Русская поэзия второй половины XX века и мировой литературный процесс

Русская поэзия второй половины XX века и мировой литературный процесс

Великий русский писатель Максим Горький говорил, что "в литературе 19 века запечатлены великие порывы духа, умы и сердца истинных художников". Это нашло отражение в творчестве писателей 20 столетия. После революции 1905 года, Первой мировой и Гражданской войны мир будто начал распадаться. Наступила социальная дисгармония, и задачу вернуть все былое берет на себя литература. В России начала пробуждаться самостоятельна философская мысль, появлялись новые направления в искусстве, писатели и поэты 20 века переоценивали ценности и отказывались от старой морали.

Какая она, литература на рубеже веков?

На смену классицизму в искусстве пришел модернизм, который можно подразделить на несколько ветвей: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. Продолжал процветать реализм, в котором изображался внутренний мир человека в соответствии с его социальным положением; социалистический реализм не допускал критики власти, поэтому писатели в своем творчестве старались не поднимать политические проблемы. За золотым веком последовал серебряный со своими новыми смелыми идеями и разнообразными темами. 20 века были написаны в соответствии с определенным течением и стилем: для Маяковского характерно написание лесенкой, для Хлебникова - его многочисленные окказионализмы, для Северянина - необычная рифма.

От футуризма до социалистического реализма

В символизме поэт сосредотачивает свое внимание на неком символе, намеке, поэтому смысл произведения может быть многозначным. Основными представителями были Зинаида Гиппиус, Александр Блок, Они находились в постоянных поисках вечных идеалов, при этом обращаясь к мистицизму. В 1910 году наступил кризис символизма - все идеи были уже разобраны, и читатель не находил ничего нового в стихотворениях.

В футуризме полностью отрицались старые традиции. В переводе термин означает "искусство будущего", писатели привлекали публику эпатажем, грубостью и четкостью. Стихотворения представителей этого течения - Владимира Маяковского и Осипа Мандельштама - отличаются оригинальной композицией и окказионализмами (авторскими словами).

Социалистический реализм своей задачей ставил воспитание трудящихся в духе социализма. Писатели изображали конкретную обстановку в обществе в революционном развитии. Из поэтов особенно выделялась Марина Цветаева, а из прозаиков - Максим Горький, Михаил Шолохов, Евгений Замятин.

От акмеизма до новокрестьянской лирики

Имажинизм возник в России в первые годы после революции. Несмотря на это, Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф не отражали в своем творчестве социально-политических идей. Представители этого направления утверждали, что стихотворения должны быть образными, поэтому они не скупились на метафоры, эпитеты и другие средства художественной выразительностью.

Представители новокрестьянской лирики обращались в своих произведениях к фольклорным традициям, восхищались деревенским бытом. Таковым был русский поэт 20 века Сергей Есенин. Его стихи - чистые и душевные, и автор описывал в них природу и простое человеческое счастье, обращаясь к традициям Александра Пушкина и Михаила Лермонтова. После революции 1917 года недолгий восторг сменился разочарованием.

Термин "акмеизм" в переводе означает "цветущая пора". Поэты 20 века Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осипа Мандельштам и в своем творчестве возвращались к прошлому России и приветствовали радостное любование жизнью, ясность помыслов, простоту и лаконичность. Они словно отступали от трудностей, плавно плыли по течению, уверяя, что непознаваемое нельзя познать.

Философская и психологическая насыщенность бунинской лирики

Иван Алексеевич был поэтом, живущим на стыке двух эпох, поэтому в его творчестве отразились некоторые переживания, связанные с наступлением нового времени, тем не менее, он продолжал пушкинскую традицию. В стихотворении "Вечер" он доносит до читателя мысль, что счастье заключается не в материальных ценностях, а в человеческом бытии: "Я вижу, слышу, счастлив - все во мне". В других произведениях лирический герой позволяет себе размышлять о быстротечности жизни, что становится поводом для грусти.

Бунин занимается писательской деятельностью в России и за границей, куда после революции отправляются многие поэты начала 20 века. В Париже он чувствует себя чужим - "у птицы есть гнездо, у зверя ест нора", а свой родной край он потерял. Свое спасение Бунин находит в таланте: в 1933 году он получает Нобелевскую премию, а в России его считают врагом народа, но не перестают печатать.

Чувственный лирик, поэт и скандалист

Сергей Есенин был имажинистом и не создавал новых терминов, а оживлял мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы. Со школьной скамьи он прославился озорником и пронес это качество через всю свою жизнь, был завсегдатаем кабаков, славился любовными похождениями. Тем не менее, он страстно любил родину: "Я буду воспевать всем существом поэта шестую часть земли с названьем кратким "Русь" - многие поэты 20 века разделяли его восхищение родным краем. Есенина раскрывает проблему человеческого существования. После 1917 года поэт разочаровывается в революции, поскольку вместо долгожданного рая жизнь стала похожей на ад.

Ночь, улица, фонарь, аптека…

Александр Блок - самый яркий русский поэт 20 века, который писал в направлении "символизм". Любопытно наблюдать, как из сборника в сборник происходит эволюция женского образа: из Прекрасной Дамы к пылкой Кармен. Если сначала он обожествляет предмет своей влюбленности, верно служит ему и не смеет опорочить, позже девушки кажутся ему более приземленными существами. Сквозь прекрасный мир романтизма он находит смысл, пройдя через жизненные трудности, откликается в своих стихах на события общественной важности. В поэме "Двенадцать" он доносит мысль, что революция - не конец света, и ее основной целью является разрушение старого и создание нового мира. Читатели запомнили Блока как автора стихотворения "Ночь, улица, фонарь, аптека…", в котором он задумывается о смысле жизни.

Две женщины-писательницы

Философы и поэты 20 века были преимущественно мужчинами, и их талант раскрывался благодаря так называемым музам. Женщины творили сами, под влиянием собственного настроения, и наиболее выдающимися поэтессами серебряного века были Анна Ахматова и Марина Цветаева. Первая была женой Николая Гумилева, и в их союзе родился известный историк Анна Ахматова не проявляла интерес к изысканным строфам - ее стихи невозможно было положить на музыку, встречались редко. Преобладание желтого и серого цвета в описании, беднота и неяркость предметов наводят на читателей тоску и позволяют раскрыть истинное настроение поэтессы, пережившей расстрел мужа.

Судьба Марины Цветаевой трагична. Она закончила жизнь самоубийством, а через два месяца после ее смерти был расстрелян ее муж Читателям она навсегда запомнилась маленькой светловолосой женщиной, связанной с природой кровными узами. Особенно часто в ее творчестве фигурирует ягода рябина, которая навсегда вошла в геральдику ее поэзии: "Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась".

Чем необычны стихи поэтов 19-20 веков?

В новом столетии мастера пера и слова утвердили новые формы и темы своих произведений. Актуальными оставались стихотворения-послания к другим поэтам или друзьям. Имажинист Вадим Шершеневич удивляет своим произведением "Тост". Он не расставляет в нем ни единого знака препинания, не оставляет промежутков между словами, однако его оригинальность заключается в другом: просматривая текст глазами из строки в строку, можно заметить, как выделяются среди прочих слов некоторые заглавные буквы, образующие послание: Валерию Брюсову от автора.

всемыкакбудтонароликах

сВалитьсялегконосейчас

мчАтьсяивеселОисколько

дамЛорнируютоТменнонас

нашгЕрБукрашенликёрами

имыдеРзкиедушАсьшипром

ищемЮгИюлявоВсёмформу

мчаСилоЮоткрыТоклиппер

знОйнознаемчтОвсеюноши

иВсепочтиговоРюбезусые

УтверждаяэточАшкупунша

пьёмсрадостьюзабрюсова

Творчество поэтов 20 века поражает своей оригинальностью. Владимир Маяковский тоже запомнился тем, что создал новую форму строфы - "лесенкой". Поэт писал стихи по любому поводу, но мало говорил о любви; его изучали как непревзойденного классика, печатали миллионами, публика полюбила его за эпатаж и новаторство.

Цели урока:

  1. Донести до учащихся мысль о трагичности судеб поэтов России; показать обусловленность этой трагедии особой ролью русской литературы в жизни русского народа.
  2. Расширить читательский кругозор учащихся.

Оформление:

  • выставка книг русских поэтов второй половины ХХ века;
  • тексты произведений В.Высоцкого, Н.Коржавина, И.Бродского (на рабочем месте учащихся);
  • электронная презентация, включающая в себя портреты русских поэтов второй половины ХХ века, аудиозапись песен В.Высоцкого, А.Городницкого, В.Долиной.

1. Вступительное слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы будем говорить о русских поэтах второй половины ХХ века, об их стихах и судьбах.

Судьбы поэтов…. В них есть нечто общее, объединяющее. Наша задача – увидеть, понять и объяснить эту общность.

Другу Пушкина В. Кюхельбекеру принадлежат такие строки: “Горька судьба поэтов всех племен// Тяжеле всех судьба казнит Россию”. Спустя много лет, уже в начале ХХ века, замечательный поэт М.Волошин напишет:

Темен жребий русского поэта:
Неисповедимый рок ведет
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского на эшафот….

Из этих слов явствует, что во все времена легкой судьбы истинному поэту не было дано. Особенно поэту русскому.

Вспомним историю нашей литературы. В 1837 году был убит Пушкин. Спустя 100 лет М.Цветаева в эссе “Мой Пушкин” напишет:

“Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили. Потом я узнала, что Пушкин – поэт, а Дантес – француз. Дантес возненавидел Пушкина, потому что сам не мог писать стихи, и вызвал его на дуэль, то есть заманил на снег и там убил его ….

Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта – убили.

С тех пор …. я поделила мир на поэта – и всех, и выбрала – поэта, в подзащитные выбрала поэта: защищать – поэта – от всех, как бы эти все ни одевались и ни назывались”.

Слайд 5 (три блока со словами “Судьба поэта”, “Трагедия”, “Поэт в России – больше, чем поэт”, расположенные на экране в определенном порядке)

Цветаеву поразила трагичность судьбы поэта – любого истинного поэта (не только Пушкина!). Между понятиями “судьба” и “трагедия” она фактически ставит знак равенства. Я тоже ставлю этот знак.

Слайд 6 (Формула. Между словами “Судьба поэта” и “Трагедия” появляется знак равенства)

2. Беседа.

1. Согласны ли вы с этим своеобразным знаком равенства? Может быть, трагическая судьба Пушкина является исключением?

  • Судьба Пушкина исключением не является. Лермонтов тоже был убит на дуэли.
  • В Персии погиб Грибоедов, ему было чуть больше тридцати.

Не стала ли судьба русского поэта менее тяжкой в ХХ веке?

  • В ХХ веке стало, может быть, еще тяжелей. Есенин, например, по своей воле ушел из жизни.
  • Точно так же закончила свои дни и М.Цветаева. Сам оборвал свою жизнь Маяковский.

К счастью, не все поэты так страшно и рано уходят из жизни. А.Ахматова, например, прожила достаточно долгую жизнь, но судьба ее была воистину трагической, как и судьбы многих русских поэтов второй половины ХХ века.

2. Стихи каких поэтов периода вы читали?

  • Стихи В.Высоцкого, Ю.Друниной, Н.Коржавина, И.Бродского, Н.Рубцова (называется еще несколько имен).

Что вы знаете о судьбах этих поэтов?

  • Высоцкий умер в 1980 году, ему было 42 года.
  • Друнина добровольно ушла из жизни.
  • Бродский был вынужден эмигрировать из России. Он умер в Америке.
  • Коржавин не по своей воле уехал из нашей страны. Сейчас он живет и работает в США.
  • Рубцов трагически погиб, когда ему было всего 35 лет.

Возникает вопрос: почему жизнь многих русских поэтов так коротка? Поэт, “как беззаконная комета”, врывается в наш мир и гаснет. Почему? Что определяет трагизм его судьбы?

Попытаемся найти ответ на этот вопрос.

Слайд 7 (Фотография В.Высоцкого. Звучит песня “О поэтах и кликушах”).

  • Наверное, трагедия поэта в том, что он острее видит несправедливость и неправду в жизни. Он пытается открыть глаза на эту несправедливость другим людям, борется своим талантом за правду. Поэт бесстрашен, а несправедливое общество боится поэта и преследует его.
  • Дело не в том, сколько прожил поэт. Главное – как прожил. Поэт проживает трагическую жизнь.

Не могу не напомнить вам строки Евг. Евтушенко: “Поэт в России - больше, чем поэт….”. Поэт в России – воплощение совести и правды. Его миссия – нести свет, спасать человеческие души от лжи и цинизма – прекрасна и трагически тяжела.

Можно ли утверждать, что стихотворение “О поэтах и кликушах” Высоцкий написал и о себе самом?

  • Безусловно.

4. В чем вы видите личную трагедию В. Высоцкого?

  • Высоцкий жил во времена “застоя”, когда в стране было много лжи и лицемерия. Поэт же в своих стихах не лгал никогда и потому “был опасен”. Произведения его не печатались, пластинки почти не выпускались, хотя вся страна пела песни Высоцкого.
  • Высоцкий был, можно сказать, народным поэтом, но официального признания не получил. Это очень больно его ранило.

У нас в России никогда не было легких времен. И застойные семидесятые представляются тяжелым временем – несвободным, лживым, не допускающим инакомыслия. Это время поэта Высоцкого – свободного человека в несвободной стране.

Между поэтом и его народом тогда пытались воздвигнуть непреодолимую стену: отказывались печатать его стихи. Первый сборник Высоцкого, “Нерв”, пришел к читателю только в 1988 году, когда поэта уже не было в живых.

Чтение учащимися стихов В.Высоцкого (“Я не люблю”, “Звезды” и др.).

Высоцкий ушел летом 1980 года. Его ранняя смерть потрясла Россию.

Слайд 8 (Фотографии А.Городникого, памятника В.Высоцкому. Звучит песня А.Городницкого “Памяти В.Высоцкого”).

На Ваганькове горят сухие листья,
Купола блестят на солнце – больно глазу.
Приходи сюда и молча помолись ты ни разу,
Даже если не молился ты ни разу.
Облаков плывет небесная отара
Над сторожкой милицейскою унылой,
И застыла одинокая гитара,
Как собака над хозяйскою могилой.
Ветки черные раскачивает ветер
Над прозрачной неподвижною водою,
И ушедшие безвременно поэты
Улыбаются улыбкой молодою.
Их земля теперь связала воедино,
Опоила их, как водкою дурманом.
Запах вянущих цветов и запах дыма –
Все проходит в этом мире безымянном.
На Ваганькове горят сухие листья,
За стеной звенит трамвай из дальней дали.
Приходи сюда и молча помолись ты….
Эта осень наступает не твоя ли?

(А.Городницкий, “Памяти В.Высоцкого”)

5. Высоцкий лежит на Ваганькове, как и Есенин. Поэт лег в родную землю. Это слабое утешение, и все же: слава Богу, что он не познал горечи изгнания. Поэт – пророк (так считал Пушкин!). Но, как известно, нет пророка в своем Отечестве. Не так уж редко официальная Россия отторгала своих поэтов, выталкивала за пределы: в Нью-Йорк, в Бостон, в Париж....

Однажды В.Долину спросили, о ком эта песня. Она ответила: “О Русском Художнике…. Можно привести не одно имя”.

Чье имя привели бы вы? Кого Россия отпустила? Кто окончил свои дни на чужбине? Кто живет вдали от родной земли?

  • И.Бродский, Н. Коржавин.

6. Очень хочется, чтобы вы познакомились со стихами Наума Коржавина. К Сожалению, этот замечательный поэт мало знаком широкому кругу читателей.

Заранее подготовленный ученик рассказывает о судьбе Н.Коржавина.

Н.Коржавин родился в 1925 году в Киеве. В 1944 году приехал в Москву и поступил в Литературный институт. Через 3 года его арестовали, 8 месяцев он провел на Лубянке, а потом жил на поселении в Сибири. Арестовали его незаконно, как арестовывали многих других при Сталине.

В 1963 году вышла его первая и единственная книга на родине – “Годы”.

Коржавин всегда выступал против культа личности, против несвободы. Поэтому в СССР его не печатали и в 70-ые годы вынудили эмигрировать. Сейчас Коржавин живет и работает в Бостоне (США).

Чтение учащимися стихов Н.Коржавина (“Зависть”, “Мне без тебя так трудно жить….” и др.).

Как видим, Коржавин писал прекрасные лирические стихи о любви. Но не только эта вечная тема волновала поэта. Были у него и другие стихи: о России, о человеческой судьбе, о “трудных временах”, в которые выпало жить.

Чтение стихотворения “В наши трудные времена….”.

Какими эпитетами Коржавин определяет свое время?

  • “Трудные”, “подлые”.

Официально эти времена назывались по-другому: светлые, великие времена построения социализма. На самом деле они были действительно трудными.

Что необходимо человеку, чтобы выжить в эти “подлые” времена в своей стране? Найдите ключевые слова в стихотворении.

  • Жена, дом, дети, душа, совесть, друг, быть свободным.

Вот она, основа счастья! Счастья, которого, по мнению поэта, на родине дождаться нельзя: в России не было главного – свободы. Коржавин, призывавший ее в своих стихах “был опасен” для определенного круга, и в 1973 году его вытолкнули в эмиграцию.

То свет, то тень,
То ночь в моем окне.
Я каждый день
Встаю в чужой стране.

В чужую близь,
В чужую даль гляжу,
В чужую жизнь
По лестнице схожу.
…..

Я знаю сам:
Здесь тоже небо есть.
Но умер там
И не воскресну здесь.

То свет, то тень.
Я не гнию на дне.
Я каждый день
Встаю в чужой стране.

Вот она, трагедия: поэта лишили родины, родина лишилась поэта.

Н. Коржавин дважды приезжал в Россию, но насовсем не вернулся.

Никогда не вернется в свой город на Неве и гениальный поэт И.Бродский.

Он умер в Нью-Йорке, похоронен в Венеции. Осталось невыполненным его юношеское обещание:

Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад темно-синий
я впотьмах не найду,
Между выцветших линий
на асфальт упаду.
И душа, неустанно
поспешая во тьму,
промелькнет под мостами
в петроградском дыму,
и апрельская морось,
под затылком снежок,
и услышу я голос:
- До свиданья, дружок.
И увижу две жизни
далеко за рекой, к равнодушной отчизне
прижимаясь щекой,
- словно девочки-сестры
из непрожитых лет,
выбегая на остров,
машут мальчику вслед.

(“Стансы”, 1962 год)

“Равнодушная отчизна” (потрясающий образ!) несла поэту страдание. Здесь, на родине, Бродского судили и приговорили к ссылке якобы за тунеядство. Между тем он непрестанно и неустанно работал – писал гениальные стихи.

Бродский был вынужден покинуть страну, уже за ее пределами он нашел широкое признание, став пятым русским литератором, получившим Нобелевскую премию. Мир признал его гений, но от этого судьба поэта не стала менее трагичной. Ведь читают Бродского – в России, где поэт, как известно, “больше, чем поэт”….

Заключительное слово учителя.

Российские поэты…. Они впускают в свою душу все наше счастье, все наши боли, они несут в мир свет веры, любви и надежды. Таково их предназначение, такова их судьба….

Судьба российского Поэта почти всегда являет собой трагедию. Почему? Думается, сегодня мы сумели ответить на этот вопрос. Может быть, наш ответ и есть своеобразная формула судьбы российского Поэта:

Слайды 12-13 (Формула. Между фразами “Судьба поэта = Трагедия” и “Поэт в России – больше, чем поэт” появляются слова “потому что”)

В начале «оттепели» наиболее популярны были стихи Евгения Евтушенко, Роберта Рождест­венского, Андрея Вознесенского. Они и стали лидерами той поэтической группы, которую станут называть «шестидесятниками». Именно поэты-«шестидесятники» развили самую бурную творчес­кую активность, именно ради того чтоб услышать их стихи, ломились толпы в концертные залы и на стадионы. Это они, «шестидесятники», вновь привили любовь к стихам миллионам людей, открыли им дверь в огромную библиотеку шедевров отечественной и мировой поэзии. Но тогда, в начале «оттепели», люди хотели слушать их стихи, далеко не всегда совершенные, часто еще ученические, корявые. Значит, эти поэты говорили что-то такое, в чем остро нуждались их совре­менники. И говорили так, что сказанное ложилось на сердце слушателям и читателям.

Поэты-«шестидесятники» наиболее остро восприняли «оттепель» и выразили ее. Наученные видеть в поэзии прежде всего акт гражданского поведения, они мучительно переживали открыв­шуюся правду о том, что получило обтекаемое название «преступление культа личности», и бес­компромиссно отвергли притязания сил вчерашнего дня на сохранение своей власти. Свой пуб­лицистический naljioc они нередко выражали в откровенно риторической форме, порой прибегая к прозрачным аллегориям.

У «шестидесятников» «оттепель» встретила полное приятие, надежды на скорое освобожде­ние от пороков, ибо они мыслились лишь как «искажение», как деформация прекрасной идеи. С этим настроением времени совпадало настроение возраста, в котором пребывали сами поэты, - юношеский восторг, чувство свежести, пора возвышенных надежд, романтическая вера в светлое будущее. Эмоциональный подъем был искренним и сильным. Об этом свидетельствуют не столько прямые декларации, сколько та поэтика, в которой подсознательно выражалось радостное настро­ение, веселая игра мускулов, жажда свежести, новизны. Это состояние выражало себя прежде всего через поэтику тропов.

В этом отношении особенно характерны метафоры раннего Андрея Вознесенского. В их ассо­циативное поле втянуты новейшие представления и понятия, рожденные веком научно-тех­нической революции и модерна: ракеты, аэропорты, Ту-104, антимиры, пластмассы, изотопы, битники, рок-н-ролл и т. д. Но менее всего здесь следует видеть прямое преломление внешней реальности. Тем более, что с приметами НТР соседствуют у Вознесенского образы и русской старины, и великих художественных свершений, и отзвуки глобальных событий. «Метафору я пониманию не как медаль за художественность, а как мини-мир поэта. В метафоре каждо­го крупного художника - зерно, гены его поэзии», - утверждает Вознесенский. И когда он пишет: «Автопортрет мой, реторта неона, апостол небесных ворот - / аэропорт!», то в этом неожиданном уподоблении очень несоизмеримых понятий, в их увязывании еще и звуковыми перевертышами выражает себя прежде всего самоощущение лирического героя - жадность до нового, жажда открытия иных, неведомых доселе горизонтов, поиск новых символов ве­ры. Своими метафорами Вознесенский переводит существование души человека в координа­ты отечественной и мировой культуры, в круговорот современной мысли, овладевающей космосом и микромиром элементарных частиц, в масштабы всего земного шара. И вместе с тем этот грандиоз­ный мир воспринимается героем Вознесенского без пиетета, а скорее фамильярно, по-свойски, озву- чиваясь порой низовым жаргоном («Он дал кругаля через Яву с Суматрой!» - это о художнике Гогене сказано в «Параболической балладе»). И когда поэт лихо уподобил земной шар арбузу: «И так же весело и свойски, / как те арбузы у ворот - / Земля / мотается / в авоське / мери­дианов и широт!» («Торгуют арбузами»^, - то подобное панибратство было знаком молодого задора, уверенности в своих силах.

За всем этим ощущалось новое мироотношение. Но оно потребовало возвращения уважения к культуре стиха, активизации смыслового потенциала стиховой формы.

Точку опоры в своем противоборстве с «силами ночи» «шестидесятники» искали в тех же утопических представлениях, которые традиционно связывались с понятиями «революция», «Октябрь», «коммунизм». Для них эти понятия уже стали мифологемами, они потеряли живую плоть, их замещали знаки - буденовка, красное знамя, строка революционной песни, которые становились в их стихах эмблемами нравственной чистоты, самоотверженности, свободы и спра­ведливости.

Но главное - эмоциональный пафос гражданской лирики «шестидесятников» стал совсем иным. Прежде всего это проявилось в той живой непосредственности, эмоциональной отзывчиво­сти, с которой они резонируют на судьбы отдельных людей, на жизнь всей страны, на беды целого мира. Накал сопереживания таков, что лирический герой порой сливается с объектом своего со­страдания, перевоплощается в него. Например, программное стихотворение Вознесенского «Гойя» (1957) все целиком построено как цепь таких перевоплощений, в которой Центральное место за­нял пластический образ: «Я - горло / повешенной бабы, чье тело, как колокол, / било над пло­щадью голой...» Широко раздвинув горизонты гражданского переживания и придав ему глубоко личный характер, поэты-«шестидесятники» стремились преобразить традиционный социальный пафос советской гражданской лирики в пафос гуманистический, общечеловеческий.

Тема урока: «Поэзия второй половины 20 века».

Цели урока.

Образовательные: познакомить учащихся с творчеством поэтов второй половины 20 век, ё выявить значение авторской песни для развития литературного процесса и музыкальной культуры народа, раскрыть роль поэзии Костромского края в развитии русской литературы;

воспитательные: способствовать формированию нравственных качеств учащихся, их гражданской позиции;

развивающие: углубить и расширить знания о поэзии, о культурных традициях и творческих поисках поэтов, продолжать развивать умения работы с компьютером, совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений.

Тип урока: комбинированный урок, сопровождаемый презентацией.

Наглядные пособия и оборудование:

компьютер, видеозапись о жизни и творчестве В.С.Высоцкого, аудиозапись песен Б.Окуджавы, фотовыставка.

План урока.

1.Творчество «эстрадных» поэтов: Е. Евтушенко, А.Вознесенского

3. «Тихая» лирика Н.Рубцова.

4.Современная постмодернистская поэзия.

5. Закрепление изученного материала.

Ход урока.

1.Орг. момент. Записи в тетради (тема, эпиграф)

Цель: изучить творчество поэтов второй половины 20 века, определить основные направления поэзии, связь с традициями русской классической литературы, выявить значение авторской песни для развития литературного процесса и музыкальной культуры народа.

По ходу урока должны сделать записи в тетради об особенностях направления и творчества каждого из представленных поэтов, составив таблицу.

Поэт Основные этапы Новые темы, идеи, Отражение традиции

жизни и творчества художественные приемы

Домашнее задание: ответ-рассуждение на вопрос: есть ли будущее у поэзии?

Быть поэтом – это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

С.А.Есенин.

Это значит: поэт должен раскрывать правду жизни, сопереживать, сострадать, находить отклик в сердцах читателей, слушателей. Мы попытаемся доказать это на творчестве поэтов второй половины 20 века.

2. Вступительное слово учителя.

Чувство уважения к литературе, и особенно к поэзии в нашей стране врожденные. Лирика становится выразителем времени, откликается на события и перемены, дает им эмоциональную оценку еще до того, как происходит осмысление нового. В середине 60 годов 20 века отчетливо проявилось стремление власть предержащих сохранить обветшавшую тоталитарную систему. Но это уже не могло повлиять на жизнь литературы с ее творческими обретениями и художественными поисками. «Оттепель» - это новое литературное движение освобождения от догм, от полуправды. Для поэзии прошедших десятилетий трудно найти что- либо ее объединяющее; ни безусловного лидера, ни преобладающей тенденции.

Творчество «эстрадных» поэтов.

В 60 годы 20 века страна пережила поэтический бум: появление молодых имен, быстрый успех, приведший поэзию на эстраду огромных залов и даже на стадионы. Заявила о себе « эстрадная» поэзия, которая собирала в годы «оттепели» широкую читательскую аудиторию. Обрели громкую известность и популярность поэты: Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина. Постоянными стали поэтические вечера в Политехническом музее, а позже в Лужниках. Как писал Андрей Вознесенский,

« заполнив Лужники, читатели тянутся к стихам, как к травам от цинги…».

Вот как вспоминал об этом поэтическом «буме» поэт Вадим Шефнер:

«Никто не предполагал, что группа молодых поэтов столь быстро и целеустремленно войдет в нашу поэзию и не только утвердит в ней себя, но и изменит расстановку поэтических сил. Конечно, этим поэтам помогало время. Но ведь и они помогли времени,… молодые поэты подняли интерес читателя к поэзии вообще,… и стало ясно видно, кто чего стоит. Это пошло на пользу поэзии в целом». Это было время поразительно талантливых, увлеченных читателей и слушателей.

В стихах « эстрадных» поэтов звучали самые назревшие, насущные вопросы демократизации общества, переоценки той роли, которую должен играть в обновленном обществе каждый отдельный человек, уже не «ноль», не « винтик», а социально активная личность.

Поэты «эстрады» старались вглядеться в мир не «идеального героя», а

« рядового» человека с его нелегкой судьбой и душевной стойкостью. В новой поэзии слушатели находили отклик своим надеждам и сомнениям, своему стремлению к раскрепощению, к внутренней свободе. Но поэзия не покушалась на идеи социализма, а лишь стремилась их обновить. Отсюда и романтизм, и публицистический пафос, и «эстрадность» (направленность на большую аудиторию).

3. Изучение творчества поэтов второй половины 20 века (учащиеся заранее изучают биографии поэтов, учат наизусть 1 стихотворение и готовят компьютерную презентацию, сопровождающуюся демонстрацией слайдов).

1 слайд. Рассказ учащегося о жизни и творчестве Е.Евтушенко.

Евгений Александрович Евтушенко - поэт, прозаик, публицист, литературовед. Кинорежиссер. Он родился в 1933 году на станции Зима Иркутской области. Отец- геолог, был репрессирован. Евгений Евтушенко начал печатать стихи в 1949 году. Сейчас продолжает активную творческую работу не только в поэзии, но и в прозе, киноискусстве. Евтушенко-автор поэм, лирических сборников, романов («Ягодные места»,1981, « Не умирай прежде смерти»1987), сценариев («Детский сад»1983, «Похороны Сталина»1990).

Поэзия Евтушенко - это как бы кардиограмма времени, искренняя, честная. Стихи его злободневны. Он внес новое в тематику, интонацию стихов и в создание необычных корневых рифм. Его поэзия доказала, что стихи могут быть массовым видом искусства. Очевидно влияние на него поэзии В. Маяковского с ее публицистичностью и поиском новых выразительных поэтических средств. Его стихотворения – это авторские лирико-публицистические монологи, ораторские речи. Поэт умело пользуется риторическими приемами (вопросами, восклицаниями). Типичное стихотворение написано четырехстопным или пятистопным ямбом, преобладает кольцевая композиция рифмовки в четверостишии.

Е.Евтушенко говорит о противоречивости человеческой натуры:

Я разный-

Я натруженный и праздный.

Я целе - и нецелесообразный.

Я весь несовместимый,

неудобный,

застенчивый и наглый,

злой и добрый.

И все это звучало звонко, задиристо, заразительно, подкрепленное широким спектром художественных приемов (интонационных ходов, поэтических зарисовок).

Поиски искусства - это поиски свободы от всего, мешающего непосредственно выразить то, как впервые открываешь для себя мир.

Что записали в тетради о Е. Евтушенко? Таблица:

Поэт Основные этапы жизни и Особенности Традиции

Евтушенко творчества

«эстрадный поэт», прозаик, творчества

публицист, литературовед корневая Маяковский

кинорежиссер рифма

Поэт высекает искру пламени, ему хорошо служат ассоциации, эмоциональная энергия образности.

2 слайд. Рассказ учащегося о творчестве А.Вознесенского.

Андрей Андреевич Вознесенский родился в Москве в 1933 году, в семье инженера-гидроэнергетика. В 1957 году Вознесенский окончил Московский архитектурный институт. Начал печатать произведения с 1958 года. Автор многих поэм и стихотворных сборников. Его перу принадлежат также эссе, статьи по вопросам литературы и искусства. Он не только поэт, но и художник: некоторые из его картин находятся в музеях. Основное качество Вознесенского- раскованность.

Я не знаю, как остальные,

Но я чувствую жесточайшую

Не по прошлому ностальгию-

Ностальгию по настоящему…

Одиночества не искупит

В сад распахнутая столярка.

Я тоскую не по искусству,

Задыхаюсь по - настоящему.

Настоящее для поэта- это подлинное, неподдельное, искреннее.

Метафоры Вознесенского, мастера строки,- это важнейший элемент содержания его поэзии: из метафорических открытий, сближений, соотнесений, создана и его «существованья ткань сквозная». Его метафоры подчинены одной повелительнице: мысли. Его метафоризм усвоен прежде всего у Бориса Пастернака и Марины Цветаевой.

«Вы читали?- биополе распахали»; «Мой кот, как радиоприемник, Зеленым глазом ловит мир»; «По лицу проносятся очи, как буксующий мотоцикл»; «Мое лицо никак не выжмет \ Штангу ушей»; « Отлетали ножки от кузнечиков,\ Как душки отломившихся очков». Но самое вечное в поэзии Вознесенского – это стихотворения, в которых он оставляет метафоры, необычные образы, и признается просто:

Тишины хочу, тишины,

Нервы, что ли, обожжены…

Итак, «эстрадные» поэты: Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко по- новому, свободно, раскованно изображали обычного рядового человека, действительность, находили новые художественные формы.

Учащиеся читают стихи А. Вознесенского, заполняют таблицу.

А. Вознесенский поэт, художник необычные метафоры Б. Пастернак.

Слово не только читалось с «эстрады», но и пелось поэтами- бардами, насыщавшими его особым, проникновенным лиризмом. Рождение жанра песни- рассказа, песни- исповеди, песни, в которой поющий поэт становится своеобразным режиссером, музыкантом и актером, «выпевающим», выговаривающим свои стихи,- следствие перемещения духовно- нравственных представлений с общественных на частное, личное. Первыми среди поэтов- бардов были: Юрий Визбор(1934- 1984), Александр Галич, Булат Окуджава.

4 слайд. Рассказ учащегося о творчестве Б. Окуджавы.

Булат Шалвович Окуджава (1924-1997) расширил диапазон поэтического слова, обогатил его лирическим звучанием. Он родился в Москве, родители - партийные работники - были репрессированы, отец расстрелян в 1937 году. Из 9 класса ушел добровольцем на фронт, был ранен. После войны поступил на филологический факультет Тбилисского университета. Работал учителем в школе, затем редактором «Литературной газеты». Окуджава писал и прозу: автобиографическую повесть о войне «Будь здоров, школяр!», исторические романы о судьбах декабристов, о жизни высших кругов русского общества середины 19 века. В его стихах находили отражение безоглядная доброта, мечтательность и насмешливость, условные принципы сказки, пантомимы, кукольного представления, музыкальной шкатулки. У Окуджавы лирические песни. Внутренняя проникновенность и выразительность звучания лирической поэзии сближает ее с музыкой. Слово «лирика» восходит к названию музыкального инструмента – лиры, под аккомпанемент которой в Древней Греции исполнялись стихотворные произведения. А одна из девяти муз в греческой мифологии - Эвтерпа – была покровительницей и лирической поэзии, и музыки. Широко известны песни Булата Окуджавы « Полночный троллейбус», «Мы за ценой не постоим» (из к-ф « Белорусский вокзал»), «До свидания, мальчики», «Король», «Молитва Франсуа Вийона».

(Читается стихотворение Б. Окуджавы).

Искренне желая выразить свое уважение, Высоцкий называл Булата Окуджаву своим «духовным отцом». Общность и различие очевидны. Если у Окуджавы песни чисто лирические, то у Высоцкого балладные, лироэпические,

5 слайд. Рассказ учащегося о творчестве В.С.Высоцкого.

Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве, в семье военнослужащего. В начале Великой Отечественной войны он с матерью эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943года возвращается в Москву. С1947года живет в г.Эберсвельде в семье отца. В 1949 году они переезжают в Москву. 1955 год – Владимир оканчивает школу и поступает в инженерно- строительный институт, из которого уходит через год.

1956 год - поступает в школу-студию МХАТ.

1960 год - работа в Московском драматическом театре им. А.С.Пушкина. В это время появляются первые песни.

С 1964 года по 1980 год работает в Московском театре драмы и комедии на Таганке.

Высоцким написано более 600 песен, сыграно 20 ролей на сцене театра, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 – в радиоспектаклях.

Высоцкий снимался в кинофильмах:

«Вертикаль»,

«Хозяин тайги»,

Сказ про то, как царь Петр арапа женил»,

«Место встречи изменить нельзя»,

«Опасные гастроли»,

«Служили 2 товарища».

Драма Высоцкого-поэта - в его прижизненной «непечатаемости». Написавший сотни стихотворений и множество песен, он почти не видел своих сочинений на книжных или журнальных страницах. Но была прижизненная слава артиста и поэта, « голосом которого кричало Время» (по словам Ф. Абрамова). Любительские магнитофонные записи его песен миллионными тиражами расходились по всей стране. Поэт был смел и правдив, он интуитивно перевоплощался в людей разных поколений и общественных ролей, был ироничен по отношению к ложным ценностям, высмеивал социальную демагогию, был исповедален и искренен во всем. Он умел сострадать. Слово Высоцкого, обжигающе правдивое, выстраданное и бесстрашное.

Лучшие песни Высоцкого - для жизни. Они - друзья людей. В песнях есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту,- есть неистощимая сила, не показная нежность и размах души человеческой.

Кем же он все-таки был больше всего? Актером? Певцом? Поэтом? Трудно сказать. Но важно то, что он был личностью, гражданином, уникальным явлением.

Жизнь поэта продолжается в его стихах и песнях.

(Учащиеся читают стихи Высоцкого).

А сейчас посмотрим видеозапись выступлений Высоцкого.

Есть замечательные книги о Высоцком. Одна из них: книга - воспоминания Марины Влади: «Владимир или прерванный полет», где она пытается разобраться в непростых явлениях советской действительности. Об отношении власти к творческой личности и стихотворение Андрея Вознесенского « На смерть Высоцкого».

Нет великого поэта и артиста, но звучат его стихи, песни и заставляют человека размышлять о себе, о времени и о судьбе.

На представленных здесь фотографиях вы можете наблюдать многогранность таланта В.С.Высоцкого.

Вопрос учащимся: Каких поэтов, бардов, исполнителей самодеятельной песни вы знаете?

(Юрий Визбор, Виктор Цой, Игорь Тальков, костромичи: Александр Григорьев, Владимир Смирнов, Ирина Блинова, Виктор Зудин.) У каждого свои интонации, свой голос.

Среди современных бардов, связанных с традициями рок- музыки, выделяется рок- музыкант Александр Башлачев (1962-1988) , певец света, любви, слушавший свою душу, считавший, что «каждую песню надо оправдать жизнью».

На грани риска и легенд живут нынче барды вроде Егора (Игоря Федоровича) Летова, рок- музыканта, выступающего с героическими песнями: « Гражданская оборона», « Победа»,

«Родина», «Пой, революция!».

Посмотрите видеозапись встречи с костромским бардом Игорем Зудиным.

Как наказ, завет, звучат строчки барда Виктора Цоя:

Электрический свет продолжает наш день,

И коробка от спичек пуста,

Но на кухне синим цветком горит газ,

Сигареты в руках, чай на столе – эта схема проста,

И больше нет ничего: все находится в нас.

«Тихая» лирика. Рассказ о жизни и творчестве Н. Рубцов(1936-1971).

Николай Михайлович Рубцов родился в Архангельской области. Он был пятым ребенком в семье, в шесть лет потерял мать, фактически остался без отца и был отдан в детский дом. Рубцов испытал горечь сиротства и бездомности в самой полной трагической мере. Служил на Северном флоте. В 1962 году поступил в Московский литературный институт им. М. Горького. Первый сборник стихотворений вышел в1965 г. В 1967 г. выходит его книга « Звезда полей», в 1969 – «Душа хранит», в 1971- «Зеленые цветы».

Существует поэзия, которая не заявляет о себе громко. Во 2 половине 20 века зазвучал тихий лирический голос поэта Николая Рубцова, так не похожего на эстрадных поэтов. О Николае Рубцове сказал его преподаватель Николай Сидоренко: « Стихи его наполнены жизнью, в них свет и тени, радость и горечь…Николай Рубцов-поэт по самой своей сути»

«Бог явил нам радость и чистоту в виде стихов Рубцова и взял обратно: не достойны».

Особенностью поэзии Н.Рубцова является трагически-обостренное чувство Родины, ее прошлого, настоящего и будущего. В творческом плане поэзия Н.Рубцова – это синтез многих традиций: прежде всего Тютчева, Фета, Блока и Есенина. Для русской поэзии тютчевский образ – человек перед лицом мироздания. Один на один с мирозданием. Душа и Вселенная. Диалог, который все более грозит обернуться непониманием. Не этого ли боится человек, научившийся брать у природы, не полагаясь на ее милости, но вдруг растерянно признающий, что перестал слышать ее голос? Глубокая вера в возрождение России, в ее способность « вынести все» соседствует в поэзии Н.Рубцова с крайним пессимизмом, с ощущением чего-то утраченного навеки. Поэт боготворил Россию, ее историю, ее природу, обычаи, верования. Рубцов через головы неинтересных ему «громких» поэтов – современников обращался к вечности.

Современник Н.Рубцова Роберт Винонен вспоминает, как на студенческой вечеринке читали стихи по кругу: «Кому-то было тесно во Вселенной, у другого играли ассонансные рифмы вроде «интересно - интеллекта», в белых стихах третьего рифма роскошно отсутствовала. Настал черед поэта – первокурсника, паренька из Вологды…Николай Рубцов прочитал: « В горнице моей светло…» Произошла некоторая заминка: больно уж все просто, даже наивно. Так и было сказано: мол, парень ты хороший, но поэзия – дело серьезное. Мы в космосе, а ты: « матушка принесет воды». У Рубцова крестьянская горница с традиционным укладом жизни становилась при свете ночной звезды подлинной Вселенной. И это было в духе народных представлений о мире: изба – своеобразный микрокосмос.

Поэзия Н. Рубцова дает читателю ощущение себя частью огромного целого, мира Божьего. Это и делает человека человеком, человеческую жизнь осмысленной.

Н.Рубцов трагическая судьба слияние человека и мира Ф.И.Тютчев

Такие поэты, как Николай Рубцов, Алексей Прасолов, Юрий Кузнецов, костромской поэт Николай Тряпкин, чувствующие « самую смертную связь с жизнью своего народа и мира, с каждой избой и тучей», стремились выразить общенародные чувства и представления.

Рассказ о творчестве костромского поэта Николая Тряпкина.

Народная традиция живет во многих стихотворениях Николая Тряпкина: «Летела гагара», «Хоровод», «Завивайся, березка».

(Читается стих. Н. Тряпкина).

7 слайд. Современная постмодернистская поэзия.

Одна из характерных закономерностей современной поэзии - стремление поэтов « проложить метафорические ходы на глубину смысла». Такие метафорические ходы пролагаются в ироническом контексте нарочито «цитатной» поэзии у Тимура Кибирева.

Но сквозь иронию у Кибирева пробивается боль за судьбу страны и ее сынов.

Родоначальник теории постмодернизма И. Хассан назвал такую литературу литературой молчания, наличием саморазрушающегося, всеотрицающего языка и тишины, священной, властной, которая воспринимается в двух понятиях: ПАЛИМПСЕСТ (диалогическая взаимодополняемость с классической литературой) и ЦЕНТОН (бессмысленность культурной деятельности). Это стихи из цитат, которые воспринимаются иронически.

Спой же песню мне, Глеб Кржижановский!

Я сквозь слезы тебе подпою,

Подскулю тебе волком тамбовским

На краю, на родимом краю!

На краю, за фабричной заставой,

Силы черные злобно гнетут.

Спой мне песню, парнишка кудрявый,

Нас ведь судьбы безвестные ждут.

Это есть наш последний, конечно,

И единственный, видимо, бой.

Цепи сбрасывай, друг мой сердечный,

Марш навстречу заре золотой!

В этом стихотворении чувствуется ирония, шутка, насмешка.

Современная поэзия по своему уровню далека от золотого и серебряного веков русской поэзии, хотя имеются многие приобретения. К счастью, русские поэты смогли сохранить и донести до нас и грядущих поколений живую музу русской поэзии. Да, у каждого из них она своя, но в ней есть то, что роднит всех. Возвратимся к эпиграфу.

Вопрос учащимся: что же является главным в творчестве всех истинных поэтов, что их объединяет? Возвратимся к эпиграфу.

Правда жизни и отклик в сердцах читателей, воздействие на ум и сердце человека.

Об этом хорошо сказал поэт А. Передреев в стих. « Памяти поэта»:

Тебе твой дар простором этим дан,

И ты служил земле его и небу,

И никому в угоду иль потребу

Не бил в пустой и бедный барабан.

Ты помнил тех, далеких, но живых,

Ты победил косноязычье мира,

И в наши дни ты поднял лиру их,

Хоть тяжела классическая лира.

4. Закрепление изученного материала.

Вопросы учащимся. Итак, подведем итоги урока: что мы узнали о поэзии последних десятилетий 20 века и о современной поэзии? Какие направления определились в поэзии?

Назовите поэтов этих направлений.

1.«Эстрадные поэты» (обращение к рядовому человеку, к его внутреннему миру).

Е. Евтушенко (создание особых корневых рифм)

А. Вознесенский (необычные метафоры)

Р.Рождественский (особая ритмика стиха)

2. «Барды» (проявление гражданственности, лиризма).

Б.Окуджава (лиричность)

В.Высоцкий (лироэпические песни)

3. «Тихая» лирика (рассказ о малой родине, о красоте природы).

Н. Рубцов (трагическая судьба, слияние человека и мира)

4. Современная постмодернистская поэзия (палимпсест и центон).

Вывод: каждый поэт своеобразен, неповторим, в произведениях показывает свободную личность, которая хочет и может проявить себя в жизни.

Задумайтесь над таким вопросом: как каждый из вас проявляет себя в жизни?

Рассказ учащегося о своем поэтическом творчестве.

О неповторимости, таланте и красоте каждого человека стихотворение Николая Заболоцкого.

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица, подобие жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица,

Закрыты решетками, словно темницы.

Другие - как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда – то;

Была неказиста она, небогата

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик, и чудесен!

Есть лица - подобье ликующих песен.

Из этих, как солнце сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

Закрепление изученного материала.

Поэтический турнир.

1.Подобрать рифмы к словам: розы, года (на самую удачную рифму).

2. Получаете конверт, в нем строчки разрезанные стихотворения, пронумеруйте их, составьте стихотворение, чтобы был смысл, логика.

3. Отгадайте кроссворд.

4. Заполните тест.

РЕФЕРАТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ:


2.1. Булат Окуджава

2.2. Юрий Визбор

2.3. Владимир Высоцкий

ГЛАВА 3. Творчество поэтов

Заключение

Список используемых источников

Приложения


Введение

В конце 50–начале 60-х годов прошлого столетия, во времена знаменитой «оттепели», которой предшествовал ХХ съезд партии, политическая либерализация, зарождались новые формы общения между соседями и друзьями – то, что, позднее назовут «московской кухней».

В московских компаниях сложился даже особый стиль общения. Собирались за столом, пели (обычно под гитару), танцевали – и говорили, говорили. Тогда по Москве ходило множество анекдотов – тоже признак времени, их пересказывали друг другу, не опасаясь получить за это срок. В каждой компании были свои любимые рассказчики. Как был и певец. И любимые песни. Это были странные песни: их нельзя было услышать по радио и их не исполняли со сцены, но знали все. Ю. Даниэль назвал это как-то те первые послевоенные годы “временем блатных песен”: “Медленно и постепенно они просачивались с Дальнего Востока и с Дальнего Севера. Они вспыхивали в вокзальных буфетах узловых станций. Указ об амнистии напевал их сквозь зубы. Как пикеты наступающей армии, отдельные песни мотались вокруг небольших городов, их такт отстукивали дачные электрички, и наконец на плечах реабилитированной 58-й они вошли в город. Их запела интеллигенция”.

Потом в московские компании пришли другие песни. Это были даже не песни, а пение стихов под гитару. Среди поющих поэтов сразу появились московские кумиры. Записи их песен расходились быстро благодаря появившимся магнитофонам. Стихи многократно перепечатывались, и с этого, собственно, начался самиздат.

То была пора, когда все только начиналось. Многие из родившихся тогда песен теперь считаются народными. Среди авторов, снискавших известность уже в те годы, яркими звездами горят имена трех «предтеч»: Булата Шалвовича Окуджавы, Юрия Иосифовича Визбора, Владимира Семеновича Высоцкого.

Логичным следствием этого были поставлены следующие задачи:

2. обозначить основные принципы бардовской песни;

3. обозначить этапы формирования жанра;

4. выявить представителей этого направления, представить их творчество.


Авторская (иначе – «бардовская», «поэтическая») песня – современный жанр устной поэзии («поющаяся поэзия»), сформировавшийся на рубеже 50-60-х гг. в неформальной культуре студенчества и молодых интеллектуалов.

В музыкальном отношении авторская песня опиралась на тот слой расхожих, легко узнаваемых и любимых интонаций, который бытовал в среде ее обитания и складывался из самых разнообразных источников. Среди них бытовой романс, студенческий и дворовый фольклор (в том числе и блатная песня), народная песня, популярная танцевальная музыка, песни советских композиторов и т. п. Особую роль в подготовке интонационной почвы бардовской песни сыграли песенные миниатюры А. Вертинского, лирика военных лет (вспомним, что свою первую песню – «Нам в холодных теплушках не спалось...» – Б. Окуджава сочинил на фронте. Отсюда, из этого всегда находящегося на слуху и постоянно пополняющегося интонационного словаря черпали свои незамысловатые мелодии, нимало не заботясь об их оригинальности, поэты-певцы «первого призыва» - М. Анчаров, А. Галич, Б. Окуджава, Ю. Визбор, Н. Матвеева, А. Городницкий, В. Берковский, Е. Клячкин, А. Якушева, Ю. Ким, Ю. Кукин, С. Никитин, А. Дулов, Б. Рысев и др. Среди них не было ни одного музыканта-профессионала. Более того – лишь единицы могли причислить себя к профессиональному поэтическому цеху. В основном же это студенты, молодые учителя, инженеры, ученые, журналисты, актеры, спортсмены – представители той среды, в которой возникла и для которой существовала А. П. Они пели о жизни, о том, что волновало их сверстников. И в этом, по-видимому, заключается один из секретов глубокого консолидирующего воздействия авторской песни.


В развитии авторской песни можно выделить несколько этапов. Первый, бесспорным лидером которого стал певец «детей Арбата» Б. Окуджава, продолжался примерно до середины 60-х гг. и был окрашен неподдельным романтизмом, созвучным не только возрасту аудитории, но и господствовавшему в обществе настроению. Эйфорией социального оптимизма был охвачен тогда едва ли не весь мыслящий слой общества, не говоря уже о молодежи, – и это настроение не могла не отразить авторская песня. Отсюда – ее светлое, в целом, мироощущение, лиризм, беззлобный юмор, в большинстве своем напевная (даже в маршах), романсная по происхождению интонация («она совсем, не поучала, а лишь тихонечко звала» – Ю. Визбор), отсюда же – идеализация первых послереволюционных лет, гражданской войны, романтические образы «комиссаров в пыльных шлемах», «маленьких трубачей» и пр. Но главной сферой реализации романтического начала была, условно говоря, «песня странствий» с центральными для нее образами друга, дружбы и дороги-пути как «линии жизни» – пути испытаний и надежд, пути к себе, пути в неизведанное. «Песня странствий» (неточно называемая «туристской») была главным, определяющим пластом песенного творчества тех лет и охватывала широкий жанровый диапазон – от философской лирики до шутки, от незамысловатой «костровой» до хрупких романтических песенных.