Оружие для элиты: что выбирает спецназ ФСБ и белорусская «Альфа. Полицейское оружие россии Стрелково-гранатометный комплекс «Тишина»

Оружие для элиты: что выбирает спецназ ФСБ и белорусская «Альфа. Полицейское оружие россии Стрелково-гранатометный комплекс «Тишина»

Специальная служба, которая осуществляет в пределах полномочий задач по обеспечению безопасности РФ.

Эта служба наделена правом проведения предварительных следствий, дознаний, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Предусматривается федеральная государственная служба для гражданского населения и военная служба.

Руководит данным органом непосредственно президент РФ.

Структура ФСБ

В своей структуре ФСБ имеет департаменты, управления, службы, различные подразделения, которые осуществляют деятельность органов СБ, а еще подразделения, которые наделены управленческими функциями. Также в структуру входят органы которыми являются отделы (или управления) Федеральной СБ по различным субъектам России. Кроме них, еще в структуру входят те органы безопасности, которые осуществляют контроль за войсками. Это отделы, которые располагаются в вооруженных силах, воинских формированиях, различных войсках и органах, которые ими управляют. В структуру входят и пограничные органы. Это отделы, отряды или управления Федеральной службы безопасности РФ по несению

Сотрудники ФСБ

Прежде чем пытаться попасть на работу, нужно понять, чем занимается внештатный сотрудник ФСБ. Среди сотрудников службы есть деление на несколько групп: штатные и внештатные.

Штатные сотрудники официально числятся в рядах ФСБ, имеют удостоверения, подтверждающие их принадлежность к данному органу власти. Круг их полномочий жестко регулируется служебными положениями и законодательством. За превышение полномочий данные сотрудники несут уголовную или административную ответственность, в зависимости от состава преступления и силы проступка.

Внештатные сотрудники не оформляются официально. Их сотрудничество нигде не фиксируется и происходит на добровольной основе.

Устраиваясь на работу внештатным сотрудником, можно попасть в любое из подразделений службы безопасности страны - в пограничные отряды или воинские формирования.

Кто такой внештатный сотрудник

Внештатный сотрудник ФСБ имеет статус, отличающийся от штатного работника.

Отдельных лиц, с их согласия, органы ФСБ могут приглашать к сотрудничеству для решения обязанностей, которые возложены на саму ФСБ. Привлечение может происходить на внештатной основе. Это означает, что человек, который пришел работать, нигде не числится в официальных документах органов. Он на добровольной основе. В большинстве случаев данный сотрудник не получает вознаграждения и не является кадровым служащим.

Полномочия

Внештатный сотрудник ФСБ наделен полномочиями, которые определяются нормативными документами федерального органа в области безопасности. Деятельность внештатного сотрудника контролируется лицом, уполномоченным к этому вышестоящим руководством. Действия этого сотрудника регламентируются Законодательством Российской Федерации.

Внештатный сотрудник не является лицом, несущим официальную службу в органах. Несмотря на это, его действия также жестко контролируются и регламентируются. Такому работнику не выдается Его сотрудничество носит исключительно информативный характер. Применение незаконных методов получения информации, манипулирование данными и предоставление заведомо ложных фактов повлекут за собой ответственность, определять степень которой будет суд.

Принимая участие в различных операциях по противодействию терроризму или обороту наркотических средств, внештатный сотрудник должен самостоятельно оценивать опасность или безопасность ситуации для него. Применять оружие или насильственные меры он не имеет права. В случае невыполнения договоренностей или превышения полномочий, служба может отказаться от услуг внештатного сотрудника. Для расторжения сотрудничества не нужно писать заявление на увольнение, отрабатывать 14 дней и прочее. Моменты, предусмотренные законодательством, распространяются только на тех лиц, которые оформлены официально. Остальные условия регулируются соглашением между внештатным сотрудником и СБ.

Права

Внештатный сотрудник ФСБ права и обязанности имеет почти такие же, как и сотрудники, находящиеся в штате.

Лицо, оказывающее содействие органам ФСБ, имеет право:

  • заключить конфиденциальный контракт с органами ФСБ;
  • получать от работников службы пояснения к своим задачам, правам и обязанностям;
  • для сохранения конфиденциальности личности использовать документы, зашифрованные в целях конспирации;
  • получать за работу вознаграждение;
  • за ущерб, нанесенный имуществу или здоровью во время сотрудничества, получать компенсацию.

Обязанности

Работа внештатным сотрудником ФСБ предполагает выполнение обязанностей:

  • соблюдать оговоренные в контракте или договоре о взаимодействии условия;
  • выполнять необходимые поручения от органов ФСБ;
  • не предоставлять умышленно неправдивую, необъективную, клеветническую информацию;
  • не или любые сведения, имеющие отношение к заданию.

Кроме того, существует ряд запретов, которые нельзя нарушать ни под каким предлогом:

  • привлекать на основе контракта депутатов, прокуроров, судей, несовершеннолетних, адвокатов, священнослужителей или лиц, официально зарегистрированных в религиозных организациях.

Сведения о сотрудниках, работающих вне штата, могут быть преданы гласности только после получения письменного разрешения этих лиц и только в тех случаях, которые предусмотрены федеральными законами.

Контроль

Исполнение законов органами Федеральной службы безопасности отслеживает Генеральный прокурор Российской Федерации, а также прокуроры, которые им уполномочены для осуществления данных мероприятий. Информация о лицах, которые оказали или еще продолжают оказывать помощь на основе конфиденциальности, а также информация о методах, средствах, тактиках и методиках деятельности под надзор прокурора не попадают.

Что делают внештатные сотрудники

Кто же такой - внештатный сотрудник ФСБ? Что это такое - оказание содействия?

По сути, внештатники - это те люди, которые практически всегда оказывают помощь органам. Они принимают участие во всевозможных рейдах или облавах по торговым точкам, оказывают помощь в выявлении административных правонарушений, получают для органов полезную и необходимую информацию.

Часто они осуществляют помощь на больших мероприятиях, где бывает много людей. К примеру, на матчах по футболу. Чаще всего они не получают за свою работу денег, но при этом могут получить грамоту, благодарность.

В чем суть работы

Внештатный сотрудник ФСБ, по сути, всячески содействует официальному органу власти. Выполняя различные поручения, человек помогает осуществлять надзор за безопасностью страны.

Как стать таким сотрудником

Для того чтобы пополнить ряды госслужащих, необходимо разобраться, как стать внештатным сотрудником ФСБ России.

В первую очередь, наиболее исчерпывающую информацию может предоставить территориальный орган ФСБ РФ в городе. Для получения ответа по интересующим вопросам необходимо прийти в отделение ФСБ в городе и попроситься на прием.

В одном из кабинетов можно задать вопрос, как стать внештатным сотрудником ФСБ. Так, желающего проведут в необходимый отдел.

Попав в необходимый кабинет, необходимо быть готовым к тому, что будут задавать много различных вопросов. Вопросы могут быть из области личной жизни, карьеры, работы, увлечений, планов, поездок за границу. Готовность к таким провокационным и глубоким вопросам избавит от лишнего стресса.

При встрече с сотрудником, ответственным за принятие решений или уполномоченным к этому, необходимо быть готовым предложить что-то органам ФСБ. Необходимо четко понимать, зачем сотрудничество нужно самой структуре. Человеку, просто влюбленному в романтику службы в специальных органах, будет непросто понимать разницу между тем, что показано в фильмах, и тем, с чем на самом деле сталкиваются работники спецслужб. Только тот человек, который четко осознает всю ответственность службы в ФСБ, пусть и внештатной, сможет получить разрешение на сотрудничество.

Часто в городских подразделениях специальных служб могут быть анкеты, заполнив которые, рядовой гражданин может ожидать звонка с приглашением провести беседу. Такие анкеты содержат большое количество вопросов различной тематики, в том числе личной информации. Полная картина, составленная сотрудником на основании анализа анкеты и общения с кандидатом, поможет сложить правильное впечатление о человеке.

Мало кто знает, что этот человек - внештатный сотрудник ФСБ. Как им стать - информации мало. А с учетом того, что деятельность относится к безопасности государства, то рассказывать об этом категорически запрещено.

Условия сотрудничества

Чаще всего, для того чтобы работать как внештатный сотрудник ФСБ, необходимо подходить под требования:

  • не иметь судимостей;
  • быть здоровым физически и психологически;
  • пройти проверку у медицинских специалистов.

О работе - от сотрудников

В сети можно найти ограниченный объем информации о том, как на самом деле проводится работа в такой должности. Внештатный сотрудник ФСБ отзывы о своей деятельности не оставляет по нескольким соображениям:

  1. Служба связана с опасными элементами, группировками и подлежит секретности.
  2. Разглашение информации, касающейся работы спецслужб, карается законодательством.
  3. В случае сотрудничества с ФСБ по вопросам, связанным с оборотом наркотиков или противодействием терроризму, разглашение информации о своей личности может быть опасно для самого сотрудника или членов его семьи.

Как себя обезопасить

Многие граждане, задумавшись о сотрудничестве с органами, задаются вопросом о том, как защитить себя в случае непредвиденных ситуаций.

Есть информация, что внештатный сотрудник ФСБ, расписка которому предоставляется от самой службы, может на основании этой записки обратиться в суд и обжаловать какие-либо действия/бездействие. Однако судить о юридической силе и реальности такой записки сложно. Чаще всего сотрудничество ведется на договорной основе, а расписки не выдаются. Однако если расписка была дана, то необходимо проследить, чтобы моменты, перечисленные в ней, были указаны четко и без двоякого смысла.

Кого берут на работу чаще всего

Представители официальных органов сообщают в интервью, что чаще всего на работу берут действительно патриотичных людей. Тех, у кого фанатично горят глаза, избегают, чтобы не провоцировать организации, за которыми устанавливается наблюдение. Кроме того, фанатики сложно контролируемы. Хоть такие сотрудники и не состоят на учете в штате, ответственность за их действия может быть возложена на структуру службы безопасности.

В связи с тем что финансирование для таких работников ограничено, материальное поощрение за сотрудничество применяется крайне редко. Это могут быть ценные подарки или благодарственные грамоты, но бывает такое редко. В связи с этим те, кто рассматривает такую работу как возможность получения дополнительного заработка, будут разочарованы. Сотрудничество осуществляется на бесплатной основе.

Именно из-за отсутствия дополнительных финансов и берут на работу настоящих патриотов. Человек, который хочет защищать свою страну и свое государство на добровольной основе, будет полезен значительно больше, чем желающий на безопасности своей страны заработать.

Ограничения

Обычно для данной позиции особых требований нет. Могут стать препятствием яркие татуировки или модификации тела, неординарный цвет волос. Факторы, которые привлекают к себе дополнительные взгляды, могут негативно отразиться на безопасности внештатника.

Где работать

Расскажут о том, где требуется внештатный сотрудник ФСБ, вакансии. Москва и область объявления о наборе таких сотрудников размещают чаще всего. Найти такую информацию можно на сайтах официальных подразделений или непосредственно на доске обращений в городском подразделении ФСБ.

В Москве есть возможность обратиться сразу на Лубянку, по адресу: дом 2. Посетив комплекс зданий, входящих в подотчетные, можно получить полный перечень информации о кадрах, которые требуются в конкретный момент, а также оставить заявку, заполнив для этого анкету или опросный листок и оставив свои контактные данные.

В зависимости от того, где будут требоваться люди, можно получить распределение или предложение сотрудничества в одной из структур, которые входят в службу. Чаще всего набор внештатных сотрудников открывает пограничная служба и органы безопасности в войсках. Для этих двух подразделений помощь никогда не бывает лишней. Как в борьбе с незаконными проникновениями на территорию страны, а также при ввозе или вывозе товаров, продуктов, прочих предметов, так и в рядах армии необходимы люди, которые смогут проявить дополнительную бдительность.

Разработана в конце 1990-х годов на основе биатлонной винтовки для вооружения ОМОНа и спецназа ФСБ. При невысоких для снайперского оружия баллистических характеристиках обладает очень высокой точностью стрельбы и тихим звуком выстрела.
Перезаряжание осуществляется вручную. Магазин отъёмный, вмещает 10 патронов.
Ложа симметричной формы (одинаково удобная для стрельбы с левой и правой руки), состоит из двух частей. Приклад отъемный, скелетной конструкции, оснащён затыльником и щекой. В нижней части приклада под откидывающейся крышкой предусмотрено место для двух запасных магазинов. Вместо приклада может быть установлена пистолетная рукоятка. В цевье имеется паз для крепления регулируемой по высоте двуногой сошки.
На винтовках первых лет выпуска ложа и приклад были изготовлены из лакированного дерева, однако в 2007 году СВ-99 получила ложу и приклад из прочной авиационной многослойной фанеры темно-зеленого цвета по типу СВ-98, а в 2009 году - усовершенствованный вариант ложи и приклада из черной пластмассы.
Открытых прицельных приспособлений нет, но винтовка имеет крепление типа "ласточкин хвост" для установки оптического прицела.
Какие же специальные задачи выполняют подразделения специального назначения с помощью такого слабого и недальнобойного (слово-то какое!), почти игрушечного оружия?
1. Скрытное уничтожение живой силы противника, не защищённой индивидуальными средствами защиты. Используемый патрон калибра.22 LR даёт очень тихий и точный выстрел на коротких дистанциях. «Точность выстрела таким патроном на 20−30 метрах просто потрясающая, а слабая отдача позволяет сделать два-три очень точных выстрела подряд. При сочетании с глушителем звук выстрела уже не слышен даже с двух шагов при обычном шумовом фоне на улице города, а правильно подобранный боеприпас способен нанести довольно серьезное ранение преступнику». Кстати, выстрелом из этого оружия на расстоянии до 100 м поражаются не только люди, но и служебные собаки.
2. Скрытное поражение технических средств противника. Правда, не всяких технических средств, а лишь тех, которые поражаются таким слабым патроном, как.22 LR. Средства освещения, видеокамеры, блоки сигнализации, коробки электрораспределения, средства радиосвязи, колёса автомобилей… Т. е, другими словами, малокалиберная снайперская винтовка с глушителем - это почти идеальное средство подготовки плацдарма для штурма тех объектов, к которым технически возможно приблизиться на дальность прямого выстрела из малокалиберной винтовки (50−70 м.)
Надо сказать, что, заказывая разработку такого своеобразного оружия, как «снайперская мелкашка», российские военные не были первопроходцами в этой области. Американские спецподразделения используют малокалиберное оружие калибра.22 LR с тех самых пор, как подобное оружие появилось на свет, с конца 19-го века. И, судя по всему, отказываться от него пока не собираются.

Федеральный закон
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

от 30.12.2015 № 468-ФЗ


Принят Государственной Думой
22 декабря 2015 года

Статья 1

Внести в Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 17, ст. 594; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 16, ст. 1861; 1996, № 50, ст. 5610; 2003, № 27, ст. 2700; 2005, № 10, ст. 763; 2010, № 23, ст. 2792; 2011, № 7, ст. 901; 2014, № 52, ст. 7557) следующие изменения:
1) в статье 35:
а) часть шестую после слов «вооруженного нападения с их стороны,» дополнить словами «совершения ими террористического акта»;
б) в части восьмой слова «иных органов федеральной службы безопасности, а также военнослужащие» исключить;
2) в статье 36 слова «Федеральным законом «О полиции» заменить словами «Федеральным законом «О федеральной службе безопасности».

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 15, ст. 1269; 2000, № 1, ст. 9; № 46, ст. 4537; 2002, № 19, ст. 1794; № 30, ст. 3033; 2003, № 2, ст. 156; № 27, ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 10, ст. 763; 2006, № 17, ст. 1779; № 31, ст. 3452; 2007, № 28, ст. 3348; № 31, ст. 4008; № 50, ст. 6241; 2008, № 52, ст. 6235; 2010, № 31, ст. 4207; № 42, ст. 5297; 2011, № 1, ст. 32; № 29, ст. 4282; № 30, ст. 4589; № 50, ст. 7366; 2013, № 19, ст. 2324; № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; № 51, ст. 6689; 2014, № 19, ст. 2335; № 26, ст. 3365, 3384) следующие изменения:
1) часть третью статьи 7.1 изложить в следующей редакции:
«Органы федеральной службы безопасности без лицензирования разрабатывают, создают, приобретают и используют средства вооружения и оснащения, включая специальные технические и иные средства, приобретают и используют боевую технику, боевое ручное стрелковое и холодное оружие, принятое на вооружение органов федеральной службы безопасности в установленном законодательством Российской Федерации порядке, другое служебное и гражданское оружие (далее - оружие) и боеприпасы к нему.»;
2) в части первой статьи 13:
а) пункт «у» изложить в следующей редакции:
«у) применять боевую технику, оружие, специальные средства, принятые на вооружение органов федеральной службы безопасности, физическую силу, а также разрешать военнослужащим органов федеральной службы безопасности хранение и ношение табельного оружия и специальных средств;»;
б) дополнить пунктом "я.1" следующего содержания:
«я.1) осуществлять действия, предусмотренные пунктом «я» настоящей части, и получать, учитывать, хранить, классифицировать, использовать, выдавать и уничтожать биометрические персональные данные об особенностях строения папиллярных узоров пальцев и (или) ладоней рук человека, позволяющие установить его личность, в рамках осуществления пограничного контроля в отношении лиц, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, при наличии у таких лиц признаков, указывающих на возможность их склонения к террористической деятельности, вербовки или вовлечения иным способом в террористическую деятельность. Перечень указанных признаков и порядок получения, учета, хранения, классификации, использования, выдачи и уничтожения указанных биометрических персональных данных, получения биологического материала и осуществления обработки геномной информации в рамках пограничного контроля определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.»;
3) статью 14 изложить в следующей редакции:

«Статья 14. Право на применение боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности имеют право на применение боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы лично или в составе подразделения (группы), а командиры (начальники) имеют право отдавать приказы об их применении в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок применения военнослужащими органов федеральной службы безопасности боевой техники определяется Правительством Российской Федерации.
В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, военнослужащий органов федеральной службы безопасности при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении органов федеральной службы безопасности оружие.
Военнослужащие органов федеральной службы безопасности, участвующие в защите Государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории, применяют боевую технику, оружие, специальные средства и физическую силу в соответствии с Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации».
Военнослужащие органов федеральной службы безопасности не несут ответственность за вред, причиненный лицам и организациям при применении боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы, если применение боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Возмещение такого вреда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;

4) дополнить статьей 14.1 следующего содержания:

«Статья 14.1. Проникновение в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории

Органы федеральной службы безопасности защищают право каждого на неприкосновенность жилища.
Военнослужащие органов федеральной службы безопасности не вправе проникать в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Проникновение военнослужащих органов федеральной службы безопасности в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:
а) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
б) для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления;
в) для пресечения преступления;
г) для установления обстоятельств несчастного случая;
д) для задержания лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния.
При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, военнослужащие органов федеральной службы безопасности вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.
Военнослужащие органов федеральной службы безопасности, осуществляющие проникновение в жилое помещение, обязаны:
а) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников органов федеральной службы безопасности или может повлечь иные тяжкие последствия;
б) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;
в) не разглашать ставшие известными им в связи с проникновением в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;
г) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте проникновения в жилое помещение.
О каждом случае проникновения военнослужащих органов федеральной службы безопасности в жилое или иное помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются в порядке, установленном руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
О каждом случае проникновения военнослужащих органов федеральной службы безопасности на земельный участок при обстоятельствах, указанных в части четвертой настоящей статьи, в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируется в порядке, установленном руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, собственник земельного участка или его законный представитель, если такое проникновение было осуществлено в его отсутствие, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
О каждом случае проникновения военнослужащих органов федеральной службы безопасности в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан в течение 24 часов письменно уведомляется прокурор или суд (судья) в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Органы федеральной службы безопасности принимают меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, предусмотренными частью четвертой настоящей статьи.»;

5) дополнить статьей 14.2 следующего содержания:

«Статья 14.2. Порядок применения оружия, специальных средств и физической силы

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности перед применением оружия, специальных средств и физической силы обязаны предупредить лиц, в отношении которых предполагается применение оружия, специальных средств и физической силы, о том, что они являются сотрудниками органов федеральной службы безопасности, о своем намерении, предоставив им при этом возможность и время для выполнения законных требований военнослужащих органов федеральной службы безопасности. В случае применения оружия, специальных средств и физической силы в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из военнослужащих органов федеральной службы безопасности, входящих в подразделение (группу).
Военнослужащие органов федеральной службы безопасности имеют право не предупреждать о своем намерении применить оружие, специальные средства и физическую силу, если промедление в их применении создаст непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, сотрудников органов федеральной службы безопасности либо может повлечь иные тяжкие последствия, а также при отражении нападения на объекты, специальные грузы и транспортные средства органов федеральной службы безопасности.
Военнослужащие органов федеральной службы безопасности при применении оружия, специальных средств и физической силы действуют с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются оружие, специальные средства и физическая сила, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом военнослужащие органов федеральной службы безопасности обязаны стремиться к минимизации любого ущерба.
Военнослужащие органов федеральной службы безопасности обязаны оказать лицам, получившим телесные повреждения в результате применения оружия, специальных средств или физической силы, первую помощь, а также принять меры по предоставлению им медицинской помощи в возможно короткий срок.
О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения военнослужащими органов федеральной службы безопасности оружия, специальных средств или физической силы в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов уведомляется прокурор.
О каждом случае применения оружия, а также о каждом случае применения физической силы или специальных средств, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, военнослужащие органов федеральной службы безопасности обязаны доложить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего органа федеральной службы безопасности (подразделения органа федеральной службы безопасности) не позднее 24 часов с момента появления реальной возможности представить соответствующий рапорт.
В составе подразделения (группы) военнослужащие органов федеральной службы безопасности применяют оружие, специальные средства и физическую силу в соответствии с настоящим Федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (старшего группы).»;

6) дополнить статьей 14.3 следующего содержания:

«Статья 14.3. Применение оружия

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности имеют право лично или в составе подразделения (группы) применять оружие в следующих случаях:
а) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
б) для пресечения попытки завладения оружием, специальными грузами, транспортными средствами, боевой техникой органов федеральной службы безопасности;
в) для освобождения заложников, пресечения террористических и иных преступных посягательств;
г) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья, собственности, государственной власти, общественной безопасности и общественного порядка, пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
д) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
е) для отражения группового или вооруженного нападения на объекты органов федеральной службы безопасности, здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов;
ж) для пресечения побега из мест принудительного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах «д» и «е» части первой настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.
Военнослужащие органов федеральной службы безопасности также имеют право применять оружие:
а) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования военнослужащих органов федеральной службы безопасности об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
б) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудников органов федеральной службы безопасности;
в) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 14.1 настоящего Федерального закона;
г) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.
Запрещается применять оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен военнослужащему органов федеральной службы безопасности, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудников органов федеральной службы безопасности, либо террористического акта.
Военнослужащий органов федеральной службы безопасности не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица, за исключением случаев применения огнестрельного оружия в целях предотвращения (пресечения) террористического акта, освобождения заложников, отражения группового вооруженного нападения на критически важные и потенциально опасные объекты или объекты, здания, помещения, сооружения органов государственной власти.»;

7) дополнить статьей 14.4 следующего содержания:

«Статья 14.4. Гарантии личной безопасности вооруженных военнослужащих органов федеральной службы безопасности

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности имеют право обнажить оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 14.3 настоящего Федерального закона.
При попытке лица, задерживаемого военнослужащим органов федеральной службы безопасности с обнаженным оружием, приблизиться к военнослужащему органов федеральной службы безопасности, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его оружию военнослужащий органов федеральной службы безопасности имеет право применить оружие в соответствии с пунктами "а" и "б" части первой статьи 14.3 настоящего Федерального закона.»;

8) дополнить статьей 14.5 следующего содержания:

«Статья 14.5. Применение специальных средств

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности имеют право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:
а) для отражения нападения на граждан, сотрудников органов федеральной службы безопасности, объекты, специальные грузы и транспортные средства органов федеральной службы безопасности;
б) для пресечения преступления или административного правонарушения;
в) для пресечения сопротивления, оказываемого военнослужащему органов федеральной службы безопасности;
г) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
д) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление или воспрепятствовать исполнению военнослужащим органов федеральной службы безопасности возложенных на него служебных обязанностей;
е) для доставления в служебные помещения органов федеральной службы безопасности, других государственных органов лиц, совершивших преступления или административные правонарушения, для конвоирования и охраны задержанных лиц, а также для пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления военнослужащему органов федеральной службы безопасности, причинения вреда окружающим или себе;
ж) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств, земельных участков;
з) для пресечения массовых беспорядков и блокирования движения групп лиц, совершающих противоправные действия;
и) для защиты объектов органов федеральной службы безопасности и пресечения действий групп лиц, нарушающих их деятельность;
к) для обезвреживания, уничтожения взрывных устройств, взрывоопасных объектов (предметов) и других аналогичных устройств и предметов, а также муляжей таких устройств и предметов.
Военнослужащие органов федеральной службы безопасности имеют право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение оружия.
Военнослужащим органов федеральной службы безопасности запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудников органов федеральной службы безопасности.
Иные ограничения, связанные с применением военнослужащими органов федеральной службы безопасности специальных средств, могут быть установлены руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частью третьей настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным пунктами «а» - «ж» части первой статьи 14.3 настоящего Федерального закона.»;

9) дополнить статьей 14.6 следующего содержания:

«Статья 14.6. Применение физической силы

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности имеют право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, в следующих случаях:
а) для пресечения преступления или административного правонарушения;
б) для задержания и доставления в служебные помещения органов федеральной службы безопасности, других государственных органов лиц, совершивших преступления или административные правонарушения;
в) для преодоления противодействия законным требованиям военнослужащих органов федеральной службы безопасности.
Военнослужащие органов федеральной службы безопасности имеют право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации разрешено применение специальных средств или оружия.»;

10) в статье 16:
а) часть третью дополнить пунктом «ж» следующего содержания:
«ж) употребления ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.»;
б) часть пятую изложить в следующей редакции:
«Военнослужащие и гражданский персонал органов федеральной службы безопасности, имеющие зарегистрированное за пределами Российской Федерации право собственности на имущество, обязаны в срок, определенный руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, принять меры по его отчуждению. В случае невозможности принятия таких мер в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находится имущество, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от воли указанных лиц, такие меры должны быть приняты в течение одного года со дня, когда стало возможно их принятие. Каждый случай невыполнения таких требований подлежит рассмотрению в установленном порядке на заседании аттестационной комиссии.»;
11) в статье 16.1:
а) дополнить новыми частями шестой и седьмой следующего содержания:
«Типовые должностные регламенты по воинским должностям утверждаются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
На военнослужащих и гражданский персонал органов федеральной службы безопасности оформляются личные дела. Порядок ведения и хранения личных дел военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и не должен противоречить законодательству Российской Федерации.»;
б) части шестую - восьмую считать соответственно частями восьмой - десятой;
12) в статье 16.2:
а) часть шестую изложить в следующей редакции:
«Военнослужащим и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности допускается устанавливать контакты с лицами, в отношении которых заведомо известно, что они являются иностранными гражданами, обращаться в зарубежные средства массовой информации, иностранные, международные организации, а также в некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, в порядке и на условиях, которые определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.»;
б) дополнить частями седьмой - девятой следующего содержания:
«Сотрудникам органов федеральной службы безопасности, их супругам и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, если это не обусловлено решением задач оперативно-служебной деятельности.
Военнослужащие и гражданский персонал органов федеральной службы безопасности могут размещать свои персональные данные в социальных сетях, блогах (микроблогах) и иных сетевых сообществах информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
В целях обеспечения собственной безопасности органов федеральной службы безопасности руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности может определять виды транспорта и маршруты проезда военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности с одной части территории Российской Федерации на другую ее часть в случаях, если такой проезд наземным транспортом возможен транзитом через территорию иностранного государства, а также устанавливать размеры и порядок компенсации военнослужащим и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности дополнительных расходов, связанных с таким проездом.»;
13) дополнить статьей 16.3 следующего содержания:

«Статья 16.3. Служебное удостоверение

Служебное удостоверение сотрудника органов федеральной службы безопасности является документом, подтверждающим личность, должность, права и полномочия, предоставленные сотруднику органов федеральной службы безопасности настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право на хранение и ношение табельного оружия и специальных средств.
Образцы служебных удостоверений, порядок выдачи служебных удостоверений и категории сотрудников органов федеральной службы безопасности, которым выдается служебное удостоверение, определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
При исполнении сотрудниками органов федеральной службы безопасности служебных обязанностей им могут выдаваться нагрудные знаки (жетоны), позволяющие идентифицировать их личность, в случаях и порядке, которые определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.".

Статья 3

Статью 17 Федерального закона от 10 января 1996 года № 5-ФЗ «О внешней разведке» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 143; 2000, № 46, ст. 4537; 2004, № 35, ст. 3607; 2007, № 8, ст. 934; 2014, № 26, ст. 3365) дополнить частями тринадцатой - пятнадцатой следующего содержания:
«Военнослужащим, государственным гражданским служащим и работникам органов внешней разведки Российской Федерации допускается устанавливать контакты с лицами, в отношении которых заведомо известно, что они являются иностранными гражданами, обращаться в зарубежные средства массовой информации, иностранные, международные организации, некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, а также размещать свои персональные данные в социальных сетях, блогах (микроблогах) и иных сетевых сообществах информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке и на условиях, которые определяются руководителем органа внешней разведки Российской Федерации либо руководителем федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится орган внешней разведки Российской Федерации.
Военнослужащим и государственным гражданским служащим органов внешней разведки Российской Федерации, их супругам и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, если это не обусловлено решением задач разведывательной деятельности.
Военнослужащие, государственные гражданские служащие и работники органов внешней разведки Российской Федерации, имеющие зарегистрированное за пределами Российской Федерации право собственности на имущество, обязаны в срок, определенный руководителем органа внешней разведки Российской Федерации либо руководителем федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится орган внешней разведки Российской Федерации, принять меры по его отчуждению. В случае невозможности принятия таких мер в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находится имущество, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от воли указанных лиц, такие меры должны быть приняты в течение одного года со дня, когда стало возможно их принятие. Каждый случай невыполнения таких требований подлежит рассмотрению в установленном порядке на заседании аттестационной комиссии.».

Статья 4

1. Сотрудники органов федеральной службы безопасности, а также военнослужащие и государственные гражданские служащие органов внешней разведки Российской Федерации, их супруги и несовершеннолетние дети, имеющие на день вступления в силу настоящего Федерального закона счета (вклады), наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеющие и (или) пользующиеся иностранными финансовыми инструментами либо получившие их в порядке наследования после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны в срок, определенный руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности либо руководителем органа внешней разведки Российской Федерации (руководителем федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится орган внешней разведки Российской Федерации), закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов, если иное не обусловлено решением задач оперативно-служебной или разведывательной деятельности. Если указанные лица не могут выполнить требования, предусмотренные настоящей частью, в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находятся счета (вклады), осуществляется хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке и (или) имеются иностранные финансовые инструменты, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от их воли, такие требования должны быть выполнены в течение трех месяцев со дня, когда стало возможно их выполнение. Каждый случай невыполнения таких требований подлежит рассмотрению в установленном порядке на заседании аттестационной комиссии.
2. В случае невыполнения требований, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, по истечении сроков, указанных в части 1 настоящей статьи, сотрудники органов федеральной службы безопасности и сотрудники органов внешней разведки Российской Федерации могут быть уволены со службы (работы) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
30 декабря 2015 года
№ 468-ФЗ

В начале сентября на станции метро «Курская» в Москве погиб сотрудник патрульно-постовой службы Андрей Райский: полицейского убила пуля из его же пистолета Макарова. За последнее время это уже не первый случай, когда табельное оружие не только не помогает полицейским, а даже обращается против них. И это при том, что злоумышленники с каждым годом все чаще нападают на стражей порядка. Вывод неутешительный: с огневой подготовкой у российских полицейских большие проблемы. В непростых взаимоотношениях стражей порядка с их табельным оружием разбиралась .

Потерпевшие в погонах

В последние два месяца в России было совершено сразу несколько громких нападений на полицейских, в ходе которых стражи порядка проявили удивительную беззащитность. 27 июля у посольства Словакии в Москве 17-летний юноша с ножом на 30-летнего капитана полиции, командира взвода специального полка полиции по охране дипломатических представительств. Капитан получил несколько ножевых ранений, в том числе проникающее в грудь, и был госпитализирован. Табельное оружие он не применил. Напавший на полицейского сбежал; его задержали спустя два дня.

23 августа 31-летний уроженец Кабардино-Балкарии Ренат Кунашев в переулке Сивцев Вражек, неподалеку от главного здания , из травматического пистолета Стечкина, переделанного под боевой патрон, стрелять по двум полицейским. Стражи порядка открыли ответный огонь из табельного оружия. На записи видно, что перестрелка в узком переулке длится полминуты, при этом Кунашев даже не пытается укрыться от пуль, в то время как полицейские прячутся за машинами. Нападавший, по разным данным, успел сделать от 10 до 20 выстрелов, ранив одного полицейского в ногу. В конце концов Кунашев получил пулю в голову, ранение оказалось смертельным.

Youtube / Следственный комитет Российской Федерации

Вечером 21 августа 23-летний житель Московской области, вооруженный ножом, на двоих полицейских в Клину. Чтобы остановить нападавшего, они стреляли в воздух, что не возымело никакого действия. В итоге налетчика все же скрутили, но он успел ранить обоих стражей порядка.

Наконец, в ночь на 3 сентября сотрудника патрульно-постовой службы (ППС) Андрея Райского мертвым в служебном помещении на станции метро «Курская»; причиной его смерти стало огнестрельное ранение в голову. По подозрению в совершении преступления задержали 42-летнего приезжего из Оренбурга Нурлана Муратова. Как считает следствие, Райский остановил Муратова для проверки и отвел его в служебное помещение. Там Муратов выхватил у полицейского табельный пистолет и застрелил его. По другой версии, которая, впрочем, вызывает сомнения, обвиняемый несколько раз ударил Райского тупым предметом по голове, но тот успел достать пистолет и выстрелить, однако пуля срикошетила в тесном помещении и попала ему в глаз.

Во всех случаях табельное оружие полицейским никак не помогло. При нападении у посольства Словакии полицейский его даже не применил; в Клину патрульные почему-то стреляли в воздух; в случае на «Курской» страж порядка, судя по всему, погиб от своего же пистолета. Правда, во время перестрелки у здания МИД полицейские все же застрелили нападавшего, однако до этого они вдвоем полминуты пытались попасть в противника, который стоял недалеко от них как живая мишень, даже не пытаясь спрятаться! Страшно подумать, что было бы, окажись на месте этого стрелка какой-нибудь боевик с серьезным оружием.

Оружейный бардак

По словам Владимира Воронцова, основателя сообщества «Омбудсмен полиции», сегодня в столице действует Центр специальной боевой подготовки (ЦСБП) - он расположен на западе Москвы. Полицейские хорошо отзываются о его инструкторах и методиках. Но есть одна проблема: Центр не в состоянии охватить весь столичный гарнизон полиции.

Для сотрудников, работающих «на земле», стрельбы проходят раз или два раза в месяц, - говорит Воронцов. - Что это за занятия? Вытащить пистолет из кобуры и поразить мишень тремя пулями за десять секунд (упражнение №2). Вот и все. Но на такие занятия руководство не может направить сотрудников без нарушения их трудовых прав. К примеру, сотрудник ППС работает день-ночь. По идее, его нужно приказом вызывать на стрельбы в выходной день и давать ему за это отгул, но в подразделениях катастрофический некомплект, так что никаких отгулов быть не может. Как могут, так и выкручиваются.

В отделах столичной полиции периодически проводятся проверки сотрудников на пригодность к ситуациям, связанным с применением огнестрельного оружия. Правда, в проверочные задания зачем-то включена сборка-разборка пистолетов и теоретические вопросы о том, сколько весит оружие и с какой скоростью летит пуля. Конечно, это полезные знания, но они имеют довольно отдаленное отношение к отработке практических навыков применения оружия.

Основное место, где проходят полугодовую первоначальную подготовку рядовые полицейские в столице, - это Центр профессиональной подготовки главного управления по городу Москве на Клязьминской улице, в простонародье «Клязьма», - продолжает собеседник «Ленты.ру». - Там по-прежнему старый тир. Стрелять там стреляют, но далеко не так продуманно, как в ЦСБП. Зато на «Клязьме» большое внимание уделяется всяким хозработам, уборке территории, строевой и караульной службе. Получается, что сотрудник должен регулярно посещать стрелковые комплексы за свой счет, но как это сделать при зарплате в 43 тысячи рублей? Самое удивительное, что некоторым полицейским это как-то удается.

Сегодня для силовиков самых разных ведомств, в том числе МВД, разрабатывается масса всевозможных новинок в сфере вооружения и экипировки. Между тем материально-техническое оснащение полицейских, отмечает Воронцов, оставляет желать лучшего. Это старые неудобные кобуры и пистолеты - порой 60-х годов и видавшие виды бронежилеты. Они весят по восемь килограммов, и если их носить 12 часов подряд на протяжении двух лет, проблем со здоровьем избежать не удастся.

Отдельная история - юридическая оценка применения оружия, - говорит Воронцов. - Полицейские попросту боятся его применять. С одной стороны, закон говорит, что каждый вооруженный сотрудник является полномочным представителем власти и сам интерпретирует требования закона в конкретной ситуации. С другой стороны, эта его интерпретация не имеет никакого значения и авторитета для начальства и сотрудников (СКР). Они потом рассудят по-своему и обвинят полицейского в превышении полномочий. В конце концов, полицейский с пистолетом оказывается перед выбором «либо понесут шестеро, либо будут судить трое».

Дефицитные патроны

Между тем еще в 70-е годы XX века в США появился новый вид спорта - практическая стрельба. Создавали его именно как прикладную дисциплину для американских полицейских: выяснилось, что стражам порядка недостаточно стандартных упражнений с оружием в тире. Практическая стрельба восполняет эти пробелы: она закрепляет умение быстро и правильно доставать и держать оружие, целиться и нажимать на спусковой крючок. Кроме того, этот вид спорта предполагает создание все новых и более сложных сценариев для применения оружия. Упражнения в нем проводятся на время, при этом используются специальные отвлекающие и раздражающие стрелка элементы.

Сегодня практическая стрельба активно развивается в России, и на этом фоне низкий уровень огневой подготовки сотрудников российской полиции особенно заметен. Впрочем, в этом нет ничего удивительного: еще со времен СССР в типовых зданиях отделов милиции не были предусмотрены стрелковые тиры - их стали закладывать в проекты лишь недавно, в новых зданиях. А значит, большинство полицейских не могут регулярно тренироваться в стрельбе, заскочив в тир перед сменой или после. Конечно, есть места вроде ЦСБП, но вряд ли загруженный сверх всякой меры страж порядка сможет посещать их регулярно, особенно если живет в другом конце города или в области.

Да, в некоторых подразделениях полиции есть оборудованные для стрельбы помещения - как, например, на знаменитой Петровке, 38. Однако, по словам источника «Ленты.ру» в правоохранительных органах, занятия там - большая редкость, а когда они все же случаются, боеприпасы откровенно экономят. Если в частных стрелковых комплексах обычная тренировка может включать сотню выстрелов, то возможность отстрелять на полицейских занятиях по стрельбе два магазина по восемь патронов считается большой удачей. Причем никаких инструкторов рядом нет.

В результате, занимаясь один или два раза в месяц, полицейские закрепляют скорее не стрелковые навыки, а характерные ошибки при стрельбе. Это сказывается даже на выполнении элементарного и главного для оценки «боеспособности» сотрудника упражнения №2. Источник «Ленты.ру» отмечает: осенью 2008 года даже в легендарном Московском уголовном розыске (МУР) многие оперативники не смогли выполнить упражнение №2 на удовлетворительную оценку. Что же до сотрудников полиции, чьи должности напрямую не связаны со службой по охране порядка на улицах, то среди них немало тех, кто попросту побаивается брать в руки табельное оружие. Неудивительно, что когда такая необходимость все же возникает, нарушаются самые элементарные требования безопасности.

Заокеанские параллели

Единственные, кто у нас хорошо и много стреляет, - это бойцы спецподразделений, но никак не рядовые сотрудники ППС, - говорит в беседе с «Лентой.ру» , председатель движения «Право на оружие». - Если взять для сравнения полицию в США, то там, как и у нас, стражи порядка отчитываются за каждый выстрел - с этим строго. Но каждый американский полицейский априори настроен на то, что противник может быть вооружен, ведь в стране много оружия. И за океаном стражей порядка сразу настраивают на то, что они имеют право применять оружие, ведь их главная задача - вернуться со смены живыми и здоровыми.

По словам Шмелева, несмотря на то, что преступность в России сильно изменилась и стала более вооруженной, полицейских до сих пор готовят по советским методикам 60-х годов прошлого века. Например, норматив на извлечение оружия и первый прицельный выстрел - примерно 3,5-4 секунды. Для сравнения: у людей, увлеченных оборонной стрельбой (отнюдь не топовых стрелков), этот норматив составляет 1,2-1,3 секунды. Судя по нормативам, спешить полицейским явно некуда.

Но даже к этому стражей порядка готовят в традиционном тире, в то время как при подготовке российского спецназа сегодня все активнее используются элементы подготовки спортсменов практической стрельбы, а соревнования среди спецподразделений проводят сертифицированные судьи по практической стрельбе. В США полицейские департаменты (аналоги наших УМВД) пользуются возможностью приглашать инструкторов из Национальной стрелковой ассоциации и платить им за подготовку личного состава.

У американской полиции стрелковая подготовка - это одна из основных дисциплин, по ней регулярно сдают зачеты, - продолжает собеседник «Ленты.ру». - Не сдал - теряешь бонусы, часть зарплаты, вплоть до увольнения. У нас же стрелковую подготовку в полиции преподают такие же полицейские. При этом в полицейских отделениях на местах практически нет тиров, они выходят из положения как могут. С другой стороны, а какой у них выбор?

Раритетные стволы

Важное отличие американских полицейских от российских коллег - еще и в том, что они носят оружие постоянно, 24 часа в сутки. Даже не находясь на службе, страж порядка в США при необходимости обязан принять меры для пресечения противоправных действий. Российские полицейские, напротив, носят оружие лишь на работе, сдавая его по окончании смены. А потом в форме, но безоружные едут домой.

Наконец, важный нюанс - это само оружие, - отмечает Игорь Шмелев. - Американские стражи порядка могут выбрать табельное оружие из нескольких вариантов или приобрести собственное и носить его на службу. Единственный нюанс: если калибр будет нестандартным, обеспечивать себя патронами полицейский будет сам. Плюс к тому у стражей порядка как за океаном, так и в Европе очень эргономичное табельное снаряжение, позволяющее извлекать оружие быстро. У нас подобным могут похвастаться только спецподразделения.

Пистолет Макарова - основное табельное оружие российской полиции - был принят на вооружение в 1951 году и морально устарел уже к концу XX века, как и патрон 9х18, под который он разрабатывался. Сторонники пистолета ссылаются на ряд его достоинств, в частности - особую останавливающую способность. Но в современном мире это далеко не главное. А вот неприспособленность «Макара» к скоротечным стычкам делает его полезным только лишь на огневом рубеже.

Для сравнения: в США и многих странах Европы табельным оружием полиции считаются револьверы и пистолеты большего калибра, чем патрон 9х18. Такие боеприпасы мощнее и смертоноснее, но дороже. Да и само оружие, стоящее на вооружении сил правопорядка за рубежом, куда как новее: тот же Glock 17 (принят на вооружение в 1980 году) сегодня имеет несколько специальных планок для крепления целеуказателей, прицелов и фонарей, в комплекте с ним обязательно идет пара накладок на рукоять, учитывающих индивидуальные особенности владельца. А Glock-19, SIG Sauer 266, Colt, Heckler und Koch - еще моложе. Да что там говорить - и в СССР, и в России пистолеты, состоящие на вооружении милиции и полиции, разрабатывались для офицеров армии. Проще говоря, совсем для других задач. Любая же иностранная фирма, даже китайская, четко различает армейские и полицейские пистолеты.

***

На вопрос о стрелковой подготовке полицейских в пресс-центре МВД России «Ленте.ру» разъяснили, что граждане, принятые на службу в органы внутренних дел, проходят профессиональное обучение для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия. Это обучение проводится в вузах МВД России, а также в центрах профессиональной подготовки территориальных органов МВД России.

«По окончании профессионального обучения занятия по огневой подготовке проводятся по месту службы сотрудников не реже одного раза в две недели. Контроль профессиональной подготовленности, в том числе навыки владения огнестрельным оружием, осуществляется на занятиях по профессиональной служебной и физической подготовке по месту службы сотрудников», - сообщили в ведомстве.

Как отметили в пресс-службе, для подтверждения умелого владения табельным оружием предусмотрен комплекс упражнений. По словам представителя МВД, каждое из них разработано таким образом, что при обучении сотрудник приобретает навыки ведения огня в самой разной обстановке. Применение огнестрельного оружия сотрудниками регламентируется требованиями статьи 23 Федерального закона «О полиции».

Обратная связь с отделом « »:

Если вы стали свидетелем важного события, у вас есть новость или идея для материала, напишите на этот адрес: [email protected]