Николаевский кораблестроительный завод. Черноморский судостроительный завод (Николаев): упадок производства. Развитие в начале XX века

Николаевский кораблестроительный завод. Черноморский судостроительный завод (Николаев): упадок производства. Развитие в начале XX века

Публичное акционерное общество Черноморский судостроительный завод признано банкротом. Соответствующее решение принял Хозяйственный суд Николаевской области. Об этом в среду, 4 июля, сообщает пресс-центр судебной власти Украины.

Отмечается, что финансовые трудности завод переживал давно. В 2015 году была введена процедура санации завода, однако, система мер по восстановлению платежеспособности должника не смогла предотвратить банкротство должника.

3 июля решением суда процедура санации была остановлена, завод признали банкротом и была начата ликвидация предприятия.

Согласно постановлению, срок исполнения всех денежных обязательств банкрота считается наступившим.

Прекращается начисление неустойки (штрафа, пени), процентов и других экономических санкций по всем видам задолженности банкрота. У банкрота не возникает никаких дополнительных обязательств (в частности по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), кроме расходов, связанных с осуществлением ликвидационной процедуры.

Отменяются аресты, наложенные на имущество должника, признанного банкротом, и иные ограничения по распоряжению имуществом такого должника. Наложение новых арестов или других ограничений относительно распоряжения имуществом банкрота не допускается.

Со дня принятия хозяйственным судом постановления о признании должника банкротом и открытия ликвидационной процедуры прекращаются полномочия органов управления банкрота по управлению банкротом и распоряжение его имуществом, руководитель банкрота увольняется с работы в связи с банкротством предприятия, а также прекращаются полномочия собственника (собственников) имущества банкрота.

Завод входит в состав судостроительного холдинга Smart Maritime Group (SMG, Украина), основанный в 2009 году для управления морехозяйственного активами Смарт-холдинга. Бенефициаром Смарт-холдинга является бизнесмен и политик Вадим Новинский.

Есть места на карте бывшего Советского Союза, судьба которых после распада единого государства сложилась особенно трагично. Могучие города, некогда являвшиеся центрами науки и промышленности, сегодня живут на руинах своей былой славы, лишенные надежд на возрождение.

Рожденный ради кораблей

Город Николаев был рожден для судостроения. Не в переносном, а в прямом смысле: история города началась со строительства верфи в устье реки Ингул по приказу светлейшего князя Григория Потемкина.

В 1789 году фаворит и правая рука Екатерины Великой подписал ордер, предписывающий именовать «новозаводскую верфь на Ингуле город Николаев».

Город получил своё название в память о победе, одержанной в 1788 году русскими войсками: взятии турецкой крепости Очаков в день покровителя моряков святого Николая.

В 1790 году был спущен с верфи первый корабль: 46-пушечный фрегат «Святой Николай» .

В течение века Николаев развивался как судостроительный центр и крупный коммерческий порт.

Новой вехой в его истории стало открытие 21 октября 1897 года судостроительного, механи-ческого и литейного завода под названием «Анонимное общество судостроительных, механических и литейных заводов в городе Николаеве». Сокращённым названием было «Наваль».

Новому заводу предстояло обеспечить Черноморский флот новейшими образцами военных судов.

Завод занимался строительством и ремонтом военных кораблей вплоть до революции. После окончания Гражданской войны работа уже национализированного предприятия возобновилась: теперь николаевские корабелы строили как боевые, так и гражданские суда для флота Советского Союза.

В августе 1941 года Николаев был оккупирован гитлеровцами. Освобождение пришло в марте 1944 года. Советские войска вошли в разорённый город. Судостроительные предприятия были полностью разрушены.

Поднимать город и предприятия из руин начали уже в апреле 1944 года, а осенью 1945 возобновилось строительство кораблей.

Взорванные недостроенные подводные лодки (С-36 справа и С-37), 1941 год. Фото: Commons.wikimedia.org

«Город корабелов»: как создавалась океанская мощь сверхдержавы

Расцвет Николаева как «города корабелов» пришелся на послевоенный период. Советский Союз, примеривший на себя статус сверхдержавы, не мог обходиться без мощного флота: не только военного, но также и торгового, и научного.

Решать масштабную задачу должны были три николаевских завода-гиганта: Черноморский судостроительный, Судостроительный завод имени 61 коммунара, а также завод «Океан».

На закате советской эпохи на Черноморском судостроительном заводе трудились более 24 тысяч человек, на заводе имени 61 коммунара — более 13 тысяч, на «Океане» — свыше 12 тысяч. Рабочие кадры готовили ПТУ и техникумы, инженерные — Николаевский кораблестроительный институт.

За четыре послевоенных десятилетия Черноморский судостроительный завод построил около 500 кораблей, завод имени 61 коммунара — свыше 1000, завод «Океан» — больше 300.

С «нулевого» стапеля ЧСЗ началась жизнь всех советских авианосцев, включая нынешний флагман Северного флота ВМС России «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» .

Флагман Черноморского флота, ракетный крейсер «Москва», был рожден на стапелях завода имени 61 коммунара.

При этом объём военных заказов составлял менее половины от общего числа. Также строились в Николаеве сухогрузы, танкеры, траулеры и научно-исследовательские корабли.

Океанские корабли оснащались по последнему слову техники, и на николаевских корабелов работали лучшие НИИ и предприятия приборостроения Советского Союза.

Старожилы вспоминают: в семидесятых-восьмидесятых спуск на воду судна был настолько рутинным делом, что отмечался разве что в заводской газете. Широкое внимание привлекал разве что спуск на воду новейших кораблей новых типов.

На судостроительном заводе «Океан» города Николаева. 1962 год. Фото: РИА Новости / Лев Поликашин

Конец прекрасной эпохи

Влюблённые в своё дело жители Николаева не могли себе представить, что «город корабелов» в один миг может перестать быть нужен.

Проблемы начинались ещё в середине восьмидесятых, когда Михаил Горбачёв взялся за сокращение сначала оборонных, а потом и гражданских программ в судостроении.

Но распад СССР в 1991 году обернулся полным крахом. Океанский флот был нужен сверхдержаве, а бывшим республикам, ставшим независимыми, он был не по чину и не по средствам.

Уже заложенные корабли разбирали на металлолом: такая участь постигла авианесущий крейсер «Ульяновск» . Еще один корабль этого проекта с гордым именем «Варяг» , к моменту развала страны готовый на 67 процентов, был продан Украиной Китаю, и теперь является авианосцем ВМС Китая под именем «Ляонин».

Ракетный крейсер «Украина» , спущенный на воду в 1990 году и к 1993 году готовый на 75 процентов, ржавел на стапелях четверть века, пока в 2017 году украинские власти не решили продать его на металлолом.

Судьба кораблей трагична, но судьба людей страшнее. Уникальные трудовые коллективы, сформированные для массового строительства судов, остались без работы.

Вместо сотен судов — единицы

Производство судов, ранее измерявшееся десятками и сотнями, теперь стало штучным делом. Чуть лучше обстояло дело у созданного под производство гражданских судов «Океана», который в начале 2000-х получил несколько крупных иностранных заказов. Успехи Черноморского судостроительного завода за два десятка лет ограничились строительством шести танкеров-продуктовозов по заказу Греции. Завод имени 61 коммунара в 2000-х построил четыре сухогруза по заказу Испании, но новый экономический кризис заставил полностью отказаться от производства, ограничившись лишь ремонтом судов.

Первые годы независимой Украины корабелы Николаева жили надеждой на то, что времена поменяются. Кто-то временно уходил в «челноки», брался за иную работу, надеясь, что удастся вернуться.

Правительство Украины неоднократно принимало программы помощи отечественному кораблестроению, но они либо давали сиюминутный эффект, либо вообще никак не влияли на ситуацию.

При ныне осуждаемом президенте Викторе Януковиче была запущена программа строительства корветов для ВМС Украины, реализацию которой поручили Черноморскому судостроительному заводу. До «Евромайдана» успели заложить один корабль, строительство которого буксует из-за хронического недофинансирования.

Нет и не будет

Если спросить официальных лиц судостроительных предприятий Николаева, то вам расскажут, что всё отлично, производство вот-вот возродится.

Ветераны, заставшие советский период, говорят жёстко: «Нет ничего, и уже никогда не будет».

С середины 2000-х в Николаеве с надеждой поглядывали в сторону России. Там задумали модернизировать флот, и опыт николаевских корабелов, казалось, подсказывал перспективы взаимовыгодного сотрудничества.

Мечты, однако, остались мечтами, а победа «Евромайдана» на сотрудничестве с Россией поставила жирный крест.

Кто мог уехать — уехал. Весной 2017 года руководитель информационно-аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарёв рассказал, что треть корабелов из Николаева трудоустроилась в городах России, некоторые специалисты направились на заработки в Южную Корею.

Если в конце советского периода количество рабочих на судостроительных предприятиях Николаева измерялось десятками тысяч, то сейчас счёт идёт на сотни. Не сотни тысяч, а просто сотни, большую часть из которых составляют охранники.

Жизнь теплится лишь на нескольких процентах от огромных площадей судостроительных предприятий. Ещё часть территорий используют арендаторы, к кораблестроению отношения не имеющие. Всё остальное — словно декорации для фильма-катастрофы или масштабного квеста.

Поздравляем, вы банкрот

Те, кто ещё числится на заводах, выходят на акции протеста. В мае 2017 года под окнами Кабинета министров в Киеве митинговал профсоюз Николаевского судостроительного завода им. 61 коммунара. На предприятии, входящем в концерн «Укроборонпром», с 2014 года растут долги по зарплате, сумма которых уже перевалила за 55 миллионов гривен.

В августе в Николаев с визитом должен был приехать премьер-министр Украины Владимир Гройсман , и работники завода имени 61 коммунара снова вышли на митинг, собираясь узнать у главы правительства: что там насчёт зарплаты? Но Гройсман, узнав об акции, просто изменил маршрут, дабы не встречаться с корабелами.

Черноморский судостроительный завод в своё время был приватизирован и вошёл в группу «Смарт-Холдинг» олигарха Вадима Новинского . В 2014 году ЧСЗ был признан банкротом. В июле 2017 года Печерский районный суд Киева арестовал более 99% акций ПАО « Черноморский судостроительный завод» , а также наложил арест на недвижимое имущество предприятия (производственные цеха, комплекс складов, достроенная набережная, комплекс пансионата и др., всего 21 объект).

Прокуратура подозревает должностных лиц в намеренном доведении предприятия до банкротства.

На заводе «Океан» происходят жаркие споры хозяйствующих субъектов, претендующих на контроль над предприятием. Споры идут с привлечением прокуратуры и судов, с взаимными обвинениями в рейдерских захватах.

Импичмент мэру для сугрева

Плохо не только на предприятиях, плохо и в городе. Осенью 2016 года в школах Николаева приостанавливали учебный год из-за срыва начала отопительного сезона. Из-за долгов теплоснабжающих организаций города перед «Нафтогазом» была угроза, что тепла в домах жителей не будет совсем.

Кое-как перезимовали, но проблемы никуда не делись. Самый успешный бизнес в Николаеве — содержание ломбарда, куда местные жители сдают всё ценное, чтобы хоть как-то выжить.

А в начале октября 2017 года город неожиданно погрузился в пучину политических страстей: горсовет Николаева проголосовал за досрочную отставку мэра Александра Сенкевича.

Сам градоначальник никуда уходить не собирается, собирает митинги в свою поддержку и заявляет, что город переживёт зиму только под его чутким руководством.

У Николаева не осталось судостроения, зато есть теперь «Мемориальный комплекс в честь погибших Героев АТО Николаевской области», открытый 14 октября 2017 года. Что и говорить, чрезвычайно достойный обмен.

«Всё исчезло»

В августе 2014 года президент Пётр Порошенко в одной из своих речей заявил: «Украина была, есть и будет морской державой» . После этого судостроители Николаева написали несколько писем Петру Порошенко, надеясь на помощь и государственную поддержку. Ответа, однако, не последовало.

А в 2016 году одиозный глава Министерства инфраструктуры Украины Владимир Омелян на своей странице в соцсети высказал удивительно трезвую мысль: «В Украине была безумно богатая инфраструктура морских и речных портов, огромные коммерчески эффективные судоходные компании, судостроительные заводы. И это всё исчезло. Этого нет».

120-летие Черноморского судостроительного завода больше похоже на поминки. В воскрешение «покойника» верят лишь самые отчаянные оптимисты.

В конце августа 2017 года вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин вспомнил о том, как в 2013 году по поручению Владимира Путина ездил в Николаев, чтобы обсудить перспективы сотрудничества.

« Встречали нас очень тепло. Договорились о плане сотрудничества. Через месяц началась активная фаза киевского путча, и все наши надежды на возрождение тесных экономических связей с Украиной, а вместе с ними и последний шанс судостроения на Украине подняться — всё это умерло, — приводит слова Рогозина « РИА Новости». — Наши украинские коллеги иной перспективы, как носить кофе морпехам США в Очакове, больше не видят».

Государственная акционерная холдинговая компания «Черноморский судостроительный завод » - крупнейшее предприятие отрасли в Украине и одно из наиболее мощных в Европе было основано в 1897 году.

За столетие на заводе построены более 1000 кораблей и судов различных типов и назначений: эсминцы, линкоры, подводные лодки, крейсеры, ледоколы, буксиры, промысловые суда, сухогрузы, научно-исследовательские суда, авианосцы, танкеры, а также десятки тысяч машин и механизмов.


Морские суда

завода экспортировались в Швецию, Болгарию, Норвегию, Румынию, Великобританию, Германию, Португалию, Кувейт, Индию, Грецию.

Опыт строительства более 60 проектов судов и кораблей позволяет компании создавать любую судостроительную продукцию.

Судостроительная компания, являясь уникальным предприятием судостроительно-машиностроительного типа, обладает большой автономностью. Современное оборудование, уникальные технологии, высококвалифицированные специалисты позволяют выполнять заказы на уровне мировых стандартов.

Морская компания располагает дввумя наклонными стапелями, поточно-позиционной линией строительства среднетоннажных судов на горизонтальном стапеле в крытом эллинге длиной 400 м, плавучим доком, трмя достроечными набережными и готова принять заказы на строительство танкеров, балкеров, судов снабжения, судов типа Ro-Ro, азимутальных буксиров с тягой до 60. На поточно-позиционной линии возможно строительство судов различных типов и назначения длиной до 120 м и шириной до 16,5 м.

Черноморский судостроительный завод располагает возможностями по ремонту танкеров, балкеров и других типов судов с докованием судов доковым весом до 7000 тонн и диной до 130 м. Кроме того разработку проектов строительства судов, их согласование и утверждение, выпуск конструкторской документации и техническое сопровождение при строительстве выполняет собственный проектно-конструкторский центр. Центр укомплектован квалифицированным инженерно-конструкторским персоналом, современной компьютерной техникой и использует при проектировании и постройке судов интегрированную систему автоматизированного проектирования и постройки судов (САД/САМ/САЕ) «Форан».

Компания «Черноморский судостроительный завод» также осуществляет и другие виды коммерческой деятельности:
СУДОРЕМОНТ:
дефектация и ремонт судовых дизелей, компрессоров, насосов, баллонов, палубных механизмов (брашпили, шпили, лебедки), рулевых машин;
ремонт донно-заборной арматуры;
ремонт винто-рулевого комплекса;
ремонт валов и замена уплотнений;
ремонт якорей, якорных цепей и приводов;
ремонт корпусов и корпусных конструкций судов;
все виды очистки и окраски поверхностей;
ремонт главных и вспомогательных двигателей и механизмов;
ремонт систем и трубопроводов, все виды трубопроводных работ на судах;
изготовление, ремонт, замена дельных вещей (в том числе судовые двери, лючки, иллюминаторы, ящики, грибовидные головки, воздушные головки и прочее);
токарные, фрезерные работы;
ремонт водонепроницаемых люковых закрытий;
ремонт судовых двигателей внутреннего сгорания;
ремонт судовых механизмов, устройств и оборудования;
модернизация и реконструкция судов согласно требованиям Регистра.
ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ:
услуги таможенного брокера;
услуги по хранению импортных грузов на таможенном складе временного хранения, расположенном на территории завода.
ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ и СКЛАДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО:
доставка грузов автотранспортом, по Украине;
погрузочно-разгрузочные работы автокранами;
перевалка грузов портальными кранами с водного транспорта на железнодорожный;
размещение и хранение грузов на открытых площадках и оборудованных складах;
прием грузов на склад с железнодорожного и авто транспорта.
РЕАЛИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ:
листовой и профильный металлопрокат в ассортименте;
электрокабель судовой, электролампы, щетки электрографитные;
крепежные изделия судовые (болты, шплинты, шурупы и т. д.);
РЕАЛИЗАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ:
судовые дельные вещи (двери, люки, горловины и т.д.);
судовые электродвигатели, трансформаторы, электрощиты и токораспредустройства;
судовые теплообменники, фильтры, насосы, вентиляторы, гидравлическое оборудование;
арматура судовая и общепромышленная;
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЧЕЙ ПРОДУКЦИИ:
реализация газов собственного производства (кислород жидкий и газообразный, азот жидкий и газообразный, СО2);
реализация металлолома как машинными, так и вагонными партиями;
БУКСИРНЫЕ ОПЕРАЦИИ:
оказание услуг буксирами;
ПЕРЕРАБОТКА МЕТАЛЛОЛОМА:
дробление стружки черных металлов, измельчение чугунного лома;
порезка металлолома толщиной до 1000 мм, пакетирование тонколистового металла до 3 мм и проволоки до 8 мм;
взвешивание грузов на 30-и тонных автомобильных весах;
ремонт газовых резаков;

Черноморский судостроительный завод также реализует запасные части к судовым механизмам, судовую арматуру, судовые двери и судовое электрооборудование.

В 1895 году основан завод «Наваль» (неофициально предприятие также называли Французским заводом), как бельгийское «Общество корабельных верфей, мастерских и плавилен» .

25 сентября этого же года начато строительства судостроительного, механического и литейного завода под названием «Анонимное общество судостроительных, механических и литейных заводов в городе Николаеве» . В октябре 1895 года на смежном с заводом «Наваль» участке «Обществом механического производства в Южной России» началось строительство Черноморского механического и котельного завода (Черноморский завод). Завод должен был выпускать машины и котлы для судов и кораблей, строившихся в Николаеве для Черноморского флота .

  • ноябрь 1896 года - открытие Черноморского завода.
  • 21 октября 1896 года - открытие завода «Наваль».
  • В 1898 году состоялось заключение контракта на изготовление и монтаж главных паровых машин , котлов и артиллерийских башен для строящегося на заводе Николаевского Адмиралтейства броненосца «Князь Потёмкин-Таврический ».
  • В 1899 - первая крупная политическая забастовка 700 рабочих котельного и мостостроительного цехов.
  • 1901 год - заключение контракта на изготовление и монтаж главных паровых машин , котлов и артиллерийских башен для строящихся на заводе Николаевского Адмиралтейства броненосцев «Иоанн Златоуст », «Евстафий » и крейсера «Кагул ». С этого времени завод становится основной машиностроительной базой для судостроительных заводов юга страны.
  • Июль 1901 года - закладка эскадренного миноносца «Заветный »(сдан Черноморскому флоту в 1903 году. Остальные эсминцы типа «Лейтенант Пущин » («Завидный », «Задорный», «Звонкий» и «Зоркий») были построены в период с 1903 по 1905 годы.
  • 1902 год - всеобщая забастовка рабочих завода.
  • 1903 год - Черноморскому флоту сдан эскадренный миноносец «Заветный».
  • 1904 год - построена дизель-компрессорной станция. Завершено внедрение в широких масштабах пневматической клёпки , сверловки , рубки и чеканки взамен ручных работ.
  • 1905-1907 годы - неоднократные локальные и всеобщие забастовки, демонстрации и вооружённые столкновения с полицией и войсками, непрерывные массовые аресты бастующих и восставших рабочих.
  • 1908 год - включение путём слияния акций Черноморского завода в состав завода «Наваль» и начало реконструкции завода.
  • 1909 год - закладка первого в мире подводного минного заградителя «Краб ». Окончена постройка и сданы Черноморскому флоту минные крейсеры «„Лейтенант Шестаков“ , „Капитан-лейтенант Баранов“, „Лейтенант Зацаренный“ , „Лейтенант Пущин“.
  • 1910 год - строительство нового здания технической конторы и нового плаза.
  • В 1911 году завод „Наваль“ перешёл в собственность французского „Общества николаевских заводов и верфей“ (ОНЗиВ). Он специализировался на изготовлении котлов и механизмов для броненосцев, строящихся в Николаевском адмиралтействе, а также на постройке миноносцев и минных крейсеров. В то время завод „Наваль“ был единственным судостроительным предприятием на юге России, оборудованным современной техникой. [Цветков с.86] Окончание реконструкции стапеля № 1 и закладка линейного корабля „Императрица Екатерина Великая “. Окончена постройка восьмого пролёта главного механического цеха (старо-турбинный участок), предназначенного для сборки паровых турбин .
  • 1912 год - сооружение башенно-артиллерийского цеха на площадях, ранее занимавшихся мостостроительным цехом, технической конторой и столовой.
  • В 1913 году в связи с переходом значительной части акций завода в распоряжение Санкт-Петербургского международного коммерческого банка - французское „Общество николаевских заводов и верфей“ было преобразовано в русское акционерное общество под тем же названием - ОНЗиВ. С учётом требований Морского министерства - „строить корабли по новым судостроительным программам только на русских заводах и руками русских рабочих“ владельцы ОНЗиВ добились получения заказа на постройку ЛК „Екатерина II“ и поставку турбин и котлов для ЛК „Императрица Мария“ и Император Алксандр III», строившихся на заводе «Руссуд», а также завод должен был построить четыре эскадренных миноносца типа «Дерзкий». [Цветков с.86]
    • Окончание сооружения Большого ковша с восточной набережной и пирсом .
    • Окончание постройки здания трубомедницкого цеха.
    • Сдача в эксплуатацию 150-тонного плавучего крана, поступившего из Дуйсбурга .
    • Ввод в эксплуатацию плавдока грузоподъёмностью 30000 тонн, построенного заводом «Руссуд ».
  • 1914 год - окончание постройки и сдача флоту эскадренных миноносцев «Беспокойный», «Дерзкий», «Гневный», «Пронзительный».
  • В июне 1915 года Черноморскому флоту был сдан минный заградитель «Краб » и линейный корабль «Императрица Екатерина Великая ». Закончено строительство арматурного цеха (цех 25).
    • Внедрение разметки деталей корпуса по развёрткам с плаза по способу Симпсона-Егорова.
    • Начало постройки восьми эскадренных миноносцев типа «Новик».
  • 7 января 1916 года рабочие завода начали забастовку, которая продолжалась до 24 февраля 1916 года и проходила под экономическими требованиями. 24 февраля 1916 года завод был временно закрыт, около 6 тыс. участвовавших в забастовке рабочих призвали в армию, но уже в конце марта 1916 года большинство из них было возвращено на завод для продолжения работ До конца 1916 года была завершена постройка ново-турбинного участка и организовано производство паровых турбин . Закончено строительство инструментального цеха, прессового участка главной кузницы (гидравлический ковочный пресс усилием 3000 тонн установлен в 1912 году в недостроенном здании), здания электроремонтного цеха и мартеновского цеха (первая плавка в декабре 1916 года).
  • В марте 1917 года на заводе образован Исполнительный комитет рабочих и солдатских депутатов. Установлено двоевластия .

С августа 1917 года началось создание отрядов Красной гвардии и организована ими охраны завода.

  • В мае 1919 года проведена Национализация завода.
  • В 1921 году начались работы по восстановлению и модернизации поднятых затопленных кораблей и достройке кораблей, оставшихся на заводе и в других местах, в том числе двух подводных лодок типа «АГ», эскадренных миноносцев «Незаможник» («Занте»), «Петровский» («Корфу»), «Шаумян» («Левкас»), «Фрунзе», «Дзержинский» и др.
  • В ноябре 1922 года название завода изменено на «Николаевские объединённые государственные заводы им. Марти и Бадина» . В этом же году в 20 экземплярах вышел первый номер заводской многотиражной газеты «Гудок Наваля» и была открыта библиотека завкома профсоюза с фондом 1200 книг (к 1987 году в библиотеке более 250 000 книг).
  • В 1923 году начались опытные работы по освоению электросварки .
  • 4 ноября 1924 года название завода изменено на «Николаевские объединённые государственные заводы им. Андре Марти ».
  • 1925 год - на стапеле № 1 был заложен танкера «Эмбанефть» (первоначальное название «Красный Николаев»).
  • 6 апреля 1926 года, постановлением президиума Всеукраинского ЦИК завод и группа работников награждены орденом Трудового Красного Знамени УССР .
    • Август: Промышленное внедрение электросварки .
  • 1927
    • Создание бюро строителей судов (БСС).
    • Прибытие на завод Председателя ВСНХ СССР В. В. Куйбышева , решившего вопросы загрузки завода на длительное время.
    • Преобразование участка главного механического цеха в самостоятельный судомонтажный цех (цех № 15).
    • Черноморскому флоту сдан крейсер «Червона Украина» .
    • Создание деревообрабатывающего цеха (цех № 14), выделенного из корпусного цеха.
  • В 1928 году начато производство серии малооборотных дизелей мощностью 1400 л. с. для своих танкеров и для других заводов отрасли.
  • 1929 год - создание самостоятельного малярного цеха (цех № 41).
    • Создание Судотреста (с 1930 года - Главморпром) и включение завода в его состав.
  • В 1930 году Черноморскому флоту были переданы подводные лодки типа «Декабрист ».
  • В 1932 году Черноморскому флоту сдан крейсер «Красный Кавказ ».
    • Начало строительства серии цельносварных подводных лодок типа « ».
    • Ввод в эксплуатацию первого корпуса судомонтажного цеха. До 1932 года судомонтажный (44) цех помещался во временных деревянных строениях и в здании испытательной станции.
  • 1933 год - создание цеха озеленения. Начало благоустройства территории завода.
  • 1934 год - ввод в эксплуатацию второго корпуса судомонтажного цеха и создание Конструкторского отдела.
  • 1935 год - начало строительства крейсеров , эскадренных миноносцев , ледоколов , подводных лодок серии , XI, XIII для Тихоокеанского и Черноморского флотов и Севморпути .
    • Начало стахановского движения на заводе.
  • 1936 год - организация цеха судовых паровых турбин и турбоагрегатов на площадях бывшего вагоностроительного цеха (цех № 26).
  • 1937 год - создание достроечного цеха (цех № 34) и диспетчерского отдела.
  • 7 февраля 1938 года судомонтажный цех разделён на три цеха: судомонтажный (цех № 44), трубомедницкий (цех № 45), жестяницкий (цех № 46).

В августе этого же года закончено строительство надводной части стапеля «О» и заложен линейный корабль «Советская Украина».

    • Окончание постройки нового здания и организация второго арматурного цеха (цех № 12). В 1949 году здание было восстановлено и передано РУ-1 (ПТУ-5).
    • Выделение из главного механического арматурного цеха (цех № 25).
    • Август: Строительство за 22 дня силами ремонтно-строительного цеха двухэтажного здания и вселение в него такелажно-парусного цеха (цех № 42). До этого времени являлся участком корпусного цеха (в послевоенный период в этом восстановленном здании помещается цех № 41).
    • Октябрь: Создание отдела главного технолога завода.
  • 1939
    • Награждение орденами и медалями большой группы работников завода за успешное выполнение заданий правительства.
  • 1940
    • Закончено строительство блока цехов.
    • Создано ФЗО-3 (в дальнейшем ПТУ-14).
  • 1941
    • Июнь: Организация производства авиабомб , переправочных понтонов , а также форсирование строительства судов на стапеле и на плаву.
    • Август: Эвакуация всех кораблей, находившихся на плаву, уникального технологического оборудования, инструментов, ценных материалов и высококвалифицированных рабочих и ИТР.
  • 1944
    • 28 марта: Покинувшие Николаев войска гитлеровской коалиции перед уходом полностью разрушили завод (из 784 зданий и сооружений сохранилось только два здания: здания медсанчасти и крепёжной мастерской, сейчас в нём станочный участок арматурно-крепёжного цеха).
    • Апрель: Начало восстановления завода силами особой строительно-монтажной части № 44 (ОСМЧ-44) и цехами завода.
    • Сентябрь: Начало занятий в РУ-1, ФЗО-3, ФЗО-7, судостроительном техникуме и (во временных зданиях).
  • 1945
    • Октябрь: Начало достройки кораблей, эвакуированных на период временной оккупации.
  • 1947
    • Внедрение рентгенографического контроля качества сварных соединений.
    • Начало строительства новых цельносварных судов из плоскостных и объёмных секций. Внедрение в широких масштабах автоматизированных видов электросварки и газовой резки металлов.
  • 1948
    • Введение системы подготовки производства планирования судостроения и снабжения на технологической основе путём применения планово-учётных единиц технологических комплектов и этапов.
  • 8 февраля 1949 года завод награждён орденом Ленина , а 275 работников орденами и медалями за успешное выполнение заданий правительства и в связи с пятидесятилетием завода.
    • 25 апреля: Разделение корпусного цеха на три: корпусообрабатывающий (цех № 17), корпусосборочный (цех № 18) и корпусно-стапельный (цех № 16).
    • Организация машиносчётной станции (МСС).
    • 7 декабря: Создание второго судомонтажного цеха (цех № 40).
  • 1950
    • Освоение процесса литья якорных цепей.
  • 1951
    • Создание сборочно-сварочного цеха (цех № 11).
  • 1951
    • Создание арматурно-крепежного цеха (цех № 39).
  • 1952
    • Создание корпусодостроечного цеха (цех № 12).
    • Создание второго малярного цеха (цех № 22).
    • Начало внедрения строительства судов среднего водоизмещения поточно-позиционным методом.
  • 1953
    • Открытие на заводе филиала Николаевского судостроительного техникума.
    • Создание цеха комплектации (ликвидирован в 1962 году).
  • 1954
    • Создание паропреобразовательных подстанций взамен паро-котельных.
    • Объединение кузнечно-прессового цеха со штамповочным (цех № 6).
  • 1955
    • Строительство регазификационной станции пропан -бутана и подачи его цехам по трубопроводам.
    • Внедрение дробомётного способа очистки металла от окалины и ржавчины.
  • 1956
    • Внедрение процесса литья якорных цепей целыми смычками (изобретение П. Т. Кузьмина).
    • Название завода изменено на «Николаевский судостроительный завод имени И. И. Носенко ».
    • Организация подготовки производства и начало серийного строительства рыбопромысловых судов поточно-позиционным методом.
    • Внедрение способа вычерчивания плаза в масштабе 1:10.
    • Начало строительства китобойных баз проекта 392, сухогрузных судов проекта 567, научно-исследовательских судов и других плавбаз различного назначения.
  • 1957
    • Июль: Упразднение министерства судостроительной промышленности СССР и включение завода в состав Херсонского совнархоза , а в 1963 году - в состав Черноморского совнархоза.
  • 1959
    • Создание Отдела главного сварщика.
  • 1959-1960
    • Спроектировано, изготовлено и установлено 43 стационарных козловых крана, заменивших железнодорожные краны.
  • 1960
    • Внедрение высокотехнологичной сваривающейся низколегированной стали для изделий корпусного литья.
  • 1961
    • Внедрение ультразвуковой дефектоскопии. Внедрение предметной специализации участков и цехов на постройке единичных и малосерийных судов.
    • Постройка станции углекислого газа и подача газа цехам по трубам.
    • Замена сплошных наружных лесов местными подвесными этажерками, люльками и др.
  • 1962
    • Внедрение в широких масштабах электросварки в среде CO 2 .
    • Замена твёрдого и жидкого топлива, а также привозного пропан -бутана природным газом (Шибилинского месторождения), подаваемым по магистральным трубам (газификации завода).
    • Перебазирование медсанчасти завода в трёхэтажное здание общей площадью 5400 м².
    • Начало строительства авианесущих крейсеров проектов 1123, 1143, 1143.3, 1143.4, 1143.5. Строительство продолжалось более тридцати лет.
  • 1964
    • Начало строительства рыбопромысловых и сухогрузных судов и изделий машиностроения на экспорт.
    • Перебазирование в новое здание инструментального цеха (цех № 10).
  • 1965
    • Создание лаборатории НОТ . Начало систематической разработки планов научной организации труда.
    • Упразднение совнархозов и подчинение завода министерству судостроительной промышленности СССР.
  • 1966
    • Окончание стадиона «Судостроитель».
    • Окончание строительства Западной и Южной набережной.
  • 1967
    • Открытие Дворца культуры и техники завода.
    • Организовано строительное управление хозспособа.
    • Построено здание и организован учебный комбинат завода.
    • Построен новый корпусообрабатывающий цех (цех № 17).
  • 1968
    • Создан участок по производству огнестойких слоистых пластиков для деталей зашивки судовых помещений.
    • Название завода изменено на «Черноморский судостроительный завод».
    • Начало строительства кораблей особого назначения - проектов 394, 994, 10221, 1288.4. Строительство продолжалось более двадцати лет.
  • 1969
    • Организация на заводе вычислительного центра (ВЦ).
    • На площадях старого корпусообрабатывающего цеха организован цех металлоконструкций для судового машиностроения (цех № 3).
  • 1970
  • 1971
    • Создание цеха технологического автотранспорта (цех № 28).
  • 1972
    • Реорганизация цехов: первого малярного, деревообрабатывающего и модельного и образование цехов модельно-мебельного (цех № 1) и первого столярно-малярного (цех № 41).
    • Окончена постройка здания инженерно-лабораторного корпуса (ИЛК). Перебазирование отделов заводоуправления в ИЛК.
  • 1973
    • Внедрение комплекса испытаний рыбопромысловых судов у стенки завода без выхода в море.
  • 1974
  • 1975
    • Начало постройки серии сухогрузных судов типа «Атлантика» с горизонтальным способом подачи грузов.
  • 1976
    • Создание и внедрение новой конструкции спускового устройства, механизирующего спусковые работы.
    • Начало строительства нового жилого массива завода на намывной территории («Намыв»).
  • 1977
    • Сентябрь: Награждение завода вторым орденом Ленина за успешное выполнение планов десятой пятилетки.
  • 1978
    • Внедрение системы групповой гидравлики в конструкцию тележечных поездов для передвижки и накатки судов на плавдок.
  • 1979
    • Внедрение технологии изготовления якорных цепей из проката с применением электросварки .
    • Внедрение в широких масштабах агрегатированного монтажа механизмов, устройств и систем на постройке БМТР.
    • Построен и введён в эксплуатацию цех крупнопанельного домостроения (цех № 47).
  • 1980
    • Создание в арматурном цехе (цех № 25) специализированного участка обработки на станках с ЧПУ.
  • 1981
    • Начало развития бригадных форм организации труда с оплатой за конечный результат.
  • 1983
    • Создание совета бригадиров завода.
    • Внедрение процесса оконтуровки секций и блоков с помощью оптических приборов.
    • Завершение монтажа кранов грузоподъёмностью 900 тонн, реконструкции стапелей и начало внедрения крупноблочного строительства судов.
  • 1984
    • Создание цеха автоматики (цех № 30).
  • 1985
    • Внедрение транспортировки объёмных секций массой до 200 тонн автотрейлерами.
    • На северной набережной для подъёма и схода работающих установлены эскалаторы.
  • 1986
    • Промышленное внедрение рекуперации электроэнергии в заводскую сеть при швартовных испытаниях.
  • 1987
    • Создание рабочей группы по подготовке завода к внедрению хозрасчёта и самофинансирования.
    • В Мисхоре построен и начал действовать восьмиэтажный первоклассный дом отдыха «Судостроитель» на 200 мест.
    • В районе северной набережной построена и внедрена в эксплуатацию современная столовая на 860 мест.
  • 1988
    • Создан совет трудового коллектива завода (СТК).
    • Начало строительства новой набережной и подготовки территории для размещения комплекса монтажно-достроечных цехов.
    • Включение в структурную схему управления заводом должности заместителя директора завода по экономике.
    • Состоялась выставка «Опыт ЧСЗ» на ВДНХ .
    • 25.11.1988 спущен на воду ТАКР «Рига», в последующем переименован в «Варяг», не достроен, продан в КНР.
  • 1989
    • Февраль: Первым в области вступил в строй цех крупнопанельного домостроения. Первенец - 114 - квартирный жилой дом.
    • Июнь: Заложен очередной траулер, которому присвоено имя Анатолия Ганькевича .
    • Ушёл на испытания ТАКР «Тбилиси» .
  • 1992
    • Резко сократились объёмы производства на заводе. Но завод выходит из тяжёлого положения, в сборочно-сварочном цехе изготавливаются секции для рефрижераторов завода имени 61 коммунара , секция траулеров для завода «Океан ». 12 февраля была сдана ОТК и Регистру первая секция заказ 201.
    • Вышло решение о порезке ТАКР «Ульяновск» , находящегося на стапеле.
    • Первый корабль ВМС Украины «Славутич», построенный черноморцами, поднял флаг и вышел на ходовые испытания.
    • Первый диффузионный аппарат, изготовленный на ЧСЗ, отправился во Львовскую область в посёлок Красный на сахарный завод.
    • Май: Открылся спорткомплекс на Намыве, построенный «ЧСЗ» для обслуживания заводчан и их семей.
  • 1993
    • ЧСЗ подписал контракт с греческой компанией Avin International SA на строительство трёх танкеров .
    • Июнь: На ЧСЗ побывали премьер-министр Украины Л. Д. Кучма и председатель Совета Министров РФ B. C. Черномырдин . Они побывали на ТАКРе «Варяг ».
    • Июль: На Улице Крылова открылся новый магазин-салон «Наваль». В нём продаётся продукция народного потребления, выпускающаяся на ПО «ЧСЗ».
    • В Коблево на заводской базе отдыха открыт новый современный корпус, рассчитанный на отдых 250 черноморцев и членов их семей в один заезд.
  • 1994
    • Спущен на воду первый танкер-продуктовоз Kriti Amber, строящийся по заказу греческой компании Avin International SA.
  • 1995
  • 1996
  • 1997
  • 1999
  • 2002
  • В 2003 году Черноморский судостроительный завод исключён из списка стратегических предприятий, не подлежащих продаже. Начались переговоры о продаже предприятия.
  • С 2005 года предприятие занималось арендой своих площадей для фирм, подрядчиков, ремонтирующих суда. Из 40 тыс. работников осталось чуть более 2 тыс. человек (в основном администрация).
  • В 2018 году хозяйственный суд Николаевской области признал банкротом ПАО «Черноморский судостроительный завод» В том же году, завод продан за 120 млн. гривен ($4,2 млн.).

В истории существует не так много примеров, когда страна, не будучи побежденной в войне, по своей воле потеряла передовые технологии, науку и наукоемкое производство. Ввергнуть страну в пещерную жизнь, примитивное и беспросветное существование – обычно это является целью оккупантов, запретить развивать технологичные отрасли – это требование победителей в войне.

Но какими врагами собственной страны оказались лидеры «независимой» Украины, с помощью которых страна утратила все достижения, завоеванные умами и усилиями предыдущих поколений!

Волею истории после развала Союза на Украине остались основные мощности по строительству судов – как военных, так и торговых, танкеров и рыболовецких.

Визитной карточкой Николаева были три огромных завода – Черноморский судостроительный, им. 61 коммунара, «Океан». Они были гордостью. Город совершенно привычно именовался «Городом корабелов». Вершиной технологического уровня были, несомненно, военные корабли, построенные на этих заводах.

Миноносцы и большие противолодочные корабли, ударные ракетные крейсера и, конечно, знаменитые авианосцы – все это было свидетельством высочайших достижений в области конструирования, радиолокации, ракетостроения и электроники.

Потребности судостроения диктовали необходимость развития технологий производства турбинных двигателей, создания новых материалов, совершенствования технологий сварки и элементной базы для радиоэлектронных комплексов. Не зря же на судостроение работали десятки НИИ, КБ и смежных производств, расположенных не только в Николаеве.

Сегодня поражают и темпы строительства кораблей в то время. Знаменитый ТАКР «Новороссийск» водоизмещением более 40 тыс. тонн был спущен на воду через три года после утверждения проекта, а еще через три года был введен в состав ВМФ СССР.

Единственный военный корабль, который сейчас якобы строится на стапелях Николаева, – украинский корвет водоизмещением в 20 (двадцать!) раз меньше воздвигается уже более десяти лет, но не видно даже контуров будущего судна.

За сорок последних советских лет с 1950 по 1991 год на Черноморском судостроительном заводе было построено более 500 кораблей, на заводе имени 61 коммунара более тысячи, даже относительно новый завод «Океан» успел построить в советский период более трехсот современных сухогрузов, танкеров, траулеров и научно-исследовательских кораблей.

Спуск корабля на воду тогда был событием масштаба заводской многотиражки, и только выход огромного уникального судна типа авианосца сопровождался небольшим сообщением общегосударственных СМИ и приездом какого-нибудь высокопоставленного представителя Министерства обороны.

Агония кораблестроения была мучительной и затяжной.

Сразу после развала Союза было прекращено строительство авианосца «Ульяновск», который должен был стать самым мощным атомным советским авианосцем и по ударной силе мог бы вполне противостоять американским авианосцам «Энтерпрайз» и «Нимиц». Его корпус был уже сформирован, когда было принято решение полностью ликвидировать программу строительства кораблей, ненужных уже Украине и России.

На производстве появились некие норвежские предприниматели, предложившие построить на заводе несколько Панамаксов (судов, пригодных для пересечения Панамского канала). Для их строительства нужно было срочно освободить стапель, на котором строился «Ульяновск». Одновременно появились дельцы, предлагающие хорошую цену за металл, на который будет порезан недостроенный авианосец.

Руководители производства, неискушенные в системе западного лживого менеджмента, рьяно взялись зарабатывать деньги, распиливая «Ульяновск».

Нужно ли говорить о том, что, когда корабль превратился в груды порезанного металла, моментально исчезли и заказчики Панамаксов и заказчики металлолома.

Более достойная участь постигла авианосец «Варяг», который к началу 90-х был спущен на воду и уже достраивался на плаву.

Ржавеющий памятник советскому кораблестроению, реальная стоимость которого составляла 2-3 миллиарда долларов, купили китайцы за смехотворную сумму в 20 млн. долларов. Якобы этот корабль предназначался под плавучее казино.

Когда это судно было доставлено в Китай, выяснилось, что предусмотрительные покупатели из Поднебесной вывезли и всю техническую документацию на недостроенный корабль, что дало им возможность достроить его в Китае. «Варяг» стал головной болью американского военно-морского флота, став первым китайским авианесущим крейсером под именем «Ляонин».

Для того чтобы навсегда закрыть возможность строительства авианосцев на Черноморском судостроительном заводе, на достроечном причале завода был сооружен огромный зерновой терминал компании «Нибулон», разрезавший причальную стенку.

Может быть, именно за заслуги в уничтожении украинского кораблестроения украинский зернотрейдер «Нибулон» был допущен к торговле зерном по всему миру.

А что сегодня с николаевскими судостроительными заводами?

Даже взорванные стапеля и сгоревшие цеха после Великой Отечественной войны не были факторами безнадежной гибели производства.

Сохраненная в эвакуации оснастка и документация, вернувшиеся с войны опытные мастера, возвращенное оборудование - все это помогло не просто восстановить за несколько лет утраченное, но и нарастить строительство судов, выведя его на новый уровень.

Возвращенный в Николаев из эвакуации Николаевский кораблестроительный институт, а затем вновь организованный судостроительный техникум выпускали немалое количество специалистов, самые передовые технологии осваивались студентами и внедрялись немедленно на производство. Судостроители Николаева стали законодателями стандартов не только в СССР, но и во всем мире.

Что же происходит сегодня?

Зрелище погибших заводов так же трагично, как руины бывшей цивилизации. Развалины цехов, замершие гиганты кранов над стапелями, ржавые останки производственных конструкций… Так, наверное, выглядел Рим через века после захвата его варварами, когда на руинах великого государства с храмами и дворцами паслись козы и лошади крестьян.

И все специалисты в один голос твердят - процесс разрушения вошел в необратимую фазу, возможности восстановить строительство судов в Николаеве утеряны, по всей вероятности, навсегда. Утеряна, разворована или продана вся документация. Разрушены и уничтожены все конструкции – от доков до огромных кранов. Распилено и продано все оборудование, лаборатории, измерительные цеха, станки и автоматизированные линии. Полностью уничтожена проектно-конструкторская база, уничтожено сердце проектирование кораблей - проектный институт «Центр», конструкторские бюро и научно-исследовательские институты, разрабатывающие новые материалы и технологии.

Ну и самое основное – полностью утерян трудовой потенциал этих предприятий, никто не обучает технологов и конструкторов, сварщики и сборщики, которые годами совершенствовали свою квалификацию, ушли, разъехались и смены им нет в принципе.

Когда-то в Николаеве в судостроительной отрасли трудилось около ста тысяч человек.

Сегодня несколько сот сторожей и охранников бродят по сотням гектаров пустырей и по заросшим травой причалам. На трех заводах в целом работают по ремонту малых судов около двух-трех тысяч сотрудников. Последним шансом возобновить производство был визит Дмитрия Рогозина в 2013 году, перед самым Евромайданом.

Тогда Россия задумалась над созданием авианосного флота для страны. И всерьез рассматривала Николаев как базу для его возрождения. Было понятно, что, для того чтобы вдохнуть жизнь в эти развалины, потребуются миллиарды долларов и объединение научных школ всего Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Но Евромайдан и последовавший за ним переворот поставили жирную точку на этих благих намерениях.

Под громкие лозунги о евроинтеграции и европейских ценностях Украина, видимо, окончательно выбыла из списка стран с передовыми технологиями и своей научной школой.

Весь мир, затаив дыхание и замерев от возмущения, переживал о варварском уничтожении жемчужины мировой цивилизации – Пальмиры.

Религиозные фанатики ИГИЛ, ограниченные и ненавидящие чуждое и непонятное, взрывали и сбивали ломами бесценные сокровища человеческой истории.

Но почему-то никто не задумывается, что на Украине к власти пришли такие же варвары, которые ненавидят достижения науки, технологий и производственной культуры как непонятное и чуждое…

Их руками последовательно уничтожается то, что они презрительно называют «совковыми неконкурентоспособными монстрами». Жертвой этих дикарей в европейских костюмах пали самые высокотехнологичные отрасли украинской промышленности.

Их недалекому уму не понять, что, убивая науку и производство, они лишают Украину, в любви к которой они клянутся, завтрашнего дня и перспективы для будущих поколений.