльстона (таково его полное имя) в качестве великого князя не вполне корректно. Несмотря на то что его жена Ирина Александровна являлась правнучкой императора Николая I, сам он кровного родства с царствующей фамилией не имел. Великими же князьями, согласно Уложению от 1885 года, считались только сыновья и внуки императора. Таким образом, выражение «великий князь Феликс Юсупов» скорее является установившимся в советское время штампом, чем реальным отражением действительности.

Молодой баловень судьбы

Князь Феликс Юсупов, биография которого легла в основу этой статьи, родился 11 марта 1887 года в Санкт-Петербурге. Его мать - княжна Зинаида Николаевна являлась последней наследницей богатейшего рода Юсуповых, берущего своё начало от ногайского правителя Юсуфа-мурзы, перешедшего в XVI веке на службу к Ивану Грозному. Отцом Ф. Юсупова был граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон - видный военачальник и государственный деятель своего времени.

Молодой князь Феликс Юсупов получил прекрасное образование, окончив вначале частную гимназию Гуревича - одно из наиболее престижных учебных заведений Санкт-Петербурга, а затем в период 1909-1912 гг., обучался в Оксфордском университете. Ещё за год до отъезда в Англию он остался единственным наследником огромного состояния рода Юсуповых. Это произошло после того, как его старший и горячо любимый брат Николай был убит в результате дуэли с лифляндским дворянином Арвидом Мантейфелем, любовником жены которого он являлся.

Увлечения князя

Его страстным увлечением, которое разделял и брат Николай, был театр. В своих мемуарах князь Юсупов (Феликс) уделяет много места воспоминаниям о том, с каким удовольствием он участвовал в спектаклях, ставившихся на их домашней сцене. Круг создаваемых им образов был чрезвычайно велик - от целого ряда женских ролей, традиционно исполнявшихся мужчинами, до кардинала Ришелье и подобных ему персонажей. Постановки эти были, безусловно, любительскими, но таланту князя могли бы позавидовать и профессионалы.

Известно, что в молодые годы князь Юсупов (Феликс), как и многие представители «золотой молодёжи», проявлял склонность к несколько эпатажному поведению, умышленно отступая от общепринятых общественных норм и провоцируя вокруг своего имени ореол скандальной известности. Отдельные эпизоды его личной жизни того периода, а также увлечение женскими ролями, породили в обществе слухи о его якобы нетрадиционной сексуальной ориентации. Однако вскоре они заглохли.

Женитьба Юсупова

В феврале 1914 года в его судьбе произошло важное событие - Феликс Юсупов (фото тех лет представлено в статье) женился на княжне императорских кровей Ирине Александровне Романовой. Поскольку невеста была племянницей Николая II, дочерью великой княгини Ксении Александровны и её мужа - великого князя Александра Михайловича, то для заключения брака потребовалось высочайшее дозволение. Через год у них родилась дочь, наречённая Ириной. Её крёстными были лично государь Николай II и его супруга императрица Александра Фёдоровна.

Семья Юсуповых в период Первой мировой войны

Начавшаяся вскоре мировая бойня застала молодожёнов в Германии, являвшейся одним из этапов их свадебного путешествия. Находясь в самом сердце государства, воюющего с Российской империей, супруги Юсуповы оказались в положении военнопленных, выезд которым был запрещён на основании приказа Кайзера Вильгельма II. Лишь после длительных переговоров, важную роль в которых сыграло посредничество испанского посла, им удалось наконец выехать в нейтральную Данию, а затем через Финляндию вернуться в Петроград.

В военных действиях Феликс Юсупов участия не принимал, так как, являясь единственным сыном в семье, был освобождён от армии. Тем не менее он не остался в стороне от происходивших событий и занимался организацией военных госпиталей, один из которых помещался в принадлежавшем его матери доме на Литейном проспекте (ныне Литейный пр. 42). Параллельно с этим в период 1915-1916 гг. князь окончил годовые курсы офицеров в Петроградском Пажеском корпусе.

Убийство Распутина

Имя Феликса Юсупова имеет в наши дни широкую известность во многом благодаря его участию в убийстве фаворита царской семьи Григория Распутина. Известно, что 30 декабря 1916 года Феликс Юсупов и Дмитрий Павлович Романов (великий князь и член царствовавшего Дома), а также депутат Государственной думы В.М. Пуришкевич, заманив Распутина в принадлежавший семье Юсуповых дворец на набережной реки Мойки в Петрограде, совершили убийство.

Феликс Юсупов, мемуары которого содержат описание этого события, объяснял свои действия глубоким убеждением в том, что лишь физическое устранение этого человека, пользовавшегося неограниченным влиянием на государя и его жену, могло пресечь исходивший от него поток зла. Несмотря на то что его причастность к убийству была вполне очевидна, Юсупова не арестовали, а лишь отправили с глаз долой в имение его отца Ракитное, находившееся в Белгородской области.

При иных обстоятельствах убийц Распутина могло ожидать более суровое наказание, вплоть до смертной казни. Но поскольку среди участников покушения был великий князь Дмитрий Павлович, дело спустили на тормозах, отправив Пуришкевича на фронт, а Романова послом в Персию.

Отъезд в эмиграцию

После свержения царя и прихода к власти большевиков в судьбе одного из самых богатых семейств России наступил коренной перелом. Из бурлящего как котёл Петрограда Феликс Юсупов с женой, дочерью и родителями сначала перебрался в Крым, а оттуда на борту британского линкора «Мальборо» отплыл на Мальту. Следующим этапом их пути был Лондон, где беглецам удаётся продать, чудом вывезенные из России, две картины Рембрандта, а также часть фамильных драгоценностей.

Вырученные деньги дали Юсуповым возможность переехать в Париж, где в тот период обосновались многие русские эмигранты, знакомые им по прежним встречам в великосветских салонах. Подавляющее большинство из этих людей покинуло Россию, бросив на произвол судьбы всё свое достояние, и оказавшись за границей, не имело средств к существованию.

Проживая в купленном им доме на улице Pierre Guerin, супруги Юсуповы прилагали все усилия, чтобы помочь, оказавшимся в беде соотечественникам - безвозмездно пускали к себе на постой, и давали в долг, без какой-либо надежды получить назад свои деньги. Между тем средства, вырученные от продажи вывезенных ценностей, подходили к концу, и их собственное материальное положение вызывало всё большую тревогу.

Создание дома мод

В двадцатых годах, чтобы как-то решить финансовые проблемы, Юсуповы открыли в Париже собственный дом моды, который назывался IRFE, что являлось производным от первых букв их имён. Не случайно первой в названии упоминается жена Феликса Юсупова - Ирина. Дело в том, что именно ей принадлежала основная роль в семейном бизнесе. Обладая безукоризненным вкусом и чувством моды, она создавала модели женской одежды, пользовавшиеся неизменным успехом.

Предложенным ею новшеством стал спортивный стиль в повседневной одежде. На первых порах успех превзошёл все ожидания, и материальное положение семьи упрочилось. Любопытно отметить, что в созданной ими фирме не только моделями, но и рядовыми швеями работали дамы, принадлежавшие к самым известным аристократическим фамилиям России. Для Франции это было явлением по-своему уникальным, и служило дополнительной рекламой.

Крах предприятия последовал в конце двадцатых годов, и его причиной стала Великая депрессия, разразившаяся в Америке. Поскольку продукция дома моделей шла за океан, то с наступлением там экономического кризиса супруги потеряли всех своих заказчиков. Восполнить убытки за счёт продажи разработанных ими моделей в Европе, не удалось. Немаловажную роль в разорении фирмы сыграл и сам глава семьи Феликс Юсупов, привыкший с детства к роскоши и не сумевший ограничить свои потребности сообразно обстоятельствам. В результате успешный вначале дом моделей IRFE обанкротился.

Судебная тяжба с голливудским киногигантом

Несколько поправить материальное положение удалось лишь после того, как Юсупову удалось выиграть судебный процесс по иску, поданному им к американской кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer. Дело в том, что в 1932 году на экраны мира вышла снятая ею картина «Распутин и императрица», в которой жена Феликса была представлена в качестве одной из любовниц старца Григория.

Несмотря на видимую безнадёжность дела, Юсупов сумел доказать в суде беспочвенность подобных утверждений, и в качестве компенсации получил от голливудского киногиганта 25 тыс. фунтов стерлингов, что являлось весьма значительной суммой. Однако и в этот раз повторилась прежняя история - неискоренимая привычка князя тратить деньги не считая очень быстро свела на нет этот временный финансовый успех.

Литературное творчество Юсупова

Некоторый доход принесли семье две книги Феликса Юсупова, написанные им в эмиграции и изданные в то время небольшим тиражом, ввиду того, что круг читателей ограничивался соотечественниками, оказавшимися, как и он, на чужбине. Пытаться продавать их в Советском Союзе, по вполне понятным причинам, было невозможно. Эти произведения - «Конец Распутина» (1927) и «Мемуары» (1953), написанные живым и ярким языком, представляют собой воспоминания автора, касающиеся разных периодов его жизни. Значительное место в них отводится и его соучастию в убийстве Григория Распутина.

Конец семьи Юсуповых

Князь Феликс Юсупов - последний наследник древнего и одного из богатейших российских аристократических родов, несмотря на все обрушившиеся на него невзгоды, прожил долгую жизнь. Скончался он 27 сентября 1967 года в возрасте 80 лет и был похоронен в Париже на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Его прах упокоился в одной могиле с матерью - Зинаидой Николаевной Юсуповой, также закончившей свой земной путь на чужбине, но в 1939 году. Ирина Александровна - жена Юсупова - пережила мужа лишь на три года. Отец Феликса - граф Сумароков-Эльстон, расстался с семьёй ещё на Мальте и предпочёл отправиться в Италию. Там он и скончался в 1928 году.

Со смертью князя связывают совершенно невероятную историю, происшедшую на улице Pierre Guerin. Дело в том, что приобретённый им когда-то дом, простоявший к тому времени много десятилетий, на следующий день после его кончины вдруг провалился сквозь землю в буквальном смысле этого слова. И хотя впоследствии происшедшему было найдено вполне рациональное объяснение, связанное с коррозией почвы, оно послужило поводом для многих суеверных домыслов.

Потомки славного рода

Среди здравствующих ныне потомков князя Юсупова можно назвать его внучку - Ксению Николаевну Сфирис, рождённую от брака его дочери Ирины Феликсовны с графом Николаем Дмитриевичем Шереметевым, а также её двух дочерей - Марилию и Жасмин-Ксению. Поскольку Ксения Николаевна по своей матери принадлежит к некогда правившей в России монархической семье, сегодня она входит в состав общества «Объединение членов рода Романовых».


Портрет графа Ф. Ф. Сумарокова-Эльстон-Юсупова. 1903. Валентин Серов

Феликс Феликсович Юсупов (1887 - 1967) - последний в роду князей Юсуповых, наследник состояния, размер которого оценивался в десятки миллионов царских рублей, и... убийца старца Распутина.

Свой род, насчитывающий около 1500 лет, Юсуповы вели от Абубекира Бен Райока, первого халифа после смерти Магомета. Фамилия же "Юсуповы" пошла от имени союзника Ивана Грозного Юсуфа. Крещенный в православии Дмитрием Абдул Мирза Юсуф получил от царя Федора Иоанновича титул князя и был записан Юсуповым.

Однако же последний Феликс Юсупов, которого по семейной генеалогии называют Феликсом III, не принадлежал к наследникам по прямой линии, оборвавшейся на семье князя Николая Борисовича Юсупова.

Отец Феликса Юсупова, граф Феликс Сумароков-Эльстон, получил княжеский титул и фамилию Юсупов в браке с княгиней Зинаидой Юсуповой. Сам Эльстон, кстати, был внуком Фридриха-Вильгельма IV Прусского, правда - от внебрачного сына его с графиней Тизенгаузен.

У графа Феликса Сумарокова-Эльстона и княгини Юсуповой было два сына - старший Николай (1883-1908) - убитый на дуэли, и младший - Феликс, о котором и пойдет речь.

Формирование гомосексуальных привычек, возможно, началось у Феликса в тот самый момент, когда от выстрела на дуэли под рукой законного супруга-рогоносца пал старший из последних Юсуповых - Николай.

Известно, что среди родственных пар гомосексуальность чаще проявляют младшие из братьев. Причин тому может быть множество, но одна из них лежит в области воспитания. Оставшись единственным наследником в роду Юсуповых (второй раз за 100 лет), юный Феликс купался в семейной нежности, любви и использовал все приятные стороны вседозволенности. Впрочем, в семье он был уже четвертым мальчиком (двое умерли, не прожив и года). К тому же княгиня Зинаида, мать Феликса, так надеялась на рождение девочки, что даже сшила розовое приданое. Некоторое "огорчение" от рождения сына она позволила себе исправить тем, что до пяти лет одевала маленького Феликса, как девочку, и пыталась дать соответствующее воспитание. Мальчику доставляло удовольствие играть с бриллиантами матушки, примерять ее шикарные платья. Таинственным альковом представлялась ему материнская спальня, обтянутая голубым узорчатым шелком. "В широких горках красовались броши и ожерелья". Любимым развлечением юного Феликса стало переодевания, или так называемые "живые картины" с участием слуг в кабинете отца. Феликс нацеплял матушкины украшения и представлялся то султаном, то сатрапом...

Роскошный гардероб княгини Зинаиды остался одним из самых ярких детских впечатлений Феликса... "Матушкин каприз впоследствии наложил отпечаток на мой характер", - многозначительно обмолвится князь Юсупов в мемуарах, написанных на французском языке в середине ХХ века.

Матушка привила Феликсу любовь к танцу и театру, что тоже было в стиле просвещенных Юсуповых, состоявших на кроткой ноге и с Вольтером, и с Александром Сергеевичем Пушкиным. Учился Феликс довольно плохо. Единственным уроком, доставлявшим ему удовольствие, был танец по выходным. Для Феликса мать - образец великосветской львицы. А вот отношения с отцом оставались довольно прохладными: между ними "всегда была дистанция". Юному Феликсу приятнее было чувствовать себя наследником знатного и богатого рода Юсуповых, упивавшегося великосветской славой, несметными богатствами и "кричащей роскошью в русском стиле с французским изяществом".

В тринадцатилетнем возрасте у Феликса случилось первое сексуальное приключение. На отдыхе в Европе в уединенной беседке курортного парка он застал аргентинца, тискающего хорошенькую даму. Возбужденный, он вновь явился в беседку, где застал ту же влюбленную пару и посмел расспросить о происходящем. На следующий день аргентинец привел его в номера и "приобщил ко взрослым тайнам". Первый интимный опыт Феликса Юсупова был бисексуальным... Он соединился с "тряпичными" увлечениями мальчика и в определенной степени сформировал в нем предпочтения трансвестита.

Переоблачение в женское из развлечения постепенно превращалось в почти физическую необходимость. Зимой 1900 года Феликс и его родственники, два брата и сестра, устроили шумный визит в знаменитый ресторан "Медведь" (по нынешним временам почти элитный гей-клуб), переодевшись барышнями - "разрядились, нарумянились, нацепили украшенья". Когда дело зашло слишком далеко и некоторые из возбужденных завсегдатаев "Медведя" захотели отправиться с переодетым Феликсом в кабинеты, визитеры, узнанные метрдотелем, с позором бежали. На следующий день отец Феликса получил счет за ресторан и остаток жемчуга с ожерелья, которое сорвал с груди его отпрыска нетерпеливый любитель юношей в дамских платьях.

Капризного и ленивого Феликса родители после провала на экзаменах в военную школу отдали в гимназию Гуревича. Но наследник, в чьих жилах билась кровь далеких предков-кочевников, не унимался - на этот раз сошелся с цыганами. Переодетый в дамское Феликс запел цыганские романсы настоящим сопрано...



Князь Феликс Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстон. 1900-е. Худ. Р. де Сан-Галло

В 1904 году, после того как все лето в Европе Феликс провел в женских платьях в парижских кафешантанах и досконально изучил их репертуар, старший брат, ставший к тому времени участником его гардеробных приключений, посоветовал ему выйти на сцену "Аквариума", самого шикарного питерского кабаре. Директор прослушал репертуар синеглазой "певички" и взял ее на работу. На шестое выступление интрига была раскрыта друзьями семьи, заметившими на певичке фамильные юсуповские бриллианты.

Не странно ли, что этот образ жизни - с карнавалами, переодеваниями, шутками и интригами - явился для Феликса воплощением его, если так можно сказать, материнского патриотизма. Он, юный Феликс Юсупов, был единственным наследником древнего рода Юсуповых, чья история полна скандальных подробностей. Но эта пикантная картина заключалась в столь благородную и изысканную раму подвигов, достижений, а главное - громких исторических имен и событий, что застилала своим блеском самые бесстыдные детали человеческой жизни.

Зимой 1909 года Феликс впервые встретился с Григорием Распутиным - он показался "хитрым, злым, сладострастным".

Два года князь Юсупов провел в поездках по Европе и в безуспешной попытке учиться в Оксфорде. Тем временем в Париже и Лондоне начались знаменитые Дягилевские сезоны и Юсупов больше времени поводил в театрах и на балах, чем в оксфордских аудиториях.

На осень 1912 года приходятся первые встречи Феликса с Великим князем Дмитрием Павловичем, который много слышал о "скандальных приключениях" Феликса и был впечатлен красотой юноши. Он откровенно заявил Юсупову, что хотел бы встречаться с ним. Но Феликс побоялся новых скандалов, да и Император, узнав, что его брат, склонный к гей-любви, проявляет интерес к "ославленной" персоне, запретил им встречаться.

Но встреча Феликса Юсупова и Дмитрия Романова позже все-таки состоялась. Фундаментом союза, целью которого было избавить Россию от старца Григория Распутина, стала гомосексуальная любовь двух князей.

Их связь не разрушило и соперничество Феликса и Дмитрия в борьбе за руку княжны Ирины, дочери Великого князя Александра Михайловича, о помолвке с которой Юсуповы объявили в конце 1913 года.

Когда в 1914 году молодые отправились в свадебное путешествие в Париж, из окна тронувшегося поезда Феликс "заметил вдалеке на перроне одинокую фигуру Дмитрия". С кем пришел проститься Великий князь - со своей кузиной, так и не ставшей его супругой, или с сердечным другом, встречи с которым приходилось тщательно скрывать от света?..



Портрет Феликса Юсупова. 1925. Худ. Зинаида Серебрякова

По возвращении из Европы Феликс занялся обустройством семейного гнезда - дворца на петербургской Мойке, в подвалах которого будет убит Распутин. "Заказаны были какие-то особые гигантские кафли для ванны; на половине Ирины устроен "фонтан слез" из уральских самоцветов". В личных комнатах Феликса был оборудован специальный подвал, напоминавший декорацию "в духе английского готического романа". Там как будто все жило предвкушением убийства.

Своему отношению к Распутину и тому, что произошло в ночь с 29 на 30 декабря 1916 года в подвале особняка на Мойке, Феликс посвятил целую книгу, которую он написал в 1927 году - "Конец Распутина". К 1916 году против Распутина восстали все государственные институты царской России - и Русская православная церковь, и Государственная Дума. Но Юсупов утверждает, что инициатива убийства Распутина принадлежала ему. Своей идеей Феликс поделился с Великим князем Дмитрием - едва ли не самым близким человеком, с которым его связывала уже многолетняя дружба-любовь. Тот пообещал поддержку...

Для того чтобы завоевать внимание Распутина, Феликс придумал обратиться к нему за помощью в лечении от "гомосексуализма". Старец пообещал вылечить и в качестве лекарства предложил оргии в компании цыган. Феликс несколько раз отказывался, но "старец" не унимался и звал его на "лечение" к цыганам. Можно предположить, что бисексуальный Распутин испытывал к Юсупову определенный род влечения. Иначе трудно объяснить ту откровенность, с которой Распутин рассказывал Юсупову о приемах и способах своего влияния на императорскую семью - если только все это не выдумано князем, чтобы оправдать кровавое убийство.

Из депутатов Госдумы помочь в устранении Распутина согласился Владимир Пуришкевич, а князь Дмитрий, осмотревший подготовленный для расправы подвал, предоставил автомобиль, на котором недобитого старца довезли до Невы и спустили в прорубь.

После убийства Феликс укрылся на квартире Великого князя Дмитрия, а утром их обоих арестовали "по приказу императрицы" на несколько дней. Ночи в ожидании решения Императора они провели вместе. На четвертый день было сообщено: Дмитрия ссылают в Персию на турецкий фронт, а Феликса отправляют в ссылку в имение Ракитное.

Там Юсупов и встретит революцию и отречение Николая II от престола.




Князь Феликс Юсупов и его жена, княгиня Ирина Александровна Романова. 1932. Фото неизв. авт.

Потом будет бегство Юсуповых в Крым и еще 40 лет скитаний вне России, но в сердце с ней.

"Часто говорили, что я не люблю женщин, - признается Феликс в дневниках на склоне жизни. - Это неправда. Люблю, когда есть за что... Но должен признаться, дамы редко соответствовали моему идеалу... По-моему, мужчины честней и бескорыстней женщин".

И еще - "меня всегда возмущала несправедливость человеческая к тем, кто любит иначе. Можно порицать однополую любовь, но не самих любящих".

Феликс проживет долгую бурную жизнь: наследство закончится, европейские дворцы и дома Юсуповых пойдут с молотка. Он умрет в 1967 году. С ним прервется мужская линия рода Юсуповых.

Для современников он стал человеком, перешагнувшим общечеловеческие нравственные нормы (предвестием чему были его необычные любовные приключения)...

Портрет работы Валентина Серова, 1903 г.

Меня всегда возмущала несправедливость человеческая к тем, кто любит иначе. Можно порицать однополую любовь, но не самих любящих. Нормальные отношения противны природе их. Виноваты ли они в том, что созданы так?
Феликс Юсупов.


В одной из последних крупных монографий, посвященных Григорию Распутину, дается крайне отрицательная характеристика Феликсу Юсупову (1887 - 1957). "...Гораздо большее отвращение вызывает Феликс Юсупов, являвший собой классический пример того, до какого упадка и разложения дошла салонная русская аристократия", - звучат окончательным приговором слова историка Алексея Варламова. Автор не преминул упомнить нравственные метания, "оборотничество и показной патриотизм" князя и, разумеется, его "развратные наклонности".

Пример не единичен: многие книги, описывающие высший свет Российской Империи в драматические предреволюционные годы, не скупятся на подробности. Рассказы о том, как молодой отпрыск древнейшего российского рода, восходящего к арабским халифам, прусским императорам и татарским ханам, совершал любовные похождения, переодевшись в женский наряд, варьируются от издания к изданию. В одном из таких нарядов он якобы покорил сердце английского короля Эдуарда VII. Но особенно любима история гулянья в ресторане "У Медведя". Четверо кавалеров, привлеченные красотой юной "красавицы", весь вечер ухаживали за ней, а самый смелый, ни о чем не подозревая, сдернул с ее лица карнавальную маску. Опасаясь скандала и разоблачения, князь спровоцировал панику, разбив зеркало, и в суматохе скрылся.

Фото князя Феликса Юсупова в русском платье

Исходя из этого, можно сказать, что гомосексуальность Феликса Юсупова для его противников (включающих как современников, так и современных историков) представляется совершенно очевидной. В лучших традициях классической гомофобии, приписывающей злодеям мужеложство, она дополняет портрет князя-преступника ("исключительно женственного человека с глазами хищника"), который эти авторы видят перед собой. Мотив отчасти понятен. Несмотря на долгую жизнь Юсупова, его личность лишь один раз сыграла важную роль в отечественной истории. Князь явился организатором убийства и лично стрелял в Распутина, с историей которого отныне и навсегда будет связана его биография. Для современников он стал человеком, перешагнувшим общечеловеческие нравственные нормы (предвестием чему были его необычные любовные приключения); историки увидят в нем неудачника, потерявшего на ниве своих влечений связь с реальностью. Цель его рокового поступка не была оправдана результатом, так как после Распутина при дворе царил все тот же беспорядок, что был при нем.

С другой стороны "сторонники" Юсупова (если их можно так называть), особенно представители западной культуры, доводящие до крайности описания поведения Распутина, предпочитают странным образом умалчивать о влечениях князя. Вышедшая в начале 30-ых гг. скандальная американская кинокартина "Распутин и императрица" представляет князя героем, освободившим страну от злого гения. Но героем, уместным для своего времени: в фильме - это офицер-солдафон, грубый и неотесанный, то есть типичный мужчина с большой буквы, классический мачо, известный каждому зрителю кинолент Голливуда. Тщетно князь-эмигрант судился с создателем этого творения - компанией "Метро-Голдвин-Майер" (до сих пор занимающей передовые позиции в американской киноиндустрии). В первой половине XX столетия режиссеру было проще и понятнее показать, а зрителю увидеть его именно таким.

Феликс Юсупов с женой Ириной

Легко сделать вывод, что и тот, и другой образ Юсупова далеки от подлинного. Он был сложной натурой. Представьте удивительно красивого человека с тем редким типом лица, что одинаково украшает и мужчину, и женщину. Подобной внешностью из мировых знаменитостей, пожалуй, способен похвастаться только немецкий актер Удо Кир. Одаренный живым умом, знаток искусства и тонкий эстет, князь мог бы внести значимый вклад в отечественную культуру, если бы ему посчастливилось жить в другое время. Мало кто знает, что уже в изгнанье эмиграции Феликс Юсупов на какое-то время нашел себя в профессии кутюрье, став вместе с женой основателем знаменитого дома моды "Ирфе". И все же судьба распорядилась по-своему.

Супруга князя - княжна Ирина - была, судя по всему, единственной женщиной в его жизни. Светские красавицы всегда его разочаровывали, а носители "запретной страсти", напротив, вызывали глубокое сочувствие. "Меня всегда возмущала несправедливость человеческая к тем, кто любит иначе. Можно порицать однополую любовь, но не самих любящих. Нормальные отношения противны природе их. Виноваты ли они в том, что созданы так?" - пишет он в своих мемуарах.

В то же время Феликс, вопреки собственному поведению, не мог ассоциировать себя с тогдашним гей-сообществом. Причина этого - его принадлежность к знатному роду; жесткие принципы аристократической чести, унаследованные от татарских предков, не могли оправдать гомосексуальности. Даже среди российского дворянства и членов царской фамилии отношение к ней было более терпимым. Наследие юного князя диктовало иные условия.

Ставший политическим изгнанником после революции, Юсупов уже был изгнанником в близком кругу. Скандалы, сложные отношения с императорской фамилией и собственными родителями, увенчавшиеся унизительными процедурами знахарского лечения от "вредных наклонностей" - все это стало расплатой князя за собственный аристократизм.
Ему было суждено вести жить под маской, как в переносном, так и прямом смысле, если понимать под ней женские наряды. Постоянно прятаться, скрывать свои влечения от окружающих, даже самых близких людей. А порой идти наперекор зову сердца.

Портрет князя Ф.Ф. Юсупова кисти Зинаиды Серебряковой. Париж. 1925 г

В его мемуарах описан один, наверное, наиболее показательный случай. Некий офицер императорской свиты (имя его не называется), статный красавец, как-то поразил юного князя, ловко въехав в столовую его родового поместья верхом на коне. Впоследствии он пару раз был гостем Юсупова, восторженно оценившего авантюрный поступок; говорил мало и в волнении неотрывно смотрел на своего собеседника, порой тихо вздыхая. В их последнюю встречу он искренне признался, что потрясен сходством Феликса с его матерью и что хотел бы встречаться с ним. Князь пишет в своей книге, что чувства были взаимны, но постоянные близкие отношения слишком опасны в его положении, а потому невозможны. Он отказал офицеру и больше никогда его не видел.

Фигура Юсупова заслуживает памяти в современной отечественной гей-культуре, как история жизни человека, вынужденного скрывать свои влечения, ходить по тонкой грани, разделяющей чувства и долг репутации. В наши дни таких историй множество. Сходным образом мучительную двойную жизнь приходится вести многим геям, но история князя - одна из самых ярких из дошедших до нас.
Изгнанник близкого окружения и изгнанник родной страны, он был надломлен (хоть и не сокрушен) сложившейся обстановкой. Именно этим были обусловлены нравственные метания и поиск жизненного пути, усилившиеся после гибели на дуэли старшего брата - одного из немногих людей, кто понимал Феликса. Судьба, наделившая Юсупова славой знатности и богатства, обрекла его на такое положение. Конечным итогом всех этих исканий и стали те роковые выстрелы, которые прозвучали в подвале на Мойке 29 декабря 1916 года.