Самая большая самоходная артиллерийская установка ссср. Изменения ветки советских пт-сау. История создания и боевого применения

Самая большая самоходная артиллерийская установка ссср. Изменения ветки советских пт-сау. История создания и боевого применения


ТТХ

Название ЗИС-30

Страна СССР

Масса 4000 кг

Тип машины САУ

Мощность двигателя 50 л.с.

Макс. Скорость 42.98 км/ч

Толщина брони корпуса 10/7/- (мм)

Толщина брони башни -/-/- (мм)

Время бесплатного ремонта 0 ч 24 мин

Максимальная цена ремонта* 200 с.л.

Цена машины* 2100 с.л.

Описание

ЗИС-30 (57-мм пушка ПТО) - советская лёгкая противотанковая САУ открытого типа. Создана коллективом разработчиков завода № 92 под руководством П. Ф. Муравьева. Машины этой марки серийно выпускались на артиллерийском заводе № 92 во второй половине 1941 года путём открытой установки противотанковой пушки ЗИС-2 на артиллерийском тягаче Т-20 «Комсомолец». Всего было выпущено около 100 самоходок ЗИС-30, которые участвовали в боях 1941-1942 гг. и были хорошо приняты в войсках из-за эффективности пушки ЗИС-2. Однако из-за малочисленности, поломок и боевых потерь они не оказали сколь-нибудь заметного влияния на ход войны.

Сильные и слабые стороны машины

Мощное вооружение на уровне (она даже с 3 рангами в

состоянии потягаться)

Высокая скорость и мобильность (единственное что спасает

в случае спешной эвакуации или если на вас кто то выехал

обойти его наглым рывком вперед и зайти со спины)

1 ранг (что в полной мере делает его монстром на своём уровне)

Колоссально мелкая броня (особенно рубка с пушкой)

Малый боекомплект (20 снарядов при здоровом заряжающем, разбираются как горячие пирожки)

Неимоверно легко выводимый из строя экипаж (при мелкой толщине брони тут и говорить нечего)

Плохая балансировка орудия (очень долго стабилизируется после остановки)

Вооружение

Пушка 57 мм ЗИС-2, 1 пулемет 7,62-мм ДТ.

Со средними параметрами, скорострельности и пробиваемости. Хорошая точность (для пт это нормально)

Основное вооружение 57мм ЗИС-2

Время перезарядки: 5.9 сек

Боезапас: 20 снарядов

Вертикальные углы наводки: -4°/22°

Снаряды :

БР-271 Бронебойный тупоголовый каморный снаряд

Масса: 3.1 кг

Начальная скорость: 990 м/с

Бронепробиваемость: 10м - 115мм 500м - 95мм 1000м - 91мм 2000м - 60мм

БР-271К Бронебойный остроголовый каморный снаряд

Масса: 3.1 кг

Начальная скорость: 990 м/с

Бронепробиваемость: 10м - 122мм 500м - 101мм 1000м - 79мм 2000м - 50мм

О-271 Осколочно-фугасный снаряд

Масса: 3.7 кг

Бронезащита и живучесть

Лоб, мм: 10

Борт, мм: 7

Корма, мм: 7

Модули и улучшения

Подвижность

Защищенность

Огневая мощь

История создания и боевого применения

Нехватку противотанковых самоходных установок Советская Армия начала испытывать уже в самом начале Великой Отечественной войны. В июле 1941г Верховное командование издало постановление в кратчайшие сроки разработать САУ, вооружённую 57-мм пушкой ЗиС-2. На заводе №52 была срочно собрана группа конструкторов во главе с инженером П.Ф. Муравьёвым, и уже через месяц началась серийнаясборка САУ ЗиС-30. Машина представляла собой гусеничный тягач "Комсомолец", на котором размещалась противотанковая пушка ЗиС-2 конструкции В.Г. Грабина. Двигатель находился в кормовой части самоходки, а в передней - трансмиссия и органы управления. В лобовом листе корпуса также имелся оборонительный пулемёт ДТ калибра 7,62-мм. Всего было выпущено около 100 самоходных установок ЗиС-30, которые буквально поштучно распределяли по танковым бригадам Западного фронта. Впервые эти самоходки применялись в период битвы под Москвой, где они отлично зарекомендовали себя, успешно уничтожая любые типы немецких танков и бронемашин. Однако с течением времени выявились и недостатки ЗиС-30. Машина была крайне неустойчивой, ходовая часть перегружена(в особенности задние катки), бронирование тоже оставляло желать лучшего. Кроме этого САУ имела малый запас хода и мизерный возимый боекомплект, который составлял всего 20 снарядов. Тем не менее, несмотря на все недостатки, ЗиС-30 продолжали участвовать в боях вплоть до лета 1942г, когда в войсках практически не осталось ни одной машины. Часть машин вышла из строя из-за технических поломок, остальные были потеряны в боях. Однако из-за своей малочисленности самоходки ЗиС-30 не оказали сколько-нибудь заметного влияния на ход войны.

Вот сегодня прошла такая новость:

Артиллерийские подразделения Восточного военного округа (ВВО) получили на вооружение партию 203-мм самоходных артиллерийских установок «Пион».

Об этом сообщил Интерфаксу-АВН в четверг начальник пресс-службы округа полковник Александр Гордеев. »На сегодняшний день САУ «Пион» считается самой мощной самоходной артиллерийской установкой в мире. Основное ее вооружение составляет 203-мм пушка, имеющая массу более 14 тонн. Она расположена в кормовой части установки. Пушка оснащена полуавтоматической гидравлической системой заряжания, что позволяет осуществлять этот процесс при любых углах возвышения ствола», — сказал А.Гордеев.

Он отметил, что при разработке ходовой части установки использовались узлы и агрегаты танка Т-80. «Самоходка имеет индивидуальную торсионную подвеску», — уточнил офицер.

Узнаем больше об этом оружии:

29 августа 1949 года была испытана первая советская атомная бомба: ядерным оружием стали обладать обе противоборствующие группировки. С наращиванием обеими сторонами конфликта стратегических ядерных вооружений стало очевидно, что тотальная ядерная война маловероятна и бессмысленна. Актуальной стала теория «ограниченной ядерной войны» с ограниченным применением тактического ядерного оружия. В начале 1950-х годов перед руководителями противоборствующих сторон возникла проблема доставки этого вооружения. Основными средствами доставки являлись стратегические бомбардировщики B-29, с одной стороны, и Ту-4, с другой; они не могли эффективно наносить удары по передовым позициям войск противника. В качестве наиболее подходящих средств рассматривались корпусные и дивизионные артиллерийские системы, тактические ракетные комплексы и безоткатные орудия.

Первыми советскими артиллерийскими системами, вооружёнными ядерными боеприпасами, стали самоходный миномёт 2Б1 и самоходная пушка 2А3, однако эти системы были громоздкими и не могли обеспечить требования по высокой мобильности. С началом бурного развития ракетной техники в СССР работы над большинством образцов классической артиллерии по указанию Н. С. Хрущёва были прекращены.

Фото 3.

После снятия Хрущёва с поста первого секретаря ЦК КПСС работы по артиллерийской тематике были возобновлены. К весне 1967 года был выполнен аванпроект новой сверхмощной самоходной артиллерийской установки (САУ) на базе танка «Объект 434» и деревянный макет в натуральную величину. Проект представлял собой САУ закрытого типа с рубочной установкой орудия конструкции ОКБ-2. Макет получил негативные отзывы от представителей министерства обороны, однако предложение о создании САУ особой мощности заинтересовало Министерство обороны СССР, и 16 декабря 1967 года приказом № 801 Министерства оборонной промышленности была начата научно-исследовательская работа по определению облика и базовых характеристик новой САУ. Основным требованием, выдвинутым к новой САУ, была максимальная дальность стрельбы - не менее 25 км. Выбор оптимального калибра орудия по указанию ГРАУ выполняла Артиллерийская академия имени М. И. Калинина. В ходе работ были рассмотрены различные имевшиеся на вооружении и разработанные артиллерийские системы. Основными были 210-мм пушка С-72, 180-мм пушка С-23 и 180-мм береговая пушка МУ-1. По заключению Ленинградской артиллерийской академии, наиболее подходящим было признано баллистическое решение 210-мм пушки С-72. Однако, несмотря на это, завод «Баррикады» для обеспечения преемственности технологий изготовления уже разработанных орудий Б-4 и Б-4М предложил уменьшить калибр с 210 до 203 мм. Такое предложение получило одобрение в ГРАУ.

Одновременно с выбором калибра велись работы и по выбору шасси и компоновочной схемы для будущей САУ. Одним из вариантов было шасси многоцелевого тягача МТ-Т, выполненного на базе танка Т-64А. Такой вариант получил обозначение «Объект 429А». Прорабатывался также вариант на базе тяжёлого танка Т-10, получивший обозначение «216.сп1». По результатам работы выяснилось, что оптимальной будет открытая установка орудия, при этом для размещения нового орудия не подходит ни один из существующих типов шасси, вследствие высокой силы сопротивления откату в 135 тс при стрельбе. Поэтому было принято решение разрабатывать новую ходовую часть с максимально возможной унификацией по узлам с имевшимися на вооружении СССР танками. Полученные проработки легли в основу ОКР под наименованием «Пион» (индекс ГРАУ - 2С7). «Пион» должен был поступить на вооружение дивизионов артиллерии резерва Верховного Главнокомандования для замены 203-мм буксируемых гаубиц Б-4 и Б-4М.

Фото 4.

Официально работы по новой САУ особой мощности были утверждены 8 июля 1970 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 427-161. Головным разработчиком 2С7 был назначен Кировский завод, пушка 2А44 проектировалась в ОКБ-3 волгоградского завода «Баррикады». 1 марта 1971 года были выданы, а к 1973 году утверждены тактико-технические требования на новую САУ. Согласно заданию, самоходная пушка 2С7 должна была обеспечивать безрикошетную дальность стрельбы от 8,5 до 35 км осколочно-фугасным снарядом массой 110 кг, при этом должна была обеспечиваться возможность стрельбы ядерным выстрелом 3ВБ2, предназначенным для 203-мм гаубицы Б-4М. Скорость движения по шоссе должна была быть не менее 50 км/ч.

Новое шасси с кормовой установкой орудия получило обозначение «216.сп2». В период с 1973 по 1974 год два опытных образца САУ 2С7 были изготовлены и направлены на испытния. Первый образец проходил ходовые испытания на полигоне Струги Красные. Второй образец проходил испытания стрельбой, однако выполнить требования по дальности стрельбы не смог. Проблема была решена подбором оптимального состава порохового заряда и типа выстрела. В 1975 году система «Пион» была принята на вооружение Советской армии. В 1977 году во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической физики для САУ 2С7 были разработаны и поступили на вооружение ядерные боеприпасы.

Фото 5.

Серийное производство САУ 2С7 было начато в 1975 году на Ленинградском заводе имени Кирова. Пушку 2А44 производил волгоградский завод «Баррикады». Производство 2С7 продолжалось до развала Советского Союза. В 1990 году в Советские войска была передана последняя партия из 66 машин 2С7М. На 1990 год стоимость одной самоходной артиллерийской установки 2С7 составляла 521 527 рублей. За 16 лет производства было выпущено более 500 единиц 2С7 различных модификаций.

В 1980-е годы назрела необходимость модернизации САУ 2С7. Поэтому была начата опытно-конструкторская работа под шифром «Малка» (индекс ГРАУ - 2С7М). Прежде всего ставился вопрос о замене силовой установки, так как двигатель В-46-1 не обладал достаточной мощностью и надёжностью работы. Для «Малки» был создан двигатель В-84Б, отличавшийся от используемого в танке Т-72 особенностями компоновки двигателя в моторно-трансмиссионном отделении. С новым двигателем САУ могла заправляться не только дизельным топливом, но также керосином и бензином.

Фото 6.

Ходовая часть машины тоже была подвергнута модернизации. В феврале 1985 года САУ с новой силовой установкой и модернизированной ходовой частью прошла испытания. По результатам модернизации ресурс мотопробега САУ был увеличен до 8000-10 000 км. Для приёма и отображения информации с машины старшего офицера батареи места наводчика и командира были оборудованы цифровыми индикаторами с автоматическим приёмом данных, что позволило сократить время перевода машины из походного в боевое положение и обратно. Благодаря изменённой конструкции укладок возимый боекомплект был увеличен до 8 выстрелов. Новый механизм заряжания позволил осуществлять заряжание орудия при любых углах вертикальной прокачки. Таким образом скорострельность была увеличена в 1,6 раза (до 2,5 выстрелов в минуту), а режим огня - в 1,25 раза. Для слежения за важными подсистемами в машине была установлена аппаратура регламентного контроля, осуществлявшая непрерывный мониторинг узлов вооружения, двигателя, гидросистемы и энергоагрегатов. Серийное производство САУ 2С7М началось в 1986 году. Кроме того, экипаж машины был уменьшен до 6 человек.

В конце 1970-х годов на базе пушки 2А44 был разработан проект корабельной артиллерийской установки под шифром «Пион-М». Теоретическая масса артиллерийской установки без боекомплекта составила 65-70 тонн. Боекомплект должен был составлять 75 выстрелов, а скорострельность до 1,5 выстрелов в минуту. Артиллерийскую установку «Пион-М» предполагалось устанавливать на корабли проекта 956 типа «Современный». Однако, из-за принципиального несогласия руководства ВМФ с использованием крупного калибра, дальше проекта работы по артиллерийской установке «Пион-М» не продвинулись.

Фото 7.

Броневой корпус

Самоходная пушка 2С7 «Пион» сделана по безбашенной схеме с открытой установкой орудия в кормовой части САУ. В состав экипажа входят 7 (в модернизированном варианте 6) человек. На марше все члены экипажа размещены в корпусе САУ. Корпус разделён на четыре отделения. В передней части находится отделение управления с местом командира, механика-водителя и место для одного из членов расчёта. За отделением управления находится моторно-трансмиссионный отсек с двигателем. За моторно-трансмиссионным отсеком находится отделение расчёта, в котором расположены укладки со снарядами, место наводчика по походному и места для 3 (в модернизированном варианте 2) членов расчёта. В кормовом отделении находится откидная плита-сошник и орудие САУ. Корпус 2С7 выполнен из двухслойной противопульной брони с толщиной наружных листов 13 мм, а внутренних - 8 мм. Расчёт, находясь внутри САУ защищён от последствий применения оружия массового поражения. Корпус ослабляет действие проникающей радиации в три раза. Заряжание главного орудия при работе САУ осуществляется с грунта или с грузовика с помощью специального подъёмного механизма, установленного на платформе, с правой стороны относительно основного орудия. Заряжающий при этом находится слева от орудия, управляя процессом с помощью пульта управления.

Фото 8.

Вооружение

Основным вооружением является 203-мм пушка 2А44, обладающая максимальной скорострельностью 1,5 выстрела в минуту (на модернизированном варианте до 2,5 выстрелов в минуту). Ствол орудия представляет собой свободную трубу соединённую с казёнником. В казённике расположен поршневой затвор. Ствол орудия и противооткатные устройства размещаются в люльке качающейся части. Качающаяся часть закреплена на верхнем станке, который установлен на оси и закреплён намётками. Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката, и двух пневматических накатников, расположенных симметрично относительно канала ствола. Такая схема противооткатных устройств позволяет надёжно удерживать откатные части орудия в крайнем положении до производства выстрела при любых углах вертикального наведения орудия. Длина отката при выстреле достигает 1400 мм. Подъёмный и поворотный механизмы секторного типа, обеспечивают наведение орудия в диапазоне углов от 0 до +60 град. по вертикали и от -15 до +15 град. по горизонту. Наведение может осуществляться как гидравлическими приводами, питающимися от насосной станции САУ 2С7, так и с помощью ручных приводов. Пневматический уравновешивающий механизм служит для компенсации момента неуравновешенности качающейся части орудия. Для облегчения работы членов расчёта САУ оборудована механизмом заряжания, обеспечивающим подачу выстрелов на линию заряжания и досылку их в камору орудия.

Откидная опорная плита, размещённая в корме корпуса, передаёт усилия выстрела на грунт, обеспечивая большую устойчивость САУ. На заряде № 3 «Пион» мог вести стрельбу прямой наводкой без установки сошника. Возимый боекомплект самоходной пушки «Пион» составляет 4 выстрела (для модернизированного варианта 8), в приданой к САУ транспортной машине перевозится основной боекомплект из 40 выстрелов. В основной боекомплект входят осколочно-фугасные снаряды 3ОФ43, кроме того могут использоваться кассетные снаряды 3-О-14, бетонобойные и ядерные боеприпасы. Дополнительно САУ 2С7 оснащается 12,7-мм зенитным пулемётом НСВТ и переносными зенитными ракетными комплексами 9К32 «Стрела-2».

Фото 9.

Для наведения орудия место наводчика оборудовано артиллерийским панорамным прицелом ПГ-1М для стрельбы с закрытых огневых позиций и прицелом прямой наводки ОП4М-99А для ведения огня по наблюдаемым целям. Для наблюдения за местностью отделение управления оборудовано семью призменными перископическими приборами наблюдения ТНПО-160, ещё два прибора ТНПО-160 установлены в крышках люков отделения расчёта. Для работы в ночных условиях часть приборов ТНПО-160 может быть заменена приборами ночного видения ТВНЕ-4Б.

Внешняя радиосвязь поддерживается радиостанцией Р-123М. Радиостанция работает в УКВ-диапазоне и обеспечивает устойчивую связь с однотипными станциями на расстоянии до 28 км в зависимости от высоты антенны обеих радиостанций. Переговоры между членами экипажа осуществляется через аппаратуру внутренней связи 1В116.

Фото 10.

Двигатель и трансмиссия

В качестве силовой установки в 2С7 использовался V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель В-46-1 жидкостного охлаждения с наддувом мощностью 780 л.с. Дизельный двигатель В-46-1 был создан на базе двигателя В-46, устанавливаемого на танки Т-72. Отличительными особенностями В-46-1 являлись небольшие компоновочные изменения связанные с его адаптацией под установку в моторно-трансмиссионное отделение САУ 2С7. Из основных отличий было изменённое местоположение вала отбора мощности. Для облегчения запуска двигателя в зимних условиях в моторно-трансмиссионном отделении установлена система подогрева, разработанная на базе аналогичной системы тяжёлого танка Т-10М. В ходе модернизации на САУ 2С7М силовая установка была заменена на многотопливный дизельный двигатель В-84Б мощностью 840 л.с. Трансмиссия механическая, с гидравлическим управлением и планетарным механизмом поворота. Имеет семь передних и одну заднюю передачи. Крутящий момент двигателя передаётся через конический редуктор с передаточным числом 0,682 на две бортовые коробки передач.

Фото 11.

Ходовая часть 2С7 выполнена на базе основного танка Т-80 и состоит из семи пар сдвоенных обрезиненных опорных и шести пар одинарных поддерживающих катков. В задней части машины находятся направляющие колёса, в передней - ведущие. В боевом положении направляющие колёса опускаются на грунт для придания САУ большей устойчивости к нагрузкам при стрельбе. Опускание и поднятие осуществляется с помощью двух гидроцилиндров, закреплённых по осям колёс. Подвеска 2С7 - индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами.

Фото 12.

Специальное оборудование

Подготовка позиции для стрельбы осуществлялась с помощью сошника в кормовой части САУ. Подъём и опускание сошника осуществлялись с помощью двух гидравлических домкратов. Дополнительно самоходная пушка 2С7 была оборудована дизельным генератором 9Р4-6У2 мощностью 24 л.с. Дизельный генератор был предназначен для обеспечения работы основного насоса гидравлической системы САУ во время стоянки, когда двигатель машины был выключен.

Машины на базе

В 1969 году в тульском НИЭМИ по постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР от 27 мая 1969 года были начаты работы по созданию новой зенитно-ракетной системы С-300В фронтового звена. Исследования проведённые в НИЭМИ совместно с ленинградским ВНИИ-100 показали, что подходящее по грузоподъёмности, внутренним габаритам и проходимости шасси, отсутствовало. Поэтому КБ-3 Ленинградского завода имени Кирова было выдано задание на разработку нового унифицированного гусеничного шасси. К разработке предъявлялись следующие требования: полная масса - не более 48 тонн, грузоподъёмность - 20 тонн, обеспечение работы оборудования и экипажа в условиях применения оружия массового поражения, высокая маневренность и проходимость. Шасси проектировалось практически одновременно с самоходной установкой 2С7 и было с ней максимально унифицировано. К основным отличиям относится заднее расположение моторно-трансмиссионого отделения и ведущих колёс гусеничного движителя. В результате проведённых работ были созданы следующие модификации универсального шасси.

-«Объект 830» - для самоходной пусковой установки 9А83;
-«Объект 831» - для самоходной пусковой установки 9А82;
-«Объект 832» - для радиолокационной станции 9С15;
-«Объект 833» - в базовом исполнении: для многоканальной станции наведения ракет 9С32; в исполнении «833-01» - для радиолокационной станции 9С19;
-«Объект 834» - для командного пункта 9С457;
-«Объект 835» - для пуско-заряжающих установок 9А84 и 9А85.
Изготовление опытных образцов универсальных шасси производил Ленинградский завод имени Кирова. Серийное производство было передано на Липецкий тракторный завод.
В 1997 году по заказу Инженерных войск РФ была разработана быстроходная траншейная машина БТМ-4М «Тундра» для проделывания траншей и рытья в мёрзлом грунте.
После развала Советского Союза в России резко сократилось финансирование вооружённых сил, а военная техника практически перестала закупаться. В этих условиях на Кировском заводе была проведена программа конверсии военной техники, в рамках которой на базе САУ 2С7 были разработаны и начали производиться машины гражданского машиностроения. В 1994 году был разработан высокомобильный кран СГК-80, а через четыре года появился его модернизированный вариант - СГК-80Р. Краны обладали массой 65 тонн и обладали грузоподъёмностью до 80 тонн. По заказу Департамента безопасности движения и экологии МПС России в 2004 году были разработаны самоходные гусеничные машины СМ-100, предназначенные для ликвидации последствий сходов подвижного состава с рельсов, а также для проведения аварийно-спасательных работ после катастроф природного и техногенного характера.

Фото 13.

Боевое применение

За время эксплуатации в Советской армии самоходные пушки «Пион» ни разу не применялись ни в одном вооружённом конфликте, однако интенсивно использовались в артиллерийских бригадах большой мощности ГСВГ. После подписания Договора об обычных вооружённых силах в Европе все самоходные пушки «Пион» и «Малка» были выведены из состава Вооружённых сил Российской Федерации и передислоцированы в Восточный военный округ. Единственным эпизодом боевого применения САУ 2С7 являлась война в Южной Осетии, где грузинской стороной конфликта использовалась батарея из шести САУ 2С7. При отступлении грузинские войска спрятали все шесть САУ 2С7 в районе Гори. Одна из 5 обнаруженных российскими войсками САУ 2С7 была захвачена в качестве трофея, остальные - уничтожены.
В ноябре 2014 года Украина в связи с вооружённым конфликтом начала расконсервацию и приведение в боевое состояние имеющихся у неё установок 2С7.

В 1970-е годы Советским Союзом была предпринята попытка переоснащения Советской армии новыми образцами артиллерийского вооружения. Первым образцом стала самоходная гаубица 2С3, представленная общественности в 1973 году, за ней последовали: 2С1 в 1974 году, 2С4 в 1975 году, и в 1979 году были представлены 2С5 и 2С7. Благодаря новой технике Советский Союз существенно повысил живучесть и маневренность своих артиллерийских войск. К моменту начала серийного производства САУ 2С7, на вооружении США уже находилась 203-мм корпусная самоходная пушка M110. В 1975 году 2С7 существенно превосходила M110 по основным параметрам: дальности стрельбы ОФС (37,4 км против 16,8 км), возимому боекомплекту (4 выстрела против 2), удельной мощности (17,25 л.с./т против 15,4), однако при этом САУ 2С7 обслуживало 7 человек против 5 на M110. В 1977 и 1978 годах на вооружение армии США поступили усовершенствованные самоходные пушки M110A1 и M110A2, отличавшиеся увеличенной до 30 км максимальной дальностью стрельбы, однако и они не смогли по этому параметру превзойти САУ 2С7. Выгодным отличием «Пиона» от САУ M110 является полностью бронированное шасси, в то время как у M110 бронировано только моторно-трансмиссионное отделение.

В КНДР в 1978 году на базе танка Тип 59 была создана 170-мм САУ «Коксан». Орудие позволяло вести огонь на дистанции до 60 км, однако обладало рядом существенных недостатков: низкая живучесть ствола, малая скорострельность, низкая подвижность шасси и отсутствие возимого боекомплекта. В 1985 году был разработан усовершенствованный вариант, это орудие по внешнему виду и компоновке напоминало самоходную пушку 2С7.

Попытки создания систем, аналогичных M110 и 2С7, предпринимались в Ираке. В середине 1980-х годов была начата разработка 210-мм самоходной пушки AL FAO. Пушка создавалась как ответ на иранские M107, причём орудие должно было существенно превосходить эту САУ по всем параметрам. В результате был изготовлен, а в мае 1989 года продемонстрирован опытный образец САУ AL FAO. Самоходная артиллерийская установка представляла собой шасси самоходной гаубицы G6, на котором было установлено 210-мм орудие. Самоходная установка была способна развивать скорость на марше до 80 км/ч. Длина ствола составляла 53 калибра. Стрельба могла вестись как обычными 109,4-кг осколочно-фугасными снарядами с донной выемкой и максимальной дальностью стрельбы в 45 км, так и снарядами с донным газогенератором с максимальной дальностью стрельбы до 57,3 км. Однако последовавшие в начале 1990-х годов экономические санкции против Ирака помешали дальнейшей разработке орудия, и проект не вышел за стадию опытных образцов.

В середине 1990-х китайская компания NORINCO на базе M110 разработала опытный образец 203-мм самоходной пушки с новой артиллерийской частью. Причиной разработки была неудовлетворительная дальность стрельбы САУ M110. Новая артиллерийская часть позволила увеличить максимальную дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами до 40 км, а активно-реактивными до 50 км. Кроме того, САУ могла вести огонь управляемыми, ядерными снарядами, а также кассетными снарядами-постановщиками противотанковых мин. Далее изготовления опытного образца разработки не продвинулись.

В результате завершения ОКР «Пион» на вооружение Советской армии поступила САУ, воплотившая в себе самые передовые идеи конструирования самоходных орудий большой мощности. Для своего класса САУ 2С7 обладала высокими эксплуатационными характеристиками (манёвренностью и относительно небольшим временем перевода САУ в боевое положение и обратно). Благодаря калибру 203,2 мм и максимальной дальности стрельбы осколочно-фугасными снарядами, самоходная пушка «Пион» имела высокую боевую эффективность: так, за 10 минут огневого налёта, САУ способна «доставить» к цели около 500 кг взрывчатого вещества. Проведённая в 1986 году модернизация до уровня 2С7М позволила этой САУ соответствовать требованиям предъявляемым к перспективным артиллерийским системам вооружения на период до 2010 года. Единственным недостатком, отмечаемым западными специалистами, была открытая установка орудия, не позволяющая защищать экипаж при работе на позиции от осколков снарядов или огня противника. Дальнейшее совершенствование системы предлагалось проводить путём создания управляемых снарядов типа «Смельчак», дальность стрельбы которыми могла бы составить до 120 км, а также улучшения условий работы экипажа САУ. Фактически же после вывода из состава Вооружённых сил Российской Федерации и передислоцирования в Восточный военный округ большинство САУ 2С7 и 2С7М было отправлено на хранение, а в эксплуатации осталась лишь малая их часть.

Фото 14.

А вот посмотрите какой интересный образец оружия:

Фото 16.

Экспериментальная самоходная артиллерийская установка. Разработка САУ велась ЦКБ завода «Уралтрансмаш», главный конструктор — Николай Тупицын. Первый прототип САУ построен в 1976 г. Всего построено два экземпляра САУ — с орудием от САУ «Акация» 152-мм калибра и с орудием САУ «Гиацинт». САУ «объект 327″ разрабатывалась в качестве конкурента САУ «Мста-С «, но оказавшись весьма революционной осталась экспериментальной САУ. САУ отличалась высокой степенью автоматизации — перезаряжание орудия осуществлялось штатно автоматом заряжания при внешнем расположении орудия с размещением боеукладки внутри корпуса САУ. В ходе испытаний с орудиями двух типов САУ показала высокую эффективность, но предпочтение было отдано более «технологичному» образцы — 2С19 «Мста-С». Испытания и проектирование САУ прекращены в 1987 г.

Наименование объекта «шайба» являлось неофициальным. Второй экземпляр САУ с орудием 2А37 от САУ «Гиацинт» с 1988 г. простоял на полигоне сохранился в музее ПО «Уралтрансмаш».

Так же существует такая версия , что представленный на фото опытный образец САУ — единственный макетный образе, который так же отрабатывался по темам «объект 316″ (прототип САУ «Мста-С «), «объект 326″ и «объект 327″. На вращающуюся башню-платформу в ходе испытаний устанавливались орудия с различной баллистикой. Представленный образец с пушкой от САУ «Гиацинт» проходил испытания в 1987 г.

Фото 17.

Фото 18.

источники

http://wartools.ru/sau-russia/sau-pion-2s7

http://militaryrussia.ru/blog/index-411.html

http://gods-of-war.pp.ua/?p=333

Вот посмотрите на САУ, а вот недавно . Посмотрите еще на и как выглядела раньше Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Самоходные артиллерийские установки

Самоходная установка ЗИС-30

Легкая противотанковая САУ открытого типа. Создана в экстренном порядке на заводе № 92 (г.Горький) с использованием вращающейся части 57-мм пушки и полубронированного артиллерийского тягача Т-20 «Комсомолец»; там же и серийно производилась с 21 сентября по 15 октября 1941 года. Изготовлена 101 единица.

Серийная модификация: в кормовой части корпуса тягача установлена 57-мм пушка за штатным щитом. Для большей устойчивости при стрельбе машина оборудовалась откидными сошниками. На крыше кабины устанавливался кронштейн крепления пушки по-походному. В остальном базовая машина осталась без изменений.

САУ ЗИС-30 начали поступать в войска в конце сентября 1941 года. Ими были укомплектованы противотанковые батареи 20 танковых бригад Западного и Юго-Западного фронтов. При всех своих недостатках (плохая устойчивость, перегруженность ходовой части, малый запас хода и т.д.) ЗИС-30 благодаря наличию мощной артсистемы довольно успешно боролись с вражескими танками. Однако к лету 1942 года этих машин в войсках практически не осталось.

САУ ЗИС-30

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ ЗИС-30

БОЕВАЯ МАССА, т: 3,96.

ЭКИПАЖ, чел.: 5.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 3900, ширина - 1850, высота (по кабине) - 1580, клиренс - 300.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка ЗИС-2 обр.1941 г. калибра 57-мм, 1 пулемет ДТ обр.1929 г. калибра 7,62 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 756 патронов к пулемету.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: 7...10.

ДВИГАТЕЛЬ: ГАЗ М-1, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 50 л.с. (36,8 кВт) при 2800 об/мин, рабочий объем 3280 см?.

ТРАНСМИССИЯ: однодисковый главный фрикцион сухого трения, 4-скоростная коробка передач, демультипликатор, главная передача, бортовые фрикционы, бортовые передачи.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре обрезиненных опорных катка на борт, сблокированных попарно в две балансирные тележки, два поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения (зацепление цевочное); подвеска на полуэллиптических листовых рессорах; в каждой гусенице 79 траков шириной 200 мм.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч; 47.

ЗАПАС ХОДА, км: 150.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град.- 3Q, ширина рва, м -1,4, высота стенки, м -0,47, глубина брода, м -0,6.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: нет.

Самоходная установка СУ-76

Легкая САУ сопровождения пехоты, созданная на базе танка Т-70 с использованием полевой дивизионной пушки ЗИС-З. Самая массовая советская САУ второй мировой войны. Серийное производство осуществлялось заводами № 38 (г.Киров), №40 (г.Мытищи) и ГАЗ. С декабря 1942 по июнь 1945 года изготовлено 14 292 единицы.

Серийные модификации:

СУ-76 (СУ-12) - над кормовой частью удлиненного по сравнению с базовым танком корпуса установлена неподвижная закрытая сверху броневая рубка. В амбразуре лобового листа рубки смонтирована пушка ЗИС-З. Силовая установка состояла из двух двигателей, соединенных с силовой передачей параллельно. Агрегаты последней также были запараллелены и соединялись на уровне главных передач. Механик- водитель располагался в носовой части машины, а орудийный расчет из трех человек - в рубке. Боевая масса 11,2 т. Габариты 5000x2740x2200 мм. Изготовлено 360 единиц.

СУ-76М (СУ-15) - открытая сверху и частично сзади броневая рубка. Силовая установка и трансмиссия заимствованы у танка Т-70М. Компоновка и ходовая часть остались без изменений. Изготовлено 13 932 единицы.

Первая партия САУ СУ-76 (25 единиц) была изготовлена к 1 января 1943 года и направлена в учебный центр самоходной артиллерии. В конце января два первых самоходно-артиллерийских полка смешанной организации - 1433-й и 1434-й отправили на Волховский фронт для участия в прорыве блокады Ленинграда. В марте 1943 года сформировали еще два полка - 1485-й и 1487-й, которые участвовали в боях на Западном фронте.

По штату 1943 года в легком самоходно-артиллерийском полку имелась 21 САУ СУ-76М. В конце 1944 и в начале 1945 года для стрелковых дивизий было сформировано 70 самоходно-артиллерийских дивизионов СУ-76М (по 16 САУ в каждом). В первой половине 1944 года началось формирование легких самоходно-артиллерийских бригад РВГК (60 СУ-76М и 5 Т-70).

К концу войны в Красной Армии насчитывалось 119 легких самоходно-артиллерийских полков и 7 легких самоходно-артиллерийских бригад.

САУ СУ-76М принимали участие в боевых действиях вплоть до конца Великой Отечественной, а потом в войне с Японией. 130 самоходных установок было передано Войску Польскому.

В послевоенный период СУ-76М состояли на вооружении Советской Армии до начала 50-х годов, а в армиях ряда стран еще дольше. В войсках армии КНДР они принимали участие в войне в Корее.

САУ СУ-76М

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ СУ-76М

БОЕВАЯ МАССА, т: 10,5.

ЭКИПАЖ, чел.: 4.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4966, ширина - 2715, высота -2100, клиренс -300.

ВООРУЖЕНИЕ; 1 пушка ЗИС-З обр. 1942 г. калибра 76 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 60 выстрелов.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: панорама Герца.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса и рубки - 25...35, борт-10...15, корма - 10, крыша и днище -10.

ДВИГАТЕЛЬ и ТРАНСМИССИЯ: как у танка Т-70М.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть опорных обрезиненных катков на борт, три поддерживающих катка, ведущее колесо передне

го расположения со съемным зубчатым венцом (зацепление цевочное), направляющее колесо, аналогичное по устройству опорному катку; подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 93 трака шириной 300 мм, шаг трака 111 мм.

СКОРОСТЬ МАКС, км/ч: 45.

ЗАПАС ХОДА, км: 250.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град,- 28, ширина рва, м -1,6, высота стенки, м - 0,6, глубина брода, м - 0,9.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 12РТ-3 или 9Р, переговорное устройство ТПУ-3.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-37

Создана на базе самоходной установки СУ-76М. Производилась на заводе № 40 (г.Мытищи) в 1945 и 1946 годах. Изготовлено 75 единиц.

Серийная модификация:

корпус, силовая установка и ходовая часть заимствованы у СУ-76М. В неподвижной открытой сверху броневой рубке в кормовой части корпуса установлена 37-мм автоматическая зенитная пушка.

В боевых действиях второй мировой войны ЗСУ-37 участия не принимала. Впервые продемонстрирована на военном параде в Москве 7 ноября 1946 года. Из-за ряда технических недостатков была быстро снята с производства и вооружения.

ЗСУ-37

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗСУ-37

БОЕВАЯ МАССА, т: 11,5.

ЭКИПАЖ, чел.: 6.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 5250, ширина - 2745, высота - 2180, клиренс - 300.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 автоматическая зенитная пушка обр. 1939 г. калибра 37 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 320 выстрелов.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: коллиматорные - 2.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса и рубки - 25...35, борт - 15, корма - 10...15, крыша и днище - 6...10.

ДВИГАТЕЛЬ, ТРАНСМИССИЯ и ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: как у СУ-76М.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 45.

ЗАПАС ХОДА, км: 360.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. -24, ширина рва, м - 2, высота стенки, м - 0,6, глубина брода, м - 0,9. СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 12РТ-3, переговорное устройство ТПУ-ЗФ.

Самоходная установка СУ-122 (У-35)

Самоходная установка поддержки пехоты. Создана на базе среднего танка Т-34 с использованием 122-мм гаубицы М-30. Принята на вооружение постановлением ГКО от 2 декабря 1942 года. Серийно производилась на УЗТМ (г.Свердловск). С декабря 1942 по август 1943 года изготовлено 638 единиц.

Серийная модификация:

шасси и корпус базового танка. 122-мм дивизионная гаубица установлена в передней части корпуса на тумбе в низкопрофильной полностью закрытой броневой рубке. Угол горизонтального обстрела 2(У, вертикального от-У до +25°. Все члены экипажа, включая механика-водителя, располагались в рубке.

Первые САУ СУ-122 поступили вместе с СУ-76 на вооружение 1433-го и 1434-го самоходно-артиллерийских полков. Боевое крещение состоялось 14 февраля 1943 года в ходе частной операции 54-й армии Волховского фронта в районе Смердыни.

С апреля 1943 года началось формирование самоходно-артиллерийских полков однородного состава. В них имелось 16 СУ-122, которые вплоть до начала 1944 года продолжали использоваться для сопровождения пехоты и танков. Однако такое применение было недостаточно эффективным из-за малой начальной скорости снаряда - 515 м/с и, следовательно, малой настильности его траектории.

СУ-122

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ СУ-122

БОЕВАЯ МАССА, т: 30,9.

ЭКИПАЖ, чел.: 5.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 6950, ширина - 3000, высота -2235, клиренс -400.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 гаубица М-30 обр.1938 г. калибра 122 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 40 выстрелов.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: панорамный прицел.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борт, корма корпуса - 45, крыша и днище - 20.

ДВИГАТЕЛЬ,ТРАНСМИССИЯ и ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: как у базового танка.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 55.

ЗАПАС ХОДА, км: 300.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 35, ширина рва, м - 2,5, высота стенки, м - 0,73, глубина брода, м - 1,3.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 9Р или 10РК, переговорное устройство ТПУ-З-бисФ.

Самоходная установка СУ-85

Первая советская полноценная противотанковая САУ, предназначавшаяся для борьбы с новыми немецкими тяжелыми танками. Создана на базе танка Т-34 и САУ СУ-122. Принята на вооружение Красной Армии постановлением ГКО № 3892 от 7 августа 1943 года. За время серийного производства с августа 1943 по октябрь 1944 года на УЗТМ изготовлено 2644 единицы.

Серийные модификации:

СУ-85 (СУ-85-11)-по конструкции, компоновке и бронированию идентична СУ-122. Основное отличие в вооружении - вместо 122-мм гаубицы установлена 85-мм пушка с баллистикой зенитной пушки 52К обр.1939 г. Изменена конструкция и расположение командирской башенки. Изготовлено 2329 единиц.

СУ-85М-СУ-85 с корпусом СУ-100. Изготовлено 315 единиц.

Боевое крещение СУ-85 состоялось осенью 1943 года во время боев на Левобережной Украине и за освобождение Киева. В основном СУ-85 применялись для сопровождения танков Т-34. Кроме того, ими вооружались самоходно-артиллерийские полки, вошедшие в состав некоторых истребительно-противотанковых бригад. СУ-85 была способна бороться с немецкими танками «Тигр» и «Пантера» на дистанции 600 - 800 м.

СУ-85 принимали участие в боевых действиях вплоть до конца войны.

Помимо Красной Армии машины этого типа поступили на вооружение Войска Польского (70 шт.) и Чехословацкого корпуса (2 шт.). В Польше СУ-85 эксплуатировались до конца 50-х годов, часть из них переоборудовали в БРЭМ.

СУ-85М

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ СУ-85

БОЕВАЯ МАССА, т: 29,6.

ЭКИПАЖ, чел.: 4.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 8130, ширина - 3000, высота -2300, клиренс -400.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Д-5-С85 или Д-5-С85А обр.1943 г. калибра 85 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 48 выстрелов.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел 10Т-15 или ТШ-15, панорамный прицел.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борти корма корпуса - 45, крыша, днище - 20,

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 55.

ЗАПАС ХОДА, км: 300.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град.-35, ширина рва, м - 2,5, высота стенки, м - 0,73, глубина брода, м - 1,3.

Самоходная установка СУ-100 (объект 138)

Наиболее сильно вооруженная средняя противотанковая САУ второй мировой войны. Разработана на базе танка Т-34-85 и САУ СУ-85. Принята на вооружение постановлением ГКО № 6131 от 3 июля 1944 года. С сентября 1944 по III квартал 1945 года УЗТМ изготовил 2495 единиц.

Серийная модификация:

по конструкции и компоновке в целом идентична СУ-85. Установлена 100-мм пушка с баллистикой морской пушки Б- 34. Введена новая командирская башенка, увеличена толщина лобовой брони, улучшена вентиляция боевого отделения, усилена подвеска передних опорных катков.

СУ-100 применялись Красной Армией в боях осенне-зимней кампании 1944 года и на завершающем этапе войны в 1945 году. По огневой мощи СУ-100 превосходила лучшую противотанковую САУ вермахта «Ягдпантера» и была способна поражать тяжелые танки противника на дистанции до 2000 м.

Достаточно масштабно СУ-100 использовались при отражении немецкого контрнаступления у о. Балатон (Венгрия) в марте 1945 года. На остальных участках фронта применение СУ-100 носило ограниченный характер.

Производство СУ-100 в СССР продолжалось до 1947 года

(всего выпущено 2693 единицы). В 50-х годах по советской лицензии эти САУ производились в ЧССР.

В послевоенный период СУ-100 состояли на вооружении Советской Армии (до конца 70-х годов), армий стран - участниц Варшавского Договора, а также многих стран Азии, Африки и Латинской Америки. Они использовались в боевых действиях на Ближнем Востоке, в Анголе и др.

СУ-100

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ СУ-100

БОЕВАЯ МАССА, т: 31,6.

ЭКИПАЖ, чел.: 4.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 9450, ширина - 3000, высота -2245, клиренс -400.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Д-10С обр.1944 г. калибра 100 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 33 выстрела.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел ТШ- 19, панорама Герца.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 75, борт и корма - 45, крыша и днище - 20.

ДВИГАТЕЛЬ, ТРАНСМИССИЯ и ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: как у базового танка.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 48,3.

ЗАПАС ХОДА км: 310.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 35, ширина рва, м-2,5, высота стенки-0,73, глубина брода, м -1,3.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция ЭРМ или 9РС, переговорное устройство ТПУ-З-бисФ.

Самоходная установка СУ-152 (КВ-14, объект 236)

Первая тяжелая САУ Красной Армии. Создана на базе тяжелого танка КВ-1с с использованием качающейся части 152-мм корпусной гаубицы-пушки. Разработана на заводе № 100 (г.Челябинск). Принята на вооружение постановлением ГКО от 14 февраля 1943 года. Серийное производство осуществлялось на ЧКЗ. С февраля по декабрь 1943 года изготовлена 671 единица.

Серийная модификация: ходовая часть и корпус базового танка остались без изменений. В передней части корпуса смонтирована закрытая неподвижная рубка коробчатой формы, в лобовом листе которой установлено орудие.

В июле 1943 года тяжелые САУ принимали участие в боях на Курской дуге и стали неприятным сюрпризом для немцев. Попадание бронебойного снаряда массой 48,8 кг с начальной скоростью 600 м/с и даже осколочного массой 43,5 кг с начальной скоростью 655 м/с в башню немецкого танка «Тигр» срывало ее с корпуса танка. В результате эти САУ, создававшиеся как «истребители дотов», часто использовались в качестве противотанковых.

В 1943 году в тяжелом самоходно-артиллерийском полку РВГК имелось 12 установок СУ-152.

СУ-152

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ СУ-152

БОЕВАЯ МАССА, т: 45,5.

ЭКИПАЖ, чел.: 5.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина -8950, ширина -3250, высота - 2450, клиренс - 440.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 гаубица-пушка МЛ-20С обр.1937 г. калибра 152 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 20 выстрелов.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел СТ-10, панорамный прицел.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 60...70, борт и корма - 60, крыша и днище - 30.

ДВИГАТЕЛЬ, ТРАНСМИССИЯ и ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: как у базового танка.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 43.

ЗАПАС ХОДА, км: 330

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. -36, ширина рва, м -2,5, высота стенки, м -1,2, глубина брода, м -0,9.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция ЮР или 10РК, переговорное устройство ТПУ-ЗР.

Самоходная установка ИСУ-

Разработана для замены СУ-152 в связи со снятием с производства танка КВ-1с. В целом аналогична ей по конструкции и вооружению, но использована база тяжелого танка ИС. Серийно производилась на ЧКЗ и ЛКЗ. С ноября 1943 по III квартал 1945 года изготовлено 4635 единиц.

Серийные модификации:

ИСУ-152 (объект 241) - шасси базового танка практически не претерпело изменений. В передней части корпуса смонтирована броневая рубка, в лобовом листе которой установлена гаубица-пушка МЛ-20С. По сравнению с СУ-152 усовершенствованы прицел, поворотный механизм и некоторые другие детали. Усилена бронезащита.

ИСУ-122 (объект 242) - аналогична по конструкции ИСУ-152. Вооружена 122-мм корпусной пушкой А-19 обр. 1931/37 г. с поршневым затвором. Люлька и противооткатные устройства пушки А-19 такие же, как и у гаубицы- пушки МЛ-20, что позволяло заводу-изготовителю использовать ствол любого из этих калибров. Габариты 9850x3070x2480 мм. Боекомплект 30 выстрелов.

ИСУ-122С (ИСУ-122-2, объект 249) - 122-мм пушка Д-25С обр. 1943 г. с клиновым затвором. Габариты 9950x3070x2480 мм.

ИСУ-152

САУ ИСУ поступали на вооружение тяжелых самоходно-артиллерийских полков РВГК (21 установка 8 каждом) и использовались для борьбы с танками и уничтожения фортификационных сооружений противника. До конца войны сформировали 53 таких полка. В марте 1945 года была сформирована тяжелая самоходно-артиллерийская бригада (65 ИСУ-122).

Особенно эффективно тяжелые самоходки использовались при штурме Кенигсберга и Берлина.

Войско Польское получило от СССР 10 ИСУ-152 и 22 ИСУ-122.

После второй мировой войны тяжелые САУ, главным образом ИСУ-152, неоднократно модернизировались и эксплуатировались в Советской Армии вплоть до середины 60-х годов. Помимо СССР и Польши они состояли на вооружении армии Египта и принимали участие в арабо-израильских войнах 1967 и 1973 годов.

В послевоенный период на базе снятых с вооружения САУ было построено значительное количество тягачей, БРЭМ и пусковых установок тактических и оперативно-тактических ракет.

ИСУ-122

ИСУ-122С

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ ИСУ-152

БОЕВАЯ МАССА, т: 46.

ЭКИПАЖ, чел.: 5.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 9050, ширина -3070, высота - 2480, клиренс- 470.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 гаубица-пушка МЛ-20С обр.1937 г. калибра 122 мм, 1 пулемет ДШК обр.1938 г. калибра 12,7 мм (на зенитном станке на части машин),

БОЕКОМПЛЕКТ: 20 выстрелов, 250 патронов.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел СТ-10, панорама Герца.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб и борт корпуса - 90, корма - 60, крыша и днище - 20...30.

ДВИГАТЕЛЬ, ТРАНСМИССИЯ и ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: как у базового танка.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 35.

ЗАПАС ХОДА, км: 220.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 36, ширина рва, м - 2,5, высота стенки, м - 1, глубина брода, м - 1,3.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция ЮР или 10РК, переговорное устройство ТПХ-4-бисФ.

Из книги Техника и оружие 1996 06 автора

САМОХОДНЫЕ АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ УСТАНОВКИ Александр Широкорад Чертежи Валерия Лобачевского Как на поле русском, Меж Орлом и Курском, За Днепром могучим, У Карпат седых И «Пантер», и «Тигров» Всех мастей, калибров Били самоходки В схватках боевых. Я. Шведов В этом

Из книги Техника и вооружение 2000 11-12 автора Журнал «Техника и вооружение»

САМОХОДНЫЕ УСТАНОВКИ. Идея сделать артиллерийское орудие самодвижущимся была реализована еще в кайзеровской Германии в Первую мировую войну. Тогдашние германские самоходные установки (СУ) представляли собой не что иное, как штатные 4,7- и 5,7-см полевые орудия, а также 7,7-см

Из книги Техника и вооружение 1998 09 автора Журнал «Техника и вооружение»

Из книги Тяжёлый танк Т-35 автора Коломиец Максим Викторович

РАКЕТНЫЕ САМОХОДНЫЕ УСТАНОВКИ Вышеупомянутая машина этого типа имела десятиствольный пакет NbW42 для стрельбы 15.8-см ракетами. Подобные (только шестиствольные) буксируемые 15cm NbW40 (41) немцы использовали с первого дня войны против СССР. Только в четырех танковых группах 22

Из книги Тяжёлый танк «Пантера» автора Барятинский Михаил

Из книги Артиллерия Вермахта автора Харук Андрей Иванович

Самоходные артиллерийские установки СУ-14 В 1933 году на Опытном заводе Спецмаштреста под руководством П.И. Сячентова началось проектирование самоходной установки для Тяжелой артиллерии особого назначения (ТАОН). В июле 1934 года опытный образец, получивший индекс СУ-14, был

Из книги Боевые машины мира № 6 Автомобиль MA3-535 автора

САМОХОДНЫЕ АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ УСТАНОВКИ Шасси танка «Пантера» предполагалось также использовать для создания самоходных орудий, вооружённых пушками и гаубицами крупного калибра.В сентябре 1942 года была разработана САУ, вооружённая 105-мм лёгкой полевой гаубицей leFH 43. К

Из книги Танк «Шерман» автора Форд Роджер

ЗЕНИТНЫЕ САМОХОДНЫЕ УСТАНОВКИ Шасси «Пантеры» Ausf D с установленным на нём деревянным макетом башни ЗСУ «Коелиан».В конце 1942 года фирма Krupp начала работы над машиной Flakpanzer 42, вооружённой 88-мм зенитной пушкой FlaK 41 во вращающейся на 360° башне. Однако после нескольких

Из книги Бронеколлекция 1995 № 03 Бронетанковая техника Японии 1939-1945 автора Федосеев С.

Самоходные установки с 75-мм пушками Рак 40 Первым истребителем танков, вооруженным пушкой Рак 40, стала самоходка на шасси трофейного французского тягача «Лоррэн». Конструктивно оно весьма походило на САУ на шасси такого же тягача, вооруженные 105-мм и 150-мм гаубицами. Орудие

Из книги Бронетанковая техника СССР 1939 - 1945 автора Барятинский Михаил

Самоходные артиллерийские установки Механизация армий привела к необходимости создания мобильных средств огневой поддержки. В связи с этим появились артиллерийские орудия, которые устанавливались на самоходные шасси и были способны сопровождать танки и преодолевать

Из книги Средний танк «Чи-ха» автора Федосеев Семён Леонидович

Самоходные артиллерийские установки Следует помнить, что, когда в сентябре 1939 года в Европе разразилась Вторая мировая война, американская тактическая доктрина применения танковых войск еще не была разработана, и лишь в 1941 году начала формироваться четкая система

Из книги автора

Самоходные артиллерийские установки (САУ) В 1938-1942 годах в Японии отрабатывались САУ трех типов: полевые самоходные гаубицы и мортиры (75-, 105-, 150- и 300-мм); самоходные 75- и 77-мм противотанковые пушки; 20- и 37-мм зенитные самоходные установки. САУ создавались на базе легких и

Из книги автора

Самоходные установки «ХО-НИ» И «ХО-РО» «ХО-РО»С 1941 года на базе среднего танка «Чи-ха» начали выпускаться САУ «Хони» («артиллерийский четвертый») и «Хо-ро» («артиллерийский второй») для оснащения танковых дивизий. Орудия устанавливались в открытой сверху и сзади

Из книги автора

Зенитные самоходные установки (ЗСУ) На базе легкого танка «Ке-ни» в 1942 году были выпущены опытные ЗСУ «Та-ха», вооруженные 20-мм автоматическими пушками системы «Эрликон», в двух вариантах:- одна пушка в открытой сверху поворотной башне;- спаренная установка в

Из книги автора

Самоходные артиллерийские установки Самоходная установка ЗИС-30Легкая противотанковая САУ открытого типа. Создана в экстренном порядке на заводе № 92 (г.Горький) с использованием вращающейся части 57-мм пушки и полубронированного артиллерийского тягача Т-20 «Комсомолец»;

Из книги автора

Самоходные артиллерийские установки В 1938 - 1942 годах в Японии разрабатывались САУ трех типов: полевые самоходные гаубицы и мортиры калибра 75, 105, 150 и 300 мм; самоходные 75- и 77-мм противотанковые пушки; 20- и 37-мм зенитные самоходные установки. САУ создавались на базе легких и

Ветка прокачиваемых ПТ-САУ у СССР будет подвергнута серьёзным изменениям. В частности, в игру водится новый ТОП: Объект 268 4вариант. Следовательно, остальная техника смещается вниз, что приводит к изменениям некоторых технических параметров. Кроме этого, из ветки полностью исчезнет слабенькая и не играбельная СУ-101М1. Разберёмся, что нас ожидает.

9 уровень: Объект 263. Машина переезжает вниз, соответственно предполагаются такие изменения: описание, тактико-технические характеристики, вооружение (устанавливается 122-миллиметровое орудие М62-С2).

8 уровень: СУ-122-54. Здесь также изменяется описание машины и вооружение. В частности, ПТ теряет 100-миллиметровое орудие Д54с.

7 уровень: СУ-101. Для машины также предполагается изменение ТТХ и описания техники в ангаре. Кроме этого, ПТ теряет сразу два орудия: 122-миллиметровое Д-25С образца 44 года, и 122-миллиметровое М62-С2. Заместо них будут добавлены боле подходящие по уровню единицы вооружения.

Выводится из игры, для техники ниже седьмого уровня изменение не предполагается.

Для чего это делается? Основная цель разработчиков: оптимизировать эту ветку советских ПТ под текущие требования игры, чтобы сделать геймплей более сбалансированным и насыщенным. Боле того, ввод нового танка в игру должен вызвать интерес у танкистов к этой непопулярной ветви развития. ПТ с кормовым расположением башни требуют определённых игровых навыков, поэтому многие предпочитают идти более лёгким путём.

Зенитная самоходная установка создана на базе САУ СУ-76М и принята на вооружение в 1944 г. Она имела отрытую башню с круговым вращением, оснащалась дальномером и радиостанцией. Всего было выпущено 75 машин. ТТХ ЗСУ: длина – 4,9 м; ширина – 2,7 м; высота – 2,1 м; клиренс – 315 мм; масса – 10,5 — 12,2 т; бронирование – 10-45 мм; тип двигателя – два 6 цилиндровых, карбюраторных «ГАЗ-202»; мощность двигателя – 140 л.с; удельная мощность – 11,7 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 330 км; вооружение – 37-мм пушка 61-К обр.1939 г; боезапас – 320 выстрелов; экипаж – 4 человека.

Зенитная самоходная установка была создана в 1941 г. на базе трактора «СТЗ-3», обшитого бронелистами с установленным пушечным и пулеметным вооружением. Пушка имела ограниченные углы обстрела — чтобы навести ее на цель необходимо было разворачивать весь трактор. Всего было выпущено около 100 машин. ТТХ ЗСУ: длина – 4,2 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,4 т; масса – 7 т; бронирование – 5-25 мм; тип двигателя — четырехцилиндровый, керосиновый; мощность двигателя – 52 л.с; скорость передвижения по шоссе – 20 км; запас хода – 120 км; основное вооружение — 45-мм танковая пушка 20-К; дополнительное вооружение – 7,62-мм пулемет ДП; экипаж – 2 — 4 человека.

САУ открытого типа была создана путем установки противотанковой пушки «ЗИС-2» на артиллерийском тягаче Т-20 «Комсомолец» и принята на вооружение в конце 1941г. Для большей устойчивости при стрельбе машина оборудовалась откидными сошниками. На крыше кабины устанавливался кронштейн крепления пушки по-походному. Всего было выпущено 101 машину. ТТХ САУ: длина – 3,5 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,2 м; масса – 4 т; бронирование – 7-10 мм; тип двигателя — 6 цилиндровый карбюраторный; мощность – 50 л.с; удельная мощность – 12 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 60 км/ч; запас хода – 250 км; основное вооружение – 57-мм пушка ЗиС-2; дополнительное – 7,62-мм пулемет ДТ; экипаж – 4 — 5 человек.

Опытная установка разработана в 1941 г. на шасси танка КВ-1 с двумя вариантами артиллерийского вооружения. Самоходная установка разрабатывалась как артиллерийская машина сопровождения танков с большой скорострельностью основного оружия. Она относилась к типу полностью за крытых самоходных установок и представляла собой модификацию танка КВ-1, отличаясь от него в основном отсутствием вращающейся башни, установленным вооружением, боекомплектом, броневой защитой, численностью экипажа и меньшей высотой машины. Первый вариант имел сразу три пушки: одну 76,2-мм Ф-34 и двух 45-мм орудий 20-К. Второй вариант установки был оснащен двумя одинаковыми пушками ЗиС-5. Всего было выпущено по одному экземпляру. ТТХ САУ: длина – 6,7 м; ширина – 3,2 м; высота – 2,5 м; клиренс – 440 мм; масса – 47,5 т; ширина гусениц – 700 мм; бронирование – 30-100 мм; тип двигателя — 12 цилиндровый дизель; мощность – 600 л.с; удельная мощность – 13 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 34 км/ч; запас хода – 225 км; экипаж – 6 человек. Вооружение первого варианта: основное вооружение – одна 76-мм пушка Ф-34, две 45-мм пушки 20-К; боезапас – 93 выстрела для 76-мм пушки и 200 выстрелов для 45-мм пушек; скорострельность строенных пушек – 12 выстрелов в минуту; дополнительное вооружение – два основных и один запасной 7,62-мм пулемет ДТ; боекомплект – 3 591 патрон. Вооружение второго варианта: 2 пушки 76,2-мм ЗИС-5; скорострельность – 15 выстрелов залпом; боекомплект – 150 выстрелов в минуту; дополнительное вооружение – три 7,62-мм пулемета ДТ; боекомплект – 2 646 патрон; 30 гранат Ф-1.

САУ выпускались в 1933-1935 гг. путем монтажа на тумбовой установке 76,2-мм пушки образца 1927 г. на шасси грузовых автомобилей с колесной формулой 6х4 «Морланд» (СУ-12) и ГАЗ-ААА (СУ-12-1). Из выпущенных 99 машин к началу войны на вооружении находилось 3 установки. ТТХ САУ: длина — 5,6 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,3 м; масса – 3,7 т; толщина щита – 4 мм; тип двигателя – карбюраторный, мощность – 50 л.с; скорость передвижения по шоссе – 60 км/ч; запас хода – 370 км; скорострельность – 10 — 12 выстрелов в минуту; боекомплект – 36 выстрелов; экипаж – 4 человека.

САУ выпускалась в 1935-1937 гг. на базе шасси трехосного грузовика ЯГ-10 (6х4) и 76-мм зенитной пушки 3-К образца 1931 г. Для устойчивости по бортам платформы были смонтированы четыре сошника «домкратного типа». Кузов был защищен бронированными бортами изогнутой формы, которые в боевом положении откидывались наружу. Всего было выпущено 61 установку. ТТХ САУ: длина – 7 м; ширина – 2,5 м; высота – 2,6 м; клиренс – 420 мм; масса – 10,6 т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 275 км; тип двигателя – карбюраторный «Hercules-YXC», мощность – 94 л.с; боекомплект – 48 выстрелов; скорострельность – 20 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 14,3 км; бронепробиваемость – 85 мм; экипаж – 5 человек.

Установка являлась максимально облегченной и упрощенной версией САУ СУ-76. Она была разработана в 1944 г. Крыша рубки открытая. Всего было выпущено 3 машины. ТТХ САУ: длина – 5 м; ширина – 2,2 м; высота – 1,6 м; клиренс – 290 мм; масса – 4,2 т; бронирование – 6-10 мм; тип двигателя -рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 50 л.с; удельная мощность – 11,9 л.с/т; скорость движения по шоссе – 41 км/ч; запас хода – 220 км; вооружение – 76,2 мм пушка ЗИС-3; боезапас – 30 выстрелов; экипаж – 3 человека.

Установка выпускалась в 1943-1945 гг. в двух вариантах: СУ-76 (с двигателями ГАЗ-202) и СУ-76М (с двигателями ГАЗ-203). Крыша рубки открытая. Всего было выпущено 14 292 машины. ТТХ САУ: длина – 5 м; ширина – 2,7 м; высота – 2,2 м; клиренс – 300 мм; масса – 11,2 т; бронирование – 7 — 35 мм; тип двигателя – два спаренные рядные 6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 140/170 л.с; удельная мощность – 12,5 л.с/т; скорость движения по шоссе – 44 км/ч; запас хода – 250 км; вооружение – 76,2 мм пушка ЗИС-3; боезапас – 60 выстрелов; дальность стрельбы – 13 км; экипаж – 4 человека.

Штурмовое орудие было построено в 1943 г. на базе трофейных немецких танков «Pz Kpfw III» и САУ «StuG III». Всего было выпущено 201 машину, из них 20 командирских машин, оснащенных башенкой с входным люком и радиостанцией повышенной мощности. ТТХ САУ: длина – 6,3 м; ширина – 2,9 м; высота – 2,4 т; клиренс – 350 мм; масса – 22,5 т; бронирование – 10-60 мм; тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 265 л.с; удельная мощность – 11,8 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 50 км/ч; запас хода – 180 км; вооружение – 76,2-мм пушка «С-1»; скорострельность – 5 — 6 выстрелов в минуту; боезапас – 98 выстрелов; экипаж – 4 человека.

Истребитель танков выпускался на шасси Т-34 и рубки САУ СУ-122. Принят на вооружение в 1943 г. Известна модификация установки СУ-85М, по сути являвшаяся СУ-100 с 85-мм пушкой (выпущено 315 шт.). Установка предназначалась главным образом для стрельбы прямой наводкой с коротких остановок. Экипаж, орудие и боезапас размещались впереди в броневой рубке, которая совмещала боевое отделение и отделение управления. Всего было построено 2 652 машины. ТТХ САУ: длина – 8,2 м; ширина – 3 м; высота – 2,5 м; клиренс – 400 мм; масса – 29,2 т; бронирование – 20-60 мм; тип двигателя – дизель; мощность – 500 л.с; скорость передвижения по шоссе – 55 км/ч; запас хода – 400 км; вооружение – 85-мм пушка – Д-5Т; боезапас – 48 выстрелов; скорострельность – 6-7 выстрелов в минуту; бронепробиваемость на дистанции 500 м – 140 мм; экипаж – 4 человека.

Истребитель танков создан на базе танка «Т-34-85» и принят на вооружение в 1944 г. САУ относилась к типу закрытых самоходных установок. На крыше рубки над местом командира устанавливалась неподвижная командирская башенка с пятью смотровыми щелями для кругового обзора. Вентиляция боевого отделения осуществлялась при помощи двух вентиляторов, установленных в крыше рубки. Всего в период войны было выпущено 2320 машин. ТТХ САУ: длина – 9,5 м; ширина – 3 м; высота – 2,2 м; клиренс – 400 мм; масса – 31,6 т; бронирование – 20-110 мм; тип двигателя — V-образный 12 цилиндровый дизель «В-2-34»; мощность двигателя – 520 л.с; удельная мощность — 16,4 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 50 км/ч; запас хода – 310 км; вооружение – 100-мм пушка «Д-10С»; дальность стрельбы прямой наводкой – 4,6 км, максимальная – 15,4 км; боезапас – 33 выстрела; бронепробиваемость на дистанции 1000 м – 135 мм; экипаж – 4 человека.

Самоходное штурмовое орудие выпускалось в 1942-1943 гг. как максимально упрощенная конструкция танка Т-34. Орудие было установлено на тумбе, прикрепленное к днищу машины. Полностью бронированный корпус был разделён на две части. Захваченные Вермахтом установки служили под обозначением «StuG SU-122(r)». Всего выпущено 638 машин. ТТХ САУ: длина – 7 м; ширина – 3 м; высота – 2,2 м; клиренс – 400 мм; масса – 29,6 т; бронирование — 15-45 мм; тип двигателя – дизель «В-2-34», мощность двигателя – 500 л.с; удельная мощность – 16,8 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 55 км/ч; запас хода – 600 км; вооружение – 122-мм гаубица М-30С; боезапас – 40 выстрелов; бронепробиваемость на дистанции 1000 м – 160 мм; скорострельность – 203 выстрела в минуту; экипаж – 5 человек.

Самоходная гаубица выпускалась в 1939 г. на шасси танка Т-26 путем демонтажа башни и открытой установки на ее место 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. К началу войны на вооружении находилось 28 машин. ТТХ САУ: длина – 4,8 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,6 м; клиренс – 380 мм; масса – 10,5 т; тип двигателя – карбюраторный, мощность – 90 л.с; бронирование – 6 — 15 мм; скорость передвижения по шоссе – 30 км/ч; запас хода – 170 км; боекомплект – 8 выстрелов; экипаж – 5 человек.

Установка создана на базе танка ИС и принята на вооружение в 1944 г. Известна модификация САУ – ИСУ-122С с орудием Д-25Т. САУ имела бронированный корпус, который был разделен на две части. Экипаж, орудие и боезапас размещались впереди в броневой рубке, которая совмещала боевое отделение и отделение управления. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины. С конца 1944 г. на САУ устанавливался зенитный крупнокалиберный пулемет. Всего построено 1 735 машин. ТТХ САУ: длина – 9,9 м; ширина – 3,1 м; высота – 2,5 м; клиренс – 470 мм; масса – 46 т; бронирование – 20-100 мм; тип двигателя — 12 цилиндровый дизель; мощность двигателя – 520 л.с; удельная мощность – 11,3 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 35 км/ч; запас хода – 220 км; основное вооружение – 121,9-мм пушка А-19С; скорострельность – 2 выстрела в минуту; скорострельность Д-25Т — 3-4; высота линии огня – 1,8 м; боезапас – 30 выстрелов; дополнительное вооружение – 12,7 мм пулемет ДШК; боезапас – 250 патронов; дальность выстрела прямой наводкой – 5 км, максимальная дальность – 14,3 км; экипаж – 5 человек.

Установка создана на базе танка «ИС-1/2» и принята на вооружение в 1943 г. С начала 1945 г. на САУ устанавливался зенитный крунокалиберный пулемет. Самоходка использовалась как тяжелое штурмовое орудие, истребитель танков и как самоходная гаубица. Всего в период войны было выпущено 1 885 машин. ТТХ САУ: длина – 9 м; ширина – 3,1 м; высота – 2,9 м; клиренс – 470 мм; масса – 46 т; бронирование – 20 — 100 мм; тип двигателя — 4 тактный 12 цилиндровый дизель В-2-ИС; мощность двигателя – 520 л.с; удельная мощность – 11,3 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 40 км/ч; запас хода – 350 — 500 км; основное вооружение – 152,4-мм гаубица-пушка «МЛ-20С»; боезапас – 21 выстрел; бронепробиваемость на дистанции 1000 м -123 мм; дальность выстрела прямой наводкой – 3,8 км; максимальная — 13 км; высота линии огня – 1,8 м; дополнительное вооружение – 12,7-мм пулемет ДШК, боезапас – 250 патронов; экипаж – 5 человек.

Самоходное штурмовое орудие выпускалось в 1942-1944 гг. на базе тяжелого танка КВ-1с. Во время ремонтов на САУ могла устанавливаться турельная установка зенитного 12,7-мм пулемета ДШК. Всего было выпущено 671 машину. ТТХ САУ: длина – 9 м; ширина – 3.3 м; высота – 2,5 м; клиренс – 440 мм; масса – 45,5 т; бронирование – 20-65 мм; тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый дизельный В-2К; мощность — 600 л. с.; удельная мощность – 13,2 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 43 км/ч; запас хода – 330 км; вооружение – 152,4-мм пушка-гаубица МЛ-20С; боезапас – 20 выстрелов; скорострельность – 1 — 2 выстрела в минуту; дальность выстрела прямой наводкой – 3,8 км; максимальная — 13 км; экипаж – 5 человек.