Дальность полета межконтинентальной ракеты. Межконтинентальная баллистическая ракета: как это работает. Самые быстрые ракеты в мире

Дальность полета межконтинентальной ракеты. Межконтинентальная баллистическая ракета: как это работает. Самые быстрые ракеты в мире

13.10.2016 в 18:10 · Pavlofox · 41 990

Самые быстрые ракеты в мире

Вниманию читателей представлены самые быстрые ракеты в мире за всю историю создания.

10. Р-12У | Скорость 3,8 км/с

Самая быстрая ракета средней баллистической дальности с максимальной скоростью 3,8 км в секунду открывает рейтинг самых быстрых ракет в мире. Р-12У являлся модифицированным вариантом Р-12. Ракета отличалась от прототипа отсутствием промежуточного днища в баке окислителя и некоторыми незначительными изменениями конструкции - в шахте нет ветровых нагрузок, что позволило облегчить баки и сухие отсеки ракеты и отказаться от стабилизаторов. С 1976 года ракеты Р-12 и Р-12У начали сниматься с вооружения и заменяться на подвижные грунтовые комплексы «Пионер». Они были сняты с вооружения в июне 1989 года, и в период по 21 мая 1990 года на базе Лесная в Белоруссии были уничтожены 149 ракет.

9. SM-65 «Атлас» | Скорость 5,8 км/с


Одна из самых быстрых американских ракет-носителей с максимальной скоростью 5,8 км в секунду. Является первой разработанной межконтинентальной баллистической ракетой, принятой на вооружение США. Разрабатывалась в рамках программы MX-1593 с 1951 года. Составляла основу ядерного арсенала ВВС США в 1959-1964 годах, но затем была быстро снята с вооружения в связи с появлением более совершенной ракеты «Минитмэн». Послужила основой для создания семейства космических ракет-носителей Атлас, эксплуатирующегося с 1959 и поныне.

8. UGM-133A Trident II | Скорость 6 км/с


UGM -133 A Trident II - американская трехступенчатая баллистическая ракета, одна из самых быстрых в мире. Её максимальная скорость составляет 6 км в секунду. “Трезубец-2” разрабатывался с 1977 года параллельно с более легким “Трайдентом-1”. Принят на вооружение в 1990 году. Стартовая масса - 59 тонн. Макс. забрасываемый вес - 2,8 тонны при дальности пуска 7800 км. Максимальная дальность полета при уменьшенном числе боевых блоков - 11 300 км.

7. РСМ 56 Булава | Скорость 6 км/с


Одна из самых быстрых твердотопливных баллистических ракет в мире, стоящая на вооружении России. Имеет минимальный радиус поражения 8000 км, примерную скорость 6 км/с. Разработка ракеты ведётся с 1998 года Московским институтом теплотехники, разработавшим в 1989-1997 гг. ракету наземного базирования «Тополь-М». К настоящему времени произведено 24 испытательных пусков «Булавы», пятнадцать из них признаны успешными (в ходе первого пуска запускался массогабаритный макет ракеты), два (седьмой и восьмой) - частично успешными. Последний испытательный пуск ракеты состоялся 27 сентября 2016 года.

6. Minuteman LGM-30G | Скорость 6,7 км/с


Minuteman LGM -30 G - одна из самых быстрых межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования в мире. Её скорость составляет 6,7 км в секунду. LGM-30G «Минитмэн» III имеет расчетную дальность полета от 6000 километров до 10 000 километров в зависимости от типа боеголовки. Минитмен-3 стоит на вооружении США с 1970 года по сегодняшний день. Она является единственной ракетой шахтного базирования в США. Первый пуск ракеты состоялся в феврале 1961 года, модификации II и III были запущены в 1964 году и 1968 соответственно. Ракета весит около 34 473 килограмм, оснащена тремя твердотопливными двигателями. Планируется, что ракета будет стоять на вооружении вплоть до 2020 года.

5. 53Т6 «Амур» | Скорость 7 км/с


Самая быстрая противоракета в мире, предназначенная для поражения высокоманевренных целей и высотных гиперзвуковых ракет. Испытания серии 53Т6 комплекса «Амур» были начаты в 1989 году. Её скорость составляет 5 км в секунду. Ракета представляет собой 12-метровый остроконечный конус без выступающих частей. Ее корпус изготовлен из высокопрочных сталей с использованием намотки из композиционных материалов. Конструкция ракеты позволяет выдерживать большие перегрузки. Перехватчик стартует со 100-кратным ускорением и способен перехватывать цели, летящие со скоростью до 7 км в секунду.

4. «Сатана» SS-18 (Р-36М) | Скорость 7,3 км/с


Самая мощная и быстрая ядерная ракета в мире со скоростью 7,3 км в секунду. Предназначена она, прежде всего, для того чтобы разрушать самые укрепленные командные пункты, шахты баллистических ракет и авиабазы. Ядерная взрывчатка одной ракеты может разрушить большой город, весьма большую часть США. Точность попадания – около 200-250 метров. Ракета размещается в самых прочных в мире шахтах. SS-18 несет 16 платформ, одна из которых загружена ложными целями. Выходя на высокую орбиту все головки «Сатаны» идут «в облаке» ложных целей и практически не идентифицируются радарами».

3. DongFeng 5А | Скорость 7,9 км/с


Межконтинентальная баллистическая ракета (DF-5A) с максимальной скоростью 7,9 км в секунду открывает тройку самых быстрых в мире. Китайская МБР DF-5 поступила в эксплуатацию в 1981 году. Она может нести огромную боеголовку на 5 мт и имеет диапазон более чем 12,000 км. У DF-5 отклонение приблизительно в 1 км, что означает, что у ракеты одна цель - уничтожать города. Размер боеголовки, отклонение и факт, что на её полную подготовку к запуску требуется всего час, все это означают, что DF-5 - карательное оружие, предназначенное для наказания любых потенциальных нападающих. Версия 5A имеет увеличенный диапазон, улучшение отклонения на 300 м и способность нести несколько боеголовок.

2. Р-7 | Скорость 7,9 км/с


Р-7 - советская, первая межконтинентальная баллистическая ракета, одна из самых быстрых в мире. Ее предельная скорость составляет 7,9 км в секунду. Разработку и выпуск первых экземпляров ракеты осуществило в 1956-1957 годах подмосковное предприятие ОКБ-1. После успешных пусков она была использована в 1957 году для запуска первых в мире искусственных спутников Земли. С тех пор ракеты-носители семейства Р-7 активно применяются для запуска космических аппаратов различного назначения, а с 1961 года эти ракеты-носители широко используются в пилотируемой космонавтике. На основе Р-7 было создано целое семейство ракет-носителей. С 1957 по 2000 год выполнены запуски более 1800 ракет-носителей на базе Р-7, из них более 97 % стали успешными.

1. РТ-2ПМ2 «Тополь-М» | Скорость 7,9 км/с


РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (15Ж65) - самая быстрая межконтинентальная баллистическая ракета в мире с максимальной скоростью 7,9 км в секунду. Предельная дальность - 11 000 км. Несёт один термоядерный боевой блок мощностью 550 кт. В шахтном варианте базирования принята на вооружение в 2000 году. Метод старта - миномётный. Маршевый твёрдотопливный двигатель ракеты позволяет ей набирать скорость намного быстрее предыдущих типов ракет аналогичного класса, созданных в России и Советском Союзе. Это значительно затрудняет её перехват средствами ПРО на активном участке полёта.

Выбор читателей:










20 января 1960 года в СССР была принята на вооружение первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7. На базе этой ракеты было создано целое семейство ракет-носителей среднего класса, внесших большой вклад в освоение космоса. Именно Р-7 вывела на орбиту корабль «Восток» с первым космонавтом - Юрием Гагариным. Мы решили рассказать о пяти легендарных советских баллистических ракетах.

Двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, которую ласково называли «семеркой», имела отделяющуюся головную часть массой 3 тонны. Ракета разрабатывалась в 1956–1957 годах в подмосковном ОКБ-1 под руководством Сергея Павловича Королева. Она стала первой межконтинентальной баллистической ракетой в мире. Р-7 была принята на вооружение 20 января 1960 года. Она имела дальность полета 8 тыс. км. Позднее была принята модификация Р-7А с увеличенной до 11 тыс. км дальностью. В Р-7 использовалось жидкое двухкомпонентное топливо: в качестве окислителя - жидкий кислород, в качестве горючего - керосин Т-1. Испытания ракеты начались в 1957 году. Первые три запуска оказались неудачными. Четвертая попытка была успешной. Р-7 несла термоядерный боевой заряд. Забрасываемый вес составлял 5400–3700 кг.

Видео

Р-16

В 1962 году в СССР была принята на вооружение ракета Р-16. Ее модификация стала первой советской ракетой, способной стартовать из шахтной пусковой установки. Для сравнения - американские SM-65 Atlas также хранились в шахте, но стартовать из шахты не могли: перед запуском они поднимались на поверхность. Р-16 также первой советской двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой на высококипящих компонентах топлива с автономной системой управления. Ракета была принята на вооружение в 1962 году. Необходимость разработки этой ракеты определялась низкими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками первой советской МБР Р-7. Первоначально Р-16 предполагалось запускать только с наземных пусковых установок. Р-16 оснащалась отделяемой моноблочной головной частью двух типов, отличавшихся мощностью термоядерного заряда (порядка 3 Мт и 6 Мт). От массы и соответственно мощности головной части зависела максимальная дальность полёта, колебавшаяся в пределах от 11 тыс. до 13 тыс. км. Первый запуск ракеты закончился аварией. 24 октября 1960 года на полигоне Байконур во время намеченного первого испытательного пуска ракеты Р-16 на этапе выполнения предстартовых работ, примерно за 15 минут до старта, произошел несанкционированный запуск двигателей второй ступени из-за прохождения преждевременной команды на запуск двигателей от токораспределителя, что было вызвано грубым нарушением процедуры подготовки ракеты. Ракета взорвалась на стартовой площадке. Погибли 74 человека, в том числе командующий РВСН маршал М. Неделин. Позднее Р-16 стала базовой ракетой для создания группировки межконтинентальных ракет РВСН.

РТ-2 стала первой советской серийной твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой. Она была принята на вооружение в 1968 году. Эта ракета имела дальность - 9400–9800 км. Забрасываемый вес - 600 кг. РТ-2 отличалась малым временем подготовки к пуску - 3–5 минут. Для Р-16 на это уходило 30 минут. Первые летные испытания были проведены с полигона Капустин Яр. Было произведено 7 успешных запусков. Во время второго этапа испытаний, который проходил с 3 октября 1966 года по 4 ноября 1968 года на полигоне Плесецк, из 25 запусков 16 были успешными. Ракета эксплуатировалась вплоть до 1994 года.

Ракета РТ-2 в музее «Мотовилихи», Пермь

Р-36

Р-36 представляла собой ракету тяжелого класса, способную нести термоядерный заряд и преодолевать мощную систему ПРО. Р-36 имела три боевых блока по 2,3 Мт. Ракета была принята на вооружение в 1967 году. В 1979 году была снята с вооружения. Старт ракеты производился из шахтной пусковой установки. В процессе испытаний было проведено 85 пусков, из них 14 отказов, 7 из которых приходятся на первые 10 пусков. Всего же было проведено 146 пусков всех модификаций ракеты. Р-36М - дальнейшее развитие комплекса. Эта ракета также известна как «Сатана». Это был самый мощный в мире боевой ракетный комплекс. Он значительно превосходил и своего предшественника - Р-36: по точности стрельбы - в 3 раза, по боеготовности - в 4 раза, по защищенности пусковой установки - в 15–30 раз. Дальность ракеты составляла до 16 тыс. км. Забрасываемый вес - 7300 кг.

Видео

«Темп-2С»

«Темп-2С» - первый мобильный ракетный комплекс СССР. Подвижная пусковая установка базировалась на шестиосном колесном шасси МАЗ-547А. Комплекс предназначался для нанесения ударов по хорошо защищенным средствами ПВО/ПРО и расположенным в глубине территории противника важным объектам военной и промышленной инфраструктуры. Летные испытания комплекса «Темп-2С» начались первым пуском ракеты 14 марта 1972 года на полигоне Плесецк. Летно-конструкторский этап в 1972 году проходил не слишком гладко: 3 пуска из 5 были неудачными. Всего в процессе летных испытаний проведено 30 пусков, 7 из них аварийные. На завершающем этапе совместных летных испытаний в конце 1974 года, был проведен залповый пуск двух ракет, а последний испытательный пуск выполнен 29 декабря 1974 года. Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Темп-2С» был принят на вооружение в декабре 1975 года. Дальность ракеты составляла 10,5 тыс. км. Ракета могла нести термоядерную боеголовку 0,65–1,5 Мт. Дальнейшим развитием ракетного комплекса «Темп-2С» стал комплекс «Тополь».


...Я встретила там нескольких крыс - они говорят, что эта труба уходит всё глубже и глубже и там, далеко внизу, выходит в другую вселенную, где живут только самцы богов в одинаковой зелёной одежде. Они совершают сложные манипуляции вокруг огромных идолов, стоящих в гигантских шахтах.
Виктор Пелевин «Затворник и Шестипалый»


Межконтинентальные баллистические ракеты - оружие, которое ещё никогда не использовалось. В конце пятидесятых годов прошлого века оно было создано именно для того, чтобы уничтожить саму соблазнительную мысль о применении ядерного потенциала. И успешно выполнило свою парадоксально-миротворческую миссию, не позволив сверхдержавам насмерть схватиться друг с другом.

От идеи к металлу

Ещё в начале прошлого века конструкторы обратили внимание на преимущество ракетного двигателя: при малом собственном весе он имел колоссальную мощность. Ведь скорость поступления горючего и окислителя в камеру сгорания практически ничем не ограничивалась. Опустошить баки можно и за час, и за минуту. Можно и мгновенно, но это уже будет взрыв.

Что случится, если за минуту сжечь всё топливо? Аппарат сразу наберёт огромную скорость и, уже бессильный и неуправляемый, полетит по баллистической кривой. Как брошенный камень.

Практически воплотить идею первыми попробовали немцы под конец Второй мировой. Фау-2 уже попадали под определение баллистической ракеты, так как расходовали всё горючее на разгон непосредственно после старта. Вырвавшись за пределы атмосферы, ракета летела по инерции ещё около 250 километров, причём столь быстро, что перехватить её не было никакой возможности.

Несмотря на революционный замысел, результат применения «чудо-оружия» оказался ниже всякой критики: Фау нанесли англичанам лишь моральный ущерб. И, видимо, небольшой, потому что из всех союзников именно британцы не заинтересовались немецкой ракетой. В США и СССР трофеем занялись плотно, но больших надежд на эту технологию сначала не возлагали. Фашистская «сигара» казалась на редкость бесполезной.

Самим немцам тоже было ясно, что радикально повысить дальнобойность ракеты можно, сделав её многоступенчатой, но связанные с этой задумкой технические проблемы были слишком велики. Советским конструкторам предстояло решить непростую задачу, и мощным стимулом оказалось неудачное географическое положение СССР. Ведь в первые годы холодной войны Америка оставалась недосягаемой для советских бомбардировщиков, тогда как её самолёты с баз в Европе и Азии легко могли проникнуть в глубину территории Союза. Страна нуждалась в оружии сверхдальнобойном, способном забрасывать ядерные заряды за океан.

«Р» - значит ракета

Первые советские межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) - Р-7 - стяжали куда большую славу как ракеты-носители «Союз». И это не случайно. Применяемый в них окислитель - жидкий кислород - обеспечивает максимальную мощность двигателей. Но заправлять им ступени можно только непосредственно перед стартом. Подготовка ракеты к запуску занимала два часа (реально - более суток), после чего обратного пути уже не было. В течение нескольких дней ракета должна была взлететь.

Что бы ни заявляли с высоких трибун, использовать такие МБР можно было только для спланированного превентивного удара. Ведь в случае нападения противника начинать подготовку к старту было бы уже поздно.

Поэтому в первую очередь конструкторы озаботились улучшением эксплуатационных характеристик стратегических изделий. И к середине 60-х проблема была решена. Новые ракеты «на стабильных компонентах» хранились годами, после чего приводились в готовность к пуску за считанные минуты. Это поспособствовало некоторому снижению международной напряжённости. «Стабильные» ракеты можно было применить, удостоверившись, что война уже точно началась.

В дальнейшем совершенствование шло в двух направлениях: повышалась живучесть ракет (путём помещения в шахты) и улучшалась их точность. Ранние образцы мало отличались в этом плане от Фау-2, лишь в половине случаев попадавших по такой крупной цели, как Лондон.

Правда, при использовании советской боеголовки мощностью 20 мегатонн (что эквивалентно тысяче «Хиросим») Лондону это не помогло бы. Но подобная разрушительная сила явно была избыточной. Точно так же, как в случае применения обычных зарядов: несколько относительно мелких взрывов опустошали большую территорию, чем один «эпический».

Основным направлением развития МБР в 70-80-х годах стало создание мобильных пусковых установок для лёгких ракет и оснащение тяжёлых шахтных ракет разделяющейся головной частью. У «многоплановых» ракет боеголовки после разделения не наводились на конкретные объекты, и назначением таких орудий оставалось действие по «площадным целям» (к примеру, по целым промышленным районам). Моноблочные же МБР призваны были поражать пусковые шахты, штабы и прочие «точечные объекты». Но позже боеголовки тяжёлых ракет получили индивидуальное наведение, перестав чем-либо уступать одиночным.

Лишь бы не было войны

В качестве средства доставки ядерных зарядов баллистические ракеты вынуждены конкурировать со стратегическими бомбардировщиками и атомными подводными лодками. Самолёт может поднять на порядок бо?льший вес и, в отличие от ракеты, способен слетать за «добавкой». Подводные же лодки привлекательны мобильностью и скрытностью.

Но насколько весомы эти преимущества? В отличие от авиации, ракеты находятся в постоянной готовности. Также их намного труднее перехватить. Превосходство же подводных лодок в скрытности очевидно, только если сравнивать их с ракетами шахтного базирования. Самоходная пусковая установка в родном лесу спрячется лучше, чем огромная лодка в чужом море. Разработанные в СССР ракеты железнодорожного базирования обнаружить из космоса тоже очень проблематично - ракетный бронепоезд по виду ничем не отличается от обычного товарного состава.

Всё это позволяет сделать вывод, что в качестве сдерживающего фактора ракеты незаменимы и, вероятно, будут вытеснять другие составляющие «триады». Оба типа МБР - тяжёлые и лёгкие - удачно дополняют друг друга. Перспективы же дальнейшего совершенствования связаны преимущественно с повышением вероятности прорыва вражеской ПРО. Достигнуто это может быть в первую очередь внедрением маневрирующих боеголовок.

Для нас же, мирных граждан, главное - чтобы грозные копья Армагеддона всегда оставались лишь сдерживающим фактором и никогда не взмывали в небо. В чехлах они как-то симпатичнее.

Эра баллистических ракет началась в середине прошлого столетия. Еще в конце II Мировой войны инженерам Третьего Рейха удалось создать носители, успешно выполнявшие задачи по поражению целей на территории Великобритании, стартовав с полигонов континентальной Европы.

В дальнейшем лидерами в военном ракетостроении стали СССР и США. Когда у ведущих мировых держав появились баллистические и крылаты ракеты, то это в корне изменило военные доктрины.

Лучшие баллистические ракеты в мире - Тополь-М

Как это ни парадоксально, лучшие ракеты в мире, способные доставить ядерные заряды в течение нескольких минут в любую точку земного шара, стали главным фактором, не позволившим Холодной войне перерасти в реальное боестолкновение супердержав.

Сегодня МБР укомплектованы армии США, России, Франции, Великобритании, Китая, а, с недавнего времени и КНДР.

По некоторым данным, крылатые и баллистические ракеты скоро появятся в Индии, Пакистане и Израиле. Различные модификации БР среднего радиуса действия, в том числе советского производства, есть на вооружении многих стран мира. В статье рассказывается про лучшие ракеты мира, которые когда-либо производились в промышленных масштабах.

Фау-2 (V-2)

Первой баллистической ракетой действительно дальнего радиуса действия стала немецкая ФАУ-2, разработанная конструкторским бюро, возглавляемым Вернером Фон Брауном. Ее испытали еще в 1942 г., а с начала сентября 1944 г. Лондон и его окрестности ежедневно подвергались атакам десятков ФАУ-2.


ТТХ изделия ФАУ-2:

Наименование Значение Примечание
Длина и диаметр, м 14х1,65
Масса взлетная, т 12,5
Число ступеней, шт 1
Тип топлива жидкое смесь сжиженного кислорода с этиловым спиртом
Разгонная скорость, м/с 1450
320
5000 проектное значение в пределах 0,5–1
Масса боезаряда, т 1,0
Тип заряда фугасный, эквивалент аммотол 800 кг
Боевые блоки 1 неотделяемые
Вид базирования наземный стационарный либо мобильный пусковой стол

Во время одного из запусков V-2 удалось подняться на 188 км над землей и совершить первый в мире суборбитальный полет. В промышленных масштабах изделие выпускалось в 1944–1945 гг. Всего за это время было произведено около 3,5 тыс. ФАУ-2.

Scud B (Р-17)

Ракета Р-17, разработанная СКБ-385 и принятая на вооружение ВС СССР в 1962 г., до сих пор считается эталоном для оценки эффективности противоракетных систем, разрабатываемых на Западе. Она является составной частью комплекса 9К72 «Эльбрус» или Scud B по терминологии, принятой в НАТО.

Прекрасно проявила себя в реальных боевых условиях во время войны Ссудного дня, ирано-иракского конфликта, использовалась во II Чеченской компании и против моджахедов в Афганистане.


ТТХ изделия Р-17:

Наименование Значение Примечание
Длина и диаметр, м 11,16х0,88
Масса взлетная, т 5,86
Число ступеней, шт 1
Тип топлива жидкое
Разгонная скорость, м/с 1500
Дальность полета максимальная, км 300 с ядерной боеголовкой 180
Предельное отклонение от цели, м 450
Масса боезаряда, т 0,985
Тип заряда ядерный 10 Кт, фугасный, химический
Боевые блоки 1 не отделяемые
Ракетоноситель мобильный восьмиколесный тягач МАЗ-543-П

Различные модификации крылатых ракет России и СССР — Р-17 выпускались в Воткинске и Петропавловске с 1961 по 1987 г . По мере истечения проектного срока эксплуатации в 22 года, комплексы «СКАД» снимались с вооружения ВС РФ.

При этом почти 200 пусковых установок до сих пор используются армиями ОАЭ, Сирии, Белоруссии, КНДР, Египта и еще 6 стран мира.

Trident II

Ракета UGM-133A разрабатывалась около 13 лет компанией Lockheed Martin Corporation и была принята на вооружение ВС США в 1990 г., а чуть позже и Великобритании. К ее достоинствам относят высокую скорость и точность, позволяющую уничтожать даже ПУ МБР шахтного базирования, а также бункеры, находящиеся глубоко под землей. «Трезубцами» оснащены американские подводные крейсера класса «Огайо» и британские ПЛАРБ «Вэнгард».


ТТХ МБР Trident II:

Наименование Значение Примечание
Длина и диаметр, м 13,42х2,11
Масса взлетная, т 59,078
Число ступеней, шт 3
Тип топлива твердое
Разгонная скорость, м/с 6000
Дальность полета максимальная, км 11300 7800 с максимальным количеством боевых блоков
Предельное отклонение от цели, м 90–500 минимальное с наведением по GPS
Масса боезаряда, т 2,800
Тип заряда термоядерный, 475 и 100 Кт
Боевые блоки от 8 до 14 разделяющаяся головная часть
Вид базирования подводный

«Трайдентам» принадлежит рекорд по количеству удачных пусков подряд. Поэтому надежную ракету предполагается использовать вплоть до 2042 г. Сейчас в составе ВМС США находится не менее 14 ПЛАРБ «Огайо», способных нести по 24 UGM-133A каждый.

Pershing II («Першинг-2»)

Последняя баллистическая ракета США среднего радиуса действия MGM-31, поступившая в ВС в 1983 г., стала достойным оппонентом российской РСД-10, развертывание которых в Европе начали страны Варшавского Договора. Для своего времени американская баллистическая ракета имела отличные характеристики, в том числе высокую точность, обеспечиваемую системой наведения RADAG.


ТТХ БР Pershing II:

Наименование Значение Примечание
Длина и диаметр, м 10,6х1,02
Масса взлетная, т 7,49
Число ступеней, шт 2
Тип топлива твердое
Разгонная скорость, м/с 2400
Дальность полета максимальная, км 1770
Предельное отклонение от цели, м 30
Масса боезаряда, т 1,8
Тип заряда фугасный, ядерный, от 5 до 80 Кт
Боевые блоки 1 неотделяемые
Вид базирования наземное

Всего было выпущено 384 ракеты MGM-31, стоявших на вооружении армии США вплоть до июля 1989 г., когда вступил в силу российско-американский договор о сокращении РМСД. После этого большинство носителей подверглись утилизации, а ядерные боеголовки использовались для оснащения авиабомб.

«Точка-У»

Разработанный Коломенским КБ и принятый в 1975 г. на вооружение тактический комплекс с пусковой установкой 9П129 долгое время составлял основу огневой мощи дивизий и бригад вооруженных сил России.

Его достоинствами являются высокая мобильность, позволяющая подготовить ракету к запуску за 2 мин, универсальность в использовании боеприпасов различных типов, надежность, неприхотливость в эксплуатации.


ТТХ ТРК «Точка-У»:

Наименование Значение Примечание
Длина и диаметр, м 6,4х2,32
Масса взлетная, т 2,01
Число ступеней, шт 1
Тип топлива твердое
Разгонная скорость, м/с 1100
Дальность полета максимальная, км 120
Предельное отклонение от цели, м 250
Масса боезаряда, т 0,482
Тип заряда фугасный, осколочный, кассетный, химический, ядерный
Боевые блоки 1 неотделяемые
Вид базирования наземный самоходная пусковая установка

Российские баллистические ракеты «Точки» великолепно проявили себя в нескольких локальных конфликтах. В частности, крылатые ракеты России и СССР еще советского производства, до сих пор используют йеменские хуситы, которые регулярно успешно атакуют ВС Саудовской Аравии.

При этом ракеты без проблем преодолевают системы ПВО саудитов. «Точка-У» до сих пор стоит на вооружении армий России, Йемена, Сирии и некоторых бывших республик СССР.

Р-30 «Булава»

Необходимость в создание новой баллистической ракеты России для Военно-морского флота, превосходящей по характеристикам американскую Trident II, возникла с вводом в строй стратегических подводных ракетоносцев класса «Борей» и «Акула». На них решено разместить баллистические ракеты России 3М30, разрабатывающихся еще с 1998 г. Поскольку проект находится в стадии доработки, про самые мощные ракеты России можно судить лишь по той информации, которая попадает в прессу. Вне всяких сомнений — это самая лучшая баллистическая ракета в мире.


Наименование Значение Примечание
Длина и диаметр, м 12,1х2
Масса взлетная, т 36,8
Число ступеней, шт 3
Тип топлива смешанный первые две ступени на твердом топливе, третья на жидком
Разгонная скорость, м/с 6000
Дальность полета максимальная, км 9300
Предельное отклонение от цели, м 200
Масса боезаряда, т 1,15
Тип заряда термоядерный
Боевые блоки от 6 до 10 разделяемые
Вид базирования подводный

В настоящее время ракеты дальнего действия России приняты на вооружение условно, поскольку некоторые ТТХ не полностью устраивают заказчика. Тем не менее, уже выпущено около 50 единиц 3М30. К сожалению, но самая лучшая ракета в мире ждет своего часа.

«Тополь-М»

Испытания ракетного комплекса, ставшего вторым в семействе «Тополей», завершились в 1994 г., а спустя три года, он был поставлен на вооружение РВСН. Однако стать одной из главных составляющих российской ядерной триады ему не удалось. В 2017 г. МО РФ прекратило закупки изделия, сделав выбор в пользу РС-24 «Ярс».


Современный ракетоноситель России «Тополь-М» на параде в Москве

ТТХ РК стратегического назначения «Тополь-М»:

Наименование Значение Примечание
Длина и диаметр, м 22,55х17,5
Масса взлетная, т 47,2
Число ступеней, шт 3
Тип топлива твердое
Разгонная скорость, м/с 7320
Дальность полета максимальная, км 12000
Предельное отклонение от цели, м 150–200
Масса боезаряда, т 1,2
Тип заряда термоядерный, 1 Мт
Боевые блоки 1 неотделяемые
Вид базирования наземный в шахтах или на тягаче базой 16х16

ТОП — ракета российского производства. Выделяется высокой способностью противостоять западным системам ПВО, отличной маневренностью, малой чувствительностью к электромагнитным импульсам, радиации, воздействию лазерных установок. На данный момент на боевом дежурстве находится 18 мобильных и 60 шахтных комплексов «Тополь-М».

Minuteman III (LGM-30G)

Долгие годы изделие Boeing Company является единственной в США МБР шахтного базирования. Однако, и сегодня американские баллистические ракеты Minuteman III, заступившие на боевое дежурство еще в 1970 г., остаются грозным оружием. Благодаря модернизации LGM-30G получила более маневренные боеголовки Mk21 и улучшенный маршевый двигатель.


ТТХ МБР Minuteman III:

Наименование Значение Примечание
Длина и диаметр, м 18,3х1,67
Масса взлетная, т 34,5
Число ступеней, шт 3
Тип топлива твердое
Разгонная скорость, м/с 6700
Дальность полета максимальная, км 13000
Предельное отклонение от цели, м 210
Масса боезаряда, т 1,15
Тип заряда термоядерный, от 0,3 до 0,6 Мт
Боевые блоки 3 разделяемые
Вид базирования наземный в шахтах

Сегодня перечень американских баллистических ракет ограничен Минитментами-3. ВС США располагают до 450 единиц, дислоцированных в шахтных комплексах на территории штатов Северная Дакота, Вайоминг и Монтана. Замену надежных, но морально устаревших ракет планируется провести не раньше начала следующего десятилетия.

«Искандер»

Оперативно-тактические комплексы «Искандер», пришедшие на замену «Тополям», «Точкам» и «Эльбрусам» (известные названия ракет России), являются лучшими ракетами мира нового поколения. Сверхманевренные крылатые ракеты тактических комплексов практически неуязвимы перед средствами ПВО любого потенциального противника.

При этом ОТРК чрезвычайно мобилен, разворачивается за считанные минуты. Его огневая мощь даже при стрельбе обычными зарядами сопоставима по эффективности с атакой ядерными боеприпасами.


ТТХ ОТРК «Искандер»:

Наименование Значение Примечание
Длина и диаметр, м 7,2х0,92
Масса взлетная, т 3,8
Число ступеней, шт 1
Тип топлива твердое
Разгонная скорость, м/с 2100
Дальность полета максимальная, км 500
Предельное отклонение от цели, м от 5 до 15
Масса боезаряда, т 0,48
Тип заряда кассетные и обычные боеприпасы осколочного, фугасного, проникающего типа, ядерные заряды
Боевые блоки 1 неотделяемые
Вид базирования наземный самоходная пусковая установка 8х8

Благодаря своему техническому совершенству, ОТРК, поставленный на вооружение в 2006 г., еще, как минимум, десятилетие не будет иметь аналогов. В настоящее время ВС РФ располагают не менее 120 мобильными пусковыми установками «Искандер».

«Томагавк»

Крылатые ракеты Tomahawk, разработанные компанией General Dynamics в 80-х годах прошлого века, почти два десятилетия входили в число лучших в мире, благодаря своей универсальности, способности стремительно перемещаться на сверхмалых высотах, значительной боевой мощи и впечатляющей точности.

Они использовались армией США, начиная с момента принятия на вооружение в 1983 г., во многих военных конфликтах. Но самые современные ракеты мира подвели США во время нанесения скандального удара по Сирии в 2017 году.


Наименование Значение Примечание
Длина и диаметр, м 6,25х053
Масса взлетная, т 1500
Число ступеней, шт 1
Тип топлива твердый
Разгонная скорость, м/с 333
Дальность полета максимальная, км от 900 до 2500 в зависимости способа пуска
Предельное отклонение от цели, м от 5 до 80
Масса боезаряда, т 120
Тип заряда кассетный, бронебойный, ядерный
Боевые блоки 1 не отделяемые
Вид базирования универсальный наземное мобильное, надводное, подводное, авиационное

Различными модификациями «Томагавков» оснащаются американские подводные лодки класса «Огайо» и «Вирджиния», эсминцы, ракетные крейсера, а также британские АПЛ «Трафальгар», «Астьют», «Суифтшюр».

Американские баллистические ракеты, перечень которых не ограничивается «Томагавком» и «Минитменом», морально устарели. BGM-109 производятся до сих пор. Прекращен выпуск лишь авиационной серии.

Р-36М «Сатана»

Современные российские ракеты МБР шахтного базирования СС-18 в различных модификациях, являлось и является основой ядерной триады России. Эти лучшие в мире ракеты не имеют аналогов: ни по дальности полета, ни по технологическому оснащению, ни по максимальной мощности заряда.

Им не могут эффективно противостоять современные системы ПВО. «Сатана» стала воплощением самых современных баллистических технологий. Она уничтожает любые виды целей и целые позиционные районы, обеспечивает неотвратимость ответного ядерного удара, в случае нападения на РФ.


ТТХ МБР СС-18:

Наименование Значение Примечание
Длина и диаметр, м 34,3х3
Масса взлетная, т 208,3
Число ступеней, шт 2
Тип топлива жидкое
Разгонная скорость, м/с 7900
Максимальная дальность ракет, км 16300
Предельное отклонение от цели, м 500
Масса боезаряда, т от 5,7 до 7,8
Тип заряда термоядерный
Боевые блоки от 1 до 10 разделяемый, от 500 кт до 25 Мт
Вид базирования наземный шахтное

Различные модификации СС-18 стоят на вооружении российской армии с 1975 г. Всего за это время произведено 600 ракет данного типа. В настоящее время все они установлены на современные ракетоносители России для несения боевого дежурства. В настоящее время выполняется плановая замена Р-36М на модифицированный вариант, более современную российскую ракету Р-36М2 «Воевода».

Межконтинентальная баллистическая ракета — весьма впечатляющее творение человека. Огромные размеры, термоядерная мощь, столб пламени, рев двигателей и грозный рокот пуска… Однако все это существует лишь на земле и в первые минуты запуска. По их истечении ракета прекращает существовать. Дальше в полет и на выполнение боевой задачи уходит лишь то, что остается от ракеты после разгона — ее полезная нагрузка.

При больших дальностях пуска полезная нагрузка межконтинентальной баллистической ракеты уходит в космическую высоту на многие сотни километров. Поднимается в слой низкоорбитальных спутников, на 1000−1200 км над Землей, и ненадолго располагается среди них, лишь слегка отставая от их общего бега. А затем по эллиптической траектории начинает скатываться вниз…


Что это, собственно, за нагрузка?

Баллистическая ракета состоит из двух главных частей — разгоняющей части и другой, ради которой затеян разгон. Разгоняющая часть — это пара или тройка больших многотонных ступеней, под завязку набитых топливом и с двигателями снизу. Они придают необходимую скорость и направление движению другой главной части ракеты — головной. Разгонные ступени, сменяя друг друга в эстафете пуска, ускоряют эту головную часть в направлении района ее будущего падения.

Головная часть ракеты — это сложный груз из многих элементов. Он содержит боеголовку (одну или несколько), платформу, на которой эти боеголовки размещены вместе со всем остальным хозяйством (вроде средств обмана радаров и противоракет противника), и обтекатель. Еще в головной части есть топливо и сжатые газы. Вся головная часть к цели не полетит. Она, как ранее и сама баллистическая ракета, разделится на много элементов и просто перестанет существовать как одно целое. Обтекатель от нее отделится еще неподалеку от района пуска, при работе второй ступени, и где-то там по дороге и упадет. Платформа развалится при входе в воздух района падения. Сквозь атмосферу до цели дойдут элементы только одного типа. Боеголовки. Вблизи боеголовка выглядит как вытянутый конус длиною метр или полтора, в основании толщиной с туловище человека. Нос конуса заостренный либо немного затупленный. Конус этот — специальный летательный аппарат, задача которого — доставка оружия к цели. Мы вернемся к боеголовкам позже и познакомимся с ними ближе.


Тянуть или толкать?

В ракете все боеголовки расположены на так называемой ступени разведения, или в «автобусе». Почему автобус? Потому что, освободившись сначала от обтекателя, а затем от последней разгонной ступени, ступень разведения развозит боеголовки, как пассажиров по заданным остановкам, по своим траекториям, по которым смертоносные конусы разойдутся к своим целям.

Еще «автобус» называют боевой ступенью, потому что ее работа определяет точность наведения боеголовки в точку цели, а значит, и боевую эффективность. Ступень разведения и ее работа — один из самых больших секретов в ракете. Но мы все же слегка, схематично, взглянем на эту таинственную ступень и на ее непростой танец в космосе.

Ступень разведения имеет разные формы. Чаще всего она похожа на круглый пенек или на широкий каравай хлеба, на котором сверху установлены боеголовки остриями вперед, каждая на своем пружинном толкателе. Боеголовки заранее расположены под точными углами отделения (на ракетной базе, вручную, с помощью теодолитов) и смотрят в разные стороны, как пучок морковок, как иголки у ежика. Ощетинившаяся боеголовками платформа занимает в полете заданное, гиростабилизированное в пространстве положение. И в нужные моменты с нее поодиночке выталкиваются боеголовки. Выталкиваются сразу после завершения разгона и отделения от последней разгонной ступени. Пока (мало ли что?) не сбили противоракетным оружием весь этот неразведенный улей или не отказало что-либо на борту ступени разведения.


На снимках — ступени разведения американской тяжелой МБР LGM0118A Peacekeeper, также известной как MX. Ракета была оснащена десятью разделяющимися боеголовками по 300 кт. Ракета снята с вооружения в 2005 году.

Но так было раньше, на заре разделяющихся головных частей. Сейчас разведение представляет собой совсем другую картину. Если раньше боеголовки «торчали» вперед, то теперь впереди по ходу находится сама ступень, а боеголовки висят снизу, вершинами назад, перевернутые, как летучие мыши. Сам «автобус» в некоторых ракетах тоже лежит в перевернутом состоянии, в специальной выемке в верхней ступени ракеты. Теперь после отделения ступень разведения не толкает, а тащит боеголовки за собой. Причем тащит, упираясь крестообразно расставленными четырьмя «лапами», развернутыми впереди. На концах этих металлических лап находятся направленные назад тяговые сопла ступени разведения. После отделения от разгонной ступени «автобус» очень точно, прецизионно выставляет свое движение в начинающемся космосе с помощью собственной мощной системы наведения. Сам занимает точную тропу очередной боеголовки — ее индивидуальную тропу.

Затем размыкаются специальные безынерционные замки, державшие очередную отделяемую боеголовку. И даже не отделенная, а просто теперь уже ничем не связанная со ступенью боеголовка остается неподвижно висеть здесь же, в полной невесомости. Начались и потекли мгновенья ее собственного полета. Словно одна отдельная ягода рядом с гроздью винограда с другими виноградинами-боеголовками, еще не сорванными со ступени процессом разведения.


К-551 «Владимир Мономах» — российская атомная подводная лодка стратегического назначения (проект 955 «Борей»), вооруженная 16 твердотопливными МБР «Булава» с десятью разделяющимися боевыми блоками.

Деликатные движения

Теперь задача ступени — отползти от боеголовки как можно деликатнее, не нарушив ее точно выставленного (нацеленного) движения газовыми струями своих сопел. Если сверхзвуковая струя сопла попадет по отделенной боеголовке, то неминуемо внесет свою добавку в параметры ее движения. За последующее время полета (а это полчаса — минут пятьдесят, в зависимости от дальности пуска) боеголовка продрейфует от этого выхлопного «шлепка» струи на полкилометра-километр вбок от цели, а то и дальше. Продрейфует без преград: там же космос, шлепнули — поплыла, ничем не удерживаясь. Но разве километр вбок — это точность сегодня?


Подводные лодки проекта 955 «Борей» — серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» четвертого поколения. Первоначально проект создавался под ракету «Барк», ей на смену пришла «Булава».

Чтобы избежать таких эффектов, как раз и нужны разнесенные в стороны четыре верхние «лапы» с двигателями. Ступень как бы подтягивается на них вперед, чтобы струи выхлопов шли по сторонам и не могли зацепить отделяемую брюшком ступени боеголовку. Вся тяга разделена между четырьмя соплами, что снижает мощность каждой отдельной струи. Есть и другие особенности. Например, если на бубликообразной ступени разведения (с пустотой посередине — этим отверстием она надета на разгонную ступень ракеты, как обручальное кольцо на палец) ракеты «Трайдент-II D5» система управления определяет, что отделенная боеголовка все же попадает под выхлоп одного из сопел, то система управления это сопло отключает. Делает «тишину» над боеголовкой.

Ступень нежно, как мать от колыбельки уснувшего дитяти, боясь нарушить его покой, на цыпочках отходит в пространстве на трех оставшихся соплах в режиме малой тяги, а боеголовка остается на прицельной траектории. Затем «бублик» ступени с крестовиной тяговых сопел проворачивается вокруг оси, чтобы боеголовка вышла из-под зоны факела выключенного сопла. Теперь ступень отходит от оставляемой боеголовки уже на всех четырех соплах, но пока тоже на малом газу. При достижении достаточного расстояния включается основная тяга, и ступень энергично перемещается в область прицельной траектории следующей боеголовки. Там расчетно тормозится и снова очень точно устанавливает параметры своего движения, после чего отделяет от себя очередную боеголовку. И так — пока не высадит каждую боеголовку на ее траекторию. Процесс этот быстр, гораздо быстрее, чем вы читаете о нем. За полторы-две минуты боевая ступень разводит десяток боеголовок.


Американские подводные лодки класса «Огайо» — единственный тип ракетоносцев, находящийся на вооружении США. Несет на борту 24 баллистических ракеты с РГЧ Trident-II (D5). Количество боевых блоков (в зависимости от мощности) — 8 или 16.

Бездны математики

Сказанного выше вполне достаточно для понимания, как начинается собственный путь боеголовки. Но если приоткрыть дверь чуть шире и бросить взгляд чуть глубже, можно заметить, что сегодня разворот в пространстве ступени разведения, несущей боеголовки, — это область применения кватернионного исчисления, где бортовая система ориентации обрабатывает измеряемые параметры своего движения с непрерывным построением на борту кватерниона ориентации. Кватернион — это такое комплексное число (над полем комплексных чисел лежит плоское тело кватернионов, как сказали бы математики на своем точном языке определений). Но не с обычными двумя частями, действительной и мнимой, а с одной действительной и тремя мнимыми. Итого у кватерниона четыре части, о чем, собственно, и говорит латинский корень quatro.

Ступень разведения выполняет свою работу довольно низко, сразу после выключения разгонных ступеней. То есть на высоте 100−150 км. А там еще сказывается влияние гравитационных аномалий поверхности Земли, разнородностей в ровном поле тяготения, окружающем Землю. Откуда они? Из неровностей рельефа, горных систем, залегания пород разной плотности, океанических впадин. Гравитационные аномалии либо притягивают к себе ступень добавочным притяжением, либо, наоборот, слегка отпускают ее от Земли.


В таких неоднородностях, сложной ряби местного гравитационного поля, ступень разведения должна расставить боеголовки с прецизионной точностью. Для этого пришлось создать более детальную карту гравитационного поля Земли. «Излагать» особенности реального поля лучше в системах дифференциальных уравнений, описывающих точное баллистическое движение. Это большие, емкие (для включения подробностей) системы из нескольких тысяч дифференциальных уравнений, с несколькими десятками тысяч чисел-констант. А само гравитационное поле на низких высотах, в непосредственной околоземной области, рассматривают как совместное притяжение нескольких сотен точечных масс разного «веса», расположенных около центра Земли в определенном порядке. Так достигается более точное моделирование реального поля тяготения Земли на трассе полета ракеты. И более точная работа с ним системы управления полетом. А еще… но полно! — не будем заглядывать дальше и закроем дверь; нам вполне хватит и сказанного.


Полезная нагрузка межконтинентальной баллистической ракеты большую часть полета проводит в режиме космического объекта, поднимаясь на высоту, в три раза больше высоты МКС. Огромной длины траектория должна быть просчитана с особой точностью.

Полет без боеголовок

Ступень разведения, разогнанная ракетой в сторону того же географического района, куда должны упасть боеголовки, продолжает свой полет вместе с ними. Ведь отстать она не может, да и зачем? После разведения боеголовок ступень срочно занимается другими делами. Она отходит в сторону от боеголовок, заранее зная, что будет лететь немного не так, как боеголовки, и не желая их потревожить. Все свои дальнейшие действия ступень разведения тоже посвящает боеголовкам. Это материнское желание всячески оберегать полет своих «деток» продолжается всю ее оставшуюся недолгую жизнь. Недолгую, но насыщенную.

После отделенных боеголовок наступает черед других подопечных. В стороны от ступени начинают разлетаться самые забавные штуковины. Словно фокусник, выпускает она в пространство множество надувающихся воздушных шариков, какие-то металлические штучки, напоминающие раскрытые ножницы, и предметы всяких прочих форм. Прочные воздушные шарики ярко сверкают в космическом солнце ртутным блеском металлизированной поверхности. Они довольно большие, некоторые по форме напоминают боеголовки, летящие неподалеку. Их поверхность, покрытая алюминиевым напылением, отражает радиосигнал радара издали почти так же, как и корпус боеголовки. Наземные радары противника воспримут эти надувные боеголовки наравне с реальными. Разумеется, в первые же мгновения входа в атмосферу эти шарики отстанут и немедленно лопнут. Но до этого они будут отвлекать на себя и загружать вычислительные мощности наземных радаров — и дальнего обнаружения, и наведения противоракетных комплексов. На языке перехватчиков баллистических ракет это называется «осложнять текущую баллистическую обстановку». А всё небесное воинство, неумолимо движущееся к району падения, включая боевые блоки настоящие и ложные, надувные шарики, дипольные и уголковые отражатели, вся эта разношерстная стая называется «множественные баллистические цели в осложненной баллистической обстановке».

Металлические ножницы раскрываются и становятся электрическими дипольными отражателями — их множество, и они хорошо отражают радиосигнал ощупывающего их луча радара дальнего противоракетного обнаружения. Вместо десяти искомых жирных уток радар видит огромную размытую стаю маленьких воробьев, в которой трудно что-то разобрать. Устройства всяких форм и размеров отражают разные длины волн.

Кроме всей этой мишуры, ступень теоретически может сама испускать радиосигналы, которые мешают наводиться противоракетам противника. Или отвлекать их на себя. В конце концов, мало ли чем она может быть занята — ведь летит целая ступень, большая и сложная, почему бы не нагрузить ее хорошей сольной программой?


На фото — пуск межконтинентальной ракеты Trident II (США) с подводной лодки. В настоящий момент Trident («Трезубец») — единственное семейство МБР, ракеты которого устанавливаются на американских подводных лодках. Максимальный забрасываемый вес — 2800 кг.

Последний отрезок

Однако с точки зрения аэродинамики ступень не боеголовка. Если та — маленькая и тяжеленькая узкая морковка, то ступень — пустое обширное ведро, с гулкими опустевшими топливными баками, большим необтекаемым корпусом и отсутствием ориентации в начинающем набегать потоке. Своим широким телом с приличной парусностью ступень гораздо раньше отзывается на первые дуновения встречного потока. Боеголовки к тому же разворачиваются вдоль потока, с наименьшим аэродинамическим сопротивлением пробивая атмосферу. Ступень же наваливается на воздух своими обширными боками и днищами как придется. Бороться с тормозящей силой потока она не может. Ее баллистический коэффициент — «сплав» массивности и компактности — гораздо хуже боеголовочного. Сразу и сильно начинает она замедляться и отставать от боеголовок. Но силы потока нарастают неумолимо, одновременно и температура прогревает тонкий незащищенный металл, лишая его прочности. Остатки топлива весело кипят в раскаляющихся баках. Наконец, происходит потеря устойчивости конструкции корпуса под обжавшей ее аэродинамической нагрузкой. Перегрузка помогает крушить переборки внутри. Крак! Хрясь! Смявшееся тело тут же охватывают гиперзвуковые ударные волны, разрывая ступень на части и разбрасывая их. Пролетев немного в уплотняющемся воздухе, куски снова разламываются на более мелкие фрагменты. Остатки топлива реагируют мгновенно. Разлетающиеся осколки конструктивных элементов из магниевых сплавов зажигаются раскаленным воздухом и мгновенно сгорают с ослепительной вспышкой, похожей на вспышку фотоаппарата — недаром в первых фотовспышках поджигали магний!


Все сейчас горит огнем, все обтянуто раскаленной плазмой и хорошо светит вокруг оранжевым цветом углей из костра. Более плотные части уходят тормозиться вперед, более легкие и парусные сдуваются в хвост, растягивающийся по небу. Все горящие компоненты дают плотные дымовые шлейфы, хотя на таких скоростях этих самых плотных шлейфов быть не может из-за чудовищного разбавления потоком. Но издали их видно прекрасно. Выброшенные частицы дыма растягиваются по следу полета этого каравана кусков и кусочков, наполняя атмосферу широким белым следом. Ударная ионизация порождает ночное зеленоватое свечение этого шлейфа. Из-за неправильной формы фрагментов их торможение стремительно: все, что не сгорело, быстро теряет скорость, а с ней и горячительное действие воздуха. Сверхзвук — сильнейший тормоз! Став в небе, словно разваливающийся на путях поезд, и тут же охладившись высотным морозным дозвуком, полоса фрагментов становится визуально неразличимой, теряет свою форму и строй и переходит в долгое, минут на двадцать, тихое хаотичное рассеивание в воздухе. Если оказаться в нужном месте, можно услышать, как тихо звякнет об ствол березы маленький обгорелый кусочек дюраля. Вот ты и прибыла. Прощай, ступень разведения!