Катер нахимовец. Противодиверсионный катер «Грачонок. Основные технические параметры

Катер нахимовец. Противодиверсионный катер «Грачонок. Основные технические параметры

Противодиверсионный катер проекта 21980 (шифр «Грачонок», головной катер — П-104) - проект (тип)катера охраны водного района, разработанный для перевооружения Военно-Морского Флота Российской Федерации. Катера проекта 21980 «Грачонок» предназначены для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия Пограничной службе России при решении задач охраны и защитыгосударственной границы России.

Проект

Проект катера разработан по заказу Военно-Морского Флота нижегородским КБ «Вымпел». Благодаря заложенным в него высоким тактико-техническим характеристикам, мореходным качествам и применению современного радиоэлектронного вооружения и энергетической установки, размещению нового водолазного комплекса катер способен обеспечить выполнение широкого спектра задач. Основное назначение катеров типа «Грачонок» - борьба с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования ВМФ.

Строительство

Головной катер этого проекта П-104 (заводской № 981) был заложен в г. Зеленодольск на ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» 8 февраля 2008 года. Спущен на воду 25 марта 2009 года и вошел в состав Балтийского флота в мае 2010 года.

Второй катер (заводской № 982) был заложен в цеху Зеленодольского ССЗ в мае 2010 года, спущен на воду в июле следующего года. Осенью 2011 года катер прибыл в Новороссийск на испытания, и после их завершения в октябре подписан приемный акт. 3 сентября 2012 года поднят военно-морской флаг.

Третий катер, заложенный в мае 2011 года, спущен на воду 16 июня следующего года. 14 ноября 2012 года подписан приемный акт и катер вошел в состав Черноморского флота.

На ноябрь 2012 года в составе ВМФ 3 единицы: один катер на Балтике и два на Чёрноморье.

На «Восточной верфи» во Владивостоке начато строительство первого противодиверсионного катера проекта 21980 «Грачонок» для Тихоокеанского флота. Закладка головного катера (заводской № 8002) состоялась в апреле 2012 года в эллинге «Восточной верфи» в рабочем порядке, второй катер (зав. № 8003) начат строительством в августе 2012 года, третий (зав.№ 8004) - в декабре. Всего Министерство обороны Российской Федерации законтрактовало с ООО «Восточная верфь» постройку трех таких катеров с последующей возможностью увеличения серии на несколько единиц.

Судостроительный завод во Владивостоке стал вторым предприятием, где развернуто строительство катеров специального назначения проекта «Грачонок».

Строительство катеров этого проекта на ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» и ОАО «Восточная верфь» будет продолжено.

Служба

Головной катер проекта - П-104 входит в состав 105-й бригады кораблей охраны водного районаЛенинградской военно-морской базы с базированием в Кронштадте. Он успел зарекомендовать себя как удачное и высокоэффективное средство борьбы с подводными диверсионными силами и средствами. В 2011 году П-104 участвовал в Международном военно-морском салоне, привлекая к себе повышенное внимание специалистов и гостей салона. 30 мая 2014 г. в честь 70-летия со дня образования Ленинградского Нахимовского военно-морского училища катеру П-104 присвоено название "Нахимовец".

Вооружение

Катер вооружен крупнокалиберным пулеметом, двумя противодиверсионными гранатометами и ПЗРК «Игла». Однако основное вооружение радиоэлектронное, для обнаружения и обследования подводных объектов. В первую очередь необходимо отметить поисково-обследовательский комплекс (ПОК) «Кальмар». В его комплект входят многолучевые эхолот и гидролокатор, навигационная гидроакустическая станция (ГАС) (в комплекте - несколько гидроакустических маяков-ответчиков и телеуправляемый подводный аппарат), а также пульт управления комплексом. Технические возможности ПОК позволяют проводить планомерный гидролокационный поиск объектов, находящихся и перемещающихся под водой (в число гарантированно определяемых объектов включены боевые пловцы, даже с изолированными дыхательными аппаратами, аппаратами замкнутого цикла) на расстояниях до 500 м. Обнаружение и сопровождение объектов возможно с борта неподвижного катера при волнении моря в районе поиска до 3 баллов, а также при скорости движения до 8 уз. При соблюдении этих параметров возможно проведение детального обследования дна на глубинах до 200 м. При помощи телеуправляемого подводного аппарата (необитаемого) осуществляется гидролокационное и визуальное обследование обнаруженных объектов, разметка квадрата поисковых работ, обозначение выявленных объектов гидроакустическими маяками-ответчиками (привязав их к географическим координатам), отображение данных подводной обстановки в реальном времени, обработка и сохранение полученной информации.

Технические характеристики

Видео

В этом году в состав противодиверсионных сил Тихоокеанского флота войдут два «Грачонка»

Недавно в состав Приморской флотилии разнородных сил флота вошел первый противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок». Второй катер этого класса в настоящий момент находится на ходовых испытаниях и в ближайшее время также пополнит состав флота.
Всего в составе ВМФ России состоит 6 единиц данного катера. 4 катера строятся.

Справочно

Противодиверсионный катер проекта 21980 (шифр «Грачонок») — тип катера охраны водного района.
Его высокие тактико-технические характеристики, мореходные качества, применение современного радиоэлектронного вооружения и мощной энергетической установки, размещение нового водолазного комплекса позволяют выполнять широкий спектр задач.

Основное назначение катеров типа «Грачонок» — борьба с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования ВМФ, а также оказание содействия Пограничной службе России при решении задач охраны и защиты государственной границы России.

Тактико-технические данные :
Водоизмещение, т: стандартное: 138
Размеры, м:
длина: 31,04
ширина: 7,4
осадка: 1,85
Скорость полного хода, уз: 23
Дальность плавания: 200 миль
Автономность, сут: 5
Силовая установка: 2х2400 л.с. дизеля MTU, 2 ВФШ, 2 ДГ по 100 кВт
Экипаж, чел: 18

Головной катер этого проекта - П-104 был заложен на стапеле завода 18 февраля 2008 года, спущен на воду 25 апреля 2009 года
Серия:
ОАО «Зеленодольский завод им. А.М.Горького»
№981 (бортовой 889) - заложен 08.02.08 - спущен 25.04.09 - передан 11.2009 (в составе БФ)
№982 (бортовой 840) - заложен 07.05.10 - спущен 07.2011 - передан 10.2011 (в составе ЧФ)
№983 (бортовой 841) - заложен 06.05.11 - спущен 16.06.12 - передан 11.2012 (в составе ЧФ)
№984 (бортовой 842) - заложен 05.05.12 - спущен 04.2013 - передан 08.2013 (в составе ЧФ)
№985 (бортовой 930) - заложен 27.07.12 - спущен??.2013 - передан 10.2013 (в составе КФ)
№986 - заложен 07.05.13
№987 - заложен 27.07.13

ОАО «Восточная верфь»
№8002 (бортовой 996) - заложен в 2012 году - спущен 24.06.13 - передан 09.2013 (в составе ТОФ)
№8003 - заложен в 2012 году - спущен 29.11.13
№8004 - заложен в 2012 году

Артиллерийское вооружение состоит из:
-морской тумбовой пулеметной установки МТПУ калибра 14,5 мм,
Предназначена для борьбы с надводными, береговыми и воздушными легкобронированными целями.
Установленная на палубе «Грачонка» МТПУ обеспечивает поражение надводных и береговых целей на дальностях и высотах до 2000 м и 1500 м соответственно.

Противодиверсионного гранатомёта ДП-65А
Десятиствольный 55-мм гранатомет в составе дистанционно управляемого гранатометного комплекса обеспечивает поражение подводных боевых пловцов и диверсантов фугасными гранатами типа РГ-55М на дальностях 50-500 м, действующих на глубинах до 40 м в радиусе 16 м от точки нахождения гранаты.
Комплекс работает совместно с гидроакустической станцией типа «Анапа», обеспечивающей автоматическое и постоянное наведение гранатомета в точку стрельбы.

Противодиверсионного гранатомёта ДП-64.
Ручной 45-мм противодиверсионный гранатомет предназначен для решения аналогичных задач и при массе не более 10 кг он обеспечивает поражение подводных боевых пловцов и диверсантов фугасными гранатами типа ФГ-45 на дальностях до 400 м и глубинах до 40 м в зоне радиусом 14 м.

Зенитное ракетное вооружение — переносной зенитно-ракетный комплекс «Игла-1» (боекомплект — 4 ЗУР).
ПЗРК «Игла» представляет собой высокомобильный ЗРК ближнего действия, предназначенный для борьбы самолетами, вертолетами, КР и ДПЛА на встречных и догонных курсах в условиях их визуальной видимости, наличия естественных и искусственных тепловых помех. ПЗРК обеспечивает поражение указанных целей, действующих в диапазоне дальностей и высот 1-5,2 км и 0,01-2,5 км со скоростями до 360 м/с.

Радиоэлектронное вооружение: НРЛС МР-231, ГАС «Кальмар», ОГАС «Анапа»

На катерах установлен специально разработанный судовой водолазный комплекс, предназначенный для обеспечения водолазных спусков при проведении аварийно-спасательных, подводно-технических и других видов подводных работ, лечения в барокамере специфических водолазных заболеваний, поддержания физиологической натренированности водолазов.

Если у вас нет дальнобойной оптики и привычки внимательно всматриваться вдаль, вы можете пройти по набережной Невы и даже не заметить этот корабль. Со своими размерами и окраской он теряется даже на фоне парадной питерской архитектуры. Но я не мог пройти мимо и не сфотографировать его.
Знакомьтесь: противодиверсионный катер П-104 «Нахимовец» проекта 21980.
Предназначение: борьба с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия Пограничной службе ФСБ России при решении задач охраны и защиты государственной границы России.

В основу проекта были заложены такие тактико-технические характеристики, как применение новейшего радиоэлектронного вооружения, использование новых энергетических установок, установка новых образцов вооружения и мореходность до 4 баллов. Благодаря этому катера проекта способны обеспечить выполнение широкого спектра задач, но основное назначение катеров типа «Грачонок» — борьба с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования ВМФ.

Катер построен на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького. Про завод я рассказывал в репортаже .

Этот катер был заложен на заводе 08.02.2008, спущен на воду 25.04.2009, постройка завершена. П-104 стал первым построенным катером этого проекта. Строительство их продолжается до сих пор.
23.11.2009. Название «Нахимовцу» дали в честь 70-летия со дня образования Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. Сейчас он несет службу в составе Дважды Краснознамённого Балтийского флота, относится к 105-ой бригаде кораблей охраны водного района Ленинградской военно-морской базы, порт приписки Кронштадт.

Основные характеристики:

Водоизмещение 139 т.

Длина 31,04 м, ширина 7,4 м, осадка 1,85 м.

Два дизеля обеспечивают скорость хода в 23 узла.

Дальность плавания 200 миль, автономность плавания 5 суток

Экипаж 8 человек

Вооружение

Навигационное вооружение НРЛС МР-231 «Пал»

Радиоэлектронное вооружение ОЭКН МТК-201

Морская тумбовая пулеметная установка (МТПУ) с установленным пулемётом КПВТ калибра 14,5 мм

Проект 21980 «Грачонок» - это серия скоростных, маневренных и многоцелевых катеров, предназначенных для защиты акваторий пунктов базирования, а также ближних подходов к ним от диверсионно-террористической угрозы. Кроме того, корабли этого проекта будут использоваться для охраны государственной границы нашей страны. Благодаря особенностям своей конструкции, а также оснащению катеров новейшим оборудованием и системами вооружения, они способны выполнять задачи, которые ранее выполняли суда гораздо большего водоизмещения. Следует отметить, что кораблей такого класса ранее не было не только в составе российского, но и советского военно-морского флота.

Катера типа «Грачонок» способны обнаруживать объекты в толще воды на дистанциях в 300 метров, проводить обследование дна на глубинах до 200 м (при волнении моря до 3 баллов и скорости движения судна до 8 узлов). Кроме того, эти корабли могут проводить изучение дна и подводных объектов с помощью телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов. На катерах проекта есть водолазное оборудование и барокамера.

Противодиверсионный катер (ПДКТ) проекта 21980 был разработан конструкторами ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород), серийное производство этих кораблей налажено на Зеленодольском заводе им. Горького, а затем на Восточной верфи и ССЗ «Вымпел». Первый катер этого проекта был заложен в 2008 году, уже через год он был спущен на воду.

В настоящее время в строю находится уже 12 противодиверсионных катеров проекта 21980, еще 5 строится, а один «Грачонок» проходит испытания.

История создания проекта 21980 «Грачонок»

Катер проекта 21980 был разработан в ОАО «Конструкторское бюро «Вымпел» по заказу ВМФ РФ, руководил работами А. С. Речицкий. Корабль изначально проектировался для выполнения широкого спектра боевых задач, но основной из них должна была стать борьба с диверсионными и террористическими угрозами.

Головной корабль проекта был заложен в 2008 году на ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького», он получил номер П-104. 25 марта 2009 года катер был спущен на воду и после доработки начались его заводские испытания. После их успешного завершения П-104 был принят в состав Балтийского флота. В 2011 году П-104 принял участие в международной военно-морской выставке «Ленэкспо 2011».

В мае 2010 года в Зеленодольске был заложен второй катер проекта 21980. Он получил тактический номер П-191. На этом корабле был установлен водолазный колокол и барокамера. Катер был спущен на воду в июне 2011 года, а уже осенью начались его государственные испытания в Новороссийске.

В мае 2011 года началось строительство третьего катера проекта, он получил номер ПРДКА П-349.

В 2012 году в Зеленограде были заложены сразу два «Грачонка», кроме того, к серийному производству этих кораблей была подключена «Восточная верфь» во Владивостоке. На ней были заложены два катера проекта 21980.

В 2012 году катера под номерами П-191 и П-349 были зачислены в состав российского Черноморского флота.

В 2013 году в Зеленограде были заложены еще два катера, а П-377, изготовленный во Владивостоке, был спущен на воду. П-351 был принят в состав Каспийской флотилии.

В 2014 году к производству кораблей проекта 21980 присоединилось еще одно российское предприятие – рыбинский ССЗ «Вымпел». Российское военное ведомство подписало с заводом контракт на постройку шести кораблей проекта. В этом же году были спущены на воду несколько катеров, после испытаний они вошли в состав Черноморского и Тихоокеанского флота.

Закладки и спуски на воду катеров проекта 21980 продолжались и в 2019 году, начались работы над кораблями для Северного флота. В настоящее время (информация на конец 2019 года) в составе ВМФ РФ находится 12 катеров: пять из них входит в состав Черноморского флота, два – Северного флота, по одному ПДКТ находится на Балтике и Каспии и три входят в состав Тихоокеанского флота. Ведется работа над четырьмя катерами, еще на три «Грачонка» подписаны контракты.

Описание конструкции проекта 21980 «Грачонок»

Противодиверсионный катер «Грачонок» - это однопалубный корабль с довольно развитой надстройкой и транцевой кормой. Для проведения погрузочных работ он оснащен краном-манипулятором. Экипаж катеров этого проекта состоит из восьми человек. Автономность корабля составляет пять суток.

Главная энергетическая установка корабля выполнена на основе дизельных двигателей фирмы MTU Friedrichshafen (Германия). Она позволяет катерам этого проекта достигать скорости в 23 узла.

В 2014 году из-за наложенных на Россию западных санкций поставки немецких двигателей были прекращены. Их заменили китайскими аналогами, изготовленными компанией Henan Diesel Engine Industry Co.LTD. Поставки производились через российскую компанию «Морские пропульсивные системы». В состав новой ГЭУ вошли два двигателя TBD620V12, два реверс-редуктора и соединительные муфты.

В марте нынешнего года в российских СМИ появилась информация, что оба китайских двигателя вышли из строя во время первого же испытания. Из-за этого на российского субподрядчика «Морские пропульсивные системы» были наложены штрафные санкции в размере 750 тыс. рублей. Правда, теперь не совсем понятно, какими двигателями будут комплектоваться новые корабли.

Катера проекта 21980 оснащены весьма совершенным комплексом вооружения, современными радиоэлектронными и радиотехническими средствами, а также водолазным оборудованием, которое позволяет проводить обследование дна и подводных объектов.

В комплекс оборудования корабля входит РЛС МР-231 «Пал», которая предназначена для безопасности судовождения и обеспечивает круговой радиолокационный обзор. Эта РЛС может осуществлять автоматическое сопровождения 50 целей на протяжении длительного времени и имеет встроенную систему опознавания государственной принадлежности цели. Информация об окружающей обстановке накладывается на цифровую карту района плавания корабля.

Также в состав оборудования катеров этого проекта входит автоматизированный комплекс связи АКС Р-779-9, многофункциональный комплекс освещения ближней воздушной и надводной обстановки МТК-201М3, интегрированная мостиковая система ИМС «Мостик-21980», гидроакустическая станция обнаружения подводных диверсионных сил и средств МГ-757 «Анапа».

Гидроакустическая станция «Анапа» может обнаруживать боевых пловцов на дистанциях в 300 метров в секторе 360 градусов. Антенны станции находятся на специальном устройстве, которое выдвигается из корпуса судна. В ходе испытаний с помощью станции была исследована подводная обстановка гавани, дно и толща воды. При движении со скоростью около шести узлов четко наблюдались различные объекты на дне, причальные стенки, якорные цепи на дистанциях до 300 метров.

Для выполнения боевых задач экипаж катера может задействовать и поисково-обследовательский комплекс «Кальмар», который позволяет исследовать дно на глубинах до 200 метров, а также подводный телеуправляемый аппарат ТНПА «Фалкон» разработанный компанией Saab Seaeye Co.LTD. Он способен достигать глубин в 300 метров.

По результатам проведенных государственных испытаний комплекс «Кальмар» был модернизирован, в дальнейшем для катеров этого проекта планируют создать новый, более совершенный, необитаемый подводный спускаемый аппарат.

Уже на второе судно этого проекта был установлен специальный водолазный комплекс с барокамерой, который можно использовать при проведении спасательных, поисковых, технических и иных видов подводных работ. Еще можно добавить, что оборудование катеров «Грачонок» отображает данные о подводной обстановке в режиме реального времени.

Несмотря на свои довольно скромные размеры, катер «Грачонок» серьезно вооружен. На его борту имеется четыре переносных ракетных комплекса «Игла» для борьбы с низколетящими воздушными целями, а также тумбовая пулеметная установка калибра 14,5 мм. Однако главным оружием, предназначенным для выполнения главной задачи катера – борьбы с боевыми пловцами противника, – являются противодиверсионные гранатометы. Их на борту «Грачонка» два вида: десятиствольный, калибра 55 мм, дистанционно управляемый гранатометный комплекс 98У и переносной ручной двухствольный противодиверсионный гранатомет ДП-64 «Непрядва».

55-мм гранатомет обеспечивает поражение подводных диверсантов на дистанциях до 500 метров и глубине до 40 метров. Фугасная граната РГ-55М, которую использует 98У, имеет гарантированный радиус поражения до 16 метров от точки входа. Это оружие работает в связке с гидроакустической станцией «Анапа», с помощью которой происходит прицеливание.

14,5-мм морская тумбовая пулеметная установка позволяет уверенно поражать надводные, воздушные и береговые легкобронированные цели на дистанциях до 2 тыс. метров.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что катера проекта 21980, несмотря на свои довольно скромные размеры (водоизмещение 138 тонн, длина 31 метр, осадка 1,85 метра), способны решать целый комплекс боевых задач и уверенно защищать пункты базирования от диверсионных и террористических угроз.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» разработан для перевооружения Военно-Морского Флота Российской Федерации. Судно предназначено для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия Пограничной службе ФСБ России при решении задач охраны и защиты государственной границы России.

Проект катера разработан на нижегородском ОАО «Конструкторское бюро «Вымпел». В основу проекта были заложены такие характеристики, как применение новейшего радиоэлектронного вооружения, использование новых энергетических установок, установка новых образцов вооружения и мореходность до 4 баллов. Благодаря этому катера проекта способны обеспечить выполнение широкого спектра задач, но основное назначение катеров типа «Грачонок» - борьба с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования ВМФ.

Конструкция - однопалубный катер с непрерывной главной палубой, развитой надстройкой, наклонным форштевнем и транцевой кормой. Для проведения работ имеется кран-манипулятор. ГЭУ катера состоит из двух дизельно-редукторных агрегатов. Установлены вспомогательные дизель-генераторы ДГА-100-В-А1-МПС. «Грачонок» имеет водоизмещение 138 тонн и может использоваться как в море, так и на реках.

Основу разведывательных средств катера составляет гидроакустический комплекс «Кальмар». Установленные на катер электронные системы, средства навигации и связи - все отечественного производства. Радиолокационные и гидроакустические станции имеют компьютерные интерфейсы. В дополнение имеются системы навигации, аналогичные гражданским судам. Катер имеет автономность до 5 суток, что с запасом хода 200 миль позволяет использовать его на морских маршрутах малой дальности.

На рубке катера Грачонок установлена универсальная мачта с кронштейнами для крепления любого необходимого оборудования. Для работы на реках устанавливаются УКВ радиостанции речного диапазона. Также предусмотрена коротковолновая и спутниковая связь. Со второго судна на катерах проекта начали устанавливать судовой водолазный комплекс с барокамерой, для обеспечения водолазных спусков при проведении аварийно-спасательных, подводно-технических и других видов подводных работ. Также его применяют для лечения заболеваний, связанных с погружением на глубину и поддержания физиологической натренированности водолазов.

Основные тактико-технические характеристики катера «Грачонок»

Основные характеристики:

Водоизмещение: 139 т (стандартное)

Длина: 31,04 м (наибольшая)

Ширина: 7,4 м (наибольшая)

Осадка: 1,85 м (средняя)

Двигатели: 2 дизеля

Скорость хода: 23 узла (полная)

Дальность плавания: 200 миль

Автономность плавания: 5 суток

Экипаж: 8 человек

Вооружение:

Навигационное вооружение НРЛС МР-231 «Пал»

Радиоэлектронное вооружение
- ОЭКН МТК-201
- ПОК «Кальмар»
- ОГАС «Анапа»

Артиллерия:
- 1 × 14,5 мм МТПУ
- 1 × противодиверсионный гранатомёт ДП-65А
- 1 × гранатомёт ДП-64

Ракетное вооружение ПЗРК «Игла» (боекомплект - 4 ЗУР)

30 июля 2019 года на судостроительном заводе в Рыбинске прошел спуск на воду третьего катера специального назначения «Грачонок» для Федеральной службы войск национальной гвардии РФ. После прохождения швартовных, ходовых и госиспытаний судно будет передано заказчику и отправится к месту несения службы. Катер предназначен для охраны Крымского моста. Для этих целей ведомство сформировало специальную бригаду в Керчи.

19 июня 2019 года в городе Рыбинск Ярославской области спустили на воду первый из четырех катеров спецназначения «Грачонок», построенный по заказу Росгвардии для охраны Керченского пролива и Крымского моста. Катер предназначен для борьбы с диверсионно-террористическими силами в акваториях и ближних к ним пунктах базирования. Контрактом между судостроительным заводом «Вымпел» и Росгвардией предусмотрена передача всех катеров до конца 2019 года.