Рейтинг энциклопедий авиации. Рейтинг энциклопедий авиации Энциклопедия про авиацию

Рейтинг энциклопедий авиации. Рейтинг энциклопедий авиации Энциклопедия про авиацию

И, ж. 1. Теория и практика передвижения в околоземном воздушном пространстве на летательных аппаратах тяжелее воздуха. Развитие авиации. 2. Совокупность летательных аппаратов; воздушный флот. Гражданская авиация. Военная авиация. [франц. aviation] Малый академический словарь

  • авиация - АВИАЦИЯ -и; ж. [франц. aviation]. 1. Теория и практика передвижения в воздушном пространстве на летательных аппаратах тяжелее воздуха. Развитие авиации. 2. Совокупность авиатранспортных средств (самолётов и вертолётов); воздушный флот. Толковый словарь Кузнецова
  • авиация - Широкое понятие, связанное с полётами в атмосфере на летательных аппаратах тяжелее воздуха. Охватывает летательные аппараты, наземные средства, обеспечивающие подготовку летательных аппаратов к полётам и выполнение полётного задания, аэропорты... Техника. Современная энциклопедия
  • Авиация - (влияние на окружающую среду, А.), как и все виды транспорта, оказывает значительное влияние на окружающую среду. А. вызывает шумовое загрязнение и изменяет газовый состав атмосферы, выжигая кислород и выделяя диоксид углерода... Экологические термины и определения
  • Авиация - (фр. aviation от лат. avis - птица) - широкое понятие, связанное с полётами в атмосфере аппаратов тяжелее воздуха. Включает необходимые технические средства и личный состав... Авиационный словарь
  • АВИАЦИЯ - АВИАЦИЯ (франц. aviation, от лат. avis - птица) - понятие, связанное с полетами в атмосфере аппаратов тяжелее воздуха. Авиацией называют также организацию (службу) - использующую для полетов эти аппараты. Различают гражданскую авиацию и военную авиацию. Большой энциклопедический словарь
  • авиация - сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? авиации, чему? авиации, (вижу) что? авиацию, чем? авиацией, о чём? об авиации 1. Гражданская авиация - это область народного хозяйства, связанная с перевозкой пассажиров и грузов... Толковый словарь Дмитриева
  • авиация - Авиация, авиации, авиации, авиаций, авиации, авиациям, авиацию, авиации, авиацией, авиациею, авиациями, авиации, авиациях Грамматический словарь Зализняка
  • Авиация - См. Аэронавтика и Летание. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • авиация - АВИАЦИЯ и, ж. aviation f. 1863. Рей 1998. 1. Совокупность летательных аппаратов тяжелее воздуха (самолеты, вертолеты, планеры); воздушный флот. БАС-2. По мнению специалистов, по всей вероятности прибор для авиации.. имеет перед собой огромное будущее. Словарь галлицизмов русского языка
  • авиация - сущ., кол-во синонимов: 6 авиатика 1 воздухоплавание 5 воздушный флот 1 гидроавиация 1 санавиация 1 сельхозавиация 1 Словарь синонимов русского языка
  • авиация - Ави/а́ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  • авиация - Французское – aviation. Латинское – avis (птица). Слово «авиация» известно в русском языке с конца XIX в. Стало широко употребительным лишь в начале XX столетия. Этимологический словарь Семёнова
  • авиация - авиация I ж. Теория и практика передвижения в околоземном воздушном пространстве на летательных аппаратах тяжелее воздуха (самолётах, вертолётах, планерах). II ж. Совокупность летательных аппаратов; воздушный флот. Толковый словарь Ефремовой
  • авиация - Появилось в русском языке в начале XX в. как заимствование из французского. Во французском же это слово с помощью суффикса было образовано от латинского слова avis, означающего "птица". Этимологический словарь Крылова
  • Если вы уже имели опыт взаимодействия с каким либо научным справочным пособием по данному направлению, поставьте этой книге свою оценку и оставьте отзыв. Добавляйте книги, которые заслуживают быть в этом списке. Общими усилиями, благодаря пользовательским оценкам и отзывам мы и создадим адекватный и полезный рейтинг энциклопедий авиации.

      Владимир Пуков

      И. В. Кудишин

      Эта книга рассказывает о самых разных самолетах: старых и современных, военных и пассажирских, пожарных и сельскохозяйственных. История авиации, рассказы о самых известных самолетах, описание устройства кабины, мотора, принципов работы приборов будут интересны всем мальчишкам. ... Далее

      В. Н. Шунков

      В настоящем издании представлена полная информация об авиации Германии периода Второй мировой войны - о бомбардировщиках, штурмовиках, истребителях, разведывательных, связных и реактивных самолетах, а также гидросамолетах того времени. В издании приводятся факты из истории создания самолетов Люфтваффе, приведены их летно-технические характеристики, показаны конструкция и вооружение. Издание содержит большое количество рисунков, фотографий и схем. Предназначено как для тех, кто интересуется военной техникой, так и для широкого круга читателей. ... Далее

      Андрей Харук

      Уникальная ЦВЕТНАЯ энциклопедия боевой авиации Второй Мировой войны, в ходе которой ВВС впервые стали стратегическим оружием, – без господства в воздухе не было бы ни гитлеровского Блицкрига, ни «Десяти Сталинских ударов», ни морских побед союзников. Всё об истребителях, бомбардировщиках, штурмовиках и торпедоносцах 16 стран – как великих авиадержав (Великобритании, Германии, Италии, СССР, США, Франции, Японии), так и второстепенных (Австралии, Аргентины, Нидерландов, Польши, Румынии, Финляндии, Чехословакии, Швеции, Югославии). Исчерпывающие сведения о 250 типах самолетов – от архаичных бипланов до новейших реактивных машин, от легких одноместных до тяжелых 4-моторных гигантов, как сухопутного базирования, так и палубных, не только массовых, но и малосерийных. Колоссальный объем информации, увеличенный формат, цветная элитная полиграфия, более 1500 схем, чертежей и фотографий на мелованной бумаге высшего качества – этот фундаментальный труд не имеет себе равных! ... Далее

      Андрей Харук

      В годы Первой Мировой войны авиация Франции была достойным соперником кайзеровских ВВС – французские «ньюпоры» и «спады» ни в чем не уступали германским «фоккерам» и «альбатросам», а имена прославленных «галльских» асов вписаны в историю золотом. Куда исчезла вся эта громкая слава к началу Второй Мировой? Почему в 1940 году хваленые Армэ де л"Эр (военно-воздушные силы Франции) не смогли дать отпор Люфтваффе? В чем причина сокрушительного разгрома французской авиации – виноваты ли авиаконструкторы и промышленники, не обеспечившие ее современными самолетами, или генеральные штабы, принявшие порочную программу авиастроения, или недостаточная подготовка французских пилотов? ... Далее

      Новая книга ведущего историка ВВС отвечает на эти вопросы, проанализировав боевые возможности всех без исключения французских истребителей Второй Мировой (как новейших, так и устаревших, не только массовых, но и экспериментальных машин) и особенности их боевого применения на всех этапах Французской кампании – и во время «Странной войны», и в ходе немецкого Блицкрига. Особый интерес представляет информация о действиях вишистской авиации в Северной Африке, Сирии, Индокитае, Сенегале и Мадагаскаре, а также о боевых операциях истребительных частей Свободной Франции, в том числе и легендарного полка «Нормандия-Неман». ... Далее

      Андрей Харук

      Такой книги еще не было! Это – первая цветная энциклопедия гидроавиации Второй Мировой войны, не только великих авиадержав – Великобритании, США, Третьего Рейха, СССР, Франции, Италии, Японии, – но и Нидерландов, Югославии, Норвегии, Швеции, Польши. Исчерпывающая информация обо всех разновидностях гидросамолетов – поплавковых, летающих лодках, самолетах-амфибиях и катапультных гидропланах корабельного базирования – в общей сложности более 100 типов, как мелкосерийных, так и выпускавшихся десятками тысяч экземпляров, от небольших одномоторных до четырехмоторных гигантов и даже шестимоторных мастодонтов вроде немецкого BV 222. Все об их создании и модификациях, службе и боевом применении – не только для морской и дальней океанской разведки, противолодочной борьбы, корректировки огня корабельной артиллерии, патрулирования, поисково-спасательных операций, но и в качестве ударных машин (бомбардировщиков и торпедоносцев) и даже гидроистребителей. ... Далее

      Коллекционное цветное издание на мелованной бумаге высшего качества иллюстрировано сотнями схем, «боковиков» и фотографий. ... Далее

      Андрей Харук

      Такой книги еще не было! Это - первая цветная энциклопедия гидроавиации Второй Мировой войны, не только великих авиадержав - Великобритании, США, Третьего Рейха, СССР, Франции, Италии, Японии, - но и Нидерландов, Югославии, Норвегии, Швеции, Польши. Исчерпывающая информация обо всех разновидностях гидросамолетов - поплавковых, летающих лодках, самолетах-амфибиях и катапультных гидропланах корабельного базирования - в общей сложности более 100 типов, как мелкосерийных, так и выпускавшихся десятками тысяч экземпляров, от небольших одномоторных до четырехмоторных гигантов и даже шестимоторных мастодонтов вроде немецкого BV 222. Все об их создании и модификациях, службе и боевом применении - не только для морской и дальней океанской разведки, противолодочной борьбы, корректировки огня корабельной артиллерии, патрулирования, поисково-спасательных операций, но и в качестве ударных машин (бомбардировщиков и торпедоносцев) и даже гидроистребителей. Коллекционное цветное издание на мелованной бумаге высшего качества иллюстрировано сотнями схем, "боковиков" и фотографий. ... Далее

      Константин Залесский

      Первая ПЕРСОНАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЛЮФТВАФФЕ! Всё о «героях» Третьего Рейха, превративших гитлеровские ВВС в самую результативную военную машину. Ведь немецкая авиация одерживала свои громкие победы не столько из-за превосходства в авиатехнике, сколько благодаря образцовой организации и великолепной боевой подготовке летного состава – никто из Союзников по антигитлеровской коалиции даже не приблизился к заоблачным победным счетам «экспертов» Геринга. Именно им, лучшим асам и командирам Люфтваффе, в первую очередь посвящена эта книга, где вы найдете также информацию о структуре военно-воздушных сил Германии, эффективность которой позволяла гитлеровцам компенсировать неравенство сил. Немцы утратили господство в воздухе, лишь когда численный перевес Союзников стал десятикратным – и это было началом конца «тысячелетнего Рейха». ... Далее

      Николай Якубович

      Самая полная энциклопедия самолетов С. В. Ильюшина. Исчерпывающая информация обо всех проектах гения авиации и его прославленного КБ, – как военных, так и гражданских, от первых опытных моделей 1930-х гг. до современных авиалайнеров. КОЛЛЕКЦИОННОЕ ИЗДАНИЕ на мелованной бумаге высшего качества иллюстрировано сотнями эксклюзивных чертежей и фотографий. ... Далее

      Мало кому из авиаконструкторов удается создать больше одного по-настоящему легендарного самолета, достойного войти в «высшую лигу» мировой авиации. У ильюшинского КБ таких шедевров более десятка. Непревзойденный Ил-2 по праву считается лучшим штурмовиком Второй Мировой, Ил-4 – выдающимся бомбардировщиком, Ил-28 – «гордостью советского авиапрома», а военно-транспортный Ил-76 в строю уже 40 лет! Не менее впечатляют и триумфы заслуженного ОКБ в гражданском авиастроении – «илы» успешно конкурировали с лучшими зарубежными авиалайнерами, четыре самолета, носивших имя С. В. Ильюшина, выбирали советские руководители, а Ил-96 и поныне «борт № 1» российских президентов. ... Далее

      Владимир Анохин

      Такой книги еще не было! Это первая военно-воздушная энцикло­педия, представляющая исчерпывающую информацию обо всех без исключения истребительных авиаполках Сталина – как ВВС, так и ПВО и ВМФ, – воевавших не только на советско-германском фронте, но и против японцев на Дальнем Востоке и американцев в Корее. Вы найдете здесь подробные сведения об их боевом пути и итогах боевой работы, вооружении и переформированиях, почетных званиях и наградах, бое­вых вылетах, уничтоженных самолетах противника и собственных поте­рях. ... Далее

      Книга выходит ограниченным тиражом, будучи рассчитана не на ди­летантов, а на «продвинутых пользователей». Это не массовое издание, заведомо упрощенное для широкой аудитории, а элитная энциклопедия для знатоков и профессионалов. Каждому, кто занимается историей авиации по-настоящему серьезно и углубленно, не обойтись без этого справочника от самых авторитетных отечественных специалистов. Осо­бый интерес представляют авторские цветные иллюстрации – боковые проекции самолетов, образцы боевого камуфляжа и индивидуальные раскраски истребителей лучших советских асов. ... Далее

      Николай Якубович

      Самая полная энциклопедия боевых самолетов А.С. Яковлева! Всё о создании, производстве и боевом применении авиашедевров великого конструктора! Его Як-1 по праву считался лучшим советским истребителем начального периода войны. Як-7 впервые позволил советским летчикам сражаться с немецкими асами на равных. «Заслуженный фронтовик» Як-9 стал самым массовым самолетом Второй Мировой. А легендарный Як-3 заслуженно прозвали «чудо-машиной», «мечтой пилота» – такого легкого и маневренного истребителя не было ни у одной воюющей страны: по своим летным данным «ЯК» превосходил и немецкие Ме-109, и американскую «Аэрокобру», и британский «Спитфайр». После войны ОКБ Яковлева продолжало удерживать лидирующие позиции в отечественном военном самолетостроении. Под его руководством были созданы первый советский реактивный истребитель Як-15, барражирующие перехватчики Як-25 и Як-28, многоцелевой сверхзвуковой самолет вертикального взлета Як-141 и др. В этой энциклопедии вы найдете исчерпывающую информацию обо всех боевых машинах, разработанных в прославленном ОКБ за две трети века – с Великой Отечественной войны до наших дней. ... Далее

      Коллекционное издание иллюстрировано сотнями эксклюзивных схем и фотографий. ... Далее

      Николай Якубович

      Этот двухмоторный разведчик продемонстрировал на испытаниях скорость, невиданную даже для истребителей, – выше, чем у «Мессершмитта» Bf.109. За этот самолет А. С. Яковлев был награжден орденом Ленина, автомобилем ЗИС и премией в 100 тысяч рублей. Но, по отзывам летчиков, воевавших на Як-2 и Як-4, «самолет этот с трудом можно было назвать боевым. Малая бомбовая нагрузка, ненадежная работа пулеметов делали его малопригодным для боевых действий. Дефекты, выявленные еще перед войной, так и не устранили. Правда, он обладал высокой скоростью, позволявшей легко уходить от „мессеров“, и довольно плохо горел в случае попадания вражеских снарядов. К концу 1941 года эти машины почти все были уничтожены…». ... Далее

      Почему же первый боевой самолет Яковлева стал главным провалом в карьере великого авиаконструктора? Верить ли обвинениям в «интриганстве» и «авантюризме», звучавшим в его адрес? По чьей вине великолепный скоростной разведчик, которого так не хватало нашим войскам, превратился в неудачный ближний бомбардировщик? Почему откровенно «сырая» машина был поспешно запущена в серию? И как воевали первые «яки»?

      Эта книга не только отвечает на самые острые и спорные вопросы о Як-2/ Як-4, но и дает профессиональный анализ других ударных самолетов Яковлева – Як-6НББ, УТ-2МВ и Як-9Б. ... Далее

      Андрей Мерников

      Как вы думаете, чем истребитель отличается от штурмовика, а бомбардировщик – от самолета-разведчика? Ответить на этот и множество других вопросов и разобраться в премудростях военной авиации вы сможете, изучив эту книгу. Здесь вы познакомитесь с тактико-техническими характеристиками и конструктивными особенностями известных моделей самолетов и вертолетов мира, узнаете, чем эти боевые машины вооружены, сколько весят, на вооружении каких стран состоят. Факты и цифры помогут вам наглядно оценить сильные и слабые стороны каждого самолета и понять, какую роль он сыграл в мировой военной истории. Прочитав эту книгу, вы станете настоящим военным экспертом в области авиации! ... Далее

      Для среднего и старшего школьного возраста. ... Далее

      Николай Якубович

      Первая полная энциклопедия боевых самолетов А.Н. Туполева! Исчерпывающая информация о создании, производстве и боевом применении авиашедевров великого конструктора, с именем которого неразрывно связана вся история отечественных ВВС. Это под его руководством в начале 1930-х гг. были созданы тяжелый бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6) и скоростной СБ (АНТ-40), на тот момент не имевшие себе равных. Его «летающие крепости» ТБ-7 уже в августе 1941 года бомбили Берлин, а великолепный Ту-2 по праву считается одним из лучших фронтовых бомбардировщиков Второй Мировой. Его «суперкрепость» Ту-4 стала первым советским самолетом, способным нанести ответный ядерный удар по Америке, Ту-95, Ту-16 и Ту-22 обеспечили безопасность нашей страны в годы Холодной войны, а революционные по технологии и непревзойденные по ударной мощи ракетоносцы Ту-22М3 и Ту-160 по сей день составляют основу дальней авиации ВВС России. ... Далее

      Эта энциклопедия восстанавливает подлинную историю легендарного «авиабренда» с 1920-х гг. до наших дней. Издание иллюстрировано сотнями эксклюзивных схем и фотографий.

      Книга также выходила под названием «Боевые самолеты Туполева. 78 мировых авиарекордов». ... Далее

    • В настоящем издании представлена полная информация об авиации СССР периода Второй мировой войны - бомбардировщиках, штурмовиках, истребителях и разведывательных самолетах, а также гидросамолетах того времени. В издании содержатся факты из истории создания самолетов, приведены их летно- технические характеристики, показаны конструкция и вооружение, сопровождающиеся большим количеством рисунков, фотографий и схем. Предназначено как для тех, кто интересуется военной техникой, так и для широкого круга читателей. ... Далее

    • Андрей Харук

      Все о боевой авиации Гитлера и военно-воздушной мощи Рейха. Исчерпывающая информация о более чем 100 типах истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков, разведчиков, а также вспомогательных, транспортных, учебных, связных и гидросамолетов – не только германского производства, но и трофейных. Самые точные данные об их создании, производстве, основных модификациях, тактико-технических характеристиках, летной службе и фронтовом применении. Объективная оценка их боевых возможностей, достоинств и недостатков, профессиональный анализ поражений и побед. ... Далее

      В. Р. Котельников

      Книга посвящена влиянию поставок авиационной техники союзниками на ход Великой Отечественной войны и послевоенное развитие нашей авиации. Автору удалось собрать много материалов о транспортировке, испытаниях и боевом применении в нашей стране английских и американских самолетов. Им дается подробная количественная и качественная оценка поставок с хронологической разбивкой. Особое внимание уделено приспособлению импортных машин к специфическим условиям советско-германского фронта, их доработкам и переделкам. Важной составной частью работы является раздел о влиянии помощи союзников на советскую авиационную промышленность. В книге использовано большое количество фотографий, схем и рисунков из государственных архивов и личных собраний. Данная книга предназначена для широкого круга читателей и вместе с тем будет большим подспорьем для исследователей, серьезно занимающихся историей отечественной авиации. ... Далее

    • Кратко изложены основы метеорологии, а также физические причины возникновения различных неблагоприятных и опасных явлений погоды. На простых примерах и с использованием несложного математического аппарата показана взаимосвязь процессов, происходящих в атмосфере. Рассмотрены современные методы прогноза опасных явлений погоды (температуры воздуха, ветра, атмосферной турбулентности, низкой облачности, туманов, гроз, осадков, видимости и др.), используемые в практике метеорологического обеспечения гражданской авиации. Приведена полезная справочная информация, а также оценка экономического эффекта метеорологических прогнозов. Для студентов гидрометеорологических вузов, курсантов летных училищ, специалистов-метеорологов, а также для летного и диспетчерского состава гражданской и военной авиации. ... Далее

    Громадная онлайн авиационная энциклопедия «Уголок неба» является неповторимый в собственном роде Интернет-ресурс, на котором возможно найти не только все интересующие вас особенности авиационного дела, но и превосходные статьи, описания самолётов с их историей создания, и массу нужных тематических материалов.

    Тут, полностью любой желающий сможет определить фактически всё об авиации, причём создатели онлайн энциклопедии затронули не только современное состояние авиации, но и углубились в её историю, что разрешает в большой мере делать выводы о том, как развивалось авиационное дело десятки лет назад. Помимо этого, пользователи онлайн портала «Уголок неба» смогут определить вероятные тенденции авиации в будущем, посмотреть, так сообщить, на пара десятилетий вперёд и определить, какими будут самолёты через пара лет.

    На страницах онлайн энциклопедии об авиации возможно встретить массу занимательных статей, несущих как простой интерес для пользователей, так и раскрывающих главные изюминки тех либо иных воздушных автомобилей. При необходимости, кто угодно может ознакомиться с чертежами вертолётов и самолётов, причём это относится как к историческим воздушным моделям, так и к современным самолётам, каковые только-только начинают собственные первые полёты. Помимо этого, тут кроме этого возможно найти разные трёхмерные модели самолётов, что разрешает наглядно и со всех сторон разглядеть то либо иное воздушное судно, причём это возможно сделать под разными ракурсами, что разрешает со своей стороны сравнить модели самолётов как одной эры, так и различных временных промежутков, что само по себе интересно.

    Сайт уголок неба http://www.airwar.ru/

    Стоит выделить, что информация на сайте «Уголок неба» выложена в таком виде, дабы она легко была осознана кроме того неосведомлённым пользователем. При необходимости вы имеете возможность не только почерпнуть дополнительные знания в авиации, но и удачно закрепить их рядом красивых примеров, на что авторы авиационной энциклопедии «Уголок неба» очевидно не поскупились.

    Тут, на страницах сайта «Уголок неба» возможно ознакомиться с фактически всеми моделями воздушного транспорта, в частности это относится к планерам, беспилотным летательным аппаратам, вертолётам, самолётам военной и гражданской авиации и т.д. Однако, информация есть только сканированной из книг и других печатных изданий, что не всегда позволяет комфортно ориентироваться в представленных данных. Как правило это удовлетворяет, но не всегда позволяет найти то, что вправду нужно.

    Мировая авиация Полная энциклопедия Журнал

    Увлекательные записи:

    Подразделяют на коммерческую, которая выполняет перевозки пассажиров, багажа, грузов, почты и др. авиационную работы за плату, и авиацию общего назначения. В ряде государств к авиации общего назначения относят административные, личные, спортивные, сельскохозяйственные и др. самолёты и вертолёты. Парк летательных аппаратов гражданской авиации включает: магистральные пассажирские самолёты, самолёты местных воздушных линий, самолёты и вертолёты для перевозки грузов, проведения авиационно-химических работ, медицинского обслуживания населения, аэрофотосъёмки и др. работ.

    Государственная авиация решает задачи военной, милицейской, таможенной и др. государственных служб. Военная авиация – составная часть вооружённых сил государств. Её назначение – наносить удары по наземным целям, вести борьбу с воздушным и морским противником, осуществлять воздушные переброски войск, вооружений и военной техники, проводить воздушную разведку и др. Военная авиация крупных государств, как правило, включает в себя военно-воздушные силы, а также армейскую и морскую авиацию . Экспериментальная авиация используется для проведения научно-исследовательских работ, испытаний авиационной и др. техники.

    Начальный период развития авиации

    Первые попытки человека летать самому с помощью искусственных крыльев основывались на подражании полёту птиц. В рукописях Леонардо да Винчи (1475) приведены рисунки двух летательных машин с мускульным приводом, одна из которых как бы «ввинчивается» в воздух с помощью архимедова винта (отдалённый прообраз вертолёта), а другая использует для полёта машущие крылья (махолёт ). В 17–18 вв. исследования сопротивления тел, движущихся в жидкости или газе, получили широкое развитие, что было вызвано рядом актуальных проблем (движение маятника, свободное падение тел, баллистика, судостроение и др.). И. Ньютон первым предпринял попытку дать теоретическое объяснение сопротивления, базирующееся на представлениях о механическом (ударном) воздействии частиц жидкости (газа) на поверхность тела. Основополагающие уравнения гидродинамики получены Д. Бернулли , Л. Эйлером и Ж. Лагранжем . Идею вертолёта разработал и экспериментально обосновал М. В. Ломоносов , который в 1754 продемонстрировал собранию Петербургской АН модель «аэродромической машины», предназначенной для подъёма метеорологических приборов и оборудованной для этого двумя противоположно вращающимися крыльями (теперь их называют несущими винтами) с приводом от часовой пружины. Опыты наглядно продемонстрировали образование подъёмной силы (облегчение модели) при вращении винтов, а принцип их противовращения (как один из способов уравновешивания реактивного крутящего момента) впоследствии был использован в реальных конструкциях вертолётов соосной схемы (вертолёты Н. И. Камова ).

    В 1783 состоялись первые полёты людей на летательных аппаратах легче воздуха – аэростатах братьев Монгольфье и Ж.Шарля . В 1799 Дж. Кейли выдвинул концепцию аэроплана (самолёта) – ЛА, который «опирается» в воздухе на неподвижную несущую поверхность (крыло), а для передвижения использует отдельный движитель. В 1853 он построил планёр (безмоторный ЛА самолётной схемы). В 1843 У. Хенсон (Великобритания) получил патент на проект самолёта с паровой машиной и двумя воздушными винтами в качестве движителей. Смелыми новаторскими идеями отличались проекты Н. А. Телешова , который в 1864 запатентовал во Франции и Великобритании модель многоместного пассажирского самолёта с паровой машиной и толкающим воздушным винтом, Н. И. Кибальчича (ракетный летательный аппарат). С. К. Джевецкий в 1892 предложил метод расчёта гребного винта, положенный в основу открытой им теории воздушного винта. К. Э. Циолковский в 1897 построил в Калуге аэродинамическую трубу («воздуходувку») для исследования обтекания воздухом тел различной формы. Выдающаяся роль в развитии отечественнойА. принадлежит А.Ф. Можайскому , который более 30 лет своей жизни посвятил созданию первого в России самолёта. Он строил успешно летавшие модели, проводил исследования воздушных винтов, разработал проект самолёта. В 1883 завершил постройку натурного самолёта и в 1885 (по другим данным, в начале осени 1884) предпринял попытку провести лётные испытания, во время которых произошла поломка крыла. В дальнейшем самолёты с паровыми двигателями испытывали Х.С. Максим , французский инженер К. Адер, однако их попытки совершить полёт оказались неудачными. Это была эпоха «попрыгунчиков». Самолёт при встречном ветре подлетал, но совершать установившийся полёт ещё не мог.

    Продолжались изыскания по ЛА вертолётной схемы, сопровождавшиеся постройкой большого числа летающих моделей и расширением проектных проработок. В России оригинальные проекты вертолётов разработаны А. Н. Лодыгиным, Д. К. Черновым, П. Д. Кузьминским, С. С. Неждановским и др. Значительный вклад в развитие научных основ авиации внесли русские учёные. М. А. Рыкачёв разработал экспериментальные методы исследования несущих винтов ЛА вертолётной схемы (1871). Экспериментальный подход к разрешению многочисленных и сложных проблем, встававших на пути зарождающейся авиации , получал всё большее распространение. Особенно большое значение для науки и практики имело создание аэродинамических труб , позволяющих определить характеристики летательных аппаратов посредством испытаний их моделей. Важным результатом фундаментальных исследований 19 в. в области гидродинамики была разработка теоретических основ движения вязкой жидкости и обтекания тел с отрывом струй (А. Навье , Дж. Стокс , Г. Гельмгольц , Г. Кирхгоф , Дж. Рэлей и др.). Экспериментально установленное О. Рейнольдсом существование двух видов течения вязкой жидкости – ламинарного и турбулентного – стало впоследствии играть большую роль при изучении и моделировании обтекания летательных аппаратов. В России в 1880 была опубликована монография Д. И. Менделеева «О сопротивлении жидкостей и о воздухоплавании», ставшая капитальным руководством для русских исследователей и инженеров. В 1891–96 О. Лилиенталь спроектировал, создал инфраструктуру и облетал несколько планёров (дальность полётов достигала 300 м).

    Полёты на самолётах стали возможными только после установки на них поршневых двигателей внутреннего сгорания (ПД), которые были легче паровых машин. 17.12.1903 братья О. и У. Райт (США) на самолёте «Флайер 1» с бензиновым двигателем внутреннего сгорания выполнили четыре полёта (в последнем полёте самолёт пролетел 260 м за 59 с). В последующие годы авиация начинает быстро развиваться в европейских странах, где пионерами самолётостроения стали А. Сантос-Дюмон , Г. Вуазен , Л. Блерио , Р. Эно-Пельтри , А. Фарман , Э. Ньюпор (все – Франция), А. Ро, Дж. Де Хэвилленд , Ф. Хэндли Пейдж (Великобритания), А. Фоккер (Нидерланды), Г. Юнкерс (Германия), Дж. Капрони (Италия) и др. Вёлся поиск наилучших аэродинамических и конструктивных схем самолётов, которые строили в виде монопланов и бипланов, с открытым (в виде фермы) или c закрытым обшивкой фюзеляжем, с толкающими или тянущими воздушными винтами, с колёсным шасси или с поплавками для взлёта с воды и посадки на неё. Силовую конструкцию (каркас) самолётов выполняли из дерева, крылья обтягивали материей. Авиация стремительно вошла в жизнь: скорость, высота и дальность полётов постоянно возрастали, рекордные достижения стали регистрироваться Международной авиационной федерацией (ФАИ), основанной в 1905. Освоение вертолётов шло с заметным отставанием от самолётов, хотя первые вертолёты, поднимавшиеся на небольшую высоту, были продемонстрированы во Франции ещё в 1907 (один из вертолётов построили Ш. Рише и братья Л. и Ж. Бреге, другой – П. Корню).

    Интерес к авиации охватил и Россию. В 1908 основан Всероссийский аэроклуб. В 1910 состоялись первые полёты отечественных самолётов конструкции А. С. Кудашева, И.И.Сикорского , Я. М. Гаккеля . В 1911 Б. Н. Юрьев опубликовал ставшую классической схему одновинтового вертолёта с автоматом перекоса несущего винта. В 1912 13 под руководством Сикорского построены первые в мире многомоторные самолёты «Русский витязь» и «Илья Муромец». Большой вклад в популяризацию авиации внесли М. Н. Ефимов , Н. Е. Попов, С. И. Уточкин , А. А. Васильев, Г. В. Алехнович, П. Н. Нестеров , Е. Н. Крутень , К. К. Арцеулов и др. российские лётчики. С 1909 в ряде высших учебных заведений ввели лекции по А. В 1910 началась подготовка российских военных лётчиков во Франции, а также в отечественных лётных школах. В 1909–11 в России производство самолётов начали осваивать заводы «Дукс» (Москва), «Первое Российское товарищество воздухоплавания С.С. Щетинин и К о » и Русско-Балтийский вагонный завод (С.-Петербург).

    Винтомоторная авиация

    В нач. 20 в. постоянно возрастающие запросы развивающейся авиации привели к созданию новой науки – аэродинамики, фундаментом которой стали основополагающие труды Н.Е. Жуковского и С.А. Чаплыгина (Россия), Л. Прандтля и Т.фон Кармана (Германия) и др. учёных. Под руководством Жуковского организованы аэродинамические лаборатории в Московском университете (1902) и Московском Императорском техническом училище (1910, см. Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана), в Кучино (под Москвой) в 1904 основан Аэродинамический институт одна из первых в мире научно-исследовательских организаций такого профиля.

    Повышение скорости, высоты и дальности полёта самолётов позволило приступить к использованию их в практических целях, и на рубеже 1-го десятилетия 20 в. в ряде стран организуется военная авиация . Впервые в военных целях авиация использована в Ливии итальянцами во время войны с Турцией (1911), а затем на Балканах в войне Греции и Болгарии с Турцией (1912), причём в составе болгарской армии действовал русский добровольческий авиационный отряд. В России был создан ряд оригинальных удачных образцов самолётов, однако военное ведомство предпочитало закупать их за рубежом и на отечественных заводах заказывало в основном самолёты иностранных моделей. В числе новинок был свободнонесущий (т.е. без наружных элементов крепления крыла) цельнометалличесский моноплан Юнкерса. В военных действиях принимала участие и морская авиация ., в т.ч. самолёты корабельного базирования (см. Авианесущий корабль ). Но наибольшее распространение получили фюзеляжные бипланы с тянущими винтами, поскольку манёвренности и грузоподъёмности бипланов отдавалось тогда предпочтение перед более высокими скоростными качествами монопланов.

    Существенный толчок развитию авиации дала 1-я мировая война. В 1914 воюющие стороны имели в общей сложности ок.1000 самолётов (Россия – 206), за время войны их было выпущено св. 200 тыс. (потери самолётов у Франции, Великобритании и Германии превысили 116 тыс.). Значительно улучшились лётно-технические характеристики самолётов: скорость возросла от 100–120 до 200–220 км/ч, потолок высоты с 2000–3000 до 6000–7000 м, мощность двигателя от 60–95 до 300 кВт, грузоподъёмность до 2–3,5 т. 1920-е гг. прошли под знаком становления воздушного транспорта. Наиболее известными были самолёты французских фирм «Nieuport», «SPAD», «Farman», английских «Sopwith», немецких «Fokker», «Albatros». После окончания войны практически во всех экономически развитых странах мира появились авиатранспортные компании для перевозки пассажиров, почты, грузов, для чего создавались специальные пассажирские самолёты, а также переоборудовались военные. На европейских линиях широко применялись построенные в Германии пассажирские самолёты Юнкерса и Фоккера. В 1919 фирма «Boeing» (США), ставшая впоследствии крупнейшим производителем воздушных судов, выпустила свой первый самолёт – летающую лодку В-1. В 1923 Х.де ла Сиерва (Испания) построил успешно летавший автожир С-4.

    Россия уже в ходе Гражданской войны 1917–22 приступила к восстановлению и укреплению своей А. В 1918 началась национализация авиационной промышленности. Тогда же был основан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ, см. ), призванный обеспечить развитие авиационной науки и техники. В 1920 открыто первое в стране высшее авиационное учебное заведение – Институт инженеров Красного Воздушного Флота (впоследствии Военно-воздушная инженерная академия им. профессора Н. Е. Жуковского, с 2008 Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина). Первым руководителем этих институтов был Жуковский, который по праву признан «отцом русской авиации». Он сплотил вокруг себя большую группу учеников и последователей (А. А. Архангельский , В. П. Ветчинкин , А. А. Микулин , Б. С. Стечкин , А. Н. Туполев , Юрьев и др.). 1.5.1922 начались полёты на международной авиалинии Москва – Кёнигсберг (пилот И. Ф. Воедило совершил перелёт на пятиместном пассажирском самолёте «Фоккер F. III»). 17.3.1923 учреждено Акционерное общество российского добровольного воздушного флота «Добролёт» (в 1932 переименовано в «Аэрофлот»). Коммерческая компания выполняла задачи по созданию отечественной гражданской авиации , развитию отечественной авиационной промышленности и нужд народного хозяйства – внутренних и международных перевозок пассажиров, почты, грузов и др. работ. 15.7.1923 в России открыта первая регулярная авиалиния Москва – Нижний Новгород. Лётчик Я. Н. Моисеев вылетел из Москвы в 11:00 с Ходынского поля, и примерно через 4ч первый рейсовый самолёт «Промбанк» («Юнкерс-13») с четырьмя пассажирами на борту совершил посадку. Первым отечественным пассажирским самолётом стал АК-1 [высокоплан (моноплан, крыло которого проходит через верхнюю часть фюзеляжа) деревянной конструкции, с поршневым двигателем мощностью 125 кВт, развивал скорость до 147 км/ч], рассчитанный на перевозку 2–3 пассажиров, созданный в ЦАГИ (1924) под руководством В. Л. Александрова и В. В. Калинина. В 1920-х гг. организуются конструкторские бюро (КБ) Н. Н. Поликарпова , А. Н. Туполева, Д. П. Григоровича , К. А. Калинина . В 1922 получены первые образцы отечественного алюминиевого сплава – кольчугалюминия, что положило начало развитию цельнометаллических конструкций в советском самолётостроении. 9.2.1923 учреждён Совет по гражданской авиации (официальная дата рождения гражданской авиации СССР).

    Первый отечественный серийный самолёт-разведчик – Р-1 Поликарпова (1923). Его учебный самолёт У-2 (По-2) благодаря отличным лётным качествам и уникальным масштабам производства (в 1928–59 построено св. 40 тыс. машин) стал одним из выдающихся ЛА в истории А. На У-2 установлен первый крупносерийный отечественный авиадвигатель воздушного охлаждения М 11 мощностью 73,5 кВт конструкции А. Д. Швецова, нашедший затем широкое применение в легкомоторной авиации. В КБ А. Н. Туполева, входившем в 1922–36 в состав ЦАГИ, впервые в стране начали разрабатывать цельнометаллические самолёты. Созданные в КБ тяжёлые бомбардировщики – двухмоторный ТБ-1 (АНТ-4) и четырёхмоторный ТБ-3 (АНТ-6) – первые в мире тяжёлые самолёты, выполненные по схеме свободнонесущего (без наружных элементов крепления крыла) моноплана. Самолёт И-2бис Григоровича – первый отечественный истребитель, принятый на вооружение, что позволило в 1925 исключить из парка военной авиации иностранные самолёты. В 1920-х гг. началась деятельность А. С. Яковлева как авиаконструктора. На его спортивном самолёте АИР-1 достигнуты в СССР в 1927 первые (неофициальные) мировые рекорды (лётчик Ю. И. Пионтковский). В 1929 Н. И. Камовым и Н. К. Скржинским построен первый в стране автожир КАСКР-1.

    Основная тенденция развития мировой авиации в 1930-х гг. связана с увеличением скорости полёта, главным образом в результате снижения аэродинамического сопротивления ЛА. Самолёты стали строить преимущественно по монопланной схеме с убирающимся в полёте шасси, обтекаемыми капотами двигателей, закрытыми кабинами, гладкой (вместо гофрированной) металлической обшивкой. Разрабатывались более мощные авиационные двигатели, нагнетатели воздуха для наддува двигателя (с целью поддержания его мощности на высоте), воздушные винты с изменяемым в полёте шагом (для более эффективного использования мощности двигателя на различных режимах полёта), радиотехнические системы навигации, автопилоты, противообледенительные системы и др. Созданы первые цельнометаллические пассажирские самолёты монопланной схемы (Боинг 247 и DC-3, США). Боинг 307 стал первым самолётом с наддувом кабины для пассажиров, что позволило пассажирским самолётам летать на большой высоте; однако более распространёнными такие самолёты стали позднее. Лётно-пригодные образцы вертолётов продемонстрированы в Германии (FA 61 Г. Фокке) и США (VS-300 И. И. Сикорского).

    Значительному усовершенствованию подверглось вооружение боевых самолётов – начали широко применяться авиационные пушки, повысилась скорострельность пулемётно-пушечного вооружения, увеличилось число огневых точек на самолёте. Получили дальнейшее развитие работы по винтокрылым летательным аппаратам. Опыт, накопленный при постройке, испытаниях и доводке автожиров, сыграл определённую роль в решении проблем создания вертолётов. В ряде стран разрабатывались экспериментальные конструкции вертолётов с последовательным повышением скорости, высоты и продолжительности полёта, устойчивости аппарата и пилотажных качеств. Достигнутый к кон. 1930-х гг. уровень лётно-технических характеристик обеспечил переход к последующему освоению вертолёта в практических целях.

    В 1930-е гг. в СССР активно расширялась сеть аэроклубов, сыгравших большую роль в подготовке лётных кадров, организовывались новые учебные заведения, КБ и научно-исследовательские организации авиационного профиля. Вводились в строй новые самолётостроительные и авиамоторные заводы, строились экспериментальные и опытные ЛА, на которых проверялись новые научно-технические идеи и конструкции. В этот период под руководством А. Н. Туполева созданы гигантские для того времени самолёты АНТ-14 «Правда» (первый полёт в 1931) и АНТ-20 «Максим Горький» (первый полёт 17.6.1934 продолжительностью 35 мин совершил экипаж во главе с лётчиком-испытателем М. М. Громовым ; экипаж 20 чел., персонал 8 чел., пассажиры 72 чел.; скорость 220-260 км/ч; дальность полёта 1200 км; практический потолок 7500 м; мощность 8 × 900 л. с. = 8 × 662 кВт =5296 кВт). Оригинальными техническими решениями отличались самолёты, построенные по проектам Г. И. Бакшаева, Р. Л. Бартини , В. Н. Беляева, П. Д. Грушина , К. А. Калинина, А. С. Москалёва, И. В. Четверикова, Б. И. Черановского, В. А. Чижевского и др. В ЦАГИ начались работы по автожирам и вертолётам. В создании этих ЛА принимали участие И. П. Братухин , Б. Н. Юрьев, Н. И. Камов, М. Л. Миль , В. А. Кузнецов, Н. К. Скржинский, А. М. Черёмухин и др. В СССР первый экспериментальный вертолёт (ЦАГИ 1-ЭА) построен в 1930. В 1932 Черёмухин достиг на нём высоты 605 м, значительно превысив официальный мировой рекорд, равный тогда 18 м. Для укрепления обороноспособности страны в СССР началось крупносерийное производство истребителей И-15, И-16, И-153 (Поликарпова), бомбардировщиков ТБ-3 и СБ (Туполева), гидросамолётов МБР-2 (Г. М. Бериева ) и др. самолётов. Парк пассажирских самолётов промышленность постоянно пополняла новыми машинами: АНТ-9 и АНТ-35 А. Н. Туполева, К-5 Калинина, «Сталь-2» и «Сталь-3» А. И. Путилова, ХАИ-1 И. Г. Немана, Ли-2 (лицензионный DC-3) и др. В кон. 1930-х гг. началось серийное производство созданных новых боевых самолётов: бомбардировщиков ТБ-7 (Пе-8) и Пе-2 В. М. Петлякова , бомбардировщика ДБ-3Ф (Ил-4), истребителей ЛаГГ-3 С. А. Лавочкина , В. П. Горбунова и М. И. Гудкова, МиГ-1 и МиГ-3 А. И. Микояна и М. И. Гуревича , Як-1 А. С. Яковлева, многоцелевого самолёта Су-2 П. О. Сухого , бомбардировщиков Ар-2 А. А. Архангельского и Ер-2 В. Г. Ермолаева, штурмовика Ил-2 «Летающий танк» С. В. Ильюшина (самого массового боевого самолёта в истории А.; начало эксплуатации с 1941, один поршневой двигатель, выпускался в одноместном – лётчик, и двухместном вариантах – лётчик и воздушный стрелок, скорость до 414 км/ч, практический потолок 5500 м; построено ок. 36180 самолётов различных модификаций). В Авиационного мотостроения институте, в КБ В. Я. Климова , А. А. Микулина, А. С. Назарова, А. Д. Швецова создавались авиадвигатели повышенной мощности и надёжности. 1930-е гг. ознаменовались многими замечательными достижениями советских лётчиков, в числе которых спасение челюскинцев (её участники – лётчики А. В. Ляпидевский , С. А. Леваневский , В. С. Молоков , Н. П. Каманин , М. Т. Слепнёв , М. В. Водопьянов , И. В. Доронин стали первыми в стране Героями Советского Союза), первая арктическая воздушная экспедиция, выдающиеся перелёты экипажей В. П. Чкалова , М. М. Громова, В. С. Гризодубовой , рекордные полёты В. К. Коккинаки , А. Б. Юмашева и др. авиаторов.

    До начала Великой Отечественной войны советская военная авиация выдержала испытания в боях у озера Хасан и на Карельском перешейке, а также у реки Халхин-Гол (здесь советская авиация впервые и успешно применила ракетное оружие класса «воздух – воздух»). Советские лётчики отважно сражались в небе Испании и Китая. За годы 2-й мировой войны общее производство самолётов в мире составило более 750 тыс. Основными боевыми самолётами Германии были истребители Ме 109 («Мессершмитт») и FW 190 («Фокке-Вульф»), бомбардировщики Не.111 («Хейнкель»), Ju87 и Ju88 («Юнкерс»). Для бомбардировки английских городов применялись самолёты-снаряды Фау-1 с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем и баллистические ракеты Фау-2 (см. Фау ). В начальный период войны, несмотря на чрезвычайно сложные условия, связанные с перебазированием многих авиационных заводов в восточные районы страны, авиационная промышленность наращивала выпуск боевых машин, и уже в 1942 СССР превзошёл Германию по годовому производству самолётов.

    Союзники СССР использовали бомбардировщики: Хэндли Пейдж «Галифакс» (начало эксплуатации с 1939, четыре ПД, построено 6176 самолётов), Авро «Ланкастер» (начало эксплуатации с 1942, четыре ПД, построено ок. 7400 самолётов) и Де Хэвилленд «Москито» (начало эксплуатации с 1941, два ПД с компрессорами наддува, построено ок. 7780 самолётов) – все Великобритания; Боинг В-17 «Летающая крепость» (начало эксплуатации с 1938, цельнометаллический тяжёлый бомбардировщик, четыре ПД, построено ок. 12 700), Консолидейтед B-24 «Либерейтор» (начало эксплуатации с 1941, четыре ПД, построено ок. 18 480 – самый массовый бомбардировщик в истории авиации) и В-29 «Суперфортресс» (начало эксплуатации с 1944, четыре ПД, построено ок. 4000 самолётов всех модификаций; в августе 1945 эти самолёты сбросили атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки) – все США. Истребительная авиация союзников состояла из самолётов: Хокер «Харрикейн» (начало эксплуатации с 1937, одномоторный, одноместный, максимальная скорость на высоте 5486 м – 526 км/ч, практический потолок 10 970 м, построено ок. 14 500 самолётов различных модификаций), Супермарин «Спитфайр» (начало эксплуатации с 1937, одномоторный, одноместный, максимальная скорость на высоте 5669 м – 582 км/ч, практический потолок 10 485 м, построено ок. 20 351 самолётов различных модификаций) – все Великобритания; Локхид Р-38 «Лайтнинг» (начало эксплуатации с 1941, два ПД, одноместный, максимальная скорость на высоте 7620 м – 660 км/ч, практический потолок 13 410 м, построено ок. 10 000 самолётов), Белл P-39 « Аэрокобра » , двигатель располагался сзади кабины пилота и был связан с воздушным винтом длинным валом (начало эксплуатации с 1941, один ПД, одноместный, крейсерская скорость 528 км/ч, практический потолок 9600 м, построено ок. 9580 самолётов), Р-40, Р-47, Норт Американ Р-51«Мустанг», первый самолёт, который имел ламинарное крыло, что давало ему дополнительную подъёмную силу, снижало потребление топлива и увеличивало дальность полёта (начало эксплуатации с 1942, один ПД, одноместный, крейсерская скорость 580 км/ч, практический потолок 12 741 м, построено ок. 17 000 самолётов) – все США и др. США, Великобритания, Япония использовали также и палубную авиацию.

    В СССР за годы войны вошли в строй новые образцы боевых самолётов: истребители Як-7 - самый массовый советский истребитель (начало эксплуатации с 1941, один ПД, одноместный, крейсерская скорость 590 км/ч, практический потолок 10 000 м, построено ок. 6400 самолётов различных модификаций), Як-9 – самый массовый советский истребитель времён Великой Отечественной войны (начало эксплуатации с 1942, один ПД, одноместный, крейсерская скорость 570 км/ч, практический потолок до 10 750 м, построено 16 769 самолётов различных модификаций), Як-3 – ОКБ Яковлева; Ла-5 (начало эксплуатации с 1942, один ПД, одноместный, скорость 580–648 км/ч, практический потолок до 11 200 м, построено ок. 9900 самолётов различных модификаций) и Ла-7 один из лучших серийных фронтовых истребителей конца 2-й мировой войны (начало эксплуатации с 1944, один ПД, одноместный, скорость 599–670 км/ч, практический потолок до 11 100 м, построено ок. 5900 самолётов различных модификаций) – ОКБ Лавочкина; штурмовик Ил-10, создан путём глубокой модернизации штурмовика Ил-2 (начало эксплуатации с 1945, один ПД, одноместный, скорость до 551 км/ч, практический потолок до 7250 м, построено ок. 6160 самолётов) – ОКБ Ильюшина; бомбардировщик Ту-2 (А. Н. Туполева). Под руководством А. Я. Березняка и А. М. Исаева создан опытный истребитель-перехватчик БИ-1 с ЖРД (1-й полёт в 1942, лётчик Г. Я. Бахчиванджи). Необходимость значительного увеличения выпуска авиационной техники потребовала применения поточной и поточно-конвейерной сборки самолётов и двигателей, а также других высокопроизводительных технологических процессов. В период Великой Отечественной войны авиационная промышленность СССР выпустила св. 125 600 самолётов. В ходе войны произведено св. 3 млн. боевых самолёто-вылетов, в результате которых противник понёс большие потери в живой силе и технике. В воздушных боях и ударами с воздуха по аэродромам уничтожено 57 тыс. вражеских самолётов. 2420 авиаторов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, 65 из них – дважды, а А. И. Покрышкин и И. Н. Кожедуб стали трижды Героями Советского Союза.

    В эти же годы начала развиваться реактивная авиация , поскольку возможности существенного повышения скорости самолёта с поршневым двигателем и воздушным винтом (достигшей в годы войны 700–750 км/ч) практически были исчерпаны. Дальнейшее увеличение скорости сопровождается резким ростом аэродинамического сопротивления самолёта и падением кпд воздушного винта вследствие значительного влияния сжимаемости воздуха. Соответственно возрастает потребная мощность силовой установки, однако она не могла быть обеспечена при приемлемых размерах и массе поршневого двигателя. Качественный скачок могли обеспечить реактивные двигатели, выгодно отличающиеся от винтомоторных установок меньшими габаритами и массой, благоприятной зависимостью тяги от скорости полёта.

    Эпоха реактивной авиации

    В сер. 1940-х гг. началось становление первого поколения реактивной дозвуковой авиации , основным типом авиационного двигателя стал газотурбинный двигатель (ГТД). Уже начиная с конца войны появились первые реактивные истребители, поступившие на вооружение: германские Ме-163В «Швальбе» (поступил на вооружение в 1944) – одноместный истребитель с жидкостным реактивным двигателем (ЖРД), Ме262 (1944) с турбореактивным двигателем (ТРД), He.162 (1945); британские «Метеор» (1944), «Вампир» (Де Хэвилленд, 1945), «Веном» (Де Хэвилленд, 1952); американские F-80 (1945) и F-84 (1947); советские МиГ-9 (1946) и Як-15 (1946), французский MD.450 «Ураган» (Дассо) (1952). Скорость самолётов достигала 840–1000 км/ч на высотах от 3000 до 9000 м.

    Они были оснащены стрелково-пушечным авиационным вооружением, на подкрыльевых пилонах могли нести авиабомбы, неуправляемые авиационные ракеты, подвесные топливные баки массой до 1000 кг. РЛС устанавливались только на ночные/всепогодные истребители. Характерная особенность этих самолётов – прямое крыло планёра. Самолёты, относящиеся ко 2-му поколению дозвуковой авиации , создавались в кон. 1940-х – нач. 1950-х гг. Наиболее известные из них: советские МиГ-15 (1949) и МиГ-17 (1951), американский F-86 (1949), французские MD.452 «Мистер»-II (Дассо, 1952) и MD.454 «Мистер»-IV (Дассо, 1953) и британский «Хантер» (Хокер, 1954). Истребители 2-го поколения имели высокую дозвуковую скорость. Вооружение и оборудование осталось без изменения.

    Устанавливаемые на самолётах турбореактивные двигатели (разновидность ГТД) в сочетании со стреловидными и треугольными крыльями самолёта, обеспечивающими меньшее аэродинамическое сопротивление, позволили сначала освоить околозвуковые скорости полёта, а затем преодолеть звуковой барьер (см. Маха число ) и достигнуть скорости 2000 км/ч и более (M>1). В СССР первыми серийными реактивными истребителями были МиГ-9 и Як-15 (1946). В октябре 1947 пилот Ч. Йегер на самолёте-ракете Белл X-1 превысил звуковой барьер. В декабре 1948 советский лётчик-испытатель О. В. Соколовский впервые достиг скорости звука на реактивном истребителе Ла-176 (была достигнута максимальная скорость 1105 км/ч). Первые сверхзвуковые истребители – F-100 (США, 1953) и МиГ-19 (СССР, 1954), в числе самолётов, преодолевших рубеж скорости 2000 км/ч, – истребители F-104 (США), Су-7 и МиГ-21 (CCCР). Наряду с реактивными истребителями, началось строительство и реактивных (дальних и стратегических) бомбардировщиков, например, в США – В-47, В-52; в Великобритании – «Вэлиент», «Вулкан», «Виктор»; в СССР – Ту-16 (КБ А. Н. Туполева), М-4, 3М (КБ В. М. Мясищева ).

    В 1950-е гг. активно развивалась и гражданская авиация . У турбовинтовых пассажирских самолётов скорость полёта превысила 600 км/ч, у реактивных – 800 км/ч. Первые реактивные пассажирские самолёты – D.H.106 «Комета» (Великобритания, первый полёт 1949), Боинг 707 (США, 1954), Ту-104 (СССР, 1955; в сентябре 1956 советская авиакомпания «Аэрофлот» стала первой авиакомпанией в мире, которая осуществляла регулярные перевозки на реактивных самолётах), «Каравелла» (Франция, 1955).

    К первым турбовинтовым пассажирским самолётам относят «Вайкаунт» (Великобритания, 1948), « Фоккер F.27 » (Нидерланды, 1955), Ил-18, Ту-114, Ан-12 (СССР, 1957–58). В разработку газотурбинных (турбореактивных и турбовинтовых) двигателей первых поколений в СССР большой вклад внесли КБ А. М. Люльки , В. Я. Климова, А. А. Микулина (и его преемника С. К. Туманского ), В. А. Добрынина, А. Г. Ивченко , Н. Д. Кузнецова , П. А. Соловьёва .

    Успехи А. в 1950–60-х гг. во многом обусловлены фундаментальными исследованиями советских учёных (М. В. Келдыша , С. А. Христиановича, А. А. Дородницына , В. В. Струминского, Г. П. Свищёва , Г. С. Бюшгенса , Б. С. Стечкина, Г. И. Петрова , А. И. Макаревского , С. Т. Кишкина , А. Ф. Белова и многих др.) в области аэродинамики, устойчивости и управляемости ЛА, газодинамики воздушно-реактивных двигателей, новых конструкционных материалов, прочности авиационных конструкций, флаттера . В 1960-х гг. в связи с увеличением мощностей двигателей в дозвуковых реактивных самолётах возникла необходимость решения задач по снижению шума летательных аппаратов до уровней, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность людей, работоспособность систем и оборудования. Это привело к интенсивному развитию самостоятельного раздела науки – авиационной акустики .

    В 1950-х гг. началось серийное производство вертолётов, нашедших широкое применение в гражданской и военной авиации. В 1946 получил сертификат лётной годности вертолёт Белл 47 (США). В СССР первыми серийными вертолётами стали Ми-1, Ми-4, Ми-6 (КБ М. Л. Миля), Ка-15 и Ка-18 (КБ Н. И. Камова).

    В 1960–70-х гг. авиация развивалась в направлении улучшения лётно-технических характеристик самолётов и вертолётов, а также разработки ЛА новых типов. Первым серийным боевым самолётом, скорость которого достигла 3000 км/ч, стал МиГ-25 (СССР, 1964). Некоторые сверхзвуковые боевые самолёты строили с изменяемой в полёте стреловидностью крыла для получения оптимальных аэродинамических характеристик в широком диапазоне изменения скорости полёта. Первыми серийными самолётами такого типа стали истребитель-бомбардировщик F-111 (США, 1964) и истребитель МиГ-23 (1967). Стремление расширить возможности базирования боевой авиации предопределило создание самолётов вертикального взлёта и посадки «Харриер» (Великобритания, 1966) и Як-38 (1970). Турбореактивные двигатели обеспечили истребителям тяговооружённость (отношение тяги двигателей к взлётному весу ЛА) более 1, повысив их манёвренные характеристики. Такая высокая тяговооружённость характерна и для самолётов с обычным взлётом и посадкой и реализована при создании самолётов F-14 и F-15 (США), а также отечественных Су-27 и МиГ-29. В 1967 пилот У. Найт на экспериментальном самолёте-ракетоплане X-15 (США), оснащённом ракетными двигателями, установил рекорд скорости в 6,7 Маха (7 273 км/ч). Высота полёта до 107 км. Это был первый и в течение 40 лет единственный в истории пилотируемый гиперзвуковой летательный аппарат-самолёт, совершавший суборбитальные пилотируемые космические полёты. В 2004 на экспериментальном беспилотном аппарате X-43A установлен новый рекорд скорости самолёта в 11 230 км/час.

    Родоначальником самолётов большой грузоподъёмности стал широкофюзеляжный (с диаметром фюзеляжа 6 м) Ан-22 «Антей» (О. К. Антонова ), рассчитанный на перевозку 60 т груза (в рекордном полёте поднял св. 100 т). 9.2.1969 совершил свой полёт первый в мире дальнемагистральный двухпалубный широкофюзеляжный пассажирский самолёт Боинг 747 (до появления A380 самый большой, тяжёлый и вместительный авиалайнер), который и сегодня один из распространённых пассажирских самолётов. К 1-му поколению широкофюзеляжных самолётов относятся также DC-10, L-1011 (США), А300 (западноевропейского консорциума «Airbus Industrie»), Ил-86 (СССР). Значительная вместимость широкофюзеляжных самолётов (до 400 чел. и более) позволяет снизить перегруженность крупных аэропортов и повысить рентабельность авиаперевозок. 31.12.1968 [на два месяца раньше взлёта аналогичного сверхзвукового британско-французского самолёта «Конкорд» (франц. concorde – согласие)] состоялся первый полёт советского сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 (его выполнил испытатель ОКБ А. Н. Туполева Э. В. Елян ); Ту-144 также является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер (5.6.1969) на высоте 11 000 м. Следующий рубеж (ок. 2 Маха) самолёт преодолел 25.5.1970, совершив полёт на высоте 16 300 м со скоростью 2150 км/ч. Для высокоскоростного обслуживания отдельных маршрутов Великобританией и Францией совместно создан сверхзвуковой пассажирский самолёт «Конкорд», эксплуатировавшийся в 1976–2003. Разрабатывавшийся в СССР сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 находился в опытной эксплуатации в 1977–78. Первым в СССР транспортным самолётом укороченного взлёта и посадки стал Ан-72 (1977). Самостоятельную нишу в авиастроении составили гидросамолёты и амфибии, например Бе-200, Бе-103, А-40.

    Продолжалось совершенствование винтокрылых машин. Не имел себе равных по грузоподъёмности опытный вертолёт Ми-12 (расчётная нагрузка 25 т, рекордная – более 40 т), совершивший первый полёт в 1967. Среди серийных вертолётов по грузоподъёмности лучшим был Ми-26 (20 т). На экспериментальном винтокрыле Ка-22 установлено 8 мировых рекордов. Созданы специализированные боевые вертолёты АН-1 (США), К-25 (СССР). В 1982 первый полёт совершил советский/российский одноместный ударный вертолёт Ка-50 (известен как «Чёрная акула»; начало эксплуатации с 1995), предназначенный для поражения бронетанковой и механизированной техники, воздушных целей и живой силы на поле боя. Его дальнейшим развитием стал российский разведывательно-ударный вертолёт нового поколения Ка-52 «Аллигатор» (первый полёт в 1997, начало эксплуатации с 2011). Машина способна поражать бронированную и небронированную технику, живую силу и воздушные цели на поле боя. В СССР новые руководители ведущих конструкторских коллективов успешно продолжили творческие традиции отечественной школы авиастроения (Г. В. Авиасалон ). В 1981–2003 практически во всех классах ЛА создавались усовершенствованные образцы нового поколения. Радикально повысилась грузоподъёмность транспортных ЛА, в КБ Антонова созданы самолёты Ан-124 «Руслан» (с грузоподъёмностью 150 т) и Ан-225 «Мрия» (250 т). В США разработан транспортный самолёт V-22 конвертируемой (преобразуемой) схемы – с поворотными в полёте воздушными винтами (со взлётом и посадкой «по-вертолётному»). В 1988–90 на самолёте Ту-155 проведены первые в мировой практике эксперименты по применению криогенного топлива (жидких водорода и метана). В 1986 первый беспосадочный кругосветный перелёт без дозаправки топливом в полёте совершили на экспериментальном самолёте «Вояджер» Д. Рутан и Дж. Йигер (США). Для преодоления систем противовоздушной обороны некоторые образцы боевых самолётов начали изготавливать с использованием техники «Стелс», делая их малозаметными для наземных радиолокационных станций. Первыми такими самолётами стали истребитель F-117 и стратегический бомбардировщик В-2 (США). В 1997 в России в ОКБ П. О. Сухого создан самолёт с крылом обратной стреловидности Су-47 «Беркут» – прототип истребителя 5-го поколения, способного сохранять устойчивость и управляемость на больших углах атаки, вести всеракурсный обстрел в ближнем воздушном бою, а также многоканальную ракетную стрельбу на большой дальности. Для изучения атмосферы и др. научных исследований, ведения разведывательных и военных действий в США, России, Израиле и др. странах применяют беспилотные летательные аппараты (БПЛА) и беспилотные дистанционно-пилотируемые летательные аппараты (ДПЛА), в которых силовые установки используют двигатели внутреннего сгорания, турбореактивные двигатели, а также солнечную энергию (электроэнергия, вырабатываемая солнечными батареями, служила для привода воздушных винтов). Достижения авиационной техники во многом способствовали становлению космонавтики. Сочетание достоинств авиационной и космической техники находит воплощение в пилотируемых транспортных космических кораблях многоразового использования, первыми представителями которых были в 1980-х гг. «Спейс шаттл» (США) и «Буран» (СССР).

    В нач. 21 в. авиация способна решать широкий круг транспортных, хозяйственных и военных задач. Воздушный транспорт охватывает своими маршрутами практически все регионы земного шара. Гражданская авиация превратилась в мощную отрасль экономики, обеспечивающую 2,2 трлн. долл. мирового ВВП и дающую занятость 56 млн. чел. по всему миру (данные 2014). Ежегодно авиатранспортные компании стран – участниц Международной организации гражданской авиации перевозят св. 2600 млн. пассажиров, мировой парк (на 2015) насчитывает более 23 600 магистральных и региональных самолётов. Огромным достижением гражданской авиации в 21 в. стало создание концерном « Airbus » (ранее « Airbus Industrie » ) широкофюзеляжного двухпалубного четырёхдвигательного реактивного пассажирского самолёта « Airbus А380 » (первый полёт в 2005, начало эксплуатации – 2007). Это крупнейший серийный авиалайнер в мире (высота 24,08 м, длина 72,75 м, размах крыла 79,75 м). Вместимость составляет 525 пассажиров в салоне трёх классов, 853 пассажира в одноклассной конфигурации. Может совершать беспосадочные перелёты на расстояние до 15 400 км.

    В военной авиации , наряду с её традиционными видами (родами) – истребительной, бомбардировочной, военно-транспортной, разведывательной, – всё большее развитие получает специальная авиация , в задачи которой входят дальнее радиолокационное обнаружение воздушных и наземных целей, управление боевыми действиями, радиоэлектронная борьба и т. п. Боевые самолёты год от года получают всё более совершенную электронику, более мощные средства ведения боя, увеличивается их скорость, снижается их заметность на экранах радаров. С появлением новых высокоточных боеприпасов, новых систем связи и спутниковой навигации и целеуказания роль и мощь военно-воздушных сил многократно возросла.

    Ныне ведущие авиационные державы занимаются созданием истребителя 5-го поколения. Такой самолёт должен обладать низкой заметностью во всех диапазонах волн, прежде всего в радиолокационном и инфракрасном, быть многофункциональным, чрезвычайно манёвренным, иметь сверхзвуковую крейсерскую скорость и достигать её без форсажа (см. Форсажная камера ), иметь возможность вести всеракурсный ближний бой и осуществлять многоканальную стрельбу ракетами на большой дальности. Самолёт 5-го поколения обязан иметь такую авионику , которая бы значительно облегчала работу пилота. США имеют на своём вооружении истребители F-22 «Раптор» (в 1997 испытан опытный образец) и F-35 «Лайтнинг». Самолёты прошли этап испытаний, пущены в серию и приняты на вооружение. В России уже создан самолёт нового поколения – ПАК-ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации ), он же Т-50. Самолёт полностью отвечает всем требованиям к истребителям 5-го поколения: малозаметен (в т. ч. благодаря комбинации стелс-технологий и средств радиоэлектронной борьбы), обладает сверхзвуковой крейсерской скоростью, способен маневрировать с большими перегрузками, оснащён передовой электроникой, многофункционален. Т-50 имеет интегральный планёр, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным трапециевидным в плане крылом, плавно сопряжённым с фюзеляжем. Самолёт впервые поднялся в воздух в 2010, в 2011 он впервые показан широкой публике на авиасалоне МАКС, начало эксплуатации намечено на 2017. Компанией «Туполев» разрабатывается перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА, первый полёт в 2019, начало эксплуатации – 2025). В 2016 проведены испытания многофункционального истребителя МиГ-35 поколения «4++» (первый полёт 24.11.2016; начало эксплуатации – 2018) . Ведутся работы по созданию перспективного палубного вертолёта Ка-40. Вертолёт выполнен по традиционной для фирмы « Камов » соосной схеме с двумя несущими винтами противоположного вращения. Применение соосной схемы позволяет уменьшить габаритные размеры, что очень важно для вертолётов корабельного базирования. На Ка-40 планируется поставить два новых ГТД ТВа-3000 взлётной мощностью по 1864 кВт.

    Сейчас российским государством поставлена стратегическая задача вернуть российской авиационной промышленности утраченные за последние годы рубежи, заняв в 2020–2025 10–15% мирового рынка продаж гражданских воздушных судов и вновь вывести Россию в лидеры мирового авиастроения. С этой целью с 2011 эксплуатируется разработанный компанией «Гражданские самолёты Сухого» (при участии ряда иностранных компаний) российский ближнемагистральный пассажирский самолёт « Sukhoi Superjet 100 » (« Сухой Суперджет 100 » ), который на внутреннем рынке должен заменить устаревшие Ту-134 и Як-42. Ведётся разработка среднемагистрального широкофюзеляжного самолёта Ту-204СМ, который является усовершенствованной версией Ту-204 и призван сменить устаревшие Ту-154. Одним из важных проектов гражданской авиации на 2010–16 является строительство ближне- и среднемагистрального самолёта МС-21 («магистральный самолёт 21 века») с дальностью полёта до 6,4 тыс. км и вместимостью от 130 до 212 пассажиров (первый полёт – 28.5.2017). В 2019 планируется начать эксплуатацию лёгкого транспортного самолёта нового поколения Ил-112 для замены самолётов Ан-26 и др.