Жак Ив Кусто — человек, который открыл подводный мир для всех. Пять фактов, которые вы могли не знать о жаке-иве кусто Что изобрел жак ив кусто

Жак Ив Кусто — человек, который открыл подводный мир для всех. Пять фактов, которые вы могли не знать о жаке-иве кусто Что изобрел жак ив кусто

Жизнь легендарного французского исследователя океана состоит из невероятных амплитуд: Жак-Ив Кусто то поднимался на вершину успеха и любви аудитории, то оказывался сброшен обратно к безденежью и непониманию. Первую половину жизни преодолевать этот путь ему помогала первая жена — Симона Кусто, в девичестве Мельхиор. Если бы не она, вряд ли мир узнал бы о легендарном «Калипсо» и его капитане.

Авария

Семья адвоката Даниэля Кусто много путешествовала. Двое его сыновей обожали плавать и играть в воде, а у родителей была возможность обеспечить им такой досуг. Особенно увлекся младший: скоро он стал совершать короткие погружения, а получив свои первые очки для подводного плавания, понял, чему посвятит жизнь.

Мальчика звали Жак-Ив Кусто.

Окончив военно-морскую академию, он хотел освоить еще и морскую авиацию, но судьба жестоко дала понять: две стихии для него — это слишком. Управляя автомобилем на горном серпантине, Кусто попал в аварию и получил серьезные травмы. Правую руку парализовало — и от идеи управлять самолетом пришлось отказаться.

Будущее, еще недавно манившее множеством возможностей, теперь сузилось до рамок реабилитации, которую Жак-Ив должен был пройти, если хотел снова вернуться в море. И здесь ему впервые пришла на помощь Симона Мельхиор.

С этой дочерью адмирала они общались уже несколько месяцев. Кусто не скрывал, что влюблен, и надеялся на взаимность, но авария спутала все планы — захочет ли Симона быть рядом с калекой?

Она захотела. Симона приходила каждый день и они подолгу гуляли, разговаривая и мечтая. Кусто позднее признавался, что именно тогда размытые мечты о море превратились в цель. В 1937 году они поженились, и Жак-Ив стал работать над своим первым и самым важным изобретением — аквалангом.

Поддержка Симоны

Механика и конструирование тоже входили в число увлечений Кусто. В юности он сам собрал машинку с двигателем, работающим от батарейки. Восстанавливаясь после аварии, Жак-Ив много плавал и погружался в воду, но долго продержаться там не мог — и стал думать, как это исправить.

В 1943 году он представил первый прототип современного акваланга. Изобретение занимало все его время и деньги. Но Симона предоставила мужу полную свободу, взяв на себя заботы о доме и двух сыновьях. Когда о Жаке-Иве Кусто заговорили как о изобретателе, он стал искать спонсоров для дальнейших исследований моря.

К концу 40-х Кусто смог увлечь своими идеями ирландского миллионера Томаса Лоела Гиннеса. Тот купил для него бывший британский минный тральщик «Калипсо» и согласился сдавать его в аренду за символическую плату — 1 франк в год. Кусто оставалось лишь нанять команду, переделать корабль в исследовательское судно и выйти в море — но на все это нужны были деньги.

Вновь на помощь пришла Симона. Она продала все свои фамильные драгоценности и не переставала уверять мужа, что он на правильном пути. Когда «Калипсо» был готов к отплытию, Жак-Ив решил, что именно она должна первой ступить на его палубу.

Мировой успех


Всего за три года Кусто оправдал доверие супруги. Первый же фильм, снятый на борту «Калипсо» («В мире безмолвия») получил премию «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Одну за другой он выпускал книги и продолжал снимать то, что любил больше всего на свете — подводный мир.

Но такая работа требовала постоянных денежных вливаний — на зарплату команде, топливо для корабля, новую современную технику. Кусто все меньше времени проводил в океане и все больше — в поездках к потенциальным спонсорам. Роль неофициального капитана — или, как ее называли матросы «Пастушки» «Калипсо» — отошла к Симоне.

Жак-Ив прилетал ненадолго, снимался в самых кульминационных сценах своей «Одиссеи» и снова улетал. В семье начался разлад.

Стюардесса


Во время очередного перелета Кусто познакомился со стюардессой по имени Франсин. Девушка младше его на 30 лет, но он в прекрасной физической форме и к тому же знаменитость — и роман не заставил себя долго ждать.

Симона и дети ничего не знали. У старшего сына Жана-Мишеля отношения с отцом не сложились — тот разочаровал Кусто, выбрав профессию архитектора. Все надежды капитан возлагал на младшего Филиппа, который много времени проводил на борту «Калипсо» и наравне с остальными участвовал в подводных съемках.

В 1979 году Филипп управлял морским бомбардировщиком «Каталина» и не сумел посадить его на воду. Оторвавшийся двигатель пробил кабину пилота — тело Филиппа так и не нашли. Едва оправившись после смерти сына, Симона получила новый удар: Кусто признался в своей связи с Франсин.

Разводиться он не собирался: изредка появляясь в обществе в сопровождении любовницы, он представлял ее как свою племянницу. Симона попросила у мужа только одно: позволить ей и дальше жить на «Калипсо». За долгие годы плавания судно стало ей домом, а его команда — настоящей семьей. Кусто согласился.

В год смерти Филиппа Франсин родила ему дочь Диану, а еще через два года на свет появился сын Пьер.

Война наследников


Жак-Ив Кусто и Франсин поженились через несколько месяцев после того, как Симона скончалась от рака в 1991 году. Ему был 81 год, ей 36 — и она изрядно устала от своего подпольного положения. Франсин настояла на том, чтобы запретить старшему сыну Кусто использовать его фамилию в коммерческих целях — и отношения Жана-Мишеля с отцом разладились окончательно.

Печальная судьба постигла и «Калипсо» — в 1996 году ее протаранила баржа, и судно затонуло.

«Из-за огромной пробоины судно опустилось на дно причала. Местные рабочие подготовили смету ремонтных работ, но Франсин ее не утвердила», — вспоминал главный механик корабля Жан-Мари Франс.

Кусто пережил свой корабль ровно на год — он скончался в 1997-м от инфаркта миокарда. Долгие годы после его смерти Франсин то собиралась ремонтировать «Калипсо», то отказывалась от этой нерентабельной идеи. Многие из ближнего окружения Кусто считали, что это своеобразная месть кораблю, который был домом для первой жены капитана.

Океанограф, изобретатель, исследователь, фотограф и человек, имя которого прочно ассоциируется с романтикой океанских глубин Жак-Ив Кусто был рожден во Франции в 1910 году в семье успешного адвоката. Семья много путешествовала и с малых лет Жак-Ив влюбился в воду и ее глубины. В возрасте 7 лет он заболел энтеритом, воспалением тонкой кишки и врачи не рекомендовали ему активный образ жизни. Несмотря на это и чрезмерную худобу из-за болезни, Кусто обожал плавать и буквально не вылезал из воды.

После завершения Первой мировой войны семья вслед за отцом перебралась из Франции в Штаты, где адвокат нашел работу. Здесь же Кусто впервые совершил погружение под воду. Время, проведенное в Америке, научило его также хорошему английскому и дало любовь к механике. Это увлечение сначала не было связано с океаном, однако опосредованно привело его к океанографии. Увлекаясь механикой, Кусто сконструировал машину, работающую на батареях, что позволило ему немного заработать. На свой гонорар он купил первую кинокамеру. Помимо механики, съемок и плавания Кусто занимался еще многими другими вещами, будучи весьма увлекающейся натурой и очень одаренной, ведь в каждом из увлечений он добивался успеха.

Единственное, что его совершенно не интересовало – это учеба и по решению семьи Жак-Ив отправился на службу в военно-морскую академию. В составе боевого крейсера молодой Кусто совершил свое первое кругосветное путешествие, постиг искусство морской навигации и управления судном, что много раз пригодилось в его последующей жизни.

В 37 году Кусто женился в первый раз на Симоне Мельхиор, такой же любительнице моря, как и он сам. Она была дочерью и внучкой адмирала и, связав свою жизнь с Кусто, выходила вместе с ним в море. Она была комиссаром «Калипсо» и принимала участие в большинстве экспедиций капитана Кусто. Жена Жака-Ива Кусто родила ему двоих сыновей.

В 38-м Кусто начал погружения уже с целью изучения подводного мира, но для полноценных исследований ему недоставало ласт и маски и он начал заниматься разработкой акваланга вместе с другом Эмилем Ганьяном. В 43 году он создал первый прототип современного акваланга и смог посвятить себя изучению глубин морей и океанов. С 50-го года Кусто путешествует только на судне «Калипсо», которое, как и команда Кусто стали символом океанографии. Кусто снимает фильмы, пишет книги, возглавляет Океанографический музей, занимается исследованиями обитателей океана и занимается разработкой новых механизмов для исследования толщи воды.

В 90-м году супруга Кусто Симона скончалась от рака, ее прах был развеян над морем, а уже через год, в 91-м Кусто женится повторно, на Франсине Триплет. Примечательно, что к моменту брака у Кусто и Франсины уже было двое детей.

Знаменитый Жак-Ив Кусто прожил очень долгую насыщенную жизнь, полную удивительных приключений и открытий. Скончался великий океанограф в 97 году от инфаркта миокарда.

Жак-Ив Кусто́ (фр. Jacques-Yves Cousteau ; 11 июня 1910, Сен-Андре-де-Кюбзак, Бордо, Франция - 25 июня 1997, Париж, Франция) - знаменитый французский исследователь Мирового океана, фотограф, режиссёр, изобретатель, автор множества книг и фильмов. Являлся членом Французской академии. Командор ордена Почётного легиона. Известен как Капитан Кусто (фр. Commandant Cousteau ).

Совместно с Эмилем Ганьяном в 1943 году разработал и испытал акваланг.

Ранние годы

Жак-Ив Кусто родился в небольшом городке Сент-Андре-де-Кюбзак винодельческого региона Бордо, в семье адвоката Даниэля и Элизабет Кусто. Его отец Даниэль Кусто (23 окт. 1878-1969) был вторым ребёнком из четырёх детей нотариуса из Сент-Андре-де-Кюбзак, при рождении записанным под двойным именем Пьер-Даниэль. Зажиточный нотариус сумел дать сыну хорошее воспитание и образование. Даниэль изучал право в Париже, став самым молодым доктором права во Франции. Работал в США частным секретарём богатого предпринимателя и франкофила Джеймса Хазена Хайда (англ.). Женился на Элизабет Дюрантон (Duranthon; род. 21 нояб. 1878), дочери фармацевта из его родного городка; семья обосновалась в 17-м округе Парижа по адресу 12, проулок Дуази (фр.). 18 марта 1906 года у них родился первенец Пьер-Антуан. Четыре года спустя в доме деда в Сент-Андре-де-Кюбзак родился Жак-Ив. Семья Даниэля много путешествовала. Жак-Ив стал интересоваться водой в раннем возрасте. В 7 лет ему поставили диагноз - хронический энтерит, поэтому семейный врач не рекомендовал большие нагрузки. Из-за болезни Кусто стал очень тощим. Во время Первой мировой войны Даниэль Кусто стал безработным, но после войны он снова нашёл работу в компании американца Юджина Хиггинса (англ.). Ему пришлось много разъезжать по делам, его сыновья учились в школе и большую часть года проводили в школе-интернате. Кусто рано научился плавать и на всю жизнь полюбил море.

В 1920 году Юджин Хиггинс вернулся в Нью-Йорк, семейство Кусто последовало за ним. Жак-Ив и Пьер-Антуан стали учиться в школе в США и научились бегло говорить по-английски. Там же, во время семейного отдыха в штате Вермонт, братья совершили свои первые погружения. В 1922 году Хиггинс и Семья Кусто вернулись во Францию. В США Жак-Ив заинтересовался механикой и дизайном. Во Франции он построил автомобиль с батарейным питанием. Это увлечение помогло ему в его работе в дальнейшем. На сэкономленные и заработанные деньги Кусто купил себе свою первую кинокамеру.

Хотя Жак-Ив интересовался многими вещами, учёба ему не давалась. Спустя некоторое время родители решили отправить его в специальный интернат, который он закончил с отличием.

Воинская служба

В 1930 году он поступил в военно-морскую академию. Он был двадцать вторым, мало того, группа, в которой он учился, первой ушла в кругосветное плавание на корабле «Жанна дʼАрк». Военную академию он закончил в чине прапорщика, по распределению был отправлен на военно-морскую базу в Шанхай, также побывал в СССР, где много фотографировал, но почти все материалы были изъяты. Кусто решил пойти в Академию морской авиации, его манило небо, но после автомобильной аварии на горной дороге от авиации пришлось отказаться. Кусто сломал несколько рёбер и пальцы на левой руке, повредил лёгкие, и у него парализовало правую руку. Курс реабилитации проходил восемь месяцев. Для восстановления в 1936 году поступил инструктором на крейсер «Сюфрен», приписанный к порту Тулон. Однажды он пошёл в магазин и увидел очки для подводного плавания. Нырнув с ними, он понял, что отныне жизнь его безраздельно принадлежит подводному царству!

Этапы

В 1937 году женился на Симоне Мельхиор, которая родила ему двух сыновей, Жан-Мишель (1938) и Филипп (1940-1979, погиб в авиакатастрофе «Каталины»). Во время Второй мировой войны - участник французского движения сопротивления .

С начала 1950-х годов Кусто вёл океанографические исследования с помощью судна «Калипсо» (Списанный минный тральщик Британских Королевских ВМС). Признание пришло к Кусто с выходом книги «В мире безмолвия» в 1953 году, написанной в соавторстве с Фредериком Дюма. Фильм, снятый по мотивам книги, в 1956 году получил премию «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь».

В 1957 Кусто был назначен директором Океанографического музея Монако. В 1973 он основал некоммерческое «Общество Кусто» по охране морской среды.

В 1991 году, через год после смерти супруги Симоны от рака, он женился на Франсине Триплет. К тому времени у них уже была дочь Диана (1979) и сын Пьер (1981), рождённые до женитьбы.

Кусто умер в возрасте 87 лет от инфаркта миокарда в результате осложнения респираторного заболевания. Похоронен на фамильном участке на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак.

Морские исследования

Согласно его первой книге, «В мире безмолвия» , Кусто начал погружаться в воду, используя маску, трубку и ласты, вместе с Фредериком Дюма и Филиппом Талье в 1938 году. В 1943 году он испытал первый прототип акваланга, разработанный им совместно с Эмилем Ганьяном. Это впервые позволило проводить длительные подводные исследования, что в значительной степени способствовало улучшению современных знаний о подводном мире. Кусто стал создателем водонепроницаемых камер и осветительных приборов, а также изобрёл первую подводную телевизионную систему.

Биология

До того как стало известно о способности морских свиней к эхолокации, Кусто предположил возможность её существования. В своей первой книге, «В мире безмолвия» он сообщил, что его исследовательское судно «Élie Monier» движется к Гибралтарскому проливу и заметил группу свиней, следующих за ними. Кусто изменил курс судна на несколько градусов от оптимального, и свиньи некоторое время следовали за кораблём, а затем поплыли к центру пролива. Было очевидно, что они знали, где лежит оптимальный курс, даже если люди не знали. Кусто сделал вывод о том, что китообразные имеют что-то вроде сонара, бывшего в то время относительно новым элементом на подводных лодках. Он оказался прав.

Наследие

Кусто любил называть себя «океанографическим техником». Он был, в действительности, выдающимся педагогом и любителем природы. Его работа для многих людей открыла «голубой континент».

Его работа также позволила создать новый тип научной коммуникации, критикуемой в то время некоторыми академиками. Так называемый «дивульгационизм», простой способ обмена научными концепциями, начал вскоре использоваться и в других дисциплинах и стал одним из наиболее важных характеристик современного телевещания.

В 1950 году он арендовал корабль «Калипсо» у Томаса Лоэла Гиннесса за символический один франк в год. Судно было оборудовано мобильной лабораторией для проведения исследований в открытом океане и подводных съёмок.

С 1957 года был директором Океанографического музея Монако.

В мае 1985 года команда Кусто обзавелась ещё одним судном. Это двухмачтовая яхта «Алсион» (Alcyone) с экспериментальным турбопарусом, использующим для получения тяги эффект Магнуса.

Кусто скончался 25 июня 1997 года. Общество Кусто и его французский партнёр «Команда Кусто», основанный Жаком-Ивом Кусто, действуют и сегодня.

В последние свои годы, после второй женитьбы, Кусто стал участвовать в правовой битве со своим сыном Жаном-Мишелем за использование имени Кусто . По распоряжению суда Жану-Мишелю Кусто было запрещено вносить путаницу между его профессиональным бизнесом и некоммерческими начинаниями его отца.

В Санкт-Петербурге именем Кусто была названа школа № 4 с углублённым изучением французского языка.

Награды

Командор ордена Почётного легиона

Кавалер Большого креста Национального ордена «За заслуги»

Военный крест 1939-1945

Офицер ордена Морских заслуг

Командор ордена искусств и литературы

Медаль Говарда Поттса (1970)

Медаль прогресса (Фотографическое общество Америки) (1977)

Президентская медаль Свободы (1985)

Биография и эпизоды жизни Жак-Ива Кусто Когда родился и умер Кусто, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты исследователя, фото и видео.

Годы жизни Жак-Ива Кусто:

родился 11 июня 1910, умер 25 июня 1997

Эпитафия

Умер он в доброй старости, 

Насыщенный жизнию, 

Богатством и славою…

Биография

На медали, которой его наградил Джон Кеннеди, было написано «Человеку Земли, который дал людям ключ от Мира безмолвия». Биография Жак-Ива Кусто - история человека ненасытного, разностороннего, талантливого педагога, антрополога, этнографа. Человека, открывшего водную стихию и влюбившего в нее весь мир.

Биография Кусто должна была стать биографией военнослужащего - Кусто окончил военную академию, даже отслужил несколько лет. Но его всегда манили океанские глубины. Однажды Кусто нырнул под воду в очках для плавания и увиденное его потрясло, вскоре после начала морских исследований Кусто изобрел «акваланг». Позже Кусто основал собственную киностудию, получил несколько «Оскаров» не будучи профессиональным кинематографистом, исследовал несколько океанов и морей, руководил Океанографическим музеем (известным как «музей Кусто»), создал «Общество Кусто», занимающееся охраной морской среды. Жизнь Кусто была долгой, яркой и насыщенной.

Смерть Кусто наступила на 87-м году жизни. Причиной смерти Кусто стал инфаркт миокарда. Много разговоров велось о том, что Кусто принял ислам, но эти слухи всегда отрицали члены его семьи и коллеги. Как бы там ни было, похороны Кусто (прощание с Кусто) прошло в католическом соборе Нотр-Дам-де-Пари. Могила Кусто находится в семейном склепе на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак, в городе, где родился Кусто. Единственный памятник Кусто был установлен после смерти Жак-Ива Кусто в Алуште крымскими дайверами, под водой. Чтобы его увидеть, придется воспользоваться изобретением Кусто, аквалангом. Известно, что Кусто был в Алуште в 1968 году на чемпионате по подводному плаванию.



Исследовательское судно Кусто «Калипсо» является символом спасения Мирового океана

Линия жизни

11 июня 1910 г. Дата рождения Жак-Ива Кусто.
1920 г. Переезд семьи Кусто в Нью-Йорк.
1922 г. Возвращение во Францию.
1930 г. Поступление во Французскую военно-морскую академию.
1933 г. Окончание академии.
1935-1938 гг. Служба в Шанхае и Японии.
1937 г. Женитьба на Симоне Мельхиор.
1938 г. Рождение сына Жана-Мишеля.
1940 г. Рождение сына Филиппа.
1949 г. Окончание службы в ВМС Франции.
1950-е гг. Создание Французской океанографической компании, начало океанографических исследований Кусто на судне «Калипсо».
1956 г. Получение золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля и премии «Оскар» за фильм «В мире безмолвия».
1957 г. Назначение Кусто директором Океанографического музея Монако.
1973 г. Основание «Фонда Кусто» по охране морской среды.
1979 г. Гибель сына Филиппа, рождение дочери Дианы от Франсины Триплет.
1981 г. Рождение сына Пьера от Франсины Триплет.
1991 г. Женитьба на Франсине Триплет.
25 июня 1997 г. Дата смерти Жак-Ива Кусто.

Памятные места

1. Колледж Stanislas в Париже, где учился Жак-Ив Кусто.
2. Военная академия École Navale, которую закончил Жак-Ив Кусто.
3. Музей океанографии в Монако, директором которого был Жак-Ив Кусто.
4. Дом Кусто в Париже (штаб-квартира), где он жил в 80-е гг.
5. Собор Нотр-Дам-де-Пари в Париже, где проходило прощание с Жак-Ивом Кусто.
6. Кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак, где прошли похороны Жак-Ива Кусто.

Эпизоды жизни

Кусто мечтал стать летчиком, но вскоре после окончания академии он попал в тяжелую автомобильную аварию, после чему ему понадобилось около года, чтобы восстановить переломанные руки. Путь в летчики был ему заказан. Что, впрочем, не помешало Кусто во время II мировой войны служить пулеметчиком и быть бойцом французского сопротивления.

Заветы

«Надо любить жизнь, даже в самых непривлекательных формах».

«Если у человека появляется возможность вести необычную жизнь, он не имеет права от неё отказываться».


Документальный фильм «Жак-Ив Кусто. Гражданин океана»

Соболезнования

«Мой отец хотел плавать как рыба. Он был как Жюль Верн».
Жан-Мишель Кусто, сын Жак-Ива Кусто

"Если бы я в нескольких словах захотел выразить смысл моей жизни, я бы написал - я мечтал освободить человека от пут Земли, изобрести средства, позволяющие ему освободиться от границ, установленных природой" - сказал как-то французский океанограф Жак-Ив Кусто, благодаря которому люди увидели на экранах телевизоров загадочный подводный мир и его обитателей. Великий француз не просто мечтал, он изобрел вещи, облегчившие исследование тайн океана.

Очки для плавания

Еще не помышляя о подводных исследованиях, Жак-Ив Кусто решил просто научиться плавать разными стилями. В один прекрасный день ему надоело, что соленая вода постоянно попадает в глаза. Француз немного подумал, помудрил… и изобрел очки для подводного плавания!

Акваланг

Эскиз знаменитого аппарата "Подводное легкое" был сделан на салфетке. Первая модель акваланга состояла из мотоциклетной камеры и коробки противогаза, наполненной химическим поглотителем. Однако он оказался непригодным для использования, и изобретатель едва не погиб во время "тест-драйва". Затем была череда более и менее удачных моделей, но все они браковались во время испытаний.

Тем не менее, Жак-Ив добился своего – на пару с инженером Эмилем Ганьяном в 1943 году он довел до ума "Подводное легкое". Аппарат постоянно совершенствовался в течение многих лет и сегодня не потерял своей актуальности.

Камера для подводной съемки

Оборудование, которое бы позволяло проводить съемки под водой, – тоже заслуга знаменитого француза. В этом перечне - камеры для подводных съемок, подводные лампы, видеокамеры и многое другое.

Жак-Ив Кусто разработал систему подводного телевидения, которая состояла из подводной и надводной частей. В подводной части была телевизионная передающая камера, источник света, блок фотографирования и многожильный кабель. В камере использовались специальные телевизионные подводные трубки, которые могли работать в условиях низкой освещенности.
Надводная часть включала в себя видеоконтрольное устройство, источники электрического питания и пульт управления.

При помощи этого оборудования команда Кусто смогла делать снимки морского дня на глубинах до 7250 м.

"Ныряющее блюдце"

"Ныряюшее блюдце" "Дениз" представляло собой автономный батискаф небольшого размера, рассчитанный на двух человек. Он погружался на глубину несколько сотен метров.

Погружалось оно при помощи балласта, который можно было оперативно сбросить в случае аварийной ситуации. Члены экипажа располагались внутри блюдца лежа, и из такого положения наблюдали за морскими обитателями через иллюминаторы.

Подводные дома

Осенью 1962 года Жак-Ив Кусто создал первый подводный дом в рамках проекта "Преконтинент-1". Его установили в гавани Марселя на глубине 10 м. Дом был изготовлен из обычной металлической цистерны и за сходство с бочкой неофициально прозван "Диоген". Экипажем подводного поселения было два человека - Альбер Фалько и Клод Весли, пробывшие на глубине 10 м одну неделю. Эксперимент был признан успешным. Всего было установлено три дома, но на дальнейшее развитие проекта не нашлось финансирования. Кстати, последнее поселение в рамках проекта "Преконтинент-3" находилось уже на 100-метровой глубине.

СПРАВКА "КП""

Жак Ив Кусто (1910 г. - 1997 г.) - известный французский океанолог и путешественник, зачинатель подводных исследований и киносъемок. Снял множество документальных фильмов о жизни моря, написал немало книг. Морской офицер, герой Сопротивления, он стал "самым знаменитым французом планеты".