Академик микулин биография. Микулин Александр Александрович, советский конструктор авиационных двигателей. Микулин об отрицательных ионах

Академик микулин биография. Микулин Александр Александрович, советский конструктор авиационных двигателей. Микулин об отрицательных ионах

14 февраля 1895 г. - 13 мая 1985 г.) - советский конструктор авиационных двигателей, академик Академии наук СССР, генерал-майор-инженер, Герой Социалистического Труда, четырежды лауреат Государственной премии СССР. Внес вклад в достижение Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в дальнейшее развитие авиационного двигателестроения. Ученик и племянник Н.Е. Жуковского. Награжден тремя орденами Ленина, орденами Суворова 1-й и 2-й степеней, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы Народов, Красной Звезды, "Знак Почета" и медалями. Член КПСС с 1954 года. Александр Александрович Микулин родился в городе Владимире в семье инженера-механика. Отец служил фабричным инспектором, затем его перевели на работу в Одессу, а потом в Киев. Саша детство проводил в усадьбе Н.Е. Жуковского, воспитывался под его влиянием, с малых лет проявлял страсть к конструированию, неплохо освоил немецкий и французский языки. В Киеве поступил в Екатерининское реальное училище, особенно по душе ему была физика. Наряду с увлечением автомобилем и постройкой собственного мотора настойчиво занимался спортом, бегом на коньках, греблей. Во время приезда в Киев Н.Е. Жуковского не пропустил ни одной его лекции в Политехническом институте, где познакомился и подружился с гимназистом Игорем Сикорским, будущим всемирно известным авиаконструктором. Увлечение моторостроением стало переплетаться у него с интересом к аэродинамике. В 1909 году на соревнованиях его летающая авиамодель заняла второе место после модели Сикорского. Сильное впечатление на него произвели демонстрационные полеты знаменитого авиатора Сергея Уточкина. После окончания училища в 1912 году А.А. Микулин поступил в Киевский политехнический институт. Во время летних каникул работал в Риге на моторном заводе. Сдав экзамены за второй курс, в 1914 году перевелся в Московское высшее техническое училище (впоследствии МВТУ им Н.Э. Баумана), которое окончил в 1922-м. Во время учебы активно занимался в воздухоплавательном кружке профессора Жуковского. В начале Первой мировой войны принял участие в конкурсе по созданию зажигательной авиабомбы и завоевал первую премию в сумме тысяча рублей золотом, которую пожертвовал в фонд обороны. После создания ЦАГИ занимался в нем постройкой аэросаней, мастерски водил их на испытаниях. В 1923 году Александр Александрович начал работать конструктором в Научно-автомоторном институте (НАМИ). Под его руководством было спроектировано и построено несколько типов танковых двигателей. В 1925 году он стал главным конструктором по авиационным моторам. При его активном участии были созданы двигатели, установленные на тяжелом бомбардировщике АНТ-6 (ТБ-3), на легком бомбардировщике и разведчике Р-5, на пассажирском самолете-гиганте АНТ-20 "Максим Горький". В 1929-1932 годах он создал авиационный двигатель М-34 (АМ-34), который успешно прошел все испытания и был передан в серийное производство на московский завод. Этот мотор обладал выдающимися для того времени техническими данными и превосходил лучшие зарубежные образцы. В его конструкции имелся целый ряд нововведений. Двигатель получил высокую оценку и от руководства страны. Александр Микулин приказом наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе был награжден легковой автомашиной. Появление моторов семейства М-34 позволило советским авиаконструкторам развернуть работы по созданию перспективных бомбардировщиков, торпедоносцев, разведчиков, штурмовиков, одномоторных и двухмоторных истребителей, стратосферных самолетов. Этот двигатель был установлен на самолетах АНТ-25, на которых в 1937 году экипажи В.П. Чкалова и М.М. Громова совершили дальние беспосадочные полеты через Северный полюс в США, а экипаж М.В. Водопьянова - на Северный полюс. Вскоре А.А. Микулин получил назначение главным инженеров созданного Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ), продолжая модернизацию мотора М-34. На его базе в дальнейшем построено ряд авиадвигателей различной мощности и назначения. В 1936 году А.А. Микулин стал главным конструктором Московского авиамоторного завода имени М.В. Фрунзе. Созданный под его руководством в 1939 году авиадвигатель АМ-35А (на высоте 6000 м развивал мощность около 1200 л.с.) был установлен на истребителях МиГ-1 и МиГ-3, на бомбардировщиках ТБ-7 (Пе-8). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 октября 1940 г. за выдающиеся достижения в области создания новых типов вооружения, поднимающих оборонную мощь Советского Союза, ему присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали "Серп и Молот". А в 1941 году он стал лауреатом Сталинской премии СССР. Во время Великой Отечественной войны Александр Александрович руководил созданием мощных двигателей АМ-38, форсированных АМ-38Ф и АМ-42 для штурмовиков Ил-2 и Ил-10, двигателей ГАМ-35Ф для торпедных катеров и речных бронекатеров. В 1942 году ему во второй раз присуждается Сталинская премия СССР. С 1943 года он работает генеральным конструктором авиационных двигателей и главным конструктором опытного авиамоторостроительного завода №300 в Москве. Ему принадлежит ряд новых идей в двигателестроении: он ввел регулирование нагнетателей поворотными лопатками, двухскоростные нагнетатели, высокий надув и охлаждение воздуха перед карбюраторами; разработал первый советский турбокомпрессор и винт переменного шага. В 1943 году избран академиком Академии наук СССР, минуя ступень члена-корреспондента, в третий раз становится лауреатом Сталинской премии СССР. Его заслуги были отмечены также боевыми орденами - Суворова и Красной Звезды. В 1944 году ему присвоено воинское звание генерал-майора-инженера. В послевоенный период А.А. Микулин продолжал много и успешно трудиться в области авиационного двигателестроения. Под его руководством был создан двигатель ТКРД-1 (турбокомпрессорный реактивный) с большой тягой, затем по его схеме разрабатывались двигатели, которые долгое время оставались самыми мощными в тяжелой бомбардировочной и пассажирской реактивной авиации СССР. Вслед за ним созданы мощные турбореактивные двигатели АМ-1, АМ-2, АМ-3 (последний много лет успешно работал на дальнем бомбардировщике Ту-16 и пассажирском самолете Ту-104), а также турбореактивные двигатели для истребителей конструкции А.И. Микояна и разведчиков А.С. Яковлева. В 1943-1955 годах под руководством Александра Александровича созданы десятки типов авиадвигателей, многие из которых были запущены в массовое серийное производство. В 1935-1955 годах одновременно с огромной занятостью на конструкторской и производственной работе он преподавал в МВТУ им. Н.Э. Баумана и в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского. Деятельность крупнейшего советского конструктора авиадвигателей завершилась внезапно в 1955 году, когда он по непонятным причинам был снят с должности главного конструктора и отстранен от работы в авиационной промышленности. Старый товарищ и соратник Александра Александровича академик Б.С. Стечкин принял его на работу научным сотрудником в лабораторию двигателей Академии наук СССР, где он работал до 1959 года. На пенсии А.А. Микулин остался таким же неугомонным и творческим человеком, которым был всегда. Он занялся проблемами сохранения здоровья, предложил ряд новых идей, часть которых применялась в санаторном лечении больных. Когда Министерство здравоохранения отказалось издавать его книгу, посвященную медицинской тематике, академик в возрасте 76 лет поступил в медицинский институт и в 1975 году сдал "на отлично" государственные экзамены. В следующем году защитил кандидатскую диссертацию по подготовленной им книге. Тогда она была опубликована под названием "Активное долголетие. (Моя система борьбы со старостью)". Все свои медицинские идеи испытывал на себе, и имея в середине жизни большие проблемы со здоровьем (в том числе перенес инфаркт), сумел укрепить свой организм и достигнуть 90-летнего рубежа. Похоронен Александр Александрович Микулин в Москве на Новодевичьем кладбище. Он является прототипом главного героя романа Александра Бека "Жизнь Бережкова".

Микулин А.А. - об авторе

В 1923г. начал работать конструктором в Научном автомоторном институте. В 1929г. разработал проект двигателя АМ-34, в 1931 успешно прошедшего испытания. Двигатель был установлен на самолётах АНТ-25, на которых в 1937г. В. П. Чкалов и М. М. Громов совершили дальние беспосадочные перелёты через Северный полюс в США. Построенный под руководством Микулина в 1939г. двигатель АМ-35А был установлен на истребителях МиГ.

Награжден 3 орденами Ленина, 6 другими орденами, а также медалями.

Его в 50 лет врачи порадовали тем, что жить ему осталось от силы 2 года. Он создал за это время свою оздоровительную систему и прожил еще 40 лет.

Микулин А.А. - книги бесплатно:

Как сохранить здоровье и продлить творческую активность? Этот вопрос волнует многих. В книге академика А. А. Микулина крупнейшего советского конструктора авиадвигателей, Героя Социалистического труда, сделана попытка вскрыть физиологические...

Возможные форматы книг (один или несколько): doc, pdf, fb2, txt, rtf, epub.

Микулин А.А. - книги полностью или частично доступны для бесплатного скачивания и чтения.

    Энциклопедия «Авиация»

    Микулин Александр Александрович - А. А. Микулин Микулин Александр Александрович (1895—1985) — советский конструктор авиационных двигателей, академик АН СССР (1943), генерал майор инженер (1944), Герой Социалистического Труда (1940). Учился в МВТУ, ученик… … Энциклопедия «Авиация»

    МИКУЛИН Александр Александрович - (1895 1985) Cоветский конструктор авиационных двигателей, академик АН СССР (1943), генерал майор инженер (1944), Герой Соц. Труда (1940). Учился в МВТУ, ученик Н.Е.Жуковского. С 1923 работал в Научном автомоторном институте (с 1925 главный… … Военная энциклопедия

    - (1895 1985) российский конструктор, академик АН СССР (1943), генерал майор инженер (1944), Герой Социалистического Труда (1940). Под руководством Микулина созданы двигатели (поршневые, турбовинтовые и турбореактивные) для многих самолетов.… … Большой Энциклопедический словарь

    - [р. 2(14).2.1895, Владимир], советский конструктор авиационных двигателей, академик АН СССР (1943), генерал майор инженерно технической службы (1943), Герой Социалистического Труда (1940). Член КПСС с 1954. В 1923 начал работать конструктором в… … Большая советская энциклопедия

    - (1895 1985) советский конструктор авиационных двигателей, академик АН СССР (1943), генерал майор инженер (1944), Герой Социалистического Труда (1940). Учился в Московское высшее техническое училище, ученик Н. Е. Жуковского. С 1923 работал в… … Энциклопедия техники

    Микулин, Александр Александрович - МИКУЛИН Александр Александрович (1895 1985), конструктор. Создатель первого в СССР авиадвигателя жидкостного охлаждения М 34 большой мощности (около 600 кВт), применявшегося на самолетах АНТ 25, ТБ 3 и др. В годы Великой Отечественной войны… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Александр Александрович Микулин (1895 1985) советский конструктор авиационных двигателей и ведущий конструктор ОКБ Микулина. Создал первый советский самолётный поршневой двигатель с водяным охлаждением Микулин АМ 34 и Микулин АМ 3 … … Википедия

    - [р. 2 (14) февр. 1895] сов. ученый, конструктор авиационных двигателей, акад. (с 1943), генерал майор инженерно технич. службы. Герой Социалистического Труда (1940). Чл. КПСС с 1952. С 1923 начал работать конструктором в Научном автомоторном ин… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1895 1985), конструктор, академик АН СССР (1943), генерал майор инженер (1944), Герой Социалистического Труда (1940). Под руководством Микулина созданы двигатели (поршневые, турбовинтовые и турбореактивные) для многих самолётов. Государственная… … Энциклопедический словарь

А.А. Микулин был одним из первых советских конструкторов, которые создали пригодные для массового применения авиационные двигатели, выдержавшие испытание дальними перелетами и войной.

Александр Микулин родился 2 февраля 1895 года во Владимире. Отец Микулина - тоже Александр Александрович - был инженером-механиком, окончившим Императорское Московское техническое училище (МВТУ им. Баумана, ныне - МГТУ). Впоследствии он работал во Владимире фабричным инспектором.

Мать Микулина, Вера Егоровна, приходилась родной сестрой Николая Егоровича Жуковского. Детство Александр Микулин-младший провел в усадьбе Жуковского, воспитывался под его влиянием. Страсть к конструированию у Александра проявилась в раннем детстве. Так, он задумал поднимать ведра с водой из колодца с помощью сконструированной и построенной им паровой турбины. При испытаниях под небольшой нагрузкой турбина работала нормально. Однако при попытке форсировать турбину, "поддав пару", конструктора постигла неудача: взорвался котел. Сам изобретатель немного пострадал. Так состоялось первое в его жизни знакомство с турбинным двигателем.

Еще в детстве Александр неплохо освоил немецкий и французский языки. Впоследствии это ему пригодилось: в Киеве Микулин поступил в Екатерининское реальное училище, где преподавание велось в основном на немецком языке.

С юношества он занимался полетом аэропланов.

Учился он, в общем, неплохо, но без особого прилежания. Исключение составляла физика. Молодой Микулин любил мастерить, давая выход своей страсти к конструированию. Совершенно случайно он познакомился с немцем Шрайбером, по контракту работавшим водителем и механиком частного автомобиля "Даймлер-Бенц". Благодаря этому знакомству Александр всерьез увлекся изучением автомобильного мотора, помогал перебирать его, научился водить автомобиль. С этого момента Микулина захватила идея создания мотора собственной конструкции. Он начал набрасывать различные варианты ДВС, а также паровых турбин. Одна из его оригинальных идей оказалась родственной схеме появившегося позднее мотора Ванкеля.

Александр даже приступил к практической постройке мотора внутреннего сгорания в физической лаборатории училища. Однако при этом он нарушил сложившиеся в училище правила, и завершить создание мотора не удалось: все закончилось скандалом.

Студентом Александр слушал лекции Н.Е.Жуковского, был знаком с начинающим конструктором И. И.Сикорским.

Весной 1914 г. Микулин успешно сдал экзамены за второй курс и получил разрешение на перевод в ИТУ. Вскоре он переехал в Москву, поселившись на квартире Жуковского. В Москве студент Микулин активно включился в работу воздухоплавательного кружка профессора Жуковского.

Уже тогда - среди равноправных членов кружка - Микулин выделялся незаурядным конструкторским талантом. Он превосходно рисовал, и его эскизы оригинальных компоновок различных механизмов отличались исключительно точной графикой и завершенностью технических решений. Александр предложил ряд конструктивных усовершенствований для используемого кружком лабораторного и экспериментального оборудования.

В августе 1914 г. началась Первая мировая война. Вскоре Н.Е. Жуковский, считавшийся наиболее авторитетным ученым в области авиа- и гидродинамики, занял пост заведующего отделом изобретений при Военно-промышленном комитете.

Жуковский написал знаменитую работу "Бомбометание с аэроплана" и объявил конкурс на разработку авиабомб. В числе других Микулину поручили создание зажигательной бомбы. Испытания довольно широкой номенклатуры авиабомб проводились на Ходынке. Лучшей зажигательной бомбой была признана конструкция, разработанная самим Микулиным. Ему был вручен почетный диплом и премия в тысячу рублей золотом. Последнюю, впрочем, рекомендовалось пожертвовать для нужд войны, что он и сделал.

После Октябрьской революции Микулин работал в лаборатории по авиации МВТУ, в комитете по делам изобретений, затем под руководством профессора Н.Р. Брилинга конструктором разрабатывал в ЦАГИ аэросани.

В 1924 г. Микулину поручили самостоятельно вести разработку маломощного мотора для танкетки Т-19. Мотор был принят в производство и выпущен малой серией. Он стал вторым танковым двигателем, созданным Микулиным. Затем были спроектированы и построены маломощные моторы "Альфа" и "Бета".

В 1926 г. Микулин стал главным конструктором НАМИ по авиационным моторам. С его участием был разработан двигатель НАМИ-100 (М-12) мощностью 100 л.с., предназначенный для учебно-тренировочного биплана У-2. Однако к сроку довести мотор не удалось. Отчасти неудачу можно объяснить смертью отца Микулина, ведь все заботы о семье с этого момента легли на плечи Александра. В серийное производство передали другой, более доведенный мотор М-11, сконструированный под руководством А.Д. Швецова.

Советский воздушный флот остро нуждался в мощном моторе для создания эффективных тяжелых бомбардировщиков.

Перед моторостроителями НАМИ была поставлена задача разработки авиационного двигателя мощностью 700 л.с. Бриллинг лично возглавил процесс конструирования мотора, получившего наименование М-13.

На М-13 делалась основная ставка. Разработкой чертежей мотора руководил Микулин. Опытные образцы рассчитывали собирать на моторном заводе имени М.В. Фрунзе, образованном путем слияния заводов "Мотор" и "Икар" с последующей их реконструкцией. В 1928 г. три первых опытных мотора М-13 прибыли для испытания в НАМИ.

Уже первые испытания новинки привели к разочарованию: М-13 смог развить мощность не более 600 л.с. Дальше начались еще более крупные неприятности. В ходе работы мотор начал разрушаться: тарелки клапанов отрывались от стержней и, смятые поршнями, вылетали в коллектор. То же произошло со вторым и третьим опытными экземплярами. Неудача с М-13 подорвала веру в возможность создания мощного авиационного мотора своими силами. Этой точки зрения придерживался и новый руководитель НАМИ Зелинский. Но Александр Александрович Микулин отступать не намеревался. Он считал, что в результате разработок, в том числе и неудачных, накапливается бесценный опыт конструирования, без которого невозможно создание работоспособной машины.

В 1930 г. Микулин приступил к осуществлению идеи, которая созрела у него еще в 1928 г.: созданию мотора, превосходящего по мощности М-17. На начальном этапе он встретил серьезное противодействие со стороны руководства НАМИ. Несмотря на это, в мае 1930 г. Микулин сумел добиться утверждения предложенной им компоновки мотора.

Разработка рабочих чертежей была закончена к июлю 1930 г. В октябре начались испытания опытного блока, а к августу 1931 г. была проведена обкатка и предварительное испытание "полномасштабного" мотора. С 2 августа по 7 ноября двигатель, получивший обозначение М-34, успешно прошел 100-часовые госиспытания и в начале 1932 г. был передан в серийное производство.

М-34 обладал выдающимися для своего времени техническими данными и превосходил лучшие зарубежные образцы. Его номинальная мощность составила 750 л.с., а взлетная - 850 л.с. при сухой массе 535 кг.


После проведения государственных испытаний мотора М-34Р (А.А. Микулин. Г.Ф. Ульянов, Л.С. Татко, В.П. Петров, А.А. Розенфельд и др.)

Одновременно с подготовкой мотора М-34 к внедрению в серию началась разработка редуктора, нагнетателя, винта изменяемого шага с целью улучшения его технических характеристик. В 1931 г. было закончено проектирование редукторного варианта М-34Р, параллельно осуществлялось проектирование мотора М-34Н с двухскоростным нагнетателем, обеспечившим высотность 5000 м.

Мотор М-34РН, оснащенный редуктором и нагнетателем, прошел госиспытания в 1934 г. Директор советского павильона на 2-й Международной авиационной выставке, состоявшейся в 1934 г. в Копенгагене, в своем отчете отмечал, что наибольший интерес посетители выставки проявляли именно к мотору М-34РН, который по отделке и техническим данным не уступал заграничным.

Двигатель М-34 в различных модификациях устанавливался на ряде серийных самолетов, таких как ТБ-3, Р-Z, МДР-2. Этими же моторами оснащался самый большой в мире самолет "Максим Горький". Особо следует отметить использование М-34 на самолетах РД. В 1934 г. на самолете РД-1 экипажем в составе летчиков М.М. Громова и А.И. Филина, штурмана И.Т. Спирина был совершен перелет на дальность 12 411 км по замкнутому маршруту. Самолет находился в воздухе 75 ч, что было сопоставимо с ресурсом мотора. В 1936 г. экипаж в составе В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова и А.В. Белякова на самолете РД (АНТ-25) с мотором М-34 совершил беспосадочный перелет по маршруту: Щелково - Камчатка - остров Удд протяженностью 9374 км, а в 1937 г. они же совершили перелет по маршруту Щелково - Северный полюс - Портленд (США) протяженностью 8509 км. В том же году экипаж в составе М.М. Громова, А.Б. Юмашева и С.А. Данилина совершил перелет по маршруту Щелково - Северный полюс - Сан-Джасинто (США) протяженностью 10 148 км. При этом был установлен новый мировой рекорд дальности полета по прямой без посадки. Полеты в Америку осуществлялись по совершенно не освоенным маршрутам, в очень сложных метеоусловиях. Так, экипаж Громова во время перелета столкнулся с тремя циклонами. "Американские" перелеты стали настоящим триумфом советской авиации, ее летчиков и штурманов, авиационной промышленности и, в частности, отечественного моторостроения. Одновременно это был триумф Павла Осиповича Сухого - конструктора самолета и огромный успех Микулина - конструктора мотора.


В начале 40-х годов появились АМ-38, АМ-38 ФН и АМ-42. Надежные двигатели выпускали массово. Микулин довел поршневые двигатели до совершенства.

В годы Великой Отечественной войны он также руководил созданием мощных двигателей ГАМ-35ф для катеров береговой обороны.

В 1940 году Александру Александровичу присвоили звание Героя Социалистического труда, а в 1943 г. избрали академиком АН СССР.

В 1944 году авиаконструктору присвоили звание генерал-майора инженерно-технической службы.

В послевоенные годы обсуждался вопрос о газотурбинных двигателях. Микулину, его заместителю по конструкции С.К.Туманскому и заместителю по научной части Б.С.Стечкину было поручено создать двигатель с большей тягой. В 1947 году первый турбокомпрессорный реактивный двигатель ТКРД-1 с тягой 3780 килограммов силы был спроектирован. В дальнейшем по его схеме создавали все более мощные двигатели.

КБ Микулина создавало мощные двигатели для реактивных бомбардировщиков и пассажирских самолетов. Среди них был АМ-3 и его модификации с тягой до 11 500 кгс. Промышленность выпускала их с 1952 года. Двигатели эти устанавливали на бомбардировщиках Ту-16, самолетах Ту-104 и дальних бомбардировщиках. Разработанные двигатели состояли на службе более 20 лет. Они отличались надежностью, большим ресурсом и ремонтопригодностью.

В начале 50-х годов на базе научных исследований в КБ Микулина разработали мощные двигатели с малой удельной массой и габаритными размерами. Один из таких двигателей РД-9Б широко применяли на истребителях.

Микулин ввел регулирование нагревателей поворотными лопатками, двухскоростные нагреватели, высокий надув и охлаждение воздуха перед карбюратором, разработал первый отечественный турбокомпрессор и винт переменного шага.

Пытливый ум конструкт ора обращался не только к двигателям. Он заинтересовался влиянием статического электричества на человека и предложил периодически заземлять человеческое тело и повышать влажность в помещении с помощью ионатора, который сам же изобрел. Возможно, эти меры помогли ученому сохранять бодрость и работоспособность свыше 80 лет.

Александр Александрович скончался в 1985 году и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Текущая страница: 1 (всего у книги 7 страниц)

Шрифт:

100% +

А. А. Микулин
Активное долголетие

ИНЖЕНЕРИЯ ЗДОРОВЬЯ

Рассказ об академике А. А. Микулине и его книге «Активное долголетие»

И в крупных лекционных залах иногда случаются конфузы. Речь оратора внезапно прервал грохот сорвавшейся с крюка доски, на которой он только что изобразил очередной график. Двое студентов бросились ставить её на место. Сочувственный шумок пробежал по аудитории: ребята взмокли от натуги, но тяжеленное сооружение не поддавалось их совместным усилиям. Лектор поначалу с некоторой иронией наблюдал за действиями молодых людей, потом нетерпеливо взглянул на часы и сказал:

– Друзья, оставьте на минуту доску в покое. Нам нужно по-иному организовать труд. Вы, – обратился он к одному из студентов, – придерживайте доску, чтобы она не сорвалась с другой петли и не отбила вам ноги, а вы станьте сбоку и смотрите, чтобы петля точно попала на крюк. А я…

И маститый профессор легко поднял край доски.

Ошарашенный таким поворотом дела студент, видимо вспомнив летнюю практику в строительном отряде, командовал:

– Стоп! Теперь майнай помалу, ещё чуть-чуть… готово, села!

Профессор вытер платочком руки, спокойно вернулся на кафедру:

– Благодарю вас, молодые люди, за помощь. Но прежде чем продолжить нашу беседу, позволю себе сделать одно замечание. Вам обоим в сумме, видимо, лет сорок, не больше. Мне же восемьдесят. Отсюда следует вывод: настоятельно рекомендую заняться физкультурой. А теперь вернёмся к реактивным двигателям, используемым в отечественной авиации.

Лекцию читал академик Александр Александрович Микулин Завидные здоровье и сила! Но – трудно сегодня поверить в это – около тридцати лет назад медицина с большим трудом возвращала его к жизни. Не то что поднимать тяжести – двигаться было категорически запрещено. Жизнь, рассчитанная по минутам, жизнь, в которой некогда было заняться собой, прислушаться к стуку собственного сердца, вдруг резко затормозила свой стремительный бег.

«До пятидесятилетнего возраста я, как и большинство людей, не придавал особого значения физической культуре, – пишет А. А. Микулин. – Однако, когда я тяжело заболел и оказался в больнице, у меня появилось желание и время разобраться в сложном устройстве человеческого организма. Изучив много книг на эту тему, я и разработал свою систему, исправленную и дополненную критикой и опытной проверкой моих друзей. Эта система позволила мне преодолеть болезни, перестать стареть и сохранить работоспособность на протяжении многих лет, включая и настоящее время».

Нужно оглянуться в прошлое, чтобы понять не только почему, но и, главное, как этот человек стал драться за своё здоровье, за свой ум, потому что слишком однозначным, банальным и неправильным в корне был бы ответ: просто потому, что хотел, как все люди, пожить подольше.

Как это принято у конструкторов, он дал себе «техническое задание», сформулировав его с самого начала предельно коротко и ясно. Вот оно:

1. Разобраться самому и помочь разобраться в работе организма всем.

2. Помочь себе и помочь всем.

3. Долголетие должно быть активным.

По последним статистическим данным девяностолетний возрастной рубеж в нашей стране перешагнуло более трехсот тысяч человек. Тех, кому за семьдесят, – многие миллионы. Это результат роста благосостояния советских людей, следствие успехов медицины. Помочь такой огромной армии людей, знающих, умудрённых опытом, найти в себе силы и возможность как можно дольше отдавать обществу свои знания, труд, опыт – важная задача.

…Обратимся к началу XX века. Обширный кабинет, стены словно бы сложены из книг. Зелёный диван, а возле дивана на корточках двое: мальчик Саша Микулин и пожилой человек с огромным скульптурным лбом, пышной седеющей бородой. Мужчина возвращает к жизни какой-то игрушечный механизм.

– Машинки надо любить, – с ласковой назидательностью говорит он племяннику.

Мы в кабинете Николая Егоровича Жуковского, отца русской авиации. Впоследствии этот кабинет станет для Александра Микулина на много лет домом, а зелёный диван – постелью. Он проведёт рядом с Николаем Егоровичем самые трудные последние годы его жизни, до предела насыщенные научной деятельностью, организаторской работой на благо юного Советского государства.

Мы вспоминаем об этом совсем не для того, чтобы озарить Александра Александровича Микулина блеском славы близкого ему человека. Ведь главное – не великий родственник, а то, что взято у него лучшее для строительства собственной жизни, что стал юноша другом, помощником и продолжателем его дела…

В Московском Высшем техническом училище Н. Е. Жуковский читает свой знаменитый курс лекций по воздухоплаванию. Допоздна горит прикрытая газетой настольная лампа в кабинете. Но когда слабеет рука учёного, в роли прилежного переписчика его лекций и статей выступает племянник. И когда заболевает учёный, курс лекций не прерывается. На кафедру выходит юный студент, пока лишь в роли чтеца. И ни у кого в аудитории не появляется иронической улыбки. Все знают: Александр Микулин на это чтение имеет моральное право, потому что сам является членом организованного по инициативе Жуковского при училище воздухоплавательного кружка, в составе которого, между прочим, такие блестящие молодые люди, как А– Туполев, А. Архангельский, К. Ушаков, В. Ветчинкин, Б. Стечкин.

В 1918 году Жуковский направляет руководству Красного Военно-воздушного флота докладную записку, в. которой доказывает необходимость создания Авиационного расчётно-испытательного бюро:

«Правда, расчётно-испытательное бюро представляет для Управления Воздушного флота некоторый расход, – пишет он, – но содержание расчётного бюро в течение года стоит столько же, сколько стоят три разбитых боевых аэроплана. На самом же деле на Московском аэродроме за последние пять недель было разбито… восемь аппаратов».

Идея Жуковского немедленно принята. Можно комплектовать штат сотрудников. Они уже были – воспитанники Жуковского и его единомышленники. Курс МВТУ заканчивали первые инженеры-аэромеханики А. Архангельский, А. Туполев, Б. Стечкин, В. Петляков, А. Микулин.

Первой работой коллектива стал глиссер. Глиссер и авиация? Не нужно удивляться. Это основа завтрашних гидросамолётов. Над двигателем работают Борис Стечкин и Александр Микулин.

В 1919 году, опять же по инициативе Жуковского, создастся КОМПАС – Комиссия по постройке аэросаней. И снова среди зачинателей этого дела мы видим молодого инженера А. Микулина, Несколько конструкций аэросаней использовались Красной Армией и борьбе с белыми, а потом, в двадцатых-тридцатых годах, аэросани стали успешно служить полярникам.

– Когда в нашем небе ещё летали тихоходы-«этажерки», Николай Егорович говорил мне: «Авиация будет развиваться за счёт двигателей», – вспоминает академик А. А. Микулин. – Наверное, здесь надо искать исток дела, которому я служу по сей день.

Сегодня задавать вопрос, кто конструктор самолётов с эмблемой ТУ или АНТ, неловко даже школьнику. Все знают – это туполевские машины. Знаменитый штурмовик, «летающий танк», вышел из КБ Ильюшина – это тоже всем известно. Семейство стремительных МиГов – это Микоян и Гуревич…

Но помните ещё довоенную песню?

Нам разум дал стальные руки-крылья, А вместо сердца – пламенный мотор!

Кто же конструктор моторов этих самолётов, надёжных, мощных, обогнавших инженерную мысль своего времени на несколько лет и позволивших выдвинуть, осуществить смелый лозунг; «Летать выше всех, дальше всех, быстрее всех!»?

Вот этот вопрос можно смело задавать не только школьнику. Имена создателей «пламенных сердец» известны куда меньше.

…Легендарный полет Валерия Чкалова через Северный полюс в Америку на туполевской машине АНТ-25. Повторение этого полёта М. Громовым на однотипной машине. Добавим: с двигателями высшей для своего времени надёжности и мощности. Их конструктор А. А. Микулин. Он создатель первых авиационных двигателей оригинальной отечественной конструкции, как поршневых, так и турбореактивных, вошедших в широкую эксплуатацию в воздушном флоте.

Двигатели А. А Микулина и до войны и в послевоенные годы (конечно, уже не поршневые-реактивные) работали на многих типах МиГов. Самый первый ещё в 1937 году на высоте 6000 метров развил мощность 1200 лошадиных сил.

В годы войны КБ, возглавляемое А. А. Микулиным, создало мощный двигатель АМ-38 для штурмовиков ИЛ-2, которых как огня боялись фашисты.

За два десятка лет конструкторской работы – немало двигателей, вошедших в серийное производство. Огромного напряжения работа. Она высоко оценена страной. Александр Александрович Микулин – Герой Социалистического Труда (Грамота Президиума Верховного Совета СССР о присвоении этого почётного звания за № 3). Он лауреат четырех Государственных премий, кавалер многих орденов.

Создатель совершенных авиамоторов, принёсших славу, победы нашей авиации, десятилетиями сам работал па износ.

В молодости он увлекался выездкой орловских рысаков и имел призы на скачках. Потом стал заядлым мотогонщиком и тоже выступал в соревнованиях. Но работа заставила забыть обо всех этих спортивных увлечениях.

А. А. Микулин прекрасно знал моторесурс каждого двигателя, в инструкциях точно указывал правила ухода за ним, сроки капитального и текущего ремонта, время списания. Выполнять эти правила в авиации положено неукоснительно. А свой единственный и незаменимый «мотор» – сердце запустил безнадёжно.

Списать? Он был решительно не согласен. Примеры долгожителей наглядно доказывают, что ресурсы организма значительно больше, мы просто не следим за собой, организм работает на износ и раньше времени выходит из строя.

Аналитический ум учёного, инженера-конструктора и здесь, в совершенно новой проблематике, выделил главные звенья в цепи поиска – влияние на жизнь человека биотоков, изучение кровообращения, дыхания, потовыделения, работы мышечного аппарата во время движений, физических упражнений.

Микулин засел за совершенно новую для него литературу. Кое-кто из друзей советовал не тратить времени зря, заниматься лечебной физкультурой по указанию врача. И все. И он прилежно выполнял все предписания. Но в то же время сам хотел разобраться, зачем и как нужно заниматься физической культурой, как следует ходить и бегать, чтобы извлечь из движений максимум пользы для организма. Он стремился проанализировать основные причины старения и действовал расчётливо, осторожно. На этот раз экспериментальной базой был не полигон, не лаборатория, а он сам.

Постепенно оформилась гипотеза об одной из главных причин старения – оседании продуктов обмена, или, как их называет А. А. Микулин, «шлаков», в межклеточных пространствах. Значит, здесь, на этом уровне должна начинаться помощь человека собственному организму. И помощь эта – в постоянном движении, правильном дыхании, рациональном питании.

Но может возникнуть вопрос: не слишком ли смелую задачу взял на себя А. А. Микулин, принявшись за разработку своей системы борьбы со старостью, предлагая своё объяснение ряду физиологических процессов, происходящих в организме?

В наше время фронт исследований человеческого организма значительно расширился. Химик и физик изучают жизнедеятельность на молекулярном уровне. Вместе работают врач, физиолог, математик, инженер-электрик, акустик, кибернетик и даже специалист по атомной энергии. Эта согласованная работа помогает быстрее подниматься по ступеням познания самого сложного произведения природы – человека, помогает находить новые способы борьбы с недугами, которые совсем недавно казались неизлечимыми, до преклонных лет сохранять свежесть ума, бодрость духа, физическую силу. И это давало право академику А. А. Микулину включиться в поиск с позиций своих обширных познаний, рождающих неожиданные и невозможные для неинженера аналогии, выводы, размышлять о человеческом организме, раскрывать секреты гармонического взаимодействия его элементов и причины рассогласования его работы; искать пути повышения коэффициента полезного действия, долговечности и надёжности, предлагать свои физические упражнения, правила поведения и питания; изобретать приборы и механизмы. Справедливость своих размышлений, выводов и рекомендаций он подтверждает личной практикой, собственным здоровьем и активным трудом в 82 года.

Но всё же каково мнение о системе борьбы за творческое долголетие инженера – специалиста по авиационным двигателям у физиологов, биологов, когда они ознакомились с рукописью, в которой излагалась эта система? Предоставим им слово.


Академик, секретарь Отделения физиологии АН СССР Е.М. Крепе:

«После большой редакционной работы, проделанной мною совместно с автором в части затронутых физиологических представлений и фактов, считаю, что в целом рукопись представляет большой интерес и полезна к опубликованию а разделе научно-популярной литературы».


Доктор медицинских наук, профессор В, Н. Гурьев:

«Монография представляет большой интерес. Со всеми основными положениями можно согласиться. Книга очень полезная…»


«Я не нашёл никаких огрехов», – говорит руководитель лаборатории физиологической кибернетики Ленинградского государственного университета профессор П. И. Гуляев.


Академик А. Л. Курсанов:

«Должен признаться, что, как биолог, я нахожу некоторые паши формулировки слишком смелыми, но это не должно помешать увидеть в вашем труде главное – его оригинальность, состоящую в том, что вы стремитесь понять организацию человеческого организма, оценивая его взглядом инженера-конструктора и механика. При этом вам удаётся увидеть многие знакомые нам явления в новом свете, что или убеждает в вашей правоте, или побуждает к поиску подходов к их проверке, а следовательно, рождает творческую мысль».


Академик А. А. Имшенецкий:


И, наконец, мнение Учёного медицинского совета Министерства здравоохранения СССР, направленное в редакционно-издательский совет АН СССР:

«Учёный медицинский совет Министерства здравоохранения СССР не возражает против опубликования книги академика А. А. Микулина „Моя система борьбы со старостью“ („Активное долголетие“).

Заместитель председателя Учёного медицинского совета Минздрава СССР профессор Г. К. Ушаков».


Ряд авторитетных высказываний можно было бы продолжить. По и приведённых выше достаточно, чтобы с интересом обратиться к страницам этой книги, цель которой убедить: нужно научиться бороться за себя, за своё здоровье, чтобы быть как можно дольше полезным обществу.

С. Чумаков

Глава I
КАК РОЖДАЛАСЬ ЭТА КНИГА

Каждому человеку хочется жить, быть здоровым и трудиться как можно дольше, не ощущая бремени старости. Но, говорят, старость подкрадывается незаметно, и с этим ничего не поделаешь. Сколько фатализма и покорности судьбе в таком общепризнанном мнении! Человек чаще всего в борьбе со старостью уходит в глухую оборону. Система борьбы, в общем, одинакова: воздвигаются «оборонительные рубежи» из лекарств, но победы над старческими недугами оказываются мнимыми. Человек налагает на себя с каждым годом все больше и больше запретов; не бегать, не ходить быстро, не поднимать тяжестей, не работать, но все эти запреты не отодвигают, а приближают старость. Организм дряхлеет.

Как-то незаметно наступает время, когда давние знакомые при встрече вместо обычного «Как живёте?» задают вопрос: «Как себя чувствуете?». «Скрипим помаленьку», – отвечаете вы, и главной темой разговора становятся не дела, а здоровье. Ничего не поделаешь – возраст. Но, может быть, не возраст всему виной, а мы сами, и старость совсем не подкрадывается к нам, а мы сами волоком тянем её в дом, хотя она сопротивляется и твердит: «Да рано мне ещё брать тебя в свои руки».

Тридцать лет назад я чувствовал себя значительно хуже и старше, чем сегодня. До пятидесятилетнего возраста, как и большинство людей, я не очень-то заботился о своём здоровье, не придавал особого значения физической культуре. Однако когда тяжело заболел и оказался в больнице, у меня появилось, наконец, время и желание разобраться – как инженеру, электронику, механику и конструктору – в причинах старения человеческого организма, разработать активную систему борьбы со старостью. Мне это хотелось сделать не ради того, чтобы «скрипеть» как можно дольше и, выйдя на заслуженный отдых, наблюдать со стороны, как бурлит жизнь, а чтобы как можно дольше быть её активным участником и полноценно работать.

Более трехсот лет назад возникла наука геронтология, задача которой – решение проблемы долголетия и борьба со старостью. Тысячи медиков, биологов, физиологов и других учёных трудятся сегодня над решением этих вопросов. В СССР и других странах созданы научно-исследовательские институты геронтологии. Учёные разных направлений обмениваются мнениями на геронтологических конгрессах. Ведь существует более двухсот гипотез о причинах наступления старости, возрастных болезнях.

В литературе есть сведения о многих долгожителях. Например, 185 лет прожил Кентингерн, Петер Зортай тоже 185. Естественное долголетие не редкость и в СССР. У нас в стране свыше 30000 трудящихся и пенсионеров имеют возраст свыше 100 лет и 300 000 -старше 90 лет. Я лично изучал быт абхазца товарища Киута, которому от роду 153 года. Он ежедневно работал в саду и вскакивал на коня без посторонней помощи. Можно представить себе, каким он был джигитом в 100 лет! Все это говорит о том, что люди и их биологические клетки могут жить очень долго. Нужно только создать для клеток, именно для клеток, такие условия внешней среды, при которых нарождающиеся в результате деления новые клетки не теряли бы молодых, полноценных качеств своих сородичей.

Теме живой клетки посвящено много трудов по биофизике, биохимии, физиологии. Но в этих работах может разобраться лишь специалист. В то же время я убеждён, каждый человек должен как можно раньше усвоить хотя бы самые основные сведения о физиологических, конструктивных особенностях своего организма, непосредственно и в первую очередь влияющих на здоровье, бодрость духа и долголетие трудовой жизни.

Пока мы здоровы или чувствуем себя здоровыми, мы эксплуатируем самих себя, свои органы, свои возможности без оглядки, не задумываясь о последствиях. К машинам мы относимся куда бережливее.

Например, вы купили себе мотоцикл. Но вы не поедете на нём, пока не изучите конструкцию и назначение его деталей, правила езды. Не сможете им длительное время пользоваться, если станете эксплуатировать па износ. Своими органами вы тоже не сможете рационально пользоваться до тех пор, пока не узнаете, как они устроены, каковы их возможности и как им надо помогать во имя сохранения трудового долголетия. Поэтому я затрагиваю в этой книге важнейшие, основные особенности физиологии человека. К ним отношу следующее: влияние на жизнь человека биотоков, кровообращения, дыхания, потовыделения, роль физической культуры, движения для мышечного аппарата.

В последнее время в печати все чаще стали появляться статьи о том, как быть здоровым. Интересны, например, статьи известного советского хирурга академика медицинских наук Н. М. Амосова. Переведена на русский язык и вышла большим тиражом брошюра Г. Гилмора «Бег ради жизни». Кое-кто пытается испытать на себе гимнастику йогов.

Однако многие люди, к сожалению, недооценивают решающую роль физической культуры в нашей современной жизни и не пользуются ею. Мне думается, это происходит потому, что ни в одном из опубликованных трудов не имеется глубокого объяснения, зачем нужно заниматься физическими упражнениями, зачем нужно ходить и бегать, не указано, как нужно ходить и бегать.

Можно с абсолютной уверенностью сказать, что подавляющее большинство людей, в особенности старше 35 лет, только потому не бегают и не занимаются необходимой для здоровья гимнастикой, что им никто вовремя не объяснил, почему наш организм нуждается в определённых движениях, никто не доказал, что покой ведёт к лени, вялости и слабости, что неподвижность ускоряет наступление старости.

Существует немало рецептов, рекомендаций. Например, один известный врач основным путём к долголетию считает скипидарные ванны. При проверке оказалось, что мне, например, они противопоказаны. Отсюда вывод: не каждому человеку всякое средство полезно, ибо двух одинаковых людей на свете нет. Поэтому я не берусь писать о пользе или вреде медицинских препаратов. Этим должны заниматься врачи.

Те же средства и приёмы поведения, которые я разработал и много раз проверил в течение трех десятков лет, могут быть использованы любым человеком, так как они касаются только основных жизненных свойств и фундаментальных основ физиологической природы человека.

Я предвижу законный вопрос о праве инженера вторгаться в область физиологии, давать рекомендации, разрабатывать и предлагать свою систему. Постараюсь на него ответить. Для этого необходимо сделать небольшой экскурс в историю.

Изучением конструкции человеческого организма занимались не только медики, но и великие мыслители, учёные первых веков нашей эры. Об этом говорят труды Платона, Аристотеля, Гиппократа (о человеческой природе), Гелена, Эвдема и многих других александрийских учёных из школы Герофила.

Особенно большой вклад в изучение органов человека и животных сделал величайший гений эпохи Возрождения, живописец, скульптор, архитектор, инженер и анатом Леонардо да Винчи, оставивший после себя капитальный труд: «Анатомия записи и рисунки». Эта книга, между прочим, в 1965 году вышла в издательстве «Наука». В ней даётся описание всех костей, внутренних органов, нервной и сосудистой систем, а также мышечного аппарата, сухожилий, хрящей и так далее. Для того времени выполнение такой универсальной и трудоёмкой работы было под силу только совершенно исключительному, разностороннему мыслителю и учёному.

Вот как Леонардо да Винчи описывает причину старения людей:

«Старики, живущие в полном здравии, умирают от недостатка питания; и это происходит оттого, что у них беспрерывно сужается путь к венам брыжейки, вследствие утолщения оболочки этих вен вплоть до капиллярных вен, которые первыми закрываются совершенно. Отсюда следует, что старики боятся холода больше, чем молодые, и что те, которые очень стары, имеют кожу цвета дерева или сухого каштана, потому что эта кожа почти лишена питания. И с этой оболочкой вен у человека происходит то же, что в апельсинах, у которых кожа утолщается, а мякоть уменьшается, по мере того, как они дряхлеют».

Хотя со времён Леонардо прошло свыше 450 лет, его лаконичное суждение и сегодня может считаться очень верным доказательством одной из причин преждевременного старения людей, не разобравшихся в своём организме и не принимавших элементарных физиологических мер к поддержанию здорового состояния своих артерий и вен.

Этому вопросу, кстати, я уделяю особое внимание в книге, ибо как ни различны между собою люди по возрасту, состоянию здоровья, физическому развитию, функции артерий и вен у всех одинаковы, законы обмена веществ для всех людей общие.

Кроме работ Леонардо, мне хотелось бы остановиться на трактате Андрея Везалия «О строении человеческого тела», изданном в 1543 году. Его мысли злободневны и сегодня, при современном развитии науки и техники.

«Для изучения наук и искусств встречается много препятствий, – писал он. – Далеко немаловажный ущерб приносит чрезмерно дробное деление тех учений, которые завершают каждую из этих наук. И ещё большим препятствием является узкое распределение отдельных областей работы среди различных специалистов… (Они) настолько отдаются лишь одной его отрасли, что остальные, теснейшим образом к нему относящиеся и неразрывно с ним связанные, оставляют в стороне. Поэтому они никогда не создают чего-либо выдающегося…»

Эту глубоко правильную мысль можно отнести к прежнему преподаванию медицинских наук, не учитывавшему влияния электроники и электромагнитных полей на здоровое развитие клеток человека, на его работоспособность и трудовое долголетие. И этому вопросу я уделяю внимание в книге. Ведь влияние электромагнитных полей на всех людей одинаково, Они не действуют избирательно.

Последние годы характеризуются комплексным изучением человеческого организма учёными самых различных специальностей. В их рядах вы встретите не только врача и физиолога, но и специалистов в области общей биологии, генетики, биохимии, биофизики. На службу медицине приходят последние достижения современного прогресса: лазер, изотопы, кибернетика… Этот перечень можно продолжить.

Сегодня врача-травматолога можно встретить в лаборатории сопротивления материалов политехнического института. Без знания прочностных характеристик кости, её сопротивления на сжатие, на скручивание нельзя представить себе эффективное лечение переломов.

Замечательный хирург Николай Михайлович Амосов, о статьях которого я упоминал выше, кроме медицинского окончил заочный индустриальный институт. Современному врачу нужны инженерные знания, чтобы иметь возможность шире взглянуть на функции я конструкцию человеческого организма, авторитетно участвовать во внедрении достижений научно-технического прогресса в медицинскую практику.

По основной специальности я инженер-конструктор. Это помогло мне во время проведённых мною под руководством специалистов анатомии вскрытий и препарирования анатомических объектов разобраться, как конструировала природа «механизм» человека. Кроме того, мне пришлось глубоко изучить курс физиологии и проделать очень много опытов для выяснения некоторых физиологических процессов и фактов, провести серию опытов для выявления законов мышечных сокращений, сведений о которых я не нашёл в учебниках, Именно на базе всех моих работ по физиологии, после длительной проверки каждого элемента своей системы на себе, а затем и на своих друзьях отобрал я нужные упражнения для себя и рекомендую их людям любого возраста.

Сейчас физической культуре и спорту уделяется у нас все большее внимание. Многие крупные учёные, работники медицины, физкультуры пишут труды о здоровом поведении и полезных упражнениях. Их советы я очень одобряю и стараюсь выполнять. Но материал, содержащийся в данной книге, не повторяет сведении, имеющихся в современных изданиях на эту тему. Я бы сказал, только дополняет их.

Хочу подчеркнуть, что мой труд не учебник. Тема работы – анализ некоторых основных проверенных мною причин старения, теоретический и практический анализ, роли биотоков, дыхания, потовыделения, сопоставление условий жизни первобытного и современного человека и оценка роли физической культуры.

Кроме того, я предлагаю некоторые изобретённые мною приборы для борьбы со старостью. В книге я показываю, что позволило мне преодолеть болезни, перестать стареть и сохранить молодость, работоспособность на протяжении многих лет, включая и настоящее время.

И мне очень хочется, чтобы возможно большее число людей воспользовалось этими сведениями.

Природа не стремилась к обеспечению долголетия животных и человека, что подтверждают многие факты. Например, непрочность зубов, приводящая представителей животного мира к преждевременной смерти от голода. Ослабление зрения и слуха, что ведёт к гибели от беззащитности. Наконец, преждевременная смерть наступает от накопления ядов и шлаков в межклеточных пространствах и от нарушения деятельности нервной системы.

По-видимому, природа стремилась ускорить на Земле смену поколений для быстрейшего прохождения процесса самоусовершенствования (эволюции). Свежие почки на деревьях не зазеленеют, пока ветер не сорвёт старые листья. Но человек не подчиняется слепо природе. Он борется, и пути этой борьбы различны. Взамен зубов он изобрёл протезы. В помощь слабеющему зрению изготовил очки. Болезням противопоставил достижения медицины. Старению организма – физкультуру и спорт.

Читатель может подумать, что этими короткими строками исчерпываются первые сведения о борьбе человека за долголетие. Увы, не исчерпываются! Оказывается, есть ещё один враг – коварный и незримый. Имя его – лень и слабая сила воли.

Тысячи людей нашли безвременную кончину от «зашлаковывания» организма и нарушения нервной деятельности только потому, что им лень было каждое утро повторять цикл физических упражнений. Чтобы завоевать здоровье, счастливое трудовое долголетие, мало купить много книг о пользе физической культуры, мало повесить на стене плакаты с описанием утренних физических упражнений. Главное, нужно найти в себе силу воли или постепенно воспитать её, чтобы победить лень. Только в этом случае успех будет обеспечен.

Многократные и продолжительные эксперименты показали, что всеми приёмами и способами моей системы для приобретения здоровья и повышения трудоспособности могут пользоваться как мужчины, так и женщины, как подростки, так и люди весьма преклонного возраста. Однако для каждого человека решающим условием полезности применения рекомендаций является обязательное соблюдение крайней постепенности и осторожности при овладении новыми упражнениями, к которым ранее организм не имел привычки.



Живые клетки не могут за один-два дня изменить свою структуру и жизнедеятельность. Для этого требуется время. Человек пожилого возраста или не занимавшийся ранее физкультурой должен втягиваться в занятия на протяжении месяца.

День за днём в каждом упражнении следует постепенно прибавлять одно-два движения (например, поднимание гантелей). При беге каждый день прибавлять по 5-10 шагов и т. д. до определённого предела, индивидуального для каждого человека.

Внезапное перенапряжение сил чрезвычайно опасно для организма. Напротив – постепенность в овладении упражнениями приводит к укреплению всего организма, делает человека здоровее, выносливее, ведёт к долголетию.

Ещё считаю необходимым сказать несколько слов о моём отношении к медицине и биологии.

Трудно найти слова, достаточно яркие для выражения восхищения деятельностью нашей партии и Советского государства, направленной на дальнейшее совершенствование медицинской помощи населению и на организацию отдыха людей. Медицина, медицинские работники делают огромное, полезное дело. Мне, правда, кажется, что в некоторых случаях медики, активно пользуясь медикаментами, недооценивают роль такого фактора, как самостоятельность живых клеток, когда для их оздоровления, развития и перестройки человек сумеет создать соответствующие условия внешней среды. Здесь появляется широкое поле для интереснейших исследований.

Если, например, без тренировки заняться греблей, то после часа работы на вёслах ладони покроются кровавыми пузырями, так как клетки ещё не приспособились к новым условиям внешней среды – постоянному трению о дерево весла. Однако если к подобным занятиям подойти постепенно и разумно, как и следует поступать в начале занятий любым видом спорта, то через несколько дней на руках появятся жёсткие мозоли. Я рассматривал под микроскопом структуру прежних и новых клеток. У них нет ничего общего!