Самоходная артиллерийская установка су 100. Военное обозрение и политика. Исследование и прокачка

Самоходная артиллерийская установка су 100. Военное обозрение и политика. Исследование и прокачка

16-01-2017, 22:33

Доброго времени суток и добро пожаловать на сайт! Сейчас речь у нас с вами пойдет о действительно сильной и достаточно комфортной машине, советской ПТ-САУ шестого уровня, перед вами СУ-100 гайд .

Если говорить о самоходках нации СССР, то без зазрений совести можно утверждать, что комфортная игра вас ждет с самого начала. Что же касается СУ-100 World of Tanks , этот аппарат внушает страх даже в более высокоуровневую технику, но чтобы совладать с этой советской мощью, необходимо познакомиться с танком как можно ближе.

ТТХ СУ-100

По уже сложившейся традиции начнем мы с того, что в нашем распоряжении имеется довольно слабые показатели запаса прочности хотя, по меркам ПТ-6 стандартные, а также скромный базовый обзор в 350 метров.

Если рассматривать СУ-100 характеристики живучести, то тут нужно обратить внимание на два очень важных показателя. Для начала – бронирование в нашем распоряжении довольно слабое, на борта и крышу надеется совсем нельзя. Что же касается лобовой проекции, так называемый ВЛД имеет очень приличный наклон, но даже при этом приведенка не превышает 114 миллиметров и хотя иногда рикошеты случаются, все-таки пробивают ПТ-САУ СУ-100 WoT даже танки пятого уровня. Единственное твердое место у нас – это маска орудия, она и «съесть» урон может и рикошетом порадовать способна.

Светлой же стороной медали заслуженно можно считать коэффициент маскировки. Дело в том, что на нашей стороне очень низкий силуэт, благодаря чему обнаружить СУ-100 танк не такая уж простая задача.

С точки зрения подвижности, все тоже очень даже неплохо. Максимальная скорость движения вперед очень хорошая и хотя достигать ее получается не всегда, удельная мощность двигателя СУ-100 World of Tanks тоже достойная уважения. А вот на маневренность надеется не следует, закрутить эту самоходку не так уж сложно.

Орудие

Ситуация с вооружением в случае самоходных противотанковых установок практически всегда заслуживает уважения, а в нашем случае на выбор предоставлено две пушки, одна лучше другой.

Для начала рассмотрим СУ-100 орудие калибром 122 миллиметра, ведь это один из самых грозных стволов на уровне, так как имеет очень мощный альфастрайк. Но перезаряжаемся мы в такой комплектации долго, хотя, примерно 1800 единиц урона в минуту результат весьма достойный.

Касательно параметров пробития, бронебойным снарядом танк СУ-100 без проблем шьет одноклассников, технику седьмого уровня и только для некоторых восьмерок, в частности тяжей, следует возить с собой 10-15 голдовых патронов.

Разумеется, за такой серьезный разовый урон вам придется платить и вынужденной жертвой будет точность. ПТ-САУ СУ-100 имеет большой разброс, сводится очень долго и стабилизация у нас ожидаемо плохая. Кроме того, пушка опускается всего на 6 градусов, но зато суммарные УГН в 24 градуса (по 12 в каждую сторону) можно назвать комфортными.

Вторая пушка, альтернативная, имеет такие же параметры пробития, ситуация с УГН и УВН тут идентичная, но мы имеем меньший разовый урон. При этом в такой комплектации СУ-100 World of Tanks быстрее перезаряжается и способна наносить немного больше урона в минуту, примерно 1950.

Но главной отличительной чертов 100-миллиметровго орудия является более комфортная точность. Изначальный разброс у вас будет меньше, а сведения гораздо быстрее, благодаря чему на СУ-100 WoT будет удобнее наносить урон, а случайный промах не будет казаться таким критичным.

Что лучше выбрать? Тут каждый должен решать самостоятельно, но для любителей хорошенько вломить противнику, а то и отправить оппонента в ангар с одного выстрела рекомендуется брать 122-миллиметровый ствол. А для тех, кто предпочитает ДПМ и комфорт нанесения урона, на СУ-100 танк можно ездить с альтернативным предтоповым орудием.

Преимущества и недостатки

Чтобы правильно укомплектовать танк дополнительными модулями, а также знать, как лучше вести себя в бою, важно понимать его сильные и слабые стороны, которые мы сейчас выделим отдельно. Кроме того, большинство танкистов предпочитают орудие с мощной альфой, так что далее СУ-100 гайд будем продолжать именно с такой позиции, учитывая комплектацию с топовой пушкой.
Плюсы:
Высокий коэффициент незаметности;
Отличная подвижность;
Очень грозный альфастрайк;
Достойное пробитие базовым снарядом;
Комфортные углы горизонтальной наводки.
Минусы:
Слабое бронирование;
Посредственная дальность обзора;
Плохая точность и долгое сведение;
Длительная перезарядка;
Не комфортные углы вертикальной наводки.

Оборудование для СУ-100

Как известно, установкой дополнительных модулей можно как усилить уже имеющиеся преимущества, так и снизить влияние недостатков. Если вы посмотрите на список слабых сторон нашей самоходки, то главным образом необходимо сосредоточится именно на них, таким образом, для ПТ-САУ СУ-100 оборудование следует ставить такое:
1. – при нашей посредственной скорострельности этот модуль обязателен, тем более вам будет приятно чаще реализовывать свою мощную альфу.
2. – также очень важный модуль, ведь нам необходимо компенсировать плохую точность и длительное сведение.
3. – также хороший вариант, который позволит полностью решить проблему в недостатке дальности обзора.

Однако мы можем отдать предпочтение своей безопасности и увеличить скрытность самоходки, для этого второй модуль заменяется на , которая отлично сочетается с третьим пунктом. Конечно, придется дольше сводиться, но когда вас не видят, проблем возникнуть не должно.

Обучение экипажа

Огромную роль в комфорте геймплея отыгрывает обучение экипажа. Правильно подобранные умения могут повысить вашу выживаемость, позволят наносить больше урона и получить превосходство над противников. В нашем случае на танк СУ-100 перки лучше учить следующие:
Командир (радист) – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для СУ-100

Если выбор оборудование и процесс прокачки перков всегда требуют максимум внимательности, то расходники мы подбираем по стандартному сценарию. Так, если вам нужно экономить, будет достаточно набора из , , . Но если запасы серебра позволяю, на СУ-100 снаряжение лучше возить в виде , , , где последний вариант даже предпочтительно заменить на .

Тактика игры на СУ-100

Данная самоходная противотанковая установка обладает довольно слабым бронированиеи, но имеет очень мощное орудие и хорошую незаметность, все это говорит нам о том, что на СУ-100 тактика ведения боя будет довольно типичной для ПТ-САУ, то есть кустовой.

Изначально лучше выбрать удачную позицию где-нибудь на второй линии, стать в густых зарослях, чтобы вас было сложнее обнаружить и оттуда вести огонь по союзному засвету. Помните только, что танк СУ-100 WoT всегда должен сводиться до конца, промахи стоят слишком много потраченного времени.

Важно также понимать, что стоять весь бой на одном месте, во-первых, неэффективно, а во-вторых, небезопасно. Пользуйтесь своей отличной подвижностью, меняйте позицию на более эффективную, в случае опасности СУ-100 танк может быстро отступить, а при надобности, даже поменять фланг.

Что же касается ближнего боя, он нам противопоказан. Но если лбом еще можно что-нибудь отразить, хоть шанс невелик, то к себе в борт никого пускать точно нельзя, скорее всего, вас закрутят и при маневренности ПТ-САУ СУ-100 World of Tanks отбиться будет весьма тяжело.

В остальном нам стоит сильно опасаться вражеской артиллерии, постоянно следить за мини-картой, а также искать любую удачную возможность для того, чтобы произвести очередной выстрел.

Обзор видео гайд по танку СУ-100 World of Tanks

СУ-100 является представителем 6 уровня советской . Данная боевая единица имеет уникальную конструкцию, которая свойственна исключительно для , создавалась на базе . После прокачки данного танка, на выбор предоставляется 2 пути развития, первый начинается с модели , второй путь начинается с модели .

Танк СУ-100, которое обладает отличными сбалансированными характеристиками, позволяющие применять для игры различные стили применения. Огневую мощь обеспечивает мощная 100 мм орудие с пробитием в 175 мм и уроном в 230 хп. Скорострельность достигает 9 выстрелов в минуту. Почему свой выбор я не остановил на 122 мм орудии? Честно говоря, она себя не оправдывает в бою и значительно ограничивает боевую эффективность.

Максимальный разгон составляет 50 кмч, а запас заднего хода равен 14 кмч. Отличные показателя, позволяющий вести активное сопротивление по всем флангам на карте. Вес достигает 39 тонн. Мощность двигателя составляет 520 л.с. А обзор остановился в отметке на 350 метров.

Показатели брони:

  • Корпус: лоб — 75 мм, борта - 45 мм, карма - 45 мм.

Определенный набор модулей позволяет раскрыть весь потенциал этой техники:

  • Досылатель - снижает время перезарядки орудия;
  • Маскировочная сеть - позволяет быстро скрываться в пассивном положении;
  • Стереотруба - увеличивает дальность обзора, что позволяет безнаказанно вести стрельбу с дальней дистанции.
  • ремкомплект;
  • огнетушитель;
  • аптечка.

Экипаж.

Отличный экипаж, залог превосходного боя.

  • Командир: лампочка, боевое братство, маскировка, орлиный глаз, ремонт;
  • Механик-водитель: снайпер, боевое братство, маскировка, король бездорожья;
  • Наводчик: виртуоз, боевое братство, маскировка, злопамятный;
  • Заряжающий: маскировка, боевое братство, ремонт, бесконтактная боеукладка;
Слабые места техники

Так как данный боевой монстр является продолжателем , то все слабые места так же передались по наследству, разве что были укреплены и без того непробиваемые области техники.

Лобовая проекция очень сложно пробивается в любую область танка. Необходимо точно выцеливать обзорный люк командира, который гарантировано, пропускает урон. Плюс ко всему можно постараться пробить люк механика-водителя, который расположился, справа от маски пушки, но из-за наклона брони, он не всегда пробивается. К тому же если находится выше чем СУ-100, то можно попытаться пробить навесом снаряда, верхнюю броню маски орудия, она не такая крепкая и ее пробитие лишает возможности врага стрелять.

WOT СУ100 мир танков

Бортовая проекция отлично пробивается в любую область, особое внимание стоит уделить кормовой части, удачное пробитие вызывает возгорание двигателя. Стоит помнить об обязательном обстреле передних катков гусеницы, которые могут обездвижить врага, лишая всякой возможности сопротивляться.

Вся приведенная выше информация должна стать вашим ключевым знанием, которое позволит максимально эффективно использовать слабые и сильные стороны СУ-100.

Тактика боя .

Данная боевая модель имеет отличные характеристики, которые позволяют применять этого боевого монстра в различных стилях игры. Практически при любом раскладе (кроме положения снизу команды), эту технику можно использовать в качестве танка прорыва, это становится, возможно, из-за отличных углов брони и внушающего показателя лобовой брони.

Усиление огневой мощи СУ-85 было основной проблемой уже с самого начала ее выпуска. Этот вопрос предполагалось решить путем установки п корпус СУ-85 морской 100-мм пушки С-34. Однако внушительные размеры этой пушки не позволяли установить ее в корпус САУ. Требовалось совершенно новое орудие.

САУ СУ-100

Вновь к разработке самоходной установки, обладавшей более мощным вооружением, чем САУ СУ-85 приступили после появления в середине 1944 г. новой 100-мм пушки Д-10 С, созданной под руководством Ф.Ф. Петрова.
Конструкция самоходного шасси на базе Т-34 уже была испытана на предыдущих установках СУ-122 и СУ-85. Специалистам "Уралмаша» оставалось лишь заняться проблемами размещения нового орудия в броневой рубке.


САУ СУ-100

Однако ЦАКБ настаивало на применении орудия С-34. и образец такой машины с индексом СУ-100-2 был изготовлен и проходил испытания на полигоне в Горохово. В результате он был признан худшим, и все усилия были сосредоточены на разработке СУ-100 с пушкой Д-10С.

Первая машина увидела свет в сентябре 1944 г. Проведенные полигонные испытания показали, что бронебойный снаряд нового орудия способен поражать броню толщиной более 139 мм на расстоянии около 2 км. А на дальности около километра пушка и вовсе
могла пробить танк практически насквозь.


САУ СУ-100

Конструктивно СУ-100 не отличалась от своих предшественников, особенно от СУ-85 поздних выпусков. Различия были по сути только в орудии и измененной его броневой маске.

Корпус самоходной установки был сварен из броневых листов с большими углами наклона; лобовой лист - 50". к вертикали, боковые стенки боевой рубки - 20". В сплошном верхнем лобовом листе имелся люк для установки пушки, толщина ее броневой маски составляла 75 мм. Наклонные бортовые листы рубки выходили за пределы рубки до уровня надгусеничных попок, что позволило увеличить объем боевого отделения.В лобовом наклонном листе имелся люк для механика-водителя, оснащенный смотровыми приборами.

Боевое отделение было совмещено с отделением управления и расположено в броневой рубке. В ней размещались органы управления машиной, танко-переговорное устройство, радиостанция, вооружение, боекомплект, носовые топливные баки. В переднем левом углу рубки находилось рабочее место механика-водителя, за его сиденьем - место наводчика, справа от пушки - место командира машины, а в левом заднем углу - место заряжающего.


САУ СУ-100

Экипаж занимал свои места через прямоугольные люки в крыше рубки, командир располагался в неподвижной командирской башенке с перископическими смотровыми приборами и пятью смотровыми щелями в стенках. Щели закрывались бронестеклами. На крыше рубки в задней части располагались два вентилятора под выпуклыми броневыми колпаками.

Силовое и трансмиссионное отделение было расположено непосредственно за боевым и отделено от него перегородкой. На подмоторной раме располагался дизель В-2-34 мощностью 500 л.с. Неплохие характеристики этого мотора позволяли машине массой более 30 т развивать скорость до 55 км/ч. В силовом отделении были расположоны главный фрикцион, пятиступенчатая коробка передач, бортовые фрикционы с тормозами и бортовые передачи. Здесь же были установлены два внутренних топливных бака. Емкость же всех внутренних топливных баков СУ-100 составляла 400 л.
Устройство ходовой части было полностью аналогично танку Т-34.


САУ СУ-100

В правой передней части в лобовом листе устанавливалась 100-мм пушка Д-10 С. которая имела два прицела: телескопический и панорамный. Внешняя бронировка пушки литая, крепилась к лобовому листу корпуса болтами. Крепление и места установки орудия защищались подвижной броневой сферической маской.

Тест-драйв Зенкевичем САУ СУ-100

Практическая скорострельность пушки составляла 5-6 выстрелов в минуту. Боекомплект состоял из 33 снарядов - фугасных, бронебойных и подкапиберных, а также патронов для личного оружия экипажа и гранат.


САУ СУ-100

Для связи с остальными машинами на поле боя СУ-100 оснащалась ультракоротковолновой радиостанцией 9РМ, которая обеспечивала связь на дальности около 25 км.

В опытном порядке осенью 1944 г. были изготовлены и проходили испытания установки ЭСУ-100, оснащенная электротрансмиссиеи. ЭСУ-122Л со 122-мм пушкой Д-25Т

В августе 1943 г. Л.Горлицким бып предложен проект САУ с задним расположением боевого отделения. Считалось, что машина с такой компоновкой будет более маневренной. В марте она была построена и получила индекс «Уралмаш-1». В ее конструкции широко применялись узлы or нового танка Т-44. Однако к концу испытаний война закончилась, и машина на вооружение принята не была.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СУ-100

СУ-100 применялась Красной Армией в боях осенне-зимней кампании 1944 г. и на завершающем этапе войны в 1945 г. Достаточно масштабно СУ-100 использовались при отражении немецкого контрнаступления у о. Балатон (Венгрия) в марте 1945 г. На остальных участках фронта применение СУ-100 носило ограниченный характер.

До конца 1944 г. на «Уролмаше» было выпущено 500 машин СУ-100 За время Великой Отечественной войны изготовили 2495 установок этого типа. Всего же на этом заводе за годы войны было выпущено более 6000 средних самоходных установок СУ-100 как одна из самых удачных и известных боевых машин времен Великой Отечественной по праву заняла место на постаменте около этого завода.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ СУ-100

Производство самоходки СУ-100 не прекращалось до 1947 г.. и позже эта машина еще долго состояла на вооружении Советской Армии. В 1960 г. была
проведена модернизация машины, в результате которой она получила усовершенствованный дизель В-2-34М, новые радиостанции, приборы ночного видения и новые опорные катки от Т-54. Возможно, некоторое количество СУ-100 находится в парках воинских частей и по сей день.

СУ-100 состояли на вооружении армий других стран Варшавского договора вплоть до 1980-х годов. Они поставлялись также в Албанию, Алжир, Анголу, Вьетнам, Кубу, КНДР. Производство СУ-100 по лицензии продолжалось в Чехословакии до 1952 г. Известно, что самоходки принимали участие а арабо-израильских войнах.

_______________________________________________________________________________________
Источник данных: автор Архипова М.А. "Полная энциклопедия танков и бронетехники СССР"

16-01-2017, 22:33

Доброго времени суток и добро пожаловать на сайт! Сейчас речь у нас с вами пойдет о действительно сильной и достаточно комфортной машине, советской ПТ-САУ шестого уровня, перед вами СУ-100 гайд .

Если говорить о самоходках нации СССР, то без зазрений совести можно утверждать, что комфортная игра вас ждет с самого начала. Что же касается СУ-100 World of Tanks , этот аппарат внушает страх даже в более высокоуровневую технику, но чтобы совладать с этой советской мощью, необходимо познакомиться с танком как можно ближе.

ТТХ СУ-100

По уже сложившейся традиции начнем мы с того, что в нашем распоряжении имеется довольно слабые показатели запаса прочности хотя, по меркам ПТ-6 стандартные, а также скромный базовый обзор в 350 метров.

Если рассматривать СУ-100 характеристики живучести, то тут нужно обратить внимание на два очень важных показателя. Для начала – бронирование в нашем распоряжении довольно слабое, на борта и крышу надеется совсем нельзя. Что же касается лобовой проекции, так называемый ВЛД имеет очень приличный наклон, но даже при этом приведенка не превышает 114 миллиметров и хотя иногда рикошеты случаются, все-таки пробивают ПТ-САУ СУ-100 WoT даже танки пятого уровня. Единственное твердое место у нас – это маска орудия, она и «съесть» урон может и рикошетом порадовать способна.

Светлой же стороной медали заслуженно можно считать коэффициент маскировки. Дело в том, что на нашей стороне очень низкий силуэт, благодаря чему обнаружить СУ-100 танк не такая уж простая задача.

С точки зрения подвижности, все тоже очень даже неплохо. Максимальная скорость движения вперед очень хорошая и хотя достигать ее получается не всегда, удельная мощность двигателя СУ-100 World of Tanks тоже достойная уважения. А вот на маневренность надеется не следует, закрутить эту самоходку не так уж сложно.

Орудие

Ситуация с вооружением в случае самоходных противотанковых установок практически всегда заслуживает уважения, а в нашем случае на выбор предоставлено две пушки, одна лучше другой.

Для начала рассмотрим СУ-100 орудие калибром 122 миллиметра, ведь это один из самых грозных стволов на уровне, так как имеет очень мощный альфастрайк. Но перезаряжаемся мы в такой комплектации долго, хотя, примерно 1800 единиц урона в минуту результат весьма достойный.

Касательно параметров пробития, бронебойным снарядом танк СУ-100 без проблем шьет одноклассников, технику седьмого уровня и только для некоторых восьмерок, в частности тяжей, следует возить с собой 10-15 голдовых патронов.

Разумеется, за такой серьезный разовый урон вам придется платить и вынужденной жертвой будет точность. ПТ-САУ СУ-100 имеет большой разброс, сводится очень долго и стабилизация у нас ожидаемо плохая. Кроме того, пушка опускается всего на 6 градусов, но зато суммарные УГН в 24 градуса (по 12 в каждую сторону) можно назвать комфортными.

Вторая пушка, альтернативная, имеет такие же параметры пробития, ситуация с УГН и УВН тут идентичная, но мы имеем меньший разовый урон. При этом в такой комплектации СУ-100 World of Tanks быстрее перезаряжается и способна наносить немного больше урона в минуту, примерно 1950.

Но главной отличительной чертов 100-миллиметровго орудия является более комфортная точность. Изначальный разброс у вас будет меньше, а сведения гораздо быстрее, благодаря чему на СУ-100 WoT будет удобнее наносить урон, а случайный промах не будет казаться таким критичным.

Что лучше выбрать? Тут каждый должен решать самостоятельно, но для любителей хорошенько вломить противнику, а то и отправить оппонента в ангар с одного выстрела рекомендуется брать 122-миллиметровый ствол. А для тех, кто предпочитает ДПМ и комфорт нанесения урона, на СУ-100 танк можно ездить с альтернативным предтоповым орудием.

Преимущества и недостатки

Чтобы правильно укомплектовать танк дополнительными модулями, а также знать, как лучше вести себя в бою, важно понимать его сильные и слабые стороны, которые мы сейчас выделим отдельно. Кроме того, большинство танкистов предпочитают орудие с мощной альфой, так что далее СУ-100 гайд будем продолжать именно с такой позиции, учитывая комплектацию с топовой пушкой.
Плюсы:
Высокий коэффициент незаметности;
Отличная подвижность;
Очень грозный альфастрайк;
Достойное пробитие базовым снарядом;
Комфортные углы горизонтальной наводки.
Минусы:
Слабое бронирование;
Посредственная дальность обзора;
Плохая точность и долгое сведение;
Длительная перезарядка;
Не комфортные углы вертикальной наводки.

Оборудование для СУ-100

Как известно, установкой дополнительных модулей можно как усилить уже имеющиеся преимущества, так и снизить влияние недостатков. Если вы посмотрите на список слабых сторон нашей самоходки, то главным образом необходимо сосредоточится именно на них, таким образом, для ПТ-САУ СУ-100 оборудование следует ставить такое:
1. – при нашей посредственной скорострельности этот модуль обязателен, тем более вам будет приятно чаще реализовывать свою мощную альфу.
2. – также очень важный модуль, ведь нам необходимо компенсировать плохую точность и длительное сведение.
3. – также хороший вариант, который позволит полностью решить проблему в недостатке дальности обзора.

Однако мы можем отдать предпочтение своей безопасности и увеличить скрытность самоходки, для этого второй модуль заменяется на , которая отлично сочетается с третьим пунктом. Конечно, придется дольше сводиться, но когда вас не видят, проблем возникнуть не должно.

Обучение экипажа

Огромную роль в комфорте геймплея отыгрывает обучение экипажа. Правильно подобранные умения могут повысить вашу выживаемость, позволят наносить больше урона и получить превосходство над противников. В нашем случае на танк СУ-100 перки лучше учить следующие:
Командир (радист) – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для СУ-100

Если выбор оборудование и процесс прокачки перков всегда требуют максимум внимательности, то расходники мы подбираем по стандартному сценарию. Так, если вам нужно экономить, будет достаточно набора из , , . Но если запасы серебра позволяю, на СУ-100 снаряжение лучше возить в виде , , , где последний вариант даже предпочтительно заменить на .

Тактика игры на СУ-100

Данная самоходная противотанковая установка обладает довольно слабым бронированиеи, но имеет очень мощное орудие и хорошую незаметность, все это говорит нам о том, что на СУ-100 тактика ведения боя будет довольно типичной для ПТ-САУ, то есть кустовой.

Изначально лучше выбрать удачную позицию где-нибудь на второй линии, стать в густых зарослях, чтобы вас было сложнее обнаружить и оттуда вести огонь по союзному засвету. Помните только, что танк СУ-100 WoT всегда должен сводиться до конца, промахи стоят слишком много потраченного времени.

Важно также понимать, что стоять весь бой на одном месте, во-первых, неэффективно, а во-вторых, небезопасно. Пользуйтесь своей отличной подвижностью, меняйте позицию на более эффективную, в случае опасности СУ-100 танк может быстро отступить, а при надобности, даже поменять фланг.

Что же касается ближнего боя, он нам противопоказан. Но если лбом еще можно что-нибудь отразить, хоть шанс невелик, то к себе в борт никого пускать точно нельзя, скорее всего, вас закрутят и при маневренности ПТ-САУ СУ-100 World of Tanks отбиться будет весьма тяжело.

В остальном нам стоит сильно опасаться вражеской артиллерии, постоянно следить за мини-картой, а также искать любую удачную возможность для того, чтобы произвести очередной выстрел.

Конструктивно средняя противотанковая самоходная установка СУ-100 была во многом аналогична более ранней СУ-85. Основные отличия между двумя этими машинами касались только в типе артиллерийской системы и связанных с неё доработок корпуса. Ходовая часть СУ-100, полностью заимствованная от СУ-85, включала следующие компоненты (применительно на один борт):
- пять опорных катков диаметром 830 мм с резиновыми бандажами и индивидуальной пружинной подвеской;
- переднее направляющее колесо, литое, с кривошипным механизмом натяжения гусениц;
- заднее ведущее колесо с шестью роликами для зацепления с гребнями гусеничных траков;
- гусеница состояла из 72 литых стальных траков шириной 500 мм и шагом 172 мм (36 с гребнем и 36 без гребня), полная масса гусеницы - 1150 кг.

САУ СУ-100 - видео

Из-за возросшей массы толщину пружин подвески увеличили с 30 до 34 мм. В остальном элементы ходовой части изменений не претерпели и были полностью взаимозаменяемы с танками Т-34 и самоходками СУ-85. Корпус имел сварную конструкцию и собирался из листов катаной броневой стали. Конструктивно он состоял из днища, носовой и кормовой частей, бортов, крыши боевого отделения и крыши моторно-трансмиссионного отделения. Бронирование самоходки было дифференцированным. Носовая часть корпуса имела клиновидную форму и была образована двумя наклонными броневыми листами. Верхний бронелист толщиной 75 мм устанавливался под углом 50°. В нем со смещением к правому борту был сделан вырез под установку орудия, слева находился люк закрываемый броневой крышкой с двумя смотровыми приборами. Нижний лобовой бронелист имел толщину 45 мм и устанавливался под углом 55°. К нему приварилось два буксировочных крюка.

Борта и корма рубки также имели небольшой наклон, но толщина брони ограничивалась 45 мм. Здесь же крепились десантные поручни, кронштейны наружных баков и бонки крепления запасных частей и принадлежностей. Вдоль бортов располагались надгусеничные полки, заканчивающиеся грязевыми “крыльями”. На полках устанавливались ящики ЗИП, по одному слева спереди и сзади справа. Крыша боевого отделения выполнялась из цельного листа брони толщиной 20 мм в котором монтировались: колпак стопора пушки, двухстворчатый люк панорамы, двухстворчатый посадочный люк (Г-образной формы), командирская башенка, вытяжной вентилятор со сферическим бронеколпаком. В нижней части корпуса, выполненной из бронелиста толщиной 20 мм, находились отверстия под кронштейны крепления опорных катков, натяжных и ведущих колес. К кормовой части бронелиста приваривался картер бортовой передачи.

Моторно-трансмиссионное отделение СУ-100 было защищено броневой коробкой, состоящей из двух кормовых бронелистов толщиной 45 мм, двух наклонных бортовых и трех верхних бронелистов. Хотя толщина бортовых листов МТО была аналогичной боевому отделению их угол установки был увеличен. В верхних боковых бронелистах были сделаны вырезы для продольных жалюзи и трех лючков, предназначенных для доступа к маслобаку и и шахтам подвески четвертого и пятого катков. Сверху боковые листы закрывались выпуклыми бронеколпзками с сетками для прохода воздуха к жалюзи. Трансмиссионное отделение имело откидную выпуклую крышку из листового металла с пятью окнами, закрытыми сеткой. К нижнему кормовому бронелисту монтировались картеры боковых передач, два буксирных крюка и две петли верхнего откидного листа. Верхний бронелист был откидным и имел в центре люк с крышкой, а по бокам были сделаны вырезы с бронеколпаками для выхлопных труб.

Днище корпуса было “наборным” и собиралось из четырех листов брони толщиной 20 мм, соединяемых сварными швами с усиленными накладками. В средней части днища справа был сделан аварийный люк (крышка открывалась вниз-вправо). Самоходка оборудовалась тем же двигателем, что и её предшественники. В МТО устанавливался 12-цилиндровый 4-тактный бескомпрессорный дизель В-2-34 номинальной мощностью 450 л.с. при 1700 об\мин. Эксплуатационная мощность составляла 400 л.с. при 1700 об\мин., максимальная – 500 л.с. при 1800 об\мин. Для очистки воздуха поступавшего в цилиндры двигателя использовался воздухоочиститель “Мультициклон”. Запуск двигателя мог производится электростартером СТ-700 мощностью 15 л.с. или сжатым воздухом, для чего имелось два баллона в отделении управления. Обычно для В-2-34 использовалось дизельное топливо ДТ, но также допускалось использование газойля марки “Э” по ОСТ 8842. Основной запас горючего находился в 400-литровом топливном баке размещенном в кормовой части корпуса. Топливо подавалось к двигателю с помощью насоса НК-1. На бортах МТО могли крепиться 95-литровые запасные топливные баки. Система смазки была циркуляционной и под давлением от шестеренчатого трехсекционного масляного насоса. Ёмкость маслобаков составляла 80 литров. Система охлаждения – жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. По обе стороны двигателя монтировались два трубчатых радиатора ёмкостью 95 литров наклоненных в его сторону.

Трансмиссия самоходки СУ-100 не отличалась от танковой и состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, ручной 5-скоростной коробки передач (с постоянным зацеплением шестерен), многодисковых бортовых фрикционов, одноступенчатых бортовых передач и плавающих ленточных тормозов.

Электрооборудование было выполнено по одноприводной схеме с напряжением в сети 12 и 24В. В его состав входил генератор ГТ-4563А мощностью 1кВт и четыре аккумуляторные батареи 6-СТЭ-128 ёмкостью 128 А\ч каждая. К потребителям электрической энергии относились стартер СТ-700 с пусковым реле для пуска двигателя, два мотор-вентилятора МВ-12, обеспечивавших вентиляцию боевого отделения, приборы наружного и внутреннего освещения, сигнал ВГ-4 для наружной звуковой сигнализации, электрический спуск ударного механизма пушки, обогреватель защитного стекла прицела, электрозапал дымовых шашек, радиостанция и внутреннее переговорное устройство, аппараты телефонной связи между членами экипажа. На СУ-100 ранних выпусков устанавливалась коротковолновая приемо-передающая симплексная радиостанция 9-РС или 9-РМ, обеспечивавшая связь на дистанции до 25 км. Для связи между членами экипажа использовалось внутреннее переговорное устройство ТПУ-3-бис-Ф.

Вооружение СУ-100 состояло из 100-мм пушки Д-10С образца 1944 года с длиной ствола 56 калибров. Полная масса составляла 1435 кг. Орудие имело углы горизонтального наведения в пределах 16° и вертикального от -3° до +20°. Максимальная длина отката при выстреле не превышала 570 мм. Основной спусковой механизм был электрическим, но имелся также механический ручной. В комплекте с пушкой Д-10С устанавливались телескопический шарнирный прицел ТШ-19 (для стрельбы прямой наводкой), а также боковой уровень и панорама (для стрельбы с закрытых позиций). Практическая скорострельность орудия 5-6 выстрелов в минуту. Пушка монтировалась в вырезе лобового бронелиста и защищалась неподвижной бронировкой сложной формы, которая крепилась к корпусу болтами. Снаружи установка пушки защищена подвижной броневой сферической маской.

Боеприпасы САУ СУ-100

Боекомплект орудия состоял из 33 выстрелов, размещенных на стеллажах в задней части (8) и с левого борта (17) боевого отделения, а также на полу справа (8). Номенклатура боеприпасов для Д-10С оказалась весьма широкой, особенно ближе к кону войны. В её состав вошло шесть типов выстрелов:

Бронебойные снаряды

УБР-412 – унитарный патрон с бронебойно-трассирующим остроголовым снарядом БР-412 и взрывателем МД-8

УБР-412Б – унитарный патрон с бронебойно-трассирующим тупоголовым снарядом БР-412Б и взрывателем МД-8

УД-412 – унитарный дымовой выстрел массой 30,1 кг со взрывателями РГМ, РГМ-6, В-429

УД-412У – унитарный дымовой выстрел массой 30,1 кг со взрывателем В-429

УБР-421Д – унитарный патрон с бронебойно-трассирующим снарядом с баллистическим бронебойным наконечником БР-412Д

УБК9 – унитарный патрон с кумулятивным снарядом БК5М

Унитарный патрон с бронебойно-подкалиберным снарядом.

Последние три типа снарядов появились в боекомплекте СУ-100 только после окончания войны, так что после 1945 года стандартная комплектация включала 16 осколочно-фугасных, 10 бронебойных и 7 кумулятивных выстрелов. Таким образом, самоходная установка СУ-100 являлась больше многофункциональным штурмовым орудием, чем специализированным противотанковым средством.

Осколочно-фугасные снаряды

УО-412 – унитарный патрон с осколочной морской гранатой О-412 и взрывателем РГМ
- УОФ-412 – унитарный патрон с осколочно-фугасной гранатой ОФ-412 и взрывателем РГМ
- УОФ-412У – унитарный патрон с осколочно-фугасной гранатой ОФ-412 с уменьшенным зарядом и взрывателем РГМ

Дополнительно в боевом отделении укладывались два 7,62-мм пистолета-пулемета ППШ с боекомплектом 1420 патронов (20 дисков), 4 противотанковых гранаты и 24 ручные гранаты Ф-1. Для постановки дымовой завесы на поле боя на корме машины устанавливались две дымовых шашки МДШ, поджиг которых производил заряжающий с помощью включения двух тумблеров на щитке МДШ, установленного на моторной перегородке.

Приборы наблюдения были немногочисленны, но весьма удачно размещены на корпусе самоходки. Водитель в походном положении вёл машину с открытым люком, а в боевом использовал оптические смотровые приборы с броневыми крышками. В командирской башенке, располагавшейся по правому борту, имелось пять смотровых целей с бронестеклами. На крыше монтировался прибор наблюдения МК-4.

Стандартная окраска СУ-100 была защитно-зеленой по всем поверхностям. На бортах боевой рубки белой краской наносились трехзначные номера и опознавательный знак части. В зимний период самоходки окрашивались легкосмываемой белой краской. Иногда на крыше и бортах рубки могли наноситься знаки для опознавания с воздуха. Это могли быть круги и полосы, но в одном из случаев имело место использование белых крестов. На бортах допускалось нанесение надписей и лозунгов, например: “Советский старатель”, “За Родину” и т.д.

Боевое применение САУ СУ-100 в Венгрии

Первой важной битвой в длинном боевом пути СУ-100 стала операция по уничтожению войск противника в районе Будапешта. Поздней сенью 1944 года советским войскам удалось блокировать город, но находившая в “кольце” немецко-венгерская группировка была очень сильна. Пришлось перебрасывать резервы – в декабре в распоряжение командования 3-го Украинского фронта прибыл 1-й гвардейский танковый корпус И.Н.Руссиянова. Любопытно, что это подразделение было создано из остатков частей 100-й стрелковой дивизии (!), фактически в одиночку оборонявшей Минск тремя годами ранее. За это время корпус несколько раз убывал на переформирование и перед отправкой в Венгрию получил весьма разношерстный состав. Соединению Руссиянова достались как сравнительно новые Т-34, так и “поношенные” М4А2 “Sherman”, переданные из других подразделений. Для усиления корпуса в его состав ввели сразу три самоходно-артиллерийских полка оснащенных 59 новейшими СУ-100. Выгрузившись на восточном берегу Дуная командование поручило самоходчикам вести наступление в район Бичке, пока противник не успел там закрепиться. В течении 4 января экипажи трех полков СУ-100 и пехотные подразделения обошли с фланга 93-ю стрелковую дивизию немцев и устремились в тылы противника. Населенный пункт был занят советскими войсками, которые перешли к обороне в ожидании контрудара. Поскольку его направление оставалось неизвестным силы полков сильно растянули по фронту. К утру 6-го января два полка СУ-100 передали в оперативное подчинение 18-го тк, сильно пострадавшего в недавних боях у селения Байна. Боевое крещение “соток” состоялось 7-го января под Жамбеком.
В этот день немцам удалось продавить оборону 49-го стрелковой дивизии, соединения которой начали отступать. Оставшись наедине с противником экипажи 382-го сап были вынуждены отбиваться всеми имеющимися средствами. Немецкое наступление было остановлено дорогой ценой – было уничтожено 9 и подбито ещё 2 самоходки.

Впрочем, самое ожесточенное сражение, вылившееся во встречный танковый бой, разгорелось 9-го января под Замолем. Получив приказ контратаковать противника части 1-го гв. бригада напоролись на сильную противотанковую оборону. Около полудню в районе Дьюлы немцы ввели в бой значительные танковые, что привело к обоюдным большим потерям – за этот день бригада потеряла 18 танков (в основном “Sherman”) и более 600 человек личного состава.

Далее 382-й полк был передан в подчинение 21-й стрелковой дивизии и принял участие в обороне Секешфехервара, а самоходки 1-й гв.бригады, в составе двух батарей, отправили к Барачке и Фельше-Бельше. Именно здесь гвардейцы были атакованы танковыми соединениями дивизий SS “Viking” и “Totenkompf”. Противник у СУ-100 был более чем достойный – помимо различных StuG и Pz.IV немцы ввели в бой тяжелые танки Pz.VI “Tiger” и Pz.VI “Konigtiger”. Противнику удалось вбить “клин” в порядки двух кавалерийских дивизий, практически не имевших танков, и пробиться к Барачке. Утром 24-го января вермахт перешел в генеральное наступление с участием сразу трех танковых дивизий IV корпуса, но успеха не имел и на этом атака выдохлась.

В общей сложности, в период с 19 по 25 января (за время операции “Conrad II”) 1-я гвардейский механизированный корпус потерял 54 “американца” и 17 СУ-100. Начало для “соток” вроде бы выглядело не очень радужным, но не надо забывать, что в ряде случаев самоходки использовались в качестве штурмовых орудий и действовали без поддержки пехоты и танков.

В связи с обострением обстановки командование фронтом 25 января ввело в сражение последние резервы, включая 145-й сап оснащенный СУ-100. Фронт удалось стабилизировать к 30 января, после чего начался разгром оставшихся сил противника. Штурм Будапешта завершился 15 февраля, когда остатки IX горного корпуса SS пошли на прорыв и даже смогли добиться некоторых успехов. Правда, из 28.000 немецких и венгерских солдат к своим сумели пробиться около 800. Однако, битва на венгерской земле на этом не закончилась.

Для разгрома оставшихся немецко-венгерских сил советское командование спланировало операцию и озера Балатон. Хотя бронетанковые войска РККА тоже понесли сильные потери их ударный потенциал был всё ещё сильным. При проведении Балатонской операции отличились 207-я, 208-я и 209-я самоходно-артиллерийские бригады, которые до этого числились в резерве. К 10 марта общее количество СУ-100 составляло уже 188 машин за вычетом потерь.

Оборонительное сражение развивалось успешно для советских войск, но обе стороны несли значительные потери. Командование 28-й армии вынуждено было перебросить на передний край фронта 208-ю бригаду, передав её в подчинение 135-й стрелковому корпусу, но эта мера явно запоздала. Самоходки получили приказ выдвигаться утром 9 марта двумя полками в район Надьхерчек – Дег, а третий полк оставили в армейском резерве в районе Шар. Подготовка к маршу практически не велась, поэтому на шоссе Цеце - Секешфехервар 1068-й полк попал под удар прорвавшихся немецких танков и потерял 14 из 21 самоходок.

В аналогичной ситуации месяцев позже оказался другой полк воевавший в Словакии. Сейчас широко известна послевоенная фотография с тремя сгоревшими СУ-100 на дороге под Брно. Все самоходки были подбиты огнем единственной немецкой противотанковой САУ, стрелявшей из засады. Это лишний раз доказывало, что даже поверженного врага не стоило сбрасывать со счетов и перед маршем стоило провести разведку. С другой стороны, бронирование СУ-100 явно не выдерживало огня из 75-мм и 88-мм противотанковых орудий.

Отыграться за этот проигрыш тогда не удалось. Всего же, за 8-9 марта, 208-я бригада подбила и уничтожила 14 вражеских танков и САУ, а также 33 бронетранспортеров. Собственные боевые потери составили 12 самоходок, 8 из которых сгорели.
В течении 10-го марта, отражая контратаку сил противника, существенный урон ему нанесли экипажи 1951-го и 1953-го полков. Так, СУ-100 под командира батареи старшего лейтенанта А.Кочерги, а также боевые машины младших лейтенантов Ворожбицкого и Самарина, подбили и сожгли по три немецких танка и САУ. На другом участке фронта батарея 1952-го полка под командованием капитана Васильева подбила три “королевских тигра” не понеся собственных потерь.

В тот же день 1953-й полк был передан 5-му кавалерийскому корпусу и получил задачу организовать засаду и уничтожить немецкие войска, пытавшиеся прорваться из окружения в районе Шимонторниа. Замаскировав свои машины в лесу, через которые готовились провести атаку немцы, экипажи организовали скрытые огневые позиции. Утром 11 марта в атаку пошли 14 немецких танков, включая тяжелые. По сигналу САУ вышли на позиции и открыли огонь с дистанции 1500 метров. Несмотря на большое расстояние сразу немцы потеряли три танка и вынуждены были прекратить атаку.

Действия экипажей самоходок заслужили самой высокой оценки, однако в виду больших потерь в танках, доходивших к концу Балатонской операции до 50-70%, в течении 11-12 марта батареи СУ-100 использовались по несвойственному им предназначению – непосредственной поддержки пехоты. Результат был вполне ожидаемым и привел к утрате нескольких десятков машин, большая часть из которых не подлежала восстановлению. Достаточно сказать, что в 208-й сабр, по состоянию на 5 марта, находилось 63 “сотки”, но к 16 марту их число уменьшилось до 23.

Подбитый в борт Pz.Kpfw VI Ausf. B «Тигр II», тактический номер 331, командира 3-й роты Рольфа фон Вестернхагена 501-го батальона тяжелых танков, действовавшего в составе 1-го танкового корпуса СС. Подбит батареей СУ-100 под командованием капитана Васильева (1952-й самоходно-артиллерийский полк). На борту виден номер (93) советской трофейной команды. Венгрия, район озера Балатон.

Главным результатом сражения в Венгрии стало закрепление практики засад, реализация которой началась ещё в 1944 году с применением СУ-85. Как правило, батарея “соток” маскировалась в лесу или на обратных склонах гор, а огневые позиции устраивались в 100-200 метрах впереди. Рядом оборудовался наблюдательный пост, на котором находился офицер и командирская СУ-76 и Т-34. При появлении противника самоходки делали несколько выстрелов и уходили к укрытиям, не давая противнику обнаружить себя. В случае, если среди атаковавших поднималась паника, “расстрел” велся дальше. Обычно же СУ-100 открывали огонь с дистанции 1000-1300 метров, причем снаряды выпущенные из пушки Д-10С часто накрывали цель с первого раза. Для средних танков типа Pz.IV это заканчивалось частичным разрушением корпуса, а в броне “пантер” и “тигров” возникали большие проломы.

В отчете о боевых действиях в оборонительных боях под Будапештом отмечалось, что самоходки СУ-100, при чуть больших габаритах, имеют существенное преимущество перед СУ-85 по огневой мощности. Хотя скорострельность Д-10С в боевых условиях составляла 3-4 выстрела в минуту (5-6 у пушки Д-5С-85) масса выстрела заметно компенсировала это отставание. Также было отмечено, что “лобовая часть СУ-100 для легкой и средней артиллерии неуязвима, для тяжелых танков и артиллерии калибра 88-мм лобовая броня недостаточна, очень хрупкая”. Из недостатков нарекания поступали в адрес тугой работы механизмов наведения пушки и большая уязвимость прицельных приспособлений. Кроме того, высказывалось пожелание оснастить СУ-100 пулеметов, как это делалось на тяжелых ИСУ-152. В итоговом заключении указывалось, что 100-мм самоходки являются “самыми эффективными средствами борьбы с тяжелыми танками противника”.

Тактико-технические характеристики СУ-100

Компоновочная схема: боевое и управления отделения спереди, моторно-трансмиссионное сзади
- Годы производства: 1944-1956
- Годы эксплуатации: с 1944
- Количество выпущенных, шт.: 4976

Экипаж: 4 человека

Вес СУ-100

Боевая масса, т: 31,6

Габаритные размеры СУ-100

Длина корпуса, мм: 6100
- Длина с пушкой вперёд, мм: 9450
- Ширина, мм: 3000
- Высота, мм: 2245
- Клиренс, мм: 400

Бронирование СУ-100

Тип брони: стальная катаная и литая, гомогенная
- Лоб корпуса (верх), мм/град.: 75 / 50°
- Лоб корпуса (низ), мм/град.: 45 / 55°
- Борт корпуса (верх), мм/град.: 45 / 40°
- Борт корпуса (низ), мм/град.: 45 / 0°
- Корма корпуса (верх), мм/град.: 45 / 48°
- Корма корпуса (низ), мм/град.: 45 / 45°
- Днище, мм: 20
- Крыша корпуса, мм: 20
- Маска орудия, мм/град.: 40-110
- Борт рубки, мм/град.: 45 / 0-20°
- Корма рубки, мм/град.: 45 / 0°
- Крыша рубки, мм/град.: 20

Вооружение СУ-100

Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10С обр. 1944 года
- Тип пушки: нарезная
- Длина ствола, калибров: 56
- Боекомплект пушки: 33
- Углы ВН, град.: −3…+20°
- Углы ГН, град.: ±8°
- Прицелы: телескопический шарнирный ТШ-19, панорама Герца, боковой уровень.

Двигатель СУ-100

Тип двигателя: V-образный 12‑цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения
- Мощность двигателя, л. с.: 520

Скорость СУ-100

Скорость по шоссе, км/ч: 50
- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20

Запас хода по шоссе, км: 310
- Запас хода по пересечённой местности, км: 140

Удельная мощность, л. с./т: 16,4
- Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,80

Преодолеваемый подъём, град.: 35°
- Преодолеваемая стенка, м: 0,73
- Преодолеваемый ров, м: 2,5
- Преодолеваемый брод, м: 1,3

Фото САУ СУ-100

САУ Су-100 армии Сирии уничтоженные ВВС Израиля

Египетская САУ Су-100 захваченная англичанами

САУ Су-100 армии Алжира