Развитие ребенка по месяцам 10 11 месяцев. Купание и гигиена малыша

Развитие ребенка по месяцам 10 11 месяцев. Купание и гигиена малыша

Карапузу исполнилось 10 месяцев. Он вырос и окреп, все лучше координирует свои движения, понимает обращенную к нему речь и целыми днями занимается совершенствованием своих двигательных и умственных навыков. Все чаще приходится говорить «нельзя» и задумываться над безопасностью игрового пространства. Новый этап в жизни ребенка вполне можно обозначить известным спортивным лозунгом: «Быстрее. Выше. Сильнее». Наращивая скорость передвижения по дому, кроха стремится забраться повыше и расширить возможности своего тела.

Какой он 10-ти месячный малыш

Индивидуальность детей на 11-м месяце жизни проявляется все больше. Одни малыши очень быстро ползают, другие – пробуют ходить без опоры, третьи – расширяют словарный запас, четвертые – сидя, изучают игрушки, развивая логическое мышление и мелкую моторику. Каждый из этих вариантов является нормой для 10-ти месячного карапуза. Но не нужно забывать о необходимости всестороннего развития, привлекая внимание крохи к разным видам деятельности, подвижным играм, развивающим занятиям.

Если посмотреть на тело и мышцы крохи, то заметно, как улучшился тонус мышц, развилась способность координировать свое тело, находить варианты движения, позволяющие быстрее достигнуть задуманной цели. Иногда может показаться, что малыш в этом возрасте обладает огромным запасом энергии, выпускаемой на игры и изучение окружающего мира. Пришло время, когда кроха уже не задерживается на одном месте надолго. По-пластунски, на четвереньках, придерживаясь за стенки, карапуз пытается покинуть привычное место и посмотреть, что за дверью, стенкой, окном. Небольшие пороги, предметы, стоящие на пути, кроха пытается преодолеть, отодвинуть или обойти. Настойчивости ребенка на 11-м месяце жизни можно только позавидовать. Рекомендуется стараться отвлекать малыша от нежелательных действий предложением заняться чем-то интересным. Постоянное одергивание от занятий без предложения альтернативы в большинстве случаев просто расстроит ребенка, а не отвлечет от задуманного.

Умение сидеть стало практически совершенным. Кроха больше не падает, если тянется за игрушкой, может свободно играть обеими руками, ворочать головой в разные стороны. В 10 месяцев жизни не стоит оставлять карапуза сидеть на возвышении без контроля со стороны взрослых. Если нужно отойти, посадите малыша в кроватку или на пол, предварительно оценив безопасность предложенного для изучения пространства.

Новым умением, интересным для ребенка в этом возрасте, становится стремление научиться залазить и слазить с окружающей мебели. Если с подъемом вверх карапуз быстро справится самостоятельно, то правильный спуск необходимо показать. Безопасным является способ слезть с дивана лежа на животе, поочередно спуская одну ногу за другой. Когда малыш подползает к краю, нужно показать, как перевернуться на живот и медленно спустить ноги вниз с высоты. Недопустимо разрешать крохе самостоятельно спускаться лицом вперед. Чтобы кроха понял, как правильно переходить с возвышения вниз, применял это умение постоянно понадобится некоторое время и терпение. Но благодаря им, ваши усилия будут оправданы, ведь так маленький исследователь не поранится и не ударится.

На 11-м месяце все больше проявляется стремление малыша выполнять многие действия самостоятельно. Но при этом он явно выражает желание, чтобы мама или папа в это время были рядом с ним. Такое поведение говорит о доверии к родителям, которые подстрахуют в любой момент и помогут достичь желаемого. Рекомендуется соблюдать баланс в помощи и предоставлении самостоятельности. Пусть карапуз пробует свои силы и старается выполнить простые действия сам, а вы подсказывайте и помогайте в ситуациях, где он затрудняется понять, как нужно делать правильно. Общий тон объяснений и демонстрации движения должен быть положительным, стимулирующим на достижение цели. Постоянное одергивание и употребление слов-запретов (нельзя, нет) могут спровоцировать снижение любознательности, что отразится на общем темпе развития.

Для большинства детей на 11-м месяце жизни наступает момент первой пробы пройти без опоры стены или мебели, отпустив мамину руку. Сложность освоения навыка самостоятельной ходьбы без опоры не только в физическом развитии тела, но и психологическом настрое. Каждый карапуз преодолевают страх перед самостоятельным хождением в свое время, если в ближайшие 4 недели малыш не справится со своим страхом, не переживайте. В норме ребенок должен начать самостоятельно ходить к 14-16 месяцам.

Физическое развитие

Скорость набора веса и роста продолжает снижаться. За 11-й месяц жизни большинство карапузов наберут около 300 г и вырастут на 1 см. Окружность головы и грудины может увеличиться на 1 см.

Граничные показатели норм развития детей 11-го месяца жизни в зависимости от пола

Нижняя граница веса Верхняя граница веса Нижняя граница роста Верхняя граница роста Средняя окружность головы Средняя окружность грудины
Мальчик 10 мес. 8,3 10,9 69,1 76,9 45 49,5
Мальчик 11 мес. 8,6 11,2 71,3 78 46 50
Девочка 10 мес. 7,9 10,1 69 75,3 44 48,5
Девочка 11 мес. 8,3 10,5 70,1 76,5 45 49

Не все дети на 11-м месяце жизни наберут положенные 300 г. Часто заметив резкое снижение скорости набора веса, мамы начинают переживать, все ли они правильно делают. Если карапуз активен, подвижен, весел и общителен, то отсутствие прибавки веса на этом этапе норма. Все дело в высокой степени подвижности, кроха просто сжигает все полученные с едой калории.

Эмоциональное развитие

Постепенно кроха осваивается в основных звуках окружающей действительности и выбирает правильный вариант реакции. Так на звук открываемой двери малыш оборачивается, услышав название знакомого предмета – ищет его глазами.

Особое удовольствие малышу доставляет исследовать различные ящики, коробки, сумки. Извлекая разнообразные новые и знакомые предметы, малыш проявляет большой спектр эмоций: удивление, радость, восторг, задумчивость и т. д.

В 10 месяцев можно заметить, как у малыша появляются любимые игрушки и предметы, которые он носит с собой, постоянно просит. Попытка забрать у карапуза интересную ему вещь вызывает у него злость, капризы и даже ярость. Появление этих эмоций – хороший признак совершенствования нервной системы, но не стоит часто позволять крохе их чувствовать.

В ответ на предложение родителей поиграть в подвижные игры, 11-ти месячный кроха радостно смеется и внимательно слушает, что нужно делать. Если вы рассказывали крохе потешки про «Козу рогатую» или «сороку-ворону», то теперь кроха знает, чего ждать, хохочет, услышав знакомые слова, пытается спрятаться от попытки его пощекотать, хлопает в ладоши, загибает пальчики.

Эмоциональное развитие ребенка 11-го месяца жизни достигло пика и малыш уже с легкостью не только распознает эмоции окружающих людей, но и точно подбирает необходимый вариант для донесения своих ощущений маме или папе. Спектр эмоциональных проявлений очень широк, карапуз испытывает практически все эмоции, доступные взрослому человеку. Для стабильного развития нервной системы, следует обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка, частоту негативных проявлений и корректировать режим, занятия, нагрузку, ориентируясь на эти показатели. При чрезмерной негативной реакции малыша следует проконсультироваться с участковым педиатром.

Нейро-психомоторное развитие

Головной мозг ребенка продолжает свое активное развитие, обрабатывая и запоминая большое количество разнообразной информации. Кроха уже понимает практически все, что ему говорят, соотносит слова с предметами, их звучанием. В речи появились первые слова или звуковые комбинации, обозначающие определенный предмет (ав –собака, ме – коза и т.д.). Малыш понимает уже значительно больше, чем вы думаете, поэтому будьте внимательны не только к своему поведению, но к словам, обращенным к карапузу.

На 11-м месяце жизни отчетливо видно, к какому типу людей относится карапуз. Некоторые дети более активны в первую половину дня, рано просыпаются и ложатся, другие – предпочитают поздний утренний подъем и наиболее активны во вторую половину дня. Психологи не рекомендуют подстраивать режим карапуза под общепринятые стандарты в этот период. Если малыш предпочитает вставать в 9 утра, то не нужно будить его в 7. Индивидуальный подход к потребностям крохи – способ подобрать оптимальный темп жизни для качественного развития мозга и тела ребенка. Введение общепринятого режима необходимо только при раннем посещении детского сада.

Отчетливо прослеживается стремление крохи выстроить причинно-следственные связи между действием и результатом. Игровые движения осознаны и имеют определенную цель. Многие дети между 10-м и 11-м месяцами жизни:

  • Начинают проявлять предпочтение в использовании одной из рук. Если протянуть малышу предмет, то чаще всего он будет стараться схватить его одной из рук;
  • Знают, каким образом можно манипулировать родителями и используют различные способы воздействия для достижения желаемого (крик, капризы, плач). Манипуляции учащаются, если крохе удается найти слабое место родителей. Рекомендуется стараться не поддаваться на попытки малыша переубедить вас в определенном решении, чтобы не показать вариант воздействия;
  • Понимают и выполняют простые просьбы: «дай», «покажи», «на». Предлагая такие занятия карапузу несколько раз в день, через несколько недель можно заметить, как быстро малыш ориентируется не только в задании, но и в собственных игрушках, бытовых предметах;
  • Выполняют одно и то же действие по несколько раз для получения желаемого результата. Во время игры малыш может ругать игрушку, если не получается положить ее в другую, но эти эмоции не останавливают кроху от действий, а только усиливают стремление достигнуть поставленной цели. Чтобы малыш меньше злился, подсказывайте ему правильный вариант действий;
  • Стремятся получить положительную оценку, специально повторяют звуки и действия, вызывающие восхищение взрослых. В этом возрасте не рекомендуется веселиться или восхищаться, на новое, но неправильное действие. Если кроха сделал что-то нежелательное, но очень смешное, нужно сдержать проявление эмоций;
  • В самостоятельной игре могут использовать простые элементы сюжетной игры: качать куклу, катать машинку;
  • Любят играть с небольшими предметами при помощи пальцев. Пинцетный захват стал более совершенным и карапузу нравится подбирать крошки, трогать и переносить с места на место крупы или мелкие детали. Такое занятие очень полезно, но стоит позволять играть с маленькими предметами только под присмотром взрослого.

Все эти навыки свидетельствуют о развитии нейро-психомоторных функций головного мозга, позволяют карапузу готовиться к активному познанию более глубоких способов познания окружающего мира (логическое мышление, обобщение, анализ и синтез и т.д.). Чтобы быстрее вывести кроху на новый уровень изучения рекомендуется чаще предлагать игры на развитие мелкой моторики и умственных способностей.

Поведение

Все больше проявляются возможности копировать поведение взрослых. В своих действиях и реакциях на окружающий мир, карапуз все больше применяет модели поведения родителей, стремится им подражать. Рекомендуется внимательно отнестись к своему поведению, речи и жестам, чтобы с раннего возраста показать карапузу правильный вариант общения с другими людьми, животными.

Благодаря развитию эмоциональной сферы, малыш в обычной жизни часто использует разные варианты общения. На одну и ту же ситуацию, кроха может проявить разный спектр эмоций, в зависимости от его настроения, самочувствия. Регулятором положительного поведения карапуза является поддержание режима дня, внимательное отношение к самочувствию, создание соответствующей возрасту и потребностям развивающей среды.

Некоторые изменения происходят в поведении карапуза при посторонних. Реакция на «чужих» становится менее эмоциональной. Кроха очень быстро возвращается к своим занятиям или идет на контакт, стараясь изучить лицо нового человека, но присутствие при этом мамы все еще обязательное условие.

Младенец сильно эмоционально реагирует на отсутствие рядом с ним одного из родителей. Даже занимаясь своими игрушками, он требует постоянного присутствия в комнате мамы или папы. Активно реагирует на стремление поговорить с ним, поиграть. Социальный контакт становится не просто нужным, а необходимым. Рекомендуется как можно чаще беседовать с малышом, рассказывать ему истории и сказки, предлагать совместные игры.

Интеллект

На 11-м месяце жизни головной мозг ребенка начинает использовать «долгосрочную память». Теперь карапуз начинает запоминать людей и их лица, отличая взрослых ближайшего окружения от незнакомых людей. Малыш помнит базовые предметы, знает, как с ними обращаться.

Постепенно проявляется логическое мышление, кроха может удивить вас своей способностью применить полученный ранее опыт на новом предмете. Так, например, кроха может легко понять, как открыть коробку или открутить некрепко закрученную крышку. В ближайшие 4 недели малыш будет совершенствовать мелкую и крупную моторику, закреплять понимание возможных вариантов развития событий в игре, развивать логическое мышление.

Умения и двигательные навыки ребенка в 10 месяцев

Большинство детей к 10-ти месяцам осваивают большой список двигательных умений:

  • Самостоятельно садятся и удерживают свое тело в таком положении долгое время;
  • Встают у опоры и стараются передвигаться вдоль нее, самостоятельно садятся из положения стоя;
  • Используют игрушки, ориентируясь по их предназначению. Кубики ставят один на другой, машинку катают, куклой играют, мяч катают;
  • В игре задействуют обе руки;
  • Реагируют на простые глаголы «дай», «покажи»;
  • Координируют свои пальцы для захвата предмета всоответствии с размером;
  • Используют пинцетный захват для игры с совсем маленькими предметами;
  • При помощи взрослых играют с другими детьми;
  • При помощи взрослых пытаются спускаться и подниматься по лестнице;
  • Повторяют слоги и звуки за взрослыми;
  • Пьют из кружки, пытаются есть ложкой;
  • Хорошо жуют, глотают небольшие кусочки твердой пищи;
  • Спокойно реагируют на горшок. Начинают высаживать на него свои игрушки;
  • Уверенно повторяют простые игровые движения за взрослыми;
  • Могут сделать выбор между предложенными вещами.

На 11-м месяце жизни новые умения появляются не так часто, как раньше. В ближайшие недели малыш будет совершенствовать полученные ранее навыки, развивать умственные способности.

Зубы

Количество зубов на 11-м месяце жизни у детей может быть разным. Некоторые карапузы уже обзавелись 6-ю зубками, другие – только 2-мя. Реакция на процесс прорезывания по-прежнему доставляет немало волнений. Прорезыватели, специальные гели, сухарики и т.д. – могут снизить негативные ощущения карапуза, но полностью избавиться от них не получится. Некоторые дети реагируют на появление первых и последующих зубов очень сильно: высокая температура, нарушение стула и аппетита, сна. Перед применением жаропонижающих и болеутоляющих средств желательно проконсультироваться с участковым педиатром.

Пищеварительная система

Желудочно-кишечный тракт 10-ти месячного ребенка практически полностью сформировался и можно начинать знакомить кроху со взрослой пищей. Вводить новый вариант еды следует постепенно, предлагая мягкую, несоленую пищу, сваренную или приготовленную на пару. Использование специй в еде для младенцев недопустимо. Даже, если вам кажется, что предложенная еда безвкусна, стоит помнить о том, что вкусовые рецепторы малыша очень чувствительны и ему доставляет удовольствие даже незначительный новый вкус.

Социальный контакт

Малыш все еще настороженно относится к новым людям, ориентируясь на реакцию мамы. На попытку взять кроху на руки со стороны «чужого» человека карапуз может отвернуться или попытаться отползти, заплакать или потянуться к маме. В зависимости от темперамента ребенка одни крохи идут на контакт спустя некоторое время, другие и после длительного присутствия нового человека не пытаются его изучить или делают это, находясь рядом с мамой.

Все четче начинают проявляться индивидуальные особенности крохи. Некоторые карапузы, научившись ползать или передвигаться у опоры, отдают предпочтения спокойным играм в сидячем или лежачем положении, другие не знают покоя и все время перемещаются с места на место. Любой из вариантов является нормой и отражает лишь особенности характера вашего крохи.

Насколько сильно малыш доверяет маме?

Мама – основной стимул для движения или остановки при опасности. Дети на 11-м месяце жизни эмоционально зависят от реакции матери на их поступки. Через ее эмоции и мимику, кроха понимает как необходимо себя вести, какие границы не стоит нарушать. Следует внимательно отнестись к своему поведению и настроению в этот период жизни малыша, стараться сохранять спокойствие и бодрый дух.

Опытные мамы знают, что через жесты, слова и мимику на 11-м месяце жизни легко показать крохе, что в квартире является опасным или запретным. При попытке подойти, потрогать или поиграть с нежелательным предметом мама голосом, лицом и жестами показывает свой испуг и говорит «опасно». Ориентируясь на мамино поведение, ребенок прекращает попытку изучить предмет.

Развитие речи

Говорение у ребенка стало более активным, но основу общения малыша составляет звукоподражание. Не все дети в этом возрасте говорят несколько слов. Нормой считается, если до года у карапуза есть хотя бы одно слово, обозначающее предмет или человека (мама, папа, мяч, дай). Если пока ваш малыш не сказал вам «мама», не переживайте. Появление активной речи у каждого ребенка имеет свои сроки и возможно кроха скажет заветное слово уже в ближайшие недели.

На 11-м месяце жизни в речевом развитии идет процесс анализа речи окружающих людей, повтор простых форм без вкладывания в них определенного смысла. Малыш как бы играет со звуками, изучая возможности своего речевого аппарата. Повторяя за взрослыми, кроха может повторять простые слова, но пока не будет вкладывать в них конкретный смысл. Каждое слово приобретает смысл, только после закрепления в головном мозге четкой связи между видом и звучанием слова, обозначающего предмет. Хорошо на формирование таких связей влияет использование разнообразных карточек, методики Глена Дамана.

К 10-ти месяцам, если вы называли кроху преимущественно по имени, он быстро реагирует на свое имя, оборачивается или поднимает на вас глаза, радостно приветствуя ваше желание с ним пообщаться.

Чтобы развитие речи карапуза шло быстрым темпом, стоит уделять много времени на речевые игры и беседы. Называйте окружающие его предметы, рассказывайте ему о событиях и действиях, которые он делает или видит. Карапуз должен «купаться» в речи, видеть необходимость в скорейшем обретении этого навыка.

Малыш начинает использовать различные артикуляционные упражнения для получения новых звуков или повторения услышанного. Он экспериментирует со звучанием и громкостью, играет с языком и губами. Часто можно заметить, как во время игры кроха повторяет один и тот же звук или слог. Благодаря таким тренировкам кроха четко запоминает, какое положение губ, зубов и языка необходимо для получения нужного звука.

Происходит систематизация эмоций, с которыми встречается малыш. Он может безошибочно опознать похвалу или негатив, сам может реагировать на происходящее, используя широкий спектр жестов, звуков, мимики. Легко понимает и реагирует на простые просьбы «дай», «покажи», «нельзя» или «нет», «посмотри».

Одним из способов стимуляции развития речи является предложение на 11-м месяце жизни твердой пищи, которую необходимо жевать. Во время процесса разжевывания происходит тренировка мышц речевого аппарата, ускоряется процесс появления активной речи.

Правила по уходу за малышом

Основные процедуры по уходу за ребенком на 11-м месяце жизни остаются прежними. По утрам делается гимнастика и массаж, проводится комплекс гигиенических процедур, включающий в себя: умывание, чистку зубов, подмывание, закаливающие процедуры, переодевание в одежду для активных игр.

В течение дня базовый уход включает в себя: подготовку к принятию пищи и мытье рук и лица после еды, подмывание при смене подгузника и после опорожнения кишечника, закаливающие процедуры.

Перед сном малыш купается или плавает в ванной, после которой проводится вечерний комплекс гигиенических мероприятий, направленный на подготовку карапуза ко сну.

Купание и гигиена

С 10-ти месяцев можно купать ребенка 1 раз в 2 дня, при этом, если кроха активно изучает улицу (песочница, земля) раз в неделю можно мыть его тело с мылом. Использовать мочалку не требуется. 1 раз в 7 дней можно мыть голову ребенка шампунем.

По утрам кроху можно приучать умываться под проточной водой из крана. Можно поставить стул, подходящий по высоте, перед раковиной, показать карапузу, как можно собственными ручками умываться, очищать ладошки.

Зубы крохе стоит чистить 2 раза в день: после пробуждения и перед сном. Зубная паста в этом возрасте еще не нужна. Для очищения полости рта, взрослый, при помощи детской зубной щетки, тщательно очищает переднюю и заднюю часть появившихся зубов от десны к краю зуба.

Питание

На 11-м месяце жизни можно понемногу начинать приучать ребенка ко взрослому столу. Главным условием привлечения ребенка к взрослой пище является отсутствие в порции карапуза приправ и соли, жареных и сырых продуктов.

По-прежнему основной рацион ребенка желательно делать из супов, пюре, каш, творога, кефира, соков. Обычное нерастворимое печенье желательно перед едой размачивать в жидкости.

Кроха кушает 5 раз в день.1 утреннее и последнее кормление состоят из груди или смеси. Во второе кормление продолжается знакомство с новыми продуктами. 3-е и 4-е кормление состоят из знакомых блюд. Постепенно к 11-ти месяцам можно заменить утреннюю грудь или смесь на обычную еду, увеличить промежутки между кормлениями до 4-4,5 часов.

Можно потихоньку знакомить ребенка с ранее запрещенными фруктами и овощами, расширяя познания карапуза о еде. Под запретом остаются только шоколад, чай, кофе, мед и орехи. Продукты, вызывающие аллергическую реакцию, стоит исключить из рациона полностью до достижения ребенком 2-3 лет.

Сон и режим дня

На 11-м месяце жизни дети становятся более спокойными. Если в предыдущих 2 месяца малыш во сне сильно ворочался и менял свое положение, то теперь он уже спит спокойно. Длительность ночного сна составляет 10-11 часов. Днем малыш может спать дважды по 1,5 -2 часа или однократно 3-4 часа.

На 11-м месяце жизни придерживаться определенного режима дня очень важно. Не следует подходить к этому вопросу жестко, придерживаясь общепринятых стандартов, для крохи намного полезнее жить по индивидуальному графику. Желательным является только время отхода на ночной сон (22.00) и утренний подъем (8.00). Время сна в 22.00 связано с работой гормональной системы, которая вырабатывает важные для роста ребенка элементы в промежуток между 21.00 и 00.00.

Следите, чтобы кроха хорошо высыпался, его сон не нарушался посторонними шумами или движением. Систематическая усталость сильно влияет на внимательность и поведение, развитие и умственные способности.

Хорошо перед сном проветрить помещение. Температура в комнате должна быть не выше 22 градусов и влажностью не ниже 50% и не выше 75%.

Массаж и гимнастика

Поглаживания, сгибания суставов, круговые движения руками и ногами, другие упражнения, способствующие тренировке двигательных умений и кровообращению, остаются обязательными для детей на 11-м месяце жизни. Упражнения на укрепление рук и ног, мышц позвоночника и пресса, совершенствования умения садиться и вставать, хорошо предлагать делать до 3 раз в день. Каждый подход к упражнениям рекомендуется заканчивать расслабляющим массажем.

Физическая нагрузка в виде гимнастики предлагается малышу после сна, до еды. Не рекомендуется заставлять кроху делать упражнения во время болезни, активной фазы прорезывания зубов. Если вы видите, что кроха вялый, капризный или негативно реагирует на ваши действия, лучше отложить гимнастику.

Закаливание

Процедура закаливания организма младенца на 11-м месяце жизни остается прежней. В течение дня предлагайте карапузу:

  • Воздушные и солнечные ванные;
  • Обтирание водой комнатной температуры;
  • Обливание ножек;
  • Контрастный душ.

Чтобы закрепить эффект от процедур не забывайте:

  • Часто проветривать комнату ребенка, поддерживая в ней температуру не выше 22 градусов;
  • Следить за влажностью в помещении (не ниже 50% и не выше 75%);
  • Избегать перегрева, связанного с избыточным количеством одежды.

Различие в развитии мальчиков и девочек

На 11-м месяце жизни между детьми разного пола начинают появляться явные отличия не только в весе и росте, но и психическом развитии. Мальчики в большей степени настроены на движение и изучение окружающего, девочки предпочитают общение, очень эмоциональны: чаще улыбаются и смеются, стремятся быть в центре внимания. Из-за этой разницы на 11-м месяце уже отчетливо видны отличия в развитии речи. Девочки больше произносят звуков, четче повторяют за взрослыми слова, быстрее осваивают простые формы общения. Мальчики более самостоятельны, больше времени проводят за играми, чем в попытках научиться говорить.

Отличия проявляются и в развитии моторики. Для мальчиков характерна более развитая крупная моторика, позволяющая быстро ползать и начинать ходить, девочкам – мелкая моторика, отвечающая за работу пальцев рук.

Как развивать малыша

Возросшие психические, эмоциональные и моторные возможности открывают перед младенцем много новых вариантов получения информации. Теперь взрослые могут предлагать крохе большой спектр разнообразных игр и занятий, ориентируясь на предпочтения ребенка. Среди наиболее полезных занятий для малыша на 11-м месяце жизни можно выделить:

  • Речевые игры. Разнообразные задания, позволяющие карапузу тренировать речевой аппарат, находить знакомые предметы на картинках, в книжках, среди предложенных вещей, позволяют совершенствовать умение говорить, развивать понимание обращенной речи. Отдельно стоит предлагать крохе разнообразные артикуляционные упражнения: повторить за взрослым звук, слог, слоговую цепочку.
  • Игры на развитие мелкой моторики. Занятия с бусинами, шариками, пирамидками и кубиками, сенсорными мешочками и бизибордами развивают пинцетный захват, координацию пальчиков и рук, способствуют развитию речевого центра головного мозга. На 11-м месяце жизни все игры с небольшими предметами должны проводиться под присмотром взрослых, чтобы избежать заглатывания;
  • Игры с водой. Переливание воды из разных стаканчиков и ковшиков, мельницы и фонтанчики, ролевые игры с резиновыми игрушками во время купания положительно влияют на общие знания об окружающем мире, дают возможность познакомить с новыми формами игр, поднимают настроение карапузу;
  • Творчество. Рисование пальчиками, лепка из теста, мелки – виды творчества, теперь доступные крохе. Через простые занятия малыш знакомится с разнообразием цветов, форм, развивает мелкую моторику. Творческие занятия с 10-ти месячным ребенком нужно проводить совместно, водя ручкой крохи по бумаге, показывая, как менять форму теста, рисовать при помощи мела. Во время занятия рассказывайте, что вы делаете, акцентируйте внимание на полученном результате;
  • Тренировка двигательных навыков. Прятки и догонялки, гимнастика и прогулки при помощи взрослых. Рекомендуется предлагать малышу тренировать свои навыки с использованием игровых элементов. Возьмите игрушку и поставьте ее на стул, позовите малыша измененным голосом, предложив ему взять игрушку в руки. Заинтересованный кроха поднимется с пола и попытается забрать вещь. Пусть игрушка, управляемая вами, отойдет от него на некоторое расстояние, стимулируя карапуза сделать несколько шагов.
  • Развитие зрения и слуха. Классическая музыка и игры с музыкальными инструментами хорошо развивают слух малыша. Заводные и движущиеся игрушки тренируют внимание и остроту зрения;
  • Сюжетные игры. Пора начинать знакомить кроху с возможностями сюжетной игры. Покажите, как можно манипулировать куклой или игрушкой, чтобы повторить знакомые действия: положить спать, покормить. Во время такой игры разговаривайте с малышом от имени игрушки, комментируйте ее ощущения (больно, приятно);
  • Игры исследования. Предложите малышу найти предмет, спрятанный в коробку или мешок. Покажите, как играть с сортером, логическим кубом. Первый раз выполните необходимое действие самостоятельно, потом повторите движение, управляя руками крохи, предложите выполнить задание самостоятельно;
  • Развитие логики и обобщения. Общаясь с малышом, покажите ему разницу между большим и маленьким, употребляйте слова обобщения для предметов (овощи, фрукты, мебель, посуда), покажите, как можно сортировать вещи по цвету, размеру;
  • Чтение. Сказки, стихи, потешки – способ знакомить малыша с удивительным миром книг, показывая новый способ познания.

Игрушки

Игротека ребенка уже стала достаточно большой. Разнообразие требует некоторых мер по оптимизации игрового пространства карапуза. Следует:

  • Найти игрушкам место, в котором они будут доступны малышу, но не будут постоянно находиться на виду;
  • Разделить игровые предметы на 2 части. Одну оставить в доступе ребенка, вторую спрятать. Раз в 1-2 недели осуществлять полную смену игрушек для поддержания интереса к ним;
  • Производить постоянный контроль предметов, находящихся в пользовании малыша. Проверяйте игрушки на возможные трещины, сколы, разрывы. Деформированные и сломанные вещи изымайте из игр для обеспечения безопасности крохи;
  • Предметы для игр на улице должны находиться отдельно от домашних игрушек и обрабатываться после каждого похода на улицу водой;
  • Раз в месяц хорошо все игрушки мыть, протереть от возможной пыли, мягкие игрушки выбить или постирать;
  • Внимательно проверять игрушки, использующие элементы питания. Все батарейки должны быть не только спрятаны под пластиковой крышкой, но и дополнительно закреплены при помощи винтика.

На 11-м месяце жизни ребенка наиболее полезными для игровых целей считаются:

  • Мячики и шарики разных размеров. Большой шар для аэробики, мяч для тренировки умения кидать и пинать, небольшие шарики разного цвета и текстуры для развития мелкой моторики, светящиеся – для остроты зрения. Хорошо при помощи мячиков учить карапуза умению сортировать, различать большое и маленькое;
  • Резиновые игрушки. Хорошо подходят для ролевых игр и занятий во время купания. Можно приобрести набор резиновых зверей, издающих писк во время нажатия. Подбирая резиновые игрушки для малыша, стоит обратить внимание на их расцветку. Выбранные животные должны быть окрашены по подобию реальных животных, для закрепления внешних признаков в памяти малыша;
  • Шумящий или свистящий молоток, пищалки, погремушки. Желание стучать игрушками по окружающим предметам все еще очень сильное. Пищащий молоток развивает умение малыша пользоваться крупной моторикой рук, развивает понимание причинно-следственных связей в головном мозге;
  • Пирамидки разных размеров, сортеры, вкладыши, предметы, развивающие мелкую моторику и логику. Применение игрушек этого типа стимулируют развитие речи, первичных навыков мышления;
  • Кубики и конструктор. Умение выстраивать башенки и создавать новую форму через скрепление блоков — важный навык на пути освоения крупной и мелкой моторики. Через зрительное восприятие процесса построения новых форм, малыш развивает математические способности, пространственную ориентацию, координацию;
  • Музыкальные игрушки и развивающие центры. Хорошо влияют на развитие слуха и мелкую моторику;
  • Куклы и звери. Сюжетная игра – основа развития ребенка до 3-х лет. Чем лучше развит навык занятий с игрушками, изображающими живые существа, тем быстрее малыш осваивает основные умения, связанные с общением, самообслуживанием;
  • Заводные и движущиеся игрушки. Наблюдая, как неподвижные игрушки после простых манипуляций «оживают», малыш тренирует остроту зрения, закрепляет причинно-следственные связи, развивает фантазию;
  • Посудка, игрушечная мебель и пластиковые бытовые предметы. В игре младенец повторяет увиденные действия взрослых и пытается подражать, чем больше возможностей тренировать различные движения при помощи игрушек будет у карапуза, тем легче ему будут поддаваться базовые умения;
  • Машинки и ходилки. Эти виды игрушек нужны и мальчикам, и девочкам. Действия с предметами, которые можно катать, толкать, использовать в качестве опоры для тренировки навыка ходьбы позволяют развивать координацию, логическое мышление.

Подбирая игрушки для малыша, в первую очередь, стоит ориентироваться на предпочтения крохи и возрастную оценку производителя. Избегайте предметов из легко поддающихся деформации материалов, с мелкими деталями и некачественным окрашиванием. Старайтесь контролировать целостность вещей, своевременно убирать сломанные или треснутые вещи.

Что должно насторожить

Любая мама волнуется, насколько ее малыш соответствует нормам развития, стремится создать оптимальные условия для развития карапуза. Но не всегда кроха делает все тоже, что и его сверстники. Вы можете быть спокойной, если ваш малыш к 11-ти месяцам умеет:

  • уверенно сидит, держа спину ровно, используя руки для игры;
  • стоит у опоры на прямых ногах или коленях;
  • ползает по-пластунски или на четвереньках;
  • реагирует на попытку забрать у него игрушку;
  • пьет из чашки, пытается есть ложкой, взяв расческу, несет ее к голове, повторяет за вами движения и жесты;
  • строит из кубиков башенку на 2-3 элемента;
  • по просьбе находит и берет в руки названый предмет.

Указанные навыки должны быть у каждого 11-го месячного ребенка. Следует срочно обратиться к участковому педиатру за консультацией, если карапуз:

  • Чувствует себя неуверенно в положении сидя;
  • Не стоит без поддержки;
  • Не воспринимает просьбу «дай», «на», «покажи»;
  • Не пытается повторить за взрослыми звуки и движения;
  • Не проявляет интереса к игрушкам, не проявляет предпочтения в играх;
  • Вял и апатичен;
  • Не реагирует на незнакомых людей.

С каждым днем малыш становится все активнее и сообразительнее. Его умения развиваются и совершенствуются. Карапуз требует все больше внимания мамы, хочет постоянно ее видеть. Психологическое и физическое развитие малыша выходит на новый уровень, пройдет еще немного времени и ваш малыш не только пойдет, но и побежит. Будьте бдительны, старайтесь создать безопасную развивающую среду, но при этом не забывайте о себе: отдыхайте, правильно питайтесь, сохраняйте бодрость духа. Здоровая и счастливая мама – основа для комфортного развития и роста младенца.

Когда возраст малыша приближается к первому дню рождения, он начинает позиционировать себя как отдельная и самостоятельная личность, пусть пока еще очень зависящая от мамы. Родителям пока еще трудно поверить, что у маленького человечка, который вчера еще лежал в кроватке и довольствовался погремушкой, уже есть свои собственные желания, вкусы и эмоции. Годовалые дети остро реагируют на запреты, проявляют протест, капризничают. Конечно, они еще очень нежны, их легко можно подавить запретами, но правильному развитию ребенка такой подход только навредит. Чтобы помочь малышу гармонично развиваться, нужно знать, как проходит этот процесс по месяцам.

Развитие ребенка в 10 месяцев

В 10 месяцев дети, обычно, хорошо умеют ползать на четвереньках, без труда координируя движения. Некоторые могут даже ходить с опорой и стоять без поддержки. Осознав все преимущества вертикального положения, ребенок начинает активно учиться вставать самостоятельно, карабкаться по ступеням, ему хочется ходить за ручку и хватать игрушки и предметы из положения стоя. Пальчики ребенка становятся все более проворными, он проявляет интерес к разным мелким предметам, пытается схватить их и попробовать на зуб.

При нормальном развитии ребенка в 10 месяцев, он хорошо понимает слова «иди», «сядь», «лежи» и другие. Дети в этом возрасте с удовольствием повторяют за взрослыми новые слоги, придумывают и используют «лепетные слова», как минимум 1-2, понятные в конкретной ситуации, подражают взрослым в артикуляционных упражнениях и играх с язычком. Для развития ребенка в 10 месяцев важно, чтобы в разговоре с ним взрослые не использовали его забавный детский язык, малыш должен слышать правильную речь. Также педиатры рекомендуют комментировать вслух все свои действия, чтобы ребенок научился узнавать ключевые слова и фразы.

Дети в 10 месяцев уже учатся пользоваться ложкой и пить из своей кружки или поильника, пользоваться горшком. По просьбе взрослого малыш может выбрать между игрушками, предметами одежды или блюдами, отдавая предпочтение чему-либо – это умение нужно развивать и дальше. В этом возрасте ребенок будет рад выполнять различные поручения, это нужно всячески поощрять. Разумеется, маме нужно помочь, если малыш не справляется сам, не забывая похвалить за проявление инициативы.

Многие малыши именно в возрасте 11 месяцев делают первый шаг и произносят первое слово, это становится настоящим событием для родителей. В любом случае, если развитие ребенка в 11 месяцев проходит нормально, к этому возрасту он будет уметь самостоятельно вставать с опорой, садиться, ходить с поддержкой, подниматься и спускаться по невысокой лесенке.

Малыш уже подрос, может самостоятельно есть с ложки, пить из чашки, мыть ручки и лицо, использовать расческу по назначению, с удовольствием приносит по просьбе легкие предметы. Психологическое развитие ребенка в 11 месяцев также шагнуло далеко вперед, он уже может адекватно реагировать на обращенные к нему слова взрослых и достаточно хорошо понимает родителей. В этом возрасте важно поощрять стремление ребенка говорить – называть окружающие предметы, рассказывать сказки, задавать вопросы. В его лексиконе уже должно быть как минимум 3-5 лепетных слов, которыми он обозначает совершенно определенные предметы и ситуации. С ребенком можно играть в простые сюжетные игры. Если мама придумает историю с его любимыми игрушками в качестве главных героев, малыш с удовольствием поддержит незатейливую интригу.

Развитие ребенка в год

Обычно к моменту, когда малышу исполняется годик, он умеет вставать и немного ходить самостоятельно и даже бегать, держась за руку. Дети в этом возрасте любят самостоятельно пить из чашки и кушать ложкой, называют всех членов семьи и других хорошо знакомых людей по имени, играют в сюжетные игры вместе с родителями.

В психологическом развитии ребенка в 12 месяцев начинается кризисный, переходный период. Это время отождествления себя, как отдельного от матери существа, поиск собственного «Я». По мнению многих психологов, единственное время, когда человек вправе закатывать истерики – возраст около года. Ведь он до сих пор только и умел выражать свой протест плачем и криком, а словами объяснить, что ему нужно, еще не может. Главной проблемой кризиса первого года является то, что родители просто не успевают перестроиться вслед за бурным развитием малыша. Взрослые могут пытаться пресечь плохое поведение, но нужно понять, что подавить ребенка легко, ведь он мал и слаб. Но эти неумелые проявления самостоятельности, упрямство и непослушание – не признак плохого характера и избалованности, это естественный этап взросления и развития ребенка в 12 месяцев. Родителям нужно набраться терпения, с этого момента начинается собственно процесс воспитания. Нужно стараться договориться с ребенком, проявлять гибкость, не позволяйте себе грубо переламывать волю малыша. Конечно, вы сильнее и он, в конце концов, уступит, но это лишь сиюминутный эффект, в будущем это приведет к еще большей несговорчивости и агрессии.

Развитие ребенка в год и месяц

После первого дня рождения все ярче проявляются индивидуальные различия и характер малышей. С каждым днем ребенок открывает для себя целый мир, все новое его и радует и немного настораживает. Дети, в большинстве своем, в этот период очень привязаны к родителям, особенно к маме. Малыш может начать беспокоиться, если поймет, что его оставили одного в комнате, и мама долго не приходит. Для правильного развития ребенка в год и месяц очень важна родительская любовь, нужно чаще обнимать и целовать малыша.

Как правило, к этому возрасту дети начинают говорить, в их лексиконе появляются слова «мама», «папа», названия животных, любимые продукты питания и напитки. Конечно, пока еще запас активных слов, которыми ребенок активно пользуется в повседневной жизни, очень мал, и он понимает гораздо больше, чем говорит. Чтобы стимулировать речевое развитие ребенка в год и месяц, педиатры советуют как можно больше разговаривать с малышом, тогда его лексикон будет пополняться быстрее.

Ребенку 11 месяцев. До первого дня рождения осталось четыре недели. К этому возрасту малышу уже многому научился, и все его навыки активно совершенствуются. Для родителей это и приятное, и в то же время трудное время – кроха становится самостоятельным, не сидит на месте и требует постоянного присмотра. Дневной сон сокращается по времени, а вместе с этим меняется и поведение маленького чада.

Рост и развитие ребенка в 11 месяцев

На одиннадцатом месяце жизни прибавка веса у младенца в среднем равна 400 г, а показатель роста увеличился на 1-1,5 сантиметра. Окружности головы и грудной клетки увеличились примерно на 0,5 см. Темпы роста у здоровых детей могут отличаться, но для определения среднестатистической нормы существуют средние значения показателей физического развития, предусмотренные ВОЗ.

Таблица основных параметров физического развития детей в 11 месяцев

Основные навыки

Малыш в одиннадцать месяцев ежедневно совершает новые открытия, познавая окружающий его мир. Кроха настолько любознателен, что стремится всюду залезть (под стул, стол, кровать) и все там посмотреть. Пробует все на вкус и на ощупь, частенько заставляя родителей переживать, не взял ли ребенок чего лишнего в рот. В этом возрасте дети абсолютные непоседы, требующие максимум внимания от мамы, не давая ей ни минуты отдохнуть.

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев

Список основных навыков:

  • самостоятельно вставать, становиться без поддержки, садиться из любого положения, ходить за руку со взрослым или держась за опору;
  • держать ложку и делать попытки есть с неё, при этом от души обмазываясь содержимым тарелки с головы до ног;
  • указывать пальцем на предметы по просьбе взрослого («покажи, где машинка?»);
  • к некоторым из игрушек иметь особенные предпочтения;
  • произносить простые односложные слова и слоги, обозначать действия звуками;
  • пытаться копировать действия взрослых или старших детей в семье;
  • оборачиваться на обращение к нему по имени.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Сравнивая развитие девочек и развитие мальчиков в 11 месяцев, можно смело утверждать, что психические и физические параметры детей обоих полов находятся в целом на одном уровне. Встречаются мнения, что мальчики позже овладевают умениями ходить и говорить, в отличие от девочек. Иногда это так, но в большей степени процесс развития проходит индивидуально и развитие конкретных навыков зависит от самого ребенка.

Различие между детьми мужского и женского пола на одиннадцатом месяце в основном заключается в активности, поведении со взрослыми, выборе игрушек и т.д.

  • Так, девочки больше времени проводят в размеренном, спокойном состоянии и могут завлечь себя монотонной игрой в кубики как минимум на полчаса.
  • В играх мальчиков больше движения, динамичности, им трудно усидеть на месте. Малыши даже в таком возрасте менее стеснительны, они охотнее своих сверстниц идут на контакт с незнакомыми детьми.

Нейро-психомоторное и психическое развитие на 11-ом месяце жизни

Психическое развитие малыша по сравнению с предыдущим месяцем претерпевает небольшие изменения. К этому возрасту малыш стал уже практически самостоятельной личностью, период полной зависимости от мамы остался позади. Перед вами – почти годовалый человек со своими предпочтениями и привычками.

Чтобы проверить, нормально ли проходит развитие ребенка в 11 месяцев, родителям необходимо пройти с младенцем небольшой тест:

  • оцените, насколько хорошо ребенок садится и сидит сам, стоит и ходит у опоры, ползает на четвереньках;
  • проверьте, стремится ли малыш хотя бы немного имитировать движения, показываемые вами, или которые он видел ранее. Например, ребенок знает предназначение ложки, расчески, полотенца, и пытается провести с ними логически правильные действия;
  • предложите ребенку сложить простую башню из трех-четырех кубиков. Малыш должен попытаться поэтапно положить 2-3 кубика друг на друга.

Если ребенок без труда выполняет вышеперечисленные задачи, то вас можно только поздравить – ваш маленький наследник развивается правильно.

На что еще можно стоит обратить внимание, оценивая физическое развитие малыша, вы можете увидеть в таблице ниже.

Речь Малыш постоянно лепечет, правда, вся его маленькая «болтовня» пока лишь понятна только ему самому. Местами речь становится понятной, можно разобрать звукоподражательные «би-би», «му-му», «да-да» и т.д.
Слух Ребенок осознает все то, что говорят ему родители, но пока о поддержании беседы речи идти не может. Все новые услышанные слова запоминаются крохой и уходят в «пассивный словарь», поэтому взрослым необходимо следить за своей лексикой.
Зрение Любознательность младенца растет. Присутствуя в незнакомом месте (например, в гостях), ребенок уже не пускается в плач, а стремится рассмотреть новый интерьер. Малыш еще не способен отличать на глаз твердые предметы от мягких, поэтому при купании в ванне пытается ухватить ладонью струйку воды.
Эмоции Эмоции у малыша в 11 месяцев подкреплены действиями: если ребенок недоволен, он сердится и кусает/бьет маму; если он рад – смеется и хлопает в ладоши. С помощь взрослых ребенок научится разделять эмоции и действия (к примеру, злиться, но при этом не стараться ударить), и начинать учить этому стоит уже сейчас.
Моторика Кроха научился достаточно ловко наклоняться за игрушкой, не падая на четвереньки и не приседая. Может самостоятельно держать чашку и учится пить из неё. Стоит без посторонней помощи. Делает первые шаги, но еще боится ходить без поддержки, поэтому, не отпуская руку мамы, увлекает её туда, куда хотел бы направиться сам.
Игра В игре ребенок пытается походить на взрослого, и стремится все делать самостоятельно. Если ему дать тряпку, он с удовольствием поелозит её по полу. Малыши в одиннадцать месяцев любят рассматривать книжки с большими яркими картинками, строить башенки из крупных кубиков и собирать пирамидку.

Двигательная активность малыша в 11 месяцев

11-месячный среднестатистический ребенок может стоять, приседать, наклоняться и передвигаться, держась за опору. В среднем карапуз начнет ходить к 12-13 месяцам, но уже сейчас необходимо создать ему благоприятные условия для развития этого навыка.

  • Организуйте подходящее для ходьбы пространство. Как только ребенок доберется до очередной опоры (а это может быть шкаф с разными предметами), он тут же начнет её изучать, а это не всегда безопасно. Поэтому заранее уберите в недоступное место бьющиеся и потенциально опасные для здоровья младенца вещи.
  • Постарайтесь сделать среду для хождения максимально дружелюбной. Поставьте заграждения перед окнами, радиаторами. Установите специальные заглушки на розетки и выньте ключи из дверей. Острые углы необходимо обмотать тканью или поролоном.
  • Если первые шаги малыша намечаются на весну-лето, почаще бывайте с крохой на природе. Пусть ребенок почувствует босыми ступнями ножек землю, траву, песок – это побудит его к проявлению большей активности и разнообразит некую «копилку» его тактильных ощущений.

На заметку! Если тренирующийся ходить ребенок упал, не бросайтесь ему в ту же секунду «на помощь» – позвольте малышу подняться самостоятельно. В падениях ничего страшного нет, более того, они даже необходимы для более успешной координации в пространстве и развития координации движений.

Режим дня ребенка в одиннадцать месяцев

К 11 месяцам распорядок дня крохи уже полностью сформирован, поэтому если и стоит пытаться скорректировать его, то очень мягко, – резкая перемена в режиме может привести к стрессу у малыша. Биологические часы ребенка дают возможность определить, подрастает у вас маленький «жаворонок» или «сова».

Потребность во сне к данному возрасту равняется 14 часам в сутки. Из них 10 часов ребенок спит ночью, днем же сон длится 1-2 часа. На прогулку с 11-месячным крохой нужно выходить дважды в день, организовывая ее так, чтобы часть прогулки ребенок провел активно, а часть – поспал на улице.

Примерно так выглядит день 11-месячного малыша:

Обратите внимание! Родителям проще подстроиться под сложившийся режим их чада, это позволит сэкономить уйму времени и сил, не подвергая пыткам хрупкую нервную систему младенца.

Питание младенца в 11 месяцев

На данном этапе все малыши, независимо от того, чем они питались ранее – смесью или грудным молоком, – получают полноценный прикорм. Организм ребенка уже готов усваивать новые продукты и познавать разнообразие вкусов. Отварные овощи малышу уже не нужно измельчать блендером, достаточно лишь размять вилкой и учить кроху откусывать пищу небольшими кусочками.

Важно! Меню и питание ребенка к 11 месяцам все еще сохраняет молочную основу. Материнское молоко (или адаптированная смесь 2 ступени) остается одним из важных продуктов, получаемых малышом ежедневно порциями до 200 мл за один прием пищи.

Для определения объема пищи, который необходим ребенку в сутки, текущий показатель массы тела нужно разделить на 9. В среднем дети данного возраста получают за день 1000-1200 мл питания. Полученный объем равномерно распределяется на количество кормлений и получается средняя порция для грудничка в 200-240 мл.

Ниже мы приводим наименования продуктов и блюд, которые должны присутствовать на столе здорового ребенка в возрасте 11-ти месяцев.

Грудное молоко или молочная смесь (мл) 400
Каша молочная (г) 200
Овощное пюре (г) 200
Фруктовое пюре (г) 100
Сливочное масло (мл) 6
Растительное масло (мл) 6
Детский творожок (г) 50
Мясо (г) 60
Фруктовый сок (мл) 100
Яичный желток (шт.) 0,5
Печенье, сухарик (г) 10
Рыбное пюре (г) 40-60
Кисломолочные продукты (мл) 200
Хлеб пшеничный (г) 10
Общий объем пищи за день (г) 1200

В блюдах, приготовленных для малыша в этом возрасте, уже смело могут встречаться небольшие кусочки. Давайте ребенку «на пробу» толченые овощные рагу, салаты из мелконарезанных овощей, или натертых на крупный терке фруктов. Размер кусочков в порции должен увеличиваться по мере прибавления у крохи молочных зубов.

На заметку! Сливочное и растительное масло добавляются в пюре и каши домашнего приготовления в том случае, если готовое питание для ребенка не содержит в своем составе дополнительных жиров.

Как развивается малыш в 11 месяцев – опыт мамы (видео):

Массаж для ребенка на 11-м месяце жизни

Легкое воздействие массажем на поверхность кожи малыша в 11 месяцев помогает познавать границы собственного тела, развивает внимание и способствует развитию сенсорного восприятия. Во время процедуры очень полезно разговаривать с ребенком, рассказывать ему потешки, петь и играть с ним. Кроме того, благодаря массажу между мамой и ее малышом возникает особенный психологический контакт.

Массаж животика
  • поглаживание 2-3 раза: круговое, встречное, по косым мышцам;
  • стимулирующее легкое пощипывание вокруг пупка;
  • растирание поверхности кожи подушечками пальцев.
Массаж груди
  • поглаживания верхней части груди 2-3 раза;
  • поглаживания по межреберьям 2-3 раза.
Массаж спины
  • поглаживания по всей поверхности спины 2-3 раза;
  • растирание спины подушечками пальцев, движения по коже ребенка ребрами ладоней;
  • разминание мышц спины и ягодичных мышц;
  • вновь поглаживания;
  • легкое пощипывание спины и ягодичных мышц.

Гимнастика с крохой

Заниматься общеразвивающей гимнастикой с ребенком в 11 месяцев можно ежедневно или через день. Комплекс упражнений поможет малышу научиться контролировать свое тело с младенческого возраста. Правильно выполняемая гимнастика активно развивает и укрепляет детский организм.

Упражнение «Бокс»

Дайте ребенку в ручки пластмассовые или резиновые колечки, удобные для захвата. Держась за них, разгибайте и сгибайте руки ребенка. Необходимо выполнить 5-6 раз каждой рукой.

Упражнение «Тачка»

Ребенок лежит на животе. Приподнимите его и поддерживайте только за бедра – пусть малыш попробует опереться только на руки. Положите перед крохой игрушку и побуждайте малышу переставлять ручки, чтобы приблизиться к ней.

Упражнение с наклонами

Поставьте ребенка спиной к себе на твердую поверхность (например на стол). Ладонью левой руки придерживайте его колени, чтобы они не сгибались, а свою ладонь правой руки положите крохе на живот. Поставьте перед малышом привлекающий его предмет/игрушку, и попросите: «Наклонись и достань кубик (мячик, машинку)». Важно следить за тем, чтобы ребенок наклонялся, не приседая.

Развивающие игры с ребенком в 11 месяцев

Интерактивные панели, детские музыкальные наборы, коими родители стремятся обзавестись для своего почти годовалого чада, не могут полностью удовлетворить потребность малыша в играх. Каких же развлечений ждут от своих родителей крохи в 11 месяцев?

Ребенок в 11 месяцев: игры и упражнения с крохой (видео):

Также мы подобрали для вас несколько несложных, но очень забавных вариантов игр с детьми данного возраста.

Игра «Сюрприз»

Приготовьте ведерко со сложенными в него 3-5 мелкими предметами. Пусть малыш вынимает их по очереди, а вы в это время произносите вслух название каждого «сокровища». Потом, на глазах у ребенка, закройте один из предметов ладонью, и спросите, куда же исчезла вещь. Эта игра развивает у детей зрительное восприятие и учит соотносить слова с предметами.

Игра «Разрушитель»

Постройте башню из пластмассовых стаканчиков или кубиков, и дайте малышу её радостно разрушить. Такое простое занятие доставит младенцу много счастливых, полных озорства минут, и в то же время эта игра просто отлично развивает внимание.

Игра «Ложки-поварешки»

Принесите с кухни ребенку разнообразные ложки – из металла, пластика, дерева. Дайте малышу вволю постучать ими по разным поверхностям. Таким образом в игре вы развиваете с крохой все типы сенсорного восприятия, крупную и мелкую моторику рук.

11 месяцев – уже серьезный возраст для ребенка. Пройдет всего лишь месяц, и наступит первый день рождения в жизни малыша. Перед нами уже видимая личность - со своим характером, нравом и взглядом на этот мир.

Таким образом, по манере ходьбы и времени ее начала, можно определить будущие личностные качества человека.

Навыки ребенка в 11 месяцев.

  • Может понять, что родители говорят о нем
  • Словами имитирует голоса животных и птиц
  • Навыки ребенка в 11 месяцев позволяют выполнять простейшие требования: принеси, дай, отнеси, возьми.
  • Ожидает похвалу со стороны взрослых
  • Малыш научился манипулировать взрослыми и теперь патается всего добиться плачем.
  • Понимает значение слов «да» и «нет»
  • Размахивает ручкой, приветствуя или прощаясь.
  • Полностью освоил пинцетный захват, может двумя пальчиками взять мелкий предмет.
  • Пробует пользоваться ложкой и чашкой, может подцепить ложкой еду из тарелочки.
  • , для того, чтобы дотянуться до интересного предмета, кроха может подтянуться наверх, держась за прутья манежа, затем встать. Или, наоборот, опуститься на четвереньки и доползти до цели. А чтобы достать вожделенную игрушку, сможет, кряхтя, вскарабкаться на стул.
  • Знаменательным достижением ребенка считается . Это относится лишь к половине детворы. Остальная же часть может осваивать этот навык вплоть до 16 месяцев. Если характер малыша уравновешен и спокоен, то он не будет спешить вставать на ноги, потому что передвижение ползком гораздо быстрее и надежнее, и он будет и далее совершенствоваться в этом способе, стремглав передвигаясь по дому.

Развитие ребенка в 11 месяцев.

  • Теперь малыш больше обращает внимание на предметы для взрослых, чем на свои игрушки. В нем велико стремление быть похожим на маму с папой, и он очень старается - радостная улыбка не сходит с сияющей мордашки, когда он тащит папе тапочки или выбрасывает конфетный фантик в мусорное ведро.
  • На кухне, когда мама готовит обед, навыки ребенка в 11 месяцев позволяют складывать кусочки нарезанных овощей в кастрюлю, а если мама моет посуду, то лучше всего выделить для него емкость с водой, и пусть полощет в ней ложки. Радость будет бить вместе с водой через край, а у мамы появится свободная минутка. Очень важно поощрять в этот момент крошечного помощника, ведь таким образом он делает первый шаг к активному сотрудничеству. И, конечно же, надо почаще кроху расхваливать.
  • Продолжайте развивать , чем более подвижные и ловкие пальчики у малыша, тем он более умный и развитый и это необходимо развивать, как можно с более раннего возраста. Как говорил известный педагог В. Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
  • Малыши просто обожают подвижные игры с родителями, особенно с отцами, которые могут их высоко подбросить, на лету поймать, закружить и перевернуть вниз головой. А детишки повизгивают от восторга, хохочут и просят вновь и вновь повторить трюк.
  • Занятие лечебной физкультурой () поможет значительно укрепить физическое состояние ребенка.
  • На развитие детей этого возраста влияет социально бытовой фактор. Разговорные навыки ребенка в 11 месяцев формируются путем подражания взрослым, чем более грамотно говорят родители, тем грамотнее будет речь малыша, который копирует интонацию, выразительность и грамотность. Если родители молчуны то и ребенок начнет разговаривать позже.
  • Постарайтесь, чтобы иногда в доме звучала музыка, она способна успокоить и утешить ребенка, снять психическое напряжение, преодолеть стрессы, стать источником психологического здоровья малыша. Отсутствие музыкальных впечатлений в раннем детстве, невозможно восполнить в более позднем возрасте.
  • В 11 необходимо постепенно исключать подгузники из жизни, это поможет в приучении малыша к . Даже если намочит штанишки ничего страшного в этом нет, зато малыш будет чувствовать происходящие с ним процессы, и быстрее научится контролировать свои позывы, и даже начнет сообщать вам про то что он хочет в туалет.

Рацион питания ребенка в 11 месяцев.

В 11 месяцев наш карапуз уже имеет шесть зубов, теперь ему вполне «по зубам», поэтому в рацион питания ребенка в 11 месяцев может включаться вареная картофелина, морковка, котлетка или рыбная тефтелька. И он уже готов к четырех разовому питанию.
Многие мамочки именно в это время прекращают кормить ребенка грудью днем. Остается утреннее и вечернее кормление.

С точки зрения психологов, кормлений по вечерам нельзя лишать слабых и всего боящихся детей. Это не только питание на ночь, но и наиважнейший ритуал, который дает ребенку успокоение и расслабление перед тем, как мама уйдет и он останется один в темной комнате.

Рацион питания ребенка в 11 месяцев имеет свои особенности. С одной стороны, он настолько повзрослел, что может питаться кашами, овощами, фруктами, мясом, творогом,
хлебобулочными изделиями, а с другой — его пища.

Десятимесячный малыш – это маленькая формирующаяся личность. Проявления характера заметны во всем: ребенок хочет быть самостоятельным, сосредотачивается на каком-либо деле и возмущается, когда ему мешают. Развитие ребенка в 10 месяцев очень стремительно –мамы порой не успевают фиксировать новые достижения за день и обсуждать их на форуме – столько их много.

Успехи малыша в 10 месяцев:

  1. Обычно к этому возрасту у ребенка уже есть как минимум 4 зубика. Но этот процесс индивидуален – не стоит волноваться, если их еще нет.
  2. Малыш самостоятельно стоит в кроватке, держась за бортики. Может приседать и подпрыгивать в ней, передвигаясь по периметру.
  3. Малыш способен пользоваться несколькими предметами сразу: например, подталкивать палочкой мяч.
  4. Повторяет движения взрослых. С интересом исследует содержимое шкафчиков и комодов, открывая и закрывая дверца.
  5. Умеет сам слезать из дивана, попой вперед.
  6. Если поддерживать его за ручки, может передвигаться и стоять.
  7. Самостоятельно садится из положения стоя.
  8. Хорошо развита мелкая моторика рук, освоено щипковое хватание.
  9. Умеет ползать по пластунски.
  10. Повторяет слова мамы и папы, реагирует на шутки и стихи.
  11. Активно использует жесты в общении: машет ручкой на прощание, протягивает ручки навстречу.
  12. Ищет общения с другими детьми.

Навыки и реакции ребенка:

  • Если поставить малыша рядом с диваном или креслом, то он может сам стоять минимум минуту.
  • Поставив ребенка и протянув к нему руки, можно увидеть, как он схватится за них и встанет.
  • Если положить кроху на спину, он должен самостоятельно сесть.
  • Если дать малышу куклу, то он будет с интересом осматривать ее отдельные детали, дотрагиваясь до них пальцами: к носу, глазам, рту игрушки.

Кормление ребенка в 10 месяцев

Прикорм в этот период отходит на задний план или вовсе отсутствует. Малыш преимущественно питается обычной пищей. Сколько должен есть десятимесячный ребенок? Доза на день – это до 700 грамм молочных продуктов.

За одно кормление он съедает в среднем 200 грамм пищи. Грудное молоко дается на ночь. После кормления можно давать пить по 50 грамм сока или воды.

Если ребенку давать мало жидкости, то у него может появиться запор. Еда должна быть приготовлена на пару или сварена. Можно давать целые кусочки вареных овощей или мягкие фрукты, чтобы стимулировать жевание.

Слишком сильно измельчать пюре не стоит — можно просто разминать его вилкой. Меню должно состоять из натуральных продуктов без консервантов и красителей.

Уход и здоровье малыша

Физическое развитие в 10 месяцев позволяет приучать ребенка к порядку. Он сейчас уже достаточно активный, чтобы научиться убирать за собой игрушки. Нужно подавать ему пример, складывая их на место и прося малыша помочь.

Обязательны прогулки с ребенком, не менее двух часов в день. Нельзя перегревать малыша, одевая его слишком тепло. В этот период он уже может ходить на носочках или на цыпочках, говорить слова, рассматривать картинки и книги. Можно понемногу приучать кроху к горшку, хваля его за успехи в течение дня.

Психическое развитие ребенка

У малыша может появиться любимая игрушка, с которой он не захочет расставаться. Ему нравится определенная музыка, под которую он будет танцевать, притопывая ножками. Иногда чрезмерно активный малыш, может кусаться или щипать лицо взрослого или другого ребенка. Не нужно кричать на него, даже если он бьет кого-либо. Следует спокойным тоном объяснить, что этого делать нельзя. Именно сейчас формируется личность маленького человека и излишне строгое отношение к нему может быть чревато комплексами в будущем.

Что еще может делать малыш в 10 месяцев

  • Выполнять указания: «дай», «возьми», «обними».
  • Говорить по слогам: та-та, ба-ба, ма-ма.
  • Имитировать звуки.
  • Называть предметы на своем языке.
  • Баловаться с языком и слюной во рту.
  • Запоминать положение предметов.

Он начинает понимать, где и что лежит, и не так пугается, когда мама уходит, ведь уже понимает, что она вернется. В это время формируется раннее ассоциативное мышление малыша.

В какие игры можно играть с ребенком?

Родители часто интересуются, как развивать ребенка при помощи игр? Есть масса способов для этого. Вот самые простые из них:

  1. «Хоровод». Взять ребенка за ручки и выполнять круговые движения, имитируя хоровод. Можно напевать смешные песенки или читать стихотворения. Эта игра развивает координацию тела и учит ребенка выполнять простейшие движения.
  2. «Бросание игрушек». Нужно поставить на пол пустую коробку и бросать в нее вместе с ребенком игрушки с определенного расстояния. Так развивается манипулирование предмета.
  3. «Проход через тоннель».Нужно сконструировать из пустых коробок туннель и позвать малыша с другой стороны. Проползая через него, он увидит как меняется расстояние и предметы.

Сон ребенка в 10 месяцев

В этот период общий сон составляет до 15 часов в сутки. В отличии от грудничка, который спит около 20 часов, малыш десяти месяцев отроду днем много бодрствует и с интересом познает мир.

Сон днем

В таком возрасте малышу нужно спать два раза днем по 1,5 часа. Если дневной сон займет больше времени, тогда малыш будет плохо спать ночью.

Сон ночью

Ночной сон малыша в 10 месяцев должен занимать минимум 10 часов. Иногда малыш просыпается 2-3 раза за ночь. Кормящие мамы должны прикладывать малыша к груди в период с 5 до 9 утра.

Сейчас можно выработать особый ритуал сна и придерживаться определенного времени для сна. Тогда ребенок заметит последовательность действий и сможет засыпать впоследствии самостоятельно.

Показатели веса и роста у детей в 10 месяцев

Мальчики и девочки развиваются по-разному. К 10 месяцам рост мальчиков составляет 69-75 см, вес – 7,5-11 килограмм. Девочек – рост 65-70, вес – 7,5 -10,1. Такие параметры являются рекомендованными, но все зависит также от наследственности малыша. Показатели могут варьироваться в ту или иную сторону.

Развитие мелкой моторики рук

  • Игры в песке или снегу с совком, граблями, формочками.
  • Рисование пальчиками по песку или манке.
  • Откручивание крышечек на бутылках.
  • Перебирание камушков или макарон.
  • Пересыпание крупы из одной емкости в другую.

В процессе нужно следить, чтобы ребенок задействовал обе руки. Это стимулирует одинаковое развитие обоих полушарий мозга.

Если малыш упал

Ребенок в 10 месяцев непоседлив и может залезть под стол, кровать или в любое самое неожиданное место. Поэтому падения и ушибы для него, это обычное дело. Даже самая внимательная мать может не уследить, и ребенок ударится. Если малыш упал с дивана и ударился головой, не нужно паниковать.